Бывают инфаркты, которые человек …не замечает. По мнению медиков, каждый пятый человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не подозревает, что у него уже был инфаркт. Об этом он узнает случайно на медосмотре после снятия электрокардиограммы. Речь идет о микроинфарктах – временном нарушении кровоснабжения миокарда. Наш организм – самовосстанавливающаяся система, которая при достаточном потенциале способна сама восстановить сбой в сердечно-сосудистой системе, растворив небольшой тромб в коронарной артерии и восстановив кровоток. Тогда человек живет, не зная о перенесенном инфаркте.

В пожилом возрасте очень важно знать возможности своей сердечно-сосудистой системы. Конечно, на это направлены разноплановые медицинские обследования. Но ведь невозможно обследоваться при любом физическом и психоэмоциональном напряжении. Поэтому нужно чувствовать «голос» своего организма и самостоятельно оценивать, каково состояние сердца и сосудов и какой уровень нагрузок вам допустим.

А у вас здоровое сердце: тесты и симптомы

  • Стенокардия или микроинфаркт?
  • Проверка на выносливость
  • Полезные тесты
  • Скорая помощь сердцу

Стенокардия или микроинфаркт?

Ишемическая болезнь сердца – очень распространенная в зрелом возрасте патология. В тяжелых случаях она может привести к нарушению кровоснабжения участка сердечной мышцы и ее некрозу, то есть, к инфаркту. У больного при этом появляются внезапная слабость и сильная боль за грудиной, которая может распространяться на руки и шею.

Но бывают инфаркты, которые человек …не замечает. По мнению медиков, каждый пятый человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не подозревает, что у него уже был инфаркт. Об этом он узнает случайно на медосмотре после снятия электрокардиограммы.

Конечно, речь идет не о серьезных обширных некрозах сердечной мышцы, а о микроинфарктах – временном нарушении кровоснабжения миокарда. Наш организм – самовосстанавливающаяся система, которая при достаточном потенциале способна сама восстановить сбой в сердечно-сосудистой системе, растворив небольшой тромб в коронарной артерии и восстановив кровоток. Тогда человек живет, не зная о перенесенном инфаркте.

Считается, что если время, в течение которого миокард не получал достаточного количества крови, не будет превышать 40-50 минут, то повреждение миокарда будет небольшим, то есть пройдет в форме микроинфаркта. Наибольшему риску получить его подвергаются люди, страдающие артериальной гипертонией, сахарным диабетом, склонные к повышенному тромбообразованию (например, при варикозной болезни, тромбофлебите), имеющие избыточный вес и злоупотребляющие курением.

Тем не менее и микроинфаркты являются сигналом неблагополучия и могут привести к развитию осложнений, в том числе таких серьезных, как сердечные аритмии. Поэтому надо учиться их распознавать и предупреждать. Каким образом?

Прежде всего, следует учитывать, что часто микроинфаркты возникают на фоне сильного приступа стенокардии, когда развивается несоответствие между объемом крови, которое поступает в сердце и тем количеством, которое ему необходимо для нормальной работы.

В момент приступа появляется сильная боль за грудиной сжимающего и давящего характера, иногда отдающая в плечо, в руки, в область солнечного сплетения, в затылок и даже в зубы. (Правда, некоторые люди могут не чувствовать боли во время стенокардического приступа.

В частности, болевой порог порой бывает снижен у пациентов с сахарным диабетом, у людей преклонного возраста (старше 70 лет), а также у тех, кто страдает наркотической или алкогольной зависимостью или имеет некоторые нервные расстройства. Им лечащий врач должен дать рекомендации исходя из индивидуального течения болезни).

В типичных же случаях сразу же, как только возникает стенокардическая боль, нужно как можно меньше двигаться и немедленно принять таблетку нитроглицерина. Сегодня этот препарат появился в новой форме аэрозоля, который распыляют в полости рта, что дает более быстрый эффект.

Каждый человек, у кого есть подозрения на стенокардию, должен всегда иметь с собой нитроглицерин в том или ином виде. После его применения боль через 20-40 секунд должна уйти, если это действительно стенокардия. Если приступ не проходит после повторного применения нитроглицерина, значит, сердечная мышца может получить повреждение – развивается инфаркт, и нужно немедленно вызывать «скорую».

Следует также знать, что небольшой инфаркт может протекать нетипично и маскироваться под другие заболевания. Например, под приступ астмы или хронического бронхита, иногда с повышением температуры, и тогда человек думает, что у него простуда. При нарушении кровоснабжения артерии, прилежащей к диафрагме, может болеть желудок, что побуждает больного подозревать желудочно-кишечное расстройство, пищевое отравление. Пациенты с ИБС при возникновении внезапных «простуд» или необусловленных ничем желудочно-кишечных болей должны насторожиться и не допускать физических и нервных нагрузок. А надежнее всего – в ближайшие день-два посетить врача и пройти обследование.

Проверка на выносливость

Даже если вам не поставлен диагноз «ишемическая болезнь сердца», в пожилом возрасте следует очень осторожно относиться к нагрузкам.

Перед тем, как выполнить какую-то физическую нагрузку, полезно воспользоваться таким тестом. Нащупайте свой пульс и сосчитайте число ударов в минуту. Затем сделайте 20 приседаний, после чего вновь проверьте пульс. Если он увеличился на 25% (например, с 70 ударов до 87,5 , это очень хорошо, значит, у вас нормальная реакция сердца. Если от 25 до 50 (например, был 60, а стал 90), вам уже надо задуматься о состоянии сердечно-сосудистой системы. Ну а если больше 50%, то надо обязательно советоваться с доктором и выяснять, в чем дело – или у вас развивается заболевание, или вы просто очень детренированы, а потому надо повышать уровень физической активности.

Есть и другой тест такого плана. Например, человек в спокойном темпе должен подняться на 4 этаж типового дома. Если сразу после подъема пульс у него оказывается 120, то это хорошо. Если больше и появилось одышка, то надо задуматься, отчего возникла такая реакция.

Как тренировать сердечно-сосудистую систему человеку, имеющему некоторые проблемы с сердцем?

Прежде всего – побольше ходить. Есть правило – для поддержания хорошего тонуса сердца и сосудов ежедневно проходить 4, 5-5 тысяч шагов, то есть приблизительно 2-2,5 км. Чтобы фиксировать точнее пройденное расстояние, купите специальный шагомер – он прикрепляется на пояс и будет отмеривать и количество шагов, и истраченные при этом калории. Кстати, здоровым людям для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний рекомендуется делать 10 тысяч шагов, что соответствует примерно 5 км.

Кроме ходьбы, полезна для сердца всякая аэробная физическая нагрузка – бег, плавание, велосипед. (В отличие от этого, анаэробная физическая нагрузка (тренировка в закрытом зале, поднятие тяжестей, другие статические упражнения) людям с больным сердцем вредны, так как повышают кровяное давление и пульс.

При аэробной физической нагрузке для тестирования возможностей сердечно-сосудистой системы оценивают частоту сердечных сокращений (ЧСС). Под этим подразумевается, что при физической нагрузке частота пульса повышается лишь до определенного предела. Организм так устроен, что дальнейшее повышение нагрузки не приводит к повышению частоты сердечных сокращений выше этого уровня.

У каждого человека, у каждого возраста есть свой максимальный предел ЧСС. Чтобы его рассчитать, можно пользоваться формулой: от 220 отнять возраст. Во время физических тренировок необходимо постоянно оценивать свое состояние по этой формуле. Человеку, имеющему проблемы с сердцем, следует давать нагрузку всего 50-60% от своей частоты сердечных сокращений. (Например, если вам 70 лет, то нагрузка должна составлять: 220-70 = 180Х0,5=90, или 180Х0,6=108. То есть, во время тренировок пульс не должен быть чаще 90-108 ударов минуту). По мере тренировок нагрузку можно увеличивать лишь до 70-75%, – до максимального уровня доводить ни в коем случае нельзя.

Полезные тесты

Как уже говорилось, избыточный вес выступает провокатором многих заболеваний, особенно сердечно-сосудистых и сахарного диабета. В пожилом возрасте, когда обменные процессы замедляются, большинство людей набирает вес.

Простой тест показывает, насколько он велик у вас риск ожирения. Есть мужской тип ожирения, когда жир откладывается на животе – это абдоминальное ожирение. Оно является предсказателем развития как сердечно-сосудистых заболеваний, так и сахарного диабета.

Если вы склонные именно к такому типу ожирения, исключите потребление продуктов с «пустыми» калориями, и в целом старайтесь никогда не переедать. Полезно посоветоваться с врачом, как отрегулировать рацион питания с точки зрения профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

Скажем, очень важно снизить количество соли, зато увеличить потребление продуктов, содержащих кальций, калий, магний – это незаменимая триада при заболеваниях сердца и сосудов . То есть, ешьте преимущественно обезжиренные молочные продукты, картофель в мундире (или запеченный), бананы, грецкие орехи, овощи, фрукты, крупяные каши.

Еще есть тест на ксантелазмы вокруг глаз – это бело- желтые бляшки, образующиеся в пожилом возрасте в области глазниц вокруг век. Они являются не только косметическим дефектом, но и могут указывать на нарушение обмена липидов, в частности, на повышение уровня холестерина. Так что взгляните на себя в зеркало, и если увидите у себя такие образования, срочно проверьте содержание холестерина.


Скорая помощь сердцу

О скорой помощи при стенокардии мы уже говорили – нужно срочно принять нитроглицерин. При других болезнях сердца врач на основе обследований назначает пациенту иные препараты. Но существуют немедикаментозные способы, которые могут облегчить состояние больного.

Например, есть приемы, позволяющие снять некоторые виды аритмий. В частности, при желудочковой тахикардии поможет надавливание на глазные яблоки или натуживание диафрагмы, вызывающее рвотный рефлекс.

Можно выполнить и такой прием: когда возникает перебой в сердце, надо зажать нос двумя пальцами, надуть грудную клетку воздухом, следующий раз глубоко вдохнуть ртом, затем зажать крепко рот и нос, и в таком положении попытаться выдохнуть, надувая сильно грудную клетку. Такое напряжение грудной клетки аналогично надавливанию на глазные яблоки помогает рефлекторно прекратить приступ аритмии при желудочковой тахикардии, когда внезапно возникает приступ сердцебиения. Но при других видах нарушения ритма сердца все эти приемы не эффективны, в таких случаях надо принимать прописанные врачом препараты или вызывать скорую.

Сердце резко замедляет свой ритм и при окунании лица в холодную воду. При внезапной тахикардии, когда под рукой не оказывается нужных лекарств, этим приемом допустимо воспользоваться. Но следует знать обратную сторону этой реакции организма : например, если при купании быстро войти в холодную воду разгоряченным, то сердце может так замедлить свой ритм, что с человеком произойдет несчастье на воде. И тогда все недоумевают – почему он утонул, хотя мог плавать? Вот почему в холодную воду даже здоровым людям нельзя бросаться сразу, а нужно входить осторожно. Впрочем, осторожность и осмотрительность не помешают в каждой ситуации, а при физических нагрузках в пожилом возрасте, тем более.опубликовано .

Галина Савельвеа

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Я работаю в клинике, очень часто приходят люди, которые обеспокоены состоянием своей сердечно-сосудистой системы, и хотят ее просто проверить. В основном они боятся, чтобы не случился инфаркт и так далее. Кто-то хочет провериться для занятий спортом, такие тоже встречаются.

В первую очередь, это электрокардиография. Такой старый метод не потерял актуальность до сих пор, он достаточно информативный, но он не несёт всеобъемлющую информацию, он имеет определённую диагностическую нишу. Делается электрокардиография покоя, пациент приходит, ложится, накладываются электроды, снимается электрокардиограмма. Это один из основных методов диагностики.

Второй рутинный метод диагностики - это ультразвуковое исследование сердца или эхокардиографическое исследование. Обычное эхокардиографическое исследование выполняется в обычной поликлинике. Потому что существует много разных подвидов эхокардиографии, но основное мы делаем в поликлинике, оно существует в любом медучреждении, где есть аппараты эхокардиографии и специалисты. Это очень серьезный метод, который дает много информации.

Электрокардиография даёт информацию о электрической активности сердца, а у сердца есть электрическая активность. О том, как проводится импульс, а сердце - генератор импульса, это проводящая система, поэтому мы отслеживаем, как генерируются импульсы, как они проводятся. Есть нарушения генерирования импульсов, нарушения проводимости импульсов и другие нарушения. Это всё электрические нарушения работы сердца, которые показывает кардиограмма.

Кардиограмма может косвенно дать информацию, что некоторые камеры сердца расширены. То есть расширен левый желудочек, гипертрофия левого желудочка.

Электрокардиограмма может выявить опасные нарушения, я могу привести пример из практики. Обратился к нам молодой пациент по банальному поводу, сняли кардиограмму, и на кардиограмме обнаружили признаки синдрома Бругада, который может в любой момент привести к внезапной смерти. Выявить этот опасный синдром можно просто без дорогостоящих методов исследования. Пациент был направлен в специализированное учреждение, где этот диагноз был подтвержден, и пациенту был установлен кардиовертер, аппарат, который при возникновении опасных аритмий, купирует это электрическим разрядом, и пациент не умирает.

Потом ультразвуковое исследование сердца. Есть более углубленные методы исследования. Я думаю, что электрокардиограмму и ультразвуковое исследование сердца неплохо было бы сделать всем пациентам. Потому что ультразвуковое исследование сердца даёт информацию о размерах сердца точно достаточно. УЗИ даёт очень точную информацию о работе клапанов сердца, мы можем выявить врожденные, приобретенные пороки сердца. Некоторые пороки сердца требуют срочного кардиохирургического вмешательства. И кардиограмма, и ультразвуковой метод могут выявлять рубцы вследствие перенесенных инфарктов и другие заболевания. Например, по ультразвуку сердца, мы можем заподозрить, что у пациента есть повышенное легочное давление. А легочное давление может быть повышено при тромбоэмболии легочной артерии, и тогда пациента просто можно спасти от смерти. Это вроде бы рутинные, но с другой стороны очень важные методы исследования.

Я бы хотел подчеркнуть, что прием врача начинается из жалоб, мы оцениваем жалобы пациента. Жалобы - это достаточно большая информация. Иногда просто расспрос пациента позволяет поставить диагноз. В дальнейшем врач выслушивает стетоскопом сердце, легкие, рассматривает пациента, и это добавляет еще больше информации.

Хочу привести интересный пример. Была пациентка, которая поступила с жалобами на одышку, на слабость. И врач, которая ее лечила, выслушала у неё очень грубый шум. То есть на осмотре врач уже заподозрил, что что-то не так. Выслушала шум, заподозрила, что есть, допустим, порок сердца, направила к специалисту по ультразвуковому исследованию. Доктор по ультразвуковому исследованию, сделав исследование, написала, что всё нормально.

Значит, в результате возник дисбаланс. Врач слышит очень грубый шум, подозревает порок сердца, но в конкретном случае подозревали аортальный стеноз, стеноз аортального клапана. Сделав исследования, аортальный стеноз не нашли, потом пациентка была выписана с лечебными рекомендациями, с диагнозом аортальный стеноз, врач свою концепцию решила не отменять. Несмотря на то, что ультразвуковое исследование не подтвердило этот диагноз, пациентка была выписана с диагнозом аортальный стеноз. Но состояние становилось все хуже, одышка увеличилась, слабость прогрессировала, и пациентка обратилась на прием в нашу клинику. Доктор выслушивает шум, мы повторяем ультразвук сердца, и на ультразвуковом исследовании сердца я вижу, что у пациентки врожденный порок сердца. Причём это достаточно очевидно, и порок очень, он требует срочного хирургического вмешательства. Это говорит о том, что бывают рассогласования.

Иногда можно и по такому шуму поставить диагноз врожденного порока, потому что есть определённые методические рекомендации и правила, и можно всё равно поставить диагноз без ультразвука. Конечно, лучше использовать такие рутинные методы диагностики на приёме. Во-первых, методы эти очень простые, можно их использовать и сразу поставить достаточно точный диагноз. В идеале сам кардиолог должен делать это и уметь интерпретировать результаты методов.

Также надо проводить ультразвуковое исследование сосудов. Например, сосуды шеи, брахиоцефальные артерии или сосуды других регионов, где они хорошо видны, любые артерии. Обычно делают артерии ног, потому что сосуды эти лежат не глубоко, достаточно хорошо видно их стенки, они большого диаметра, и виден процесс атеросклероза.

Если перефразировать знаменитые стихи Вадима Шефнера, то выйдет следующее: «Работу не выбирают, на ней живут и умирают». Во времена общества, в основе которого лежит конкуренция, можно переходить из одного , но такое плавание все равно не бесконечно.

Так как рабочий коллектив подбирается стихийно, то туда попадают люди с личными вкусовыми предпочтениями и ценностными установками. Последние входят в противоречие друг другом, что порождает конфликты на работе. Вне зависимости от того нравится ли состояние войны отдельно взятому человеку или нет, но оно сказывается на производительности труда негативным образом. Микроклимат в среде сотрудников вообще крайне важен. Поэтому руководители организуют тренинги на сплочение группы. Но психологические методики бессмысленны, если есть конфликты на работе, которые не получили выхода и разрешения.

Конфликт – это противоречие между интересами, убеждениями, ценностями и потребностями двух сторон.

Виды конфликтов на работе

  1. Между человеком и человеком – самый распространенный вид конфликта на работе. Монолитный коллектив подобрать трудно. Межличностные столкновения выступают фильтром для отбора кадров. Два человека могут невзлюбить друг друга из-за противоречащих друг другу мировоззрений, политических пристрастий, но чаще, люди расходятся в своих представлениях о том, как надо трудиться. Если спор возникает между начальником и подчиненным, то позиции ясны. Первый считает: и недостаточно усердно работает, а второй полагает: Если речь идет о горизонтальном конфликте (между коллегами), то причина в конкуренции или личной неприязни. Правда, иногда люди спорят и потому, что у них разные представления о степени чистоты рабочего места, если они его делят.
  2. Между личностью и группой. В роли «личности» выступает вновь прибывший начальник, а в роли группы – коллектив предприятия. Причины в каждом конкретном случае свои, но чаще противостояние возникает из-за того, что «новая метла по-новому метет». Другая история, когда вновь прибывший сотрудник умудряется не расположить к себе коллег. В этом случае, если не удается наладить контакт, то новичок быстро выбывает из игры. Никто не может в аду. Если же человек сильный духом и ему нужна работа, то он способен переломить ситуацию и изменить отношение коллектива к себе, правда, это кропотливый и напряженный процесс.
  3. Между группами в коллективе. Когда микроклимат в компании здоровый, то коллектив относительно монолитен. В нем нет трещин. Ясно, что борьба и , но на работе это не сказывается, и конфликтов не возникает. Показателем болезненного состояния коллектива является дробление на отдельные враждующие (по профессиональным или идеологическим признакам) группы.

Таковы виды конфликтов на работе, а теперь уделим внимание тем из них, которые встречаются чаще других.

Если на работе конфликт с коллегой, что делать?

Сначала краткая классификация «коллег-вредителей» и методы борьбы с ними. Итак:

  • «Любитель поговорить или скандалист» – занудный и отвлекающий других людей от профессиональных обязанностей тип. В каждой конторе «трудятся» люди — «пассажиры». Они отбывают номер. Работа их не интересует. Такие субъекты в своей деятельности прежде всего любят зарплату. Подобные коллеги чувствуют себя на работе сносно только два дня в месяц – во время выдачи аванса и зарплаты. Остальное время они страдают от и много говорят, чтобы облегчить свою боль от . Только один изъян тревожит окружающих в этом типе работника: ему .
  • – вредный тип. На работе, как и в мире, живут люди, которых сильно раздражают . И они стараются выбить наездника из седла и строят козни. Человек приходит в коллектив, еще не знает расклад сил и просит такого человека подсобить, а тот берет и подставляет его.
  • «Оппозиционер или подхалим руководства» – опасный тип («шпион» или «доносчик»). Две грани одного явления. Такой сотрудник или любит, или не любит начальство и сообщает об этом каждому коллеге.

Способы борьбы с отвлекающими факторами людского происхождения:

  • От любителей поговорить и выплеснуть на человека свою по мировой культуре следует отгораживаться и заслоняться непроницаемым экраном . В бытовом смысле это выражается фразой: «Извини, темы интересные, но у меня срочные задания, поговорим в другой раз». Коллега пойдет на поиски другого собеседника.
  • Со вторым типом надо держать ухо востро и избегать зависимости от него в работе. Быть вежливым и не ссориться, чтобы в будущем не получить палок в колеса.
  • Не обсуждать на работе начальство – основной принцип в борьбе со шпионами и доносчиками в коллективе.

Итак, ответ на вопрос, если на работе конфликт с коллегой, что делать, стоит на простом, но действенном основании: «меньше слов – больше дела».

Неуставные, личные отношения снижают производительность труда. На работе нужно работать, а не дружить. Если человек свято верит в эти нехитрые правила, то никакой конфликт с коллегой ему не страшен.

Если душа все-таки требует понимания даже в том месте, где нужно работать, то переходить с коллегой на «ты» можно только после продолжительных размышлений и взвешиваний всех «за» и «против».

Конфликт на работе с начальником как быть?

С руководителем спорить не следует, помня один завет:

  1. Начальник всегда прав.
  2. Если начальник не прав, см. пункт первый.

Но руководители не так уж безнадежны. Здравомыслящие люди, хоть и вышестоящие, в сложных и значимых спорах идут на контакт. Прежде всего следует выяснить, в чем причина непонимания? Вина лежит на профессиональной непригодности, или конфликт на работе с начальником случился из-за персональных качеств сотрудника?

Личная неприязнь – это феномен, который не поддается искоренению. Масса сводятся к тому, что неэффективный кадр становится преуспевающим и любимым руководством. В жизни же начальник последователен в своих решениях и увольняет неугодного.

Стратегия поведения работника сводится к борьбе за право трудиться там, где нравится. Это значит:

  • Достойно и вежливо отвечать начальнику на его упреки.
  • Соблюдать дистанцию (не выходить из себя, не выказывать раздражения).
  • Если над начальником возвышается еще один чиновник, и работа не вытравила из него все человеческое, обратиться к нему, он поможет. Правда, у сотрудника в руках должны быть железные доказательства вины своего непосредственного руководителя.

Если же к сотруднику конкретные профессиональные претензии, алгоритм такой:

  • Человек разговаривает с шефом предметно о проблемах.
  • Человек определяет свои слабые стороны.
  • Человек бросается в пучину труда.

Разрешение конфликтов на работе. Способы поведение в конфликтной ситуации

  1. Соперничество. Когда один участник спора или оба воспринимают спор как битву. Очень жесткая манера поведения. Люди доказывают свою правоту, даже с другим человеком – «победителей не судят». Если человек легко и быстро идет на конфронтацию, то в коллективе он не задержится. Состояние войны не длится долго, на него уходит слишком много сил.
  2. Приспособление. Манера поведение альтруиста, который забывает о своих интересах и отстаиваемых позициях, ради в коллективе. Стратегия подходит для разрешения незначительных спорных вопросов. Если же человек пасует при важных переговорах, то люди теряют к нему уважение. К тому же не всегда поведение того, кто уступает, идет от сердца. В таком случае стратегия разрушительна для человека, сознательно сглаживающего углы.
  3. Избегание. Человек уходит в тень, позволяя противоречиям существовать, в надежде, что спор утихнет сам собой. И снова: малозначительные разногласия могут таким образом разрешатся, а серьезные проблемы надо обсуждать.
  4. Компромисс. Человек, исповедующий такую манеру поведения, жертвует пешкой, чтобы заполучить короля. Он создает иллюзию для противника, что тот выиграл, и выторговывает себе бонусы и преимущества.
  5. Сотрудничество. Стратегия поведения предполагает выигрыш обеих сторон. Мудрый и сложный ход, но подходящий отнюдь не для каждого человека и ситуации.

Как показывают стратегии поведения, разрешение конфликтов на работе существует, но для каждой конкретной ситуации оно свое.

Самый конструктивный способ разрешения конфликта на работе – это разговор с соперником (недовольной стороной)

Антропологи-отщепенцы полагают: в древние, доисторические времена, до появления у человека членораздельной речи люди общались между собой телепатически. Затем наши предки перешли на вербальное общение. Так как телепаты в наши дни – редкость, то претензии продуктивнее произносить вслух.

Способы погашения эмоций в конфликте основаны на предметном разговоре, обсуждении проблем, когда спорящие стороны анализируют то, что их не устраивает во взаимодействии и устраняют изъяны вместе. Если все разногласия решены, жить веселее и свободнее, и возрастает производительность труда, улучшается атмосфера в коллективе.

Основная проблема людей том, они не умеют договариваться и откровенно обсуждать разногласия. Коллеги, подчиненные и начальники, мужья и жены – в социальной и приватной жизни – люди замалчивают болевые точки, волнующие их и напрасно, это ведет к возрастанию давления и эмоциональным взрывам . Чтобы стравить возникающее напряжение, нужно вступать в диалог с другим человеком. Разговор — это самый конструктивный на работе и дома. Вовремя сказанное слово спасает жизни и карьеры людям. Справедливо и обратное: если человек молчит тогда, когда нужно сказать, катастрофа неминуема.

Конфликты в трудовой и личной жизни изматывают и старят.

Если ситуация накалена, но до открытого конфликта дело не дошло, то помогает игнорирование и молчание (если возможно). Когда же противостояние из немого превращается в кричащее, то нужно говорить и обсуждать все до мельчайших подробностей. Анализировать объективные, субъективные преграды для мирного соглашения сторон. Понимать другого человека, его

Как избегать конфликтов на работе? Тщательно подбирать сферу деятельности и анализировать коллектив

Конфликты – это часть жизни, и они сопровождают человека все время. А размышления о работе и профессиональных интересах не помешают даже в нежном возрасте. Когда же человек оказывается перед выбором, идти или не идти в коллектив, то нужно спросить себя, о трех вещах:

  • Нравится ли работа?
  • Коллеги оставляют приятное впечатление?
  • Начальник суров, но справедлив?

Главное, чтобы ответ на первый вопрос был положительным. В реалиях современного общества редко случается, что работу по-настоящему можно выбирать.

Кардинальный ответ на вопрос, как избегать конфликтов на работе, такой: не трудится, не сливаться с коллективом! Но это утопия. Человеку, чтобы жить, надо работать. В противном случае он умрет с голоду на улице.

Третью часть жизни взрослого человека занимает сон. Остальное сознательное время (400 часов в месяц) у него отводится на работу и досуг. Причем 160 из них, 2/5 всего времени предоставлены труду на благо общества. Если у человека конфликты на работе, то он почти половину времени находится в стрессовом состоянии.

Бывают ситуации, когда повышение адреналина в крови способствует достижению высоких результатов, рекордов, рождению шедевров. В таком внутреннем предельном состоянии могут с успехом работать спортсмены, художники, музыканты и артисты.

Однако среднестатистического члена общества неординарная ситуация, заставляющая испытывать сильные негативные эмоции, может надолго лишить трудоспособности. О какой эффективности можно говорить, если глаза застилают слезы обиды, руки трясутся, и хочется бежать?!

Конфликтная ситуация отрицательно сказывается на результатах общего труда еще и потому, что он перестает быть коллективным. Иногда борьба интересов не только полностью исключает взаимовыручку, но даже порождает вредительство.

Конфликт между инженерными работниками разных отделов может лишь испортить им настроение, но разлад в бригаде обязательно отразится на качестве и эффективности труда всего коллектива.

Причины и виды конфликтов на работе

С коллегами

Споры и ссоры

Конфликт – это несогласие между людьми. Как в споре, так и в ссоре согласия не наблюдается. В чем же тогда разница:

  1. Спорящие коллеги не ставят перед собой цель – обидеть, унизить оппонента. Задача сторон, наоборот, состоит в том, чтобы сделать противника своим союзником, убедив его в том, что он неправ. Именно в таких спорах рождается истина. Такие конфликты называют конструктивными.
  2. Ссорящиеся люди тоже имеют тему несогласия. Но они не выставляют доказательные аргументы, а воздействуя на чувства противника, пытаются напугать его, устранить, заставить молчать. Апеллируя не к уму, а к чувствам, невозможно докопаться до истины. Эти конфликты, в которых победа любой ценой важнее нахождения решения проблемы, принято считать деструктивными.

И те, и другие примеры поведения возможны между коллегами, но имеют разные последствия.

Если споры приводят к достижению положительных результатов, дают опыт в сотрудничестве и улучшают отношения в коллективе, то ссоры, наоборот, создают нетерпимые взаимоотношения, ухудшают настроение, уводят от общей цели и снижают эффективность труда.

Межличностный конфликт

Чаще всего в коллективе он появляется на базе неудовлетворенности неравенством распределения благ, ресурсов, нагрузки или санкций. Это случается часто там, где несколько человек выполняют одинаковую работу.

Недовольства и подсчеты начинаются не только в местах, где существует дефицит ресурсов или благ, и не только там, где нагрузки очень велики, а санкции ужасны. Конфликты на почве несправедливого распределения случаются и в самых благополучных организациях.

Личность и группа

Если в коллективе конфликт с коллегой, нарушающим нормы поведения, общения, внешнего вида, принятые здесь, то это закономерно и оправдано. Но не только это.

Иногда причиной «бойкота» может быть существование неформального лидера, у которого свои личные интересы подталкивают к конфликту. Вокруг него образовывается группа поддержки. Выйти из этой ситуации трудно. Придется или набрать себе такую же группу соратников или преодолеть свою гордость и поговорить «по душам» с лидером.

С руководителем

Внутренний конфликт

Часто встречаются руководители, которые полностью отдают себя работе. Необходимость быть мужем, женой, отцом, мамой, жить полноценной семейной жизнью и невозможность это осуществить раздирают человеческую психику. Директор срывается на подчиненных, видит в них виноватых в сложившейся ситуации.

Убедить начальника?!

Есть ли смысл конфликтовать с руководителем? Да, если есть реальная поддержка извне и свыше, если ссора предшествует увольнению.

И если начальник внимательно выслушает претензии, проникнется и, не смотря на риск потерять уважение у остального коллектива, признает себя неправым. Такая перспектива решения конфликта встречается лишь в кино. В реальности «начальник всегда прав, а если не прав, читай пункт первый».

  1. Чтобы предотвратить конфликтные ситуации, убрать почву для их произрастания руководителю необходимо справедливо распределять материальные блага. Имея точную информацию, правильно раздавать «пряники и оплеухи».
  2. Не следует поощрять сплетни и доносы.
  3. Не надо бояться увольнять.
  4. Нельзя устраивать публичных разборок.
  5. Чтобы уладить конфликт, не следует принимать чью-то сторону, хотя бы видимо.
  6. Настоящий руководитель должен быть счастлив, когда его подчиненные не только с песнями все вместе выходят на субботник, но и требуют у него же все вместе не увольнять дедушку-сторожа-ветерана.

Если такой коллектив удается воспитать, руководителю будет на кого опереться в трудную минуту.

  1. При оформлении на работу узнайте , как можно больше о своих профессиональных обязанностях, зарплате, премиях, правилах поведения в коллективе, режиме работы, форме одежды и т.д. Эти сведения уберегут вас от разочарований, обид, первых конфликтов и подскажут, что делать, если они возникнут.
  2. Помните, коллектив не требует ходить со всеми в ногу, но и выбиваться сильно из стаи не позволит. Вам не могут разрешить курить в помещении, где все остальные некурящие. Не раздражайте коллектив своей экстравагантностью. Поверьте, тут все такие, но умеют соблюдать меру.
  3. Не ссорьтесь, а спорьте . Это же здорово, когда несовпадение мнений приводит не к драке, а к компромиссу. Никогда не обсуждайте внешность и характер оппонента, если речь идет о бухгалтерском отчете.

Как себя вести, чтобы избежать служебных споров

Все перечисленное в предыдущем разделе здесь следует повторить. Но можно и добавить разные ситуации.

Сплетни

Очень часто конфликты возникают из-за сплетен и слухов. Чем больше вы закрыты, чем меньше о вас информации имеется у коллектива, тем больше ваши коллеги будут домысливать, додумывать о вашей личной жизни. Так уж устроен человек – все неизвестное его возбуждает и интригует.

С этим бороться просто. Расскажите все о себе сами. На напечатанном уже тексте писать неинтересно. Вы перестанете быть «чистым листом», который можно заполнить любыми каракулями. Сплетни отомрут сами.

Зависть

Это чувство не перешибешь ничем. Есть люди, которые могут завидовать чему угодно. даже вашим 6 пальцам на руке. Попробуйте поговорить по душам и рассказать, как это неудобно, когда на руке 6 пальцев. Или просто игнорируйте негативный посыл, считая: раз ревнуют, значит, есть чему.

Вести себя надо честно, достойно и никогда не уходить от служебных споров. Избегайте ссор! Помните, что каждого, кто в ссоре оскорбляет вас, может обескуражить (даже победить) ваша спокойная улыбка «И я Вас люблю».

Видео: Конфликт на работе