«Стоять перед публикой и играть на скрипке казалось мне совершенно естественным. Стандарты, на которые я ориентировался, были наивысшими, и я ровнялся по ним, восхищаясь, а не желая выказаться лучшим».

Иегуди Менухин, из книги «Странствия»

Артистизм - художественная одаренность, выдающиеся творческие способности. Высокое творческое мастерство, виртуозность в каком-л. деле. Особое изящество манер, грациозность движений. (

Толковый словарь русского языка под редакцией Т.Ефремовой)

Артистизм - несомненное проявление творческого начала человека. Хотя эта черта нужна не только людям искусства, актерам и певцам. Проявление артистизма всегда помогает в обыденной жизни.

Артистизм - это искусство перевоплощаться, когда того требует ситуация.

  • Артистизм - это умение надеть маску и соответствовать выбранной роли.
  • Артистизм - это умение перевоплощаться, как внешне, так и внутренне, не изменяя самому себе.
  • Артистизм - это умение стать другим - на сцене, в жизни - когда этого требуют обстоятельства.

Суть артистизма заключается в умении воздействовать на публику, «захватывать» её своим исполнением. Здесь на первый план выходит способность не только глубокого психологического проникновения в музыкальное произведение, но также и способность подчинить аудиторию своей творческой воле - «артистический магнетизм». Не последнюю роль играет личностное обаяние. Например, о выдающимся американском пианисте В. Клайберне говорили, что даже если бы он только общался с публикой, то всё равно имел бы большой успех, настолько музыкант был обаятелен. Артистическое умение вовлечь в музыкальное переживание слушателя.

Артистичность включает в себя способность двойного переживания времени на эстраде. Оно заключается в мгновенном предчувствии, предугадывании целого, которому ещё только предстоит развернуться. И также это проживание реальных мгновений, которое проявляется в направленности сознания, воли на общее движение музыкальной мысли. Двойное переживание времени немыслимо без резкого психического переключения с хорошей мышечной реакцией. Двойное переживание времени предполагает и умение «раздваивать» внимание, быть одновременно увлеченным и холодным аналитиком. Особенность артистического исполнения заключается в том, что те мысли и чувства, которые вкладывает музыкант, должны быть им продуманны и прочувствованны заранее, в процессе вживания в музыкальный образ. Они должны стать как бы сутью энергетики звучащего образа. А на сцене важны контроль и самообладание в реализации своих замыслов.

Артистизм - это особое психическое свойство натуры, не всегда соответствующее её общим психическим качествам. Хотя нередко яркий музыкант, властно воздействующий на огромную аудиторию, в быту бывает спокойным человеком с мягким характером. И наоборот, исполнение императивной личности, с выраженными лидерскими чертами, может быть безвольным, лишенным харизматических качеств.

Понятие артистизма не идентично понятию эстрадной выдержки. Историческая практика подтверждает, что нередко яркие, артистические натуры чувствовали психологический дискомфорт при публичном выступлении. И наоборот, люди, лишенные артистического таланта, порой свободно могут выходить на сцену, уверенно играть, ничего «не теряя», но и не потрясая уши слушателей. Обладание эстрадной выдержкой зависит от психического склада натуры, так как пребывание на сцене, тем более музыкальное исполнительство, актерская игра связаны с сильным психическим давлением. Поведение на эстраде - это поведение в экстремальной ситуации, суть которой заключается, во-первых, в направленности внимания множества людей, в воздействии их биополей, во-вторых, в общественной значимости публичного выступления.

Практика показала, что волнение необходимо во время публичного выступления, оно должно привносить повышенную остроту восприятия и чувствования. Такое волнение называют продуктивным. Излишнее волнение, не связанное с интерпретацией и наоборот, мещающее самовыражению, является непродуктивным.

Считаю неправильным целенаправленное и акцентированное воспитание в музыканте ощущения общественной значимости выступления, так как зачастую именно этот фактор является причиной чрезмерного и непродуктивного волнения. Отмечают, что большинство детей, в отличие от взрослых, не боятся публичного выступления именно потому, что не осознают его общественной значимости. Но в подростковом возрасте приходит это осознание, и появляется боязнь выхода на сцену. Умение абстрагироваться от гнетущей «ответственности», преодолеть мрачные предчувствия требует и волевых усилий и серьезного самовнушения. Изначально, акцентируя внимание музыканта на том, что выход на сцену обязательно имеет определенную (общественную или социальную) цель, значимую для него: будь - то зависимость от успешного выступления зачисление в учебное заведение, сдача переходного экзамена, получение лауреатского звания, утверждение профессионального статуса и т. д., наконец, просто комфортное психологическое состояние - формируется в первую очередь страх публичного унижения, получения отрицательных отзывов о выступлении. А так как зачастую музыкант идентифицирует себя со своим творчеством, «качество себя» с качеством владения инструментом и мастерством интерпретации, то в результате, публичное выступление вызывает предчувствие, сравнимое с предчувствием катастрофы, если выступление будет неудачным. В переживании подобного состояния невозможно говорить об артистичном или даже хотя бы просто выразительном исполнении, так как все эмоциональные и психологические ресурсы музыканта уходят на то, чтобы справиться со страхом, просто «пережить» эту ситуацию, как один из неприятных, но необходимых для социальной самореализации процессов.

Долгое время считалось, что единственный способ адаптироваться к психологически некомфортной сценической ситуации заключается только в регулярном выходе на сцену. Но в последние десятилетия сценическое волнение стало предметом научного исследования, результаты которого показали, что эстрадная выдержка поддается воспитанию.

Безусловно, основой психологически комфортного состояния на сцене является степень выученности произведения. Поэтому прежде чем вынести произведение не концерт, необходимо проверить: соответствует ли оно критерию эстрадной готовности. Это понятие ввел и использовал Л.Л. Бочкарев. Критерий эстрадной готовности включает в себя: умение осознанно управлять игрой, умение интерпретировать произведение в воображаемом звучании и в действии, исчезновение представлений о технических трудностях, проявление импровизационной свободы, возможность эмоционального «проживания», своего исполнения и «слушательского» восприятия своей игры, способность регулировать психологическое состояние. Только произведение, выученное на таком уровне, следует играть публично, в этом случае можно говорить о сценической адаптации.

Если мы говорим, что музыкант это артист , а не просто человек, профессия которого связана с работой на публику, то соответственно воспитание музыканта должно проходить не только в рамках обучения совершенному владению инструментом, но и как актера.

Готовясь к публичному выступлению, исполнителю необходимо обдумать образы, которые или о которых он будет исполнять произведение. Найти примеры этих образов в жизни, в литературе, живописи, в театре и т.д. Найти через какие музыкальные средства выразительности можно проявить эти образы, где они заложены в произведении. Тренировать на уроке эмоциональное артистическое состояние, состояние, передающее образ, а не только решение технических трудностей. Добиваться нужного результата, эффекта. Вживание исполнителя в образ происходит в самообразе посредством "механизма видения, созерцания, просматривания" (К.С. Станиславский). Мыслящему художнику предоставляется свобода в понимании исполняемого, потому что для него есть одно обязательное - это идея, лежащая в основании произведения. Познать эту идею, перечувствовать ее или освятить светом разума - вот что является первой задачей исполнителя.

Сценическое искусство музыканта-исполнителя связано с мастерством художественно-сценического мышления, так как только в результате творческого, сознательно организованного специфического процесса образного мышления музыканта на сцене рождаются глубокие, разносторонние чувства, содержательное, эмоциональное инструментальное звучание. Поэтому перед исполнителем ставится задача не только понимания знакового текста композитора, анализа формы и содержания произведения, но и создание программы психологического воздействия на слушателя и ее передачи в зал, переводя слушателя в другую реальность, выводя его на новый тип переживаний созданием виртуальной реальности и уходом в свой внутренний мир.

Для развития художественно-сценического мышления музыканта можно воспользоваться опытом практики подготовки актеров, в которой прежде всего уделяется внимание развитию общих способностей у представителей всех видов искусства: воображения, образной памяти, образного мышления, способности переводить абстрактную идею в образную форму, активной реакции на явления действительности, тонкой чувствительности, общей эмоциональной восприимчивости.

Для области театральной режиссуры выделяются специальные способности: аналитические (глубина, гибкость, самостоятельность, инициативность мышления), экспрессивные (пластика, мимика, жесты, речь). Для актерской профессии также выделяются значимые способности: сценический темперамент, способность к перевоплощению, сценическое обаяние, заразительность и убедительность.

Эти теоретические предпосылки важны для описания задач подготовки музыкантов, так как между театром и музыкой имеются не только различия, но и некоторые черты сходства: это временные искусства; они нуждаются в исполнителе - творческом посреднике между драматургом и зрителем, композитором и слушателем. Психология музыкально-исполнительской деятельности (В.И. Петрушин) изучает проблему передачи композиторского замысла в конкретном воплощении музыканта-исполнителя.

Актуальна проблема сценического артистизма и актерского перевоплощения: "Хороший актер, находясь на сцене, произнося свой текст, всегда стремится быть в соответствующем образе, живя на сцене и действуя так, как будто переживания героя становятся его собственными. В отличие от актеров музыканты часто позволяют себе играть, не находясь в соответствующем психоэмоциональном состоянии. Поэтому здесь встает вопрос об артистической подготовке музыканта-исполнителя, освоении приемов актерской психотехники, основы которой разработал К.С. Станиславский"

На основе выделенных специфических черт актерской деятельности исследователями отмечаются сходства актерской деятельности с деятельностью музыканта-исполнителя: музыкант-исполнитель, как и актер, - один в "трех лицах" (творец, материал, из которого создается сценический образ, и конечный результат - предмет творчества); музыкант-исполнитель, как и актер, должен постичь образ, внутренне его смоделировать и воспроизвести, проникнув в атмосферу авторского замысла и увлекая музыкальным выражением.

Музыкальное перевоплощение осуществляется только во внутреннем плане, отличаясь своей неявностью, художественно оправданное звучание вырастает как результат внутренней работы, а не как сама актерская игра. "Но проникновение в эту сферу - в до - или сверхзвуковую реальность происходит только через артистизм, через возможности перевоплощения». Публичность творчества музыканта-исполнителя требует особой физической организации его эмоционального аппарата и творческого мышления, что необходимо актеру. Музыкант-исполнитель в одном лице и артист, и режиссер, и актер, что требует развитых творческих способностей, интеллектуального потенциала и гибкости мышления.

Современные тенденции развития образования, возросшие требования к личности учащегося, усилили потребность в формировании творческой индивидуальности каждого ребенка, реализации его творческих способностей, развитии творческой деятельности. На сегодняшний день важными качествами личности становятся такие, как способность ярко и убедительно выражать чувства и эмоции, умело сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое начало, во взаимодействии с высокохудожественными образцами музыкальной и танцевальной культур. Одно из значительных мест в наборе этих качеств играет такое понятие, как артистизм.

Для выявления сущности и специфики формирования артистизма у детей в процессе обучения хореографии необходимо уточнить понимание понятия артистизм.

Артистизм - умение передавать эмоциональную информацию с помощью движений, мимики, выражения глаз и голоса. Артистизм - это искусство перевоплощения, позволяющее человеку надевать определенную «маску». Вживаясь в роль, человек временно меняет свою личность, не изменяя при этом глубинные личностные установки. Согласно словарю Ожегова С.И., артистизм - тонкое мастерство в искусстве, виртуозность в работе, не только непреложный атрибут творческой деятельности, но и критерий свободы, компетентности человека. Человек, обладающий артистическими данными, по С.И. Ожегову, - виртуоз, мастер своего дела.

Артистизм как объект исследования многосторонен. В изучении данной проблемы участвуют представители различных наук: философы, социологи, психологи, педагоги, искусствоведы и т.д. Принципиальное значение для данного исследования имеют взгляды деятелей, работавших в области искусства. Они использовали приемы и методы работы, с помощью которых наиболее эффективно можно овладеть артистизмом, а именно процессами восприятия, воображения, развить творческое мышление, эмоциональную гибкость, способность к импровизации (К.С. Станиславский и В.Э. Мейерхольд, Е.Б. И.А. Моисеев и А.Я. Ваганова). К.С. Станиславский, раскрывая специфику актерской профессии, основное внимание сосредотачивал на специфических качествах, которыми должен обладать актер, на понимании мастерства как силы личного обаяния, воздействия на аудиторию, заразительности и притяжения актера. Актер не себя должен любить в образе, а образ в себе, и выходя на сцену не демонстрировать себя, а свой образ. В.Э. Мейерхольд считал, что артистическое воздействие - это способность воздействовать и заражать зал.

Все вышесказанное можно в равной степени отнести и к артистизму в хореографии. По мнению А.Я. Вагановой основная задача танцора в том, чтобы средствами танца создавать содержательные хореографические образы, отвечающие задачам балетмейстера. Один из величайших русских балетмейстеров и педагогов Михаил Фокин отступил от отточенной техники взамен яркой образности и артистичности и этим произвел революцию в балете. А великий хореограф Игорь Моисеев писал о том что «танец как вид искусства всегда выполнял определенные задачи, и, по-видимому, танец в жизни человека просто необходим, как одно из средств самовыражения человека, через которое он передает свои эмоции и чувства и понимание красоты. И по мере развития этого вида искусства он в состоянии передавать какие-то свои духовные богатства. Мы знаем, чем богаче внутренний мир человека, тем богаче средства его выражения - в любом виде искусства». Великий балетмейстер Ростислав Захаров неоднократно подчеркивал, что «танец всегда должен быть содержательным, иначе он превратится в абстрактное, холодное сочетание телодвижений. Состояние человека, образ которого воплощает исполнитель, выражается в танцевальных движениях определенного характера, благодаря чему зритель воспринимает мысль и чувство, которые были вложены в танец. Только при подлинном мастерстве и артистизме танцовщика мысли и чувства, наполняющие его, овладевают зрительным залом» .

Искусство хореографии основано на музыкально-организованных, условных, образно-выразительных движениях человеческого тела, которые свойственны человеческой пластике и в реальной жизни. В том, как человек движется, жестикулирует и пластически реагирует на действия других, выражаются особенности его характера, своеобразие личности. Хореография основана на том, что характерно-выразительные пластические мотивы, опираясь на музыку, отбираются из множества реальных жизненных движений, обогащаются и организуются по законам ритма и симметрии, орнаментального узора в единое целое. И здесь исполнительское искусство танцора заключается не только в техническом мастерстве, но и в правильной передаче образа, мысли танца, выразительности и артистичности исполнения.

Хореография - искусство изначально синтетическое, и вне музыки, усиливающей выразительность танцевальной пластики, дающей ей эмоциональную и ритмическую основу, оно не может существовать. Вместе с тем хореография - зрелищное искусство, где существенное значение приобретает не только временная, но и пространственная композиция танца, зримый облик танцующих (отсюда - роль костюма, декоративного оформления и др.).

Как же добиться яркости и выразительности? Даже при достаточно хорошей технике исполнения дети, как правило, танцуют движения, не пропуская их через свою душу.

Все серьезные педагоги-балетмейстеры работают по школе хореографического училища. Кто-то в большем, кто-то в меньшем объеме, но школа классического, да и народного танца одна, с небольшими нюансами у каждого педагога. На эту тему написано много учебников, пособий. Однако о том, какова роль артистизма в искусстве хореографии не уделяется должного внимания. Специфика хореографического искусства - выразительность, красноречие человеческого тела. Оно связано с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть связана с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Макаренко сказал, что «труд ради труда ещё не сделал ничего положительного. Только труд через эмоциональное состояние дает потрясающие результаты».

Артистизм является полезным человеческим качеством, которое сопровождает нас в повседневной жизни. В первую очередь артистизм необходим актерам, но немаловажен он и в других сферах деятельности. По сути, актерское мастерство - это умение быть самим собой, играя какую-то роль. К этому умению добавляется обладание и другими, не менее важными навыками. Сюда можно отнести внутреннее раскрепощение, управление мышцами лица и тела, дыхание, внимание, взаимодействие с партнером, преодоление психологических барьеров, страхов и волнения, развитие и улучшение пластики и памяти. И все они обязательно нужны человеку.

Резюмируя вышеизложенное следует отметить, что артистизм - достаточно сложное понятие, объединяющее целый ряд как физиологических так и психологических характеристик. Для исполнителя артистизм становится ключевым условием развития творческих способностей, овладения учеником умениями и навыками художественно-образного воплощения средствами танцевального, музыкального и театрального искусства. Опираясь на анализ литературы по проблеме исследования, можно сделать вывод, что формирование артистических способностей у учащихся является возможностью раскрыть творческий потенциал ребенка и воспитать творчески-направленную личность.

Артистизм или артистичность относятся к врожденным (иногда – приобретенным) качествам. Артистичному человеку свойственны особое изящество манер, чувство ритма, утонченное восприятие окружающей действительности. Совсем не обязательно подобные качества присущи людям искусства. Иногда они бывают востребованы в обычной жизни. По мнению специалистов, человек с более высокой внутренней организацией легче переносит стрессовые ситуации, быстрее адаптируется к различным средам. Обо всем этом можно будет узнать, ознакомившись с материалами данной статьи.

Понятие «артистизм»

С точки зрения эстрады и сценического искусства в данную категорию включаются:

  • способность быстрой перестройки в соответствии с внешней обстановкой;
  • изменение манеры поведения, темпа речи, артикуляции;
  • гибкая адаптация к новым правилам игры, умение принять ситуацию, не изменяясь внутренне.

Не нужно путать составляющие артистизма с лицедейством или фиглярством: это абсолютно разные проявления, хотя неискушенному в тонкостях могут показаться одним и тем же. А вообще, как утверждал великий Шекспир, к сцене и ее подмосткам можно причислить весь мир. Стало быть, и самый обычный человек, не задумываясь об этом, играет каждый день какую-то свою роль, особенно важен .

Что такое творческий подход и зачем он нужен

Прежде всего, это означает стремление к движению вперед, активный жизненный статус и одновременно гармоничные отношения с окружающим миром. Иногда жизненные перипетии ставят нас в жесткие рамки, навязывая правила игры.

Совсем не обязательно речь идет о профессиональных киноактерах, периодически примеряющих на себя разные судьбы и характеры. Кстати, они, чаще всего, «меняются» только внешне: наносят грим, добавляют какие-то неуловимые нюансы, составляющие грани личности, а внутренне – это один и тот же человек.

Примерно такие же требования диктует серьезный бизнес. Только в нем «роли» более функциональные и времени на их разучивание отводится меньше. Да и ставкой, зачастую, может быть карьера и материальное положение.

Важно. Во время презентаций, публичных выступлений, популярных сегодня вебинаров, главное не переигрывать – помнить, что все хорошо в меру: все-таки шанса на второй дубль может не быть, а результат, в отличие от блокбастеров, не всегда оправдывает вложенные средства.

Правила, в общем-то, почти такие же, как в любительском театре. Разучивая новые роли, расширяя свой репертуар, порой приходится вырабатывать самоконтроль, тщательно маскировать свои настоящие эмоции. При этом внешне все совсем не так: человек выглядит открытым, предельно коммуникабельным, а настоящая его суть где-то хорошо спрятана.

Тренеры предлагают, как развить артистизм: проделать несколько простых, но . Например, разучить какую-нибудь мелодию или композицию, которая близка по уровню эмоциональных переживаний, запомнить ее до самых мельчайших подробностей. А потом немного изменить условия: научиться петь так, чтобы для слушателей песня звучала на пределе (что называется, брала бы за душу), но у исполнителя не вызывала никаких серьезных волнений.

Второе упражнение – на лояльность. Бывает, что какие-то люди вызывают острую негативную реакцию. С точки зрения духовных практик это серьезный недостаток, который разрушает личность и мешает установлению гармоничных отношений с окружающим миром. Однако и его можно обратить во благо, если подчинить свои эмоции жесткому ментальному контролю. Результат можно считать достигнутым, когда удается без видимых усилий общаться с «неприятным» собеседником, ничем не выдавая своих чувств.

Третье задание помогает развить способности к управлению собой, речевой артистизм с коммуникационным эффектом. Достаточно выбрать в своем окружении человека (или ситуацию), который приводит в растерянность, мешает сосредоточиться и надолго выбивает из колеи.


Осознанное общение с этой личностью (хотя бы по несколько минут в день) принесет успех в виде развития хладнокровия, быстрой адаптации к стрессовой ситуации. При этом поведение должно быть абсолютно естественным, не наигранным. В качестве примера такой практики можно привести басню Эзопа о лисице и льве. Впервые увидев царя зверей, лиса очень испугалась и убежала. Во второй раз она едва совладала с собою, но уже задержалась возле льва чуть дольше. И в третий раз лиса настолько осмелела, что позволила себе обратиться к нему с речью.

Внимание. Психологи утверждают, что научившись ставить все более сложные и неординарные задачи, преодолевая их, человек быстрее совершенствуется и движется вперед.

Как можно применять артистизм в повседневной жизни

Принято считать, что с точки зрения психологии женщина – существо более гибкое, чем мужчина. Причин этому множество: стандартные табу для мальчиков в современном обществе на открытое проявление своих эмоций, многолетнее стереотипное восприятие настоящего мужчины, как расчетливого, хладнокровного, полностью закрытого супермена.

Диагностика уровня развития артистизма в средней группе школьников обычно демонстрирует ошеломляющие результаты, но со временем, взрослея, дети учатся скрывать свои настоящие чувства, становятся замкнутыми. В некоторых обществах, например, в средневековой Японии, отказ от искренней демонстрации своих чувств и свободы проявления воли заменяли беспрекословным подчинением, считая, что именно в этом состоит истинный путь (дао) воина.

К счастью, современные правила морали более лояльны к персональным чувствам. Именно поэтому из мужчин иногда выходят прекрасные актеры. Однако вернемся к артистизму и его пользе – явной или мнимой. Человек, в большей или меньшей степени, живет своими настроениями, переживаниями: первая любовь, успешная сдача экзаменов, развитие карьеры, покупка нового автомобиля – все эти события вызывают определенные химические реакции в мозгу, внешне выражающиеся в эмоциях.

Не было бы яркого отклика на какие-либо события – исчезла бы серьезная составляющая жизни человека. Но иногда открытые, неконтролируемые эмоциональные вспышки «по системе Станиславского» не столько помогают, сколько вредят. Один из самых характерных примеров – покер, точнее прием, применяемый игроками (блеф).

В английском языке выражение «с лицом, как в покере» служит синонимом непроницаемого, скрытного игрока, поступки которого тяжело просчитать. Сильный соперник должен внушить остальным участникам игры, что у него на руках хорошие карты, а для этого нужно овладеть блефом в совершенстве.

В реальной жизни ведущий себя с достоинством, буквально излучающий уверенность человек имеет гораздо больше шансов получить вакансию, кредит в банке или повышение, чем запинающийся, робкий и слишком нервный. Это могут подтвердить работники рекрутинговых агентств: по статистике, работодатель, при всех прочих равных условиях (уровень квалификации, опыт работы, возраст), выберет соискателей, умеющих четко выражать свои мысли и контролировать эмоции.

Важно. Акционеры отдадут свой голос тому, кто умеет убеждать и говорит уверенно. Это же относится и к избирателям: робкие, застенчивые кандидаты (даже если они обладают целой плеядой других замечательных человеческих качеств) вызывают неприятие на подсознательном уровне. И с этим ничего поделать нельзя.

Упражнения на развитие артистизма

Развитие артистизма у детей необходимо, поскольку способствует более полному развитию личности. Тем более, кто знает, может быть, из них в будущем вырастет знаменитый певец, актер или писатель. Обычно у творческих личностей их путь в большое искусство начинался именно с занятий в любительских театрах или танцевальных кружках в детстве.

Простые упражнения на развитие артистизма будут очень полезны людям, застенчивым от природы и стремящимся изменить себя, сделать лучше. Как известно из истории, многие выдающиеся личности в юности страдали недостатками и только с помощью упорных тренировок смогли добиться успеха. По легенде, знаменитый античный философ и оратор Демосфен поначалу был косноязычен, не умел выражаться четко и внятно, да вдобавок обладал неприятной привычкой подергивать плечом.

Репетируя на берегу моря, под шум волн, набрав в рот мелкие камешки, он развил речевой артистизм: научился говорить громко, ясно формулировать свои мысли и усовершенствовал дикцию. А от тика помог избавиться меч, который был подвешен под потолком и каждый раз больно колол оратора.

Современные психологи советуют людям, страдающим дефектами речи ( , шепелявость, картавость), больше говорить и даже петь: такая практика поможет разработать связки, разовьет уверенность в себе. Специалисты утверждают, что большинство болезней человека имеют соматический характер, то есть являются проявлениями нарушений в работе органов или реакцией на внешние воздействия.

Поэтому в качестве совета, как развить артистизм людям с ДЦП и простым взрослым, вполне сгодятся приведенные выше рекомендации. Главное – это не бояться трудностей и верить в свой успех.

Можно ли развить способности естественно выражать эмоции, владеть голосом, мимикой, жестами, быть пластичным и лучше понимать партнера? Преподаватели актерского и ораторского мастерства отвечают, что развитие артистизма у взрослых возможно, только нужно чуть больше времени и усилий. А главное – настойчивости.

Что значит артистизм?

В определении понятия «артистизм» часто встречается краткое, лаконичное толкование: художественная одаренность, склонность к искусству, мастерство. Когда мы смотрим кино или спектакль, то обращаем внимание, насколько искренне передана эмоция, создана атмосфера, ограничен актер с персонажем. Получилось или нет? Так значит, у актеров не все решает природный талант. И как развить в себе артистизм?

Иногда кажется, люди ходят на спектакли, потому что забыли, как играли в детстве, наблюдают чужую игру, чтобы почувствовать себя естественными, получить эстетическое удовольствие, освободиться от эмоций. Во время действия зритель становится пассивным участником всего происходящего на сцене. А если попробовать поиграть? Для этого существуют упражнения, развивающие навык перевоплощения.

Вспомните, какими вы были в детстве: активными, напористыми или скромными и стеснительными. В течение десяти-пятнадцати минут побудьте полным своим антиподом. Часто противоположности не вызывают симпатии. Развитие артистизма помогает лучше узнать окружающих людей, наладить социальные связи.

Дикция и не только

Артист должен четко, внятно произносить слова. Это нужно взять на вооружение. К концу предложения многие говорят приглушенно, собеседник может не расслышать концовку фразы. Некоторые слова настолько похожи по звучанию, что могут сбивать с толку, если их комкать. В таких случаях помогают скороговорки. Важно четкое отделение, «упругость» произносимых слов.

Можно взять диск с любым произведением, попробовать подражать чтецу на записи. Войдя в роль, вы почувствуете точку опоры, основание, которое позволяет голосу литься легко, звонко, свободно. Точка опоры находится в животе, который нужно подобрать, а плечи, по возможности, расслабить.

Тренировка мастерства

Голос, интонация, речь – необходимо развивать людям разных профессий. Чтобы вас слушали, важно говорить не монотонно, а живо. Изучить разные интонации позволяют многие произведения, где присутствует насыщенный диалог. Представьте персонажей, манеру речи – изобразите в небольшом отрывке.

Подражание детским голосам в актерской разминке похоже на подражание героям мультфильмов. Как происходит озвучивание? Актер смотрит на действие и произносит слова по листочку. В доме обязательно где-то лежат детские книжки, например, про Винни-Пуха. Попытайтесь озвучить его, Пяточка и Ослика. На всех — не больше одной минуты. В этой скорости чередования образов есть определенный смысл: сознание не успевает сковывать действия.

Для тренировки хорошо включить мультфильм и произносить фразы за героями. Играя, вы освобождаетесь от негатива. Здесь артистизм помогает необыкновенно.

В актерской разминке присутствует смена образов:

  • Скучный профессор;
  • Зазывала;
  • Ворчащий бюрократ;
  • Ведущий дискотеки.

Пребывание в каждом образе не дольше одной минуты развивает искусство перевоплощения. Высвобождается положительная энергия, развивая творческие способности.

Смена ролей: выберите одну фразу и произнесите ее с позиций разных героев (девочка, мама, бизнесмен, руководитель). Добавьте смену эмоций.

Мимика и пластика

Выражение лица – самый мощный, красноречивый инструмент для передачи внутреннего состояния человека. Лицо передает больше, чем тысячи слов. Актеры, преподаватели, бизнесмены, руководители, дипломаты, родители иногда вынуждены сдерживать проявление эмоций.

Но чрезмерная сдержанность приводит к противоположному результату: общение сильно беднеет из-за скованных жестов, мимики, интонаций.

К определенному возрасту характер человека читается по его застывшим мимическим морщинам. Поэтому полезна зарядка для лица, как развить артистизм упражнения:

  • Произносить протяжно звуки: а, о, ы;
  • Усиленно поднимать и опускать брови;
  • Широко улыбнуться, затем сложить и вытянуть губы вперед;
  • Жмуриться и широко открывать глаза.

Перед зеркалом попытайтесь изобразить радость, удивление, печаль, возмущение, гнев, восторг, задумчивость.

Пластика развивает способность расслаблять зажимы тела. Сбрасывать лишнее напряжение можно прыжками, танцевальными движениями. Пластику развивают упражнениями «волна» — вытянуть в стороны руки, пустить волну через плечи, «стена» — ладонями перебирать по невидимой стене, «покраска забора» — движения кистью, «гребля» — имитация гребли на веслах.

Новые возможности

Преподаватели актерского мастерства рекомендуют перед сценой делать упражнение на напряжение-расслабление. Встаньте прямо, поднимите руки, посмотрите на них, поднимитесь на носочки и потянитесь вверх в течение десяти секунд, а затем расслабьтесь. Упражнение снимает скованность. Если представится возможность сыграть роль на вечеринке у друзей – не отказывайтесь. Вы можете себя приятно удивить.

Артистизм – 1) а) Художественная одаренность, выдающиеся творческие способности. б) перен. Высокое творческое мастерство, виртуозность в каком-л. деле. 2) перен. Особое изящество манер, грациозность движений.
Толковый словарь русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой

Артистизм – несомненное проявление творческого начала человека. Хотя эта черта нужна не только людям искусства, актерам и певцам. Проявление артистизма всегда помогает в обыденной жизни, в бизнесе, в личной жизни.

  • Артистизм – это искусство перевоплощаться, когда того требует ситуация.
  • Артистизм – это умение надеть маску и соответствовать выбранной роли.
  • Артистизм – это умение перевоплощаться, как внешне, так и внутренне, не изменяя самому себе.
  • Артистизм – это умение стать другим – на сцене, в жизни – когда этого требуют обстоятельства.

Если артистизм в искусстве – явление само собой разумеющееся, то к артистизму в обыденной жизни отношение неоднозначное. Часто может показаться, что он не сочетается с моральными принципами честности, прямоты и правдивости. Однако, рассматривая артистизм в повседневной жизни с иной точки зрения, мы увидим, что он, несомненно, является неким защитным оружием. Практически каждый день мы подвергаемся психическим и энергетическим атакам, причем совершенно с неожиданных сторон. В такой ситуации зачастую приходится надевать различные маски, в зависимости от наших коммуникативных намерений. Самое главное – быть честным с самим с собой!

Преимущества артистизма

  • Артистизм способствует сохранению правильных отношений с людьми, даже с теми, которые вам могут не нравиться.
  • Артистизм и дипломатичность помогают не обидеть в ситуациях, когда правда является нелицеприятной.
  • Артистизм – совершенно необходимая черта для людей творческих профессий.
  • Артистизм – это своеобразный защитный механизм в условиях, когда нельзя показать истинные чувства и настроение.

Проявления артистизма в повседневной жизни

Творческий подход к повседневной жизни – это активная жизненная позиция, стремление жить ярко, в согласии с самим собой и окружающими. Артистизм в повседневной жизни – это умение выглядеть и вести себя так, как нужно Вам в конкретной ситуации, способность привлечь и увлечь за собой людей. Благодаря артистизму во многих сферах нашей жизни мы имеем возможность управлять ситуацией.

Вот, например, те сферы, в которых артистизм на сегодняшний день является безоговорочно необходимым.

  • Актерская среда. Глядя на многочисленные кинокартины, мы часто ловим себя на мысли о том, что некоторые актеры приглашены на определенную роль из-за своего образа. То есть во всех фильмах этот актер играет одинаково, фактически самого себя – эксплуатируется лишь его личный образ. Другие же актеры могут играть настолько разноплановые роли и настолько перевоплощаться, что иногда поражаешься – насколько велик талант и сила артистизма этих гениев.
  • Бизнес-среда. Развитие артистизма в этой сфере является одним из ключевых моментов создания собственного имиджа и совершенствования коммуникативных качеств. Презентации, самопрезентации, представление новых проектов – по сути, любое публичное выступление не может обойтись без вхождения в определенный образ, роль.

Как развить артистизм

Развивая артистизм, мы становимся прекрасными актерами. А становясь хорошими актерами, мы умеем лучше и лучше играть те роли, которые предлагает нам сама жизнь. Получая то или иное «задание», ту или иную роль, мы тщательно продумываем образ, который часто не совпадает с нашим истинным «Я», не позволяет нам выявлять наши истинные намерения.

  • Учимся скрывать мысли. Да-да, не всегда нужно показывать и выражать свои истинные чувства. Давайте попробуем просто не думать о том, что хотим скрыть от других. Постараемся спрятать истинные мысли куда-то далеко, а на «передний план» пустить лишь те, которые и помогут создать необходимый образ.
  • Учимся скрывать эмоции. Давайте выполним творческое задание. Выберите любимую песню (а лучше несколько) – именно ту, которая трогает вас до глубины души, от которой появляется ком в горле и наворачиваются слезы. Выучите ее и пойте, пойте, пойте… Очень важно, чтобы вы пережили все эмоции, которые захватывают вас во время исполнения этой песни. Теперь научитесь исполнять ее для «слушателей», исполнять так, чтобы в вашей душе было абсолютно спокойно и песня не пробивала вас на эмоции.
  • Учимся демонстрировать лояльность. Вспомните людей, к которым вы по каким-то причинам испытываете негативные эмоции. Конечно, в идеале неприятие людей нужно искоренять само по себе, так как оно мешает духовному развитию и разрушительно влияет на личность. Однако, если этот недостаток присутствует, используем его в благих целях. Старайтесь как можно больше общаться с этими людьми, но так, чтобы никто и не заподозрил, что у вас есть пока определенное неприятие в отношении этих личностей. Вы не обнаружили негатива по отношению к людям? Поздравляем и завидуем вам! Используйте другие упражнения!
  • Учимся скрывать смятение. Скажем, есть человек, в присутствии которого вы пасуете, чувствуете себя подавленным, неуверенным. Прекрасно. Есть возможность тренировать не только артистизм, но и бесстрашие, уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Старайтесь побольше общаться с таким человеком. Главное условие – ваше поведение должно быть свободным, непринужденным, уверенным. Но ни в коем случае не вызывающим и не наглым.

Не бойтесь ставить перед собой сложные задачи – так вы ускорите свое совершенствование.

Золотая середина

Прямолинейность, схематизм

Артистизм

Претенциозность

Крылатые выражения об артистизме

Искусство состоит в том, что актер чужое, данное ему автором пьесы, делает своим собственным. - Е.Б. Вахтангов - В искусстве нет лучшего правила, как не увлекаться первым порывом. Если дашь себе время подумать, воплощение всегда выходит более верно. - Т. Сальвини - Прелесть таланта в том, что он делает то, чего я не могу. - М.А. Светлов - Актеры производят впечатление на публику не тогда, когда они неистовствуют, а когда хорошо играют неистовство. - Дени Дидро - Для творчества надо выходить из себя и там, вне себя, забывать свои «лишние мысли». - М. Пришвин - Станиславский К.С. / Работа актера над собой Перед вами одно из самых знаменитых и востребованных во всем мире произведений великого русского режиссера, знаменитого актера, педагога и театрального деятеля К.С. Станиславского. Эта книга – классический актерский тренинг, дающий знания, без которых думающий о своем искусстве актер не может считать себя настоящим актером. Вероника Дюпре / Как стать актером Что значит «быть хорошим актером»? Недостаточно только выучить уроки актерского мастерства. В первую очередь – это владение своим голосом и телом, умение правильно говорить и правильно двигаться. Как ни странно, данный свыше талант не может заменить этого умения. Он накладывается сверху и превращает просто хорошего актера в актера, покоряющего тысячи сердец. Однако обладать талантом – это еще не все. Нужно еще уметь им правильно распорядиться.