Демографическая характеристика основных элементов развития рынка труда (рабочая сила, трудовые ресурсы, население трудоспособного возраста)

Демографические характеристики и тенденции развития населения отличаются особой устойчивостью в кратко и среднесрочном периодах и играют в конъюнктуре спроса на образовательные услуги особенно важную роль.

Демографическая характеристика города представляет интерес для демографии - специальной науки о населении, о воспроизводстве населения, о структуре населения, о миграции населения.

Важнейшей демографической характеристикой является возрастно-половая группировка населения. Возрастные интервалы обычно представлены в следующих вариантах: одногодичные, пятилетние, десятилетние. Кроме того, выделяются группы лиц моложе трудоспособного возраста, трудоспособного и старше трудоспособного возраста. В дополнение к таким группам строятся специальные графики - возрастно-половые пирамиды. Их познавательная ценность определяется тем, что только они способны наглядно воспроизвести тип возрастной структуры, выявить зоны ее деформации. Интересны возрастно-половые пирамиды, в которых штриховкой обозначен какой-либо третий признак, например доля занятого населения или доля состоящих в браке в каждой возрастно-половой группе.

Помимо демографических характеристик, высказываются предположения, что некоторые личностные факторы, связанные с насилием вне работы, могут проявиться и на рабочем месте.

Изменение демографических характеристик рабочей силы также должно приниматься во внимание при обучении в сфере безопасности и гигиены труда. Женщины составляют все большую часть совокупной рабочей силы как в развитых, так и в развивающихся странах. Их гигиенические потребности на рабочем месте и за его пределами должны удовлетворяться. Проблема рабочих-иммигрантов поднимает многочисленные новые вопросы в обучении, включая вопросы языка, хотя проблемы языка и грамотности не ограничиваются проблемами иммигрантов. Разный уровень грамотности рабочих, родившихся в данной стране, также должен приниматься во внимание при планировании (составлении программ) и проведении обучения. Рабочие пожилого возраста составляют еще одну группу, потребности которой должны быть изучены и включены в образовательные программы, поскольку их число в рабочем населении многих стран возрастает.

И наконец, демографические характеристики сказываются на облике общества в целом, облегчая его прогрессивное развитие, либо, напротив, вызывая его деградацию. Так, вслед за снижением численности населения до критического минимума общество становится неспособным воспроизводить социальные отношения во всей их полноте.

Нужды потребителей и технологии, призванные удовлетворить их, с течением времени трансформируются. Необходимо оценить траекторию изменений в демографических характеристиках населения, внешней среде фирмы, технологиях, рынках, культуре. Руководителям следует постоянно спрашивать себя, не являются ли их маркетинговые усилия напрасными, будут ли товары пользоваться спросом через несколько лет.

Например, агитаторы, работающие в предвыборной кампании, в зависимости от отношения избирателей к кандидатам определяют, сколько усилий, времени и средств следует потратить на каждую группу. Они благодарят избирателей, восторженно приветствующих программу политической партии, и напоминают им о необходимости проголосовать, стремятся укрепить во мнении благожелательно настроенных избирателей, стараются заполучить голоса безразличных к происходящему индивидов и не тратят времени на изменение отношения враждебно настроенных людей. Чем точнее будет установлена зависимость отношения к кандидату от демографических характеристик, тем эффективнее будут усилия политической партии по привлечению голосов наиболее перспективных избирателей.

Трудовые ресурсы - это часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, образованием, культурой, способностями, квалификацией, профессиональными знаниями для работы в сфере общественно-полезной деятельности. Трудовые ресурсы - важнейшая производительная сила общества, характеризующаяся потенциальной массой живого труда, которой в данный период располагает государство.

Трудовые ресурсы можно оценивать с демографической, экономической, социологической и статистической позиций.

Демографический аспект трудовых ресурсов отражает зависимость этих ресурсов от воспроизводства населения и учитывает такие характеристики, как пол, возраст, расселение, брачность, миграция и пр.

Производственные процессы невозможны без рабочей силы. Однако наличие людей еще не все – их необходимо расставить по рабочим местам с учетом самых различных факторов: образования, квалификации, опыта, активности, дисциплины и т.д. Немаловажное значение среди них принадлежит демографическим параметрам работников, мониторинг которых является одним из актуальных аспектов современного производственного менеджмента.

Рабочая сила, используемая в производстве благ и услуг, имеет целый ряд демографических характеристик, основными из которых являются пол, возраст, семейное положение, этническая и религиозная принадлежность.

Половое распределение работников вызывает интерес организаторов производства и управленцев далеко не случайно. Хотя, с одной стороны, по действующему в нашей стране законодательству мужчины и женщины абсолютно равноправны на рынке труда, с другой стороны, практика убедительно доказывает, что игнорирование имеющихся гендерных различий способно привести к негативным последствиям и сказаться на снижении эффективности производственных процессов. Несмотря на многочисленные разговоры о постепенном стирании половых особенностей, трудно отрицать факт, что физические, физиологические и прочие особенности мужского и женского организмов накладывают определенные отпечатки на организацию процесса производства. Существуют различные виды трудовой деятельности, в разной степени соответствующие возможностям, способностям и наклонностям мужчин или женщин. Например, если работодатель нанимает рабочую силу на должность грузчиков, то, видимо, здесь лучше подойдут мужчины, а вот для ведения делопроизводства, требующего усидчивости, терпения и дисциплины больше будут востребованы женщины. Можно привести и другой пример, связанный с тем, что при приеме на работу молодых девушек и женщин работодатели часто просчитывают ситуацию, связанную с возможным рождением детей, что нередко дает не всегда заслуженные преференции аналогичным кандидатам мужского пола, которые не будут отрываться от производственных процессов для выполнения репродуктивной функции.

Особо следует отметить то обстоятельство, что трудовые коллективы могут функционировать с различной эффективностью в зависимости от своего полового состава. Психологи уже давно доказали, что однородные в гендерном аспекте совокупности работников, состоящие исключительно из мужчин или из женщин, являются относительно менее устойчивыми. В их недрах обычно рождается больше конфликтов и спорных ситуаций, приводящих к нежелательным производственным результатам. Чаще это объясняется тем, что представители одного пола, находящиеся в кругу своего коллектива, не корректируют свое поведение на представителей другого пола, а это приводит к более интенсивному возникновению конфликтных ситуаций. Поэтому принято считать, что при прочих равных условиях, производственные процессы носят более устойчивый характер, если они обеспечиваются различными половыми группами работников.

В связи с этим в процессе управления производством с учетом всех перечисленных моментов необходимо осуществлять систематический мониторинг половой структуры работников, которая представляет собой распределение всех занятых работников на мужчин и женщин. С практической точки формирование половой структуры лиц, занятых на производстве, происходит под влиянием группы факторов, среди которых выделяются:

  • гендерные предпочтения при приеме на работу;
  • различия в особенностях и интенсивности естественного и миграционного движения работников мужского и женского пола;
  • различия в трудовой мобильности, ответственности и дисциплине работников и работниц и др.

В зависимости от сочетания и весомости каждого из этих факторов происходят определенные трансформации половой структуры работников, которые могут по-разному сказываться на эффективности производственных процессов. Поэтому, чтобы разобраться с тем, что происходит на производстве, и принять корректирующие управленческие решения, необходимо обращать внимание на целый ряд параметров, характеризующих половые пропорции рабочей силы:

  • 1) численность работников и работниц на предприятии;
  • 2) абсолютное превосходство работников над работницами (или наоборот);
  • 3) удельный вес мужчин и женщин в общей численности работников;
  • 4) число работников в расчете на 1000 работниц (или наоборот).

Чтобы наглядно оценить гендерное несоответствие на предприятии, целесообразно рассчитывать степень диспропорциональности половой структуры лиц, занятых на производстве ():

Если разница удельных весов мужчин () и женщин () среди всех работников (выраженных в процентах), взятая по модулю (так как преобладание может быть либо мужским, либо женским), составляет до 1%, то это незначительная степень; от 1 до 3% - средняя степень; 3% и более – существенная степень диспропорциональности половой структуры работников. Ориентируясь на подобные градации, менеджеры могут оценивать глубину имеющихся половых диспропорций и в зависимости от этого принимать упреждающие или корректирующие управленческие решения, направленные на оптимизацию конкретных производственных процессов.

Половой состав работников в управлении достаточно часто рассматривается в тесной взаимосвязи с возрастной структурой занятых на производстве. Это объясняется тем, что возраст имеет не меньшее значение с точки зрения производственного менеджмента, так как считается одним из основополагающих и ключевых параметров человеческого организма. В связи с этим под возрастным составом обычно понимается распределение работников в зависимости от числа полностью исполнившихся лет с момента рождения.

Мониторинг возрастных параметров лиц, занятых в производственных процессах, актуален по многим причинам. Прежде всего, в соответствии с действующим в нашей стране законодательством всех работников подразделяют на лиц дотрудоспособного, трудоспособного и пенсионного возраста. Использование на предприятии труда граждан, не достигших 16 лет, в значительной степени оговорено законом и подразумевает целый ряд льгот (например, сокращенный рабочий день и др.), нарушение которых влечет за собой санкции для работодателя. Поэтому при приеме на работу менеджеры по кадрам обычно тщательно следят за юридическим совершеннолетием работников. Тем более что использование труда детей и подростков на ряде работ, особенно тяжелых или вредных, вообще запрещено. Применительно к лицам пенсионного возраста требуется четко осознавать, что в соответствии со своими возможностями они гораздо чаще используются на работах, не требующих высокой интенсивности труда, а больше ориентированных на наличие житейского и трудового опыта. Нередко они привлекаются в качестве наставников молодежи, а также своеобразных носителей корпоративных традиций.

Основной категорией занятых в производственной деятельности являются лица трудоспособного возраста. Однако несмотря на это обстоятельство, управленцам все равно необходимо учитывать ряд объективных моментов. Первый из них связан с тем, что физические возможности человеческого организма в отношении труда не сохраняются на неизменном уровне на протяжении всего рабочего периода. Как правило, по мере старения людей их интеллектуальные и физические способности (обычно первые в меньшей степени, а вторые в большей степени) постепенно затухают. После вступления в трудоспособный возраст они достигают определенного пика к 35–45 годам, а затем начинается постепенный упадок. По этой причине работодатели при наборе на работу часто пытаются выставлять возрастные ограничения, предопределяемые их пониманием трудовой деятельности в рамках конкретного предприятия. Не менее важным следует признать и то обстоятельство, что молодые работники в большей степени носят креативный характер, а консерватизм и опыт возрастных работников позволяет выходить из сложных производственных ситуаций. При этом, как утверждают психологи, крайне важно, чтобы в составе трудового коллектива были представители различных поколений, а также наблюдалось естественное замещение работников, позволяющее выстроить грамотную карьерную политику. Также по мере взросления постепенно изменяется экономическое поведение работников, накапливается производственный и жизненный опыт, складываются определенные корпоративные ценности.

Можно выделить следующие возрастные группы, накладывающие определенную специфику на экономическое поведение работников: 16–24 года – юность; 24–44 года – зрелость; 45–59 лет – поздняя зрелость. Также вычленяют ранние – 16–39 лет и поздние трудоспособные возраста – 40–60 лет.

В настоящее время грамотная концепция формирования возрастных параметров трудового коллектива является задачей не только тактического, но и стратегического характера, решение которой позволяет повысить результативность производственных процессов. Особенно эго проявляется при рассмотрении стадий развития работников, к которым принято относить:

  • 1) предварительный этап, включающий учебу в школе и получение профессионального образования, обычно продолжающийся до 25 лет;
  • 2) этап становления, охватывающий освоение выбранной профессии, приобретение трудовых навыков и квалификации - 25–30 лет;
  • 3) этап продвижения, предполагающий процесс роста квалификации, продвижения по службе и накопления практического опыта – 30–40 лет;
  • 4) этап сохранения, отличающийся усилиями по укреплению достигнутых трудовых результатов, достижением пика квалификации, подъемом на новые служебные ступени и творчеством - 40–55 лет;
  • 5) этап завершения, связанный с кризисом карьеры, подготовке к завершению трудовой деятельности и пенсии – 55–65 лет.

В данном контексте для мониторинга состояния и изменений возрастного состава работников на предприятии целесообразно вычислять несколько традиционных показателей. В первую очередь к ним относятся средний, медианный и модальный возраста лиц, принимающих участие в производственных процессах. Средний возраст работников, который в зависимости от наличия исходных данных может рассчитываться по известным в статистике формулам средней арифметической простой или извещенной, позволяет судить об уровне молодости или старости трудового коллектива, а динамика данного индикатора отражает его временные трансформации. Глядя па значение и характер изменения (рост, снижение и т.п.) среднего возраста работников, можно принимать управленческие решения, ориентированные на осознанное воздействие на возрастное распределение рабочей силы. Важным дополнением здесь могут выступать медианный и модальный возраста работников. Первый отражает возраст работника, находящегося ровно посередине возрастного ряда распределения лиц, занятых на предприятии. А второй – наиболее часто встречающийся возраст работников. Вкупе со средним возрастом работников они позволяют более подробно охарактеризовать ситуацию, сложившуюся на предприятии с позиций возрастной структуры рабочей силы.

Уровень молодости или старости трудового коллектива также возможно охарактеризовать при помощи специальных коэффициентов:

где – коэффициент молодости трудового коллектива; – численность работников в возрасте до 30 лет;– общая численность персонала; – коэффициент старости трудового коллектива; – численность работников в возрасте 50 лет и старше.

С содержательной точки зрения коэффициент молодости трудового коллектива характеризует удельный вес молодых работников (в возрасте до 30 лет) в общей численности персонала, а коэффициент старости трудового коллектива – удельный вес возрастных работников (в возрасте 50 лет и старше) в общей численности персонала. Оба названных коэффициента, рассмотренные в статике и динамике, позволяют формулировать выводы о состоянии и изменениях возрастного распределения работников с позиций омоложения или старения трудового коллектива.

В управлении производственными процессами не последнее место занимает распределение людей в зависимости от семейного положения. Все работники подразделяются на лиц, состоящих и не состоящих в браке. Первые, в свою очередь, состоят из людей, находящихся в первом или повторном (втором, третьем и т.д.) браке. Вторые включают никогда не состоявших в браке (холостых и незамужних), разведенных, вдовых и разошедшихся (отличаются от разведенных тем, что не оформили юридически прекращение брачного союза). При организации и планировании различных аспектов производства следует четко осознавать, что экономическое поведение работников в определенной мере предопределяется их семейным положением. Например, индивиды, имеющие семью, детей и т.п., вынуждены обеспечивать им определенный уровень благосостояния, который вынуждает использовать своеобразные поведенческие стереотипы. При этом работодатели должны четко осознавать, что для работы, связанной с командировками, частыми разъездами по служебным делам лучше привлекать не только молодую, но и "свободную" в семейном отношении рабочую силу, так как женщины, имеющие детей, менее мобильны. Аналогично обстоит дело с привлечением работников для выполнения необходимых производственных функций в выходные и праздничные дни, сверхурочно, в связи с внезапно возникшей производственной необходимостью и т.п.

Мониторинг брачно-семейной структуры работников целесообразно строить на основе следующих важнейших показателей: численность и удельный вес лиц, проживающих в семьях, и одиноких; лиц, имеющих (в том числе с распределением по числу детей) и не имеющих детей. Отслеживание состояния и изменений в семейном положении работников позволяет более грамотно выстраивать кадровую политику, рационально и эффективно использовать потенциальные возможности рабочей силы с учетом индивидуальных особенностей.

Не менее важную роль в организации производственных процессов играет этническая и религиозная принадлежность работников. В отношении этнической принадлежности, расовых и национальных особенностей лиц, занятых на производстве, – следует придерживаться принципов толерантности. Нередко попытки отслеживать удельный вес работников конкретных рас и национальностей, а тем более регулировать их в тех или иных рамках вызывают массовые протесты общества. Однако в конкретных случаях при наборе работников и их расстановке по рабочим местам работодатели, безусловно, принимают во внимание тот факт, что представители отдельных этнических групп в большей или меньшей степени исторически тяготеют к выполнению работ, которые сложно обеспечить представителям других национальностей, не имеющих опыта и навыков, доставшихся им от предыдущих поколений (виноделы, рыбаки и т.п.).

Среди этнических характеристик особое место принадлежит языковой структуре работников, а точнее их распределению в зависимости от родного языка и владения другими языками, которые могут пригодиться в процессе производства. Прежде всего, участие в деятельности конкретного предприятия требует определенного уровня знания официального языка. Например, если уборщики, грузчики и другие подобные работники могут владеть языком, используемым на данной территории, на минимально приемлемом уровне (чтобы понимать и исполнять самые простейшие распоряжения руководства), то работники, связанные с делопроизводством, оформлением документов и т.п. должны знать официальный язык на достаточно высоком уровне. Следовательно, расстановка лиц, принятых на работу, по рабочим местам не может происходить без информации о языковой структуре работников. Но есть и такие вакансии, которые могут заполнить только лица, владеющие как родным, так и другими языками, позволяющими осуществлять международную деятельность и выполнять целый ряд других специфических функций.

При организации производственных процессов особняком стоит информация, связанная с религиозной принадлежностью работников. Прежде всего, исторический опыт доказывает, что представители различных религиозных конфессий не всегда способны находить между собой общий язык в процессе совместной реализации тех или иных задач. Поэтому при приеме на работу работодатель должен четко осознавать, что не все направления производственной деятельности согласуются с религиозными воззрениями людей, а поэтому необходимо крайне осторожно выстраивать стратегические цели, формулировать производственные задания, чтобы не задеть и не оскорбить чувства верующих. Отдельно стоит вопрос, связанный с организацией графика производства. Как известно, у разных религий есть свои праздники, некоторые из которых считаются очень важными и подразумевают необходимость предоставления выходных дней для выполнения религиозных обрядов. В этом случае любое игнорирование религиозных предпочтений может неблагоприятно сказаться на результатах производственных процессов. Причем если работодатель организует питание для своих сотрудников, то вопрос о блюдах тоже может иметь немаловажное значение, связанное с соблюдением религиозных обычаев.

Для мониторинга религиозного состава работников целесообразно использовать показатели численности и удельного веса лиц, занятых на производстве и исповедующих определенную религию. При этом следует ориентироваться на наиболее массовую религию, распространенную на данной территории, принимать во внимание то обстоятельство, что среди работников предприятия могут быть атеисты, а также лица, не желающие афишировать свои религиозные убеждения. Подобные условия вынуждают работодателя осторожно выстраивать механизмы управления производством, чтобы не вызвать любой напряженности, связанной с религиозными предпочтениями работников.

Социально-демографические характеристики имеют широкое применение. Они используются в продвижении товаров, изучении положения дел в государстве, формирования картины населения, а также для выделения отдельных групп людей.

Вводная информация

Социально-демографические характеристики позволяют выбирать целевые группы, с которыми будет осуществляться взаимодействие. Например, компании, долго присутствующие на рынке, изучили своего потребителя значительно лучше, чем любые нанятые консультанты и исследователи. Конечно, если они фиксировали полученные данные. Чему же уделяется внимание? Конкретные выбираемые социально-демографические характеристики зависят от преследуемых целей. Но среди них следует упомянуть те, что пользуются особенной популярностью. Это:

  • возраст;
  • география;
  • образование;
  • занятость;
  • профессиональный и семейный статусы;
  • дети;
  • род занятий.

Прежде, чем выбирать интересующие позиции, необходимо составить описание целевой группы. Впоследствии оно уточняется рядом параметров. Прежде, чем проводить изучение целевой группы, необходимо описать типичного представителя, опираясь на информацию, доступную в данный момент. Это может быть, как реальный, так и предполагаемый человек. Конечно, если приходиться изучать группу, то здесь без создания усредненного портрета никак не обойтись.

Как работать?

Когда используются социально-демографические показатели, то применяются они, как правило, по отношению к одной группе для того, чтобы составить усредненный портрет личности. Утверждающим, что можно легко составить универсальные портреты для всех людей, лучше не верить. Ведь применение таких данных весьма ограничено. Общие социально-демографические характеристики населения земли не позволят выделить целевую группу для предприятия, подсказать направление развития в будущем, оценить ситуацию в конкретном слое. Если интерес представляет несколько из них, то каждая должна исследоваться отдельно. При этом можно заметить, что часто информация дублируется. Поэтому, действительно, лучше концентрироваться исключительно на одной группе и прорабатывать ее до конца. Если кто-то не верит, то может убедиться в этом на практическом опыте.

Небольшой пример

Допустим, осуществляется деятельность в b2b-сегменте. В таком случае необходимо учитывать, что контакт предполагает наличие нескольких персонажей: подготавливающего решение, влияющего на его принятие и одобряющего/отклоняющего его. Каждая из этих ролей заслуживает отдельного внимания. Адекватно составленные социально-демографические характеристики личности позволяют значительно упростить и одновременно увеличить эффективность взаимодействия с ними. Причем, может быть и такое, что есть несколько людей, которые в одной компании играют конкретную роль. Несмотря на их количество, выработка универсальной стратегии позволяет спокойно взаимодействовать с ними, не беспокоясь о множестве рабочих моментов.

Как выделить целевую группу?

Порядок действий здесь следующий:

  1. Группа людей получает название.
  2. Внимание уделяется географии. Необходимо быть рациональным, просчитывать, хватает ли ресурсов, можно ли организовать снабжение.
  3. Пол - мужской, женский или оба.
  4. Возраст. Он совпадает с этапами жизненного пути. И цифры не всегда являются круглыми. Необходимо рассмотреть этот вопрос чрезвычайно внимательно. Так, при исследованиях часто указывают рамки, как-то 40-45 или 30-35 лет. Но вот школу оканчивают в 17-18, университет в 22 или 23, семью заводят в 20-33 года. Этому необходимо уделить существенное внимание.
  5. Образование. Он него зависит характер, место и результативность контакта.
  6. Занятость. Здесь различают студентов, домохозяек, неполную.
  7. Профессиональный статус. Описывает то, чем занимается человек. Примеры: не работал, начинающий, профессионал.
  8. Семейный статус. Он оказывает сильное влияние на потребление и принимаемые решения.
  9. Дети. Есть или нет. Часто также имеет значение их количество.
  10. Численность людей, подпадающая под выдвинутые характеристики. Чем большее количество критериев используется, тем меньше личностей будет им соответствовать. Поэтому имеет смысл использовать только то, что отличает целевую группу от тех, кто представляет малый интерес или вообще может быть проигнорирован.

Помощь для поиска причины

Социально-демографические характеристики могут успешно использоваться для того, чтобы упреждать многочисленные явления. Конечно, если будут соответствующие действия. Например, социально-демографическая характеристика личности преступников позволяет оценить то, в каких условиях они росли, что у них общего и множество других моментов, на которые следует обратить внимание и заняться их устранением. Хотя на первый взгляд это может показаться лишним, но именно так и осуществляется деятельность по упреждению возможных проблем. Например, установлено, что если не все хорошо со старшими членами семьи, то это же наследуют и их дети. Социально-демографическая характеристика осужденных позволяет разрабатывать эффективные программы, не позволяющие сходить на путь преступлений. И таких примеров великое множество.

Как же получать данные?

Можно обратиться к специализирующимся компаниям и приобрести у них исследование или даже заказать проведение нового. Как правило, они могут обеспечить хорошую экспертизу, равно как и выделить целевую группу. Но исследования такого рода являются делом дорогим и долгим. Оно занимает несколько месяцев, а также требует затрат нескольких сотен тысяч или даже миллионов рублей. Хотя есть и более дешевый способ, можно изучить вопрос в Интернете, посмотреть открытые статистические данные и энциклопедии. Не нужно гнаться за математической точностью. Для того чтобы оценить ситуацию, достаточно и примерных цифр. Важным в этом деле является процесс подсчета аудитории. Это необходимо для того, чтобы оценивать количество людей, задействованных в принятии решений о приобретении продуктов.

Еще один пример

Давайте представим, что мы является государственным служащими, которые получили задачу изучить вопросы народонаселения. При этом для нас интерес представляет ожидаемая продолжительность жизни, а также международные сведения для проведения сопоставления. Каждый из этих социально-демографических показателей позволит получить представление о положении в конкретной сфере. Например, возьмем ожидаемую продолжительность жизни. Этот параметр показывает, сколько предстоит прожить человеку при условии, что на протяжении его поколения смертность останется на уровне года, в котором был вычислен показатель. Он является наиболее адекватным обобщающим параметром смертности. Исходя из этого, можно строить пенсионную политику и множество иных. Например, показатель ожидаемой продолжительного жизни населения (то есть и мужчин, и женщин) возрос за двадцать лет (с 1990 по 2011 год) на 0,64 года. Если посмотреть официальные данные, то можно заметить три основные волны: сокращение к 1994 г., рост к 1998 г., затем повторение цикла в 2003 и 2007 гг., а также в 2008 и 2009-2011 гг. Так, первую волну можно объяснить следствием переходного периода, вторую - выходом после дефолта 98-го года, третью - мировым финансово-экономическим кризисом.

И это все?

Далеко не так. За два десятилетия получила размах региональная асимметрия. То есть, разница между максимальным и минимальным значением. И разница между ними или сохранилась, или даже выросла. Это говорит о том, что не удается достичь равномерного развития всей страны. Это делает некоторые местности менее привлекательными для проживания. Следует отметить, что, несмотря на это, даже в самых проблемных регионах фиксировали, что тренд снижения величины долголетия сменился на рост. Считается, что это заслуга повышения качества сферы здравоохранения, что, возможно, благодаря комплектации персоналом, медицинским оборудованием и лекарствами. Хотя есть и определенные искривления. Так, к примеру, отмечают, что социально-демографическая характеристика района Северного Кавказа является делом проблематичным в силу частых фальсификаций. Например, в плане долгожительства или рождаемости. Находится большое число людей, которые считают, что эти показатели завышены.

И какая ситуация по регионам?

Это зависит от целой группы факторов:

  1. Природно-климатических. Например, можно вспомнить печально известный северо-восточный градиент смертности.
  2. Экономических. Это доступность и качество медицинской помощи, и уровень жизни населения.
  3. Социальных. К таковым относят характер труда, уровень образования, брачный статус, нормы поведения, распространенность вредных привычек.

К примеру, средний возраст по регионам колеблется в диапазоне более десятка лет! А ведь это одна страна. При этом, чем южнее, тем, как правило, показатели лучше. Эксперты считают, что это обусловлено более мягким климатом, невысоким уровнем употребления алкоголя. Хотя есть и отклонения. Так, выделяется из общей картины Москва и Санкт-Петербург. Считается, что это благодаря более высоким доходам, лучшему образованию и качественной медицине.

Решение проблем на примере демографии

Российская Федерация сформировалась и существует за счет мощного стержня - комбинации славянского и финно-угорского населения, получившего этническое обозначение «русские». Но есть существенная проблема - его численность безостановочно падает. Даже в самый лучший год этого десятилетия, когда наблюдался прирост населения по стране, оно уменьшилось на 136 тысяч людей. После того как дана социально-демографическая характеристика семьи для данной группы населения, можно отметить в первую очередь:

  1. Невысокий уровень рождаемости. Как правило, в семьях есть по одному или двое детей. Много бездетных (таковых около 20% от общей численности).
  2. Большое количество людей, которые не заводят семьи.
  3. Колебания в размере поколений.

Исходя из третьего пункта, была проведена социально-демографическая характеристика молодежи. И здесь открываются печальные перспективы: сейчас набирает обороты влияние ситуации, произошедшей в девяностых годах. Учитывая влияние послевоенного бума рождаемости, чтобы компенсировать потери населения, которое сейчас массово умирает, необходимо обеспечить рождаемость не просто на уровне воспроизводства (2,15-2,3 ребенка на одну женщину), но и подстегнуть едва ли не к показателю в три ребенка. Что, по существу, обозначает увеличение, чуть ли не в два раза. Причем это все не упирается исключительно в одно желание иметь детей. Необходимо обеспечить места в роддомах, детских садах, школах и так далее.

Заключение

Неважно, что изучается - социально-демографические характеристики потребителей для предприятия или проблемы народонаселения всей страны. Если сформирован адекватный подход, то получить интересующие данные не составит труда. А как их использовать - это отдельный разговор. Следует помнить, что социально-демографические характеристики только позволяют сформировать основу для принятия решений. Какие они будут, зависит от руководящего состава.

К демографическим характеристикам относятся следующие показатели: пол, возраст индивида, социальный статус, уровень дохода. В свою очередь, демографические характеристики подразделяются на внутренние (пол, расовая и этическая принадлежность, возраст человека) и внешние (образованность, социально-экономический статус).

Демографические характеристики также подразделяются на:

· временные (социально-экономический статус)

· постоянные (пол, место рождения человека, дата рождения)

Рассмотрим более подробно ключевые демографические характеристики – пол и возраст.

В общепризнанном смысле, такое понятие, как «пол» обозначает физиологическую характеристику человека, согласно которому все люди на Земле подразделяются на мужчин и женщин. Однако, психологи отдают предпочтение термину «гендер», который определяет, что значительные отличия между мужчиной и женщиной обусловлены и созданы культурой.

Гендерные различия определены социальными нормами.

Социальные нормы – это образцы поведения, правила, определяющие поведение индивида в обществе. Психологи считают, что причины гендерных отличий необходимо искать в социальных нормах, которые приписывают людям разнообразные модели поведения в зависимости от их биологического пола. К примеру, вследствие того, что от женщин ожидают добродушия, снисходительности, компромиссных решений, они переносят этот стиль на рабочие отношения, и наоборот, мужчины оправдывают ожидания авторитарного, бескомпромиссного и соревновательного поведения.

Гендерные роли – комплекс норм, ожидаемых образцов поведения для мужчин и женщин. Социальные нормы укрепляются в нашем сознании посредством телевидения, радио, СМИ и пр. В случае отклонения от стандартных, принятых обществом стереотипов поведения, так называемого гендерно-ролевого поведения, индивид испытывает осуждение со стороны общества.

Обобщая исследования как отечественных, так и зарубежных авторов, можно сделать следующие выводы:



Ø И мужчины, и женщины стремятся получить одобрение со стороны социума за поведение, которое отвечает требованиям своей традиционной гендерной роли.

Ø Наиболее важным для мужчин является предоставление возможностей для карьерного роста, высокооплачиваемая работа, возможность повышения квалификации. Успех для них значит больше, чем качество жизни.

Ø Наиболее значимыми факторами для женщины, являются: дружный коллектив, тёплая атмосфера, стабильность, благоприятные условия труда, доверительные отношения с руководством, коллегами. Качество жизни является более значимым, чем профессиональный успех.

Ø В предпринимательстве женщины зависимы от других людей, в связи с чем, их взгляды, методы, этичность бизнеса, в значительной мере обуславливаются нравственными нормами.

Ø Социальная ответственность у женщин в бизнесе находится на более высоком уровне, чем у мужчин. Прежде всего, женщины, ориентированы на любовь к человеку, уважению человеческой личности, на благотворительность.

Вместе с этим рассматриваются общие характеристики так называемых женских и мужских организационных культур. Там, где преобладает женская ценность, предпочитают в качестве лучшего средства групповую интеграцию, в мужской культуре ставка делается на индивидуальные усилия. От данного параметра культуры зависят и способы разрешения конфликтов. В «мужских» организациях конфликт носит характер открытого и жесткого противостояния, которое, как правило, доводится до логического конца, тогда как в «женских» организациях он чаще носит скрытый, латентный характер и его урегулирование осуществляется не силовыми методами, а в процессе дискуссий, переговоров. В мужской организационной культуре доминирует стремление быть первым, в женской - стремление быть обычным. Мужским источником власти является статус, женским - личные отношения. При решении проблем и принятии решений в мужской организационной культуре типична вера в силу индивидуальных решений; важны решительность и жесткость, в женской - внимание ко мнениям других, интуиция и достижение консенсуса.

Некоторые ученые предполагают, что присутствуют лишь несущественные отличия между мужчинами и женщинам, влияющие на качественное выполнение работы. Иными словами, мужчины и женщины не демонстрируют каких-либо связанных с полом различий в отношении способностей решать проблемы, аналитических навыков, побуждений к конкуренции, мотивации, способности к обучению или коммуникабельности. Однако женщины более конформны, и у них слабее, чем у мужчин, выражены ожидания успеха.

Возраст

Выделяют три вида возраста:

· хронологический – отражает фактический возраст человека, исчисляемый с даты его рождения;

· биологический – отражает степень физической изношенности организма;

· психологический – отражает умственный возраст (IQ), социальную зрелость (SQ), эмоциональную зрелость (EQ).

Формирование и развитие психических функций носит неравномерный характер.

Статистика интеллектуального развития человека:

1. Оптимум развития интеллектуальных функций приходится на 18-20 лет. Если принять логическую способность 20-летнего человека за 100%, то в 30 лет она будет 96%, а в 40 лет – 87%, в 50 лет – 80%, а в 60 лет – 75% от эталона.

2. Практическое мышление имеет самые высокие показатели в возрасте 31-32 года, и 34-35 лет.

3. Подлинная когнитивная зрелость (обязательность и ответственность) наступает в период средней зрелости (после 30 лет), когда человек становится автономным и обретает способность справляться с противоречиями и неопределенностью своего жизненного опыта. Это происходит тогда, когда человек обретает навыки самостоятельного принятия решений.

4. Гибкость и быстрота мышления уменьшаются в период средней и поздней зрелости (после 40-60 лет).

5. Объем, переключение и избирательность внимания нарастают с 18 до 33 лет (пик – 27-33 лет), после 34 – снижаются.

6. Пик интеграции мыслительных процессов приходится на возраст 20-40 лет.

Любой возрастной период включает в себя специфику поведения личности индивида в организации, которую обязаны учитывать руководители. С каждым прожитым годом, индивид становится умнее, опытнее, происходит установление стереотипов, ценностей, формирование умений и навыков. Все это приводит к тому, что скорость получения новых знаний снижается. Сохранность работоспособности индивида с возрастом зависит от желания сотрудника постоянно совершенствовать свои знания, умения и навыки, повышать свою квалификацию.

Рассматривая отличия между людьми в обыденной жизни, необходимо, в первую очередь, акцентировать внимание на демографических характеристиках. Они играют важную роль при устройстве на работу, рассмотрении условий работы с целью формирования адекватной реакции на потребности и запросы кандидатов. Тем не менее, демографические различия зачастую ведут к неверной оценке потенциала будущего сотрудника. Менеджеру по подбору персонала важно всегда не забывать о том, что принимая к сведению только демографические характеристики, нельзя со 100% уверенностью решить, подходит кандидат для данной работы, или же нет. Система ценностей человека, его рассуждения, мнения, компетентность, черты характера – вот те самые факторы, которые следует учитывать кадровым работникам.

Компетентность

Компетентность – соответствующие умения, знания, навыки, накопленный опыт в той или иной области, которые необходимы индивиду в работе. Компетентность состоит из склонностей и способностей.

Склонности - это возможности человека научиться чему-либо.

Способности – свойства индивида, которые могут быть врожденными или приобретенными в процессе обучения, являются обязательным условием для успешного осуществления определённого рода деятельности.

Виды способностей:

· Общие способности (интеллект человека, инициативность, креативность, эрудиция, способность воспринимать, усваивать и накапливать знания, опыт, а также умения и навыки)

· Специальные (умственные, творческие, музыкальные, литературные, художественно-изобразительные, физические, математические и пр.)

Способности и усилия, которые прилагает в процессе трудовой деятельности сотрудник, представляют из себя основополагающие факторы, определяющие его поведение и эффективность работы.

Компетентность – важный показатель для любого работодателя. После того, когда индивид с набором необходимых характеристик прошёл отбор, применение разнообразных методик обучения, тренингов, мастер-классов, семинаров позволяет усовершенствовать и развить необходимые навыки. Развитие способностей – полезный и важный вклад в человеческие ресурсы. Компетентность способствует формированию уверенности в сотруднике, как в специалисте, профессионале своего дела. Сотрудник, который ощущает собственную компетентность в рабочих моментах, всегда трудится более плодотворно.

Личностные черты

На сегодняшний день существует значительное количество характеристик, которые описывают поведение индивида. Часть из них применяется в исследованиях организационного поведения.

В соответствии с одним из подходов к рассмотрению личностных черт, принятым в ОП, их подразделяют на социальные черты , личные концептуальные черты и черты эмоциональной устойчивости , а затем рассматривают, каким образом осуществляется динамическое взаимодействие этих категорий.

Социальные черты

Социальные черты – характеристики личности индивида, которые приобрел человек в процессе своего социального развития. Эти черты отражают то, каким образом человек выглядит в глазах окружающих в разнообразной социальной обстановке.

Известный психиатр, К.Г. Юнг, основоположник направлений в психологии отмечал, что каждый человек появляется на свет с «целостным личностным эскизом». Ученый считал, что «окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено». Стиль решения проблем , исходя из работ К. Юнга, известного психолога, является одним из параметров социальных черт. Он отражает способ, с помощью которого человек производит сбор и оценку информации при решении проблемы и принятии решения.

Одним из инструментов измерения социальных черт является шкала Майерс-Бриггс (Myers-Briggs Type Indicator – MBTI), созданная на базе научных работ К. Юнга.

Шкала Майерс-Бриггс включает четыре шкалы предпочтений, которые характеризуют как человек: 1) восстанавливаети пополняет свою энергию; 2) собирает информацию 3) принимает решения; 4) какой образ жизни предпочитает (таблица 2.4.1).

Табл. 2.4.1. Характеристики четырех шкал предпочтений

Восстановление энергии
ЭКСТРАВЕРТ (Е) Отдает предпочтение получать необходимую энергию из внешнего мира (людей, занятий, вещей) ИНТРОВЕРТ (I) Отдает предпочтение получать необходимую энергию из своего внутреннего мира (мыслей, чувств, эмоций)
Сбор информации
ЧЕЛОВЕК СЕНСОРНОГО ТИПА (S) Получает информацию посредством пяти органов чувств. Обращает внимание, прежде всего, на реальное. ЧЕЛОВЕК ИНТУИТИВНОГО ТИПА (N) Получает информацию посредством «шестого чувства» и обращает внимание на возможности.
Принятие решений
ЧЕЛОВЕК АНАЛИТИЧЕСКОГО ТИПА (Т) Принимает решения «головой», основываясь на логике. ЧЕЛОВЕК ЧУВСТВЕННОГО ТИПА (F) Принимает решения «сердцем», основываясь на своих личных ценностях и представлениях.
Образ жизни
ЧЕЛОВЕК РЕШАЮЩЕГО ТИПА (J) Предпочитает упорядоченный и распланированный образ жизни. ЧЕЛОВЕК ВОСПРИНИМАЮЩЕГО ТИПА (Р) Предпочитает спонтанный и гибкий образ жизни.

На базе данных четырех шкал выделяют 16 типов личности (см. Приложение № 1 Тест MBTI).

При сочетании 2й и 3й шкалы предпочтений (сбор информации и принятие решений) мы получаем четыре стиля решения проблем: сенсорно-чувственный (SF), интуитивно-чувственный (NF), сенсорно-аналитический (ST) и интуитивно-аналитический (NT).

Исследования говорят о том, что существует взаимосвязь типа человека и типа предпочитаемых им решений. Например, ST (сенсорно-аналитический тип) предпочитает аналитические стратегии, которые делают акцент на деталях и процедурах. NF (интуитивно-чувственный тип) отдает предпочтение интуитивным стратегиям, делающим основной упор на общем подходе и соответствии. Не удивительно, что люди смешанного типа выбирают и аналитические и интуитивные стратегии. Результаты других исследований указывают на то, что люди аналитического типа обладают более сильной мотивацией, чем представители чувственного типа, и что индивиды сенсорного типа, как правило, больше удовлетворены работой, чем люди интуитивного типа. Все эти факты позволяют сделать предположение о том, что существует огромное количество базовых отличий между различными стилями решения проблем, что подчеркивает важность соответствия стиля требованиям к обработке и оценке информации в процессе выполнения задания.

Демографические характеристики

В процессе медиапланирования демографические характеристики применяются весьма широко. Это связано с тем, что именно ими определяются особенности поведения потребителей. Они не только оказывают большое влияние на потребительское (в том числе потребление тех или иных медиапродуктов) поведение, но также являются довольно доступным типом информации, необходимой для создания эффективного рекламного сообщения.

Кроме того, демографические данные вполне доступны компаниям. Часто для их получения не требуется больших инвестиций. Нередко необходимые данные содержатся в открытых результатах уже проведенных исследований.

При использовании демографических данных важно понимать, что отдельные характеристики взаимосвязаны. Образование, безусловно, влияет на род занятий. От рода занятий и образования зависит уровень доходов. При этом следует заметить, что выделение в отдельную группу по некоторым демографическим характеристикам не обеспечивает полной однородности группы людей. Так, например, имеющие высшее образование заметно отличаются по уровню доходов.

В группу демографических характеристик входят:

Возраст;

Местожительство;

Национальность;

Конфессиональная принадлежность;

Состав и жизненный цикл семьи.

Возраст

Для разных возрастных категорий характерны различные потребности, интересы и возможности. Так, молодежь активно интересуется модой, развлечениями, образованием. Желания подрастающего поколения более пластичны, чем у людей старшего возраста. Поэтому у данной возрастной группы легче выработать новые потребительские привычки. По некоторым данным, подростки запоминают и опознают рекламу, а также конкретные бренды значительно лучше, чем взрослые. Молодые люди любят покупать, но очень часто не имеют средств.

Люди среднего возраста, как правило, имеют средства и активно тратят их на себя и семью. Обычно интересуются недвижимостью, автомобилями, финансовыми услугами.

Люди старшего возраста ограничены в средствах. Они предпочитают экономную покупательскую политику. Пожилые люди проявляют большой интерес к лекарствам.

Число людей в возрастной группе на определенном географическом рынке может указывать на то, какие объемы товаров определенных типов будут потребляться в настоящее время и в будущем.

Пол во многом определяет поведение человека, его жизненные приоритеты. Например, для американских мужчин не так давно были свойственны следующие жизненные интересы.

Наибольшие:

2. автомобили;

3. кино, радио, развлечения.

Наименьшие:

1. мода и одежда;

2. общественные мероприятия;

3. домашняя обстановка и оборудование.

У американских женщин того же времени картина жизненных интересов выглядела по-другому.

Наибольшие:

1. религиозная и церковная деятельность;

2. приготовление пищи;

3. ведение домашнего хозяйства.

Наименьшие:

1. политика;

2. общественные мероприятия;

3. бизнес и финансы.

Все это, в общем, подтверждало известные немецкие «три К» («Kinder, Kuсhe, Kirche» – дети, кухня, церковь) как основные интересы женщин.

Делая покупки, женщины более проницательны, чем мужчины. Прежде чем купить что-либо, они исследуют много продуктов, принимают во внимание несколько факторов. При этом, находясь в магазине, женщины производят больше непредусмотренных покупок, чем мужчины.

В большинстве случаев «слабый» пол «контролирует» семейные доходы и расходы. Именно женщины совершают покупки для себя и своих домашних. В США, например, на долю женщин приходится 85% всех розничных покупок. Но не зря говорят, что почти за каждой женщиной стоит мужчина – он задает параметры покупательской политики.

Интересно, что «слабый» пол приобретает в 11 раз больше предметов для «сильного» пола, чем «сильный» пол – для «слабого». Женщины чаще покупают свадебные подарки, а мужчины – рождественские. Женщины в два раза чаще покупают вместе со своими мужьями для них разного рода предметы, чем наоборот.

В большинстве случаев женщины руководствуются эмоциями, мужчины – рациональными мотивами. И несмотря на огромные перемены в общественной жизни, в большинстве своем мужчины и женщины по-прежнему «играют» свои гендерные и социальные роли. Мужчина – добытчик, защитник. Женщина – хранительница очага, воспитатель детей.

Местожительство

Маркетологи и рекламисты часто применяют сегментирование рынка и аудитории по географическому (также являющемуся типологическим для многих СМИ) признаку. Образ жизни и потребительское поведение людей в немалой степени зависят от их места жительства. Многие исследования доказывают, что существует связь между географическим регионом и особенностями культуры, ценностными, поведенческими установками, предпочтениями и пр.

Регион, количество и плотность населения, климат и рельеф местности – это те критерии, которые чаще всего применяются при сегментировании по географическому признаку. Азбучной истиной является то, что непросто продавать морозильники жителям Крайнего Севера или обогреватели – африканцам, но данный тип закономерностей крайне важен и применим даже в рамках небольших по территориальному охвату рекламных акций. Жители сел и мегаполисов по многим параметрам покупательских предпочтений больше отличаются друг от друга, нежели крупных городов на разных континентах.

Национальность

В некоторых случаях (особенно в рекламе определенных видов продуктов питания, развлечений) большое значение приобретают такие показатели, как национальная, конфессиональная и расовая принадлежность потенциальной потребительской группы (существуют специализированные СМИ, ориентированные на определенные национальные или религиозные сообщества).

Известно, что южане более эмоциональны, чем северяне. Американцы, например, любят на завтрак пить апельсиновый сок, а французы – нет. Итальянцы предпочитают гамбургерам пиццу, а в Болгарии практически все население каждый день ест йогурт, который здесь называют «кисело мляко», можно привести и другие примеры.

Образы и выражения, которые могут быть спокойно или даже восторженно приняты одной частью аудитории, могут вызвать крайне отрицательную реакцию у другой части.

Поведению представителей различных стран и национальностей посвящено немало исследований. Большая их часть указывает на корреляцию «между потреблением телевизионной информации и культурной средой. Большинство исследований обнаружило факт культивации установок по отношению к насилию, ценностям, социальным стереотипам и другим явлениям, соотносящимся с искаженными образами реальности, представленными телевидением. В фокус исследований, занимающихся культивационным анализом, среди прочих попали такие страны, как Швеция (Reimer & Rosengren, 1990) , Аргентина (Morgan & Shanahan, 1995) и Япония (Saito, 1991). В Австралии С. Пингри и Р. Хокинс (Pingree & Hawkins, 198I) обнаружили, что студенты, которые много смотрят телевизор и при этом от дают предпочтение американским телепрограммам, более склонны считать Австралию не благополучной, опасной страной. Исследования, проведенные в Корее, показали, что кореянки, которые регулярно и подолгу смотрят американские телепередачи, более либеральны во взглядах на брак, стиль одежды и музыку, но мужчины-корейцы, которые про водят перед экраном столько же времени, поддерживали традиционные национальные ценности и выражали враждебность по отношению к США (Rang & Morgan, 1988) ». Не менее интересны данные исследований, посвященных расовым особенностям. Так, большинство белых детей «предпочитает смотреть по телевизору программы, насыщенные действием, драками и приключениями, шоу, где очень много жестокости и насилия (Eastman & Liss, 1980 )». В одном из обозрений говорится, что цветная детская аудитория:

1. отличается от белых особыми предпочтениями в выборе телевизионных программ;

2. имеет особую установку по отношению к телевидению и другим массмедиа;

3. склонна копировать поведение персонажей – представителей соответствующих этнических меньшинств;

4. обучается при помощи телевизора и использует полученную информацию как важный источник обучения и руководства к действию (Comstock & Cobbey, 1979)

Во втором обозрении отмечается следующее.

…Чернокожая аудитория очень сильно доверяет телевизионной информации, в том числе информации о самой себе.

…Чернокожих можно назвать основными потребителями телевизионной продукции (более всего они предпочитают шоу с чернокожими персонажами и почти не смотрят новости и программы, посвященные общественным делам).

…Чернокожие дети очень часто не могут разграничить телевизионную фантазию и реальность. Они склонны обучаться поведению, наблюдая за персонажами, и легко поддаются влиянию рекламных обещаний (Poindexter & Stroman, 1981) . Афро-американцы склонны проводить перед телевизором больше времени, чем белые… Данные медиаисследований A. C. Nielsen Corp (Nielsen Media Research, 1988) показали, что в чернокожих семьях телевизор еженедельно смотрят на 23 часа больше, чем в белых. Согласно Дж. Брауну и Л. Фишеру (Brown, Campbell & Fisher, 1986) , чернокожие подростки еженедельно смотрят телевизор на пять-шесть часов больше, чем белые подростки. В других исследованиях было выявлено, что чернокожие мальчики и девочки в возрасте от 12 до 14 лет ежедневно смотрят телевизор на два часа больше, чем их белые ровесники (Brawn, Bauman, Lentz & Koch, 1987; Greenberg & Heeter, 1987; Greenberg & Linsangan, 1993).

В целом в США «белая и цветная аудитории используют медиа по-разному и для различных целей. Они также отличаются в своем отношении к медиаизображению как собственной, так и других этнических групп. Зрители предпочитают видеть в СМИ, особенно по телевизору, людей одного с ними цвета кожи. Этим персонажам они больше симпатизируют, верят им и охотнее отождествляют себя с ними. Чернокожие зрители склонны проводить перед телевизором больше времени, чем белые».

Религия

Несмотря на ослабление роли религии в жизни современного прогрессивного общества, ее влияние нельзя не учитывать. Религиозные ритуалы предполагают специфическое поведение в дни религиозных праздников: не работать, покупать и потреблять специфические продукты. К исповедующим определенную религию можно обращаться, используя (в меру) соответствующие религиозные символы, мотивы. Важно и то, что даже косвенное упоминание чужой религии может настроить покупателей-«иноверцев» против товара или услуги.

Состав и жизненный цикл семьи

Состав и жизненный цикл семьи – другой важный показатель, он позволяет получить более однородные сегменты рынка потребителей. Связь между интересами и поведением человека, с одной стороны, и жизненным этапом, на котором он находится, с другой, во многих аспектах оказывается значительно сильнее, нежели другие демографические признаки. Соответственно, и реклама, учитывающая семейный статус, более эффективна. Например, одежда для детей одинаково необходима любой матери с младенцем, независимо от ее возраста, образования и общественного положения.

Домохозяйство может состоять из разного количества людей. В наши дни все чаще встречаются семьи из двух или даже из одного человека, но еще не стали исключением и «традиционные» семьи, где под одной крышей живет несколько поколений. Например, для рекламы ряда продуктов питания это имеет большое значение – разные домохозяйства нуждаются в разных объемах и упаковках пищевых товаров.

Жизненный цикл семьи еще называют последовательностью важных этапов в жизни взрослого человека. Это понятие включает в себя семейное положение, возраст, наличие и возраст детей. По жизненному циклу людей обычно классифицируют следующим образом:

Одинокий молодой человек (мужчина или женщина), живущий отдельно от родителей;

Молодая семья без детей;

Молодая семья с детьми, младшему из которых меньше 6 лет;

Молодая семья с детьми, младшему из которых больше 6 лет;

Супруги (старше 45 лет) с детьми;

Супруги, дети которых уже покинули родной дом;

Одинокий пожилой человек (мужчина или женщина).

Соответственно, покупательское поведение на разных этапах жизненного цикла семьи определяется ее насущными потребностями. Сначала покупаются модные вещи, аксессуары для работы, затем лекарства и принадлежности для детей, недвижимость, мебель, бытовая техника, автомобиль и другое.

Из книги Потребительская лояльность: Механизмы повторной покупки автора Дымшиц Михаил Наумович

3.4. Основные социально-демографические характеристики, влияющие на выбор и лояльность к брендам Кроме пола и возраста, влияющих на структуру потребления в силу биологических факторов, на российском рынке также значимым фактором является принадлежность к поколениям в

Из книги Практика рекламного текста автора Назайкин Александр

Из книги Медиапланирование на 100 автора Назайкин Александр

Из книги Анатомия сарафанного маркетинга автора Розен Эмануил

Демографические особенности Различие в телесмотрении между взрослыми и молодежью, мужчинами и женщинами, высоко– и малообразованными проявляется более всего в будни. По выходным дням «общение» с телевизором часто приобретает групповой характер. Особенно это

Из книги Управленческая элита. Как мы ее отбираем и готовим автора Тарасов Владимир Константинович

Из книги Google AdWords. Исчерпывающее руководство автора Геддс Брэд

Из книги Как продавать продукты трудного выбора автора Репьев Александр Павлович

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

Из книги Реклама. Принципы и практика автора Уэллс Уильям

Из книги HR в борьбе за конкурентное преимущество автора Брокбэнк Уэйн

6.3.9 Демографические процессы Если на поле боя люди погибают, то они должны и рождаться, иначе бизнес-лагерь опустеет.Родиться заново участник может не иначе, как в конкретной семье. Дело в том, что новорожденный не имеет ни имени, ни игровой собственности, ни денег, ни, тем

Демографические характеристики Из книги автора