Что такое мелкая моторика? Это способность малыша выполнять последовательно мелкие и точные движения кистями, а также пальцами ног и рук. В простонародье это понятие, называется просто "ловкость". К мелкой моторики относят разные движения: от простых(просто взять игрушку) до сложных(рисовать и писать).

Упражнения для развития артикуляции

Упражнения, которые помогают ребенку развивать артикуляцию и усовершенствовать движение тех органов, которые непосредственно участвуют в произношении звуков и слов, нужно проводить на начальном этапе развития малыша, причем ежедневно. Это нужно для того, чтобы те двигательные навыки, которые изучаются и усваиваются, могли стать более прочными и закрепиться надолго.

Продолжительность самого занятия при этом не должна перевешать 5 минут, так как занятия, которые длятся больше, вызывают у ребенка усталость, что приводит не к усвоению материала, а к исчезновению общего интереса к упражнениям. Для начала время занятий вообще следует сократить до нескольких минут. Чтобы упражнения не были для малыша слишком сложными, следует учитывать его возраст и выбирать легкие материалы, такие которые были бы доступными для развития ребенка.

Гимнастику и ее упражнения, которые развивают артикуляцию малыша, можно проводить как группами, так и индивидуально, главное, чтобы при выполнении всех упражнений, ребенок мог смотреть в зеркало и на своего педагога и мог видеть те движения и мимику, которые происходят при разговоре, чтобы сравнивать с тем, как это получается у него. Специалисты, которые разрабатывают подобные упражнения, не рекомендуют выполнять их сразу же после еды, а выполнение всех заданий и гимнастических упражнений в игровой форме – только приветствуется.

Все упражнения, развивающие артикуляцию ребенка, выполняются в некой последовательности, которую, прежде всего, определяет возраст малыша. Сначала это должен быть рассказ какой-нибудь сказки или истории, который бы отвечал теме упражнений. После этого педагог, воспитатель показывает ребенку технику выполнения задания или упражнения, после чего ребенок начинает сам пробовать его исполнить, контролируя движение органов речи перед зеркалом. Все это время воспитатель наблюдает за малышом, и если он делает что-нибудь неверно, то тот указывает на неточности, после чего ребенок может попробовать выполнить упражнения самостоятельно и уже без помощи зеркала. Но так как маленькие дети зачастую не могут выполнить задание без зеркала, то для них этот пункт можно упустить.

Игры на развитие артикуляции у детей

Для игр можно использовать разные картинки и изготовить простые пособия, о которых поговорим ниже.

Взрослый – тот, кто проводит артикуляционную гимнастику, должен очень внимательно следить за малышом, допуская выполнение только правильной технологии упражнений, и тогда ребенок быстрее сможет усвоить все нужные для правильной артикуляции детали.

«Весёлые лягушки» (выполняйте упражнения в соответствии с текстом)

Квака любит улыбаться.

Тянуть губы прямо к ушкам20

Очень нравится лягушкам.

Рот у Кваки до ушей,

Хоть завязочки пришей.

Улыбаются, смеются,

А глаза у них, как блюдца.

«Трубочка»

Мои губы – трубочка –

превратились в дудочку.

Громко я дудеть могу:

Ду-ду, ду-ду-ду, ду-ду, ду-ду-ду.

«Обезьянки»

Попросите малыша повторять за вами: вытягивайте губы в улыбке, посылайте поцелуйчики. Попробуйте показывать пасть крокодила, с открытым ртом предложите малышу высунуть и удержать язык несколько секунд. Складывайте губки трубочкой и цокайте, как лошадка.

«Пузырь»

Надувайте обе щёки и лопайте пузырь. Игра очень увлекает малыша. Потом попытайтесь научить ребёнка надувать одну щеку, а потом другую.

«Котёнок»

Пусть малыш покажет, как котёнок лакает молоко, облизывает губки (ах как вкусно). Для развития правильного речевого дыхания (короткий вдох, удлиненный выдох) вам необходимо изготовить простые атрибуты.Возьмите трубочку для коктейля и проденьте в ней нитку. Завяжите нитку, чтобы удобно было держать и повесить игру на крючок. Вырежьте из цветной бумаги листочки, цветочки или бабочек (предметы выбирайте в соответствии с темой ваших занятий). Возьмите нитку. Один край нитки привяжите к трубочке, а на другой конец закрепите бабочку. На одну трубочку можно привязать несколько бабочек на разной высоте. Играя с малышом, предложите ему подуть на бабочек. Это упражнение очень нравится детям.

Можно на конец трубочки привязать комочек ваты или пёрышко, или ласкуток лёгкой ткани. На все это ребёнок может дуть с разной силой (лёгкий ветерок, сильный ветер).

Можно изготовить маленькие воротца и пытаться задуть в них комочки ваты.

Для развития дыхания подойдут вертушки, надувные шары, дудочки и т.д., а так же речёвки на гласные звуки, например:

Девочка плачет – а-а-а-а (длительное произнесение);23

Мышонок смеётся – и-и-и-и;

Волк зовёт другого волка – у-у-у-у;

Лось трубит в лесу – о-о-о-о;

Ребёнок маленький плачет – уа-уа-уа-уа;

Дети в лесу перекликаются – ау-ау-ау-ау.

Артикуляционные упражнения

Можно так же использовать следующие упражнения:

  1. Вдох и выдох через нос (стоя или сидя на стуле)
  2. Вдох через нос, выдох через рот.
  3. Вдох через рот, выдох через нос.
  4. Вдох и выдох через левую половину носа (тоже через правую)
  5. Вдох через одну половину носа, выдох через другую.
  6. Глубокий вдох, выдох через нос толчками.

Артикуляционная гимнастика

Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

«Болтун-болботун» - упражнения для языка

Сначала объясните ребёнку, кто такой «болтун», ведь язычку предстоит в него превратиться.

Чтобы это превращение прошло успешно, надо сделать язык широком-широким! Не получается? Путь ребёнок положит язык на нижнюю губу и пошлёпает, «накажет» его, произнося при этом: «пя-пя-пя-пя…». Теперь язык стал послушным и широким? Самое время превращать его в болтуна-болботуна! Широкий язык выбрасывается изо рта и бьёт по верхней губе, издавая характерные звуки: «бл-бл-бл-бл- …».

У этого упражнения есть и другое название: «Индюк». Ведь правда же, похоже на то, как болбочет рассерженный индюк?

Упражнение для языка и нижней челюсти «Печём блинчики»

Кто сказал, что блинчики можно испечь только на сковородке? На нижней губе они тоже неплохо получаются, особенно если в качестве «блинчика» выступает сам язычок!

Итак, «печём блинчики». Рот приоткрыт, губы не напряжены и расслаблены. Широкий, плоский язык-блинчик спокойно лежит ни нижней губе: остывает… Удерживать это положение не менее 10 секунд. Один блинчик остыл? Печём второй, третий, четвёртый… Одним словом, пока не устанем.

Упражнение для языка «Вкусно!»

Блинчики испекли? Поели? Ах, как же было вкусно!!! А ели-то, наверное, со сметаной или с вареньем? Вот и перемазали верхнюю губку. Теперь с верхней губы надо слизать остатки варенья или сметаны.

Облизываем верхнюю губу широким языком движением сверху-вниз. Рот при этом приоткрыт, а нижняя губа не помогает, не «подсаживает» язык. К сожалению, ребёнку не всегда удаётся правильно выполнить это упражнение: нижняя губа не слушается… Достичь желаемого результата удаётся после нескольких неудачных попыток.

Упражнение для языка и нижней челюсти «Волна»

Ребёнок видел морскую волну? Она то накатывает на берег, то убегает от него.

Вот сейчас – волна как раз «накатила». Рот широко открыт. Кончик языка крепко упирается в нижние резцы. Прилив… Подержав какое-то время язык в этом положении, убрать его глубоко-глубоко в рот. Отлив. …

Повторить это чередование несколько раз.

Если выполнить только первую часть упражнения, название его можно изменить на «Горочку», «Катушечку». В отличие от «Волны», эти упражнения - статические.

Упражнение для языка и нижней челюсти «На море штиль»

Море бывает не только бурным, но и спокойным. А вот может ли быть какое-то время спокойным язык ребёнка?

Рот открыт. Язык укладывается на дно ротовой полости и становится абсолютно неподвижным.

При всей простоте, упражнение очень сложное! В этом родители и педагоги могут убедиться, заглянув в рот ребёнка. В мышцах языка – подёргивания и «зыбь»? Ведь так? Добиваемся полного «штиля»!

1."Улыбка" ("заборчик")

Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

А сейчас раздвинем губы,

Посчитаем наши зубы.

2. «Трубочка» («хоботок»)

Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Подражаю я слону,

Губы хоботом тяну.

3. «Домик открывается» («бегемотик)

Слегка улыбнуться, медленно открыть рот, подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. Язык лежит спокойно за зубами.

Широко откроем ротик,

Как голодный бегемотик

4. «Любопытный язычок»

Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперед-назад. Широкий язык положить на нижнюю губу - убрать. Рот остается все время открытым. Упражнение сделать 8-10 раз.

Любопытный язычок

Выглянул в оконце:

Может кончился уж дождь

И выглянуло солнце.

5. «Язык здоровается с подбородком»

Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком потянуться вниз к подбородку. Проделать упражнение 5-10 раз.

6. «Язык здоровается с верхней губой»

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. В дальнейшем можно чередовать упражнения 5-6: «качели».

На качелях я качаюсь:

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Высоко я поднимаюсь,

Опускаюсь снова вниз.

7. «Обезьянка»

Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Губы при этом сближены. Удерживать в таком положении в течение 5 секунд

Обезьянка строит рожи.

На кого она похожа?

8. «Бульдог»

Из положения «обезьянка» перевести язык в положение между верхней губой и верхними зубами. Губы сближены. Удерживать 5 секунд.

Идёт бульдог, идёт бульдог,

Звенит медалями бульдог.

Блестят его медали.

За что их только дали...

9. «Хомяк»

Рот закрыт. Язык поочередно упирается в правую и левую щеки, оставаясь в каждом положении по 3-5 секунд.

Хомячок надует щечки,

У него зерно в мешочках.

10. «Кружок». «Футбол»

Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг («бульдог» -правая щека - «обезьянка «- левая щека и т. д., потом в обратную сторону). Выполнять по 5-6 кругов в каждую сторону.

Во дворе народ толпится,

Там идет футбольный матч.

И вратарь наш, Генка Спицын,

Пропустить не должен мяч.

11. «Месим тесто»

Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, пошлепывая его губами, произносить: Пя-пя-пя-пя..»Медленно двигайте язык вперед - назад. Тесто мнем, мнем, мнем,

Тесто жмем, жмем, жмем,

После скалку мы возьмем,

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

12. «Чистим зубы снаружи»

Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящие движения зубной щетки. Также «чистим и нижние зубы. Выполнять каждое упражнение по 3-5 раз.

Чищу зубы,

Чищу зубы

И снаружи,

И внутри.

Не болели,

Не темнели,

Не желтели

чтоб они.

13. «Покусаем язычок» («Месим тесто»)

Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик языка. Можно усложнить упражнение одновременно покусывая язык и продвигая его вперед-назад.

Тесто мнем, мнем, мнем,

Тесто жмем, жмем, жмем,

После скалку мы возьмем,

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

14. «Лопаточка». «Блинчик»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке,

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

15. «Дуем на блинчик»

Вывести язык в положение «блинчик» и подуть в небольшую бутылочку, на вертушку или кусочек ватыЕго следует выполнять после того, как получилась «блинчик»

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке,

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

16. «Горка» («мостик»)

Широко открыть рот. Широкий язык опустить за нижние зубы, упереться в них языком. Плотно прижать боковые края к верхним коренным зубам.

Вот так горка, что за чудо!

Выгнулся язык упруго:

Кончик в зубы упирается,

Бока кверху поднимаются.

17. «Ветерок дует с горки»

Поставить язычок в положение «горка» , а потом спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

Вот так горка, что за чудо!

Выгнулся язык упруго:

Кончик в зубы упирается,

Бока кверху поднимаются.

18. «Чистим нижние зубки» (с внутренней стороны)

Улыбнуться, показать зубы, прикрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны. Двигая язычком из стороны в сторону, следите, чтобы он находился у десен.

Чищу зубы,

Чищу зубы

И снаружи,

И внутри.

Не болели,

Не темнели,

Не желтели чтоб они.

19. «Киска сердится»

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта (качать горку). Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.

Выгляни в окошко,

Там увидишь кошку.

Кошка спинку выгнула,

Зашипела, прыгнула.

Рассердилась киска -

Не подходите близко!

20. «Киска сердится2»

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Выдвинуть язычок в положение «катушка» и покусать свернутый язык. Выполнять 10-15 раз.

Выгляни в окошко,

Там увидишь кошку.

Кошка спинку выгнула,

Зашипела, прыгнула.

Рассердилась киска -

Не подходите близко!

21. «Чашечка»

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашки.

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка

22. «Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу. Движения направлены сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».

Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

23. «Ступеньки»

чередование: «чашечка» на верхней губе, «чашечка» на верхних зубах, «чашечка» внутри рта за зубами. В каждой позе держим язык по 3-5 секунд.

Мы по лесенке ходили,

Вверх и вниз, вверх и вниз.

Очень весело бродили,

Вверх и вниз, вверх и вниз.

Целый день мы так гуляли,

Вверх и вниз, вверх и вниз.

И ни капли не устали,

Вверх и вниз, вверх и вниз.

24. «Фокус»

Поднять язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кончик носа. Можно на кончик носа положить кусочек ваты. Во время дутья он улетит точно вверх. Он сделал страшное лицо,

Потом платком накрыл яйцо...

Потом (хулалу-шимбай!) смахнул платок, оп-ле!

И вот цыпленок на столе!

25. «Не разбей чашечку»

Придать языку форму «чашечки» и двигать его вперед и назад, сохраняя форму «чашечки» Удерживать в каждой фазе язык по 3-5 секунд.

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка

26. «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)

Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движение из стороны в сторону. Кончик языка двигается у верхних альвеол.

Чищу зубы,

Чищу зубы

И снаружи,

И внутри.

Не болели,

Не темнели,

Не желтели чтоб они.

27. «Маляр»

Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо («потолок») делая движения языком вперед- назад, поглаживая небо.

Мы работаем с утра,

Красить потолок пора,

Челюсть ниже опусти,

Язык к нёбу подними.

Поводи вперёд-назад —

Наш маляр работе рад.

28. «Барабанщик»

Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять: «Д-Д-Д…». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать. Потом добавить движение ватной палочкой, шариковым зондом или пальчиком поперек языка - получим звук, отдаленно напоминающий Р.

Барабанщик очень занят,

Барабанщик барабанит,

Д-д, д-д-д!

29. «Лошадка»

Улыбнуться, широко открыть рот пощелкать кончиком языка наверху. Ускоряем темп. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

Едем, едем на лошадке,

По дорожке ровной, гладкой.

30. «Грибок»

Улыбнуться, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка натянулась («ножка гриба»). Удерживать в таком положении язык в течение 5-10 минут. Если так сделать не удается, то вернитесь к упражнению «лошадка».

Я стою на ножке тонкой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой

С бархатной подкладкой

31. «Гармошка»

Выполнять это упражнение можно после того, как удается удержать язык в положении «грибок» . В положении «грибок» открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки).

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К небу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

32. «Кучер»

Сомкнуть губы и сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышится характерный звук «тпру». Вариант: положить между губ широкий край языка и подуть. Язык будет вибрировать вместе с губами.

По тропе, чернее тучи,

Едет в бричке старый кучер.

Тащат бричку, хоть ты плачь,

Пара тощих, чёрных кляч.

33. «Иголочка»

Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счет до 10.

Язык в иголку превращаю,

Напрягаю и сужаю.

Острый кончик потяну,

Раз, два, три, четыре, пять!

Иголку я могу держать.

34. «Часики»

Язык выдвинуть изо рта в положение «иголочка» и подвигать им из стороны в сторону с большой амплитудой. Проделать 10-15 раз. Нижняя челюсть не двигается вместе с языком! Язык не касается нижней губы.

Тик-так, тик-так —

Ходят часики вот так.

День и ночь они не спят,

Всё стучат, стучат, стучат

35. «Индюк» («болтушка»)

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед - назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы. Потом включить голос. Получится смешная «болтушка» (звук похожий на «бл-бл…»

Я - индюк «балды-балда»

Разбегайся кто куда.

36. «Качели»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3- секунд. Так поочередно меняем положение языка 5-6 раз «качаем язычок» . Упражнение полезно делать при работе над шипящими и свистящими звуками.

На качелях я качаюсь:

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Высоко я поднимаюсь,

Опускаюсь снова вниз.

37. «Пароход»

Улыбнуться, поставить язык между зубами, закусить его и петь: «ЫЫЫЫ». Получится звук, очень похожий на Л. Не показывайте образец!

Паровоз без колес!

Что за чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел -

Прямо по морю пошел.

(пароход)

38. «Расческа»

Улыбнуться, закусить язык зубами, «протаскивать» язык между зубами вперед-назад, как бы причесывая его.

С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

Благодарна мне прическа.

А зовут меня… (расческа)

39. «Парус»

Улыбнуться, широко раскрыть рот, кончик языка поставить на альвеолы, удерживать на счет до 8-10. Повторить 2-3 раза.

Лодка под парусом

По реке плывет,

На прогулку лодочка

Малышей везет.

40. «Комарик»

Улыбнуться, широко раскрыть рот, кончик языка поставить на альвеолы, пытаться произнести «дзззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 сек.

Прилетает по ночам,

Не дает уснуть он нам:

Зло звенит, над ухом вьется,

Только в руки не дается.

41. «Заведи мотор»

Улыбнуться, широко раскрыть рот, поднять язык вверх, с силой ударять языком по альвеолам и произносить «дын-дын-дын», повторить 10-15 сек.

По шоссе машина мчит,

Во все стороны рычит,

За рулем лихой шофер,

«Дын-дын-дын» - гудит мотор.

Используемая литература:

Косинова Е.М. Уроки правильной речи. - М.: БИБЛИОТЕКА Ильи Резника: Эксмо, 2004. - 64с.

Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. - СПб.: КОРОНА принт, 2004. - 80с.

Костыгина В.Н. Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика. 2 - 4 года. - М.: Карапуз, 2006. - 20 с.

Буйко В. Чудо-обучайка. Речевая моторика, речевое дыхание, дикция. - Екатеринбург: Литур, 2005. - 30с.

Игра «Домашний логопед» (изд. Новый диск)

Четко произносить слова и правильно издавать звуки человеку помогает артикуляционный аппарат. В зависимости от развитости его мышц и органов, могут проявляться некоторые . Именно поэтому важно заниматься совершенствованием речевого аппарата малышей. Одним из методов выработки уверенной дикции служит артикуляционная гимнастика, особенно в возрасте 6-7 лет.

Условно артикуляционную гимнастику можно разделить на два вида:

  • статическая;
  • динамическая.

Первая производится путем удержания тех или иных мышц в напряжении в течение 10-15 секунд. Динамическая, наоборот, требует ускоренного повторения движений по 8-10 раз. Подобные нагрузки развивают хорошую координацию и переключаемость.

Внимание! Виды заданий обязательно нужно чередовать!

Комплексы упражнений для артикуляционных мышц детей 6-7 лет

Артикуляционная гимнастика детям 6-7 лет включает в себя комплексы упражнений, нацеленных на укрепление мышц речевого аппарата. Так, их разделяют на три основных группы развития.

Программа для укрепления мышц губ

Настоящий сборник включает в себя следующие действия:

  1. Чередование полностью разомкнутых в улыбке губ со сжатием, как при поцелуе.
  2. Приоткрыв рот, пытаться обхватить зубы губами.
  3. Изображать оскал, задвигая верхнюю губу под нижний ряд зубов.
  4. Проделать то же самое с нижней губой.
  5. Пофыркать, как лошадки.

Комплекс для укрепления мышц языка

Язык является главным органом при воспроизведении речи. Для его развития рекомендуется:

  • Производить вращательные движения кончиком языка по губам.
  • Расслабить и высунуть язык, произнося «бя-бя; мя-мя».
  • Максимально высунуть язык; то делать его широким, то изо всех сил напрягать.
  • Поочередно дотрагиваться кончиком языка к небу и к нижней челюсти.
  • Упражнение «Чашечка».

Упражнения на развитие мышц щек по праву считаются самыми веселыми и непременно принесут море хороших эмоций и послужат добрую службу развитию артикуляционного аппарата. Для этого следует:

  1. Надувать щеки, затем избавляясь от воздуха в них.
  2. Поочередно надувать то одну щеку, то другую.
  3. Играть на духовых.
  4. Ударять по надутым щекам.
  5. Втягивать щеки, как у рыбок.


Описание упражнений для различных групп звуков

Разные звуки требуют, соответственно, различного комплекса занятий. Основными проблемными группами у детей являются произношение букв Р, Л, шипящих. Отмечается несколько наиболее эффективных мероприятий для их развития:

  • Для отлично подойдет программа «Щетка». Для этого нужно немного улыбнуться, слегка разомкнув губы, и провести языком в стороны по внутренней части зубов.
    Также производят разминку языка, проводя им по небу взад-вперед. Существует отличная программа «Варенье». Для этого необходимо, слегка приоткрыв рот, коснуться языком верхней губы и провести им из стороны в сторону, вверх-вниз.
  • Для следует высунуть язык, позволив ему лежать на нижней губе, слегка его прикусив, произносить «пя, пя, пя». Или можно исполнять обычно запрещенный звук цокота, позже повторив то же самое, но без звука. Рекомендуется также, разомкнув губы в улыбке и дотронувшись языком до верхних зубов, дуть во весь опор. Еще одним хорошим методом служит «Гудящий пароход». Необходимо языком упереться в нижний ряд зубов, выгнув его, и с приоткрытым ртом протяжно издавать звук «ы».
  • Еще одной . Для ее проработки рекомендуется положить в ладошки кусочек ватки и произнося звук С, попытаться ее сдуть. Также можно проговаривать букву, одновременно «качая насос». Советуется часто сворачивать губки трубочкой и задерживать так на некоторое время. Или пытаться, стиснув зубы, улыбнуться. Или же заключить язык в форме чашечки, немного выдвинув его вперед.

Дыхательная гимнастика

Правильно поставленное дыхание – залог успешного становления речи. Педагоги советуют начинать дыхательное укрепление с раннего возраста. Оно улучшает кровообращение, укрепляет речевую мускулатуру и прекрасно помогает предотвратить заболевания дыхательных путей. Дыхательная гимнастика включает в себя следующие занятия:

  1. «Задуй свечу». Взять в правую руку подобие свечи, левую положить на живот. Вдохнуть воздух полной грудью, надув живот, потом долго выдыхать, пытаясь задуть свечи, как на день рождения.
  2. «Летят гуси». Нужно ходить и имитировать полет гуся. Вздымая руки вверх – вдох, опуская – выдох и при этом тянуть «гуууу».
  3. «Шарик». Сделать около 5 вдохов под счет от 1 до 5, и также выдыхать.
  4. «Трубач». Необходимо подражать трубачу. Сначала набирать полную грудь воздуха, затем, издавая звуки трубы, «ту-ту-ту», выдыхать.

Важно! Перед началом артикуляционной гимнастики для детей 6-7 лет нужно проводить дыхательные упражнения. В этом возрасте малыши импульсивны и, стремясь рассказать все и сразу, глотают воздух, а вместе с ним и звуки. От этого зачастую можно наблюдать своеобразные дефекты речи.


Проведение занятий с детьми 2-3 лет в детском саду и дома

Отличительная особенность проведения заключается в необходимости занятий в виде игры. Множественные педагогические пособия предоставляют свои варианты: сказка о Язычке, например, – она помогает малышам развивать речевой аппарат. Однако основные принципы прослеживаются в каждой:

  • Язык ребенка в данной игре должен полностью повторять «приключения Язычка».
  • Персонажи обязательно выполняют действия, которые можно воссоздать в жизни.
  • и наименования артикуляционных заданий могут различаться.
  • Перед показом заданий взрослому необходимо самому потренироваться перед зеркалом.

Применение вспомогательных средств в процессе выполнения упражнений

Зачастую главной задачей педагога является создание подходящей атмосферы урока, которая вызовет у ребенка интерес и сохранит функции обучения. В таких случаях используют нетрадиционные методы проведения гимнастики. Известны такие дополнения, как:

  1. Бионергопластика. Настоящий метод включает в себя необходимость использования пластики рук, точнее кистей. Суть заключается в полном соответствии воспроизводимого упражнения и движения конечностей, которые будто указывают путь движения звука. Однако добавляются эти инновации чуть позже, когда основные принципы артикуляционной гимнастики у ребенка в 7-8 лет уже освоены.
  2. Заучивание необычных стишков. Порой настоящие произведения лишены особого смысла. Но их задача в другом. Путем заучивания небольших четверостиший, развивается определенный комплекс мышц. Однако разрабатывать такие уроки должен специалист, иначе они просто не дадут результата.
  3. Пение. Существуют специальные детские песенки для артикуляционной гимнастики, которые помогают также разрабатывать дыхательный аппарат. Подобными средствами успешно пользуются в частных воспитательных учреждениях.
  4. Домашняя гимнастика. При занятиях дома используются подручные средства. Можно намазать ребенку губы вареньем, и он должен будет их облизывать кончиком языка по кругу. Также задания с надутыми щеками будет веселее проводить с полными щеками воды. Ребенок, стоя в ванной комнате, должен ударять кулачками по щекам, давая воде выливаться фонтаном. Также можно чистить зубной щеткой зубы, переходить на язык и щеки.

В заключение

Правильно поставленная дикция у ребенка свидетельствует о его грамотном всестороннем развитии. Поэтому нельзя надеяться на «авось». Нужно обязательно проводить специальные комплексы упражнений.

Речевые звуки получаются за счет целого комплекса кинем (движений артикуляционных органов). Правильное произношение всевозможных звуков во многом зависит от силы, подвижности, а также дифференцированной работы органов артикуляционного аппарата. То есть произношение речевых звуков - это достаточно непростой двигательный навык, который помогут развить артикуляционные упражнения.

Основные цели артикуляционной гимнастики

Вы можете наблюдать, как малыш делает разнообразные (мимические и артикуляционные) движения языком, челюстью и губами. При этом воспроизводятся характерные звуки - лепет и бормотание. Это первый этап в развитии речи каждого человека. Он имеет большое значение. У детей такие движения вырабатываются и развиваются постепенно. Им важна сила, точность и дифференцированность.

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики поможет выработать и развить полноценные движения, что важно для правильного воспроизведения речевых звуков.

Состоит из огромного количества упражнений, направленных на тренировку подвижности органов, отработки разнообразных положений губ, мягкого неба и языка.

Во-первых, артикуляционную гимнастику следует выполнять каждый день. Это способствует качественному усвоению и закреплению вырабатываемых навыков у детей. Рекомендуется делать артикуляционные упражнения три или четыре раза в день, примерно по 5 минут. Не нужно нагружать ребенка большим количеством новых упражнений сразу. Вполне достаточно за один раз 2-3 упражнений.

Во-вторых, упражнение выполняется не один, а несколько раз (около пяти). следует делать по 10-15 секунд.

В-третьих, необходимо грамотно подходить к отбору упражнений и учитывать традиционную последовательность: от простого - к сложному. Проводить 3-4 лет лучше в игровой форме, весело и эмоционально.

В-четвертых, новые упражнения надо вводить постепенно, по одному. Нужно не забывать повторять и закреплять пройденный материал. Не следует приступать к новым упражнениям, если предыдущие задания выполняются не очень хорошо. Отрабатывать старый материал можно с новыми игровыми приемами.

И, в-пятых, артикуляционную гимнастику лучше выполнять сидя. В данном положении у детей не напрягается тело, руки и ноги. Детям будет легче выполнять новые задания, если они будут видеть себя и руководителя. Для этого потребуется настенное зеркало. Можно начинать гимнастику с упражнений для губ.

Организационный момент

При объяснении нового упражнения взрослый максимально должен применять игровые приемы. Затем происходит наглядная демонстрация. После чего под контролем взрослого его выполняет ребенок.

Когда дети выполняют артикуляционные упражнения, важно контролировать качество движений. Важно учитывать симметричность обеих сторон лица. Без этого артикуляционная гимнастика абсолютна бессмысленна.

К выполнению каждого упражнения нужно подходить творчески.

Сначала движения будут напряженными. Постепенно они станут более свободными, органичными и координированными.

В комплекс артикуляционных упражнений должны входить как статические, так и динамические задания.

Упражнения для губ

Их существует огромное количество. Это:

  • Улыбка - губы удерживаются в улыбке, зубы не должны быть видны.
  • Хоботок - губы вытягиваются вперед длинной трубочкой.
  • Заборчик - улыбка при сомкнутых зубах.
  • Бублик - округлить и вытянуть вперед губы. Зубы при этом должны быть сомкнуты.
  • Кролик - упражнение выполняется при сомкнутых зубах. Приподнять верхнюю губу, обнажив при этом соответствующие резцы.

Задания для развития подвижности губ

Артикуляционные упражнения для детей должны быть направлены и на развитие подвижности губ. Это:

  • Почесывание и покусывание зубами обеих губ.
  • Губы вытянуть вперед трубочкой. После чего растянуть их в улыбке.
  • Губы вытянуть трубочкой. Вращать их круговыми движениями, двигать влево и вправо.
  • Представить себя рыбкой, которая разговаривает. Хлопать губами друг о друга.
  • Взять носогубную складку верхней губы двумя пальцами одной руки, а нижнюю губу большим и указательным пальцами другой. Растягивать их вниз и вверх.
  • «Поцелуй». Щеки втягиваются внутрь, после чего резко открывается рот с характерным звуком.
  • «Уточка». Массировать вытянутые губы пальцами, пытаясь изобразить клюв. При этом большие пальцы обеих рук должны оказаться под нижней губой, а другие - на верхней.
  • «Недовольная лошадка». Пытаться изобразить звук, напоминающий фырканье лошади.

Статические и динамические упражнения для языка

Качественные артикуляционные невозможны без упорных занятий. Среди статических упражнений можно выделить следующие:

  • Птенчики. Открыть широко рот, при этом язык лежит неподвижно.
  • Лопаточка. Рот должен быть открыт, высунуть язык, расслабить его и в широком положении опустить на нижнюю губу.
  • Чашечка. Широко открыть рот. Высунуть язык, подняв при этом передний и боковой края. Язык не должен касаться зубов.
  • Жало. Выдвинуть вперед узкий напряженный язык.
  • Горка. Спинку языка поднять вверх, кончик при этом должен плотно упереться в нижние резцы.
  • Трубочка. Загнуть вверх боковые края языка.
  • Грибок. К нёбу присосать язык.

Комплекс артикуляционных упражнений должен включать динамические задания:

  • Маятник. Слегка приоткрыть рот и растянуть губы в улыбку. Кончиком языка поочередно дотрагиваться до уголков рта.
  • Футбол. Рот должен быть закрыт. Напряженным языком поочередно упираться то в одну, то в другую щеку.
  • Чистка зубов. Закрыть рот. Обводить движением языка по кругу между зубами и губами.
  • Лошадка. Язык присосать к небу, затем щелкнуть языком. Цокать сильно и медленно.
  • Вкусное варенье. Открыть рот и облизать языком верхнюю губу.

Артикуляционные упражнения для звука «р»

Первое упражнение называется «Чьи зубы чище». Для его выполнения следует открыть широко рот и с внутренней стороны верхних зубов совершать движения (влево-вправо) кончиком языка.

Второе - «Маляр». Открыть рот, губы растянуть в улыбке. Делать кончиком языка движения вперед-назад по нёбу.

Третье - «Кто дальше загонит мяч». Упражнение делается на улыбке. Сделать язык широким. Его край положить на нижнюю губу и стараться длительно произносить звук «ф». Затем положить ватку на стол и сдувать ее на противоположную сторону.

Это всего лишь некоторые артикуляционные упражнения для звука «р», которые помогут вырабатывать правильные движения языка, его подвижность, подъем и т.д.

Представленные в статье задания помогут укрепить и развить определенные навыки у детей. Артикуляционные упражнения требуют грамотного и творческого подхода взрослого. Обязательно выполняйте их в игровой форме, не забывайте говорить названия каждого из них, что будет вызывать прямые ассоциации. И тогда детям будет интересно выполнять разнообразные упражнения.


Многим людям, даже не связанным с публичными выступлениями как таковыми, нередко всё же приходится брать на себя функцию оратора, ведущего или конферансье. Это может быть презентация проекта или доклад, проведение какого-либо мероприятия или просто рассказ интересной истории в кругу друзей. Что уж говорить о тех, для кого выступления – это профессия? Но абсолютно неважно, выступает человек профессионально, только обучается этому мастерству или же вообще толком не имеет к этому отношения, в любом случае правильная артикуляция всегда будет играть ему только на руку, т.к. благодаря ей все произносимые слова будут звучать внятно, ясно и чётко, а речь будет красивой и запоминающейся. В особенности же это, конечно, касается тех людей, которые имеют к выступлениям непосредственное отношение. В этой статье мы представляем вашему вниманию 10 действенных упражнений по улучшению артикуляции.

Каждое из упражнений направлено на тренировку мышц речевого аппарата и улучшение их подвижности. При выполнении важно уделить особенное внимание тому, что нагрузка должна направляться на конкретные группы мышц. Важно также, чтобы мышцы шейно-плечевого отдела могли работать свободно, а темп упражнений должен быть замедленным – это способствует получению от упражнений наибольшего эффекта. Перед выполнением упражнений обязательно нужно выполнить разогревающую гимнастику речевого аппарата. Уделить ей можно всего 5-7 минут, но качество практики улучшится существенно.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика различается по видам:

Гимнастика для щёк

  1. Втягивание и раздувание щёк поочерёдно
  2. Перегонка воздуха из одной щеки сначала в другую щёку, затем под нижнюю губу, затем под верхнюю губу
  3. Напряжение щёк и губ с попыткой выталкивания из ротовой полости воздуха
  4. Втягивание щёк и одновременное смыкание и размыкание губ

Гимнастика нижней челюсти

  • Упор кулаками в нижнюю челюсть и давление челюстью на кулаки
  • Различные движения нижней челюстью: вверх-вниз, назад-вперёд, круговые

Гимнастика мягкого нёба

  1. Зевание с открытым ртом
  2. Движения языком, собранным в «лопатку» до мягкого нёба и возвращение к альвеолам – основанию верхних нижних зубов
  3. Произношение гласных звуков с позёвываниями
  4. Имитация полоскания горла

Гимнастика губ

  • Напряжённая улыбка с сомкнутыми зубами и вытягивание губ трубочкой
  • Различные движения губ с сомкнутыми зубами: вверх-вниз, влево-вправо, круговые
  • Пожёвывание губ
  • Натягивание губ на зубы и последующая улыбка со скольжением губ по зубам
  • Подтягивание верхней губы с обнажением верхних зубов, затем нижней губы с обнажением нижних зубов
  • Фырканье

Гимнастика языка

  1. Вращение языком по кругу в пространстве между губами и зубами и задержка языка под правой и под левой щёками поочерёдно
  2. Пожёвывание языка
  3. Похлопывание языка губами
  4. Вытягивание языка вперёд «иголочкой»
  5. Попытки достать языком до подбородка и до носа
  6. Складывание языка «трубочкой», движение «трубочкой» вперёд-назад и выдувание в неё воздуха
  7. Переворачивание языка на разные бока
  8. Удерживание языка у верхнего нёба

После того как артикуляционная гимнастика окончена и вы убедились, что все части речевого аппарата разработаны, можно переходить к основным упражнениям на улучшение артикуляции.

Упражнения на улучшение артикуляции

Упражнение 1

Упражнение на чувствование кончика языка – его твёрдости и активности в произношении. Для этого используйте своё воображение: представьте, что ваш язык — это маленький молоточек. Затем побейте его кончиком по зубам, проговаривая: да-да-да-да-да. После этого потренируйтесь в произношении букв «Т-Д».

Упражнение 2

Упражнение для освобождения гортани и языка. Суть его заключается в том, что нужно быстро сделать короткий вдох носом и полностью выдохнуть через рот. Выдох также должен быть резким и должен сопровождаться звуком «Фу». Это же упражнение можно дополнить упражнением на укрепление мышц гортани: несколько раз произносите буквы «К-Г».

Упражнение 3

Упражнение на быструю активацию губных мышц. Нужно надуть щёки и сбросить набранный воздух резким хлопком через сжатые губы, одновременно энергично произнося буквы «П-Б».

Упражнение 4

Упражнение на отработку навыка набора воздуха перед каждой новой фразой. Возьмите любое стихотворение или отрывок произведения и осознанно перед каждой новой фразой набирайте воздух. Старайтесь не забывать об этом, чтобы выработалась привычка. И ещё нужно учесть три момента: дыхание должно быть бесшумным, в начале каждой фразы следует держать губы немного разомкнутыми, а после окончания каждого звука нужно сразу же закрывать рот, чтобы окончание не «зажёвывалось».

Упражнение 5

Упражнение на правильное распределение воздуха. Как правило, больше дыхания человеку требуется при громком произношении, но тихое произношение зачастую предполагает большего контроля выдоха. Потренируйтесь в произношении фраз тихим и громким голосом и определите, какое количество воздуха вам требуется для каждого из них. Совмещайте данный приём с предыдущим.

Упражнение 6

Упражнение на ровное произношение гласных единым потоком и чёткое произношение согласных внутри этого потока. Выберите любое стихотворение (или несколько строк из него) и делайте следующим образом: сначала исключите из строк все согласные и ровно произносите только гласные, немного их протягивая. После этого в поток гласных начинайте вставлять чёткие и быстрые согласные, стремясь к тому, чтобы поток гласных сохранился таким же звучным.

Упражнение 7

Упражнение на дикцию. Оно представляет собой простое чтение скороговорок. Выберите для себя несколько скороговорок с различными буквосочетаниями и начинайте оттачивать произношение. Сначала не спеша, размеренно. Затем увеличивайте темп. Следите за ритмичностью, контролируйте дикцию, внятность и выразительность.

Упражнение 8

Ещё одно упражнение на улучшение дикции. Заключается оно в том, что в конце каждого слова нужно уделять особое внимание резкому подчёркиванию его окончания. Это сделает произношение слова чётче и выразительнее.

Упражнение 9

Упражнение на улучшение произношения звуков. Оно применяется для тех звуков, произносить которые вам наиболее сложно. Возьмите словарь, откройте букву, которая вызывает у вас затруднения, и читайте подряд все слова, в которых есть сложный для вас звук, тщательно в него вслушиваясь. Посредством многократных повторений произношение улучшится. В дополнение к этому упражнению можно использовать для отслеживания прогресса диктофон: записывайте все произносимые слова, затем прослушивайте записи и работайте над ошибками.

Упражнение 10

Упражнение на развитие тембральных и акустических свойств голоса. В него входит развитие мышц глотки и языка. Нужно по 10 раз беззвучно произносить буквы «А-Э-О», стараясь при этом раскрывать не рот, а полость зёва.

И в качестве небольшого бонуса ещё один классный и эффективный приём на улучшение общего качества не только артикуляции, но и вступлений вообще — это работа с зеркалом . Выберите отрывок из прозы или стихотворение, которое вы помните, и прочите его, наблюдая за своим отражением в зеркале. Отслеживайте свою мимику, движение губ, глаз, бровей, скул. Прислушивайтесь к своему голосу. Главными критериями оценки должны выступать эстетичность, естественность, гармоничность, а также психологический и физический комфорт. Вы должны добиться того чтобы нравиться себе, чтобы звук вашего голоса был для вас самих приятен, а мимика и жестикуляция вызывали исключительно положительные эмоции.

Естественно, эти упражнения не являются исчерпывающими и единственными в своём роде. И они должны служить вам лишь указателями в работе над своей артикуляцией. При желании вы можете найти огромное количество подобных упражнений в Интернете или специализированной литературе. Но подводя итог, можно составить краткое резюме и выделить несколько главных принципов:

  • Особой важностью в тренировке артикуляции обладают систематичность занятий и их сознательный контроль
  • Очень важно регулярно работать перед зеркалом
  • В процессе занятий вы должны требовательно относиться к себе, уметь смотреть (слушать) себя со стороны
  • Нужно обязательно делать многочисленные повторения неудобопроизносимых звуков до ощущения состояния полного комфорта при их произношении
  • Особое внимание следует уделять работе с мышечными и эмоциональными зажимами
  • Прогресс значительно ускоряет прослушивание аудио- и просмотр видеоматериалов с записями людей, обладающих превосходной артикуляцией

Руководствуйтесь в своей практике этими принципами, и нужный результат очень скоро даст о себе знать. А первый ощутимый эффект проявится уже на начальном этапе. Запомните, что развивать артикуляцию рекомендуется не только певцам, профессиональным ведущим, лекторам, ораторам или актёрам, но и любому человеку вообще хотя бы по той простой причине, что все мы живём в социуме, и нам постоянно приходится взаимодействовать с другими людьми.

Мы желаем вам удачи в работе над артикуляцией. Говорите красиво!

Для тренировки артикуляции и поднятия настроения мы предлагаем вам пройти небольшой тест:

  1. Попробуйте, не используя рук и с закрытым ртом, вывернуть наизнанку нижнюю губу
  2. Попробуйте сделать то же самое, но уже с открытым ртом
  3. Повторите пункт №2 у зеркала