Введение........................................................................................................... 2

1. Ценности в жизни человека и общества..................................................... 3

1.1 Понятие ценности и ее характеристика. Ценности и оценки................... 3

2. Классификация ценностей........................................................................... 7

2.1 Ценностные ориентации и их социальная обусловленность................... 7

3. Ценностные ориентации личности............................................................ 13

Заключение.................................................................................................... 16

Список литературы....................................................................................... 17


Введение

Ценности занимают важнейшее место в жизни человека и общества, так как именно ценности характеризуют собственно человеческий образ жизни, уровень выделения человека из животного мира.

Особую значимость проблема ценностей приобретает в переходные периоды общественного развития, когда кардинальные социальные преобразования ведут к резкой смене существовавших в нем систем ценностей, тем самым ставя людей перед дилеммой: либо сохранять устоявшиеся, привычные ценности, либо приспосабливаться к новым, которые широко предлагаются, даже навязываются представителями различных партий, общественных и религиозных организаций, движений.

Поэтому вопросы: что такое ценности; каково соотношение ценности и оценки; какие ценности являются для человека главными, а какие второстепенными - являются сегодня жизненно важными.


1. Ценности в жизни человека и общества

1.1 Понятие ценности и ее общая характеристика. Ценности и оценки

Рассмотрим в самых крупных чертах проблематику общей теории ценностей и ее наиболее важные категории. Прежде всего, разберемся в смысле основного понятия данной теории - категории ценность. Этимологический смысл этого слова весьма прост и вполне соответствует самому термину: ценность есть то, что люди ценят. Это могут быть и предметы или вещи, и явления природы, и общественные явления, и человеческие поступки, и явления культуры . Однако содержание понятия «ценность», его природа не такие уж простые, как это может показаться с позиции обыденного сознания.

В чем же философский смысл понятия «ценность»?

1. Ценность социальна по своей сути и имеет объектно-субъектный характер.

Известно, что там, где нет общества, нет и оснований говорить о существовании ценностей. Ведь сами по себе вещи, события без их связи с человеком, с жизнью социума не имеют отношения к ценностям. Таким образом, ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Это относится не только к очеловеченной природе, т. е. ко всей цивилизации в многообразии ее проявлений, но даже к многочисленным природным объектам. Например, атмосфера, содержащая кислород, существовала на Земле задолго до появления человека, однако лишь с возникновением человеческого общества стало возможно говорить об огромной ценности атмосферы для жизни людей.

2. Ценность возникает в ходе практической деятельности человека.

Любая деятельность человека начинается с определения цели, достижению которой и будет посвящена эта деятельность. Цель - это представление человека о конечном результате деятельности, достижение которой позволило бы индивиду удовлетворить какие-то свои потребности. Таким образом, уже изначально индивид относится к предполагаемому результату своей деятельности как к ценности. Поэтому человек и сам процессдеятельности, направленный на достижение результата, рассматривает как значимый, ценностный для него.

Конечно, не все результаты и не всякой человеческой деятельности становятся ценностями, а только те, которые являются социально значимыми, отвечающими общественным потребностям и интересам людей. Причем сюда относятся не только вещи но и идеи, отношения, способы деятельности. Мы ценим и материальные блага, и доброту человеческих поступков, и справедливость государственных законов, и красоту мира, и величие разума, и полноту чувств, и многое другое.

3. Понятие «ценность» необходимо отличать от понятия «значимость».

Ценность соотносится с понятием «значимость», однако не тождественна ему. Значимость характеризует степень интенсивности, напряженности ценностного отношения. Что-то нас трогает больше, что-то меньше, что-то оставляет безразличными. Более того, значимость может иметь характер не только ценности, но и «антиценности», т. е. вреда. Зло, социальная несправедливость, войны, преступления и болезни имеют большую значимость для общества и личности, но эти явления не принято называть ценностями.

Следовательно, понятие «значимость» более широкое, чем «ценность». Ценность - это положительная значимость. Явления, играющие отрицательную роль в общественном развитии, могут интерпретироваться как отрицательные значимости. Итак, ценность - это не всякая значимость, а лишь та, которая играет положительную роль в жизни человека, его объединений или общества в целом.

4. Всякая ценность характеризуется двумя свойствами: функциональным значением и личностным смыслом.

Что это за свойства? Функциональное значение ценности - это совокупность общественно значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценными в данном обществе. Например, для какой-либо идеи характерно определенное информационное содержание и степень его достоверности.

Личностный смысл ценности - это ее отношение к потребностям человека. Личностный смысл ценности, с одной стороны, определяется объектом, выполняющим функции ценности, а с другой стороны, зависит от самого человека. Постигая смысл вещи, человек исходит не из своей чисто природной потребности в ней, а из потребности, воспитанной обществом, к которому он принадлежит, т. е. из родовой общественной потребности. Он как бы смотрит на вещь глазами других людей, общества и видит в ней то, что имеет значение для его жизни в рамках этого общества. Человек как существо родовое ищет в вещах их родовую сущность, идею вещи, которая и выступает для него смыслом.

В то же время следует отметить, что смысл ценностей для людей неоднозначен, он зависит от их положения в обществе и решаемых ими задач. Например, личный автомобиль может быть средством передвижения и престижным предметом, который в таком случае важен как объект обладания, создающий владельцу определенную репутацию в глазах других людей, или средством получения дополнительного заработка и т. п. Во всех этих случаях один и тот же предмет связан с различными потребностями.

5. Ценности по природе своей объективны.

Это положение может вызвать возражение. Ведь ранее отмечалось, что там, где нет субъекта, бессмысленно говорить о ценности. Ценность зависит от человека, его чувств, желаний, эмоций, т. е. рассматривается как нечто субъективное. Кроме того, для индивида вещь утрачивает ценность, как только она перестает интересовать его, служить удовлетворению его потребностей. Иными словами, вне субъекта, вне связи вещи с его потребностями, желаниями, интересами ценности быть не может.

И, тем не менее, субъективизация ценности, превращение ее в нечто односторонне зависимое от сознания человека неоправданны. Ценность, как и значимость вообще, объективна, и это ее свойство коренится в предметно-практической деятельности субъекта. Именно в процессе такой деятельности и формируются у людей специфически ценностные отношения к окружающему миру. Иначе говоря, предметно-практическая деятельность - основа того, что вещи, предметы окружающего мира, сами люди, их отношения обретают для человека, общества определенное объективное значение, т. е. ценность.

Таким образом, ценность - это объективная значимость многообразных компонентов действительности, содержание которых определяется потребностями и интересами субъектов общества. Отношение к ценностям - это ценностное отношение.


2. Классификация ценностей

2.1 Ценностные ориентации и их социальная обусловленность

В окружающей действительности мало явлений, безразличных для людей, явлений, к которым они не выражают никакого ценностного отношения. Поэтому ценностей так же много, как явлений природы, общества, человеческих поступков и чувств. Однако это справедливо, если мы имеем в виду не отдельного человека, а все человечество. У отдельного же человека диапазон ценностей, т. е. интересующих его явлений, может быть и очень узким, ограниченным. Ограниченность личности выражается в ограниченном числе и характере ее жизненных ценностей, жизненных интересов.

Многообразие ценностей, существующих в обществе, вызывает необходимость в их определенной классификации.

Следует отметить, что единого подхода к решению этой проблемы в современной аксиологии также нет. Поэтому, обобщая имеющиеся в различных концепциях подходы к этой проблеме, можно провести классификацию ценностей по следующим основаниям: по сферам общественной жизни; по субъектам, или носителям ценностей; по роли ценностей в жизни общества.

В соответствии с основными сферами общественной жизни обычно различают три группы ценностей:

материальные,

социально-политические

духовные.

Материальные ценности - это ценностнозначимые природные объекты и предметы, т. е. средства труда и вещи непосредственного потребления. К природным ценностям относятся естественные блага, заключенные в природных богатствах. А к предметным ценностям - предметы материального мира, созданные в результате человеческого труда, а также предметы культурного наследия прошлого.

Социально-политические ценности - это ценностное значение социальных и политических явлений, событий, политических актов и действий. К социально-политическим ценностям, как правило, относят социальное благо, содержащееся в политических и социальных движениях, а также прогрессивное значение исторических событий, способствующих процветанию общества, укреплению мира и сотрудничества между народами и т. д.

Как понять, в чем различие духовных и материальных ценностей? Какие есть варианты развития личности в этом плане и чего ожидать на каждом пути развития? Рассмотрим эти актуальные в наши дни вопросы более подробно далее статье.

Ценности человека: общее понятие

Для начала стоит разобраться с понятием «ценность» вообще: что это такое в общечеловеческом понимании? Слово «ценность» произошло от слова «цена», то есть это нечто, имеющее цену, значимость, весомое предпочтение, выражающееся в различных объектах как материального, так и тонкого духовного мира.

Основные виды ценностей человека подразделяются на три группы:

  1. Духовные - то, что не имеет явно выраженной физической формы, но при этом существенно влияет на качество жизни как отдельного человека, так и общества в целом. Они обычно подразделяются на личностные, то есть имеющие важность для конкретного индивидуума, групповые - имеющие вес для какой-то определенной группы людей (общины, касты, национальности), а также общечеловеческие, на значимость которых не влияет уровень сознания или жизни человека.
  2. Социальные - вид ценностей, который важен для определенного круга людей, но существуют отдельные личности, для которых он абсолютно не важен, то есть не является чем-то необходимым для полноценной жизни. Отличный пример - аскеты в горах Тибета, отшельники, уединенно живущие в лесах или путешествующие по миру.
  3. Материальные - этот вид ценностей является для большей половины человечества преобладающим, так как стал основой для еще одного статуса - социального. Основу материальной ценности составляют не только объекты личного имущества, но и окружающего мира.

Все виды ценностей имеют в себе основную причину и движущую силу для развития человека, группы, общества или человечества в целом, которая является показателем успеха и прогресса.

В различных жизненных ситуациях человек иногда вынужден сделать выбор между развитием и подпиткой материального или духовного мира, что и определяет дальнейшее развитие индивида, а значит, и преобладающего большинства общества.

Духовные ценности - лакмус нравственности общества

Видов духовных ценностей несколько, и все они имеют в основе одну цель: сделать индивида более развитой личностью с точки зрения нематериального мира.

  • Основополагающие жизненные ценности - это свобода, любовь, вера, добро, мир, дружба, природа и жизнь в целом. Отсутствие этих факторов ставит под вопрос дальнейшее развитие человека даже на примитивном уровне.
  • Моральные ценности определяют отношения между людьми с позиции нравственности. Это честь и честность, совесть, гуманность и сострадание ко всему живому, уважение к возрасту и опыту.
  • Эстетические - сопряжены с переживанием красоты и гармонии, умением наслаждаться моментом, звуком, цветом и формой. Музыка Бетховена, Вивальди, картины Леонардо да Винчи, Собор Парижской Богоматери и Василия Блаженного - это эстетические ценности человечества вне времени. Для отдельного конкретного человека таким важным объектом может стать статуэтка, подаренная родным человеком, или картинка, нарисованная трехлетним малышом.

У человека, живущего духовными ценностями, никогда не будет сомнения, что выбрать: посетить концерт любимого исполнителя или купить пятые по счету, но очень модные сапоги. Для него долг перед стареющими родителями всегда первичен, он не сможет удовлетворить свой эгоизм и отправить их в дом престарелых.

Общественные или коллективные ценности человека

Социальные ценности человека двояки: для некоторых они первичны и важны в высшей степени (политики, актеры, духовенство, научные исследователи мирового уровня), для других, напротив, никакой роли не играют, и человеку абсолютно неважно, что о нем думают окружающие и какое положение он занимает на социальной лестнице.

Все виды социальных ценностей подразделяются еще на несколько типов:

Политические + уровень социальной лестницы: для некоторых людей крайне важно стоять у руля власти, быть уважаемым и почитаемым всеми.

Коммуникативные - преобладающему большинству людей важно принадлежать к какой-либо группе или ячейке, будь то "Сознание Кришны" или кружок любителей вышивки крестиком. Общение по интересам дает ощущение востребованности, а значит, важности для мира.

Религиозные: для многих людей вера в божественные силы и связанные с этим ритуалы в повседневной жизни дают основу для дальнейшей жизни.

Природно-экономические (ориентированные на окружающую среду): мало кому хочется жить в экологически опасных районах, местах с сильной загазованностью или сейсмически опасных зонах - это показатель личных природных ценностей. При этом забота человечества в целом об окружающей среде так же входит в данный раздел, как и сохранение редких животных видов.

Материальные ценности - главный стимул современного мира потребителей

Все физические предметы, которые делают жизнь человека максимально комфортной - это и есть материальные ценности, которые якобы делают жизнь счастливее и разнообразнее.

К сожалению, современность слишком поглощена заботой о внешнем, материальном мире, и мало кто на самом деле осознает, что дома, крутые машины и шкафы, забитые одеждой, так же как и айпады - это лишь временные и мнимые ценности, которые актуальны только в ограниченном привычном быту. И если переместить человека без его «игрушек» в независимое от них пространство, то ему, возможно, удалось бы осознать, что эти вещи, по сути, ничего не стоят и первичными ценностями не являются.

Личные ценности отдельного индивида

Этот вид ценностей является совокупностью всех указанных выше аспектов, но с учетом индивидуальных приоритетов человека.

Так, у одного человека на первом месте будет желание добиться высокого положения в обществе. Значит, его основная ценность - социальная. У другого будет истовое желание понять истинный смысл бытия - это показатель духовной ценности, стоящей превыше всего.

Приоритеты человека в выборе личных ценностей - это показатель высокоразвитого существа

Все виды ценностей отдельной личности отлично показывают, кем на самом деле является человек и что его ждет в дальнейшей перспективе, ведь предшествующий опыт многих тысяч людей игнорировать бессмысленно. Если человек выбрал в приоритет материальные блага, считая, что они сделают его счастливым на всю жизнь, то он в итоге поймет (если не глуп!), что все эти приходящие и сменяющие друг друга «игрушки» дают ощущение счастья и удовлетворенности на небольшой срок, а далее снова хочется чего-то еще.

А вот люди, избравшие духовный путь и высокие ценности, не только знают, но и чувствуют, что их жизнь полноценна, интересна и без капитальных вложений: им не особо важно, будет у них автомобиль популярной марки или старенький "Москвич" - ведь их счастье исходит не от обладания вещами, а заключается в любви к жизни или Богу.

Могут ли все три вида ценностей мирно сосуществовать в сознании одного человека?

Эту идею очень хорошо иллюстрирует басня Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: если рваться сразу на все стороны, то в итоге ничего никуда не смещается, остается на месте. Но вот группе единомышленников или нации, да и всему человечеству в целом, такая задача вполне по плечу: одни будут отвечать за материальные ценности, используя их для блага всех, а другие будут поднимать духовный уровень, не давая обществу морально разлагаться.

В настоящее время существуют определенные сложности в изучении личностных ценностей человека - не разработаны адекватные методики и научно-исследовательский аппарат, мало изучена структура ценностей, не изучен процесс изменения системы ценностей индивида под воздействием ситуативных факторов. В работах большинства исследователей этого направления основная ставка делается на определение термина и разработку типологии ценностей 21,28,40.

Развития человечества, приводит к выводу, что люди всегда стремились к экономическому, политическому и интеллектуальному могуществу. Это стремление отчетливо можно проследить и на сегодняшний день. Иначе говоря, преобладающими ценностями были и остаются, по сей день Богатство, Власть и Рассудок. Эти компоненты могущества по большому счету определяют все области и сферы его материальной и духовной жизни. Именно господство этих «общечеловеческих» ценностей в мире, порождает все глобальные проблемы. К таким выводам можно прийти, проанализировав труды А. Адлера. В основу зарождения ценностей он ставит разделение труда и способности человека.

«Ценность любой личности определяется ее отношением к себе подобным и степенью ее участия в разделении труда, которого требует общественная жизнь. Разделение труда представляет собой важнейший фактор в жизни человеческого общества. Каждый когда-то и где-то должен внести в него свой вклад. Всякий, кто не вносит своего вклада, кто отрицает ценность общественной жизни, является по определению антисоциальной личностью и ставит себя вне сообщества людей. Если человек приемлет эту общественную жизнь, это придает ему важность в глазах других людей и превращает его в звено великой цепи, связывающей членов общества. Место личности в обществе определяется ее способностями. Эта простая истина в прошлом была сильно запутана и затемнена, поскольку стремление к власти и желание доминировать привнесли в нормальное разделение труда ложные ценности. Стремление к власти и господству исказило картину общества и дало нам ложные критерии человеческих ценностей (Цит. по: )».

Так же А. Адлер подчеркивает разделение труда, не только исходя из способностей человека, но и по его половым различиям. По чисто физическим причинам женщины не допускались к некоторым видам деятельности, и в то же время иные дела не поручались мужчинам на том основании, что они найдут себе лучшее применение на других работах. В результате этого можно предположить, что ценности у мужчин и женщин могут радикально отличаться, так как и те и другие имели и имеют определенный круг общения, со своими интересами и предпочтениями.

А. Адлер рассматривает человека, как часть целой системы общества и настаивает на том, что единственный критерий человеческих ценностей, чья величина абсолютна - степень развития социального чувства у того или иного индивидуума. Мы должны осознать свой долг по отношению к себе подобным. Мы со всех сторон окружены обществом и должны жить согласно логике общественного существования .

В отличие от А. Адлера, который акцентирует внимание на социализации, Карл Роджерс рассматривает индивидуальность человека, его внутренний мир, как основу для ценностей. Причем эти ценности должны не навязываться различным окружением, будь то семья или правители, религия или моральные устои. По его мнению, с рождения в каждом человеке заложены универсальные ценности, и надо лишь создать условия для их развития. А система нашего общественного воспитания навязывает лишь стереотипы, заставляет заучивать ценности, которые однотипны и неизменны. Вследствие этого ребенок постепенно отказывается от своей индивидуальности, от своей исходной, базовой личности, состоящей из гармоничных мотивационных отношений, и вырабатывает личность, которая функционирует в логике ценностных систем, т.е. фиксированных позитивных и негативных ценностей. Происходит это вследствие того, что ребенок пытается сохранить любовь взрослых, которая в младенческом возрасте не требовала определенного поведения, и по мере взросления перестраивает свое поведение в соответствии с ценностями взрослых и, в конце концов, усваивает эти ценности. И поскольку человек не переживает именно процесса формирования ценностей, а сразу принимает их в виде фиксированной системы, то во внутренней жизни человека возникает недоверие к собственным переживаниям и оценкам.

К. Роджерс перечисляет ряд таких общечеловеческих ценностей, как отказ от «фасадов» претенциозности, защищенности, лицемерности; отказ от любых внешних по отношению к Я императивов; отказ от соответствия чужим ожиданиям; позитивное оценивание и принятие собственного Я, самостоятельности, своих чувств и переживаний, открытости внешнему и внутреннему опыту .

В.В. Столин заложил ценности в основу самосознания человека. Он говорит о том, что ребенок становится полноправным представителем человеческой общности, только овладев в той или иной мере человеческой культурой ценностями, нормами, способами действования и общения, эталонами и способами оценивания и самооценивания . Формирование системы ценностей очень важный момент в развитии человека, так как в зависимости от того, как она сформирована будут зависеть взаимоотшения с окружающими и деятельность индивида. Многие из ценностей (ценность тех или иных человеческих качеств, ценность тех или иных жизненных целей) закладываются в семье и оказывают прямое влияние на формирование социальных ценностей ребенка, и его дальнейшее отношение к себе и окружающему миру. Различные жизненные отношения, различные социальные деятельности требуют от индивида различных и иногда прямо противоположных проявлений: способности руководить и подчиняться, быть терпимым и нетерпимым, рисковать и быть осторожным, быть общительным и самоуглубленным. Эти деятельности втягивают человеческий организм в самые различные "эксплуатационные режимы" - от сверхперегрузок, как у космонавтов и спортсменов, до хронических физических недогрузок, как у работников умственного труда . Несомненно, для гармоничного существования в таких условиях разветвленной системы связей личность должна иерархизировать и упорядочивать собственные потребности, ставить цели, а для этого нужно интегрировать общественные ценности применительно к собственной жизни. Идеалы, социальные нормы, ценности, собственные личностные черты, так или иначе, придают направленность человеческой деятельности. При этом имеются в виду такие непреходящие ценности, которым человек посвящает свою жизнь, как истина, добро, красота и другие, моральные и этические ценности . Поэтому Столин ввел в определение зрелой, самоактуализирующейся и эффективной личности качество мотивации, состоящее в соотнесении деятельности отдельного человека с человеческими ценностями и придающее нравственный смысл его существованию.

Тема нравственности и роли ценностей в ней хорошо освещена в работах Б. С. Братуся. Он определяет личностные ценности как «осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни» . Он проводит разделение личных ценностей как осознанных смыслов жизни и декларируемых, т.е. внешних по отношению к человеку. Декларируемые ценности, не обеспеченны соответствующим смысловым, эмоционально-переживаемым, задевающим личность отношения к жизни, поскольку такого рода ценности не имеют по сути дела прямого касательства к смысловой сфере. Г. Л. Будинайте и Т. В. Корнилова также подчеркивают, что ценностями личности становятся те смыслы, по отношению к которым субъект самоопределился , акцентируя внимание на необходимости не только осознания смыслов, но и решения об их принятии или непринятии. Внутреннее принятие осознанных личностью смыслов выступает, таким образом, необходимым условием образования личностных ценностей.

Ананьев Б.Г. рассматривает ценности, как основу мотивации поведения человека, из которой складывается его внутренний мир, поведение и деятельность, мировоззрение и вся совокупность отношений личности к окружающему миру (природе, обществу, труду, другим людям, самому себе); характер и склонности. Вся эта сложная система субъектных свойств реализуется в определенном комплексе общественных функций -- ролей, выполняемых человеком в заданных социальных ситуациях развития. Роль в социально-психологическом смысле это глубина понимания, принятие и ответственность в исполнении роли, это соотношение различных ролей, их конфликтность, это соотношение индивидуальной роли с групповыми нормами и ценностями и т. п. Все ценностные ориентации существенно зависят от динамики ролей и наоборот . Все эти различные характеристики личности составляют существенные моменты ее внутреннего мира и общественного поведения, направленного на освоение, переживание и воспроизводство ценностей жизни и культуры. Ананьев говорит о том, что человек пользуется лишь теми из многочисленных ценностей, которые имеются в его обществе. Из этого следует, что ценности окружающей человека общественной жизни, есть основа и его системы ценностей. Ценностные ориентации и собственные свойства личности складываются в процессе социализации человека, формировании его нравственного опыта, который практикуется в общественном поведении. Одним из самых важных свойств личности Ананьев называет такое свойство характера, как рефлексивность (самосознание), отношение человека к самому себе. Оно является более поздним, чем все остальные и тесно связанное с ценностными ориентациями, с целями жизни и деятельности, оно выполняет функцию саморегулирования и контроля развития, способствуя образованию и стабилизации единства личности.

В продолжение темы личности, ее целостности и роли ценностей в развитии личности, нельзя не упомянуть точку зрения Д.А. Леонтьева на этот вопрос. В структуре личности, он выделяет три иерархических уровня (разделение условно и не носит четких границ). Во-первых, это высший уровень -- уровень ядерных структур личности, тот психологический скелет или каркас, на который впоследствии наслаивается, нанизывается все остальное. Он включает в себя свободу, ответственность, духовность. Второй уровень -- это отношения личности с миром, взятые с их содержательной стороны, Леонтьев обозначает его понятием «внутренний мир человека». И, наконец, третий, нижний уровень -- это экспрессивно-инструментальные структуры, характеризующие типичные для личности формы или способы внешнего проявления, взаимодействия с миром, ее внешнюю оболочку. Сюда относятся способности, характер и роли. В соответствии с поставленной, в нашем исследовании задачей, мы поподробнее рассмотрим только второй уровень личности, так как именно включает в себя ценностно-смысловую сферу личности.

Леонтьев говорит о том, что личностные ценности образует некую точку опоры, которая позволяет личности стать в независимую позицию по отношению к внешнему миру и всем его требованиям. Личностные ценности связывают внутренний мир личности с жизнедеятельностью общества и отдельных социальных групп. Усваивая от окружающих взгляды на нечто как на ценность, человек закладывает в себя новые, независимые от потребностей регуляторы поведения. Конечно, отдельный человек не впитывает в себя автоматически все ценности даже тех социальных групп, членом которых он является. Социальные ценности превращаются в личные лишь только тогда, когда человек вместе с группой включился в практическую реализацию этой общей ценности, ощущая ее как свою. Только в этом случае в структуре личности возникает и укореняется личностная ценность -- «идеальное представление о должном, задающее направление жизнедеятельности и выступающее источником смыслов (Цит. по: )». Внутренний мир, смысловая сфера личности связывает ее с реальностью мира как целого и регулирует ее жизнедеятельность согласно системе отношений личности с миром.

По мнению Леонтьева, личные ценности и потребности являются источниками смыслов, определяющими, что для человека значимо, а что нет, и почему, какое место те или иные объекты или явления занимают в его жизни. Смысл для человека приобретают те объекты, явления или действия, которые имеют отношение к реализации каких-либо его потребностей или личностных ценностей. Но при этом потребности и ценности входят во внутренний мир человека совершенно разном обличье. Личностные ценности отражаются в форме идеалов -- образов совершенных черт или желательных обстоятельств, которые переживаются как нечто объективное, независимое от Я, а потребность отражаются во внутреннем мире в форме желаний и стремлений, исходящих из Я, более или менее произвольных и потому случайных.

«В отличие от потребностей, личностные ценности, во-первых, не ограничены данным моментом, данной ситуацией, во-вторых, не влекут человека к чему-то изнутри, а притягивают его извне, и, в-третьих, не эгоистичны, придают оценкам элемент объективности, поскольку любая ценность переживается как нечто, объединяющее меня с другими людьми. Конечно, эта объективность относительна, ведь даже самые общепринятые ценности, становясь частью внутреннего мира конкретного человека, трансформируются и приобретают в нем свои отличительные особенности (Цит. по: )».

Так же личностные ценности нужно отграничивать от такого понятия, как нормы. Ведь, ценности личности задают некоторые конечные цели, к которым надо стремиться, но которых нельзя достигнуть, а норма - это некоторые ограничители, задающие конкретные установления, которым нужно следовать и которые можно выполнить или не выполнить.

Ценности, выраженные в форме нормативных представлений (установки, императивы, запреты, цели, проекты), выступают ориентирами деятельности человека. И все же ценности, объективные и непреходящие для культуры всего общества, для конкретного человека приобретают субъективный смысл только после соприкосновения с ними. Личностные ценности, это осознанные и принятые человеком общие компоненты смысла его жизни. Личностные ценности должны быть обеспечены смысловым, эмоционально переживаемым, задевающим личность отношением к жизни. Ценностью можно назвать то, что обладает особой важностью для человека, то, что он готов оберегать и защищать от посягательств и разрушения со стороны других людей. Личностные ценности есть у каждого человека. Среди этих ценностей как уникальные, характерные только для данного индивида, так и ценности, которые объединяют его с определенной категорией людей.

Родители, друзья, учителя, социальные группы могут влиять на формирование индивидуальных ценностей человека. Иерархическая система ценностей личности формируется в процессе обучения и приобретения жизненного опыта под воздействием сложившихся культурных условий. Так как процесс обучения и накопления опыта у каждого свой, то различия в составе и иерархии системы ценностей неизбежны.

Психолог М. Рокич определил ценности как глубокие убеждения, которые определяют действия и суждения в различных ситуациях. Им же разработана наиболее распространенная сейчас методика изучения ценностных ориентации, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Он разделяет ценности на две большие группы: терминальные ценности (ценности-цели)- убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться, и инструментальные ценности (ценности-средства), которые отражают убежденность в том, что какой-то образ действия или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. К базовым ценностям относят те, которые значимы для человека сами по себе. В качестве примера можно назвать успех, мир и гармонию, безопасность и свободу, здравый смысл и спасение души. К инструментальным ценностям относят все то, что имеет значение как средство или способ достижения целей, например, смелость и великодушие, способности и кругозор, помощь и независимость.

Другая классификация ценностей разработана в 1930-х гг. и разделяет ценности на шесть типов:

  • - теоретический интерес в обнаружении правды путем аргументирования и систематических размышлений;
  • - экономический интерес в полезности и практичности, включая накопление богатства;
  • - эстетический интерес в красоте, форме и гармонии;
  • - социальный интерес к людям и любви в качестве отношений между людьми;
  • - политический интерес в обладании властью и влиянии на людей;
  • - религиозный интерес в единении и понимании космоса.

Влияние личностных ценностей на поведение человека зависит от степени их ясности и непротиворечивости. Размытость ценностей обусловливает непоследовательность поступков, поскольку оказывать влияние на такого человека легче, чем на человека с четкой и очевидной системой ценностей. Сила личности напрямую зависит от степени кристаллизации личностных ценностей. Ясные и непротиворечивые ценности проявляются в активной жизненной позиции, ответственности человека за себя и окружающую его ситуацию, готовность идти на риск для достижения целей, инициативе и творчестве.

Критериями ясности личностных ценностей являются:

  • - регулярные размышления о том, что важно и неважно, хорошо и плохо;
  • - понимание смысла жизни;
  • - способность подвергнуть сомнению устоявшиеся собственные ценности;
  • - открытость сознания для нового опыта;
  • - стремление понять взгляды и позиции других людей;
  • - открытое выражение своих взглядов и готовность к дискуссии;
  • - последовательность поведения, соответствие слов и дела;
  • - серьезное отношение к вопросам ценностей;
  • - проявление твердости и стойкости по принципиальным вопросам;
  • - ответственность и активность.

Несовпадение систем ценностей иногда вызвано тем, что люди растут и формируются как личности в разные периоды времени и в разных социально-экономических условиях. Культурные корни также могут быть источником несовпадения систем ценностей. Приоритеты ценностей -- это то, что отличает одну национальную культуру от другой. При существовании культурных различий можно ожидать возникновения проблем, если люди с различными этническими корнями работают вместе.

К способам, с помощью которых люди стараются повлиять на ценности других людей, можно отнести следующие:

  • - морализирование;
  • - личный пример;
  • - невмешательство;
  • - помощь в прояснении конкретных ценностей.

Итак, система ценностей -- это индивидуальное свойство личности, зависящее от культурных корней.

Тема:

    Теоретические основы анализа личностных ценностей как основы смысла жизни

    1. Понятие личности, мотивы личности и их функции

      Личностные ценности и их основные функции

      Варианты проявления ценностей и ценностных переживаний как основа обретения смысла жизни

    Эмпирические исследования взаимосвязи личностных ценностей и уровня реализации смысла жизни и самоактуализации личности

    1. Методы исследования личностных ценностей, смысла жизни и самоактуализации личности

      Эмпирическое исследование некоторых аспектов смысло-жизненных ориентаций и влияния личностных ценностей на повышение уровня смысла жизни

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Проблема нашего исследования связана с анализом проявления смысла жизни и влияния личностных ценностей на обретение смысла жизни, в том числе у студентов с различным профилем обучения. Данная проблема относится к числу мало исследованных проблем психологии, в частности до сих пор слабо проработаны такие вопросы, как сущность личностных ценностей, их природа, особенности смысла жизни личности и уровни его реализации.

Наиболее важные результаты в исследуемой области были получены А. Маслоу, В. Франклом, А. Лэнгле, Б.С. Братусем, Д. А. Леонтьевым, Э. Чудновским, Н.С. Шадриным и др.

В работах А. Маслоу показано, что высшей уровень самореализации личности связан с формированием ценностей личности и ее духовных потребностей. Виктор Франкл показал тесную связь реализации смысла жизни с наличием определенных ценностей личности. В работах Б.С. Братуся раскрыты разные виды смысловых ориентаций личности, которые содействуют или не содействуют реализации смысла жизни в целом. Д.А. Леонтьев хорошо раскрыл сущность различий личностных ценностей и других мотивационных образований, включая потребности, убеждения и т.д.

Тема нашего исследования называется Личностные ценности как основа обретения смысла жизни и самоактуализации личности .

Актуальность темы исследования заключается в том, что до сих пор слабо проработаны такие вопросы, как сущность личностных ценностей, их природа, связь с социокультурными ценностями, особенности смысла жизни и т.д. Не решены также важные теоретические аспекты, касающиеся роли ценности в становлении смысла жизни личности.

Не решен и ряд методических проблем. До сих пор мало методик посвященных диагностики личностных ценностей и смысла жизни. В то же время существующие методики изучения ценностей в виде крайне формализованных тестов (типа теста М. Рокича, Ш. Шварца) не раз подвергались критике и фактически являются не состоятельными. Более оправданными методами изучения ценностей являются методы углубленного диалога, применявшиеся еще А. Маслоу. Однако работа психологов в этом направлении в этом направлении пока недостаточна.

Изучение данной темы актуально и для разработки некоторых вопросов современной практики, таких как, воспитание ценностей у подрастающего поколения, самовоспитание, некоторых проблем психотерапии и т.д. касающихся духовного развития личности.

Теоретическая значимость исследования. Проблема в психологии является мало исследуемой, но одной из главнейших проблем философии и психологии. Материалы данной дипломной работы, позволяют дополнить понимание феномена обретения смысла жизни в психологии, а так же внести вклад в разработку философских проблем аксиологии.

Практическая значимость исследования. Материалы работы могут быть использованы как в спецкурсах по психологии личности, так и в курсах по социально-философским дисциплинам.

Кроме того, наличие такого феномена, как «синдром потери смысла жизни», делает актуальным некоторые аспекты данной работы, касающиеся обретения смысла жизни, причин различных неврозов, а также суицида и их профилактики.

Объектом нашего исследования были аспекты мотивационной системы человека, связанные с ее гармоническим включением в жизнь социума в широкой жизненной перспективе.

Предметом нашего исследования были психологические механизмы взаимосвязи личностных ценностей и смысла жизни человека.

Цель исследования состояла в изучении, а также в выявлении взаимосвязи личностных ценностей и смысла жизни.

Из цели вытекали три следующие конкретные задачи исследования:

1. Проанализировать состояние научной литературы по проблеме исследования;

2. Выявить основные элементы структуры личности, включая мотивацию, сделать анализ форм, видов и функций мотивов;

3. Выявит взаимосвязь личностных ценностей и смысла жизни как на основе научной литературы, так и на базе собственных эмпирических исследований;

Гипотезы нашего исследования касались аспектов взаимосвязи личностных ценностей и обретения смысла жизни человека.

В ходе нашего исследования были выдвинуты две гипотезы первая гипотеза была связанна с задачей выявления некоторых аспектов и взаимосвязей параметра смысла жизни (смысло-жизненных ориентаций).

Суть этой гипотезы состояла в предположении о том, что уровень смысла жизни (смысло-жизненных ориентаций) находится в обратной зависимости (корреляции) с уровнем депрессии. В случае подтверждения этой гипотезы это будет означать, что повышения уровня наполненности и смысла жизни – это не абстрактная проблема, а способ борьбы с устойчивыми депрессивными проявлениями личности.

Была выдвинута также вторая гипотеза суть, которой состояла в предположении, что уровень стремления к реализации смысла жизни (уровень смысло-жизненных ориентаций) у студентов-музыкантов, деятельность которых связана с трансляцией ценностей, достоверно выше, чем у студентов физико-математического профиля подготовки.

Методы исследования включали в себя теоретические методы и методологические принципы современной психологии, а также конкретные психологические методики. Для определения уровня стремления к смыслу была использована методики тест - опросник смысло - жизненых ориентаций Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика адаптированный Д.А. Леонтьевым(2006 год); Методика «Самооценка депрессии» по О. П. Елисееву, и наконец методы математической обработки результатов в психологии, корреляционный и дисперсионный анализ.

Полученные результаты: Исследование на контексте учащихся 10 «а» и 10 «б» классов СОШ №43 г. Павлодара, которые были занесены в нижеследующую таблицу, куда были также внесены соответствующие ранги и разности рангов. Студентов первого и второго курсов музыкального колледжа г. Павлодара (инструментальные музыканты, певцы), а также были использованы данные, полученные у студентов физико-математического факультета КазНПУ им. Абая, предоставленные нам д. пс. н., профессором КазНПУ им. Абая Оспаном Сейдулаевичем Сангилбаевым.

Реализация указанных нами методов на данном контексте показала, что и первая и вторая гипотеза подтвердилась.

Теоретические основы анализа личностных ценностей как основы смысла жизни

      Понятие личности, мотивы личности и их функции

В научно-методической литературе понятие трактуется по-разному. Если взять краткий психологический словарь А.Л. Свенцицкого оно звучит так: личность понимается «как социальное качество индивида, приобретаемое им в обществе. При этом утверждается единство, но не тождественность понятий ”индивида” и личности. В том смысле, что, будучи изначально, сразу после рождения индивидом, человек постепенно становится личностью в системе определенных социальных связей и отношений. Он, с одной стороны, испытывает на себе воздействие этих связей и отношений, а с другой – сам активно влияет на них» .

Понятие личности имеет важное значение для психологической теории и практики, а также для организации педагогического (особенно воспитательного) процесса. В целом личность – это человек как социальное существо, как член общества, носитель общественных отношений и связей. Важнейшей характеристикой личности является, по-видимому, её социальный статус (место в системе общественных отношений). Получая этот статус в процессе социализации, личность, тем самым, обретает условия необходимые для воспроизводства её существования.

Советский психолог Б.Г. Ананьев полагал, что проблема человека является по сути комплексной проблемой, то есть она выступает предметом изучения множества наук (биологических, социальных, философских и многих других) . Со стороны биологических наук, этой проблемы занимается анатомия и физиология человека, а также анатомия и физиология центральной нервной системы, антропология, медицина и другие науки. Социальные науки – социология, экономика, история и так далее. Психологические науки – общая психология, психология личности и различные частные отрасли психологии. Философские науки – социальная философия, этика, эстетика и так далее. Для анализа проблемы человека и его психики в психологии необходимо выделить пять основных уровней:

Первый уровень – «человек, как индивид» . Индивид – это человек, выступающий как носитель биологических особенностей, присущих только человеку и отличающих его от животных. Иными словами, это человек, рассматриваемый как целостный организм, включающий в себя взаимосвязанную совокупность физиологических систем (дыхание, кровообращение, пищеварение, мышечная система, нервная система и тому подобное). Качества индивида даны человеку от рождения. Развитие качеств индивида происходит по мере приобретения опыта. Однако только лишь в условиях общественного развития индивид становится подлинным субъектом и личностью. Поэтому в понятии «индивид» выражается лишь факт потенциальной принадлежности к человеческому роду.

Второй уровень – «человек, как субъект» . Человек как субъект – это обладатель различных форм активности, деятельности (как внешней, практической, так и внутренней, психической). Например, человек является субъектом труда, субъектом творчества, субъектом общения, субъектом мыслительной деятельности и т.д. Субъект как активное существо противостоит объекту, он подчиняет объект целям и задачам своей деятельности (причем это происходит за счет глубокого познания свойств объекта). Объект выступает всегда как пассивное начало.

Третий уровень – «человек, как личность». Личность – это человек как социальное существо, как активный носитель общественных отношений, которые он реализует в процессе совместной социальной деятельности с другими людьми. Это экономические, правовые, политические отношения и т.д. В то же время личность – не только продукт и объект общественных отношений, но и активный субъект деятельности, сознания, самосознания, общения .

Четвертый уровень – «человек, как индивидуальность». Человек, как индивидуальность - это совокупность неповторимых черт и особенностей, присущих только данному человеку и отличающих его от других людей. Это могут быть психологические, психофизиологические особенности, социальные и т.д. необходимо различать понятие «индивид» и «индивидуальность». На уровне индивида исследуются биологически обусловленные качества человека. Индивидуальность предполагает наличие любых отличительных особенностей личности, включая ее социальные, психологические свойства и т.д.

Понятие «личность» и «индивидуальность» также различаются. По Рубинштейну, «индивидуальные свойства личности – это не то же самое, что личностные качества индивида». Индивидуальность человека психологически проявляется в его характере, темпераменте, способностях. Однако следует отметить, что индивидуальный аспект имеют практически все психические процессы человека (память, воображение, мышление и т.д.);

Пятый уровень «человек, как Универсальность». Согласно В.И. Слободчикову, человек – это часть Универсума, космоса, Вселенной и т.д. Поэтому он в процессе своей активности включен во множество миров, составляющих Вселенную (природный физический мир, биологический, социальный мир, мир культуры, включая сферу духовной культуры и т.д.). В этом плане можно говорить о том, что подлинная личность достигает «бытия-в-мире» (Сартр, Хайдеггер), она «открыта» миру и т.д. (понятие «открытости миру» акцентируется многими сторонниками антропологического подхода на Западе). Конечно, существование конкретного человека может и не достигать уровня «бытия-в-мире». Нередко человек живет в своем ограниченном мирке, связанным с его ближайшим жизненным окружением, и отгорожен в своих устойчивых устремлениях от более широкого мира культуры и общественной практики, от ее проблем. Поэтому «тождество индивида и Универсума», о котором говорит Слободчиков, достигается лишь постепенно, поэтапно, в процессе духовного развития индивида и самого человеческого общества .

Согласно профессору Н.С. Шадрину, который обобщает идеи А.Н. Леонтьева, лишь немногие общие характеристики личности признаются большинством психологов. Здесь можно выделить три характеристики личности:

1.Личность – особая целостность, отличающаяся от биологической целостности человеческого организма (индивида).

2.Личность – интегративная инстанция психики, носитель и как бы «хозяин» всех психических процессов (что обозначается термином «Я»). Психологи часто говорят, что воспринимает не восприятие, мыслит не мышление, запоминает не память, а живая человеческая личность, наделенная восприятием, памятью, мышлением.

3.Ядром личности выступает сфера её потребностей и мотивов. Именно мотивы побуждают человека к социально-значимой деятельности, а, в свою очередь, деятельность направлена на реализацию социальной связи человека с миром. Психические процессы не выражают личностного аспекта психики, выполняя функции операционально-целевого регулирования деятельности, но они очень тесно связаны с личностной сферой .

Понятие о личности рассматривается у разных авторов по-разному. Р.С. Немов (Вайсман) в своем словаре справочнике по психологии дает следующее определение личности: «Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих» .

А.В. Петровский в учебнике по «Общей психологии» определяет личность как «системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде» .

Разнообразные мотивы деятельности человека являются важными компонентами структуры личности.

Что же является основой формирования мотивов?

Прежде всего, мотив формируется на базе соответствующей потребности, поэтому мотив представляет собой конкретизацию потребности. Поэтому здесь встает вопрос о сущности потребности.

Потребность – это нужда, нехватка в чем – либо важнейший источник активности личности. Психологи дают следующее конкретное понимание потребностей.

Потребность по Немову представляет собой состояние отклонения от нормы во внутренних тканях и органах, которое субъективно выражается в форме ощущений и эмоций.

Е. И. Рогов говорил, что потребность это состояние нужды организма, индивида личности в чем-то, необходимом для их нормального существования.

Другими словами, потребность – это состояние нужды, нехватки в чем либо, которое по мере насыщения потребности исчезает, перестает быть актуальной. Это можно отнести к органическим, или витальным потребностям, их появление свидетельствует о нарушении гомеостаза, то есть равновесия организма со средой. Удовлетворение потребности, например, потребности в пище, на какое-то время восстанавливает гомеостаз.

«Потребности принято делить на две группы: по их предмету (содержанию) и по происхождению. По предмету, то есть по тому, на что они направлены, потребности, делятся на материальные и духовные, а по происхождению – на естественные (перешедшие к нам от животных предков) и культурные, обусловленные влиянием культурных условий жизни человека. К естественным потребностям относятся все витальные потребности – это потребности в пище, питье, тепле, сне и отдыхе, половые потребности, а также потребность в безопасности. При длительном неудовлетворении этих потребностей человек перестает существовать не только как личность, но и как организм, здесь то и происходит нарушение гомеостаза, обмена веществ. Половые потребности связаны с задачей продолжения рода. В отличие от биологических потребностей животных витальные потребности человека подвержены сознательной задержке, например, человек может сознательно сдерживать удовлетворение потребности в пище, питье, сне и т.д. Если посмотреть с другой стороны, то естественные (витальные) потребности человека пронизаны влиянием культуры, так как в культуре задан сам человеческий способ их удовлетворения (чего нет у животных). Культурные потребности – это потребности в предметах материальной и духовной культуры. Особую группу культурных потребностей составляют потребности в культурном характере труда, отдыха и т.д.» .

Материальные (по содержанию) потребности человека – это потребности в материальных благах, орудиях труда и других продуктах материального производства. Например, потребность в топоре, в холодильнике – это материальные потребности, но в отличие от потребности в пище их нельзя считать естественными. Естественные потребности тоже являются материальными, однако в отличие от материальных потребностей они заложены в человеке генетически.

Духовные потребности – это потребности в духовных благах. К ним относятся познавательные, эстетические потребности, а также нравственные потребности. Познавательные потребности удовлетворяются в процессе познания. Эстетические потребности связаны с потребностью в восприятии произведений искусства, в посещении кино, театров и т.д. Нравственные потребности – это потребность следования нормам и принципам нравственности, потребность в нравственных поступках и деяниях.

Принято считать, что все потребности являются источником мотивов личности, так как они конкретизируются в них. По Леонтьеву, мотив есть «опредмеченная потребность», то есть потребность, нашедшая воплощение в конкретном предмете деятельности. Данный предмет как раз и становится мотивом деятельности, приобретая для человека побудительную силу, или, как говорил, К. Левин, «характер требования». Многие авторы считают еще одним источником мотивации человеческие ценности, которые не сводятся к потребностям .

Вопрос о функциях мотивов хорошо рассмотрен в работах Е.П. Ильина, и В.Г. Леонтьева и др. Функции мотивов :

первая – функция активации деятельности или стимулирующая функция (мотивы вызывают определенную активность личности, стимулируют появление той или иной деятельности),

вторая – функция направленности (мотивы направляют деятельность в определенное русло, т.е. они задают «вектор» активности человека),

третья функция – побуждение деятельности (мотив, побуждая деятельность, становится её причиной, источником, а сама деятельность оказывается следствием побудительной функции мотива),

четвертая функция – смыслообразующая (мотивы придают деятельности человека личностный смысл),

пятая – интегративная функция мотивов (мотивы в той или иной мере выполняют функцию включения деятельности личности в окружающую социальную среду),

шестая функция мотивов – регулятивная (она обобщает, подытоживает остальные функции и состоит в подчинении поведения человека тому, ради чего оно осуществляется) . Все эти функции могут принадлежать к разным мотивам. И то, как те или иные мотивы будут выражаться в деятельности, зависит от ситуации.

Согласно А.Н. Леонтьеву, мотивы могут быть разделены на две группы: мотивы - стимулы и мотивы - смыслы . Мотивы – стимулы стимулируют деятельность человека, заставляют его быть более активным, а смыслообразующие мотивы придают деятельности человека личностный смысл.

Также мотивы традиционно делятся на две большие группы: неосознанные и осознанные. Неосознанные мотивы не осознаются человеком, но выступают побуждением его к деятельности. К ним относятся влечения и установки.

Установки или атитьюды (как их называют в западной психологии) – это состояние психологической преднастройки человека на восприятие определённого предмета, другого человека, явления, ситуации и т.п. под специфическим углом зрения или на совершение каких либо действий в данной ситуации . Установка порождает человека в ситуациях действовать определённым способом. Она неосознанна, потому что создана прошлым опытом. Социальные стереотип, одна из разновидностей установок, сформированная на основе ранее произошедшего восприятия людей, информации, или средств массовой информации.

Влечение , как неосознанный мотив, определяется недостаточно осознанной потребностью, которая становится побуждением к какой либо деятельности . Влечение не постоянно, потому что потребность, которая его представляет либо исчезает, либо перерастает в желание или намерение.

Влечение – это психологическое состояние, выражающее недифференцированную потребность субъекта. Само влечение может преобразоваться в конкретное желание, намерение мечту. В психоаналитической традиции влечения рассматриваются как главные реальные регуляторы нашего поведения. При этом считается, что такие влечения необходимо осознать (понять их истинную причину) и направить в конструктивное русло .

Осознанные мотивы осознаются и выступают стимулами деятельности личности. Сюда входят такие мотивы, как интересы, убеждения, идеалы, стремления, склонности и т.д. У них высокая побудительная сила. Например, убеждения способны управлять поведением личности. Мотивы, которые связаны с профессиональным самоопределением, на наш взгляд это, прежде всего: интересы, стремления и склонности.

Интерес – эмоционально-переживаемая, познавательная потребность, выступающая побудителем познавательной деятельности человека. Интересы выступают в качестве постоянного побудителя сознания. Наличие устойчивых познавательных интересов характерно для ученого, изобретателя, конструктора и т.д. .

Интересы имеют большое значение в жизни школьников, так как удовлетворение интересов не приводит к их угасанию, а вызывает всё более новые, что приводит к развитию склонностей и повышению успешности обучения. Интересы могут быть разными, они различаются по объёму (широкие и узкие), устойчивости, глубине. Так школьник может увлекаться сразу несколькими видами деятельности, например шахматы, литература и физика, это будут широкие интересы. Узкие же интересы предполагают увлечение одним видом деятельности или двумя схожими. Устойчивые интересы могут продолжаться долгое время или даже всю жизнь, а неустойчивые – не больше одного – двух месяцев. Устойчивый интерес может являться свидетельством пробуждающейся способности человека. Глубокие интересы иногда называют содержательными. Например, интерес к литературе, когда ученик изучает писателей, поэтов, читает какие - то дополнительные произведения, изучает стили написания произведений. В случае поверхностных интересов к литературе, учащийся с интересом читает и изучает только то, что даётся на уроке учителем.

Мотивы поведения, для реализации которых пока нет соответствующих условий, называются стремлениями. В таких случаях, возникает особая деятельность и человек испытывает побуждение, тяготение к этой деятельности. В этот момент в структуру желания включается волевой компонент, поэтому стремление можно охарактеризовать как волевую структуру направленности личности. Человек начинает подготавливать условия, чтобы реализовать свои стремления. Личность, имеющая стремления, действует определённым образом и добивается поставленных целей. Стремления также можно охарактеризовать как то, что движет человеком.

Склонность, по психологическому словарю Р.С. Немова, это предрасположенность, готовность человека к каким либо действиям, определённым видам деятельности, переживаниям и мыслям. Часто интерес может превращаться в склонность, но он, не есть склонность. Когда человек начинает прилагать к интересу волевые усилия, тогда он превращается в склонность. Склонность предполагает устойчивую потребность индивида, в каком - либо виде деятельности.

В кратком психологическом словаре А.Л. Свенцицкого мы можем найти такую формулировку понятия склонность: «в широком смысле, это постоянная тенденция индивида действовать определённым образом; стремление к определённому виду деятельности, направленность на неё» .

Убеждения представляют собой мотивы, которые связаны с мировоззрением человека. Это устойчивая точка зрения человека что-либо, сформировавшаяся как следствие его теоретических знаний и практического опыта . Эти мотивы определяют взгляды личности, её принципы, но не в их абстрактной форме, а как основу поступков. На основе особого понимания окружающего мира и преломления его через себя, образуются убеждения и принципы, которые составляют основу для мировоззрения.

Идеалы – личности, которые связаны с ее стремлением к нравственному совершенству .

Н.С. Шадрин в учебном пособии «Психология личности» выделяет ещё несколько групп мотивов:

мотивы достижения (когда основным мотивом становится потребность в достижении успеха, т.е. надежда на успех служит основным стимулом деятельности человека);

мотивы избегания неуспеха (в этом случае для человека главным является не успех в какой-то деятельности, а стремление избегнуть неудачи при её совершении);

мотивы власти (стремление к доминированию над другими людьми, к достижению и осуществлению контроля над ними; индивид обладает властью над другим индивидом, если он может принудить его к такому действию, которое он без этого не совершил бы);

мотивы агрессии (тяга вызвать страдание другого человека, причинить вред его физической или психической целостности; человек наносит другому человеку материальный или моральный ущерб, препятствует осуществлению его намерений и противодействует его интересам);

аффилятивные мотивы (потребность в любви, помощи, опеке). Особым, высшим видом мотивов являютсяличностные ценности .

Так же можно привести краткую характеристику по Ержановой Э.Д.

1.Мотивация как мотивационная сфера личности в целом (включая мотивы, потребности и т.д.);

2.Мотивация как определенный уровень «силы» или даже степени проявления мотивов какой-либо деятельности в данной ситуации;

3.Мотивация как процесс актуализации («приведения в действие») каких-то относительно слабых, возможно, скрытых мотивов деятельности и т.д.;

4.Мотивация как процесс (субъективной) мотивировки индивидом его собственных действий, поступков и т.д.;

1.2 Личностные ценности и их основные функции.

Когда речь заходит о ценностях, сразу вспоминается один из самых молодых разделов философии – аксиология .

М. С. Каган в своей книге « Философская теория ценности» описывает аксиологию как, «самостоятельную философскую науку, появившуюся лишь в конце прошлого века. Разумеется, суждения о различных видах ценности - о благе, добре, красоте, святости и т. п. - мы встречаем и у классиков античной философии, и у теологов средневековья, и у ренессансных мыслителей, и у философов Нового времени, однако обобщающего представления о ценности, как таковой и соответственно о закономерности ее проявления в различных конкретных формах в философии не было до середины прошлого столетия. Поэтому не вполне корректно название подзаголовка книги Л. Столовича "Очерк истории эстетической аксиологии", ибо применительно к истории эстетической, этической, теологической, философской мысли до XIX столетия неправомерно говорить ни об "аксиологии" как философской теории ценности, ни о ценности как таковой» .

Из этого следует что, еще во время античной философии описывали ценности, но точного определения ценностям не давали. Очень точно объяснил это историк философского изучения ценностей А. Штерн: "Несомненно, Платон, Аристотель и другие великие философы, разрабатывая проблемы этики, эстетики, экономической теории и другие, имели дело с ценностями, но они не осознавали, что добро, красота, польза и т. п. имеют нечто общее, что и должно стать предметом самостоятельной дисциплины" .

В настоящее время наиболее признанным является понятие ценности как особой высшей формы мотивации, наиболее тесно связанной с «ядром» личности.

Понятие ценности как форма мотивации относится к числу междисциплинарных, причем понимаемых по-разному не только в разных дисциплинах (философии, социологии, психологии, экономике и др.), но и внутри каждой из них.

Дильтей и Шпрангер – представители философии жизни. Однако они известны как основатели духовно-научной психологии, при этом ценности понимаются как компонент психологии духовности. В духовную среду входят также обобщенные философские представления об окружающем мире, глобальные понятия (категории). Основателем философии жизни является Фредирих Ницше.

С точки зрения В. Дильтей ценности это – ценности жизни, в том числе ценности душевной жизни. Через ценности происходит возвышение жизни, обретения глобального смысла жизни, «в самой природе жизни заключается тенденция насытить всякий момент полнотой ценности» .

Формирование личностных ценностей в индивидуальном развитии – не автоматический процесс, осложненный множественностью групповой принадлежности людей в современном урбанизированном обществе и нередкой противоречивостью ценностных систем и ролевых ожиданий различных социальных групп, к которым принадлежит индивид. Выбор социальных ценностей огромен, однако лишь некоторые из них становятся чем-то большим, чем внешние требования, входят в мотивационную структуру личности, становясь личностными ценностями. Предпосылки этого процесса: идентификация с группой, ориентированной на данную ценность и практическое участие в совместной деятельности, мотивированной этой ценностью. Есть все основания предполагать, что усвоение индивидом ценностей идет расходящимися кругами, от малых групп (семья и др.) к большим (нация, человечество), причем ранее усвоенные ценности могут служить мощным барьером к усвоению противоречащих им ценностей больших групп .

Остановимся теперь на видах ценностей (по Н. С. Шадрину). К числу базовых разновидностей личностных ценностей принято относить шесть видов – это нравственные, художественные, эстетические, политические, профессиональные и религиозные ценности. (Э. Шпрангер, М.С. Каган, Н. С. Шадрин и др.).

Термин «базовые ценности не означает, однако, что их полный набор встречается у любого ценностно – ориентированного индивида. С учетом сказанного, рассмотрим подробнее важнейшие характеристики основных (базовых) видов ценностей.

Нравственные ценности. По своему содержанию нравственные ценности включают в себя: основные законы и принципы нравственности (этики); этические запреты; нравственные заповеди; обобщенные и конкретные этические нормы и правила. А также: все нравственные чувства и отношения, имеющие характер побуждений, такие как долг, справедливость, ответственность, жалость, благоговение, стыд.

Эстетические ценности. Возможно из всех видов ценностей они в максимальной мере имеют общечеловеческий и даже «космический» характер. В них выражается неутолённая заинтересованность человека в нахождении вокруг себя и созидании положительных по своему общечеловеческому значению явлений социальной и природной жизни».

Составляющими (измерениями) эстетических ценностей, а также видами эстетических чувств и отношений выступают прекрасное – возвышенное, трагическое – комическое. Выделяют также негативные эстетические качества – низменное, безобразное и ужасное.

Прекрасное и возвышенное выступают как положительные эстетические ценности, в то время как трагическое и комическое являются результатом сложного взаимодействия этих позитивных ценностей с антиценностями (низменное, безобразное, ужасное). Отсюда и проблема неизбежной гибели (смерти) и нравственной победы всего благородного возвышенного и прекрасного в его разворачивающейся в историческом времени борьбе со злом (трагическое). Так как в содержании трагическом присутствует интенция бессмертия. Трагическое может выступать ценностью, связанной с утверждением человеческого бытия.

Комическое выступает как принежение положительной ценности какого – либо явления, которое необоснованно представлялось таковым. При этом в иронии происходит моральное «изничтожение», то есть обесценивание негативного явления, тогда как в юморе идут незначительные недостатки в целом положительного явления. Как отмечал психолог С. Л. Рубинштейн «Юмор – это всегда максимально щадящее чувство, помогающее совершенствованию некоторого позитивного явления».

Что же касается прекрасного и возвышенного, то их общая характеристика упирается в проблему свободы. Свобода по своей сути имеет множество видов (свобода как возможность выбора, как отсутствие принуждения и т. д.), однако здесь наибольшее значение имеет определение как единства (гармонии) родовой сущности (природы) человека и его проявлений (поступков и т. д.). Прекрасно то явление, в котором свобода уже завоевана, то есть достигнут определенный уровень гармонии между сущностью человека и его проявлениями, то есть между его сущностью и существованием. К примеру прекрасен человек в национальном костюме, все детали которого соответствуют его национальному точнее этническому характеру. Прекрасна любящая мать, которая с увлечением шьет для своего ребенка одежду и т. д.

Возвышенное в отличие от прекрасного, является проявлением не уже завоеванной свободы, а скорей процесса ее завоевания, когда идет обуздание еще не покорных человеку природных или общественных стихии (сил). Возвышенное содержит момент героического порыва пред лицом грандиозных катастроф, катаклизмов и природных сил, высвобождающих огромную энергию, которая не только подавляет человека, но и зовет его на борьбу за достижение большой гармонии и свободы. Правда, героическое не вполне эквивалентно возвышенному, ибо выражает порыв перед лицом главным образом социальных «бурь».

Художественные ценности. Специфика художественных ценностей состоит в том, что они создаются всегда только в сфере искусства, и состоит в их духовно – отражательной функции.

Согласно «Краткому словарю по эстетике» качества любой художественной ценности – это гармоничность и композиционная стройность, выразительность и внятность художественного языка, завершенность, единство формы и содержания и т. д.

Политические ценности. Данные ценности проявляются на уровне духовной культуры (не технологии) политического творчества, политической деятельности и политических взаимоотношений социальных субъектов. К числу политических ценностей можно отнести ценности демократии, прав человека, верховенство закона и т. д.

Профессиональные ценности. Эти ценности можно отнести, по классификации находящиеся на стыке «социально – организационных» и нравственных «личностно – коллективных» ценностей.

К примеру, в содержание профессиональных ценностей врача входят такие требования, как «обязательно приди на помощь любому нуждающемуся», «постоянно пополняй свои знания и опыт», «не навреди» и т. д.

В состав профессиональных ценностей педагога можно включить педагогическую веру и педагогический оптимизм, педагогический такт, чуткость по отношению к детям как его обобщенные личностные устремленности, понимание и осуществление им своей роли в обществе как связующего звена поколений, мотив глубокой внутренней ответственности за результаты своего труда и т.д. .

Многообразие видов ценностей говорит о многообразии смыслов, которые они могут придавать деятельности личности и ее жизни в целом. Теперь можно более конкретно рассмотреть функции личностных ценностей, которые проявляются и в воспитательном процессе.

Функции ценностей – это частный случай функций мотивов.

Функция управления развитием конкретных социальных систем, социальных групп и, конечно же, самой личности. Особую роль данная функция играет в педагогической деятельности, так как педагог может осуществлять «ценностно – ориентированное» управление развитием коллектива через «вживление» в ткань его жизнедеятельности тех или иных позитивных ценностей. При этом же исчезает надобность в «директивной» педагогике, и возникает возможность в полной мере опираться на «педагогику сотрудничества», так как при такой ориентации взаимодействия учителя с коллективом воспитанников начинает проявлять себя мотивационное (ценностное) единство членов педагогического коллектива. И совсем не обязательно перед учащимися постоянно выстраивать «дерево целей», так как целевая и операциональная ориентация деятельности осуществляется ими в известной мере самостоятельно. Понятно, что реализация ценностно – ориентированного управления требует высокой стадии развития педагогического коллектива и его членов.

Направляюще – побудительная функция. Можно заметить, что использование именно мотивов – ценностей в воспитании имеет немалый смысл, так как их преимущество состоит в их надситуативном, «непреходящим» характере, причем ориентация на данные мотивы раскрывают широкие и устойчивые перспективы в жизни воспитанника. При том, что ценности могут определять основную направленность линии жизненного пути человека.

Коммуникативная функция. При совместной практике учебно – познавательной и учебно – воспитательной деятельности, следует учесть, что общение может основываться не только на общности, но и различии ценностей, благодаря чему происходит духовное обогащение учащихся, расширяется их кругозор и т. д. воспитательной организации».

Функция приобщения к стержневым аспектам профессиональной деятельности, связанным, прежде всего, с профессиональной этикой поведения и т. д. Эта функция в большей мере присуща профессиональным ценностям, формированию которых в системе высшего образования, являющемуся профессионально - направленным, нужно уделять особое внимание. Но к сожалению до сих пор не дан четкий перечень особенностей профессиональных ценностей хотя бы для основных профессий.

Эмоционально – оценочная функция. В плане решения педагогических задач эта функция имеет немалое значение, так как в процессе обучения необходимо не пассивное «впитывание» поступающего от педагога потока информации, а ее активное усвоение с акцентом на личностное переживание ученика. Так как известно, что эмоционально переживаемые сведения усваиваются учащимся, гораздо прочнее, чем безразлично воспринимаемые. Достичь такого устойчиво – небезразличного отношения ученика к усваиваемым сведениям, позволяет как раз таки, опора на ценности. Конкретной методической задачей здесь является поднесение материала в форме, раскрывающей в нем ценностно – смысловую составляющую. В этом случае ценностный смысл воспринимаемых учащимся сведений должен переживаться, как правило, в форме высших чувств (нравственных, эстетических и т. д.).

Смыслообразующая функция ценностей. Эта функция играет важнейшую роль в воспитательном процессе. Особенности ценностных смыслов в сфере педагогической деятельности выражается в том, что они являются важнейшим источником саморегуляции поведения учащегося на очень длительную жизненную перспективу, подталкивают его к формированию широких жизненных замыслов и осмысленных планов на будущее. Считая то, что ценности также связаны с формированием смысла жизни.

В педагогической психологии достаточно широко известен «классический механизм» смыслообразования на уровне формирования личностных смыслов, который был изучен А. Н. Леонтьевым и назван им «сдвигом мотива на цель». Суть его состоит в том, что ценности, выступающие в общем как надситуативные мотивационные образования, могут «перейти» на конкретные цели деятельности, хотя и достаточно глобального характера. То есть, в этом случае, то что было целью, но побуждалось сначала другими, возможно, чисто «житейскими» мотивами, в определенных ситуациях начинает приобретать ценностный смысл, постепенно формирующийся у ребенка под влиянием взрослого. Отсюда и следует, что в начале было простой, прагматической целью, становится формой реализации мотива – ценности или выступает как ее сторона.