Возникновение речи у человека, формирование звуков возможно благодаря речевому аппарату. Речевой аппарат является совокупностью согласованно действующих органов, помогающих образовывать голос, регулировать его и формировать в осмысленные выражения. Таким образом речевой аппарат человека подразумевает под собой все элементы, прямо включенные в работу создания звуков – артикуляционный аппарат, в том числе ЦНС, органы дыхания – легкие и бронхи, горло и гортань, полости рта и носовые полости.

Строение речевого аппарата человека, то есть его структура, разделена на два отделения — центральный и периферический отдел. Центральным звеном выступает человеческий мозг с его синапсами и нервами. К центральному речевому аппарату также относятся высшие отделы центральной нервной системы. Периферическим отделом, он же исполнительный является целая общность элементов организма, обеспечивающих формирование голоса и речи. Далее согласно структуры периферический отдел речевого аппарата разделяется на три подотдела:


Формирование голоса

В каждом языке на нашей планете существует конкретное число звуков, создающих акустический образ языка. Звучание находит смысл только в схеме предложений, помогает различать одни буквы от других. Такое звучание называется фонемой языка. Все звуки языка отличаются по артикуляционным признакам, то есть их различие происходит от образования звуков в речевом аппарате человека. И по акустическим признакам — по различиям в звуке.

  • дыхательный, иначе энергетический – включает в себя легкие, бронхи, трахею и горло;
  • голосообразовательный отдел, иначе генераторный – гортань вместе со звуковыми связками и мышцами;
  • звукообразовательный, иначе резонаторный – полость ротоглотки и носа.

Работа данных отделов речевого аппарата в полном симбиозе может происходить только через центральное управление речевыми и голосообразовательными процессами. Это говорит о том, что дыхательный процесс, артикуляционный механизм и формирование звука, полностью контролируются нервной системой человека. Ее воздействие распространяется и на периферийные процессы:

  • функционирование дыхательных органов регулирует мощность звучания голоса;
  • функционирование ротовой полости отвечает за формирование гласных и согласных звуков и за различие артикуляционного процесса при их формировании;
  • носовая часть обеспечивает регулировку обертонов звука.

В образовании голоса занимает ключевое место центральный речевой аппарат. Челюсть и губы человека, небо и надгортанная доля, глотка и легкие – все вовлечены в процесс. Воздушный поток, выходящий из организма, идущий далее сквозь гортань и проходящий через рот и нос, является источником звука. На своем пути воздух проходит через голосовые связки. Если они расслаблены, то звук не образовывается и проходит свободно. Если они приближены и напряжены - воздух, при прохождении создает вибрацию. Итогом этого процесса и является звук. А далее при работе подвижных органов ротовой полости происходит непосредственное формирование букв и слов.

Структурные компоненты речи

За речевую функцию отвечают:

  1. Центр сенсорной речи — восприятие звуков речи, базирующееся на звукоразличительной системе языка, за данный процесс отвечает зона Вернике в левом полушарии мозга.
  2. Центр моторной речи — за него отвечает зона Брока, благодаря ей возможно воспроизведение звуков, слов и фраз.

В связи с этим, в клинической психологии существует понятие импрессивной речи, иначе говоря, понимание и представление устной и письменной речи. Также существует понятие экспрессивной речи - та, которая произносится вслух с сопровождением определенного темпа, ритма, эмоций.

В процессе формирования речи каждый человек должен иметь четкое представление о следующих подсистемах родного языка:

  • фонетика (какие могут быть слоги, звукосочетания, правильное их строение и сочетание);
  • синтаксис (понимание того как именно происходит взаимосвязи и комбинаций между словами);
  • лексика (знание словарного состава языка)
  • семантика (способность понимать смыл слов задолго до получения навыков произношения);
  • прагматика (отношения между знаковыми системами и теми, кто их использует).

Под фонологической составляющей языка подразумевается знание смыслоразличительных единиц языка(фонем). Физически звуки речи можно разделить на шумы (согласные) и тоны (гласные). В основе любого языка лежит определенный различительный признак, если изменить один из них, то смысл слова кардинально изменится. К основным смыслоразличительным признакам следует отнести глухость и звонкость, мягкость и твердость, а также ударность и безударность. Именно эти признаки выступают основой фонем системы языка. Каждый язык предполагает разное количество смыслоразличительных единиц, как правило, от 11 до 141.

Русский язык предполагает использование 42 фонем, в частности, 6 гласных и 36 согласных.

Научно доказано, что любой здоровый грудной ребенок в первый год жизни имеет способность к воспроизведению 75 различных кратчайших звуковых единиц, иными словами может усвоить любой язык. Но, чаще всего, дети, на начальных этапах своего развития находятся только в одной языковой среде, поэтому со временем они утрачивают способность воспроизводить звуки, не принадлежащие к родному русскому языку.

Диагностика проблем с речевым аппаратом

Усвоение норм родного языка происходит путем копирования того, что человек слышит. И все родители по-разному относятся к проблемам развития речи у своих детей. Одни — начинают бить тревогу, когда ребенок в возрасте двух лет не использует для общения развернутые фразы, другие – более беспечны, и могут упорно не замечать, что у ребенка нарушено функционирование речевого аппарата.

Наличие проблем во многом зависит от того насколько правильно сформирован речевой аппарат человека. Важно чтобы каждый отдел, принимающий участие в формировании голоса, полноценно и точно функционировал.

Основаниями нарушений могут являться множество факторов, так как строение речевого аппарата человека очень структурно сложная схема. Но основных причин всего три:

  • неверное использование органов речи;
  • структурные нарушения речевых органов или тканей;
  • проблемы с отделами нервной системы, обеспечивающими процесс воспроизведения звуков и голоса.

Под задержкой речевого развития (ЗРР) подразумевается количественное недоразвитие словарного запаса, несформированность экспрессивной речи либо отсутствие фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам у детей. При дефиците голосовых функций общение ограничивается, объем получаемой из внешнего мира информации речевого характера уменьшается, что далее может привести к серьезным проблемам с чтением и письмом.

Такие дети нуждаются в консультации детского невропатолога, детского отоларинголога, логопеда, а также психолога для подбора объема коррекционной помощи.

Знание строения речевого аппарата и его функций поможет вам вовремя обратить внимание на отклонения от нормы и увеличивает шанс на быстрое и полное исправление патологии.

Для правильного подхода к решению певческих и педагогических задач необходимо знать схему устройства голосового аппарата и его взаимосвязи с органами человеческого организма, принимающими непосредственное участие в процессе пения. Такими органами являются легкие, звукопроводящие и резонирующие полости, артикуляционные органы - губы, язык и нервная система, осуществляющая централизованное управление всем голосовым комплексом.

1. Гортань

2. Надгортанная полость

3. Подгортанная полость

4. Трахея и бронхи

5. Полость рта

6. Носовая полость

7. Мягкое нёбо

8. Твердое нёбо

10. Задняястенка глотки

11. Второй (певческий) рот.

Схематический разрез голосового аппарата показан на рис.1. Основной частью его является гортань с находящимися внутри нее голосовыми связками. В голосовых связках слои мышечных волокон расположены под разными углами, что обуславливает сложные вибрации связок, то есть многообразие звучания голоса (одновременное изменение силы звука, высоты тона и даже, в некоторой степени, тембра). Механизм возникновения вибрации голосовых связок еще не полностью изучен. Есть основание представлять его как совместное одновременное действие двух факторов - упругих колебаний мышц связок под давлением воздуха, воздействия на них управляющих периодических биоимпульсов из центральной нервной системы.

Сверху и снизу гортани непосредственно примыкают трубообразные полости, составляющие с ней единое целое. Нижняя - подгортанная труба - переходит в трахею и бронхи. Верхняя - надгортанная труба - переходит в полость ротоглотки (зев) и далее в ротовую и носовую полости. Таким образом, гортань вместе с надгортанной трубой, ротоглоткой и полостью рта представляет единую звукопроводящую рупорную систему. Форма и размеры полостей, с помощью их подвижных мышечных тканей, постоянно изменяются, приспособляя их резонаторные качества к режиму работы голосовых связок и условиям артикуляции.

Звукообразующий узел - гортань, - состоящий из хрящевого барабана, голосовых связок и мышц, подвешен вместе с корнем языка свободно к нижней челюсти. Основные функции гортани - обеспечение дыхания и звукообразования. Кроме того, гортань является механическим защитным устройством связок. Звукообразование - результат сложного и тонкого взаимодействия всех частей гортани, которое осуществляется через широкую сеть нервных связей с мозгом. Так, именно в гортани происходит регулировка подсвязочного воздушного давления и количества воздуха, проходящего через голосовую щель. Гортань очень подвижна по вертикали - размах ее движения в одну сторону доходит до 2-3 см. Эта подвижность нужна для установки ее в наиболее выгодное биоакустическое положение. При пении размах гортани меньше и само движение более плавное. У квалифицированных певцов гортань сравнительно устойчива относительно среднего положения.

Часть звуковой энергии выходит из гортани через верхние полости и рот наружу. Некоторая часть ее проходит вниз в трахею и, резонируя там, вызывает ощущение вибрации передней стенки грудной клетки.

"Конструкция" гортани со связанными с ней полостями - неразъемная и не имеет каких-либо частей или органов, могущих изменять направление звука. Певец может изменять только силу звука и, в некоторой степени, тембр, управляя величиной и формой отверстия ротоглотки, и самого рта. Конечно, поворотом головы и тела певец может ориентировать свой голос в нужном направлении, пользуясь полостью рта как рупором. Полость рта и само отверстие рта, в зависимости от артикуляции, рефлекторно изменяются. Однако именно для певца особенно важна возможность сознательного управления этим комплексом с помощью соответствующих мышц. Специфически важное значение имеет управление ротоглоткой с помощью мышц мягкого нёба, миндалин и корня языка. Это сложное отверстие ротоглотки называют еще и "вторым" или "певческим" ртом, подчеркивая этим факт формирования звука именно в этом месте.

Корнем языка можно перекрыть вход в полость рта, и тогда звук будет проходить только в носовую полость. Но вход в носовую полость полностью не может быть закрыт - всегда остается какое-то отверстие, обеспечивающее дыхание. Певцы постоянно пользуются возможностью регулировать прохождение звука в ротовую и носовую полости для изменения интонации и окраски звука.

Поверхность твердого нёба имеет большое количество нервных окончаний, воспринимающих давление звука и сигнализирующих о нем в мозг, что дает певцу возможность оценивать свой певческий настрой - свободу прохождения звука через ротоглотку, попадание его в головные резонаторы и пр.

У певцов эти ощущения называют ощущением звука в "маске" или говорят, что "звук в высокой позиции". В действительности - это оптимальное акустическое состояние голосового аппарата.

Качество звучания голоса певца зависит от многих анатомо-физиологических факторов, в том числе от формы и размеров надгортанных полостей и, в частности, нёбного свода. Нёбный свод, состоящий из твердого нёба, переходящего в мягкое, является поверхностью, отражающей звуковой поток по направлению к выходному отверстию - рту, и акустические качества этого отражателя должны соответствовать режиму работы голосовых связок. Певцы с хорошо звучащими голосами имеют высокое твердое нёбо с крутым передним сходом к зубам. Одновременно большое значение имеет соотношение длины мягкого и твердого нёба. Более выгодным для звучания оказывается тот случай, когда длина твердого неба значительно больше поглощающей поверхности мягкого нёба. Могут быть случаи, когда невыгодное строение верхнего отражающего свода или отсутствие зубов может оказаться препятствием на пути использования певческого голоса. Известны случаи, когда протезирование недостающих передних зубов приводило к восстановлению хорошего звучания .

Детские голоса имеют высокое головное звучание. По содержанию обертонов они беднее голосов взрослых, но обладают особой серебристостью и легкостью. Хотя голоса детей и уступают по силе голосам взрослых, но отличаются большей звонкостью и "полетностью". Такие свойства тембра как серебристость и звонкость, придают детским голосам особую прелесть. Качественные отличия детских голосов связаны с анатомофизиологическими особенностями и голосового аппарата и всего растущего детского организма.

Гортань у детей расположена высоко. Она в 2 - 2,5 раза меньше гортани взрослых. Хрящи гортани гибкие, мягкие, полностью не сформированы. Поэтому детская гортань отличается эластичностью и большой подвижностью. Мышцы гортани развиты слабо. Голосовые складки детей коротки, узки и тонки. В толще голосовых складок у ребенка до 5 лет вокальных мышц нет, только к 11-12 годам они оказываются полностью сформированными.

Приблизительно с 9-10 лет по мере развития вокальных мышц способ голосообразования начинает все больше обретать микстовый характер.

Голоса детей звучат с большей силой, обогащаются обертонами, увеличивается и диапазон . Повышается упругость верхних резонаторов (область мягкого нёба, надгортанные полости). Идет интенсивное развитие голосовой мышцы, особенно у детей, обладающих низкими голосами. Тембр таких голосов становится глубже, сочнее, приобретает микстовый характер. В этот возрастной период появляется возможность увеличить силу звучания .

Период, когда подросток достигает 11-12 лет называется "предмутационным". Физический рост и рост их голосового аппарата перестает быть плавным. Внешняя непропорциональность указывает и на неравномерность внутреннего развития. Голос теряет яркость, тускнеет, немного сипит. Иногда заметна перемена в диапазоне: некоторые учащиеся, певшие свободно, начинают избегать верхних звуков или поют их с напряжением. Все эти изменения, происходящие в результате серьезных перестроек организма и его нервной системы, могут отрицательно повлиять на певческий голос, который требует особого внимания и режима .

У школьников - участников хора часто встречаются дефекты звучания голоса. Наиболее распространенным поводом для возникновения недостатков певческого звукообразования является перенапряжение голосового аппарата. Нередко начинающие певцы поют в несвойственной их голосу тесситуре: высокой или низкой. Обладатели высоких голосов подлаживаются под низкие, поют произведения для этих голосов. Бывает и наоборот. Очень часто начинающие певцы, пытаясь увеличить свой диапазон, самостоятельно упражняются на верхних нотах, не умея ими пользоваться. Дети пытаются "перещеголять" друг друга высокими нотами, но и соревнуются в громком пении, стремясь сделать свой голос по силе больше, чем он есть на самом деле. Злоупотребление высокими нотами, пение в несвойственной тесситуре, форсировка голоса нарушают нормальную функцию голосовых органов, вызывают их перенапряжение, переутомление и приводят к заболеваниям .

По мнению некоторых исследователей, многие дефекты голосообразования являются следствием неправильного и нерационального режима пользования голосом в детском возрасте. Дети зачастую перенимают у взрослых манеру пения, причем возникающие технические трудности преодолевают путем перенапряжения голосового аппарата или его отдельных частей .

1. Органический дефект аппарата;

3. Неверные привычки, привитые в процессе подражаний, форсирования звука, дыхания или возникающие от исполнения непосильного репертуара.

Для выявления и возможного устранения первой группы недостатков требуется медицинская помощь.

Вторая группа недостатков - короткость диапазона, недостаточная сила и малая звучность - может быть устранена совершенно в процессе неторопливого и планомерного развития голоса. Возможно также значительное улучшение тембра.

К третьей группе недостатков относятся:

Вялое звукообразование , выражающееся в неточном взятии начальной ноты и нечетком ее окончании, постоянных "подъездах", смазывании гамм, сопровождающихся нечеткой дикцией и плохой артикуляцией гласных.

Резкое , жесткое звукообразование, при котором голос звучит напряженно, сухо, иногда, даже скрипуче. Как правило, певец с такой манерой пения может петь только на форте, пение на пиано ему недоступно.

Основными причинами возникновения являются нарушения слухового самоконтроля, изменение позиции правильного звукообразования и слабое музыкальное развитие.

Тремоляция звука воспринимается на слух как вибрация с повышенной амплитудой колебания и качания звука. Изменение частоты вибрато является результатом неустойчивого положения гортани, в результате чего она вибрирует ненормально. Внешне, как правило, это сопровождается качкой нижней челюсти.

Причиной тремоляции может быть асинхронность в работе голосовых связок; в этом случае возникает биение звука, которое можно распознать по особому суховатому тембру. Часто эти биения указывают на серьезное заболевание голосового аппарата, требующее лечение.

Другим крайним случаем нарушения нормального вибрато является его отсутствие, выражающееся на слух прямым, безтембровым, пустым, неэмоциональным звучанием голоса. При спастическом сокращении мышц голосового аппарата вибрато невозможно, и голос носит прямой гудкообразный характер. Безвибрационный голос - это наиболее распространенное явление среди учащихся.

Имеется ввиду не естественный переход необученного голоса из одного регистра в другой, а нарочитое изменение звучания - манера, преследующая цель якобы повышенной эмоциональности исполнения. Сегодня это имеет место в так называемом "народном" жанре и эстрадном исполнении.

Искажение гласных в начале второй октавы, вызываемое стремлением к чрезмерно "открытому" звучанию, и резкий переход в грубое звучание.

Причиной такого дефекта может быть следствие неправильного подхода к учащемуся, когда ведется работа без учета его психологических особенностей, степени его восприимчивости стоящих перед ним задач. Иногда педагоги допускают грубейшую ошибку, пытаясь навязать учащемуся свои мышечные, вибрационные ощущения при фонации, не учитывая его индивидуальных качеств, физиологических и психических особенностей.

Нередко педагоги стремятся достичь желаемого результата методом "нажима", многократно заставляя учащегося повторять одну и ту же ноту либо фразу, требуя сиюминутного положительного результата, забывая о постепенности и последовательности в работе. Как правило, при таком подходе певец вынужден форсировать звук, что приводит к дефектному звучанию голоса и зажиму голосового аппарата.

По причине неправильной эксплуатации голоса могут возникнуть органические изменения связок - ложные и истинные узелки, стойкое несмыкание и пересмыкание голосовых связок, хроническая отечность. Хриплый тон с выделением мокроты говорит о катаральных явлениях.

Сухой, сиплый тон свидетельствует о недосмыкании голосовых связок, возможно об утолщении связки или появлении узелков.

Все эти патологические изменения, ощущаемые на слух, требуют особого внимания, своевременного отдыха и специального лечения.

Существуют также стойкие нарушения нормального звукообразования, характерные отсутствием внешних, объективно наблюдаемых, изменений в голосовом аппарате. Поющий жалуется на физические затруднения в пении, на плохое звучание голоса, а врач-фониатр при осмотре не видит никаких изменений. Такие ненормальное состояние голосового аппарата называется фоностенией, которая как результат нарушения взаимосвязи мозга с голосовым аппаратом . Рассмотрим поподробнее особенности этой взаимосвязи.

Все управление организмом осуществляется через центральную нервную систему, через мозг. Некоторыми его функциями, в частности, в голосовом аппарате, человек может управлять сознательно (силой и высотой звука, артикуляцией, тембром, темпом и ритмом), некоторыми - без участия сознания (работа голосовых связок, регулирование подсвязочного воздушного давления, взаимонастройка гортани, резонаторов).

Мозг управляет голосовым аппаратом на основании певческого задания и информации, получаемой им от наших органов чувств. Вся информация условно делится на внешнюю и внутреннюю. К внешней информации может относиться: певческое задание, присутствие окружающих людей, их поведение, а также освещение, шумы, музыка и т.д.

Внутренняя информация вырабатывается участвующими в пении органами, мускулатурой и передается в мозг по периферическим нервным каналам.

Вся эта информация является раздражителем, который может стимулировать общефизический и психоэмоциональный настрой певца, либо тормозить его.

Спокойная рабочая обстановка, благожелательное отношение педагога, товарищей и слушателей, мягкое, не режущее глаза освещение, хорошее самочувствие положительно стимулируют певческий тонус, в то время как нездоровье, резкие замечания, шум отрицательно сказываются на профессиональных возможностях певца .

Такое расстройство как фоностения чаще всего бывает вызвано сменой привычных автоматизированных действий волевыми. Другой причиной может быть нервное переутомление, вызванное расстройством мышечной деятельности голосового аппарата, что, естественно, отражается на звуке.

Всё это имеет место тогда, когда педагог, не учитывая состояния нервной системы учащегося, пытается резко изменить манеру пения и даёт ему непосильное задание.

Многие певцы от природы или в результате предшествующего обучения имеют недостатки в тембре голоса. При наличии хороших данных в общем комплексе недостатки в тембре могут быть исправлены совсем или частично правильным воспитанием голоса. Но для этого необходимо верно представлять причину возникновения порочных призвуков. Некоторые из них связаны с нарушением вибрато, другие с работой голосовой щели, третьи с мягким нёбом.

Не мудрено, что у школьников среднего возраста часто встречаются дефекты звучания голоса, ведь этот звукообразующий "узел" - гортань имеет тонкую и уязвимую конструкцию, а в младшем подростковом возрасте голосовой аппарат развивается неравномерно, голосовая функция может быть нарушена.

У детей наблюдаются функциональные и органические нарушения, причиной которых, в основном, является неправильный и нерациональный режим пользования голосом.

Имеет смысл выделить методы и приемы работы над исправлением этих нарушений.

с системой вдыхательных и выдыхательных резонаторов и излучателей звука

Анатомическое строение и физиология деятельности голосового аппарата человека. Взаимосвязь голосового аппарата с органом слуха. Синхронизация звуковосприятия и воспроизведения. Значение единой функциональной системы голоса и слуха для коммуникации людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Все органы, участвующие в голосообразовании, в совокупности образуют так называемый голосовой аппарат. В его состав входят: ротовая и носовая полости с придаточными полостями, глотка, гортань с голосовыми связками, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой,

мышцы брюшной полости.

В голосообразовании принимает участие и нервная система, соответствующие нервные центры головного мозга с двигательными и чувствительными нервами, соединяющими эти центры со всеми указанными органами.

Из мозга по двигательным нервам к этим органам идут приказы (эфферентная связь), а по чувствительным нервам поступают сведения о состоянии работающих органов (афферентная связь). По сути дела, органы, участвующие в голосообразовании, являются техническими исполнителями приказов центральной нервной системы. Работу органов голосообразования нельзя рассматривать вне связи с центральной нервной системой, которая организует их функции в единый, целостный певческий процесс, являющийся сложнейшим психофизическим актом.

В пении, так же как и в обычной речи, необходимо наличие аппарата как создающего, так и воспринимающего звуки. Общеизвестно, что ребенок, полностью потерявший слух в раннем детстве (до года) в результате заболевания органов слуха, становится не только глухим, но и немым.

Воспринимаемые здоровыми органами слуха, слуховые раздражения из внешней среды оказываются в свою очередь раздражителями для нервных клеток, которые ведают работой органов голосового аппарата. У глухого ребенка слуховых восприятий и, как следствие их, раздражений речедвигательных центров нет, и поэтому голосовой аппарат не функционирует.

Связь между слухом и голосом двухсторонняя: не только голос не может формироваться без участия слуха, но и слух также не может развиваться без участия голосовых органов. Слуховые восприятия осуществляются через деятельность голосовых органов, слушая речь, музыку или пение, мы "про себя", а иногда и вслух, повторяем их и только после этого воспринимаем.

При формировании и развитии вокальных навыков все время происходит коррекция работы участвующих органов: отметаются лишние, закрепляются и совершенствуются нужные движения. Весь этот процесс невозможен без контроля ощущений слуховых, мышечных, резонаторных. Слух является основным регулятором голоса.

Гортань - орган, где происходит зарождение голоса. Она расположена по средней линии шеи в переднем ее отделе и представляет собой трубку, верхнее отверстие которой открывается в полости глотки, а нижнее непосредственно продолжается в трахею.

Гортань выполняет тройную функцию (дыхательную, защитную, голосовую) и имеет сложное строение. Ее остов составляют хрящи, соединенные между собой подвижно при помощи суставов и связок и переплетенные снаружи и изнутри мышцами.

Внутренняя поверхность гортани, как и всех полостных органов нашего гела, выстлана слизистой оболочкой. Самый большой хрящ гортани - щитовидный - определяет величину гортани.

Верхнее отверстие гортани, называемое входом в гортань, имеет овальную форму, образуется спереди подвижным гортанным хрящом надгортанником.

При дыхании вход в гортань открыт. При глотании свободный край надгортанника наклоняется назад, закрывая его отверстие. Во время пения вход в гортань суживается и прикрывается надгортанником. Это явление имеет большое значение для образования художественно ценных качеств певческого звука, для певческой опоры.

Если смотреть в гортань сверху, то с двух сторон симметрично видны по два выступа слизистой оболочки находящиеся один над другим. Между ними имеются небольшие симметричные углубления - морганиевые желудочки. Верхние выступы называются ложными (желудочковыми) складками, а нижние - голосовыми складками.

Ложные сладки такого же цвета, как и вся слизистая оболочка гортани. Они состоят из рыхлой соединительной ткани, желез, слабо развитых мышц сближающих эти складки. Железы, заложенные в ложных складках и в стенках самих желудочков, увлажняют голосовые складки, в которых желез нет. Эта функция особенно важна при певческом голосообразовании.

Голосовые складки при дыхании образуют щель треугольной формы, называемую голосовой щелью . При голосообразовании голосовые складки сближаются или смыкаются, голосовая щель закрывается. Поверхность голосовых складок покрыта плотной эластичной тканью перламутровой окраски. Внутри них находятся внешние и внутренние щито-черпаловые мышцы. Вторые, внутренние, называются вокальными мышцами.

Мышечные волокна располагаются параллельно внутреннему краю складки и в косом направлении. Благодаря такому строению голосовая складка может многообразно изменять не только свою длину, но и колебаться по частям: во всю ширину и длину или частями, что обуславливает богатство красок певческого звука.

Голосовые складки делят гортань на два пространства: надскладочный и подскладочный отделы. Все мышцы гортани делятся на наружные и внутренние. Внутренние мьшщы смыкают голосовую щель и осуществляют голосообразование (являются фонаторными мышцами). Наружные мышцы гортани соединяют ее с лежащей выше, под нижней челюстью, подъязычной костью, а внизу с грудной костью. Эти мышцы опускают и поднимают всю гортань, а так же фиксируют ее на определенной высоте, устанавливают в положение, необходимое для голосообразования.

Внизу гортань непосредственно переходит в дыхательное горло или трахею (рис. 3).

Трахея представляет собой трубку, состоящую из хрящевых, не замкнутых сзади колец. Эти хрящевые пластинки между собой соединены связками и переплетены циркулярными и продольными мышцами. Циркулярные мышцы, сокращаясь, сужают просвет трахеи, продольные при сокращении укорачивают ее.

Трахея разделяется на два крупных бронха, которые древовидно разветвляясь, превращаются во все более мелкие. Самые мелкие бронхи -бронхиолы, заканчиваются пузырьками, в которых происходит газообмен.

Все бронхиальное дерево построено по типу трахеи, только с замкнутыми хрящевыми кольцами. Мышцы трахеи и бронхов относятся к типу гладкой мускулатуры, непосредственно нашему сознанию не подчинены, работают автоматически. По мере уменьшения калибра бронха, хрящевой ткани в нем становится меньше, она вытесняется мышечной. Мелкие бронхи почти целиком состоят из мышечной ткани. Такое строение позволяет мелким бронхам выполнять роль клапанов, регулирующих подачу воздуха из легочной ткани во время голосообразования.

Все бронхи вместе с легочными пузырьками образуют два легких - правое и левое, которые помещаются в герметически изолированной от окружающего воздуха грудной полости, находящейся в грудной клетке.

Грудная клетка имеет форму усеченного конуса. Она впереди образована грудной костью, сзади - грудным отделом позвоночника. Позвоночный столб соединен с грудной костью дугообразными ребрами.

Остов грудной клетки оплетен мышцами, которые принимают участие в дыхании. Одни участвуют во вдохе - вдыхатели (поднимают и раздвигают, расширяют полость грудной клетки). Другие грудные мышцы опускают ребра, осуществляют выход и соответственно называются выдыхательными.

Основание грудной клетки составляет диафрагма или грудобрюшная преграда. Это мощный мышечный орган, отделяющий грудную полость от брюшной. Диафрагма прикрепляется к нижним ребрам и позвоночнику, имеет два купола - правый и левый. Во время вдоха мышцы диафрагмы сокращаются, оба ее купола опускаются, увеличивая объем грудной клетки. Диафрагма состоит из поперечно-полосатых мышц. Ее движение полностью не подчинено нашему сознанию. Мы можем сознательно сделать и задержать вдох и выдох, но сложные движения диафрагмы при голосообразовании происходят подсознательно.

Диафрагма регулирует скорость истечения воздуха и подскладочное давление при образовании звуков и изменении их силы.

Верхняя часть этой трубы - носовая полость (7). Она составлена из мягких тканей носа и лицевых костей черепа. По средней линии она разделена вертикальной носовой перегородкой на левую и правую половины, открытые спереди и сзади. Задними отверстиями, хоанами, носовая полость сообщается с глоткой (с носоглоткой).

В стенках носовой полости имеются мелкие отверстия каналов, через которые она сообщается с воздухоносными полостями, находящимися в лицевых костях черепа. Эти полости называются придаточными полостями или пазухами носа. Они, так же как и полость носа выстланы слизистой оболочкой. При ее заболевании эти полости могут заполняться гноем или полипозными образованиями (разрощениями слизистой оболочки), что отрицательно отражается на качестве певческого звука.

Слизистая оболочка носа богата кровеносными сосудами и железами, а также ворсинками, благодаря чему вдыхаемый воздух, проходя через нос, согревается, увлажняется и очищается.

Под носовой полостью располагается ротовая полость . Ее боковыми стенками являются щеки, дно рта заполняет язык, переднюю стенку образуют губы (в сомкнутом состоянии). В толще губ находятся мышцы, которые смыкают их, образуя ротовое отверстие и изменяя его форму.

Верхнюю стенку ротовой полости составляет костная пластинка, отделяющая ротовую полость от носовой. Она называется твердым нёбом, которое сзади переходит в мягкое нёбо, называемое нёбной занавеской.

Задний, свободно свисающий в полости глотки край мягкого неба, посередине имеет выступ - маленький язычок (он есть только у человека).

Мягкое небо продолжается в две расходящиеся вниз под углом симметричные складки слизистой оболочки. Эти складки называются дужками; передними и задними. В толще дужек проходят мышцы, соединяющие мягкое небо с языком и гортанью.

Мягкое небо хорошо иннервировано чувствительным нервам. Находящиеся в толще неба мышцы при сокращении поднимаются, натягивают его.

Твердое и мягкое небо вместе с передними зубами составляют небный свод. Строение его частей влияет на качество певческого голоса.

Сзади ротовая полость широким отверстием - зевом - открывается в глотку (в ее средний отдел). Сверху зев ограничен мягким небом, с боков - небными дужками и снизу - спинкой языка. Зев может суживаться и расширяться. Суживается он за счет сокращения мышц, заложенных в дужках мягкого неба.

При пении зев расширяется; это происходит при поднятии мягкого неба и опускании языка, что наблюдается при певческом зевке.

Глотка представляет собой мышечную трубу, которая верхним расширенным отделом оканчивается слепо под сводом черепа. Книзу суживаясь, глотка переходит спереди в гортань, а сзади - в пищевод. На ее передней поверхности, как уже было отмечено, имеются отверстия: хоаны и зев.

Глотка условно разделяется на три части: верхнюю - носоглотку, среднюю - ротоглотку и нижнюю - гортаноглотку. В глотке имеются отдельные скопления железистой, так называемой лимфатической ткани, которые образуют миндалины. Наиболее значительные из них: глоточная миндалина (лежит на верхней стенке глотке, на ее своде) и миндалины, находящиеся между передними и задними небными дужками.

Миндалины выполняют защитную функцию: в них задерживаются попавшие в глотку микробы. Острое воспаление миндалин называется острым тонзиллитом или ангиной. Значительное увеличение миндалин уменьшает полость глотки, отрицательно отражается на образовании певческого голоса.

Стенки глотки образованы сильными мышцами, идущими в продольном и циркулярном направлении. Благодаря им глотка может увеличиваться и уменьшаться, суживаться в различных отделах (нижнем, среднем, верхнем) и тем самым многообразно менять свою форму и объем, резонаторные свойства.

Мышцы глотки целиком подчинены нашему сознанию.

Любое упругое тело в состоянии колебания приводит в движение частицы окружающего воздуха, из которых образуются звуковые волны. Эти волны, распространяясь в пространстве, воспринимаются нашим ухом как звук. Так образуется звук в окружающей нас природе.

В человеческом организме таким упругим телом являются голосовые складки. Звуки речевого и певческого голоса образуются при взаимодействии колеблющихся голосовых складок и дыхания.

При желании человека петь все части его голосового аппарата приходят в состояние готовности к выполнению этого действия.

Процесс пения начинается с вдоха, во время которого воздух нагнетается через ротовую и носовую полость, глотку, гортань, трахею, бронхи в расширенные при входе легкие. Затем под действием нервных сигналов (импульсов) из головного мозга голосовые складки смыкаются, происходит закрытие голосовой щели. Это совпадает с моментом начала выдоха. Сомкнутые голосовые складки преграждают путь выдыхаемому воздуху, препятствуют свободному выдоху.


Диспропорция в развитии отдельных органов голосового аппарата;

Отсутствие постепенности развития и наличие скачков в этом процессе;

Различный срок окончания роста разных органов голосового аппарата.

Гортань новорожденных обоего пола интенсивно растет только в первый год жизни. У мальчиков это особенно заметно в первые 3 месяца, а также на 8-м и 9-м месяцах после рождения. У девочек же – в течение 1-го, а затем на 4-7 месяцах первого года жизни.

Истинные голосовые складки в процессе роста ведут себя иначе, чем гортань. Голoсовые складки интенсивно растут до конца первого года жизни. Благодаря неравномерному росту различных частей голосового аппарата, голос ребенка изменяется в своих основных качествах – по высоте, громкости, тембру, диапазону, регистрах, по длительности звучания.

Существует два механизма голосообразования в онтогенезе: от 7 до 10 лет у детей преобладает фальцетный механизм, в осуществлении которого принимает главное участие передняя перстнещитовидная мышца. Собственно голосовая мышца в механизме фальцета не участвует. Она находится в стадии формирования.

Примерно с 10 лет внутренняя щиточерпаловидная мышца (голосовая) оформляется в самостоятельную и принимает активное участие при управлении голосовыми складками. Таким образом, появляется др. механизм фонации (грудной), который вначале используется частично. У детей этого возраста при образовании звука преобладает так называемый микстовый смешанный механизм. В этом случае на нижних нотах диапазона начинает выявляться грудное звучание, на верхних используется фальцетный регистр. Голосовые складки на нижних нотах полностью смыкаются, при переходе же к верхним, остается узкая линейная щель, свойственная фальцету.

С этого возрастного периода внутренние голосовые мышцы, так же как и наружные мышцы гортани, являются главными в процессе управления голосовыми складками. В этом принимают большое участие и передние щито-перстневидные мышцы. Они регулируют просвет голосовой щели при фонации, изменяют качество звучания путем сокращения, натяжения голосовых складок в целом или их отдельных частей. В этом акте в той или иной мере участвуют и другие мышцы гортани, получая импульсы из ЦНС в соответствии с тем или иным заданием.

К анатомо-физиологическим особенностям детского голосового аппарата, относятся также довольно высокое положение гортани; большое количество слизистых желез во всех отделах гортани, а также лимфатической и соединительной ткани, которая в раннем возрасте заменяет собой отсутствующие внутренние голосовые мышцы.

Голос новорожденного, подчиняясь, безусловно-рефлекторным механизмам, бывает различным по силе, но всегда одинаков по высоте и почти не отличается по тембру у всех детей обоего пола (асексуальность). В этот период в организме циркулируют гормоны матери. Основная окраска детского голоса – его «серебристость». Каждые 2-3 года голос меняет свои качества из «серебристого» с диапазоном звучания 5-6 нот он становится насыщенным, обретает полноту звучания, «металлический» оттенок, диапазон увеличивается до 11-12 нот, а на 6-м году он равен септиме.

Строение голосового аппарата

Голосовой аппарат — совокупность органов, участвующих в голосообразовании. Состоит из трёх основных частей: легких с системой вдыхательных и выдыхательных резонаторов и излучателей звука..

Голосовой аппарат человека и птиц принадлежит к типу духовых инструментов, так как звук в нём образуется за счёт движения воздуха, выдыхаемого из лёгких. Струя воздуха колеблет упругие перепонки, которые и рождают звуковую волну. У человека роль таких вибраторов играют голосовые связки, находящиеся в гортани. Высота голоса увеличивается пропорционально натяжению мышц голосовых связок. Сила голоса определяется плотностью смыкания голосовых связок и воздушным давлением в лёгких и также прямо пропорциональна их плотности и силе.

Голосовой аппарат птиц

Голосовой аппарат птиц имеет не одну гортань, а две - верхнюю (larings) и нижнюю (sirings). Главная роль в образовании звуков принадлежит нижней, устроенной очень сложно. Само её наличие - отличие птиц от других животных. Располагается она в нижней части трахеи там, где трахея разветвляется на два главных бронха[.
Нижняя гортань имеет два или четыре вибратора, работающих независимо друг от друга, что позволяет птице изображать из себя дуэт или квартет. Также она позволяет использовать в качестве сильнейшего резонатора трахею. У многих птиц последняя сильно увеличивается в длину и диаметре, увеличиваются также и бронхи, имеющие каждый по независимому источнику звука. Птица способна значительно изменять форму сложной системы голосового аппарата при помощи движений тела и натяжения специальных мышц. Это позволяет ей управлять высотой и тембром своего голоса].
Ритмические характеристики звука определяются рефлекторным содружеством нижней и верхней гортани. Верхняя выступает в роли стоп-крана на пути звукового потока].
Голосовой аппарат занимает значительную часть тела, что особенно характерно для маленьких птичек, у которых в процесс пения вовлекается весь организм.

Нижняя гортань имеет два или четыре вибратора, работающих независимо друг от друга, что позволяет птице изображать из себя дуэт или квартет. Также она позволяет использовать в качестве сильнейшего резонатора трахею. У многих птиц последняя сильно увеличивается в длину и диаметре, увеличиваются также и бронхи, имеющие каждый по независимому источнику звука. Птица способна значительно изменять форму сложной системы голосового аппарата при помощи движений тела и натяжения специальных мышц. Это позволяет ей управлять высотой и тембром своего голоса].

Ритмические характеристики звука определяются рефлекторным содружеством нижней и верхней гортани. Верхняя выступает в роли стоп-крана на пути звукового потока].
Голосовой аппарат занимает значительную часть тела, что особенно характерно для маленьких птичек, у которых в процесс пения вовлекается весь организм.

Го лосовой аппарат человека:

Ротовая и носовая полости с придаточными полостями,
глотка,
гортань с голосовыми связками,
трахея,
бронхи,
лёгкие,
грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой,
мышцы брюшной полости,
нервная система: соответствующие нервные центры головного мозга с двигательными и чувствительными нервами, соединяющими эти центры со всеми указанными органами.
Работу органов голосообразования нельзя рассматривать вне связи с центральной нервной системой, которая организует их функции в единый, целостный певческий процесс, являющийся сложнейшим психофизическим актом.
Основными резонаторами в голосе человека являются глотка, ротовая и носовая полости и трахея.

Ротовая и носовая полости

Рот - телесное отверстие у животных, через которое принимается пища и, во многих случаях, осуществляется дыхание. У многих позвоночных во рту расположены зубы и язык. Внешне рот может иметь различную форму. У человека он обрамлён губами, у птиц он имеет форму клюва. Рот принимает участие не только в процессах пищеварительного характера, но и в процессе дыхания. Ротовые движения осуществляются за счет мускулатуры, которая позволяет осуществлять все важные функции ротовой полости.

Ротовая пол ость:
1. верхняя губа,
2. десна,
3. твёрдое нёбо,
4. мягкое нёбо,
5. язычок,
6. нёбная миндалина,
7. перешеек зева,
8. большие коренные зубы,
9. малые коренные зубы,
10. клык(и),
11. резцы,
12. язык,
Носовая по лость - полость, в которой у позвоночных расположены органы обоняния. У наземных позвоночных и человека также является начальным (верхним) отделом дыхательных путей. Носовая полость проходит напрямую к ушным каналам.
Строение
Полость носа разделена перегородкой на две половины и сзади переходит посредством хоан в верхний отдел полости глотки - носоглотку.
Различают три стенки полости носа:
Верхняя сформирована частично лобной костью, решётчатой пластинкой решётчатой кости, клиновидной костью. Через отверстия решётчатой пластинки проходят обонятельные нервы.

Латеральная образована носовой костью, лобным отростком и носовой поверхностью верхней челюсти, слёзной костью, медиальной пластинкой крыловидного отростка клиновидной кости. На этой стенке имеются три носовые раковины, ограничивающие три носовых хода: верхний, средний и нижний. Нижний ход идёт под нижней раковиной, средний - между нижней и средней раковиной, верхний - между верхней и средней раковинами.

Нижняя образована нёбным отростком верхней челюсти и горизонтальной пластинкой нёбной кости.
Добавочными полостями носа являются пазухи - лобная, верхнечелюстная (Гайморова) и клиновидная, а также ячейки лабиринта решётчатой кости.

В носовой полости воздух очищается от частиц пыли и микроорганизмов, согревается и увлажняется. Носовая полость в норме выполняет дыхательную, обонятельную, защитную и резонаторную функции. Через нос проходит весь вдыхаемый и выдыхаемый воздух. Воздушная струя вследствие извилистости носовых ходов образует завихрения и совершает дугообразный путь. Поэтому-то через нос воздух проходит медленнее, чем через рот. В результате давления струи воздуха на слизистую оболочку полости носа происходит возбуждение дыхательного рефлекса, и грудная клетка расширяется больше, чем при вдохе через рот.

Защитную функцию полости носа осуществляют очищением, согреванием, увлажнением и стерилизацией вдыхаемого воздуха.
Движение воздуха в носовой полости обеспечивает также обонятельное восприятие.
Кроме того, носовая полость наряду с околоносовыми пазухами, глоткой и полостью рта служит резонатором для голоса. Нарушение носового дыхания отражается на состоянии всего организма.


Глотка

Носоглотка, ротоглотка, гортаноглотка

Гло́тка - воронкообразный канал длиной 11-12 см, обращённый кверху широким концом и сплющенный в переднезаднем направлении. Верхняя стенка сращена с основанием черепа. Сзади глотка прикрепляется к глоточному бугорку базилярной части затылочной кости, по бокам - к пирамидам височных костей, затем к медиальной пластинке крыловидного отростка. На уровне VI шейного позвонка глотка, суживаясь, переходит в пищевод.

Глотка представляет ту часть пищеварительной трубки и дыхательных путей, которая является соединительным звеном между полостью носа и рта, с одной стороны, и пищеводом и гортанью - с другой. Полости глотки: верхняя - носовая, средняя - ротовая, нижняя - гортанная. Носовая часть (носоглотка) сообщается с полостью носа через хоаны, ротовая часть с полостью рта сообщается через зев, гортанная часть через вход в гортань сообщается с гортанью.

Функции глотки: продвижение пищевого комка из полости рта в пищевод, проведение воздуха из полости носа (или рта) в гортань. Таким образом, в глотке перекрещиваются дыхательные и пищеварительные пути.


Глотка человека


Сагитальный разрез носовой и ротовой полостей, глотки и гортани. Рисунок из Анатомии Грея

У человека глотка протягивается от основания черепа до 6-7-х шейных позвонков. Внутреннее пространство глотки составляет полость глотки. Глотка расположена позади носовой и ротовой полостей и гортани, впереди от основной части затылочной кости и верхних шести шейных позвонков. Соответственно органам, расположенным спереди от глотки, она может быть разделена на три части: носоглотка, ротовая часть и нижний отдел глотки.

Носоглотку составляют верхнюю часть глотки и полость носа. Именно там вырабатывается большая часть муконазального секрета, туда выходят Евстахиевы трубы и каналы из придаточных пазух носа (Гайморовы пазухи).
Констрикторы и подниматели глотки
Сжатие глотки осуществляется мышцами - констрикторами (сжимателями) глотки. Имеются верхний констриктор, средний констриктор и нижний констриктор глотки.
Мышцы - подниматели глотки: шилоглоточная мышца и трубно-глоточная мышца.
Горта́нь - участок дыхательной системы, который соединяет глотку с трахеей и содержит голосовой аппарат. Гортань расположена на уровне 4-7 шейных позвонков и соединяется связками с подъязычной костью. Сверху гортань соединяется с полостью глотки, снизу - с трахеей.

Хрящевой скелет

Каркас гортани (хрящевой скелет) образован несколькими подвижно соединёнными между собой гиалиновыми хрящами. Хрящи соединены между собой связками, мембранами и относительно подвижными суставами.
Гортань состоит из непарных (больших) хрящей: перстневидный, щитовидный, надгортанный, а также парных (малых) хрящей: черпаловидный, рожковидный и клиновидный.

Наибольший из них - непарный щитовидный хрящ, у которого различают две соединённые между собой под почти прямым (у мужчин) или тупым (120° у женщин) углом четырёхугольные пластинки. От задних краёв пластинок отходит две пары рожек (верхние и нижние). Основу гортани составляет перстневидный хрящ, его дуга обращена вперёд, а пластинка - назад. Перстнетрахеальная связка совмещает нижний край хряща с первым хрящевым кольцом трахеи. Перстневидный хрящ соединяется с щитовидным и черпаловидными хрящами двумя парами суставов.

Рожковидный хрящ - маленький, конической формы, его основа располагается на верхушке черпаловидного. Клиновидный хрящ больший, удлинённый, непостоянной формы и величины, часто рудиментарный. Сверху гортань покрыта надгортанником, который соединён с щитовидным хрящом и подъязычной костью щитонадгортанной и подязычно-надгортанной связками, соответственно.

Суставы гортани, звукообразование

Основу гортани составляет гиалиновый перстневидный хрящ (дуга, обращённая кпереди, четырёхугольная пластинка сзади). Подвижность хрящей гортани обеспечивается связками и двумя суставами:
1. Перстнещитовидный сустав парный, образован суставными поверхностями на нижнем роге щитовидного хряща и на передней стороне перстневидного хряща. Движения в перстнещитовидных суставах - вокруг фронтальной оси, при этом щитовидный хрящ при сокращении мышц наклоняется вперёд и возвращается в исходное положение.
2. Перстнечерпаловидный парный, образован суставными поверхностями на основании черпаловидного и на пластинке перстневидного хряща. Движение в суставе - вокруг вертикальной оси, при этом голосовые отростки вместе с прикреплёнными к ним голосовыми связками сближаются или расходятся в стороны, что приводит к сужению, расширению голосовой щели.
Важнейшими (функционально) в гортани являются черпаловидные хрящи, от основы которых вперёд отходит голосовой отросток, а назад - мышечный.

Голосовые связки крепятся к черпаловидным хрящам и к щитовидным хрящам. При сокращении внутренних мышц гортани меняется степень натяжения голосовых связок и форма голосовой щели. При выдохе голосовые связки вибрируют и образуют звук, таким образом получаются гласные звуки. Большинство согласных образуются при помощи языка, нёба и губ, но и гортань может является местом формирования согласных (глоттальные согласные). Большинство звуков человек произносит на выдохе, в отличие от остальных приматов, которые производят звуки на вдохе. Возможно, это одна из причин, по которым нельзя научить приматов говорить.


Голосовые складки


Голосовая складка, складка слизистой оболочки гортани, выступающая в её полость, содержащая голосовую связку и голосовую мышцу. Голосовые складки начинаются от голосовых отростков черпаловидных хрящей и прикрепляются на внутренней поверхности щитовидного хряща. Над голосовыми складками, параллельно им располагаются складки преддверия (ложные голосовые складки).

В профессиональной лексике (и в старых пособиях по логопедии) логопеды часто используют термин «голосовые связки» или «связки» вместо «складки».
Анатомия
Различают два вида голосовых складок.
Истинные голосовые складки

Две симметрично расположенные складки слизистой оболочки гортани, выступающие в её полость, содержащие голосовую связку и голосовую мышцу. Истинные голосовые складки имеют особое мышечное строение, отличное от строения других мышц: пучки продолговатых волокон идут здесь в разных взаимно противоположных направлениях, начинаются у края мышцы и оканчиваются в её глубине, вследствие чего истинные голосовые складки могут колебаться как всей своей массой, так и одной какой-либо частью, например, половиной, третью, краями и так далее.

Ложные голосовые складки

Также называют вестибулярные складки или складки преддверия - две складки слизистой оболочки, которые покрывают подслизистую ткань и небольшой мышечный пучок; в норме ложные голосовые складки принимают некоторое участие при смыкании и размыкании голосовой щели, но они двигаются вяло и не подходят вплотную друг к другу. Ложные голосовые складки приобретают своё значение при выработке ложносвязочного голоса и гортанного пениия.

Ложная голосовая щель (вестибулярная щель, щель преддверия) - пространство между преддверием гортани и её средней частью, ограниченное преддверными складками.


Трахея

Трахея «шероховатое (дыхательное горло)») - орган, являющийся частью воздухоносных путей.


У позвоночных

Дыхательные пути человека. Трахея и главные бронхи окрашены зелёным.
У позвоночных животных и человека трахея расположена между гортанью и бронхами.

У некоторых хвостатых амфибий трахея имеется в виде довольно длинной трубки; обычно стенки трубки укрепляются неравномерно разбросанными небольшими хрящами, которые иногда соединены между собой по бокам. Эти хрящи обнаруживают известную связь с гортанными хрящами, и поэтому им приписывают такое же висцеральное происхождение (предположительно за счет пятой жаберной дуги), как и последним. У земноводных трахея не разделяется на бронхи, (лёгкие начинаются от трахеи) и не у всех обособлена от гортани (у бесхвостых земноводных трахея отсутствует; лёгкие начинаются от гортани). У хвостатых земноводных трахея обычно длинная, с парными хрящиками, которые иногда срастаются.

У пресмыкающихся, птиц и млекопитающих трахея хорошо обособлена от гортани и делится на бронхи. Длина трахеи прямо пропорциональна длине шеи и обратно пропорциональна длине бронхов.

У пресмыкающихся скелет трахеи состоит из полных или неполных хрящевых колец, у птиц - обычно из цельных окостеневающих колец, образуя у некоторых из них многочисленные извивы и расширения, играющие роль резонаторов. У многих птиц нижние кольца участвуют в образовании так называемой нижней гортани. Скелет трахеи млекопитающих образован хрящевыми полукольцами (замкнутые кольца есть у бобра, агути, шерстокрыла, лемуров) .

Спинная сторона трахеи обычно перепончатая; к ней прилегает пищевод. У китообразных и сиренхрящи трахеи частично сливаются между собой, образуя подобие спирали. Трахея обычно разделяется на 2 бронха в грудной полости; у некоторых животных от трахеи отходит добавочный бронх (зубатые киты, жвачные, свиньи).

Трахея человека - дыхательное горло, непосредственное продолжение гортани. Имеет вид трубки длиной 11-13 см, состоящей из 16-20 хрящевых полуколец, соединённых плотной волокнистой соединительной тканью. Задняя стенка трахеи, освобожденная от хрящевой ткани, создана из соединительной ткани, в которой находятся гладкие мышечные волокна. Такое строение помогает прохождению пищи по пищеводу, который находится сзади трахеи. Трахея выстлана слизистой оболочкой. В подслизистом слое много смешанных слизистых желез.

Травмы трахеи

Переломы трахеи могут возникать в результате ушиба или внезапного сильного вдоха, резко повышающего внутритрахеальное давление воздуха. В первом случае возникают продольные переломы нескольких хрящей по средней линии их дужек, во втором случае происходит разрыв межкольцевой связки. Быстро развиваются гематома и эмфизема средостения, а также нередко - асфиксия. Оказание экстренной помощи в таких случаях заключается в интубации трахеи или нижней трахеотомии.


Бронхи

Вид спереди на трахею и бронхи (фрактальная структура)
Бронхи («дыхательное горло, трахея») - ветви дыхательного горла у высших позвоночных (в том числе человека).
Бронхи, бронхиальное дерево, лёгкие
У человека деление трахеи на два главных бронха происходит на уровне четвёртого - пятого грудных позвонков. Правый главный бронх толще, короче, более вертикальный, чем левый.
Каждый из главных бронхов затем делится на:
внелёгочные долевые бронхи (бронхи первого порядка),
сегментарные внелёгочные бронхи (бронхи второго порядка), 11 в правом лёгком и 10 в левом,
внутрилёгочные субсегментарные бронхи (бронхи третьего - пятого порядков), (диаметр 2-5 мм),
долевые (1-2 мм),
бронхиолы, переходящие в альвеолы лёгких.

Стенки бронхов образованы гиалиновыми хрящевыми кольцами, препятствующими спадению бронхов, и гладкими мышцами; изнутри бронхи выстланы слизистой оболочкой. По ходу разветвлений бронхов расположены многочисленные лимфатические узлы, принимающие лимфу из тканей лёгкого. Кровоснабжение бронхов осуществляется бронхиальными артериями, отходящими от грудной аорты, иннервация - ветвями блуждающих, симпатических и спинальных нервов.


Лёгкие


Лёгкие человека в разрезе. Воздушные входы и выходы из лёгких через проходы хрящевых трубок - бронхи и бронхиолы. На этом рисунке ткань лёгких рассечена, чтобы раскрыть бронхиолы.
Лёгкие - органы воздушного дыхания у человека, всехмлекопитающих, птиц, пресмыкающихся, большинства земноводных, а также у некоторых рыб (двоякодышащих, кистепёрых и многопёров).
Лёгкими называют также органы дыхания у некоторых беспозвоночных животных (у некоторых моллюсков, голотурий, паукообразных).
В лёгких осуществляется газообмен между воздухом, находящимся в паренхиме лёгких, и кровью, протекающей по лёгочным капиллярам.


Грудная клетка

Кости грудной клетки человека

Грудная клетка, грудь - одна из частей туловища. Образуется грудиной, рёбрами, позвоночником, а также мышцами. Грудная клетка содержит в себе грудную полость (Cavum thoracis), а также из-за изогнутости диафрагмы верхнюю часть брюшной полости. Укреплённая внутри и снаружи на грудной клетке дыхательная мускулатура обеспечивает дыхание у сухопутных позвоночных.

Грудная клетка по форме является конусом. Имеет два отверстия (апертуры) - верхнее и нижнее. Верхнее отверстие ограничено сзади телом I грудного позвонка, с боков - первыми ребрами, спереди рукояткой грудины. Через него в область шеи выступает верхушка легкого, а также проходят пищевод, трахея, сосуды и нервы. Нижнее отверстие больше верхнего, оно ограничено телом XII грудного позвонка, XI и XII ребрами и реберными дугами, мечевидным отростком и закрывается диафрагмой.