Основные приемы ораторского искусства заключаются в следующем:

Речь оратора должна быть информационно насыщенной, содержательной, объективной, правдивой и полезной для слушателей,

Речь оратора должна быть ясной и точной,

Продолжительность выступления оратора должно быть оптимальным, при длительном выступлении (более 30 минут) очень тяжело удержать внимание слушателей, каким – бы интересным оно не было,

Эмоциональность речи должна волновать души слушателей и внушать им желаемое настроение,

Оратор должен хорошо знать аудиторию, тщательно подготовить речь и продумать свое поведение на трибуне,

Особое значение при подготовке выступления должно быть уделено началу «эффект первых фраз» и его завершению,

Подготовка выступления должна включать в себя подбор четких, убедительных ответов на ожидаемые провокационные вопросы,

Выступления должны также содержать аккуратные и уместные элементы юмора, т.к. это разряжает и оживляет обстановку, возвращает внимание слушателей к словам оратора,

Выступление необходимо вести не с трибуны, а как можно ближе к аудитории - «глаза в глаза»,

Речь оратора должна быть культурной – необходимо исключить неграмотность, косноязычие, ненормативную лексику, а также минимизировать вестернизацию русского языка и применение модных сленгов «как бы», «на самом деле» и т.д.

Еще одним важным аспектом ораторского искусства является звуковая оболочка речи выступающего. Хорошо звучащий голос тонизирует нервную систему говорящего, придает ему уверенность, создает настроение, а плохо звучащий наоборот. Аудитория всегда намного критичнее к звучанию голоса оратора, чем к его внешности.

Овладеть голосом – это значит добиться интонационной подвижности и выразительности речи, уметь пользоваться нюансами тембра. Для этого необходимо понимать механику своего голосообразования и использовать ее в процессе выступления.

Как же привлечь всеобщее внимание и донести полезную информацию до восприятия слушателей? Для данной цели есть несколько весьма хороших методик:

Говорить стоит о том, что несёт в себе некий эмоциональный заряд. Эмоции всегда привлекают внимание. Человек реагирует на любой эмоциональный всплеск инстинктивно.

Внесите в свою речь что-то необычное. Человек всегда реагирует на необычные вещи. Вы сможете привлечь внимание аудитории, рассказывая об необычных явлениях и своеобразных событиях.

Очень важными являются личностные порывы и желания слушателя. Человек всегда относится трепетно к тем вещам, которые касаются его лично. Вам стоит напоминать аудитории о личностных мотивах, которые сопутствуют теме доклада/статьи/речи. Информация, которая не вызывает никаких эмоций, автоматически отфильтровывается.

Речь для выступления необходимо подготовить заранее. Автору важно продумать содержание, необходимо оценить свои возможности подачи материала перед публикой. При подготовке речи следует учитывать определенные моменты, а именно:

1) вид речи;

2) темы выступления;

3) цели и задачи, которые оратор, говорящий ставит перед собой;

4) слушательскую аудиторию.

В риторике рассматриваются следующие этапы подготовки к выступлению:

1) выбор темы;

2) конкретизация целей высказывания;

3) изучение материала по теме;

4) подготовка выступления в развернутом виде;

5) завершение речи (подведение итогов);

6) полное владение материалом.

Начальный этап выбора темы – один из самых важных этапов подготовки речи. Выступающий может сам выбрать тему, а может воспользоваться предложениями организаторов собрания. Следует выбирать тему, которая будет интересной и увлекательной, актуальной. Оратор должен осветить проблему таким образом, чтобы и он сам, и слушательская аудитория смогли почерпнуть нечто новое из конкретного выступления.

Необходимо конкретизировать цель как для себя, так и для всей аудитории. Важно, чтобы тема соответствовала уровню подготовки и образованности конкретной аудитории. Важно не только и не столько изложить материал, но и показать свое отношение к проблеме, сформулировать собственные выводы и доводы, попытаться вызвать ответную реакцию слушателей, возможно, еще не в виде выступления или диалога на собрании, но, как минимум, в виде готовности и стремления проявить активность и самостоятельность.

Сбор и изучение материала – следующий этап в подготовке к речи. Научная и художественная литература, справочники и энциклопедии, газеты и журналы могут являться источниками материала. Но не стоит отождествлять сбор материала и сбор информации. Ведь изучение материала – это не столько чтение различных книг, сколько определение собственных мыслей и идей по конкретному вопросу. Также очень важно составить план-конспект, выписывая интересные моменты и т. д. Следует помнить, что выступление состоит из вступления (начала), основной (главной) части и заключения (завершение речи).

В основной части выступления оратор излагает основные положения по проблеме, освещая различные точки зрения, раскрывая и свое видение вопроса.

В заключении оратор делает определенные выводы, отвечает на вопросы, возникшие по ходу выступления.

Как часто случается с вами, что перед тем как выйти перед аудиторией, у вас все холодеет внутри, ладони мгновенно становятся потными, а выйдя перед всеми, вы не можете выдавить из себя ни единого слова? Вы стоите и думаете: «говори что-нибудь, хоть что-нибудь», но не можете произнести ни звука, как бы вы ни старались. Ноги становятся «ватными» и лицо начинает «гореть» как будто температура воздуха резко повышается до запредельных отметок. В итоге вы благополучно краснеете и, вымолвив что-то невнятное возвращаетесь на свое место, дав себе зарок никогда больше не выступать перед публикой.

Если описанное выше происходит с вами хотя бы иногда – то эта статья предназначена для вас. Прочитав ее, вы узнаете как улучшить свои навыки публичных выступлений, как научиться связанно излагать свои мысли, как контролировать аудиторию.

Для начала разберемся с понятиями. Что такое публичное выступление? Логично будет сказать что это – выступление перед публикой. Публикой, или аудиторией считается группа людей от 4 человек и больше. Условно, я разделяю аудитории на несколько категорий:

  • маленькая – до 10 человек;
  • малая – от 10 до 30 человек;
  • средняя – от 30 до 60-70 человек;
  • крупная – от 70 до 150 человек;
  • очень крупная – от 150 человек и более.

Рассматривать выступление на крупных площадках и стадионах мы рассматривать не будем.

Итак, как же повысить навык публичных выступлений?

Для начала немного теории. Публичное выступление – это 90% зрительного контакта, и лишь 10% - аудиального. Фактически, это означает следующее: «не столь важно ЧТО вы говорите, важно КАК вы это говорите». Главное в публичном выступлении – это подача, энергия, экспрессия и контакт с аудиторией.

Без растекания мыслью по древу, дам простые конкретные рекомендации.

Первое - составьте план выступления. Поверьте, у любого опытного оратора всегда есть план выступления. Ни один опытный оратор не начнет выступление если не знает темы выступления и того о чем он будет говорить (хотя бы примерно). Что такое план? Не стоит заготавливать черновики с полным и подробнейшим содержанием своей речи, и уж тем более, не стоит пользоваться такими записями при выступлении. Это только отвлечет вас от речи и отнимет время на то, чтобы разобраться в своих записях. К тому же, если вы потеряете нить повествования – вам придется копошиться в записях, а это вызывает исключительно негативные эмоции среди слушателей. Вместо записей используйте лишь план выступления. Дома в спокойной и тихой обстановке продумайте структуру своего выступления, примерно представьте себе о чем вы будете говорить и запишите пункты своего выступления. Например, если вы готовите отчет о достижениях компании за год, то это может выглядеть следующим образом.

Современному руководителю, современному менеджеру на сегодняшний день, в день, когда высока конкуренция, появилось много новых методик влияния на окружающих — коллег, партнеров, подчиненных. Авторитет лидера, авторитет руководителя, авторитет партнера – все это нарабатывается умением успешно выступать и презентовать свои идеи.

Как научиться непринужденно и качественно говорить на публике?

Как пойти на переговоры и оставить после себя хорошее впечатление, чтобы ваши партнеры поверили в вас и решили иметь дело именно с вами, а не с вашими конкурентами. Обычно такой авторитет поддерживает специальный переговорщик компании, который имеет за плечами хороший опыт переговоров и большой авторитет. Но в современной организации не должно быть незаменимых людей, организация, которая улучшает качество своей компании, должна ежедневно повышать уровень своих сотрудников, одним из уровней этого обучения и состоит в умении выступать публично.

Начинающему бизнесмену, да и не только начинающему бизнесмену, необходимо получить кредит в банке, хорошо написанного бизнес плана иногда бывает недостаточно для получения кредита. Нужно выступить, ошеломить, мало иметь хороший бизнес план, нужно показать, что вы справитесь, что доведете дело до конца, и что банку не придется резать ваш не успешный бизнес.

Сейчас много имиджевых школ, много курсов подготовки публичных выступлений, но все они рассчитаны на малую продолжительность, по двадцать четыре часа и так далее. Успешный руководитель должен ежедневно, как самурай оттачивать свое мастерство, также и в компании каждый сотрудник должен ежедневно трудиться и учиться (да сейчас, мы или трудится или учиться, одно из двух, и так устаем по восемь часов за станком стоим). Обучение не должно быть из под палки, коллектив должен воспринимать необходимость в обучении, он должен понимать, что обучаясь он повышает качество выпускаемой продукции, независимо от того услуга это или товар, соответственно потребитель будет выбирать именно более качественный товар, отсюда новые заказы и сохранение рабочих мест – уверенность в завтрашнем дне.

Для того чтобы научиться презентовать свои мысли, их необходимо научиться подготавливать. Законы композиции, золотой середины, божественного сечения, все как в искусстве и в природе. Ваше выступление должно быть поделено на три части, первое вступление двадцать процентов от общего времени, затем идет основная часть шестьдесят процентов от общего времени выступления, и затем заключение двадцать процентов от общего времени.

Вступление, нужно преподнести себя, непринужденно обратить на себя внимание, что вот вы тут стоите и сейчас, что то скажите. Что вы скажете, о чем, вас должны запомнить, вы должны втисаться в память слушателей.

Как обратить внимание на себя во время выступления?

Например, у вас в руках может быть какой-нибудь предмет, если вы рассказываете о народах дальнего севера, как хорошо добывать там нефть и газ, вам достаточно держать в руках предмет народного творчества, что вот этот предмет вам подарило местное население в знак благодарности и тут маленькая история, как вы спасли этот маленький народ от непременного вымирания, все вы запомнились, такого они еще не видели, вы им стали интересны, вас начали слушать, посмотрите внимательнее на вашу аудиторию, как вас слушают, кто вас слушает, полюбите всем сердцем вашу аудиторию.

Первый момент выступления, в это время вас оценивают, как вы выглядите, как вы говорите, какова ваша манера поведения, как вы себя держите на публике. Дайте в это время публике полюбить вас, пусть они вас слушают открыв рты. Методик зацепить внимание много, кто то играет на губной гармошке, кто пляшет, не бойтесь показать себя, только не переиграйте. Изучите публику, которую вы будете завоевывать, что она предпочитает, какие методы ей более подходят, главное не перегнуть палку.

В каждой аудитории свои правила, в одной ваше выступление будет успешным, вас будут носить на руках после выступления, а в другой с таким выступлением в вас полетят помидоры, это самое страшное, что вас ждет при выступлении. Если вы выступите неудачно, вас никто не станет расстреливать, вам просто не дадут денег, вы просто проведете переговоры не успешно, поэтому вы должны понимать весь смысл ваших передвижений, для чего вы все делаете, для кого вы стараетесь. Правильно все взвести, соберите материал, вооружитесь, все это повысит шанс на успех вашего выступления.

Задать вопрос или дополнить статью "Как выступать публично?" можно через форму комментариев.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Какие существуют правила публичного выступления
  • Какие бывают правила подготовки публичного выступления
  • Какие психологические приемы можно использовать в публичных выступлениях

Выступление с публичной речью – это стрессовая ситуация для любого человека. Это подтверждают даже самые блестящие ораторы, которые провели сотни часов на сцене. Почему же так происходит? Любая публичная речь – это высказывание собственных мыслей и идей. Удачное или неудачное их выражение сразу же сказывается на репутации человека, на его оценке как эксперта, специалиста. Правила публичных выступлений, как правило, достаточно универсальны. Вы можете выступать перед разными группами людей – это могут быть министры и банкиры, студенты и школьники, журналисты, коллеги и даже заключенные. Но все они, прежде всего, будут вашими слушателями, и нужно знать несколько правил, которые помогут правильно структурировать и подавать информацию, сохранять спокойствие и держать ситуацию под своим контролем.

Публичное выступление: правила подготовки

Любое выступление с публичной речью должно быть основательно подготовлено. У знаменитого психолога Д. Карнеги есть целая книга, где содержатся рекомендации и правила подготовки публичного выступления. Основная мысль: «Нужно знать, что хочешь сказать и что хотят услышать слушатели. Только основываясь на этом знании, можно правильно донести информацию и убедить поверить себе».

Для начала давайте проанализируем, какие бывают виды выступлений:

  • Импровизация. Такой вид выступлений не нуждается в подготовке, но требует очень глубокого знания материала и темы. Оратор в таком случае высказывает тезисы по заданной теме, отвечает на любые вопросы из зала легко и аргументированно. Это под силу только опытным ораторам и мастерам своего дела. Такими были Троцкий, Ленин и Мечников.
  • Речь по конспекту. Подготовка идет по каждому пункту, который прорабатывается заранее. Так же прописываются ответы на возможные вопросы, которые могут возникнуть во время выступления.
  • Подготовка полного текста. Чаще всего вы можете наблюдать такой доклад у политиков. Иногда их ответы на заданные вопросы не совсем совпадают, потому что они не привыкли откланяться от заранее составленного текста.

Как спланировать презентацию от начала и до конца и владеть вниманием аудитории? Узнайте на тренинговой программе «

  • Выступление без использования подсказок. Подготовленный текст учится наизусть, проговаривается на репетициях, но в данном случае правила публичных выступлений не предусматривают возможность отвечать на дополнительные вопросы.

Особо ценным качеством мастерства оратора является возможность учитывать в своем выступлении настроение публики и умение подстраиваться под различные меняющиеся обстоятельства.

Правила публичных выступлений: психология

К моменту вашего публичного доклада нужно подойти в отличном психологическом и физическом состоянии. Не думайте о своих страхах, ведь в конце концов это просто выступление. О. Эрнст писал: «Еще ни разу ни один из ораторов не упал в обморок на трибуне, даже если его выступление действительно было ниже всякой критики».

Существующие правила выступления с публичной речью содержат несколько важных пунктов:

  • Обратите пристальное внимание не на свои переживания, а на содержание вашей речи.
  • Не стоит говорить слушателям абсолютно весь заготовленный материал, оставьте место для вопросов, если они предусмотрены. Да и мысль о том, что вы знаете намного больше, чем говорите на данной лекции, значительно повысит вашу уверенность в себе.
  • Не стоит готовиться в день выступления, лучше закончить всю подготовку накануне вечером.
  • До выступления не стоит начинать новых дел или включаться в новую, необычную для вас деятельность. Они перенесут на себя все ваше внимание и направление мыслей.
  • Постарайтесь устроить легкий обед или завтрак, не переедайте перед ответственным докладом.

Если вы все же чувствуете, что волнение не оставляет вас, главное – понять, в чем причина вашей тревоги. Чаще всего это:

  • Нехватка практического опыта в подобных выступлениях.
  • Особенности, связанные с особенностями вашего характера: стеснительность, сдержанность, излишняя тревожность, неуверенность в себе.
  • Сомнение в заинтересованности слушателей.
  • Факт неудачного выступления в прошлом.
  • Сильные эмоции, связанные с волнением и переживанием стрессовой ситуации.

Если ваша тревожность в основном связана с реакцией слушателей, то есть следующие правила публичных выступлений:

  • выберите положительно настроенного к вам зрителя и рассказывайте, глядя ему/ей в глаза, словно вы одни в этом зале;
  • если вы почувствуете, что контакт установлен, можно слегка кивнуть и перевести взгляд на соседа и посмотреть ему в глаза;
  • старайтесь сохранять дружелюбное и открытое выражение лица;
  • попробуйте чаще улыбаться и тогда вы увидите, как преобразиться настроение в зале.

Если ваша тревожность связана с собственным состоянием, то внимательно изучите эти правила публичных выступлений:

  • Тренируйтесь выступать перед публикой как можно чаще, участвуйте в публичных обсуждениях, разговорах, задавайте вопросы.
  • За это время вы найдете такое внутреннее состояние, которое вселяет в вас уверенность и помогает чувствовать себя успешным. Для каждого это чувство будет свое. Кому-то необходимо ощущать «радость полета», кому-то чувствовать себя максимально сосредоточенным, сконцентрированным на свой теме, а кому-то помогает легкое волнение, которое делает его слегка возбужденным и радостным.
  • Подумайте, какого эмоционального отклика вы хотите добиться от слушателей, какой посыл идет от вас аудитории.
  • Перед выходом на сцену обязательно «разомнитесь». Вы можете поговорить с кем-то из слушателей или организаторов или просто пройтись по комнате.

Общие правила выступления с публичной речью:

  1. Идеально, если у вас есть возможность накануне репетировать в том помещении, где будет происходить выступление. Вы можете осмотреть зал, прорепетировать выход, произнести речь, отработать позу, жесты, громкость голоса, какие-то важные поворотные моменты вашей речи.
  2. Перед сном представьте полностью весь ход своего выступления. Как начинается мероприятие, как собирается публика, как вы выходите на сцену, что говорите, куда смотрите. Доведите речь до конца и почувствуйте, как замечательно вы с этим справились.
  3. За несколько часов до выхода на сцену, в своем воображении пройдитесь по плану вашего доклада, закрепите в сознании ключевые моменты речи и почувствуйте радость, которая будет переполнять вас после успешного выступления.

Правила успешного публичного выступления: психотехники

Один из секретов общения с аудиторией заключается в определенной психотехнике. Вам обязательно нужно сформировать зрительный контакт и показать свой интерес к ней.

Когда вы выходите на сцену или кафедру, не спешите сразу начинать свою речь, сделайте паузу, оглянитесь вокруг, посмотрите на зрителей, улыбнитесь, если это уместно. Устанавливая зрительный контакт со слушателями, вы приветствуете их и даете понять, что вы здесь находитесь специально для них. Поэтому важно соблюдать его и во время выступления.

Не забывайте о необходимости сохранять зрительный контакт, даже если вы выступаете с научным сообщением, где нормой является частое обращение к своим записям. Подсознательно человек чувствует, когда на него обращают внимание: взгляд может длиться всего долю секунды, но он дает понять, что происходит что-то важное и ценное для него. Поэтому пробуйте не просто осматривать зал, но и установить контакт «глаза в глаза» со слушателями.

Когда вы занимаетесь психотехникой установления контакта с аудиторией, очень важно понимать, что самое большое значение имеет эмоциональное наполнение вашего взгляда. Что есть в нем – расположение к аудитории или равнодушное безразличие, кураж или страх. В глазах все наши эмоции читаются без труда, а значит, слушатели, как правило, безошибочно видят и чувствуют что происходит в вашей душе.

Итак, главные правила выступления с публичной речью – оглянитесь, установите зрительный контакт с публикой, сконцентрируйте свое внимание на предмете вашего выступления.

Помните, первые слова вашего доклада наиболее важные, именно в этот момент слушатели определяют, будут ли они слушать вас или продолжат витать в облаках. Существует несколько приемов, которые позволят удержать внимание аудитории.

  • Интересный факт. Один из самых эффективных способов привлечь внимание любой аудитории – это рассказать любопытный факт, который имеет прямое отношение к теме выступления: «Знаете ли вы, что…» или «Задумывались ли вы, что…»
  • Красочная презентация. Презентация помогает структурировать и регламентировать выступление. Вы можете обозначить на слайдах основные тезисы или правила обратной связи. Правила публичных выступлений предлагают вам так сформулировать этот аспект: «У меня есть пятнадцать минут, чтобы рассказать о…», «В ходе выступления я хотел бы обратиться к следующим вопросам…», «Если в ходе выступления появятся вопросы, вы сможете задать их по окончании доклада».
  • Вопросы. Если в вашем формате это возможно, то обязательно пользуйтесь этой техникой привлечения внимания. Вопросы заставляют невольно искать ответы, даже если они не будут произнесены вслух, поэтому вас уже будут слушать внимательнее.
  • Шутка, анекдот. Важно сохранить некую интригу и не сразу раскрыть связь анекдота и темы выступления. Но связь должна существовать обязательно. Помните, что шутка должна быть толерантной и привлекательной для большинства, чтобы создать нужное настроение.
  • Комплимент аудитории. Рассматривайте комплимент как знак уважения и признания публики. Правильно сказанный комплимент вызовет ответную благодарную реакцию у слушателей. Старайтесь не переигрывать и не преувеличивайте вес комплимента, чтобы его не восприняли как насмешку. Лучше, если комплимент будет кратким, недвусмысленным, отражающим реальность. Он может быть высказан не только персонально аудитории, но и обратиться к их профессии или компании.

Приемы привлечения и удержания внимания аудитории

Искусные ораторы для привлечения и удержания внимания аудитории используют некоторые правила выступления с публичной речью:

  • Контрастные раздражители. Это правило заключается в изменении типа сигнала получения информации. Чаще всего можно изменить аудио- и видеосигналы. Оратор, например, может сделать продолжительную паузу, замедлить или ускорить темп речи. Также примером контрастного раздражителя могут быть перемещения по сцене. Сначала оратор может стоять неподвижно и в процессе доклада начать передвигаться или наоборот.
  • Обращение к актуальным вопросам. Для каждого человека в определенный период жизни существуют актуальные, волнующие его темы. Как правило, в группе людей, большой или малой, эти проблемы идентичны или имеют большое сходство. Тогда при обращении к этим волнующим их темам вы можете привлечь внимание аудитории. В данном методе источником внимания будет значимость информации.
  • Обращение к авторитетным источникам. Правила публичных выступлений с давних времен содержат совет обращаться к авторитетным источникам. Цитаты великих людей, глубокие высказывания часто применяют в своей технике выступлений многие ораторы. Успех зависит от нескольких факторов: актуальности, полноты высказывания, авторитетности источника.
  • Адресные вопросы. С таким типом вопроса обращаются к присутствующим в зале. И даже вопросы риторические повышают внимание аудитории.
  • Юмор. Хорошая шутка оратора всегда вызывает приятные эмоции у слушателей, обращает на него внимание, вызывает симпатию и интерес. Часто юмор может снять возникшее напряжение и подготовить аудиторию к восприятию новой информации. И хотя чаще всего юмор привлекает внимание не к теме выступления, а к самому говорящему, его следует правильно использовать.

Вот и подошла к концу наша статья о правилах публичных выступлений. Искренне надеемся, что вы смогли найти в ней полезные идеи для своего бизнеса. Не исключено, что какие-то мысли стали для вас открытием, а что-то оказалось просто интересным фактом, расширившим понимание процесса сложных продаж. Какие из представленных моментов вам захотелось применить на практике? Насколько вы довольны тем, как идет ваш бизнес? Проанализируйте свои ответы на эти вопросы, тогда наша статья сможет оставить существенный след в вашем сознании.

Помните, что при возникновении любых вопросов, сомнений или даже возражений вы имеете возможность написать нам на почту [email protected] или воспользоваться формой обратной связи на официальном сайте. Опытный бизнес-тренер Евгений Котов, основатель тренинговой компании «Practicum Group», с удовольствием ответит на них, а возможно и подискутирует с вами, ведь в споре рождается истина.

До новых встреч!

Говорить речь перед аудиторией очень трудно. Такое мнение присуще самым опытным и блестящим ораторам, хотя они собаку съели на публичных выступлениях. Дело же в том, что выступающий всегда излагает слушателям свою идею. При этом и удача, и неудача тотчас же отражается на его репутации.

Правила публичного выступления универсальны. То есть они всегда одни и те же перед любой аудиторией. Тут абсолютно неважно, кто сидит перед оратором. Это могут быть банкиры, министры, учителя, студенты, школьники, заключённые. Всю эту публику можно объединить одним словом - слушатели. А чтобы завоевать их внимание, следует правильно себя вести и грамотно подавать информацию.

Правило первое : аудитория вначале воспринимает оратора чисто внешне, а уж затем то, что он скажет. Поэтому выглядеть нужно адекватно в том коллективе, перед которым произносится монолог.

Правило второе : речь всегда должна быть конструктивной и по существу. Пустопорожние разговоры неприемлемы. Они вызывают раздражение, так как слушатели при этом впустую тратят время.

Правило третье : внутренняя уверенность и уважение к слушателям. Докладчик должен всем своим видом подчёркивать, что он настроен к аудитории доброжелательно и уважительно. Следует также учитывать, что в любом коллективе есть свои авторитеты. Ни в коем случае не нужно пытаться их пошатнуть.

Правило четвёртое : информацию нужно излагать простым доступным языком, образно и эмоционально. При этом не надо прибегать к излишним деталям. Если кого-то что-то заинтересует, то будет задан вопрос. Необходимо учитывать уровень знаний слушателей и руководствоваться именно этим в своём изложении информации.

Выступление

Самые первые минуты - притирка к аудитории. Оратор должен узнать о ней как можно больше. Следует определить неформальных лидеров, уровень знаний людей, необходимость показа наглядных пособий, а также, что конкретно можно рассказывать слушателям, а что можно и упустить.

Затем наступает очередь самого выступления. Говорить следует эмоционально и нестандартно. От монотонности нужно бежать, как от огня. Слушателям нравится, когда лектор не суетится, не машет руками, не бегает по аудитории, выкрикивая фразы из разных углов. В то же время вызывает негатив манера хвататься за кафедру или трибуну руками, горбить спину, водить по-птичьи головой из стороны в сторону, вжав её в плечи.

Доверие слушателей завоёвывается единством эмоционального поведения и подаваемого материала. Если говорить об уверенности и при этом боязливо оглядываться, то никакого доверия не будет. Манера речи, жесты, мимика и информация должны находиться в полной гармонии и дополнять друг друга.

Немаловажное значение имеет и риторика . Она включает в себя хорошо поставленный голос, прекрасную дикцию, умелое использование образных, логических, эмоциональных акцентов. Всё это редко даётся с рождением, а достигается путём тренировок. Наглядным примером в этом случае может служить театр. Сидя в зале и внимательно слушая артистов, играющих свои роли на сцене, можно приобрести определённые навыки. А чтобы их закрепить, следует, придя домой, проиграть уже самому, услышанные монологи.

Риторические приёмы

Эффект первых фраз

Любое выступление лучше всего начинать с фраз, которые сразу привлекут внимание, но не к речи, а к оратору. Грустно смотреть на некоторых лекторов, растеряно стоящих перед аудиторией и ждущих, когда та успокоится. Начинать говорить в таком шуме практически невозможно, но необходимо. И как же это сделать? Давайте рассмотрим пример.

Вам нужно прочитать лекцию студентам. Утром позвонили из деканата, назвали время и номер аудитории. В университете вас в лицо никто не знает. В назначенный час вы входите в большой зал. В нём сидит порядка 140 человек. В помещении стоит сплошной гул, на вас никто не обращает внимание. Вы подходите к кафедре, но это ни на кого не производит впечатление. Все заняты своими делами и разговорами. И как быть?

Можно, конечно, решительным шагом отправиться за деканом. Но это будет самое глупое. Второй вариант - переминаться с ноги на ногу у кафедры и терпеливо ждать, когда присутствующие наконец-то удостоят вас своим вниманием. Но ожидание может занять слишком много времени. Третий вариант - взять указку и со всей силы треснуть ею по столу. Тишина, естественно, наступит, но установить доверительный контакт со студентами уже будет практически невозможно.

Итак, как уже говорилось, нужно в первую очередь привлечь внимание к своей персоне. Для этого следует совершить что-то нестандартное и непривычное. Поэтому вы поднимаете руки, хлопаете в ладоши, а затем громко, чётко и уверенно говорите: "Здравствуйте, уважаемые леди и джентльмены! Я прекрасно понимаю вашу занятость, но всё же возьму на себя смелость оторвать вас от дел насущных и представиться. Зовут меня Иван Иванович Иванов, и я прочитаю вам лекцию по…".

Необычные слог и манера говорить вызовут интерес и привлекут внимание. В аудитории наступит тишина. После этого можно будет смело приступать к изложению материала. Шуметь и мешать уже никто не станет.

Эффект новизны

Каким бы распрекрасным не был оратор, он не сможет удержать внимание аудитории более 20 минут. Это чистая психология, базирующаяся на концентрации внимания . Так уж устроен человеческий мозг , что он не может долго сосредотачиваться на чём-то одном. Поэтому в доклад необходимо вставлять короткие отступления.

Это могут быть шутки, анекдоты, забавные примеры из жизни. Рассказывая их, докладчик даёт слушателям небольшой отдых. После этого основная информация опять воспринимается полноценно в течение следующих 20 минут.

Но одними шутками ограничиваться не стоит. Немаловажное значение имеет абсолютно новая информация. Новое - это какие-то сенсационные факты или открытия по основной теме. Они также способны "взбодрить" слушателей. Поэтому сенсацию не следует выкладывать в начале доклада. Лучше приберечь её на потом и выдавать порциями с уже названными временными интервалами. Таким образом, присутствующие всё время будут находиться в состоянии внимания.

План выступления

Правила публичного выступления предусматривают чёткий план. Безусловно, во время доклада можно и нужно импровизировать, но всё это не должно выходить за рамки намеченного. Давайте рассмотрим план доклада по специализированной теме, когда в зале сидят специалисты в какой-либо узкой области.

1. Объяснение.
2. Сравнения и противопоставления.
3. Наглядные иллюстрации и примеры.
4. Исключения, которые только подтверждают правило.
5. Факты и статистические данные.
6. Ссылки на источники.
7. Очень краткое повторение сказанного.

Желательно основной доклад сократить до минимума, а основное время уделить вопросам и ответам, так как именно в полемике рождается истина.

Внешние формы ораторского искусства

Речь всегда должны быть облечена в красивую "обёртку". То есть нужно уметь подавать себя аудитории. Обидно, когда проходимцы и лицедеи пускают пыль в глаза, а действительно умные и достойные люди оттесняются в сторону.

Никогда нельзя пренебрегать обаянием, сосредотачиваясь только на профессиональном изложении информации. Следует знать, что гораздо большего успеха достигает дилетант, умеющий производить благоприятное впечатление. Настоящий оратор должен сочетать в себе профессионализм и способность очаровывать аудиторию. Только в этом случае можно говорить о подлинном искусстве публичного выступления.