| Мимоходом |

Именно так в большинстве случаев поступает человек, который умеет анализировать, видеть разные пути решения, способен делать выбор и реализовать его. Основа – действия не должны противоречить разуму или сознанию.

Есть еще другой вариант, когда человек действует по принципу стимул-реакция или воспроизводит совсем не разумные поступки, когда он говорит об одном, думает о другом, хочет третье, а делает четвертое. Это поступок не разумного человека. Но мы сейчас не об этом.

А как действует целостный человек?

Чтобы понять, на что опирается целостный человек, необходимо сначала разобраться – кто такой целостный человек.

Вот как описывает целостного человека Александр Мень:

«Цельный, единый человек - это человек, у которого воля, мысли и поступки находятся в гармоничном соответствии. Если этого не достигать и к этому не стремиться, то потеряют красоту, вкус, ценность и смысл очень многие вещи, наши личные отношения: любовь, семейные отношения, отношения на работе, отношения с друзьями. Мы должны будем всё время находиться в расколе с самими собой. Одно будет на языке, другое на уме, третье на сердце...

Вы скажете: «Как этого достигнуть?» Нужно, чтобы вся цепь действовала. «Цепь» в каком смысле? Как бы ни был совершенен аппарат, если где-то будет отключено «электричество», то ничего не будет действовать: цепь разомкнётся. Если у вас прекрасные, гуманные идеи в голове, но это в волю не идёт и воля, в свою очередь, не управляет поступками, то это всё равно что обесточенная машина. Без электричества самая совершенная машина будет стоять как металлолом» .

Можно сказать, что целостный человек – это такой человек, который совершает действия непротиворечивые ни для сердца, ни для ума, ни для тела, в отличие от разумного, для которого важно, чтобы действия не противоречили в первую очередь его разуму.

Для наглядности воспользуемся восточной аллегорией о повозке, лошади, кучере и господине. Где повозка олицетворяет наше тело, лошадь – наши эмоции, а кучер – наш разум или сознание.

Представьте себе, что Вам, как господину, вдруг захотелось в кругосветное путешествие.

Первый вариант – вы разумный человек.

Лошадь от радости заржала в нетерпении от приключения. Вы поручаете кучеру (разуму) исполнить свое желание.

Что делает кучер? Он объявляет себя главным и начинает убеждать господина, то есть вас, что это задание выполнить практически невозможно. И приводит массу доводов в пользу того, почему это сделать нельзя: «Что за глупые мечты к тебе пришли! Где ты столько денег возьмешь? У тебя вон на даче дел невпроворот, а ты о кругосветном путешествии мечтаешь! Хватит ерундой заниматься, подумай о хлебе насущном, а не о своих глупых мечтаниях». В итоге кучер везет господина туда, куда считает правильным. Что остается делать господину? Подчиниться и периодически ворчать, высказывая свое недовольство. Так по жизни все и происходит – разум решает, что нужно делать, а счастья человеку нету. А почему? Да потому что разуму лениво напрячься на выполнение желания господина, он же считает себя главным.

Второй вариант – вы целостный человек.

Все тоже самое – лошадь в радости от предстоящего приключения и вы, как господин, поручаете кучеру исполнить свое желание. Диктуете свое условие: обеспечить комфортное и безопасное путешествие, чтобы и лошадь не загнать и повозка чтобы выдержала. Кучер (разум) в данной ситуации всего лишь исполнитель вашего решения.

А вот как сделать это эффективно, не противоречиво и по правилам социума – это уже задача кучера (разума или развитого сознания).

Другими словами, у разумного человека разум – хозяин, он же делает выбор, дает оценку и принимает решения. А у целостного разум – слуга, а делает выбор, дает оценку и принимает решение сущность.

Жизнь разумного человека идет от «правильно», «положено», «принято», «должен». А у целостного человека – от «хочу», от импульса.

Но здесь есть очень важный момент, который необходимо понять, что «хочу» не потому, что так правильно хотеть, так положено хотеть или так должен хотеть каждый, «хочу» - это сущностное желание человека, которое может быть и не правильным с точки зрения социума. Сущность хочет не потому, что так положено, не потому, что так правильно хотеть, не потому, что кто-то сказал, что так должно быть и т.п. Сущность – она чувствует и знает, что если ее желание исполнится, то у человека в целом появится энергия.

Все ли наши желания мы можем исполнить? Если мы являемся человеком разумным, то не все, если же являемся целостным – то все. Потому что сущности не так-то много и надо, в основном все наши желания личностные, наведенные.

Если наш разум не в состоянии выполнить наше желание, то первое, что нам необходимо сделать, это разобраться с тем, что находится в нашем сознании:

  • какие ограничения мешают исполнить задуманное;
  • какие убеждения закрывают дверь к притоку энергии.

И разобраться с тем, чего нам не хватает:

  • каких знаний не хватает, чтобы получить желаемое;
  • каких навыков и т.п.

Давайте посмотрим, как это выглядит практически.

Предположим, нас не устраивает наша работа, она не в радость, совершенно не дает нам энергии, а только забирает ее. И мы решили сменить работу. Но мы прекрасно понимаем, что у нас нет гарантии, что новая работа нас будет устраивать. Поэтому первое, что мы делаем – работаем со своим сознанием.

  1. Выясняем, что нас конкретно не устраивает на старой работе (составьте список).
  2. Составляем список того, что устраивало.
  3. Следующий список того, что нам хотелось бы.

Составляя список того, что нам хотелось, мы обязательно натолкнемся на ограничения, почему мы не можем выбрать ту работу, которая нас устраивает.

Далее разуму под нашим руководством необходимо поработать с этими ограничениями (как показывает практика, лучше всего это делать с тренером или наставником, так как разум будет сопротивляться и доказывать, что эти ограничения разумны).

Следующий этап – определяем, какие необходимо получить знания и освоить навыки. И снова напоминаем своему разуму, что он не хозяин, а слуга, который должен удовлетворить «хочу» наиболее эффективно и качественно.

На первый взгляд работа кажется не сложной, но вспомните, сколько ваших «хочу» так и не реализовалось. Сколько доводов привел ваш разум, почему нельзя исполнить то или другое «хочу». Начиная такую работу, вы и можете определить – разумный вы человек или целостный.

Подобным образом можно проработать любое желание. У вас есть желание, чтобы вам жилось легко и радостно? Остановитесь на минутку, прислушайтесь к своему разуму. Что он сейчас говорит? Вы готовы ему подчиниться, чтобы оставить все, как есть, или готовы выйти в другое состояние?

История для понимания:

Один человек спрашивает у другого:

- Вы умеете играть на трубе?

- Нет, не умею.

- А вы пробовали?

- Нет.

- Откуда тогда вы знаете, что не умеете?

Дело в том, что когда мы делаем что-то из сущностного состояния, наша энергия вырастает, все складывается наилучшим образом для нас, мы попадаем в нужные ситуации, в нужное место, находятся нужные люди и задача разума – все это отследить и использовать. Иногда такое состояние называют «попасть в поток».

Как только мы уходим из сущностного состояния, из своей цельности, энергия начинает падать, возникают всевозможные препятствия, которые разум не в состоянии преодолеть.

Если мы не ощущаем энергии, это говорит о том, что разум взял управление над человеком в свои руки и блокирует это течение энергии установками и ограничениями, которыми руководствуется.

Если мы хотим, чтобы наша энергия не блокировалась, то нам необходимо понять и усвоить, что основное предназначение сознания или разума – это выяснить, что необходимо сделать, чтобы можно было реализовать тотальное «хочу» по социальным законам, не ущемляя других, эффективно и качественно. Не блокировать энергию запретами и объяснениями, почему нельзя, а искать пути реализации этого «хочу».

Чем шире наше сознание, тем больше путей реализации мы можем найти, чем уже сознание – тем меньше.

Но у каждого есть выбор – оставаться разумным человеком или учиться быть целостным. И что бы вы ни выбрали, это будет правильным для вас.

Так кем вы себя считаете – разумным человеком или целостным?

С уважением, Татьяна Ушакова.

Приглашаю Вас на авторский курс с обратной связью от ведущего «Развитие осознанного внимания », способный изменить Вашу жизнь. Курс проходит дистанционно. Информация о курсе и отзывы можно посмотреть по ссылке

Вы можете отправить предварительную заявку на адрес [email protected] с названием курса в заголовке письма, задать интересующие Вас вопросы.

Так же Вы можете оставить заявку на дистанционный курс «Хозяин своего настроения », где мы подробно разберем и отработаем алгоритм управления настроением.

Курс стартует по мере набора группы. Информация о курсе и отзывы по ссылке http://o-vni3.blogspot.com/2011/09/blog-post.html . Отправляйте предварительные заявки на адрес [email protected] с названием курса в заголовке письма.

//////////////////////////////////////////////////////////////////////

другие статьи автора в группе:
Самопознание
  • Самосовершенствование. Исправлять то, что создал Создатель или научиться пользоваться тем, что дано?
  • Я не знаю, что хочу или куда исчезают наши личные желания
  • Ведомый или ведущий? Или что для нас важно: высказаться или услышать?
  • «Я не могу с ним найти общего языка» или как выйти на диалог
  • Три мотива, по которым мы обращаемся к специалистам, Учителям и Мастерам
  • Власть оценок или природа чувства собственной значимости и важности - 2
  • Власть оценок или природа чувства собственной важности - 1
  • Жизнь ради целей и жизнь без цели. Совместить несовместимое - 2
  • Жизнь ради целей и жизнь без цели. Совместить несовместимое - 1

Самопознание

Цельность личности – одна из важнейших составляющих лидерства. Значение слова «цельный» применительно к личности в словаре толкуется как отличающийся единством черт характера. Цельная личность – это человек, у которого слова совпадают с делом, который везде, в любой обстановке такой, какой он есть на самом деле. Современный мир, в котором все гонятся за успехом, за состоянием, уже давно ощущает дефицит таких личностей. Моральные требования уже давно перестали быть чем-то важным, люди идут к своей цели, сметая на своем пути все препятствия, не отвлекаясь на понятие морали.

Проводился прием соискателей на вакантную должность. Каждый должен был ответить на ряд вопросов в анкете. Заполняя такую анкету, соискатель ответил отрицательно на вопрос, подвергался ли он когда-либо аресту. Следующий вопрос, на который он должен был бы отвечать только в том случае, если бы его арестовывали, вызвал у соискателя приступ честности. На вопрос «Почему» он как на духу ответил: «Наверное, потому что я ни разу не попался».

Как часто из средств массовой информации мы узнаем об очередных коррупционных скандалах, о злоупотреблениях служебным помещением, о каких-либо темных делишках или «скелетах в шкафу». Всему виной недостаточность цельности личностей этих людей, которые стали героями скандальных хроник.

Цельному человеку скрывать нечего, вся его жизнь как открытая книга. Он прямо и смело может смотреть в глаза людям, ему нечего бояться правоохранительных органов, убегать и скрываться ниже его достоинства, равно как и лгать, и двуличничать.

Цельность личности не является тем, что мы делаем. Цельность личности – это мы сами. То, кем мы являемся, в дальнейшем определяет то, что мы делаем. Наша личность создает систему ценностей, которой человек впоследствии следует во всем. Система ценностей – это та навигационная система, которая направляет человека на жизненном пути. В зависимости от нее человек расставляет приоритеты, определяет и оценивает, что следует принять, а что без сожаления отбросить.

Каждый из нас постоянно борется со своими желаниями. Даже самый высокодуховно развитый человек не застрахован от конфликта желаний и возможностей. Кто выйдет победителей из этого столкновения определяет цельность личности. Выбор между тем, что человек хочет и что он должен стоит перед ним ежедневно. Цельная личность сделает правильный выбор, потому что у нее есть для этого все предпосылки.

Цельная личность убеждена в том, что живет и действует правильно, она полностью удовлетворена своей жизнью. Цельность личности является для человека третейским судьей, который заставляет наши убеждения отражаться в наших поступках. Поэтому не важно, в каком положении находятся дела цельной личности. Она останется сама собой и в период процветания и в трудные времена. Для окружающих, членов семьи, друзей цельная личность остается неизменной в любой ситуации.

Сократ заметил, что главный ключ к величию – это стать таким, каким ты кажешься. Так много смысла в одной строчке! Часто мы стараемся поступить по-человечески, в то время как сами человечными еще не стали. Лидеру необходимо быть самим собой, не притворяться кем-то другим, тогда он сможет добиться доверия людей.

10% информации поступает к нам через органы слуха, 85% - через зрение, и всего 1% информации мы получаем через все остальные органы чувств. Когда лидер сам поступает так, как призывает поступать своих последователи, их доверие к нему растет все больше. Это происходит, потому то человеку понятно то, что он слышит, а верит он тому, что видит. Не нужно мотивировать людей, прибегая к мелким уловкам и всевозможным ухищрениям. Люди хотят видеть перед собой образец для подражания. Поэтому вы должны таковым являться.

Каждый человек знает, что если он будет самим собой, то все в жизни у тебя получится. Все все понимают и все об этом хорошо знают, а проблем в жизни не становится меньше. Все эти проблемы вытекают из того, что ты хочешь чего-то не сам, а этого хотят окружающие, они твердо и настойчиво подводят человека к тому, что хотеть определенных вещей правильно.
Общество давит на человека, навязывая ему «правильную» социальную роль
Но человек действительно чувствует себя в жизни гораздо лучше, если он выражает свои интересы, преследует свои цели и добивается значимых для него самого результатов. Вот это и есть настоящая цельная личность.

Такая личность отказывается от навязанных социальных ролей, позволяет проявляться подлинным, уникальным данному человеку эмоциям, мыслям и поведению.
Но этот путь не кажется прекрасным и привлекательным человеку из-за его лени.
Еще с раннего детства такое проявление личности большей частью родителей не принимается

Причина в том, что ребенок, из-за своей не сформировавшейся нервной системы, свои исследовательские порывы и порывы души может выражать способом не входящим в рамки социально приемлемых или же опасным способом. Детское, позволяющее ему исследовать окружающий мир, любопытство просто замечательно, но не в форме обследования электрических розеток мамиными шпильками.Проявил интерес к рисованию тоже прекрасно, но не на обоях или на книгах. Разобрал игрушку, чтобы узнать из чего она сделана — плохо. Ребенку постоянно получает рамки, и без этих рамок его вхождение в социум было бы затруднительно.

Да, такие рамки необходимы, но часть детей ничего не получает для самовыражения от родителей. Есть еще такой вариант рамок самовыражения – слишком узкие рамки дозволенного. Любая попытка выхода за отведенные рамки вызывает у родителей гнев и неприятия. И чаще всего слишком узкие рамки или, хуже того, полный запрет проявлений психической активности ребенка не позволяет ему состояться как цельной личности. Ребенок вынужден наращивать дополнительные психологические «надстройки» в своей личности, для того, чтобы угодить родителям, затем чтобы оставаться в обществе. Ребенок просто начинает манипулировать самим собой, «прячется» от себя, чтобы не выпадать из окружающего общества.

Эти приемы описаны в психологии. Человек использует такую защиту для того, чтобы не испытывать негативных чувств. Может это не совсем плохо. Нет необходимости бросаться на амбразуру, иногда это защитит от нападения окружающих, помогает объяснить окружающий мир со своей безопасной и более дружелюбной точки зрения. Но, чаще всего такая защита оказывается направленной на подавление самого себя, чтобы не выпасть из социума.
Ведь не только в детстве страшно, что тебя не примут играть в футбол. То же самое происходит и во взрослой жизни.

И, если после долгих лет в роли социопата, ты поймешь, что ситуация становится невыносимой, вдруг решишь стать самим собой в привычном окружении родных, друзей, коллег и знакомых, — то это может оказаться шагом, который вычеркнет вас из их рядов. И поэтому даже небольшое проявление своих истинных чувств и стремлений в глазах общества выглядит как предательство самого себя и всего окружающего общества. Если ты сделаешь что-то наперекор обществу, то ты «просто не в себе». Не удивляйся, что тебя перестали понимать старые знакомые. И, само неприятное — самый близкий и родной человек — ваш муж. Он не примет подобных изменений. Кажется, что социопатом, даже в семье, становишься незаметно. Вначале это незаметная и частая, обычно необоснованная, критика со стороны мужа, постоянные придирки и едкие комментарии. Основанием может быть – подруги, работа, увлечения, книга, журнал, которые вы читаете, макияж, новые сапоги. Как плотным коконом вас всячески отделяют от вашего цельного образа, вам показывают, что весь ваш мир неправильный.
Но это не все — от критики муж, получив социопата, полностью живущего по его правилам, потому, что только он знает как правильно, переходит к полному запрету и полного ограничения. Вас просто запирают в четырех стенах, изолируют от друзей, коллег, они у вас неправильные, и жить вы обязаны только по его интересам. Уже используются открытые приемы подавления:
- Тысячи женщин живут так и это правильно!

Чтобы не усугублять ситуацию, вы отказываетесь от своего образа жизни, прекращаете связи с подругами, смотрите на мир глазами вашего любимого мужчины. Но, это не предел, рамки сжимаются — каждый ваш шаг контролируется, от вас требуют подробных отчетов о каждом выходе из дома, даже если вы выбежали за кефиром. Постепенно из уверенного в себе человека вы самостоятельно растите в себе некое постоянно оправдывающееся «одомашненное» существо. Муж терпел вас за вашу маску. И вообще, он тебя не для этого растил, учил — разуму, чтобы ты вдруг своим «бунтом» в один присест разрушил все его усилия по воспитанию.

Боли от отвержения старого социального круга не избежать,
Рождение самого себя требует определенного мужества. Изменения сами по себе не всегда легки и приходится просто выковыривать себя из груды переживаний прошлого. Нужно принять свою новую идентичность и суметь сказать «нет» такому мужу. Любое общество, любой круг людей, в которые мы входим, склонен поддерживать баланс и старается затащить бунтовщика обратно в свою социальную сеть.

Собственные убеждения человека играют решающую роль в том, разрешит ли себе человек стать самим собой. Насколько ему сложно расстаться с тем, кого из него взрастили? Ошибочное убеждение в том, что в жизни человек не имеет особого выбора, подавляет его внутреннее «Я». Но, таким психологическим убеждением придется повоевать.

К счастью, женщины в целом более склонны показывать свое «Я», чем мужчины. Культура позволяет женщине показывать больше эмоций и расслабляться.

В общем, в первое время, все будет непросто, но результат стоит таких. Бывший социальный круг вскоре сменится новым. Как правило, человек, позволивший себе стать самим собой, строит новые отношения правильно и в них удовлетворяют свои эмоциональные потребности. От новой жизни человек получит большее удовольствие. Потому, что это та жизнь, которая нужна каждому человеку.

Нравится(8 )

Целостность (Цельность) как качество личности – способность поддерживать постоянную высшую связь души с Богом; жить в гармонии с законами мироздания; испытывать состояние внутренней полноты, изобилия, успеха и счастья; быть удовлетворённым от осознания реализации своего жизненного предназначения; не терзаться противоречиями, давлением порочных качеств личности; системно удовлетворять свои физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные потребности; быть способным отдавать и принимать любовь.

Давным-давно, когда на Земле только начинала зарождаться жизнь, в небесной канцелярии уже вовсю кипела работа над утверждением новых форм существования. Слетелись к Богу самые лучшие души – изобретатели со своими предложениями и Бог, сидя на своем небесном троне, внимательно выслушал каждую из них. Первая душа залетела в Отчий кабинет с каким-то тяжелым макетом. Еле донесся его, она поставила макет на облако и начала демонстрировать свое новшество. — Я предлагаю создать нечто уникальное. По моим расчетам данная форма жизни является наиболее оптимальной формой существования на Земле. Она легко приспосабливается к внешним условиям и гармонично взаимодействует с внешней средой. Свое изобретение я назвал «Тело». Чтобы «Тело» работало необходимо всего лишь ухаживать за ним и все время кормить. Правда есть один недостаток — оно подлежит износу и разряжается по ночам. Чтобы его зарядить, необходимо давать ему отдых и сон. — Хорошо,- сказал Бог, призадумавшись.- Какой же смысл твоего изобретения? — Смысл заключается в получении чувственного наслаждения. Это нечто удивительное. Тело может реагировать на внешние раздражители, – сказала душа и подойдя к своему изобретению, сделала так, что «Тело» начало вздрагивать. — Интересно,- сказал Бог, внимательно рассматривая макет. — Но, что самое интересное,- продолжила свою презентацию душа.- Так как тело подлежит старению, из двух тел будет создаваться одно новое, тем самым существование на Земле сможет постоянно возобновляться. — Отлично,- сказал Бог и разлился светом.- Мне понравилась твоя идея, и я учту ее при создании жизни. Душа прихватила свой макет и взлетела на самое высокое облако как никогда довольная и счастливая.

— Отец мой,- сказала вторая душа,- Я долго думала о том, какая форма существования будет самой совершенной и пришла к выводу, что совершеннее того, что уже создал ты, не бывает. Поэтому, я предлагаю поселить на Земле, именно нас, твоих сыновей и дочерей. Представляешь, души смогут обитать теперь не только на небе, но и на Земле и Земля превратится в огромный светящийся шар любви. Мое предложение к тебе так и называется «Душа». — Здорово,- сказал Бог и еще больше засиял.- Но какова будет цель пребывания душ на Земле? — Главная цель — любить друг друга и наполнять Землю любовью, чтобы служить тебе не только на небе, но и на Земле. Мы все время будем радостно кружиться и танцевать, чувствовать себя твоими частичками и проливать свет на все вокруг. — Хорошо, — учтиво сказал Бог.- Я обязательно подумаю над твоим предложением, а теперь можешь лететь. Вторая душа взлетела так высоко, что от счастья у нее закружилась голова.

— Господь, — учено сказала третья душа.- Анализируя все процессы, происходящие на Земле, я пришла к выводу, что самой универсальной формой существования будет нечто, что сможет понимать, сравнивать, запоминать и объяснять все жизненные явления. Без этого механизма, жизнь не будет иметь никакого значения, потому что не сможет быть осознанной. Моя модель будет называться «Ум». — Очень любопытно, — задумчиво сказал Бог.- А с какой целью будет функционировать «Ум» на Земле? — С целью анализа Жизни, как одного из самых величайших творений Бога. «Ум» сможет постоянно постигать эту необъятную науку и существовать вечно. — Отлично,- беспредельно радостно сказал Бог.- Мне понравилась твоя модель, и я приму ее к сведению. Ученая душа тоже обрадовалась и вылетела вприпрыжку из Отчего дома.

— Господи Всевышний,- сказала четвертая душа.- Я долго думала и поняла, что Землю может населять только Высший Разум, тот который стремится познать тебя через себя, тот, чья миссия служить тебе и принимать твою волю за великий дар, тот который постоянно развивается и стремится к тебе, чтобы обрести целостность. Мое творение называется «Дух». — Великолепно,- сказал Бог, хлопая в ладоши от счастья. Но зачем «Духу» обитать на Земле, если он может жить на небесах? — Затем, чтобы он всегда смотрел на тебя снизу и помнил, что ему есть куда стремиться, кому служить и кого познавать. — Отлично,- сказал Бог, ослепляя своим светом. Твое творение прекрасно и я обязательно воспользуюсь им. Окрыленная от счастья душа взлетела высоко в небо, кружась между облаками.

— Дети мои, дети,- любяще подумал Бог.- Вы так и не поняли, что вы не могли представить и придумать ничего, чем бы Я ни являлся. А поскольку вы мои дети, вы и есть то, о чем Вы мне так радостно рассказывали. И создал Бог свое величайшее творение по образу и подобию своему. И назвал он его «Человек». Подарил он «Человеку» четыре тоненькие ниточки, соединяющие его с ним и позволяющие познать, что такое быть «Частью» целого. Назвал он эти ниточки – «Тело», «Ум», «Душа» и «Дух» и велел пользоваться ими по инструкции. С тех пор «Человек», который поддерживал свою связь с «Частью» назывался «счастливым», целостным, а когда хотя бы одна ниточка обрывалась, уже назывался «несчастным», нецелостным.

Человек – самая сложная из известных нам систем. Чтобы познать, какого человека можно считать целостным, нужен системный подход, изначально ориентирующий исследователя рассматривать изучаемый объект, как целостный комплекс взаимосвязанных элементов. Человек как целостная система – это не сумма составляющих ее элементов – тела, чувств, ума, разума, ложного эго и души. Нельзя свести качества человека к сумме свойств составляющих его элементов и вывести из них свойства целого. Человек обладает новыми свойствами, отсутствующими у элементов и частей, его образующих.

Целостность личности исходит из высшего начала. Человек, не пришедший к Богу, не может быть целостным, его загрызут страх, страдания, колебания и безверие. Вера бесстрашит, страшит – безверие. Если человек живет на уровне связи души и Бога, вся его жизнь гармонизируется на всех планах. Если такой связи нет, человека раздирают противоречия, он обречен на конфликтное сосуществование с чувствами, умом, разумом и ложным эго. Возникает недовольство жизнью и Богом. Человек начинает искать оправдания, обвинять других в своих бедах и несчастьях. Один человек пришёл в парикмахерскую. Во время стрижки и бритья заговорили с парикмахером о Боге. Парикмахер сказал: — Что бы вы мне ни говорили, а я не верю, что Бог есть. — Почему? — спросил клиент. — Достаточно выйти на улицу, чтобы убедиться, что Бога нет. Вот скажите, если Бог существует, откуда столько больных людей? Откуда беспризорные дети? Если бы он действительно существовал, не было бы ни страданий, ни боли. Трудно представить себе любящего Бога, который допускает всё это. Клиент задумался. Когда парикмахер закончил работу, клиент щедро расплатился. Выйдя из парикмахерской, он увидел на улице заросшего и небритого человека. Тогда клиент вернулся в парикмахерскую, пригласил парикмахера к окну и, показывая пальцем на бродягу, сказал: Парикмахеров не существует!« Как это так?» — удивился парикмахер, — «А я разве не в счёт? Я же парикмахер». «Нет», — воскликнул клиент, — «их не существует. Иначе не было бы заросших и небритых людей как вон тот человек, который идёт по улице». — «Ну, мил человек, дело ж не в парикмахерах, просто люди сами ко мне не приходят». «В том-то и дело», — подтвердил клиент, — «и я о том же. Бог есть, просто люди не ищут его и не приходят к нему. Вот почему в мире так много боли и страданий».

Необходимое условие целостности личности – жить в гармонии с законами мироздания . Целостный человек живет в гармонии с внешним миром и с самим собой. Он знает сущность законов мироздания, и это знание делает частью своего опыта. Понимая объективный и справедливый характер их действия, целостный человек испытывает умиротворение, то есть, находится в состоянии душевного покоя, душевного равновесия и благодати. Целостный человек – это удовлетворенный жизнью человек. Например, человек знает, как действует Железный закон мироздания – закон причины и следствия. Он осознает, что жизнь – это бумеранг – что посеешь, то и пожнёшь. Будешь делать людям добро, и ты будешь жить под «парусом» энергии процветания, тебе будет сопутствовать удача и успех.

Целостная личность испытывает состояние внутренней полноты, изобилия, успеха и счастья. Большинство людей нацелено на внешний успех – сделать головокружительную карьеру, прорваться к власти, достичь финансовой независимости. Мало кто из них заботится об экологии своих действий. Зачастую возникает парадокс – чем больше внешний успех, тем больше внутренняя опустошенность, уныние и разочарованность. Человек всю жизнь ставил перед собой материальные цели, всего добился, а на душе смрадно и противно. О потребностях внутреннего мира он как-то не задумывался, и теперь наступил час расплаты: депрессия, отчаяние и боль. Когда внутренний мир – полная чаша, человек изливает в мир энергию внутренней успешности и внутреннего счастья.

Однажды, когда был серый, дождливый день, мальчик по имени Пэт не мог найти себе места и крутился вокруг своего отца, мешая последнему готовиться к докладу. Когда же терпение его отца подошло к концу, он вытащил из кучи один из старых журналов, вырвал из него большой красочный лист с картой мира, разорвал его на множество мелких кусочков и вручил их своему сыну со славами: «Пэт, собери из этих кусочков снова карту, а я за это дам тебе денег на мороженое». Казалось, что даже для взрослого человека, это будет работа не на 5 минут, тем более для маленького Пэта. Какого же было удивление отца, когда сын постучался в его комнату с выполненным заданием уже через 10 минут. - Как тебе удалось так быстро справиться с заданием?- спросил отец. - Это не было совсем сложно, - ответил Пэт. «Просто на другой стороне карты, был большой рисунок человека. Я просто перевернул все кусочки с картой наоборот, собрал изображение человека и перевернув снова лист получил правильно собранную карту мира. Я подумал, что если человек целый, то и мир будет целым». Отец улыбнулся и передал сыну деньги на мороженое. «Если человек целостный, то и мир будет целостный», - размышлял отец, понимая, что название доклада у него определённо есть.

Целостная личность – это состояний удовлетворённости от осознания реализации своего жизненного предназначения. Человек, не нашедший своего призвания, своего жизненного предназначения, не может быть цельным. Целостность предполагает, что человек познал истинный вкус счастья, исполнил свой священный долг перед самим собой и Творцом. Каждый наделен какими-то талантами. Кому-то суждено быть талантливой мамой, кому-то талантливым сантехником, а кому-то талантливым художником. Если художник по предназначению в угоду рыночной конъюнктуре становится банкиром, зарабатывает большие деньги, он все равно не будет счастлив. У каждого в жизни свой путь. Счастье возможно только на этом пути. Свернул со своего пути, вышел за границы своей природы, противостоишь законам судьбы, всё – счастья однозначно не будет. И целостности никогда не будет, ибо личность разорвана обстоятельствами жизни. Личность достигает целостности, если она живет в согласии с высшей волей, если она реализует своё жизненное предназначение.

Целостности человек достигает, если его не терзают противоречия, не давят порочные качества личности. Целостный человек постоянно заботится о воспитании в себе добродетелей, Он знает, что выращенное достоинство естественным образом вытесняет какие-то его порочные наклонности. Они могут быть не достаточно проявленными, чтобы обрести статус качества личности, но в законсервированной форме существуют и только ждут своего часа. Для целостной личности пороки не имеют существенного значения, они не «имеют права голоса» в разговоре души и разума, но определенный самоконтроль и аскезы необходимы всем людям.

Целостная личность системно удовлетворяет свои физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные потребности. Если человек озабочен удовлетворением только потребностей своего ума и чувств, то есть, сводит свои запросы на физический уровень – пища, сон, секс, защита, неизбежен внутренний конфликт, раздрай между умом, разумом и душой. При таком положении дел бессмысленно даже намекать на какую-то целостность личности.

Однажды царь Милинда спросил монаха Нагасену: - Глаза - это ты? Нагасена, смеясь, ответил: - Нет. Царь Милинда настаивал: - А уши - это ты? А нос - это ты? - Нет! - А язык - это ты? - Нет! - Но твоя личность пребывает в теле? - Нет, материальное тело обладает лишь кажущимся бытиём. - Наверное, твоя истинная субстанция - разум? - Тоже нет! Милинда разгневался: - Раз зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, разум - всё это не ты, не является твоей истинной, существующей субстанцией, то где же ты пребываешь? Бхикшу Нагасена улыбнулся и, в свою очередь, спросил: - Окно - это дом? Милинда разозлился, но через силу ответил: - Нет! - А двери - это дом? - Нет. - А кирпичи, черепица - это дом? - Нет. - Ну тогда, может быть, колонны и стены - это дом? - Тоже нет! Нагасена улыбнулся и сказал: - Раз окна, двери, кирпичи, черепица, стены и колонны - это всё не дом, так где же пребывает дом? Тут царь Милинда ощутил пробуждение и осознал единство причин, условий и следствий, понял, что они нераздельны, и их нельзя рассматривать по отдельности. Дом становится домом благодаря сочетанию множества причин и условий, человек также становится человеком, когда наблюдается определённое единство причин и условий, когда системно удовлетворяются все его потребности.

Профессор в университете задал своим студентам такой вопрос: — Все то, что существует, создано Богом? Один студент смело ответил: — Да, создано Богом. — Бог создал все? – спросил профессор. – Да, сэр – ответил студент. Тогда профессор спросил: — Если Бог создал все, значит, Бог создал зло, раз оно существует. И согласно тому принципу, что наши дела определяют нас самих, значит, Бог есть зло. Студент притих, услышав такой ответ. Профессор был очень доволен собой. Он похвалился студентам, что он еще раз доказал, вера в Бога это миф. Тогда еще один студент поднял руку и сказал: — Могу я задать вам вопрос, профессор? — Конечно, — ответил профессор. Студент поднялся и спросил: — Профессор холод существует? — Что за вопрос, конечно существует. Тебе никогда не было холодно? Другие студенты засмеялись над вопросом студента. Но молодой человек, как ни в чем небывало, ответил: — На самом деле, сэр, холода не существует. В соответствии с законами физики, то, что мы считаем холодом в действительности является отсутствием тепла. Человека или предмет можно изучить на предмет того имеет ли он или передает энергию, а абсолютный ноль минус 460 градусов по Фаренгейту есть полное отсутствие тепла. Вся материя становится инертной, не способной реагировать при этой температуре. Холода, таким образом, не существует. Мы создали это слово для описания того что мы чувствуем при отсутствии тепла. Студент продолжил после некоторой паузы. — Профессор, а темнота существует? — Конечно существует, — ответил профессор, но несколько более задумчиво. — Вы опять не правы, сэр. Темноты также не существует. Темнота также в действительности есть отсутствие света. Мы можем изучить свет, но не темноту. Мы можем применить призму Ньютона, чтобы разложить белый свет на множество цветов и изучить различные длины волн каждого цвета, но вы не можете измерить темноту. Простой луч света может ворваться в темноту и осветить его. Как вы можете узнать, насколько темным является какое-либо пространство. Вы измеряете, какое количество света представлено, не так ли? Темнота это понятие, которое человек использует, чтобы описать, что происходит при отсутствии света. В конце концов, молодой человек спросил профессора: — Сэр. А зло существует? В этот раз неуверенно профессор ответил: — Конечно, как уже сказал, мы ведь видим его каждый день, жестокость между людьми, преступления и насилия по всему миру. Эти примеры являются ни чем иным как проявлением зла. На это студент ответил: — Зла не существует сэр. Зло это просто отсутствие Бога. Оно похоже на темноту и холод. Это слово созданное человеком для описания отсутствие Бога. Бог не создавал зла. Зло это не вера или любовь, которые существуют, как свет и тепло. Зло это результат отсутствия в сердце человека божественной любви. Это вроде холода, которое наступает, когда нет тепла. Или вроде темноты, которая наступает, когда нет света. Профессор замолчал и сел.

Петр Ковалев 2013 год

Беляев И.А.

Оренбургский государственный университет Е-mail: [email protected]

«ЦЕЛОСТНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА» И «ЦЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА»: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Статья посвящена разграничению содержания понятий целостности и цельности применительно к специфике человеческого существа. Целостность человека трактуется как наличие и единство всех составляющих её частей, цельность - как присущая ей функционально-структурная характеристика, показатель наличия у неё цели.

Ключевые слова: человек, целостность, типы человеческой целостности, цельность, цель, целесообразность, целеустремлённость.

В различных философских и научных текстах, написанных на русском языке, содержания понятий «целостность» и «цельность» нередко смешиваются, а зачастую и отождествляются. Термины, то есть слова, соответствующие этим понятиям, используются спонтанно, чередуясь в одном тексте вне какой-либо логики. Сложившееся положение частично объясняется тем, что в русском языке слова «целостность» и «цельность» могут выступать в роли синонимов с минимальными смысловыми различиями. Данное обстоятельство, впрочем, ничего и никого не оправдывает. «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает»; это давно известное суждение ныне де-факто утратило своего автора, однако вряд ли кто-нибудь из пытающихся мыслить индивидов станет всерьёз сомневаться в его верности.

Особую остроту неупорядоченность взглядов исследователей относительно должного разграничения явлений, обозначаемых понятиями целостности и цельности, приобретает при обсуждении проблем человека, его сущности и существования. Налицо актуальность прояснения вопроса о соотношении рассматриваемых понятий в контексте специфики человеческого естества. Признание данного вопроса актуальным вовсе не означает его принципиальной новизны. Применительно к русскоязычным философско-научным текстам антропологического характера этот вопрос не нов, так как в них нередко фигурируют термины «целостность человека» и «цельность человека». Однако анализ практики применения этих терминов свидетельствует о том, что они далеко не всегда могут быть признаны адекватными речевыми отображениями тех понятий, которые призваны репрезентировать.

С начала XXI века в нашей стране опубликовано немало монографий , , , , , и др., а так же статей , , , , и др., напрямую посвящённых целостности человека. Каждый из авторов этих работ при обозначении своей позиции в той или иной мере учитывает взгляды коллег на то, какое именно явление подобает мыслить в понятии «целостность человека». Что же касается понятия «цельность человека», то представления различных исследователей о его должном содержательном наполнении также встречаются в философской литературе , , и др. Казалось бы, при вполне реальном интересе специалистов к данным понятиям не может быть никаких сомнений по поводу выявленности и конвенциональной закреплённости деталей их содержания. Но сравнительный анализ глубины общей философской разработанности избранных для рассмотрения понятий однозначно свидетельствует о несовершенстве их содержательного наполнения. Содержание понятия «целостность человека» детализировано слабо и довольно-таки противоречиво; то же, но только в большей степени присуще и детализации содержания понятия «цельность человека». В связи с этим есть смысл обратить особое внимание на то, что в имеющей место познавательной ситуации выявление соотношения обсуждаемых понятий может быть корректным только при чётком обозначении особенностей содержания каждого из них.

Решение задачи выявления соотношения этих понятий диктует необходимость внимания к факту отсутствия эмпирически достаточно обоснованных и одновременно эвристически ценно концептуализированных представлений о человеке. Мыслители разных времён и наро-

дов совершили множество попыток формирования по-настоящему универсального содержательного наполнения понятия «человек», однако ни одна из них не увенчалась, да и не могла увенчаться успехом. Причина тому - многоре-альность человеческого существа, находящая отражение в неисчерпаемости тех его признаков, которые в различных измерениях могут сыграть роль понятиеобразующих. На текущий момент понятию «человек» нельзя дать определения, безукоризненно точно раскрывающего его содержание, и вряд ли данная задача окажется разрешимой в будущем. Поэтому стоит предположить, что понятийная неопределён-ность человека является его атрибутом. Впрочем, эту неопределённость ни в коем случае не надо абсолютизировать; вся история становления антропологического знания свидетельствует о том, что верное отражение некоторой части понятиеобразующих признаков человеческого существа, необходимое для успешной разработки довольно-таки широкого круга исследовательских вопросов, практически всегда оказывается вполне возможным.

О целостности того или иного нечто, то есть о том, что оно является целым, допустимо вести речь только тогда, когда у него «не отсутствует ни одна из тех частей, состоя из которых оно именуется целым от природы, а также то, что так объемлет объемлемые им вещи, что последние образуют нечто одно» . Если взять данное суждение само по себе, то его истинность выглядит несомненной. Другое дело, насколько продуктивной окажется опора на присущее ему содержание, если оно действительно будет вовлечено в процесс исследования «само по себе», без учёта его взаимосвязи с суждениями, свидетельствующими о наличии у целостности иных необходимых, существенных и специфических признаков. Думается, что естественное для данной ситуации признание любой целостности исключительно суммой составляющих её частей непродуктивно с онто-гносеологической точки зрения в связи с его заведомо сомнительной корректностью применительно к великому множеству конкретных фрагментов бытия. Этот подход делает понятия целостности и частей крайне малосодержательными и они, соответственно, едва ли не на сто процентов утрачивают свои эвристические возможности.

Однако полный отказ от рассмотрения всех без исключения целостностей как сумма-тивных образований неминуемо ставит исследователя в оппозицию относительно де-факто складывающегося положения вещей. Сумма-тивные целостности имеют, конечно же, место в жизни, и это вполне объясняет и в какой-то степени даже оправдывает сосредоточение исследовательского внимания на тех особенностях, которыми они обладают. Не стоит только упускать из виду, что свойственная некоторым целостностям суммативность принципиально неабсолютна, да и реальное существование их самих скорее исключение, чем правило.

Целостность есть единство частей, их общее синтетическое качество, части же, взятые по отдельности, представляют собой разрозненные носители элементов этого качества, выступающего как потенция. Более того, целостность и составляющие её части могут обнаруживаться и раскрываться исключительно друг через друга, по ходу их соотнесения в каком-либо аспекте. Данное обстоятельство предопределяет трудности, практически всегда возникающие при попытках выявить детали подлинного отношения между целостностью и её частями. Ведь, в самом деле, с одной стороны, объективно существующие связи между частями снимаются в обобщающей их целостности. С другой стороны, выявляемые особенности взаимной связи частей конкретной целостности неизбежно оказываются искажёнными, субъективированными, сведения о них содержат в себе нечто спорное, ошибочно трактуемое, а то и вовсе непричастное к ней самой, привнесённое исследователем, являющееся прямым проявление интенциональности его собственного мироотношения. Всякая целостность на момент её непосредственного рассмотрения каким-либо искусственным образом оторванная, отчуждённая от своего предшествующего и последующего состояний, лишённая многообразных взаимовлияний с иными целостностями, есть нечто относительно завершённое, ставшее, проникнутое единством, результирующим процесс развития определённого фрагмента действительности. Такой вариант её видения вполне допустим, правда, только в контексте сугубо исследовательского, инструментального применения.

Перейдём к детализированному обсуждению особенностей содержания понятия «це-

лостность человека». Стоит прежде всего заметить, что сочетание разных по тесноте и характеру связей между частями человеческой целостности с наличием у неё совокупных, системных свойств у целого позволяет признать её сверхсуммативной. При этом она непременно явится ещё и органическим целым, так как для её существования характерны внутреннее взаимодействие частей, сочетающееся с взаимодействием целого с внешней средой и способностью к саморазвитию. К тому же важность соотносительных (коррелятивных) и объединительных (интегративных) связей между частями здесь настолько велика, что они не могут функционировать вне целого, а изменение в одной из них неминуемо влечёт за собой изменения как в других частях, так и во всём целом.

Разными, относительно обособленными, специфически оформляющимися частями, сторонами своей становящейся целостности человек реализуется в трёх мирах - доступных ему фрагментах целостного Мира. Эти миры раскрываются человеку как три качественно различные сферы его существования: природная, социальная и духовная. В природной сфере, в предметно-вещественном мире человек проявляет собственное естество как организм, то есть тело с определённым набором органов, воплощая его потенции в жизнь в ходе ограниченной в пространстве и во времени, мор-фо-функционально обусловленной жизнедеятельности. В социальной сфере, в мире меж-человеческих отношений человек представлен своей личностью, являющей собой его социальное качество, возникающее, формирующееся и обнаруживающееся в процессе его социально-ролевой репрезентации. В духовной сфере, в этом принципиально ином по отношению к природе и обществу мире, в царстве Абсолютных Истины, Добра и Красоты человек осуществим (по крайней мере, потенциально) душой - органом интимного духовного бытия, посредством которого он трансценди-рует, преодолевая границы наличного существования. Будучи различными формами реализации человеческого естества, соответствующими специфике отдельных сфер существования человека, организм, личность и душа представляют собой экзистенциальные составляющие его целостности, то есть те ипостаси, в которых протекает его жизнь в Мире.

Никакая целостность, в том числе человеческая, не может «осуществиться абстрактно. Осуществление означает конкретизацию» ; конкретная же целостность, являя собой конкретное единство конкретных частей, находящихся в конкретных отношениях, предстаёт перед исследователем в одном из возможных типов.

Согласно Д.В. Пивоварову, определение типа всякой целостности возможно на основе характера связи и степени слитности её частей. Существование трёх заметно отличающихся друг от друга вариантов связи целого и его частей, их взаимного влияния свидетельствует о целесообразности выделения трёх основных типов целостности: тоталитарного, партитивного и гармонического . Тоталитарная целостность имеет место при доминировании целого над частями, партитивная - частей над целым. Гармонической же целостности свойственно отсутствие доминирования частей и целого друг над другом, вза-имораскрывающий характер их связи.

Исследование человеческой целостности позволяет обнаруживать её во всех трёх обозначенных типах. Описание признаков, наличие которых выступает основанием для утверждения о её принадлежности к определённому типу, можно свести к следующему:

1. Тоталитарная целостность осуществляется посредством последовательного нивелирования наиболее ярко выраженных свойств тех частей, из которых она состоит. При этом доминирование целого над частями выстраивается как более или менее явное «заимствование» у одной из них некоторых естественных для неё интенций и формирование на их основе интенциональности индивидуального мироотношения человеческого существа. Анализ возможной специфики интенциональнос-ти мироотношения свидетельствует о допустимости отнесения целостности данного индивида либо к натуроцентрической, либо к соци-оцентрической, либо к теоцентрической модификации. Первая из них, натуроцентрическая модификация рассматриваемого типа целостности, отражающая акцентированную реализацию потребностей и способностей организма, находит проявление в последовательном проведении в жизнь гедонистических установок, сопряжённых с эгоизмом и самодостаточностью человеческого существа. Вторая, соци-

оцентрическая модификация этой целостности, предполагающая преимущественную актуализацию личностных способностей и потребностей, выражающих своеобразие складывающихся общественных отношений, обнаруживается в однозначно конформистской и коллективистской ориентации человека, сочетающейся с его сверхнормативной социальной активностью (или же, напротив, социально одобряемой пассивностью) и фактической утратой им собственной индивидуальности. В своей третьей, теоцентрической, ориентированной на труд души и духовные искания модификации тоталитарная целостность выступает как влечение человека к смысложизненным размышлениям, к поиску Бога в себе и себя в Боге, как постоянно рефлексируемое тяготение к тому, чтобы свести до допустимого минимума собственную социальную активность; наряду с этим нередко встречается отношение к своему телу как к греховной плоти, недостойной, возможно, заботы, а то и подлежащей умерщвлению.

2. Партитивная целостность тоже обнаруживается в трёх модификациях, натуроцентрической, социоцентрической и теоцентрической. Здесь первичной, однозначно раскрывающейся оказывается специфика главенствующих свойств одной из частей человека, а не интенциональности его целостного мироотно-шения, поэтому обнаруживаемые модификации характеризуются значительно большим, чем в предшествующем случае, отрицанием того, что имеет прямое отношение к свойствам других его частей. Наиболее яркое концентрированное выражение эти модификации находят, соответственно, в животности человеческого существа, в его социальной зомбирован-ности, а также в религиозном или же антирелигиозном фанатизме. Животность как гипертрофированная природность выражается в сосредоточенности человека на удовлетворении собственных телесных потребностей; при этом его мироотношение разворачивается в диапазоне от скотоподобия (тупой бессмысленности) до зверообразности (оголтелой хищности). Социальная зомбированность предстаёт в различных формах безоглядного карьеризма или диссидентства, сопряжённых с чётким обозначением важности своей роли в жизни общества и незаменимости себя в этой роли. Относящиеся к духовным феноменам религиозный фа-

натизм и догматический воинствующий атеизм - его оборотная сторона - проявляются во всепоглощающей склонности человека к мессианству, в его стремлении к подвижничеству, в жертвенной установке.

3. Гармоническая целостность человека представляет собой подлинное единство, совершенную согласованность, сонастроенность всех природных, социальных и духовных составляющих его естества. Носитель гармонической целостности вполне последовательно ведёт здоровый образ жизни, проявляет душевную расположенность и любовь к людям, творчески осуществляет освоение доступных фрагментов действительности. Что же касается выделения каких-либо модификаций человеческой целостности, то в данном случае оно вряд ли приведёт исследователя к лучшему пониманию реального положения вещей.

Очевидно, что целостность человеческого существа, пребывающая в состоянии гармонии, с самых разных точек зрения выглядит весьма привлекательным вариантом её конкретно-жизненного воплощения. По крайней мере, есть основание для того, чтобы признать данный тип человеческой целостности онтологически наиболее совершенным. Тут можно сослаться на Г.В.Ф. Гегеля, который пишет так: «Гармония представляет собой соотношение качественных различий, взятых в их совокупности и вытекающих из сущности самой вещи (курсив мой. -И.Б.)» . При этом есть смысл подчеркнуть и то, что состояние гармонии, достигаемое полноценным человеком по ходу становления, не является абстракцией, порождённой фантазией исследователя, далекого от реальной жизни. Хоть это состояние и воистину эфемерно, оно также и притягательно для всякого самосознающего человеческого существа, и принципиально доступно для него.

Стоит отметить, что в рамках целостности, обретшей подлинную гармонию, ни одна из её частей - экзистенциальных составляющих - не только не лишается самобытности своего естества, но и получает возможность её проявить. Все они, и организм, и личность, и душа даже при достижении предельно точного взаимного соответствия, согласованности друг с другом остаются сами собой, живут как субстанционально, так и функционально не только общей, но и вполне полноценной собственной жизнью, сохраняя и проявляя при этом есте-

ственные для себя свойства. Впрочем, индивидуальные свойства составляющих человеческой целостности вторичны по отношению к её системным свойствам, концентрированно выраженным в присущих ей способностях и потребностях. Что же касается последних, то их соотношение друг с другом и с условиями актуализации утрачивает прежнюю меру оптимальности при любых преобразованиях человеческой целостности. Направленность и масштаб изменений этой меры существенным образом определяют специфику вновь возникающего состояния человеческой целостности и, соответственно, её типа.

Думается, тем не менее, что выявление и учёт типичного в признаках некой человеческой целостности не представляют собой достаточного основания для оставления вне сферы внимания того факта, что в каждом конкретном случае, во всякий момент своего становления она, вне зависимости от каких-либо привходящих обстоятельств, ещё и глубоко индивидуальна, неповторима в своей самобытности. По сути дела, целостность, характерная для определённого человека, может быть отождествлена с ним самим, взятом во всём практически безграничном многообразии проявлений его собственного естества, в единстве всегда в чём-то уникальных духовных и социальных свойств и отношений, которыми он обладает, с одной стороны, и более или менее заметных особенностей внутреннего устройства его организма и реализуемых им функций - с другой.

Детализирующее разграничение содержания понятий целостности и цельности в антропологическом аспекте следует предварить прямым указанием на то, в чём заключается суть соотношения обозначаемых ими явлений. Цельность представляет собой один из понятиеобразующих признаков всякой сверх-суммативной органической целостности, её исключительно важную фундаментальную характеристику, непосредственно связанную с целью, проистекающую из неё, выступающую показателем её наличия. Аристотель, в частности, пишет о том, что «становящееся движется к какому-то началу, т. е. к какой-то цели (ибо начало вещи - это то, ради чего она есть, а становление - ради цели); между тем цель - это действительность, и ради цели приобретается способность» , которая,

в свою очередь, может существовать и существует только в связи с потребностью, совпадающей с ней по качеству. При этом цель, согласно Г.В.Ф. Гегелю, «есть внутри самой себя побуждение к своей реализации» . Р. Акофф и Ф. Эмери, рассматривающие главенствующие параметры целеустремлённых систем, иначе говоря, целостностей, являющихся системно организованными и функционирующими ради достижения цели, вполне резонно отмечают, что «цель - это желаемый результат, недостижимый за рассматриваемый промежуток времени, но доступный в будущем, причём за данный период к нему можно приблизиться» .

Человеческое существо обычно обладает большей или меньшей цельностью, тем не менее, иногда, оказавшись в состоянии крайней дисгармонии, практически лишается её.

Надо полагать, что понятием «цельность» следует обозначать такую характеристику целостности, которая является структурнофункциональной. В цельности, соответственно, имеет смысл выделить две стороны: структурную и функциональную. Специфика структурной стороны может быть раскрыта при обращении к содержанию понятия «целесообразность», функциональной - понятия «целеустремлённость». Разумеется, данное выделение нельзя не признать исключительно инструментальным, диктуемым необходимостью рационального постижения действительности. Так, Акофф и Эмери, связывающие понятие структуры и функции и стремящиеся при этом показать их полную совместимость, пишут о том, что «структура - это общее понятие, применимое к геометрическим, кинематическим и механическим свойствам, а также ко всем свойствам, представляемым в виде их функций» . Относительно же интересующей нас человеческой целостности необходимо отметить, что её структура, играющая роль источника и носителя различных, в том числе - сугубо человеческих функций, вполне определённо реагирует на изменения внешней природно-социально-духовной среды, отвечая на них какими-либо изменениями в себе самой со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Целесообразность представляет собой целевую обусловленность целостности, соответствие её структуры той цели, которая ей

присуща объективно и в какой-либо мере опосредована субъективно.

В природной сфере целесообразность человеческой целостности концентрированно выражается в самоизменяющей адаптивной активности организма, в его соответствии материально-вещественным условиям жизни и в согласованности, сонастроенности реализуемых им функций. В социальной сфере она находит преимущественное проявление в преобразующей окружение адаптивной активности личности и в эффективности её включённости в процессы социально-ролевой репрезентации. В духовной сфере она явственно обнаруживается как творческая активность души, как её устремлённость за пределы наличного существования.

Во всякий момент жизни человека целесообразность его целостности является относительной. Иначе говоря, обладание человеческой целостностью данным признаком означает, что её точное соответствие цели и внеш-несредовым условиям существования вполне может быть как утрачено, так и обретено вновь.

Уточняя содержание понятия целесообразности, считаю нужным вслед за И. Кантом указать на то, что целесообразными допустимо именовать «объект, или душевное состояние или поступок даже тогда, когда их возможность не обязательно предполагает представление о цели, просто потому, что их возможность может быть нами объяснена или понята, только если полагаем в качестве их основы каузальность согласно целям, т. е. волю, которая располагала бы их в данном порядке сообразно представлению о некотором правиле» . Целесообразность, согласно Канту, бывает субъективной и объективной. При этом в пределах объективной целесообразности им усматриваются внешние и внутренние составляющие; внутренняя целесообразность для него - это полезность, а внешняя - совершенство .

Г.В.Ф. Гегель именует внешней целесообразностью «тот случай, когда налично сущее не обладает в себе самом понятием, которым оно определено, а связано с ним каким-то другим субъектом как внешняя форма или отношение» . Внутренняя целесообразность, по его утверждению, «заключается в том, что нечто является в самом себе как целью, так и средством, как своим продуктом, так и нача-

лом, производящим этот продукт. В этом, - как вполне резонно отмечает немецкий мыслитель, - и заключается самоцель» .

Целеустремлённость - это склонность всякой функционирующей целостности стремиться к достижению результата, в наибольшей мере соответствующего её цели.

Человеческой целостности обычно присущи цели, меняющиеся со временем, в связи с чем её целеустремлённость находит отражение в регулировании индивидом своих действий, поступков, поведения в целом. Целеустремлённым при этом может быть признан только человек, который обладает такими способностями и потребностями, при наличии которых ему по силам определить ясную и достойную цель и следовать ей неукоснительно, вне зависимости от каких-либо побочных обстоятельств. Следует отметить, что объём функций, реализуемых всякой целостностью, в том числе человеческой, ограничивается естественными возможностями, задаваемыми её структурой. Однако если какие-либо условия жизни оказываются неблагоприятными, то люди встают перед необходимостью преодолевать возникающие трудности за счёт отрицания прежних и освоения новых вариантов функционирования. Наряду с этим не стоит преувеличивать зависимость процесса актуализации адаптивных и творческих потенций человеческой целостности от меры стабильности внеш-несредовых влияний. В частности, целостность, выступающая как целеустремлённая система, «может изменять свои задачи при постоянных окружающих условиях: она выбирает и задачи и средства их выполнения. Тем самым она проявляет волю. Самый известный пример таких систем - люди» .

Специфика воплощения в жизнь целостным человеческим существом своей целеустремлённости заключается в реализации способности и потребности ставить и добиваться не только общих, «конечных», надындивидуальных по своей сути целей, но и целей частных, сопряжённых с конкретно-жизненными обстоятельствами и с преимущественным проявлением особенностей одной из своих ипостасей - организма, личности или души. Целеустремлённость оказывается при этом связанной прежде всего с готовностью индивида, пусть даже им самим не осознаваемой, по мере необходимости направлять свои природные,

социальные и духовные сущностные силы на достижении целей, названных здесь «конечными». Имеет смысл уточнить, что эти цели лишь иногда осознаются человеком более или менее явно и верно, обычно же они принимают форму смутных, но очень сильных влечений. Важно понимать также и то, что люди, как пишет И. Кант, «мало думают о том, что когда они, каждый по своему разумению и часто в ущерб другим, преследуют свои собственные цели, то они незаметно для самих себя идут к неведомой им цели природы как за путеводной нитью и содействуют достижению этой цели, которой, даже если бы она стала им известна, они бы мало интересовались» .

Отдельные цели могут достигаться или не достигаться, им можно служить или не служить, они могут стать очевидными для индивида или же оставаться сокрытыми от него, определёнными в себе и для себя, в любом случае именно их совокупность, система детерминирует цельность всякого человеческого существа. Иначе говоря, цельность индивида есть проникнутость его целостности свойственными ему разномасштабными целями, определённость ими. В цельности человека воедино сливается всё объективное и субъективное, актуальное и потенциальное в его целях. В ней сочетается как то, что присутствует в целях видимо и умопостигаемо, так и то, что вне зависимости от складывающихся обстоятельств неизбежно остаётся непостижимым и самим человеком, и окружающими его людьми.

Вставая, вслед за Аристотелем, на позиции эвдемонизма в его синтетическом варианте, чуждом крайностей гедонизма и морализма, можно заявить, что подлинная, воистину конечная цель любого человека - это счастье . Собственно, движение индивида к счастью, и только оно делает его совершеннее, гармонизирует целостность его естества посредством раскрытия ранее невостребованных ресурсов организма, личности и души, становящихсяся необходимыми для противостояния природным, социальным и духовным конкретно-жизненным обстоятельствам и овладения ими. В связи с этим цельность человеческого существа должна быть признана его эвентуально-онтической предзаданнос-тью, мерой индивидуального потенциала разрешения противоречия самобытия и инобытия, то есть доступной ему свободы. Реали-

зуя свою свободу, человек стремится, осознанно или же неосознанно, преодолеть границы, не являющиеся естественным порождением наличного состояния его цельности, а потому сковывающие его, делающие его существование вынужденным, неполноценным, несущим минимум счастья и максимум страдания, то есть принципиально дисгармоничным.

Истинно человеческое счастье состоит, надо полагать, в природно-социально-духовном благополучии индивида. Объективное измерение такого благополучия позволяет обнаружить гармоничность его целостности. Субъективное измерение свидетельствует о наличии у счастливого человека чувства того, что он представляет собой именно то, что должен представлять, имеет при этом всё необходимое, а в глазах окружающих ещё и выглядит так, как ему, по его собственному мнению, надлежит выглядеть.

Целостностям, принадлежащим к тоталитарному и партитивному типам, соответствует потенциальная цельность. Как в том, так и в другом случае вполне очевидно, что цельность человеческой целостности присуща, однако о конкретных её параметрах остаётся только догадываться. Цельность же гармонической целостности непременно будет актуальной. Данное обстоятельство выступает довольно-таки надёжной предпосылкой для того, чтобы во всех возможных случаях верно судить о перспективах проведения эффективного анализа основных особенностей цельности определённого человеческого существа.

Ж. Нюттен пишет о том, «что в общем виде способность конкретизировать свои размытые потребности в реалистичных целевых объектах - главный элемент личностной зрелости и душевного здоровья в различные периоды жизни. Состояние потребности, которое нельзя трансформировать во «что-то реалистичное, что можно сделать или следует достичь» - то есть в поведенческую цель, - создаёт постоянное ощущение дискомфорта и безнадёжности в детстве и отчаяние в старшем возрасте» . Соглашаясь с автором, высказавшим данную мысль, хочу подчеркнуть, что подлинный характер цельности, свойственный индивиду в каждый момент его становления как целостности, всегда найдёт более или менее очевидное проявление.

Подводя итог всему сказанному, надо отметить следующие особенности соотношения

понятий «целостность человека» и «цельность человека». Цельность задаёт доминирующий вектор становления человеческой целостности, её преобразования на пути перехода из настоящего в будущее, попутно устанавливая некие границы её развития. Имея исключительно оперативно-ситуативный характер, данные границы уходят в небытие по мере приближения человека к ним. Вместе с тем, цельность человеческого существа раскрывается в его отрицании абсолютной безупречности наличного состояния собственной целостности и в утверждении необходимости и возможно-

сти его позитивного, адаптивно-творческого изменения. При этом изначально-сущностное несовершенство целостности человека снимается только в её актуальной цельности. Наличие такой цельности практически полностью ликвидирует возможность конфликта имеющихся де-факто системных свойств индивида, его способностей и потребностей, которые оказываются строго иерархизированными и скоординированными в соответствии с природно-социально-духовными условиями его существования как целостности.

Список литературы:

1. Акофф, Р. О целеустремленных системах / Р. Акофф, Ф. Эмери. - М.: Советское радио, 1974. - 272 с.

2. Аристотель. Метафизика // Сочинения: в 4 т. / Аристотель. - М.: Мысль, 1976. - Т. 1. - С. 63-367.

3. Аристотель. Никомахова этика // Сочинения: в 4 т. / Аристотель. - М.: Мысль, 1984. - Т. 4. - С. 53-293.

4. Беляев, И.А. Адаптация как форма становления индивидуальной целостности человека / И.А. Беляев // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2010. - № 2 (108), февраль. - С. 4-10.

5. Беляев, И.А. Творчество как форма становления индивидуальной целостности человека / И.А. Беляев // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2010. - № 10 (116), октябрь. - С. 57-61.

6. Беляев, И.А. Целостность человеческого существа: опыт типологизации / И.А. Беляев // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2009. - № 5 (99), май. - С. 4-10.

7. Беляев, И.А. Целостность человека в аспекте взаимосвязи его способностей и потребностей / И.А. Беляев. - Оренбург: ОГИМ, 2011. - 360 с.

8. Беляев, И.А. Целостность и свобода человека / И.А. Беляев, А.М. Максимов. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. - 180 с.

9. Гаранина, О.Д. Философская идея целостности человека как методологическая основа гендерологии / О.Д. Гаранина // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. - 2006. - № 101. -С. 39-44.

10. Гегель, Г.В.Ф. Лекции по эстетике // Эстетика: в 4 т. / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Изд-во «Искусство», 1968. - Т. 1. - 312 с.

11. Гегель, Г.В.Ф. Наука логики / Г.В.Ф. Гегель. - СПб.: Наука, 1997. - 799 с.

12. Гегель, Г.В.Ф. Философская пропедевтика // Работы разных лет: в 2 т. / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1973. - Т. 2. -С. 5-209.

13. Гуревич, П.С. Проблема целостности человека / П.С. Гуревич. - М.: ИФ РАН, 2004. - 178 с.

14. Кант, И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Сочинения: в 6 т. / И. Кант. - М.: Мысль, 1966. - Т. 6. - С. 5-23.

15. Кант, И. Критика способности суждения // Сочинения: в 6 т. / И. Кант. - М.: Мысль, 1966. - Т. 5. - С. 161-527.

16. Капец, В.П. Цельность человека как один из аспектов его интегральности (философский анализ) / В.П. Капец // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2008. - № 8. - С. 20-25.

17. Нагевичене, В.Я. Целостный человек (христианская традиция) / В.Я. Нагевичене, Д.В. Пивоваров. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005. - 159 с.

18. Нюттен, Ж. Мотивация, планирование, действие // Мотивация, действие и перспективы будущего / Ж. Нюттен. -М.: Смысл, 2004. - С. 15-348.

19. Пивоваров, Д.В. Онтология религии / Д.В. Пивоваров. - СПб.: Владимир Даль, 2009. - 506 с.

20. Плеснер, Х. Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию / Х. Плеснер // Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988. - С. 96-151.

21. Рыбаков, Н.С. НишапйаПз в системе образования: исчезающая мера и цельность человека / Н.С. Рыбаков // Профессиональное образование в современном мире. - 2011. - № 3. - С. 98-106.

22. Тельнова, Н.А. Целостность человека в онтолого-антропологическом измерении / Н.А. Тельнова. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2002. - 205 с.

23. Тельнова, Н.А. Целостность человека как философско-антропологическая проблема / Н.А. Тельнова. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. - 263 с.

24. Тельнова, Н.А. Целостность человека: специфика модальности и способы измерения / Н.А. Тельнова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2005. -№ 4. - С. 73-79.

25. Филатов, В.И. Социально-онтологические основания целостности человека / В.И. Филатов. - М.: Изд-во МГУК; Омск: Омск. гос. ун-т, 2001. - 311 с.

Беляев Игорь Александрович, доцент кафедры философии Оренбургского государственного университета, доктор философских наук, доцент 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 1З, (З5З2) З72586, e-mail: [email protected]