Педагог-психолог: О.Н. Торхова

«Быть готовым к школе – не значит уметь
читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит
быть готовым всему этому научиться»

(Венгер Л.А.) .

Что такое психологическая готовность ребенка к школе?

Психологическая готовность ребенка к школе представляет собой совокупность личностных качеств, умений и навыков, а также, определенный уровень развития психических функций. Таким образом, психологическая готовность ребенка к школе предполагает несколько составляющих: интеллектуальная готовность, социально-личностная готовность, эмоционально-волевая готовность, мотивационная готовность.

Ребенок должен уметь вступать в общение

и с учителем и со сверстниками.

Важные компоненты, по которым можно оценить готовность ребенка к школе

1 Саморегуляция (самоконтроль) – основа готовности к школе

Примерно к семи годам у ребенка формируется новый механизм психики – он учится осознанно управлять своим поведением. Психологи также называют это произвольностью.

Для обучения же в школе механизм произвольности необходим. Ведь ребенку придется контролировать себя, начиная от запоминания неинтересных ему вещей и заканчивая тем, что нужно дождаться, пока тебя спросит учитель. Да еще нужно просидеть целых 30 минут на уроке! Именно произвольности чаще всего не хватает первоклассникам. Развить этот механизм довольно сложно. Он, что называется, должен созреть. Вы можете поощрять усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорить о необходимости контроля над собой. Родители могут помочь детям в развитии самоконтроля через познавательные игры (сделай по образцу, повторять слова за мамой)

2 Мотивация – должен ли ребенок хотеть в школу?

Для успешной адаптации первоклассников очень важна мотивация учения. Лучший мотив для успешности обучения – интерес к получению новых знаний.

Сложнее, если ребенок не хочет в школу. Чем бы это ни было вызвано, на первых порах такое негативное отношение может серьезно сказаться на эффективности обучения. Если ваш ребенок заявляет, что не хочет в школу, важно разобраться в причинах. В зависимости от причины и нужно действовать.

Важно сформировать у ребенка позитивное отношение к его новой роли, к школе, в целом.

3. Личностно- Социальная готовность к школе

Социальная готовность к школе означает готовность ребенка вступать в отношения с другими людьми – со сверстниками и со взрослыми (педагогами) . Неумение общаться со сверстниками может привести к сложностям в участии в групповой работе на уроке.

Самооценка может быть слишком высокой или слишком низкой, а может находиться на среднем уровне. Важно, чтобы то, как оценивает себя ребёнок, совпало с его реальными возможностями.

Что необходимо в первую очередь для подготовки к школе?

  1. Заранее составьте для своего ребенка режим дня с учетом особенностей семьи и приучайте к его выполнению.
  2. Обратите внимание на навыки самообслуживания, привлекайте ребенка к участию в домашних делах.

Ваш ребенок должен знать:1. Свое имя, фамилию, возраст, где он живет (город, улица, дом) , имена, отчества родителей, где они работают.

2. Мир который его окружает: времена года, животных, насекомых, деревья.

3. Ребенок должен не просто воспринимать действительность, а делать определенные выводы, размышлять. Чаще задавайте ему вопросы: «Почему ты так думаешь?» , важно, чтобы ребенок научился сравнивать, обобщать, сопоставлять.

4. У него должна быть сформирована внутренняя позиция школьника, т.е. у него должно быть желание учиться, серьезное отношение к школе, учению, учителю.

5. Ребенок должен владеть навыками, традиционно относящимся к школьным: - письмо, счет (в пределах 10 в прямом и обратном порядке) , решением арифметических задач.

6. Владение умением связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, объяснить то или иное правило.

7. Умение входить в детское общество, действовать совместно с другими.

8. Ребенок должен хорошо ориентироваться в пространстве и времени.

9. У ребенка должен быть сформирован достаточный уровень волевого развития (т. е. умение подчиняться и выполнять систему требований, предъявляемых школой и учителем) .

10. У ребенка должно быть сформировано цветоразличение, должен знать формы предметов, их величину.

Портрет будущего первоклассника

  • Физически развитый ребенок, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
  • Любознательный, активный.
  • Эмоционально отзывчивый.
  • Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  • Способный ребенок управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
  • Способный ребенок решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) , адекватные возрасту.
  • Ребенок, имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
  • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Главная награда - это доброе, любящее, открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, что-либо делает. (Хвалите его деятельность, работу, а не самого ребенка, он все равно не поверит) .

Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

Избегайте чрезмерных требований.

Право на ошибку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может.

Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно.

Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам.

Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у Вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.

Если дети живут в атмосфере критики, они учатся критиковать и осуждать других людей.

Если дети живут в обстановке вражды и злобы - они учатся драться.

Если дети живут среди насмешек - они становятся нерешительными и излишне скромными.

Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает чувству вины.

Эта «Памятка» не только своеобразный монолог ребенка, отстаивающего свои права, свой суверенитет, но и открытое приглашение взрослых к диалогу и взаимопониманию.

«Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха - поймут все без труда.
Слова порой запутаны, пример же - никогда.

Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии - вот лучшая из школ.
И если все мне рассказать, я выучу урок.
Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.

Должно быть можно верить и умным словесам.
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет.
Зато пойму как ты живешь: по правде или нет»

Обратная связь.

Нам очень хотелось бы выслушать Ваше мнение об услышанном сегодня. Изменилось ли ваше представление о проблеме готовности ребенка к школе? Изменилось ли Ваше видение родительской помощи на этапе подготовки ребенка к школе?

Спасибо за внимание!

Успехов и терпения Вам!

Педагог – психолог

Различают два направления в подготовке детей к школьному обучению:

1.общая подготовка- общий уровень развития (физическая, нравственная, волевая, психологическая подготовка);

2.специальная подготовка- формирование у ребенка конкретных знаний, умений, навыков, которые обеспечат ему успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтение, письмо, окружающий мир).

Результатом подготовки является готовность к школе. Готовность ребенка к систематическому обучению в школе («школьная зрелость») - это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушениям здоровья ребенка. Таким образом, готовность ребенка к школе непосредственно зависит от качества подготовки.

Общая подготовка

При переходе ребенка в школу меняются его образ жизни, социальная позиция. Эти изменения требуют умений самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, быть организованным и дисциплинированным, произвольно управлять своим поведением и деятельностью, знать и соблюдать правила культурного поведения, умения общаться с детьми и взрослыми.

Что нужно делать?

За год до предполагаемого поступления ребенка в школу определите функциональную готовность ребенка к школе. Степень готовности выявляют, учитывая состояние здоровья, острую заболеваемость за предшествующий год, уровень биологического развития и развития школьно-необходимых функций - речи и моторики (развитие кисти и пальцев руки для письма). Если результаты низки, то за имеющийся в запасе год укрепите здоровье ребенка, поработайте над развитием моторики (рисование, раскрашивание, лепка, аппликация, пальчиковые игры и др.). Помните, что хорошая успеваемость при недостаточной функциональной готовности организма достигается очень дорогой ценой, вызывая чрезмерное напряжение различных систем организма, приводя к утомлению и переутомлению, а в результате - к расстройствам психического здоровья.

Формируйте у ребенка умение произвольно регулировать свое поведение, т.е. делать то, что требуется, а не то, что ему захотелось.

Для этого:

Выработайте систему запретов - что можно и что нельзя делать. Помните, что все взрослые должны достаточно однозначно реагировать на поведение ребенка. Положительно подкрепляйте правильные поступки ребенка и не бойтесь прибегнуть к наказанию (ограничение подвижности, отказ на определенное время от общения, традиционного рассказывания сказки на ночь и т.п.).

Наказывая, соблюдайте 7 правил В. Леви:

1) наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому;

2) если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — НЕ наказывайте;

3) даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу;

4) лучше не наказывать, чем наказывать запоздало;

5) наказан — прощен, т.е. о старых грехах ни слова;

6) наказание должно быть справедливым и не должно унижать;

7) ребенок не должен бояться наказания, он должен бояться нашего огорчения.

Приучите ребенка выполнять требования старших. Не жалейте на это времени и соблюдайте следующие правила:

1) доводить требование до логического конца. Выдвинутое раз, оно реализуется немедленно - иначе не надо было его выдвигать;

2) сопровождайте требование инструкцией, т.е. пояснением способа выполнения предложенного, если ребенок еще никогда этого не пробовал делать, не овладел в совершенстве и т.п.;

3) предлагайте положительную программу действий, т.е. говорите: «Рисуй на бумаге», вместо «Не рисуй на стене»; «Ешь медленно», а не «Не торопись во время еды»;

4) предъявляйте ребенку требование, исполнение которого доступно для него, соответствует его возрасту, уровню развития.

Приучите ребенка выражать свои желания словами, а не криком.

Для этого:

1) игнорируйте желания ребенка, если они выражаются криком;

2) демонстрируйте ребенку, что просьба, выраженная спокойно и вежливо, будет удовлетворена гораздо быстрее, чем выраженная криком или хныканьем. Обязательно подчеркните это, чтобы он обратил на это внимание. Всегда можно найти то, что ребенку вообще-то не разрешается, но изредка можно сделать исключение (Например, ребенку не позволяется выходить из-за стола раньше, чем все окончат ужинать. В данной ситуации: «Вот сейчас ты попросил маму спокойно и вежливо. Хорошо, можешь идти играть. Но только сегодня. Завтра уже не проси - понял?»);

3) разучите с ребенком несколько простых вариантов вежливого выражения просьб, покажите, как это делается на практике;

4) приучите ребенка спокойно переносить запрет или отказ. Говорите «нет» твердо.

Помните, что отказ можно смягчить отвлечением внимания («А ты знаешь, что сегодня со мной было? …»);

5) все взрослые члены семьи должны придерживаться данной линии поведения.
Формируйте у ребенка самостоятельность.

Для этого:

1) задайте ребенку некоторый образец поведения. Вначале давайте малышу указания по поводу каждого шага («Открой кран. Побольше, побольше отверни, видишь, водичка только течет. Вот так. Попробуй рукой - не очень холодная? и т.д.»). По мере их освоения ребенком, объединяйте операции в блоки, требующие только одной команды («Пусти воду»);

2)предоставьте ребенку возможность осваивать предложенный образец самостоятельно (в игре, в реальных практических действиях, например, при посещении магазина и т.д.), без своей опеки. В будущем проведенная работа будет способствовать более легкому объединению в блоки операций новой деятельности - учебы; вам не придется каждый день делать уроки вместе с ребенком.

Формируйте у ребенка мотивацию, побуждающую его к учению.

Для этого:

1) создайте в семье психологически благоприятную обстановку. Если в семье существует хроническая конфликтная ситуация (между родителями, между папой и бабушкой и т.д.), то именно она будет привлекать внимание ребенка, а совсем не познание окружающего мира;

2) поддерживайте в ребенке стремление узнавать новое. Для этого всегда отвечайте на его вопросы, касающиеся предметов и явлений окружающего мира, раскрывайте новое в обыденных вещах (например, как письмо находит своего адресата);

3) учите прилагать усилия для получения новых знаний (например, вместе с ребенком

сконструировать что-то и благодаря выполнению этой деятельности обнаружить новые свойства предметов и др.);

4) подкрепляйте усилия ребенка положительной оценкой;

5) включайте то новое, что узнает ребенок, в игру или практическое действие. Без этого узнавать новое неинтересно (например, не просто выучить с ребенком названия чисел, составляющих числовой ряд, - «считать до 20!» - а предложить дать мишке и зайке по две конфеты, т.е. показать, что каждому из произносимых слов соответствует определенное количество предметов).

Формируйте у ребенка положительное отношение к школе.

Для этого:

1) не запугивайте ребенка трудностями предстоящего обучения. Пока школа впереди, ребенку она должна представляться заманчивой, загадочной, "взрослой". Ваши восторженные интонации: "Ты уже большой! Ты скоро пойдешь в школу! Там так интересно!", укрепят уверенность ребенка в том, что учиться увлекательно. Дошкольнику надо говорить о том, что учение в школе - дело не простое, но при старании трудности можно преодолеть, а родители ему помогут;

2) уважительно отзывайтесь об образовании и образованных людях, демонстрируйте свое отношение к учебе, как к серьезной деятельности. Добейтесь, чтобы сообщаемый вами материал о школе был не только понят, но и прочувствован детьми. Для этого просматривайте с ребенком диафильмы, телепередачи о школьной жизни и обсуждайте увиденное; привлекайте младших детей к школьным праздникам старших сыновей и дочерей; рассказывайте о своих любимых учителях; показывайте свои фотографии, грамоты, связанные со школьными годами; знакомьте с пословицами, поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги, учения; создайте условия для игры в школу и примите непосредственное участие в ней, например, в роли учителя и др.;

3) посетите с ребенком ту школу, в которой он предположительно будет учиться. Первое посещение можно провести 1 сентября и понаблюдать за торжественной церемонией первого дня нового учебного года. После этого поговорите с ребенком о том, что такое событие ждет и его в следующем году. В следующее посещение можно показать ребенку библиотеку, зайти с ним в пустой класс, разрешить ему посидеть за партой. Ребенок не должен бояться нового здания;

Специальная подготовка

Специальная подготовка к обучению в школе - это не только количественное накопление знаний. У дошкольника хорошая память, но ее одной для успешного обучения мало. Важнее осознанность этих знаний, понимание ребенком причинно-следственных связей, наличие умений сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, выделять и удерживать учебную задачу.

Что нужно делать?

1. Расширяйте кругозор ребенка, развивайте пытливость и любознательность. Для этого рассказывайте ребенку много интересного, экспериментируйте, играйте в развивающие игры, читайте детские книги, вместе рисуйте, придумывайте сказки, разъясняйте разные природные явления, обращающие на себя внимание, в присутствии ребенка обменивайтесь с другими членами семьи впечатлениями о прочитанном, увиденном и т.п.

2. Обогащайте эмоциональный план общения с ребенком: учите чувствовать юмор в словах другого человека, видеть комические ситуации, обращайте внимание на настроение окружающих людей, героев книг, способы передачи этого настроения, вызывайте чувство удивления перед открытием нового и т.п.

3. Стимулируйте и поощряйте ребенка к рассказыванию, высказыванию его собственных идей, предположений.

4. Помогайте детям вновь полученные впечатления и знания включать в игру. Это поможет им их осознать и закрепить в памяти.

5. Не начинайте обучение ребенка элементам из школьной программы (чтение, письмо и т.д.), не сообразуясь с уровнем его развития и не владея современными методами обучения. Раннее форсирование обучения будет формировать у малыша неприязнь к учебе. Неправильно применяемые способы обучения могут сформировать у ребенка нерациональный способ действия, затормозить формирование этих навыков в будущем.

Консультация для родителей детского сада. Как подготовить ребёнка к школе


Чобанян Рита Шотаевна, воспитатель МАДОУ ЦРР № 7 г.Курганинска, Краснодарского края

Описание: рекомендации воспитателя родителям детей дошкольного возраста, по подготовке к школе.
Цель:
Вооружение родителей знаниями о сущности "Школьная готовность", дать рекомендации.
Вопросы для обсуждения:
1. Ваш ребёнок будущий первоклассник.
2. Советы для родителей.

Ваш ребёнок идёт в первый класс. Скоро школа распахнёт свои двери и начнётся новый период в его жизни, так не похожий на дошкольное детство. Как ребёнок войдёт в новую жизнь, как сложится первый школьный год, какие чувства, надежды, стремления пробудит он в душе, в огромной мере зависит от того, что приобрел он за годы дошкольного детства.
Как же понять – готов ли ребёнок к школе? Как правильно подготовить ребёнка к школе? Конечно же, ребёнку необходим запас знаний.
Родителей порой радует то, что ребёнок запомнил текст - стихотворения, сказку. Но гораздо важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его.
Одна из важнейших задач подготовки детей к школе – развитие необходимой для письма «моторики руки». Больше давайте ребёнку лепить, собирать мелкую мозаику, раскрашивать рисунки.
И, конечно же, особое место в подготовке детей к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками – грамотой, счётом, решением арифметических задач.
Несколько советов вам родители:
- развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца.
- формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающих.
- загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, пусть ребёнок рассуждает вслух, не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять.
- беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев осуждает, других одобряет.
Так же при определении того, готов ли ребёнок к учёбе, следует учитывать желание ребёнка поступить в школу и учиться, какое у него сформировалось мнение о школе и об учёбе в целом.
Подготовка ребёнка к школе начинается с раннего возраста, самого рождения, так, как, в детском саду и в общении с родителями ребёнок получает первые знания.
С какими знаниями ребёнок должен идти в школу?
Как подготовить ребёнка к школе?
1. Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.
2.Обучение требует систематичности: 10-15 минут каждый день дадут больший результат, чем час – два в выходные дни.
3. Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», то есть нельзя сразу научить ребёнка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены. Если ребёнок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель. Например: учите распознавать и называть цвета. Когда один цвет усвоен, добавляется новый, а прежний закрепляется в игре «Чего не стало?».
4.Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребёнка словами: «Если бы ты сделал так (показ, объяснение), то было бы ещё лучше».
5.Старайтесь не создавать у ребёнка впечатления, что занятия и игры с ним являются смыслом Вашей жизни, поэтому играйте с малышом, например, во время приготовления ужина на кухне ("Чего не стало?», «Что изменилось?»), по дороге в детский сад, в машине, автобусе («Слова-города» и др.)
6.Дети эмоционально – отзывчивы, поэтому если Вам не хочется играть в какую-то игру или Вы плохо себя чувствуете, то лучше отложите занятие. С плохим настроением, через силу, не играйте с ребёнком. Пользы это не принесёт. Игровое общение должно быть интересным и для него, и для Вас. В этом случае создаётся положительная атмосфера для усвоения и развития.
7.Проводите с детьми наблюдения, беседы, позвольте ему почувствовать себя первооткрывателем. Например, наблюдайте вместе с ним за облаками, находите в них сходство с фигурками людей и животных; «измеряйте» глубину лужи, наблюдайте за явлениями природы.
Самым распространённым и правильным остаётся мнение, что перед поступлением в школу родители или преподаватели детского сада должны дать ребёнку начальные знания – знать звуки, и цифры, рисовать карандашами и красками, вырезать ножницами картинки.
Но самое главное то, что при подготовке ребёнка к школе необходимо учитывать его индивидуальные способности и оценить таланты своего ребёнка. Правильная оценка этих качеств и помощь в случае каких – либо проблем поможет ребёнку успешно адаптироваться в школе и получать знания, радость и удовольствие.

(подготовила по материалам: методического пособия О.Л. Зверевой «Родительские собрания в ДОУ»).

Сегодня мы с вами поговорим о том, что же такое психологическая готовность ребенка к школе. В сознании многих родителей до сих пор готовность к школе - это умение считать, читать, писать. Но вот мнение психологов на этот счет несколько отличается от обыденных представлений.

«Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться»

Готовность ребенка к обучению в школе - это своеобразный итог развития всего периода дошкольного детства, это основа успешного обучения в школе.

Обычно, психологическая готовность к школе формируется у ребенка к семи годам. Ее содержание по своей сути, это определённая система требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения в школе и очень важно, чтобы ребенок был готов справиться с ними.

Поступление в школу можно считать переломным моментом в жизни ребенка и важным этапом формирования его личности. С переходом к обучению в школе завершается дошкольное детство и начинается период школьного возраста, во многом изменяется образ жизни ребенка и его родителей, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, перед ребенком стоят новые задачи, складываются новые формы деятельности. Учебная деятельность приходит на смену игре и теперь становится ведущим видом деятельности.

Для успешного «существования» ребенка в школе необходимо, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня физического и психического развития.

Важно помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, а их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть выражен в разной степени. Все-таки тут все индивидуально.

Физическая готовность ребенка к школе означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья, особенности его организма должны позволять успешно осваивать образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой и крупной моторики (пальчиков, координации движения) .

Психологическая готовность ребенка к школе включает несколько составляющих:

Мотивационная готовность - по, сути, это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей без раздумий скажут, что их дети хотят в школу и, а значит, с мотивационной готовностью проблем нет. Однако тут не все так просто. Ведь желание пойти в школу и желание учиться это не совсем одно и то же. Школа может привлекать ребенка только своей внешней стороной - новый портфель, учебники, тетради, друзья, но ведь все это ничего общего с учебной деятельностью не умеет. Ребенка к школе должна привлекать возможность узнать что-то новое, что предполагает развитие познавательных интересов, только тогда мы можем говорить о полностью сформированной мотивационной готовности.

Эмоционально-волевая готовность важна для нормальной адаптации детей к условиям школы. Речь идёт даже не об соблюдении дисциплины, скорее о способности детей слушать то, то говорит учитель, вникать в суть сказанного им на занятиях. Ученику нужно уметь понять и принять задание взрослого, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Важна усидчивость - способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние, пусть даже и более интересные предметы и дела.

Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

Умение общаться со сверстниками и взрослыми, сотрудничать с ними, умение выходить из конфликтных ситуаций без проявления агрессии.

Толерантность (терпимость) - ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

Сформированность нравственных представлений (соответственно возрасту, ребенок должен понимать, что такое хорошо, а что такое плохо;

Способность ребенка принимать поставленную педагогом задачу, а после выполнения умение адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Интеллектуальная готовность - многие родители считают, что именно этот аспект готовности к школе является самым значимым. Основа интеллектуальной готовности, по их мнению, это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта.

Это закоренелое убеждение чаще всего и ведет родителей по ложному пути при подготовке детей к школе. Часто, оказывается, что ребенок, умеющий великолепно писать, читать и считать, при более детальной психологической диагностике, оказывается совершенно не готовым к обучению к школе.

На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, письма, хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка присутствовать). Все-таки важнее чтобы развитие памяти, речи, мышления соответствовали возрасту ребенка. У него обязательно должно быть стремление к получению новых знаний - любознательность.

Важное значение здесь имеет речевая готовность к школе. В нее входит:

Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением, охватывающим все звуки;

Сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать (узнавать и выделять) звуки родного языка;

Владение разными способами словообразования, умение правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных и пр;

Сформированность грамматического строя речи : умение пользоваться развернутой фразовой речью;

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в речевом развитии может привести к серьезным проблемам обучении. Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой. Но важно помнить, что время, благоприятное для коррекционной работы, уходит, и поправить речь с возрастом будет гораздо сложнее.

Если подытожить, все вышесказанное, то при подготовке дошкольников к школе важно укрепление их здоровья и повышение работоспособности, развитие мышления, любознательности, воспитание определенных нравственно-волевых качеств, формирование элементов учебной деятельности: умение сосредоточиться на учебной задаче, следовать указаниям учителя, контролировать свои действия в процессе выполнения задания.

И, наконец, крайне важно помнить, что если по результатам диагностики вам сообщают, что ребенок не готов к школе, то не стоит это воспринимать как диагноз. Скорее, это информация к размышлению. Созревание школьной готовности, это всего лишь вопрос времени и небольших усилий по развитию ребенка с вашей стороны, а не приговор на всю оставшуюся жизнь. Ребенок обязательно «дорастет» до школы, просто сейчас он к этому еще не готов.

Текст взят из Интернета

Семью будущего первоклассника ждут серьезные изменения - ребенок готовится поступить в школу. И во многом успешность ребенка зависит от правильной родительской позиции. Именно в первом классе и дети и родители сдают свой ​​первый экзамен, который может определить всю дальнейшую судьбу ребенка, ведь плохой школьный старт часто становится первопричиной всех будущих неудач.

Некоторые родители считают, что ребенка можно подготовить очень быстро перед самой школой, усиленно занимаясь. Но это решение нельзя считать правильным, так как такая «быстрая подготовка» может способствовать психологической перегрузке ребенка. Именно поэтому задача родителей, в меру своих сил и возможностей, пытаться подготовить ребенка к школе - заранее, чтобы улучшить его дальнейшее обучение и предупредить школьную неуспеваемость.

Важно, чтобы ребенок шел в школу готовым физически, но не менее важна готовность психологическая.

Cоставляющими психологической готовности являются:

Личностная готовность;

Волевая готовность;

Интеллектуальная готовность.

Личностная готовность (мотивационная и коммуникативная) выражается в отношении ребенка к школе, к обучению, к учителю и к самому себе. У детей должна быть положительная мотивация к обучению в школе. (Мотивация - это внутреннее побуждение к какой-либо деятельности)

Как правило, все дети хотят идти в школу, надеются быть хорошими учениками, получать хорошие оценки. Но привлекают их различные факторы.

Одни говорят: «Мне купят портфель, форму», «Там учится мой друг» ... Однако, это все внешние проявления. Важно, чтобы школа привлекала своей главной целью - обучением, чтобы дети говорили: «Хочу учиться читать», «Буду хорошо учиться, чтобы, когда вырасту, стать...»

Определить мотивацию ребенка в обучении можно с помощью упражнений - игр. В комнате, где выставлены игрушки, ребенку предложите их рассмотреть. Затем садитесь вместе с ребенком и читаете сказку, которую раньше не читали. На самом интересном месте останавливаетесь и спрашиваете, что хочет ребенок: слушать сказку дальше или играть игрушками. Вывод таков: если ребенок хочет идти играть - у него преобладает игровой мотив. Дети с познавательным интересом хотят слушать сказку дальше.

Формированию мотивационной готовности способствуют разнообразные игры, где активизируются знания детей о школе. Например: «Собери портфель», «Я иду в школу», «Что у Незнайки в портфеле». Итак, мотивационная готовность - это желание ребенка принять новую для него социальную роль. Для этого важно, чтобы школа нравилась своей главной целью - обучением.

Личностная готовность включает в себя и умение общаться со сверстниками и учителями и желание быть доброжелательным, не проявлять агрессии, выполнять работу вместе, уметь прощать.

Эмоционально - волевая готовность - включает в себя умение ребенка ставить перед собой цель, планировать свои действия, оценивать свои результаты, адекватно реагировать на замечания.

Ребенка ждет нелегкая напряженная работа. От него будут требовать делать не только то, что хочется, но и то, что надо: режим, программа. Дети 6-ти лет, которые психологически готовы к школе, способны отказаться от игры и выполнить указание взрослого.

Что такое «Готовность к обучению в школе?»

Отдавать ребенка будущей осенью в школу или еще год подождать с началом обучения? Многих родителей шестилеток и даже тех, кому еще нет шести, волнует этот вопрос до самого первого сентября. Озабоченность родителей понятна: ведь от того насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успешность ребенка в последующие годы, его отношение к школе, обучение и, в конечном результате, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

«Мой ребенок с трех лет читает, считает, умеет писать простые слова. Ему, наверное, несложно будет учиться в первом классе», - часто можно слышать от родителей шестилеток. Однако навыки, приобретенные ребенком в письме, чтении и счете еще ​​не означают, что ребенок психологически созрел изменить деятельность с игровой на учебную. Кроме того, необходимые личностные качества и мышление малыша просто не успевают развиться, не хватает ни времени, ни сил.

Что же такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального (личностного) развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Итак, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую, социальную или личностную готовность к обучению в школе.

Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, а недостатки каждой из ее сторон, так или иначе, сказываются на успеваемости в школе.

Ребенок всегда, независимо от возраста, готов к получению новых знаний, то есть готов учиться, даже если мы специально его обучением не занимаемся. Почему же тогда у некоторых детей при обучении в школе возникают проблемы различного характера? Это можно объяснить следующими причинами:

1. Современная школа может обучать далеко не всех детей, а только тех, которым присущи определенные характеристики, хотя учиться, способны все дети.

2. Школа со своими нормами, методами обучения и режимом предъявляет первокласснику вполне определенные требования. Эти требования жесткие, консервативные и детям приходится приспосабливаться к школе, не дожидаясь изменений со стороны школы.

3. В школу приходят разные дети, но ко всем предъявляются одинаковые требования.

Что должен знать и уметь ребенок, который готовится к школе?

1 . Фамилия, имя свое и родителей;

2 . Свой возраст (желательно дату рождения);

3. Свой домашний адрес; страну, город, в котором живет, и основные достопримечательности;

4. Времена года (их количество, последовательность, основные приметы каждого времени года; месяцы (их количество и названия), дни недели (их количество, последовательность);

5. Уметь выделять существенные признаки предметов окружающего мира, и на их основе классифицировать предметы по следующим категориям: животные (домашние и дикие), страны (южные и северные); птицы, насекомые, растения (цветы, деревья), овощи, фрукты, ягоды; транспорт (наземный, водный, воздушный); одежду, обувь и головные уборы; посуду, мебель, а также уметь разделить предметы на две основные категории: живое и неживое;

6. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;

7. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов;

8. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право - лево, верх - низ и т. д.);

9. Составлять целое из частей (не менее 5-6 частей);

10. Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанное или прочитанное произведение, составлять рассказ по картине; устанавливать последовательность событий;

11. Запоминать и называть 6-8 предметов, картинок, слов.