В разных языках используется разный набор звуков. Насколько это наблюдение может показаться очевидным, настолько же трудно его принять как сухой факт, когда первый раз сталкиваешься с ним. Отчётливо помню своё удивление по этому поводу, граничащее с возмущением. Мои первые детские попытки произнести английские слова неизменно превращались в соревнование на выдержку с моей мамой, полиглотом, — кому первому надоест повторять одно и то же слово. «Ну, что неправильно?!» — заламывал я руки. На что получал тоже самое слово, произнесённое странными, но всё же русскими, как мне казалось, звуками. Наверняка вы задавали себе тот же вопрос, что и я: «Почему англичане так странно произносят (наши 🙂) звуки?» «Потому что речевой аппарат у них сформирован иначе,» — занимательный, но совершенно бесполезный ответ, который я получал тогда. Неужели нельзя сформулировать одно основное отличие в том самом «речевом аппарате» и с самых первых занятий отталкиваться от него в работе над произношением!

После нескольких лет жизни в Англии могу с уверенностью сказать, что можно.

Итак, для начала — пара наблюдений. Первое касается восприятия типичного русского акцента носителями английского языка. Взгляд «с той стороны» вообще очень полезен. Автор, одного из самых ярких (необязательно точных) комментариев, которые мне попадались, сравнивает русский акцент с речью человека, проглотившего лом. Другими словами — впечатление, что собеседник выдавливает слова. Что может препятствовать свободному звуку? Возможно, язык? Второе наблюдение будет понятнее людям, имеющим отношение к музыке и к пению, в частности. Я не раз слышал в России, что постановка вокала, в особенности академического, начинается с «выведения звука наружу» и с «убирания языка с дороги». Вместе с тем, именно про английских и американских вокалистов можно чаще услышать, что они «прирождённые певцы». Это не значит, что они не уделяют внимания языку, но, может быть, он просто не является для них такой большой проблемой?

Фактически, вам уже всё должно быть ясно, — основное отличие заключается в положении языка. В русской речи оно преимущественно приподнятое и поддерживается прижатой нижней челюстью, а в английской — язык (его корень и средняя часть) свободно лежит на расслабленной и приопущенной нижней челюсти. Справедливости ради добавлю, что вы могли встречать аналогичное описание, когда вам объяснялось произношение отдельных звуков (наверняка, гласный в слове cat был в их числе). Поэтому хочу подчеркнуть, что речь идёт не об отдельных звуках, а о базовой позиции речевого аппарата. Вот и весь секрет. Однако, тут как раз и начинается самое интересное, на мой взгляд.

Давайте возьмём согласные звуки, при произнесении которых кончик языка касается нёба над верхними зубами — т, д, н, л, с и т.д. Большинству кажется, что в английском эти звуки произносятся точно так же. На самом деле это не так, — положение языка отличается в точности как описано в предыдущем абзаце. Если хотите узнать об этом подробнее, поищите в интернете про ламинальные (ещё один близкий термин — дорсальные) и апикальные согласные. В русском языке эти согласные ламинальные, в английском — апикальные. Чтобы понять разницу, попробуйте произнести привычную нам «л» и затем, не меняя положения языка (вот где потребуется навык чувствовать свой язык!) — «р»… Ну, как? Не выходит каменый цветок? А всё потому, что русская «л» — ламинальная согласная, а «р» — апикальная. Чтобы почувствовать разницу между апикальной артикуляцией и ламинальной (дорсальным положением языка), попробуйте несколько раз поочерёдно произнести «рррр» и «лллл» и следите, как меняется положение языка. На самом деле, по моим ощущениям, английские согласные имеют ещё более выраженный апикальный эффект, чем русская «р» (вспомните, как доктор говорил вам «скажи ааа» и нажимал шпателем на корень языка). Так что прижимайте язык вниз как можно сильнее (оговорюсь сразу, что в этом положении язык у англичан как раз расслаблен, вам нужно стремиться к тому же). И помните: когда вы говорите по-английски, это его исходная, да и, в общем-то, постоянная позиция.

Думаю, что такие фундаментальные вещи стоило бы объяснять изучающему как можно раньше. Но зачастую даже те, кто хорошо владеет английским не догадываются о них, усугубляя свой акцент. Конечно, вряд ли вы сразу же заговорите теперь по-английски без акцента. Вам потребуется немалое терпение, прежде чем вы научитесь чувствовать свой речевой аппарат и управлять им, быстро перестраивая в нужную позицию. Что вам это даст в плане работы над произношением?

  • Придыхание (аспирация). Вам не нужно будет имитировать характерное придыхание после согласных звуков. Попробуйте следующее. Прижмите язык вниз. Загните самый кончик языка к нёбу, не двигая среднюю часть и корень. Скажите «т» из этого положения. Следите, чтобы после произнесения звука «т» язык не «уплывал» в привычное нам положение, держите его среднюю часть и корень прижатым. Если вы всё сделали правильно, то обнаружите, что придыхание возникло без всякого дополнительного усилия с вашей стороны.
  • Палатализация (смягчение согласных). Когда англичанин или американец говорит по-русски, то, за редким исключением, разница между его мягкими и твёрдыми согласными весьма условна. Английские согласные занимают между ними некое промежуточное положение. Даже всегда мягкая в русском языке «ч» звучит у них не так мягко. Хотите знать в чём причина? Повторите упражнение со звуком «т» из первого пункта, только теперь поробуйте варьировать звук между твёрдым «т» и мягким «ть». Следите, чтобы корень и середина языка оставались на месте! Ну как, удобно? Вот и им тоже неудобно. В обратном направлении это тоже работает: держите большую часть языка прижатой вниз, и характерная нейтральная мягкость английских согласных появится автоматически.
  • Гласные звуки английского языка наконец-то повернутся к вам лицом. И даже перестанет быть для вас загадкой. Подробно мы разбираем все английские звуки (и не только гласные) в . В качестве же быстрого примера, возьмём звук «о». Вы, наверняка, замечали, что короткий английский «о» (not, cop, iPod), а особенно его американский вариант, гораздо объёмнее и звучит почти как «а». Так вот, объём этот возникает не за счёт поднятия нёба, как, наверняка, многие пытаются сделать, а за счёт прижатия средней части языка и корня вниз. Опять же, вам достаточно сфокусироваться на том, чтобы язык был на месте, а правильный звук получится сам собой.
  • В определённых комбинациях звуки будут естественным образом меняться, как это происходит у носителей языка. Скажем [t] в «tube» или «got ya» звучит гораздо ближе к «ч», чем «т».

И это лишь несколько примеров того, как знание одного этого секрета позволит вам избежать большинства трудностей с английским произношением. В некоторых случаях без его соблюдения физически невозможно произнести звук правильно, а во многих других следование ему автоматически приводит к нужному произношению. И главное, что это очень простое и универсальное правило, которое легко запомнить и держать в голове в процессе речи.

Аспирация, или придыхание, — особый способ произнесения сочетания согласного и гласного звука. После произнесения согласного голосовые связки включаются для извлечения гласного не сразу, а с небольшим запозданием. Вот этот свободный выпуск воздуха из легких и есть придыхание. Оно очень похоже на звук [h] или на сам следующий гласный, произнесенный шёпотом, без задействования голосовых связок.

Пример

Слово «Cat» (кошка) традиционно записывается в транскрипции , но фактически произносить нужно .

Какие звуки нужно произносить с придыханием?

При изучении английских согласных важно отметить, что взрывные глухие должны произноситься с придыханием. В эти звуки стоят на почетном первом месте каждый в своей группе.

  • [p] — первый звук в группе передних. Поток воздуха из легких прорывает преграду, образованную сомкнутыми губами.
  • [t] — первый звук в группе альвеолярных. Поток воздуха из легких прорывает преграду, образованную кончиком языка и альвеолами.
  • [k] — первый звук в группе задних. Поток воздуха из легких прорывает преграду, образованную задней частью языка и нёбом.

Примеры

Следующие слова нужно произносить через ː people, put, point, pass.

Не забывайте про при дыхание после [t] в словах: time, take, tell, two. Должно получаться: , и т.д.

Примером придыхания после [k] служат слова: come, catch, keep, count, cold, kiss.

Всегда ли нужно делать придыхание?

Фонетика английского языка устроена так, что придыхание возникает в определенных условиях. Вот они:

  • Согласный является глухим взрывным, т.е. одним из трех звуков: [p], [t] или [k].
  • Гласный находится под ударением.
  • В слоге отсутствуют шипящие звуки, на произнесение которых может израсходоваться воздух, предназначенный для придыхания.

Примеры

Слова stop, skip, spinner не следует придыхать. Здесь звук [s] отнимает воздух, запасенный в легких, и на придыхание его не остается.

Произношение для начинающих. Бесплатный онлайн урок английского языка // Ирина Колосова

Фонетические феномены английского языка (англ. «phonetic phenomena») - это особенности произношения звуков речи в зависимости от их позиции (позиционные процессы) или их сочетания с другими звуками (комбинаторные процессы) в английском языке.

[править]Потеря взрыва (Loss of Plosion)

Взрывные согласные теряют свой взрыв перед взрывными согласными. Вместо этого появляется небольшая остановка в артикуляции и воспроизводится один взрыв. Оба согласных подчёркиваются одной чертой. Потеря взрыва также имеет место перед звуками и .

Этот феномен может быть:

§ внутри слова;

§ на стыке слов.

Пример: act ["ækt ], what time ["wɒt "t aɪm]

[править]Носовой взрыв (Nasal Plosion)

На стыке взрывных согласных с носовыми сонантами происходит носовой взрыв. Оба согласных подчёркиваются одной чертой.

Этот феномен может быть:

§ внутри слова;

§ на стыке слов.

Пример: pardon ["pɑːdn ], bad news ["bæd "n ju: z]

[править]Боковой взрыв (Lateral Plosion)

Когда после взрывных согласных стоит латеральный сонант [l], происходит боковой (латеральный) взрыв. Оба согласных подчёркиваются одной чертой.

Этот феномен может быть:

§ внутри слова;

§ на стыке слов.

Пример: simple ["sɪmpl ], bad light ["bæd "l aɪt]

[править]Слитность (Fluency)

В английском языке одно слово не отделяется от другого паузой. Конец одного слова плавно перетекает в начало другого. Этот феномен называется слитность. Слитность имеет место, когда после согласной на конце одного слова следует гласная в начале следующего или между двумя гласными. Два звука, следующих друг за другом, соединяются вместе и произносятся слитно, бегло. Два звука соединяются снизу дугой.



Пример: I am an actor

[править]Уподобление (Assimilation)

Ассимиляция - это процесс изменения артикуляции согласного звука в потоке речи под влиянием соседнего согласного.

[править]Существует три типа уподобления:

§ По направлению (affecting the direction):

§ Регрессивная ассимиляция (Regressive Assimilation) - последующий звук влияет на предшествующий. Обозначается снизу дугообразной стрелочкой справа налево.

§ Апикально-альвеолярные согласные становятся межзубными перед [θ, ð].

Пример: in the [ɪn ð ə]

§ Артикуляция перед [r] становится пост-альвеолярной.

Пример: try ["tr aɪ]

§ Прогрессивная ассимиляция (Progressive Assimilation) - предшествующий звук влияет на последующий. Обозначается снизу дугообразной стрелочкой слева направо.

§ [t] теряет свою аспирацию перед [s].

Пример: stay [st eɪː]

§ Двойная ассимиляция (Double Assimilation) - два рядом стоящих звука оказываются под обоюдным влиянием. Обозначается снизу дугообразной двойной стрелочкой.

§ Согласный, идущий перед сонантом [w] произносятся с округлёнными и выдвинутыми вперёд губам, [w] тоже изменяет свои характеристики, например, оглушается под воздействием глухого [t].

Пример: twin [tw ɪn]

§ По месту образования преграды (affecting the place of obstruction):

§ Согласные перед [θ, ð] становятся межзубными (регрессивная ассимиляция) .

Пример: all these [ɔːl ð iːz]

§ По работе губ (affecting the position of the lips):

§ Согласные перед [w] становятся лабиолизованными (огубленными) (регрессивная или двойная ассимиляция).

Пример: quite [kw aɪt]

[править]Ложная ассимиляция (Wrong Assimilation)

Этот фонетический феномен обычно присутствует на стыке глухого и звонкого согласного. Обозначается подчёркиванием двух согласных (по отдельности) двойными чертами. В русском языке мы привыкли оглушать звонкие согласные и озвончать глухие. С английскими звуками такое не происходит в следующих случаях:

1. не изменяются перед [θ, ð]. Пример: is this [ɪɪs]

2. Сочетание звуков и не изменяет их характеристики. Пример: fifth

3. Звонкие согласные не оглушаются перед глухими. Пример: his dress

4. Глухие согласные не озвончаются перед звонкими. Пример: aunt’s dress [ɑːntsd res]

Этот феномен может быть:

§ внутри слова;

§ на стыке слов.

[править]Аспирация (Aspiration)

В ударной позиции согласные произносятся с аспирацией (придыханием).

Пример: pie ["p h aɪ]

[править]Потеря аспирации (Loss of Aspiration)

В ударной позиции согласные в комбинациях произносятся без аспирации (придыхания).

Пример: start ["st h art]

[править]Связующая «r» (Linking «r»)

Если слово заканчивается на букву «r», а следующее слово начинается с гласной, то связующее «r» произносится, чтобы связать слова.

Пример: for an hour

[править]Редукция (Reduction)

Редукция - это исторический процесс ослабления и исчезновения гласных звуков. В неударных слогах гласные редуцируются, то есть длинные гласные звуки укорачиваются, а короткие могут быть заменены на звук [ə].

Кроме неударных слогов этот фонетический феномен обычно используется во вспомогательных словах, таких как местоимения, вспомогательные глаголы, модальные глаголы и т. д. в неударных позициях.

Пример: beautiful ["bjuːtə f(ə) l], we must do it at once ["wiː mə st "du: ɪt ə t "wʌns]

[править]Слогообразующий сонант (Syllable-Forming Sonant)

Если согласные предшествуют сонантам , то образуется слог. Обозначается точкой внизу между двумя буквами.

Пример: darken ["dɑːk.n ]

[править]Ударение (Word Stress)

В английском языке ударение не фиксированное. Существует множество односложных слов с фиксированным ударением, также как и дву-, и многосложных слов. В двусложных словах, если они не являются производными, ударение обычно падает на первый слог.

Пример: table ["teɪbl]

В многосложных словах ударение может падать на разные слоги. Если вы не уверены насчёт правильности ударения, проконсультируйтесь со словарём.

[править]Литература

§ Практический курс первого изучаемого языка. Практическая фонетика английского языка/ Е. В. Винник; - Новосибирск: НГТУ, 2009. - 15-17 с
Подробнее: http://cyclowiki.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%84%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8B_%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0

Фонетические явления

Фонетические явления - раздел Иностранные языки, Колыхалова О.А., Махмурян К.С.Учитесь говорить по-английски: Фонетический практикум. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 232 с 1. Палатализация- (Palatalization) - Смягчение Согласных, Во...

1. Палатализация - (palatalization) - смягчение согласных, возникает под влиянием следующих за ними гласных переднего ряда. Это явление характерно для русских согласных и выполняет смыслоразличительную функцию, например: мел - мель, тук - тюк, В английском языке большинство согласных произносится без палатализации, т. е. твердо.

2. Позиционная долгота гласных. Долгота кратких и долгих гласных находится в зависимости от позиции в слове; Ударные гласные являются наиболее долгими в конечной позиции, несколько короче перед звонкими согласными и самыми короткими перед глухими согласными.

3. Твердый приступ - задержка начала колебаний голосовых связок при артикуляции начального гласного.

4. Ассимиляция (assimilation). Под ассимиляцией понимается качественное уподобление смежных согласных звуков. Так, альвеолярные согласные [t], [d], [n], [l], [s], [z] становятся зубными под влиянием последующих межзубных [Ɵ], [ð]. В английском языке отсутствует свойственная русскому языку регрессивная ассимиляция, т. е. ассимиляция, при которой предыдущий согласный оглушается или озвончается под влиянием последующего.

5. Латеральный взрыв (lateral plosion). Сонант [l] с предшествующим взрывным альвеолярным согласным произносится слитно, не следует отрывать кончик языка от альвеол, не должно быть гласного призвука между ними. Взрыв альвеолярного согласного происходит в процессе произнесения последующего сонанта . Сонант в подобных случаях становится слогообразующим. Например: little, bottle, people.

6. Носовой взрыв (nasal plosion). Сочетание взрывных альвеолярных согласных [t], [d] с последующими носовыми сонантами [n] или [m] произносится слитно. Взрыв альвеолярного согласного происходит в процессе произнесения последующего сонанта [n] или [m] и называется носовым взрывом. Например: pardon, garden.

7. Потеря взрыва (loss of plosion). Английские смычные согласные [р], [b], [t], [d], [k], [g] теряют взрыв, если за ними следует другой смычный согласный или аффрикаты [ʧ], [ʤ]. Например: a good - dog, ask - Kate, a dark - garden, don"t - demand, the village - champion.

8. Редукция (reduction) - процесс ослабления сокращения или исчезновения гласных звуков в неударной позиции. Например, длительность гласных в безударных словах и местоимениях сокращается. При сильном ослаблении гласные этих слов могут утратить свое качество. Происходит количественная и качественная редукция [а: - а - ə].

9. Аспирация (aspiration) - аспирация, придыхание.

10. Потеря аспирации (loss of aspiration) - глухие взрывные [р], [t], [k] теряют аспирацию в положении после согласного [s]. Например: spot.

11. Связующее г (linking r). Если за словом, оканчивающимся на согласную букву r следует слово, начинающееся с гласного звука, то на стыке слов звучит согласный [r], который носит название связующий r. Если эти слова разделены паузой, то связующее r исчезает.

12. Элизия (elision) - выпадение звука, часто для сохранения ритма. Например, cu(p)board, ras(p)berry, gran(d)mother, han(d)kerchief.

– Конец работы –

Глухие взрывные согласные [p], [t], [k] в английском языке произносятся с придыханием (аспирацией ). Придыхание напоминает шум слабого выдоха, звучащего сразу после глухого согласного. Этот слабый выход создаётся трением воздуха о сближающиеся голосовые связки, напоминая согласный звук [h]: , , . При образовании слога, начинающегося с [p], [t], [k], гласные произносятся не сразу после этих согласных, а после некоторого перерыва: , . В русском языке гласные в таком случае произносятся слитно с предшествующим согласным, без какого-либо перерыва.

Потеря придыхания

[p], [t], [k] теряют придыхание после щелевого глухого согласного [s], например: . Глухие взрывные согласные произносятся без придыхания в безударных слогах, например: p otato, t obacco.

Смягчение

Смягчение согласных (палатализация ) происходит в результате поднятия средней спинки языка к твёрдому нёбу.

В русском наличие/отсутствие смягчённости звуков является смыслоразличительной чертой — выделяются твёрдые и мягкие словоразличительные согласные, например: «кон-конь, был-бил».

Произношение английских согласных не смягчаются, а произносятся твёрдо. Однако перед гласными переднего ряда вроде [i], , , [e], у согласных может появиться нежелательный оттенок смягчённости. Для устранения ошибочной палатализации необходимо произносить согласный и гласный раздельно, несколько задерживая начало артикуляции гласного, чтобы средняя часть языка не поднималась к твёрдому нёбу в момент произнесения согласного звука: , .

Конечные сонанты и звонкие согласные

Английские сонанты в конечном положении обычно удлиняются и звучат значительно длиннее, чем в русском: , .

Конечные звонкие согласные в отличие от русского языка произносятся слабо, без дополнительного напряжения органов речи. Излишнее озвончение конечного согласного может привести к появлению чуждого английскому произношению гласного призвука [ә], например: , , что ведёт к изменению значения слова. С другой стороны, конечные звонкие согласные в английском в отличие от русского полностью не оглушаются, в них наблюдается лишь частичное приглушение. Для тренировки можно рекомендовать продлённую артикуляцию: например, удлинять конечный звук [z], постепенно переходя к [s]: , .

Конечные глухие согласные

В отличие от русского, конечные глухие согласные произносятся энергично, отчётливо, с напряжением органов речи, они являются сильными согласными, например: date , peak . В русском конечные глухие согласные артикулируются вяло.

Слогообразование

Слог может состоять из одного/нескольких звуков, быть равным слову, например: I , или 10 , или части слова, например: sofa [‘sәu-fә]. В английском слогообразующими являются гласные и сонанты. Чаще всего слоги образуют сонанты [l], [n], реже – [m], например [‘litl ], [‘se:tn ], [‘riðm ]. Они образуют слоги при отделении от слогообразующей гласной согласным звуком, т.е. когда не граничат с гласными.

Уподобление

В речи звуки влияют друг на друга таким образом, что смежные звуки могут приобретать черты соседнего звука. Этот процесс качественного уподобления смежных согласных звуков называется ассимиляцией .

При прогрессивной ассимиляции предыдущий звук влияет на последующий, например, в сочетаниях глухого согласного с сонантом сонант приглушается под воздействием предыдущего звука: -piano, -clear, -sweet.

При регрессивной ассимиляции последующий звук влияет на предыдущий, например, апикально-альвеолярные звуки перед межзубными сами становятся межзубными: , .

При взаимной ассимиляции оба звука влияют друг на друга, например в сочетании согласный [t] становится огубленным, а сонант [w] произносится с приглушённым началом, в сочетании апикально-альвеолярный [t] произносится как какуминальный звук, а сонант [r] становится частично приглушённым.

Изолированный звук

При анализе артикуляции изолированно произнесённых звуков обычно выделяют 3 этапа:

  • приступ (экскурсия , когда органы речи двигаются из нейтрального положения в положение, необходимое для произнесения звука)
  • выдержка (когда органы речи сохраняют положение, необходимое для произнесения звука)
  • отступ (рекурсия , когда органы речи возвращаются в нейтральное положение).

Потеря взрыва

В речи звуки редко произносятся изолированно, они соединяются в слова и фразы. Соединение/сцепление звуков в словах и на стыках слов происходит по определённым правилам. Конец (отступ) предшествующего звука сцепляется с первым этапом (приступом) последующего звука, создавая таким образом слитное звукопроизесение в речи. В зависимости от типа звуков это сцепление происходит по-разному.

Так, 2 взрывных согласных одного и того же места образования, например [-pb-] в словосочетании cheap book или [-dd-] в слове midday, произносятся без взрыва I согласного. Такое соединение взрывных называется потерей взрыва. I согласный имеет I и II этапы, II же согласный имеет выдержку и III этап (взрыв). Таким образом, в сочетании звучит удвоенная выдержка согласных.

Неполный взрыв

В сочетании 2 взрывных согласных разного места образования, например [-kt-] в слове asked или [-tg-] в словосочетании don’t go, оба взрывных согласных имеют все 3 этапа артикуляции, однако взрыв у I согласного очень слабый, почти не слышный. Такая артикуляция взрывных согласных называется неполным взрывом.

Боковой взрыв

Взрывное произношение английских согласных [t], [d] с боковым сонантом [l] произносятся слитно, без гласного призвука между ними. В сочетаниях , оба звука являются апикально-альвеолярными. При их артикуляции передний край языка остаётся на альвеолах, боковые края языка опускаются и воздух выходит из ротовой полости с шумом лёгкого взрыва. Например: middle [-dl], little [-tl].

Носовой взрыв

Сочетание взрывных [t], [d] с носовым сонантом [n] характеризуется слитностью их произнесения. Передний край языка при произнесении апикально-альвеолярных сочетаний , не отрывается от альвеол, и воздух выходит через носовую полость с небольшим взрывом. Например, burden [-dn], button [-tn].

Связующий [r]

Буква r и сочетание re на конце слов не читаются. Однако, если r/re стоят на стыке слов перед словом, начинающимся с гласного звука, то между ними возникает связующий звук [r]. Слова в таком случае произносятся слитно, например: far away [‘fa:r_ә’wei].

Сонант [ r] со взрывными согласными

Сонант [r] в сочетании с предшествующими звонкими взрывными согласными [b], [g] произносится очень слабо, не раскатисто. Оба звука произносятся слитно.

При артикуляции апикально-альвеолярных [t], [d] перед какуминальным сонантом [r] наблюдается взаимная ассимиляция. Под влиянием заальвеолярного [r] передний край языка при артикуляции [t], [d] оттягивается назад и [t], [d] также становятся заальвеолярными. В то же время взрывные [t], [d] влияют на сонант [r]. Глухой взрывной [t] приглушает сонант и делает его начало фрикативным, несколько похожим на [∫]: . Звонкий [d] также частично изменяет артикуляцию сонанта, [r] теряет сонорность в начале своего звучания и становится похожим на [ʒ]: .

English Joke

A man walked into a lawyer’s office and inquired about the lawyer’s rates.
«$50.00 for three questions,» replied the lawyer.
«Isn’t that awfully steep?» asked the man.
«Yes,» the lawyer replied, «and what was your third question?»

Правила чтения в английском языке согласных

Прежде, чем учиться читать, давайте познакомимся с некоторыми особенностями согласных. Все звуки этой группы делятся на звонкие иглухие . Каждый из них произносится энергично, напряженно, отрывисто.

Такие, как [p], [t], [k] сопровождаются придыханием, [n], [d], [l], [z], [s], [t] отличаются от русских местом артикуляции: кончиком языка дотрагиваемся до альвеол (бугорков над верхними зубами). Попробуйте поочередно произнести русский звук и английский, и вы заметите разницу. Именно эта особенность (альвеолярные звуки, как их называют в фонетической науке) выделяет английскую речь. Важно отметить, что английские согласные не смягчаются, на конце не оглушаются. Давайте познакомимся с транскрипцией звуков .

[b] – как русское «б», [p] – «п», но с придыханием; [f] – «ф», [v] – «в»; [w] – похож на русский «уо», произносится только губами; [t] и [d] – кончит языка на альвеолах (см. выше); [k] – «к», [g] – «г»; [n] – «н» , [ŋ] – звук как бы выходит через нос, смесь «н» и «г»; [s] – «с» , [z] – «з»; [ʒ] – «ж», – «дж»; [ʃ] – «ш», – «ч»; [θ] – глухой, язык немного прикусываем язык зубами. Немного близок к русским «с» и «ф»; [ð] – также межзубный, но звонкий. Попробуйте язык немного прикусить и произнести русскую «з». [r] – «р», [l] – «л»; [h] – «х», только легче, как выдох, почти не слышен; [j] – «й», воздух через нос.

1. bt на конце слова только [t]: debt, doubt.

2.Cc имеет 3 варианта чтения: [s] перед e, i и y: face, city, cycle. В остальных произносится как [k]: cat, cry, come. В буквосочетаниях«cial» как [ʃƏl]: social, special,«cient» – [ʃent]: ancient. При сочетании«cc» или [k]: первый звук произносится перед e, i и y: accept, accident. Второй в остальных случаях: occupy, according, occasion. Такие буквосочетания, как«ch» и«tch» , стоящие в слове вместе, читаются как ] : chess, much, cheese. Но«ch» произносится как [k] в греческих словах: school, chemistry, character, а как [ʃ] во французских: machine, machinist.

3. Буква d [-] –перед согласными: grandmother, handsome. Сочетание «dg» – : bridge, knowledge.

4. Правила чтения слов на английском гласят, что сочетание «ften» читай как : often, soften.

5. Буква «Gg» перед гласными e, i, y как , а в остальных случаях как [g].«gh» – [-]: bought, eight, но после «au, ou» читается [f]: laugh, enough. В начале слова или в конце«gn» – [n]: foreing.

6. Буква “к” выпадает при чтении буквосочетания «kn» в начале слова: knife, knee, know.

7. В сочетаниях «alm, alf, alk,» буква «l» не произносится: talk, calm, half.

8. А в «mb, mn» на конце слова произносится только [m]: autumn, climb.

9. «Ph» следует произносить как [f]: phone, phrase.

10. Загадочная буква «s» имеет очень много исключений. В начале слова, перед глухими согласными, в сочетанииss – [s], а после звонких или между гласными как [z]. После глухих согласных и перед безударным слогом [ʃ], также как и в сочетании«sh»: sugar, Russian, ship.

Согласно правилам чтения в английском языке сочетания «ssion» читаются как – [ʃn],«sion» – [ʒ n],«sure» – [ʒ ə],«sten» – ,«stle» - : discussion, decision, pleasure, listen, wrestling.

11. С буквой «t» легче запомнить правила, чем с предыдущей:«th» – [θ] и [ð],«tion» – [ʃn],«ture» – : thing, this, dictation, picture.

12. «w» + h = [w]: when, why. Но, «w» + h + o = [h]: who, whom, whole. А в сочетании«wr» произносится как [r]: wrong, write.

13. Буква «Хх» произносится двумя способами, в зависимости от места в слове. Итак, на конце слова или перед согласными ее следует прочитать как : box, text. А вот перед ударной гласной: examination, example, exact.

В английском алфавите 6 гласных,чтение которых зависит от ударности и безударности слога, открытости и закрытости. Более подробно можно прочитать в других статьях.

Как видите, недостаточно выучить алфавит. Правильно читать английские слова вы сможете, если усвоите произношение каждого звука, выучите буквосочетания. Но не стоит все сразу учить наизусть. Постепенно, лучше в практике: слушаете, произносите только отдельный звук или сочетание в словах, а затем используйте смешанные упражнения для чтения

Правила чтения гласных букв в английском языке

Чтобы прослушать, нажмите на выделенное цветом английское слово.

Особенности произнесения гласных. 1. Если слово состоит из двух или более слогов, а именно имеет в своем составе две или более гласных, то букваe на конце слова не произносится. например:die ,mate ,bottle . 2. Если слово состоит из одного слога и оканчивается на буквуe , которая в этом случае будет являться единственной гласной, то буквае произносится как в алфавите . Например:me ,he ,she . 3. Если слово состоит из одного, двух и более слогов и окансивается наee , то это сочетание всегда стоит под ударением и произносится как . Например:fee ,employee ,see . Правило открытого и закрытого слогов влияет на произнесение гласных в английском языке. Ударный слог называется открытым, если он оканчивается на гласную, после которой не следует согласная, или если он оканчивается на согласную, после которой следует очередная гласная. Например,me ,tea ,play или оканчивающийся на согласную, после которой следует гласная, как в словахplace ,truly ,precise . 4. В открытом слоге ударные гласныеa ,e ,u ,i ,o a -place ,may ,play ,take e -fee ,me ,tea ,meter u -true ,truly ,plume u -pure ,fuel ,due i -tie ,nice ,tiny o [əu] -bone ,toe ,go Ударный слог называется закрытым, если он оканчивается на согласную, за которой не следует гласная. Например:pot ,tip ,pattern ,doctor ,but ,sector . Все эти слова имеют закрытый слог, то есть слог, который оканчивается на согласную, как в словах:pot ,tip ,but ; или за которой следует другая согласная, как в словах:pattern ,doctor ,sector . 5. В закрытом слоге ударные гласныеa ,e ,u ,i ,o произносятся следующим образом:a [æ] -bag ,pattern ,flag ,exam e [e] -bed ,message ,met ,pretend u [Λ] -but ,must ,button ,disgust i [i] -insist ,pin ,tip ,pistol o [ɔ] -bottle ,prolong ,box ,lock Из правил открытого и закрытого слога есть много исключений. 6. Гласнаяa перед согласнойs , после которой следует другая согласная читается :pass ,master ,past . 7. Гласнаяa перед согласнойth произносится как :father ,path ,rather . 8. Гласнаяa перед согласнойw в закрытом слоге произносится как [ɔ] или [ɔ:]:want ,was ,wander . 9. Гласнаяa передl + согласная произносится как [ɔ:]:walk ,also ,false . 10. В закрытом слоге гласныеa ,i ,y перед сочетаниемсогласной + le произносятся как в открытом слоге:title ,maple ,cycle ,table ,idle .11. Гласная o перед согласными m , n , th , v произносится как [Λ]: front , some , dove , brother , glove , won , mother , come . 12. Гласная o в словах типаhost ,most ,post произносится, как в открытом слоге [əu]. 13. Есть также единичные исключения как например слова:put ,pull ,push , где в закрытом слоге гласная u произносится как [u], или словоgive , где в открытом слоге букваi произносится так же, как в закрытом. 14. Ударная гласнаяy в открытом слоге произносится как :sky ,fly ,type . 15. Безударнаяy в конце многосложного слова произносится как [i]:happy ,truly ,ferry . 16. В закрытом слоге под ударениемy произносится как [i]:myth ,rhythm ,system .

Основные правила произношения в английском языке

В английском алфавите 26 букв, которые передают 24 согласных звука, 12 гласных звуков и 8 дифтонгов. Чтение гласных зависит от того, в каком слоге эти гласные стоят. В английском языке принято различать 4 типа слога: 1. Открытый слог заканчивается гласной. В английском языке условно считают открытым слог, за которым следует согласная + непроизносимое конечное "е" . Гласные в этом слоге произносятся так же, как они называются в алфавите. 2. Закрытый слог заканчивается согласной. В этом типе слога гласные передают краткие звуки. 3. Третий тип слога - это слог, в котором за гласной следует буква"r" (в конце слога) или"r" + согласная. В этом слоге все гласные передают долгие звуки. 4. Четвертый тип слога - это слог, в котором за гласной следует сочетание"r" + гласная. В этом слоге все гласные передают долгие и сложные звуки.

Чтение гласных букв в четырех типах слога

Типы слога

Открытый и условно открытый слог

Закрытый слог

Буква r после гласной

Буква r между гласными

сложные звуки на [i] и [u]

краткие звуки

долгие звуки

сложные звуки

Hate, taken

[כּ:] или [כּə] more

Pupil, tube

fine, final, my

Fire, tyre

Таблица основных правил чтения гласных и согласных

Англ.буквы

Передаваемый звук

В каких случаях

Исключения

в открытом слоге

place, take, make, same, state

have [æ], many [e]

в сочетаниях ay, ai

pay, way, play, day, main

в закрытом слоге

перед r +согласная s +согласная

park, garden, fast, task

перед r +гласная

после w ,qu в закрытом слоге

после w ,qu в закрытом слоге передr

перед l +согласная

call, wall, also, fall, ball

в сочетаниях с u

перед w

в открытом слоге

в сочетаниях ee ,ea

steel, streel, see, sea, mean

в открытом слоге

в сочетаниях ea +d

already, head, bread

в сочетаниях er, ear +согласная

heard, term, her

в сочетаниях ee+r ,ea+r

перед w

knew, newspaper, few

перед w с предшествующимr

в открытом слоге

перед ld, nd, gh

kind, mild, light

в закрытом слоге

в сочетании ie с последующей согласной

перед r или r +согласная

перед r +гласная

в открытом слоге

перед сочетанием ld

в сочетаниях oa, ow

в сочетаниях or послеw

в закрытом слоге

перед r

в сочетаниях oo

в сочетаниях ou, ow

compound, town, down

в сочетаниях oi, oy

в сочетаниях ow передer

в сочетаниях oo+r

door, floor [כּ:]

в открытом слоге

tube, produce, music

в закрытом слоге

put, push, pull, full [u]

в открытом слоге после l, r, j

lunar, rule, June

перед r +согласная

перед r +гласная

в открытом слоге

в закрытом слоге и в конце многосложых слов

в начале слова и перед гласной

yet, year, beyond

перед i, e, y

capacity, practice, cell, bicycle

перед всеми остальными гласными и согласными

come, exact, direction

в сочетаниях ch, tch

chemistry [k] technique [k] machine [∫]

перед сочетаниями ial, ient

special, efficient

в начале слов, в середине слов перел глухими согласными и в конце слов после глухих согласных

send, salt, say,system, facts, books

после гласных, между гласными, после звонких согласных

as, position, days, supplies, beds

в сочетаниях sh, ssion, ssure

shop, transmission, pressure

перед ure

measure, treasure

в сочетании th 1)в начале служебных слов 2) между гласными

the, then, mother

в сочетании th в начале и конце знаменательных слов

thick, thin, seventh

в сочетаниях ph

philosophy, photo

перед i, e, y

age, engineer, gymnastics

give [g], get [g]

перед согласными, перед гласными, кроме i, e, y в конце слов

great, go, big, dog

в сочетании ng

bring, wrong, strong

"Немые" (непроизносимые) согласные

"Немая буква"

В каких буквосочетаниях

bt gn whe, whi igh kn ould alk who wr

doubt design, sign when, while height, weight, fight knowledge, knife should, could, would walk whos, whole write, wrong

Примечания : 1. Буквау передает такие же звуки, как букваi , но редко встречается в середине слова. 2. Приведенные выше правила действуют только в ударных слогах. В неударном положении гласные редуцируются в звуки [ə] и [i]. Например: arrive [ə"rаiv], return , illumination , difficult ["difikəlt].