Опыт № 1. Изучение физических свойств нефти.

Задание: описать внешний вид нефти в пробирке: цвет, запах, состояние.
Вывод: Нефть –маслянистая жидкость обычно темного цвета, с резким своеобразным запахом.

Слайд 11 . (Презентация 1)

Опыт № 2. Растворимость нефти в воде.

1. В пробирку с водой добавить 2–3 капли нефти и встряхнуть; сделать вывод о плотности нефти и растворимости.

2. Потрясите пробирку, поднесите к свету и посмотрите. Дайте пробе постоять некоторое время.

(Не появился ли осадок? Если да, то предположите, что собралось на дне.)

Запишите свои наблюдения.

Вывод: Нефть нерастворима в воде и попадая в нее, нефть растекается по поверхности.

Слайд 12 . (Презентация 1)

Опыт №3. Горючесть нефти.

Обмакнуть ватную палочку в нефть и зажечь.

Вывод: нефть горит.

Свойства нефти я узнал, а как же из неё получается бензин?

Слайд 14. (Презентация 1)

Опыт № 4. Предложите способ очистки водоема от нефтяной пленки, полученной из опыта № 3.

Решение: можно использовать декантацию, как способ очистки веществ, можно собрать нефтяную пленку пористым веществом (например, пенопластом).

Слайд 15. (Презентация 1) Всем известно, что от нефти сильно страдают птицы. Почему?

Думаю, что на этот вопрос нам поможет ответить следующий эксперимент.

Слайд 16. (Презентация 1)

Опыт № 5. Исследуйте, какое действие оказывает нефть на перья птиц.

Порядок выполнения эксперимента:

Покройте

Опыт 1. Цвет нефти.

На белую салфетку пипеткой капнуть 1 каплю нефти, рассмотреть растекающуюся каплю нефти и сделать вывод.

Вывод: Нефть чёрного цвета.

Опыт 2. Запах нефти.

2 колбочки: 1-я с водой, 2-я с нефтью. Предложить детям понюхать колбочку с водой и колбочку с нефтью. Выяснить,какие эмоции возникают при этом у детей. Почему?

Вывод: Нефть имеет запах.

Опыт 3. Прозрачность.

2 -е колбочки: 1-я с водой, 2-я с нефтью. В обе колбочки положить палочки.

В какой из колбочек видна палочка, а в какой - нет? Почему?

В колбочке с водой мы видим палочку,а в колбочке с нефтью - нет.

Вывод: Вода - прозрачная, а нефть - нет.

Опыт 4. Жидкость.

2-е колбочки: 1-я с нефтью, 2-я - пустая. Перелить нефть в пустую колбочку.

Нефть льётся? Почему?

Вывод: Нефть - жидкое вещество, по этому нефть качают насосами из глубин земли.

(Физкультминутка)

Мы качалки, мы насосы - дети приседают

Нефть качаем, мы качаем - руки вытянуть вперёд,согнуть в локтях

И по трубам, и по трубам -руки прямые в стороны,

На заводы отправляем. - плавные движения руками

Опыт 5. Смешиваемость и растворяемость нефти и воды.

2 колбочки:1-я с водой, 2-я с нефтью. В воду налить молоко и размешать. Вывод: молоко в воде размешалось. Выслушать предположения детей о том, что будет с нефтью, если её налить в воду. Проверить и сделать вывод, что нефть легче воды, по воде расплываются пятна,потому,что она не не смешивается и не растворяется.

Тема: « Нефть и ее свойства»

Цель:

расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания.


Задачи:
формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольника, прививать интерес к познанию окружающего мира;
развивать умение анализировать, выделять главное, обобщать, доказывать;

развивать интеллектуально-творческий потенциал личности ребёнка;

Учить ставить вопрос (выделять проблему);

воспитывать самостоятельность и инициативность;
воспитывать любовь к живому, чувства взаимопомощи;
формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах;

учить ребёнка смело высказывать свои суждения.
Материал и оборудование:

клавиатура, колба с нефтью, нефтяная вышка, сундук, резиновый мяч, игрушки из пластмассы, лак для ногтей, карточки с темами и схемами для исследований, стаканчики с водой и нефтью, салфетки, пипетки, гуашь, тарелочки, перья птиц, палочки, влажные салфетки, фартуки, шапочки.

Предварительная работа:

1. рассматривание слайдов, на которых показано, как горит нефть;

2. знакомство с трудом нефтяников; показ на карте, глобусе городов нашей страны, где добывают нефть;

3. рассматривание картинок с изображением транспортных средств, в двигателях, которых используется топливо, полученное из нефти;

4. рассматривание рисунки Зарины Кадымовой, Софьи Соболевой, Олега Скрипунова, Ильи Русанова на тему «Нефтяной наш край»

Словарная работа:

лаборатория, пробирки, масляная, не растворяется, полезное ископаемое, нефть.

Ход НОД:

Звучит музыка из мультфильма «Фиксики».

Мультипликационные герои Симка и Нолик играют в компьютерную игру. Заходят дети, здороваются с взрослыми, с Фиксикам.

Дети. Чем вы занимаетесь?

Фиксики . Играем в игру «Исследователи», вы хотите с нами поиграть в исследователи? (ответы детей ).

Дети. А что нам исследовать?

Фиксики. В мире столько интересного. Посмотрите на экран.

Слайд 1. (аудиозапись)

В давние, давние времена большую часть земли покрывали леса. Деревья были во много раз выше нынешних, и листва у них была пышнее и гуще. Росли они на болотах, так как им требовалось много влаги. Корни у них были неглубокие, и ветер легко и часто валил деревья. Но на их месте быстро вырастали новые (Показ картины древнего леса, показ нефти в колбе ). Это нефть. Она образовалась из тех самых упавших деревьев, долго пролежавших под землей и постепенно сгнивших. В недрах земли целые залежи нефти, которую добывают нефтяники. Когда-то в далеком прошлом могучие деревья впитали в себя тепло и свет солнца. Ведь все растения развиваются и живут благодаря именно солнцу. Теперь это тепло и свет они отдают людям.

Воспитатель. Кто догадался, о чем пойдет речь? (ответы детей )

Воспитатель. Правильно, мы будем исследовать нефть. Фиксики предложили нам интересную игру «Исследователи», мы с вами в лаборатории будем проводить опыты, так будем проходить уровни и за правильные выводы получим приз - сердечко. Но перед нашим исследованием, давайте поиграем. (Дети встают в круг).

Физминутка.

Мы насосы, мы качалки, (наклоны вперед )
Нефть качаем, нефть качаем, (
приседание, руки вытянуты вперед )
И по трубам, и по трубам (
руки в стороны )
На заводы отправляем. (
руки в стороны, наклоны в стороны )

Воспитатель . Посмотрите на предметы находящиеся у меня на столе. При изготовлении этих предметов использовали нефть. (Воспитатель демонстрирует игрушки из пластмассы, резиновые мячи разных размеров, резиновые сапожки, камера для велосипеда, свечи, лак для ногтей, стиральный порошок, бензин, солярка, нитки, ткань и другие предметы). А теперь посмотрите на палочки, как вы думаете, они из чего сделаны? Есть ли здесь частички нефти? (ответы детей ).

Воспитатель. Палочки покрыты лаком, а в лаке есть частички нефти. Возьмите в руки палочки и мы с вами пропоем песню – чистоговорку (дети встают в круг ):

С Фиксиками мы идем, громко песенку поем: (шагают на месте )

ля-ля-ля, ля-ля-ля, громко песенку поем. (стучат палочками )

С Фиксиками мы идем, тихо песенку поем: (шагают на месте )

ля-ля-ля, ля-ля-ля, тихо песенку поем. (тихо стучат палочками, а потом на носочках прпоходят в лабораторию)

Воспитатель . Вот мы и пришли с вами лабораторию, проведем ряд опытов с нефтью. Познакомтесь с сотрудниками лаборатории. (Сотрудники лаборатории: второй воспитатель и помощник воспитателя или родители) А давайте мы вспомним, как надо себя вести в лаборатории.

Дети.

1. не шуметь, аккуратно обращаться с пробирками;

2. слушать воспитателя;

3. внимательно следить за результатом;

4. закончив наблюдение, сделать вывод.

Сотрудники лаборатории и дети надевают фартуки, шапочки.

На трех столах проводятся по 2 опыта:

1 стол - цвет нефти; птицы и нефть.

2 стол – прозрачность; текучесть.

3 стол – запах; растворяемость.
Все вместе (в кругу) - маслянистость.

После выполнения опытов, дети рассказывают о проделанной работе и делают вывод. С каждым опытом они проходят уровни (на экране показывается прохождение уровня).

Опыт 1. Цвет нефти.

На белую салфетку капнуть одну каплю нефти. Рассмотреть растекающуюся жидкость и сделать вывод: нефть желто-коричневого цвета.

Опыт 2. Прозрачность.

Показать детям две баночки: одну с водой, другую с нефтью. В обе баночки положить палочки. В баночке с водой мы видим палочку, а в баночке с нефтью – нет. Вывод: вода прозрачная, а нефть – нет.

Опыт 3. Запах.

Предложить детям понюхать воду и нефть, закрыв глаза. Выяснить, какие ассоциации возникают у детей. Вывод: нефть имеет запах.

Опыт 4. Текучесть.

Перелить нефть из одной емкости в другую. Показать, что нефть льется, потому что жидкая. Если бы нефть не была жидкой, ее не смогли бы качать насосы – качалки из глубин земли. (Показ иллюстраций с изображением добычи нефти). Вывод: нефть – жидкая.

Опыт 5. Маслянистость.

Дети растирают между пальцами одной руки воду, а между пальцами другой руки нефть. Высказывают свои ощущения при растирании. Вывод: вода высыхает, а нефть гладкая, скользкая, маслянистая.

Опыт 6. Смешиваемость и растворяемость.

В воду налить молоко и размешать. Вывод: молоко в воде размешалось. Выслушать детские предположения: что будет с нефтью, если ее налить в воду. Проверить. Сделать вывод, что нефть легче воды, не тонет, по воде расплываются пятна, потому что она маслянистая, не растворяется в воде. Вывод: нефть не смешивается и не растворяется.

Опыт 7. Птицы и нефть.

Подбросить перышко и внимательно проследить за его плавным полетом. Затем обмакнуть перо в нефть и еще раз подбросить вверх. Обратить внимание детей на то, как оно быстро падает вниз. Объяснить, что строение перьев позволяет птицам летать, “отталкивая” крыльями воздух вниз, сами же при этом поднимаются вверх. Когда водоплавающая птица (утка, чайка, гагара, лебедь) садится на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность “отталкивать” воздух, а значит, птица не может взлететь и может погибнуть.

Слайд 2- «Экологическая катастрофа».

Воспитатель. Теперь вы знаете, что такое нефть. Что нефть нужна человеку, но она очень опасна при неосторожном обращении. Поэтому нефтяники при добыче нефти соблюдают осторожность, чтобы беречь природу. Ведь на месте, где разлита нефть, долгое время не будет жизни: не будет деревьев, цветов, травы, животных. Мы с вами говорили о том, как в море произошла катастрофа и нефть вылилась в воду. Как мы с вами назвали эту катастрофу? Экологическая катастрофа . Но разве только катастрофы вредят природе? По-разному вредят природе дым заводов, разлитая в море нефть, брошенный в лесу или на пляже мусор. Так вот, дети, запомните, что нужно не только самому бережно относиться к природе и ее богатствам, но и останавливать других, тех, кто относится к природе потребительски, не бережет ее. Чтобы остались на ней леса и степи, реки и озера, чтобы жили на ней рядом с нами рыбы и стрекозы, бабочки и киты, чтобы не потонули в мусоре и отбросах наши города.

Я хочу, чтобы вы запомнили одно маленькое стихотворение:

Планета наша – общий дом
И много лет мы в нем живем.
Но, как известно всем кругом,
Должны беречь мы этот дом!

Воспитатель. Мы с вами узнали много нового. Вам понравилось проводить опыты? Мне тоже очень понравилось работать в лаборатории. Вы были все молодцы! И я вам дарю вот эти призы – сердечки (пряники в форме сердечек).


в группе общеразвивающей направленности с воспитанниками седьмого года жизни

«НЕФТЬ – БОГАТСТВО СЕВЕРА»

Тема: «Нефть – богатство севера»

Тип НОД –интегрированное.

Формы организации: Групповая.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Безопасность».

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, игровая, экспериментирование.

Цель: Формирование эмоционально – ценностного отношения детей к природным ресурсам родного края (нефть).

Задачи :

Познание: познакомить детей с понятиями «нефть», «нефтяные разливы»; развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами нефти, научить детей размышлять, анализировать, находить причинно-следственные связи, высказывать предположения и делать простейшие выводы; развивать интеллектуальные и личностные качества воспитанников в процессе познавательной деятельности, актуализировать знания детей об использовании нефти человеком в промышленности, пользе нефти и вреде нефтяных разливов, формировать представления о неразрывной связи человека с природой, желание беречь природу.

Коммуникация : воспитывать культуру речевого общения; обогащать и расширять словарный запас (нефтяники, нефть, лаборатория, опыты, свойства, вертикаль, «Гринпис»). Формировать речевую активность, речевую культуру; продолжать формировать умение высказывать предположения, делать простейшие выводы.

Социализация: Воспитывать организованность, навыки делового сотрудничества детей в экспериментальной деятельности; воспитывать желание узнавать больше о людях труда, уважение к ним, гордость за земляков; решать поставленные задачи самостоятельно и при взаимодействии со взрослым.

Здоровье: сохранять и укреплять здоровье детей средством малоподвижной игры;

Чтение художественной литературы: формирование интонационной выразительности речи;

Безопасность: учить работать в коллективе и во время опытов соблюдать правила безопасности;

Оборудование и материалы:

Демонстрационный материал: Схема кроссворда, предметы для выставки « Что можно сделать из нефти».

Раздаточный материал: галстуки по количеству детей, одноразовая пластиковая посуда: прозрачные пластиковые стаканы, тарелки, трубочки, ложки, пипетки, салфетки по количеству детей; нефть; вода; моющее средство, трубочки, губки, ватные палочка, перо, кусочек меха, смайлики.

Предварительная работа с детьми:

Беседа на тему: «Если был бы я нефтяником»;

просмотр с детьми альбома «Изделия из нефти»;

занятия познавательного цикла «Полезные ископаемые»;

рассказ родителей – нефтяников о работе на нефтяных месторождениях;

Просмотр мультимедийного фильма «От капельки нефти до зубной щётки».

Ход непосредственно образовательной деятельности

1.Организационный момент

(Воспитатель с детьми входит в группу, дети становятся в круг).

Воспитатель: Ребята, давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся и передадим друг другу (в своих ладошках) доброе, радостное настроение, пожелания) Воспитатель, соединяет свои ладони и вкладывает их в ладони ребёнка, рядом стоящего, при этом произносит слова: Карина, я тебе передаю хороший настрой на занятие и радость от встречи со всеми вами….) Дети друг другу желают прекрасного дня и хорошего настроения.

2.Введение в тему: дидактическая игра « Доскажи словечко»

Воспитатель : Давайте ребята, поиграем в игру « Доскажи словечко»

Сейчас вы будите по кругу передавать мяч друг другу и отвечать на вопросы, которые я буду вам задавать.

(Дети передают мяч друг другу по очереди, после ответа на поставленный вопрос):

Живём мы в радостном краю,

И знать его должны мы —

Страну свою (Россию)

— Как называется место, где человек родился?

Как называется край,в котором мы живём?

(-Мы живём на Севере.)

Что удивительного в нашем крае?

(- У нас самые длинные, северные ночи зимой, и белые ночи летом)

-(Наш северный край — богат нефтью и газом)

— Дети, кто является главной трудовой силой нашего посёлка, люди каких профессий?

(- В нашем городе трудятся газовики, строители, нефтяники,..)

Воспитатель: Молодцы ребята, правильно.

3.Основная часть

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Разгадай зашифрованное слово» , если вы правильно разгадаете это слово, то получите вещество, которое приносит огромную пользу человечеству и используется им многие годы. (Воспитатель задаёт вопросы и ответы детей вписывает в кроссворд)

1.Кто добывает глубоко из-под земли нефть? (нефтяник)

2.Что делают из нефти для мотоциклов и машин? (бензин)

3.Из какого материала изготавливают свечи? (парафин)

4.В каком качестве использовали врачи нефть в древности? (лекарство)

5.Материал, которым покрывают дороги? (асфальт)

(Дети разгадывают кроссворд)

Воспитатель : Ребята, посмотрите, какое слово у нас получилось по вертикали? Давайте вместе со мной его прочитаем.

В/О : Нефть.

Воспитатель: Молодцы, правильно. Нефть – это богатство нашего края.

А теперь скажите, что делают из нефти?

В/О : Из нефти делают предметы.

Воспитатель : На нефтеперерабатывающих заводах из нефти делают бензин и ещё много других предметов из той части нефти, что остаётся. Нефть применяется при изготовлении пластмассы, резины, пластилина. Подойдите к столу, на котором лежат предметы и возьмите те, которые вы думаете, сделаны из нефти.

Игра «Найди предмет» (Дети подходят к столу, рассматривают предметы и выбирают предмет, свой выбор обосновывают)

В/О: Я возьму свечу, потому что она сделана из парафина, а мы знаем, что нефть используют при изготовлении парафина и т.д…

Воспитатель : Молодцы, ребята вы всё правильно сказали. Нефть, очень нужна человечеству, из неё получают бензин и другое топливо, которое приводит в движение двигатели самолётов, морских и речных судов, тракторы, автомобили- всё то, без чего мы сейчас не представляем своей жизни. Из нефти можно сделать много нужных и важных предметов.

Сегодня мы с вами познакомимся с нефтью поближе, рассмотрим её и проведём с ней некоторые опыты.

Ребята мы знаем, что нефть добывают на месторождениях, но иногда на нефтепроводах случаются аварии: рвутся трубы и нефть заливает озёра, реки, леса, землю. Люди, которые добывают нефть, должны следить, чтобы нефть не разливалась на большие расстояния. Если случаются аварии, их последствия должны быстро устраняться, потому что- это серьёзная опасность для живой природы. И это сейчас мы с вами докажем. Но сначала я вам ребята, хочу рассказать немного об экологической организации «Гринпис»- это английское слово, которое переводится как «зелёный мир» в этой организации работают экологи, они заботятся о будущем нашей планеты. Предлагаю вам дети стать юными экологами. Вы согласны?

В/О : Конечно, согласны. Мы знаем, что экологи охраняют и защищают природу.

(Воспитатель повязывает зелёные галстуки детям, которые символизируют «экологов» и предлагает пройти в лабораторию для проведения опытов с нефтью)

Воспитатель: В лаборатории нужно выполнять 4 правила. Давайте вспомним их: Внимательно слушать старшего лаборанта; точно выполнять указания; аккуратно работать с оборудованием; в конце опытов делать выводы.

Воспитатель : Ребята, посмотрите на это вещество, которое добывают на наших месторождениях (воспитатель показывает колбу с нефтью ).

Проблемная ситуация №1

Воспитатель: Представим, что нефть попала из танкера, который её перевозил, в море.

Воспитатель даёт инструкцию : Налейте воду в тарелку, возьмите пипетку, наберите в неё нефть и капните в тарелку с водой. Дети выполняют инструкцию .

Воспитатель : Посмотрите, нефть не смешивается с водой, а растекается большим пятном. А как добывают нефть из недр земли?

В/О : Качалки качают нефть по трубам.

Воспитатель : Дети, давайте покажем, как работают качалки.

Динамическая пауза.

(Воспитатель вместе с детьми проговаривают слова и выполняют движения, согласно тексту )

Мы качалки, мы насосы — дети приседают

Нефть качаем, мы качаем — руки вытянуть вперёд, согнуть в локтях

И по трубам, и по трубам — руки прямые в стороны,

На заводы отправляем — плавные движения руками

(Дети присаживаются за столы)

Воспитатель: Посмотрите ещё раз на свои тарелочки, (в которых вода с нефтью) ничего не изменилось?

В/О: Нет, нефть в воде так и не растворилась.

Воспитатель: Представляете ребята, как чувствуют себя рыбы, которые находятся в такой воде. Это ребята равносильно тому, что если бы мы взяли и плотно накрыли аквариум полиэтиленовым пакетом. Смогли бы наши рыбки жить под ним?

В/О : Нет, рыбки погибнут, потому что, им нечем дышать.

Воспитатель : Верно, вот так же и нефтяная плёнка не пропускает воздух, и поэтому гибнут рыбы и другие обитатели водоёмов. А так как мы экологи, мы должны придумать, как собрать нефть с поверхности воды.

Дети высказывают свои предположения, каким образом можно очистить воду: собрать ложкой, ватной палочкой….

Воспитатель: Давайте попробуем.

Дети пытаются очистить воду, но результата нет.

Воспитатель делает вывод : Воду от нефти хорошо очистить невозможно.

Проблемная ситуация №2

Воспитатель : Ребята, но ещё в водоёмах обитают птицы, в лесах живут звери. Как вы думаете, хорошо ли будет животным жить на залитой нефтью территории?

В/О: Нет.

Воспитатель: Давайте проведём эксперимент.

Подбросьте птичье пуховое пёрышко, какое оно?

В/О Пёрышко белое, пушистое, легкое, воздушное, невесомое.

Воспитатель : потом обмакните пёрышко в воду с нефтью, будет оно так же легко падать и почему? Дети выполняют инструкцию

В/О: Перо стало тяжёлым, оно не полетит.

Воспитатель : Попробуйте. (дети подбрасывают пёрышко вверх, но оно быстро падает вниз, а не летит).

Воспитатель : Как мы можем помочь птицам?

В/О : можно пёрышко вытереть салфеткой, помыть водой, ….

Воспитатель: Давайте попробуем.

Дети пытаются отмыть перья птицы, но всё тщетно.

Воспитатель: А сейчас возьмите кусочек меха и обмакните его в нефть, потом попробуйте очистить кусочек меха.

Дети пытаются очистить мех, воспитатель разрешает воспользоваться моющим средством.

Воспитатель: Почему мы не можем отмыть пёрышки птицы, мех?

В/О : потому что они липкие, жирные,….

Воспитатель: Ребята нефть скользкая, маслянистая, её очень трудно отмыть даже моющим раствором.

Все вместе делают вывод: Перья от нефти слипаются и теряют способность отталкивать воздух, значит, птица не может взлететь и становится лёгкой добычей хищников или просто может погибнуть от переохлаждения. Грязные, слипшиеся перья, мех не согревают тело птицы, животного, они даже не отмываются.

Воспитатель: Разливы нефти представляют серьёзную опасность для живой природы при добычи нефти необходимо соблюдать осторожность, чтобы беречь природу. Ведь на месте, где разлита нефть, долгое время не будет жизни, не будет растительности (травы, цветов, деревьев, птиц, животных). Эта земля долгое время будет мёртвой.

Это — экологическая катастрофа!!!

(Дети рассказывают стихи)

Ребёнок 1 Буровые мастера

И строители дорог!

Как земля наша щедра!

Нефть — её горючий сок,

Газ — её горючий дух!

Ребёнок2

Если нефтью Обь залить —

Язь, прости! Осётр, прощай!

Можно ль родину любить,

Не щадя родимый край

Воспитатель

Пусть же будут нефть и газ,

Лес и речка с серебром!

Чтобы внуки, вспомнив нас,

Помянули нас добром!

(Ю. Шесталов)

Заключительная часть.

Рефлексия

Игра « хорошо или плохо»?

Воспитатель: Сейчас мы поиграем с вами в игру: « хорошо или плохо»? Подумайте, добывать нефть это хорошо или плохо? И выберите тот смайлик, который соответствует вашему ответу (смайлики находятся на столе у детей)

Дети, рассказывают о нефти, обосновывая свои ответы.

В/О: У меня радостный смайлик, потому что добывать нефть-это хорошо, из нефти можно изготовить игрушку…..У меня грустный смайлик, потому что добывать нефть – это плохо, если нефть разольётся, то всем животным будет плохо и т.д.

Воспитатель подытоживает ответы каждого ребёнка и благодарит их за участие в исследованиях.