Фаттахова Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №2"
Населённый пункт: г.Октябрьский, Республика Башкортостан
Наименование материала: урок русского языка
Тема: "Буквы безударных гласных в окончаниях имен прилагательных".
Дата публикации: 19.09.2017
Раздел: начальное образование

Урок русского языка

Тема: Буквы безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.

Цели: - познакомить с правилом проверки безударных гласных в окончаниях

имён прилагательных;

Учить писать слова с безударными гласными в окончаниях имён

прилагательных, выполнять проверку, графически обозначать орфограмму;

Развивать речь, память, мышление, орфографическую зоркость;

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, чувство товарищества.

Оборудование: ЭОР, плакаты, карточки, проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение. Сообщение темы урока.

1.Игра «Распредели слова на группы» (Учащиеся на доске разбивают слова

по частям речи.)

Какие группы слов еще можно выделить? (Группы однокоренных слов.)

2.Повторение.

Послушайте стихотворение. О какой части речи пойдет речь на уроке.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь.

Меня вам надо знать, беречь!

Какая часть речи могла о себе так рассказать? (Имя прилагательное.)

Что такое имя прилагательное?

С какой частью речи связаны имена прилагательные?

Как изменяются имена прилагательные?

Почему имена прилагательные украшают нашу речь? Докажите на примере.

(Береза кудрявая, белоствольная, русская, ива плакучая, дуб могучий)

3. Сообщение темы урока.

Мы живем в мире слов, в словах русского языка так много тайн и секретов.

Вот и сегодня на уроке мы узнаем о правописании букв безударных гласных в

окончаниях имен прилагательных, раскроем еще один секрет языка.

III. Чистописание. Словарная работа.

1.Работа в тетради.

Ая, -ий, -ые, -яя, -ое, -ой, -ее, -ый, -ие

Посмотрите на доску. О чем вам говорят эти цепочки соединений.

(Окончания имен прилагательных.)

Какие имена прилагательные могут иметь такие окончания? (Ж.р., м.р., ср.р.

и множественного числа.)

Запишите соединения в тетрадь.

Прочитайте слова. Слова какой части речи прочитали? В чем их секрет.(Это

словарные слова.) Выберите нужную букву, запишите слова правильно.

А(к,кк)уратный, (о,а)ранжевый, вн(е,и)мательный,

пра(здн,зн)ичный, с(и,е)ребр(ян,янн)ый, в(а,о)лшебный, ж(ё,о)лтый.

IV. Введение в тему. Исследовательская работа.

Работа в группах. Каждая группа получает листочки с заданием: вставьте

букву, объясните свой выбор.

зв. зда бел. зубый пр. дедушка у красн. й

б. р. га везд. ход п. дорожник в син. х

з. ма пеш. ход з. писка о добр. м

Смогли ли справиться с заданием полностью?

В написании каких слов сомневались? Почему? (Гласная безударная)

Где находится пропущенная гласная?

В окончании какой части речи?

Какую проблему будем решать сегодня на уроке?

(Какую букву написать в окончании имен прилагательных, если они

безударные.)

ФИЗМИНУТКА

V. Наблюдение. Вывод правила.

1. Сравнение ударных и безударных окончаний прилагательных.

(Для анализа используется ЭОР.)

Что можете сказать о правописании ударных и безударных окончаний?

(Пишутся одинаково.)

В каких окончаниях можно сделать ошибку? (В безударных окончаниях.

Это опасное место.)

2.Чтение правила №1 на с. 86.

3. Упр. 326. Выполняется устно.

Прочитайте. Сравните окончания слов – вопросов и имён прилагательных.

(Чтение по цепочке.)

Что же вы заметили? (Ответы детей.)

вопрос какого? (-ого-, -его-) От чего зависит написание букв о и е ? (От

твердой и мягкой основы корня.)

Какие окончания имеют имена прилагательные, если ставим

вопрос каким? (-ым-, -им-) От чего зависит написание букв ы и и ?

Что необходимо сделать, чтобы правильно написать безударное

окончание имени прилагательного? Попробуйте сформулировать правило.

4. Чтение правила №2 на стр. 87.

VI. Закрепление новых знаний.

1.Упр. 327. Выполняется в тетради.

а) Самостоятельное чтение текста.

Как образовалось слово стол? А слово столица?

Можно ли слова стол, престол, столица считать родственными? Почему?

б) Назовите имена прилагательные в тексте. Выпишем сочетания слов прил.+

сущ., обозначим графически орфограмму безударная гласная в окончаниях

имен прилагательных.

ФИЗМИНУТКА

2. Работа на карточках по вариантам. Проверка.

Допишите окончания имен прилагательных.

3. ЭОР «Открытка для мамы»

А сейчас и вам нужно творчески поработать. Подпишите открытку для

своей мамы. (Проверка.)

VII. Итог урока. Рефлексия «Лестница успеха».

С какой орфограммой познакомились на уроке?

Как проверить безударные окончания имен прилагательных?

VIII. Домашнее задание. С. 102 упр. 7. Выучить правило.

Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник Лопатин Владимир Владимирович

Безударные гласные в падежных окончаниях

§ 67. В соответствии с общим правилом (см. § 33), написание букв на месте безударных гласных в окончаниях устанавливается путем проверки формами слов с тем же окончанием (того же типа склонения), в которых проверяемый гласный находится под ударением, напр.:

о?зеро, коле?но, по?ле, полоте?нце (окно?, долото?, лицо?, ружьё ),

ча?ши, ко?ни (столы?, пни );

кни?ге, о кни?ге (руке?, о руке? );

сту?ла, о?зера, ка?мня (стола?, окна?, пня );

до?мом, по?лем, сто?рожем, кле?ем (столо?м, окно?м, ножо?м, остриём );

об учи?теле, о сто?роже, о пла?тье, в по?ле (о коне?, о ноже?, о белье?, в окне? );

но?чи, ло?шади, ра?дости (косвенные падежи ед. ч.; ср. любви?, глуши? );

чита?телей, ра?достей (учителе?й, лошаде?й );

слу?гам, пе?сням, о?кнам (города?м, учителя?м, моря?м );

кра?сного, си?него, ры?жего (молодо?го, большо?го и моего?, самого? );

си?ним (больши?м );

оди?ннадцати (пяти?, двадцати? );

девяно?сто (сто? );

девяно?ста (косвенные падежи; ср. ста? ).

Примечание. Буква и пишется на конце форм тв. п. мн. ч. имен существительных и прилагательных и тв. п. числительных - в окончаниях ?ами (?ями ), ?ыми (?ими ): столами, сёстрами, ночами; большими, сильными; тремястами и т. п. Конечная гласная этих окончаний, всегда безударная, может быть проверена сопоставлением с ударным окончанием тв. п. мн.ч. ?ми в формах детьми?, людьми? и в вариантах форм дверьми?, дочерьми?, лошадьми? (ср. дверя?ми, дочеря?ми, лошадя?ми ).

§ 68. В форме им. п. ед. ч. муж. рода имен прилагательных (а также всех других слов, склоняющихся как прилагательные) без ударения пишется окончание ?ый (после мягких парных согласных и шипящих - ?ий ), хотя ударное окончание - ?ой .

Ср., напр.: злой, молодо?й, большо?й , но по?лный, бо?дрый, си?ний, кре?пкий, хоро?ший, све?жий ; ср. такие варианты, как перено?сный и переносно?й, бредо?вый и бредово?й ; ср. большо?й и бо?льший, морско?й и примо?рский, речно?й и заре?чный .

§ 69. В следующих окончаниях содержатся гласные, не проверяемые ударной позицией.

Всегда безударен конечный гласный окончаний им. п. прилагательных жен. рода ?ая (?яя ): красная, большая, синяя ; сред, рода ?ое (?ее ): красное, большое, синее ; мн. числа ?ые (?ие ): красные, большие, синие .

Имена существительные на ?анин (?янин ), а также слова барин, боярин, цыган в им. п. мн. ч. имеют безударное окончание ?е: крестьяне, горожане, граждане, римляне, армяне, бояре, баре (наряду с вариантом бары ), цыгане (но ср. форму цыганы у Пушкина).

В им. и вин. п. числительных пишутся окончания: в слове двести; в словах триста и четыреста; () в собирательных числительных, напр.: четверо, шестеро, двое, трое . В окончании тв. п. числительного три пишется буква е : тремя .

§ 70. Существительные с некоторыми суффиксами имеют особенности в написании безударных окончаний.

Существительные с увеличительным суффиксом ?ищ- муж. или сред. рода оканчиваются в им. п. ед. ч. на , напр.: домище, волчище, котище, письмище, веслище . Существительные жен. рода с тем же суффиксом оканчиваются в им. п. ед. ч. на , напр.: коровища, ручища, грязища . Слова на ?ище муж. рода в им. п. мн. ч. оканчиваются на ?и: волчищи, домищи, глазищи .

Примечание. Слова сред, рода на ?ище - как с увеличительным, так и с другими значениями - имеют в им. п. мн. ч. окончание ?а: письмища, плечища . Ср. пожарище, топорище (муж. род) - увеличительные к пожар, топор - им. п. мн. ч. пожарищи, топорищи ; но пожарище (сред, род) ‘место, где был пожар’, топорище (сред, род) ‘рукоятка топора’ - пожарища, топорища . У слов с увеличительным суффиксом ?ищ- , имеющих только формы мн. ч., в им. п. - то же окончание, что в им. п. производящего слова, напр.: деньги - деньжищи, ворота - воротища .

Существительные с суффиксом ?ишк- оканчиваются в им. п. ед. ч. на или : в словах муж. рода одушевленных и в словах жен. рода - окончание , в словах муж. рода неодушевленных и в словах сред, рода - окончание . Ср., напр.: братишка, мальчишка, человечишка, котишка, службишка, мыслишка и домишко, городишко, заводишко, пальтишко, платьишко, молочишко . Такие же окончания имеют существительные с ласкательным (безударным) суффиксом ?ушк- (?юшк- ): ср., напр., дядюшка, тестюшка, соседушка, соловушка, вдовушка, нянюшка, волюшка и хлебушко, чадушко, полюшко, горюшко .

В словах сред, рода с суффиксом ?ышк- в им. п. ед. ч. - окончание , напр.: перышко, горлышко ; в слове жен. рода оладышка - окончание .

В существительных с суффиксом ?л- в им. п. ед. ч. - окончание или : существительные общего или муж. рода - названия лиц оканчиваются на , неодушевленные существительные сред, рода - на . Ср., напр.: запевала, заводила, зубрила, громила, вышибала, надувала, приставала и поддувало, точило, мерило, бродило, пугало .

Примечание. В собственных именах типа Гаврила, Данила, Кирила, Михайла, Самойла пишется окончание . Но ср. традиционное написание Михайло Ломоносов , а также устаревшие написания типа Гаврило, Данило , сохранившиеся в некоторых текстах писателей XIX в.

§ 71. Падежные формы существительных на?ий, ?ие, ?ия.

1. Существительные с неодносложной основой муж. и сред, рода на ?ий и ?ие в предл. п. и жен. рода на ?ия в дат. и предл. п. ед. ч. имеют в безударном положении, в отступление от общего правила, окончание , а не , напр.: гений - о гении, натрий - о натрии, радий - о радии, Василий - о Василии, Юрий - о Юрии, отделение - в отделении, возвращение - по возвращении, содействие - при содействии; армия - к армии, об армии; линия - по линии, на линии; станция - к станции, на станции; Болгария - по Болгарии, в Болгарии; Мария - к Марии, о Марии .

При наличии вариантов на ?ие и ?ье, ?ия и ?ья указанные падежные формы имеют разные окончаниями - : ср., напр., вариантные пары типа об умении - об уменье, в цветении - в цветенье, о многословии - о многословье, о Наталии - о Наталье, к Марии - к Марье .

Примечание. В художественной, особенно поэтической, речи допускается написание форм предл. п. существительных сред, рода на ?ье (обычно при предлоге в ) с окончанием , напр.: В молчаньи шел один ты с мыслию великой (П.); Подвиг есть и в сраженьи, / Подвиг есть и в борьбе. / Высший подвиг - в терпеньи, / В любви и мольбе (Хом.); И снег соперничал в усердьи / С сумерничающею смертью (Б. Паст.); «В очарованьи» (название стихотворения И. Северянина); Птицы кричат в поднебесьи, / Сердце стучит в подреберьи (В. Долина). Под ударением окончание предл. п. отмечается только у одного слова на ?ье: забытьё - в забытьи? .

2. Немногочисленные существительные на ?ий, ?ия с односложной основой имеют в указанных падежах в безударном положении по общему правилу окончание . Перечень таких слов: змий - о зми?е, кий - о ки?е (вариант: о кие? ), Кий (легендарный основатель Киева) - о Кие, чий (растение) - о чие, «Вий» - в «Bue», Пий - о Пие, при папе Пие; хрия (термин риторики) - по хрие, о хрие; Бия (река) - по Бие, на Бие; Ия, Лия, Вия (женские имена) - к Ие, о Лие, о Вие; Гия (мужское имя) - к Гие, о Гие .

Примечание к пп. 1 и 2. У немногих существительных на ?ие, ?ия , имеющих ударение на окончании, указанные падежные формы оканчиваются на и либо на е , напр.: судия? - к судии?, о судии?, лития? - в литии?, ектения? - в ектении?, бытие? - о бытии?, житие? - о житии?, в житии? , но: остриё - на острие?, об острие?, Зия?, Алия?, Зульфия? (личные имена) - о Зие?, об Алие?, к Зульфие?, Кызыл-Кия? (город) - в Кызыл-Кие? .

§ 72. Устойчивые сочетания предлогов в, на, по с существительными на ?ие в предл. п., близкие по своей роли в предложении к предлогам, оканчиваются (согласно правилу § 71, п. 1) на ?ии . Пишутся: в отношении кого-чего-н., в предвидении чего-н., в преддверии чего-н., в сопровождении кого-чего-н., в соответствии с чем-н., в согласии с кем-чем-н., в сравнении или в сопоставлении с кем-чем-н. (‘по сравнению’; но: не идёт в сравнение ); на основании чего-н., на протяжении чего-н.; по прошествии чего-н. Так же пишется наречие впоследствии .

Их надо отличать от устойчивых сочетаний предлогов в (во ) и на с существительными на ?ие в вин. п., ставших предлогами или близких к предлогам; такие сочетания оканчиваются на ?ие . Пишутся: в заключение чего-н. (и в заключение ‘под конец, заканчивая’), в завершение чего-н., в нарушение чего-н., в отличие от кого-чего-н., в продолжение чего-н., в течение чего-н., во избежание чего-н., во изменение чего-н., во исполнение чего-н. и (слитно) вследствие чего-н., наподобие чего-н.

Различаются в написании близкие к предлогам сочетания в отсутствие кого-н. (‘при отсутствии’) и в присутствии кого-н.

Подобные устойчивые сочетания с буквой е на конце (включающие форму вин. п.) следует отличать (по смыслу) от свободных сочетаний с предл. п. Ср., напр.: в продолжение , но: заметить ошибку в продолжении рассказа; в заключение , но: найти противоречие в заключении комиссии; в отсутствие , но: усмотреть криминал в отсутствии студента на лекции .

§ 73. Русские (и образованные по образцу русских) фамилии на ?ин (?ын ) и на ?ов (?ев ) имеют в тв. п. ед. ч. окончание ?ым (как у прилагательных), напр.: Пришвин - Пришвиным, Лисицын - Лисицыным, Орлов - Орловым, Тургенев - Тургеневым, Газзаев - Газзаевым . Ср. под ударением: Бородин - с Бородины?м .

Примечание. В иностранных фамилиях на ?ин и ?ов в тв. п. ед. ч. пишется окончание ?ом (как у существительных муж. рода), напр.: Дарвин - Дарвином , (Чарли) Чаплин - Чаплином, Гершвин - Гершвином, Вирхов - Вирховом .

Названия городов на ?ов (?ев ) и ?ин имеют в тв. п. окончание ?ом , напр.: город Львов - городом Львовом, Саратов - Саратовом, Канев - Каневом, Могилёв - Могилёвом, Камышин - Камышином . Ср. под ударением: Тульчи?н - под Тульчино?м . Таким образом, фамилии и названия городов имеют разные окончания тв. п.: Пушкин (фамилия) - Пушкиным и Пушкин (город) - Пушкином; Александров (фамилия) - Александровым и Александров (город) - Александровом .

В названиях населенных пунктов и территорий на ?ово (?ево ) и ?ино (?ыно ) в формах тв. п. также пишется ?ом , напр.: Крюково - под Крюковом, Одинцово - Одинцовом, Голицыно - Голицыном, село Марьино - селом Марьином, Косово - Косовом . Ср. под ударением: Бородино? - под Бородино?м, Строгино? - Строгино?м .

Из книги 100 великих писателей автора Иванов Геннадий Викторович

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 1. Проверяемые безударные гласные Безударные гласные корня проверяются ударением, т. е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова, например: примерять (м?рить) костюм – примирять (мир) соседей; развевается

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 2. Непроверяемые безударные гласные Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю, например: бадминтон, бетон, бечёвка, бидон, бодяга, бриолин, валидол, ватрушка, вентиляция, вестибюль, ветчина,

Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

VI. Гласные после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях § 35. Гласные о и е после шипящих 1. После шипящих под ударением пишется о, в соответствии с произношением: а) в окончаниях имен существительных, например: блиндажом, виражом (поворотом), листажом, литражом, метражом,

Из книги автора

§ 1. Проверяемые безударные гласные Безударные гласные корня проверяются ударением, т. е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова, например: леса (лес), лиса (ли?сы), примерять (ме?рить) костюм - примирять (мир)

Из книги автора

§ 2. Непроверяемые безударные гласные Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю, например: бадминтон, бетон, бечевка, бидон, бодяга, бриолин, валидол, ватрушка, вентиляция, вестибюль, ветчина,

Из книги автора

§ 3. Чередующиеся гласные Чередование а и о1. В корне гар- - гор- под ударением пишется а, без ударения - о; зага?р, уга?р - загоре?лый, угоре?ть.Исключения: вы?гарки, и?згарь, при?гарь (специальные и диалектные слова).2. В корне зар- - зор- под ударением пишется гласная в

Из книги автора

VI. ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ § 34. Гласные о и е после шипящих 1. После шипящих под ударением пишется о, в соответствии с произношением:а) в окончаниях имен существительных, например: блиндажом, виражом (поворотом), листажом, литражом, метражом,

Из книги автора

§ 35. Гласные после ц 1. После ц в окончаниях и суффиксах под ударением пишется о, без ударения е. Например: концо?м - па?льцем, купцо?в - торго?вцев, пальтецо?- пла?тьице, берцо?вый - си?тцевый, окольцо?вывать - окольцева?ть.2. После ц в окончаниях и суффиксах пишется ы (в

Из книги автора

Безударные гласные в корнях § 34. В соответствии с общим правилом (см. § 33) написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, напр.: вода? (ср. во?ды,

Из книги автора

Безударные гласные в приставках § 38. В соответствии с общим правилом (см. § 33) написание букв на месте безударных гласных в приставках (кроме приставки раз-/роз-, см. § 40) устанавливается путем проверки словами и формами с той же приставкой, в которых проверяемый гласный

Из книги автора

Безударные гласные в суффиксах § 42. В соответствии с общим правилом (см. § 33) написание букв на месте безударных гласных в суффиксах устанавливается путем проверки словами и формами с тем же суффиксом, в которых проверяемый гласный находится под ударением.Примеры

Из книги автора

Безударные беглые гласные в корнях и суффиксах имен существительных и прилагательных Вводные замечания. Правильное написание буквы на месте безударного гласного в ряде случаев определяется беглостью этого гласного.Беглый гласный появляется во многих именах

Из книги автора

Безударные соединительные гласные § 65. При соединении основ двух и более слов в одно сложное слово, а также при образовании сложных слов с составными частями интернационального характера используется соединительный гласный, передаваемый на письме буквами о и

Из книги автора

Безударные гласные в глагольных формах Гласные в глагольных окончаниях§ 74. Написание безударных гласных в глагольных окончаниях подчиняется общему правилу (см. § 33): неударные окончания проверяются соответствующими ударными. Применение этого правила требует умения

Из книги автора

Безударные частицы не и ни § 77. Существуют две разные по значению и употреблению частицы - не и ни. Ср. случаи, когда они выступают под ударением: Он не? был сегодня в школе. Кто бы он ни? был, с ним необходимо поговорить. Но в большинстве случаев частицы не и ни безударны и в

Сегодня будем работать в группах.

Давай вспомним правила работы в группах.

Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к друг другу.

Первое задание на внимание.

1 группа сядет, когда я назову имя существительное, 2 группа – глагол, 3 группа – имя прилагательное. (загадочный, загадать)

Какую часть речи я еще не назвала? (существительное). Первая группа образуйте существительное сами, оно должно быть родственное предыдущим словам. (загадка)

Что мы знаем о существительном?

Над какой темой мы сейчас работаем?

Тема нашего урока : «Безударные гласные в окончании существительного».

Что нам нужно знать, чтобы проверить безударное окончание существительного? Обсудите в группах и напишите, что для этого нужно знать, повторить и почему?

Цель какая урока ? (Научиться проверять безошибочно безударные окончания существительных)

Давайте определим, чтобы достигнуть поставленной цели, какую работу нам нужно выполнить на уроке.

Надеюсь, что сегодня на уроке мы будем сосредоточенно работать, узнаем новое, полезное, интересное, также будем работать дружно в группах.

Урок начинаем со словарной работы.

Словарная работа .

1.На доске слова

Автобус, автомобиль, тепловоз, корабль, шоссе, ездить

Предлагаю тренировать мышление.

Что можете сказать об этих словах?

Какое слово лишнее? Почему? (ездить – глагол) Убрали глагол

Какое еще слово лишнее? (шоссе –ср. рода)

Что общего у оставшихся слов? (имена существительные, 2 склонения, мужского рода)

Предлагаю потренировать память.

Запишите эти слова по памяти, причем

1 группа напишет их в родительном падеже,

2 группа в дательном

3 группа в творительном падеже.

Задания на карточке

1) Существительные в родительном падеже отвечают на вопросы

а) какой?, какая? б) кого?, что? в) кого?, чего?

2) Существительные какого склонения имеют в П.п и Д.п. окончание –И

а) I склонения б) II склонения в) III склонения

3) Какие опорные слова в

а) I склонении

б) II склонении

в) III склонении

Взаимопроверка.

На доске слова .

Разделите их на три столбика, так чтобы в первом столбике были существительные I склонения, во втором существительные II склонения, в третьем существительные III склонения. Объясните написания окончаний.

На окраин...; в книг...; по скатерт...; о вещ..., на столик...; около сторожк...; ветка ел...; на сирен... , к лебед…, по пашн…, о город…, на блюдц…, зимней вьюг

Физминутка

Оценить свои силы.

1. Да, я хорошо усвоил тему. Возьмите синюю карточку.

2. Я иногда допускаю ошибки, возьмите желтую карточку.

3. Кто не совсем уверен в своих силах возьмите карточку красную.

Задания синей карточки

Исправьте ошибки в тексте и придумайте свое предложение.

Запишите текст и своё предложение.

Марос оставил на окошки зовитушки узорав. В лучах сонца на них зогорелись искристые фонарики. Напушистой ветки ёлке серебряными огоньками переливаеца иней.

Задания желтой карточки

Напишите существительные в предложном падеже, добавив предлог.

В скобках напиши склонение.

Погода, метель, воробей, мороз, вьюга, холод, капель, сугроб, сторожка.

Задания красной карточки

Впиши окончания, указав в скобках склонение.

В тетрад… (), на ярмарк…(), ранним утр…(), в кухн…(), яблочко бабушк…(), сыр для мышк…(), на холод… (), за речк…(), на ел…().

Выводы.

Закончите предложения .

Cегодня мы на уроке узнали...

Могу похвалить нашу группу за …

Эти знания нам пригодятся…

Домашнее задание : упражнение на выбор.












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Получить ответ на вопрос: "Как проверить безударную гласную в окончаниях прилагательных?"
  • Развивать внимание, кругозор, наблюдательность, орфографическую зоркость, умение классифицировать.
  • Воспитывать интерес к русскому языку и культуру речи.

Оборудование: учебники русского языка для 4 класса по программе "Школа 2100" (2004г.), карточки словарных слов, мультимедийное приложение.

Ход урока

1. Организационный момент с использованием демонстрационных карточек со словарными словами:

Доскажи словечко - имя прилагательное:

Настроение у нас: чудесное!

Ждут задания вас: интересные!

На уроке всегда будь: внимательный!

И урок выйдет весь: замечательный!

2. Начнём работу с минутки чистописания. Слайд №2

Пропишите буквосочетания средним соединением: ий ый ой ое ее ; нижним соединением ая яя

Спишите предложение. Отгадайте загадку:

Кон ь стал ьной, хвост л ьняной. (Иголка с ниткой)

Как вы понимаете значение слова льняной? (Сделанный из льна). Слайд №3

Лён - травянистое растение, из волокон которого прядут нити, затем ткут полотно.

Подчеркни согласные, мягкость которых обозначена мягким знаком.

Фонетический анализ слова "льняной".

Задание выполняется в тетрадях. Выборочное оценивание.

Проверка: слайд №4

3. Словарная работа.

Я подобрала слова, которые предлагаю распределить в группы по орфограммам. Слайд №5

Праздничный, искусственный, оранжевый, металлический, лестничный, аккуратный, томатный, печальный, фиолетовый, костюмный.

Проверка: слайд №6

Обозначить выбор группы. Какие слова могли бы попасть в 2 группы (аккуратный, металлический, искусственный).

К какой части речи относятся данные слова?

Какие окончания имеют прилагательные? Приведите примеры. Слайд №7

4. Актуализация знаний.

а) Наблюдение за ударными и безударными окончаниями. Слайд №8

Поставьте ударения в словах. Что вы заметили? (Есть окончания под ударением и без ударения).

Можно ли допустить ошибки в написании окончаний имён прилагательных?

В каких случаях? Почему?

б) Вывод: гласные в окончаниях имён прилагательных могут быть ударными и безударными, правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных - орфограмма.

в) Что такое орфограмма? (Написание по правилу)

В какой части слова мы обнаружили орфограмму? (В окончании)

г) Хочу услышать ваши предположения: какова тема урока? (Гипотезы);

какова цель урока?

(Цель нашего урока ответить на вопрос: как проверить безударную гласную в окончании имён прилагательных).

д) Вывод: в словах-вопросах окончание всегда ударное, с их помощью можно проверить написание безударных гласных окончаний прилагательных.

Но есть несоответствие: после мягких согласных пишутся другие буквы. Их нужно запомнить.

е) Почему окончания прилагательных можно проверить с помощью слов-вопросов? (у них всегда ударное окончание).

От какого слова ставится вопрос? (от существительного)

5. Физическая разминка.

6. Первичное закрепление.

Работа по учебнику (стр.116, упражнение 200)

7. Слайд №9

Применим новые знания в задании, которые приготовила для вас Мисс Прилагательное.

Спишите предложения, определите окончания, которые необходимо дописать и подчеркните прилагательные.

Проведём соревнование между рядами.

Работа представителей каждого ряда оценивается.

1 ряду. Я люблю скромн.. ветвист.. дерево рябину.

Разобрать по составу слово ветвистое

2 ряду. Люблю её пёстреньк.. нежные листочки.

Разобрать по составу слово листочки . Определить грамматическую основу предложения.

3 ряду. Они шелестят даже при лёгк.. ветерке.

Разобрать по составу слово ветерке . Определить грамматическую основу предложения. Проверка: слайд №10

8. Развитие речи. Подберём антонимы к прилагательным первого столбика. Слайд №11

Объясните выбор гласных в окончаниях имён прилагательных, обозначьте изученные орфограммы в словах.

9. Подведение итогов. Слайд №12

Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных? Что было самым трудным на уроке? А самым интересным?

10. Домашнее задание: выполнить упр.№201 на стр.116.

  1. Окончания существительных. Сложным является выбор е/и в окончаниях существительных родительного, дательного и предложного падежей единственного числа.

Запомните: остриё - на острий, забытьё - в забытьи.
Обратите внимание: в предложном падеже слов на -ия, - ие, -ий буква и, предшествующая окончанию, «зовет» за собой окончание -и, предшествующие буквы е или ь - окончание -е: об
энергии, созвездии, счастии, но о ливрее, галерее, безлюдье, веселье, счастье.
Обратите внимание на правописание окончаний существительных с суффиксами -ищ-, -ушк-/-юшк-, -ышк-/-ишк-, -л-: -ищ-е - у сущ. мужского и среднего рода: город - город- ищ-е, карась - карас-ищ-е; болото - болот-ищ-е, предместье - предместь-ищ-е;
-ищ-а - у сущ. женского рода: нога - нож-ищ-а, голова - голов-ищ-а;
-ушк-о (-юшк-о),
-ишк-о (-ышк-о) - у неодушевленных сущ. мужского и среднего рода: хлеб - хлеб-ушк-о, дом - дом-ишк-о, горе - гор- юшк-о, крыло - крыл-ышк-о;
-ушк-а (-юшк-а),
-ишк-а (-ышк-а) - у всех других существительных (одуш. сущ. м. р.; одуш. и неодуш. сущ. ж. р.): брат - брат-ушк-а, дядя - дяд-юшк-а, студент - студент-ишк-а; девочка - девч-ушк-а, воля - вол-юшк-а,мелочь - мелоч-ишк-а;
-л-а - у существительных общего рода: вообража-л-а, зап- рави-л-а, зубри-л-а, чуди-л-а;
-л-о - у существительных среднего рода со значением орудия действия: грузи-л-о, покрыва-л-о, свети-л-о, точи-л-о, зуби- л-о, моча-л-о.
  1. Окончания глаголов. В безударных личных окончаниях глаголов написание е/и зависит от спряжения глагола:
  1. спряжение - в окончаниях буква е: брить - бреешь, бреет, бреем, бреете; бороться - борешься, борется, боремся, боретесь.
  2. спряжение - в окончаниях буква и: обидеть - обидишь, обидит, обидим, обидите; молиться - молишься, молится, молимся, молитесь.
Обратите внимание:
1) на спряжение «ошибкоопасных» глаголов (глаголы I спряжения; см. их перечень в § 4 п.5):
сеять - сеешь, сеет, сеем, сеете, сеют; веять - веешь, веет, веем, веете, веют; каяться - каешься, кается, каемся, каетесь, каются; плесневеть - плесневеешь, плесневеет, плесневеем, плесневеете, плесневеют;
стлать, стелить - стелешь, стелет, стелем, стелете, стелют;
  1. непереходные глаголы с приставкой обес-/обез- являются глаголами I спряжения, переходные - II спряжения: обессилеть (перех.) - обессилеешь, обессилеет, обессилеем, обессилеете, обессилеют; обессилить (неперех.) - обессилит, обессилим, обессилите, обессилят.