[Л] - [Л`] - 1

Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги.

ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ АЛЬ-АЛЬ-АЛЬ ТЛЯ-ТЛЯ-ТЛЯ

ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ ТЛЕ-ТЛЕ-ТЛЕ

ЛЁ-ЛЁ-ЛЁ ЁЛЬ-ЁЛЬ-ЁЛЬ ТЛЁ-ТЛЁ-ТЛЁ

ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ ЮЛЬ-ЮЛЬ-ЮЛЬ ТЛЮ-ТЛЮ-ТЛЮ

ЛИ-ЛИ-ЛИ ИЛЬ-ИЛЬ-ИЛЬ ТЛИ-ТЛИ-ТЛИ

АЛЯ-АЛЯ-АЛЯ ЕЛЕ-ЕЛЕ-ЕЛЕ ИЛИ-ИЛИ-ИЛИ

[Л] - [Л`] - 2

Упражнение № 2.

лавка – лямка лапа – шляпа пола – Поля

Алла – Аля юла – Юля флаги – фляги

игла – земля метла – петля кулачок – светлячок

гладя – глядя глазки – коляски вобла – воля

кукла – туфля плачем – пляшем делать – делят

ложа – лёжа лот – лёд ложечка – Лёшечка

ловко – Лёвка лоб – лёд лов – Лёва

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

[Л] - [Л`] - 3

Упражнение № 3. Произносить (читать) слова парами.

лом – лён ложка – Лёшка пилот – полёт

болото – полёты колосья – колёса кашалот – самолёт

уголок – уголёк слово – слева зло – взлёт

клок – клён плот – плётка слон – силён

солодка – селёдка лоток – лоток ластик – листик

лапки – липки латунь – летун ласты – листы

лак – лик лук – люк лосёнок - лисёнок

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 4

Упражнение № 4. Произносить (читать) слова парами.

лужа – Люда лучший – колючий клумба – клюква

блузка – блюдце случай – ключ клуб – клюв

клубок – любой клуб – клюв скорлупка – шлюпка

кулаки – кульки плач – плеч гладить – глядеть

Слава – слива лыжи – лежи лыко – лихо

лысый – лисий улыбка – улитка полынь - павлин

слыть – слить клык – клик орлы – Орли

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 5

Упражнение № 5. Произносить (читать) слова парами.

плыть – лить хлыст – лист слышать – слишком

пыл – пыль гол – голь кол – коль

кил – киль тол – толь мол – моль

мел – мель ролл – роль угол – уголь

стол – столь ел – ель дал – даль

цел – цель стал – сталь был – быль

ослы – росли чехлы – несли щеглы – текли

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 6

Упражнение № 6. Произносить (читать) слова парами.

башлык – велик валка – Валька закалывать – закаливать

мелком – мельком волны – вольный галка – галька

колка – Колька полка – полька булка – Булька

волна – вольна лак – ляг лог – лёг

лук – люк лыс – лис уголок – уголёк

цел – цель был – быль гол - голь

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 7

Упражнение № 7. Произносить (читать) словосочетания

лисья голова галка на гальке

ландыши в лесу поляна за лугом

полотно из льна длина волос

плеск волны кольцо из золота

лепесток лотоса соль в солонке

масло в маслёнке половинка лимона

жёлтая листва колючие иголки

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 8

Упражнение № 8. Произносить (читать) словосочетания и предложения.

налитой колос зелёное одеяло

железный лом голубая плитка

Оля пела. Наша Юля как юла. У Коли в руке флаг, на боку фляжка. Можно крышу настилать, можно домик заселять. Я разжала кулачок – на ладони светлячок. Мы ходили по полям и дели пополам все, что находили.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 9

Упражнение № 9.

Вот идут на задних лапках две собачки в модных шляпках. Без сомненья, лев силён, но слабее он, чем слон. Летят самолёты сидят в них пилоты. Едет комбайн на колёсах, режет спелые колосья. Люда, у тебя под ногами лужа. Села галка на крышу клуба и чистит клюв. Ларисе нужна не любая, а голубая краска. Сыпь уголь в этот угол. Галка ходит у реки по гальке. Меня разбудил будильник.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 10

Упражнение № 10. Произносить (читать) предложения.

Попадешь в ЦЕЛЬ – останешься ЦЕЛ. Он СТАЛ плавить СТАЛЬ. Я там БЫЛ и слушал БЫЛЬ. Летала МОЛЬ на самый МОЛ. Я голову МЫЛ, а ты свою МЫЛЬ. Он пальцы мне ЖАЛ, а мне его ЖАЛЬ. Больному сделали укол. У ёлки иголки колются. Селяне жили в селах и посёлках. Поплыл наш чёлн по воле волн. Был сокол волен летать над полем. Пока ловил я моль, упала на пол соль.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 11

Упражнение № 11. Произносить (читать) предложения.

Положи-ка мало в маслёнку, а соль в солонку. У Лены из соломы шляпка, из шёлка – ленточки на тапках. Солнышко село за лесом, стало темно под навесом. Пожелтели листики у клёна, только летом он стоял зелёным. Хлопнула сильно хлопушка на ёлке, на пол с не полетели иголки. Ландыши и лилии очень я любил, только белых лилий нигде не находил.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 12

Упражнение № 12. Выучить загадку.

Я землю копала,

Ничуть не устала.

А кто мной копал,

Тот и устал.

(Лопата)

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 13

Упражнение № 13. Выучить загадку.

Белый на белом

Написал, где бегал.

Рыжая прочтёт –

Белого найдёт.

(Заяц и лиса)

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 14

Упражнение № 14. Выучить загадку.

Что за птица смелая

По небу промчалась?

Лишь дорожка белая

От нее осталась

(Самолёт)

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 15

Упражнение № 15. Выучить загадку.

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

(Ёжик)

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 16

Упражнение № 16.

Кол около стола, стол около кола.

Колпак под колпаком, под колпаком колпак.

Убежало, убежало, убежало молоко.

Я трудом его поймала.

Быть хозяйкой не легко

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 17

Упражнение № 17. Произносить (читать) скороговорки.

1. Посадил дед лук, 2. Наши руки были в мыле,

Отрастил лук чуб. Мы посуду сами мыли.

Увидел лук внук, Мы посуду мыли сами,

Оборвал луку чуб. Помогали нашей маме.

Удивительная штука:

Слезы капают у внука.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 18

Упражнение № 18. Произносить (читать) скороговорки.

1. Мама Милу с мылом мыла 2. Валя на проталинке

В глаз попало Миле мыло. Промочила валенки

Мама Миле говорила: Валенки у Валеньки

Не сердись, дочурка Мила! Сохнут на завалинке.

Не сержусь - сказала Мила,

Я выплакиваю мыло.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 19

Упражнение № 19. Выучить стихотворение.

Злаки.

Все злаки на поле,

Все злаки на воле,

Довольны все злаки,

Что дали им волю.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 20

Упражнение № 20. Выучить стихотворение.

Люблю землянику,

Люблю голубику,

Люблю и малину,

Люблю и клубнику.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 21

Упражнение № 21. Произносить (читать) предложения.

На речке МЕЛЬ, На ветке ГАЛКА,

А в школе МЕЛ. На речке – ГАЛЬКА.

Купили ЛУК. На стенке ПОЛКА,

У дома –ЛЮК. А танец – ПОЛЬКА.

У ящика УГОЛ, а в ящике УГОЛЬ.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 22

Упражнение № 22. Выучить стихотворение.

У осла – ослёнок,

У козла – козлёнок,

У лисы – лисёнок,

У кого телёнок?

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 23

Упражнение № 23. Выучить стихотворение.

Ехал на олене,

Ехал на осле,

Ехал на лошадке,

Но не на козле.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 24

Упражнение № 24. Произносить (читать) предложения.

Солнечные лучи осветили землю. Чувствовалась близость жилья. Колокола звонили на всю площадь, и люди шли толпами и пели. Стоял июль, солнце пекло так, что от его лучей плавился асфальт. Далеко за полночь, поплутав по заснеженным полям, усталые и голодные, геологи достигли села. Весело и увлекательно было в зимнем лесу. Солнце медленно поднималось над заливом. Голодная кума-лиса залезла в сад.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 25

Упражнение № 25. Произносить (читать) предложения.

Тяжелые облака устало плывут над землей, лишь молодой месяц, блеснувший на далеком небосклоне, осветил спящие улицы. Лебеди, печально склонив головы, медленно плыли мимо белых лилий. Прогулка в лес оказалась удачной: мы несли полные лукошки малины и большие букеты лесных цветов.
Голуби любили нашу зелёную улицу. В полдень они слетались к маленькой булочной, где за углом всегда находили специально оставленные кусочки хлеба и булок.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 26

Упражнение № 26. Произносить (читать) предложения.

Выла осень, желтые листья устилали землю, носились в воздухе, блестели в лужах под лучами солнца.
Жизнь била ключом: люди неслись сломя голову, толкались, спешили. Человек был и всегда будет самым любопытнейшим явлением для человека. Одно из самых удивительных заблуждений - заблуждение в том, что счастье человека чтобы ничего не делать.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 27

Упражнение № 27. Произносить (читать) предложения.

Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, ни случайностью, ни наслаждением, как у лентяя.
Бледно-голубое небо светлело, холодело, синело.
Голодная кума лиса залезла в сад.
Не беда, если люди будут хвалить тебя за твои дела. Беда, если ты будешь делать дела для того, чтобы люди хвалили тебя. Мы ехали шагом, мы мчались в боях.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 28

Упражнение № 28.

Слухом земля полнится. Всяк кулик в своем болоте велик.
Дело в шляпе. Л иха беда -начало. Сколько голов, столько и умов. Люди - ложь, и мы то ж. Словами, что листьями, стелет, а делами, что иголками, колет. У плохих людей язык злодей.
Не хлебом единым жив человек. Волка пожалей, искусает еще злей. Велик телом, да мал делом. Капля по капле и камень долбит. Не хвались началом, хвались концом.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 29

Упражнение № 29. Произносить (читать) пословицы

Не все то золото, что блестит. Маленькое дело лучше большого безделья. Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на деле туп. Маленькая ложь за собою большую ведёт.
Откладывай безделье, но не откладывай дела.
Лучший повелитель тот, кто умеет повелевать собой.
Золото и сквозь пыль блестит. Поскользнулся - ещё не упал.
Палец слаб, а кулак силён. Кончил дело - гуляй смело.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 30

Упражнение № 30. Произносить (читать) пословицы.

Отольются волку овечьи слёзки. В голодный год лучше кусок хлеба, чем слиток золота. От семечка, что пустотело, не жди плодов. Чем язык скупее на слова, тем твоя ценнее голова. Слово - полководец человечьей силы. Если ты лишен ума и знанья, лучший выход для тебя - молчанье. Излишняя хвала опасней, чем хула. Своя лепёшка лучше чужого плова.
Уж лучше ты не занимайся делом, коль в нем себя считаешь неумелым.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 31

Упражнение № 31. Произносить (читать) рассказ и пересказать его.

Была в лесу белка.

Была в лесу белка, и были у белки дети. Жила белка в дупле. Пришли Миша и Коля, взяли их к себе. И белки жили у них в клетке.

По Л.Толстому

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.



Конспект индивидуального логопедического занятия

с ученицей 1 класса общеобразовательной школы.

Речевое заключение: общее недоразвитие речи III уровня.

Тема: Звуки и буквы Ль - Й.

Этап: Дифференциация звуков в словах, предложениях, в тексте.

Цели:

образовательные:

Уточнить артикуляцию звуков [Й] и [Лʼ],выделяя сходство и различия.

Добиваться чёткой дифференциации звуков на слух и в произношении.

Правильно соотносить звуки с соответствующими буквами.

Обучать осознанному чтению.

коррекционные:

Развивать фонематический слух и анализ.

Работать над развитием полноты зрительных, слуховых и кинестетических ощущений.

Предупреждение дисграфических ошибок.

Развитие мелкой моторики рук.

воспитательные:

Воспитание умения понимать учебную задачу.

Воспитание устойчивого интереса к логопедическим занятиям.

Оборудование: зеркало, профили артикуляции звуков, компьютер, презентация.

План занятия.

I . Орг. момент.

II . Артикуляция и характеристика звуков.

III

IV Дифференциация в фразах.

V . Физминутка.

VII

VIII . Дифференциация в тексте.

IX . Итог занятия.

X . Домашнее задание

Ход занятия.

I . Орг. момент.

II . Артикуляция и характеристика звуков.

Особенности артикуляции звука [Л"]. Особенности артикуляции звука [Й].

Звук [Л"] –мягкий звонкий согласный.


Звук [Й] – всегда мягкий звонкий согласный.



III . Дифференциация в слогах, словах.

Игра «Наоборот».

я – я – я – ля – ля – ля

ё – ё – ё – лё – лё – лё

ю – ю – ю – лю – лю – лю

е – е – е – ле – ле – ле

ай – ай – ай – аль – аль – аль

ой – ой – ой – оль – оль – оль

эй – эй – эй – эль – эль – эль

юг – люк лежи – ежи

йод – лёд полезть – поесть

ямка – лямка ляжка – Яшка

юбочка – Любочка Коля - колья

IV Дифференциация в фразах.



    Прочитай фразы.

бо л ьшо й пче л ины й ро й, да л ёки й горны й кра й, глубокое ущел ье, бал ьный танец

    Закончи фразы (по картинкам).

короб…пл етёный, замок … жел езный, васил ёк …пол евой, тюл ьпан …садовый

Этот кувшин … гл иняный , а этот … - хрустал ьный .

Этот л ес … л иственный , а этот …- хвой ный .

Какие гномы по характеру?

Этот гном … трудол юбивый , а этот - л енивый .

Этот гном … заботл ивый , а этот – … безразл ичный .

V .. Физминутка.

Упражнение для мелкой моторики рук.


Жил и братья , не тужил и,
Но однажды приуныл и.
Стал и думать и гадать,
Как же имена всем дать?(Сгибать пальцы обеих рук)
Я хоть ростом не вел ик,
Но веселый озорник.
Все стоите вы за мной
Буду зваться я Бо л ьшо й . (Крутить большими пальцами обеих рук, остальные пальчики сжаты в кулачок)
Я указывать л юбл ю
На цветы и на Луну,
Очень я внимател ьный
ПалецУказате л ьны й . (Крутить указательными пальцами обеих рук).

Я стою посередине,
Буду зваться я отныне
Средни й пал ец – удал ец
Вот такой я молодец! (Крутить средними пальцами обеих рук)

Меньше всех я братье в ростом.
Ох, как мал еньким непросто!
Но меня л егко узнать,
Пусть Мизинцем будут звать. (Крутить мизинцы обеих рук)
Брат один как ни гадал,
Имя так себе не дал.
Но е го не обижаю т,
Безымянным называю т!

(Показать безымянный пальчик обеих рук, остальные прижать к ладошке с помощью больших пальцев.)

VI . Дифференциация в чистоговорках

«Ой – ой – ой » – стонет мой бол ьной .

Ел ь – ел ь – ел ь – кл юквенный кисел ь.

Л ю –л ю - л ю – тел ефон я свой л юбл ю.

Л ей л ей л ей – ты воды не жал ей .

Ай – ай – ай – хорошенько подметай .

Уй – уй – уй – рисунок нарисуй .

VII . Дифференциация в предложениях.

    Отгадай и заучи загадку.

Конь стал ьной , хвост л ьняной . (иголка)

    Измени предложение по образцу:

любоваться красотой кленовых листьев

Я … Ты … Он … Она … Мы … Вы … Они …

VIII . Дифференциация в тексте.

К. И. Чуковский «Доктор Айболит»

Договори предложения, используя слова: Айболит, лечиться, излечит, исцелит, лиса, клюнула .

Добрый доктор . Он под деревом сидит. Приходи к нему …. и корова, и волчица, и жучок, и червячок,и медведица. Всех.… , … добрый доктор !

И пришла к Айболиту . И пришёл к Айболиту Барбос: « Меня курица … в нос!»

IX . Итог занятия.

Чему мы учились на уроке?

Какое задание было самым сложным?

Нарисуй своё настроение.

X . Домашнее задание (в напечатанном виде вклеивается в тетрадь).

XI . Оценка деятельности учащихся.

Автоматизация звука [й], дифференциация [й] – [ль].

  1. Чётко и громко несколько раз произнести звук [й], при этом губы в улыбке, зубы сближены и видны, кончик языка находится за нижними резцами.
  2. Произнести звук [й] в сочетании с гласными а, э, о, у (я, е, ё, ю).
  3. Произнести междометия «ай!» и «ой!» и объяснить ребёнку, в каких случаях их употребляют. Одновременно выполнять мимические движения. Ай! – удивиться (поднять брови, изобразить удивление на лице).

Ой! – больно (нахмурить брови, изобразить страдание на лице).

Ребёнок вслед за взрослым повторяет междометия и выполняет мимические движения.

4. Игра «Угадай, что со мной». Взрослый произносит одно из междометий «ай!» или «ой!», а ребёнок придаёт своему лицу соответственное выражение – удивления или страдания. Затем взрослый изображает эти же состояния, а ребёнок их озвучивает, произнося «ай!» или «ой!».

5. Выпоолнять упражнение «Пальчики здороваются» с одновременным проговариванием:

а) слогов ай, ой, эй, ый;

б) звуков: й+а=я, й+о=ё, й+э=е, й+у=ю.

Выполнять упражнение сначала правой, потом левой рукой, затем одновременно двумя руками.

6. Игра «Спой, как птичка». Попросить ребёнка за собой произнести следующие пары и цепочки:

а – я я – ля я – я – ля

о – ё ё – лё лё – лё - ё

у – ю ю – лю ю – лю – ю

э – е е – ле ле – е – ле

7. Проговорить чистоговорки:

Ай – ай – ай – мяч кидай

Ой – ой – ой – той рукой

Эй – эй – эй – бей сильней

Эль – эль – эль – прямо в цель.

Я – я – я, я – я – я – это песенка моя.

Ю – ю – ю, ю – ю – ю – звонко песенку пою.

Е – е – е, е – е – е – подарю её тебе.

Ё – ё – ё, ё – ё – ё – в день рождение твоё.

8. Разучить стихотворения:

Падай, падай, падай, снег,

Радуй, радуй, радуй всех.

Ель на ёжика похожа,

Ель в иголках, ёжик тоже.

Мы ехали, ехали,

К яме подъехали,

Яму объехали

9. Повторять скороговорку:

Еле – еле Лена ела.

Есть от лени не хотела.

10. Игра «Назови ласково».

Попросить ребёнка сначала повторить, а затем произнести самостоятельно слова.

Яна – Яночка

Юля – Юлечка

Егор – Егорушка

Юра – Юрочка

Яша – Яшенька

11. Игра «Добавь словечко».

Взрослый сначала читает ребёнку предложения, интонационно выделяя последнее слово в строчке, а затем при повторном чтении предлагает ребёнку самостоятельно их «добавить».


Дифференциация звуков ЛЬ - Й в скороговорках

Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме нужное количество одинаковых слогов.

В сумке вкусный ананас, ас-ас-ас, ас-ас-ас.

Косточку принес Барбос, ос-ос-ос, ос-ос-ос.

Стае Сосискин был не трус, ус-ус-ус, ус-ус-ус.

Я на санках еду вниз, ис-ис-ис, ис-ис-ис.

Совы полетели в лес, эс-эс-эс, эс-эс-эс.

Я услышал громкий бас, ас-ас-ас, ас-ас-ас.

На тарелке абрикос, ос-ос-ос, ос-ос-ос.

Там, у пристани, баркас, ас-ас-ас, ас-ас-ас.

Закрепление произношения звука С в различных обратных слогах

Вслед за взрослым четко, не торопясь повтори разные слоговые «свистелки».

ас-ус-ис ис-ос-ас ис-ус-ис ис-ос-ус

ос-ис-ус ус-ис-ос ос-эс-ас ус-ос-эс

ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА С В СЛОВАХ

Закрепление произношения звука С в начале слов. Развитие слуховых внимания и памяти

Уточни значение незнакомых слов. Четко, выделяя голосом звук С, повтори каж­дые 3 слова. Затем назови 5 слов самостоятельно по памяти.

Сад - сок - сом. Суп - сук - сам. Совы - сода - сотня. Сыпать - сытый - сытный. Судак - сухой - сундук. Судно - сумка - сутки. Сухо - сани - садик. Сапог - сынок - станок.

Закрепление произношения звука С в середине слов. Развитие слуховых внимания и памяти

Уточни значение незнакомых слов. Четко, выделяя голосом звук С, повтори каж­дые 3 слова. Затем назови 5 слов самостоятельно.

Оса - коса - лиса. Несу - пасу - в лесу. Босой - косой - лесок. Кусок - носок - песок. Весы - носы - усы. Косы - бусы - усы. Посуда - косынка - посылка. Коляска - маска - пляска.

Закрепление произношения звука С. Формирование навыков звукового анализа

Разложи 8-10 картинок из Приложения 5. Послушай начало слова. Покажи и назо­ви тот предмет, который взрослый загадал. Если ты сумеешь назвать объект, которого нет на картинках , то получишь дополнительный приз!

ли... о... капу... фа...

ком... ана... авто... под...

бу... ве... на... как...

* Старайтесь произносить начало слова так , как оно слышится («висы» , «насок» ), а не как пишется («весы» , «носок» ). Помните , что ребенок ориентируется на звучание сло­ ва , а не на его написание . Выполняйте упражнение до тех пор , пока ребенок не будет стойко определять все слова по их началу .

Закрепление произношения звука С в начале, середине и конце слов. Развитие фонематического восприятия

Разложи картинки из Приложения 5. Отбери сначала те из них, названия которых на­чинаются со звука С. Сложи их стопкой. Четко, выделяя голосом звук С, назови каждый объект по 3 раза. Если ты назвал картинку правильно, отложи ее в сторону. Картинки, названные с ошибками, вновь сложи стопкой и произнеси слова четко и громко 5 раз.

То же самое проделай с картинками из Приложения 5, в названиях которых звук С слышится в середине и конце слова.

Закрепление произношения звука С в повторяющихся словах.

Развитие чувства рифмы

Ответь на вопрос взрослого рифмующимся словом. Затем четко, выделяя звук С, повтори его нужное количество раз так, чтобы получились «отвечалки-повторялки».

Говорит взрослый Говорит ребенок

Я кому даю две миски? Киске, киске, киске, киске.

Ливень льет куда с небес? В лес, в лес, в лес, в лес.

Кто к дивану тапки нес? Пес, пес, пес, пес.

Что ты сам допить не смог? Сок, сок, сок, сок.

Что сосед принес для нас? Квас, квас, квас, квас.

Что добавлю я в фасоль? Соль, соль, соль, соль.

Закрепление произношения звука С в словах. Развитие памяти и логического мышления

Разложи картинки из Приложения 5. Распредели их по группам (животные, растения, средства транспорта, предметы быта и т. п.). Посмотри на картинки из одной группы и постарайся запомнить как можно больше слов. Затем повернись к картинка» спиной и четко, выделяя голосом звук С, назови объекты по памяти.

Закрепление произношения звука С в сочетаниях слов с предлогом у

Возьми картинки мальчика и девочки из Приложения 2. Дай им имена со звуком (Соня и Саня). Затем возьми картинки из Приложения 5 и раздели изображении предметы между детьми так , как ты считаешь нужным. Проговори получившиеся сочетания слов 3-4 раза.

Например: У Сони сумка. У Сони бусы. У Сани самолет. У Сани сабля.

Закрепление произношения звука С в словах различного

слогового состава. Формирование навыков

звуко-слогового анализа

Возьми из Приложения 2 слоговые «вагончики», а из Приложения 5 все картинки. Разложи картинки и проговори все слова, разделяя их на слоги. Посчитай количество слогов во всех словах (для этого подложи ладонь под нижнюю челюсть и считай ее движения). Затем «помести» каждый объект в подходящий слоговой «вагончик».

Картинки рядом с «вагончиками» лучше раскладывать не стопками, а вертикальными рядами. Так и ребенку, и взрослому будет проще проконтролировать правильность выполнения задания.

Закрепление произношения звука С в словах-скороговорках

Уточни значение незнакомых слов. Четко, выделяя звук С, повтори каждое слово 5 раз в быстром темпе, сохраняя при этом громкость и внятность произношения.

Состав, спуск, свист, спрос, самосвал, способный, сосиски, спросонок, спаса­тель, насос, сосульки, космос, сосна, солист.

Закрепление произношения звука С в словах. Развитие логического мышления

Четко, выделяя звук С, назови всех животных (такса, оса, слон, носорог, лиса, соло­вей). Перечисли животных от самого большого к самому маленькому, а затем измени порядок и назови их от самого маленького к самому большому.

Закрепление произношения звука С в начале, середине и конце слов. Формирование навыков звукового анализа

Возьми из Приложения 3 схемы, обозначающие позицию звука в слове. Разложи все картинки из Приложения 5 и проговори их названия, выделяя звук С. Затем положи каждую картинку под соответствующей схемой.

Ольга Илюхина
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [л]-[л’]»

Цель : учить дифференцировать звуки [Л]- [Ль] .

Задачи :

Коррекционно-образовательные :

Закреплять умение дифференцировать звуки [Л]- [Ль] в словах , словосочетаниях, предложениях;

Продолжать учить определять место звука в слове ;

Коррекционно-развивающие :

Развивать навыки согласования числительных с существительными;

Развивать фонематический слух;

Развивать мелкую моторику;

Развивать слуховое внимание, память.

Коррекционно-воспитательные :

Воспитывать интерес к логопедическим занятиям ;

Создать у ребенка положительное эмоциональное настроение.

Оборудование : игрушка Фея; «веселые картинки» для проведения артикуляционной гимнастики; наклейка с изображением Феи; словарный материал : пчела, волк, лось, голубь, лошадь, белка, дятел, осел, слон, ласточка, лиса, олень, кролик, лебедь, цапля, филин, шмель, клест, лев, улитка; мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуй Оля, сегодня у нас на занятие новый гость . Внимательно послушай загадку и догадайся кто это?

Кто волшебницу узнает?

Над землей она летает.

Чудеса творит умея,

Всем в беде поможет… (фея)

Правильно, это добрая лесная Фея, а зовут ее Лейла. Она хочет послушать, как ты учишься правильно произносить звуки , и поиграть с тобой в разные игры.

Но сначала давай покажем Фее, какие ты упражнения для язычка знаешь. А в этом тебе помогут «веселые картинки» .

2. Артикуляционная гимнастика.

«Почистим зубки»

Открывай рот, детвора,

Чистить зубы нам пора.

«Иголка»

Острый кончик потяну,

Раз, два, три, четыре, пять!

Иголку я могу держать…

«Улыбка»

Вот улыбка до ушей,

Улыбайся веселей.

«Лошадка»

К нам лошадка прискакала

Стук копыт мы услыхали.

Вверх поднимем язычок

И поскачем на лужок.

«Часики»

Язык, как маятник часов,

Качаться вновь и вновь готов.

Котенок улыбается,

Он, как и ты, старается.

«Вкусное варенье»

Знает это весь народ :

Любит мишка вкусный мед.

Язычком губу оближет

И подсядет к меду ближе.

3. Игра «Половинки» .

Лейла загадала слово и назовет его половину (начало) . А ты добавь недостающую часть слова и проговори его целиком (слогом ЛА или ЛЯ ) .

Пи (ла) Ю (ля)

Ю (ла) Га (ля)

Мет (ла) Ва (ля)

Ска (ла) О (ля)

Иг (ла) пет (ля)

Шко (ла) кег (ля)

Пасти (ла) ваф (ля)

Аку (ла) туф (ля)

4. Игра «Посчитай» .

У Лейлы много друзей и они все пришли на лесную лужайку к Фее. Посчитай их, не забывай четко и правильно произносить звуки [Л]- [Ль] в словах .

(Белка, дятел, олень, волк, лиса) .

Одна белка, две белки…

Один олень, два оленя…

5. Игра «Игрушки для друзей» .

Лейла и ее подруга Стелла решили поиграть. Как ты думаешь, какие игрушки выберет Лейла, а какие Стелла? Не забывай, что Лейле нравятся игрушки, в названиях которых есть звук [Ль] , а Стелле - в названиях которых есть звук [Л] .

Кукла ослик

Лошадка лейка

Юла коляска

Лопатка лиса

Клоун плита

Скакалка львенок

Велосипед цыпленок

6. Игра «Приготовь сок» .

Лейла решила приготовить фруктово-ягодный сок. Помоги назвать ей получившийся сок одним словом.

Сок из сливы какой? – сливовый.

Сок из земляники какой? – земляничный.

Сок из яблок какой? – яблочный.

Сок из клубники какой? – клубничный.

Сок из облепихи какой? - облепиховый.

Сок из апельсина какой – апельсиновый.

Сок из клюквы какой – клюквенный.

7. Физминутка.

А сейчас мы отдохнем,

И опять играть начнем.

Тик-так, тик-так… (по два наклона головы)

Я умею делать так : (по два наклона туловища)

Влево-тик, вправо-тик…

Тик-так, тик-так.

Лейле очень понравилась твоя зарядка.

8. Игра» Вагончики».

У Лейлы гостили друзья. Пришла пора их провожать, приехали они на вокзал и забыли, кто в каком вагоне едет. Помоги им сесть на свои места. Гостей со звуками [Л] , [Ль] в начале слова посади в первый вагон, со звуками

[Л], [Ль] в середине слова – в средний вагон, со звуками [Л] , [Ль] в конце слова – в последний вагон.

Словарный материал : пчела, волк, лось, голубь, лошадь, белка, дятел, осел, слон, ласточка, лиса, олень, кролик, лебедь, цапля, филин, шмель, клест, лев, улитка.

9. Игра «Какой? Какая? Какие?»

Лейла хочет узнать, как ответить на вопрос, одним словом. Помоги ей, ответь на вопросы, четко произнося звуки [Л]- [Ль] .

Шляпа из соломы какая? – соломенная.

Цветы на лугу какие? – луговые.

Мука для блинов какая? – блинная.

Сок из апельсина какой? – апельсиновый.

Юбка в полоску какая? – полосатая.

Варенье из земляники какое? – земляничное.

Палки для лыж какие? – лыжные.

Лист с клена какой? – кленовый.

Ветка ели какая? – еловая.

Свет от луны какой? – лунный.

Варенье из облепихи какое? – облепиховое.

Молодец! Ты прекрасно справилась с заданием.

10. Игра «Один-много» (с мячом) .

Фея придумала для тебя еще одно задание. Она будет называть один предмет, а ты много таких предметов. Повтори словосочетания правильно.

Голубой автомобиль - голубые автомобили

Зеленый чулок –

Золотая медаль –

Теплый плед –

Соломенная шляпа –

Веселый школьник –

Полосатая тельняшка –

Фиолетовый платок –

Желтый клен –

Лунный календарь –

Ленивый кашалот –

11. Выучи стихотворение.

Лейла предлагает тебе выучить шуточное стихотворение.

Незаметная фиалка.

В гладиолусах фиалка

Незаметно зацвела.

«Мне фиалку очень жалко» ,

Тихо молвила пчела.

12. Итог занятия .

Фее Лейле пора возвращаться на свою лесную лужайку. Ей очень понравилось с тобой играть. Она хочет подарить тебе красивую наклейку со своим изображением.