• Вдыхайте, а не выдыхайте - когда Вы чувствуете желание "помычать" - вдохните. Небольшая пауза лучше, чем "мычание", связывающее предложения.
  • Считайте - Если Вам нужно произнести важную речь, попросите друга считать "ээээ", "нуууу", "мммм". Подсчет позволяет Вам лучше ощущать и осознавать использование "убийц речи".
  • Запятая = короткая пауза - Помните, что при произнесении речи на каждой запятой нужно сделать паузу. Возможно, Вам захочется пробежаться по списку из десяти элементов так, если бы это была одна мысль. Заставьте себя остановиться. Ваша аудитория будет благодарна за дополнительную выразительность и ясность.
  • Точка = длинная пауза - В конце предложения делайте длинную паузу. Между произнесением Вами слов и пониманием их публикой проходит некоторое время. Пропуская этот шаг Вы смазываете предложения.
  • Потеряв мысль, не паникуйте! - "Эээээ" появляются, когда у Вас не готово следующее предложение. Ваше сознание все еще строит предложение, поэтому хочется заполнить паузу до готовности. Не делайте этого! Лучше сделайте быструю паузу перед тем, как продолжать. Публика не заметит эту паузу, а речь будет звучать лучше.
  • Планируйте сложные части - Знайте свое вступление и заключение на зубок. Также планируйте любые моменты, которые могут вызвать у Вас затруднения при объяснении. Если Вы готовите бизнесс-предложение, и хотите деликатно высказаться по щекотливый вопрос, заучивайте эту часть наизусть.
  • Берем качеством, а не количеством - Произнесение - не самый лучший способ донести большие объемы информации. Делайте акцент только на нескольких пунктах, но делайте это обстоятельно и аргументировано. Хороший способ заполнить речь "ээ"-каньем - напихать в 5-минутную речь информации минут на 20.

  • “Это самое” – такое словосочетание часто повторяют ленивые люди, которые при первой же возможности сбросят на кого-то свои обязанности. В трудных ситуациях, такие люди часто избегают наказания, переложив ответственность на другого.

    “Вообще-то” – словечко, опять-таки, неуверенных. Особенность этих людей – способность закатить скандал по любому поводу.

    “Короче” – удел нервных, вечно торопящихся людей. Чаще всего «короче» встречается в речи вспыльчивых холериков.

    “На самом деле” – говорят собеседники, которые ставят свое мнение на первое место, самоуверенные, занудные. Они готовы доказывать свою правоту до пены изо рта. Любят читать нотации, считают свой внутренний мир ярким и неповторимым.

    «Значит», «типа» – употребляют люди, склонные к агрессии, а так же консерваторы.

    «Просто» – частенько встречается в разговоре человека зависимого от мнения других. Такие люди любят искать проблемы на пустом месте, боятся ответственности, часто оправдываются.

    ВЫВОДЫ:

    Чтобы обезвредить, нужно сначала найти.
    Как найти?
    — Включите диктофон или камеру и перескажите содержание любимого фильма или книги, а затем прослушайте запись.
    — Попросить близких или друзей послушать вас и сообщить о результатах
    — Можно прийти к нам в Ораторский клуб и попросить обратную связь.

    а) Слова и группы слов, которые можно смело вычеркнуть из речи без потери для смысла
    а.1) Примитивные слова.
    Примеры этих слов проиллюстрированы веселым стихотворением Э.Мошковской:
    Жил-был этот, как его,
    Ну, значит, и того,
    Жило это самое
    Со своею мамою.
    Был еще один чудак-
    Это, в общем, значит так,
    И его любимый зять.
    Звали зятя
    Так сказать.
    А жену звали ну…
    А соседа звали это…
    А его родители-
    Видишь ли
    И видите ли…
    А еще какой-то э-э-э
    Жил на верхнем этаже…
    И дружили они все…
    Ну и значит, и вообще.

    _______________________________________________________________________
    Приводим текст этой заметки:

    Чтение
    Больше читайте признанных мастеров слова. Чтение очень хорошо развивает речь, потому что не только пополняет наш словарный запас, но и откладывает в нашем сознании структуру высказываний, которую мы, не замечая этого, потом используем в своей речи.

    Выразительное чтение вслух
    С его помощью можно расширить словарный запас, отточить дикцию и интонацию, улучшить речевой стиль.
    Только не пугайте соседей, страстно читая состав освежителя воздуха. Обратитесь к художественной литературе, содержащей изящные обороты и изысканную лексику. Прочитайте несколько книг, выберите самую любимую и занимайтесь лишь с ней. При регулярном чтении вслух исчезнет угловатость речи, косноязычие и топорные выражения, улучшится речевой стиль и сама речь станет красивей.

    Пересказ
    Подробно пересказывайте текст. При этом употребляйте слова, используемые в тексте оригинала. Так вы активизируете пассивный словарный запас. Многие слова и выражения нам известны, но в речи не используются. А поскольку пассивный словарный запас превышает активный, регулярно обращаясь к нему, мы обогащаем свою речь новыми словами.
    Также можно пересказывать фильмы, анекдоты, истории, произносить поздравительные речи. Можно на диктофон, а можно для живой аудитории.

    Личный словарь интересных слов
    Периодически перечитывайте составленный вами «словарик» интересных оборотов, остроумных выражений, нестандартных сочетаний и отдельных слов, с которыми вы столкнулись. Запоминайте эти слова и чаще пользуйтесь ими, общаясь с людьми.

    Подбор синонимов
    Подбирайте синонимы к словам при чтении текста. При этом старайтесь, чтобы смысл текста не пострадал.

    Краткость – сестра таланта.
    Меньше количества, больше качества. Чаще всего такие слова используются в больших и объемных выступлениях. Старайтесь «не лить воду». Чем короче ваше выступление, тем информативнее и интереснее оно будет для ваших слушателей.

    Плакаты
    Подходит для новомодных сленговых слов
    Попробуйте расклеить по комнате бумажные листы с крупно написанными на них «лишними словами». Через несколько дней активного их разглядывания у вас быстро пропадет желание не то, чтобы произнести это слово, а даже подумать об этом!

        1. Короче Когда человек говорит «короче», то, с высокой вероятностью, вам необходимо запастись терпением. Любители этого слова-паразита просто не умеют говорить кратко.
        2. Однако Слово «однако» чаще всего всплывает в ситуациях, когда человек хочет возразить своему собеседнику. Впрочем, на Дальнем Востоке то же слово применяют как вводное экспрессивное слово. Однако, так появились старые анекдоты про чукчу.
        3. Это Чаще всего применяется с частицей «ну» — ну это, мы приехали… Человек, использующий слово «это» зачастую потерян и не знает что сказать.
        4. Типа Типа – это такой народный вариант «вроде бы», выражающий неуверенность. Например, «типа того» означает «вроде того».
        5. Как бы Когда ваш собеседник говорит «как бы», он старается оставить себе места для маневра. Он не уверен в собственных действиях и словах и пытается избежать ответственности.
        6. Это самое Обилие фразы «это самое» в речи – признак человека неуверенного или не умеющего быстро ориентироваться в ситуации. Поэтому чаще всего эти слова можно услышать на экзамене, когда студент начинает «сыпаться».
        7. Как сказать Еще одна любимая фраза студента на экзамене. Она позволяет потянуть время с видом «я знаю, но никак не могу вспомнить».
        8. В общем-то В этой фразе содержится легкий оттенок сомнения, и в этом все его коварство. Ваш собеседник с вами согласен, но не до конца.
        9. Знаешь «Знаешь» — это характерное вступление для долгой речи. Чем больше слово «знаешь» в тексте, тем длиннее будет рассказ.
        10. Ну «Ну» — это слово рекордсмен. Среди слов-паразитов у него твердое первое место. «Ну» побуждает собеседника включаться в диалог, тем самым заполняя речевые паузы.
        11. То есть «То есть» входит в список самых опасных слов-паразитов. После этой фразы обычно следует или уточнение, или пояснение ситуации, причем длинное и развернутое. Чаще всего этим словосочетанием пользуются люди дотошные.
        12. Так сказать Фраза «так сказать», как многие считают, делает речь более замысловатой и многозначной. На самом деле, особой интеллектуальности «так сказать» в речь не привносит.
        13. Понимаешь Человек, в речи которого изобилует слово «понимаешь», пытается настроить вас на доверительный тон. Нравится вам это или нет.
        14. Собственно «Собственно» — еще одно слово для любителей вклиниться в разговор, характерный для «интеллектуалов»
        15. В принципе Фраза «в принципе», вставленная в предложение, сигнализирует, что человек согласен на что-то, но еще не до конца уверен. Люди, часто его использующие, обычно любят, чтобы их подолгу уговаривали.
        16. Допустим «Допустим» — любимое слово спорщиков. Если они допускают что-то, что противоречит их изначальной точке зрения, то только для того, чтобы в дальнейшем в пух и прах разбить ваши аргументы.
        17. Например За словом «например» может последовать длинный рассказ, который будет слабо соотноситься с первоначальной темой беседы. Это слово-паразит опасно тем, что заранее невозможно понять, будет ли собеседник говорить по сути или решит просто рассказать историю из жизни.
        18. Слушай «Слушай» — это слово-крючок. Вам начинает казаться, что сейчас прозвучит нечто важное. Обилие «слушай» в речи является признаком того, что собеседник не способен удержать внимание окружающих.
        19. Собственно говоря Произнося фразу «собственно говоря» ваш собеседник как бы подводит вас к сути беседы. Но, так как «собственно говоря» является словом-паразитом, таких развязок в разговоре может быть несколько.
        20. Кстати Это слово типично для любителей привлечь к себе внимание. Начиная свой рассказ со слова «кстати», они могут вклиниться в разговор, даже если их рассказ будет совсем не к месту.
        21. Вообще Одно из любимых выражений неуверенных в себе людей. Многие психологи считают, что чрезмерное употребление этого слова говорит о склонности человека к неврозам и истерии.
        22. Кажется Само слово «кажется» пропитано неуверенностью и сомнениями. Любовь к этому слову-паразиту будет характеризовать вас как личность, не имеющую собственной точки зрения.
        23. Вероятно Еще одно слово для неуверенных в себе людей. «Вероятно» превращает их точку зрения в одну из версий, которая лишь претендует на правдивость.
        24. Значит Если человек начинает разговор со слова «значит», то, скорее всего, он выскажет вам точку зрения, которую считает единственно верной. Спорить с такими людьми проблематично, поскольку они уверены в своей правоте.
        25. На самом деле Если человек начинает разговор с фразы «на самом деле» — это говорит о его чрезмерной самоуверенности. Спорить с ним проблематично, потому что человек уверен, что именно он знает истину.
        26. Просто Предложения со словом «просто» характерны для людей, боящихся ответственности. Они будут твердить, что это обстоятельства, а не они виноваты в происходящем.
        27. Сложно сказать Человек, использующий это выражение, или не знает, что сказать дальше, или готов детально описать, почему это сложно.
        28. Нет «Нет» — слово для привлечения внимания. Им можно перебить собеседника, чтобы высказать свое мнение. Люди, часто использующие отрицание, всегда готовы защищаться в разговоре.
        29. Да Чаще всего «да» используется в сочетании с предлогом «но». Это один из способов показать, что в целом вы соглашаетесь с собеседником, но при этом у вас есть ряд замечаний, которые вы сейчас выскажите.
        30. Конкретно «Конкретно» — указательное слово, которое любят люди эмоциональные, а порой и агрессивные. Этим словом они обозначат ошибку в сказанном вами, и, вероятно, довольно резко.
        31. Вот Слово, характерное для тех, кто не знает, что говорить дальше. Оно не несет особой смысловой нагрузки, если не является указательным, но очень прочно въедается в повседневную речь.
        32. Ладно Когда человек говорит «ладно», он вроде и соглашается с вами, но с какой-то неохотой или одолжением. И оно тоже является словом-паразитом.
        33. Блин Слово «блин» является одним из многих заменителей обесцененной лексики. Скорее всего, люди, употребляющие его через раз, плохо контролируют свои эмоции.
        34. Так «Так» — еще одно слово для привлечения внимания. Оно точно вступительный аккорд перед началом рассказа. К сожалению, «так» быстро становится словом-паразитом и теряет свой первоначальный смысл.
        35. Походу Фразу «походу» любят люди, неуверенные, боящиеся содержания собственной речи. Они говорят вроде как не всерьез и не желают отвечать за сказанное.

    При плохой постановке звуков нужна артикуляционная гимнастика для детей, цели которой - это:

    • выработать определённое положение языка, губ, щёк, которое необходимо для произношения конкретного звука или их группы;
    • натренировать мышцы органов речи, которые не имеют нужного тонуса;
    • для того, чтобы язык, губы, щёки могли быстро менять своё положение и удерживать его.

    Занятия артикуляционной гимнастикой можно проводить как дома, так и на занятиях с логопедом.

    При самостоятельном выполнении родителям сначала нужна помощь логопеда, который определит проблемы ребёнка, а затем подскажет, как правильно организовать занятия. Эта мера необходима, поскольку существуют разные типы нарушения звукопроизношения, которые возникают как при гипертонусе, так и при вялости мышц.

    Родители должны помнить, что продуктивность гимнастики зависит от того, насколько занятия интересны ребёнку. Исключено принуждение, угрозы и навязчивость. Чтобы артикуляционная гимнастика для малышей была интересной, необходимо показывать картинки, выполнять всё в форме игры.

    Помните о следующих правилах:

    1. В первый раз выполнять упражнения перед зеркалом: это необходимо для зрительного контроля положения губ, движений язычка. Поскольку ребёнок ещё не осознаёт, как именно он должен лежать, в каком состоянии должны быть щёки и губ, ему важно видеть такое положение.
    2. Цикл занятий начинают с простых упражнений и постепенно переходят к более сложным. Есть приблизительные сроки, сколько приблизительно занимает времени одно новое упражнение, но ориентировать нужно на индивидуальный темп ребёнка: кто-то понимает, как делать быстрее, а кому-то необходимо больше времени.
    3. Занятие строится по такой схеме: ребёнок должен повторить старое упражнение самостоятельно, потом можно дальше работать по плану.
    4. Упражнения необходимо повторять циклами дважды в день, посвящая им по 5-10 минут.
    5. Каждому возрасту соответствуют свои требования: для детей 3-4 лет приоритет на освоение основных мышц языка, губ, 5-летние дети должны выполнять упражнения плавно и чётко, а 6-7 летние ребята - держать стабильный темп, легко заниматься статическими упражнениями.

    Чтобы было веселее, организовывается артикуляционная гимнастика под музыку. Для детей двух лет это отличный способ связать приятный стимул с полезными действиями для произношения звуков согласно возрастной норме.












































    Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет в стихах

    Если распечатать специальные тематические картинки, то артикуляционная гимнастика проходит очень интересно и малышу становится понятным смысл движений. В этом возрасте упражнения гимнастики лучше читать в стихах.

    Детям 3-4 лет хорошо помогает сказка про язычок, которая является неотъемлемой частью артикуляционной гимнастики. Это целый цикл историй о весёлом язычке, который попадает в разные приключения.

    Все упражнения делятся на 2 большие группы - статические и динамические. Задача первых - научить удерживать положение, как на изображении. А вторая группа нужна для того, чтобы освоить переходы от одних движений и положений речевого аппарата к другим. Вот перечень разноплановых упражнений на статику:

    • «Блинчик»: малыш должен уложить свой язык на нижнюю губу, сохранив его при этом расслабленным и широким. Упражнение считается освоенным, когда время удержания такого положения достигает 7-10 секунд.
    • «Грибок» – упражнение, при котором кончиком языка нужно быстро коснуться нёба и при этом держать рот широко открытым.
    • «Трубочка» или «Хоботок»: верхнюю и нижнюю губу складываем в трубочку и тянем их в верх, как слоник.

    Упражнения для освоения разных динамических движений:

    • «Часики»: рот широко открыт, а язык занят такой же работой, как и маятник часов - двигается из стороны в сторону от одного уголка рта к другому.
    • «Качели»: положение челюсти тоже, что и в «часиках», только теперь язык раскачивается, как качели - вверх и вниз, от верхней губы к нижней.
      Такая артикуляционная гимнастика в стихах поможет сделать занятие весёлым и лёгким. В сети много четверостиший, которыми можно сопровождать занятия.

    Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет

    Для этого возраста есть много эффективных упражнений, которые подходят при нарушения различного происхождения. Так, артикуляционная гимнастика при происходит при задействовании дополнительных средств. Например, упражнение «вкусное варенье» предполагает намазывание губ настоящим вареньем или мёдом, чтобы ребёнок старался их слизать.

    • «Ковшик»: широко открывается рот и улыбнуться, высунуть расслабленный язук и его кончик слегка приподнять вверх. Упражнение направлено на постановку шипящих звуков.
    • «Иголка»: рот также широко открывается, а язык вытягивается изо рта узкой полосочкой.
    • «Чистим зубы»: опять сильно раскрытый рот, только теперь язык двигается по зубам, словно он - это зубная щётка.

    Время упражнения - до 10 секунд.

    Артикуляционная гимнастика для детей старше 7 лет

    Детям такого возраста понравятся занятия с использованием разнообразных продуктов и предметов:

    • втягивать спагетти или мармеладку в форме трубочки ртом, сложив губы в дудочку;
    • положить съедобную соломку на верхнюю губу и изобразить человека с усами, подняв её к носу;
    • вытягивается язык и туда кладётся съедобная соломинка, а ребёнок должен как можно дольше удержать её, не уронив с языка - как эквилибрист палку;
    • язык выгибается чашечкой и туда кладётся конфета;
    • облизать чупа-чупс с разных сторон.

    Также для артикуляционной гимнастики в этом возрасте используют картинки. Хоть это уже ребята, которые могут выполнять упражнения осознанно, но элементы игры действуют дополнительным мотиватором.

    Комплексы упражнений

    Артикуляция малышей во время артикуляционной гимнастики значительно улучшается, если делать привязку по упражнениям не только к возрасту, а ещё и к тем частям речевого аппарата, которые нуждаются в нагрузке или расслаблении. Предлагаем их список, который сгруппирован по тому, работу каких мышц они активизируют.

    Комплекс для развития мышц губ

    1. Попеременное чередование широкой улыбки с вытягиванием губ в хоботок.
    2. Раскрыть рот и втягивать губы внутрь так, будто они хотят обхватить и спрятать под собой зубы.
    3. Завести верхнюю губу под нижние зубы, что похоже на оскал.
    4. Завести нижнюю губу под зубы верхней челюсти.
    5. Пофыркать губами так, как это делают лошадки.

    Комплекс для развития мышц языка

    1. Кончиком языка облизывать губы, проводя им то за часовой стрелкой, то против.
    2. Высунуть изо рта широкий язык и немного «пожевать» его, произнося «мя-мя…», «бя-бя…».
    3. Высовывать изо рта язык как можно дальше, одновременно чередуя его то «лопатой», то «жалом».
    4. Чередовать поднятия и опускания кончика языка то к верхнему нёбу, то к нижней челюсти.
    5. Делать из языка «чашечку» сначала во рту, а потом стараться высунуть её наружу.
    6. Упражнение «гармошка»: кончик языка упереть в верхнее нёбо около передних зубов и в таком положении открывать-закрывать рот.

    Комплекс для развития мышц щек

    1. Надувать и сдувать щёки.
    2. Попеременно надувать то левую, то правую щеку.
    3. Выдувать мыльные пузыри, дуть в трубочку.
    4. Хлопать себе по надутым хомячьим щекам.
    5. Втягивать щёки настолько сильно, насколько это можно так, чтобы от этого губы складывались, как у рыбки.

    • Чем чаще выполняются упражнения, тем быстрее происходит коррекция работы частей артикуляционного аппарата.
    • Если занятия у логопеда дополнять упражнениями дома, то получение результата ускоряется.
    • Когда в самом начале коррекционной работы малыш противится гимнастике, начинайте делать упражнения в его присутствии перед зеркалом. Это выглядит достаточно весело - настолько, что ребёнок сам захочет присоединиться к вам.
    • Помните, что малыши чутки к похвале. Пускай после занятий ребёнок показывает то, что у него начало получаться, другим членам семьи, а те должны активно демонстрировать свой восторг и радость его успехам.

    Логопедам

    Успех занятий зависит от трёх факторов:

    • правильной диагностики нарушений произношения звуков;
    • строгой последовательности нарастания сложности упражнений;
    • воевременной коррекции положений языка и губ с помощью массажа или инструментов, если у ребёнка не получается скопировать их правильное размещения.

    Занятия, которые проходят с яркой эмоциональной окраской, имеют хороший отклик работоспособности у малышей. Помните, что для них это, прежде всего, игра, а придание её коррекционного смысла - ваша задача.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

    При работе над правильным звукопроизношением воспи тателю необходимо четко знать артикуляционный уклад каждого звука, т. е. в каком положении при произношении того или иного звука находятся губы, зубы, язык, голосо вые связки.

    Перед началом работы над каждым звуком пе дагог анализирует положение всех органов артикуляционно го аппарата, произнося изучаемый звук в изолированном виде перед зеркалом.

    После того как артикуляционный уклад звука усвоен (разобран), следует обратиться к подбору артикуляционных упражнений, необходимых для постановки звука. Упражне ния к основным звукам. Эти упражнения помогут ребенку выработать правильный артикуляционный уклад.

    Каждое упражнение имеет свое название. Обучая ребен ка выполнять упражнение, необходимо соотнести его с ка ким-то образом, предметом, изображенным на картинке. Например: широкий кончик языка - лопаточка, узкий кончик языка - иголочка и т. п.

    В последующей работе при показе картинки ребенок бу дет выполнять соответствующие упражнения без дополни тельных объяснений со стороны воспитателя.

    В детском учреждении должна проводиться артикуляци онная гимнастика - система упражнений для речевых ор ганов. Она является зарядкой для артикуляционных мышц.

    Целями артикуляционной гимнастики являются выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.

    У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) раз виты крайне слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы, участвующие в речевом акте. Жевание, сосание, глотание способствуют развитию крупных мышц. Для про цесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Этому и способствует система упраж нений, направленная на развитие моторики органов артику ляции.

    Артикуляционная гимнастика не только развивает речевой аппарат ребенка, но и является профилактикой возник новения некоторых речевых нарушений.

    Правильное и систематическое проведение артикуляци онной гимнастики в дошкольном возрасте способствует рож дению правильных звуков, а позднее - усвоению слов сложной слоговой конструкции.

    Артикуляционная гимнастика с детьми среднего до школьного возраста проводится ежедневно в утренние часы (первый раз),

    после занятий (второй раз)

    и после дневного сна (третий раз) по инструкции педагога.

    Дети выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалом.

    Продолжи тельность гимнастики - до 5 мин.

    Комплекс артикуляционной гимнастики предварительно разрабатывается воспитателем на основе таблицы «Артику ляционные упражнения».

    В комплекс должно входить 4-5 упражнений: 2-3 ста тических и 2-3 динамических.

    Примеры комплексов артикуляционной гимнастики.

    Комплекс 1. Артикуляционные упражнения к постанов ке звука [ш].

    1-я часть. Статические упражнения:

    «Дудочка»;

    «Чашечка».

    2-я часть. Динамические упражнения:

    «Маляр»;

    «Дятел»;

    «Лошадка».

    Комплекс 2. Артикуляционные упражнения к постановке звука [ш]. 1-я часть . Статические упражнения:

    «Дудочка»;

    «Чашечка».

    2-я часть. Динамические упражнения:

    «Маляр»;

    «Вкусное варенье»;

    «Лошадка».

    Комплекс артикуляционной гимнастики планируется пе дагогом на неделю . На следующей неделе комплекс частич но видоизменяется: одно из упражнений, хорошо выполняемое детьми, заменяется другим, новым упражнением, под ходящим под артикуляцию изучаемого звука.

    Таким образом, педагоги каждую неделю знакомят детей с одним новым упражнением и отрабатывают его в артику ляционной гимнастике.

    Знакомство с каждым новым артикуляционным упраж нением желательно сопровождать небольшой сюжетной зари совкой .

    Например, упражнение «Вкусное варенье»:

    «Сластена Карлсон летом навещал свою бабушку, которая жила в деревне. Однажды он приехал к ней и похвалился, что научился хороню считать. Карлсон предложил бабушке посчи тать ее банки с вареньем. Бабушка согласилась и пустила Карлсона в кладовочку, где на полках стояли баночки с варе ньем. Когда Карлсон спустя некоторое время вышел оттуда, он почему-то облизывал свои губы вот так (показ педагога)».

    После показа воспитатель просит детей выполнить уп ражнение (обязательно с визуальным контролем). При этом педагог контролирует каждого ребенка, правильно ли он вы полняет упражнение.

    Затем воспитатель показывает картинку, на которой изображено предлагаемое упражнение, и называет его. Дети выполняют новое упражнение еще раз, но уже не по пока зу воспитателя, а по картинке. Педагог при этом проверяет правильность выполнения артикуляционного упражнения каждым ребенком.

    Артикуляционную гимнастику желательно проводить в зале, где имеются настенные зеркала. Дети выстраиваются перед зеркалами, воспитатель встает за их спинами. Все смотрят и видят друг друга в зеркала. Общение, показ ар тикуляционных поз также происходят через зеркала. В та ком положении дети видят, как они выполняют упражне ние, как его показывает воспитатель, картинки, которые демонстрирует воспитатель. Педагог при этом видит, как все дети выполняют предложенные упражнения.

    При планировании работы педагоги должны фиксировать комплексы артикуляционной гимнастики (как представлено выше).

    27 артикуляционных упражнений .

    Название упражнения

    Цель

    Как делать

    Рисунок

    «Улыбочка» (статическое)

    Губы растянуты в виде улыбки, обна жая сомкнутые зубы.

    Удерживать губы в таком положении следует 10-15 с.

    «Дудочка» (статическое)

    Развивать круговые мышцы губ.

    Губы сомкнуты и вытянуты вперед в виде трубочки. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 с.

    «Хоботок» (статическое)

    Развивать подвижность губ.

    Губы плотно сомкнуты и с напряже нием вытянуты вперед до предела. Удер живать губы в таком положении следует 10 с.

    Лопаточка» (статическое).

    Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать язык в таком положении длительное время.

    Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Верхняя губа приподнята и не прикасает ся к поверхности языка.

    «Иголочка» (статическое)

    Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать язык в таком поло жении.

    Узкий кончик языка высунуть из по лости рта, не прикасаясь им к губам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.

    «Сердитая кошечка» (статическое)

    Развивать подвижность мышцы спинки языка.

    Рот приоткрыт. Кончик языка упира ется в нижние передние зубы, спинка языка приподнята. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.

    «Желобок» (статическое)

    Вырабатывать целенаправленную воздушную струю по средней линии языка на его кончик; развивать боковые мышцы языка.

    Высунуть широкий язык из полости рта. Боковые края языка загнуть вверх. Плавно подуть на кончик языка. Выпол нять упражнение следует 3-4 раза по 5-7 с.

    «Парус» (статическое).

    Растягивать подъязычную связку; развивать уме ние расслаблять мышцы языка в приподнятом положении.

    Рот широко раскрыт. Широкий кон чик языка поставить за верхние зубы на бугорки, спинку языка немного прогнуть вперед. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Упражнение повторить 2-3 раза.

    «Чашечка» (статическое)

    Упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении.

    Рот широко раскрыт. Широкий кон чик языка поднять вверх. Потянуть его к верхним зубам, но не касаться их. Боко вые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в та ком положении под счет до 10. Упражне ние выполнить 3-4 раза.

    «Заборчик» (статическое).

    Упражнять в умении удерживать зубы сжатыми; развивать круговые мышцы губ.

    Зубы плотно сжаты. Губы находятся в положении улыбки. Упражнение выпол нить 5-6 раз, продолжительность каждо го упражнения 10-15 с.

    «Утиный клювик» (динамическое)

    Развивать подвижность губ, быструю переключаемость губ с одной позиции на другую.

    Губы находятся в положении трубоч ки, затем щеки втягиваются в полость рта, а губы несколько расслабляются и могут производить смыкательные и размыкательные движения.

    «Шторки» (динамическое)

    Рот приоткрыт. Нижняя губа закрыва ет нижние зубы, а верхняя губа в этот момент открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется: нижняя губа от крывает нижние зубы, а верхняя губа закрывает верхние зубы. Упражнение вы полнить 5- 6 раз.

    «Лошадка» (динамическое).

    Растягивать подъязычную связку языка.

    Присасывать кончик языка к нёбу. Темп пощелкивания должен меняться (медленно, быстрее, очень быстро). Уп ражнение способствует растяжению уко роченной подъязычной связки. Упражне ние выполнить 10 -15 раз.

    «Грибок» (динамическое)

    Растягивать подъязычную связку языка

    Широко раскрыть полость рта. Присо сать поверхность языка к нёбу. Не отры вая язык от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Упражнение выполнить 5- 6 раз.

    «Маляр» (динамическое)

    Вырабатывать подвижность языка в верхнем по ложении.

    Широко раскрыть полость рта. Широ ким кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до маленького язычка и обратно. Упражнение проводить в медлен ном темпе 5-6 раз.

    «Дятел» (динамическое )

    Вырабатывать подвижность кончика языка.

    Рот широко раскрыт. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за верх ними зубами; ребенок при этом произно сит звук [д], подражая стуку дятла: д-д-д-д-д. Упражнение проводится в течение 15-20 с.

    «Утюжок» (динамическое).

    Активизировать кончик языка на бугорках.

    Рот приоткрыт. Широким кончиком языка поглаживать бугорки, находящиеся за верхними зубами: назад-вперед. Уп ражнение проводить 20 -25 раз.

    «Прогони комарика» (динамическое).

    Вызвать самостоятельное дрожание кончика язы ка под воздействием сильной воздушной струи.

    Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кон чик языка, приводит его в движение. Язык дрожит. Упражнение повторить 3 раза.

    «Покусывание кончика языка» (дина мическое).

    Активизировать мышцы кончика языка.

    Губы в положении улыбки. Покусыва ние кончика языка производится 8 - 10 раз.

    «Качели» (динамическое).

    Упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координированные движения кончика языка (вверх-вниз).

    Рот широко раскрыт. Кончик языка поднимается за верхние зубы на бугорки, а затем опускается вниз за нижние зубы.

    Упражнение повторить 15- 20 раз.

    Упражнение «Катание шарика» (динамическое).

    Укреплять боковые мышцы языка.

    Губы сомкнуты. Напряженный кончик языка движется между губами и зубами, делая круговые движения как бы вокруг губ, но с внутренней стороны рта. Движе ния выполняются сначала в одном направ лении (по часовой стрелке) - 5-6 кру гов, затем в другом направлении (против часовой стрелки) - 5-6 кругов. Скорость движения языка можно менять.

    «Часики» (динамическое).

    Развивать напряжение боковых мышц языка и координацию движения (справа налево).

    Рот приоткрыт. Узкий язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ.

    Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождает ся словами: тик-так, тик-так, тик-так. Длительность выполнения упражнения - 20 с.

    «Мясорубка» (динамическое

    Вырабатывать продвижение тонкого и широкого языка между зубами.

    Губы в положении улыбки. Зубы плот но сжаты. Кончик языка проталкиваем между сжатыми зубами. Язык становится широким и тонким. Выдвигаем его впе ред до предела. Упражнение повторить 3-4 раза.

    «Прятки» (динамическое).

    Развивать подвижность спинки языка и умение удерживать длительное время кончик языка за нижними зубами.

    Рот широко раскрыт. Зубы разомкну ты. Кончик языка упирается за нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов. Затем спинка языка опускается вниз, «прячет ся». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Упражнение выполнить до 10 раз.

    «Вкусное варенье» (динамическое)

    Развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении.

    Широким кончиком языка обнять верх нюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Упражнение повторить 5- 6 раз.

    «Змейка» (динамическое).

    Развивать боковые мышцы языка.

    Рот раскрыт. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперед, а затем убрать в глубь рта.

    Движения языка производятся в мед ленном темпе и выполняются 5- 6 раз.

    «Настроение» (динамическое).

    Вырабатывать подвижность губ.

    Губы растянуть в улыбке. Зубы забор чиком. Эта часть упражнения представля ет хорошее настроение (помогает мимика). Затем губы принимают положение трубочки. Зубы находятся в прежнем по ложении. Мимика помогает ребенку при нять рассерженный вид.

    Упражнение повторяется 5 раз и заканчивается улыбкой, т. е. хорошим настроением.

    ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

    В артикуляционную гимнастику следует вводить упраж нения на развитие речевого дыхания. Речевое дыхание су щественно отличается от физиологического дыхания, так как имеет более быстрый вдох и замедленный выдох. При речевом дыхании значительно увеличивается дыхательный объем легких. В основном присутствует ротовой тип дыха ния.

    Работа над речевым дыханием ребенка способствует раз витию способности произносить длинные фразы и является профилактикой заикания.

    Для правильного произношения любого звука необходи ма воздушная струя, идущая из легких. Струя воздуха предназначена прежде всего для дыхания. Значит, ребенок должен научиться одновременно дышать и говорить. Этому и способствуют дыхательные упражнения, вырабатывающие направленную воздушную струю.

    1. Ребенка обучают, не надувая щеки, сквозь сближен ные и слегка выдвинутые вперед губы сдувать поднесенный ко рту любой легкий предмет (ватный шарик, бумажную бабочку или снежинку, перышко и т. д.).

    Сдуваемый предмет может находиться на ладони или на твердом поле (картонный цветок, листок и т. п.). Можно использовать для поддувания предмет, привязанный ниткой к штативу или твердому полю.

    2. Исходная позиция для поддувания та же, но ребенку предлагается для перемещения более тяжелый предмет, на пример карандаш. Причем сначала используется круглый карандаш, а затем ребристый. Карандаш кладется на глад кую поверхность стола, и ребенок дует на него, чтобы он покатился до определенной границы (кубика, книги и др.).

    3. С детьми отдельно отрабатывается холодный выдох и теплый выдох; сильная воздушная струя и плавная воздуш ная струя. В упражнении используется любое пособие для поддувания (жучок на листике, пчела на цветке и т. п.).

    4. Ребенка тренируют в умении сочетать произнесение звука с началом выдоха (например, игра «Паровозик» - ч-ч-ч-ч).

    5. Детей учат на одном выдохе произносить 3-4 слога (гав-гав-гав, цып-цып-цып-цып и т. п.).

    6. Детей учат слитно произносить фразу из 2-3, 3-4, 4-5, 5-6 слов - с коротким вдохом и длительным выдо хом.

    7. У детей вырабатывают дифференцированное дыхание: вдох ртом, выдох ртом;

    вдох ртом, выдох носом;

    вдох носом, выдох ртом;

    вдох носом, выдох носом.

    Дыхательные упражнения систематически проводятся в комплексах артикуляционной гимнастики, в повседневной жизни, на занятиях.