Душевная боль – специфическое явление, глубоко затрагивающее сферу чувств личности и проявляющееся в изменении психического состояния человека. В отличие от физиологических болевых синдромов, душевное страдание не выступает следствием органических или функциональных заболеваний организма.

Механизм развития душевной боли

Как эмоция, душевная боль возникает в ответ на резкую глобальную перемену в привычном жизненном укладе личности, которую человек интерпретирует как важное негативное событие. В большинстве случаев такая эмоция является следствием значимой утраты для личности, например: смерти близкого родственника, расставания с любимым партнером, разрыва из-за предательства с лучшим другом, гибели питомца, потери социального статуса.

Стремительно возникшая эмоция при своеобразной негативной оценке личностью трансформируется в длительное отрицательное переживание, переводя душевную боль в глубокое, интенсивно выраженное чувство. По мнению психологов, любая внезапная утрата человеком значимых для жизни составляющих, будь то потеря близкого человека или ценного предмета, удаляет существенное звено из числа необходимых для выживания индивида факторов.

До недавнего времени большинство врачей придерживались гипотезы, что душевная боль носит сугубо субъективный характер. Современные психологи придерживаются теории, что душевная боль – это явление, абсолютно отличное от телесных ощущений, своеобразные неосознанные страдания за собственное «Я». Однако обстоятельные исследования, проведенные американскими нейропсихологами, опровергли это утверждение. Снимки, полученные посредством магнитно-резонансного томографа, подтвердили идентичность в процессе развития душевной боли и физиологической. В обоих случаях, когда человек испытывает и душевные страдания, и физическую боль наблюдается активация нейронов лимбической системы головного мозга.

Также установлено, что душевные муки могут проявлять себя на физиологическом уровне, в частности ощущаться как психогенная боль. Такой вид болевого синдрома не связан с соматическими патологиями и не имеет четкой локализации. Часто душевная, как и психогенная боль – непременный спутник депрессии , истерии, ипохондрии , тревоги и иных психоэмоциональных расстройств.

Причины возникновения

Как правило, всю ответственность за возникновение моральных страданий, человечество привыкло перекладывать исключительно на внешние факторы и обстоятельства. Однако это неприятное переживание психосоматического характера может возникнуть из-за продолжительного физического и психического напряжение, например: постоянного ощущения иррационального , длительно сдерживаемой эмоции гнева. Не принимая в расчет исконно физиологическую природу таких реакций: дефицита определенных химических веществ – нейромедиаторов, избыточного производства гормонов тревоги, человек трактует свои ощущения как исключительно внутреннее чувство, не обращая внимания на сопутствующие спазмы мускулатуры, головную боль напряжения и иные соматические симптомы.

Довольно часто душевную боль личность взращивает самостоятельно, создавая прямую ассоциацию на испытанные в прошлом болезненные ощущения от какого-то события. Такая сознательная фиксация на негативных ситуациях личной истории связывает любое, даже незначительное явление с пережитыми ранее страданиями, приводя к хронической душевной «встряске».

Нередко демонстрируемая окружающим душевная боль маскирует непристойные помыслы человека. Так, за страданиями души может быть скрыта внутренняя циничная потребность индивида обрести определенные выгоды, например: любыми способами обратить на себя внимание, получить гарантию не испытать фиаско в действиях. Выставляемые на обозрение душевные муки могут быть искусным орудием мести или стать средством для достижения власти над окружающими.

Важной причиной широкого распространения душевных страданий является исторически сложившийся факт: христианская мораль поощряет и культивирует душевную боль. В понимании верующих терзания сердца – добродетель, указатель праведности и истинной веры человека. Современная культура под стать христианству проповедует принцип: переживание страданий – достоинство, особый героизм, своеобразный индикатор воспитанной гуманной личности, необходимый удел человека на пути к преображению.

Шаг 1. Даем себе время на страдания

Как справиться с душевной болью – непрошеным гостем, которым бесцеремонно уничтожает счастье и веру? Чтобы справиться с душевной болью следует дать себе время пережить тяжелый период, не торопить и не подгонять себя. Помните: для большинства людей характерно самостоятельное утихание душевной боли при условии, если не бередить «кровоточащую рану». Это схоже с тем, как со временем наступает расслабление после мышечных спазм, как проходит психогенная головная боль после качественного отдыха. Скорость естественного исцеления организма зависит от ряда факторов: возраста человека, его психологических особенностей, состояния центральной нервной системы, значимости для индивида переживаемых событий.

Шаг 2. Избавляемся от привычки драматизировать

К сожалению, большинство наших современников, склонных к терзаниям сердца, не имеют достаточных психологических знаний о том, как унять душевную боль, или же не используют навыки на практике. У многих из нас есть ритуальные шаблоны поведения, суть которых «сыпать соль на рану». Это проявляется в привычке поднимать и обсуждать больную тему, вспоминать об ушедших «счастливых» днях, не отпускать, а преследовать человека, даже когда отчетливо понятна бесперспективность отношений. Конечно, возникшее минорное чувство после трагического события – естественное и понятное состояние, однако привычку сознательно драматизировать и увеличивать масштабы катастрофы необходимо искоренить. Если душевная боль в сердце спровоцирована событием, которое невозможно изменить, например: при неизлечимом недуге близкого человека, следует работать над эмоциями и менять интерпретацию ситуации.

Душевные страдания может осознанно или нет усиливать близкое окружение, задевая слабые места, затрагивая неприятные темы, давая «дельные» советы. В таких ситуациях, чтобы унять душевную боль, необходимо пересмотреть личные контакты, временно прекращая общение с такими людьми, которые оказывают медвежью услугу.

Шаг 3. Соизмеряем свои муки с трудностями мироздания

Большинство людей стремительно вступают в схватку с душевной болью, не разобравшись в том, существует ли проблема на самом деле. Психологи утверждают, что 99% всех «неразрешимых» трудностей созданы самостоятельно человеком, точнее – головным мозгом. Люди делают из мухи слона, временные неприятности вводят в ранг апокалипсиса. И возникшая душевная боль – не свидетельство непреодолимой угрозы, а факт того, что личность запуталась в трактовке событий, ей не хватает знаний и навыков.

В такой ситуации душевная боль – ценный подарок природы, направляющий человека на изучение своей личности, раздумий над смыслом жизни, размышлений о своей действительности. Психологи советуют признать тот факт, что личная проблема – миниатюрнейшая крупица в сложном устройстве мироздания. Понимание этого позволяет личности погрузиться значительно глубже своих трудностей, дает человеку шанс обрести мудрость, измениться в лучшую сторону, выполнять только полезные действия и не расходовать силы напрасно.

Шаг 4. Изучаем себя и свои страдания

Важный шаг, как преодолеть душевную боль,дать честные ответы на вопросы: «Какую истину открывают сердечные муки? Какой урок мне необходимо извлечь из произошедшего события?». Чтобы справиться с душевной болью, необходимо в нее погрузиться и изучить ее. А выйти из тяжелого состояния поможет вера в собственные силы, цель и мотивация. У каждого человека существует заветная мечта, реализация которой постоянно откладывается на потом. Человек, руководствуясь примитивными инстинктами, не оставляет себе шанса для воплощения мечты из-за собственной лени, выдуманных оправданий для бездействия, вымышленных страхов и отсутствия веры.

Чтобы избавиться от душевной боли, нужно посвятить время на изучение своего состояния и постараться определить действительную причину своих ощущений. Для этого на листке бумаги следует изложить свою деятельность до мелочей за последнюю неделю и постараться описать свои нынешние ощущения. Больше чем у половины людей душевная боль спровоцирована сожалением о неправильно использованном времени, потраченном на абсолютно бесполезные вещи.

Например: домохозяйка вместо того чтобы уделять время на развитие личности и образование, полноценным общественным контактам, уходу за телом, видит свое предназначение исключительно в выполнении рутинных домашних дел. Часто душевная боль у женщины с подобным укладом возникает от накопившейся усталости от однообразной работы по хозяйству, которая не встречает должной оценки со стороны супруга, и достигает критичной точки при уходе мужа из семьи.

Что делать в такой ситуации, и как справиться с душевной болью? Принять свершившийся факт, пересмотреть жизненные приоритеты, изменить сферу деятельности, работать над раскрытием новых граней личности, постараться найти свою изюминку.

Шаг 5. Пересматриваем свой образ жизни

Важные действия, которые необходимо ежедневно обязательно выполнять, что вырваться из бездонной пропасти и справиться с душевной болью:

  • питаться,
  • спать,
  • двигаться.

Следует составить разнообразное, полезное, полноценное и вкусное меню, наслаждаясь самим ритуалом приема пищи. Сон – важный компонент для восстановления здоровья, волшебное средство для излечения от боли. Движение – именно тот аргумент, из-за чего любой организм живет.

Чтобы избавиться от душевной боли необходимо иметь здоровое тело, ведь стабильность эмоциональной сферы напрямую зависит от физического состояния. Для того, чтобы поскорее справиться с болезненным состоянием души, нужно «включить» ресурсы организма, занявшись спортом. Физическая нагрузка – это не только способ быть в отличной форме и сохранить соматическое здоровье, но и шанс достигнуть гармонии во внутреннем мире, получить моральное удовольствие, встать на истинный жизненный путь и обрести душевный покой.

Шаг 6. Заботимся о близких

Когда на сердце совсем тоскливо, вспомните о своих близких людях и начинайте заботиться о них. Иногда очень сложно сделать шаг навстречу другим, ведь когда страдает душа, все мысли сфокусированы только на своем состоянии. Избавившись от преград эгоизма, проявив внимание и любовь другому человеку, в награду вы получите благодарность, прилив энергии и стимул, чтобы подняться и жить. Поэтому, делая добро другим, человек заботится о своем благополучии и может справиться со страданиями сердца.

Шаг 7. Избавляемся от разрушающих эмоций

Чтобы пережить душевную боль, нужно избавиться от отрицательных эмоций. Помните: тот, кто оправдывает и культивирует обиду, зависть, ревность, обреченный ощущать душевные муки, ведь накопившийся накал негативных страстей станет разрушать в первую очередь самого человека.

Шаг 8. Говорим «нет» вредным пристрастиям

Внимание! Многие люди, испытывающие страдания, пытаются избавиться от душевной боли с помощью алкоголя, наркотиков, рискованных мероприятий. Из-за тяжелых мучительных внутренних ощущений и непонимания природы душевной боли, человек вместо усилий, направленных на изменение своей личности, предпочитает убежать от действительности, забывшись в тумане губительных пристрастий. Однако такая мера не только не поможет справиться с душевной болью, но и создает еще более опасные проблемы, лишая силы воли и забирая последнюю надежду на счастье.

Шаг 9. Закаляем свою душу

Помните, что легче предупредить душевную боль, чем справиться с ней. Следует развивать свою эмоциональную стабильность, тренировать душевную стойкость, укреплять психологическую неуязвимость, Начинать закалку своей души необходимо с успешного преодоления жизненных мелочей. Основное правило: выявить неправильную трактовку события и изменить свое восприятие ситуации хотя бы на нейтральный взгляд.

Например: вас в результате сокращения уволили с престижной должности. Естественными эмоциями будут гнев, обида, злость, разочарование, страх за будущее. Однако, такой вынужденный «уход» несет массу позитивных моментов: внести новизну в обыденность, возможность испробовать себя на новом поприще, получить еще одно образование, мотивировать на успех в собственном бизнесе, открыть свои таланты в иной сфере. В таком случае позитивная интерпретация событий не даст малейшего шанса оказаться в плену своих душевных мук.

Шаг 10. Работаем мышцами лица

Самый странный и смешной, но действенный способ, как справиться с муками души: энергично жевать жевательную резинку. Дело в том, что страдания предусматривают статическое «замирание» и напряжение мускулатуры, включая мышцы лица. Ритмичные и энергичные движения челюстей избавляют мышцы от неподвижности, устраняя спазмы.

Если не удается вылечить душевную боль самостоятельно, следует обратиться за профессиональной помощью психологов.

Оценка статьи:

читайте также

«Сборник упражнений по актёрскому мастерству»

Составила: Цыбульская Е.Ю.,

педагог дополнительного образования структурного подразделения

«Детско - юношеский центр» г.о.Новокуйбышевск.

Театр - искусство синтетическое. Важно, чтобы маленький актер смог развивать все качества, необходимые для актерского мастерства. Это и воображение, и фантазия, и речь, и многое другое.

На сегодняшний день сложно подобрать из множества упражнений по актерскому мастерству те, которые пригодятся именно на практике. Множество упражнений, приводимых в различных сборниках, совершенно не подходят в работе с детьми и подростками. В своем первом сборнике я представляю упражнения на развитие внимания, памяти и воображения, которые апробированы мной на практике. Мой опыт показывает, что современная театральная школа нуждается в обновлениях, именно поэтому я предлагаю проводить на занятиях комплекс упражнений по развитию воображения, фантазии, памяти, внимания, чтобы не нарушать целостность развития всех этих важных качеств.

Данный сборник адресован режиссерам и руководителям самодеятельных театров. Работа по формированию у воспитанников навыков актерского мастерства и чувства коллективного творчества должна занять важное место в деятельности самодеятельного театра.

Упражнения на развитие воображения и фантазии

Войдите в роль. Прочитать предложенный текст шепотом; громко; с пулеметной скоростью; со скоростью улитки; как будто вы очень замерзли; как будто во рту у вас горячая картошка; как трехлетний ребенок; как инопланетянин.

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную -

Вынесет все, что господь ни пошлет!

Вынесет все - и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Гладим животное. Все участники получают задания на листочках. Нужно изобразить, что они гладят животное или берут его на руки. Здесь должны главным образом работать руки, ладони. Предлагается «погладить» следующих животных:

· хомячка (изобразите, как он выскальзывает у вас из рук, бегает по плечу и т. д.);

· кошку;

· змею (она опутывается вокруг вашей шеи);

· слона;

· жирафа.

Задача всей группы - угадать животное.

Инсценировка пословиц . Группам (по 3-5 человек) заранее дается задание инсценировать пословицу. Возможные пословицы: «Учи дитя, пока поперек лавки лежит, трудно будет, когда побежит», «Семь раз отмерь, один отрежь», «У семи нянек дитя без глазу», «Каков строитель, такова и обитель» и др.

Метафоры. Руководитель произносит слово, например: «Гаснут...» Все участники описывают, что они увидели на своем внутреннем экране (звезды, окна, силы, глаза...). Это упражнение совершенствует ассоциативное мышление и фантазию.

Ощущения. Посидеть на стуле так, как сидит царь на троне; пчела на цветке; побитая собака; наказанный ребенок; бабочка, которая сейчас взлетит; наездник на лошади; космонавт в скафандре.

Пройтись, как ходит младенец, который только что начал ходить; старый человек; гордец; артист балета.

Улыбнуться, как улыбается очень вежливый японец, Жан Поль Бельмондо, собака своему хозяину, кот на солнышке, мать младенцу, ребенок матери.

Нахмуриться, как хмурится ребенок, у которого отняли игрушку; как человек, желающий скрыть смех.

Перевоплощение в амёб, в насекомых, в рыб, в животных, …

Если участник показывает что-то простое, например, кота, ему задают вопросы: А сколько лет коту? Он дикий или домашний? Какие у него привычки?

Правда - неправда. Руководитель неожиданно задает вопросы, на которые участники должны без раздумывания дать немедленные ответы или как-то отреагировать.

Как здоровье Андрея Петровича? А вы откуда знаете?

Когда вы вернете мне книгу?

Вы отдаете себе отчет в том, чем это может кончиться?

Вы что, плохо себя чувствуете?

Может ли мне нравиться то, что вы говорите и делаете на уроках?

Как вам сегодняшняя погода?

Куда вы дели ваше обручальное кольцо?

Что случилось с вашей собакой?

Где ваша замечательная улыбка?

Предмет по кругу. Группа рассаживается или становится в полукруг. Ведущий показывает участникам предмет (палку, линейку, банку, книгу, мяч, любой попавшийся в поле зрения предмет). Участники должны передавать друг другу по кругу этот предмет, наполняя его новым содержанием и обыгрывая это содержание. Например, кто-то решает обыграть линейку как скрипку. Он передает ее следующему человеку именно как скрипку, не произнося при этом ни слова. А тот именно как скрипку ее принимает. Этюд со скрипкой окончен. Теперь второй участник обыгрывает эту же линейку, например, как ружье или кисть и т.д. Важно, чтобы участники не просто делали какие-то жесты или формальные манипуляции с предметом, а передавали свое отношение к нему. Это упражнение хорошо развивает воображение. Чтобы обыграть линейку как скрипку, нужно, прежде всего, увидеть эту скрипку. И чем менее похож новый, «увиденный» предмет на предложенный, тем лучше участник справился с заданием. Кроме того, это упражнение - на взаимодействие, ведь человек должен не только сам увидеть новый предмет, но и заставить других увидеть и принять его в новом качестве.

Путешествие картины. Участнику показывается репродукция известного полотна и предлагается рассказать о том, что там изображено. После одной-двух фраз он передает репродукцию другому, который тоже добавит свою фразу. Таким образом, организуется целостный этюд или рассказ со своим сюжетом.

Скульптор и глина. Участники разбиваются на пары. Один из них - скульптор, другой - глина. Скульптор должен придать глине форму (позу), какую захочет. «Глина» податлива, расслаблена, «принимает» форму, какую ей придает скульптор. Законченная скульптура застывает. Скульптор дает ей название. Затем «скульптор» и «глина» меняются местами. Участникам не разрешается переговариваться.

Что было дальше? Выбирается небольшое, хорошо известное литературное произведение, например, сказка «Репка». Группе, равной по численности количеству сказочных персонажей предлагается сымпровизировать и представить (в соответствующих образах), что произошло после того, как репку вытянули.

Несуществующее животное. Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует:" Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит?"

Оживление предметов. Представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.

Представить: пояс - это змея, а меховая рукавичка - мышонок. Каковы будут действия детей?

Сочиняем сказки сами. Играющие делятся на несколько команд. Ведущий раздает командам листики бумаги и карандаши. Задача игроков - за 5—6 минут придумать веселую юмористическую сказку, начинающуюся словами: «Жили были…» и заканчивающуюся: «Ну надо же!». По прошествии установленного времени все по очереди зачитывают свои сказки, но таким образом, чтобы они сопровождались звуковым оформлением или каким-либо другим дополнением, а также участием в представлении остальных ребят. Игроки также могут зачитать и сразу же не только проиграть эту сказку, но и перевести ее на язык жестов или же придумать что-то еще.

Ассоциации. Игроки по очереди произносят слова, пришедшие на ум, в ответ на слово произнесенное другим игроком. Играть надо быстро, в случае если ассоциация не понятна, желательно объяснять ее или добиваться объяснения.

Беседа глухонемых. Все участники игры делятся на пары, напарники будут изображать двух глухонемых. Ведущий, наедине, объясняет одному из игроков пары то, о чем он должен поведать своему собеседнику. Затем все рассаживаются полукругом, оставляя свободным центр. Первая пара, выйдя на середину, изображает неожиданную встречу двух глухонемых, затем один из них (получивший задание) начинает рассказывать партнеру свою историю. Его друг должен, также жестами, задавать своему спутнику вопросы, а тот, следовательно, отвечать на них. На беседу игрокам дается не более 5 минут, а затем игроку, который внимал, необходимо рассказать, что же он понял из увиденного? Ведущий сопоставляет его ответ с тем, о чем на самом деле рассказывал игрок, и знакомит с ним окружающих.

Темы бесед можно выбрать абсолютно любые: рассказ о том, как собаке отдавили лапу и игрок ее лечил, о поездке на рыбалку, о посещении музея и т. д. Чем разностороннее и обширнее выбранная тема, тем интереснее пройдет упражнение.

. Большая семейная фотография. Предлагается, чтобы ребята представили, что все они - большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать "фотографа". Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается "дедушка" он тоже может участвовать в расстановки членов "семьи". Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль "фотографа" и "дедушек" обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других "членов семьи". Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.

После распределения ролей и расстановки "членов семьи" "фотограф" считает до трёх. На счёт "три!" все дружно и очень громко кричат "сыр" и делают одновременный хлопок в ладоши.

Разные человечки. Детям дается задание подвигаться по комнате, если бы они были сделаны из песка, из стекла, из соломы, из снега, на шарнирах.

История вещи. Придумать историю вещи (предмет в руке).Берётся два предмета. Участники одновременно про себя начинают придумывать, что было с этой вещью с начала её создания. По хлопку, история одной вещи останавливается, а другой вещи продолжаются. Можно спросить, о чём думал участник.


Упражнения на развитие внимания

Печатная машинка. Участники распределяют между собой алфавит (каждому достается несколько букв) и являются теми клавишами печатной машинки, какие буквы им достались. Удар по нужной клавише - это хлопок нужного человека (кому она досталась). Кто-либо предлагает напечатать какую-нибудь фразу, и участники «печатают», хлопая в нужный момент с равными между «буквами» промежутками. Пробел обозначается общим хлопком всей группы, точка - общими двумя хлопками.

Сколько человек хлопало? Группа рассаживается в полукруг. Из участников выбираются «водящий» и «дирижер». «Водящий» становится спиной к полукругу на некотором расстоянии него. «Дирижер» занимает место перед учащимися и указывает жестом то на одного, то на другого. Вызванный жестом «дирижера» участник хлопает в ладони один раз. Один и тот же участник может быть вызван дважды или трижды. В общей сложности должно прозвучать 5 хлопков. «Водящий» должен определить, сколько человек хлопало. После того, как он справится со своей задачей, «водящий» занимает место в полукруге, «дирижер» идет вводить, а из полукруга выходит новый участник.

Зеркало. Играть в эту игру можно в парах или вдвоем. Игроки садятся или встают друг напротив друга. Один из них совершает разные движения: поднимает руки, двигает ими в разные стороны, чешет нос. Другой - "зеркало" первого.

Для начала можно ограничиться движениями рук, но постепенно усложнить игру: строить рожицы, поворачиваться и т.д. Время игры ограничивается 1-2 минутами.

Четыре стихии. Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: "земля" - руки вниз, "вода" - вытянуть руки вперед, "воздух" - поднять руки вверх, "огонь" - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

Будь внимателен. Игроки рассаживаются по комнате и ждут некоторое время. Они не знают, какое именно задание им будет предложено и когда будет задан вопрос. Вопросы придумывает ведущий. Поэтому он должен быть особенно внимателен.

Через определенное время ведущий просит описать все события, которые произошли в комнате с того момента, как все заняли свои места. Это может быть чье-то покашливание, скрип двери и т.д.

Важные мелочи. На несколько секунд ведущий показывает предмет игрокам. Показывать надо так, чтобы у всех была возможность хорошо рассмотреть со всех сторон предложенный предмет.

Затем ведущий прячет предмет и спрашивает игроков о какой-нибудь малозаметной особенности этого предмета.

Игроки должны постараться припомнить названную деталь и дать правильный ответ.

Помехи. Одному из участников упражнения вручают какой-нибудь сложный текст.

Участвующий в течение минуты должен прочесть этот текст, а затем пересказать его или ответить на вопросы. В то время, пока он читает, остальные участники должны активно ему мешать: шуметь, смеяться, задавать вопросы и т.д.

Чуткое ухо. Один игрок закрывает глаза и пытается отгадать, кто из других игроков только что храпел, бурчал или мяукал.

Капля, речка, океан. Действие желательно сопровождать динамичным музыкальным фоном.

Все участники встают со своих мест и распределяются по игровой площадке. Каждый игрок — это капелька. Легко представить себе окошко после дождя. На прозрачном стекле крупные капли.

Ведущий дает команду: "Объединиться по двое". Все игроки мгновенно должны найти себе пару и схватиться за руки. Не давая игрокам опомниться, ведущий командует: "Объединиться по трое". И вот уже тройки игроков двигаются под музыку, держась за руки и не забывая пританцовывать. Команды ведущего следуют одна за другой: "По четыре человека, по пять, по шесть". "Все в общий круг", — командует ведущий, и все игроки образуют большой хоровод.

Последнее слово. Педагог называет разные существительные. Неожиданно он прерывается, подходит к одному из участников и просит повторить последнее слово.

Вопрос соседу. Все садятся в круг, ведущий - в центре. Он подходит к любому игроку и задает вопрос, например: "Как тебя зовут?", "Где ты живешь?" и т.д. Но отвечать должен не тот, кого спрашивают, а его сосед слева.

Упражнения на развитие памяти

Что исчезло? На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.

Повторюшки. Ведущий садится на стул, смотрит на часы, открывает книгу, зевает, снимает трубку телефона, потом, помедлив, кладет ее на место, закрывает книгу. Участник должен повторить которые в той же последовательности.

Тренировка памяти. На подносе укладываются шесть различных небольших предметов, например игрушечный автомобиль, конфетка, карандаш, точилка, расческа, ложка...

В течение короткого времени ребенок запоминает, что лежит, потом поднос чем-нибудь накрывают. Что под покрывалом?

Затем поменяться ролями.

Вспомнить все. Игроки в парах поворачиваются друг к другу спиной, настраиваются на своего партнера и стараются максимально четко его себе представить. Теперь можно начинать игру. Ведущий объявляет, что сейчас придется вспоминать внешний облик человека, стоящего за вашей спиной. После этих слов никакие взгляды на партнера не допускаются.

Первое задание:

вспомнить, как зовут вашего партнера. (Задание выполняют по очереди абсолютно все участники).

Второе задание:

вспомнить, какого цвета глаза у партнера.

Третье задание:

ответить, какой длины брюки на партнере (вопрос должен звучать именно так, даже если в паре девочка в юбке).

Следующее задание:

сказать, какая обувь на ногах партнера.

Не забудешь что купить? Подготовить предметы которые будем использовать в качестве покупок- подойдут разные пакеты, бутылочки, игрушки, мячи могут быть яблоками,

большой мяч - это арбуз, мелкие предметы домашнего обихода, можно слепить. Магазины могут быть разными: "Игрушки", "Хозтовары", "Продуктовый" и т.д..

Посылаем ребёнка в "магазин" и просим купить необходимые покупки, начинать с нескольких, постепенно увеличивая. Ребёнок должен вернуться и показать, рассказать, что купил.

Олень. Запомнить и обыграть стихотворение:

У Оленя дом большой,

Он сидит в окно глядит,

Мимо заинька бежит,

И в окно стучит:

"Тук, тук, дверь открой,

Там в лесу охотник злой",

Ну-ка, зайка, забегай,

Лапу подавай!

Цепочка действий. Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: "Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола".

Кукловод. "Кукловод" завязывает глаза игроку и "водит" его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д.

Затем игроку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.

Волшебный мешок с подарками. На пол высыпаются 10-15 предметов разной формы, функциональной принадлежности, цвета. В течение минуты дети рассматривают и запоминают их. Взрослый складывает их обратно в мешок и просит ответить на вопросы о предметах:

Какого цвета был брелок?

Сколько резинок для волос лежало на полу?

Кто где? Игроки становятся или садятся в круг, водящий — в центре. Он внимательно осматривает круг, стараясь запомнить, кто где стоит. Потом закрывает глаза и три раза поворачивается вокруг своей оси. За это время двое из игроков, стоящих через одного, меняются местами.

Задача водящего — указать тех, кто находится не на своем месте. Если он ошибается, то остается водящим, если угадывает — указанный игрок занимает его место.

При составлении сборника использовались упражнения, разработанные и апробированные на практике режиссерами и педагогами по актерскому мастерству.

Подробное описание различных актерских приемов можно найти в специальной литературе, например, в книге К. Станиславского "Работа актера над собой".

Упражнение: Смена ролей

Смена роли - один из самых простых способов разнообразить свое выступление. Разные роли требуют и различных интонаций, жестов, эмоций, энергетики. Наработав богатый ролевой диапазон, вы сможете легко менять характер своего выступления и форму подачи материала.

  • Отработанное умение вживаться в разные роли дает внутреннее разрешение вести себя по-другому, необычно. Снимается страх сцены - "Ведь это не я это делаю! Я просто играю роль, в которой мне положено громко говорить, почти кричать, призывно размахивать руками и т.д."

В этом упражнении вам будет предложено попробовать на себе 5 максимально отличающихся ролей. Потом вы сами сможете расширить список подобных типажей.

  1. Скучный, нудный лектор (сухой бюрократ).
  2. Продавец с востока (цыганка).
  3. Пенсионер (ворчащий, жалующийся на жизнь).
  4. Разозленный начальник, устраивающий разнос.
  5. Зажигающий шоумен (харизматичный лидер).

Ваша задача - войти сначала в первую роль и импровизировать секунд 40-60 из этой роли, затем переключиться на следующую и т.д. В одной роли нужно удерживаться не меньше 40 секунд, чтобы отработать не только навык вхождения в образ, но и способность оставаться в нем длительное время.

После того как вы отыграли эти 5 спектаклей, ваши партнеры-наблюдатели дают обратную связь: оценивают по 10-тибальной шкале, насколько хорошо у вас получалась каждая из ролей. Можете вместе подумать, что стоит изменить в вашей игре, что добавить к тому или иному образу.

  • Например: "Лучше всего удалась роль продавца с востока - 9 баллов из 10. На втором месте пенсионер - 7 баллов из 10. Здесь по ходу выступления стоило сильнее сгорбиться и чуть тише говорить…"

Если какая-то роль не удалась, то попробуйте отыграть ее еще раз, учитывая полученную обратную связь!

Все получается легко? Устройте себе бонус-игру: сами придумайте роль и произнесите речь исходя из этой роли, а партнеры пусть угадывают, что за роль вы играли.

Упражнение: Зеркало (Моделирование)

Как учатся дети? Они повторяют то, что делают взрослые. Обезьянничают! И это - один из самых быстрых и эффективных способов обучения!

Как можем мы обогатить свою копилку стилей выступления и расширить диапазон своих ораторских возможностей?

Очень просто. Раздобудьте видеозапись с выступлением оратора, который вам нравится, и стиль которого вы хотели бы перенять.

Включите телевизор. Встаньте рядом. Запустите видеозапись. И начните копировать позу, мимику, жесты, движения вашей модели. По возможности копируйте голос, интонации, речь.

Поначалу может быть сложно, вы будете запаздывать, не успевать. Это нормально. Но через некоторое время вдруг, как по щелчку, вы почувствуете, что ваше тело включилось в игру и стало двигаться, жестикулировать в манере вашей модели.

  • Чтобы такой "щелчок" произошел, важно делать это упражнение не менее 15 минут за один раз.

Желательно взять не одну модель, а четыре-пять. Подражая одному человеку, вы рискуете стать его "двойником".

Возьмите лучшее от нескольких ораторов, переосмыслите все это - и создайте свой уникальный стиль.

Руководитель и ведущий тренер

"Университета Риторики и Ораторского Мастерства"

Сколько не клади зубы на полку, но творческие люди нуждаются в самовыражении. И дабы раскрыть актерский талант, усовершенствовать сценическое мастерство, нужно упорство и терпение. Приобрести и отточить все навыки, необходимые профессиональному актеру, помогут упражнения по актерскому мастерству. Ведь актер на сцене непросто механическая кукла, которая бездумно выполняет установки режиссера, а кукла, умеющая мыслить логично, просчитывать действия на несколько шагов вперед. Профессиональный актер пластичен, имеет хорошую координацию, выразительную мимику и внятную речь.

Прежде чем начинать на полную катушку изучать и прорабатывать этюды и сценки, нужно немного разобраться в себе. Настоящему актеру необходимы определенные черты характера, которые надлежит активно в себе развивать. Другие же качества стоит запрятать в дальний угол и вспоминать о них крайне редко.

Рассмотрим такое качество, как любовь к себе. Казалось бы – нормальное состояние для каждого человека. Но у этого качества есть 2 стороны:

  • Самолюбие – заставляет каждый день развиваться и учиться, не опускать руки. Без этого качества стать знаменитым актером не сможет даже очень талантливый человек.
  • Себялюбие и самолюбование – тупик для актерской карьеры. Такой человек никогда не сможет работать на зрителя, все внимание будет приковано к собственной персоне.

Хороший актер не может быть рассеянным. Он не должен отвлекаться на посторонние шумы во время игры на сцене. Ибо актерское мастерство по своей сути подразумевает постоянный контроль себя и партнера. В противном случае роль просто станет механическим представлением. А внимание позволяет не упускать важные детали во время обучения, просмотра театральных постановок, мастер-классов и тренингов. Для того чтобы научиться концентрироваться, используйте упражнения для развития внимания из сценического мастерства.

Внимание – основа хорошего старта театральной карьеры

Развитие внимания начинается не со специальных упражнений, а с повседневной жизни. Начинающему актеру следует много времени проводить в людных местах, наблюдать за людьми, их поведением, мимикой, характерными особенностями. Все это в дальнейшем можно использовать для создания образов.

Заведите творческий дневник – это обычный дневник творческого человека. В нём выражайте свои мысли, чувства, записывайте все изменения, которые произошли с окружающими предметами.

После заполнения творческого дневника, можно переходить к отработке сценок и этюдов. Начинающий актер обязан максимально точно передать образ и мимику человека, за которым наблюдал. Нужно помещать прототипы в нестандартные ситуации – именно такие постановки показывают, насколько актер смог понять и вжиться в образ неизвестного человека.

«Слушаем тишину»

Следующее упражнение – умение слушать тишину, нужно научиться направлять внимание на определенную часть внешнего пространства, постепенно расширяя границы:

  • прислушаться к себе;
  • слушать, что происходит в комнате;
  • прислушаться к звукам во всем здании;
  • распознать звуки на улице.

Упражнение «Тень»

Оно не только развивает внимание, но и учит осознано двигаться. Один человек медленно делает какие-либо беспредметные действия. Задача второго – максимально точно повторять все движения, стараться их предугадать, определить цель действий.

Пантомимы и инсценировки

Хороший актер умеет выразительно передавать эмоции словами и телом. Эти навыки помогут вовлечь в игру зрителя, донести до него в полной мере всю глубину театральной постановки.

Пантомима – особый вид сценического искусства, основанный на создании художественного образа посредством пластики, без использования слов.

  • Лучшее упражнение, чтобы научиться пантомиме – игра «крокодил» . Цель игры – без слов показать предмет, фразу, чувство событие. Простая, но веселая игра прекрасно тренирует выразительность, развивает мышление, учит быстро принимать решения.
  • Инсценировка пословиц . Цель упражнения – при помощи небольшой сценки показать известную пословицу или афоризм. Зритель должен понять смысл происходящего на сцене.
  • Игра в жесты – при помощи невербальных символов актер может очень многое сказать на сцене. Для игры надо не менее 7 человек. Каждый придумывает себе жест, показывает его окружающим, затем показывает какой-нибудь чужой жест. Тот, чей жест показали, должен быстро повторить его сам, и показать следующий чужой жест. Кто сбился – выбывает из игры. Эта игра – комплексная, развивает внимание, учит работать в команде, улучшает пластику и координацию рук.

Упражнения для развития пластики

Если с пластикой дела обстоят не очень хорошо, можно легко исправить этот недостаток. При регулярном выполнении следующих движений дома можно научиться лучше чувствовать собственное тело, умело им управлять.

«Красим забор»

Хорошо развивает пластику кистей и рук упражнение «красим забор». Необходимо красить забор, используя кисти рук вместо кисточки.

Какие упражнения делают руки послушными:

  • плавные волны от одного плеча к другому;
  • невидимая стена – необходимо руками прикасаться к невидимой поверхности, ощупывать ее;
  • гребля невидимыми веслами;
  • выкручивание белья;
  • перетягивание невидимого каната.

«Собери по частям»

Более сложное задание – «собери по частям». Надо собрать по частям какой-нибудь сложный механизм – велосипед, вертолет, самолет, создать из досок лодку. Взять невидимую деталь, ощупать руками, показать размер, вес и форму. Зритель должен представлять, какая запчасть находится в руках у актера. Установить деталь – чем лучше пластика, тем быстрее зритель поймет, что собирает актер.

«Гладим животное»

Упражнение «гладим животное». Задача актера – погладить животное, взять его на руки, покормить, открыть и закрыть клетку. Зритель должен понимать – это пушистый заяц или скользкая, извивающаяся змея, маленькая мышка или большой слон.

Развитие координации

Актер должен обладать хорошей координацией. Этот навык позволяет выполнять сложные упражнения на сцене, выполнять несколько движений одновременно.

Упражнения на развитие координации:

  • Плаванье. Вытянуть прямые руки параллельно полу. Одной рукой совершать круговые движения назад, другой – вперед. Двигать руками одновременно, периодически менять направление движений каждой руки.
  • Постучать - погладить. Одну руку положить на голову и начать гладить. Другую руку поместить на живот, легко постукивать. Движения делать одновременно, не забывая менять руки.
  • Дирижер. Руки вытянуть. Одна рука совершает движения вверх-вниз на 2 такта. Другая – совершает произвольные движения на 3 такта. Или рисует геометрическую фигуру. Действовать обеими руками одновременно, периодически менять руки.
  • Путаница. Вытянуть одну руку, прямой рукой совершать круговые движения по часовой стрелке, при этом одновременно вращать кистью в другом направлении.

Эти упражнения первое время выполнять непросто. Но постоянная практика дает результаты. Каждое упражнение стоит повторять не менее 10 раз каждый день.

Сценки и этюды для начинающих актеров

Начинающему актеру необязательно все придумывать с нуля. Умение качественно копировать и подражать – неотъемлемая часть сценического мастерства. Нужно просто найти фильм с любимым персонажем, постараться максимально точно скопировать его мимику, движения, жесты и речь, передать эмоции и настроение.

Задание кажется простым, но на первых порах могут возникнуть затруднения. Только регулярные занятия помогут отточить мастерство подражания. В этом упражнении не обойтись без внимания и умения сконцентрироваться на мелочах. Хорошим даром подражания обладает Джим Керри – у него есть чему поучиться.

Упражнение «Додумай»

Актерская профессия предполагает хорошо развитую фантазию и воображение. Развивать эти навыки можно при помощи упражнения «додумай». Необходимо пойти в места большого скопления людей, выбрать человека, понаблюдать, обратить внимание на внешний вид и манеру поведения. Потом придумать ему биографию, имя, определить род занятий.

Сценическая речь

Хорошая сценическая речь подразумевает не только четкое произношение и хорошую артикуляцию. Хороший актер должен уметь тихо кричать и громко шептать, одним только голосом передавать эмоции, возраст и душевное состояние героя.

Чтобы научиться предавать эмоции словом, необходимо какую-либо простую фразу произнести с точки зрения разных персонажей – маленькой девочки, зрелой женщины, мужчины в возрасте, знаменитого актера или политического деятеля. Нужно найти особенные интонации для каждого персонажа, использовать типовые речевые обороты.

Упражнения для развития сценической речи:

  • Задуваем свечи . Набрать побольше воздуха, поочередно задуть 3 свечи. Количество свечей нужно постоянно увеличивать, задействовать при вдохе мышцы диафрагмы.
  • Отрабатываем технику выдоха . Для этого упражнения подходит стихотворение «Дом, который построил Джек». На одном дыхании необходимо произносить каждую часть произведения.
  • Улучшаем дикцию . Невнятная речь недопустима для хорошего актера. Нужно честно определить проблемные звуки в своей речи, ежедневно произносить скороговорки, которые направлены на устранение проблемы. Заниматься надо не менее получаса 3–5 раз в день. Скороговорки учат четко говорить в быстром темпе, что крайне важно в актерской деятельности.
  • Интонация играет видную роль в создании правильного образа . Для тренировки необходимо ежедневно читать вслух художественные драматические тексты.

Упражнения по актёрскому мастерству можно изучать самостоятельно, на помощь придут различные тренинги. Но лучше заниматься в компании таких же единомышленников – можно пойти на курсы или устраивать дома театральные вечера. Главное, никогда не сдаваться, всегда верить в собственный талант, двигаться к намеченной цели.

Ассоциативное мышление - игры и упражнения

(разогрев, воображение, скорость мышления)

На развитие ассоциативного мышления есть очень много разных упражнений.

Ассоциации можно поделить на несколько типов:

  1. Совместимость: море - солнце
  2. Подобие: шар - круг; линия - луч
  3. Противоположность: лето - зима; добро - зло
  4. Причинно - следственные связи: дождь - лужа; радость - смех
  5. Часть предмета: лошадь - хвост; дом - крыша
  6. Обобщение: яблоко - фрукт; дерево - лес

В упражнениях Вы можете использовать любые типы ассоциаций. Со временем вы заметите каким типом Вы пользуетесь активнее, и тогда можно сознательно расширять своё мышление - тренировать новые способы.

Простые ассоциации

Начните с партнером перекидываться ассоциациями. Это должны быть существительные (имена собственные тожеможно использовать).

Например: слон - зоопарк - клетка - птичка - корм - зима - лыжи - палки - забор и т.д.

Главное тут - скорость мышления. Говорите быстро, но при этом старайтесь расслабиться и позвольте ассоциациям рождаться легко, без напряжения. Берите первую ассоциацию, которая родилась, не сомневайтесь, не выбирайте из множества вариантов, просто отпускайте воображение и творите!

Далекие ассоциации

То же самое, что и простые ассоциации, но тут вы называете третий или четвертый образ.

Например:

Б: (про себя: зоопарк, клетка, птичка) - крыло (вслух)

А: (про себя: полет, небо, облака) - дождь (вслух)

Партнер Б работает с образом "дождь"

В этом упражнении также тренируется внутреннее внимание. В тот момент, когда вы представляете себе цепочку ассоциаций, Вы концентрируетесь и включаете активное воображение!

Необычные ассоциации

Для развития воображения важно уметь искать необычные и нестандартные ассоциации. Уходить от шаблонов восприятия и мыслить самостоятельно.

Возьмите для упражнения очень популярные слова или словосочетания:

  • фрукт
  • страна
  • домашнее животное и т.д.

Большинство людей построят примерно такую цепочку:

  • фрукт - яблоко
  • поэт - Пушкин
  • страна - Россия (или любая другая страна, что тоже очень стандартно)
  • домашнее животное - кошка (собака)

Придумайте к этим словам более свежие ассоциации, постарайтесь расширить свое восприятие, и не следовать шаблону!

Поток слов

Для этого упражнения Вам нужен партнер, который будет Вас слушать или диктофон, на который Вы запишите это упражнение.

В течении 1 минуты говорите все слова, которые будут приходить к вам в голову. Это должны быть только существительные, не составляйте из слов предложения!

Говорить нужно очень быстро, без пауз и "зависаний".

Говорите все подряд, активизируйте свое воображение, ускоряйте его работу! Пусть ассоциации люьтся непрерывным потоком!

После окончания минуты посчитайте сколько слов вы успели сказать.

Хороший результат - больше 60 слов.

Поток слов на 1 букву!

А теперь сделайте то же самое, но все слова, которые вы называете должны начинаться на 1 букву. Например, вы выбираете букву "П"..

Печать, пение, певец, пост, парение, пруд, прическа, прием, паралич, пища, пуговица и т.д

Здесь слова рождаются от их фонетической основы. Иногда Вы не успеваете даже осознать то слово, которое сейчас назовете.

Это упражнение развивает разговорную смелость. Мы часто долго анализируем и взвешиваем все, что говорим. А это упражнение позволяет отключить излишнее "думание" и начать просто говорить!

Хороший результат - 25-30 слов за минуту!