Социопатия – это грубое нарушение морально-нравственной составляющей человека, которая проявляется в виде поступков, не приемлемых обществом.

Асоциальное расстройство личности представляет собой камень преткновения в психиатрической и криминалистической практике. Некоторые считают, что этот термин не является приемлемым, так как он не что иное, как «прикрытие» для лиц, имеющих тенденцию к мошенничеству и убийствам. Однако другие склоняются к точке зрения, что такие люди психически не здоровы и нуждаются в лечении, а ответственность за начало заболевания носит родительское воспитание и воздействие социума. Безусловно, эти две теории правы отчасти, до сих пор неизвестно является ли это дефектом поведения или же серьезным психическим отклонением. Вышеназванные точки зрения можно обобщить симптоматикой, которая может наблюдаться у целого ряда психических расстройств – безразличие и равнодушие, извращение морально-нравственных качеств, агрессия. Причем признаки социопатии чаще всего наблюдаются у лиц с шизоидными чертами характера и у людей с эмоциональной неустойчивостью. То есть даже если не считать социопатию отдельным заболеванием, у нее есть почва для возникновения, как и у любой другой психиатрической патологии.

Антисоциальное расстройство личности никогда не возникает на пустом месте и отличается отрицанием каких-либо ценностей и\или норм современного общества. Социопат злобен, импульсивен, много врет, совершенно не способен реагировать на настроение других людей, отсюда – эмоциональная холодность. Первое возникновение признаков наблюдается в детском или подростковом периоде, когда в глаза бросается особая жестокость по отношению к сверстникам, насилие над животными, над детьми младшего возраста. Стоит отметить, что ребенок, страдающий социопатией, не выберет «равного» во всех отношениях противника, он предпочитает более слабых, неспособных за себя постоять. Данное описание идеально подходит под эпилептоидный склад личности, много социопатов встречается среди начальников и других лиц, отвечающих за работу группы людей. Социопат, будучи в пубертатном периоде, прогуливает занятия, убегает из дома, портит чужое имущество и ведет пропаганду насилия. Он сам ищет конфликты и, как правило, их находит. В старшем возрасте диссоциальное расстройство личности иногда проходит самостоятельно или идет на убыль, причины такого поведения изучены недостаточно. Однако превалирующее большинство продолжает заниматься преступной деятельностью.

Причины

Имеется ряд теорий, который частично объясняет причины развития антисоциальной личности:

  • Психодинамическая. В большинстве случаев дети — социопаты не получали должного родительского ухода и внимания. Из-за этого они уходили в себя и пытались привлечь внимание посредством немотивированной жестокости – достижения внимания путем деструктивного диалога. Нередко один из родителей проявлял жестокость по отношению к ребенку или супругу, злоупотреблял алкоголем. Это также могло сильно повлиять на эмоционально-неустойчивую психику;
  • Поведенческая. Имеет непосредственную схожесть с первой теорией за счет того, что примером для развития ребенка всегда служат родители. Если один из них, по какой-то причине, ведет себя агрессивно, неадекватно, регулярно показывает свое влияние на других людей – это на подсознательном уровне закладывается в ребенке как «правильное» поведение. И, соответственно, оказавшись в той или иной ситуации, он будет подражать своему кумиру. Иногда развитию социопатической личности способствуют актеры, музыканты и т.д.;
  • Когнитивная. Также является особенностью поведения – подкрепление неправильной точки зрения родителями, друзьями, телевидением и т.д.;
  • Биологическая. Обуславливается медленным возбуждением нервной системы в ответ на раздражители извне, это способствует желанию сделать противоправный поступок и получить больше острых ощущений.

Клиническая картина

Трудно сказать, является ли асоциальная психопатия самостоятельной патологией или же проявлением какого-либо другого психического расстройства, что более вероятно, хотя и до сих пор ведутся дискуссии по поводу этого вопроса.

Социопатическая личность считает правильной только свою точку зрения, а критика к своим негативным поступкам отсутствует. Убийства, воровство и многое другое часто не имеет на то мотива – это, своего рода, получение адреналина, а не конкретная цель. С деньгами социопаты обращаются небрежно, часто злоупотребляют алкоголем, что усугубляет их поведение и настроение в целом. Смысл жизни такого человека заключается в бесконечной борьбе с обществом, что приносит ему удовольствие от самого процесса. Асоциальный тип личности умело манипулирует другими людьми для получения выгоды из сложившейся ситуации, не испытывает чувство стыда и раскаяния.

Интересно, что социопаты не зевают тогда, когда это делают другие люди. Казалось бы, что ничего особенного, однако это говорит о том, что человек не может читать эмоции других людей, ему все равно, что делает собеседник. Все поступки импульсивны – «бросить все и сделать то, что я хочу в этот момент».

Виды социопатов

Выделяют два наиболее встречающихся типа людей с диссоциальным расстройством личности:

  • Латентные (пассивные). Длительное время ведут себя довольно адекватно, иногда случаются кратковременные психозы. Нуждаются в руководстве какой-либо значимой личности, в некоторых случаях – религиозного наставника;
  • Активные. С легкостью входят в доверие окружающих, оправдывают их ожидания, получают удовольствие от своей игры в социально здорового члена общества. Импульсивно реагируют на критику о проделанной им работе, с легкостью могут причинить боль и проявить насилие по отношению к абсолютно любому человеку.

У большинства социопатов интеллект выше среднего, они педантичны, следят за собой и своей внешностью, что ошибочно воспринимается большинством как желание общаться. Но на самом деле такими поступками человек просто-напросто входит в доверие, желание понравиться здесь играет двойственную роль.

Диагностика

Диагностика больше носит субъективный характер, так как проявление такого поведения зачастую указывает на дисфункции психической составляющей. Беседа с психотерапевтом в дошкольном и школьном возрасте позволяет вовремя выявить патологию и начать ее лечение.

Школьного психолога должно насторожить:

  • Неадекватное поведение;
  • Полное пренебрежение социальными нормами и правилами;
  • Немотивированная агрессия;
  • Постоянные конфликты;
  • Плохие отношения с одноклассниками;
  • Проявление жестокости по отношению к окружающим и животным;
  • Постоянная порча имущества, воровство.

Проводится ряд психологических опросников, в том числе – тест Роршаха, Люшера, Сонди и других по показаниям. Они направлены на составление портрета ребенка, выявления причины его поведения и тактики дальнейшего лечения, если психотерапия не принесет должного результата.

Часто асоциальное поведение является проявлением эпилепсии. Поэтому ставится вопрос об органической патологии со стороны ЦНС, в особенности при наличии генерализованных или парциальных судорог, необходимо записаться на прием к неврологу для проверки рефлексов, состояния черепно-мозговых нервов, проведения ЭЭГ, КТ и МРТ-методов инструментальной диагностики.

Лечение

Лечение диссоциального расстройства личности затруднено, так как нормы морали у таких людей сформулированы по-своему, и их очень трудно переубедить в том, что они не правы. В детском и юношеском возрасте может помочь консультация психотерапевта, семейная психотерапия. Такие беседы весьма полезны, потому что врач сможет выделить аспекты отношений между родителями и ребенком, понять их сущность и попытаться воздействовать на ребенка через них. Если родители из неблагополучной семьи это может не принести никаких результатов, но если они прислушаются к себе и своему чаду, то, возможно, будет восстановлено психоэмоциональное состояния ребенка. Психотерапевт должен привить пациенту нормальные устои общества, заставить испытывать стыд за свое плохое поведение, просить прощение и показывать свои эмоции. Иногда проводят сеансы гипноза, причем они должны иметь регулярный характер для укрепления результата.

В крайних случаях прибегают к медикаментозной терапии, особенно если человек становится опасным для общества. Применяются нейролептики, седативные средства, успокаивающие чаи и ванны.

Профилактика

В любящей семье риск возникновения данного патологического состояния стремится к нулю, так как ребенок, окруженный заботой и должным уходом, не нуждается в привлечении к нему внимания. В семье должна быть гармония между супругами, полное отсутствие каких-либо конфликтных ситуаций. Не всегда с помощью насилия можно научить ребенка что-то делать и выполнять какие-либо обязанности. Нужно создавать все условия, чтобы он был сам в состоянии понимать, что такое хорошо и что плохо. Ребенок ровняется на того, кого видит каждый день, поэтому если любить своего ребенка и поощрять его хорошие поступки, он вырастет хорошим человеком. А любое проявление жестокости должно быть пресечено в раннем возрасте, что, к сожалению, не всегда замечается.

  • Регулярные прогулки с семьей и ужин всем вместе за одним столом. Никакие планшеты и телефоны не способны заменить теплые семейные встречи;
  • Ведение здорового образа жизни;
  • Окружение заботой и вниманием;
  • Прививание ребенку с детства морально-нравственных норм, объяснение элементарных понятий: что делать можно, а что нельзя. Так как именно нежелание отвечать на вопросы ребенку, игнорирование его потребностей приводит к развитию социопатических черт личности.

Справедливо считается, что социальная установка - одно из основных качеств человеческой природы; характер социальной установки представляет собой важнейшую черту личности. В качестве фундаментального выдвигается противопоставление личности, ориентированной вовне, общительной, открытой, и личности, так сказать, замкнутой на себя, сосредоточенной на себе (аутистической), закрытой.

Юнг говорит об экстравертах и интровертах, Кречмер - о циклотимном и шизотимном характере. В пределах циклотимного типа Кречмером выделяется еще одна оппозиция: наивной самоуверенности со склонностью к грандиозным предприятиям и скромной нерешительности. В пределах шизотимного типа идеалистическое мышление (на одном полюсе которого мы наблюдаем страсть к преобразованиям, стремление к систематизации и организации, тогда как на другом - упрямство, дух противоречия, угрюмую подозрительность и мизантропию) противопоставляется грубому, откровенно антисоциальному поведению.

Социальное поведение душевнобольных и психопатов не сводимо к единой, простой формуле. Даже при одной и той же форме расстройства разные люди ведут себя по-разному. Иногда лицо с тяжелым шизофреническим процессом продолжает вести вполне активную социальную жизнь; с другой стороны, лицо, страдающее психопатией, может прекратить всякие контакты с другими людьми и до конца своих дней прозябать в полном одиночестве. Но люди, которых мы считаем психически аномальными, в большинстве своем аномальны и в аспекте социального поведения. Эта особенность даже выдвигалась в качестве критерия для определения болезни. Люди, страдающие психическими аномалиями, в большинстве своем асоциальны; но лишь немногие из них антисоциальны.

А) Асоциальное поведение

Многочисленные разновидности асоциального поведения сводятся к Двум типичным формам.

1. Помешанные в узком смысле этого слова - то есть те, кого мы в настоящее время относим к больным шизофренией, - как правило, в той или иной форме исключают себя из человеческого общества. Внутри себя они воздвигают новый, особый мир, в котором главным образом и живут. - хотя поверхностному наблюдателю может показаться, что они сохраняют контакт с реальным миром. У них нет потребности делиться с другими тем царством чувств, переживаний и бредовых идей. которое принадлежит только им. Они самодостаточны и постепенно отчуждаются от других людей, в том числе и от тех, кто страдает той же формой психического расстройства. Справедливо считается, что между такими больными и нами дистанция больше, чем между нами и представителями первобытных культур. Сам больной, судя по всему, не сознает своей антисоциальности и живет в своем мире так, как если бы мир этот был вполне реален. В типичном случае такие люди замыкаются в себе. сами того не замечая и не испытывая в этой связи никаких страданий. Они составляют «социально мертвую» группу. Если расстройство выражено относительно слабо, больные из низших слоев общества становятся бродягами, а больным из обеспеченных слоев уготована репутация чудаков.

2. Совершенно иной тип асоциальности, иногда, на ранних стадиях процесса, сочетающийся с только что описанным, развивается как неспособность общаться с другими и приспосабливаться к ситуациям. Субъективно эта неспособность ощущается как нечто весьма мучительное. Любой контакт становится настоящей пыткой; поэтому человек старается держаться подальше от других, предпочитает оставаться наедине с собой. Это причиняет ему огромные страдания: ведь подавляя в себе социальные инстинкты, человек испытывает тоску по общению и любви. Его асоциальность становится заметна окружающим; он досаждает им своей неловкостью. Застенчивость перемежается в нем с бесцеремонностью, все его внешние проявления неумеренны, поведение противоречит принятым нормам. Он чувствует реакцию окружающих и поэтому все больше и больше замыкается в себе. Этой форме асоциальности присуще множество разнообразных психологически понятных связей; она зависит от самых разных «комплексов» и при благоприятно складывающихся обстоятельствах может исчезнуть. С другой стороны. она способна привести к абсолютной самоизоляции: человек заточает себя в помещении, которого никогда не покидает. Такое поведение наблюдается у представителей самых разных характерологических типов - не только у личностей грубых и недифференцированных, но и у людей культурных и способных на глубокие чувства; оно может сочетаться со многими другими дефектными проявлениями психической жизни и обнаруживаться как преходящая фаза или как один из аспектов устойчивой конституции. Оно может развиваться спонтанно или представлять собой отчетливую реакцию на неблагоприятные обстоятельства. Короче говоря, такое поведение может быть выражением самых разных форм психических заболеваний.

Тема: Проявления девиантного поведения личности и их психологический анализ.

1.Проявления девиантного поведения личности в сфере наиболее значимых социальных отношений.

2.Проявления девиантного поведения в сфере межличностных отношений и отношения к себе.

3.Психологический анализ делинквентного и криминального поведения.

4.Аутодеструктивное поведение личности.

К основным психологическим проявлениям девиантного поведения личности относят:

Духовные проблемы (отсутствие или потеря смысла жизни, переживание внутренней пустоты, блокирование самореализации духовного потенциала);

Деформация ценностно - мотивационной сферы - неформальные либо редуктированные моральные ценности (совесть, ответственность, честность) переживание девиантных ценностей, ситуативно - эгоцентричную ориентацию, фрустрированность высших потребностей, внутренние конфликты, малопродуктивные механизмы психологической защиты;

Эмоциональные проблемы - тревога, депрессия, переживание негативных эмоций, алекеитимия (усложнение в понимании своих переживаний, проблема вербализации своих эмоциональных состояний), эмоциональное огрубение (потеря способности определять уместность тех или иных эмоциональных реакций, дозировать их), афективность и т.д.;

Проблемы саморегуляции - неадекватная самооценка и уровень притязаний, слабое развитие рефлексии, чрезмерный либо недостаточный самоконтроль, низкий уровень адаптивных возможностей;

Искажение в когнитивной сфере - стереотипность, ригидность мышления, ограниченность знаний, наличие забобонов;

Негативный жизненный опыт - наличие вредных привычек, психических травм, опыт насилия, социальная некомпетентность и т.д.

-В зависим ости от вида нормы, с которой сопоставляются особенности поведения и ее негативные последствия выделяют такие виды девиан тного поведения : антисоциальное (делинквентное и криминальное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное поведение.

- Антисоциальное поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.

- Асоциальное поведение (аморальное т.е. девиантное поведение в сфере межличностных отношений) - это уклонение от выполнения морально - нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений.

Что бы поведение было асоциальным, индивиду необходимо действовать либо осознано (тогда его поведение - следствие его убеждений), либо же индивид - не социализированная личность, - т.е. в силу различных причин не усвоивший моральных поведенческих норм общества, и не действующий в соответствии с ними.

- Такими причинами считаются: наследственные предпосылки, определенные характерологические и патохарактерологические особенности, дефекты раннего воспитания, вовлеченность в асоциальные группы и т.п.

- КАСОЦиал ьному поведению можно соотнести бродяжничество как

Следствие социальной дезадаптации, обусловленное стремлением избегания социального контроля, «избегание» требований общества посредством субъективного переживания невозможности придерживаться их (с одной стороны) и примирение с этим фактом (с другой стороны). О бродяжничестве идет речь, когда у личности нет постоянного места жительства, а она существует на нетрудовые

доходы (речь идет о так называемом «социальном

Аутодеструктивное поведение - это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности.

В этом случае речь идет о:

1. суицидальном поведении;

2.поведением с выраженной угрозой для жизни, когда личность отдает предпочтение экстремальным видам деятельности;

3.виктимное поведение;

4.аддиктивное поведение;

5.фанатичное поведение (слепое следование определенным идеям, н -р релизиозному культу деструктивной направленности) и т.д. Психологический анализ делинквентного и криминального поведения. Делинквентное поведение - состоит в совершении личностью мелких правонарушений, за которые ее не притягивают к ответственности.

Это поведение проявляется в форме озорства и хулиганства, когда, н. - р., личность желает развлечься, но выбирает для этого не принятые формы, в первую очередь, вследствие недостатков в своем воспитании.

Подросток из любопытства может бросать с балкона тяжелые предметы (или еду) в прохожих, получая удовлетворение от точности попадания в «жертву». В виде шадости человек может позвонить в диспетчерскую аэропорта и предупредить о якобы заложенной бомбе. С целью привлечения внимания к собственной персоне («на спор») молодой человек может попытаться залезть на телевизионную башню или украсть у учителя из сумки записную книжку.

К делинквентному поведению можно отнести, в определенных случаях и проявления вандализма, как формы разрушительного поведения,

направленного на бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей.

Опираясь на классификацию мотивов вандализма Д. Кантера , выделяют такие типы вандализма:

1.Вандализм как способ приобретения, мотивом разрушения есть - материальная выгода;

2.вандализм, как месть, ответ на обиду;

3.злость за переживание неспособности достичь определенной цели и попытка справиться со стрессом;

4.скука и, соответственно, желание развлечься, поиск новых, острых ощущений;

5.Вандализм, как способ самоутверждения, привлечение к себе внимания;

6.Вандализм - как исследование (в детском возрасте), желание понять принципы и механизмы функционирования определенных вещей;

7.Граффити, как разновидность коммуникации, которое через анонимность освобождает личность от социального контроля.

Граффити зачастую служит способом выражения подавления внутриличностного конфликта и проблем (н.-р. таким способом личность стремиться утвердить собственную или групповую идентичность, проявить протест против «давления» социальных и культурных норм или же через высказывания в адрес известных людей самоутвердится за их счет).

Отличия делинквентного от криминального поведения коренятся в тяжести правонарушений, выраженности антиобщественного их характера.

Правонарушения делятся на преступления и проступки. С уть проступка заключается не только в том, что он не представляет существенной общественной опасности, но и в том, что отличается от преступления мотивами совершения противоправного действия.

К.К. Платонов выделил такие типы личности преступников:

1.определяется соответствующими взглядами и привычками, внутренней тягой к повторным преступлениям.

2.определяется неустойчивостью внутреннего мира, личность совершает преступления под влиянием сложившихся обстоятельств или окружающих лиц.

3.определяется высоким уровнем правосознания, но пассивным отношением к другим нарушителям правовых норм.

Определяется не только высоким уровнем правосознания, но и активным противодействием или попытками противодействия при нарушении правовых норм.

Определяется возможностью только случайного преступления.

В группу лиц с делинквентным поведением относят представителей второй, третьей и пятой групп.

У них в рамках волевого сознательного действия в силу индивидуально - психологических особенностей нарушается и блокируется процесс предвосхищения будущего результата деликта (проступка).

Такие индивиды легкомысленно, часто под влиянием внешней провокации совершают противоправное деяние, не представляя его последствий.

Сила побудительного мотива к определенному действию тормозит анализ отрицательных (в том числе, и для самого человека) последствий.

Нередко делинквентные действия опосредствуются ситуационо - импульсными или аффектогенными мотивами.

В основе ситуационно - импульсных преступных действий лежит тенденция к разрешению внутреннего конфликта, под которым понимается наличие неудовлетворенной потребности.

Реализуются ситуационно - импульсные мотивы, как правило, без этапа предварительного планирования, без выбора адекватных объектов, целей,

способов и программы действия для удовлетворения актуальной потребности.

Постепенно делинквентное поведение может трансформироваться в преступное.

Криминальное поведение проявляется в поступках, которые перечат нормам права и нормам уголовного законодательства.

О.Ю. Дроздов, М. А. Скок, опираясь на классификацию Ю. Антоняна, выделяют несколько типов криминального поведения в зависимости от тяжести преступления:

1. преступления, которые совершаются с применением физической силы: убийства (гомицид), нанесение телесных повреждений, побои и хулиганство, изнасилование, захват заложников и т.д.

2.преступления, которые происходят с угрозами применения физического насилия: рекет, угроза физической расправы, принуждение к дачи заведомо ложных показаний и т.д.

3.преступления, которые совершаются через психологическое насилие: шантаж, оскорбления, оговор и ряд подобных.

4.преступления, совершаемые с помощью «интеллектуального насилия»: н- р, должностное лицо превышает полномочия и власть, совершает арест или задержание и т.д.

В зависимости от особенностей направленности личности Г.М. Миньковский определил такие типы преступного поведения:

Случайное, что перечит общей направленности личности;

Вероятное, но неизбежное с учетом общей нестабильности личностной направленности;

Такое, что отвечает антиобщественной направленности личности, но случайное со стороны повода и ситуации;

Такое, что отвечает преступным установкам личности и предусматривает поиск либо создание необходимых поводов и ситуаций.

Преступленное поведение объяснять очень сложно.

Преступление - это социально - политическое событие, а не клиническое состояние.

Закон определяет его как поведение, отклоняющееся настолько, что оно приносит ущерб обществу и поэтому заслуживает применения правовых санкций и вмешательства со стороны общества в жизнь тех, кому подобное поведение свойственно.

Такое поведение не является болезненным состоянием, в отношении которого может быть поставлен медицинский диагноз и проведено специальное лечение.

В силу этого к проблеме преступности подходят с различных позиций, которые по - разному соотносятся и согласуются между собой.

Преступное поведение, несомненно, нельзя объяснить исходя из наблюдений, лежащих на поверхности явлений. Отклоняющееся поведение может считаться, а может и не считаться патологическим с клинической точки зрения.

Объяснить преступное поведение пытались при помощи догадок и с позиций метода дроб и ошибок, но во всем этом всегда было слишком много эмоций. В форме различных теорий предлагались и опровергались разного рода умозрительные конструкции. Их использование для объяснения труднообъяснимых явлений стало обычным.

Некоторые из таких теорий способствовали развитию исследований и сами совершенствовались, другие были отброшены, и о них забыли. Социологическая мысль того времени исходила из принципиальной посылки, согласно которой поведение имеет биологические основы и коллективное поведение следует рассматривать как некий организм.

Джон Дъюи говорил, что «человек живет и действует в окружающей его среде, причем не как монета в копилке, а как растение, высаженное в почву и растущее под солнцем».

Фердинанд Теннис разработал типологию социальной приспособляемости , выделяя главным образом два ее типа - общность и общество.

На поведение человека влияют нормы и законы общества, в котором он живет. Правовые, нравственные, моральные устои руководят поступками, образом мыслей и действиями личности. Если человек игнорирует или намеренно нарушает общепринятые нормы и демонстрирует это окружающим (активно или пассивно), то его поведение расценивается как асоциальное, или девиантное. Его способны проявлять люди всех возрастных групп независимо от половой принадлежности, материального достатка, уровня образования, профессиональной деятельности.

Виды и проявления асоциального поведения

Асоциальное поведение в психологии разделяют на 4 вида:

  • противоправное (нарушение правовых норм);
  • аморальное (несоблюдение норм нравственности и морали);
  • аддиктивное (уход от реальной жизни путем погружения в один из видов зависимости);
  • преступное (совершение уголовно наказуемых действий).

Противоправное подразумевает совершение мелких краж и грабежей, угон транспорта без цели хищения, оскорбление, унижение достоинства людей, хулиганство, драки, нападение с целью напугать. Лица, совершающие подобные проступки, не несут уголовной ответственности, но попадают в поле зрения правоохранительных органов как потенциально способные на преступление.

Аморальное поведение человека не несет прямой угрозы обществу, но осуждается и порицается окружающими как неприемлемое с точки зрения нравственности. К асоциальному аморальному поведению относятся: промискуитетные (беспорядочные половые) связи, проституция, гомосексуализм, трансвестизм, нежелание работать, бродяжничество, попрошайничество.

Аддиктивное поведение выражается в различных видах зависимости, при помощи которых человек пытается убежать от жизненных трудностей. К ним относятся: химическая зависимость (алкоголизм, наркомания, токсикомания), пищевая (анорексия или булимия), культовая (участие в деятельности религиозных сект), другие виды (игровая, компьютерная, информационная, сексуальная).

В преступное поведение (делинквентное) включается совершение уголовно наказуемых деяний: кража со взломом, изнасилование, разбойное нападение, бандитизм, грабеж, организация массовых беспорядков, мошенничество, вымогательство.

Признаки у детей

У маленького ребенка асоциальное поведение выражается в неумении строить отношения в детском коллективе, отсутствии интереса к обучающим занятиям, агрессивности и жестокости к членам семьи, другим людям, животным. Такие индивиды истеричны, грубы, конфликтные ситуации пытаются решать криками, дракой, угрозами. Нередко ребенок с данным поведенческим нарушением ворует деньги у родителей, вещи сверстников в садике или школе.

Младшие школьники с асоциальным поведением сразу получают определение трудных детей, их держат на заметке учителя и администрация

школы, что усугубляет проблему, поскольку вызывает у ребенка протест, выражающийся в непослушании, отказе выполнять задания, сотрудничать с коллективом.

Причины проявления поведенческих расстройств такого типа могут быть медицинскими, педагогическими, психологическими, социальными:

  1. 1. Медицинские факторы делят на врожденные (поражения плода различной этиологии во время внутриутробного развития), наследственные (генетическая предрасположенность к отклонениям поведения), приобретенные (инфекционные заболевания, черепно-мозговая травма, психосоматические патологии).
  2. 2. Педагогические причины подразумевают ошибки в воспитании ребенка, допускаемые в семье. Плохой пример родителей, чрезмерная опека, пренебрежение родительскими обязанностями, необоснованные наказания, завышенные требования, игнорирование базовых потребностей ребенка приводит к развитию различных поведенческих отклонений.
  3. 3. Психологические факторы формируются на фоне медицинских и педагогических: патологии головного мозга и нервной системы в тандеме с неадекватной атмосферой семьи неизбежно приводят к негативным изменениям психики ребенка, что выражается в повышении уровня агрессии, неуправляемости, нежелании идти на контакт со взрослыми.
  4. 4. Социальные причины подразумевают материальное и социальное неравенство и связанные с этим насмешки, издевательства, травлю со стороны сверстников, на что остро реагируют дети среднего возраста и подростки. К ним также относится проживание в неблагополучной семье с родителями -наркоманами, страдающими алкоголизмом, ведущими распутную жизнь.

Оставленные без внимания взрослых единичные проявления жестокости и агрессии у детей служат источником развития устойчивых нарушений поведения. В будущем это способно перерасти в склонность к патологическому насилию и совершению преступлений. Но до 7-8 лет понятие "девиантность" психологи не применяют, поскольку оно подразумевает осознанно направленные действия, что для ребенка дошкольного возраста нехарактерно.

Девиантное поведение взращивается постепенно, формируясь вследствие попустительства со стороны взрослых, игнорирования проблемы или нежелания исправлять ребенка . К подростковому возрасту отдельные девиации нередко перерастают в делинквентное поведение - регулярные осознанные деструктивные действия.

Проявления у подростков

Асоциальное поведение наиболее часто наблюдается у подростков. Если в дошкольном возрасте ребенка не исправляли соответствующим образом, покрывали его проступки, допускали применение оскорблений и силы по отношению к членам семьи и родственникам, то к подростковому периоду у него сформируется четкая поведенческая линия, которой он будет придерживаться в жизни.

Часто такие подростки бравируют своими антисоциальными поступками, гордятся безнаказанностью со стороны родителей, пытаются создавать бунтарские группы и руководить ими. Находя поддержку в среде сверстников, утверждаются в своей исключительности, ведут себя вызывающе со взрослыми, грубят, отказываются выполнять поручения в школе и дома. В дальнейшем уровень агрессии растет, подросток может убегать из дома, ввязываться в драки, кражи, вступать в сексуальные и гомосексуальные связи, примыкать к преступным группировкам.

Начать вести себя антисоциально могут и подростки из благополучных семей, не имеющие сложностей с адаптацией, успеваемостью, поведением. Причиной таких изменений бывает влияние друзей, строгость родителей, романтическое восприятие образа "плохого парня" и отношений с ним (у девушек), семейные проблемы. Другие факторы, способствующие асоциальному поведению подростка:

  • деградация личности на фоне нищеты, неправильного воспитания, плохого примера родителей;
  • влияние молодежной субкультуры (панки, хиппи, готы, эмо и т. д.)
  • вовлечение в религиозный культ (вуду, сатанизм);
  • музыкальный или спортивный фанатизм, сопровождающийся вызывающим внешним видом и антиобщественными поступками;
  • желание самоутвердиться, невозможность сделать это путем демонстрации знаний, навыков, таланта, материальных приобретений;
  • подверженность одному из видов психологической зависимости;
  • физические проблемы в связи с заболеванием.

Часто подросток направляет агрессию на себя самого, нанося раны, царапины, ожоги, порезы на разные части тела. Испытывая физическую боль, он старается заглушить эмоциональные страдания, поэтому, заметив у ребенка характерные повреждения на теле, необходимо вовремя прийти ему на помощь. Крайнее проявление аутоагрессии - суицидальные наклонности.

Девиантное поведение подростка нередко провоцируется действиями другого человека. Различные виды насилия (сексуальное, физическое, эмоциональное) приводят к желанию отомстить, которое не только проецируется на обидчика, но и направлено против общества или системы в целом. Физические наказания в семье формируют тип озлобленной, неуверенной в себе, запуганной и агрессивной личности, а эмоциональная отчужденность родителей - закомплексованного человека с незрелой психикой.

Ребенок любого возраста, перенесший сексуальное надругательство, в большинстве случаев остается склонен к депрессии, личностным расстройствам, повышенной чувствительности к стрессам.

Асоциальные взрослые

Асоциальное поведение у людей старшего возраста либо является продолжением укоренившихся с детства привычек, либо провоцируется психическим заболеванием, повреждением мозга химическими веществами вследствие приема наркотических, психотропных препаратов и алкоголя. Такие индивидуумы не считаются с нормами общества, не имеют чувства стыда, раскрепощены.

Они не видят надобности работать, подчиняться законам страны, исполнять родительские обязанности, хранить супружескую верность, относиться с уважением к людям, соблюдать правила общества и коммуникации. Нередко такие личности оказываются на улице, становясь бродягами и попрошайками. Алкоголь, наркотики, случайные половые связи, мелкие преступления - это их жизнь, за которую им не стыдно.

Другая группа людей с асоциальным поведением - личности с высоким материальным статусом, ведущие жизнь, нехарактерную для других людей, зарабатывающие деньги способами, вызывающими осуждение большинства. В эту группу входят дорогие проститутки, создатели порносайтов, мужчины, оказывающие гомосексуальные услуги, трансвеститы, содержатели притонов, торговцы наркотиками, мошенники, вымогатели и другие преступные элементы.

Однако не все девиации имеют негативную направленность. Есть отдельная группа людей - гениев, поведение которых значительно отличается от остальных, но его нельзя назвать антисоциальным. Образ жизни некоторых одаренных личностей может вызывать недоумение у окружающих, поскольку многие из них проводят время в одиночестве, отказываются от уюта и комфорта, слишком капризны, придирчивы, эпатажны. Классические примеры подобных девиаций - Альберт Эйнштейн, Сальвадор Дали.

Профилактика

Лечить асоциальные отклонения в поведении возможно только в случаях, когда они вызваны физическим или психическим заболеванием. Основным способом коррекции девиаций является их профилактика, которую необходимо проводить с раннего детства. Ее залог - правильное воспитание, положительный пример родителей, забота об удовлетворении материальных и эмоциональных потребностей ребенка.

Психологи дают несколько советов, помогающих формировать у детей адекватное отношение к себе и окружающим:

  1. 1. Заслуженная похвала. Детей нужно поощрять, но только в том случае, когда они действительно этого заслуживают. Если похвала в адрес ребенка звучит постоянно без повода, то развивается эгоизм и самовлюбленность, что в будущем влечет проблемы с адаптацией и отклонениям в поведении.
  2. 2. Исправление. Отрицательные черты характера, плохие привычки, неблаговидные поступки не должны оставаться без внимания взрослых. Последовательно и спокойно надо объяснять детям, какое поведение неприемлемо и почему.
  3. 3. Открытое общение. Ребенок должен быть уверен, что в семье его всегда поймут и поддержат. Страх перед наказанием делает его лживым, изворотливым, замкнутым, поэтому проблемы сына или дочери нужно обсуждать и решать спокойно, тогда они научатся доверять родителям.
  4. 4. Совместные занятия. Дети в любом возрасте дорожат временем, проведенным с семьей, поэтому даже занятым отцу и матери следует планировать семейный отдых, развлечения, праздники.
  5. 5. Положительный пример родителей. Доброжелательная атмосфера, взаимное уважение, понимание, любовь между супругами формируют здоровую самооценку у ребенка, что влияет на его поведение и адаптацию в социуме.

Для профилактики поведенческих нарушений в школах проводят различные образовательные программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни, рассказывают о вреде алкоголя, наркотиков. Педагоги побуждают школьников реализовывать себя в спорте, музыке, творчестве, интеллектуальных конкурсах, играх, командных соревнованиях.

Совместные усилия детских учреждений и семьи помогают многим детям найти себя в жизни и встать на путь исправления.

Никто не хочет иметь таких соседей, как здесь.

Мягко говоря, крайне антисоциальные типы. …

Карты, деньги и два ствола

Вы ещё ответите за ваши антиобщественные опыты, хулиган!

«Иван Васильевич меняет профессию»

Антисоциальность как качество личности – склонность вести жизнь, враждебную обществу, направленную против его интересов; попирать нормы общепринятой морали, а нередко и уголовного права.

Сидят в камере наркоман, алкаш и педик. И что-то надоело им сидеть, на волю захотелось. Тут алкаш и говорит: — Давайте чифирьку ароматного заварим, охранник на запах потянется, тут мы его и скрутим, ключи возьмем и свалим отсюдова. Наркоман отвечает: — Вряд ли. У него на воле водки полно, зачем ему наш чифирь. — Тогда я его соблазню, он нам сам ключи отдаст — говорит педик. — Тоже не получится, у него на воле женщин много, зачем ему твоя задница — отвечает наркоман. — А ты что предлагаешь? — спрашивают наркомана алкаш и педик. Наркоман достает из кармана травку и говорит: — Ща, мужики. Па-ку-у-урим, да и отпросимся по-хорошему.

Антисоциальность – враг общества, который играет без правил. Около двадцати процентов населения настойчиво стремятся отравлять жизнь другим людям. Антисоциальность – системное качество личности. Это и жуткий аморализм, и неуважение к людям, и безнравственность, словом, длинный ряд пороков, толкающих человека в болото невежества и деградации. Антисоциальная личность, нужно это помнить, всегда находится под влиянием энергии невежества. Этим обстоятельством определяется, как с ней нужно вести. Раз человек равнодушен к правам других, раз он не способен следовать социальным нормам, уважать законопослушные модели поведения, постоянно лжет и склонен к мошенничеству, значит, с ним и вести нужно соответственно.

Правда, нужно учитывать один важный момент. Если общество само деградирует, оно насилует личность, заставляя делать то, что противоречит Божьим заповедям, совести. Совесть в таком случае становится системой антисоциальных рефлексов. Человек нарушает закон, выглядит антисоциалом, но не идёт вопреки своей совести. Такую антисоциальность нужно только приветствовать. Общество, которое тянет человека от совести и Божьих заповедей, само по своей природе невежественно и антисоциально.

Рон Хаббарт описал характерные черты антисоциальной личности:

1. Он или она говорит только очень широкими обобщениями. «Говорят…», «Все считают…», «Каждый знает…» и тому подобные выражения употребляются постоянно, особенно при передаче слухов. Если спросить: «Кто эти все?», то обычно все сводится к одному источнику, и из этого источника антисоциальная личность создала то, что он или она преподносит как единое мнение всего общества. Это естественно для таких людей, поскольку для них все общество является большим вражеским лагерем, который, в частности, выступает против них.

2. Такое лицо обычно занимается дурными новостями , критическими или злобными замечаниями, обесцениванием и всеобщим подавлением. Таких называют «сплетниками», «недобрыми вестниками» или «распространителями слухов». Примечательно, что такой человек не передает хороших новостей или одобрительных замечаний.

3. Передавая новости или сообщения, антисоциальная личность изменяет их содержание в худшую сторону. Хорошие новости задерживаются, пропускаются лишь плохие, часто сдобренные выдумками. Такой человек также притворяется, что передает «плохие новости», которые на самом деле выдуманы.

4. Характерная и досадная черта антисоциальной личности состоит в том, что она не поддастся лечению или перевоспитанию.

5. Обнаруживается, что такая личность окружена запуганными или больными близкими и друзьями , которые, хотя и не доведены по-настоящему до безумия, все же ведут себя в жизни ущербно, терпят поражения и не добиваются успехов. Такие личности причиняют другим неприятности. Близкие к антисоциальной личности люди не показывают стабильных результатов при лечении или учебе, но, находясь под ее подавляющим воздействием, быстро заболевают вновь или теряют преимущества, которые дают им полученные знания. Такие близкие при физическом лечении чувствуют себя хуже и плохо поддаются реабилитации. Этих людей совершенно бесполезно лечить, учить или помогать им, пока они остаются под влиянием антисоциальной личности. Подавляющее большинство душевнобольных безумны именно из-за таких связей с антисоциальными личностями, и по той же причине они трудно выздоравливают. Несправедливо, но среди пациентов психиатрических больниц редко можно встретить антисоциальную личность. Там находятся только ее «друзья» и члены семьи.

6. У антисоциальной личности есть привычка выбирать неверную цель. Если шина проколота из-за наезда на гвозди, антисоциальная личность винит своего спутника или несуществующий источник беспокойства. Если у соседей слишком громко включено радио, он или она пинает кошку. Если явной причиной является А, то антисоциальная личность всегда винит Б или В, или Г.

7. Антисоциальная личность не способна завершить цикл действия . Любое действие совершается в определенной последовательности: оно начинается, продолжается настолько долго, насколько требуется, и заканчивается, как запланировано. Антисоциальная личность окружена незаконченными делами.

8. Многие антисоциальные личности будут свободно признаваться в совершении самых страшных преступлений , если их принудят к этому, однако не почувствуют ни малейшей ответственности за то, что сделали. Их действия почти или совсем не соотносятся с собственным выбором или решением. Все «просто случилось». Они не чувствуют связи между причиной и следствием, в частности они, неспособны чувствовать своего раскаяния или стыда.

9. Антисоциальная личность поддерживает только группы, занимающиеся разрушением , а к конструктивным или занимающимся улучшением группам испытывает ярость и нападает на них.

10. Этот тип личности одобряет только разрушительные действия и борется против созидательных или помогающих кому-то действий или видов деятельности. Часто обнаруживается, что человек творческой профессии особенно притягателен для людей с антисоциальным складом характера, которые рассматривают его искусство как нечто, подлежащее уничтожению, и тайно, под личиной «друзей», пытаются это сделать.

11. Деятельность, направленная на помощь другим людям, доводит антисоциальную личность до бешенства . Однако такие виды деятельности, которые разрушают под видом оказания помощи, получают активную поддержку.

12. У антисоциальной личности плохое чувство собственности , она считает притворством, выдумкой для надувательства людей мысль о том, что кто-нибудь может чем-то владеть. Ничто никогда не может быть чьей-то собственностью.

Петр Ковалев 2015 год