Гнусавость голоса обозначается научным термином “ринолалия”. Данное понятие подразумевает изменение в тембре голоса, связанное с нарушением определенных функций носа. Поговорим о том, как избавиться от речевого недостатка.

Тест на определение гнусавости

Проверить наличие или отсутствие гнусавости в своем голосе поможет простое упражнение.

Сомкните губы, разожмите челюсти и попробуйте пропеть любую знакомую мелодию.

Ориентируйтесь на ощущения в левой щеке, присутствие легкой щекотки или вибрации говорит о том, что с вами все в порядке.

При отсутствии данных признаков необходимо работать над избавлением от гнусавости.

Простые способы для избавления от гнусавости голоса


Зевок

Избавиться от гнусавости помогут обычные зевки.

Они научат вас моментально переводить воздушный поток из области носа в полость рта.

Зевайте как можно чаще, пробуйте делать это с открытым и закрытым ртом.

Вода

Пейте обычную воду маленькими глотками, действие направлено на максимальное поднятие “язычка”.

Последовательные глотательные движения позволяют удерживать “язычок” в таком положении в течение долгого времени.

Если проблема существует у ребенка, наливайте ему жидкость в пузырьке или маленьком стаканчике.

Еще один вариант: капайте несколько капель воды себе на язык с пипетки.

Как убрать гнусавость голоса - видео урок


Здравствуйте. Моя дочь (5 лет) гнусавит. Если её одёргивать, просить повторить правильно, проговаривать слово вместе с ней, то она начинает говорить нормально, но потом забывается и опять гнусавит. Пожалуйста, подскажите, как от этого избавиться? Алексей.

Отвечает логопед Арина Горбачева:

Здравствуйте, Алексей!

Сначала немного теории.

В образовании звуков речи помимо других органов (язык, губы и пр.) участвуют также резонаторы, влияющие на качество и количество произносимого звука. Основными резонаторами у нас выступают носовая и ротовая полости, причем, каждая по-отдельности. То есть, выдыхаемая струя воздуха, которая образует звук, выходит либо через нос, либо через рот. В русском языке носовой резонатор участвует в образовании звуков М, Мь, Н, Нь (попробуйте зажать пальцами ноздри и произнести эти звуки:о). Все остальные звуки (и гласные, и согласные) образуются с помощью ротового резонатора.

"Регулирует" прохождение воздуха через ту или иную полость специальный орган - "маленький язычок" или, по-латыни, - uvula. Вы можете его увидеть в зеркало, если широко раскроете рот и протянете звук А (как Вы делаете, когда показываете горло доктору) - "язычок" свешивается сверху в самой глубине рта. Когда язычок свободно висит, мышцы его расслаблены, выдыхаемая воздушная струя свободно проходит из легких через глотку в носовую полость - получается "носовой" звук. Если же мышцы "язычка" напряжены, он поднимается кверху и закрывает собой вход в полость носа. Струе воздуха ничего не остается, как "повернуть" и выходить через рот - получается "ротовой" звук. Таким образом, при правильной, не "гнусавой" речи, мышцы "язычка" почти всегда должны быть напряжены (кроме тех моментов, когда произносятся звуки М, Мь, Н, Нь), а сам он поднят кверху.

Судя по всему, у Вашей дочки существует некоторая слабость мышц "маленького язычка" (а возможно и всего речевого аппарата), которые можно укрепить с помощью специальных упражнений.

1. Глотание воды маленькими порциями, что вызывает максимально высокое поднятие "язычка". При следующих друг за другом глотательных движениях удлиняется время удержания "язычка" в поднятом положении. Ребенку предлагается попить из маленького стаканчика или пузырька. Можно капать на язык из пипетки по нескольку капель воды.

2. Позёвывание при открытом рте; имитатация позёвывания.

3. Полоскание горла теплой водой маленькими порциями.

4. Покашливание, которое вызывает энергичное сокращение мыщц на задней стенке глотки. При покашливании происходит полный затвор между носовой и ротовой полостями. Активные движения "язычка" и задней стенки глотки могут ощущаться ребенком (рука прикасается к шее под подбородком и чувствует подъем "язычка". Произвольное покашливание производится 2-3 раза на одном выдохе. В это время сохраняется контакт "язычка" с задней стенкой глотки, а воздушный поток направляется через ротовую полость. Первое время рекомендуется производить покашливание с высунутым языком. Затем - покащливание с произвольными паузами, во время которых от ребенка требуют сохранить контакт "язычка" с задней стенкой глотки. Постепенно ребенок приучается активно поднимать его и направлять воздушную струю через рот.

5. Четкое и энергичное утрированное произнесение гласных звуков высоким тоном голоса. При этом увеличивается резонанс в ротовой полости и уменьшается носовой оттенок.

При выполнении упражнений важно постоянно контролировать ребенка, так как на первых порах ей будет трудно ощутить утечку воздуха через нос. Используются несколько приемов контроля:

  • приставляется зеркальце к носовым ходам (не ко рту!), при утечке воздуха через нос зеркальце запотевает;
  • к носовым ходам подносится маленький кусочек ватки, ватка отклоняется при утечке воздуха через нос.

Упражнения хорошо делать по многу раз в день, но не дольше, чем 4-5 минут и не больше, чем 1-2 упражнения за раз. Сразу после упражнений попросите девочку повторить за Вами несколько слов, коротких фраз правильно, попробуйте выучить короткий стишок (2-4 строчки). В дальнейшем требуйте от нее правильного произношения этих слов и фраз, просите рассказать стихи. С течение времени задания могут усложняться.

Через некоторое время мышцы окрепнут и Ваша дочка научится контролировать свою речь.

Желаю успехов.
Арина Горбачева.

Говорить в нос

Говорить в нос

говорить под нос, косноязычить, гнусавить, бубнить, гнусить, гундосить


Словарь русских синонимов .


Смотреть что такое "говорить в нос" в других словарях:

    См … Словарь синонимов

    Прост. Произносить слова невнятно, с носовым резонансом. СРГК 4, 57; Верш. 4, 167 …

    Броситься в нос, вздернуть нос, видеть не далее своего носа, водить за нос, высунуть нос, говорить в нос, говорить под нос, задирать нос, зарубить себе на носу, клевать носом, комар носу не подточит, лезть носом, наклеить нос, на носу, носом… … Словарь синонимов

    ГОВОРИТЬ, говаривать что, речи, сказывать, вещать, молвить, баять, гуторить, бакулить, голдить, голчить, вологод. говчить, произносить слова; выражать мысли свои; сообщаться устною речью, даром слова. | Повествовать, писать в сочинении, в книге.… … Толковый словарь Даля

    Броситься в нос кому. 1. Яросл. Одобр. Привлечь внимание хорошим качеством (о вещи). ЯОС 2, 24. 2. Перм. Вспомниться, припомниться кому л. Подюков 1989,17. 3. Перм. Захотеться. Подюков 1989, 17. Брунчать себе под нос. Орл. Неодобр. Говорить… … Большой словарь русских поговорок

    НОС, а (у), о носе, в (на) носу, мн. ы, ов, муж. 1. Орган обоняния, находящийся на лице человека, на морде животного. Горбатый н. Римский н. (крупный, правильной формы нос с горбинкой). Из носу и из носу (носа). По носу и по носу. За нос и за… … Толковый словарь Ожегова

    Энциклопедический словарь

    А (у), предл. о носе, на носу; мн. носы; м. 1. Выступающая часть лица человека или морды животного между ртом (пастью) и глазами; наружная часть органа обоняния. Прямой, тонкий, маленький, длинный, короткий, курносый, вздёрнутый, горбатый нос.… … Энциклопедический словарь

    НОС, носа, о носе, на носу, мн. носы, муж. 1. Орган обоняния, находящийся на лице у человека и на морде у животных. Прямой нос. Нос с горбинкой. Вздернутый нос. У больной собаки горячий нос. 2. Передняя часть судна. Корабельный нос. Нос лодки. 3 … Толковый словарь Ушакова

    НОС - НОС. Содержание: I. Сравнительная анатомия и эмбриология. . 577 II. Анатомия...................581 III. Физиология..................590 IV. Патология...................591 V. Общая оперативная хирургия носа.....609 Г. Сравнительная анатомия и… … Большая медицинская энциклопедия

Книги

  • Этикет для юной леди. 50 правил, которые должна знать каждая девушка , Бриджес Д.. Благодаря этой книге юная леди узнает как: - вежливо общаться по телефону и переписке, - принимать и делать комплименты, - выражать благодарность и сочувствие, - правильно вести себя за…

Большую тревогу вызывает ситуация, когда нос заложен, а соплей нет - у взрослых этот симптом чаще всего указывает на нарушения в работе органов дыхания.

Если такое состояние сохраняется на протяжении нескольких недель, необходимо обратиться к ЛОР-врачу. Причиной подобных проблем может быть серьезное заболевание, требующее срочных мер.

Чем опасна «сухая» заложенность

Обычно забитый нос без соплей не вызывает особого беспокойства. На первый взгляд, кажется, что ничего серьезного в таком состоянии нет. Но так ли это на самом деле?

Очень часто продолжительная забитость носа вызывает нарушение обоняния. При запоздавшей или неграмотной медицинской помощи больной полностью утрачивает его без надежды на восстановление. А регулярное кислородное голодание и нарушение сна приводит к постоянной усталости, головной боли и потере работоспособности.

Полное или частичное нарушение обоняния - одно из осложнений хронической заложенности носа

Кроме того, хроническая заложенность носоглотки без соплей провоцирует воспалительные процессы гортани и органов слуха:

Если не выявить причины недомогания и не принять своевременных мер, патологическое состояние усугубляется и переходит в более серьезные формы, что нередко приводит к перерождению слизистой.

Причины недомогания

Чаще всего «сухая» заложенность развивается на фоне вялотекущего воспалительного процесса в носоглотке, который может быть симптомом опасных заболеваний.

Поэтому, если забитость носа долго не проходит, а насморка нет, необходимо обязательно посетить врача. Только специалист может точно сказать, почему затруднено дыхание.

Вазомоторный насморк

Недомогание обычно протекает приступообразно. С утра больного мучает сильная заложенность носа, сопровождаемая чиханием и обильным выделение водянистых соплей. Может появиться слезотечение.

Через несколько минут такое состояние сменяется «сухой» заложенностью, которая сохраняется весь день. В области переносицы появляется ощущение давления, нос полностью забит, но насморка нет. При этом сосудосуживающие капли не оказывают практически никакого действия.

При вазомоторном рините отекает носовая раковина и перекрывает дыхательный канал, поэтому соплей может не быть

Подобное недомогание нередко встречается у беременных. Точные причины недуга до сих пор неизвестны, но есть все основания предполагать гормональную природу нарушений.

Аллергия

Проявление аллергических реакций зависит от индивидуальных особенностей человека. У кого-то закладывает нос, текут прозрачные сопли и краснеют глаза. У другой группы больных отмечаются иные симптомы недомогания - насморка и чихания нет, а нос заложен. Такое течение аллергии чаще всего наблюдается у взрослых людей. При этом отмечается сезонность недуга.

Сосудосуживающие препараты

Чрезмерное увлечение сосудосуживающими каплями может вызвать непрерывный отек слизистой, переходящий в медикаментозный насморк. Для него характерна постоянная заложенность носа при полном отсутствии соплей.

При «нафтизиновой» зависимости применение сосудосуживающих капель только ухудшает ситуацию

При этом, чем чаще больной закапывает нос, пытаясь избавиться от дискомфорта, тем сильнее становится зависимость. Освободиться от нее очень трудно.

Полипоз

Довольно часто причиной «сухой» заложенности являются доброкачественные новообразования в носовых каналах. Разрастаясь, полипы перекрывают поток воздуха и вызывают патологические изменения в слизистой.

В результате развивается сильнейший отек эпителиальных тканей. При этом нос постоянно заложен, а насморка нет.

Искривление перегородки

Это одна из самых частых причин недомогания. Патологическое строение стенки носа может быть как врожденным, так и приобретенным.

Недуг вызывает заметный дискомфорт и сопровождается следующими симптомами:

Даже незначительное искривление перегородки может вызвать проблемы с дыханием без сопутствующего насморка

Медикаментозная терапия деформаций перегородки не дает никакого эффекта. Больному, как правило, показано хирургическое вмешательство.

Сухой воздух

Частой причиной заложенности носа становится сухой воздух в помещении. Именно поэтому необходимо поддерживать в квартире оптимальный уровень влажности. В зимнее время, когда работают обогреватели и батареи, можно воспользоваться специальным аппаратом или прикрыть радиаторы плотной тканью.

Гайморит

Нередко причиной сильного дискомфорта становится воспаление пазух носа. При этом отмечается постоянная заложенность, которая далеко не всегда сопровождается насморком.

Для гайморита характерны следующие признаки:

  • повышенная температура;
  • при наклоне возникает боль в районе лба и переносицы;
  • появляется чувство распирания в носовой полости.

Сильный отек слизистой блокирует выведение гнойного секрета и густых выделений, поэтому сопли при гайморите чаще всего не текут.

Ринофарингит

Если у больного заложена носоглотка и при этом нет насморка, вполне возможно развитие «заднего» ринита. При данном заболевании густой секрет выводится не через носовую полость, а стекает по задней стенке гортани, поэтому больному кажется, что соплей у него нет.

При ринофарингите слизь выводится не через ноздри, а стекает по задней стенке гортани

Если после насморка по-прежнему сохраняется забитость носа и появляется чувство комка в горле, то велика вероятность, что воспаление слизистой перешло в ринофарингит.

Инородное тело в носу

Если у больного отмечается постоянная заложенность и затекание секрета в горло, но соплей при этом нет, возможно попадание в полость носа постороннего предмета. В таком случае прием таблеток, закапывание и промывания не окажут никакого действия. Поможет только удаление инородного тела. Дальнейшие меры должны быть направлены на восстановление слизистой.

Новообразования в носовой полости

Если у больного отсутствуют сопутствующие симптомы, но нос все равно не дышит, и нет насморка, следует обязательно посетить специалиста и пройти полный медицинский осмотр. В таких случаях нередко обнаруживаются доброкачественные новообразования в полости носа, которые без соответствующей медицинской помощи могут переродиться.

Реакция на медикаментозные препараты

Нередко заложенность носоглотки развивается после приема лекарственных средств. Так проявляется побочный эффект многих стероидных и гормональных препаратов, медикаментов на основе лечебных трав или антибиотиков.

В этом случае никаких терапевтических мер не требуется. Достаточно прекратить прием средств, вызывающих недомогание, и дыхание восстановится.

Сосудистые заболевания

Нарушение мозгового кровообращения, из-за которого часто развивается забитость носа без соплей, может быть одним из первых симптомов атеросклероза или других сосудистых патологий. В этом случае у больного постоянно болит голова и ухудшается память. Чем раньше о подобных симптомах станет известно доктору, тем больше шансов появится у человека избежать смертельно опасных последствий.

Нарушение кровообращения при атеросклерозе может стать причиной забитого носа без соплей

Как видно, причин «сухой» заложенности немало. Чтобы выяснить, какая из них вызвала подобную симптоматику, необходимо записаться на прием к ЛОР-врачу. Только специалист может поставить правильный диагноз и назначить оптимальную терапию. Самодеятельностью в этом случае лучше не заниматься

Как лечить

Итак, что делать, если нос всегда заложен, а соплей нет? Безусловно, в первую очередь необходимо устранить причину, вызвавшую недомогание в каждом конкретном случае. Параллельно с этим проводят терапию, направленную на снижение выраженности симптомов, восстановление слизистой и улучшение состояния больного. Вот об этом аспекте лечения и поговорим.

Медикаментозная терапия

Если нос заложен, а соплей нет, помогут средства с сосудосуживающим эффектом. Наибольшей популярностью пользуются следующие назальные капли и спреи:

  • Тизин;
  • Ринорус;
  • Длянос;
  • Називин;
  • Галазолин;
  • Отривин;
  • Ринонорм;
  • Санорин;
  • Риномарис.

Когда заложен нос, неплохо помогают пастилки и леденцы: Граммидин, Стрепсилс, Септолете, Трависил.

При заложенности носа применяют сосудосуживающие капли

Если отечность слизистой вызвана аллергией, состояние больного облегчит прием антигистаминных препаратов: Супрастин, Зиртек, Лоратадин, Клариназе.

Нередко пациенты жалуются врачу, что густые и вязкие выделения никак не высмаркиваются. В этом случае пациенту назначают растворы для промывания носа с морской солью: Аквамарис, Мореназал, Долфин, Квикс.

Если консервативная терапия не оказывает должного эффекта, что часто бывает при полипозе, больному рекомендуют хирургическое вмешательство.

Альтернативные методы

Помимо медикаментозных препаратов, неплохо помогают при «сухой» заложенности носа домашние рецепты.

Массаж

Один из способов борьбы с отеком слизистой. Надавливание кончиками пальцев на биологически активные точки улучшит кровообращение в тканях эпителия, уменьшит заложенность и восстановит дыхание. Метод эффективен вне зависимости от того, течет из носа или нет.

Массаж БАТ устраняет проблемы с дыханием

Особенно хорошо массаж справляется с хронической формой недомогания. Воздействовать на биологические точки рекомендуется несколько раз в сутки до полного выздоровления. Процедура противопоказана при гнойном гайморите и высокой температуре.

Ингаляции

Закладывание носа можно лечить горячим паром. Ингаляции эффективно устраняют отек, увлажняют и смягчают слизистую. Для процедур используют настой лекарственных трав или раствор соды, приготовленный из 1 ч. л. средства на литр воды. Очень популярен среди больных старый, «дедовский» способ - вдыхание паров отварного картофеля.

Если нет желания возиться с кипячением воды и долго сидеть над горячим настоем, можно приобрести небулайзер. Процедуры с его помощью проводятся на тех же растворах, что и обычные паровые.

Промывания

Что еще можно сделать, если нос все время заложен, а слизистая сохнет и раздражается? В этом случае будут полезны промывания. В домашних условиях раствор для процедуры готовят из обычной поваренной или морской соли. Можно воспользоваться настоем целебных трав:

Особенно полезны такие процедуры, когда причиной проблем с дыханием стал сухой воздух в помещении.

Фитонциды

Если нос заложен не сильно, можно попробовать подышать парами мелко порезанного лука или чеснока. Процедура хорошо помогает при бактериальной природе недомогания. Фитонциды обеззараживают полость носа и разжижают вязкую слизь.

Фитонциды помогут при заложенности бактериального характера

Через несколько сеансов густые сопли выходят, а дыхание заметно облегчается.

Проводя курс терапии, необходимо поддерживать в квартире оптимальный уровень влажности. Даже если причиной заложенности носа стал не сухой воздух, создание комфортного микроклимата поможет снизить выраженность симптомов и ускорит выздоровление.

Профилактика

Очень часто к забитости носа без слизи приводит несерьезное отношение к своему здоровью. Чтобы избежать подобного состояния, необходимо соблюдать некоторые правила поведения:

  • обязательно долечивать до конца любые заболевания ЛОР-органов;
  • одеваться соответственно погоде, не переохлаждаться;
  • вести активный образ жизни, заниматься спортом и закаляться;
  • употреблять витамины и укреплять иммунитет;
  • избегать стрессов и физического перенапряжения.

Эти простые рекомендации помогут предотвратить возникновение многих заболеваний, симптомом которых является заложенность носа без соплей. Только своевременное обращение к врачу и добросовестное выполнение всех рекомендаций уберегут от развития осложнений.

Копирование материалов с сайта возможно только с указанием ссылки на наш сайт.

ВНИМАНИЕ! Вся информация на сайте является популярно-ознакомительной и не претендует на абсолютную точность с медицинской точки зрения. Лечение обязательно должно проводиться квалифицированным врачом. Занимаясь самолечением вы можете навредить себе!

Говорю в нос, насморка нет

#1 sql

#2 AirSilver

При простудном насморке, применение сосудосуживающих капель в нос приводят к нарушениям сосудистой системы глаза, головного мозга, сердца и резким нарушениям в сосудистой системе носа, в виде вазомоторного отека слизистой носа, с заложенностью носа, что не поддается обычному лечению. Дальнейшее применение сосудосуживающих капель в нос приводит к росту полипов в носу и последующим операциям по их удалению. А применение гормональных препаратов разрушает Вашу гормональную систему.

Для успешного лечения простудного насморка (заложенности носа) и простудного синусита необходим индивидуальный подбор противовоспалительных капель для носа, с учетом нарушений аэродинамики носа по Южному типу (когда поток воздуха поступает мимо придаточных пазух носа, что программирует простуду и развитие синуситов).

Подробнее о простудном насморке, синусите как осложнении простуды, заложенности носа, нарушениях аэродинамики носа и доврачебной помощи у детей смотрите на моем сайте в интернете: Лор-Центр профессора Ульянова. А лучше, обратитесь к более опытному лор-специалисту или к лор-профессору в Московские клиники указанные на моем сайте.

Насморка нет, а нос заложен: что делать и как лечить

Отсутствие насморка при заложенности носа всегда пугает и настораживает человека. И это правильно, сама по себе заложенность не может развиться. Этому должны быть причины. Кроме того, заложенность без назальных выделений разнообразна, проявляется и лечится по-разному. Так же, как и насморк, она чревата опасностями для организма. Почему, как, и что делать? Разбираемся в деталях.

Причины, способствующие развитию заложенности

Оснований для развития состояния, когда заложена носоглотка, а насморка при этом не наблюдается, немало. Самые основные:

  1. Начало вирусного заболевания или простуды. Насморк еще не проявился, а нос заложен – это первый признак того, что в организме присутствует вирус и начинает формироваться простуда. Человек испытывает вялость, общее недомогание, головную боль, слизистая начинает отекать, но пока не вырабатывает в избытке носовую слизь.
  2. Аллергия. Это тоже веское основание для развития заложенности и отечности слизистой носоглотки. Притом, если до этого момента аллергический ринит не установлен, то возможно он только проявляется, но человек страдающим подобным симптомом об этом пока не знает. Аллергеном может оказаться что угодно: домашняя пыль, пыльца цветов, присутствие животных в доме (а точнее, их шерсти), некоторые продукты питания.
  3. Нарушение гормонального баланса. Очень часто причина этому – беременность. У здорового (до этого момента) человека это могут быть проблемы с щитовидной железой.
  4. Сухой воздух в комнате. Это чаще происходит в межсезонье или зимнее время, когда включаются радиаторы отопления. Они и способствуют сухости воздуха.
  5. Привыкание организма к сосудосуживающим препаратам.
  6. Неблагоприятная окружающая среда. При наличии большого количества промышленных заводов по месту жительства, которые выделяют едкий и вредный дым прямо в атмосферу. Носоглотка не успевает выполнять свои функции, происходит сбой. И в итоге – заложен нос, а насморка при этом может и не быть.
  7. Искривленность носовой перегородки. По природе может быть приобретенной или врожденной. Если с первой все более или менее понятно, то во втором случае причиной может стать родовая травма или удар, падение.
  8. Полипы в пазухах носа. Разрастаясь, они все больше занимают носовую полость, уменьшая просветы носовых ходов. Данные образования растут медленно, поэтому полное перекрытие и абсолютная заложенность может наступить в течение нескольких лет. Этот симптом очень схож по развитию с предыдущим.

Виды недомогания

Каждая вышеуказанная причина развития заложенности, при том, что насморка нет в данный момент, проявляется в разных симптомах. Самые распространенные типы затрудненного носового дыхания:

  • Беспрерывная (хроническая). Самая неприятная разновидность заложенности носа: носовое дыхание затруднено постоянно, то есть нос практически не участвует в акте дыхания. О хронической форме можно говорить в том случае, когда данная симптоматика наблюдается в течение нескольких месяцев, а не недель. Причины, по которым это состояние может развиться следующие: полипы в носоглотке, деформация носовой перегородки, нарушение гормонального баланса в организме, экологические проблемы.
  • Частая заложенность, насморка нет. В отличие от предыдущего симптома, здесь нос хоть периодически, но работает. Хотя и такая проблема не приносит особой радости. Когда у человек затрудняется носовое дыхание – это всегда дискомфорт и неприятные ощущения. Как часто заложенность может проявляться зависит только от персональных особенностей человеческого организма. Данное заболевание имеет циклический характер.
  • Заложенность по ночам. Если заложенность проявляет себя исключительно по ночам, а днем, тем более на улице или в ином месте пациент ее не наблюдает, это значит, что причиной является сухой воздух в помещении. Исправить ситуацию очень просто, установив увлажнитель воздуха в комнате.
  • Утренняя. Самое частое проявление заложенности. Ели подобное происходит долго (больше 14 дней), то необходимо посетить врача. Спровоцировать подобное могут: аллергическая реакция на пух в подушке, сухой воздух в комнате, комнатный цветы (их пыльца) или это может быть симптомом начала развития гайморита.

Лечение заложенности в носу без насморка

Если причины возникновения и основная симптоматика более или менее понятны, то возникает вопрос: что делать с этой проблемой, как лечить и лечится ли она в принципе? Лечение заложенности зависит от вида и причины ее возникновения. Поэтому терапия может быть и медикаментозной, и народной.

Медикаментозное лечение

Из медпрепаратов при заложенности носа применяются сосудосуживающие назальные капли. Самыми действенными считаются:

Предпочтительнее использовать капли на масляной основе, это предохранит слизистую от пересыхания.

Бальзам-мазь «Звездочка», «Доктор Мом» или мазь Флеминга тоже эффективно снимают признаки заложенности.

Хорошо помогают ингаляции с физраствором или минеральной водой.

Использование народной медицины в терапии заложенности

Проверенными и надежными методами лечения болезни считаются:

  • Прогревание носовой полости варенными яйцами. Варенные, но еще не полностью остывшие куриные яйца необходимо приложить к носовым раковинам с обеих сторон. Прогревают минут 10, не более. Курс лечения 10 дней. Тепло должно быть приятным и комфортным, процедуру лучше делать перед сном. Это поможет уменьшить отечность, но при гнойной инфекции эта манипуляция противопоказана.
  • Массаж носовой полости. Крылья носа и переносицу массажируют круговыми движениями до тех пор, пока кожный покров не согреется, после этого минут 10 выполнять легкое постукивание. Это эффективно и быстро восстановит затрудненное дыхание.
  • Капли из сока каланхоэ. Свежевыжатый сок растения закапывается в носовые ходы. При отсутствии серьезных сопутствующих болезней, заложенность должна пройти через пару дней.

Проблемы с заложенностью носовой полости без насморка полностью можно устранить, только зная причину, вызвавшую ее. Выбирать лекарство на свое усмотрение опасно. Только врач, исходя из диагноза, индивидуальных особенностей, возраста больного, чувствительности к медикаментозным препаратом сможет назначить корректную терапию.

Говорю в нос а насморка нет?

  • искривление носовой перегородки (симптомы этого могут появиться в любом возрасте);
  • вазомоторном рините;
  • развитие гайморита или фронтита;
  • аденоидите (в основном у детей);
  • ринолалии (логопедическое расстройство, характерное для детей дошкольного возраста);
  • образовании полипов или опухолей различной природы в носу;
  • хроническом гипертрофическом рините, при котором наблюдается утолщение слизистой оболочки носовой полости.

На Ваш вопрос ответил:

Петров Александр Викторович

Стаж работы: 23 года

Образование: ВГМА имени Н. Н. Бурденко

Место работы: Лечебно-диагностический центр «ВИТАМЕД», г. Воронеж

Задайте вопрос доктору, используя форму ниже

поля отмеченные знаком « » обязательны к заполнению

Похожие материалы из этого раздела:

Специальность: Врач-оториноларинголог Стаж работы: 12 лет

Специальность: Врач-оториноларинголог Стаж работы: 8 лет

Как не говорить в нос?

Причины гнусавости голоса

  • открытая – звуки имеют возможность проходить не только через рот, но и носовую полость;
  • закрытая – нарушена проходимость носовой полости, из-за чего она полностью закрыта для прохождения звуков и воздуха;
  • смешанная – характеризуется непроходимостью носа и ослабленным небно-глоточным затвором.
  1. Плохая подвижность неба.
  2. Дефекты мягкого либо твердого неба.
  3. Неправильная форма языка при произношении.
  4. Врожденное или приобретенное искривление носовой перегородки.
  5. Травмы различного характера.
  • гнусавость после насморка и вовремя него;
  • гипертрофия и отечность носовых раковин;
  • аденоиды;
  • полипы;
  • опухолевидное образование в носоглотке;
  • третичный сифилис.

Как избавиться от гнусавости

  1. Устранение анатомического дефекта.
  2. Коррекция деформации носоглотки.
  3. Коррекция искривленной носовой перегородки.
  4. Установка глоточного арбитуратора.
  5. Удаление опухолей, аденоидов, полипов.

Занятия с логопедом

  1. Вытянуть язык вниз до подбородка и зафиксировать в таком положении на 5-10 секунд.
  2. Выполнить движения высунутым языком от одного уголка рта к другому.
  3. Открыть широко рот, высунуть язык и сделать круговые вращения языком.
  • надувать щеки;
  • надувать мыльные пузыри;
  • имитировать задувание огня.

Заключение

Справочник основных ЛОР заболеваний и их лечение

Вся информация на сайте является популярно-ознакомительной и не претендует на абсолютную точность с медицинской точки зрения. Лечение обязательно должно проводиться квалифицированным врачом. Занимаясь самолечением вы можете навредить себе!

Говорю в нос а насморка нет

Причины гнусавости при отсутствии насморка могут крыться в:

искривление носовой перегородки (симптомы этого могут появиться в любом возрасте); вазомоторном рините; развитие гайморита или фронтита; аденоидите (в основном у детей); ринолалии (логопедическое расстройство, характерное для детей дошкольного возраста); образовании полипов или опухолей различной природы в носу; хроническом гипертрофическом рините, при котором наблюдается утолщение слизистой оболочки носовой полости.

Также гнусавость может присутствовать на начальных стадиях развития ОРЗ или аллергической реакции, сопровождающихся отеком слизистой оболочки носовой полости. Но если более недели вы продолжаете говорить в нос без насморка, следует обратиться к ЛОРу и искать причины этого явления среди перечисленных выше.

Определенные патологии могут не только досаждать и являться причиной плохого самочувствия, но и в значительной степени повлиять на голос человека. Многим знакомо это неприятное ощущение, когда из-за гнусавости голоса окружающие с трудом тебя понимают, поскольку пропадает часть звуков и речь становится невнятной.

Такое явление зачастую возникает при насморке и исчезает при его излечении. Однако если пациент приходит к врачу с жалобой: «Нос дышит, но говорю в нос!», то это уже повод серьезно озаботиться здоровьем. Поэтому далее поговорим о причинах возникновения такого явления и способах его устранения.

Причины гнусавости голоса

Гнусавость - довольно частое явление

Перед тем как разобраться с тем, почему человек говорит в нос, сначала кратко рассмотрим, что представляет собой данное патологическое явление.

Гнусавость (ринолалия) – неполное нарушение голоса (дисфония), выражающееся в звуковом дефекте при произношении звуков.

Появляется вследствие излишнего либо недостаточного резонирования носовой полости.

Справка. Гнусавость не дает воздуху проходить через нос, в результате человек воссоздает звуки исключительно ртом, носовая полость участия не принимает.

В итоге речь становится невнятной, и звуки искажаются, особенно «м» и «н».

Стоит отметить то, что гнусавость делится на несколько разновидностей, каждая из которых имеет определенные характеристики:

открытая – звуки имеют возможность проходить не только через рот, но и носовую полость; закрытая – нарушена проходимость носовой полости, из-за чего она полностью закрыта для прохождения звуков и воздуха; смешанная – характеризуется непроходимостью носа и ослабленным небно-глоточным затвором.

Ринолалия делится на несколько разновидностей в зависимости от характера нарушения проходимости звуков и воздуха

Причины жалоб «говорю в нос» можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся такие обстоятельства:

Плохая подвижность неба. Дефекты мягкого либо твердого неба. Неправильная форма языка при произношении. Врожденное или приобретенное искривление носовой перегородки. Травмы различного характера.

Ко второй группе относятся недуги, сопровождающиеся таким нарушением в голосе:

гнусавость после насморка и вовремя него; гипертрофия и отечность носовых раковин; аденоиды; полипы; опухолевидное образование в носоглотке; третичный сифилис.

Помимо этого гнусавость может наблюдаться и при отсутствии каких-нибудь патологий. Она может быть следствием привычки неправильно произносить слова из-за наличия нарушений слуха (глухота или тугоухость).

Определив причины данного состояния, перейдем к рассмотрению вопроса как не говорить в нос, то есть устранить этот неприятный дефект голоса.

Как избавиться от гнусавости

Специалисты утверждают, что возможно устранить почти все случаи данного дефекта, однако без медицинской помощи здесь не обойтись.

Терапевтические мероприятия зависят от вида недуга, спровоцировавшего развитие гнусавости.

Если причиной стал обычный ринит, то на помощь придут назальные капли или спрей для снятия заложенности носа: «Називин», «Отривин», «Санорин» и т.д.

Кроме того, помогут промывания носовой полости при помощи средств на основе морской воды или обычных солевых растворов, которые прекрасно себя зарекомендовали при лечении насморка («Аквамарис», «Аквалор», «Квикс»).

Если причина более серьезная, то врач может назначить проведение оперативного вмешательства для выполнения таких действий:

Устранение анатомического дефекта. Коррекция деформации носоглотки. Коррекция искривленной носовой перегородки. Установка глоточного арбитуратора. Удаление опухолей, аденоидов, полипов.

После хирургического вмешательства обязательно проводится массаж рубцов неба и наблюдение за правильностью небно-глоточного смыкания.

Кроме этого дополнительно назначается курс физиотерапии, психотерапии, а также занятия с логопедом.

Справка. Хирург в силах устранить лишь причину ринолалии, после чего за дело принимается логопед, который может научить верно произносить звуки.

Занятия с логопедом

Что делать, если говоришь в нос, когда обследования никаких патологий не было выявлено?

Логопед сформирует правильное произношение звуков

Возможно, это просто привычка, формировавшаяся длительное время.

Здесь помогут устранить гнусавость занятия с логопедом, включающие в себя такие упражнения:

артикуляционная и дыхательная гимнастика; логопедический массаж мягкого и твердого неба; правильное произношение и постановка речи.

Артикуляционная гимнастика подходит для выполнения, как и открытой, так и при закрытой форме ринолалии и включает в себя такие упражнения:

Вытянуть язык вниз до подбородка и зафиксировать в таком положении на 5-10 секунд. Выполнить движения высунутым языком от одного уголка рта к другому. Открыть широко рот, высунуть язык и сделать круговые вращения языком.

Кроме того, логопед учит пациента правильно дышать (при открытой ринолалии). Для этого больному предлагается выполнение довольно простых упражнений:

надувать щеки; надувать мыльные пузыри; имитировать задувание огня.

На фоне этого идет параллельная работа над правильностью речи, которая заключается в произнесении определенных сочетаний звуков. Такие упражнения выполняются как с логопедом, так и даются больному в качестве домашнего задания.

Заключение

Говорю в нос после простуды – обстоятельство, беспокоящее многих людей, судя по количеству таких высказываний на форумах. Однако в этом нет ничего страшного. Это просто остаточное явление перенесенного заболевания, которое со временем проходит.

А вот если гнусавость появляется без видимых на то причин, при отсутствии насморка или простуды, то это обстоятельство – повод обратиться к специалисту.

Чаще всего предшественниками временной гнусавости является насморк и простуда. Данный симптом нейтрализуется комплексным лечением.

Волнение и недопонимание у родителей вызывает искажение тембра голоса при сохранении естественного дренажа пазух. Поэтому, актуальным остается вопрос, как и чем лечить, если ребенок говорит в нос, но соплей нет, и нос дышит?

Что такое гнусавость?

В результате чрезмерного или слабого резонирования в носовой полости образуется дефект звукопроизношения – гнусавость (тождественные названия ринолалия, палатолалия). Причина изменения речи у детей заключается в сбое функционирования речевого центра.

Диверсификация резонаторной функции имеет три формы:

закрытую. Катализаторами звукового дефекта выступают органические перемены в носовой или носоглоточной области, которые провоцируют заложенность лор-органа, отсутствие естественного сообщения воздухоносных соустьев с внешней средой; открытую. Патологические изменения тембра голоса проявляются при отставании заднего неба от задней стенки глотки, как результат – образуется щель для проникновения воздушных масс в носовую полость; смешанную. Характеризуется непроходимостью носовых каналов и ослабленным небно-глоточным затвором.

Нюанс! Нарушение звукопроизношения проходит 4 стадии развития, где с каждой последующей фазой усиливается выраженность гнусавости и дислалии.

Основные причины

Причины развития ринолалии весьма разнообразны, основной перечень сводится к следующим факторам:

патологическим разрастаниям эпителиальных клеток (полипам); воспалению ротоглотки; ринофарингиту (истечению соплей по задней стенке глотки); вазоконструкции слизистой вследствие применения лекарственных препаратов; врожденным дефектам носовых ходов; попаданию инородных тел в пазухи; искривлению носовой перегородки; травмам носа; физиологической заложенности у новорожденных.

Проявление звукового дефекта требует врачебного участия. При осмотре логопед изучает анатомические особенности речевого аппарата, качество дыхания, характер звуковых дефектов, особенности течения патологии.

При правильной постановке диагноза и терапии гнусавость хорошо поддается лечению

Основная задача специалиста – идентифицировать и устранить раздражающий фактор консервативным методом или хирургическим путем.

Как и чем лечить гнусавость без соплей

Терапию палатолалии определяет этиология возбудителя. Если, гундосит нос у ребенка по причине нарушения дыхательной системы, то опасность заключается в инфицировании бронхов и легких. При заложенности носа, вместе с вдыхаемым ртом воздухом, инфекции проникают внутрь организма, поражая здоровые органы и системы.

Кислородное голодание тормозит мозговую активность, угнетает работу функциональных единиц организма. Для предотвращения негативных последствий, миграции заболевания в хроническую форму, важно провести коррекцию на ранних этапах проявления патологии.

Для справки! Для полной визуализации клинической картины врач назначает инструментальные методы исследования: рентген, электромиографию, фарингоскопию.

К причинам временного изменения тембра голоса относят воспаление придаточных синусов, отек слизистой, когда присутствует признак гнусавости, а насморка нет. В формировании окраса звука участвуют лобные и верхнечелюстные синусы. При травмах носа, на фоне перенесенных вирусных заболеваний воздухоносные полости воспаляются, развивается гайморит или фронтит.

Лечение верхнечелюстного синусита предусматривает комплексное решение проблемы. Важным условием активного выздоровления является ирригация носовой полости.

Промывание пазух носа

При неблагоприятных климатических и бытовых условиях слизистая пересыхает, на ее поверхности образуются корочки, которые нарушают дренаж носа. Лечение патологических изменений начинается с механического очищения пазух от посторонних агентов, пыли, скоплений носового секрета.

Важно! Начиная с пятилетнего возраста, малышам на начальных стадиях патологии проводят неинвазивное вакуумное дренирование придаточных синусов.

Детям старше 4 лет туалет носа проводят с помощью солевого раствора, физраствора или антисептических препаратов: «Мирамистина», «Хлорофиллипта», «Хлоргексидина».

Лекарственная жидкость омывает носоглотку, свободно вытекает через противоположную ноздрю, нейтрализуя патогенную микрофлору. Процедура ускоряет процесс регрессии, купирует воспаление и отек мягких тканей, нормализует естественное дыхание через нос.

Медикаментозная терапия

Чтобы предотвратит гнусавость у ребенка, родители должны следить за состоянием носоглотки, при незначительных отклонениях обращаться к врачу

Лечение таких лор-заболеваний, как отек слизистой, гайморит, фронтит или синусит, которые провоцируют гнусавость детского голоса, требует использования препаратов разных фармацевтических групп:

сосудосуживающих. Основная задача – восстановить носовое дыхание, уменьшить гиперемию мягких тканей, нормализовать назальную секрецию, аэрацию среднего уха. В терапевтическую схему детей включают медикаменты на основе фенилэфрина – «Назол Беби», «Назол Кидс», «Полидексу», «Виброцил»; антибактериальных. Назначают при инфекционной этиологии воспаления для подавления процессов роста и размножения болезнетворных микроорганизмов. В терапии верхних дыхательных путей используют антибиотики пенициллинового ряда («Амоксиклав»), цефалоспорины в таблетках или инъекциях («Цефтриаксон», «Цефалаксин»), азалиды («Азитромицин»). Противомикробной и противовоспалительной активностью обладают интраназальные средства широкого спектра действий – «Биопарокс», «Изофра». Курс восстановления варьируется от 5 до 10 дней с учетом степени тяжести недуга; антигистаминные. С целью устранения аллергической реакции или профилактики ее возникновения употребляют гипосенсибилизирующие препараты для ингибирования выработки гистамина. Чаще всего детям назначают «Лоратадин» в сиропе или таблетках, «Кестин», «Терфенадин»; кортикостероидные. Гормональные средства уменьшают воспаление и отек слизистой, тем самым нормализуя звучание голоса, восстанавливают активность мерцательного эпителия. Высокую эффективность доказали препараты «Назонекс», «Фликсоназе», «Авамис».

Для справки! Для нормализации субфебрильных показателей и купирования болевых ощущений детям назначают «Аспирин», «Нурофен», «Парацетамол».

Консервативную методику дополняют иммуномодулирующие медикаменты: «Синупрет», «ИРС-19». Они восстанавливают мукоцилиарный клиренс, формируют местный иммунитет, ускоряют процессы регенерации эпителия.

Что делать, если ребенок говорит в нос, а соплей нет? Существует вероятность, что проблема кроется в патологии носовых ходов. Если подозрение на вазомоторный насморк, гипертрофический ринит или анатомическое изменение носовой перегородки подтвердилось, лечить заболевание консервативными методами бессмысленно.

Хирургическим путем

Для восстановления тканевой структуры при полипозе или гипертрофии мягких тканей назначают щадящую терапию лазером, а исправление носовой перегородки возможно только хирургическим путем.

Лечение аденоидов, как проблемы гнусавости, начинается с повышения иммунной активности витаминными комплексами, симптоматической терапии и дыхательной гимнастики. При увеличении глоточной миндалины с полным перекрытием носового просвета проблема решается хирургическим удалением гланд.

Часто гнусавость провоцирует переохлаждение, острые респираторно-вирусные заболевания

Лечение и коррекция ситуации, когда ребенок дышит ртом, говорит в нос, но отсутствует насморк, начинается с идентификации возбудителя. С учетом индивидуальных особенностей пациента врач составляет медикаментозную схему.

следить за температурным режимом и уровнем влажности в помещении. Оптимальная температура для дневного времяпровождения достигает отметки 20⁰С, для сна должна быть на 2-3 градуса ниже; при чрезмерно сухом воздухе использовать увлажнитель. Если в доме отсутствует климатический прибор, можно развесить на батарею мокрые полотенца или поставить емкости, заполненные водой; регулярно проветривать помещение, проводить влажную уборку; чаще гулять на свежем воздухе; обеспечить сбалансированное питание с акцентом на овощи, фрукты, молочную продукцию;предусмотреть повышенный питьевой режим для снятия интоксикации организма.

Для справки! Поддерживать влажность в комнате помогают комнатные растения.

Гнусавость в результате нарушения дренажа пазух провоцируют мощные антигены: пыль, шерсть домашних животных, перьевые подушки. Поэтому, особое внимание следует уделить чистоте в доме.

Заключение

Дефект звукопроизношения не может пройти самостоятельно, требует медикаментозного лечения. Чтобы предотвратить осложнения, хроническое течение патологии при изменении тембра голоса без продуцирования соплей, незамедлительно обращайтесь за медицинской помощью.

Учимся петь красиво


методист Реброва О.А.

г. Хабаровск


Пение в нос или гнусавый , согласитесь, не очень радует слушателя, даже если он сливается с музыкой на все 100%.

Так как же петь не в нос ?

Для начала нужно точно понять поете вы в нос или нет.

Зажмите свой нос и спойте несколько строчек любой песни. Так вы хотя бы начнете улавливать все прелести своего гнусавого голоса и в будущем быстрее распознавать его.Затем запишите, уже естественным голосом, пару песен, сохранив в аудио файл и после внимательно прослушайте их. Вы обязательно заметите, где вы гнусавите. Не забудьте про друзей с хорошим слухом. Они вам тоже смогут помочь по данному вопросу.

Ладно, разобрались. Допустим, что пение в нос ваш стабильный попутчик.Из-за чего же этот некрасивый эффект появляется?

Причина первая:

Как обычно в любом мастерстве главный корень всех дефектов является не физический, а психологический. В нашем случае, как правило, это внутренняя зажатость исполнителя. Наверное, замечали, что уверенный в себе человек не гнусавит. Делаем вывод: нужно и не стесняться, при разной публике. Начиная с друзей, родных и так до победного.

Причина вторая:

Но и здесь все вытекает из первой причины. Это слабо открываемый рот.Здесь просто учимся следить за своим ртом и внятным произношением.

Еще способы:Попробуйте не петь, а промычать песню, при этом не старайтесь мычать не в нос, толку мало, все равно будете. Но так вы лучше воспримите неправильное пение. Как бы идя от обратного мы учимся слышать себя и следить за своим пением. Как не крути, а следить необходимо постоянно. В этом и весь ответ.

Что значит «попасть в позицию»? Как избавиться от гнусавости?

Пение «в позиции» (обычно говорят: в высокой певческой позиции) предполагает фокусировку в некую точку, имеющую все предпосылки для дальнейшего ее расширения. Пение «в маску» как раз и подразумевает расширение этой точки (и резонансные ощущения). В процессе обучения ощущение высокой певческой позиции необходимо стабилизировать.

Гнусавость - или излишняя назализация - недостаток, который исправляется с большим трудом, особенно если вокалист довольно длительное время пел «в нос». Гнусавость может иметь различное происхождение. Она связана с неправильной работой мягкого небо вследствие различных причин. Если гнусавость не вызвана органическими причинами (парез или гипотония мышц мягкого неба), то ее происхождение носит функциональный характер: подражание гнусавому голосу, вытягивание шеи, напряжение мышц лица, дефектная работа дыхания при пении, нестабильность в ощущении высокой певческой позиции и т.д. От гнусавости достаточно легко избавляться, если она проявилась на начальном этапе обучения и на начальном этапе певческой практики (у необученного певца). Но если навык гнусавости закрепился, то убирать ее становится трудоемким процессом.

Каковы основные дефекты звука у певцов?

Типичные недостатки: форсирование, «гортанность» голоса, открытый или перекрытый звук. Пестрое звучание гласных, зауженные и, е, безопорность звучания, сиплый тремор или жесткий. Неточное попадание на звук (подъезды). Зажатое или открытое звучание «верхов». Нарушение вибрато, тремор. У певцов хора - тенденция к обезличиванию тембра.

Каковы способы исправления вокальных дефектов?

Способов много: верное определение типа и характера голоса; удобный для пения репертуар; снятие лишнего мышечного напряжения; применение придыхательной атаки для смягчения тембра; использование подвижных упражнений для облегчения звука; требования опоры, зевка, высокой позиции. Лучший способ - недопущение дефектов. Для исправления одних и тех же дефектов могут применяться разные вокальные приемы. Одним певцам лучше помогают мышечные ощущения, другим - вибрационные.

Надо не допускать дефектного и слишком длительного пения, после которого голос «садится», то есть устает, тускнеет, теряет звонкость, хрипнет. Это происходит в результате форсировки голоса, перенапряжения гортани, утрировки грудного тембра на высоких звуках, пения в неудобной тесситуре.

Как зависит громкость голоса от открывания рта?

Громкость - понятие субъективное. Она зависит прежде всего от силы голоса, а сила голоса, в свою очередь, зависит от правильной работы дыхания в процессе пения и от развития мышц дыхательной опоры, от резонаторов, которыми пользуется певец и, вообще, от свободы звукоизвлечения. Сила голоса находится в прямой пропорции от той силы, к которой готово дыхание певца. Конечно, певец может добиться от своего голоса желаемой громкости, но если его дыхание неподготовлено, то возникнет форсаж. Поэтому сначала нужно наращивать эластичность, гибкость и силу дыхательной опоры, а затем увеличивать динамику звука. Развитие дыхательной функции в процессе пения должно опережать развитие всех качеств голоса, связанных с усилением режима работы голоса (динамика, сила звука, увеличение диапазона и т.д.).

Открывание рта дает возможность увеличивать звуковую энергию, продуцируемую гортанью, создает «рупор». Если певец не владеет в достаточной мере дыханием, но старается «открывать» рот, чтобы как-то себе помочь (правда, это не значит, что нижняя челюсть при этом расслаблена), то это повышает тонус, возможно, что-то ненадолго «откроется». Но эффективного результата певец все - же не достигнет.

Почему при акустическом пении голос свободен, а при пении в микрофон появляется зажим? Как с ним справиться?

Существует обратная связь между чувствительностью слуха к различным частотам и присутствием в голосе соответствующих обертонов. При пении в акустических условиях такая обратная связь слуха и голоса привычна для поющего, так как именно в акустических условиях происходит работа над голосом и над произведениями. Певец не воспринимает в своем голосе тембральных искажений, поскольку их субъективно для него не существует. При этих условиях у исполнителя сохраняется возможность управления своим голосом в привычных рамках. При пении в микрофон такая связь слуха и голоса нарушается, так как голос, звучащий из «колонок», воспринимается певцом, как чужой. Это может происходить по причине неточной отстройки частотных характеристик голоса, звучащего через усилительную систему (микрофон, усилитель, пульт).

Начинающему певцу в этих условиях бывает достаточно трудно оценить звучание своего голоса, и он начинает приспосабливаться к такому звучанию. Происходит это следующим образом: певец привык при определенномзвукопродуцировании получать определенный результат своего звучания. Когда этот результат неадекватен привычному звукопродуцированию, певец начинает менять приемы в подаче своего голоса, нарушая отработанную технику. Так возникают зажимы при пении в микрофон.

Профессиональный же певец сумеет приспособиться к «микрофонному эффекту» без какого-либо напряжения со своей стороны. Он хорошо владеет своим голосом, знает свои технические возможности.

Существует еще одно нарушение обратной связи. Это - работа вокалиста в студийных условиях. Здесь певец слышит свой голос практически только через наушники (как это происходит при наложении голоса на фонограмму). И чем лучше вокалист знает свой голос, чем более тонким вокальным слухом он обладает, тем легче он приспособится к «эффекту наушников».

В обоих случаях очень важна грамотная работа звукооператора. При отстройке мониторов или наушников при записи необходима точная отстройка частотных характеристик поющего, так как певец продуцирует тот тембр, который он слышит (что на входе, то и на выходе). Хорошая вокальная техника и гибкость владения своим голоса певцу также необходима даже в случае грамотной отстройки микрофона и наушников.

Существуют различные методики постановки голоса разными певческими школами. Но прежде чем обратиться к конкретным рекомендациям. Которые пригодятся не только профессионалам, но и любителям, то есть всем кто любит петь , давайте задумаемся над тем, что такое пение , певческий голос и как научиться петь красиво, как поставить голос в домашних условиях .

Пение – один из способов общения и самовыражения человека, естественный и простой, доступный почти каждому.

Как научиться петь красиво? И самостоятельно поставить голос?

Если природа подарила человеку хороший голос , ему хочется петь точно также, как тому, у кого от природы данные бегуна, хочется бегать.

Пение имеет отношение не только к эстетической и эмоциональной сферам, но и к работе комплекса мышц, связанных с дыханием , бессознательно организованной творческим эмоциональным настроем. Итак, процессом пения руководит эмоция. Из этого следует, что профессионал должен уметь создавать её и сохранять во время пения.

У людей, поющих голосами, «поставленными от природы», связи звуковедения устанавливаются бессознательно, но правильно и легко, а само дыхание организовано верно. В таких случаях единственное, что обязан сделать педагог, - это помочь певцу осознать, что происходит в его прекрасном инструменте во время пения, чтобы он мог сберечь голос и восстановить естественные связи, если их нарушит какая-то случайность.

Но в большинстве случаев певческие школы предлагают воспринимать пение не как способ выражения мыслей и чувств, а как средство для мысленного направления на каждую ноту . Заботясь о ноте, певец теряет естественное чувство кантилены (напевной плавной мелодии ) и осмысленность фразы и думает не о том, почему и для чего поёт , а о том попал ли звук на нужную ноту.

Увлечённость пением вызывает бессознательное стремление к синтезу, то есть к объединению мышц, участвующих в нём, к организации координирующего центра.

Анализирование своих ощущений во время пения ослабляет и нарушает связи звуковедения, потому что анализ – разъединение. А иногда внимание певца сосредотачивается на какой-нибудь одной группе мышц, например при выполнении команд: «В маску! В маску!», «На зубы!», «В купол» и т.п., и это нарушает связи звуковедения.

Если глубокие внутренние связи не нарушены певцом – голос звучит. Но к несчастью, можно потерять и глубокие внутренние связи, а с ними и чувство радостно поющего тела.

Необходимость глубоких внутренних связей в большинстве случаев осознаётся певцами. Именно их создаёт и сберегает певческий эмоциональный настрой , но до тех пор, пока ему не мешают или мешают не слишком активно. При грубо же вмешательстве связи рвутся в каком-то звене, и голос перестаёт звучать. Вот почему так легко теряют голоса даже представители знаменитой итальянской школы.

Голос поёт и говорит мелодию. А мелодия – это движение. Произвести движение может только то, что само подвижно. Мяч полетел – его бросила рука, ветка качнулась – её толкнул ветер. Следовательно, из работы над голосом логически исключаются так называемые «маски» и «зубы». Они абсолютно неподвижны и потому не могут вести мелодию. Подвижны органы дыхания , их мускулатура и мускулатура внешняя, с ними связанная. Вот что может в человеке говорить, кричать и петь!

Пение – единственная разновидность музыки, в которой инструмент – часть тела музыканта , и при том одна из наиболее важных и наименее управляемых: органы дыхания . Мы не видим движений, которые происходят внутри них, эти движения по темпу, стилю и ритму зависят от эмоциональных состояний


Учиться петь – это учиться управлять дыханием и певческим эмоциональным настроем. Ведь если дыхание подчиняется эмоциям, эмоции тоже могут подчиняться дыханию. И можно автоматически создавать вдох взволнованных и спокойных состояний и подчинять ему пение, речь и самочувствие.

У актёров и певцов есть профессиональный термин – «опора». Все согласны, что «опёртый» звук – хорошо, «неопёртый» - плохо и что «опёртый звук возможен только там, где есть « опёртый» вдох, хотя, чем отличается «опёртый» вдох от «неопёртого», неизвестно.

А между тем, всё просто.

«Опёртый» голос – это звонкий голос. А что такое «опёртый» вдох? Прикоснуться к плечу партнёра - ещё не значит опереться на него. Опереться – значит перенести на чужое плечо часть тяжести своего тела, почувствовать, что мускулатура плеча стала сопротивляться нажиму вашей руки. Следовательно, «опёртый» вдох – это вдох предельной глубины. Воздух, взятый во время такого вдоха, не может идти дальше. Он «опёрся», говоря попросту, упёрся в стенки органов дыхания. Мускулатура, окружающая их, стала сопротивляться нажиму воздуха, и мы чувствуем это. И если вдох сделан правильно, вам сразу захочется кричать или петь!

Вдох – движение воздуха внутрь тела. Сознательно сделать вдох – это мысленно установить связь с дном лёгких. Направление гортани диагонально по отношению к лёгким, следовательно, ей удобно петь, если Вы сделали, сознательно или бессознательно, вдох «опёртый» в спину. Лёгкие расширяются к основанию не в груди, а в спине. Следовательно, этот вдох легко задержать, хотя объём его велик.

Звучание – выдох, колеблющий голосовые связки. Следовательно, чтобы сохранить во время звучания чувство «опоры», надо оставить воздух там, откуда Вы его «взяли». Сквозное действие певца – задерживать правильно сделанный вдох. А выдох уходит сам: выдох – это звук.

Не думайте о дороге, по которой вы поведёте этот вдох. Думайте о месте, в которое он мгновенно приходит, потому что если вы думаете о дороге, там возникают напряжения. (Кстати,большинство профзаболеваний голоса являются результатом грубого нарушения условий давления в системе трахеи и бронхов.) Не ищите этот вдох умом, ищите движением и эмоциональным настроем. Чаще всего наклоном во время вдоха. Затаите его и пойте, никуда не направляя звук.

Существует мнение, что « запирать » дыхание вредно, чуть ли не опасно. Да, вдох искажающий форму лёгких, задерживать, да и делать вредно. Вдох , наполняющий лёгкие, не искажая, может вернуть и голос, и здоровье.

Лучшая в мире постановка голоса – не русская, не французская, не немецкая и даже – боги мои! - не итальянская, а природная.

Если вы хотите узнать как научиться петь красиво, и поставить голос самостоятельно используйте упражнения для развития певческих навыков.

Следовательно, если Вы сознательно произвели правильный вдох и задерживаете его, всё остальное сделает ваша певческая интуиция. Можно помогать ей движением и мыслью.

Прежде всего, какие связи возникают в теле певца? Источник звука – голосовые связки. Чтобы прозвучать, они должны сомкнуться – встречное движение на уровне шеи. Воздушная струя, которая колеблет их, чтобы они звучали, идёт из двух бронхов в одну трахею – встречное движение на уровне груди. Оба эти движения неуправляемы. Но лёгкие, как на фундаменте, лежат на диафрагме и подчиняются ей, а она – им.

Если, чтобы прозвучать, две голосовые связки смыкаются, а две воздушные струи встречаются, следовательно, диафрагма должна во время звучания объединять лёгкие. Как? С помощью вдоха, который заполняя лёгкие воздухом, не разъединяет их. И так как диафрагма самый сильный мускул среди всех, связанных с дыханием, ей подчиняется и смыкание голосовых связок в гортани, и встречное движение воздушных струй в груди. Заполнить лёгкие, не разъединяя их, может только один вдох – вдох в спину.

Вспомните строевую песню в армии, хоровую за столом и песню коллективного труда, например нашу «Дубинушку». Во всех случаях песня поднимает настроение, освобождает от привычной сдержанности и объединяет людей, которых не могут объединить слова. Но не бывает вокализирующих солдат, бурлаков, и даже самая пьяная компания старается выговорить слова. И это понятно: желая выразить мысли и чувства, люди ищут, прежде всего, слова и поют их, когда эмоциональный настрой выше среднего или его хотят поднять. Следовательно, для человека, поющего естественно, пение - это протяжная речь повышенной эмоциональности.

профессиональному певцу нет смысла представлять себе пение как вокализ со словами, да ещё с постановкой голоса. Ведь тогда оно – действие заумное и сложное. И слова мешают петь. А каково слушать певца, которому слова мешают петь? Если для Вас пение протяжная речь, то это действие эмоциональное и простое, и слова помогают петь, организуя кантилену. Надо только произнести, потому что хорошо произнесённое наполовину спето.

Принято думать, что протяжность звука зависит от работы внутренней мускулатуры (диафрагмы, брюшного пресса), а произнесение слов – от мускулатуры внешней (губы, челюсти). Певец, поверивший в это, стоит перед выбором: лучше тянуть или лучше произносить? Его внимание раздваивается: кантилена – внимание на брюшной пресс и диафрагму, дикция на движение челюстей и губ. Активная артикуляция – по существу гримаса, которая разрушает внешний облик певца . Кроме того, челюсть – кость. Она тяжёлая. Гортань – хрящ. Он лёгкий. Каково гортани петь, когда над ней активно лязгают челюсти? И сколько времени она может это выдержать? Представьте себе Венеру, отвалившую челюсть, или Аполлона, сделавшего «мопса». Как они будут выглядеть? Не лучше ли вспомнить образное народное выражение, звучащее похвалой певцу, - «нутром поёт»? И не думайте, что петь нутром – значит петь особо выразительно. Нет! Народ говорил как слышал: поёт нутром, - значит, тело звучит как музыкальный инструмент. Звучит дудка и звучит грудь. Они подвижны и активны. А « маска», «купол», «зубы» - неподвижная надстройка над тем, что поёт. Поэтому думайте, что произносите слова всё той же диафрагмой. И не насилуйте её. Она всё знает. Достаточно только подумать о том, что она произносит слова, и потянуть сказанное. Протяжность расширит ваш диапазон, продемонстрирует ваш тембр и превратит речь в одну из разновидностей музыки – мелодию с текстом. Ещё одним важным вопросом наряду с вопросом "Как научиться петь?" является вопрос .

Музыка имеет три измерения – высоту , тембр и силу . Певец должен помогать голосовым складкам смыкаться, чтобы точной была высота каждой ноты, освобождая тембр от посторонних звуков. А вот о силе думать нельзя, форсировка её не создаст. Надо думать о звонкости – звонкий голос хорошо летит в зал. Что касается диапазона, то очевидно, что на верхних нотах активно должны работать брюшной пресс и диафрагма , а на низких – грудные группы мышц .


"Поем, играя!"

Собираем внимание.

Прежде чем начать работать над каким-то произведением, ставить какую-то задачу, необходимо настроить детей на рабочее настроение, собрать их внимание. Для этого используем игру «Регулировщик». Руководитель – регулировщик, который стоит на музыкальном перекрестке. Воспитанники – музыкальные машинки, готовые ехать по жесту регулировщика. «Регулировщик» поднимает руки – «машины» готовы (жест внимания). Регулировщик повел руку вверх – машины набирают воздух (вдох). Регулировщик повел руку вниз – машины поехали (запели). Регулировщик показывает внизу – машины поехали тихо, поднял руки выше – машины поехали громко. Регулировщик опустил руки вниз – машины остановились (закончили петь). Концертмейстер все это время подыгрывает нам на инструменте.
Этой игрой решаем несколько задач:
1. Собираем внимание детей.
2. Приучаем к жестам дирижера.

Подготавливаем певческий и артикуляционный аппарат к пению.

Выбираем небольшой, наиболее сложный отрывок в любой песне, и прорабатываем его различными способами (по фонопедическому методу В.В.Емельянова):
1. Пропеваем, «сидя в автомобиле» (вибрация губами, соблюдая звуковысотность, характер исполнения);
2. Пропеваем, «сидя на лошадке» («процокать» мелодию, стараясь губами формировать слова песни);
3. «Выдуваем» мелодию (пропевать мелодию, выдувая при этом воздух);
4. Пропеваем, «сидя на слоне» (пропевать мелодию с хорошо открытым ртом, но звук направлять не в рот, а в нос).
Этой игрой мы так же решаем несколько задач:
1. Разогреваем артикуляционный аппарат.
2. Прорабатываем сложные отрывки в произведении.

Развиваем звуковысотный слух, работаем над чистотой интонации и расширяем диапазон голоса.

Для решения этих задач нам понадобятся распевки. Но петь распевки на слоги детям скучно и неинтересно, поэтому включаем распевки со словами, желательно найти картинки на каждую распевку, рассказывать детям какие-то истории на тему. Картинки надо стараться подбирать такие, где действующие герои широко раскрывают рот. В этом случае у детей возникает зрительный образ, интерес, и достичь поставленной цели (открыть рот) будет проще.
При распевании также можно использовать артикуляционные жесты Н.В.Рыбкиной , они помогают сформировать правильные гласные, и вносят игровой момент. Эти жесты можно использовать как в речевых упражнениях, так и в попевках.
«У»: ладони положить на щеки (пальцы – к шее), рисовать руками раструб трубы.





«О»: ладони на щеках (пальцами вверх), гладим по щекам сверху вниз.
«А»: руки на верхней губе, поднимаются вверх.


«И»: руки на верхней губе, расходятся в стороны.

Таким образом, мы решаем все поставленные задачи в процессе распевания, при этом распевание превращается в интересный, увлекательный процесс!

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика различается по видам:

Гимнастика для щёк

    Втягивание и раздувание щёк поочерёдно

    Перегонка воздуха из одной щеки сначала в другую щёку, затем под нижнюю губу, затем под верхнюю губу

    Напряжение щёк и губ с попыткой выталкивания из ротовой полости воздуха

    Втягивание щёк и одновременное смыкание и размыкание губ

Гимнастика нижней челюсти

    Упор кулаками в нижнюю челюсть и давление челюстью на кулаки

    Различные движения нижней челюстью: вверх-вниз, назад-вперёд, круговые

Гимнастика мягкого нёба

    Зевание с открытым ртом

    Движения языком, собранным в «лопатку» до мягкого нёба и возвращение к альвеолам – основанию верхних нижних зубов

    Произношение гласных звуков с позёвываниями

    Имитация полоскания горла

Гимнастика губ

    Напряжённая улыбка с сомкнутыми зубами и вытягивание губ трубочкой

    Различные движения губ с сомкнутыми зубами: вверх-вниз, влево-вправо, круговые

    Пожёвывание губ

    Натягивание губ на зубы и последующая улыбка со скольжением губ по зубам

    Подтягивание верхней губы с обнажением верхних зубов, затем нижней губы с обнажением нижних зубов

    Фырканье

Гимнастика языка

    Вращение языком по кругу в пространстве между губами и зубами и задержка языка под правой и под левой щёками поочерёдно

    Пожёвывание языка

    Похлопывание языка губами

    Вытягивание языка вперёд «иголочкой»

    Попытки достать языком до подбородка и до носа

    Складывание языка «трубочкой», движение «трубочкой» вперёд-назад и выдувание в неё воздуха

    Переворачивание языка на разные бока

    Удерживание языка у верхнего нёба

После того как артикуляционная гимнастика окончена и вы убедились, что все части речевого аппарата разработаны, можно переходить к основным упражнениям на улучшение артикуляции.

Упражнения

на улучшение артикуляции

Упражнение 1

Упражнение на чувствование кончика языка – его твёрдости и активности в произношении. Для этого используйте своё воображение: представьте, что ваш язык - это маленький молоточек. Затем побейте его кончиком по зубам, проговаривая: да-да-да-да-да. После этого потренируйтесь в произношении букв «Т-Д».

Упражнение 2

Упражнение для освобождения гортани и языка. Суть его заключается в том, что нужно быстро сделать короткий вдох носом и полностью выдохнуть через рот. Выдох также должен быть резким и должен сопровождаться звуком «Фу». Это же упражнение можно дополнить упражнением на укрепление мышц гортани: несколько раз произносите буквы «К-Г».

Упражнение 3

Упражнение на быструю активацию губных мышц. Нужно надуть щёки и сбросить набранный воздух резким хлопком через сжатые губы, одновременно энергично произнося буквы «П-Б».

Упражнение 4

Упражнение на отработку навыка набора воздуха перед каждой новой фразой. Возьмите любое стихотворение или отрывок произведения и осознанно перед каждой новой фразой набирайте воздух. Старайтесь не забывать об этом, чтобы выработалась привычка. И ещё нужно учесть три момента: дыхание должно быть бесшумным, в начале каждой фразы следует держать губы немного разомкнутыми, а после окончания каждого звука нужно сразу же закрывать рот, чтобы окончание не «зажёвывалось».

Упражнение 5

Упражнение на правильное распределение воздуха. Как правило, больше дыхания человеку требуется при громком произношении, но тихое произношение зачастую предполагает большего контроля выдоха. Потренируйтесь в произношении фраз тихим и громким голосом и определите, какое количество воздуха вам требуется для каждого из них. Совмещайте данный приём с предыдущим.

Упражнение 6

Упражнение на ровное произношение гласных единым потоком и чёткое произношение согласных внутри этого потока. Выберите любое стихотворение (или несколько строк из него) и делайте следующим образом: сначала исключите из строк все согласные и ровно произносите только гласные, немного их протягивая. После этого в поток гласных начинайте вставлять чёткие и быстрые согласные, стремясь к тому, чтобы поток гласных сохранился таким же звучным.

Упражнение 7

Упражнение на дикцию. Оно представляет собой простое чтение скороговорок. Выберите для себя несколько скороговорок с различными буквосочетаниями и начинайте оттачивать произношение. Сначала не спеша, размеренно. Затем увеличивайте темп. Следите за ритмичностью, контролируйте дикцию, внятность и выразительность.

Упражнение 8

Ещё одно упражнение на улучшение дикции. Заключается оно в том, что в конце каждого слова нужно уделять особое внимание резкому подчёркиванию его окончания. Это сделает произношение слова чётче и выразительнее.

Упражнение 9

Упражнение на улучшение произношения звуков. Оно применяется для тех звуков, произносить которые вам наиболее сложно. Возьмите словарь, откройте букву, которая вызывает у вас затруднения, и читайте подряд все слова, в которых есть сложный для вас звук, тщательно в него вслушиваясь. Посредством многократных повторений произношение улучшится. В дополнение к этому упражнению можно использовать для отслеживания прогресса диктофон: записывайте все произносимые слова, затем прослушивайте записи и работайте над ошибками.

Упражнение 10

Упражнение на развитие тембральных и акустических свойств голоса. В него входит развитие мышц глотки и языка. Нужно по 10 раз беззвучно произносить буквы «А-Э-О», стараясь при этом раскрывать не рот, а полость зёва.

И в качестве небольшого бонуса ещё один классный и эффективный приём на улучшение общего качества не только артикуляции, но и вступлений вообще - это работа с зеркалом . Выберите отрывок из прозы или стихотворение, которое вы помните, и прочите его, наблюдая за своим отражением в зеркале. Отслеживайте свою мимику, движение губ, глаз, бровей, скул. Прислушивайтесь к своему голосу. Главными критериями оценки должны выступать эстетичность, естественность, гармоничность, а также психологический и физический комфорт. Вы должны добиться того чтобы нравиться себе, чтобы звук вашего голоса был для вас самих приятен, а мимика и жестикуляция вызывали исключительно положительные эмоции.

Естественно, эти упражнения не являются исчерпывающими и единственными в своём роде. И они должны служить вам лишь указателями в работе над своей артикуляцией. При желании вы можете найти огромное количество подобных упражнений в Интернете или специализированной литературе. Но подводя итог, можно составить краткое резюме и выделить несколько главных принципов:

    Особой важностью в тренировке артикуляции обладают систематичность занятий и их сознательный контроль

    Очень важно регулярно работать перед зеркалом

    В процессе занятий вы должны требовательно относиться к себе, уметь смотреть (слушать) себя со стороны

    Нужно обязательно делать многочисленные повторения неудобопроизносимых звуков до ощущения состояния полного комфорта при их произношении

    Особое внимание следует уделять работе с мышечными и эмоциональными зажимами

    Прогресс значительно ускоряет прослушивание аудио- и просмотр видеоматериалов с записями людей, обладающих превосходной артикуляцией

ИНТОНАЦИОННО-ФОНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

1 . Упражнение «Страшная сказка» Главное - глаза. История рассказывается тихо, с помощью глаз и интонации. Задача: найти звук из груди без атаки.

Название указывает на эмоционально-образную интонационную характеристику упражнения. Здесь осваивается последовательность гласных в низком нефаль цетном режиме (начинаем с p и доводим до f )

Угрожающая интонация - У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ.

Обратный порядок - Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАОУ. Челюсти во время этого упражнения раздвинуты максимально. Пальцы рук контролируют щеки, ненапряженную, губную комиссуру. Эту сказку важно «прожить», прочувствовать.

2. Упражнение «Вопросы-Ответы». На этом упражнении осознается наличие в голосе двух режимов гортани: грудного и фальцетного. Соответствие нефальцетного и фальцетного. Исходное положение такое же. Рот открыт на максимум и пальцы контролируют мягкость щек. На этом упражнении мы проверяем регистровый порог. Основной элемент - скользящая восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из одного регистра в другой.

? ? ? ?

?

о у а о э а ы э и ы

у о о а а э э ы ы и

3. Произнесение согласных таким образом, чтобы перед каждой согласной рот прини мал исход-ное положение, которое напоминает прямоугольник. Задача: сильно и активно произносить согласные звуки в следующей последователь ности:

Ш,С,Ф,К,Т,П,Б,Д,Г,В,3,Ж.

Каждый звук произносится 4 раза. Перед и после каждого звука делается бесшумный вдох (ртом и носом). Особенности произношения: согласные «П» и «Б» произносятся вытянутыми трубоч кой губами так, как если бы надо было произнести слоги «ПУХ» и «БУХ»; согласные «Т» и «Д» произносятся с прикусыванием кончика языка; согласные «К» и «Г» произ носятся только за счет движений языка без закрывания рта, без движения челюсти. При произнесении остальных звуков важно прекращать четырехзначное повторение звука вдохом, т.е. осознать момент перехода выдоха во вдох. Все упражнения выглядят следующим образом: Ш,Ш,Ш,Ш; С,С,С,С; Ф,Ф,Ф,Ф; и т. д.

4. Произнесение слоговых сочетаний согласного и гласного. Слоги необходимо повторять неоднократно, добиваясь чистоты произношения.

па пэ по пу пы пи пе пя пё пю жи же жа жо жу

ба бэ бо бу бы би бе бя бё бю ши ше ша шо шу

га гэ го гу гы ги ге гя ге гю ци це ца цо цу

ка кэ ко ку кы ки ке кя кё кю чи че ча чё чу

да дэ до ду ды ди де дя дё дю щи ще ща щё щу

та тэ то ту ты ти те тя тё т

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

центр внешкольной работы

«Планета взросления

E - mail : children - world @ yandex . ru

Тел./факс: 54-85-29