Развитие науки о человеке в наши дни активно продолжается – об этом свидетельствует возникновение и само существование трансперсональной психологии. Ее родоначальники заложили фундамент универсального, новаторского понимания мира и личности, методов ее развития.

Характеризуя трансперсональную психологию как подход из будущего, специалисты стремятся воссоздать целостную, гармоничную картину мироздания, где человек перемещает границы своих возможностей, сознавая общность не только с другими людьми, но и с Вселенной. Что является содержанием данного подхода, на чем он основан, как трансперсональная психология развивается сейчас? Попробуем найти ответ.

Суть термина «трансперсональная психология» (ТП) напрямую можно свести к эквиваленту психологии «вне пределов личности», «сквозь личность». Она занимается рассмотрением особенных (трансперсональных) состояний нашей психики и сознания. Здесь создаются методы, способные решить проблемы, существующие вне и внутри личности, а также – методики познания себя, самосовершенствования и самореализации, обеспечения роста духовного потенциала.

ТП имеет интересный и широкий предмет изучения:

  • особенности расширенного состояния сознания;
  • феномены парапсихологии;
  • духовные практики в разрезе психиатрии и психологии, в т.ч., религиозные (в буддизме, индуизме, христианском мистицизме, шаманизме и т.п.);
  • психофармакология и действие препаратов психоделического плана;
  • методы дыхательного воздействия на психическое состояние (холотропное дыхание, ребефинг);
    исцеляющие практики народов (индейцев и проч.);
  • медитация и практика йоги;
  • процессы старения, смерти и умирания;
  • особенности духовного роста.

ТП «замахивается» именно на охват интегративной, полной картины всего сущего: ведь парадигма и все разработки различных наук описывают лишь ограниченную часть реальности.

Отличие трансперсональной психологии от других наук

Современные направления в психологии претендуют на роль сугубо научных и объективных, их исследования подтверждаются фактами и через проведение исследовательских экспериментов. Но традиционная наука о человеке несколько игнорирует отдельные феноменологические проявления личности – трансперсональный опыт.

Трансперсональный подход в психологии более сосредоточен на специфических сферах знаний о человеке:

  • на особенном понимании психики, которая «соразмерна всей вселенной (всему сущему)» и не должна ограничиваться личностным опытом;
  • на вдохновляющих для творчества явлениях – их природе, формах, причине и следствии;
    на изучении человеческого сознания в сочетании с творческим разумом Вселенной, когда личность рассматривается в многообразии контекстов (межличностном, межкультурном, экологическом, космическом);
  • на целостности рассудка и телесности, которые неотъемлемо существуют друг от друга и по отдельности не определяют целое (личность человека), но в сочетании позволяют жить в гармонии с собой ;
  • на широте охвата и адаптивности, когда в сферу интересов ТП попадают даже диаметральные области знаний (религия и физика, к примеру).

Четко можно сформулировать чем ТП не является: ее называют скорее паранаукой, до научной дисциплины она не суживается, почти все научные общества выступают с критикой по поводу слабости научных оснований подхода и результативности применяемых в нем методов. Хотя популярность ТП от этого не уменьшается и даже растет!

Пересматривая сложившиеся традиции научного подхода, ТП удается объединять несочетающиеся с научной точки зрения психофизику и психофизиологию.

Представители трансперсональной психологии

Основатели изначально дали имя трансперсональной психологии как «четвертой силе» – поставив ее в один ряд с уже существующими традициями бихевиаризма, психоанализа и гуманистического подхода.

Истоки новой традиции закладывались уже в разработках Карла Юнга. Его архетипы – символы, сложившиеся за долгие годы существования человечества, являются интегрированным опытом людей и коллективным бессознательным. Именно с их помощью может осуществляться исследование глубинных (духовных) уровней психики.

Юнговское личностное развитие человека превращается в познание и интеграцию разрозненных смыслов коллективного бессознательного (его символов – архетипов).

Абрахам Маслоу

А.Маслоу по праву признан родоначальником – как гуманистической психологии, так и трансперсональной. Для последней он четко выписал общие принципиальные моменты. Учение про самоактуализацию личности прославило его в области гуманистического подхода.

Видя ограниченность гуманистической психологии, Абрахама Маслоу заинтересовали «пиковые переживания» личности:

  • кульминационные мгновения любовных отношений;
  • инсайты (внезапное «озарение»);
  • ситуации экстаза;
  • утрата границ своего «Я».

Эти исследования явились каркасом будущей «четвертой силы». А спустя некоторое количество времени (1968 г.), в ходе заседания по поводу создания новой научной школы, ученый Абрахам Маслоу и психотерапевт Энтони Сутич поддержали предложение своего коллеги ввести термин «трансперсональная психология». Автором названия школы психологии стал Станислав Гроф.

Про успешность начинания говорит тот факт, что уже в 1969 году трое упомянутых исследователей издали 1-й номер журнала, полностью посвященного новому направлению в психологии и с таким же названием (Journal of Transpersonal Psychology).

Станислав Гроф

Психолог чешского происхождения, С.Гроф стал известен как руководитель программы по изучению психоделиков (класс психоактивных препаратов, меняющих восприятие, эмоциональную сферу и сознание) в одном из центров психиатрических исследований в США. Хотя психоделические вещества уже в 1973 году оказались под запретом, их исследования подтолкнули Станислава Грофа к созданию авторской концепции холотропной терапии.

Данный подход автором охарактеризован как теоретическая и практическая основа психотерапевтической работы и самопознания через измененные состояния сознания. Ядром концепции является усилия и активность личности по восстановлению целостности. Здесь совмещены опыт по изучению измененных состояний сознания человека под воздействием психоактивных препаратов (например, ЛСД) с нефармакологическим влиянием на сознание личности.

С.Грофом был предложен метод холотропного дыхания, в ходе использования которого снимаются блоки, удерживающие внутренний поток энергии человека – тогда возможным становится активизировать подавленное сознание и превратить его в поток познавательных переживаний.

Владимир Майков

Отечественные представители ТП удачно адаптируют и развивают опыт западных исследований. Первый президент ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии (АТПП) Владимир Майков инициировал распространение холотропной терапии в России.

Внедряя традиции ТП через тренинговую работу, В.Майков раскрывает возможности практик холотропного дыхания и пневмосинтеза как средства разрешения жизненных затруднений. Философия поддержки, основанная на холотропной мудрости, противопоставляется манипулятивной философии и философии управления человеческой психикой.

Лишь расширенные состояния сознания, достигаемые через дыхательные практики, проявят механизмы интеграции до того разделенных во времени и пространстве переживаний, людей, событий. Тогда раскрываются грани единого процесса исцеления и самопознания.

Многообразие трансперсонального подхода легло в основу совместного издания В.Майкова с В.Козловым (доктором психологических наук, психологом-практиком), в нем показаны фундаментальные основы ТП, представлены идеи о ее роли, функциях, значении для современного мира (в культуре и науке про особенности психики человека).

Герман Карельский

Практическую работу по обучению принципам ТП проводит еще один учредитель АТПП – Г.Карельский. Будучи соавтором программы духовного акушерства и перинатальной психологии, Герман Карельский способствовал продвижению альтернативного акушерства через многолетнюю подготовку профессионалов в этой области.

Как сертифицированный специалист международного уровня в психотерапии методами ТП, Г.Карельский реализует практику развития личности посредством интенсивных интегративных технологий. Тут психика человека рассматривается как комплекс дихотомических (дуальных, противоположных) структур, а развитие – сущностное слияние пространства Я с не-Я.

Трансперсональная психология: методы исследования

Методы исследования в ТП основаны на использовании устоявшихся и передовых подходов. К традиционно психологическим методам в ТП следует отнести: психофизиологические (активность мозга исследуется через ЭЭГ – электроэнцефалографию), психодиагностические (применяются тестовые методики и опросники – индекс базовых духовных переживаний, методика САН).

Сугубо трансперсональными можно назвать:

  • психоделические методы (использование фармакологии – психостимуляторов);
  • дыхательные психотехники;
  • работа с органами чувств (воздействие на анализаторы – зрительные, слуховые);
  • визуализация и работа с воображением.

Отдельно существуют техники инициации измененного состояния сознания (ИСС). В практике используются несколько приемов, которые берутся из различных областей (религиозных, шаманизма, мистицизма):

№ п/п Название техники ИСС Содержание техники ИСС
1 Фокусировка внимания и внезапное его переключение прикосновение предметом в момент суггестии (жезлом, символическим предметом)
2 Стимуляция через жидкостную депривацию отказ от питья на некоторое время, воздержание от жидкости при интенсивных физических нагрузках
3 Усиленная двигательная активность безостановочный бег, бесконечный танец
4 Температурное (значительное снижение/повышение) воздействие купание в ледяной воде, пробежки по снегу босыми ногами, пребывание в условиях повышенных температур
5 Акустическое воздействие непрерывное песнопение, звуковое воздействие музыкальных инструментов или предметов
6 Ограничение двигательной активности, уединение неподвижное сидение в уединенном, темном и тихом месте
7 Депривация сна создание условий, когда невозможно погрузиться в сон

Устоявшимися в ТП и применяемыми наиболее часто являются: холотропное дыхание, ребефинг, тета-хилинг.

Холотропное дыхание

Особенность холотропной терапии состоит в пробуждении бессознательной составляющей психики через холотропное дыхание (глубокое, с высокой интенсивностью и частотой), телесные упражнения и специальные музыкальные композиции. Под таким воздействием снимаются блоки, восполняется энергия жизненных переживаний в психике человека, которые до этого подавлялись.

Человек должен двигаться в потоке активированной энергии, спонтанные действия (движения, позы, звуки) не нужно сдерживать в ходе сеанса. Именно так отыщется путь к трансформирующему исцелению, энергия потечет в необходимое русло. Практика дыхания должна продолжаться до момента угасания потока энергии, полого расслабления тела.

Результатом сеанса должно стать обретение целостности Я. В измененной реальности могут возникать любые образы: нерешительный понравившейся женщине, преодолевая свои комплексы; женщина, утратившая свою идентичность из-за жизненного кризиса, вновь постигает очарование женственности и словно перерождается. Или запутавшийся в жизненных приоритетах человек обретает способность понять, что любит свою семью, что именно ей сейчас нужно уделить максимум внимания.

Главное, что реальность личности действительно меняется.

Ребёфинг

Техника словно заставляет пережить процесс рождение заново, тем самым проработать родовую травму и выплеснуть из себя негативные переживания. Последовательность реализации ребефинга включает 5 элементов:

  1. дыхание, организованное по определенному циклу (чередование вдоха и выдоха без пауз);
  2. достижение расслабленного состояния (мышц, психики в целом);
  3. особое внимание (тотальное, не пропускающее мельчайших нюансов);
  4. позитивное интегрирование (изменение контекста – от негатива к позитиву во всем);
  5. доверительное отношение к сеансу ребефинга.

Тета-хилинг

Изменение активности мозга путем сосредоточения и работы на определенной волне (тета) стало основой тета-хилинга. Через тренировки и медитативное состояние человек научается чувствовать энергетическое поле особого порядка. Тут могут возникать зрительные образы, ощущения парения в воздухе, творческие озарения.

Простейшая технология перехода в тета состояние начинается с воображения пульсирующего у себя в груди сгустка света. Дальше надо представить, что световой поток поднимается вверх (2,5 м над головой). Через короткое время поток нужно вернуть назад.

Результатом подобной визуализации должно стать ощущение необычного спокойствия в сочетании со сконцентрированным вниманием. Схему нужно повторять до состояния полного отсутствия мыслительных процессов – это и называют состоянием тета.

Обучение трансперсональной психологии

Передача и получение знаний по ТП должны носить целостный характер, активизироваться не поверхностным желанием получить диплом или формально пройти обучение («для галочки»), а скорее опираться на мотивы познания себя и мира, овладевая не только теоретическими постулатами, но и практикой трансперсональной парадигмы.

Удачным примером служит Институт интегративной психологии и психотерапии. Каждый желающий может обучаться в магистратуре по специальности «Трансперсональный психолог» и получить второе высшее образование.

Примечательной есть сама образовательная программа, опирающаяся на подходы ТП: обязательными являются дистанционное обучение и самообучение, а также практическая подготовка в виде цикла тренингов под руководством признанных специалистов в ТП, т.к. никакие книги не заменят непосредственного опыта постижения.

В заключении еще один пример проникновения традиции ТП в нашу жизнь – в культорологическую сферу.

Яркой иллюстрацией трансперсонального подхода стала одна из радиопередач – Фрэнки шоу. Она выходила на одной из российских радиостанций (около 7 лет) в виде некой биографической викторины.

Трансляция была в стиле эфира из сумасшедшего дома, а ее ведущий, умалишенный Фрэнки, каждый раз представлялся каким-либо вымышленным или реальным персонажем. В течение всей программы повествование Фрэнки велось от имени и о событиях, происходящим с персонажем. Задача слушателей – угадать, чья роль исполняется.

Подобные медиа эксперименты позволяли слушателям выйти за границы своего Я, разнообразить свою жизнь через понимание и охват другой реальности, тем самым лучше осознавать свое место в картине целостного мира.

С уверенностью можно сказать – трансперсональная психология может стать той универсальной кистью на пути самопознания, самопринятия и самосовершенствования, которая способна раскрасить любую черную полосу в жизни каждого развивающегося как личность человека.

Трансперсональная психология ("trans" и "persona" буквально можно перевести как надличностная) -- это направление в современной психологии, исследующее надличностные, сверхличностные состояния сознания.

Трансперсональная психология включает в себя ряд психотерапевтических теорий и практик, таких как психосинтез и трансперсональная терапия, ряд техник самоанализа и личностного роста, таких как медитация и визуализация, а также заимствует ряд идей из философии, теологии, феноменологии, антропологии, социологии, восточных религиозно-философских учений,западных духовных традиций, оккультизма и парапсихологии. Она также фокусируется на типологии духовного опыта и изучении его влияния на мысли и поведение людей.

Трансперсональная психология, появившаяся в 70-е гг. XX в. ищет новую теоретическую парадигму, позволяющую описывать явления, не получившие достаточного обоснования в рамках других направлений психологии. В первую очередь это относится к предельным возможностям человеческой психики, к тому, что называется «мистическими переживаниями», «космическим сознанием» и т. п., то есть, формам особого духовного опыта, требующим, при анализе, взгляда на человека с нетрадиционных позиций.

В центре трансперсональной психологии (то есть «психологии за пределами личности») - так называемые - измененные состояния сознания, переживание которых может привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности. Человек, с его прижизненно сформированной психикой, опытом, качествами, по традиции обозначается как «персона». Кроме этого в человеке существует нечто, вне его индивидуального опыта, вне «персоны», т.е. трансперсональное.

Трансперсональная психология - это сравнительно новое направление психологии, которое, однако, имеет глубокие корни в философской и религиозной мысли человечества. К теоретическим источникам трансперсональной психологии относятся учение средневековых мистиков (особенно Иогана Экхарта, XIII-XIV вв.), восточная философия (главным образом индийская), аналитическая психология К. Юнга.

Первым трансперсональным психологом сами сторонники ТП считают Уильяма Джеймса (1842-1910. По их мнению, его философия оказалась предшественницей различных направлений в психологии. В известной работе "Многообразие религиозного опыта", посвященной анализу мистического сознания, Джеймс намечает основные положения, разделяемые ТП:

Религия находится внутри индивидуума. Имеется ввиду, что источник религии находится прежде всего в личностных переживаниях. Поэтому материал исследований - "личностные откровения людей об их религиозных пробуждениях".

Исследование бессознательного является дверьми к трансформирующим переживаниям. Под этим он имеет ввиду, что любой метод, с помощью которого человек соприкасается со своими внутренними переживаниями, является лишь первым шагом самоисследования и что за пределами повседневной "бодрствующей" реальности затем открывается огромный диапазон состояний сознания.

Основоположниками стали А. Маслоу (идея иерархизации и соподчинения мотивов), С. Гроф (идея возможности выхода за пределы личного сознания, перинатальный опыт человека) и другие известные учёные, пришедшие к ней на волне успеха исследований психоделических веществ и новых областей сознания, изменивших научные представления о значении духовных переживаний для человека и открывших их положительный эффект в психотерапии.

Трансперсональная психология (ТП) описывает опыт измененных состояний сознания, когда оно выходит за пределы привычного «Я», за границы времени и/или пространства. Большая часть материалов ТП взята из толкования сновидений, переживаний после приема легких наркотиков, опыта медитаций и измененных состояний сознания в процессе интенсивного дыхания и других процессов, создающих кратковременное отравление мозга.

Как философское направление, в ТП традиционно тяготение к позиции свободы, любви и всеобщего братства. ТП ставит задачу преодоления ощущения личной изоляции, центрированности и самодостаточности.

Трансперсональные переживания включают в себя две большие группы: расширение переживаний в рамках «объективной реальности» и расширение переживаний за пределы «объективной реальности».

Первая группа: расширение сознания во времени (переживания эмбриона и плода, опыт предков, коллективный и расовый опыт, эволюционный опыт, переживание прошлых воплощений, предвидение, ясновидение, «путешествия во времени»); расширение сознания в пространстве (выход за пределы Эго и отождествление с другими личностями, животными, растениями, единство со всем сущим в мире, планетарное и сверхпланетарное сознание, «путешествия в пространстве», телепатия); сужение сознания до уровня сознания органа, ткани, клетки.

Вторая группа: духовный и медиумический опыт, переживание встреч со сверхчеловеческими духовными сущностями, архетипические и мифические переживания, слияние со Вселенским Сознанием, постижение Великой Пустоты и т. д.

Станислав Гроф - чешский психиатр, который в начале 60-х переехал в США и нашел пристанище на благодатной земле Калифорнии. Это было то самое место и время, где и когда буйным цветом расцвели небезопасные эксперименты по «расширению сознания» с помощью наркотиков. Идеологами этого движения выступали местные бескорыстные энтузиасты, кумиры поколения хиппи, Кен Кизи, Тимоти Лири и Теренс Маккена, которым дельцы мирового наркобизнеса должны были бы поставить по золотому памятнику. К этой когорте фактически присоединился и Гроф, успевший еще на не понявшей его родине поэкспериментировать с употреблением ЛСД. Молодые бунтари 60-х одно время свободно покупали этот наркотик прямо в аптеках, пока доктора, неосмотрительно выписывавшие рецепты направо и налево, наконец не обнаружили, что этот стимулятор мозговой деятельности вызывает привыкание и очень нехорошие изменения в той самой мозговой деятельности, которую он стимулирует. Но пока ЛСД не попал под официальный запрет (в США это произошло в 1967 г.), Гроф успел накопить богатые клинические данные.

Его работа «Области человеческого бессознательного» изобилует описаниями видений и галлюцинаций, испытанных пациентами, которых он пытался лечить при помощи ЛСД. Одурманенные наркотиком, люди «вспоминали» самые невероятные вещи - свое младенчество и даже прошлые воплощения, летали на другие планеты, участвовали в исторических событиях прошлых эпох, отождествлялись со сперматозоидами и электронами. (Наркологи могут подтвердить достоверность таких описаний - известны клинические случаи, когда их пациенты, вообразив себя птичкой, «выпархивали» из окна, и т.п.)

Как и многие психологи психоаналитического направления Гроф убежден, что важнейшим событием в жизни каждого человека является его рождение. Сам процесс рождения он делит на четыре этапа, соответствующие четырем так называемым базовым перинатальным матрицам (БПМ). Под воздействием ЛСД в измененном состоянии сознания эти матрицы активизируются, высвобождая в символической форме подавленный болезненный материал, связанный с тем или иным периодом процесса развития плода и родов.

БПМ-1 связана с периодом спокойного развития эмбриона в чреве матери, полной гармонии с миром (в норме эмбрион всем обеспечен и не знает беспокойства, травм и проблем). Если это развитие в самом деле протекало благополучно, то в измененном состоянии сознания ему соответствуют образы блаженного покоя в глубинах океана или Вселенной, часто сопровождаемые эйфорическими ощущениями. Если же покой будущего человека нарушался негативными событиями в жизни матери, если плод отравлялся вследствие курения матери, употребления ею алкоголя или сильнодействующих лекарств, то среди безопасных обитателей океана могут появиться ядовитые, хищные рыбы и моллюски, а в Космосе начинаются метеоритные вихри, преследования со стороны злых инопланетян и т.п. И эмоции, соответственно, смещаются в более мрачную часть спектра: для негативных аспектов БПМ-1 характерен безотчетный страх, ощущение уязвимости и беспомощности.

БПМ-2 объединяет переживания, ассоциируемые с первой клинической фазой родов. Ранее спокойное и комфортное убежище - матка - начинает сокращаться, и плод испытывает мучительное давление. Образы заточения в тесной темнице, пыток, давящих прессов и т.п. соответствуют переживаниям этой перинатальной матрицы. Им сопутствуют чувства безысходности, подавленности и страха. Фаза эта неприятная, но необходимая. В подсознании каждого есть эти переживания, связанные с сокращением матки до того, как ее шейка откроется. Все мы были заточены в эту сжимающуюся темницу. Однако, по мнению Грофа, некоторым из нас было особенно плохо в этой темнице, и у них возникли эмоциональные проблемы, связанные с этой фазой. Во взрослой жизни они выражаются через невротические симптомы депрессии и клаустрофобии.

БПМ-3 соответствует второй клинической фазе родов. Шейка матки открывается, к сокращениям матки присоединяются сильные движения плода, стремящегося к выходу на свет. Плод активно борется за автономную жизнь. Символически это находит выражение в образах садомазохистских сцен, грозных кровопролитных сражений и просто драк. К образам именно этой матрицы относится и переживание «света в конце тоннеля». Эта трактовка Грофа представляется весьма остроумной -- в самом деле, становится вполне понятным, какой тоннель и какой свет видят люди в своих грезах. (Правда, трактовка видения «света в конце тоннеля» как воспоминания о прохождении по родовому каналу встречается и у Юнга, в предисловии к «Тибетской книге мертвых», так что и в этом «открытии», как и во многих прочих, Гроф неоригинален.) Переживая связанное с третьей перинатальной матрицей, человек испытывает бурю разнонаправленных эмоций, среди которых преобладает агрессия. Если на этой фазе были какие-то затруднения, то в последующей жизни личность «расплачивается» за них симптомами, связанными с вытесненной агрессивностью.

Наконец, БПМ-4 соответствует отделению плода от матери, перерезанию пуповины и началу жизни новорожденного в качестве автономного существа. Если все здесь прошло нормально, то в измененном состоянии сознания под воздействием ЛСД человек переживает образы революции, победы над врагом, весеннего пробуждения природы вскрытия рек ото льда и т.п. При этом характерны радостные эмоции, в случае проблем на этом этапе при их символическом переживании возникает эмоция интенсивного страха, чувство разочарования.

В работах Грофа подробно излагается, как различные психические расстройства и перверсии связаны с фиксацией на той или иной БПМ.

Однако распространение новаторского учения столкнулось с рядом проблем. Во-первых, часть клиентов застревали на одном из этапов, впадали в психоз и к концу лечения оказывались едва ли не в худшем состоянии, чем в начале. Иные приходили к мысли, что все свои проблемы надо решать только в измененном состоянии сознания, и тем самым отказывались брать на себя какую-либо разумную ответственность за собственную жизнь. К тому же ЛСД попал на улицы и стал употребляться беспорядочно - ради забавы, а вовсе не самосовершенствования. Наконец, ЛСД запретили, и все исследования пришлось свернуть. Но остановиться Гроф уже не мог. Из непростой ситуации он нашел законный выход. Он придумал холотропное дыхание - особую технику, позволяющую достигать измененных состояний сознания, схожих с теми, которые достигаются посредством ЛСД. Теоретическим обоснованием метода является трансперсональная психология и картография бессознательного Станислава Грофа.

Метод, сочетающий в себе такие элементы, как ускоренное дыхание, этническая, ритуальная и трансовая музыка, а также определённые формы работы с телом, порождает целый спектр переживаний, которые наблюдались во время других видов глубинного самоисследования.

Сторонники метода утверждают, что переживания, вызываемые при холотропном дыхании, имеют целительный и трансформативный эффект. Они также заявляют о том, что многие холотропные сеансы выводили на поверхность тяжёлые эмоции и неприятные физические ощущения самых разнообразных типов, а полное проявление этих эмоций и ощущений даёт возможность освободить человека от их беспокоящего влияния.

Психофизиологическое действие холотропного дыхания основано на том, что длительная гипервентиляция приводит к снижению концентрации углекислого газа, которое ведет к сужению сосудов. Гемоглобин начинает прочнее связывать кислород и красные кровяные тельца менее эффективно передают его тканям -- ткани начинают задыхаться от нехватки кислорода. В результате от переизбытка воздуха возникает парадоксальное кислородное голодание, из-за которого начинается торможение коры головного мозга, более интенсивно начинает работать подкорка, высвобождая ранее вытесненные из сознания переживания, и практикующий видит галлюцинации.

Разумеется, все прежние проблемы остались - у части клиентов наступает ухудшение, некоторые «подсаживаются» на холотропное дыхание, методику широко практикуют плохо усвоившие ее люди и просто шарлатаны. Правда, в отличие от ЛСД, холотропное дыхание не запрещено, и в России есть немало мест, где его вполне легально практикуют.

трансперсональный психология сверхличностный сознание

Психосинтез - трансперсональная система Р. Ассаджиоли

Еще одна интересная и важная трансперсональная система - психосинтез - разработан итальянским психиатром Р. Ассаджиоли.

Важным элементом психосинтеза Ассаджиоли является понятие субличностей - динамических подструктур, которые обладают относительно независимым существованием. Самые привычные субличности - те, что связаны с ролями, которые мы играем в жизни, например сына, отца, любимого; врача, учителя или служащего. Каждая субличность строится на основе какого-то желания целостной личности.

В каждом человеке есть большой набор субличностей, отличающихся от субличностей других людей. Можно проанализировать, выделить эти субличности и дать каждой субличности «свое имя», некоторые из них могут походить на клички: Авантюрист, Благоразумный, Беззащитная крошка, Знаток, Одинокое сердце, «Что подумают люди», Критик, Саботажник и пр. Игры, в которые играют эти субличности, внутренние голоса человека становятся деструктивными в том случае, если человек не осознает их или не принимает мер для примирения конфликтных сторон внутри себя самого. Одна из целей самонаблюдения - больше понять центр, сущность собственного «Я», усилить его, чтобы оно было способно разрешить конфликты между субличностями.

Терапевтический процесс психосинтеза включает четыре стадии: на первой стадии пациент узнает о различных составляющих своей личности. Следующим шагом будет отказ от отождествления себя с этими элементами субличностями и приобретение способности их контролировать. После того как пациент постепенно открывает свой объединяющий психологический центр, можно достичь психосинтеза и интеграции всех самостей вокруг нового центра.

Истинной отличительной чертой трансперсональной психологии является модель человеческой души, в которой признается значимость духовного и космического измерений и возможностей для эволюции сознания.

Трансперсональная психология наиболее глобально рассматривает человека, как космическое существо, связанное на уровне бессознательной психики со всем человечеством и всей Вселенной, обладающее возможностью доступа к общемировой космической информации, к информации человечества (коллективное бессознательное).

Согласно взглядам представителей этого направления, рождения проживание, смерти, возрождения, других событий в измененном состоянии сознания (что часто может быть связано со страданием и его преодолением) ведет к высвобождению, выходу за пределы себя (трансценденции) и вступлению в иные, более целостные отношения с миром.

Трансперсональная психология возникла на основе психоаналитических и гуманистических взглядов. Данное направление психологии делает акцент на бессознательной структуре психики человека и изучает измененные состояния сознания. Кроме того, обращает внимание на трансперсональные («надчеловеческие») переживания, которые существуют вне рамок обычного состояния Эго и выходят за пространственно-временные рамки.

История возникновения

Начало формирования данного течения психологии относится к концу 60-х годов XX века. Трансперсональная психология берет свои корни из психоаналитического направления (К.Юнг) и гуманистической психологии (А.Маслоу). Работы данных исследователей о существовании коллективного бессознательного, о том, что люди неосознанно (бессознательно) влияют друг на друга, о роли «пиковых переживаний» в формировании личности послужили толчком для открытия этого нового течения психологии.

Исследователи того времени всё яснее стали осознавать тот факт, что в психологии до сих пор не были учтены духовные пласты человеческой личности. Основатель гуманистической психологии А.Маслоу не был доволен тем категориальным аппаратом, который они имели на данный момент. С его точки зрения необходимо было изучать и трансперсональное, выходящее за рамки обыденного сознания человека, «надчеловеческое», космическое сознание и психоделические переживания. Так в 1967 году в США была организована группа психологов, создавшая новую психологию, изучающую необычные особенные состояния сознания, учитывающая всю широту переживаний человека. Новое течение психологии получило название «трансперсональная психология» от слова «трансперсональное» - выходящее за границы привычного Я, за рамки времени и пространства. Представителями данного направления стали А.Маслоу, Э.Сьютич, С. Гроф, Дж.Фейдиман, М.Вич, С.Маргулис.

Данными представителями была создана «Ассоциация трансперсональной психологии», а также выпущен «Журнал трансперсональной психологии». Позже (в 1975 году) Робертом Фрейджером был создан Институт трансперсональной психологии в Калифорнии. Однако признание в научных кругах трансперсональная психология долгое время не приобретала. Данное направление психологии считалось паранаучным. В 1996 году было открыто отделение трансперсональной психологии в Британском психологическом обществе. Благодаря этому трансперсональная психология всё же приобрела ограниченное признание в научных кругах .

Основные идеи трансперсональной психологии

Существует бессознательный компонент в структуре психики человека. Бессознательное действует на поведение, мысли и на всю жизнь человека. Как и психоаналитическое направление, трансперсональная психология предполагает, что в бессознательный пласт психики человека включены различные события жизни, которые были вытеснены из сознания в силу различных причин. Кроме того, данная структура психики несет в себе и воспоминания, не связанные с жизнью конкретного человека: это могут быть воспоминания о различных воплощениях себя, коллективное бессознательное и прочее.

Недвойственность (целостность): трансперсональная психология призывает обращать внимание на неразделимость духовного и психологического взглядов на человека. Но первостепенное значение данное психологическое направление отводит духовности.

Трансперсональная психология изучает сознание, которое способно в определенных состояниях выходить за границы своего обычного состояния, за границы своего Эго. Такое расширение границ Эго, происходящее в момент погружения человека в измененные состояния сознания, приводит к высвобождению человека, его оздоровлению и приобретению целостности.

Использование различных техник и практик, для обращения человеком внимания на свой внутренний мир. Испытывая определенные трансперсональные переживания, человек претерпевает изменения, которые помогают ему находить себя, ощущать целостность с миром, разрешать свои экзистенциальные проблемы.

Трансперсональная психология С.Грофа (метод холотропного дыхания)

Ученый занимался исследованием проникновения в бессознательную часть человеческой психики в измененном состоянии сознания. Данное погружение осуществлялось с помощью психоделических средств. В дальнейшем, когда психоделики оказались запрещенными, автор разработал новый метод входа в измененное состояние сознания – холотропное дыхание.

С. Гроф обнаружил, что существует несколько барьеров, с которыми сталкивается человек, перед тем как выйти на уровень бессознательного (с помощью ЛСД или с помощью метода холотропного дыхания) :

  1. сенсорный барьер: при проникновение в бессознательное, сначала активируются органы чувств;
  2. индивидуальное бессознательное: воспоминания из прошлого, то, что вытеснено из сознания (например, неразрешенный конфликт, психотравмы);
  3. «перинатальные матрицы»: переживание смерти и нового рождения;
  4. трансперсональная область психики: взаимосвязь человека с космосом, в этот момент сознание человека выходит за пределы пространства и времени.

С.Гроф утверждает, что большинство проблем в жизни человека (межличностных, внутриличностных и психосоматических) связаны с одним из представленных уровней и коренятся на одном из них. Поэтому для того, чтобы решить свои проблемы, человеку необходимо встретиться и пережить их на одном из этих уровней. Для этого и был разработан метод холотропного дыхания. Суть метода заключается в частом глубоком дыхании, в результате которого человек выходит в измененное состояние сознания. Постепенно активизируется внутренний поток энергии, при этом задача человека идти за этим потоком. Человек поддается всему приходящему: издает звуки, принимает различные непроизвольные позы, испытывает различные эмоции. Таким образом, весь накопившийся в подсознании, мешающий человек жить материал, высвобождается и человек освобождается (расслабляется).

Психосинтез Р.Ассаджиоли

С точки зрения Ассаджиоли, сторонника идей психоанализа, все проблемы человека связаны с тем, что он утрачивает внутреннюю целостность, гармонию. Некоторые стороны психики человека начинают противоречить друг другу и происходит их разъединение. Подобный процесс (отсутствие целостности, синтеза) приводит к различным заболеваниям.

Для того, чтобы осуществить объединение разрозненных частей психики, Ассаджиоли разработал метод психосинтеза.

Ассоджиоли выделяет два этапа психосинтеза:

  1. Личностный психосинтез (объединение всех разрозненных элементов личности в единое целое). На данном этапе формируется здоровая личность.
  2. Духовный психосинтез (работа с различными уровнями психики – трансперсональная область). На данном этапе человек приобретает ощущение той энергии, которая раньше была ему недоступна и учится использовать её в жизни.

Перемены в своей жизни благодаря практическому методу психосинтеза человек испытывает не сразу. С точки зрения Ассаджиоли человеку необходимо время для того, чтобы принять новый опыт, «должно состояться созревание психического плода» .

Таким образом, с точки зрения трансперсонального направления человек обладает доступом ко всей информации Вселенной и связан со всем человечеством. Представители данного направления делают упор на высвобождение новой энергии, избавление от различных проблем через измененные состояния сознания. С помощью различных техник, разработанных данным направлением психологической науки, человек исцеляется и приобретает целостность в отношениях с миром.

Литература:
  1. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001
  2. Гроф С. За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. – М., 1992.
  3. Ассаджиоли Р., Ферруччи П., Йоуменс Т., Крэмптон М. Психосинтез: теория и практика. – М.: REFL-book, 1994.

Трансперсональная психология

Трансперсональная психология - направление, возникшее в США в конце 60-х годов XX века на базе трансперсонального проекта в культуре. Т.П. определяет себя как "четвертую силу в психологии", восполняющую односторонность предыдущих трех проектов в психологии: психоанализа, бихевиоризма и гуманистической психологии.
Основателями этого направления выступили широко известные психологи и психотерапевты: А. Маслоу, С. Гроф, А.Уотс, М. Мерфи и др. Трансперсональная психология имеет глубокие корни в истории культуры и религии, в мировых психо-духовных практиках. Среди своих предшественников основатели Т.П. указывают, например, американца У. Джеймса, первого среди психологов составившего научную энциклопедию "многообразия религиозного опыта", швейцарца К.Г.Юнга, обогатившего психологию мифологическими, общекультурными, религиозными и мистическими измерениями, итальянца Р. Ассаджиоли, бывшего психоаналитика, который в созданном им психосинтезе опирался на теософские, антропософские и буддистские учения, преодолевая с их помощью европейские культурно-антропологические ограничения, а также американских трансценденталистов -- Эмерсона и Торо. Лидерами современной Т.П. являются С. Гроф, К.Уилбер, Ч. Тарт, А. Минделл, С. Крипнер, Р. Уолш, М. Мерфи, К. Кастанеда, каждый из которых развивает свои школу, методы и направление исследований.
Трансперсональная психология изучает сознание в широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, высшие состояния сознания, личностные ресурсы, парапсихологические феномены. Она опирается на целостное видение человека в перспективе его духовного роста, классическую и неклассическую философскую антропологию, мировые духовные традиции, разнообразные способы самопознания и психотерапии, такие как медитация, холотропное дыхание, телесно-ориентированная психотерапия, терапия искусством, работа со сновидениями, активное воображение, самогипноз и др.
Существует личностная преемственность и смысловая связь между гуманистическим и трансперсональным проектами в психологии. Их основателями были одни и те же люди - А.Маслоу, Э. Сутич, А. Уотс, М. Мерфи. С середины 60-х гг. они стали относиться к гуманистической психологии как к ориентации, которую необходимо расширить и дополнить. Например, Маслоу, обосновавший представление об неутилитарных "ценностях Бытия", "пиковых переживаниях", "самоактуализации", ставшие фундаментом и ядром программы гуманистической психологии, ввел позднее идею метапотребностей, сверхличностных ценностей - открытого духовного горизонта человека, к которому он всегда устремлен, и только в этом страстном устремлении и реализует свое предназначение. И в этом превозмогании, выходе за пределы, размыкании исторических, культурных, индивидуальных границ и получает смысл само понятие человека и обосновывается и гуманистическая психология, и, более широко, вся антропологическая проблематика.
Трансперсональная ориентация отличалась от гуманистической акцентом на метапотребностях и метаценностях, тягой к преодолению границ прежнего предметного поля исследований, задаваемого проблемами самоактуализации, творчества и гуманистической психотерапии и педагогики. Она сделала предметом науки психологические измерения религиозного и мистического опыта, поставила задачу обоснования психологии на материале духовного поиска мировых философских и религиозных традиций. Новое предметное поле, уже не замыкаемое западнохристианской культурой, вобрало в себя мистические и восточные подходы, такие как суфизм, буддизм, адвайта-веданта, йога, традиции североамериканских индейцев, туземных и древних цивилизаций. В качестве программной задачи трансперсональная ориентация попыталась освоить суть и конкретные формы идей, представлений и практик из мирового духовного опыта человечества и дать им научное выражение.
Объективной основой нового направления в психологии стало то, что Г. Гессе провидчески назвал "паломничеством в страну Востока". Во второй половине XX века в среде студенческой молодежи и у искателей любого возраста возрастает устойчивый интерес к восточным философским учениям, в частности к учению дзен-буддизма, стимулированный в немалой степени американскими поэтами А. Гинзбергом и Дж. Керуаком, культурологом А. Уотсом и японским исследователем дзен Д. Судзуки. По Америке прокатилась очередная коммунитарная волна, на гребне которой создаются духовные коммуны, происходят масштабные эксперименты с новыми стилями жизни и поиски новой общности людей, пытающихся прорваться через ограничивающие стереотипы, вскормленные традиционным семейным укладом и здравым смыслом. Через эту масштабную практику преодоления оков и табу прежней патриархальной цивилизации, практику, которая вовлекла в себя десятки миллионов людей, и происходило конкретное, через ткань повседневной жизни, посвящение в сознание как в то, что "между" людьми, как в совместное бытие в новом ценностном горизонте, трансцендирующем эгоизм, индивидуализм и европоцентризм.
После начала информационной-коммуникативной революции техносфера и инфраструктура воплотили такие базисные характеристики сознания как всесвязность и открытость и оказались в резком конфликте с манипулятивным характером прежних социальных институтов и потребовали их трансформации. Складывание глобальной цивилизации, глобализация всех цивилизованных процессов на планете - экономических, политических, информационных, культурных, усиление всеобщей взаимозависимости, с появлением которой мы начинаем воспринимать себя уже жителями планеты, "гражданами мира", а не отдельного государства - вот, пожалуй, основные цивилизационные процессы, вызвавшие формирование трансперсональной ориентации и то новое осознавание ситуации, которое в ней выражено.
Итак, возникли новое расширенное исследовательское поле, новый образ человека, произошло преодоление антропологического масштаба, который существовал в рамках гуманистической ориентации. Была сделана продуктивная попытка заново взглянуть на человека в тех областях, где он выходит за свои границы - в экстатическом, религиозном, мистическом опыте, на границах его жизни в опыте смерти, умирания и рождения. Необходимость нового научного понимания человека привела к тому, что в профессиональный состав трансперсонального движения вошли не только психологи или такие традиционные гуманитарии как этнологи, культурологи или, скажем, танатологи, но и представители, казалось бы, далеких профессий - физики, биологи, кибернетики. Дело в том, что поиск нового предметного поля и нового видения человека оказался созвучным поискам новой научной парадигмы и в других, в том числе, естественнонаучных дисциплинах. Например, физик и философ Ф. Капра показал в своем исследовании новой научной парадигмы "Поворотный пункт" (1983 г.), что кризис науки и облик новой науки имеет те же отличительные черты как в психологии, так и в физике, кибернетике или биологии. Героями его следующей книги, посвященной той же теме "Необыная мудрость: разговоры с замечательными людьми" (1988 г.) стали психолог С.Гроф, лидер "антипсихиатрии" Р.Лэйнг, физик Дж.Чу, экономист Х.Хендерсон, специалист по новой медицине и по лечению рака К.Саймонтон - люди, являющиеся творцами новой научной парадигмы в психологии, психиатрии, физике, экономике, медицине, а также политике и философии. Из бесед с этими людьми Капра делает вывод: новая научная парадигма во всех этих областях действительно имеет такие общие черты как целостность, системность, новые критерии научности, новое обоснование своего предмета, новое понимание научного закона, субъекта и объекта науки. Именно поэтому в рамках трансперсонального движения и объединяются передовые ученые из самых различных областей знания.
Новая научная парадигма, действительно, необходима для понимания того антропологического видения, которое развернулось в трансперсональной психологии. И многое здесь уже сделано. Достаточно отметить новую картографию человеческой психики С. Грофа, его новаторские представления о духовном кризисе, в которых он показал, что большинство классифицируемых традиционной психиатрией заболеваний таких как неврозы и психозы по сути дела являются кризисами роста, которые в определенных условиях возникают у всех людей, а не болезнями. Традиционная психиатрия, нечувствительная к этому процессу, в своих классификациях замораживает его отдельные фазы как различные виды патологии, рассматривая их как ненормальности, а не как стадии эволюционного процесса, Те, кто зачисляется психиатрией в невротики и психотики - это чаще всего люди, которые спонтанно перенесли мощный духовный опыт и не сумели справиться с ним. Супругами Гроф для помощи таким людям создана международная программа "Spiritual emergency". Другим лидером трансперсональной психологии К.Уилбером осуществлена интеграция психотерапевтических м психологических подходов на основе теории спектра сознания. Широкую известность получило изучение медитации такими учеными как Р. Уолш, Д. Шапиро и М. Мерфи.
Другим весьма характерным явлением является открытие трансперсонального измерения внутри традиционных психотерапевтических и психологических подходов. Например в 1980 г. под редакцией С. Бурштейна была издана книга под названием "Трансперсональная психотерапия". В ней дается трансперсональный взгляд на такие известные психотерапевтические подходы, как гештальттерапия, психосинтез, трансакционный анализ, аналитическая психология, психоанализ, а также ряд подходов гуманистической или экзистенциально-феноменологической ориентации.
В последнее время в Т.П. произошло существенное расширение поля поиска, и от первоначальной ориентации в сторону Востока она устремились на поиск собственной почвы, вглубь европейской религиозно-философской и духовной традиции. В новых антологиях по гуманистической и трансперсональной психологии мы находим имена Я. Беме, Э. Сведенборга, Мейстера Экхарта, отцов церкви, исихастов православной традиции, а трансперсональная ориентация продолжает расширяться за рамки психологии, образуя такие новые сложные поля исследования и деятельности, как трансперсональные психиатрия, экология, социология, антропология и др.
Прикладное значение Т.П. в том, что она предлагает новый взгляд на психическое здоровье и патологию - обеспечивая интегративный, многоаспектный подход к человеку. Трансперсональные переживания обладают особым терапевтическим потенциалом, имеют огромное значение для творчества, эстетического и этического развития. Особую актуальность приобретает трансперсональный подход в лечении наркомании и алкоголизма как видов духовного кризиса, психотерапии неврозов и психозов, в психологическом оздоровлении общества.
В.В. Майков
ЛИТЕРАТУРА

Boorstein S. (ed.) Transpersonal Psychotherapy. Science & Behavior Books, 1980.
Cortright B. Psychotherapy and Spirit: Theory and Practice in Transpersonal Psychotherapy. State University of New York Press, 1997
Ferguson M. The Aquarian Conspiracy: Personal and Social Trsansformation in Our Time. J.P.Tarcher, 1980
Fox W. Toward a Transpersonal Ecology. Shambala, 1990.
Laughlin Ch.D.,McManus J., G.d"Aquil E. Brain, Symbol & Experience. Shambhala,
1990.
Lawlis F.G. Transpersonal Medicine. Shambhala, 1996.
Murphy M. The Future of the Body: Explorations into the Future Evolution of Human
Nature. Tarcher/Perigee, 1992.
Scotton B., Chinen A., Battista J., Textbook of Transpersonal Psychiatry and Psychology. Basic Books, 1996
Tart Ch. Transpersonal Psychologies. HarperSanFrancisco1992.
Wilber K. Sex, Ecology, Spirituality. Shambhala, 1990.
Wilber K. The Eye of Spirit. Shambhala,1997.
K.Wilber. The Atman Project. Teosophical House, 1980.
Джемс В. Многообразие религиозного опыта. СПб., Андреев и сыновья, 1992.
Ассаджиоли Р. Психосинтез. Киев., Релф-бук, 1994
Cтанислав Гроф. "За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии". М., 1994
Станислав Гроф. "Области бессознательного: данные исследований ЛСД". М., 1994
Станислав Гроф. "Путешествие в поисках себя: измерения сознания и новые перспективы психотерапии и внутреннего исследования". М., 1995
Теренс Маккенна. "Пища богов: поиск первоначального древа знания". М., 1995
Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. Спб., Евразия, 1997.
Фритьоф Капра. "Уроки мудрости: разговоры с замечательными людьми". М., 1996
Станислав Гроф и Джоан Хэлифакс. "Человек перед лицом смерти". М., 1996
Станислав Гроф "Холотропное сознание". М., 1996
"Пути за пределы "эго": трансперсональная перспектива". Под ред. Роджера Уолша и Френсис Воон. М.. 1996
"Что такое просветление?" Под ред. Джона Уайта. М.. 1996
Роджер Уолш. "Дух шаманизма". М., 1996
Станислав Гроф и Кристина Гроф."Неистовый поиск себя". М., 1996
Арнольд Минделл. "Дао шамана: путь тела сновидения". 1996
Стивен Лаберж. "Осознанные сновидения". Киев, София - Трансперсональный Институт, 1996
Cтанислав Гроф. "Космическая игра: исследование рубежей сознания". М, 1997
Ч.Тарт. "Пробуждение: преодоление препятствий к преодолению человеческих возможэностей". 1997
С.Криппнер и Дж.Диллард. "Сновидения и творческий подход к решению проблем". 1997
К.Уилбер. "Никаких границ: восточные и западные пути личностного роста". 1998
К.Ринг. "Проект ОМЕГА: предсмертные переживания, НЛО и мировой разум". 1998

Данный подход берет свое начало в мистицизме, неоплатонизме и восточных религиях. Маслоу предрекал появление "трансперсональной, трансчеловеческой" психологии, сосредоточенной на "космосе, а не на человеческих потребностях. Трансперсональная психология - одно из направлений современной психологии, которое начало оформляться как самостоятельная область исследований в конце 60-х годов в США. Основателями этоо направления выступили широко известные психологи, психотерапевты и мыслители: С. Гроф, А. Уотс, Э. Сьютич, М. Мерфи, С. Криппнер и д.р. Трансперсональная психология имеет глубокие корни в истории культуры и религии, в мировых духовных практиках, которые научно обоснованы в классической и современной психологии. Лидерами современной трансперсональной психологии являются С. Гроф, К. Уилбер, Ч. Тарт, А. Минделл, С. Криппнер и другие, каждый из которых развивает своё направление исследований, методы и школу.

Термин "трансперсональная психология " имеет латинские и греческие корни. Греческое слово "психология" состоит из двух слов - "psyche", что означает душа, дух, дыхание и "logos", т.е. слово, рассуждение. Выходит, что первичное значение слова "психология" следующее: "слово души" или "слово духа". Слово "трансперсональная" происходит от латинских "trans" и "persona", т.е. "сквозь", "через" и "маска". Таким образом, изначально "трансперсональная психология" подразумевает "слово души сквозь и по ту сторону маски ".

Трансперсональная психология занимается исследованием предельных способностей и возможностей человека, она изучает сознание в широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, высшие состояния сознания, личностные ресурсы, пара-психологические феномены. Она опирается на целостное видение человека в перспективе его духовного роста, классическую и неклассическую философскую антропологию, мировые духовные традиции, включая шаманизм, а также разнообразные способы самопознания и психотерапии, такие, как медитация, холотропное дыхание, телесно ориентированная психотерапия, терапия искусством, работа со сновидениями, активное воображение, самогипноз и т.д.

Станислав Гроф стал психиатором и исследователем психоделиков в середине 50-х годов. В 1954 году получил степень доктора медицины и приступил к самостоятельныой исследовательской работе. С 1954 по 1973 г.г. он занимался легальными исследованиями психоделиков. В 1974 году его жена Кристина Гроф прошла занятия по ребефингу у Л.Орра, что дополнило опыт доступа к трансперсональным периживаниям через более глубокое и быстрое дыхание.

Этот человек олицетворяет для меня поразительный мир души, который столь удивителен и фантастичен, как миры, которые открывают нам знаменитые писатели-фантасты, - Роберт Желязны, Роберт Шекли, Клиффорд Саймак и т.д. Гроф открыл для современной научной психологии мир необычайных, не до конца освоенных и исследованных возможностей развития психотерапии, психотехники, психологической культуры и индивидуального поиска. Гроф нащупал что-то чрезвычайно важное - возможность пережить переживания необычайной интенсивности и насыщенности, что характерно для каких-то необычайных моментов: экстаза, моментов катастроф.

Концепция личн. в трансперсональной психологии разработана Графом в процессе эксперимент, изучения многочислен, группы феноменов человеческого сознания, возникающих в сеансах психоделической терапии под воздействием психоделиков (ЛСД и др.). Последние провоцируют появление измененных состояний сознания (неординарных, иных, чем сознательные и бессознательные), на фоне которых развиваются феномены трансперсональных переживаний, определяемые автором как переживания, включающие в себя расширение или распространение сознания за пределы обычных границ Эго и за ограничения времени и/ или пространства. В некоторых случаях субъект переживает ослабление своих обычных Эго-ограничений, его сознание и самосознание расширяется и охватывает др. индивидуальности и элементы внеш. мира; или же субъект продолжает переживать свою собств. идентичность, но в иной форме, времени и пространстве или в др. контексте. Бывает, что субъект переживает полную потерю своей собств. идентичности и полностью отождествляется с сознанием др. существа или сущности. Довольно обширная категория трансперсональных переживаний включает явления, когда сознание субъекта охватывает элементы, обычно не связанные с его Эго-идентичностью и несвойственные трехмерному миру.

Трансперсональные переживания делятся на две большие группы: "расширение переживаний в рамках объективной реальности " и "расширение переживаний за пределы объективной реальности ". Первые включают временное расширение сознания (переживания эмбриона и плода, опыт предков, коллективный и расовый опыт, эволюционный опыт, переживание прошлых воплощений, предвидение, ясновидение, "путешествие во времени"); пространственное расширение сознания (выход за пределы Эго в межперсональных отношениях и переживание дуального единства, отождествление с др. личностями, групповое отождествление и групповое сознание, отождествление с животными, растениями, единство со всем сущим в мире, планетарное и экстрапланетарное сознание, "пространственные путешествия", телепатия); пространственное сужение сознания до уровня сознания органа, ткани, клетки. Расширение переживаний за пределы "объективной реальности" включают духовный и медиумический опыт, переживание встреч со сверхчеловеч. духовными сущностями, обитателями др. вселенных, архетиповые и мифич. переживания, сознание Универсального Ума, Суперкосмической и Метакосмической Пустоты и др.

Переживания в измененных состояниях сознания и наблюдения, к ним относящиеся, не могут быть обьяснены внутри понятийных рамок академической психологии. Поэтому С.Гроф ввел более широкую картографию психики, которая, как представлялось ему, более соответствует работе в холотропных процессах.Эта карта в, добавление к биографическому уровню включает в себя также околородовую (перинатальную) область, связанную с травмой биологического рождения и надличностную (трансперсональную) область, которая отвечает за такие феномены, как происходящие отождествления себя с другими людьми, животными, растениями и т.п. Последняя область является также источником проявления наследственной, этнической, филогенетической памяти, как и видений архитепических существ и мифологических царств.

Термин «перинатальный » - это сложное слово греческо-латинского происхождения; приставка peri- буквально означает «вокруг» или «близко», a natalis переводится как «имеющее отношение к родам». Этот термин определяет события, которые непосредственно предшествуют биологическому рождению, связаны с ним или следуют сразу за ним.

В результате своих исследований С.Гроф открывая новое в понимании биографического и связанного с воспоминаниями уровня психики ввел понятие «системы конденсированного опыта » - СКО.

СКО состоят из эмоционально нагруженных воспоминаний из разных периодов жизни, которые схожи друг с другом по качеству чувства или физического ощущения, которое они разделяют. Каждая СКО имеет базовую тему, которая проходит сквозь все ее слои и представляет собою общий знаменатель. Тогда получается, что слои индивидуальной психики содержат в себе вариации этой базовой темы, которые имели место в разные периоды жизни индивида. Бессознательное же отдельного индивида может содержать в себе несколько СКО. Их количество и природа базовых тем значительно варьируется у разных людей.

С.Гроф считает, что существует определенное взаимодействие движущих сил между СКО и внешним миром. Внешние события нашей жизни особым образом могут приводить в действие соответствующие СКО, и наоборот, действующие СКО вынуждают нас чувствовать и вести себя таким образом, чтобы мы воспроизводили их базовые темы в нашей нынешней жизни.

С.Гроф также ввел понятие четырех функциональных комплексов глубинного бессознательного как базовых, перинатальных матриц (БПМ)

Первая БПМ связана с внутриутробным существованием до начала родов. Об опытном мире этого периода может быть сказано как об «околоплодной вселенной». Эмбрион не обладает осознаванием границ и не различает между внутренним и внешним. Все это отражается на природе переживаний, связываемых с воспроизведением памяти о дородовом состоянии. В моменты ничем не нарушаемого эмбрионального существования мы обычно переживаем ширь, волю, пространства, не имеющие границ или пределов, отождествляемся с галактикам или со всем космосом. Положительные внутриутробные переживания могут также соединяться с архетипическими видениями Матери-природы – безопасной, прекрасной и безусловно-питающей, подобно «доброй матке».

Когда же мы воспроизводим в памяти эпизоды внутриматочных нарушений, воспоминаний о «злой матке», у нас возникает чувство темной, зловещей угрозы, что нас чем-то травят. Весь мир грозит нас уничтожить и помешать нашему комфортному существованию.

Вторая БМП в памяти воскрешает начало биологического рождения. На уже полностью развернувшейся первой стадии биологического рождения маточные схватки периодически сдавливают плод, но шейка матки все еще не раскрыта. Каждая схватка вызывает сдавливание маточных артерий, и плоду угрожает нехватка кислорода. Воспроизведение в памяти этой стадии рождения, как правило, сопровождается образами людей, животных и даже мифических существ, пребывающих в состоянии страдания и безнадежности, схожим с положением плода, зажатого в клещи родового канала. Мы переживаем отождествление себя с узниками в темнице, жертвами инквизиции, обитателями концлагерей. Наши страдания попавших в капкан животных или достигают архетипических измерений. Находясь под влиянием этой матрицы, мы поражены избирательной слепотой и не способны увидеть что-либо положительное в нашей жизни и в человеческом существовании вообще.

Третья БМП это переживание прохождения процесса проталкивания плода через родовой канал уже после раскрытия шейки матки и нисхождения головы в малый таз. На этой стадии сокращения матки продолжаются, но шейка раскрыта и допускает теперь постепенное проталкивание плода через родовой канал. Это вызывает сильное механическое сдавливание, боль, а часто высокую степень недостатка кислорода и удушье. Естественным сопровождением такого столь сильно стесненного и угрожающего жизни состояния является переживание сильной тревоги. БПМ 3 – чрезвычайно сложный и яркий образец переживаний. Помимо действительно реалистичного воспроизведения в памяти разных стадий борьбы при прохождении родового канала, он включает в себя широчайшее разнообразие видов образности, черпаемых из истории, природы и архетипических сфер. Из всего этого наиболее значимым является атмосфера титанической борьбы, агрессивные и садомазохистские сцены, опыты извращенных половых отношений, демонические сюжеты, скотологические увлечения и столкновение с огнем. Большинство из этих сторон БПМ 3 могут быть содержательно отнесены к некоторым анатомическим, физиологическим или биохимическим характеристикам соответствующей стадии рождения.

Четвертая перинатальная матрица БПМ 4 переживание смерти и возрождения) соотносится с третьей клинической стадией родов – окончательным выталкиванием плода из родовых путей и обрезанием пуповины. Когда мы переживаем эту матрицу, мы завершаем предшествующий трудный процесс проталкивания через родовые пути, достигаем взрывоподобного освобождения и появляемся на свет. Часто это может сопровождаться подробными и правдивыми воспоминаниями об особых сторонах этой стадии рождения.

Воскрешение памяти о биологическом рождении переживается не только как простое механическое проигрывание исходного биологического события, но также как духовно-душевная смерть и возрождение. Чтобы это понять, нужно представить себе, что происходящее в этом процессе включает в себя некие важные дополнительные элементы. Из-за того, что ребенок в процессе рождения полностью ограничен и не имеет никакого способа выразить крайние чувства и отреагировать на вызванные сильные физические ощущения, память об этом событии остается психологически не усвоенной и не проработанной.

Согласно теории С.Грофа наше отношение к себе и наши установки по отношению к миру в послеродовый период несут в себе напоминания о той уязвимости, беспомощности и слабости, которые мы пережили при рождении. Мы прошли этот физиологический процесс, не будучи вовлеченными в него эмоционально. Мы умерли как живущий в воде и родились как воздуходышащее существо.

Особую актуальность приобретает трансперсональный подход в лечении наркомании и алкоголизма как видов духовного кризиса, психотерапии неврозов и психозов, в психологическом оздоровлении общества.

Базовым методом трансперсональной психологии является холотропное дыхание . Если переводить на русский, то holos - целый, tropos - направление, стремление. Т.е. стремление к целостности. Это очень интересный метод, и отношение к нему в среде психологов неоднозначное. Холотропное дыхание - один из самых эффективных методов, использующий глубокие измененные состояния сознания в терапевтических или исследовательских целях. В процессе холотропного дыхания у человека могут возникать сильные телесные ощущения и эмоциональные переживания. В первые дыхательные сессии переживания часто связаны с решением наиболее актуальных проблем и состояний, воспринимаемых человеком, как травматические. Это действительно один из самых эффективных методов трансформации внутреннего мира человека, и те, кто не желает беспокоить «своих скелетов в шкафу», интуитивно избегают этого метода и распространяют нелепые домыслы, вызывающие у других людей боязнь и недоверие

Типичный результат хорошего холотропного сеанса - глубокое эмоциональное облегчение и физическое расслабление; многие люди рассказывали, что чувствовали себя при этом более расслабленно, чем когда-либо раньше, продолжающееся в течение сеанса интенсивное дыхание оказывается таким образом чрезвычайно мощным и эффективным средством уменьшения стресса и ведет к эмоциональному и психосоматическому здоровью. Спонтанные эпизоды интенсивного дыхания у психиатрических пациентов можьо рассматривать как попытки самолечения организма. Подобное понимание можно найти в литературе по духовным проблемам. В сиддха-йоге и кундалини-йоге намеренное интенсивное дыхание (бхастрика) используется в качестве одной из медитативных техник, а эпизоды быстрого дыхания, называемые "крийа", часто возникают спонтанно как одно из проявлений Шакти, или активизированной энергии кундалини. Эти наблюдения указывают, что спонтанные эпизоды быстрого дыхания, возникающие у психиатрических пациентов, следует скорее поддерживать, чем подавлять любыми средствами.

В холотропной терапии для вызывания необычных состояний сознания наряду с интенсивным дыханием применяется специальная, соответствующая этим состояниям музыка. Так же как и контролируемое дыхание, музыка и другие формы звуковой технологии в течение тысячелетий использовалась как мощное средство изменения сознания. С незапамятных времен монотонное пение и барабанный бой использовались шаманами в различных частях мира. Многие незападные культуры независимо друг от друга создали ритмические рисунки, которые в недавних лабораторных экспериментах проявили способность заметно воздействовать на физиологическую ацтивность мозга, что отражается в изменениях ЭЭГ. На этом фоне манифестируются именно те психотравматич. моменты жизни индивида, которые хранились в глубинах бессознательного и были причиной дисгармоний личностных. В процессе трансперсональных переживаний происходит актуализация психотравмирующего события и как бы изживание его.

Внутренние переживания в необычных состояниях сознания могут создать чувство покоя и завершенности на глубинном уровне. Работа с необычными состояниями сознания использует техники и катализаторы для мобилизации внутренней энергии исцеления таким образом, что внутренняя мудрость тела выбирает именно то переживание, которое является релевантным для личности в данный момент времени.

Разница между большинством психотехник, основанных на вербальной работе и работой в необычных состояниях сознания под наблюдением состоит в том, что традиционная психология ожидает от психолога структурирования и анализа переживаний клиента согласно какой-либо теории. От психотерапевта могут даже ожидать исцеления, в то время как исцеление в необычных состояниях сознания возникает внутри клиента и скорее поощряется, чем направляется ведущим.

В целом концепция трансперсональной психологии представила новые возможности изучения индивидуального и коллективного бессознательного, описала неизвестные в традиционной психологии уровни психической жизни, включающие феномены архетипических знаний, переживания из предыстории жизни личности, ее внутриутробного периода развития и психодрамы рождения.