ЗАИКАНИЕ

Реферат по дисциплине «Логопедия»

Выполнила:

студентка гр. ПС-08,
5 курса, 9 семестр

Шестакова Ольга Константиновна

Рецензент:

доцент, к.пс.н.

Симкин Михаил Филиппович

Прокопьевск 2012

1. Введение……………………………………………………………3

2. История изучения проблемы заикания…………………………10

3. Причины заикания………………………………………………..21

4. Обследование заикающихся……………………………………..25

5. Профилактика заикания………………………………………….33

6. Заключение………………………………………………………..35

7. Список литературы……………………………………………….39

Введение

Заикание – это тяжелая психо-речевая болезнь, выраженная в основном в коммуникативной среде, т.е. при общении с людьми, которая характеризуется судорожным нарушением темпо-ритмической организации речи. Ученые выделяют две формы заикания: неврозоподобную (органическое заикание) и невротическую (логоневроз). Неврозоподобное заикание возникает без видимой причины у детей, имеющих раннюю неполноценность головного мозга и других жизненно важных систем организма; характеризуется постоянным течением (человек заикается всегда одинаково). Невротическое заикание появляется у детей, не имеющих органических поражений; обязательно есть причина его возникновения (испуг, психотравма); со временем обрастает невротическими проявлениями; имеет волнообразное течение (временные, сезонные, ситуационные улучшения и ухудшения речи). Заикающийся наедине с собой не заикается; сильно переживает свой речевой дефект. Деление заикания на эти формы весьма условно. На практике каждая из указанных форм всегда обладает признаками другой. Трудно найти заикающегося с абсолютно невротической формой и не страдающего какими-либо параллельными соматическими заболеваниями, как нельзя найти с «чистой» неврозоподобной формой заикания. Поэтому так важно, чтобы методика коррекции заикания была универсальной. Заикание бывает легкой, средней и тяжелой степени выраженности. Легкая степень – заикание есть, но имеет характер ничтожного недостатка и не мешает общению. Средняя степень - фиксируется симптомокомплекс заикания, затрудняющий общение. Тяжелая степень - заикание резко выражено во всех ситуациях, общение практически невозможно.

Судороги при заикании подразделяют на клонические, тонические и смешанные. Когда ребенок только начинает заикаться, наблюдаются клонические судороги: повторы первого звука или слога в слове (к-к-кот, ма-ма-машина). Когда заикание закрепляется, речь начинает изобиловать тоническими судорогами: остановками, паузами и «провалами» в начале и середине слов (п…ривет, к…рот).

По месту локализации различают дыхательные, артикуляторные и голосовые судороги. При дыхательных судорогах у родителей создается впечатление, что ребенку не хватает воздуха, ему трудно дышать, в горле застревает комок. Артикуляторные судороги вызывают перекашивание губ, вываливание языка, уход в сторону нижней челюсти. При голосовой судороге ребенок что-то говорит, вдруг голос срывается, малыш беспомощно открывает рот, но речь отсутствует. Чаще встречаются дыхательные и артикуляторные судороги, реже - голосовые.

Помимо описанных судорог заикающиеся дети страдают нарушением дыхания и нарушением голоса. Их дыхание поверхностное, дискоординированное, дискретное. При дыхательном и речевом акте не задействована диафрагма. Диафрагма – это грудобрюшная преграда, обеспечивающая правильную вентиляцию легких. Чем больше стаж заикания, тем тоньше и слабее становится диафрагма, а человеку тяжелее дышать и говорить. Ребята пытаются изменять свой голос, думая, что этой трансформацией скроют речевой дефект. Голос заикающихся часто гнусавый, имеет ярко выраженный носовой оттенок, иногда писклявый, визгливый, скрипучий.

У всех заикающихся отсутствует речевой ритм. Мы считаем, что существует специфический ритм, который превращает речь в стройно организованную систему. Встречаются дети с отлично развитым музыкальным ритмом, посещающие музыкальную школу, играющие на различных инструментах. Родители часто недоумевают, почему у них нет чувства ритма речи. Дело в том, что речевой и музыкальный ритм – это разные понятия. Можно иметь отличный музыкальный слух, как следствие - отличный музыкальный ритм, но при этом быть лишенным речевого (фонематического) слуха и речевого (фонематического) восприятия, и как следствие – не иметь никакого речевого ритма. Фонематический слух и фонематическое восприятие – это не физический слух (он сохранен у заикающихся), а тонкий речевой слух, который позволяет человеку различать фонемы (звуки) родного языка. У всех заикающихся наблюдается грубое нарушение фонематического слуха. Постепенно фонематические слух и восприятие еще более разрушаются. Возникающие судороги «съедают» некоторые фонемы, кроме того, сами заикающиеся прячут дефект, умышленно заменяя одни звуки другими, легкими в произношении и не дающими возникать судорогам.

У заикающихся детей нарушена интонация. Их речь монотонна, лишена эмоций, интонационно бедна. У некоторых слушающих создается впечатление, что заикающийся говорит грубо и раздраженно.

Итак, нарушенные при заикании дыхание, голос, речевой ритм, фонематические слух и восприятие, интонация точно так же, как и диафрагма, не работают в полном объеме. Со временем эти дефекты усугубляются вследствие недостаточного общения, а значит, элементарной тренировки. Речь, вместо того, чтобы к 7 годам превратиться в стройно организованную систему, напротив, с возрастом все сильнее дезорганизуется.

У заикающегося ребенка, кроме вышеизложенных трудностей, в момент речи появляются проблемы со здоровьем: вегетативные реакции (покраснение щек, потливость), тахикардия (учащенное сердцебиение), ситуативные расстройства (возникающие на фоне судорог нарушения зрения и слуха). Постепенно болезнь «обрастает» новыми патологическими проявлениями: эмболофразией (дополнительными «сорными» звуками, слогами, словами), логофобией (страхом речи), скоптофобией (стыдом за дефект), сопутствующими движениями.

Нередко, помимо заикания, ребята страдают тиками (непроизвольным сокращением мышц век, лица и т.д.), энурезом (недержанием мочи), гиперкинетическим расстройством (дети гиперактивны, расторможены, постоянно вскакивают с места), дефицитом внимания (невозможностью сконцентрироваться и довести начатое дело до конца).

Одно из основных патологических проявлений заикания – это то, что происходит потеря информации в речевом потоке, у некоторых заикающихся теряется до 80% той информации, которую они хотят донести до слушающего. Речь заикающегося трудно понять, часто собеседник извлекает противоположный смысл из сказанного. Для заикающихся характерно нарушение быстрой (оперативной) памяти. Они, как правило, много читают и знают, но изложить свои знания не могут, так, из 185-ти обследованных нами детей и подростков только четверо смогли рассказать правильно, складно и логично простейшую сказку «Курочка Ряба».

У всех заикающихся наблюдается расстройство приема пищи (дети едят плохо, чрезмерно избирательно, бросают недоеденную еду в тарелке, вскакивают с места во время еды, едят и делают что-то еще и т.д.).

У подавляющего числа заикающихся отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы (основные эмоции - слезы, плач; быстрая и беспричинная смена настроения; отсутствие силы воли и поисковой активности); расстройство поведения, ограниченное рамками семьи. Матери жалуются на плохой характер своих заикающихся детей, однако этот характер ограничивается лишь собственной семьей, в детском саду и школе ребята ведут себя хорошо. Проблемы поведения связаны в основном с патологическим воспитанием в микросоциальной среде (семье), усугубляющим течение и последствия заикания.

По нашим наблюдениям у матерей заикающихся тяжело протекала беременность, как правило, эта беременность не первая, при родах были осложнения, а сами дети соматически ослаблены. С рождения у них встречаются беспокойство, плач, плохой сон и аппетит, тремор подбородка, рук, другие невротические реакции. Они наблюдаются педиатром и невропатологом, имеют диагнозы: недоношенность, морфо-функциональная незрелость, физиологическая желтуха, рахит, перинатальная энцефалопатия, синдром нервно-рефлекторной гипервозбудимости, детский невроз, минимальная мозговая дисфункция, повышенная эпилептиформная активность. Практически все болеют на первом году жизни заболеваниями органов дыхания, а в дальнейшем - частыми ОРВИ, бронхитом, трахеитом, пневмонией, гриппом, ринитом, аденоидитом, тонзиллитом, гайморитом, отитом, астмой, дерматитом. Очень часто, помимо болезней органов дыхания, заикающиеся дети страдают нарушением обмена веществ, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, органов мочеполовой системы, гормональными расстройствами, плоскостопием. Иногда медицинская карта ребенка имеет непомерную толщину, создается впечатление, что он болеет всегда. Организм заикающихся ослаблен постоянными болезнями и повышенным невротизмом. Дети попадают в замкнутый круг: чем больше они болеют, тем более нервными становятся; и наоборот, излишний невротизм приводит к тому, что они «не могут остановиться», заболевают снова и снова.

Заикание опасно тем, что заставляет подстраивать жизнь под себя, крепко «вселяется» в организм, становится с ним единым целым, разрушает здоровье, психику, вынуждает нервничать, переживать, считать, что все жизненные неудачи связаны именно с ним, приводит к возникновению в подростковом возрасте комплекса собственной неполноценности, зачастую осложненного психическими и сексуальными расстройствами.

Итак, заикание – это тяжелая болезнь, которая по Международной классификации болезней МКБ-10 относится к Классу: Психические расстройства и расстройства поведения, Блоку: Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте, имеет Код: F 98.5. Заикание - это диагноз, а не пикантный недостаток, как думают многие мамы, объясняя, что у ребенка все хорошо, ему всего лишь трудно начать говорить. Данный недуг находится в комплексной взаимосвязи со многими другими расстройствами, входящими в этот блок и класс болезней. Более того, сложность и многогранность дефекта ставит его на совершенно особенное место, подобных заболеваний больше нет. Специалистам и родителям необходимо отчетливо понимать: при заикании, кроме речи, лечить необходимо все многочисленные проявления, предпосылки и последствия этой болезни. Именно поэтому лечение заикания – всегда индивидуальный, очень сложный и трудоемкий процесс.

История изучения проблемы заикания

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства.

В древние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с накоплением влажности в головном мозге (Гиппократ) или неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель). Возможность нарушений в центральном или периферическом отделах речевого аппарата при заикании признавали Гален, Цельс, Авиценна.

На рубеже 19- 20 вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи. Так, например, Санторини считал, что заикание возникает при отверстии в твердом небе, через которое якобы слизь просачивается на язык и затрудняет речь. Вутцер объяснял это ненормальным углублением в нижней челюсти, в которой прячется кончик языка при своем движении; Эрве-де-Шегуан - неправильным соотношением между длиной языка и полостью рта или слишком плотным прикреплением его короткой уздечкой.

Другие исследователи связывали заикание с нарушениями в функционировании речевых органов: судорожное закрытие голосовой щели (Арнот, Шультесс); чрезмерно быстрый выдох (Беккерель); спазматическое сокращение мышц, удерживающих язык в полости рта (Итар, Ли, Диффенбах); несогласованность процессов мышления и речи (Блюме); несовершенство воли человека, воздействующей на силу мышц речедвигательного механизма (Меркель) и т. д.

Часть исследователей связывала заикание с нарушениями в протекании психических процессов. Например, Блюме считал, что заикание возникает от того, что человек или мыслит быстро, так что речевые органы не поспевают и потому спотыкаются, или же, наоборот, речевые движения «опережают процесс мышления». И тогда из-за напряженного стремления выровнять это не соответствие мышцы речевого аппарата приходят в «судорогоподобное состояние».

В начале ХIХ в. ряд французских исследователей, рассматривая заикание, объясняли его различными отклонениями в деятельности периферического и центрального отделов речевого аппарата. Так, врач Вуазен (1821) механизм заикания связывал с недостаточностью церебральных реакций на мускульную систему органов речи, т. е. с деятельностью центральной нервной системы. Врач Дело (1829) объяснял заикание как результат искажения звукопроизношения (ротацизм, ламбдацизм, сигматизм), органического поражения голосового аппарата или неполноценной работы головного мозга. Он первым отметил сосредоточение акустического внимания заикающегося на своей речи. Врач Коломба де л"Изер считал заикание особой контрактурой мышц вокального аппарата, возникающей вследствие его недостаточной иннервации.

В России большинство исследователей рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз (И. А. Сикорский, 1889; И. К. Хмелевский, 1897; 3. Андрес, 1894, и др.), или определяли его как страдание чисто психическое, выражающееся судорожными движениями в аппарате речи (Хр. Лагузен, 1838; Г. Д. Неткачев, 1909, 1913), как психоз (Гр. Каменка, 1900).

К началу ХХ в. все многообразие понимания механизмов заикания можно свести к трем теоретическим направлениям:

Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров(аппарата слоговых координаций). Это было четко сформулировано в трудах Г. Гутцмана, И. А. Куссмауля, а затем в работах И. А. Сикорского, который писал: “Заикание есть внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в одном из отделов речевого аппарата как физиологического целого”. Сторонники этой теории вначале подчеркивали врожденную раздражительную слабость аппарата, управляющего слоговой координацией. В дальнейшем они объясняли заикание в свете невротизма: заикание - это судорогоподобные спазмы.

Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера. Это направление выдвинуто Т. Гепфнером и Э. Фрешельсом. Сторонниками были А. Либманн, Г. Д. Неткачев, Ю. А. Флоренская. Психологический подход к пониманию механизмов заикания получил свое дальнейшее развитие.

Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой. Сторонниками этой теории были А. Адлер, Шнейдер, которые считали, что в заикании, с одной стороны, проявляется желание индивида избежать всякой возможности соприкосновения с окружающими, а с другой - возбудить сочувствие окружающих посредством такого демонстративного страдания.

Таким образом, в конце 19 начале 20 в. все определеннее становится мнение, что заикание - это сложное психофизическое расстройство. По мнению одних, в его основе лежат нарушения физиологического характера,а психологические проявления носят вторичный характер (А. Гутцман, 1879; А. Куссмауль, 1878; И. А. Сикорский, 1889, и др.). Другие первичными считали психологические особенности, а физиологические проявления -как следствие этих психологических недостатков (Хр. Лагузен, 1838; А. Коэн, 1878; Гр. Каменка, 1900; Г. Д. Неткачев, 1913, и др.). Делались попытки рассматривать заикание как невроз ожидания, невроз страха, невроз неполноценности, навязчивый невроз и пр.

К 30-м годам и в последующие 50 - 60-е годы ХХ в. механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза. При этом одни исследователи рассматривали заикание как симптом невроза (Ю. А. Флоренская, Ю. А. Поворинский и др.), другие - как особую его форму (В. А. Гиляровский, М. Е. Хватцев, И П Тяпугин, М. С. Лебединский, С. С. Ляпидевский, А. И. Поварнин, Н. И. Жинкин, В. С. Кочергина и др.). Но в обоих случаях эти сложные и многообразные механизмы развития заикания идентичны механизмам развития неврозов вообще. Заикание, как и прочие неврозы, возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение процессов возбуждения и торможения и образования патологического условного рефлекса. Заикание -- это не симптом и не синдром, а заболевание центральной нервной системы в целом (В. С. Кочергина, 1962).

В возникновении заикания первостепенную роль играют нарушенные взаимоотношения нервных процессов (перенапряжение их силы и подвижности) в коре головного мозга. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы, его готовностью к отклонениям от нормы. С другой стороны, нервный срыв может быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами, на значение которых в генезе заикания указывал еще В. А. Гиляровский. Отражением нервного срыва является расстройство особо уязвимой и ранимой у ребенка области высшей нервной деятельности - речи, что проявляется в нарушении координации речевых движений с явлениями аритмии и судорожности. Нарушение корковой деятельности является первичным и приводит к извращению индукционных отношений между корой и подкоркой и нарушению тех условно-рефлекторных механизмов, которые регулируют деятельность подкорковых образований. В силу создавшихся условий, при которых нормальная регуляция коры извращается, имеют место отрицательные сдвиги в деятельности стриопаллидарной системы. Ее роль в механизме заикания достаточно важна, поскольку в норме эта система ответственна за темп и ритм дыхания, тонус артикуляторных мышц. Заикание возникает не при органических изменениях стриопаллидума, а при динамических отклонениях его функций. Эти взгляды отражают понимание механизма невротического заикания как своеобразного нарушения корково-подкорковых отношений (М. Зееман, Н. И. Жинкин, С. С. Ляпидевский, Р. Лухзингер и Г. Арнольд, Э. Рихтер и мн. др.).

Стремление исследователей рассматривать заикание с позиций Павловского учения о неврозах находит своих последователей за рубежом: в Чехословакии - М. Зееман, М. Совак, Ф. Досужков, Н. Досталова, А. Конделькова; в Болгарии - Д. Даскалов, А. Атанасов, Г. Ангушев; в Польше - А. Митринович-Моджевеска в Германии - К. П. Беккер и др.

У детей раннего возраста, по мнению некоторых авторов, механизм заикания целесообразно объяснить с позиций реактивного невроза и невроза развития (В. Н. Мясищев, 1960). Реактивный невроз развития понимается как острое нарушение высшей нервной деятельности. При неврозе развития образование патологических стереотипов происходит постепенно, в неблагоприятных условиях среды - перераздражения, подавления, изнеживания. Заикание развития возникает в раннем возрасте на фоне задержанного “физиологического косноязычия” при переходе к сложным формам речи, к речи фразами. Иногда оно является результатом речевого недоразвития разного генеза (Р. М. Боскис, Р. Е. Левина, Е. Пишон и Б. Мезони). Так, Р. М. Боскис называет заикание заболеванием, в “основе которого лежат речевые затруднения, связанные с оформлением более или менее сложных высказываний, требующих для своего выражения фразы”. Речевые затруднения могут вызываться задержками развития речи, переходом на другой язык, случаями патологического развития личности с недоразвитием эмоционально-волевой сферы, необходимостью выразить сложную мысль и пр.

Р. Е. Левина, рассматривая заикание как речевое недоразвитие, видит сущность его в преимущественном нарушении коммуникативной функции речи. Изучение сотрудниками сектора логопедии НИИ РАО общего речевого развития ребенка, состояния его фонетического и лексико-грамматического развития, соотношения активной и пассивной речи, условий, при которых заикание усиливается или ослабевает, подтверждают наблюдения Р. М. Боскис, Е. Пишон, Б. Мезони и др. Речевые затруднения, по мнению Р. Е. Левиной, зависят от различных условий: с одной стороны, от типа нервной системы, с другой - от разговорной среды, от общего и речевого режимов. Первые проявления заикания характеризуются аффективной напряженностью, сопровождающей еще непосильную умственную операцию поиска слов, грамматической формы, оборота речи. Н. И. Жинкин с физиологических позиций анализа работы глотки находит, что феномен заикания может быть определен как нарушение непрерывности в отборе звуковых элементов при составлении разнометричного алгоритма слов, как нарушение авторегулировки в управлении речедвижениями на уровне слога.

Наряду с невротическим заиканием стали изучаться и другие его формы при появлении речи после алалии и афазии; постконтузионное заикание; у олигофренов; у больных различными психозами; при тяжелых нарушениях звукопроизношения и при задержке развития речи; органическое (В. М. Аристов, А. В. Шокина,1934; А. Аллистер, 1937; Е. Пишон и Б. Мезони, 1937; Р. М. Боскис, 1940; П. Н. Аникеев, 1946; Ю. А. Флоренская, 1949; А. Я. Страумит, 1951; Э. Гард, 1957; Б. Г. Ананьев, 1960, и др.). Так, Е. Пишон выделяет две формы органического заикания: первая по типу корковой афазии, когда нарушаются системы ассоциативных волокон и страдает внутренняя речь; вторая представляет своеобразную моторную недостаточность речи по типу дизартрии и связана с поражением подкорковых образований. Проблема органического заикания до настоящего времени остается нерешенной. Одни исследователи полагают, что заикание в целом включается в категорию органических заболеваний центральной нервной системы и нарушения мозгового субстрата прямо затрагивают речевые области мозга или связанные с ними системы (В. Лав, 1947; Э. Гард, 1957; С. Скмоил и В. Ледезич, 1967). Другие рассматривают заикание как преимущественно невротическое расстройство, расценивая сами органические нарушения как «почву» для срыва высшей нервной деятельности и речевой функции (Р. Лухзингер и Г. Ландольд, 1951; М. Зееман, 1952; М. Совак, 1957; М. Е. Хватцев, 1959; С. С. Ляпидевский и В. П. Баранова, 1963, и мн. др.).

Большинство авторов, изучавших патогенез заикания, отмечают у заикающихся различные вегетативные изменения. Например, М. Зееман считает, что у 84% заикающихся имеется вегетативная дистония. По мнению Szondi, из 100 заикающихся 20% имеют повышенное внутричерепное давление и экстрапирамидные нарушения. Он считает, что заикающиеся рождаются вазоневротиками. Grender объективно показал изменение нейровегетативной реакции у заикающихся во время приступов: в 100% случаев у них наблюдается расширение зрачков (мидриоз), у нормально говорящих людей ширина зрачков во время речи не меняется или наступает некоторое их сужение (миоз).

В тяжелых случаях нарушения вегетативной нервной системы собственно заикание отступает на второй план, преобладают страхи, волнения, тревога, мнительность, общая напряженность, склонность к дрожению, потливости, покраснению. В детском возрасте у заикающихся наблюдаются нарушения сна: вздрагивание перед засыпанием, утомительные, беспокойные неглубокие сны, ночные страхи. Заикающиеся более старшего возраста стараются связать все эти неприятные переживания с нарушением речи. Мысль о ее расстройстве приобретает устойчивый характер в соответствии с постоянно нарушенным самочувствием. На фоне общей возбудимости, истощаемости, неустойчивости и постоянных сомнений речь обыкновенно поддается улучшению лишь на короткое время. На занятиях у заикающихся часто отсутствует целеустремленность и настойчивость. Собственные результаты ими недооцениваются, так как улучшение в речи мало облегчает их общее самочувствие.

В 70-е годы в психиатрии были предложены клинические критерии для разграничения невротических и неврозоподобных расстройств и наметилась тенденция и к разграничению заикания на невротическую и неврозоподобную формы (Н. М. Асатиани, Б. 3. Драпкин, В. Г. Казаков, Л. И. Белякова и др.).

До настоящего времени механизм заикания исследователи пытаются рассматривать не только с клинических и физиологических, но и с нейрофизиологических, психологических, психолингвистических позиций.

Представляют интерес нейрофизиологические исследования заикания при организации речевой деятельности (И. В. Данилов, И. М. Черепанов, 1970). Данные исследования показывают, что у заикающихся во время речи доминантное левое полушарие не может достаточно стойко выполнять свою ведущую роль по отношению к правому полушарию. Положение о взаимосвязи заикания с нечетко выраженной доминантностью речи подтверждают данные В. М. Шиловского.

Исследования организации функции зрения у заикающихся (В. Суворова с соавт., 1984) показали, что им свойственна нетипичная латерализация речевой и зрительной функций. Выявленные аномалии можно рассматривать как следствие недостатков билатеральной регуляции зрительных процессов и отклонений в межполушарных отношениях.

Актуальна разработка проблемы заикания в психологическом аспекте для раскрытия его генезиса, для понимания поведения заикающихся в процессе коммуникации, для выявления их индивидуально-психологических особенностей. Изучение у заикающихся внимания, памяти, мышления, психомоторики показало, что у них изменена структура психической деятельности, ее саморегуляция. Они хуже выполняют ту деятельность, которая требует высокого уровня автоматизации (и соответственно – быстрого включения в деятельность), но различия в продуктивности между заикающимися и здоровыми исчезают, как только деятельность может выполняться на произвольном уровне. Исключение составляет психомоторная деятельность: если у здоровых детей психомоторные акты совершаются в значительной мере автоматически и не требуют произвольной регуляции, то для заикающихся регуляция представляет сложную задачу, требующую произвольного контроля.

Некоторые исследователи считают, что заикающиеся отличаются большей инертностью психических процессов, чем нормально говорящие, им свойственны явления персеверации, связанной с подвижностью нервной системы.

Перспективно исследование личностных особенностей заикающихся как с помощью клинических наблюдений, так и с применением экспериментально-психологических методик. С их помощью выявлены тревожно-мнительный характер, подозрительность, фобические состояния; неуверенность, замкнутость, склонность к депрессии; пассивно-оборонительные и оборонительно агрессивные реакции на дефект.

Заслуживает внимания рассмотрение механизмов заикания с позиций психолингвистики. Данный аспект изучения предполагает выяснение того, на какой стадии порождения речевого высказывания возникают судороги в речи заикающегося. Выделяют следующие фазы речевой коммуникации:

1) наличие потребности в речи, или коммуникативное намерение;

2) рождение замысла высказывания во внутренней речи;

3) звуковая реализация высказывания. В разных структурах речевой деятельности эти фазы различны по своей полноте и длительности протекания и не всегда однозначно вытекают одна из другой. Но постоянно происходит сопоставление задуманного и осуществленного. И. Ю. Абелева считает, что заикание возникает в момент готовности к речи при наличии у говорящего коммуникативного намерения, программы речи и принципиального умения говорить нормально. В трехчленную модель порождения речи автор предлагает включить фазу готовности к речи, на которой у заикающегося “ломается” весь произносительный механизм, все его системы: генераторная, резонаторная и энергетическая. Возникает судороги, явно проявляющиеся затем на четвертой, завершающей фазе.

Рассмотрев разные точки зрения на проблему заикания, можно сделать основной вывод, что механизмы возникновения заикания неоднородны. В одних случаях заикание трактуется как сложное невротическое расстройство, которое является результатом ошибки нервных процессов в корне головного мозга, нарушения корково-подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции).

В других случаях - как сложное невротическое расстройство, явившееся результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей вследствие речевых затруднений разного генеза.

В третьих - как сложное, преимущественно функциональное расстройство речи, появившееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности.

В четвертых - механизм заикания можно объяснить на основе органических изменений центральной нервной системы. Возможны и другие объяснения. Но в любом случае необходимо учитывать нарушения физиологического и психологического характера, составляющие единство.

Причины заикания

Еще Хр. Лагузен (1838) к причинам заикания относил аффекты, стыд, испуг, гнев, страх, сильные ушибы головы, тяжелые болезни, подражание неправильной речи отца и матери. И. А. Сикорский (1889) первым подчеркнул, что заикание свойственно детскому возрасту, когда развитие речи еще не окончено. Решающую роль он отводил наследственности, считая иные психологические и биологические причины (испуг, ушиб, инфекционные болезни, подражание) лишь толчками, нарушающими равновесие неустойчивых у детей речевых механизмов. Г. Д. Неткачев (1909) причину заикания искал в неправильных методах воспитания ребенка в семье и считал вредным как суровое, так и заласканное воспитание.

Зарубежные исследователи в качестве причин возникновения заикания выделяли неправильное воспитание детей (А. Шервен, 1908); астенизацию организма вследствие инфекционных заболеваний (А. Гутцман, 1910); косноязычие, подражание, инфекции, падения, испуг, леворукость при переучивании (Т. Гепфнер, 1912; Э. Фрешельс, 1931).

Таким образом, в этиологии заикания отмечается совокупность экзогенных и эндогенных факторов (В. А. Гиляровский, М. Е. Хватцев, Н. А. Власова, Н. И. Красногорский, Н. П. Тяпугин, М. Зееман и др.).

В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие “почву” и производящие “толчки”. При этом некоторые этиологические факторы могут как способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.

К предрасполагающим причинам относятся следующие:

невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции центральной нервной системы);

невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность);

конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подверженность психическим травмам);

наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству в качестве рецессивного признака). При этом необходимо обязательно учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заиканию сочетается с неблагоприятными воздействиями окружающей среды;

поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные - инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.

Указанные причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической сферах, приводят к задержке речевого развития, к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания.

К неблагоприятным условиям относятся:

· физическая ослабленность детей;

· возрастные особенности деятельности мозга; большие полушария головного мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же возрасту оформляется функциональная асимметрия в деятельности головного мозга. Речевая функция, онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее созревание у мальчиков по сравнению с девочками обусловливает более выраженную неустойчивость их нервной системы;

· ускоренное развитие речи (3 - 4 года), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов (итерации), имеющее физиологический характер;

· скрытая психическая ущемлённость ребёнка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими; конфликт между требованием среды и степенью его осознания;

· недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком. Возникает эмоциональная напряженность, которая нередко внешне разрешается заиканием;

· недостаточное развитие моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.

При наличии тех или иных из перечисленных неблагоприятных условий достаточно какого-либо чрезвычайного по своей силе раздражителя, чтобы вызвать нервный срыв и заикание.

В группе производящих причин выделяются анатомо-физиолгические, психические и социальные.

Анатомо-физиологические причины: физические заболевания с энцефалитическими последствиями; травмы - внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга; органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения; истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф, рахит, глисты, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена; болезни носа, глотки и гортани; несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии и задержанного развития речи.

Психические и социальные причины: кратковременная - одномоментная - психическая травма (испуг, страх); длительно-действующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание “примерного” ребенка; хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций; острая тяжелая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости; неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей; перегрузка детей младшего возраста речевым материалом; несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы); полиглоссия: одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке; подражание заикающимся. Различаются две формы такой психической индукции: пассивная - ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося; активная - он копирует речь заикающегося; переучивание леворукости. Постоянные напоминания, требования могут дезорганизовать высшую нервную деятельность ребенка и довести до невротического и психопатического состояния с возникновением заикания; неправильное отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение расположить ученика - может служить толчком для появления заикания.

Представления Гиппократа и Аристотеля о заикании. Теоретические представления и методы коррекции заикания до середины XIX века. Значение трудов русских ученых в развитии и практики проблемы заикания в конце XIX - начале XX веков. Комплексный подход в коррекционной работе с заикающимися. Современные представления о заикании. Психолого-педагогический аспект изучения заикания. Приоритетное направление в исследовании заикающихся, проведенное под руководством Р.Е. Левиной.

Теоретические взгляды психологов и педагогов на патогенети­ческие механизмы заикания. Клинический аспект в изучении заикания .

Проблему заикания можно считать одной из самых древ­них в истории развития учения о расстройствах речи. Раз­личное понимание его сущности обусловлено уровнем разви­тия науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства.

В древние времена в заикании преимущественно усматри­вали болезнь, связанную с накоплением влажности в голов­ном мозге (Гиппократ) или неправильным соотнесением ча­стей артикуляционного аппарата (Аристотель). Возможность нарушений в центральном или периферическом Отделах ре­чевого аппарата при заикании признавали Гален, Цельс, Ави­ценна.

На рубеже XVII-XVIII вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи. Так, например, Санторини считал, что заикание возни­кает при отверстии в твердом нёбе, через которое якобы слизь просачивается на язык и затрудняет речь. Вутцер объяснял это ненормальным углублением в нижней челюсти, в кото­рой прячется кончик языка при своем движении; Эрве-де-Шегуан - неправильным соотношением между длиной языка и полостью рта или слишком плотным прикреплением eго короткой уздечкой.

Другие исследователи связывали заикание с нарушения-1 ми в функционировании речевых органов: судорожное закрытие голосовой щели (Арнот, Шультесс); чрезмерно быстрый выдох (Беккерель); спазматическое сокращение мышц, удер­живающих язык в полости рта (Итар, Ли, Диффенбах); несог­ласованность процессов мышления и речи (Блюме); несовершенство воли человека, воздействующей на силу мышц речедвигательного механизма (Меркель) и т. д.

Часть исследователей связывала заикание с нарушениями в протекании психических процессов. Например, Блюме счи­тал, что заикание возникает от того, что человек или мыслит быстро, так что речевые органы не поспевают и потому споты­каются, или же, наоборот, речевые движения «опережают про­цесс мышления». И тогда из-за напряженного стремления выровнять это несоответствие мышцы речевого аппарата при­ходят в «судорогоподобное состояние».

В начале XIX в. ряд французских исследователей, рассмат­ривая заикание, объясняли его различными отклонениями в деятельности периферического и центрального отделов речевого аппарата.


Таким образом, в конце XIX - начале XX в. все опреде­леннее становится мнение, что заикание - это сложное пси­хофизическое расстройство. По мнению одних, в его основе лежат нарушения физиологического характера, а психологи­ческие проявления носят вторичный характер (А. Гутцман, 1879; А. Куссмауль, 1878; И. А. Сикорский, 1889, и др.). Другие первичными считали психологические особеннос­ти, а физиологические проявления - как следствие этих психологических недостатков (Хр. Лагузен, 1838; А. Коэн, 1878; Гр. Каменка, 1900; Г. Д. Неткачев, 1913, и др.). Делались попытки рассматривать заикание как невроз ожидания, невроз страха, невроз неполноценности, навязчивый невроз и пр.

К 30-м годам и в последующие 50-60-е годы XX в. ме­ханизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза.

Р. Е. Левина, рассматривая заикание как речевое недоразвитие, видит сущность его в преимущественном нарушении коммуникативной функции речи.

До настоящего времени механизм заикания исследовате­ли пытаются рассматривать не только с клинических и фи­зиологических, но и с нейрофизиологических, психологичес­ких, психолингвистических позиций.

Представляют интерес нейрофизиологические исследования заикания при организации речевой деятельности (И. В. Да­нилов, И. М. Черепанов, 1970). Данные исследования показы­вают, что у заикающихся во время речи доминантное (левое) полушарие не может достаточно стойко выполнять свою ве­дущую роль по отношению к правому полушарию. Положе­ние о взаимосвязи заикания с нечетко выраженной доминантностью речи подтверждают данные В. М. Шкловского.

Актуальна разработка проблемы заикания в психологичес­ком аспекте для раскрытия его генезиса, для понимания по­ведения заикающихся в процессе коммуникации, для выяв­ления их индивидуально-психологических особенностей. Изучение внимания, памяти, мышления, психомоторики заи­кающихся показало, что у них изменена структура психичес­кой деятельности, ее саморегуляция. Они хуже выполняют ту деятельность, которая требует высокого уровня автоматиза­ции (и соответственно - быстрого включения в деятельность), но различия в продуктивности между заикающимися и здо­ровыми исчезают, как только деятельность может выполняться на произвольном уровне. Исключение составляет психомо­торная деятельность: если у здоровых детей психомоторные акты совершаются в значительной мере автоматически и не требуют произвольной регуляции, то для заикающихся регу­ляция представляет сложную задачу, требующую произволь­ного контроля.

Некоторые исследователи считают, что заикающиеся отли­чаются большей инертностью психических процессов, чем нормально говорящие, им свойственны явления персеверации, связанной с подвижностью нервной системы.

Перспективно исследование личностных особенностей за­икающихся как с помощью клинических наблюдений, так и с применением экспериментально-психологических методик. С их помощью выявлены тревожно-мнительный характер, подозрительность, фобическое состояние; неуверенность, зам­кнутость, склонность к депрессии; пассивно-оборонительные и оборонительно-агрессивные реакции на дефект.

Заслуживает внимания рассмотрение механизмов заика­ния с позиций психолингвистики. Данный аспект изучения предполагает выяснение того, на какой стадии порождения речевого высказывания возникают судороги в речи заикаю­щегося. Выделяют следующие фазы речевой коммуникации:

1) наличие потребности в речи, или коммуникативное наме­рение; 2) рождение замысла высказывания во внутренней речи; 3) звуковая реализация высказывания. В разных структурах речевой деятельности эти фазы различны по своей полноте и длительности протекания и не всегда однозначно вытекают одна из другой. Но постоянно происходит сопоставление за­думанного и осуществленного. И. Ю. Абелева считает, что заикание возникает в момент готовности к речи при нали­чии у говорящего коммуникативного намерения, програм­мы речи и принципиального умения говорить нормально. В трехчленную модель порождения речи автор предлагает исключить фазу готовности к речи, на которой у заикающего­ся «ломается» весь произносительный механизм, все его си­стемы: генераторная, резонаторная и энергетическая. Воз­никают судороги, явно проявляющиеся затем на четвертой, завершающей фазе.

Рассмотрев разные точки зрения на проблему, можно сделать основной вывод, что механизмы возникновения заикания неоднородны.

В одних случаях заикание трактуется как сложное невротическое расстройство, которое является результатом ошибки нервных процессов в корне головного мозга, нарушении коркового подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции).

В других случаях - как сложное невротическое расстройство, явившееся результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей вследствие речевых затруднений разного генеза.

В-третьих - как сложное, преимущественно функциональное расстройство речи, появившееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности.

В-четвертых - механизм заикания можно объяснить на основе органических изменений центральной нервной системы. Возможны и другие объяснения. Но в любом случае не обходимо учитывать нарушения физиологического и психологического характера, составляющие единство.

Проблема заикания занимает умы уже не одного поколения людей. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого расстройства.

Первоначально расстройство речи типа заикания называли баттаризмом, по имени царя Батта, страдающего этим недугом. Несколько позднее в трудах греческих врачей и философов встречается термин «balbuties», что в переводе на русский язык означает «заикание».

В древние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с накоплением влажности в головном мозге (Гиппократ) или неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель). Плутарх подробно описал метод самолечения Демосфена. Заказав себе, зеркало в полный рост Демосфен внимательно изучал недостатки своей речи и поведения. Это позволило ему наметить целую систему различных речевых упражнений. В них он предусматривал не только регулярную тренировку правильности своей речи, но и воспитание у себя определенных черт личности. Демосфен, наряду с гимнастическими приемами лечения, большое значение придавал психологическому воздействию на личность заикающегося. Это свидетельствует о глубоком понимании сущности заикания уже в древнюю эпоху.

Возможность нарушений в центральном или периферическом отделах речевого аппарата признавали Гален, Цельс, Авиценна. На рубеже 17-18 веков заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи: наличие отверстия в твердом нёбе (Санторини); углубление в нижней челюсти, в которое прячется кончик языка при движении (Вутцер); неправильное соотношение между длинной языка и полостью рта (Эрве-де-Шегуан), слишком плотным прикреплением языка к короткой уздечки. Другие исследователи связывали с нарушениями в функционировании речевых органов: судорожное закрытие голосовой щели (Арнот, Шультесс); чрезмерно быстрый выдох (Беккерель); спазматическое сокращение мышц, удерживающих язык в полости рта (Итар, Ли, Диффенбах); несогласованность процессов мышления и речи (Блюме); несовершенство воли человека, воздействующей на силу мышц речедвигательного механизма (Меркель).

В конце 19 века начале 20 веков утверждается мнение, что заикание - это сложное психофизическое расстройство . В России большинство ученых рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз (И.А. Сикорский, 1889; И. К. Хмелевский, 1897; Э. Андрес, 1894; и другие). По мнению И.А.Сикорского в основе возникновения заикания лежат нарушения физиологического характера, а психологические недостатки носят вторичный характер.

Он рассматривал заикание как особую форму невроза: результат раздражительной слабости двигательного центра речи, ведущий к нарушению согласованности речевых движений и судорогам речевых мышц.

Другие исследователи указывали, что первичным являются психологические особенности, а физиологические проявляются при заикании (Хр.

Лагузен, 1838; Г.Д. Неткачев, 1909, 1913), как психоз (Гр. Каменка, 1900).

Неткачев Г.Д. рассматривал заикание как самостоятельный психоневроз, при котором имеет место судорожное функциональное расстройство речи, связанное с навязчивыми душевными состояниями.

В этот же период времени к рассмотрению механизмов заикания стали подходить с психологической точки зрения. Возникли психологические теории механизма заикания (Абелева И.Ю., Ангушев Г.И., Неткачев Г.Д., Флоренская Ю.А., Хавин А.Б., Шкловский В.М. и др.) По их мнению, специфической основой заикания является то психическое состояние, на основе которого у говорящих лиц возникает сознание расстройства их речи.

Психологический подход в понимании заикания реализует в своих исследованиях Г.А.Волкова. Автор определяет заикание как своеобразное и сложное расстройство речи, обусловленное дизонтогенезом психических функций и дисгармоничным расстройством личности .

К 30-м годам и в последующие 50-60 годы 20 века механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И.П. Павлова, о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза.

В работах ряда исследователей показано, что заикание обусловлено нарушением корково-подкоркового взаимодействия, в результате чего нарушается темп, плавность, модуляция речи, появляются судорожные спазмы в мышцах органов, участвующих в речи. Одни исследователи рассматривали заикание как симптом невроза (Ю.А. Флоренская, Ю.А. Поворинский и др.), другие - как особую его форму (В.А. Гиляровский, М.Е. Хватцев, И.П. Тяпугин, М.С. Лебединский, С.С. Ляпидевский, Н.И Жинкин, В.С. К;очергина и др.) Но в обоих случаях эти сложные и многообразные механизмы развития заикания идентичны механизмам развития неврозов вообще. Заикание, как и прочие неврозы, возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение процессов возбуждения и торможения и образования патологического условного рефлек­са.

Заикание - это не симптом и не синдром, а заболевание центральной нервной системы в целом (В. С. Кочергина, 1962). В возникновении заикания первостепенную роль играют нарушенные взаимоотношения нервных процессов (перенап­ряжение их силы и подвижности) в коре головного мозга. Не­рвный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной систе­мы, ее готовностью к отклонениям от нормы. С другой стороны, нервный срыв может быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами, на значение которых в генезе заика­ния указывал еще В. А. Гиляровский. Отражением нервного срыва является расстройство особо уязвимой и ранимой у ре­бенка области высшей нервной деятельности - речи, что про­является в нарушении координации речевых движений с яв­лениями аритмии и судорожности. Нарушение корковой деятельности является первичным и приводит к извращению индукционных отношений между корой и подкоркой и нару­шению тех условнорефлекторных механизмов, которые регу­лируют деятельность подкорковых образований.

В силу создав­шихся условий, при которых нормальная регуляция коры нарушается, имеют место отрицательные сдвиги в деятельнос­ти стриопаллидарной системы. Ее роль в механизме заикания достаточно важна, поскольку в норме эта система ответственна за темп и ритм дыхания, тонус артикуляторных мышц. Заика­ние возникает не при органических изменениях стриопаллидума, а при динамических отклонениях его функций. Эти взгля­ды отражают понимание механизма невротического заикания как своеобразного нарушения корково-подкорковых отноше­ний (М. Зееман, Н. И. Жинкин, С. С. Ляпидевский, Р.

Лухзингер и Г. Арнольд, Э. Рихтер и мн. др.).

У детей раннего возраста, по мнению некоторых авторов, механизм заикания целесообразно объяснять с позиций реактивного невроза и невроза развития (В. Н. Мясищев, 1960). Реактивный невроз развития понимается как острое наруше­ние высшей нервной деятельности. При неврозе развития об­разование патологических стереотипов происходит постепен­но, в неблагоприятных условиях среды - перераздражения, подавления, изнеживания. Заикание развития возникает в раннем возрасте на фоне задержанного «физиологического косноязычия» при переходе к сложным формам речи, к речи фразами. Иногда оно является результатом речевого недоразвития разного генеза (Р. М. Боскис, Р. Н. Левина, Е.Пишон и Б. Мезони). Так, Р. М. Боскис называет заикание заболеванием, в «основе которого лежат речевые затруднения, связанные с оформлением более или менее сложных высказываний, требующих для своего выражения фразы. Рече­вые затруднения могут вызываться задержками развития речи, переходом на другой язык, случаями патологического разви­тия личности с недоразвитием эмоционально-волевой сферы, необходимостью выразить сложную мысль.

Тема 1. Заикание. История вопроса

План.


    1. Представления Гиппократа и Аристотеля о заикании .

    2. Теоре­тические представления и методы коррекции заикания до середи­ны XIX века.

    3. Значение трудов русских ученых И.А. Сикорского и И.Г. Неткачева в изучении проблемы заикания в конце XIX - на­чале XX века.

    4. Взгляды Куссмауля, Гепферта и других западноевропейских ученых конца XIX - начала XX века на проблему заи­кания.

    5. Научное развитие проблемы заикания в 30-40-х годов XX века.

    6. Вклад В.А. Гиляровского, Н.А. Власовой, Ю.А. Флоренской и других ученых в развитие теоретических представлений о заи­кании и в организацию специализированной медико-педагогичес­кой помощи заикающимся детям.

    7. Комплексный подход в коррекционной работе с заикающимися (В.И. Селиверстов).

Термин «заикание» (Ьа1ЬиПез) - греческого происхождения и означает повторение судорожных сокращений речевых органов. За­икание как одно из выразительных речевых расстройств известно с древних времен. Первоначально этот недуг называли «баттарисмус», от имени кирейского царя Батта, постоянно повторявшего пер­вый слог слова.

Первое описание симптомов заикания (без упоминания самого термина), видимо, принадлежит Гиппократу (460 - 377 до н.э.), видевшему причину расстройств речи в поражении мозга как ис­точника речевых импульсов. «баттарисмус», по его мнению, зависел от «чрезвычайной влажности мозга».

Аристотель (384-322 до н.э.) строил свое понимание речеоб-разования, исходя из анатомического строения периферических речевых органов, и патологию речи связывал не с изменениями в головном мозге, а с патологией периферического речевого аппа­рата. Судорожное состояние речевых органов описывали Эций Амидский (527 - 565), Павел Агинский (625 - 690), Гален (130 - 200) и др. Все они приходили к разным выводам о причинах, симптомах и лечении заикания (по И. А. Сикорскому, 1889).

Таким образом, уже в древности в понимании природы заика­ния наметились два направления. Первое исходило от Гиппократа и считало причиной заикания поражения головного мозга; вто­рое, берущее начало от Аристотеля, связывало заикание с пато­логией периферического речевого аппарата. В той или иной форме эти две противоположные точки зрения можно проследить и в последующих подходах к проблеме заикания.

В обзорах литературы, посвященных истории развития уче­ния о заикании (И.А.Сикорский, 1889; В.И.Хмелевский, 1897; М.И.Панкин, 1941), отмечается, что в эпоху средневековья этой проблемой (как и многими другими вопросами науки) практи­чески не занимались и, по существу, специальная литература по этому вопросу до начала XIX в. не имеет большой теоретической и практической ценности. Начиная с XIX столетия, интерес к про­блеме значительно возрос.

Еще в начале прошлого столетия французский врач Итар оп­ределил заикание как задержку речевых органов, при которой могло иметь место развитие спазматического, судорожного состо­яния мышц, или состояние слабости и парезов (тонические и клонические компоненты заикания). Примерно в это же время Вудзен высказал мнение о том, что заикание возникает от недоста­точности центральных реакций на мышечную систему органов речи, и предложил специальные гимнастические упражнения для речевых органов.

В 40-х гг. XIX столетия были проведены первые хирургические операции (Диффенбах, Бонне) с целью лечения заикания - под­резки уздечки языка или вырезания кусочка языка. Первоначаль­ный эффект от вмешательства был положительный, однако после формирования рубца дефект речи восстанавливался, и от этого вида вмешательства вскоре отказались.

Здесь интересно отметить, что временное изменение потока обратной проприоцептивной иннервации со стороны мышц язы­ка способно разрушить всю центральную патологическую струк­туру возбуждения, обусловливающую заикание.

В 80-х гг. основной интерес в проблеме заикания приобретают центральные механизмы, наиболее типичным отражением чего являются работы Куссмауля (1877), Гутцмана(1888). С точки зре­ния этих авторов, при наличии невротической предрасположен­ности в основе заикания лежит недостаточность (врожденная не­полноценность) моторных центров дыхательных, фонационных и артикуляционных мышц, и само заикание расценивалось ими как спастический координационный невроз. Однако в последую­щем подход к заиканию как к результату органического пораже­ния ЦНС не подтвердился патологоанатомическими и гистоло­гическими данными, и были сделаны попытки заменить понятие органической неполноценности понятием неполноценности фун­кционального порядка.

В 1889 г. И.А.Сикорский в монографии «О заикании» дал ши­рокое и всестороннее описание нарушения речи при заикании. Последнее рассматривалось им как результат раздражительной слабости двигательного центра речи, ведущей к нарушению согласо­ванности речевых движений и судорогам речевых мышц. Придавая большое значение в развитии заикания психическим факторам, И.А.Сикорский в практике лечения заикания наряду с «гимнас­тикой речи» рекомендовал воздействия психотерапевтического по­рядка. По глубине наблюдений этот труд представляет ценность и в настоящее время.

В 1909 г. в книге «О заикании» Д. Г. Неткачев развивал другую точку зрения: заикание рассматривалось им как самостоятельный психоневроз, при котором имеет место судорожное функциональ­ное расстройство речи, связанное с навязчивыми душевными со­стояниями (чрезмерная эмоциональность и постоянная боязли­вость). Основное внимание в лечении заикания Д. Г. Неткачев уде­лял психотерапии.

Таким образом, постепенно складывалось представление о за­икании как о функциональном заболевании типа невроза.

3. Судорожные запинки появляются у детей в возрасте 3 - 4 лет.

4. Появление судорожных запинок совпадает с фазой развития фразовой речи.

5. Начало заикания постепенное, вне связи с психотравмирующей ситуацией.

6. Отсутствуют периоды плавной речи, качество речи мало за­висит от речевой ситуации.

7. Привлечение активного внимания заикающихся к процессу говорения облегчает речь; физическое или психическое утомление ухудшают качество речи.

Тема 3. Механизмы заикания


    Теоретические взгляды психологов и педагогов на патогене­тические механизмы заикания.

  1. Приоритетное направление в ис­следовании заикающихся, проведенное под руководством Р.Е. Ле­виной. Труды Р.Е. Левиной, С.А. Мироновой, В.И. Селиверстова, Н.А. Чевелевой, А.В. Ястребовой и др.

  2. Понятие о функциональной системе речедвигательного акта.

  3. Особенности филогенетической и онтогенетической речевой памя­ти.

  4. Роль эмоциогенных структур мозга в формировании речедви­гательной программы.

  5. Онтогенез речедвигательных стереотипов в норме.

  6. Особенности программы действия в речедвигательной функциональной системе при заикании.

Невротическая форма заикания появляется чаще всего при воз­действии патогенных эмоциогенных воздействий внешней среды. Острая или хроническая психическая травма, переживаемая ре­бенком, находится в непосредственной связи с появлением «рече­вых» судорог. Это свидетельствует о первенствующем значении ги­перактивации эмоциогенных структур мозга при этой форме заи­кания.

Для появления заикания необходима «предрасположенность» (уязвимость) специфических речевых структур к появлению патоло­гических реакций. Такая «предрасположенность» связана главным образом с врожденными особенностями речевых структур мозга. (То, что в заикании большую роль играют генетические факторы, известно давно.)

Резкое опережение развития речи на лексика-грамматическом уров­не и несоответствие этому уровню моторного (артикуляторно-ды-хательного) обеспечения указывают на дизонтогенез речевых меха­низмов у детей с невротической формой заикания.

У части детей, перенесших психический стресс с последую­щим появлением судорожных речевых запинок, защитные (ком­пенсаторные) механизмы центральной нервной системы бывают достаточно сильны и развиты.

Часть детей имеет низкий уровень компенсаторных возможно­стей мозга. В этих случаях быстро формируется патологическая фун­кциональная система речи.

Патологическая функциональная система, т.е. заикание, начи­нает подавлять нормальную функциональную речевую систему, кото­рая до этого развивалась у ребенка, казалось бы, успешно.

Патологически сильное возбуждение в эмоциогенных структу­рах мозга и патологическая система речи нарушают нормальное функционирование нервной системы . Это ведет к дальнейшему развитию и углублению патологического процесса и хронификации заикания.

Любое усиление эмоционального возбуждения (неправильное пове­дение родителей, перегруженность ребенка впечатлениями и т. п.) ухуд­шает состояние центральной нервной системы, способствует «зак­реплению» патологической функциональной системы речи, ребенок все чаще заикается.

Формирование у заикающихся детей новой патологической си­стемы речи на фоне уже развившейся нормальной функциональ­ной системы речи создает особые условия взаимовлияния и функ­ционирования каждой из них.

Электрофизиологические исследования речевых мышц, дыха­ния и других показателей функциональной системы речи указыва­ют на то, что речедвигательная активность мышц и координаторные взаимоотношения между речевым дыханием и артикуляцией при невротической форме заикания у дошкольников имеют прин­ципиальное сходство с нормой. Эти данные, а также плавная речь в ситуациях эмоционального комфорта свидетельствуют о том, что у заикающихся детей этой клинической группы в функциональ­ной системе речи, помимо патологической, имеется нормальная программа действия.

Однако эти физиологические показатели менее устойчивы, чем в норме, легко нарушаются при усложнении речевой задачи. Такие явления свидетельствуют об отрицательном влиянии патологиче­ской речевой системы на нормальную речевую систему.

Патологическая функциональная речевая система с конечным результатом - заиканием - также испытывает тормозящее влия­ние со стороны нормальной функциональной речевой системы . В периоды усиления защитных механизмов мозга и уменьшения в силу этого патологической активности эмоциогенных структур мозга речь заикающихся становится плавной.

Сосуществование двух речевых систем - патологической и нор­мальной - при невротической форме заикания отчетливо просле­живается даже при тяжелой степени этой речевой патологии. На фоне речи, искаженной речевыми судорогами и патологическим выбором лексических средств, наблюдаются короткие периоды плавной речи в любом возрасте и при любой длительности тече­ния заикания.

У подростков с невротической формой заикания (11 - 12 лет) развивается логофобия, т.е. вторичная невротическая патологиче­ская реакция.

У взрослых заикающихся нередко вторичные очаги патологи­ческого возбуждения, связанные со страхом речи, могут играть роль доминанты, что клинически выражается сильным страхом речи при относительно легкой степени заикания.

Эти особенности взаимоотношений собственно речевой пато­логической системы, нормальной речевой системы и системы па­тологического психологического реагирования во многом объяс­няют значительные трудности реабилитации взрослых заикающихся. Неврозоподобная клиническая форма заикания при схожести судорожных речевых запинок имеет иную клиническую картину. Заикание этой формы появляется у детей в возрастном диапазоне 3 - 4 года. Оно возникает как бы исподволь, без видимой причины и обнаруживается родителями не сразу.

У носителей этой речевой патологии в анамнезе есть признаки аномального протекания пре- или перинатального периода жизни. И в детском, и в зрелом возрасте неврологически и электрофизиологически диагностируются нерезко выраженные резидуальные явления раннего диффузного органического поражения мозга. От­мечается задержка развития моторных функций организма , а так­же их качественные отличия от возрастной нормы: координаторные расстройства, низкий уровень развития чувства ритма и тем­па, гиперкинезы различного типа. Для поведения заикающихся этой группы характерна двигательная расторможенность, у них обнару­живается недостаточность активного внимания, некоторое сниже­ние памяти и т. п.

Речевой онтогенез до появления заикания у детей с неврозопо-добной формой существенно отличается от речевого онтогенеза детей с невротической формой заикания. Это относится как к тем­пу развития речи, так и к ее качественным характеристикам.

Электрофизиологические исследования разных показателей состояния нервной системы выявляют у этой группы заикающихся, помимо диффузных, зональные изменения корковых биоритмов и нарушения в организации мышечной биоэлектрической активно­сти.

Эти данные, а также особенности моторики свидетельствуют о наличии патологической активности подкорковых моторных (стрио-паллидарных) структур мозга и ослаблении регулирующих влияний со стороны его высших (корковых) отделов. Есть основания полагать, что генератор патологического возбуждения при неврозоподобной форме заикания формируется вследствие органического пораже­ния главным образом подкорковых моторных структур и наруше­ния корковых регулирующих влияний.

Таким образом, сочетание повышенной активности в стриопалли-дарных структурах мозга, особое состояние речевых зон коры больших полушарий и декомпенсация регулирующих механизмов мозга являют­ся основными блоками патогенетических механизмов при неврозопо-добной форме заикания.
050716.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд 13 «Патопсихология»
050716.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Программа по дисциплине «Практикум по статистической обработке» для специальностей «Специальная дошкольная педагогика и психология»
050716.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд 14 «Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями развития»
050716.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно методический комплекс дисциплины
050716.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 19 «Основы психотерапии»
050716.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд 16 Методы психологической диагностики
050716.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 17 «Психологическое консультирование»

Заиканием называют нарушение речи, характеризующееся неритмичным, прерывистым течением, ступором, повторениями и пролонгацией звуков, вызванное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Заикание связывают с психологической дисфункцией, особенностями строения нервной системы и нарушениями связки мышления с мышцами речевого аппарата.

История возникновения заикания

Первые упоминания о заикании можно отнести к 460 году до н. э., именно тогда Гиппократ впервые описал симптомы заикания. Причины расстройства речи он видел в поражении головного мозга и исходящих от него речевых импульсов.

Существуют и другие описания заикания относящиеся к древним временам, этим недугом страдали египетские фараоны. Данные о заикании как о заболевании и методах его лечения имелись и у ацтеков. Существует также теория о том, что библейский пророк Моисей заикался. Можно предположить, что заикание возникло параллельно с развитием речи у человечества.

Виды заикания

Существует несколько классификаций заикания. Наиболее распространенная разделает заикание на тоническую и клоническую . Тоническая форма характеризуется речевыми паузами и растяжением произношения звуков. Клоническая форма характерна повторением отдельных звуков и слогов.

Разделяют заикание на неврозоподобную и невротическую формы.

  • Неврозоподобное заикание – это неврологическая дисфункция, включающая в себя нарушение артикуляции и моторики, задержка развития речи, дизартрия, патологическое или пограничное нарушение функционирования головного мозга.
  • Невротическое заикание лишено перечисленных выше дисфункций, функционирование мозга и общее развитие соответствует норме. Подобное заикание возникает на фоне стрессовой ситуации, развивается внезапно или же постепенно. Заикание этого типа может пропадать или усиливаться в зависимости от психологического состояния человека. Общие признаки невротического заикания имеют черты невроза, в медицинской практике подобное нарушение называют логоневроз.

Причины возникновения заикания

Принято считать что причины заикания еще до конца не установлены, во всяком случае такой ответ даст любая литература по логопедии. Однако как и прочие виды нарушений, заикание – это генетическая предрасположенность или же механическое повреждение мозга. Поэтому заиканием нельзя заразиться, но можно передать предрасположенность своим потомкам, у которых оно может развиться при определенных условиях. Это может быть сильный однократный испуг, длительная стрессовая ситуация или травма. Чаще всего заикание возникает у детей в возрасте от 2 до 6 лет в момент формирования речи. Не менее подвержены подобному риску и подростки от 12 до 16 лет, поскольку этот момент жизни также отличается повышенным эмоциональным состоянием и всевозможными стрессами и психологическими проблемами. У взрослых заикание возникает довольно редко, обычно вследствие серьезных травм, например, контузий.

Каждый заикающийся имеет свои причины возникновения дефекта. Успех лечения заикания напрямую связан с их правильным выявлением. В большинстве случаев возможно 100% избавление от заикания. Однако в некоторых случаях, когда причиной становятся нарушения работы мозга или его повреждение, можно лишь уменьшить проявления заикания.