1. Апология переводиться как а) объяснение б) проповедь в) защита

2. Основное богословие занимается а) защитой и обоснованием православного вероучения б) изложением догматов веры в) сравнительным анализом учений различных религий

3. Апологетика относиться к богословским дисциплинам а) базовым б) вводным в) источниковедческим

4. К основным направлениям апологетики не относится а) философская б) естественнонаучная в) историческая г) гуманитарная

5. К выдающимся древним апологетам принадлежат а) Иустин Философ б) Василий Великий в) Тертуллиан г) Осипов д) Паскаль

6. Слово «религия» переводят как а) связь б) вера в) благочестие г) любовь

7. Согласно атеизму религия – это а) соединение с Богом б) вера в нечто высшее в) разновидность психического заболевания

8. Религия является а) порождением человека б) творением Бога в) возникает из сотрудничества человека и Бога

9. К доказательствам бытия Божия не относится а) космологическое б) нравственное в) онтологическое г) апологетическое

10. Душа человека а) вечна б) создана Богом и бессмертна в) создана Богом и смертна г) не создана Богом и временна

11. Теодицея – это а) учение о справедливости Божией б) о Боге как источнике зла в) об оправдании Бога перед лицом зла в мире

12. Мир а) существует вечно б) сотворен Богом в) возникает случайно сам по себе

13. Наука, изучающая Туринскую плащаницу, ‑ это а) туринология б) синдонология в) христология

14. Научные знания и христианское богословие а) противоречат б) взаимодополняют в) не противоречат друг другу

15. Бог а) полностью познаваем б) полностью не познаваем в) частично познаваем по энергии

17. Наиболее явным указанием на бытие Божие в человеке является а) тело б) воля в) совесть

18. Проблемой теодицеи занимался немецкий философ а) Кант б) Фихте в) Лейбниц

19. Считал все доказательства бытия Божия не основательными а) Гегель б) Шеллинг в) Кант

20. Полагающие, что бытие Божие нельзя ни доказать ни опровергнуть, ‑ это а) атеисты б) верующие в) агностики г) нонтеисты.

21. Полагающие, что Бог не вмешивается в существование мира и человека, после их сотворения, - это а) деисты б) теисты в) пантеисты.

22. Учение о ненужности Бога для мира и человека – это а) нонтеизм б) антропоморфизм в) скептицизм

23. Историческое существование Христа с научной т.зр. является а) сомнительным б) полностью доказанным в) ложным



24. Ветхозаветных пророчеств о Христе насчитывается а) 33 б) 60 в) 77.

25. Книги Нового Завета были написаны а) 2 в. б) 3 в. в) вт. пол. 1 в. н.э.

26. Самым убедительным «вещественным доказательством» исторического существования Христа как Богочеловека является а) гроб Господень б) Туринская Плащаница в) Терновый Венец

27. Нужно ли для спасения знание православного вероучения? а) нужно б) не нужно б) безразлично

28. Религия а) была и будет всегда б) появляется на определенном этапе истории человечества в) скоро исчезнет

29. Основная проблема, которую пытается решить любая религия, ‑ это а) проблема бедности б) проблема смерти и смысла жизни в) проблема общественной справедливости

30. Истину можно обрести в а) философии б) науке в) всех религиях г) Православии

31. Христианство отличается от всех других религий тем, что главное место отводиться а) вере б) страху в) любви г) благочестию

32. Православие отличается от других направлений христианства своим учением и практикой а) спасения б) обожения в) искупления г) просветления

33. Образ жизни, основанный на вере в Откровение Божие, – это а) нравственность б) политика в) богословие г) философия

34. «Бог есть, потому что в нашем разуме есть понятие о Боге как всесовершенном существе» ‑ это доказательство а) историческое б) онтологическое в) нравственное г) космологическое

35. Мы можем знать Бога, благодаря а) способностям нашего разума б) Его благодатному Откровению в) нашим чувствам

36. События, описываемы в Евангелиях, имеют характер а) легендарный б) сказочный в) исторический г) мифологический.

37. Религии, в которых человек поклоняется физическому миру, относятся к типу а) теоцентрическому б) антропоцентрическому в) космоцентрическому

38. Зло – это а) темная материя и энергия б) грех в) страдание и смерть

39. Крестовыми походами и инквизицией занимались а) все христиане б) католики в) православные г) протестанты

40. Страдание и смерть – это а) зло б) последствия греха г) естественные характеристики жизни.

41. Перечислите известных вам апологетов и книги по Основному богословию и апологетике.

Сколько раз в день нужно молиться, как должна выглядеть прихожанка храма и кому не позволят стать крестным или обвенчаться?

«Бумага» составила тест на знание самых очевидных православных канонов.

Начнем с базовых вопросов. Как в православии правильно креститься? Сложить три пальца правой руки, коснуться сначала лба, потом живота, затем правого плеча и в конце левого Да, именно так. Сложить три пальца правой руки, коснуться сначала лба, потом живота, затем левого плеча и в конце правого Нет, так делают католики. Православные крестятся справа налево. Сложить два пальца правой руки, коснуться сначала лба, потом живота, затем правого плеча и в конце левого Нет. Раньше действительно крестились двумя пальцами, но в середине XVII века от этой традиции отказались. Сейчас православные крестятся тремя пальцами справа налево. Проверим, насколько хорошо вы знаете церковные саны. Кто такой иерей? Низший клирик, помогающий в совершении богослужения Нет, иерей сам может проводить богослужения, поскольку это то же самое, что священник. Представитель белого духовенства. То же самое, что священник Вы правы. Иерей - это вторая ступень в иерархии белого духовенства. Настоятель храма Иерей может быть настоятелем храма, но необязательно. В целом это то же самое, что священник. Кому нельзя становиться крестными? Иноверцам Точно. Католикам, мусульманам, буддистам и людям других религий, так же, как и атеистам, становиться крестными запрещено. Незамужней женщине Нет, незамужняя женщина может стать крестной, а вот иноверцам делать это нельзя. Родственникам Нет, родственники (если это не родители) могут становиться крестными, а вот иноверцы - нет. Людям, которые уже стали крестными более чем трем детям Нет, ограничений на количество крестников в православии нет, а вот иноверцам становиться крестными нельзя. Как часто нужно соблюдать пост? Раз в год - на Великий пост Нет, в православии есть много- и однодневные посты, а также еженедельные посты по средам и пятницам, так что фактически поститься нужно каждую неделю. Четыре раза в год Нет, помимо четырех многодневных постов и нескольких однодневных есть еженедельные посты, которые приходятся на среду и пятницу за исключением нескольких недель в году. Каждую неделю Да, помимо четырех многодневных постов и нескольких однодневных есть еженедельные посты, которые приходятся на среду и пятницу за исключением нескольких недель в году. Епархия и митрополия: в чем разница? Епархия - административно-территориальная единица у православных, а митрополия - у католиков Нет, «Положение о Митрополиях Русской Православной Церкви» ввело трехступенчатую структуру организации епархиального управления: патриархат - митрополия - епархия. Таким образом, епархия - это часть митрополии. Это одно и то же Нет, «Положение о Митрополиях Русской Православной Церкви» ввело трехступенчатую структуру организации епархиального управления: патриархат - митрополия - епархия. Таким образом, епархия - это часть митрополии. В состав митрополии может входить несколько епархий Точно, «Положение о Митрополиях Русской Православной Церкви» ввело трехступенчатую структуру организации епархиального управления: патриархат - митрополия - епархия. Как, согласно канонам, должна выглядеть женщина в храме? В юбке и с покрытой головой Да, точно, хотя сейчас за брюки вас не выгонят из церкви, а многие священники говорят, что лучше прийти без платка, чем не прийти вообще, женщинам рекомендуют приходить в платье или юбке и с покрытой головой. Одежда может быть любой, а вот наносить макияж запрещено Макияж, особенно яркий, действительно не приветствуется, но и одежда не должна быть какой попало: хотя сейчас за брюки вас не выгонят из церкви, а многие священники говорят, что лучше прийти без платка, чем не прийти вообще, женщинам рекомендуют приходить в платье или юбке и с покрытой головой. Нет никаких ограничений Они есть. И хотя сейчас за брюки вас не выгонят из церкви, а многие священники говорят, что лучше прийти без платка, чем не прийти вообще, женщинам рекомендуют приходить в платье или юбке и с покрытой головой. Кому из перечисленных разрешено венчаться? Судимым за убийство Да, действительно, ограничений из-за судимости церковь на венчающихся не накладывает. Людям, чей брак не зарегистрирован в ЗАГСе Нет, по современным правилам РПЦ, без государственного брака венчаться также нельзя. А вот судимость никаких ограничений не накладывает. Людям, вступающим в четвертый брак Нет, четвертый брак церковь не признает. А вот людям с судимостью обвенчаться можно. Как выбирают патриарха? Предыдущий патриарх назначает преемника Нет, на самом деле его избирают путем тайного голосования, которое проводит Архиерейский Собор. Голосованием Да, точно. Патриарха избирают путем тайного голосования, которое проводит Архиерейский Собор. Указом президента Нет, официально государство в такие вещи вмешиваться не должно. На самом деле патриарха избирают путем тайного голосования, которое проводит Архиерейский Собор. Куда, за исключением редких случаев, нельзя заходить посетителям храма? В алтарь - он находится в восточной части храма Точно. В пространство алтаря могут попасть только священнослужители. Посетители не имеют права находиться в притворе Притвор - это пристройка перед входом в храм, куда могут попасть все желающие. А вот в алтарь простым мирянам входить нельзя . Недопустимо заглядывать в административные помещения храма Вас туда, конечно, могут не впустить, но с точки зрения церковного канона это не запрещено. А вот заходить в алтарь простым мирянам нельзя. Ну и наконец, важный вопрос: сколько раз в день нужно молиться? Как минимум один: молитву нужно прочитать перед сном Нет, обязательными считаются также молитвы в конце дня и перед каждым приемом пищи. Утром, вечером и перед каждым приемом пищи Да, точно. Это будет минимальный набор молитв для добросовестного христианина, хотя строго количество обращений к богу в православии не закреплено. Только перед приемом пищи Нет, обязательными считаются также молитвы утром и вечером, хотя строго количество обращений к богу в православии не закреплено. Вы прекрасно разбираетесь в православных канонах. Видимо, вам стоит пройти тест посложнее. Вы догадываетесь, как креститься и одеваться в церковь, но о православных традициях вам известно далеко не всё. Вы совсем ничего не знаете о православных традициях и, видимо, обходите церкви стороной.

Если родители сами поняли или врачи и другие специалисты установили, что ребенок имеет особенности в развитии, нужно как можно раньше найти подходящее учебное заведение. И чем раньше вы найдете то, которое подходит именно вашему ребенку с его индивидуальными особенностями, тем выше шансы его реабилитации, социальной адаптации, психологической коррекции и преодоления трудностей, связанных со здоровьем.

Материалы по теме:

Детский сад плюс начальная школа

Существуют так называемыеначальные школы-детские сады компенсирующего вида, где малыши, имеющие особенности в развитии, сначала просто находятся в саду и социально адаптируются в обществе других малышей, а потом пребывание в садике плавно переходит к обучению в начальной школе. Потом, в зависимости о того, как ребенок справляется с программой, он поступает в 1-й или сразу во 2-й класс коррекционной школы.

Особенности в развитии слишком разные

Особенностей в развитии так много и они такие непохожие, что «особые дети» подчас не вписываются в «трафарет» того или иного диагноза. И главная проблема их обучения состоит как раз в том, что все ребятишки абсолютно разные и непохожие, и каждый - со своими странностями и проблемами здоровья. И все же специалисты установили основные проблемы в развитии или диагнозы, которые обозначаются такими аббревиатурами:

ДЦП - детский церебральный паралич;

ЗПР - задержка психического развития;

ЗРР - задержка речевого развития;

ММД - минимальная мозговая дисфункция;

ОДА - опорно-двигательный аппарат;

ОНР - общее недоразвитие речи;

РДА - ранний детский аутизм;

СДВГ - синдром дефицита внимания с гиперактивностью;

ОВЗ - ограниченные возможности здоровья.

Как видите, из всего вышеперечисленного здесь разве что ДЦП, ММД и проблемы с опорно-двигательным аппаратом являются конкретными медицинскими диагнозами. В остальном же названия детских особенностей, странностей и проблем весьма и весьма условны. Что значит «общее недоразвитие речи»? И чем оно отличается от «задержки речевого развития»? И это «задержка» относительно чего - относительно какого возраста и уровня интеллекта? Что касается «раннего детского аутизма», то этот диагноз ставят настолько непохожим в поведенческих проявлениях детям, что, похоже, наши отечественные специалисты сами не сходятся во взглядах на аутизм, поскольку еще недостаточно хорошо изучили это заболевание. А уж «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» сегодня ставят едва ли не каждому второму непоседливому ребенку! Поэтому, прежде чем согласиться с тем, что вашему чаду припишут тот или иной диагноз, покажите его не одному, а как минимум десятку специалистов и добейтесь от них внятных аргументов и четких медицинских показаний, по которым ребенку будет присвоен диагноз. Такой диагноз как слепота или глухота очевиден. А вот когда шаловливому ребенку, доставляющему воспитателям и учителям больше хлопот, чем остальные дети, спешат присвоить «диагноз», лишь бы избавиться от него, переведя в детский сад или школу для «детей с особенностями», то тут за свое чадо можно и побороться. Ведь приклеенный с детства ярлык может основательно подпортить ребенку жизнь.

Специальные (коррекционные) школы I , II , III , IV , V , VI , VII и VIII видов. Каких детей в них обучают?

В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах I вида обучаются дети-инвалиды по слуху, слабослышащие и глухие. В школах II вида учатся глухонемые дети. Школы III-IV вида предназначены для слепых и слабовидящих детей. Школы V вида принимают в свои стены учеников с нарушениями речи, в частности заикающихся детей. Школы VI вида созданы для детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии. Порой такие школы функционируют при неврологических и психиатрических больницах. Основной их контингент - дети с разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами. Школы VII вида для детей с СДВГ и ЗПР. Школы VII вида занимаются коррекция дислексии у детей. Алексия - это отсутствие речи и полная неспособность к усвоению речи, а дислексия - это частичное специфическое расстройство овладения чтением, обусловленное нарушением высших психических функций. И, наконец, в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида обучают умственно отсталых детей, главная цель этих учебных учреждений - научить детей читать, считать и писать и ориентироваться в социально-бытовых условиях. При школах VIII вида имеются столярные, слесарные, швейные или переплетные мастерские, где ученики в стенах школы получают профессию, позволяющую заработать на хлеб. Путь к высшему образованию для них закрыт, по окончании школы они получаю лишь справку о том, что прослушали программу десятилетки.

Коррекционная школа: стремиться в нее или ее избегать?

Этот сложный вопрос решать вам. Как мы знаем, и ДЦП имеет столь разные и непохожие формы - от глубокой умственной отсталости, при которой врачи выносят вердикт: «необучаем» - до совершенно сохранного интеллекта. У ребенка с ДЦП может страдать опорно-двигательная система и при этом быть совершенно светлой и умной голова!

Учитывая все индивидуальные особенности ребенка, прежде чем выбрать ему школу, сто раз посоветуйтесь с врачами, дефектологами, логопедами, психиатрами и родителями особых детей, у которых больше опыта в силу того, что их дети старше.

Скажем, обязательно ли ребенку с сильным заиканием находиться в среде таких же как он? Пойдет ли ему такое окружение на пользу? Не лучше ли пойти по пути инклюзивного образования, когда дети с диагнозами погружаются в среду здоровых сверстников? Ведь в одном случае коррекционная школа может помочь, а в другом… навредить. Ведь каждый случай настолько индивидуален! Вспомните первые кадры фильма Тарковского «Зеркало». «Я могу говорить!» - произносит подросток после сеанса гипноза, навсегда освобождаясь от угнетавшего его долгие годы сильного заикания. Гениальный режиссер таким образом показывает нам: в жизни случаются чудеса. И тот, на ком педагоги и медики ставили крест, порой может удивить мир незаурядным талантом или как минимум стать социально адаптированным членом общества. Никаким не особым, а обычным человеком.

Посетите школу лично!

Судить о способностях вашего ребенка будут прежде всего врачи. Они-то и направят его на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Посоветуйтесь с членами комиссии, какая школа вашего округа лучше других подойдет вашему ребенку, позволит раскрыться его способностям, скорректировать его проблемы и недостатки. Обратитесь в окружной ресурсный центр по развитию инклюзивного образования: может, там помогут советом? Для начала обзвоните по телефону имеющиеся в вашем округе школы. Пообщайтесь на форумах с родителями детей, которые уже учатся. Довольны ли они образованием и отношением учителей? А лучше, конечно, лично познакомиться с директором школы, учителями и обязательно - с будущими одноклассниками! Вы должны знать, в каком окружении будет находиться ваш ребенок. Можно зайти на сайты школ, но там вы получите лишь минимум формальных сведений: в интернете можно изобразить красивую картинку, но будет ли она соответствовать действительности? Истинное представление о школе даст только ее посещение. Переступив порог здания, вы сразу поймете, есть ли здесь чистота, порядок, дисциплина, а главное - трепетное отношение педагогов к особым детям. Все это вы почувствуете прямо при входе!

Надомное обучение - как вариант

Некоторым детям врачи предлагают надомное обучение. Но этот вариант годится опять же не для всех. Некоторые психологи вообще категорически против надомного обучения, потому что для детей с особенностями в развитии нет ничего ужаснее изоляции от общества. А надомное обучение - это и есть изоляция от сверстников. Тогда как общение с ними может благотворно сказаться на умственном и эмоциональном развитии ребенка. Даже в обычных школах педагоги говорят о великой силе коллектива!

Обратите внимание на то, что школ, например, VIII вида в каждом округе существует несколько, и даже есть выбор, а вот школы для слепых или глухих детей есть не в каждом округе. Что ж, придется далеко ездить, возить или… снимать квартиру там, где есть нужная вашему ребенку школа. Многие иногородние приезжают в Москву исключительно ради обучения и реабилитации своих особых детей, потому что в провинции коррекционное образование по большому счету попросту отсутствует. Так вот приезжим безразлично, в каком округе снимать жилье, поэтому сначала они находят подходящую для ребенка школу, а потом уже снимают квартиру поблизости. Может быть также поступить и вам в интересах собственного ребенка?

Согласно Конституции РФ все равны

Знайте, что согласно Конституции РФ и закону об образовании каждый имеет право на обучение, независимо от диагноза. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (статьи 7 и 43 Конституции РФ). Положения Конституции РФ разъясняются в Федеральном законе от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании», в соответствии с п.3 ст.2 которого одним из принципов государственной политики в области образования является общедоступность образования , а также адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся .

Итак, для зачисления ребенка в первый класс Вы должны представить в общеобразовательное учреждение заявление о приеме, свидетельство о рождении, медицинскую карту по форме 0-26/У-2000, утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.07.2000 № 241, справку о регистрации ребенка (форма № 9). У родителей есть право не сообщать диагноз ребенка при приеме его в образовательное учреждение (ст. 8 Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 03.07.2016) "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017), а администрация школы не имеет права получать эту информацию ни от кого, кроме родителя (законного представителя) ребенка.

И если вы считаете, что права вашего ребенка ущемляют, приписывая ему ложный диагноз (ведь неугодных во все времена упрятывали в психиатрические клиники), смело вступайте в борьбу! Закон на вашей стороне. Помните, кроме вас защитить права вашего ребенка некому.

В специальную (коррекционную) школу 5 вида зачисляются дети с общим недоразвитием речи 2 и 3 уровня с тяжелыми формами речевой патологии такаими как: дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, дислексия, дисграфия, заикание. Младшие школьники с выше перечисленными диагнозами зачисляются в 1 отделение речевой школы, во 2 отделение зачисляются дети, имеющие заикание без общего недоразвития речи.

В системе обучения учащихся 1 и 2 отделения существует общее и специфическое.

Отличия : Учащиеся 2 отделения обучаются по программе массовой школы, и темп обучения приравнивается 1:1. Учащиеся 1 отделения обучаются по специальной программе (программа разработана сотрудниками института дефектологии, последняя редакция программы датирована 1987г.). За 10 лет обучения дети осваивают программу в объеме 9 классов массовой школы.

Учащиеся речевой школы получают цензовый государственный документ о неполном среднем образовании. Если к концу школьного обучения удается преодолеть полностью речевой дефект, то ребенок может продолжить свое образование. При успешной коррекции речевых нарушений на любом этапе обучения ребенок может быть переведен в массовую школу.

Сходства : все уроки ведут учителя - логопеды (в младших классах исключение составляют уроки музыки, ритмики, физкультуры); коррекционную работу по устранению речевых нарушений осуществляет учитель, который работает с классом.

В программу начального звена 1 отделения вводятся специальные уроки: по формированию произношения, развитию речи, обучению грамоте.

В средней школе учителя - предметники должны окончить дефектологические курсы. Коррекционно-логопедическую работу осуществляет учитель русского языка и литературы, который должен иметь обязательную квалификацию «учитель-логопед».

В Москве сейчас 5 школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, одна из них специализируется только по заиканию.

Комплексный подход осуществляется только в условиях школы-интерната: с каждым классом работают учитель-логопед и 2 воспитателя. Оказывается медицинская помощь врачом- психоневрологом. С детьми работают психологи.

В условиях школы ребенок принимает физиотерапевтические назначения, а также вводится ставка специалиста по адаптированной физкультуре.

Проблему коррекционного обучения и воспитания детей с ТНР рассматривали: Т.П.Бессонова, Л.Ф.Спирова, Г.В.Чиркина,А.В.Ястребова.

Дети школьного возраста с негрубыми речевыми нарушениями обучаются в массовых школах и могут получать логопедическую помощь на школьных логопунктах. На логопункт зачисляются дети с ФФН, а также дети с дисграфией или дислексией.Занятия проводятся индивидуально или с подгруппами из 4-5 человек. В течение года через логопункт должно пройти 30-40 человек. Логопед ведет следующую документацию: выписки из протоколов ПМПК о зачислении детей на логопункт, речевые карты и планы индивидуальной работы, журнал регистрации, перспективные и календарные планы, планы работы с родителями и учителями.


Детский сад для детей с нарушениями речи как тип специального образовательного учреждения.
Дети с нарушением речи принимаются в логопедические детские сады, логопедические группы при массовых детских садах, получают помощь на дошкольных логопунктах при массовых детских садах.

Для детей с общим недоразвитием речи открывают старшую и подготовительную группы. Дети принимаются с 5-ти лет, сроком обучения на два года. Наполняемость групп – 10-12 человек. Группы работают по специальным программам Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной. В последние годы все чаще детей с ОНР (с 1-2 уровнем речевого развития) принимают в группы с 4-х лет на 3 года. Но утвержденных программ для таких групп пока нет.

Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием открывают либо старшую, либо подготовительную группы, сроком обучения на один год. Наполняемость групп – 12-14 человек. Для подготовительной группы программа разработана Г.А.Каше, а для старшей- Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.

Для детей с заиканием открываются специальные логопедические группы, в которые принимаются дети с 2-3-х лет. Наполняемость групп – 8-10 человек. Группы разновозрастные. Работают по программе С.А.Мироновой, разработанной на основе Программы обучения и вопитания в детском саду общего типа и методики преодоления заикания Н.А.Чевелевой. Эта методика предполагает сопровождение ребенком своих предметно-практических действий речью, поэтому логопедическая работа строится с опорой на рисовании, лепку, аппликацию, конструирование.

Одной из наиболее распространенных форм организации логопедической помощи детям дошкольного возраста в настоящее время являются так называемые дошкольные логопункты. Нормативных федеральных документов нет. Разработано положение для Москвы и Московской области, в соответствии с которым помощь должны получать дети с ФФН или с нарушением произношения отдельных звуков. Дети зачисляются через ПМПК, не менее 25-30 человек в год. Состав детей подвижный.

– учреждения, предназначенные для детей, подростков и взрослых с различными аномалиями психофизического развития.

В России в XIX в. специальные учебновоспитательные учреждения создавались, как правило, на благотворительных началах и только для детей с резко выраженными дефектами (школы для глухих, слепых и глубоко умственно отсталых детей). Контингент таких школ охватывал не более 6 % общего числа этих детей. Многие категории аномальных детей вообще не обучались. В XX в. государство поставило задачу воспитания и приобщения детей с различными нарушениями к общественно полезному труду через коррекцию и компенсацию дефектов. Специальные учебновоспитательные учреждения были включены в общую систему народного образования, здравоохранения и специального обеспечения и дифференцированы соответственно характеру и глубине конкретного дефекта.

В систему Министерства образования входят: а) специальные школыинтернаты, школы с продленным днем, в которых обучаются все категории аномальных детей школьного возраста, подлежащие всеобучу; б) специальные вечерние (сменные) и очнозаочные школы для работающей молодежи с нарушениями слуха и зрения; в) специальные дошкольные учреждения: детские домаинтернаты, интернатные дошкольные отделения при специальных школах; сады, яслисады, специальные группы при массовых детских садах с продленным днем или с пятидневным пребыванием в них детей; г) логопедические пункты при массовых школах. В систему Министерства социального обеспечения входят: а) учебнопроизводственные предприятия Общества глухих и Общества слепых, предназначенные для профессиональной подготовки молодежи с нарушениями слуха и зрения; б) домаинтернаты для детей дошкольного и школьного возраста с тяжелыми формами умственной отсталости, ДЦП (при отсутствии движений и речи), слепоглухонемых, в том числе с умственной отсталостью. Окончившие любые специальные школы (кроме вспомогательных для умственно отсталых детей) могут поступать с учетом правил приема в техникумы и вузы страны на общих основаниях.

Благодаря углубленному, комплексному изучению закономерностей и особенностей психофизического развития и познавательных возможностей каждой категории аномальных детей создана дифференцированная сеть специальных школ и дошкольных учреждений десяти типов. Эта сеть включает: школы для глухих детей, где за 12 лет обучения учащиеся получают неполное среднее образование (соответствующее восьми классам массовой школы); школы для слабослышащих с двумя отделениями: 1) за 12 лет обучения учащиеся получают общее среднее образование, 2) за тот же срок – неполное среднее образование; школы для слепых и слабовидящих, которые могут существовать как раздельно, так и в виде самостоятельных отделений для той или др. категории детей с нарушениями зрения; школы для детей с тяжелыми нарушениями речи с двумя отделениями: 1) за 11 лет обучения дети с такой речевой патологией, как алапия, афазия, дизартрия и др., получают неполное среднее образование, 2) для детей с тяжелыми формами заикания (дети из этой школы переходят в массовую по мере устранения дефекта); школы для детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата, в том числе с последствиями ДЦП (за 11–12 лет обучения дети получают среднее образование, в школе выделяются классы для детей с интеллектуальными нарушениями, работающие по особым учебным планам); школы для детей с ЗПР (9 лет обучения, дети переводятся в массовые школы по мере коррекции задержки); школы для умственно отсталых детей {вспомогательные школы), в которых учащиеся за 9 лет обучения получают образование примерно на уровне начальной массовой школы. Все типы специальных школ, кроме вспомогательных, дают цензовое образование. Только два типа школ (для глухих и для слабослышащих 2го отделения) дают неполное среднее образование, остальные – среднее образование. В учебных планах всех специальных школ предусмотрено производственнотрудовое обучение по какомулибо виду промышленного или сельскохозяйственного труда. Учащиеся обеспечиваются специальными учебниками по всем основным предметам учебного плана.

Создана сеть специальных дошкольных учреждений для всех категорий аномальных детей, которым предстоит обучаться в специальных школах. В дошкольных детских домах, детских садах воспитываются дети от 3 до 7 лет, в ясляхсадах – от 2 до 7 лет, в дошкольных отделениях при соответствующих специальных школах – от 5 до 7 лет. В некоторых массовых детских садах имеются специальные логопедической группы, куда на один год переводятся дети для коррекции имеющихся у них речевых нарушений.