B3 - типы подчинительной связи

Комментарии преподавателя

Возможные трудности

Добрые советы

Бывает трудно определить тип связи слов в словосочетаниях существительное + существительное , где зависимое слово отвечает на вопрос какой? Например: умница дочка, город Москва, лист берёзы, дом у дороги.

Попробуйте изменить главное слово, употребив его в форме множественного числа или косвенного падежа, например, родительного. Если зависимое существительное при этом изменяется, то есть согласуется с главным словом в числе и падеже (умницы дочки, города Москвы ), то тип связи слов в этом словосочетании - согласование.
Если зависимое существительное не изменяется, то есть не согласуется с главным словом в числе и падеже (листа берёзы, дома у дороги ), то тип связи в этом словосочетании - управление.

Иногда род, число и падеж существительных, связанных с помощью управления, совпадают, поэтому в таких случаях можно спутать управление с согласованием, например: у директора колледжа.

Чтобы определить тип связи слов в данном словосочетании, нужно изменить форму главного слова. Если зависимое слово изменяется вслед за главным, то это словосочетание с согласованием: у красавицы артистки - красавице артистке . Если зависимое слово не изменяется, то это словосочетание с управлением: у директора колледжа - директору колледжа.

Некоторые наречия, образованные от существительных и других частей речи, можно спутать с соответствующими частями речи и допустить ошибку в определении типа связи, например: поехать летом - восхищаться летом, сварить вкрутую - в крутую передрягу.

Для определения типа связи в такой ситуации необходимо правильно определить часть речи, которой является сомнительное слово. Если сомнительное слово написано слитно с бывшим предлогом или через дефис, то это наречие: вкрутую, вдаль, навстречу, по-старому.
Если слово без предлога или написано раздельно с предлогом, попробуйте задать к сомнительному слову падежный вопрос: поехать чем? летом . Вопрос очевидно неуместен, значит, это наречие, тип связи - примыкание. Восхищаться чем? летом . Вопрос уместен, значит, это существительное, тип связи - управление.
В случае, когда зависимое слово отвечает на вопрос какой? и является прилагательным, тип связи слов - согласование: в передрягу какую? крутую .

Иногда трудно установить, какое слово в словосочетании является главным, а какое – зависимым, например:
слегка грустный, люблю поесть.

В словосочетаниях прилагательное + наречие главным словом всегда является прилагательное, а зависимым – наречие, которое обозначает признак признака .
В словосочетаниях глагол в форме наклонения + инфинитив главным словом всегда является глагол, а зависимым – инфинитив.
Тип связи слов в обоих словосочетаниях – примыкание, потому что зависимое слово является неизменяемым.

Синтаксис. Понятие о предложении и словосочетании

Синтаксис - это раздел грамматики, в котором изучается строение и значение словосочетаний и предложений .

Предложение - это основная единица синтаксиса, выражающая мысль, содержащая сообщение, вопрос либо побуждение. Предложение обладает интонационной и смысловой законченностью, т. е. оформляется как отдельное высказывание.

На улице холодно (сообщение).

Когда отходит поезд? (вопрос).

Закройте, пожалуйста, окно! (побуждение).

Предложение имеет грамматическую основу (подлежащее и сказуемое). По количеству грамматических основ предложения делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные (более одной грамматической основы).

Утренний туман над городом еще не рассеялся, хотя и поредел (простое предложение).

Тот, который был с золотым зубом, оказался официантом, а не жуликом (сложное предложение).

По характеру грамматической основы простые предложения бывают двусоставные и односоставные .

По полноте своей реализации предложения делятся на полные и неполные .

По цели высказывания предложения бывают повествовательные , побудительные и вопросительные .

По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные .

Словосочетанием называются два или несколько слов, объединенных по смыслу и грамматически (с помощью подчинительной связи ).

Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. От главного слова можно задать вопрос к зависимому.

Зайти (куда?) в глушь.

Зарядка (чего?) аккумулятора.

Словосочетание, как и слово, называет предметы, действия и их признаки, но более конкретно, точно, потому что зависимое слово конкретизирует смысл главного. Сравним:

Утро - летнее утро;

Спать - долго спать.

Между главным и зависимым словом в словосочетании возможны три вида подчинительной связи: согласование , управление и примыкание .

Согласование широко используется для выражения атрибутивных отношений в субстантивных словосочетаниях ( «зелёный лес», «зелёная трава», «зелёное дерево»; kalter Wein, kalte Milch, kaltes Wasser ).

В определительных словосочетаниях этого типа в качестве главенствующего компонента употребляются или другие со значением предметности, а в качестве зависимого, определяющего - слова, изменяющиеся по , и : полные (в т. ч. счётные и ), в косвенных падежах, а также существительные в функции (рус. «новый дом», «первая встреча», «двух братьев», «рабочий-передовик», нем. der Tisch, die Uhr, das Haus ).

Число граммем, повторяющихся в компонентах словосочетания, зависит как от количества граммем, выраженных главенствующим словом, так и от количества категорий, присущих зависимому слову. Например, в полное прилагательное в определительной функции согласуется с существительным и числе, роде (только в формах единственного числа) и падеже («красный бант», «красного банта», «красные банты» и т. д.). Существительное-приложение согласуется с главным компонентом в числе и падеже («женщина-космонавт», «женщины-космонавты» и т. д.). Во в субстантивных словосочетаниях как прилагательное, так и артикль согласуются с существительным в роде и числе, причём артикль имеет различительные родовые формы только в единственном числе (un livre intéressant, une pièce intéressante, des livres intéressants, des pièces intéressantes ).

Иногда как согласование квалифицируется (в русском и других языках) формальное уподобление главных членов двусоставного . Однако полное отождествление с согласованием здесь неправомерно; поскольку связь подлежащего и сказуемого не является подчинительной, такая связь носит название координации .

Конкретные правила согласования в разных языках различны. Они подвергаются изменениям и в ходе исторического развития языка. Так, в русском языке следы согласования кратких прилагательных с существительными сохранились лишь в устойчивых сочетаниях («на босу ногу», «средь бела дня»). В числительные согласовались с существительными не только в косвенных падежах, но и в именительном («трие гостие», но «три волости», «три жены»). Позднее согласование в подобных сочетаниях сменилось .

  • Мещанинов И. И., Члены предложения и части речи, М.-Л., 1945;
  • Блумфилд Л., Язык, пер. с англ., М., 1968;
  • Скобликова Е. С., Согласование и управление в русском языке, М., 1971;
  • Общее языкознание. Внутренняя структура языка, М., 1972;
  • Белошапкова В. А., Современный русский язык. Синтаксис, М., 1977;
  • Лайонз Дж ., Введение в теоретическую лингвистику, пер. с англ., М., 1978;
  • Русская грамматика, т. 2, М., 1980.

Л. Е. Лопатина.


Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. ред. В. Н. Ярцева . 1990 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Согласование" в других словарях:

    согласование - взаимодействие, координация, регулирование, выверка, подгонка, подбор, увязка; сообразование, самосогласование, увязание, координирование, скоординирование, согласовывание, утряска, состыковка, слаживание, корреспондирование, увязывание. Ant.… … Словарь синонимов

    СОГЛАСОВАНИЕ - СОГЛАСОВАНИЕ, согласования, мн. нет, ср. 1. Действие и состояние по гл. согласовать и согласоваться. Согласование проектное. 2. Одно из выражений грамматической зависимости слов в речи, состоящее в том, что зависящее слово ставится в том же… … Толковый словарь Ушакова

    СОГЛАСОВАНИЕ - СОГЛАСОВАНИЕ, я, ср. 1. см. согласовать, ся. 2. В грамматике: подчинительная связь, при к рой грамматически зависимое слово уподобляется грамматически главенствующему слову в роде, числе и падеже. Полное с. Неполное с. Толковый словарь Ожегова. С … Толковый словарь Ожегова

    СОГЛАСОВАНИЕ - достижение предварительной договоренности, общего согласия между группой заинтересованных и ответственных лиц по поводу выпуска документа определенного содержания, протокола, договора, принятия общего решения, осуществления общей сделки,… … Экономический словарь

    Согласование - СОГЛАСОВАНИЕ. Форма словосочетания, состоящая в том, что прилагательное или спрягаемый глагол по форме применяются к существительному. В русском языке различают следующие виды С.: 1. С. прилагательного в атрибутивной (см.) форме с… … Словарь литературных терминов

    СОГЛАСОВАНИЕ - 1) достижение предварительной договоренности, общего согласия между группой заинтересованных ответственных лиц по поводу выпуска документа определенного содержания, протокола, договора, принятия общего решения, осуществления общей сделки,… … Юридическая энциклопедия

    СОГЛАСОВАНИЕ - создание в электрических цепях условий, при которых обеспечивается максимальная передача энергии от источника в нагрузку, напр. подключение к длинной электрической цепи резистора таким сопротивлением, что в месте его присоединения не происходит… … Большая политехническая энциклопедия

    Согласование - Согласование одна из трёх основных разновидностей подчинительной синтаксической связи (наряду с управлением и примыканием). Заключается в уподоблении зависимого компонента господствующему в одноимённых грамматических категориях (в роде,… … Википедия

    согласование - Вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется в выражении грамматических значений господствующему слову. Новый район, в новую квартиру, к новым домам. Согласование неполное. Согласование, при котором использованы не все… … Словарь лингвистических терминов

    Согласование - 4. Согласование Официальное согласие с проведением испытаний по данной программе в пределах своей компетенции Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

СОГЛАСОВАНИЕ

СОГЛАСОВАНИЕ

СОГЛАСОВА́НИЕ , согласования, мн. нет, ср.

2. Одно из выражений грамматической зависимости слов в речи, состоящее в том, что зависящее слово ставится в том же падеже, числе, роде или лице, в каком стоит слово, от которого оно зависит (грам.), напр. мой сын, моему сыну, моя дочь, дело идет, дела идут.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "СОГЛАСОВАНИЕ" в других словарях:

    Взаимодействие, координация, регулирование, выверка, подгонка, подбор, увязка; сообразование, самосогласование, увязание, координирование, скоординирование, согласовывание, утряска, состыковка, слаживание, корреспондирование, увязывание. Ant.… … Словарь синонимов

    СОГЛАСОВАНИЕ, я, ср. 1. см. согласовать, ся. 2. В грамматике: подчинительная связь, при к рой грамматически зависимое слово уподобляется грамматически главенствующему слову в роде, числе и падеже. Полное с. Неполное с. Толковый словарь Ожегова. С … Толковый словарь Ожегова

    Достижение предварительной договоренности, общего согласия между группой заинтересованных и ответственных лиц по поводу выпуска документа определенного содержания, протокола, договора, принятия общего решения, осуществления общей сделки,… … Экономический словарь

    Согласование - СОГЛАСОВАНИЕ. Форма словосочетания, состоящая в том, что прилагательное или спрягаемый глагол по форме применяются к существительному. В русском языке различают следующие виды С.: 1. С. прилагательного в атрибутивной (см.) форме с… … Словарь литературных терминов

    СОГЛАСОВАНИЕ - 1) достижение предварительной договоренности, общего согласия между группой заинтересованных ответственных лиц по поводу выпуска документа определенного содержания, протокола, договора, принятия общего решения, осуществления общей сделки,… … Юридическая энциклопедия

    СОГЛАСОВАНИЕ - создание в электрических цепях условий, при которых обеспечивается максимальная передача энергии от источника в нагрузку, напр. подключение к длинной электрической цепи резистора таким сопротивлением, что в месте его присоединения не происходит… … Большая политехническая энциклопедия

    Согласование одна из трёх основных разновидностей подчинительной синтаксической связи (наряду с управлением и примыканием). Заключается в уподоблении зависимого компонента господствующему в одноимённых грамматических категориях (в роде,… … Википедия

    Вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется в выражении грамматических значений господствующему слову. Новый район, в новую квартиру, к новым домам. Согласование неполное. Согласование, при котором использованы не все… … Словарь лингвистических терминов

    Согласование - 4. Согласование Официальное согласие с проведением испытаний по данной программе в пределах своей компетенции Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Согласование - Согласование подчинительная связь (см. Подчинение) компонентов словосочетания, при которой в зависимом слове повторяются граммемы или часть граммем главенствующего слова. При изменении главенствующего слова изменяется и зависимое. В языках,… … Лингвистический энциклопедический словарь

Книги

  • Согласование времен в английском языке. Учебное пособие , Татьяна Олива Моралес. В данном учебном пособии подробно рассматривается согласование времен в английском языке на примерах и упражнениях по переводу с русского языка на английскийдля закрепления полученных… электронная книга
  • Согласование и управление в русском языке , Е. С. Скобликова. В настоящей книге рассматриваются различия в теоретической интерпретации управления и согласования как способов синтаксической организации слов в составе словосочетания и предложения.…

Стихотворение Ф.И. Тютчева «14-ое Декабря 1825» при жизни поэта не печаталось. Впервые оно было опубликовано в 1881 г. в журнале «Русский Архив». На автографе, хранящемся ныне в Российском государственном архиве литературы и искусства (Москва), в правом верхнем углу зачеркнута пагинация «9», сделанная синим карандашом рукой князя Ивана Сергеевича Гагарина. На обороте листа - автограф стихотворения «Вечер» с такой же пагинацией - «10». Пометы князя Гагарина, известного политического эмигранта, хорошего знакомого Тютчева, проясняют творческую историю стихотворения «14-ое Декабря 1825». Долгое время его автограф вместе с другими рукописями поэта находился у него, а затем был прислан Ивану Сергеевичу Аксакову. Это следует из их переписки, опубликованной в тютчевском томе «Литературного наследства» .
14/26 ноября 1874 г. князь И.С. Гагарин писал И.С. Аксакову из Парижа: «Рукописями Тютчева я очень дорожу и, вероятно, никому бы их не уступил. Вам же я отказать не могу - вы на них имеете больше прав, нежели я, их место в Москве, в ваших руках, скорее нежели в Париже у меня. Кроме того, мне очень приятно исполнить желание уважаемого противника, издателя “Дня” и “Москвы”. Следовательно, все стихотворения Тютчева, писанные его рукой, хранящиеся у меня, вам принадлежат».
В ответном письме от 24 ноября/6 декабря 1874 г. И.С. Аксаков от всего сердца благодарит князя за обещание передать ему рукопись стихотворений Тютчева: «Вижу, что интересы русской литературы вам дороги по-прежнему, что живо в вас русское чувство, что, поставленный личною судьбою вне родной земли, вы не разорвали с нею душевной связи».
В том же письме Аксаков говорит и о стихотворении «14-ое Декабря 1825»: «Из присланных вами двух стихотворений одно, полагаю, относится к декабристам («Вас развратило Самовластье…»), стало быть: писано в 1826 г., когда ему было 23 года. Оно сурово в своем приговоре. Ни Пушкин, никто в то время, из страха прослыть нелиберальным, не решился бы высказать такое самостоятельное мнение - и совершенно искреннее, чуждое всяких расчетов, потому что, кроме вас, до сих пор в течение почти пятидесяти лет оно никому не сообщалось».
Итак, стихотворение датируется второй половиной 1826 г. Поводом для его написания послужило обнародование приговора по делу декабристов.
Вот оно.

Комментаторы стихотворения единодушны в понимании его смысла. К.В. Пигарев: «Казалось бы, Тютчев всецело на стороне правительства: декабристы для поэта - “жертвы мысли безрассудной”, дерзнувшие посягнуть на исторически сложившийся строй. Однако в том, что произошло, Тютчев винит не одних декабристов, но и произвол “Самовластья”. А для самого строя у него не нашлось иных поэтических образов, кроме “вечного полюса”, “вековой громады льдов“ и “зимы железной”» .
В.В. Кожинов: «С первого взгляда может показаться, что Тютчев здесь “осуждает” декабристов. На самом же деле его позиция сложна и многозначна. Уже в первой строке историческая “вина” возложена на “Самовластье”, которое в завершающей строфе предстает в предельно мрачных тонах: “вечный полюс”, “вековая громада льдов”, “зима железная”. Тютчев говорит о заведомой обреченности декабристов - и в этом он исторически прав: восстание узкого круга дворянских революционеров было обречено на поражение. Точно так же прав он, говоря о полной оторванности декабристов от народа… Но Тютчев решительно ошибался в одном: он полагал, что “потомство” забудет декабристов, а в действительности они стали примером для следующих поколений революционеров. В замечательных последних строках поэт запечатлел самоотверженный, “безрассудный” героизм декабристов, отдавших свою “скудную кровь”, которая “дымясь … сверкнула на вековой громаде льдов”» .
По сути, точно так же смысл стихотворения трактуется и в новом Полном собрании сочинений и писем Тютчева , где отмечается «двойственность позиции автора по отношению к декабристам»: «Самовластье - развращающая сила, оно “вечный полюс”, “вековая громада льдов”, но усилия деятелей 14 декабря бесплодны и исторически бесперспективны из-за их малочисленности (“скудной крови”) и этической недозволенности (“вероломства”), поэт апеллирует к объективности (“неподкупности”) закона».
Нетрудно заметить, что в подобных толкованиях стихотворения понятия «самовластье» и «самодержавие» тождественны. При этом остается непонятным, как Тютчев, убежденный монархист, противник всяких революций, мог возложить хотя бы и часть вины на самодержавие, сочувствовать декабрьскому бунту. Для современников поэта смысл стихотворения был абсолютно ясен. По словам И.С. Аксакова, «оно сурово в своем приговоре». Память о декабристах - «как труп в земле, схоронена». Действительно, мы до сих пор не знаем места захоронения казненных декабристов.
Но давайте попытаемся выйти за пределы уже ставшей традиционной оппозиции - «деспотическая власть и революционное насилие». Не лучше ли посмотреть на это стихотворение глазами самого Тютчева, сделать попытку уяснить его смысл через призму духовных исканий поэта.
Тютчев - необычайно цельная личность: в своих основных убеждениях он не колебался никогда. Они, эти убеждения, выразились в статье Тютчева «Россия и революция», написанной по-французски и впервые напечатанной в Париже в 1849 г. Здесь, в частности, говорится: «Человеческое я , желающее зависеть лишь от самого себя, не признающее и не принимающее другого закона, кроме собственного волеизъявления, одним словом, человеческое я , заменяющее собой Бога, конечно же, не является чем-то новым среди людей; новым становится самовластие человеческого я , возведенное в политическое и общественное право и стремящееся с его помощью овладеть обществом. Это новшество и получило в 1789 г. имя Французской революции» .
Та же мысль звучит и в стихотворении Тютчева «Наполеон»:

Таким образом, Тютчев пытается определить духовные причины революции. Его идея заключается в том, что «самовластие человеческого я», возведенное в политическое и общественное право, по иному называемое гордыней , послужило тем внутренним двигателем, который привел в движение все темные силы человеческой натуры и общественного организма. Революционные потрясения берут свое начало не в социальных или политических обстоятельствах, а в жажде господства одного человека над другим, в зависти, в гордом превозношении личности, возомнившей себя вправе вершить делами человеческими. Именно в этом смысле и употребляется слово «Самовластье» в стихотворении «14-ое Декабря 1825». Иван Аксаков, близко знавший поэта и написавший его биографию, отмечал, что «в его писаниях с самых ранних лет выражалась замечательная самостоятельность и единство мысли». Развращенные «самовластием человеческого я» («Вас развратило Самовластье…»), декабристы носили кару в себе («И меч его вас поразил…»).
Такое понимание «Самовластья», конечно же, было свойственно отнюдь не только Тютчеву. Близкие к тютчевским взгляды разделял и Александр Сергеевич Пушкин. Чтобы не быть голословным, предлагаю заглянуть в Словарь языка Пушкина, где отмечается: «Самовластье - ничем не ограниченная власть, деспотизм»; «Самовластно - по личному усмотрению, произволу, самовольно». В оде «Вольность» юный поэт выступает отнюдь не против самодержавия, но против самовластия (деспотизма), понимаемого как состояние человеческой души и олицетворением которого является Наполеон.

К Французской революции Пушкин, как известно, относился отрицательно («Андрей Шенье»), как, впрочем, и к бунту вообще («Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»). По мысли поэта, власть должна опираться на Закон.

Царь, монарх первый должен склониться перед Законом. Но что такое этот Закон? Только ли правовые положения, закрепленные в конституциях, кодексах, сборниках писаного и неписаного права? Конечно, и они, но не только. Прежде всего, это Божий Закон, данный пророку Моисею и выраженный в священных книгах христианства. Именно перед ним должен склонить голову монарх. Если же он перерождается в самовластного тирана, то это несет беду и тем, над которыми он поставлен, и ему самому. Он становится жертвой восстания, заговора.

Пушкин даже в ранней, «вольнолюбивой», лирике (отдал дань своему времени) был очень умеренных взглядов. В оде «Вольность» нет ничего крамольного. Подобные мысли высказывал сам император Александр I.
Но эпоха Просвещения выдвинула идею закона, не связанного с Божьим предначертанием. Таков «общественный договор» Жан-Жака Руссо. По его мысли, люди заключают договор между собой и ему подчиняются. Таким способом водворяется царство Разума, народы благоденствуют, а отдельный человек вкушает все прелести цивилизованного быта. Но Французская революция показала, насколько уязвим этот «общественный договор» от покушения людей, носящих в себе тиранические задатки, опьяненных жаждой самовластия.
Такое понимание сути самовластия находит подтверждение в пушкинском стихотворении «Анчар». Анчар - древо яда, источник смерти, проклятие природы.

Но сам анчар нельзя обвинять в том, что он несет зло. Он так создан природой, в этом нет его вины. К тому же смертоносного действия анчара можно избежать:

Человек - вот источник зла, носитель безнравственного начала. Он посылает гибель себе подобным.

В черновике мысль Пушкина была выражена еще отчетливее: «Послал к анчару самовластно». Источник зла - самовластная воля человека, возомнившего себя божеством.
В этом - пушкинском - контексте следует, как нам кажется, понимать и смысл стихотворения Тютчева «14-ое Декабря 1825». Что касается отношения поэта к самодержавию, оно хорошо известно. Как свидетельствовал тот же Иван Аксаков, оно всегда признавалось Тютчевым «тою национальною формой правления, вне которой Россия покуда не может измыслить никакой другой, не сойдя с национальной исторической формы, без окончательного, гибельного разрыва общества с народом».

ПРИМЕЧАНИЯ

См.: «Литературное наследство». Т. 97. Кн. 2. М., 1989.
Тютчев Ф.И. Сочинения в двух томах // Комм. К.В. Пигарева. Т. 1. М., 1984. С. 455.
Тютчев Ф.И. Стихотворения // Комм. В.В. Кожинова. М., 1986. С. 273.
См.: Тютчев Ф.И. Полн. собр. соч. и писем // Комм. В.Н. Касаткиной. Т. 1. М., 2002.
Там же. Т. 3. М., 2003. С. 145; перевод Б.Н. Тарасова.

Владимир ВОРОПАЕВ,
доктор филологических наук,
профессор Московского
государственного университета

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.