Рассмотрение физических явлений, происходящих при горении свечи, представляет собой самый широкий путь, которым можно подойти к изучению естествознания...

Я собираюсь изложить вам... ряд сведений по химии, которые можно извлечь из горящей свечи.

М. Фарадей

Опыт 1

Физические явления при горении свечи

Зажгите свечу. Вы увидите, как начинает таять парафин около фитиля, образуя круглую лужицу. Какой процесс (физический или химический) здесь имеет место?

Возьмите тигельными щипцами изогнутую под прямым углом стеклянную трубку, один конец ее внесите в среднюю часть пламени, а другой опустите в пробирку. Что вы наблюдаете?

1. Парафин тает. Это плавление - физический процесс.

2. Стенки пробирки запотевают - это конденсация - физический процесс.

Опыт 2

Обнаружение продуктов горения в пламени

Возьмите тигельными щипцами кусочек жести (2x2 см) от консервной банки или предметное стекло, внесите в зону темного конуса горящей свечи и подержите 3-5 с. Быстро поднимите жесть (стекло), посмотрите на нижнюю плоскость. Объясните, что там появилось.

Сухую пробирку закрепите в держателе, переверните вверх дном и подержите над пламенем до запотевания. Объясните наблюдаемое явление.

В ту же пробирку быстро прилейте 2-3 мл известковой воды. Что наблюдаете? Дайте объяснение.

1. Появилось темное (черное) пятно - это сажа (углерод) образовавшийся при горении парафина.

2. На стенках пробирки конденсируется влага. Это конденсируется вода, один из продуктов горения парафина.

3. При приливании пробирку известковой воды она мутнеет:

Это говорит о том, что вторым продуктом горения парафина является углекислый газ.

Влияние воздуха на горение свечи

Вставьте стеклянную трубку с оттянутым концом в резиновую грушу, Сжимая ее рукой, продуйте в пламя горящей свечи воздух. Как изменилась яркость пламени?

Казарян Марьям, Половинко Кристина, Саблина Елизавета

Творческая работа химического кружка " Химия для самых маленьких" Презентация содержит информацию: о технологии изготовления свечей, об разновидностях свечи, практическую работу: исследование пламени свечи.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Творческая работа теме: Свеча. Горение свечи. Выполнили ученицы 7 « А» класса МОУ «ООШ №39» Казарян Марьям, Половинко Кристина, Саблина Лиза

Свеча́ - традиционное приспособление для освещения, представляющее собой чаще всего цилиндр из твердого горючего материала (воск, стеарин, парафин) служащий своего рода резервуаром твёрдого топлива, подводимого в расплавленном виде к пламени фитилем.

Предки свечи - светильники; чаши, наполненные растительным маслом или легкоплавким жиром, с фитилем или просто щепочкой для подъёма горючего в зону горения. Некоторые народы использовали в качестве примитивных светильников фитили, вставленные в необработанный жир (даже тушку) животных, птиц или рыб. Первые восковые свечи появились в Средневековье. Свечи долгое время были очень дороги. Чтобы осветить большое помещение, требовались сотни свечей, они чадили, черня потолки и стены.

Технология изготовления Горючим материалом может служить сало, стеарин, пчелиный воск, парафин. В настоящее время это чаще всего смесь парафина с различными добавками. Фитиль пропитывают растворами селитры, хлористого аммония, борной кислоты для стабилизации горения пламени. По процессу изготовления свечи делят на: литые - парафиновые, стеариновые, гелевые мо́каные - обычно только восковые

Парафин - продукт перегонки нефти - наиболее популярен как материал для свечей и в том или ином виде входит в большинство свечей.

Пчелиный воск - натуральный продукт производства пчёл. Свечи из пчелиного воска дольше горят, чем парафиновые, и предпочтительнее, так как являются натуральными. Ввиду большей стоимости восковых свечей, нередко свечи изготавливают не целиком из пчелиного воска, а добавляют его к другим материалам для продления времени горения свечи и имитации натурального аромата

Стеарин - добавляется в парафин, чтобы тот сильнее сжимался при остывании и отлитые из него свечи было легче извлечь из формы. Также стеарин препятствует оплыванию свечей.

Гель. В конце ХХ века стали популярными свечи из прозрачного горючего, т. н. твёрдого «геля» . Гель позволяет создавать широкий ассортимент прозрачных декоративных свечей разнообразной формы.

Применение Свечи применяются как источник освещения начиная с III тысячелетия до н. э. До появления и распространения электричества наряду с лампадами это был основной источник освещения. Свечи используются в этом качестве и на начало XXI века при осутствии электричества. Поскольку электрические источники освещения вытесняют все прочие, то на первый план выходят другие способы применения свечей. Свечи широко используются в декоративных целях, как украшения. Также часто их используют для создания романтической атмосферы. Ароматизированные свечи и свечи из пчелиного воска (источающие природный аромат) используются и для наполения помещения запахом.

Праздники Свечи часто применяются на праздновании дня святого Валентина, свадьбах и других праздниках. На венчании в православии используются так называемые венчальные свечи. Они белого цвета и вытянутые. Во время церемонии венчания их держат в руках и жених, и невеста. В случае если оба новобрачных венчаются не в первый раз, венчальные свечи не подаются. Существуют суеверия: у кого свеча будет дольше гореть, тот будет дольше жить; погасшая венчальная свеча предвещает всевозможные несчастья.

Измерение времени До появления более совершенных приборов для измерения времени (таких как механические и электронные часы) свечи нередко использовались в этом качестве, заменяя солнечные и песочные часы. Цилиндрическая свеча горит равномерно, что позволяет отмерять время с помощью часовых засечек на свече. Также с XVIII века известно усовершенствование свечных часов (т. н. огненные часы): к свече с обеих сторон приделывали грузики, а саму свечу ставили над каким-либо металлическим предметом. Когда свеча догорала до места крепления грузов, те падали и издавали громкий звук, аналогичный бою часов. Такие свечи использовались шахтёрами вплоть до XX века. Свечи использовались для измерения времени ещё в Китае, династией Сун (960-1279)

Опишите цвет каждой зоны пламени. Чем могут отличаться три зоны пламени? температура внутренней части пламени наименьшая, внешней - наибольшая. Учащиеся записывают данный вывод. 1. Исследование строения пламени

Горение свечи Горение свечи было предметом исследования многих естествоиспытателей. Их привлекало изучение структуры пламени (см. рис. справа). 4. Окислительное пламя Холодная часть пламени Восстановительное пламя Наиболее светящаяся часть Окислительное пламя

Схема происходящей химической реакции горения парафина: Что вы можете сказать о составе пламени? Одинаков ли состав каждой зоны? 2. Исследование состава пламени

Предположите, какое это вещество? (Газообразный парафин.) Физическое или химическое явление наблюдается в данном случае? Можно сделать вывод: внутренняя часть пламени представляет собой газообразный парафин Исследование внутренней части пламени

Для исследования средней части пламени на несколько секунд внести фарфоровую чашку во внешнюю часть пламени (белое дно чашки остается неизменным), и на секунду - в среднюю часть пламени. Дно чашки покрывается копотью. Вывод: средняя часть пламени содержит углерод, образовавшийся в результате химической реакции. Вопрос: почему средняя часть пламени ярко светится? (Потому что частицы углерода сильно раскалены.) Исследование средней части пламени

анализируя схему реакции горения парафина; можно предположить, что во внешней, третьей зоне пламени образуются углекислый газ и вода. Предложите способ доказательства этой гипотезы с помощью одного из представленных приборов (сосуды не имеют дна) Исследование внешней части пламени

Каждый прибор может быть использован. На железную решетку с ножками устанавливаем зажженную свечу и накрываем ее воронкой. Через некоторое время воронка запотевает в результате образования воды Горящая лучина, поднесенная к верхнему отверстию воронки, гаснет, так как через него выходит другой продукт реакции - углекислый газ.

Необходим ли кислород для горения свечи? Вопрос

В прибор, изображённый на рисунке, поместили небольшие кусочки кристаллического вещества Х белого цвета и налили жидкость Y . После того как открыли кран, жидкость Y опустилась из воронки в нижнюю часть прибора и пришла в соприкосновение с веществом X , началась реакция, сопровождающаяся выделением бесцветного газа Z . Газ Z по газоотводной трубке поступал в стакан, на дне которого были установлены зажжённые свечи различной высоты (см. рис. 1.1).

По мере заполнения стакана газом Z свечи гасли.

  1. Какой газ получали в приборе, изображённом на рисунке? Как называется этот прибор?
  2. Что могут представлять собой вещества X и Y ? Напишите уравнение возможной реакции между X и Y с образованием Z .
  3. Почему свечи начали гаснуть? В каком порядке они гасли? Почему? Находит ли это свойство газа Z какое-либо применение?
  4. Если газ Z пропускать в известковую воду, то сначала наблюдается помутнение, обусловленное выпадением осадка белого цвета. Однако дальнейшее пропускание Z приводит к полному растворению первоначально выпавшего осадка. Объясните данное явление, проиллюстрируйте свой ответ соответствующими уравнениями реакций.
  5. Если в сосуд, заполненный газом Z , внести горящий магний, то металл будет продолжать гореть. Какие вещества образуются? Составьте уравнение данной реакции.
  6. Известны вещества, которые реагируют с газом Z , при этом выделяется кислород. Приведите два примера таких веществ и соответствующие уравнения реакций.

Ответ:

  1. Получали углекислый газ (газ Z ) в аппарате Киппа.

2 балла

  1. Вещество X – нерастворимый карбонат, например карбонат кальция, в лабораторной практике часто используют кусочки мрамора. Y – кислота, образующая растворимые соли кальция, например соляная. Возможный вариант взаимодействия:

CaCO 3 + 2HCl = CaCl 2 + H 2 O + CO 2

1 балл

  1. Свечи гаснут, т. к. углекислый газ не поддерживает горение (0,5 балла ). Углекислый газ тяжелее воздуха, поэтому первой погаснет самая маленькая свеча, а за ней постепенно более высокие свечи по мере заполнения стакана CO 2 . (1 балл ) Это свойство углекислого газа используется в работе углекислотных огнетушителей. (0,5 балла )

2 балла

  1. При пропускании углекислого газа в известковую воду наблюдается образование осадка карбоната кальция:

Ca(OH) 2 + CO 2 = CaCO 3 ↓ + H 2 O

При избытке CO 2 осадок растворяется, т.к. образуется растворимая кислая соль:

CaCO 3 + CO 2 + H 2 O = Ca(HCO 3) 2

2 балла

  1. При горении магния в углекислом газе образуются оксид магния и сажа:

2Mg + CO 2 = 2MgO + C

1 балл

  1. Углекислый газ реагирует с пероксидами и надпероксидами:
  • 2Na 2 O 2 + 2CO 2 = 2Na 2 CO 3 + O 2
  • 4KO 2 + 2CO 2 = 2K 2 CO 3 + 3O 2

2 балла

Всего 10 баллов .

Задача 2 «Состав глауберовой соли»

Навеску частично выветрившейся глауберовой соли (кристаллогидрата сульфата натрия) массой 28,6 г растворили в воде и прибавили избыток раствора хлорида бария. Образовалось 23,3 г осадка. Определите формулу исходной соли.

Ответ:

Задача 3 «Анализ наследства»

Юный химик Вася решил исследовать некий сплав, доставшийся ему в наследство от бабушки. Для начала Вася попытался растворить сплав в соляной кислоте, однако обнаружил, что при этом никакого растворения не происходит. Тогда он попробовал растворить его в горячей концентрированной азотной кислоте. При этом сплав разрушился, раствор окрасился в голубой цвет, однако на дне остался окрашенный осадок, который не растворялся даже при длительном нагревании в азотной кислоте. Вася отфильтровал осадок и высушил его. Поместив порошок в тигель и нагрев его до плавления, а потом охладив, Вася сразу понял, какое вещество было нерастворимым осадком.

  1. Из каких двух металлов состоит сплав, который исследовал Вася?
  2. Как растворить осадок, образующийся при нагревании сплава в азотной кислоте? Приведите уравнение реакции.
  3. Как выделить второй компонент сплава из голубого раствора полученного после реакции с азотной кислотой? Приведите необходимые уравнения реакций.

Ответ:

  1. Медь (по цвету раствора) и золото (нерастворимость в азотной кислоте и характерный вид компактного металла) по 2 балла
  2. Растворение в царской водке 1 балл

Уравнение реакции:

Au + HNO 3 (конц.) + 4HCl(конц.) = H + NO + 2H 2 O 4 балла

(Подходят также варианты с соляной кислотой и хлором, селеновой кислотой, смесью азотной и плавиковой кислот и т.д. – оценивать полным баллом.)

  1. Любой разумный метод, например:

Fe + Cu(NO 3) 2 = Cu + Fe(NO 3) 2 1 балл

Всего 10 баллов .

Задача 4 «Изомерные реагенты и продукты»

Два изомерных углеводорода А и В содержат по 90,57 % углерода (по массе).

При окислении горячим подкисленным раствором перманганата калия A и B окисляются в вещества C и D , которые также являются изомерами, причём вещество С активно используется в производстве полимеров. Вещество С достаточно устойчиво при нагревании, а нагревание вещества D приводит к образованию вещества E , которое также можно получить окислением углеводорода F (массовая доля углерода 93,75%) кислородом на оксиде ванадия(V).

  1. Установите формулы веществ А F и напишите уравнения всех упомянутых реакций.
  2. Какой полимер получают на основе вещества С? Где он применяется?

Ответ:

Из массовой доли углерода находим брутто-формулу А и В :

ν(C) : ν(H) = (90,57/12) : (9,43/1) = 4: 5,

C 4 H 5 . Нечётного числа атомов водорода в углеводородах не бывает, поэтому молекулярная формула А и В – С 8 Н 10 . Это могут быть этилбензол или диметил-бензолы (ксилолы). Изомерные продукты окисления могут образоваться только из ксилолов.

Вещество C – продукт окисления А – используется в производстве полимеров, наиболее вероятно, что это терефталевая кислота, тогда А – 1,4-диметилбензол (пара-ксилол).

Вещество D – продукт окисления B – при нагревании отщепляет воду, наиболее вероятно, что это – фталевая кислота, которая при нагревании превращается в циклический ангидрид, тогда B – 1,2-диметилбензол (орто-ксилол).

Брутто-формула углеводорода F :

ν(C) : ν(H) = (93,75/12) : (6,25/1) = 5: 4,

C 5 H 4 , однако в реакциях окисления не происходит увеличения количества атомов углерода, следовательно, F содержит минимум 8 атомов углерода.

Удваивая индексы получаем, что F – С 10 Н 8 , нафталин.

Уравнения реакций:



Полимер – полиэтилентерефталат (ПЭТ) – применяется, например, для производства пластиковых бутылок.

Система оценивания:

Задача 5 «Изомерные реагенты, но разные продукты»

Два изомерных углеводорода А и B при присоединении брома образуют 1,2,3,4 – тетрабромбутан и 1,1,2,2 – тетрабромбутан соответственно. Углеводород А при жёстком окислении деструктурируется до углекислого газа. Углеводород B в тех же условиях даёт пропановую кислоту и углекислый газ.

  1. Определите строение изомеров А и B .
  2. Приведите уравнения реакций бромирования изомеров А и B .
  3. Приведите уравнения реакций жёсткого окисления изомеров А и B . Объясните, почему в условиях жёсткого окисления изомер А деструктурируется до углекислого газа.
  4. Предложите качественные реакции, с помощью которых можно отличить изомеры А и B .

Ответ:

1. Изомер А : H 2 C = CH – CH = CH 2 бутадиен–1,3

Изомер B : НС ≡ С – CH 2 – CH 3 бутин-1

2. Бромирование изомеров А и B

А : H 2 C = CH – CH = CH 2 + 2Br 2 CH 2 Br – CHBr – CHBr – CH 2 Br

1,2,3,4 – тетрабромбутан

B : НС ≡ С – CH2 – CH 3 + 2Br 2 CHBr 2 – CBr 2 – CH 2 – CH 3

1,1,2,2 – тетрабромбутан

3. Жёсткое окисление изомеров А и B можно осуществить, используя в качестве окислителя подкисленный раствор перманганата калия или хромовую смесь (K 2 Cr 2 O 7 ∙H 2 SO 4).

А : 5H 2 C = CH – CH = CH 2 + 22KMnO 4 + 33H 2 SO 4 20CO 2 + 11K 2 SO 4 + 22MnSO 4 + 48H 2 O

При энергичном окислении на промежуточной стадии реакции окисления бутадиена-1,3 образуются углекислый газ и щавелевая кислота. Эта дикарбоновая кислота проявляет восстановительные свойства и окисляется в оксид углеродаIV. (Эта реакция используется в аналитической химии для установления точной концентрации перманганата калия.)

H 2 C = CH – CH = CH 2 НООС – СООН НСООН CO 2 + H 2 O

B : 5НС ≡ С – CH 2 – CH 3 + 8KMnO 4 + 12H 2 SO 4 5CO 2 + 5CH 3 – CH 2 –COOH + 4K 2 SO 4 + 8MnSO 4 + 12H 2 O

4. Реакции для идентификации изомеров А и B . При взаимодействии терминальных алкинов с аммиачным раствором оксида серебра или хлорида

меди(I) легко образуются ацетилениды серебра или меди, которые выпадают из раствора в осадок.

НС ≡ С – CH 2 – CH 3 + OH AgС ≡ С – CH2 – CH 3 + 2NH 3 + H 2 O

НС ≡ С – CH 2 – CH 3 + Cl CuС ≡ С – CH 2 – CH 3 + NH 4 Cl + NH 3

Изомер А подобных реакций не даёт.

Система оценивания:

Задача 6 «Качественный анализ»

В четырёх пронумерованных пробирках находятся растворы фенола, ацетата натрия, глюкозы и ацетамида (амида уксусной кислоты). Определите содержимое каждой пробирки, выбрав для анализа подходящие реактивы.

Для решения задачи составьте таблицу результатов мысленного эксперимента, в которой будут указаны визуальные признаки происходящих реакций.

Схема таблицы:

Органические соединения

Реактивы

Фенол Ацетат натрия Глюкоза

Ацетамид

Приведите уравнения реакций, используемых для идентификации указанных в задаче органических соединений.

Ответ:

Органические соединения

Реактивы

Фенол Ацетат натрия Глюкоза Ацетамид
FeCl 3 (раствор) Раствор окрашивается в фиол. цвет
NaOH(раствор)+нагревание Характерный запах аммиака
Свежеосаждённый Cu(OH) 2 Растворение осадка и образование ярко-синего раствора (без нагревания). При нагревании образуется красный осадок
C 2 H 5 OH, несколько капель конц. H 2 SO 4 Характерный запах сложных эфиров

Возможно использование других реактивов.

Для образования фенолов можно использовать реакцию с бромной водой или раствором хлорида железа(III).

C 6 H 5 OH + 3Br 2 (водн. р-р) → C 6 H 2 Br 3 OH↓ белый осадок + 3HBr

Раствор фенола + раствор FeCl 3 → фиолетовое окрашивание раствора.

Ацетамид можно определить по выделению аммиака при нагревании пробы вещества с раствором щёлочи.

CH 3 CONH 2 + KOH → CH 3 COOK + NH 3

Глюкозу легко обнаружить по появлению ярко-синего окрашивания при взаимодействии со щелочным раствором гидроксида меди(II) без нагревания.

Глюкоза в этом случае проявляет свойства многоатомного спирта. Цвет раствора обусловлен образованием комплексного соединения меди. При нагревании синего раствора образуется красный осадок оксида меди(I).

HOCH 2 (CHOH) 4 CHО + 2Cu(OH) 2 HOCH 2 (CHOH) 4 COOH + Cu 2 O + 2H 2 O

Глюкозу (как восстанавливающий углевод) можно обнаружить также с помощью реакции «серебряного зеркала).

HOCH 2 (CHOH) 4 – COH + 2OH → HOCH 2 (CHOH) 4 – CONH 4 + 2Ag + 3NH 3 + H 2 O

Ацетат натрия можно идентифицировать методом исключения, т. к. он не реагирует ни с одним из перечисленных реактивов. Однако доказать, что мы имеем дело с солью карбоновой кислоты, можно с помощью пробы на образование сложных эфиров: к раствору соли добавляют небольшое количество спирта (например, этанола) и несколько капель концентрированной серной кислоты и слегка нагревают. Если смесь вылить в воду, то на поверхности появятся капли сложного эфира с характерным запахом.

CH 3 COONa + C 2 H 5 OH + H 2 SO 4 → CH 3 COOC 2 H 5 этилацетат + NaHSO 4 + H 2 O

Система оценивания:

В итоговую оценку из 6-и задач засчитываются 5 решений, за которые участник
набрал наибольшие баллы, то есть одна из задач с наименьшим баллом не
учитывается .

В настоящих чтениях я предполагаю изложить вам историю свечи с химической точки зрения.
Я очень охотно берусь за этот вопрос, так как он очень интересен и чрезвычайно разнообразны пути, открываемые им для изучения природы. Нет ни одного закона, управляющего мировыми явлениями, который не проявился бы в истории свечи и которого не пришлось бы коснуться. Нет лучших дверей, более широко открытых для изучения природы, чем рассмотрение физических явлений, разыгрывающихся при горении свечи.
Начну с пламени свечи. Зажжем одну или две свечи; вы замечаете, как велика разница между лампой и свечой. В лампе имеется резервуар с маслом, в которое погружен фитиль, сделанный из хлопчатой бумаги. Конец фитиля зажигают; когда пламя доходит до масла, оно там гаснет, продолжая гореть в верхней части фитиля. Вы, без сомнения, спросите: как это может быть, чтобы масло, не горящее само по себе, поднималось по фитилю и стало бы гореть на конце его? Мы это исследуем!
При горении свечи происходят еще более диковинные вещи. Ведь мы имеем твердое вещество, не нуждающееся в резервуаре, – как может это вещество пробраться туда, где мы видим пламя, не будучи жидким? Или же, если оно превращается в жидкость, как может оно сохраняться, не разливаясь? Преудивительная вещь эта свеча!
В нашей комнате чувствуется сильное течение воздуха; для некоторых наших опытов это может оказаться вредным. Чтобы внести правильность в наше исследование и упростить его, я получу совершенно спокойное пламя; ибо, как можно исследовать какое-нибудь явление, если оно сопровождается всякими посторонними обстоятельствами?
Для нашей цели мы можем кой-чему поучиться у торговок, продающих свой товар вечером на улицах. Я часто наблюдал их приспособление. Они окружают свечу цилиндрическим стеклом, укрепленным на своего рода галерее, охватывающей свечу: по желанию стекло с оправой можно подымать и опускать. При помощи такого стекла можно получить совершенно спокойное пламя, которое легко исследовать во всех подробностях.
Прежде всего обратим внимание на то, как верхний слой свечи непосредственно под пламенем образует углубление вроде красивой чашечки. Воздух, притекающий к свече, поднимается кверху благодаря току, вызванному теплотой пламени; вследствие движения воздуха внешние слои свечи охлаждаются. Середина тает сильнее, чем края чашечки, так как посредине сильнее всего действие пламени, стремящегося опуститься вниз по фитилю.
Пока воздух равномерно притекает со всех сторон, до тех пор края чашечки остаются совершенно ровными, и расплавленная масса свечи, плавающая по чашечке, имеет горизонтальную поверхность. Стоит мне лишь подуть сбоку на свечу, как края чашечки сейчас же скашиваются, и расплавленная масса свечи вытекает, повинуясь тем же законам, которые управляют движением миров. Вы видите, таким образом, что чашечка в верхней части свечи образуется благодаря равномерно восходящему току воздуха, охлаждающего со всех сторон наружный слой свечи. Только те вещества пригодны для изготовления свечей, которые при горении способны образовать такую чашечку.
Мы можем сделать несколько наблюдений над влиянием восходящего тока воздуха, которые не мешает запомнить. Здесь с одной стороны свечи образовался натек, так что свеча в этом месте стала толще. В то время как свеча продолжает спокойно сгорать, утолщение остается на своем месте и образует на краю свечи выдающийся столбик; так как он возвышается над остальной массой воска и удален от середины свечи, то воздух легче охлаждает его и дает ему возможность противостоять действию тепла, несмотря на близость пламени.
Таким образом, как и во многих других случаях, ошибка или неправильный прием обогащают наше знание; не будь этих ошибок, мы, может быть, с трудом получили бы эти сведения. Невольно в этих случаях мы делаемся исследователями природы. Я надеюсь, что вы, встретив новое явление, не забудете спросить себя: «Где причина явления? Как все это происходит?» – и с течением времени непременно найдете ответ на ваши вопросы.
Другой вопрос, на который мы должны ответить, – это следующий: как поступает горючий материал из чашечки по светильне к тому месту, где происходит горение? Вы знаете, что у восковых, стеариновых свечей пламя не опускается по горящему фитилю к горючему материалу, расплавляя его целиком, но остается на своем месте, на некотором расстоянии от расплавленной массы и не нарушая целости краев чашечки. Я не могу себе представить лучшего приспособления: всякая часть свечи помогает остальным в достижении наилучшего действия. Разве не чудесно видеть, как постепенно сгорает это горючее вещество, как пламя трогает его, несмотря на то, что пламя это могло бы целиком разрушить воск, если бы дать ему слишком приблизиться к нему?
Каким образом пламя питается горючим материалом? При помощи капиллярного притяжения. «Капиллярное притяжение?» - спрашиваете вы. «Волосность»? Ну, название большого значения не имеет - его придумали, когда не было правильного представления о силе, которая обозначалась этим названием. Действие этого так называемого капиллярного притяжения оказывается в том, что горючий материал проводится к месту сгорания и там откладывается, и притом не как-нибудь, а как раз в середине очага, в котором происходит процесс горения.
Единственная причина того, что свеча не прогорает вдоль фитиля, состоит в том, что расплавленное сало тушит пламя. Вы знаете, что свеча сейчас же гаснет, если ее перевернуть так, чтобы расплавленная масса свечи стекала по фитилю до его конца. Это происходит оттого, что пламя не успевает нагреть достаточно сильно притекающий в большом количестве расплавленный горючий материал. Когда же пламя находится в обыкновенном своем положении, т.е. над расплавленной массой, то новые количества свежей массы расплавляются, постепенно поднимаются по светильне, и пламя может действовать со всей своей силой.
Теперь мы подходим к очень важному явлению, требующему подробного изучения; иначе вы не будете в состоянии вполне разобраться в том, что представляет собой пламя свечи. Я имею в виду газообразное состояние горючего материала. Чтобы вы хорошенько поняли меня, я покажу вам красивый, хотя и простой опыт. Когда вы тушите свечу, то вы замечаете, как подымается дымок от фитиля; вы, наверное, знакомы с неприятным запахом этих газов, испускаемых потушенной свечой. Если погасить свечу очень осторожно, то легко можно обнаружить газы, в которые превратилось твердое вещество свечи.
Я потушу теперь свечу так, чтобы не вызвать движения воздуха; для этого мне стоит лишь некоторое время подышать на свечу. Если я теперь поднесу горящую лучину на расстоянии 5–8 см от конца светильни, то вы увидите, как пламя по струе паров, идущих от свечи, перескакивает на фитиль. Все это надо производить достаточно быстро, в противном случае газы успевают остыть и сгуститься, или же струя горючих паров успеет рассеяться в воздухе.
Теперь мы рассмотрим очертание и строение пламени. Для нас важно ознакомиться с состоянием пламени, в котором оно находится на конце светильни, где пламя обладает таким блеском и красотой, каких мы нигде в других явлениях не можем наблюдать. Вы знакомы с прекрасным блеском золота и серебра, а еще более замечательным блеском и игрой драгоценных камней, вроде рубина и алмаза, но ничто не может сравниться с красотой пламени. Какой алмаз светит подобно пламени? В ночное время он черпает свой блеск именно от пламени, освещающего его. Пламя освещает мрак - свет алмаза ничто; он появляется лишь, когда луч света пламени падает на алмаз. Свеча светит сама.
Изучим подробнее строение пламени в том виде, в каком оно находится у нас внутри нашего стекла. Пламя это постоянно и однородно; оно имеет в общем ту форму, как изображено на нашем рисунке, но, смотря по состоянию воздуха и по величине свечи, форма эта может значительно видоизменяться. Оно образует конус, округленный в своей нижней части; верхняя часть конуса светлее нижней. Внизу, у светильни, легко обнаружить более темную часть, внутри которой сгорание не столь совершенно, как в верхних частях пламени.

Представьте себе рисунок пламени, сделанный много лет тому назад Гукером, когда он производил свои исследования. На рисунке изображено пламя лампы, но его можно применить и к пламени свечи; резервуар для масла соответствует чашечке свечи, масло отвечает расплавленной свечной массе, а фитиль имеется в обоих случаях. Вокруг фитиля Гукер изобразил пламя, а вокруг последнего он совершенно правильно изобразил еще один невидимый слой, о котором вы, вероятно, ничего не знаете, если вообще незнакомы каким-либо образом с этим явлением. Он изобразил окружающий воздух, имеющий существенное значение для пламени и всегда находящийся вблизи него. Далее, он изобразил ток воздуха, вытягивающий пламя вверху; пламя, которое вы здесь видите, действительно вытягивается током воздуха и притом на довольно значительную высоту совершенно так же, как это изобразил Гукер на своем рисунке.
Легче всего убедиться в этом, выставив горящую свечу на свет и рассматривая ее тень, полученную на белом экране. Не правда ли, удивительно: пламя, обладающее достаточным светом, чтобы образовать тень других предметов, само дает тень? При этом ясно видно, как что-то такое, не принадлежащее самому пламени, обтекает его, поднимается кверху и увлекает за собой пламя.

Теперь обращу ваше внимание на другие факты. Различные виды пламени, которые вы имеете здесь перед собой, значительно разнятся друг от друга по своей форме; это зависит от различного распределения воздушных токов, охватывающих их. Мы можем получить такое пламя, которое по своей неподвижности напоминает твердое тело, так что его легко сфотографировать; такие фотографии необходимы для более подробного изучения природы пламени. Но это еще не все, что я хочу сообщить вам.
Если я возьму достаточно длинное пламя, то оно не станет сохранять некоторую устойчивую равномерную форму, но с удивительной силой будет ветвиться. Чтобы показать это явление, я вместо воска или сала свечи возьму новый горючий материал. В качестве светильни я беру большой ком ваты. Я погрузил его в спирт и зажигаю – чем отличается он от обыкновенной свечи? Той силой, с которой происходит горение; никогда у свечи мы не замечаем такого сильного и подвижного пламени. Вы видите, как великолепные языки пламени непрерывно вздымаются кверху! Направление пламени осталось тем же: оно стремится снизу вверх; но совершенно ново, по сравнению со свечой, это удивительное разделение пламени на отдельные ветки и выступы, на эти лижущие языки.
Отчего это происходит? Я объясню это вам, и, когда вы хорошенько разберете это явление, вам будет легко следовать за моим дальнейшим изложением. Я уверен, что многие из вас уже сами проделывали опыт, который я вам сейчас покажу.

Ведь многим из вас известна детская игра, состоящая в том, что в темной комнате льют спирт в чашку с изюмом или сливами и затем зажигают его. Эта игра как нельзя лучше воспроизводит рассматриваемое нами явление. Вот у меня чашка; чтобы опыт хорошо удался, нужно предварительно нагреть чашку; недурно нагреть и изюм или сливы. В свече мы наблюдали образование чашечки с расплавленным горючим материалом; здесь мы взяли чашку со спиртом, а роль светильни свечи играет изюм. Я зажигаю спирт, и сразу вырываются чудесные огненные языки; воздух через края чашки переливается в нее и вытесняет эти языки. Как так? Да так, что при сильном притоке воздуха, благодаря неравномерному горению, пламя не может ровной струей подниматься кверху. Воздух так неравномерно притекает в чашку, что пламя, которое при иных условиях могло бы представлять нечто цельное, в данном случае разрывается на множество отдельных частей, существующих независимо друг от друга. Я почти хотел бы сказать, что мы видим здесь множество отдельных свечей. Но вы не должны думать, будто те отдельные языки, какие здесь одновременно видны, в совокупности своей дали бы изображение пламени. Никогда пламя, какое мы получили при горении нашей ваты, не имеет той формы, какую мы видели. Это был ряд очертаний, следовавших так быстро одно за другим, что глаз не мог их рассмотреть в отдельности, и потому получилось впечатление от всех одновременно.

Свеча горела на столе...

Исследовательский коллектив, возглавляемый академиком Российской академии естественных наук С. Г. Семеновым, без всякой предвзятости к народному опыту изучил эффект горения свечи. И вот выводы и рекомендации специалистов, о которых рассказывает академик.

У кого-то по жизни все в порядке. Поставленная им свеча горит "высоким пламенем", никаких наплывов не образуется. Но едва во внутреннем мире человека возникает нервозность, какие-то душевные неполадки, свеча начинает "плакать", по ней текут наплывы.

Если по только что поставленной свече сверху донизу пробегает линия наплыва, это значит, что на человека пало проклятие. Две линии - два проклятия. Больше трех линий, как правило, не бывает.

Если горящей свечой водить по часовой стрелке перед человеком от головы, и она начинает дымить черным дымом, это значит, что внутренние органы в этом месте заблокированы болезнью и их надо лечить, пока свеча не перестанет дымить.

Свечу следует держать одной стороной к человеку. Если наплывы образуются с его стороны - в своих болезнях виноват он сам. Если же с противоположной, значит, болезни ему "заказали". И если "слеза" скатывается по свече слева или справа, то тут очевидное: идет энергетическая борьба человека с кем-то еще. Если же "слеза" черного цвета, значит, человек пребывает в состоянии отрицательной энергетики.

С помощью свечи можно диагностировать не только состояние человека, но и жилище. В дни новолуния и полнолуния хорошо пронести пламя свечи по косякам дверей так, чтобы оно не касалось их вплотную: огонь уничтожит плохую энергию, скопившуюся в доме. Свечу надо нести по часовой стрелке. Так вы снимете с себя и помещения память о прошлом и дадите возможность жизни пойти по-новому. Там, где свеча при обходе помещения начинает трещать и коптить, нужно водить ею по часовой стрелке до тех пор, пока треск и дым не прекратятся.

Ритуалы очищения пространства трудно объяснить с научной точки зрения. Они относятся скорее к области эзотерики или пограничной психологии. Но для нас важно то, что дает результат. Причем даже определенная доля скепсиса в подобных занятиях не мешает ощутить те изменения, которые следуют после выполнения ритуала. Но лучше, если вы отнесетесь к этому серьезно и сфокусируете свое внимание на цели, которой хотите добиться.

Вы можете использовать следующий ритуал для укрепления энергии, безопасности и защищенности в своем доме. Встаньте у входной двери. Расслабьтесь. Ощутите свое дыхание, свои руки, ноги, температуру окружающего воздуха. Сконцентрируйтесь только на своих ощущениях. Оставайтесь в этом состоянии столько, сколько вам подскажет интуиция.

Когда почувствуете, что слегка "уплываете", четко и кратко сформулируйте инструкцию для своего подсознания. Например: "Пусть мой дом будет полной чашей любви, радости и вдохновения". Повторять эту фразу несколько раз нет необходимости.

Затем зажгите свечу в стеклянном светильнике. Смотрите в центр пламени и представляйте, что этот свет расширяется и вы оказываетесь в центре мерцающей сферы света. Держите свечу у центра груди, соединяя силу пламени со своей силой и намерением. Поднимите свечу вверх, призывая свет "сойти в ваш дом", затем опустите к центру груди, перенесите влево и направо. Вы создаете крест - символ защиты и силы.

Обойдите весь дом, выполняя этот ритуал, где считаете необходимым. Лучше, если все будет происходить спонтанно, без напряжения и посторонних мыслей.

Чтобы привлечь в дом счастье и достаток, зажигают богоявленские и пасхальные свечи - те, что вы приобрели в церкви на Крещение и Пасху. А четверговая свеча, принесенная в Великий четверг, обладает, но народному поверью, способностью уничтожать чары колдунов и прогонять ведьм. Ею обычно выжигают на косяках дверей и окон кресты, чтобы злые духи не посещали жилище.

Созерцание огня - очень древний ритуал. За ним - обретение спокойствия духа. Огонь - самая мощная стихия, защищающая человека от воздействия нечисти и посредник между человеческим и божественным. Пламя свечи очищает от энергетической "грязи", в том числе вызванной порчей и сглазом, тело и душу человека.

Если вас что-то тревожит - зажгите свечу, и спокойно посидите, глядя на ее огонь и рассказывая ей - можно мысленно, но лучше вслух - о том, что вас тревожит в данный момент. Все негативное сгорит в пламени свечи, вам станет легче и свободнее, будто вы сбросили тяжкий груз.

Поскольку свечи источают свет, их сила лежит в зрительном восприятии. Для выбора подходящего цвета свечи и усиления магической силы вашего желания нужно помнить, что каждый цвет обладает определенным энергетическим воздействием.

БЕЛЫЕ СВЕЧИ обычно применяют при молитвах и торжественных церемониях, они символизируют свет, чистоту и просвещенность.

ЧЕРНАЯ СВЕЧА в отдельных случаях может символизировать божественность (вместе с белой свечой, символизирующей Бога).

КРАСНЫЕ СВЕЧИ используются в ритуалах, преследующих своей целью ниспослание любви или установление отношений с возлюбленным, находящимся далеко от дома (красные свечи способствуют страстности, а РОЗОВЫЕ СВЕЧИ символизируют нежные и спокойные отношения между возлюбленными, невинность).

ЗЕЛЕНЫЕ СВЕЧИ используются в ритуалах посвящения родной земли, животных и растений, а также обрядах для изобилия и процветания.

КОРИЧНЕВЫЕ СВЕЧИ применяют, если с помощью ритуала хотят иметь успех во всех делах в дальнейшем. Также они используются для исцеления родной земли и укрепления связи с нею.

СИНИЕ СВЕЧИ используются в ритуалах, направленных на избавление от завышенной самооценки и повышение творческой активности.

ФИОЛЕТОВЫЕ СВЕЧИ применяются при молитвах и медитации, целью которых является повышение экстрасенсорных способностей. Их также можно использовать для успокоения человека.

ЖЕЛТЫЕ СВЕЧИ применяют для повышения настроения, везения и достижения стабильности в финансовых делах.

ОРАНЖЕВЫЕ СВЕЧИ используются при молитвах и в ритуалах, направленных на повышение жизненного стимула и уверенности в собственных силах.
Если вы не можете выбрать свечу подходящего цвета, то воспользуйтесь белой.

Газета "Магия", Донецк