Звуковая культура речи (звук з). Чтение детям: Е. Чарушин «Ёж»

звуковой культура речь воспитание

Программное содержание: Упражнять детей в произношении звука з; учить отчетливо, произносить мягкий звук з (зи, зя) и твёрдыйь (за, зу); закрепить произношение звука з в отдельных словах и фразах; познакомить с повадками ежа.

Ход занятия:

Воспитатель рассказывает: «Однажды на прогулке Язычок познакомился с комаром.

Простите, вы любите петь? - поинтересовался Язычок.

Конечно, конечно, - закивал комар, - мы, комары, хорошие певцы. Наши песни звонкие, длинные. - И запел: зззззз.

З-з-з-з-з, - Попробовал подпевать Язычок. Но у него звонкая песня получалась не сразу, потому что песня комара - трудная песня.

Дети, а не хотите ли вы спеть песню комара? Начинайте тихонько: з-з-з-з-з. Я уже говорила, что з-з-з-з-з - трудная песня. Не огорчайтесь, если она у вас получится не сразу.

А теперь давайте ещё раз споём песню комара « (хоровые и 5-6 индивидуальных повторений).

Педагог предлагает спеть длинную песню комара - з-з-з-з-з, затем песню большого комара - зу-зу-зу-зу и маленького комарика - зи-зи-зи-зи.

Воспитатель читает детям следующее четверостишие:

Вот обрадовались звери,

Засмеялись и запели,

Ушками захлопали,

Ножками затопали.

(К. Чуковский. Путаница)

Спрашивает, чему обрадовались звери (бабочка потушила горящее море), в какой сказке об этом написано («Путаница»), кто сочинил сказку (К. И. Чуковский).

Педагог предлагает рассказать, как звери выражали свою радость. Читает четверостишие ещё раз. Слова звуком произносят дети.

Воспитатель достаёт ежа и зайца (игрушки). Говорит, что они не будут соревноваться в беге, а просто приветливо и доброжелательно поприветствуют друг друга:

Здравствуйте, уважаемый заяц! Как вы поживаете?

Спасибо за заботу, дорогой сосед. У меня всё в порядке.

От лица ежа говорит воспитатель, а от лица зайца ребёнок. Упражнение повторяется 4-6раз.

Воспитатель дважды читает рассказ Е. Чарушина «Ёж». Спрашивает, что нового дети узнали о жителе леса - ежа. Повторяет заключительную фразу из текста. Слова занялись, зазевались произносят дети.

Занятия на дифференциацию звуков [с], [ш]

Конспект занятия на дифференциацию звуков [с], [ш] на основе сюжета «Приключения звуков [с] и [ш]»

Материал: изображения Замка Гласных звуков, Замка Согласных звуков; картинка «Страна Чудес» с изображениями забавных предметов, в названиях которых есть звуки [с], [ш]; игрушка или рисунок Страшилы; рисунки цветов, символы звуков; раздаточный материал - предметные картинки, в названиях которых есть звуки [с], [ш].

Ход занятия:

Оргмомент

Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья. Дети поднимают руки. - Подул теплый ветерок - ш-ш-ш, зашелестели листья. Дети быстро-быстро шевелят пальчиками. - Подул холодный ветер - ос-с, закачались сосны. Дети покачиваются и машут руками. - Ветер затих - не шевелятся больше ни листочки, ни ветки. Дети расслабляются. - Снова подул ветер. Дети снова напряглись и зашевелились, а затем расслабились.

Сообщение темы занятия:

Как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш-ш-ш.) Как подул хо-лодный ветер? (С-с-с-с.) Сегодня мы будем повторять звуки [с], [ш].

Сравнение звуков [с], [ш] по артикуляционным и акустическим признакам

Произношение звуков [с], [ш] в слогах

Решили звуки [с], [ш] совершить путешествие. Мы отправляемся вместе с ними. Подошли звуки [с], [ш] к Красному Замку. Какие звуки в нем живут? (Гласные звуки.) Давайте подружим звуки [с], [ш] с гласными звуками. Звук [с] подружился со звуком [а]. Что получилось? (Слог са.) Аналогичные задания проводятся с другими звуками. Гласный звук [о] подружился вначале со звуком [с], а затем - со звуком [ш] и получились слоги... (Со, шо.) Познакомились слоги са - ша, су - шу, со - шо. Потом решили поговорить друг с другом: «Са-са. Ша-ша» (удивленно, с оживлением), «Су-су! Шу-шу!» (восхищенно), «Со-со-со. Шо-шо-шо» (грустно). Дети повторяют слоги с выражением эмоций.

Произношение звуков [с], [ш] в словах

Пошли звуки [с], [ш] дальше и пригласили с собой гласные звуки. Пришли они вместе в Страну Чудес. «Ой! Да здесь все предметы с нашими звуками!» Звук [ш] просит нас назвать «его» слова. Дети называют слова со звуком [ш]. Затем называют слова со звуком [с]. Задание усложняется: дети должны найти предметы по заданной позиции звука в их названии. - А сейчас гласные звуки хотят, чтобы их тоже назвали. Выделяются гласные звуки из слов слон, шкаф, сыр, шар, зонт. - Что общего в этих словах? (В них один гласный звук и один слог.) Деление слов на слоги - Какое правило мы вспоминаем, когда делим слово на слоги? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.) Деление на слоги слов мышка, кошка, шапка, груша. Выделение ударного звука. Логопед произносит слова машина, санки, неправильно ставя ударение. Дети исправляют. Звуковой анализ слов - Зашли звуки к нам в гости и спрашивают, чем мы их обозначаем? (Кружочками.) Звуковой анализ слов миска, мишка. Сравнение этих слов.

Физминутка:

Изобразите мимикой и позами предметы и существа, увиденные вами в Стране Чудес. На-на-на, изображаем мы слона. Ву-ву-ву, изобразим мы сову. Аф-аф-аф, постоим как старый шкаф. Лет-лет-лет, полетим как самолет. И т.д.

Произношение звуков [с], [ш] в чистоговорках. Словотворчество детей:

Захотелось звукам посмеяться вместе с нами. И придумали они чистоговорки-небылицы со словами слон, лиса, душ: Лон-лон-лон, на лопате едет слон. Са-са-са, на луне сидит лиса. Уш-уш-уш, слон с лисою съели душ. Дети повторяют чистоговорки вместе с логопедом. Произношение звуков [с], [ш] в рифмованных фразах. Словообразование - Сейчас прилетит птица, в названии которой есть слог куш. Кто это? (Кукушка.) Она сообщила нам, что звуки [с], [ш] попали к Страшиле, который живет на острове. Он перепутал в словах не только звуки [с], [ш], а еще и слова. Поедем к нему. Закройте глаза. Выставляется фигурка Страшилы. - Теперь откройте глаза. А вот и Страшила. Какой он? Покажите, как вам страшно. Что ты, Страшила, натворил? Послушайте, дети. Читаются рифмовки-путаницы. Кошка ловит «миску», Мама моет «мышку». На виду у детворы «Крысу» красят маляры Пожарный носит «кашку», Саша ела «каску». Танцует Миша в «машке», Конфету дали «маске». - Чтобы Страшила вернул звуки [с], [ш] и правильные слова на место, образуйте для него добрые слова от слов, которые я назову: ласка... (ласковый), слава... (славный), послушание... (послушный), смелость... (смелый). Ура! Страшила возвратил «перепутанные» звуки [с], [ш] на место и отдал правильные слова. Дети хором вместе с логопедом повторяют рифмовки, заменяя «пута-ные» звуки и слова на правильные. - А теперь скажите ему хорошие слова о друзьях и о себе. (Петя добрый, и я добрый. Аня красивая и ласковая. Я смелый.) Развитие фонематических представлений - Поблагодарим Страшилу. Скажем дружно: «Спасибо, Страшила!» И еще подарим ему подарки-картинки. Сначала те, на которых нарисованы предметы, в названиях которых есть звук [с], а потом те, что со звуком [ш]. Дети выбирают подарки из лежащих на их столах картинок. Разгадывание ребусов из слов - Страшила благодарит нас за подарки и предлагает интересные задания. Возьмите первые звуки из слов сумка, осень, куст и соедините в слово. Какое слово получилось? (Сок.) Возьмите первые звуки из слов шуба, утка, мак. Какое слово получилось? (Шум.) Работа с буквами по загадкам Выставляется полоска с четырьмя окошками. - Прежде чем выставлять буквы в эти окошечки, нужно узнать, какое слово там должно быть. Эти слова - отгадки загадок. Теплая, пушистая, греет нас зимой. (Шуба.) Огромный, широкий, деревянный, хранит в себе все вещи дома. (Шкаф.) Выставляется полоска с шестью окошечками. - А теперь назовите слово-отгадку из шести звуков. Едет, гудит, с пути уйди! (Машина.) Дети составляют названные слова из букв разрезной азбуки. Творческие задания детей - Придумайте задания Страшиле. Пусть он отгадает слова со звуками [с], [ш], задуманные вами. Называйте только первый и последний звуки слова.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13» г. Канаш

Конспект ООД

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

«Звуковая культура речи: звук «Ш»»

для детей средней группы 4-5 лет

Воспитатель:

Яковлева Зоя Валериевна

Канаш - 2016

Тема: « Звуковая культура речи: звук «Ш»»

Программное содержание: Учить правильно произносить звук «Ш» в слогах и словах, согласовывать существительные с числительными, находить слова со звуком [ш]. Закреплять представления детей о речевых звуках. Совершенствовать грамматический строй речи. Развивать связную речь, координацию речи с движением, слуховое внимание, фонематическое восприятие. Воспитывать умение слушать других.

Предварительная работа: артикуляционная гимнастика для речевого дыхания, дидактические игры «Поймай звук», «Найди звук «Ш», «Маленькое – большое», разучивание пальчиковой гимнастики и физкультминутки.

Материал: презентация «Путешествие с мышкой», карточки с заданиями, аудиозаписи: звук ветра, логопедическое упражнение «Игра на пианино».

Методические приемы: организационный момент, игровой сюжет, беседа, динамическая пауза, обращение к личному опыту, использование яркой наглядности, ИКТ; смена статического положения, звуковое оформление, сюрпризный момент, рефлексия.

ХОД ООД:

Дети стоят около стульев.

C воспитателем имитируют движения.

Воспитатель вместе с детьми:

Утром встали малыши, (руки поднимают)

В детский садик свой пришли, (шагают на месте)

Гости здесь у нас с утра, (разводят в сторону).

Вам мы рады, как всегда. (руки вперед вытянули)

Воспитатель: - Поздоровайтесь, друзья!

Дети: - Здравствуйте!

ВОСПИТАТЕЛЬ: - К нам в группу сегодня утром залетел шарик (показывает) . Мне кажется, что этот шарик прилетел не просто так. Ребята, давайте, вспомним, какая песенка у шарика?

ДЕТИ: Ш-Ш-Ш

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Да, мы сегодня с вами будем продолжать учиться красиво произносить звук «Ш».

Ребята, давайте вспомним:

Как шипит змея?

Как шумит ветерок?

Да, правильно, ребята. При произнесении звука «Ш» - язык у нас чашечкой, зубы сжаты, а губы округлены. Звук «Ш» - согласный, потому что во рту преграда, глухой, потому что горлышко молчит, и звук «Ш» всегда твердый.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, вы не заметили, а на шарике висит конверт. Может, это письмо от кого-нибудь? Давайте мы ее откроем. А в этом конверте, посмотри-ка, … какая-то картинка. Что это? (воспитатель показывает на домик)

ДЕТИ: - Домик.

Слайд №1

ВОСПИТАТЕЛЬ: - В этом домике живет мышонок по имени «Шалунишка». Мышонок приглашает Вас к себе в гости, но предупреждает, что приготовил для Вас разные испытания, с которыми мы должны справиться. А в конце испытаний наш ждет необычный сюрприз. Ну что примем приглашение мышонка?

ДЕТИ: -Да.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - А, чтоб попасть к мышонку в гости нужно сказать волшебные слова.

Раз, два, три, четыре, пять-

Мы немножко покружимся,

И у мышонка очутимся.

Слайд №2

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Мышонок нас приглашает на большое болото. Посмотрите, как здесь много камышей. Подул ветерочек и камыши зашумели. А шумят камыши - вот так:

Ша-шу-ша

Шо-ши-шо

Ребята, как шумят камыши?

(Дети повторяют слоги, четко проговаривая звук [Ш],

сначала все вместе, потом индивидуально)

Ребята, а отгадайте загадку и узнайте кто живет в болоте.

Скачет зверушка-

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

Кто это?

ДЕТИ: ЛЯГУШКА.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Правильно, лягушка. Посчитайте сколько их сидит в болоте?

Слайд №3, 4, 5, 6,7)

(по очереди считают лягушек – одна лягушка, две лягушки, три лягушки, четыре лягушат, пять лягушек)

Слайд №8

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Мышонок предлагает нам поиграть в одну игру. Спряталась она в своем домике и тихонько шуршит: ш – ш – ш. Повторите как шуршит Мышонок?

ДЕТИ: Ш-Ш-Ш

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Чем это она так шуршит? Это она разглядывает свои картинки. Давайте посмотрим и пошуршим вместе с мышкой. Я буду начинать слово, а вы с мышонком пошуршите погромче, чтобы его докончить.

Каранда… Малы… Камы… Ланды…

(Воспитатель показывает картинки,

А дети договаривают последний звук)

Слайд №9

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, Мышонок хочет Вам рассказать странные истории, послушайте их, пожалуйста, и подумайте может ли такое быть. И помогите исправить эти предложения.

Мышка ловит кошку.

Машина едет на дедушке.

Шляпка носит Наташу.

Слайд №10

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, мы немножечко устали, давайте с вами отдохнем, и сделаем разминку перед следующим заданием Мышонка!

Много разных звуков окружают нас,

Даже если тихо в комнате сейчас.

Мы сейчас, ребята, дружно

Будем звуки издавать.

(Выполняют движения по тексту стихотворения)

Будем глазками моргать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем ножками мы топать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем звонко, звонко хлопать:

Раз, два, три, четыре, пять.

А потом будем молчать.

Слайд №11

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, Мышонок живет один. И ему очень сильно хочется найти себе друзей. Но, ребята, Мышонок хочет дружить с теми, у кого в названии есть звук «Ш». Давайте ему поможем. Выберем тех животных в друзья мышонку, в названии которых есть звук [Ш]. Кто же хочет подружиться с Мышонком?

(всех перечисляют по очереди: кошка, бабочка, лягушка, мишка, собака)

(Дети называют слова четко проговаривая звук [Ш]: кошка, мишка, лягушка)

Слайд №12

ВОСПИТАТЕЛЬ: - А, теперь Мышонок приготовил для Вас загадки.

(Дети отгадывают загадки, четко проговаривая в словах звук [Ш])

  1. Носит яркий гребешок

Наш веселый …

ДЕТИ: Петушок.

  1. Рисует дружно малыши,

У них в руках …

ДЕТИ: Уши.

  1. Вот бежит малышка

Серенькая …

ДЕТИ: Мышка.

  1. Зашуршали тихо шины –

Это едет к нам ….

ДЕТИ: Машина

Слайд №13

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Мышонок хочет с вами поиграть. Игра называется «Поймай звук». Нужно хлопнуть в ладоши, когда услышишь звук [ш].

с, ш, щ, ш, ж, с, з, ц, с, ш, ш, ж, ш

Слайд №14

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Мышка села за пианино и запела песенки – шуршалочки. Послушайте их и спойте вместе с мышкой.

ШИ-ШИ-ШИ-ШИ

КАК КОНФЕТКИ ХОРОШИ

ШО-ШО-ШО-ШО

МОЙТЕ РУКИ ХОРОШО

ШУ-ШУ-ШУ-ШУ

Я К СТОЛУ ВАС ПРИГЛАШУ

ША-ША-ША-ША

БУДЕМ КУШАТЬ НЕ СПЕША

(Ребенок «играет» пальчиками на «пианино» и проговаривает слоговые цепочки, ударяя пальчиком в воздухе под звуковую композицию)

Слайд №15

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, а кто мне подскажет, какое сейчас время года? Правильно, зима. И следующее задание от Мышонка – сходить в магазин и купить ему зимнюю одежду. Посмотрите внимательно полки в магазине, и назовите, что нужно купить Мышонку?

(перечисляют что видят: шорты, купальник, платье, шуба, шарф, шапка)

ДЕТИ: ШУБА, ШАРФ, ШАПКА.

Слайд №16

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, ой, а в гости к Мышонку ветерочек залетел. Слышите? (шум ветра) Подумайте, если бы вы превратились в ветерочек, куда бы Вы полетели?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: …

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, а наш волшебный ветерок «полетает», а мы последим за ним глазками. Покажите Мышке, как мы тренируем глазки.

Полетел вверх ветерочек – Ш-Ш-Ш

Покружился, покружился,

И на землю опустился – Ш-Ш-Ш

Полетел он вправо – Ш-Ш-Ш

Полетел он влево – Ш-Ш-Ш

На окошко полетел – Ш-Ш-Ш

Далеко он улетел – Ш-Ш-Ш

(всматриваются вдаль)

Ему ресничками помаши – Ш-Ш-Ш

И в дорогу проводи – Ш-Ш-Ш

Слайд №17

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, Мышонок любит всё большое и все предметы у неё большие.

У Мышонка не маленькая шляпа, а … большая.

У Мышонка не маленькое платье, а … большое.

У Мышонка не маленькие сапожки, а … большие.

У Мышонка не маленький шар, а … большой.

Слайд №18

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Вот и закончились задания Мышонка. А за то, что мы справились со всеми заданиями Мышонка, он приготовил вам сюрприз - шарики.

(вручение подарков детям)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Цель. Показать детям артикуляцию звука ш , учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах); различать слова со звуком ш .

Ход занятия

«Послушайте, – говорит педагог, – о чем я сегодня вам расскажу.

Мой Язычок очень любит выглядывать из домика. Посмотрите, как он это делает (показывает).

Однажды решил Язычок поиграть: вообразил, что он лисичка, распустил хвостик (сделал его широким) и выставил на улицу, чтобы лисий хвостик погрелся на солнышке. Вот так (показывает).

Вдруг Язычок заметил большую собаку. Он испугался, вбежал в домик и спрятал хвостик за верхние зубы, и домик закрыл, чтобы собака не вбежала за ним следом. А хвостик все равно держал за верхними зубами. Попробуйте и вы спрятать кончик языка за верхние зубы.

Подождал Язычок немножко и опять решил посмотреть, где собака. Он открыл домик, но хвостик не опустил. Уж очень он боялся, что собака где-то рядом. Он все время держал хвостик поднятым кверху. Вот так (показывает). Несколько раз Язычок открывал и закрывал домик, а хвостик все держал поднятым кверху. Вот так (показывает). Но собаки нигде не было. Она давно убежала.

А теперь поиграем так. Я скажу: „Хвостик греется на солнышке“, а вы положите язык на нижнюю губу – на крылечко домика. Вот так. Потом я скажу: „Собака!“, а вы поднимите кончик язычка кверху и спрячьте его в домике. Вот так. Потом вы будете домик открывать и закрывать, а Язычок будет сидеть в домике и держать хвостик поднятым кверху. Домик закрывайте, а кончик языка не опускайте!»

Воспитатель обращает внимание детей на то, что при произнесении звука ш на ладони, поднесенной близко ко рту, но не прижатой к нему (заборчик), ощущается струя воздуха.

Дети, не умеющие произносить звук ш , подносят ладошку ко рту воспитателя, который говорит: «Ш-ш-ш» .

Затем дети наблюдают, как при произнесении звука подпрыгивает, а иногда и слетает ватка с ладони воспитателя, упражняются в этом сами (вата, приготовленная заранее, лежит на столах).

«А теперь давайте играть, – предлагает воспитатель. – Вы будете изображать листочки. Листья шуршат. Подул ветер, и листья зашуршали: „Ш-ш-ш“. Теперь зашуршали сильнее, потом совсем сильно. Ветер стал стихать, листья шуршат тише, еще тише, совсем тихо».

Аналогично обыгрывается шипение сердитого гуся.

«Слов, которые начинаются со звука ш, очень много, – продолжает разговор педагог. – Шалаш, шалун, шампунь, шапка, шашки, шахматы, шашлык.

Давайте проверим, услышите ли вы звук ш , когда я буду произносить слова. Когда услышите слово, начинающееся со звука ш , хлопните в ладоши: шуба… теплая… шелк… красивый… шахтер… шинель… шиповник… розовый… шторы . (Произнося слово, педагог считает про себя до трех, затем проговаривает следующее слово.)

Разные слова встречаются в немецкой загадке. Вам предстоит загадку отгадать и услышать слова со звуком ш ».

Воспитатель читает стихотворение «Улитка» (из немецкой народной поэзии в пер. Л. Яхнина):


Толстушка-ползушка
Дом – завитушка,
Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке,
Ползи, не спеши,
Рога покажи.

«И кто эта толстушка-ползушка дом – завитушка?» – спрашивает педагог.

Воспитатель повторяет эту фразу, а дети называют слова со звуком ш .

Примечание. Для индивидуальной работы с детьми можно использовать рабочую тетрадь «Уроки грамоты для малышей. Средняя группа» (М.: Мозаика-Синтез, 2006. – Тема: «Звук ш »).

Полезно также провести подвижную игру, используя стихотворение А. Прокофьева «Гуси-лебеди» (в сокращении):


Гуси-лебеди, спешите,
Гуси-лебеди, пляшите!

Гуси-лебеди, пляшите,
Быстро крыльями машите.

Гуси-лебеди, домой,
Серый волк под горой!

Январь

Занятие 1. Чтение детям русской народной сказки «Зимовье»

Цель. Помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Зимовье» (в обр. И. Соколова-Микитова).

Ход занятия

Воспитатель просит детей назвать русские народные сказки.

Затем проводит мини-викторину:

– показывает обложки (или иллюстрации) сказок «Колобок», «Гуси-лебеди» и просит угадать названия произведений;

– зачитывает отрывок из сказки «Лиса и заяц» и предлагает назвать произведение: «Лисе зимою все было хорошо, а как пришла весна по зиму, да стала снег сгонять, землю пригревать, тут Лискин дворец и растаял да водою под гору сбежал»;

– поет песенку лисы из сказки «Кот, петух и лиса»:


Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко -
Дам тебе горошку.

«Как много слов со звуком ш в этой песенке, – говорит воспитатель. – Спойте песенку вместе со мной, а потом назовите четыре слова, в которых есть звук ш ».

Педагог ставит на свой стол четыре подсказки – пирамидки, грибки и т.п. Ребенок (дети) называют слово, воспитатель убирает предмет и повторяет песенку.

Воспитатель сообщает детям, что сегодня они познакомятся с новой сказкой – «Зимовье». Педагог уточняет, что такое зимовье. Выслушивает ответы детей, но пока ничего им не объясняет.

Затем читает сказку.

Воспитатель просит ребят подумать, почему семь очень-очень голодных волков, которые запросто могли съесть хозяев зимовья, ушли ни с чем и что же это за зимовье такое.

Примечание. Вне занятий, помогая детям вспомнить сказку, следует выяснить, из чего звери зимовье строили, чем крышу крыли, из чего печь сложили, что между бревен прокладывали.

Педагог объясняет, что такое бревно, щепа, кирпич и мох.

Эту работу легче осуществить, если рассмотреть с детьми рисунки к сказке.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 10

Воспитатель: Размета Татьяна Евгеньевна

ст. Каневская 2015 год

Программные задачи:

  1. учить находить картинки с данным звуком «ш» в начале, середине, конце слова
  2. упражнять в делении слов на части
  3. упражнять образование относительных прилагательных, в подборе родственных слов, в передаче повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации
  4. развивать фонематический звук

5-. развивать логическое мышление.

Предварительная работа:

Рассматривание картинки со звуком «ш» , загадывание загадок (мишка, мышь, кошка, машина) , разучивание скороговорок.

Оборудование: игрушки (кукла, мышка, мишка, кошка) , предметные картинки со звуком «ш» , игра «веселый поезд» , «пирамида» .

Ход занятия:

1. Организационный момент. «Гимнастика для ума» . Отвечайте на вопрос словом, начинающимся со звука «ш»

Головные уборы (шапка, шляпа) Число больше пяти (шесть) Часть колеса (шина) Как подает голос змея (шипит) Плод хвойного дерева (шишка)

Настольная игра на клеточной доске (шашки, шахматы) Там учат дети (школа)

Часть тела между головой и туловищем (шея) Узкий наоборот (широкий)

2. Анализ артикуляции звука «ш»

  • Произносите звук «ш» наблюдая за артикуляцией в зеркале (губы округлены слегка выдвинуты вперед. Зубы сближены, широко образуя щель с небом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Воздушная струя теплая, идет по середине языка. Голос не включается.)
  • Расскажите, какой это звук? Звук «ш» всегда твердый, согласный

3. Упражнение в произношении звука «ш» А.

  • Мышка шуршит - произношение прерывистого звука ш-ш-ш
  • Лес шумит - длительное произношение звука ш-ш-ш
  • Прогоним воробьев - кыш-кыш
  • Гусь шипит ша-ша-ша, шу-ша-шо, шо-шо-шо, ши-шу-ша
  • Поднимите фонарик, если услышите в слове звук «ш» (шар, хвостик, лопнувший, синий, воздушный, шипит, выпускает, шаловливый)

4. Появляется кукла Маша. Сегодня мы побывали в гостях у куклы Маши. Отгадайте

кто пришел к ней в гости?

Под полом таится Кошки боится

(мышь)

Воспитатель демонстрирует игрушку - мышь. Мышь выразительно пела. Дети выполняют слоговый ряд с разной интонацией.

  • Утверждала уш-ош-аш
  • Радовалась шва-шво-шву
  • Спрашивала ша-шо-шу

Воспитатель: послушайте стишок, скажите, кто еще пришел в гости к Маше?

У Маши мошка в кашке Что делать нашей Маше? Выложила кашу в плошке И накормила кошку

Воспитатель: демонстрирует игрушку-кошку Назовите слова со звуком «ш» в стихотворении.

5. Игра «Пирамидка»

Воспитатель: помогите, ребята, научить Машиных гостей играть в эту игру

  • Сложите пирамидку от большой к маленькой (детали - овалы)
  • Будьте внимательны - пирамидка волшебная, выбрать нужно те детали, где звук «ш» в начале слова, лишние отложите в сторону.

Воспитатель: послушайте, кто стучится?

  • Доскажите словечко, узнай, кто еще гостья у Маши?

Пыхтит как пышка Косолапый... (мишка)

Воспитатель: демонстрирует игрушку-мишку

  • Мишка принес мячи, давайте вместе с ним поиграем! Имитация движений. Воспитатель читает стихотворение. Дети имитируют движения.

6. Кукла Маша, кошка, мышка и мишка познакомят гостей с новой игрой «подбери рифму»

  • У детей по одной картинки для подбора рифмы

Шишка Кошка Подушка Рубашка

Мышка Картошка Лягушка Ромашка

Вышка Гармошка Пушка неваляшка

Воспитатель называет слова, а дети по картинкам называют рифмующее слово.

Раз - шуршит в шкафу мышонок Два - в подушке лягушонок Три - шакал пошел в камыш А четыре - в шляпе мышь Пять - напишем в школе мышь Шесть - шумит, шалит мартышка Семь - на крыше наша кошка Восемь - шмель влетел в окошко Девять - шапку шьет швея Десять - шел по шпалам я

Игра «Веселый поезд»

Цель: Развитие фонематического восприятия, зрительного внимания, мелкой

моторики.

Инструкция: помоги распределить предметы и отправить их в путешествие на веселом поезде. Назови каждый предмет, выделяя звук «ш» , прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове и ты узнаешь, какой предмет поедет в каком вагоне поезда (количество слогов совпадает с количеством окошек в вагоне) . Разместите предмет в свой вагон.

Игра «Повтори за мной»

Ш - всегда шипящий звук На камнях змея шипит, Ш-ш-ш-ш

Море черное шумит, Ш-ш-ш-ш Как погода хороша Зашипели змейки - ша-ша-ша, Никуда я не спешу Прошипела змейка - шу-шу-шу, Свежим воздухом дыши - ши-ши, Как приятно на душе Улыбнулись змейки - ши-ши-ши.

7. Итог занятий:

  • Беседа с детьми о занятии
  • Почему Маша пригласила в гости мышь, кошку, мишку?. Расскажите о звуке «ш»

8. Поощрение

Маша принесла вам в подарок шарики, в них тоже есть звук «ш»

Приложение к занятию:

Саша любит сушки, а Соня ватрушки. Купила Саша сушку? Купила Саша сушку. Сшила Саша Сашеньке шапку. Саша шапкой шишки сшиб. Шла Саша по шоссе.

Ша-ша-ша - моет мама малыша. Шу-шу-шу - я письмо пишу. Аш-аш-аш - у Вовы карандаш.

Тише, мыши, кот на крыше. Нашей Маше дали манной каши. Не найду я ушки у нашей лягушки. Леша и Клаша едят пшенную кашу. Яшка в фуражке едет на черепашке

На окошке крошку мошку ловко ловит лапой кошка. Маше каша надоела, Маша кушу не доела. Маша, кашу доедай, Маме не надоедай

Загадки:

Мягкие лапки, а в лапках царапки.

(кошка)

Два брюшка, четыре ушка.

(подушка)

Мала, а никому не мила

(мышь)

Скачет зверушка

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка (лягушка)

Под полом таится,.......

Кошки боится?

Название: «Проделки Шапокляк ». Звуковая культура речи: звук Ш.
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, звуковая культура речи, Подготовительная к школе группа

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад №6
Месторасположение: г. Задонск, Липецкая область

«Проделки Шапокляк». Звуковая культура речи: звук Ш.

1. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях.

2. Развитие фонематического восприятия и слуха.

3. Умение находить слова со звуком [ш].

4. Воспитание умения слушать других.

  1. Организационный момент.

1)приветствие:

— Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте повернемся к гостям и поздороваемся.

2)психогимнастика:

С добрым утром. Начат день,

Первым делом гоним лень.

Улыбнёмся мы друзьям,

Улыбнёмся мы гостям.

На занятье не зевать,

На все вопросы отвечать.

  1. Сообщение темы занятия.

Ребята! Я принесла в группу шкатулку с сюрпризом и положила на полочку, а её здесь нет.

Куда же она подевалась?

(на планшет приходит смс сообщение (звук))

Извините, меня мне пришло электронное письмо, я обязательно должна его прочесть.

Ребята, пишет нам Шапокляк, вы её знаете? Из какого она мультфильма?

Письмо: Я решила немного пошутить над вами, игру я спрятала, а куда, вы узнаете, выполнив мои задания.

Ребята, но все задания я вам сразу не прочту, это условия Шапокляк, как только будет выполнено 1-е задание, откроется второе.

1-е задание от Шапокляк:

Шапокляк хочет выяснить, знаете ли вы:

— Какие бывают звуки?(гласные и согласные)

— Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Гласный звук- воздух можно долго тянуть, согласный звук не тянется.

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

— 1-е задание выполнено, можем приступить ко второму.

Артикуляционная гимнастика.

Для того чтобы выполнить второе задание, нам необходимо чётко произносить звуки, в этом нам поможет артикуляционная гимнастика.

  1. «Погладь кошку». (языком проводим по нёбу вперёд, назад рот приоткрыт)
  2. «Лошадки» (цокаем)

Пройдите к стульям, и послушайте задания:

2-е задание от Шапокляк:

А с какого звука начинается имя Шапокляк? [ш].

Как шумит море? Как шуршит лес? Как шипит змея? (Ш-ш-ш).

Какой звук объединяет эти слова? (звук [ш]).

Характеристика звука.

Как вы думаете, кокой это звук?

— Звук [ш] согласный, потому что во рту преграда, глухой, потому что горлышко молчит.

Ребята, а звук [ш] необычный, у этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, он всегда твердый.

Подберите слова которые начинаются на звук [Ш].

Молодцы, с этим заданием вы справились, теперь мы сможем прочесть письмо дальше.

Ребята, подойдите пожалуйста к мольберту (чистый с магнитами, рядом стул на котором лежат картинки).

3-е задание «Мы со звуком Ш играем».

— Вы правильно подобрали слова, а теперь найдите расположение звука [Ш] в словах от Шапокляк.

— Возьмите каждый по одной картинке и определите место звука [Ш] в слове.

Мы со звуком Ш играем

И картинки подбираем:

Карандаш, машина, шишка,

Шляпа, бабушка, малышка,

Ландыш, дедушка, подушка,

Мишка, шорты и лягушка.

(разбираем слова) .Дети определяют правильность выполненного задания.

Чистоговорка- физкультминутка.

А сейчас немного поиграем. Я буду говорить, а вы внимательно слушать, повторять и выполнять движения.

Ша-ша-ша- нет карандаша.(«не знаю»)

Шо-шо-шо- нам гулять хорошо. (маршируем)

Шу-шу-шу- я сижу и не шуршу. (сидят на корточках, обхватив колени)

Ши-ши-ши- притихли малыши. (пальчиком «грозим», показываем маленький рост).

Ребята, а в нашей игре вы слышали звук [ш].

Кто запомнил и сможет назвать слова со звуком [ш].

4-е задание: игра: «Разложи картинки».

Ребята, а сейчас давайте пройдём к столу, и прочтём письмо дальше.

Сядьте ровно, спинка прямая.

Перед вами подносы, посмотрите что там…(называют)

Чем отличаются дома?(одноэтажный и двухэтажный)

(На столе на каждого ребёнка лежат картинки, и два домика.

5-е задание: «Посели жильцов». В одноэтажный домик вы должны положить картинки, в которых есть звук [ш], в двухэтажный домик – картинки, в которых нет звука [ш]. Но в начале давайте проведём пальчиковую гимнастику.

пальчиковая гимнастика:

Кошка мышку не поймала,

Мышка в норку убежала

И от страха там дрожит,

Кошка мышку сторожит.

Картинки: кошка, шапка, шуба, лиса, подсолнух, зонтик. (1 ребёнок выполняет задание у доски)

С каким звуком слова вы поместили в одноэтажный дом? (звук [ш])

В двухэтажный?

6-е задание: Игра «Назови картинку».

Ребята, а сейчас подойдите ко мне. Я буду произносить предложение, но последнее слово договаривать не буду, вы его сможете найти на картинке, которые находятся на доске.

Выставляются картинки: (читаю предложения, дети находят картинку- продолжение).

— на сосне растут- … (шишки), (повтори предложение)

— на орешнике - … (орешки).

Мы надули красивый… (воздушный шар)

— Ой, про письмо то мы забыли! Давайте прочтём его дальше.

7-е задание: «стихотворчество»

Шапокляк предлагает нам последнее задание, мы должны придумать окончание стихотворения.

Фокусник носит шляпу с секретом.

Вот поглядите-ка: шляпа пуста.

Как же оттуда, скажите при этом

……………………………………..

(Фокусник кролика сможет достать? Фокусник будет цветы доставать? Фокусник будет платки доставать?)

— Что носил фокусник? (шляпу)

На какой звук начинается? (ш).

— Ребята, я кажется догадалась где Шапокляк спрятала шкатулку с секретом.

А поиграем мы чуть позже.

6.Итог занятия.

Что нового вы сегодня узнали?

— Какое из заданий больше понравилось?

— Какое у вас настроение? А хорошее настроение всегда у тех, кто отлично поработал.