Аня, у меня для картотеки, пока нашлись только такие игры, посмотрю еще, потом добавлю
«Игры для формирования правильного звукопроизношения у детей с дислалией»
Подбор методического материала по работе с детьми с дислалией:
ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
1)ФОРМИРОВАНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ
а) «Тишина»
Цель. Автоматизация звука ш.
Описание игры. Водящий стоит у одной стены, а все остальные дети — у противоположной. Дети должны тихо, на цыпочках подойти к водящему; при каждом неосторожном движении водящий издает предостерегающий звук ш-ш-ш, и нашумевший должен остановиться. Кто первым тихо дойдет до водящего, сам становится водящим.
б) «Поезд»
Цель. Автоматизация звука ш в слогах и словах.
Описание игры. Дети становятся друг за другом, изображая поезд. Впереди поезда паровоз (кто-либо из детей). Поезд отправляется по команде «По-шел, по-шел, по-шел». Темп постепенно ускоряется. Подъезжают к станции (условленное место или постройка из кубиков) и говорят: «При-шел, при-шел, при-шел» (замедленно: ш, ш, ш — выпустил пар). Затем дается звонок, свисток — и движение возобновляется.
Примечание. Можно ввести в игру семафор, продажу билетов. Можно усложнить игру — дети будут изображать разные поезда, например скорый и товарный. Скорый движется под звуки шу-шу-шу - (быстро), товарный — шшшу-шшшу (медленно).
в) «Пчелы и медвежата»
Цель. Автоматизация звука ж.
Описание игры. Играющие дети делятся на две группы: одна группа — пчелы, другая — медвежата. Пчелы влезают на гимнастическую стенку (или стульчики). Это улей. Медвежата прячутся за деревом (скамейкой). Услышав сигнал «Пчелы, за медом!», дети спускаются на пол, убегают в сторону и, как пчелы, перелетают с цветка на цветок. Медвежата в это время перелезают через скамейку и на четвереньках идут к улью. На сигнал «Медведи идут пчелы возвращаются со звуком ж-ж-ж-ж. А медвежата быстро выпрямляются и убегают.
При повторении игры дети меняются ролями.
г) «Жадный кот»
Цель. Дифференциация звуков ш—ж.
Описание игры. Выбирают водящего. Он кот. Кот садится в угол и говорит: «Я ужасно жадный кот, всех мышей ловлю — и в рот». Остальные дети — мышки. Они проходят мимо кота и испуганно шепчут: «Тише, тише, кот все ближе, ближе». Дети дважды произносят эти слова. С последними словами кот выскакивает и ловит мышей. Кто попался коту в лапы, должен произнести 5—10 раз слова «тише» и «ближе». Затем роль кота передается другому ребенку, и игра продолжается.
д) «Воробушки»
Цель. Автоматизация звука ч в звукоподражании.
Описание игры. Дети (воробушки) сидят на стульчиках (в гнездышках) и спят. На слова педагога «В гнезде воробушки живут И утром рано все встают» дети раскрывают глаза, громко поют:
Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик!
Так весело поют, Заканчивает педагог.
После этих слов дети разбегаются по комнате. На слова педагога «В гнездышко полетели!» возвращаются на свои места.
е) «Чижик»
Цель. Автоматизация звука ч и дифференциация звуков ч—ж.
Описание игры. Один ребенок кошка, Остальные дети — чижики. Они занимают часть площадки, которая обведена мелом. Это клетка. Другая часть площадки свободна. Педагог (или выбранный ребенок) говорит:
Чижик в клеточке сидел, Чижик в клетке громко пел: «Чу-чу-чу, чу-чу-чу, Я на волю улечу».
После этих слов чижики взмахивают руками и летят к свободной части площадки, произнося слова:
Чу-чу-чу, чу-чу-чу, Я на волю улечу.
Появляется кошка, и чижики снова летят в свою клетку. Кошка ловит чижиков.
ж) «Разведчики»
Цель. Автоматизация звука щ в словах и фразах.
Оборудование. Щетка, игрушечный щенок, щепка, ящик, плащ, клещи.
Описание игры. Педагог усаживает детей полукругом и говорит, что они будут играть в «разведчиков». Детям показывают предметы, которые будут спрятаны. Их нужно найти. Для поисков выделяют группу разведчиков, которые должны найти предмет, принести его и назвать. Тот, кто отыскал и назвал предмет правильно, получает значок разведчика. (По аналогии игра может быть, организована для автоматизации любого звука.)
2) ФОРМИРОВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ С, С’, З, З’, Ц
а) «Насос»
Цель. Автоматизация звука с.
Описание игры. Дети сидят на стульях. Педагог говорит им: «Мы собираемся поехать на велосипедах. Надо проверить, хорошо ли надуты шины. Пока велосипеды стояли, шины немного спустили, надо их накачать. Возьмем насос и будем накачивать шину: «с-с-с... » Дети встают и по очереди, а потом все вместе накачивают шины, произнося звук с и подражая действию насоса. Если у ребенка звук с не получается, значит, он неточно выполняет движения. Насос ремонтируется.
б) «Цветы и пчелки»
Цель. Автоматизация звука з.
Описание игры. Перед началом игры условливаются, кто будет пчелками, а кто — цветами (например, мальчики — цветы, а девочки — пчелки). Затем все разбегаются по комнате или площадке. Как только раздается сигнал педагога (удар в бубен или хлопок в ладоши), дети, изображающие цветы, встают на колено. Пчелки машут крыльями и перелетают с цветка на цветок, при этом они подражают жужжанию пчел: в-з-з-з-з. При новом ударе бубна дети меняются ролями, разбегаются по площадке, и уже другие пчелки упражняются в произношении звука з.
в) «Зайцы и лиса»
Цель. Автоматизация звуков с—з в тексте.
Описание игры. По числу играющих по краям площадки чертятся норки или ставятся стулья. Дети (зайчики) стоят у своих норок. Один из играющих — лиса. Зайчики произносят текст: Серый зайка прыгает Возле мокрых сосен, Страшно в лапы лисоньки, Лисоньки попасть...
Зайки выбегают из норок и скачут на обеих ногах. Затем они образуют хоровод и прыгают по кругу. Раздаются слова педагога:
Зайки, ушки навострите, Влево, вправо поглядите, Не идет ли кто?
Зайцы оглядываются по сторонам, увидев лису, которая потихоньку пробирается к ним, кричат: «Лиса!»— и разбегаются по норкам. Лиса ловит зайцев. Игра повторяется.
Г) «Кот Васька»
Цель. Дифференциация звуков с, с’, з, з", ц в тексте.
Описание игры. Дети (мышки) сидят на стульчиках или ковре, один ребенок — кот. Он идет на носочках, смотрит то направо, то налево, мяукает.
Педагог и дети: Ходит Васька беленький, Хвост у Васьки серенький, А летит стрелой, А летит стрелой.
Кот бежит к стульчику, стоящему в конце комнаты, и садится на него — засыпает.
Дети: Глазки закрываются — Спит иль притворяется? Зубы у кота — Острая игла.
Одна мышка говорит, что она пойдет посмотрит, спит ли котик. Посмотрев, она машет руками, приглашая к себе других мышек. Мышки подбегают к ней, скребут по стулу, где спит кот. Кот Васька:
Только мышки заскребут, Серый Васька тут как тут. Всех поймает он!
Кот встает и бежит за мышками, они убегают от него.
3) ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ШИПЯЩИХ И СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ
а) «Прогулка на велосипедах»
Цель. Дифференциация звуков с—ш.
Описание игры. Педагог говорит; «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Слабо надуты, подкачаем их насосом: с-с-с... (Дети, имитируя насос, произносят: с-с-с...) Хорошо накачали шины, только слышим: воздух шипит. Оказалось, что в шине маленькая дырочка, вот воздух и выходит. Как выходит воздух из шины? (Дети ш-ш-ш...) Заклеим дырочку и еще раз накачаем шину. (Дети: с-с-с...)
Вот теперь можно кататься на велосипедах. А кто помнит, как воздух выходил из шины?» (Дети: ш-ш-ш...)!
Можно обратить внимание детей, что когда они накачивали шину и произносили звук с, то воздух был холодным, язык был внизу. Когда воздух выходил из шины (ш-ш-ш...), он был теплый, язык находился вверху.
б) «Кот и мыши»
Оборудование. Веревка, два стула, скамейка.
Описание игры. Один из играющих — кот, а остальные дети — мыши. Мыши помещаются в подполье (за веревкой, натянутой между двумя стульями). Кот садится на стул спиной к мышам. Ведущий говорит:
На скамейке у окошка Улеглась и дремлет кошка. Вот теперь мышам раздолье, Быстро вышли из подполья, Разбрелись все по углам, Тащат крошки тут и там.
На слова ведущего «быстро вышли из подполья» мыши пролезают под натянутой веревкой и бегают по двору. Ведущий говорит:
Кошка глазки открывает, Кошка спинку выгибает. Когти распускает. Прыг — побежала, Мышек разогнала!
Кот делает движения, соответствующие словам ведущего. На слова «прыг — побежала» кот вскакивает со стула и ловит мышей, а мышки бегут в подполье (подлезают под веревку).
в) «Маленькие домики»
Цель. Дифференциация свистящих и шипящих звуков.
Оборудование. Маски зверей.
Описание игры. Для игры выбирают зайца-вожака, волка. Остальные дети — зайчики. Они сидят на стульях по кругу. Заяц-вожак ходит по кругу, стучится в домики к зайчикам:
Маленькие домики в лесу густом стоят,
Беленькие зайчики в домиках сидят.
Один зайка выбежал, он по лесу бежал,
Лапочкой в окошечко ко всем, ко всем стучал.
Выходите, зайчики, пойдемте в лес гулять.
Если волк появится, мы спрячемся опять. Затем, находясь в центре круга, манит руками детей. Зайчики выбегают, прыгают, скачут до тех пор, пока не появится волк. При появлении волка зайчики прячутся в свои домики. Волк ловит зайцев. Пойманный становится волком, и игра продолжается.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВ Р, Р’, Л, Л’
а) «Оркестр»
Цель. Автоматизация звуков р, р" в слогах.
Описание игры. Дети садятся полукругом. Одна группа детей — трубачи, другая — скрипачи, третья — ударники. Педагог — дирижер. Он показывает каждой группе, как нужно подражать движениям трубачей, скрипачей и ударников. Потом предлагает спеть какой-нибудь знакомый мотив. Трубачи поют слог ру-ру-ру, скрипачи — ри-ри-ри, а ударники — ра-ра-ра. После репетиции педагог начинает дирижировать. Поет только та группа, на которую педагог указывает палочкой. Когда педагог поднимает обе руки, играют все одновременно. Затем педагог вызывает трех-четырех детей и предлагает им исполнить на любом инструменте какую-нибудь песню. Остальным детям предлагает угадать, какую песню исполняли.
б) «Пароход»
Цель. Постановка и автоматизация межзубного звука л..
Оборудование. Для игры потребуется вода (тазик — в помещении, на улице — ручеек), игрушки; пароход, маленькие куклы, матрешки.
Педагог обращается к детям: «Мы поедем кататься на пароходе. Вы знаете, как гудит пароход? Послушайте: ы-ы-ы... Повторим все вместе, как гудит пароход.
А теперь положите широкий кончик языка между зубами, закусите его слегка и погудите, как пароход: ы-ы-ы...» Дети гудят. Педагог продолжает: «Пароход может давать несколько гудков». Затем предлагает детям по очереди прокатить на пароходе зайчика, матрешку и т.п. Фиксируется внимание детей на том, что у них получился звук ллл, когда они прикусили кончик языка.
в))«Найди свою картинку»
Цель. Дифференциация звуков л—р в словах.
Оборудование. Картинки, в названии которых есть звук л или р. На каждый звук подбирают одинаковое количество картинок.
Описание игры. Педагог раскладывает картинки рисунком вверх, затем распределяет детей на две группы и говорит им, что одна группа будет подбирать картинки на звук л, а другая — на р. По сигналу педагога из каждой группы к столу подходит по одному ребенку. Один берет картинку на звук л, другой — на звук р. Подойдя к своей группе, ребенок хлопает по ладони впереди стоящего и становится в конце группы, а тот, кто оказывается первым, идет за следующей картинкой и т.д. Когда все дети возьмут картинки, обе группы поворачиваются лицом друг к другу и называют свои картинки. При повторении игру можно немного видоизменить: выигрывает та группа, которая быстрее подберет свои картинки.
г) «Поймай комара»
Цель. Дифференциация звуков л, л", р, р" в тексте.
Оборудование. Тонкий прут длиной 1 м 25 см с привязанным к нему шнурком длиной 1/2 м, на конце которого комар, сделанный из картона.
Описание игры. Дети становятся в круг, посредине педагог, который обводит (кружит) прутом по воздуху немного выше головы детей. Дети подпрыгивают и стараются поймать комара. Тому, кто поймал комара, дети поют песенку:
Ай, да Коля (Оля) молодец! Комару пришел конец! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, Комару пришел конец!
АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАЗНЫХ ЗВУКОВ
а) «Переполох»
Оборудование. Могут быть использованы маски.
Описание игры. Одна группа детей - курочки, другая - петушки, третья - гуси, четвертая - котята. Один из ребят изображает собаку, педагог (или ведущий) - хозяйку.
В начале игры все птицы сидят на насестах, а котята - на деревьях (заборчик, трибуна, лесенка); собака спряталась в конуре.
Выходит хозяйка кормить птиц. «Цып-цып-цып!» - созывает она курочек и петушков. «Тега-тега-тега!» - зовет гусей и рассыпает им корм.
Птицы сбегаются к ней (слезают с насестов) и начинают клевать зерна (имитируют движение).
«Кис-кис-кис!» - зовет хозяйка котят и дает им молоко, а сама уходит. Появляется с лаем собака. Начинается переполох.
Как только поднимается переполох (куры с кудахтаньем, петухи с кукареканьем, гуси с гоготом, котята с мяуканьем взбираются на деревья и на лесенки), прибегает хозяйка и выгоняет собаку. Игра повторяется 2-3 раза.
б) «Уличное движение»
Оборудование. Два диска (зеленый и красный).
Описание игры. Дети делятся на несколько групп, каждая из которых представляет определенный вид транспорта (трамвай, автомашину, велосипед и пр.). Посредине стоит регулировщик, в руках у него два диска. Когда он поднимает зеленый диск, трамвай движется по обозначенным рельсам, машины идут свободно и издают соответствующие звуки. Грузовая машина: ту-ту-ту, легковая: би-би-би, автобус: вррр-вррр, трамвай: цын-цын, велосипед: динь-динь-динь.
в) «Карусель»
Описание игры. Дети водят хоровод и говорят:
Карусели, карусели, Мы с тобой на лодку сели И поехали, и поехали.
Имитируют движения веслами и произносят Звук ш-ш-ш в такт с движениями рук. Затем дети вновь берутся за руки и говорят:
Карусели, карусели, Мы с тобой на лошадь сели И поехали, и поехали.
После этих слов дети изображают всадников и в такт движениям щелкают языками.
Карусели, карусели, Мы с тобой в машину сели И поехали, и поехали.
Дети теперь изображают шоферов и, подражая звуку мотора, произносят рр-р или быстро: дэ-дэ-да, проводя пальчиком под языком.
Карусели, карусели, Мы с тобой на поезд сели И поехали, и поехали.
Дети, подражая движению поезда, гудят: у-у-у, чу-чу-чу.
Карусели, карусели, В самолет с тобой мы сели И поехали, и поехали.
Дети произносят звук р-р-р и, руками изображая крылья самолета, бегут по кругу.
г) «Магазин»
Оборудование. Предметы, в названии которые есть необходимый звук или группа звуков. (Например, для автоматизации звука с: сани, самолет, лиса, стул стол, носок, сова, сумка, миска, весы, аист, бусы и т.д.)
Описание игры. Педагог ставит на стол ряд предметов, в названии которых есть звук с. Дети сидят на стульях. Педагог по очереди вызывает детей. Они приходят в магазин и, выбирая предмет который хотят купить, показывают его всем детям, громко называют и идут на свое место.
д) «Кто тебя утром будит?»
Описание игры. Дети садятся полукругом. Выбирают водящего. Он выходит вперед, и дети его спрашивают: «Кто тебя утром будит?» Водящий отвечает, например: «Кукареку!» А дети определяют, о ком идет речь. Педагог предварительно может посоветовать, кому подражать, чтобы дети упражнялись в произношении разных звуков (вррр, ква-ква, чирик-чирик, куд-куда, гав-гав, му-у, бээ-бээ, кря-кря, га-га и т.п.).
е) «Чудесный мешочек»
Оборудование. Мешочек и набор знакомых детям игрушек.
Описание игры. В мешочек кладут игрушки, в названии которых будет использован требуемый звук (с, ш, р...) или пара звуков (с—ш). Педагог встряхивая мешочек, обращает внимание детей на то, что в мешочке что-то есть, и тем самым вызывает интерес к игре. Сначала дети по очереди пытаются определить на ощупь, что попало им в руку. Затем достают из мешочка игрушки, показывают их и называют. Кто достал петушка, показывает, как петушок поет, кто достал собачку, пока¬зывает, как она лает, и т.д.
ж) «Разные звуки»
Оборудование. Предметные картинки.
Описание игры. Дети получают парные картинки или лото, например: автомобиль, трамвай, поезд, самолет, курица, петух, гусь, утка, собака, кошка, корова, барабан, дудочка, колокольчик.
Ведущий называет предмет или животное, изображенное на картинке. Ребенок, у которого находится соответствующая картинка, повторяет название предмета и имитирует звучание данного предмета, крик животного или птицы. Остальные дети определяют, правильно ли выполнил их товарищ задание.
Жигайло Елена Михайловна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МАДОУ "ЦРР-Д/сад № 116" г.Сыктывкара
Населённый пункт:
г. Сыктывкар
Наименование материала:
Методическая разработка
Тема:
"Картотека дидактических игр по коррекции звукопроизношения"
Дата публикации:
12.05.2016
Раздел:
дошкольное образование
Картотека
дидактических игр
по коррекции
звукопроизношения
(методическая разработка)
Составил: воспитатель
Жигайло Елена Михайловна
(высшая категория)
Картотека дидактических игр по коррекции произношения
шипящих звуков
Игры подготовительного этапа
«Веселый язычок»
Цель:
развивать подвижность органов артикуляции, сформировать
необходимый артикуляционный уклад для произношения шипящих
звуков.
Ход:
ребенку предлагается поиграть с веселым язычком и выполнить
артикуляционные упражнения необходимые для подготовки к постановки
шипящих звуков
2. «Как Буратино за грибами ходил»
Цель:
подготовить артикуляционный аппарат к постановке шипящих
звуков.
Ход:
воспитатель объясняет ребенку, что Буратино пошел за грабами в лес.
Чтобы добраться до леса ребенку необходимо ему помочь преодолеть
разные препятствия (например, построить «мостик» через реку,
прокатиться на «лошадке», собрать «грибы» и т.д.). ребенок выполняет
точные артикуляционные движения.
2.
«Футбол»
Цель:
Ход:
дети садятся за стол напротив друг друга. На столе воспитатель
ставит «воротики». Задача детей состоит в том, чтобы загнать теннисный
мяч в ворота соперника воздушной струей, следить за тем, чтобы дети не
раздували щеки.
4. «Самый большой мыльный пузырь»
Цель:
развивать плавный, длительный, направленный выдох,
необходимый для произношения шипящих звуков.
Ход:
5. «Светофор»
Цель:
Ход:
детям раздаются сигнальные карточки зеленого и красного цвета.
Если в произносимом воспитателем ряду звуков дети слышат заданный
шипящий звук, то поднимают зеленый сигнал, если другие звуки, то
красный сигнал. Аналогично про водится игра со словами.
6. «Где звук?»
Цель:
Ход:
7. «Волшебные кубики»
Цель:
Ход:
8. «Мяч в воздухе»
Цель:
Ход:
9. «Оркестр»
Цель:
Ход:
Игры на формирование правильного произношения шипящих звуков
1. «Тишина»
Цель:
Ход:
водящий стоит у стены, а все остальные дети – у противоположной.
Дети должны тихо, на цыпочках подойти к водящему; при каждом
громком движении водящий издает предостерегающий звук ш-ш-ш, и
нашумевший должен остановиться. Кто первым тихо дойдет до водящего,
сам становится водящим. Воспитатель следит за правильным
произношением звука Ш.
2. «Лес шумит»
Цель:
формировать правильное произношение звука Ш.
Ход:
воспитатель напоминает детям, как летом шумят зеленые листочки
деревьев. Деревья качаются и шумят: ш-ш-ш. воспитатель предлагает
поднять руки, как веточки у деревьев, как деревья, когда на них дует ветер.
3. «Гуси»
Цель:
формировать правильное произношение звука Ш.
Ход:
ребенок должен пальчиком проследить дорожки от изображения гуся
к цыпленку, котенку, мышонку и т.д., пугая их своим страшным шипением.
4. «Пчелы и медвежата»
Цель:
Ход:
дети делятся на две группы: одна группа – пчелы, другая –
медвежата. Пчелы собираются «в улей», медвежата прячутся. Услышав
сигнал «пчелы, за медом!», дети разбегаются, перелетая с цветка на
цветок. Медвежата подходят к улью. На сигнал «медведи идут» пчелы
возвращаются со звуком ж-ж-ж. при повторении игры дети меняются
ролями.
5. «Мухи в паутине»
Цель:
формировать правильное произношение звука Ж.
Ход:
часть детей изображают паутину. Они образуют круг и опускают
руки. Другие дети изображают мух. Они жужжат: ж-ж-ж, влетая и вылетая
с круга. По сигналу логопеда дети, изображающие паутину берутся за
руки. Те которые не успели выбежать из круга попадают в паутину и
выбывают из игры. Воспитатель следит за правильным произношением
звука.
6. «Пчелы собирают мед»
Цель:
формировать правильное произношение звука Ж.
Ход:
одна группа детей изображает цветы. На головы им одевают веночки.
Другая группа детей – пчелы, которые собирают мед. Пчелы летаю т
вокруг цветка и жужжат. По сигналу воспитателя они летят в улей. За тем
дети меняются ролями.
7. «Поезд»
Цель:
Ход:
дети становятся друг за другом – это вагоны. Впереди стоит паровоз.
Ведущий дает свисток – поезд трогается и издает звук ч-ч-ч. Дав поезду
немного проехать ведущий поднимает желтый флажок – поезд замедляет
ход. На красный – поезд останавливается. Затем ведущий снова поднимает
флажок – машинист дает сигнал. На зеленый – поезд трогается.
8. «Воробушки»
Цель:
формировать правильное произношение звука Ч.
Ход:
дети (воробушки) сидят на стульчиках (гнездышках) и спят. На слова
логопеда: в гнезде воробушки живут и утром рано все встают дети
раскрывают слова и громко повторяют: чирик-чик-чик, чирик-чик-чик.
После этих слов дети разбегаются по комнате, а на слова воспитателя
«кошка близко» возвращаются на свои места. Игра повторяется несколько
раз.
9. «Договори словечко»
Цель:
формировать правильное произношение звука Ч.
Ход:
воспитатель начинает произносить слово, ребенок заканчивает,
произнося правильный звук Ч (кирпи…, цирка…, скрипа…., и т.д.).
Игры на закрепление правильного произношения шипящих звуков
1. «Поймай рыбку»
Цель:
автоматизация шипящих звуков в словах.
Оборудование:
металлические скрепки и небольшие предметные
картинки, коробка и удочка с магнитом.
Ход:
дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы и
называют их. Определяют место звука в слове. За правильный ответ
ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.
2. «Помоги Маше»
Цель:
Ход:
воспиатель говорит «Маша шла-шла и игрушки нашла». Ребенок
помогает собрать Маше игрушки называя предметные картинки (кошка,
матрешка, машинка, неваляшка и т.д.).
3. «Одень ребятишек»
Цель:
автоматизация звука Ш в словах.
Ход:
на картинке изображены мальчик и девочка, которым нужно
подобрать предметы одежды по сезону: девочке – летнюю, а мальчику –
зимнюю. Ребенок подбирает и называет предметные картинки (шуба,
шапка, сапожки, шарфик, шорты, шляпа, шлепки и т.д.).
4. «Назови ласково»
Цель:
автоматизация звука Ш (Ч, Ж) в словах.
Ход:
воспитатель говорит:
Захотелось ласковых нам слов.
Кто из звуков нам помочь готов?
Ч (Ш) – наш самый нежный звук
Не откажемся мы от его услуг.
Воспитатель бросает детям мяч и называет слово, а ребенок бросает мяч
обратно и называет слово с уменьшительно ласкательным суффиксом
(Юля-Юлечка, Соня-Сонечка, кольцо-колечко, сердце-сердечко, петух-
петушок, солнце-солнышко, горох-горошек, пирог-пирожок, снег-снежок и
т.д.).
5. «Родители и детки»
Цель:
автоматизация звуков Ж, Ч в словах.
Ход:
воспитатель бросает мяч детям и называет взрослое животное, а
ребенок возвращает и называет детеныша (верблюд-верблюжонок,
медведь-медвежонок, еж-ежонок, заяц-зайчонок, белка-бельчонок и т.д.).
6. «Большущие слова»
Цель:
автоматизация звука Ч в словах.
Ход:
воспитатель бросает мяч и произносит фразы, а ребенок возвращает
мяч и заканчивает фразу словом в превосходной степени:
у кошки – усы, а у тигра - ….
у птички – глаза, у дракона - ….
у гномика – дом, а у великана ….
7. «Колечко-колечко»
Цель:
закрепить правильное произношение звука Ч во фразах.
Ход:
дети встают в круг, сложив ладони лодочкой. В ладонях водящего
колечко. Обходят детей, водящий незаметно оставляет колечко из одного
из играющих, затем выкрикивает: «Колечко-колечко, выйди на крылечко».
Играющий с колечком, если его не успеют удержать выбегает из круга и
становится водящим.
Игры на дифференциацию шипящих звуков
1. «Прогулка в лес»
Цель:
дифференциация звуков Ш – Ж.
Ход:
в одном углу группы стоят дети, в другом – стульчики, это лес.
Воспитатель говорит: «Мы идем на прогулку в лес там посидим отдахнем
и послушаем, что делается в лесу». Дети идут и тихо садятся на стулья.
Воспитатель просит их изобразить, качающиеся верхушки деревьев (ш-ш-
ш), жужжат жуки (ж-ж-ж), шипят змеи и т.д.
2. «Жадный кот»
Цель:
дифференциация звуков Ш-Ж.
Ход:
выбирают водящего. Он кот. Кот садится в угол и говорит: «Я ужасно
жадный кот, всех мышей ловлю – и в рот». Остальные дети мышки. Они
проходят мимо кота и шепчут: «тише-тише, кот все ближе». Дети дважды
произносят эти слова. С последними словами кот ловит мышей. Кто
попался коту в лапы должен произнести слова со звуками Ш – Ж.
3. «Слово заблудилось»
Цель:
дифференциация близких по звучанию звуков З – Ж (С – Ш, Ж –
Ш).
Ход:
Заблудится может каждый,
Даже очень, очень важный,
Бизнесмен или ребенок,
Белка, мышка и котенок,
Вот и слово заблудилось,
Не в том месте очутилось,
Испугалось и закрылось,
Между слов других забилось.
Ты найди его скорей,
Успокой и пожалей.
Игра проводится с картинками и без. Дети среди предметных картинок,
подобранных на определенный звук, должны найти картинку с
оппозиционным звуком. Например, шуба, шайба, санки, шарф.
4. «Мяч в кругу»
Цель:
упражнять детей в дифференциации сходных по звучанию и
смешиваемых ими звуков.
Ход:
дети стоят в кругу и бросаю мяч друг другу, одновременно называя
слова. Например, один ребенок говорит слово со звуком С, а другой со
звуком Ш, следующий – со звуком С и т.д. (аналогично играют и с
другими парами звуков).
5. «Звенит – жужжит»
Цель:
дифференциация звуков З – Ж.
Ход:
водящий выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают по
одному слову, в названии которого есть звук З или Ж. водящий,
вернувшись слушает придуманные слова и говорит: звенит, если слышит
звук З, и жужжит, если слышит звук Ж.
6. «Умей слушать»
Цель:
закреплять умение детей дифференцировать звуки.
Оборудование:
макет четырехэтажного домика, предметные картинки с
изображением животных.
Ход:
дети должны расселить зверей и птиц по квартирам: на первом этаже
– животные и птицы, в названиях которых есть С, на втором – звук Ш, на
третьем З, на четвертом Ж.
7. «Закончи словечко»
Цель:
дифференциация звуков З-Ж в словах.
Ход:
ребенок заканчивает слово, начатое воспитателем, добавляя слоги
ЗА-ЖА (коза, кожа, береза, мимоза, лужа, медуза, стража и т.д.).
8. «Замени звук»
Цель:
дифференциация звуков С-Ш.
Ход:
воспитатель называет слово, а ребенок заменяет свистящий звук на
шипящий, произносит получившееся слово (сок-шок, сутки-шутки, сайка-
шайка, сила-шило, миска-мишка и т.д.).
Игры по коррекции произношения звуков Л – ЛЬ
Игры подготовительного этапа
1. «Веселый язычок»
Цель:
2. «Фишечный диктант»
Цель:
упражнять детей в определении позиции звука в слове.
Ход:
у каждого ребенка по 8-10 фишек. Логопед произносит слова со
звуком Л в разных позициях, а ребенок раскладывает фишки по карточкам
с указанием начала, середины или конца слова. После диктанта
провидится проверка.
3. «Звуковая мозаика»
Цель:
учить выделять заданный звук в ряду других звуков.
Ход:
у каждого ребенка имеется игровое поле разделенное на 9 квадратов.
Воспитатель произносит звуки, а дети отмечают фишкой на игровом поле
звук Л. В итоге на поле получается какой либо узор (количество клеток на
игровом поле может увеличено до 16).
4. «Волшебные кубики»
Цель:
закреплять навыки звукового анализа и синтеза.
Ход:
ребенку загадывается загадка в отгадке, которой встречаются звуки
Л-ЛЬ. Ребенок из кубиков (из разрезной азбуки) составляет слово.
5. «Мяч в воздухе»
Цель:
упражнять детей в определении первого и последнего звука в
словах.
Ход:
дети становятся в круг. Один ребенок встает в центре бросает мяч,
называя любое слово (мяч может удариться об пол только один раз).
Другой ребенок ловит мяч, бросает его и говорит при этом слово,
начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети бросают и
ловят мяч по очереди. Кто ошибается - выходит из игры.
6. «Слушай и хлопай»
Цель:
выделение заданного звука на фоне слова.
Ход:
взрослый зачитывает слоги, ребенок повторяет их за взрослым. Затем
медленно и четко зачитывает слова, а ребенок хлопает в ладоши, услышав
слово, где нет заданного слога. Например, кла-кла-кла – клад, закладка,
класс, клык, кукла.
Игры для формирования правильного произношения звуков Л – ЛЬ.
1. «Пароход»
Цель:
Ход:
воспитатель предлагает детям отправится в путешествие на пароходе
и погудеть: ы-ы-ы. А потом положить язык между зубами и слегка
погудеть: л-л-л. Каждый ребенок гудит как пароход, катая зайчика,
матрешку и т. д.
2. «Самолет»
Цель:
формирование правильного произношения звука Л.
Ход:
воспитатель показывает детям рисунок самолета, который может
прятаться за облака, тогда ему не видно, а только слышно. Дети
имитируют гул самолета протяжно произнося звук Л.
3. «Пускаем кораблики»
Цель:
формирование правильного произношения звука Л.
Ход:
ребенку показывается картинка, на которой звери пускают кораблики.
Чтобы помочь доплыть кораблику до места назначения, необходимо
провести по дорожке пальцем, произнося звук Л.
4. «Веселые музыканты»
Цель:
формирование правильного произношения звука Л.
Ход:
воспитатель предлагает детям поиграть на балалайках. Дети левой
рукой как будто держат гриф, а правой ударяют по струнам и произносят
слоги, которые на карточках показывает дирижер (ла, ло, лу, ал, ол, ул).
5. «Магнитофон»
Цель:
формирование правильного произношения звука Л.
Ход:
воспитатель предлагает детям послушать и точно повторить ряд
слогов, интонационно выделяя ударный слог (ла-ла-
ла
), (лу-
лу
-лу и т.д.).
Игры на закрепление правильного произношения звуков Л – ЛЬ
1. «Лягушачий концерт»
Цель:
Ход:
дети «превращаются» в лягушат, которых зовут ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ.
Воспитатель – жаба-дирижер. Указывая рукой на лягушат по очереди он
предлагает каждому лягушонку спеть свою песню, многократно повторяя
соответствующий слог.
2. «Лягушки и комары»
Цель:
автоматизация звука Л в словах.
Ход:
перед ребенком находится картинка, на которой изображено болото с
кочками. Чтобы лягушонок мог поймать комара ему необходимо
перепрыгивать с кочки на кочку. Перепрыгнуть он может, если ребенок
правильно прочитает или повторит за воспитателем слоги со звуком Л.
3. «Кладовка бабы Клавы»
Цель:
автоматизация звука Л в словах.
Ход:
воспитатель объясняет, что у бабы Клавы много старых вещей
хранится в кладовке. Ребенок должен выбрать и назвать только те
предметы, в названии которых есть звук Л (пластинки, глобус, слоники,
полотенце, флаконы и т.д.).
4. «Путешествия в сказку»
Цель:
автоматизация звука Л в словах и словосочетаниях.
Ход:
воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением
сказочных героев. Каждый ребенок выбирает себе картинку, в названии
которой есть звук Л и называет сказку (колобок, золушка, оловянный
солдатик и т. д.).
5. «Один – много»
Цель:
автоматизация звука Л в словах.
Ход:
воспитатель бросает ребенку мяч и называет слово в единственном
числе. Ребенок возвращает мяч и называет слово во множественном числе
(стол-столы, дятел-дятлы, пила-пилы и т.д.).
6. «Лесная школа»
Цель:
автоматизация звука Л в словах и предложениях.
Ход:
воспитатель предлагает детям школу для зверей. Дети должны
отобрать и назвать картинки с животными, которые будут учиться в школе,
с школьными принадлежностями, с цветами в названиях которых есть звук
Л. После чего дети должны составить рассказ о лесной школе.
7. «Неудачная рыбалка»
Цель:
автоматизация звука ЛЬ в слогах.
Ход:
воспитатель предлагает ребенку перечислить, что попалось на
крючок лягушонку вовремя рыбалки. Ребенок называет слова с
правильным звуком ЛЬ (лейка, колесо, туфля, кошелек и т.д.).
8. «Вещи, которые нас окружают»
Цель:
автоматизация звука Л в словах.
Ход:
Много есть вещей полезных,
Деревянных и железных,
Что помогут нам всегда,
Нам без них ни как нельзя.
Воспитатель называет действие, а дети образуют слова со звуком Л
(качаться-качалка, вешать-вешалка, точить-точилка, косить-косилка и т.
д.).
9. «Составь слово»
Цель:
автоматизация звука Л в словах.
Ход:
воспитатель раздает детям карточки с написанными на них слогами.
Задача детей сложить и прочитать слова (жи-лы, лы-ко, ла-ма и т.д.).
10. «Угадай, чего не стало»
Цель:
Ход:
воспитатель предлагает определить самого внимательного из детей.
перед детьми раскладываются картинки в названиях которых встречается
звук Л (ЛЬ). Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает любую
картинку. Задача детей вспомнить и назвать картинку.
11. «Посмотри и назови»
Цель:
автоматизация звука Л (ЛЬ) в словах.
Ход:
воспитатель предлагает рассмотреть карточку с цифрами и
подставить в пустые окошки любые картинки из предложенных. После
чего ребенок должен правильно назвать картинки, согласовывая
существительные с числительными. Например, один стол, три ландыша,
пять иголок и т.д.
12. «Подружи слова»
Цель:
автоматизация звука Л (ЛЬ) в словах.
Ход:
ребенок должен составить как можно больше пар из предложенных
картинок, обосновывая свой выбор. Например, ландыш и лук – это
растение; стол и шакал – слова заканчивающиеся на звук Л и т д.).
Игры на дифференциацию звуков Л (ЛЬ)
1. «Назови, какого цвета»
Цель:
Ход:
на столе три круга – желтого, зеленого, голубого цвета. Ребенок
называет, что изображено на картинке и какого цвета, и кладет картинку к
нужному кругу (желтый лимон, голубое платье, зеленый салат и т.д.).
2. «Зоопарк»
Цель:
дифференциация звуков Л (ЛЬ).
Ход:
ребенку предлагается расставить так, чтобы за синим забором
находились животные, в названии которых есть звук Л, а за зеленым –
животные, в названии которых есть звук ЛЬ.
3. «Кто это?»
Цель:
дифференциация звуков Л (ЛЬ).
Ход:
воспитатель называет определение, а ребенок выбирает и называет
соответствующую картинку (с хоботом – слон, с гривой – лев, с горбом –
верблюд и т.д.).
4. «Садовники»
Цель:
дифференциация звуков Л (ЛЬ).
Ход:
детям предлагается рассадить цветы по разным клумбам. На одну
клумбу цветы, в названиях которых есть звук Л, на другую клумбу цветы в
названиях которых есть звук ЛЬ (ландыш, лютик, флокс, василек,
гладиолус, тюльпан, лилия, фиалка).
5. «Четвертый лишний»
Цель:
дифференциация звуков Л (ЛЬ).
Ход:
воспитатель называет слова или показывает картинки среди которых
одна не походит. Дети должны назвать лишнее слово или картинку.
Например, кукла, неваляшка, лото, лопатка.
6. «Мяч в кругу»
Цель:
дифференциация звуков Л (ЛЬ).
Ход:
дети стоят в кругу и бросаю мяч друг другу, одновременно называя
слова. Например, один ребенок говорит слово со звуком Л, а другой со
звуком ЛЬ, следующий – со звуком Л и т.д.
7. «Слово заблудилось»
Цель:
дифференциация звуков Л (ЛЬ).
Ход:
Заблудится может каждый,
Даже очень, очень важный,
Бизнесмен или ребенок,
Белка, мышка и котенок,
Вот и слово заблудилось,
Не в том месте очутилось,
Испугалось и закрылось,
Между слов других забилось.
Ты найди его скорей,
Успокой и пожалей.
Игра проводится с картинками и без. Дети среди предметных картинок,
подобранных на определенный звук, должны найти картинку с
оппозиционным звуком (клубок, клумба, лыжник).
Игры по коррекции произношения звуков Р – РЬ
Игры подготовительного этапа
1. «Веселый язычок»
Цель:
развивать подвижность органов артикуляции, сформировать
необходимый артикуляционный уклад для произношения шипящих
звуков.
Ход:
2. «Футбол»
Цель:
развивать плавный, длительный, направленный выдох,
необходимый для произношения шипящих звуков.
Ход:
дети садятся за стол напротив друг друга. На столе логопед ставит
«воротики». Задача детей состоит в том, чтобы загнать теннисный мяч в
ворота соперника воздушной струей, следить за тем, чтобы дети не
раздували щеки.
3. «Самый большой мыльный пузырь»
Цель:
развивать плавный, длительный, направленный выдох,
необходимый для произношения шипящих звуков.
Ход:
детям раздаются мыльные пузыри. Задача каждого ребенка
заключается в том, чтобы надуть самый большой мыльный пузырь.
Следить за длительным, плавным выдохом.
4. «Светофор»
Цель:
выделять звук в ряду других звуков, на фоне слова.
Ход:
детям раздаются сигнальные карточки зеленого и красного цвета.
Если в произносимом логопедом ряду звуков дети слышат заданный
шипящий звук, то поднимают зеленый сигнал, если другие звуки, то
красный сигнал. Аналогично проводится игра со словами.
5. «Где звук?»
Цель:
учить определять место звука в слове.
Ход:
детям раздаются домики (полоски) с тремя окошками. Фишку,
обозначающую шипящий звук ребенку необходимо положить в первое
окошко, если звук первый в слове, в третье окошко, если звук последний в
слове, во второе окошко, если звук находится в середине слова.
6. «Волшебные кубики»
Цель:
закреплять навыки звукового анализа и синтеза.
Ход:
ребенку загадывается загадка в отгадке, которой встречается
шипящий звук. Ребенок из кубиков (из разрезной азбуки) составляет
слово.
7. «Мяч в воздухе»
Цель:
упражнять детей в определении первого и последнего звука в
словах.
Ход:
дети становятся в круг. Один ребенок встает в центре бросает мяч,
называя любое слово (мяч может удариться об пол только один раз).
Другой ребенок ловит мяч, бросает его и говорит при этом слово,
начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети бросают и
ловят мяч по очереди. Кто ошибается - выходит из игры.
8. «Оркестр»
Цель:
развивать длительный, плавный выдох.
Ход:
по сигналу воспитателя дети играют на игрушечный духовых
инструментах (дудочки, флейты, губные гармошки).
Игры на формирование правильного произношения звуков Р – РЬ
1. «Лошадка»
Цель:
Ход:
дети делятся на три группы. Одна группа изображает наездников, две
другие лошадок. Дети, изображающие лошадок берутся по парно за руки
и с цоканьем ездят управляемые наездником. По сигналу воспитателя
наездник останавливает лошадок, говоря: тр-тр-тр. Потом дети меняются.
2. «Самолеты»
Цель:
формирование правильного произношения звука Р.
Оборудование:
гирлянда с флажками, три флажка (красный, синий
зеленый).
Ход:
на одной стороне комнаты стоят стульчики, впереди натянута
гирлянда с флажками – это аэродром. Летчики сидят на стульчиках и
заводят моторы: д-д-д-дррр. Получив правильный звук Р, летчики
разлетаются в разных направлениях. По команде возвращаются на
аэродром. Если ребенок не сумеет перейти на звук Р, то его отправляют в
ремонт к механику (логопеду).
3. «Цветные автомобили»
Цель:
формирование правильного произношения звука Р.
Оборудование:
цветные обручи по числу играющих, несколько цветных
флажков.
Ход:
на стульях сидят дети. Они автомобили. Каждому дается обруч – это
руль. Перед водящим на столе лежат несколько флажков. Он поднимает
один из них и дети, у которых руль того же цвета бегут по комнате,
подражая звуку мотора. По сигналу дети останавливаются и возвращаются
на свои места.
4. «Будильник»
Цель:
формирование правильного произношения звука Р.
Ход:
все дети ложатся спать (садятся на стульчики). Один ребенок –
будильник. Воспитатель говорит, в котором часу детей надо разбудить, и
начинает медленно считать, когда он произносит назначенное время,
будильник начинает трещать: р-р-р.
5. «Вороны»
Цель:
формирование правильного произношения звука Р.
Ход:
воспитатель делит детей на три группы: первая группа изображает
елочку, дети становятся в круг и, опустив руки, говорят: как под елочкой
зеленой скачут, каркают вороны; вторая – вороны, которые прыгают в круг
и каркают. Первая группа детей говорит: из-за корочки подрались, во все
горло разорались. Вторая группа каркает. Первая группа: вот собаки
прибегают и вороны улетают. Третья группа детей, изображающая собак
рычит и гонится за воронами. Пойманные становятся собаки.
6. «Договори словечко»
Цель:
формирование правильного произношения звука РЬ.
Ход:
воспитатель начинает слово, а дети добавляют правильный звук РЬ
(фона…, сниги…, буква…, сло… и т.д.).
7. «У медведя во бору»
Цель:
формирование правильного произношения звука Р.
Ход:
дети делятся на две группы. Группа детей тихонько подходят «к
медведям» и говорит:
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит.
Группа медведей имитируют рычание и ловят детей.
Игры на закрепление правильного произношения звуков Р - РЬ
1. «Сороконожка»
Цель:
Ход:
перед ребенком кладется картинка сороконожки. Логопед говорит:
Трудно жить сороконожке,
Надевать самой сапожки.
Вот помог бы кто-нибудь
Сорок ножек ей обуть.
Поможем сороконожке обуться? «Надевай» ей на ножки ботиночки и
повторяй слоги. Ребенок проводит пальчиком от ботиночка к
раскрашенной в тои же цвет части сороконожки и повторяет слоги,
подписанные на ботинках. «Обувать» сороконожку следует с хвоста.
2. «Магазин»
Цель:
Ход:
на картинке изображен магазин, в котором морж продает предметы, в
названиях которых есть звук Р (ватрушки, груши, виноград, гранаты и
т.д.). в магазин пришел страус и сделал покупки. На второй картинке
изображен магазин после покупок страуса. Задача ребенка назвать те
предметы, которые купил страус.
3. «Африка»
Цель:
автоматизация звука Р в словах.
Ход:
перед ребенком лежит картина, на которой изображены африканские
животные. Задача ребенка разделить животных на травоядных и хищников
и правильно назвать их.
4. «Замени звук»
Цель:
автоматизация звука Р в слогах.
Ход:
воспитатель бросает мяч и называет слово, а задача ребенка заменить
первый звук на звук Р и назвать новое слово (хобот-робот, пыжик-рыжик,
нога-рога, мука-рука и т.д.).
5. «Ру-ру-ру»
Цель:
автоматизация звука Р в слогах и словах.
Ход:
воспитатель говорит: ру-ру-ру, ру-ру-ру, затеваем мы игру, руку другу
тянет друг, встанем мы в широкий круг. Каждый ребенок по очереди
называет слог ру, а рядом с ним стоящий заканчивает слово (ру-башка, ру-
ка, ру-чей и т.д.).
6. «Подбери слова»
Цель:
автоматизация звука Р в словах.
Ход:
воспитатель предлагает найти в группе как можно больше картинок
со звуком Р. после того как все картинки будут собраны логопед и дети
пробуют зарифмовать слова между собой (топор-помидор, груша-каркуша,
петрушка-ватрушка, тетрадка-кроватка и т.д.).
7. «На стройке»
Цель:
автоматизация звука Р в слогах.
Ход:
воспитатель предлагает детям помочь трем парасятам построить
прочный дом. Дети должны выбрать строительный материал и инструмент
необходимый для строительства, в названиях которых есть звук Р
(кирпичи, рубанок, топор, мастерок, отвертка и т.д.).
Игры на дифференциацию звуков Р – РЬ (Л – Р)
1. «Самолет»
Цель:
дифференциация звуков Л – Р.
Ход:
воспитатель объясняет, что после постройки самолета его надо
испытать. Детям предлагается завести мотор и порычать, а после набора
высоты, когда самолета не видно погудеть звуком Л. По команде дети
произносят звуки Р и Л попеременно.
2. «Перетягивание каната»
Цель:
дифференциация звуков Л – Р.
Ход:
перед ребенком находится картина на которой нарисованы тигренок с
лягушатами перетягивающие канат. На карточках написаны слоги. Если
тигренок перетягивает канат к себе, то ребенок читает слоги со звуком Р,
если лягушки – то ребенок читает слоги со звуком Л.
3. «Договори словечко»
Цель:
дифференциация звуков Л – Р.
Ход:
воспитатель начинает произносить слова, а ребенок поднимает со
слогом РА или ЛА и произносит слово полностью (игла, зебра, пчела, гора
и т.д.).
4. «Садовники»
Цель:
дифференциация звуков Л – Р.
Ход:
детям предлагается рассадить цветы по разным клумбам. На одну
клумбу цветы в названиях, которых есть звук Л - ЛЬ, на другую клумбу
цветы в названиях которых есть звук Р - РЬ (ландыш, лютик, флокс,
василек, гладиолус, тюльпан, лилия, фиалка, нарциссы, роза, сирень,
ромашка, астра).
5. «Измени слово»
Цель:
дифференциация звуков Л – Р.
Ход:
воспитатель предлагает детям изменять первый звук в словах и
получать новые слова (лак-рак, ложки-рожки, лама-рама и т.д.).
6. «Закончи слово»
Цель:
дифференциация звуков Л – Р.
Ход:
воспитатель предлагает закончить слово. Он называет начало слова,
а ребенок поднимает карточку со слогом РЫ или ЛЫ и произносит
получившееся слово (школы, ковры, узлы, заборы и т.д.).
7. «Ловишки из круга»
Цель:
дифференциация звуков Л – Р.
Оборудование:
фанты у детей.
Ход:
дети стоят в круге. Ловишка, назначенный воспитателем, находится в
центре круга. Дети в круге ловят хоровод и говорят: мы веселые ребята,
любим бегать и скакать, ну попробуй нас догнать. Раз-два-три – лови. На
последнем слове дети разбегаются, а ловишка их ловит и забирает фанты.
Чтобы продолжить игру ребенок должен отработать фант (придумать
слова на звуки Р – Л).
8. «Найди себе пару»
Цель:
дифференциация звуков Л – Р.
Ход:
у детей в руках картинки, которые между собой образуют пары по
противопоставлениям звуков Р – Л. Воспитатель просит их подобрать
себе пару, как можно быстрее.
9. «Звериная лечебница»
Цель:
дифференциация звуков Л – Р.
Ход:
воспитатель предлагает вылечить животных разложив картинки с их
изображениями на две группы. В первой группе должны оказаться
животные, в названии которых есть звук Л, во второй звук Р. Придумать
историю про успешное выздоровление животных.
Занимательная игровая система помогает ребенку комфортно и эффективно развивать фонематический слух и преодолевать дефекты произношения. Игры можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых логопедических занятиях.
«Ромашка»
Дидактическая задача: Упражнять детей в подборе картинок с заданным звуком, учить делить слова на слоги, развитие мелкой моторики.
Игровые правила: Отобрать картинки с заданным звуком.
Игровые действия: Найти нужную картинку, приклеить на лепесток и с помощью шнура соединить с серединкой цветка.
Ход игры:
Вариант 1: Логопед сообщает детям, что ветер унес лепестки ромашки. А ромашка не простая, серединка имеет свою букву, а каждый лепесток картинку с этим звуком.
Вариант 2: Собрать ромашку из картинок с указанным количеством слогов.
«Магазин»
Дидактическая задача: Закрепит навыки слогового анализа, умение работать со схемой слова, активизировать знания детей о звуковом строении слова, умение объединять предметы в группы.
Игровые правила: Подобрать картинки в соответствии со схемой.
Игровые действия: Положить картинки в соответствующий домик.
Ход игры:
Вариант 1: Детям дается задание – купить в магазине игрушку (овощ), в названии которой два слога (три). Покупая, дети четко проговаривают название и последовательность каждой части слова.
Вариант 2: «В магазине продается транспорт, в названии которого есть звук С, потом З и Ц».
Вариант 3: «В магазин завезли мебель (одежду, овощи), название которой начинается со звонкого (твердого, мягкого или глухого) согласного звука.
«Звуковая мозаика»
Дидактическая задача: Упражнять детей в нахождении заданного звука в слове.
Игровые правила: Звук обозначить фишкой: красной – гласный, синей – твердый согласный, зеленой – мягкий согласный. Карточка заполняется слева направо.
Ход игры: У каждого ребенка игровое поле, карточка разделенная на 9-12 квадратиков. Каждый маленький квадрат обозначает слово. Ведущий называет слово, дети выделяют первый (последний, второй) звук и обозначают его фишкой.
Задание можно усложнить: ведещий называет четыре слова, а дети находят лишнее слово. Например: волк, лиса, петух, заяц. Лишнее слово петух – первый звук [П э ]-мягкий согласный. Первый квадрат заполняется зеленой фишкой.
Победителями считаются те, не ошибся и заполнил всю карточку.
«Самодельная азбука»
Дидактическая задача: Упражнять в дифференциации звуков, умении подбирать слова на заданный звук, знакомство с графическим изображением буквы, развивать мелкую моторику.
Игровые правила: Найти картинки на соответствующий звук, не зависимо от того, где он находится – в начале, в середине или в конце слова. Красная страница обозначает знакомство с гласной буквой и звуком, зеленая – мягкие согласные, синяя – твердые согласные.
Игровые действия: Вырезать и наклеить картинку.
Материал: цветные листы ксероксной бумаги, картинки из старых журналов, наклейки.
Ход игры: Дети находят в журналах картинки, в названиях которых есть изучаемый звук, например, дети на занятии знакомились с со звуком[И] и буквой И, значит подбирают картинки в названии которых есть звук [И]. Вместе с детьми наклеить картинки на красный лист бумаги с буквой И. Под каждой картинкой наклеивается схема, где обозначается позиция звука в слове.
Позже, дети начинают составлять звуковую схему слова. Когда дети освоят буквы, задача усложняется – дети печатают название картинки.
«Путешествие в город звуков и слогов»
Дидактическая задача: Учить детей делить слова на слоги, произносить каждую часть слова, научить выделять первый и последний звук в слове, обозначить звук фишкой или буквой.
Игровые правила: цифрой обозначить количество слогов, цветными фишками или буквой обозначить гласный звук, синей – твердый, зеленой – мягкий согласный.
Игровые действия: Бросание кубика, переход хода.
Вариант 1: Перед детьми игровое поле. Передвигаться по игровому полю можно только с помощью фишки, каждый раз отсчитывать столько кружков, сколько их будет указано на кубике, тот кто останавливается на кружке, должен разделить слово на слоги, которое находится рядом с фишкой и поставить на кружок соответствующую цифру.
Вариант 2: То же самое, что и в первом варианте, только обозначить первый (последний) звук слова фишкой. Заранее договориться какой звук нужно выделить из слова – первый или последний.
Вариант 3: Тоже самое, что и в предыдущих вариантах, только первый или последний звук слова обозначить соответствующей буквой.
Победителем будет тот, кто не ошибется, правильно отсчитывает кружки и справится с заданием и первым доберется до «замка».
«Помоги Петрушке»
Цель: Упражнять детей в подборе слов на заданный звук, умение делить слова на слоги.
Игровые правила:
1. Подобрать слова со звуком [Ш](С, Н.Т), независимо от позиции звука в слове.
2. Слова в названиях, которых один, два, три слога.
Ход игры:
Логопед сообщает детям, что получил письмо от Петрушки, в котором есть просьбы: «Здравствуйте, Ребята! Пожалуйста, помогите расставить все предметы по своим местам»
Ирина Двоеглазова
Игры и упражнения для формирования правильного звукопроизношения
Иры и упражнения для формирования правильного звукопроизношения .
1. Голосовые игры . Игры сопровождаются движениями с целью развития у детей речедвигательной координации, коррекции звукопроизношения , артикуляции и автоматизации произношения звуков . Например, игра «Путешествие» .
Мы на машину сядем и заведем мотор.
Повезет машина нас за большой забор.
(дети имитируют звук «р» вибрацией губ одновременно со звуком голоса )
На машине ехали, город весь проехали.
Проезжали косогор – у нее заглох мотор (замолкают) .
Полетит наш самолет, к облакам нас унесет.
С ветерком там поиграет и на землю всех вернет.
(дети тянут гласный «у» с выдуванием воздуха через плотно сомкнутые вытянутые трубочкой губы, изменяя высоту звука : вверх, волнообразно и вниз)
Поезд подает сигнал – он стоять уже устал (дети тянут «ту-ту-у-у» ).
Набирает поезд ход (дети произносят «чух-чух» с ускорением или замедлением темпа,
Свою песенку поет (произносят на выдохе «пш-ш-ш» ).
На лошадке верхом все поскачем мы потом,
(дети щелкают языком, изменяя форму губ – вытягивают трубочкой и растягивают в улыбке,
Звонко цокают копытца, не пора ль остановится?
2. Игры – инсценировки развивают интерес ребенка, его творческие способности, способствуют развитию выразительности речи и движений.
Вытянула киска лапки, (вытянуть руки)
А на лапках – цап-царапки, (показать коготки)
Царапульки, цап-цап-цап! (поработать пальчиками)
Киска когти поточила, (потереть ногти друг о друга)
Поточила, спать легла. (руки под голову)
Крепко кисонька уснула
И во сне произнесла : «Мяу!» (руки вытянуть резко вперед)
3. Упражнения на координацию речи с движением. Например, игра с ложками – произнесение слогов с игрой на ложках, два слога произносятся тихо, третий – громко.
Кто на ложках так играет, кто на ложках так стучит?
Наша Лера выступает, отбивает Лера ритм!
Ла-ла-ля, ло-ло-лё, лу-лу-лю, лы-лы-ли, лэ-лэ-ле.
Игра «Имена» .
Дети стоят в кругу и каждый называет свое имя
Назвать имя четко по частям
С хлопками
Со шлепками
По частям с закрытыми глазами
Только в звучащих жестах без произнесения
Произнести имя в ласкательной форме
Первые части произносить, а окончание «сдуть с ладошек» (НА-ТА-подуть)
Все одновременно произносят имя, педагог показывает динамику ладонями
Все ходят и произносят имя, но по знаку педагога надо замолчать и выполнить задание : присесть, подойти к окну и др.
4. Чистоговорки. Например, игра «Слон на арене» . Дети шагают по залу.
Лю-лю-лю! Лю-лю-лю! Хоботом дудеть люблю!
Гу-гу-гу! Гу-гу-гу! Даже танцевать люблю!
Трам-ра-рам! Трам-ра-рам! Люблю кашу по утрам!
Ам-ам-ам! Ам-ам-ам! Песни сочиняю сам!
Ту-ю-ю! Ту-ю-ю! На одной ноге стою!
Бу-бу-бу! Бу-бу-бу! Достаю свою трубу!
Ас-ас-ас! Ас-ас-ас! Вальс сыграю я для вас!
Ас-ас-ас! Ас-ас-ас! Приглашаю вас на вальс!
5. Массаж биологически активных зон «Снегири» .
Ра-ра-ра – погляди-ка детвора (Приставить ладони ко лбу «козырьком» и растирают лоб движениями в стороны –к центру.)
Ря-ря-ря – взошла красная заря (Раздвинуть указательный и большой пальцы и растирать точки перед и за ушами).
Ре-ре-ре – растет рябина на горе (Кулачкамиэнергично провести по крыльям носа 7 раз) .
Ри-ри-ри – клюют рябину снегири (Пальчиками легко пробежаться по щекам) .
Вьюга старая, седая, с ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет Бабой – Ягой.
Воет вьюга : «З-з-з-з-з-з-з» (с усилением голоса) .
Застонал лес от вьюги : «М-м-м-м-м-м» (тихо, высоким голосом) .
Тяжело стонут дубы : «Ш-ш-ш-ш-ш-ш» .
Стихает вьюга : «С-с-с-с-с-с» .
7. Игры на автоматизацию , дифференциацию и закрепление звуков в словах и предложениях. Например, автоматизация звука «ч» в игре «Воробьи и автомобиль» .
Дети (воробьи) сидят на стульях (в гнездышках) и спят. Воспитатель говорит :
«В гнезде воробушки живут, рано утром они встают, зернышки весело клюют» . Дети продолжают : «Чик-чирик! Чик-чик!» Дети – «воробьи» разбегаются по комнате, «клюют зернышки, летают» . На сигнал – «гудок автомобиля» дети возвращаются на свои места.
Игра «Козленок» (закрепление звука «з» )
Козленка выбирают по считалке : «Козлик, козлик, выходи и немного поводи» . Дети стоят в кругу, в центре круга – «козленок» .
Дети : «Выходи, козленок мой, поиграем мы с тобой» .
Козленок : «Ме-ме-ме, играть люблю, вот возьму и догоню» .
Дети разбегаются, а козленок их ловит. Пойманные дети называют слово со звуком «з» . Игра продолжается.
Публикации по теме:
Воспитание у детей правильного звукопроизношения Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определёнными.
Автоматизация правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с разной доминантной модальностью Если вы ясным весенним утром выйдете из дома и окажетесь на улице, что в первую очередь привлечет ваше внимание? Распустившиеся листочки.
Игры и упражнения для формирования навыков словообразования Игры и упражнения для формирования навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов, слов с увеличительными суффиксами и подбор родственных.
Игры и упражнения для формирования правильного употребления предлогов у детей с нарушением зрения, имеющих ОНР Игры и упражнения, способствующие формированию правильного употребления предлогов у детей с нарушением зрения, имеющих общее недоразвитие.
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения» Консультация для родителей на тему: "Артикуляционная гимнастика, как средство формирования правильного произношения" В процессе образования.
Цели: 1. Закрепить правильное произношение звука И в различных речевых единицах. 2. Учить выделять звук И в различных речевых единицах (на.
В начале учебного года мы знакомим детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте. Вся работа над гласными звуками закрепляется в играх с мячом.
В играх № 1, 2 и 4 дети тренируются в четком произношении гласных звуков и выделении их из звукового ряда. Плавное, длительное пропевание гласных звуков закрепляется в играх № 3 и 5. Интересно то, что в этих играх дети соотносят длительность прокатывания мяча с длительностью пропевания гласных звуков. Все эти игры способствуют отработке плавною выдоха, что очень важно в работе над звукопроизношением. Умение владеть силой голоса мы закрепляем в игре № 7. В группе можно наблюдать детей с нарушением просодических компонентов речи. Эти дефекты очень разнообразны. Ребенок может говорить очень тихо, почти шепотом или иметь глухой, часто с носовым оттенком, голос.
В логопедическую группу поступают также дети с ринолалиями, после операций хейлопластики и уранопластики. Все игры с мячом, направленные на пропевание гласных звуков, полезны для этих детей. К. С. Станиславский, характеризуя звучание русского языка, образно говорил, что гласные - это река, а согласные - берега, и без них наша речь - болото. В своей повседневной работе по коррекции речи детей мы укрепляем эти «бере-га». Закрепление правильного произношения звуков и развитие фонематических процессов можно проводить в играх с мячом.
В игре № 8 дети подбирают слова на заданный звук, четко произносят эти слова. Очень любят ребята игру № 9, которая требует внимания, хорошего уровня раз-вития фонематических представлений, умения выделить звук в начале и конце слова. Весело проходит игра № 10, так как на все вопросы логопеда ребенок может давать ответы, начинающиеся только с одного и того же определенного звука. В занятие по дифференциации звуков целесообразно включить игру с мячом № 11. Эту игру можно использовать для дифференциации любых звуков (с-ш, ш-ж, р-л, з-ж и др.). У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи могут возникать трудности с делением слова на слоги, усвоением слов сложной слоговой структуры. Конечно, для решения этой проблемы мы используем традиционные приемы: отхлопывание ритмического рисунка, отхлопывание и отстукивание количества слогов в слове, наращивание слогов. Мяч в таких занятиях тоже играет свою положительную роль.
В играх №12, 16и17 дети усваивают слоговую структуру слова, закрепляют умение делить слова на слоги. В играх мы используем не только резиновые мячи, но и самодельные, сшитые из ткани. В группе и логопедическом кабинете есть набор таких мячей красного и синего цвета с вышитыми на них буквами. На каждом красном мяче вышиты четыре гласные буквы, на синем - четыре согласные. Игры с такими мячами очень разнообразны. Так, например, в игре № 6 ребенок называет гласный звук или слово, начинающееся на гласный звук (если логопед бросает ему красный мяч) и согласный (если мяч синего цвета). Разноцветные мячи используются также для анализа и синтеза слогов и слов. Так, в игре № 13 дети по заданию логопеда воспроизводят обратные слоги АП, УТ, ОК, а затем этот слог выкладывается из мячиков. В игре № 14 дети составляют из мячей слова, читают, анализируют их.
1. Игра «Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.
Взрослый: Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А - У- О - У -А-А - О - У
2. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.
Педагог: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А - Э - У -Ы - Э - А - У - О - А - Э - Ы-Э
3. Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»
Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.
Вариант 1 . Взрослый предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А - А - А - А - А - А
Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу - в кругу или парами, пропевая заданные логопедом гласные звуки и катая мяч педагог обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.
4. Игра «Стучалочка» Звуки я сказать хочу И по мячику стучу.
Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия.
Ход игры. Дети и педагог садятся в круг. Мяч зажат у каждою между коленями. Педагог произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э ээ эээ О 00 000 У УУ УУУ Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО ААУ
5. Игра «Поющие мячики» По мячу сперва стучу, А потом его качу.
Цель: закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия, закрепление длительного ротового выдоха.
Ход игры. Дети распределяются парами и садятся лицом друг к другу на расстоянии трех метров. У каждой пары мяч. Педагог произносит сочетания гласных звуков. Последний звук произносится длительно, пропевается. Например: А А Э-э-э-э-э. У Э А~а~а-а~а. Первые два звука сопровождаются ударом кулака по мячу; пропевая третий звук, ребенок катит мяч партнеру. Прокатывание мяча подчеркнуто плавное, длитель-ное, как и произнесение гласного звука.
6. Игра «Разноцветные мячики» Красный - гласный. Синий - нет. Что за звук? Мне дай ответ!
Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета.
Ход игры.
Вариант 1 .взрослый бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный - если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно.
Вариант 2 . Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.
7. Игра «Тихо - громко» Мы катались по горам, Пели тут и пели там.
Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.
Оборудование: малые мячи.
Ход игры. Пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) - уменьшается При горизонтальном движении руки с мячом (мяч катится по дорожке) сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задание друг другу.
8. Игра с передачей мяча «Мяч передавай - слово называй»
Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции.
Ход игры. Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по одному большому мячу (диаметром 25-30 см). Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.
9. Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка» Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.
Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.
Ход игры. Педагог называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова - это начальный звук. Например: весна - автобус - слон - нос - сова...
10. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В), и только с этой»
Цель: развитие фонематических представлений, воображения.
Ход игры. Педагог бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И. Пример: - Как тебя зовут? - Ира (Иван). - А фамилия? - Иванова. - Откуда ты приехала? - Из Иркутска. - Что там растет? - Инжир. - Какие птицы там водятся? - Иволги. - Какой подарок ты повезешь родным? - Ириски и игрушки.
11. Игра «Слог да слог - и будет слово, мы в игру сыграем снова»
Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.
Ход игры: педагог говорит детям: - Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са - хар, са - ни. Затем взрослый поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.
Вариант 2. Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход игры. Взрослый бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово. Например: Ша- шары са- санки шо- шорох со- сорока шу- шуба су- сумка ши~ шины сы- сырок
12. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч поймаем - раз! И два - мы распутаем слова!»
Ход игры: Бросая мяч детям, воспитатель произносит слова, а дети, возвращая мяч, их повторяют: Тарелка, пещера, комната, посуда, витрина, колодец. Затем логопед запутывает слова, переставляя слоги. А дети ДОЛЖНЫ их распутать воспитатель: Дети: релтака -тарелка щепера -пещера накомта -комната супода -посуда тривина -витрина локодец -колодец
13. Игра «Звучащие игрушки» Навострите ваши ушки: Звуки скажут вам игрушки.
Цель: анализ и синтез обратных слогов и закрепление слогов слияния .
Оборудование: красные и синие мячи из ткани с вышитыми на гранях буквами, обозначающими гласные и согласные звуки.
Ход игры воспитатель вызывает двух детей: «Это звучащие игрушки, они умеют петь и говорить». Называет на ухо детям звуки, которые они должны будут спеть или произнести. «Сейчас я нажму на кнопочку и наши игрушки заговорят» (поочередно прикасается к детям). «Дети-игрушки» воспроизводят свои звуки, а остальные дети устно «прочитывают» получившийся слог. Дети определяют, какой звук они услышали первым, какой - вторым, и воспроизводят вместе со «звучащими игрушками» слог. Затем обратный слог выкладывается из мячиков с буквами и читается.
14. Игра «Мяч поймай - слово составляй» Мы поймали три мяча - Слово скажем мы сейчас.
Цель: составление трехзвуковых слов и их анализ. Оборудование: мячи из ткани с вышитыми на них гласными и согласными.
Ход игры. Взрослый бросает каждому ребенку мяч, называя звуки задуманного слова: М - А - К Д - О - М К - О - Т Дети находят на своем мяче букву, соответствующую названному звуку, и составляют из мячей слово, читают, анализируют его.
15. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай - сколько звуков, называй»
Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.
Ход игры. Взрослый бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество. Последовательность. Трехзвуковые слова типа: МАК, СОН, КИТ. Четырехзвуковые слова с открытыми слогами: РАМА, МАМА. Четырехзвуковые слова со стечением согласных: КРОТ, СТОЛ, СПОР.
16. Игра «Встречу слово на дороге - разобью его на слоги»
Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход игры взрослый бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.
17. Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя - удлиняй»
Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления
Ход занятия: Взрослый бросает мяч детям, при этом произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно изменяет, слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Определяется количество СЛОГОВ.