Согласно новому образовательному стандарту с 1 сентября 2016 года обычные школы должны принимать детей с ограниченными возможностями.

Ранее существующая практика предполагала, что дети инвалиды должны учиться в коррекционных школах. Новый закон об образовании отменяет понятие «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа». Особый статус сохраняют только школы для детей с девиантным поведением, а у родителей детей-инвалидов теперь есть три возможности –оставить ребенка на домашнем обучении, отправить его в специализированный интернат Минздрава РФ или отдать в обычную общеобразовательную школу. Коррекционные школы постепенно ликвидируются, уже закрыта примерно четверная часть из них.

Совместное обучение детей принято в Европе, дети инвалиды могут поступить в любую школу. Считается, что таким образом дети с ограниченными возможностями не становятся изгоями и естественным образом интегрируются в общество. Все дети включены в единую систему образования, взаимодействовать другом учатся как дети- инвалиды, так и их здоровые сверстники.

Внедрение такого подхода в России имеет как сторонников, так и противников. Основные аргументы противников: большинство российских школ пока как финансово, так и организационно не готовы принимать инвалидов, кроме того на Западе успешная интеграция людей с ограниченными возможностями в общество потребовала не одного десятилетия.

По закону принимать детей инвалидов сейчас должны любые российские школы. По мнению специалистов, вероятно, это когда-нибудь произойдет, но, скорее всего, закон будет откорректирован, и не все коррекционные школы будут закрыты. Сейчас на защиту коррекционных школ встали многие родители детей – инвалидов, педагоги, медики, общественные деятели. В коррекционных школах затраты на одного ребенка в разы превышают затраты на ученика в обычной школе, там должны работать медицинские сотрудники, психологи, дефектологи, педагоги, прошедшие специальную подготовку. Правда, в реальности далеко не все коррекционные школы реально укомплектованы необходимым штатом. По новым правилам финансирование будут распределяться не по школам, а по детям - то есть, обычная школа, в которой учится ребенок с ограниченными возможностями, будет получать на него средства с коэффициентом, повышенным в зависимости от диагноза.

Детям инвалидам нужны специально оборудованные помещения, пандусы, технические средства обучения, особые наглядные пособия. Выделяемого даже на нескольких детей дополнительного финансирования в обычной школе не хватит на все это. В специализированных школах расходы на дорогостоящее оборудование складываются из дополнительных коэффициентов всех детей, и даже при этом подобные учреждения не все себе могли позволить. В апреле 2016 года, премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что на создание в субъектах Федерации сети общеобразовательных школ с условиями для обучения детей-инвалидов будет направлено 3,762 млрд рублей. На данный момент такие условия (доступная среда с пандусами и другими приспособлениями, транспорт для перевозки, адаптированные образовательные программы, оборудование для обучения, прошедшие специальную подготовку педагоги), есть только в 3345 учебных заведениях страны, то есть примерно в каждой 13-ой из существующих общеобразовательных школ.

Второй вопрос, который беспокоит противников закрытия коррекционных школ - не принесет ли неготовность российского общества к толерантности и милосердию травмы детям-инвалидам, обучающимся в обычных школах. Чтобы к новой форме обучения могли адаптироваться все – и дети-инвалиды и их обычные сверстники и педагоги, нужна большая психологическая работа. Ведь цель, которую предусматривает совместное обучение, не только в том, чтобы одноклассники научились помогать и жалеть своих ровесников с ограниченными возможностями, но в том, чтобы они начали их воспринимать как равных. Для этого необходимо, чтобы в школах работали психологи.

Сейчас по закону в школе к ребенку-инвалиду должен быть прикреплен тьютор (наставник), помогающий своему подопечному в процессе обучения и общения со сверстниками и учителями. Этот человек должен знать особенности развития ребенка, поддерживать контакт с родителями. Специальность введена в нормативные акты Министерства образования и науки РФ в 2010 году, один тьютор должен курировать до шести детей. Но подобной штатной единицы во многих школах нет, деньги на зарплаты тьюторов не выделены.

На западе система работает, начиная с рождения ребенка. Дети, как инвалиды, так и здоровые, приходят в школу уже подготовленными, в том числе благодаря совместному пребыванию в детских садах. Кроме того существуют особенности в совместном обучении детей инвалидов с разными нарушениями. Как показывает европейская практика, в одних случаях, например, при физических нарушениях, адаптация проходит успешно, в случае ментальных нарушений, специалисты считают оптимальными другие формы обучения.

Индивидуальная программа реабилитации для детей с ограниченными возможностями предусматривает получение среднего образования. Исходя из интеллектуальных возможностей ребенка, в программе может быть предусмотрено обучение в высшей школе. Больные дети имеют право на обучение. Это закреплено Конституцией РФ (ст. 43). Обучение детей-инвалидов производится в общеобразовательных школах, специальных коррекционных учебных заведениях, на дому: дистанционным методом или путем семейного воспитания. Инвалидам детства также предоставляется право обучаться в музыкальных и художественных школах на бесплатной основе.

Для получения специального образования инвалидам предоставляются льготы при поступлении в профессиональные училища, техникумы, высшие учебные заведения. Единственным, но значительным ограничением для обучения детей-инвалидов является состояние здоровья. Согласно заключению медицинской психиатрической и педагогической экспертизы инвалиды детства определяются в специализированные учебные заведения для обучения детей со следующими нарушениями:

  • Зрения;
  • Слуха;
  • Речи;
  • Двигательной активности.

При имеющихся нарушениях интеллектуального развития предусмотрено обучение детей-инвалидов в специальной школе-интернате по особой методике специально подготовленными преподавателями.

Так или иначе, ни один инвалид детства не может остаться без образования, независимо от характера заболевания.

Обучение детей-инвалидов в школе

Средние общеобразовательные учебные заведения не имеют права отказывать в приеме детям инвалидам, тем не менее школы не обязаны создавать специальные условия для учеников с ограниченными возможностями. Педагоги не разрабатывают специальных учебных программ, не привлекают к процессу обучения детей-инвалидов в школе специалистов: дефектологов, логопедов, массажистов и пр. Частные школы имеют право принимать инвалидов, но не обязаны это делать.

Дети-инвалиды, не страдающие задержкой умственного развития, как правило, не имеют проблем с усвоением школьного материала. На первый план для таких учеников выступает проблема общения со сверстниками. Детская психология значительно отличается от взрослой, ученики могут «организовать» инвалиду невыносимые условия не только в плане обучения, но и в жизнедеятельности. Тем временем руководство среднего общеобразовательного учебного заведения не имеет возможности создания благоприятных условий для детей с ограниченными физическими возможностями. В штате средней школы не предусмотрена работа психолога, прямой обязанностью которого является создание необходимого микроклимата в коллективе.

Подобные условия созданы в коррекционных школах, в которые ребенок направляется только с согласия родителей.

Обучение на дому детей-инвалидов

В тех случаях, когда родители не желают, чтобы их ребенок учился в коррекционной или общеобразовательной школе, предусмотрена возможность получения среднего образования на дому.

Для обучения на дому детей-инвалидов существует две формы преподавания:

  • Семейная;
  • Надомная.

Семейное обучение не предполагает участия в образовательном процессе учителей из общей школы. Образованием ребенка занимаются его родители: самостоятельно либо с привлечением преподавателей. В этом случае семье выплачивается денежная компенсация, включающая затраты на обучение и воспитание. Если же решением комиссии ребенок нуждается в учебе в коррекционной школе, размер компенсации увеличивается согласно существующим нормативам. Между родителями и школой заключается договор, который предусматривает проведение промежуточной аттестации знаний. В случае отрицательных результатов договор расторгается, а компенсация подлежит возврату.

Надомная форма обучения детей-инвалидов предусматривает выплаты на двухразовые горячие обеды, труд прикрепленных учителей школы оплачивает государство. Преподаватели также проводят занятия с ребенком на дому и проводят аттестацию, в ходе которой предусмотрены итоговые экзамены по определенным предметам.

Ребенок, обучаясь дома, получает полное образование, уровень которого не отличается от общего.

Дистанционное обучение детей-инвалидов

Для обучения инвалидов с детства существует несколько моделей дистанционного обучения:

  • В центре дистанционного обучения. Занятия проводят штатные педагоги;
  • Методическое сопровождение преподавания по месту жительства;
  • Разработка программы обучения детей-инвалидов несколькими образовательными учреждениями.

Учебно-методический комплекс дистанционных технологий составляется с учетом плана школы и программ предметов по отдельным дисциплинам. Вся информация находится в открытом доступе как для учеников и родителей, так и для преподавателей. С этой целью разработаны комплекты электронных ресурсов.

Дистанционное обучение детей-инвалидов предусматривает постоянную связь преподавателя с учеником, независимо от расстояния между ними. Использование нескольких средств общения способствует успеваемости. Ребенок-инвалид имеет возможность в любое время задать вопрос учителю и получить на него исчерпывающий ответ.

Важное достижение дистанционного обучения – возможность соединения нескольких детей-инвалидов для проведения уроков в режиме он-лайн. Ребенок с ограниченными возможностями не чувствует себя одиноким и приучается к работе в команде. Аттестации знаний, согласно индивидуальным программам обучения детей-инвалидов, проводятся с использованием электронного контроля знаний, что практически исключает субъективность оценок. Одновременно дети-инвалиды получают навыки работы с персональным компьютером, осваивают новые информационные технологии.

Аттестация знаний при обучении детей-инвалидов

Контрольная работа проводится согласно графику, утвержденному руководителем учебного центра. Режим очного взаимодействия обеспечивается с помощью специальных компьютерных программ. Ученик устанавливает камеру таким образом, чтобы преподаватель мог видеть рабочее место. Подобный режим полностью исключает использование подсказок как в устной, так и в письменной форме.

Обучающиеся с низким темпом работы выполняют контрольную работу в несколько этапов. Учителя не имеют права нагнетать обстановку, преувеличивая значимость прохождения аттестации.

Вступительные экзамены в среднетехнические и высшие учебные заведения для инвалидов проводятся на особых условиях. Абитуриентам предоставляется дополнительное время на подготовку в течение полутора часов независимо от формы сдачи экзамена: письменной или устной. Обучение детей-инвалидов в высших и среднетехнических учебных заведениях также проводится по индивидуальным программам с учетом рекомендаций врачей, психологов и социальных работников.

Инвалидность определяется не состоянием здоровья, а степенью ограничения к трудовой деятельности. Современные технологии позволяют детям инвалидам получить необходимое образование и стать полноценными членами общества.

В современном обществе одной из наиболее важных проблем современной системы образования является ее доступность, в том числе для социальных групп с ограниченными стартовыми условиями.

Особо важное место среди них занимают дети-инвалиды. В общеобразовательной школе на сегодняшний день нередко возникают препятствия для получения ими высококачественного образования. Связаны они прежде всего с социальным неравенством. Проводимые уже в течение почти 50 лет в странах Европы и России масштабные исследования доказывают, что пока что образование больше подчеркивает социальную дискриминацию, чем способствует ее искоренению. Ответственность за уровень образования прежде всего лежит на учителях, в результате они склонны максимальное внимание уделять способным ученикам, а дети с инвалидностью оказываются на нижней ступеньке негласной школьной иерархии.

Исследования социологов выявили факты ущемления прав детей с ограниченными возможностями и вне стен школы. В большинстве учебных заведений создаются условия для сохранения и воспроизведения неравенства. Можно уверенно сказать, что образовательная система отражает и социальные, и классовые различия, которые существуют за ее пределами. Самое сильное влияние на результаты обучения оказывают семейные и социальные обстоятельства, что в дальнейшем определяет также уровень доходов. Результативность образования во многом зависит от социального происхождения ребенка, которое и лежит в основе неравенства. Все эти исследования привели к выводу о необходимости создания системы инклюзивного образования для детей из разных групп и слоев, включая и учеников-инвалидов.

Термином “инклюзивное образование” называют развитие системы общего образования в направлении доступности для всех детей и приспособления к особым нуждам школьников с ограниченными возможностями или особыми потребностями. Данная система развивает методологию, рассматривающую каждого ребенка в качестве индивидуума со своими потребностями в процессе обучения. Для соответствия требованиям различных категорий учащихся она должна обладать достаточной гибкостью. Инклюзивное образование необходимо внедрять в рамках общеобразовательной школы, что окажет положительное воздействие не только на статус детей-инвалидов, но и на всех остальных учащихся.

Во многих странах уже напротяжении почти 40 лет разрабатываются и внедряются нормативные акты, которые направлены на расширение образовательных возможностей детей с инвалидностью. Работа ведется в основном в следующих направлениях: меры по расширению доступа к образованию, интеграция, инклюзия (включение), мэйнстриминг, который предполагает включение детей-инвалидов в классы общеобразовательной школы и их общение с ровесниками во время праздничных мероприятий, в рамках досуговых программ с целью получения образования и расширения возможностей социальных контактов.

Для достижения интеграции ведется работа в направлении приведения потребностей детей-инвалидов в соответствие с системой общего образования, которая сама не меняется. Дети с ограниченными физическими или психическими возможностями могут посещать обычные школы, однако не обязаны учиться в тех классах, что и все остальные дети.

Что касается инклюзии, то она подразумевает перепланировку и реформирование помещений для приведения в соответствие потребностям, требованиям и нуждам абсолютно всех детей. Инклюзивное образование включает в себя также меры по приведению континуума сервисов (включая образовательную среду) в соответствие с потребностями детей с ограниченными возможностями. Данный принцип означает, что всех без исключения учеников с самого начала необходимо интегрировать в социальную и образовательную жизнь учебного учреждения по месту их жительства.

Одной из основных задач школы инклюзивного типа является построение системы, удовлетворяющей потребностям всех без исключения. В учебных заведениях подобного типа не только дети-инвалиды, но и все остальные получают поддержку, позволяющую им реализовать себя, чувствовать уверенность, собственную значимость. Главной целью такой школы является не образование само по себе, а обеспечение полноценной социальной жизни, активного общения со сверстниками, взаимопомощи. Все это позволяет учащимся развиваться в результате общения, принятия совместных решений касательно управления учебными процессами и остальными областями школьной жизни.

Преподаватели, имеющие определенный опыт работы в общеобразовательных школах инклюзивного типа, предлагают такие меры интеграции:

  • детей с инвалидностью воспринимать в классе, как и всех остальных — на общих основаниях;
  • предлагать им те же виды деятельности, но задачи ставить разные;
  • стараться вовлечь всех учеников в решение задач на основе группового подхода и включать их в коллективные виды обучения;
  • применять разные формы коллективного участия: совместные проекты, игры, полевые или лабораторные исследования.

Инклюзивное образование значительно смещает акценты в роли преподавателя, которая оказывается в данном случае более разносторонней: учитель активно взаимодействует с учащимися, узнает намного больше о каждом из них, активизирует контакты с социумом вне образовательного учреждения. В конце 90-х годов прошлого века были опубликованы статьи о задачах самоорганизации семей с детьми-инвалидами, социальной активности инвалидов старшей возрастной группы и защитников их прав. В них указывалось на необходимость давать детям с ограниченными возможностями больше жизненных шансов и выходить за рамки чисто медицинского подхода к реабилитации и социальной защищенности этой группы.

Благодаря данным работам начались активные споры о правах детей с инвалидностью на получение образования в наиболее благоприятных для их социальной интеграции условиях. Помимо этого, исследуется и аспект эффективности инклюзивного варианта образования на основе изучения финансовых затрат, а также итогов академической успеваемости. В европейских странах и США общеобразовательные школы крайне заинтересованы в инклюзии по возможности большего количества детей с ограниченными возможностями, поскольку получают на них солидное финансирование со стороны государства.

В качестве подведения итогов западного опыта можно с уверенностью сказать, что во многих странах понимание важности интеграции детей-инвалидов уже достигнуто на государственном уровне. Основные принципы инклюзивного образования изложены в монографиях, научных журналах, учебниках, практических пособиях для учителей, социальных работников, врачей, политиков, поскольку решение данной задачи возможно только при всестороннем подходе.

Практика показывает, что изменения организационного и методического характера, которые осуществляются для улучшения положения особой категории детей (в данном случае инвалидов) приводят к изменениям, приводящим к оптимизации образовательной системы в целом. Для России данные проблемы особенно сложны и актуальны с учетом резко возросшего количества детей, которые имеют инвалидность. На фоне реформы всей образовательной системы и под воздействием установившихся рыночных отношений происходит трансформация учебных заведений самых различных уровней, при которых непременно должна учитываться необходимость инклюзивного образования, несмотря на резкое расхождение мнений по этому вопросу в разных слоях общества.

Довольно значима роль совместного (инклюзивного) образования, которая позволяет в большой степени сократить маргинализацию детей-инвалидов. Но перед его применением на практике стоит множество преград: это и проблемы с организацией, и создание безбарьерной среды (одноэтажных зданий для школ, пандусов, наличие сурдопереводчиков, специальное оборудование мест для общего пользования). Необходимо учитывать также преграды социального характера: существующие в обществе стереотипное мышление и предрассудки, готовность преподавательского состава обучать детей с ограниченными возможностями и готовность самих детей и их родителей принимать данную форму образовательной системы.

Были проведены исследования для выяснения отношения преподавателей, родителей и самих школьников к вопросу совместного обучения со школьниками, испытывающими трудности с передвижением, имеющими различные нарушения умственного развития, зрения, речи. На основе полученных данных стало ясно, что обычные учащиеся легче всего устанавливают контакты с детьми, которые имеют нарушения опорно-двигательной системы или страдают задержкой умственного развития. С трудом налаживались связи со школьниками с нарушениями зрения, речи или слуха. Общая картина такова: примерно 70% опрошенных проявили большую или меньшую степень осведомленности о проблеме “Дети-инвалиды в школе”. Всего около 1/3 всех учащихся лично контактировали с ребенком, имеющим отклонения в развитии, и это также является следствием неправильной организации системы образования.

Респонденты – ученики проявили большую готовность учиться в одном классе с больными детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Меньше всего терпимости было проявлено по отношению к детям с проблемами со слухом или зрением. И минимальная степень толерантности была выражена в отношении детей, которые отстают в умственном развитии: более 50% учеников выразило свое нежелание сидеть с ними за одной партой.

Очевиден тот факт, что в данном случае речь идет о проявлении укоренившегося стереотипа, который создает непреодолимый барьер на пути интеграции детей в среду своих сверстников. Несмотря на приведенную статистику, в обществе наблюдается устойчивая тенденция к принятию закона о равных правах детей-инвалидов. Данная точка зрения особенно характерна для тех, кто имел возможность один раз или периодически лично контактировать с ними.

Большинство опрошенных родителей считают, что образовательная интеграция с больными детьми вполне возможна и даже необходима, однако среди учителей такого же мнения придерживаются не более 40%, причем опять-таки наименьшая терпимость была выражена по отношению к тем детям, которые имели нарушения речи, слуха или зрения. Очень низкий процент учителей выразил свою готовность работать с такими школьниками наравне с обычными.

Статистика ясно показывает необходимость дополнительной переподготовки преподавательского состава в случае расширения сферы инклюзивного образования детей с отклонениями. Всего лишь 1/5 часть часть учителей считают, что их уровень квалификации позволит работать с детьми с особыми потребностями. Даже при существующих на сегодняшний день мизерных (пока что) масштабах интеграции необходимость переподготовки преподавательского состава и социальных учителей очевидна. В настоящее время существует много препятствий на пути включения детей с отклонениями в обычную школу. В этом вопросе родители и преподаватели выразили солидарность.

Самым значиным из преград является неприспособленность окружающего пространства для комфортного обучения детей-инвалидов. Это касается и школьных зданий и классов, и преподавательского состава, и наличия профессионалов с необходимой квалификацией (сурдопереводчиков, логопедов и т.д.).

Для учителей большое значение имеет также отсутствие необходимых образовательных программ, недостаточный уровень собственной подготовленности, а также нехватка финансирования и неразработанность специального нормативного обеспечения. Для создания равных возможностей одной документации, конечно, недостаточно: необходимо создание особой среды образования, наличие персонального наставника, а также специальных лифтов, транспортеров, особых клавиатур для детей с проблемами со зрением, приборов для учеников с нарушениями слуха.

Все эти вопросы должны решаться на государственном уровне путем утверждения стандарта реабилитации детей-инвалидов для создания условий с целью получения ими общего образования.