как придумать пословицу про дружбу

Ответ:

Нет друга, так ищи, а нашёл - береги. Без беды друга не узнаешь. Худой мир лучше доброй ссоры. Друг за друга держаться — ничего не бояться. Друг познается при рате да при нужде. Друг сердечный — таракан запечный. Друга иметь не убыток. Дружба дороже денег. Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось. Дружба не гриб — в лесу не найдешь. Дружба, что стекло: сломаешь — не починишь. Дружбу помни, а зло забывай. Дружить дружи, а за полу не держи. Дружные сороки и гуся съедят, дружные чайки и ястреба забьют. Друзей много, а друга нет. Дружба дружбой, а служба службой. Солома с огнём не дружись. Для милого дружка и серёжку из ушка. Для друга и семь вёрст не околица. Бедный знает и друга и недруга. Без беды друга не узнаешь. Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает. Будь друг, да не будь в убыток. Будь друг, да не вдруг. Был бы друг, найдется и досуг. Был у друга, пил воду — показалась слаще меду. Был Филя в силе — все други к нему валили, а пришла беда — все прочь со двора. Вдруг не станешь друг. Верный друг лучше сотни слуг. Не тот друг, кто смотрит сквозь пальцы, а тот, кто заглядывает в душу.

Наверное, ни в одной из форм языкового творчества не проявляется с такой силой и так многогранно народный ум, мудрость, как в пословицах и поговорках. Их тысячи. Как на крыльях переносились они из века в век, от одного поколения к другому. В пословицах можно найти ответ на все случаи жизни - когда у тебя горе, и когда радость, на всякое переживание, на любую новость сразу отзовется, даст разумный ответ. Какой бы короткой пословица ни была, все-таки это законченное произведение.

Существует различие между пословицей и поговоркой - в их грамматической и логической форме. Пословицы строятся как законченные предложения, завершенные суждения и применяются к случаю в «готовом виде. У поговорок такой завершенности нет - они ее получают только в конкретном разговоре.

«Поговорка - цветок», «пословица - ягодка».

«Соберем пословицу»

У входа в зал водящие раздают карточки красного и синего цвета. На них написаны половины пословиц. Задача - найти вторую половину, собрать всю пословицу, объяснить ее смысл. Например: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда». (Без труда ничего не добьешься.)

«Сочиним пословицу»

Раздают карточки. На них написаны половины пословиц. Задача - подобрать часть от другой пословицы так, чтобы составленная пословица приобрела смысл (новое содержание). Составившие наиболее интересные варианты и должны объяснить их смысл.

Например: «Сколько волка не корми, а он ноги на стол».

«Любишь кататься - имей сто рублей» и т. д.

«Сходные пословицы»

У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Ведущий называет иностранные пословицы, а зрители называют аналогичные русские.

Булочника на хлебе не проведешь. (Испанская)

Старого воробья на мякине не проведешь. (Русская)

Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре. (Немецкая) Ищи ветра в поле. (Русская)

У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская) Язык мой - враг мой. (Русская)

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Итальянская)

Язык до Киева доведет. (Русская)

Одна птица в руках стоит двух в кустах. (Английская) Не сули журавля в небе, дай синицу в руке. (Русская)

Птицу можно узнать по ее песне. (Английская)

Птицу видно по полету. (Русская)

Легкий кошелек - тяжелое проклятье. (Английская) Хуже всех бед, когда денег нет. (Русская)

После обеда приходится платить. (Английская)

Любишь кататься, люби и саночки возить. (Русская)

«Угадай пословицу»

Участвуют 2 команды по 5 человек в каждой. Ведущий дает им задание - комически изобразить три пословицы. Пословицу угадывает команда противника. В случае затруднения ей помогают болельщики. Например: «После драки кулаками не машут».

«Узнай пословицу по рисунку»

На больших листах нарисованы: заяц, осел, лиса, собака. Рядом расположены тексты с пропущенными словами и буквами: г_ло__н (голоден), как…(собака), х_тёр (хитёр) как…(лиса), _пр_м (упрям), как…(осёл), т_у_л_в (труслив), как…(заяц), _р_б_ (храбр), как…(лев).

«Аукцион пословиц и поговорок»

Аукцион можно проводить на различные темы: о временах года, о животных, о дружбе, о любви. Побеждает тот, кто последним назовет пословицу или поговорку на данную тему. Например, рыбацкие пословицы:

«Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

«Нельзя ловить форелей, не замочив штанов».

«Непойманная рыбка всегда большей кажется».

«Поймал карася, поймаешь и щуку».

«Рыба портится с головы».

«Хочешь поймать рыбу, не взбирайся на дерево».

«На безрыбье и рак рыба».

«Составь пословицу»

На листке написаны пары слов из известных пословиц. Надо составить пословицы, в которых бы встречались эти слова. Выигрывает тот, кто первым это сделает. Например: свет - тьма (Ученье - свет, а неученье - тьма.) Дело - потеха (Делу - время, потехе - час.)

«Нарисуй и узнай пословицу»

Участники игры (их может быть до пяти) подходят к ведущему и берут у него карточки, на которых написана пословица. Задание: подойти к мольберту и нарисовать содержание пословиц. Зрители должны по рисунку отгадать пословицу.

В тиражное колесо кладут свернутые карточки, на которых написаны полезные советы - в виде пословиц. Карточки могут быть красные и синие. Красные для девушек, синие для юношей.

«Кто отгадает?»

В эту игру играют команды. В одной команде 7-10 человек. Первая команда вспоминает пословицу и распределяет между собой ее по одному или по два слова. Каждый придумывает с этим словом предложение. Затем по очереди говорят предложения, а вторая команда должна по этим предложениям угадать пословицу.

«Сочиним пословицу»

Ведущий предлагает сочинить пословицу, которая отражала бы сегодняшний день. Например: «На трактор надейся, а сам не плошай». «С кружки по капле - буфетчице дом».

«Аукцион пословиц и поговорок из художественных произведений»

Многие пословицы и поговорки пришли в наш обиход из литературных произведений русских писателей и поэтов. В аукционе победит тот, кто назовет последним крылатое выражение. Например: «Мы все глядим в Наполеоны». «Любви все возрасты покорны» (Пушкин, «Евгений Онегин»).

«Счастливые часов не наблюдают» (Грибоедов, «Горе от ума»).

«У сильного всегда бессильный виноват» (Крылов, «Волк и ягненок»).

«Услужливый дурак опаснее врага» (Крылов, «Пустынник и Медведь»).

«Пословица в хороводе с пяльцами»

Участники ходят по кругу, взявшись за руки, подняв их на уровне плеч перед собой. Водящий в кругу с пяльцами в руках ходит по кругу под музыку. Когда музыка обрывается, водящий надевает пяльцы на руки двух участников и выводит их в круг с поднятыми на руках пяльцами. Ведущий дает им задание: продолжить скороговорку, которую он произнесет, или повторить ее. Затем пяльцы раскладывают. Кому достается внешний круг, тот становится водящим, а кому внутренний, тот становится в круг.

Источник: «Сценарии викторин, конкурсов, познавательных игр в школе.» Турыгина С. В., Кугач А. Н., 2003 г.

Пословицы и поговорки относятся к фольклорному жанру. Обычно их ставят рядом, хотя между ними есть явные отличия.

Пословицы представляют собой краткие народные изречения применительно к различным явлениям жизни. Обычно пословицы состоят из двух частей, которые рифмуются между собой. Ярким примером такой пословицы является фраза «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда».

Первые пословицы появились очень давно. Складывались они простым русским народом. Многие из пословиц были использованы в древних летописях и произведениях. Среди таких произведений «Слово о Полку Игореве», написанное в XII веке, «Моление Даниила Заточника» от XIII века. Кроме этого, с XII века уже были известны специальные рукописные сборники пословиц.

В образных и мудрых изречениях русский народ запечатлевал свои традиции, обычаи и нравы, едко и остроумно высмеивал своих врагов, а также пристыжал такие отрицательные черты, как злость, зависть, жадность.

Источником более поздних пословиц можно назвать различные произведения русских и зарубежных авторов. Например, в комедии «Горе от ума» Грибоедова есть несколько десятков фраз и выражений, которые впоследствии стали пословицами. В основе многих пословиц лежит какая-нибудь басня или сказка.

Поговорка отличается от пословицы тем, что она лишена обобщающего поучительного смысла. В повседневной жизни мы часто употребляем поговорки и даже не задумываемся откуда они взялись. Все, наверное, слышали такие фразы как «Семь пятниц на неделе» или «Положить зубы на полку», это и есть поговорки.

Практически все поговорки пришли в нашу речь из различных литературных произведений.

Нет друга, так ищи, а нашёл - береги.

Без беды друга не узнаешь.

Худой мир лучше доброй ссоры.
Друг как придумать пословицу о дружбе за друга держаться — ничего не бояться.

Друг познается при рате да при нужде.

Друг сердечный — таракан запечный.

Друга иметь не убыток.

Дружба дороже денег.

Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.

Дружба дружбой, а служба службой.

Дружба не гриб — в лесу не найдешь.

Дружба, что стекло: сломаешь — не починишь.

Дружбу помни, а зло забывай.

Дружить дружи, а за полу не держи.

Дружные сороки и гуся съедят, дружные чайки и ястреба забьют.

Друзей много, а друга нет.

Дружба дружбой, а служба службой.

Солома с огнём не дружись.

Для милого дружка и серёжку из ушка.

Для друга и семь вёрст не околица.
Бедный знает и друга и недруга.

Без беды друга не узнаешь.

Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает.

Будь друг, да не будь в убыток.

Будь друг, да не вдруг.

Был бы друг, найдется и досуг.

Был у друга, пил воду — показалась слаще меду.

Был Филя в силе — все други к нему валили, а пришла беда — все прочь со двора.

Вдруг не станешь друг.

Верный друг лучше сотни слуг.
Не тот друг, кто смотрит сквозь пальцы, а тот, кто заглядывает в душу.

Цель игры:

  1. прививать учащимся любовь к русской культуре;
  2. научить их понимать народную мудрость, заложенную в пословицах и поговорках;
  3. развивать у учащихся потребность обмениваться знаниями и умениями, а также общаться со своими сверстниками в процессе игры.

Ведущий: многообразно и неисчерпаемо устное народное творчество, приобщающее современного человека к миру художественного мышления.

Величайшее богатство народа – это его язык. Веками накапливаются и вечно живут неисчерпаемые сокровища человеческой мысли и опыта. Наверное, ни в одной из форм языкового творчества не проявляется с такой силой и так многогранно народный ум, мудрость, как в пословицах и поговорках.

В пословицах можно найти ответ на все случаи жизни – когда у тебя горе, и когда радость, на всякое переживание, на любую новость сразу отзовется, даст разумный ответ. Какой бы короткой пословица не была, все-таки это законченное произведение.

Существует различие между пословицей и поговоркой – в их грамматической и логической форме. Пословицы строятся как законченные предложения, завершенные суждения и применяются к случаю в «готовом» виде. У поговорок такой незавершенности нет – они ее получают только в конкретном разговоре.

«Поговорка – цветок», «пословица – ягодка».

Конкурсы

В игре участвуют две команды (количество игроков от 8 до 15 человек).

«Сходные пословицы».

У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Ведущий называет иностранные пословицы, а учащиеся из каждой команды по очереди называют аналогичные русские. Если одна команда затрудняется ответить – право ответа переходит к другой команде. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Булочника на хлебе не проведешь. (Испанская ).
Старого воробья на мякине не проведешь. (Русская ).

У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская ).
Язык мой – враг мой. (Русская ).

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Итальянская ).
Язык до Киева доведет. (Русская ).

Одна птица в руках стоит двух в кустах. (Английская ).
Не сули журавля в небе, дай синицу в руке. (Русская ).

После обеда приходится платить. (Английская ).
Любишь кататься, люби и саночки возить. (Русская ).

Птицу можно узнать по ее песне. (Английская ).
Птицу видно по полету. (Русская ).

«Угадай пословицу».

Участвуют по 4 человека от каждой команды. Ведущий дает им задание – комически изобразить пословицы. Пословицу угадывает команда противника. За правильный ответ – 1 балл.

  1. «После драки кулаками не машут».
  2. «Один в поле не воин».

«Аукцион пословиц и поговорок».

Участникам конкурса предлагается вспомнить и записать все известные им поговорки и пословицы на тему рыбалки. Побеждает та команда, у которой их будет больше (каждая пословица – 1 балл).

«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

«Рыбак рыбака видит из далека»

«Не пойманная рыбка всегда большей кажется»

«Поймал карася, поймаешь и щуку»

«Рыба портится с головы»

«На безрыбье и рак рыба»

«Нельзя ловить форелей, не замочив штанов»

«Хочешь поймать рыбу, не взбирайся на дерево»

«Нарисуй и узнай пословицу».

В конкурсе участвуют по два человека от каждой команды. Ведущий раздает им тексты пословиц, которые они должны будут нарисовать.

Если команда противника угадает пословицу, то ей зачисляется 1 балл, если не угадает, то балл получает команда, нарисовавшая рисунок.

  1. «Яйца курицу не учат».
  2. «Цыплят по осени считают».

«Сочиним пословицу».

Раздаются карточки. На них написаны половины пословиц. Задача – подобрать часть от другой пословицы так, чтобы составленная пословица приобрела новый смысл (содержание). Составившие наиболее интересные варианты должны объяснить их смысл. Например, «Сколько волка не корми, а он ноги на стол», «Любишь кататься – имей 100 рублей». За каждый вариант пословицы – 1 балл.

Дело на всякого найдется,

коли лень не подкрадется.

Сделал дело –

гуляй смело.

Нечего на зеркало пенять,

коли рожа крива.

Семь раз отмерь,

один раз отрежь.

За одного битого

двух небитых дают.

Не потопаешь –

не полопаешь.

В чужом глазу сучок видим,

в своем и бревна не замечаем.

Встречают по одежке,

провожают по уму.

Не красна изба углами,

а красна пирогами.

Доброе слово дом построит,

горькое слово дом разрушит.

В гостях хорошо,

а дома лучше.

В одно ухо влетает,

в другое вылетает.

Одно гнилое яблоко

может сотню других испортить.

Гора с горою не сойдется,

а человек с человеком сойдется.

Крепкую дружбу

и топором не разрубить.

Человек без Родины,

что соловей без песни.

Глаза страшатся,

а руки делают.

Что на уме,

то на языке.

От ласкового слова

лед растает.

Не имей 100 рублей,

а имей 100 друзей.

Око за око,

зуб за зуб.

Дрова рубят,

щепки летят.

«Кто отгадает?»

Каждой команде раздается текст пословицы с одинаковым количеством слов (3 человека от каждой команды). Игроки распределяют между собой по одному слову из пословицы и придумывают с этим словом предложение. Затем по очереди говорят предложения, а вторая команда должна по этим предложениям угадать пословицу. За правильный ответ – 1 балл.

  1. «Дело мастера боится».
  2. «Хлеб всему голова».

«Составь пословицу».

На листке написаны пары слов из известных пословиц. Нужно составить пословицы, в которых бы встречались эти слова. Выигрывает тот, кто быстро и правильно справится с заданием. За каждый правильный ответ – 1 балл.

«Ученье свет, а неученье – тьма»

«Делу – время, потехе – час»

«По лежачий камень вода не течет»

«Доброе слово и кошке приятно»

В конце игры подводятся итоги и объявляется победитель.

Библиографическое описание: Новичков А. В., Овчинникова Н. А. Как самим научиться составлять пословицы // Юный ученый. — 2016. — №1.1. — С. 44-45..03.2019).





Не только я, но и все окружающие, наверное, часто в речи других людей слышат разные пословицы и поговорки. Вот, например, моя бабушка и мама знают много разных пословиц, которые часто используют в общении со мной и моим братом. Однажды я задумался, откуда они их знают, и почему я не могу этим похвастаться. И решил узнать всё о пословицах: что такое пословица, кто и когда их придумал, почему их используют речи, используются ли они людьми моего поколения и можно ли пословицы придумывать самим.

Так же на этапе постановки проблемы я решил выяснить, что ребята моего класса знают о пословицах, применяют ли они их в речи и вообще знают ли, что такое пословица. Для того, чтобы это узнать, я решил провести в классе анкетирование, где попросил ребят ответить, как мне кажется, на самые значимые вопросы о пословицах. В анкетировании участвовали 86 учащихся 2–6 классов, результаты следующие.

1. Выбрать правильное определение термина пословицы смогли 96 %учащихся, 3 человека определили неправильно. Тем самым то, что пословица - это краткое народное изречение с поучительным содержанием знает большинство анкетированных учащихся.

2. Найти пословицу среди загадок и скороговорок смогли 80 учащихся, что составило 93%.

3. Выбрать правильное объяснение пословицы смогли лишь 47 человек, а 39 указали на неверное объяснение.

4. Применяют в своей речи пословицы 70 человек, в то время как16 учащихся не используют их в своей речи.

5. На самый интересный вопрос «сочиняешь ли ты сам пословицы?» только 2 ответили положительно и 84 - отрицательно.

Таким образом, мною было установлено, что большая часть респондентов знают пословицы, имеют представление о них, иногда используют их в речи, но не составляют их сами. Поэтому одной из задач моего исследования стало выделение основных приемов и создание алгоритма составления пословиц.

В толковом словаре Ожегова термин пословица означает - краткое народное изречение с назидательным содержанием. В других источниках пословица - жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме (БЭС). Народные пословицы имеют большое общественное значение. Велика их познавательная ценность. Пословицы дают весьма разносторонние знания о жизни, конденсируют в себе богатый трудовой опыт народа, обобщают его жизненные наблюдения. Велика воспитательная ценность пословиц. Она выражается в верных оценках поступков людей, в осмеянии отрицательных порядков, дурных сторон людских характеров, суеверий. Пословицы закрепляют накопленный народом трудовой, житейский, социальный опыт и передают его последующим поколениям. «Что о том тужить, чего нельзя воротить», «Счастью не верь, а беды не пугайся», «Умом туп, да кошель туг», «Деньгами души не выкупишь». Эстетическую ценность пословиц не раз отмечали и такие видные художники слова, как Пушкин, Гоголь, Толстой. Эстетическая ценность заключает в себе четко и предельно кратко выраженную законченную мысль.

На этапе сбора копилки «Всё о пословицах», выяснилось, что пословиц много и соответственно сразу появилась цель: разделить их на группы по содержанию. Вот какая картотека у меня получилась:

Пословицы о труде

Пословицы о здоровье и гигиене

Пословицы о временах года и природных явлениях

Пословицы об учении

Пословицы о войне и мире

Пословицы, в содержании которых используются числа

Пословицы о добре и зле

Пословицы о любви и дружбе

После того, как картотека пословиц была создана, я решил разделить их на группы еще не только по содержанию и тематике, но и по форме их написания. Это сделано для того, чтобы понять, как они сочинялись и создавались. Так я разделил пословицы на три большие группы: рифмованные пословицы («Без труда не выловить и рыбку из пруда»); пословицы, в которых нет рифмы («У семи нянек дитя без глазу»); пословицы, в которых есть противопоставление («Одна голова хорошо - а две лучше»). Разделив пословицы по форме их написания, я попробовал составить алгоритм составления пословиц. За основу я решил взять пословицы, основанные на противопоставлениях.

Алгоритм составления пословиц

  1. Записать слово, обозначающее характер человека (признак объекта 1)
  2. Подобрать к этому слову антоним (признак объекта 2)
  3. К признаку объекта 1 подобрать действие, которым он обладает
  4. Для второго объекта подобрать действие так, чтобы оно подходило по смыслу и рифмовалось с действием для объекта 1
  5. Поставить в середину союз «а»

Например:

Вот такие пословицы у меня получились.

Голодный хочет есть, а сытый лечь.

Весёлый улыбается, а грустный мается.

Щедрый даёт, а жадный берет.

Красивый наряжается, а страшный обижается.

Умный обещает, а дурак выполняет.

Добрый любит, а злой губит.

Богатый спит, а бедный работает.

Друг помогает, а враг обижает.

Глупый только свистнет, а умный уже мыслит.

С помощью данного алгоритма и картотеки антонимов пословицы может придумать каждый, главное уметь фантазировать и рифмовать.

Работая над своим исследованием, я понял, что пословицы - это неотъемлемая часть нашего языка, в нашей речи их использовать можно и нужно, так как это украшает нашу речь, делает ее более выразительной.