Понятие «Средние века» возникло в эпоху Возрождения и имело негативно-презрительный оттенок, применяясь для промежутка времени, отделяющего Ренессанс от античности. Подобное отношение отразилось и на истории лингвистики: вплоть до второй половины XX в., а зачастую и позднее европейскому Средневековью в научной литературе отводили обычно несколько строк, как правило, не хвалебного характера.

Что касается собственно хронологических рамок данного периода, то традиционным началом его считали V в. (падение Западной Римской империи), а концом – XV (открытие Америки Христофором Колумбом). Многие историки относили рубеж Средневековья к середине XVII в. (Английская буржуазная революция), связывая его с окончательным распадом феодальных отношений.

Говоря о лингвистической традиции в средневековой Европе, большинство историков видело в ней «теоретический застой» по сравнению с античной эпохой.

1. Единственным языком, изучавшимся в этот период, был латинский, что сужало круг наблюдаемых языковых фактов, а слово «грамматика» стало пониматься как синоним именно латинской грамматики.

2. Латинский язык был мертвым языком (использовался главным образом для письменного общения), и изучать его было можно лишь на основе письменных источников. Соответственно предметом обучения становились не звуки, а буквы – графические элементы, фонетические исследования оказались в пренебрежении.

3. Само изучение латинского языка проводилось в основном в практических целях, вследствие чего грамматика не столько описывала существующие факты, сколько предписывала их «правильное» употребление. Важнейшим пособием для изучения латинского языка оставались грамматики Доната и Присциана либо созданные на их основе компиляции; оригинальных в собственно лингвистическом отношении трудов практически не создавалось.

4. Отождествление понятий латинской грамматики и грамматики вообще привело к тому, что даже в тех случаях, когда начинали изучаться другие языки, на них механически переносились особенности латинской грамматики, что приводило к игнорированию конкретной специфики разных языков.

Во-первых, в какой-то степени так называемые новые (т. е. живые) европейские языки также попадали в поле внимания: составлялись алфавиты, делались глоссы, выполнялись переводы, сочинялись оригинальные произведения. Подобная деятельность способствовала постепенному повышению их престижа и подготавливала почву для их превращения в объект научного изучения. Историки языкознания обращают особое внимание на исландские трактаты XII в., в которых рассматривается вопрос об использовании латинского письма применительно к исландскому языку и в связи с этим описывалась сама исландская фонетика. К концу Средневековья эта тенденция проявилась уже достаточно отчетливо, отразившись, в словах Данте Алигьери о том, что народный язык «благороднее» латыни, так как он «природный», а второй – «искусственный».

Во-вторых, латинский язык не был мертвым языком, и латинская литература не была мертвой литературой. По-латыни не только писали, но и говорили; это был разговорный язык, объединявший немногочисленных образованных людей того времени. Это сказалось и на своеобразной «диалектизации» средневековой латыни: появляются изменения в произношении, словоупотреблении, в меньшей степени – в грамматике. В литературе описаны даже случаи, когда ученые из разных стран, говоря на «своем» варианте латинского языка, уже с трудом понимали, а иногда и вообще не понимали друг друга.

В-третьих, с развитием средневекового мировоззрения в первую очередь философского, грамматика привлекает внимание уже и в чисто теоретическом отношении: появляются труды, в которых делаются попытки осмыслить явления языка и интерпретировать их в более широком аспекте.

В-четвертых, в сочинениях авторов позднего Средневековья стали звучать идеи о том, что помимо общей логической основы в языках имеются и довольно значительные различия, сказывающиеся, например, в трудностях при переводе (эту мысль наиболее отчетливо высказал Роджер Бэкон).

Выделяют два этапа периодизации средневековой лингвистической мысли.

Первый («ранний») охватывает промежуток времени приблизительно с VI до XII в. В качестве его отличительной особенности называют обычно процесс усвоения античного наследия и его адаптации к новым историческим условиям. Выдающуюся роль здесь сыграли такие позднеантичные авторы, как Марциан Капелла (V в.), Анций Манлий Северин Боэций (480–524), Маги Аврелий Кассиодор (490–575).

Марциану Капелле принадлежит своеобразная энциклопедия в девяти книгах «Брак Филологии и Меркурия». К нему восходит сложившаяся в средневековой Европе система «семи свободных искусств», состоявшая из так называемого тривия, включавшего словесные науки (грамматику, риторику и диалектику, т. е. умение вести споры) и квадривия (музыки, арифметики, геометрии, астрономии). Таким образом, именно грамматика, понимаемая как искусство читать и писать, должна была служить основой дальнейшего школьного образования.

Боэций известен как переводчик на латынь основных логических сочинений Аристотеля, заложивших основу логических учений в Европе и в значительной степени определивших разработку грамматических проблем.

Кассиодором была составлена энциклопедическая компиляция латинских трудов по «словесным искусствам» (грамматика, риторика с поэтикой и логика).

В эту эпоху канонизируются в качестве основных пособий по изучению грамматики труды Доната и Присциана. Исидор Севильский, опираясь на труды Боэция, Кассиодора и других античных авторов, составляет труд, именовавшийся «Начала, или этимологии», в котором утверждалось, что сущность вещи может быть выведена из самого ее названия, а не возникает произвольно.

Наиболее важным моментом рассматриваемого периода принято считать относящееся к XI–XII вв. начало борьбы номинализма и реализма . Спор этот восходит еще к античной эпохе, и сущность его состоит в том, соответствуют или нет общим понятиям (универсалиям) какие-либо действительные явления.

Начало дискуссии связывают с именем Росцелина из Компьена (1050–1120), который выступил с утверждением, что действительным объективным существованием обладают только единичные вещи, тогда как общие понятия, т. е. универсалии, – это только имена. Из этого Росцелин делал вывод, что универсалии представляют собой просто «звуки голоса», лишь весьма косвенно связанные с самими вещами. Роды, виды и категории, согласно Росцелину, выражают не отношение вещей, а служат исключительно для классификации одних только слов.

Поскольку выводы Росцелина в определенной степени приводили к противоречию с некоторыми из церковных догматов, они вызывали резкие возражения со стороны католических философов. Особенно резко выступили против них Ансельм Кентерберийский (1033–1109) и Гильом из Шампо (ок. 1068–1121), представлявшие так называемое реалистическое направление. Согласно последнему, универсалии являются абсолютно реальными, и каждая из них целиком и полностью пребывает в любом предмете своего класса.

Один из слушателей Гильома, впоследствии ставший его непримиримым противником, Пьер Абеляр (1079–1142), отрицая реальность существования универсалий, вместе с тем отказался и от крайнего номинализма Росцелина, отмечая, что универсалия – не просто слово, имеющее физическое звучание, но она также обладает определенным значением и способна определять многие предметы, составляющие известный класс. Таким образом, согласно Абеляру, универсалии объективно существуют только в человеческом уме, возникая в результате чувственного опыта как результат абстрагирования. Эту доктрину умеренного номинализма позднее стали называть концептуализмом .

Для науки о языке рассматриваемый спор интересен в первую очередь благодаря тому, что в его ходе рассматривались основные проблемы, связанные с изучением семантической системы языка.

Второй период развития средневековой лингвистической традиции (поздний, или «предренессансный») охватывает XII–XIV вв. Эта эпоха характеризуется как расцвет и закат схоластической философии, возникшей в предыдущие века. В рассматриваемый отрезок времени западноевропейские мыслители знакомятся с рядом произведений античных авторов, в первую очередь с ранее не известными трудами Аристотеля. Наблюдается и возрастание интереса к проблемам языка.

Собственно в плане грамматического описания языка было сделано не так много: по-прежнему, основным авторитетом оставался труд Присциана, к которому составлялись многочисленные комментарии, и в этом плане можно отметить лишь один факт: категория имени, не расчленявшаяся в античной грамматике, была подразделена на существительное и прилагательное. Однако заметным явлением считается формирование в XIII–XIV вв. так называемой концепции философской грамматики. Первый опыт ее создания связывается с именем Петра Гелийского (середина XII в.).

Особую роль в развитии этого направления сыграл Петр Испанский (1210/20-1277), ставший в 1276 г. римским папой под именем Иоанна XXI. В своем трактате «О свойствах терминов», он разрабатывает учение о суппозиции (допустимой подстановке терминов), касаясь вопроса о природе значения и отмечая важность изучения элементов языка в контексте тех комбинаций, в которых они выступают в речи.

В значительной степени под его влиянием в XII–XIV вв. складывается так называемая «школа модистов» (модус, т. е. способ значения). К числу ее крупнейших представителей относятся Боэций Датчанин (XIII в.), Томас Эрфуртский (XIV в.). Модисты изучали общие свойства языка, его отношения к внешнему миру и мышлению. Они рассматривали грамматику не как чисто практическую дисциплину, а как науку. Со школой модистов связаны также изучения вопросов синтаксического значения частей речи, их выделения и др., а сама грамматика определяется как наука о речи, изучающая правильное сочетание слов в предложениях.

Как известно, с IX в. н. э. начинается существование славянской письменности (863 г.), созданной Кириллом (Константином ) и Мефодием на языке, получившем название старославянского . Имея южнославянскую основу, этот язык не совпадал с живым разговорным языком какого-либо из славянских племен, а представлял собой письменный, литературный язык, созданный для нужд христианской церкви. С течением времени, с одной стороны, продолжая сохранять свою основу, он стал видоизменяться на разных территориях, благодаря чему возникают варианты (болгарский, сербский, древнерусский) . С другой стороны, процесс развития самих славянских языков приводил к тому, что они все больше и больше расходились с церковнославянским. Указанные обстоятельства во многом повлияли на становление языковедческой традиции в странах православнославянского мира, которая зарождается как традиция описания и изучения именно церковнославянского языка.

Первым исследованием такого рода считается трактат болгарского монаха X в. Храбра «О письменах», где, излагая историю создания славянской азбуки, автор пытается также дать некоторые сведения о звуковом составе славянской речи.

Вызванная изложенными выше причинами потребность в специальном изучении церковнославянского языка приводит к появлению ряда грамматик, создававшихся по образцу греческих и латинских трудов. Древнейшей из них, дошедшей до нас, считается приписываемое жившему в X в. Иоанну Экзарху Болгарскому сочинение «О восьми частях речи», вслед за ней появляются и другие грамматики. С другой стороны, потребность в изучении латинского языка привела к переводу знаменитой грамматики Доната, выполненному известным русским переводчиком Дмитрием Герасимовым (ок. 1465-ок. 1530). Этот перевод использовался в качестве учебника.

Особую роль в разработке грамматических вопросов в России сыграла деятельность Максима Грека (ок. 1475–1556). Максим Грек в своих трудах высказывал ряд мыслей об отдельных семантических и грамматических вопросах (значение отдельных слов, употребление тех или иных частей речи). Стремясь руководствоваться правилами греческой грамматики, которым должен следовать и церковнославянский язык, Максим Грек считал вместе с тем последний, в отличие от греческого, языком еще не упорядоченным и полагал возможным вносить туда формы, свойственные живой русской речи. В соответствии с многовековой традицией Максим Грек подчеркивал и практическое значение грамматики, без знания которой невозможно заниматься никаким литературным трудом. В 1586 г. в Вильне (ныне Вильнюс) выходит первая печатная «Словеньска грамматика».

Важную роль в становлении славянской лингвистической традиции сыграла книга Лаврентия Зизания (50-60-е гг. XVI в. - после 1634 г.) «Грамматика словенска совершенного искусства осеми частей слова и иных нужных». Лаврентий Зизаний различает в ее составе орфографию, просодию, этимологию (т. е. морфологию) и синтаксис. По античной традиции он выделяет восемь частей речи (относительное местоимение иже, имя, местоимение, глагол, причастие, предлог, наречие, союз). Имена распределяются по пяти падежам: именовному, родительному, дательному, творительному, виновному и звательному. Предложение понимается им как определенное сочетание слов, выражающее самостоятельную мысль.

Особое значение для истории отечественной науки о языке имеет книга Мелетия Смотрицкого (1572–1630 или 1633) «Грамматики славенския правильное синтагма», вышедшая в свет в 1619 г. Ее автор отметил и ряд новых моментов: наличие особого «сказательного» (предложного) падежа, разряда деепричастных форм, отсутствовавших в раннем старославянском, но уже сложившихся к XVII в., и др. Вплоть до «Российской грамматики» М. В. Ломоносова работа Смотрицкого служила основным грамматическим пособием.

Фонетика - это раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка. Звук - кратчайшая, далее неделимая единица языка. Звуки в языке служат для различения звуковых оболочек различных слов: том, там, дам, дар, жар, шар и т.д.

Звуки произносятся органами речи, совокупность которых называется речевым аппаратом. Речевой аппарат состоит из голосовых связок, полости рта, в которой находятся язык, губы, зубы, небо, альвеолы и полости носа. Органы речи бывают активными (подвижными) и пассивными (неподвижными). К активным относятся голосовые связки, язык, губы и задняя часть неба. К пассивным - все остальные.

Из всех органов речи только голосовые связки созданы природой специально для произношения звуков. Все остальные органы речи имели первоначально иное назначение (которое, кстати, они сохраняют и по сей день). Так, изначальная и основная функция зубов - пережевывать пищу, функция языка - проталкивать пережеванную пищу далее по пищевому тракту, функция носовой полости - служить дыхательным каналом и т.д. И лишь позднее все эти органы были приспособлены для производства звуков.

Голосовые связки, в отличие от других органов речи, производят ритмичные колебания звуковой струи, которые называются тоном. Остальные органы речи производят неритмичные колебания звуковой струи, которые называются шумом.

Работа органов речи, необходимая для образования того или иного звука, называется артикуляцией. Артикуляция любого звука состоит из трех фаз: экскурсии, выдержки и рекурсии. Экскурсией называется приведение органов речи в состояние, необходимое для производства данного звука, выдержкой - пребывание органов речи в этом состоянии, а рекурсией - переход к артикуляции следующего звука.

Звуки бывают гласными и согласными. Гласными называются звуки, которые образуются посредством дрожания голосовых связок и состоят из одного только тона без примеси шума. Согласными называются звуки, в образовании которых участвует шум.

В зависимости от соотношения шума и голоса все согласные распределяются по трем группам: сонорные (сонанты), звонкие согласные и глухие согласные. Сонорными называются звуки, состоящие из тона и шума, в которых преобладает тон. В русском языке сонорными являются «м», «н», «р», «л», а также их мягкие варианты. Подобно гласным, сонорные можно тянуть, даже петь. В некоторых языках сонорные наряду с гласными играют слогообразующую роль. Примером тому может служить чешское слово vlk (волк), где слогообразующую роль играет сонант. Способность образовывать слог сближает сонанты с гласными звуками.

Звонкими согласными называются звуки, которые состоят из тона и шума с преобладанием шума. Глухими согласными называются звуки, состоящие из одного только шума.

Гласные звуки классифицируются в зависимости от места их образования и особенностей артикуляции. Особое значение для классификации гласных звуков имеет положение, которое принимает язык в момент произнесения звука. Гласные, при произнесении которых кончик языка находится вблизи от нижнего ряда зубов, называются гласными переднего ряда. В русском языке к переднему ряду относятся [э] и [и]. В других языках количество гласных переднего ряда больше. Так, например, в немецком к переднему ряду относятся также звуки [ä], [ö], [ü].

Гласные, при произнесении которых кончик языка максимально сдвинут в сторону гортани, называются гласными заднего ряда. В русском языке к заднему ряду относятся [о], [у].

Промежуточное положение между гласными этих групп занимают гласные среднего ряда. В русском языке - это [ы], [а].

Другой важной характеристикой гласных является уровень подъема языка при их произнесении. К гласным верхнего подъема в русском языке относятся [и], [ы], [у]. Во время артикуляции этих звуков кончик языка находится у самого неба. К среднему подъему относятся звуки [э] и [о], а к нижнему - гласный [а].

Гласные бывают огубленные (лабиализованные) и неогубленные (нелабиализованные). К огубленным в русском языке относятся [о], [у], к неогубленным - все остальные. В других языках круг огубленных гласных несколько шире. Например, в немецком языке к ним относятся также звуки [ü] и [ö].

В некоторых языках различаются носовые и неносовые гласные. Носовыми называются звуки, при образовании которых часть звуковой струи идет через носовую полость. Носовые гласные встречаются в польском, кашубском, литовском, португальском, французском, окситанском, бретонском и ряде других языков мира.

Для очень многих языков важно различение гласных звуков по долготе/краткости. Замена краткого гласного на долгий и наоборот может полностью изменить значение слова. Так, например, в чешском языке слово pas (с долгим гласным) обозначает «пояс», а слово pas (с кратким гласным) - «паспорт».

Согласные звуки классифицируются по соотношению тона и шума (об этом уже было сказано выше), по месту образования и по способу образования.

По месту образования согласные могут быть заднеязычными: [г], [к], [х]; переднеязычными: [ж], [ш], [ч], [р]; зубными: [д], [т], [з], [с], [л], [н], [ц]; губными: [б], [п], [в], [ф], [м]. Имеется в русском языке также один среднеязычный звук - [й].

По способу образования все согласные делятся на взрывные (мгновенные), щелевые (длительные, фрикативные) и вибранты. Взрывными называются согласные, образование которых связано с тем, что струя воздуха, идущая из гортани, разрывает препятствие, создаваемое теми или иными органами речи. К взрывным в русском языке относятся [б], [к], [г], [т], и др. Щелевыми называются согласные, которые образуются благодаря трению воздушной струи о стенки щели, образуемой теми или иными органами речи. В русском языке к щелевым относятся [ш], [з], [ф] и др. Вибрантами называются звуки, образующиеся благодаря дрожанию кончика языка или задней части неба. В русском языке вибрант один - [р].

В особую группу выделяются аффрикаты. Аффрикатами называются согласные, состоящие из двух компонентов - взрывного и щелевого. В русском языке есть две глухие аффрикаты - [ч], [ц]. В английском языке мы встречаемся со звонкой аффрикатой [дж] - в словах joke , job , large , juge и др., в польском - со звонкой парой к [ц] - [дз] в словах: dzwon - «колокол», dzban - «кувшин», chodzą - «ходят» и мн. др.

В русском и других славянских языках согласные часто имеют дополнительный признак твердости/мягкости: вез - воз, мал - мял, стол - столь.

В некоторых языках согласные различаются по долготе/краткости. Так, например, в эстонском языке kas - вопросительная частица, а kass - «кошка».

Не все приведённые выше категории звуков присутствуют во всех языках мира. Например, в языке мангарайи (один из языков коренного населения Австралии) полностью отсутствуют глухие согласные, а в полинезийских языках нет аффрикат.

А.Ю. Мусорин. Основы науки о языке — Новосибирск, 2004 г.

Каждый звук речи - это явление не только физическое, но и физиологическое, так как в образовании и восприятии звуков речи участвует центральная нервная система человека. С физиологической точки зрения речь предстает как одна из ее функций. Произнесение звука речи достаточно сложный физиологический процесс. Из центра речи головного мозга посылается определенный импульс, который поступает по нервам к органам речи, выполняющим команду речевого центра. Принято считать, что непосредственным источником образования звуков речи служит струя воздуха, выталкиваемая из легких через бронхи, трахею и полость рта наружу. Поэтому речевой аппарат рассматривают как в широком, так и в узком смысле этого слова.

­ Конец страницы 47 ­

¯ Начало страницы 48 ¯

В широком смысле в понятие речевого аппарата включают центральную нервную систему, органы слуха (и зрения - для письменной речи), необходимые для восприятия звуков, и органы речи, необходимые для производства звуков. Центральная нервная система является причиной возникновения звуков речи. Она также участвует в восприятии звуков речи извне и осознании их.

Органы речи, или речевой аппарат в узком смысле, состоят из дыхательных органов, гортани, надгортанных органов и полостей. Органы речи часто сравнивают с духовым инструментом: легкие - мехи, дыхательное горло - труба, а ротовая полость -клапаны. Фактически же органами речи управляет центральная нервная система, которая посылает команды в различные участки органов речи. В соответствии с этими командами органы речи производят движения и меняют свои положения.

Дыхательные органы - это легкие, бронхи и дыхательное горло (трахея). Легкие и бронхи являются источником и проводником воздушной струи, нагнетая выдыхаемый воздух напряжением мускулов диафрагмы (грудобрюшной преграды).

Рис. 1. Дыхательный аппарат:

1 - щитовидный хрящ; 2 - перстневидный хрящ; 3 - дыхательное горло (трахея); 4 - бронхи; 5 - конечные разветвления бронхиальных веточек; 6 - верхушки легких; 7 - основания легких

­ Конец страницы 48 ­

¯ Начало страницы 49 ¯

Гортань, илиларинкс (от греч. larynx - гортань) - это верхняя расширенная часть трахеи. В гортани расположен голосовой аппарат, состоящий из хрящей и мускулов. Остов гортани образуют два больших хряща: перстневидный (в виде перстня, печатка которого обращена назад) и щитовидный (в виде двух соединенных щитов, выступающих углом вперед; выступ щитовидного хряща называют адамовым яблоком, или кадыком). Перстневидный хрящ неподвижно соединен с трахеей и является как бы основанием гортани. На верхней части перстневидного хряща находятся два небольших черпаловидных, или пирамидальных, хряща, которые имеют вид треугольников и могут раздвигаться и сдвигаться к центру, поворачиваться внутрь или наружу.

Рис. 2. Гортань

А. Гортань спереди: 1 - щитовидный хрящ; 2 - перстневидный хрящ; 3 - подъязычная кость; 4 - средняя щито-подъязычная связка I (соединяющая щитовидный хрящ с подъязычной костью); 5 - средняя перстнещитовидная связка; 6 - трахея

Б. Гортань сзади: 1 - щитовидный хрящ; 2 - перстневидный хрящ; 3 - верхние рога щитовидного хряща; 4 - нижние рога щитовидного хряща; 5 - черпаловидные хрящи; 6 - надгортанник; 7 - перепончатая (задняя) часть трахеи

­ Конец страницы 49 ­

¯ Начало страницы 50 ¯

Поперек гортани наклонно от верха передней части к низу задней части натянуты в виде занавеса, сходящегося двумя половинами к середине, две упругие мускулистые складки - голосовые связки. Верхние края голосовых связок прикреплены к внутренним стенкам щитовидного хряща, нижние - к черпаловидным хрящам. Голосовые связки очень эластичны и могут укорачиваться и растягиваться, быть расслабленными и напряженными. С помощью черпаловидных хрящей они могут сходиться или расходиться под углом, образуя голосовую щель различной формы. Воздух, нагнетаемый дыхательными органами, проходит сквозь голосовую щель и заставляет дрожать голосовые связки. Под влиянием их колебания возникают звуки определенной частоты. Тем самым начинается процесс создания звуков речи.

Следует заметить, что, согласно нейромоторной теории голосообразования, голосовые связки активно сокращаются не под влиянием механического прорыва выдыхаемого воздуха, а под влиянием серии нервных импульсов. Причем частота колебаний голосовых связок при образовании звуков речи соответствует частоте нервных импульсов.

В любом случае, процесс создания звуков в гортани только начинается. Заканчивается он "на верхнем этаже" речевого аппарата - в надгортанных полостях с участием органов произношения. Здесь образуются резонаторные тоны и обертоны, а также шумы от трения воздуха о сближенные органы или от взрыва сомкнутых органов.

Верхний этаж речевого аппарата - надставная труба - начинается полостью глотки, или фаринксом (от греч. phárynx -зев). Фаринкс может сужаться в своей нижней или средней области путем сокращения круговых мышц глотки или смещения назад корневой части языка. Таким способом образуются фарингальные звуки в семитских, кавказских и некоторых других языках. Далее надставная труба разделяется на две выходные трубы - ротовую полость и носовую полость. Их разделяет нёбо (лат. palatum), передняя часть которого твердая (твердое нёбо), а задняя - мягкая (мягкое нёбо, или нёбная занавеска), заканчивающаяся маленьким язычком, или увулой (от лат. uvula - язычок). Твердое нёбо подразделяют на переднее и среднее.

­ Конец страницы 50 ­

¯ Начало страницы 51 ¯

В зависимости от того, какое положение занимает нёбная занавеска, воздушный поток, выходя из гортани, может попадать в полость рта или в полость носа. Когда нёбная занавеска приподнята и плотно прилегает к задней стенке глотки, то воздух не может попасть в полость носа и должен идти через рот. Тогда формируются ротовые звуки. Если же мягкое нёбо опущено, то проход в полость носа оказывается открытым. Звуки приобретают носовую окраску и получаются носовые звуки.

Рис. 3. Произносительный аппарат

Полость рта является основной "лабораторией", в которой образуются звуки речи, так как в ней имеются подвижные речевые органы, которые под воздействием нервных импульсов, идущих из коры головного мозга, производят различные движения.

­ Конец страницы 51 ­

¯ Начало страницы 52 ¯

Полость рта может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных произносительных органов: губ, языка, мягкого нёба, язычка, а в некоторых случаях и надгортанника. Полость носа, напротив, выступает неизменяемым по объему и форме резонаторомм. Язык играет наиболее активную роль при артикуляции большинства звуков речи.

Разминают кончик языка, спинку (часть, обращенную к нёбу) и корень языка; спинка языка подразделяется на три части -переднюю, среднюю и заднюю. Анатомических границ, конечно, между ними нет. В ротовой полости находятся также зубы, являющиеся ее твердой границей неподвижной формы, и альвеолы (от лат. alveolus - желобок, выемка) - бугорки у корней верхних зубов, играющие важную роль в образовании звуков речи. Рот прикрывают губы - верхняя и нижняя, представляющие мягкую границу подвижной формы.

По роли в произнесении звуков органы речи подразделяются на активные и пассивные. Активные органы подвижны, они совершают те или иные движения, необходимые для создания преград и форм прохождения воздуха. Пассивные органы речи не производят самостоятельной работы при образовании звуков и являются 1 тем местом, где активный орган создает смычку или щель для ] прохождения воздушной струи. К активным органам речи относятся голосовые связки, язык, губы, мягкое нёбо, язычок, задняя часть глотки, а также нижняя челюсть. Пассивными органами являются зубы, альвеолы, твердое нёбо, а также верхняя челюсть. В произнесении некоторых звуков активные органы могут не г принимать непосредственного участия, переходя тем самым на положение пассивных органов речи.

Язык - наиболее активный орган речевого аппарата человека. Части языка обладают разной подвижностью. Наибольшей подвижностью обладает кончик языка, который может прижиматься к урубам и альвеолам, загибаться вверх к твердому нёбу, образовывать сужения в различных местах, дрожать у твердого нёба и т.д.. Спинка языка может смыкаться с твердым и мягким нёбом или подниматься к ним, образуя сужения.

Из губ большей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой или образовывать с ней губное

­ Конец страницы 52 ­

¯ Начало страницы 53 ¯

сужение. Выпячиваясь вперед и округляясь, губы меняют форму резонаторной полости, что создает так называемые огубленные звуки.

Маленький язычок, или увула, может прерывисто дрожать, смыкаясь с задней частью языка.

В арабском языке в образовании некоторых согласных участвует надгортанник, или эпиглоттис (отсюда надгортанниковые , или эпиглоттальные , звуки), который физиологически прикрывает гортань в момент прохода пищи в пищевод.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Языкознание как наука и его связь с другими науками

Конец страницы.. предисловие глава i языкознание как наука и его связь с другими науками..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Гируцкий А. А
Г51 Введение в языкознание: Учеб. пособие /А.А. Гируцкий. - 2-ое изд., стер. -Мн.: «ТетраСистемс», 2003. - 288 с. ISBN 985-470-090-9. Пособие полностью соответству

Языкознание как наука
Языкознание(языковедение, лингвистика)- это наука о языке, его природе и функциях, его внутренней структуре, закономерностях развития. В наши дни науке известно около 5000 различны

Связь языкознания с другими науками
Язык обслуживает почти все сферы человеческой жизнедеятельности, поэтому изучение языка, установление его места и роли в жизни человека и общества, в познании явлений с необходимост

Происхождение языка
Вопрос о происхождении языка до сих пор остается в языковедении областью общих предположений и гипотез. Если любой живой или мертвый, но засвидетельствованный в памятниках письменности язык может б

Логосическая теория происхождения языка
На ранних этапах развития цивилизации возникла логосическая теория(от греч. logos - понятие; разум, мысль) происхождения языка, которая существует в нескольких разн

Теория звукоподражания
Теория звукоподражанияидет от одного из распространенных и влиятельных направлений древнегреческой философии - стоицизма. Она получила поддержку и развитие в XIX веке. Суть этой те

Междометная теория происхождения языка
Эта теорияберет свое начало от эпикурейцев, противников стоиков, и в более сложных вариантах она находит отзвуки в науке о языке и доныне. Ее суть состоит в том, что слово возникло

Теория происхождения языка из жестов
Основателем этой теориисчитается немецкий философ и психолог второй половины XIX в. В. Вундт (1832-1920). По своей сути эта теория очень близка к междометной теории

Теория общественного договора
В XVIII в. появилась теория общественного договора, которая опиралась на античность (например, мнения Диодора Сицилийского (90-21 гг. до н.э.)), и во многом отвечала рационализму XV

Теория трудовых выкриков и трудовая теория
В XIX в. в трудах вульгарных материалистов - французского философа Л. Нуаре (1829-1889) и немецкого ученого К. Бюхера (1847-1930) - была выдвинута теория происхождения языка из труд

Природа, сущность и функции языка
Считается, что понимание природы и сущности языка связано с ответом, по крайней мере, на два вопроса: 1) идеален язык или материален? 2) каким явлением выступает язык - биологическим, психическим,

Идеальное и материальное в языке
Структура идеального в языке достаточно многослойна. Она включает в себя энергию сознания - дух, энергию мышления - мысль, которые формируют идеальные же элементы языка, именуемые

Биологическое, социальное и индивидуальное в языке
В середине XIX в. возник взгляд на язык как живой организм, который развивается по тем же законам природы, что и другие живые организмы: он рождается, созревает, достигает расцвета,

Язык, речь, речевая деятельность
Язык есть достояние общества, но проявляется он всегда в речи отдельного человека. А.А.Шахматов (1864-1920) полагал, что реальное существование имеет язык каждого индивида, язык же

Функции языка
Вопрос о характере и количестве функций языка не имеет однозначного решения в современной лингвистике. Даже в учебной литературе его трактуют по-разному. Многократное обсуждение воп

Фонетика и фонология
Фонетика(от греч. phōnē - голос, шум, звук, речь) изучает звуковой строй языка, то есть инвентарь звуков, их систему, звуковые законы, а также правила сочетания звуков в

Акустика звуков речи
Общей теорией звуказанимается раздел физики - акустика, которая рассматривает звук как результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде. Физическое тело может б

Артикуляция звука и ее фазы
Артикуляцией (от лат. articulatio - произношу членораздельно) называется работа органов речи, направленная на производство звуков. Каждый произносимый звук имеет три артикуляционные

Фонетическое членение речевого потока
Речь фонетически представляет собой непрерывный поток звуков, следующих друг за другом во времени. Звуковой поток, однако, не является сплошным: с фонетической точки зрения он может

Взаимодействие звуков в речевом потоке
Звуки речи, употребляясь в составе слова, такта и фразы, оказывают друг на друга влияние, претерпевая изменения. Видо-изменение звуков в речевой цепи называют фонетическими про-цесс

Ударение и интонация
В речевом потоке все фонетические единицы - звуки, слоги, слова, такты, фразы - представлены линейными отрезками (сегментами) той или иной протяженности, располагающимися последоват

Фонема и система фонем
Предпосылки к возникновению фонологии.До сих пор рассматривалась материальная сторона языка: физическое и физиологическое воплощение идеальных сущностей языка в реч

Морфемика и словообразование
Более крупной, чем фонема, единицей языка выступает морфема, занимающая промежуточное положение между фонемой и словом. При всех разногласиях в подходе к морфеме единственное общее

Изменение морфемной структуры слова
Морфемный состав слова с течением времени может изменяться, когда аффиксы и внешне, и внутренне тесно спаиваются с корнями и друг с другом. В составе этих сращений прежние границы м

Словообразование и его основные единицы
Словарный состав любого языка находится в состоянии непрерывного развития, одной из закономерностей которого является пополнение лексики языка новыми словами. Пополнение лексики про

Лексикология и семасиология
Основной единицей языка является слово. Язык как орудие мышления и общения прежде всего система слов, именно в слове язык обретает свою цельность и завершенность, формируясь в проце

Слово как центральная единица языка
Структура слова. Словокак центральная единица языка имеет очень сложную структуру, в которой язык также получает свою структурную цельность и завершенность (см. схему). Фактически

Лексическое значение и его типы
Лексическое значениепонимают чаще всего как исторически образовавшуюся связь между звучанием слова и отображением предмета или явления в нашем сознании, обозначенно

Развитие лексического значения слова
Полисемия.Большинство слов в языке имеет не одно, а несколько значений, которые появились в процессе длительного исторического развития. Так, существительное гру

Лексико-семантические группировки слов
Еще в прошлом веке русский семасиолог М.М. Покровский (1868-1942) обратил внимание на то, что "слова и их значения живут не отдельной друг от друга жизнью", но соединяются в нашей душе не

Хронологическое расслоение словарного состава языка
Словарный фонд.Словарный состав любого языка может описываться не только на основе семантического сходства и противопоставления слов, отражающих системность лексики

Стилистическое расслоение словарного состава языка
В каждом литературном языке словарный состав распределяется стилистически. Общепринятой классификации стилистического расслоения словарного состава нет, она различается у разных авт

Ономастика
Ономастика(от греч. onomastik - искусство давать имена) - это раздел лексикологии, изучающий любые имена собственные. Этим термином называют также совокупность собствен- ­

Фразеология
Фразеология и фразеологизмы. Фразеология (от греч. phrásis, род. п. phráseos - выражение и logos - слово, учение) -это раздел лексикологии, изучающий

Этимология
Словарный состав языка представляет собой ту его сторону, которая более всех других подвержена историческим изменениям. Слова меняют свои значения, звуковой облик, что часто делает

Лексикография
Лексикография(от греч. lexikon - словарь, graphō - пишу) - это наука о словарях и практике их составления. Она очень тесно связана с лексикологией и семасиолог

Грамматика и ее предмет
Грамматика (из др.-греч. grammatike techne - букв. письменное искусство, от gramma - буква) - это раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка, то есть законы строения и

Грамматическая категория, грамматическое значение и грамматическая форма
Триадная структура языка- язык, речь, речевая деятельность - находит свое отражение и в единицах грамматики, где грамматическая категория выступает единицей языка, грамматическое зн

Основные способы выражения грамматических значений
Все многообразие грамматических форм в языках мира сводится к исчисляемому и легко обозримому количеству спосо- ­ Конец страницы 194 ­ ¯ Начало страницы 195 &

Части речи и члены предложения
Слово как элемент морфологии и элемент синтаксиса. В грамматике одно и то же слово приходится рассматривать и как явление морфологическое, и как явление синтаксичес

Словосочетание
Словосочетание как единица синтаксиса.Теория словосочетания разработана главным образом в русской лингвистике. Зарубежная лингвистика понятием словосочетания пользу

Предложение
Предложение как единица синтаксиса.Предложение в современном языкознании рассматривают как основную единицу синтаксиса, противопоставляя его слову и словосочетанию по форме, значен

Предыстория письма
Подлинная история письма начинается с появления начертательного письма. Но и до этого люди общались на расстоянии и во времени разнообразными способами и средствами. В качестве пред

Основные этапы истории письма
Основные типы начертательного письма.В развитии начертательного письма исторически сменилось несколько этапов, характеризующихся различными типами письма. Особеннос

Алфавиты, графика и орфография
Алфавиты. Алфавит (от греч. alphábētos) - это совокупность букв какого-либо фонемографического письма, расположенных в исторически установленном порядке. Само слово а

Специализированные системы письма
К числу специализированных систем письма принадлежат транскрипция, транслитерация и стенография, обслуживающие профессиональные потребности. Транскрипция. Транскрип

Языки мира
Как уже отмечалось, на земном шаре насчитывается примерно 5000 языков. Трудность определения их точного количества заключается прежде всего в том, что во многих случаях остается неясным, что это -

Закономерности исторического развития языков
Примерно около 40 тыс. лет тому назад, если не раньше, появляется Homo Sapiens, то есть человек разумный. Он знает наскальную живопись и пользуется звуковым языком, который выступает как полноценно

Племенные языки и образование родственных языков
Полагают, что языковая раздробленность была состоянием человечества во времена его возникновения. Такое состояние обнаруживают у многих современных типично родоплеменных обществ Африки, Австралии,

Внешние и внутренние законы развития языка
В современном языкознании понятие законов развития языка не определено достаточно четко, так как многие языковые изменения не образуют постоянной восходящей линии, связанной с разви

    Фонетика: определение, предмет, объект.

    Акустический аспект фонетики.

    Строение речевого аппарата, артикуляция.

    Классификация звуков речи.

    Слог и слогоделение.

    Просодические средства языка.

1. Фонетика – это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки и их комбинации, но и ударение и интонация.

В зависимости от того объема материала, который является предметом непосредственного исследования фонетистов, различаются общая фонетика, сопоставительная фонетика и частная фонетика отдельных языков. Об­щая фонетика исследует закономерности, характерные для звуковой сторо­ны любого языка. Сопоставительная фонетика занимается выявлением об­щего и особенного в звуковой стороне двух или нескольких сопоставляемых или сравниваемых языков. Фонетика отдельных языков изучает особенно­сти звуковой стороны отдельного языка в возможно более полном объеме. В свою очередь в фонетике отдельных языков различаются историческая фо­нетика и описательная фонетика. Историческая фонетика конкретного языка изучает историю звуковых средств данного языка в той мере, в какой она отражена в памятниках письменности на этом языке, диалектной речи, и т.д. Описательная фонетика исследует звуковые средства отдельного языка в определенный период его истории или в современном состоянии.

В фонетике выделяются такие частные дисциплины, как акустическая фонетика; артикуляционная фонетика; перцептивная фонетика; функцио­нальная фонетика, или фонология; акцентология, или учение о словесном ударении; интонология, или учение об интонации:

    акустическая фонетика исследует чисто физические особенности (ха­рактеристики, параметры) звуков речи отдельных языков;

    артикуляционная фонетика исследует деятельность человеческого ре­чевого аппарата, физиологию речи, в результате которой производятся звуки;

    перцептивная фонетика рассматривает особенности восприятия звуков речи человеческим органом слуха;

    функциональная фонетика, или фонология , изучает функции, которые звуки речи выполняют в составе звучаний, образующих материальную, воспринимаемую сторону значащих единиц языка: морфем, слов и их форм.

В кругу остальных языковедческих единиц – грамматики, лексикологии –фонетика занимает равноправное с ними положение как самостоятельная наука. Она взаимодействует, прежде всего, с грамматикой. Это взаимодейст­вие обусловлено тем, что одни и те же звуковые особенности звуковой фор­мы языковых явлений оказываются существенными не только для звуковой стороны языка, но и для некоторых участков его грамматического строя. На­пример, определенные виды чередований оказываются морфологизованны-ми, то есть используются при образовании разных форм одних и тех же слов или разных слов от одних и тех же корневых морфем (ср. в русском языке: будить – бужу, водить – вожу, друг – дружок или в немецком языке: sprechen - sprach , stechen - stach ).

2. Акустический аспект фонетики. Раздел фонетики «акустика речи» изучает физические признаки речи.

Звуки речи – это колебания воздушной среды, вызванные органами ре­чи. Звуки делятся на тоны (музыкальные звуки) и шумы (немузыкальные звуки).

Тон – это периодические (ритмичные) колебания голосовых связок.

Шум – это непериодические (неритмичные) колебания звучащего тела, например, губ.

Звуки речи различаются по высоте, силе и длительности.

Высота звука – это число колебаний в секунду (герц). Она зависит от длины и натянутости голосовых связок. Более высокие звуки имеют более короткую волну. Человек может воспринимать частоту колебаний, т.е. высо­ту звука в диапазоне от 16 до 20 000 герц. Один герц – одно колебание в се­кунду. Звуки ниже этого диапазона (инфразвуки) и выше этого диапазона (ультразвуки) человек не воспринимает в отличие от многих животных (кош­ки и собаки воспринимают до 40 000 Гц и выше, а летучие мыши даже до 90 000 Гц).

Основные частоты общения людей находятся в пределах обычно 500 –4000 Гц. Голосовые связки производят звуки от 40 до 1700 Гц. Например, бас начинается обычно с 80 Гц, а сопрано определяется в 1300 Гц. Собственная частота колебаний барабанной перепонки – 1000 Гц. Поэтому самые прият­ные для человека звуки – шум моря, леса – имеют частоту около 1000 Гц.

Диапазон колебаний звуков речи мужчины составляет 100 – 200 Гц в от­личие от женщин, говорящих с частотой в 150 – 300 Гц (поскольку у мужчин голосовые связки в среднем 23 мм, а у женщин - 18 мм, а чем длиннее связки, тем ниже тон).

Сила звука (громкость) зависит от длины волны, т.е. от амплитуды ко­лебаний (величины отклонения от первоначального положения). Амплитуду колебаний создают напор воздушной струи и поверхность звучащего тела.

Сила звука измеряется в децибелах. Шепот определяется в 20 – 30 Дб, обычная речь – от 40 до 60 Дб, громкость крика доходит до 80 – 90 Дб. Певцы могут петь с силой до 110–130 Дб. В книге рекордов Гиннеса зафиксирован рекорд четырнадцатилетней девочки, перекрывшей криком взлетающий авиалайнер с громкостью двигателей в 125 Дб. При силе звука свыше 130 Дб начинается боль в ушах.

Разным звукам речи свойственна разная сила. Мощность звука зависит от резонатора (резонаторной полости). Чем меньше ее объем, тем больше мощность. Но, напр., в слове «пила» гласная [и], будучи безударной и имея вообще меньшую мощность, звучит сильнее на несколько децибел, чем удар­ная [а]. Дело в том, что более высокие звуки кажутся более громкими, а звук [и] выше, чем [а]. Таким образом, звуки одинаковой силы, но различной вы­соты воспринимаются как звуки различной громкости. Следует отметить, что сила звука и громкость не равнозначны, поскольку громкость – это восприятие интенсивности звука слуховым аппаратом человека. Ее единица измере­ния – фон, равный децибелу.

Длительность звука (время колебания) измеряется в миллисекундах.

Звук имеет сложный состав. Он состоит из основного тона и обертонов (резонаторных тонов).

Основной тон – это тон, порожденный колебаниями всего физического тела.

Обертон – частичный тон, порожденный колебаниями частей (половины, четверти, восьмой и т.д.) этого тела. Обертон («верхний тон») всегда выше основного тона в кратное число раз, отсюда и его название. Напр., если ос­новной тон – 30 Гц, то первый обертон будет составлять 60, второй 90, третий – 120 Гц, и т.д. Он вызывается резонансом, т.е. звучанием тела при воспри­ятии звуковой волны, имеющей частоту, одинаковую с частотой колебаний этого тела. Обертоны обычно слабы, но усиливаются резонаторами. Интона­ция речи создается изменением частоты основного тона, а тембр – изменени­ем частоты обертонов.

Тембр – это своеобразная окраска звука, создаваемая обертонами. Он за­висит от соотношения основного тона и обертонов. Тембр позволяет отли­чать один звук от другого, различать звуки различных лиц, мужскую или женскую речь. Тембр у каждого человека строго индивидуален и уникален, как отпечаток пальцев. Иногда этот факт используется в криминалистике.

Форманта – это обертон, усиленный резонатором, который характери­зует данный звук. В отличие от голосового тона форманта образуется не в гортани, а в резонирующей полости. Поэтому она сохраняется и при шепоте. Другими словами, это полоса концентрации частот звука, получающая наи­большее усиление благодаря влиянию резонаторов. При помощи формант мы можем количественно отличать один звук от другого. Эту роль выполняют речевые форманты – самые важные в спектре гласного звука первые две фор­манты, наиболее близкие по частоте к основному тону. Причем для голоса каждого человека характерны свои голосовые форманты. Они всегда выше первых двух формант.

Формантная характеристика согласных очень сложна и трудноопреде­лима, но гласные с определенной надежностью могут характеризоваться при помощи двух первых формант, которые соответствуют приблизительно арти­куляционным признакам (первая форманта – степени подъема языка, а вторая - степени продвинутости языка). Следует только иметь в виду, что приводи­мые количественные данные приблизительны, даже условны, так как иссле­дователи дают различные данные, но соотношения гласных при расхождении в цифрах остаются у всех примерно одинаковыми, т.е. первая форманта, на­пример у гласной [и], всегда будет меньше, чем у [а], а вторая больше.

Частотные характеристики звуков подвижны, так как форманты соотно­сятся с основным самым низким тоном, а он тоже изменчив. Кроме того, в живой речи у каждого звука может быть несколько формантных характери­стик, так как начало звука может отличаться от середины и окончания по формантам. Слушателю очень трудно определять звуки, выделенные из по­тока речи.

3. Строение речевого аппарата. Раздел фонетики, изучающий устрой­ство речевого аппарата, называется антропофоникой, или физиологией речи. Она изучает биологические признаки речи, т.е. работу, производимую чело­веком при произнесении (артикуляции) или восприятии звуков речи.

Устройство речевого аппарата человека. Общаясь при помощи языка, человек произносит звуки и воспринимает их. Для этих целей он пользуется речевым аппаратом – совокупностью органов человеческого организма, при­способленной для производства и восприятия речи. Речевой аппарат в широ­ком смысле охватывает:

    центральную нервную систему,

    органы слуха и зрения,

    органы речи.

Центральная нервная система представлена головным мозгом, который через моторный центр речи (зону Брока) посылает определенные импульсы через нервную систему к органам произнесения (артикуляции) речи.

К органам речи, или речевому аппарату в узком смысле, относят:

Дыхательный аппарат (легкие, бронхи, трахея, диафрагма и грудная клетка), который создает воздушную струю, обеспечивающую образование звуковых колебаний, необходимых для артикуляции;

Органы произ­несения (артикуля­ции) речи, которые обычно называют также органами речи (в узком смысле).

По роли в произнесении зву­ков органы речи разделяются на активные и пассивные;

- активные органы речи производят те или иные движе­ния, необходимые для образования звуков, и имеют тем самым особо важное значение для их формирования. К активным органам речи относятся голо­совые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева (фаринкс) и вся нижняя челюсть;

- пассивные органы не производят самостоятельной работы при звуко­образовании и выполняют лишь вспомогательную роль. К пассивным орга­нам речи относятся зубы, альвеолы, твердое небо и вся верхняя челюсть.

    перстневидный хрящ, расположенный ниже других хрящей. Спереди он уже, а сзади шире;

    щитовидный хрящ, расположенный наверху спереди (у мужчин он выступает как кадык, или адамово яблоко, потому что две образующие его пластины составляют угол 90 градусов, а у женщин – 110), закрывает спереди и по бокам перстневидный хрящ;

    парный черпаловидный хрящ в виде двух треугольников, располо­женных сзади сверху. Они могут раздвигаться и сдвигаться.

Между черпаловидным и щитовидным хрящом находятся слизистые складки, которые и называются голосовыми связками. Они сходятся и рас­ходятся при помощи черпаловидных хрящей, образуя голосовую щель раз­личной формы.

При неречевом дыхании и при произнесении глухих звуков они раздвинуты и расслаблены. Щель при этом имеет вид треугольника.

    При произнесении гласных, сонорных, звонких согласных они снача­ла напрягаются и сближаются, а затем раздвигаются и сдвигаются, пропус­кая толчок воздуха. При этом они вибрируют.

    При произнесении английского или немецкого [h] и некоторых гор­танных звуков (например, в арабском языке), а также при шепоте они сближены, но расслаблены, и воздух проходит через них с трудом. Голосо­вые связки при этом не колеблются.

Человек говорит на выдохе, на вдохе только кричат ослы: «иа». Вдох ис­пользуется также при зевании.

Люди с ампутированной гортанью тоже способны говорить так называе­мым пищеводным голосом, используя в качестве гортани мышечные складки в пищеводе.

Для образования звука большое значение имеет ротовая (надгортанная) полость, в которой образуются шумы и резонаторные тоны, важные для соз­дания тембра. При этом большую роль играют размер и форма рта и носа.

Язык представляет собой подвижный орган, выполняющий две речевые функции: 1) в зависимости от своего положения он меняет форму и объем ре­зонатора; 2) создает преграды при произнесении согласных.

Губы и язычок также выполняют функцию создания преграды.

Мягкое небо в поднятом положении запирает вход в носовую полость, при этом звуки не будут иметь носовой призвук. Если же мягкое небо опу­щено, то воздушная струя свободно проходит через нос и в результате воз­никает носовой резонанс, характерный для носовых гласных, сонантов.

Русские и латинские названия органов речи и их производные

лингвистический

лабиальный, лабиализованный

дентальный

Альвеолы

alveoli (желобки)

альвеолярный

Твердое нёбо

палатальный

Мягкое нёбо

velum (парус)

велярный

uvula (виноградинка)

увулярный

назальный

Зев (глотка)

фарингальный

ларингальный

Артикуляция звука речи.

Артикуляция звуков речи – это работа орга­нов речи, необходимая для произнесения звука. Для образования каждого звука речи необходим комплекс работ органов речи в определенной после­довательности, то есть нужна вполне определенная артикуляция.

Артикуляция звука речи складывается из набора движений и состояний органов речи – артикуляционного комплекса; поэтому артикуляционная характеристика звука речи оказывается многомерной, охватывая от 3 до 12 различных признаков.

Сложность артикуляции звука состоит также в том, что она является процессом, в котором различают три фазы артикуляции звука:

    приступ (экскурсия) состоит в том, что органы речи переходят из спокойного состояния в положение, необходимое для произнесения данного звука;

    выдержка – это сохранение положения, необходимого для произне­сения звука;

    отступ (рекурсия) – артикуляция состоит в переводе органов речи в спокойное состояние.

4. Классификация звуков речи основывается на акустической и анатомо-физиологической характеристике звуков.

В каждом языке обычно содержится около 50 звуков речи.

1) С акустической точки зрения они делятся на гласные, состоящие из тона, и согласные, образованные шумом (или шум + тон). При произне­сении гласных воздух проходит свободно, без препятствий, а при артикуля­ции согласных обязательно имеется какая-то преграда и определенное место образования – фокус.

При образовании гласных голос преобладает над шумом, тогда как при образовании большинства согласных (за исключением сонорных) соотноше­ние оказывается противоположным: шум доминирует над голосом. Наличие двух типов звуков речи (гласных и согласных), различающихся по артикуля­ции, заставляет составлять классификацию гласных отдельно от классифи­кации согласных.

Как видно из их названия, гласные образуются с помощью голоса, т.е. они всегда сонорные (от лат. sonus – звук).

2) Артикуляционное различие гласных и согласных состоит в различ­ной напряженности произносительного аппарата и отсутствии или наличии фокуса образования.

3) Но основное различие гласных и согласных состоит в их роли в сло-гообразовании. Гласный звук всегда образует вершину слога, является со­нантом, согласный сопутствует сонанту, является консонантом.

Совокупность гласных в языке носит название вокализм, а совокуп­ность согласных - консонантизм.

Классификация гласных

Гласные классифицируются по следующим основным артикуляционным признакам:

1) ряд, т.е. в зависимости от того, какая часть языка приподнимается при произношении: при подъеме передней части языка образуются передние гласные (и, э ), средней – средние (ы ), задней – задние гласные (о, у );

2) подъем , т.е. в зависимости от того, как высоко приподнята спинка языка, образуя резонаторные полости различного объема; различаются глас­ные открытые , или, иначе говоря, широкие (а ), и закрытые , то есть узкие (и, у ) (в некоторых языках, напр., в нем. и фр.яз., близкие по артикуляции зву­ки различаются только по небольшой разнице в подъеме языка. Ср. открытое [б] в словах derm (нем.); fait , pret (фр.); и закрытое [е] в словах Меег (нем.); fee , pre (фр.));

3) лабиализация – участие губ в артикуляции звука: в зависимости от того, сопровождается ли артикуляция звуков округле­нием вытянутых вперед губ или нет, различаются огубленные (губные, ла­биализованные), напр. [о], [у] и неогубленные гласные, напр. [а];

4) назализация – наличие особого «носового» тембра, возникающего в зависимости от того, опущена небная занавеска, позволяя струе воздуха про­ходить одновременно через рот и нос, или нет. Носовые (назализованные) гласные, напр., произносятся с особым «носовым» тембром. Гласные в большинстве языков – неносовые (образуются при поднятой небной зана­веске, закрывающей путь струе воздуха через нос), но в некоторых языках (французский, польский, португальский, старославянский) наряду с неносовыми ши­роко используются носовые гласные;

5) долгота: в ряде языков (англ., нем., лат., древнегреческий, чешский, венгерский, финский) при одинаковой или близкой артикуляции гласные об­разуют пары, члены которых противопоставляются по длительности произ­несения, т.е. различаются, напр., краткие гласные: [a], [i], [о], [и] и долгие гласные: [а:], [ i:], [о:], [и:].

В латинском и древнегреческом языках это явление используется в сти­хосложении: на соотношении долгих и кратких слогов основаны различные стихотворные размеры (гекзаметр, дактиль), которым соответствуют совре­менные стихотворные размеры, в основе которых – динамическое ударение.

Подробнее

Ортогнатия (орто- + греч. gnathos верхняя челюсть) - прикус, характеризующийся таким смыканием зубов, при котором верхние передние и боковые зубы прикрывают одноименные нижние (вариант нормального прикуса).

Носоглотка - верхняя часть глотки, расположенная позади полости носа, сообщающаяся с ней посредством хоан и условно ограниченная от ротовой части глотки плоскотью, в которой лежит твердое небо. Носовой ход - часть полости носа, расположенная между носовыми раковинами.

Резонаторные полости (в логопедии, фониатрии, вокальной педагогике) - четыре пары придаточных пазух носа: верхнечелюстные (гайморовы), лобные (фронтальные), основные и решетчатые; вместе с полостью носа выполняют роль резонатора голоса.

Небная занавеска (velum palatinum, palatum molle) - задняя подвижная часть нёба, представляющая собой мышечную пластинку с фиброзной основой, покрытую слизистой оболочкой.

Нарушения (дефекты) артикуляционного аппарата

Любые нарушения в строении А. А. врожденного или рано приобретенного (травма) характера (в возрасте до 7 лет) неизменно влекут за собой трудности в формировании и развитии речи. Более поздние приобретенные дефекты А. А., как правило, не приводят к тяжелой речевой патологии, но могут существенно влиять на качество и отдельные характеристики устной речи.

Варианты нарушений артикуляционного аппарата

  • Расщелина - врожденная щель, или зазор, в нёбе. Малая щель включает только мягкое нёбо, хотя в серьезных случаях она может расширяться до твердого нёба, альвеол и верхней губы.

Расщелина верхней челюсти (gnathoschisis) - аномалия развития: расщепление альвеолярного отростка верхней челюсти в следствие несращения в эмбриональном периоде верхнечелюстного и среднего носового отростков. Является причиной нарушения речи типа ринолалии и голоса (ринофонии).

Расщелина губы - (labium fissum; cheiloschisis; син.: заячья губа, незаращение губы, хейлосхизис) - аномалия развития: наличие щели верхней губы, идущей от ее красной каймы к носу. При изолированном дефекте может быть нарушение или затруднения в артикулящии губно-зубных звуков.

  • Передний открытый прикус как следствие прогнатии, прогении или отсутствия/дефектов фронтальных зубов.

Прогения (про- + греч. genys нижняя челюсть) - дефект прикуса при котором нижняя челюсть выступает вперед (по сравнению с верхней) в следствии ее чрезмерного развития.

Прогнатия (про- + греч. gnathos верхняя челюсть) - нарушение прикуса при котором верхняя челюсть выступает вперед вследствие чрезмерного развития верхней челюсти, или наоборот, при недоразвитии нижней челюсти. Прикус - взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей при их смыкании.

  • Передний закрытый прикус.
  • Прямой прикус - Ортогения (орто- + греч. genys нижняя челюсть) - прикус, при котором верхние и нижние зубы находятся в одной фронтальной плоскости.
  • Диастема (diastema; греч. diastёma расстояние, промежуток) - аномалия положения зубов; чрезмерно широкий промежуток между резцами верхней челюсти. Различают Д. истинную (d. verus) - Д. наблюдающаяся по окончанию прорезывания всех зубов и Д. ложную (d. falsum) -Д., наблюдающуюся при незаконченном прорезывании зубов.
  • Иные нарушения целостности зубного ряда.
  • Короткая подъязычная связка (Уздечка языка короткая) - врожденный дефект, заключающийся в укарачении уздечки языка (подъязычной связки); при этом дефекте движения языка могут быть затруднены. Частая причина нарушения произношения звуков верхнего подъема языка.
  • Нарушения подвижности языка при паразах и параличах, а также при врожденном чрезмерном его развитии (макроглоссия - массивный язык) или недоразвитии (узкий - микроглоссия). В норме язык выполняет все необходимые для артикуляции звуков речи движения: легко упрощается, выгибается, поднимается к верхним альвеолам, опускается к нижним альвеолам, совершает круговые движения (облизывание верхней и нижней губы), сворачивается в трубочку и даже поворачивается в вертикальную плоскость. На этой его способности сконструирована диагностическая и коррекционная технология («Сказка про веселый язычок»).
  • высокое и «готическое» нёбо - нёбо арковидное (готоческое) - нёбо с острым углом у вершины; наблюдается как аномалия развития.

Литература

  1. Понятийно-терминологический словарь логопеда /Под ред. В. И. Селиверстова. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 400 с.
  2. Правдина О. В. Логопедия. - М.: Просвещение, 1973. - 272 с.
  3. Энциклопедический словарь медицинских терминов: В 3-х томах /Гл. ред. Б. В. Петровский. - М.: Сов. энциклопедия. - Т. 2. - 1983. - с. 217, 218
  4. Энциклопедический словарь медицинских терминов: В 3-х томах /Гл. ред. Б. В. Петровский. - М.: Сов. энциклопедия. - Т. 3. - 1984. - С.27.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Речбер Рюштю
  • Речевой дефект

Смотреть что такое "Речевой аппарат" в других словарях:

    РЕЧЕВОЙ АППАРАТ - (от лат. apparatus – оборудование). Совокупность органов, принимающих участие в образовании звуков речи при их произнесении (фонации). Р. а. можно разделить на три группы на основе роли органов речи в процессе фонации: 1) органы, являющиеся… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    речевой аппарат - Органы человеческого организма, приспособленные для производства и восприятия звуковой речи. В широком смысле слова речевой аппарат – это и центральная нервная система, органы слуха (и зрения), необходимые для восприятия звуков и коррекции… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    РЕЧЕВОЙ АППАРАТ - [от лат. аpparatus] система органов, принимающих участие в образовании звуков речи и речепроизводстве в целом. Различают центральный и периферический отделы Р. а. (см. Речевой аппарат периферический, Речевой аппарат центральный) …

    речевой аппарат - См. organi vocali … Пятиязычный словарь лингвистических терминов

    речевой аппарат - Совокупность органов речи (губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма). см. органы речи … Словарь лингвистических терминов

    Речевой аппарат - система дыхательных и жевательных органов, приспособившихся в процессе эволюции человека для речепроизводства. В систему Р. а. входят: диафрагма, легкие с межреберными мышцами, бронхи, трахея, гортань с голосовыми складками, глотка, язык, нижняя… … Педагогическое речеведение

    РЕЧЕВОЙ АППАРАТ ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ - отдел речевого аппарата, состоящий в свою очередь из трех основных отделов: дыхательного (легкие с дыхательным горлом); голосообразовательного (гортань с голосовыми складками и расположенной над ними системой резона торных полостей);… … Психомоторика: cловарь-справочник

    РЕЧЕВОЙ АППАРАТ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ - отдел речевого аппарата, представленный в головном мозге; состоит из корковых центров, подкорковых узлов, проводящих путей и ядер соответствующих нервов, обеспечивающих совокупностью своей работы производство речевых актов … Психомоторика: cловарь-справочник