Методика преподавания психологии - это дисциплина, исследующая процесс преподавания психологии, ее закономерности, связь с другими науками в целях повышения эффективности обучения. Цель данной дисциплины - перевод теоретических положений психологии в плоскость конкретных явлений. Методика преподавания психологии помогает ответить на вопросы, для чего учить (т. е. цели обучения), чему учить (содержание обучения и образования), как учить (приемы, методы и средства обучения).

Итак, для чего учить ? Приступая к изучению всякой научной дисциплины, следует прежде всего уяснить себе ее предмет. Психология (от греч. psyche - душа) - это учение о душе, или, говоря более научным языком, о психике. Однако необходимо учесть, что определение предмета психологии претерпевало изменения в зависимости от того, какие проявления психики избирались в качестве объекта исследования: сознание, факты поведения или неосознаваемые психические процессы. Раскрывая само понятие психики как особой формы отражения субъектом объективной реальности, важно обратить внимание на функцию психики как регулятора деятельности, связанную с ее свойством отражать одновременно и состояние окружающего мира, и состояния самого субъекта.

Определяя критерий психического, необходимо отметить, что, являясь особой формой отражения как всеобщего свойства материи, психическое отражение связано согласно гипотезе психолога А.Н. Леонтьева с таким свойством живых организмов, как чувствительность, т. е. способность отражать абиотические воздействия среды, связанные с биологически значимыми. Чувствительность вызывает высшую форму активности живых организмов - сигнальное поведение. Рассматривая деятельность как направленную полимотивированную активность субъекта, уместно остановиться подробнее на основных психологических свойствах субъекта, таких, как его активность, способность к развитию и саморазвитию, наличие у него внутренних противоречий. Поскольку субъект является воспринимающим и познающим объективную реальность, постольку объект есть то, что имеет устойчивые и постоянные признаки, воспринимаемые всем сообществом субъектов независимо от их индивидуальных желаний. Таким образом прослеживается взаимосвязь понятий «деятельность», «субъект», «объект», «отражение».

При решении вопроса о предмете психологии встает еще одна проблема методологического характера, получившая название психофизиологической . Нужно уметь раскрыть ее суть в дискуссионности соотношения физиологических и психических процессов. Важно также понять, почему окончательного решения этой проблемы не существует, несмотря на утверждение в научном сознании материалистического взгляда на психику. Психофизиологическая проблема порождает определенные трудности при осмыслении предмета психологии. В частности, встают вопросы, возникает ли психика как свойство мозга или как функция деятельности; допустимо ли говорить о материальности образа как единицы психического восприятия; что понимать под объективным методом изучения в психологии, если специфика психических явлений - их субъективность.

Студентам необходимо составить себе представление о современной психологии как о разветвлённой системе специальных дисциплин или отраслей научного знания, классификация которых возможна по различным основаниям. Наиболее значимы среди них два критерия: а) вид (содержание) деятельности субъекта (инженерная психология, юридическая психология и др.); б) сам субъект, характер его развития и связей с обществом (возрастная психология, психология индивидуальных различий, социальная психология и др.).

Психология призвана познакомить студентов с основами общей психологии и некоторыми социально-психологическими дисциплинами. У студентов должно быть сформировано четко дифференцированное представление о предметах и объектах изучения обеих отраслей психологической науки.

Цель преподавания психологии в общеобразовательной школе определена как формирование у учащихся способности к самопознанию и саморегуляции. Педагоги отмечают, что полученные знания положительно влияют не только на поведение ребенка, но и помогают ему в учебной деятельности. Преподавание психологии в высшей школе исходит из того факта, что студенты в будущем - это научные работники, преподаватели, руководители, ведущие специалисты разных производственных и других организаций, поэтому структура курса психологии ориентирована на предоставление им тех знаний и умений по психологии, которые касаются указанных ролей и профессионального направления. Это, в частности, современные научные и научно-гипотетические представления о природе психических явлений, их психофизической, информационно-энергетической сущности; психология научно-исследовательской деятельности; психология творчества, развития, обучения и воспитания (возрастная и педагогическая); психология личности, группы и межличностного общения.

Таким образом, целью преподавания психологии в высшей школе является предоставление будущим научным работникам и преподавателям вузов знаний о закономерностях возникновения, особенностях функционирования психики, развитии и формировании свойств и характеристик личности как «элементарной части» общества, без ориентации в которых невозможно понимание индивидуального поведения человека и поведения людей в социальных группах.


Теория обучения – это раздел педагогической психологии, теоретически и экспериментально изучающий психологические условия эффективности взаимодействия преподавателя и учащегося (обучаемого). Теория обучения относится главным образом к деятельности преподавателя. Однако она не сводится к объяснению преподавателем учебного предмета как оптимального преподнесения учебного материала.

Психологическая теория обучения в отечественной психологии начала разрабатываться в начале 30-х годов и была впервые сформулирована Л.С. Выготским как проблема соотношения обучения и развития, где ведущая роль была признана за обучением. Обучение должно идти впереди развития, вести его за собой. Понятие «зона ближайшего развития» раскрывает это теоретическое положение: ребенок, обучаясь с помощью взрослого, начинает выполнять то, чего он до этого не мог делать самостоятельно, т.е. его психическое развитие благодаря обучению делает шаг вперед. Те возможности и способности, которыми обладает ребенок к моменту обучения, Л.С. Выготский называет «зоной актуального развития». Способность адекватно воспринять помощь взрослого, определяющая меру этой помощи, выступает показателем потенциальных возможностей ребенка к обучению.

Теория обучения в нашей стране развивалась в тесной связи с учением о законах и закономерностях развития психики и выступает сейчас как единая теория обучения и развития.

Обучение и развитие тесно взаимосвязаны. «Развитие возможно лишь в том случае, если происходит учение и научение, и лишь пока человек хоть чему-нибудь учится, он развивается. Вне учения нет развития, учение (а, следовательно, и обучение) есть форма развития». (Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б.)

Конечно, обучение и развитие не совпадают. Обучение – это взаимодействие преподавателя с учащимся, а развитие означает существенное изменение только того, кто занят учебной деятельностью.

В центре всех исследований длительный период стоял вопрос об условиях эффективности усвоения знаний в процессе обучения. При этом связь обучения с развитием исследовалась с неодинаковой интенсивностью, так как являлась как бы частным моментом при изучении усвоения знаний. П.П. Блонский высказал мысль, что овладение знаниями, с одной стороны, является условием развития мышления, а с другой – вне мыслительного процесса не может быть усвоения знаний. Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов добивались развивающего эффекта обучения через изменение содержания образования и придавали решающее значение усвоению теоретических знаний как условию развития теоретического мышления. Другие достигали развивающего эффекта обучения посредством усовершенствования методов обучения (Л.В. Занков, Б.Г. Ананьев, А.А. Люблинская), изменения способов умственной деятельности учащихся (Н.А. Менчинская, Д.Н. Богоявленский и др.). Воздействие на интеллектуальное развитие учащихся методов, основанных на теории поэтапного формирования умственных действий, исследовали П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина. Теорию проблемного обучения разрабатывали Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин.

Хотя единой, целостной теории обучения в отечественной психологии не существовало, но был накоплен большой исследовательский материал. Это позволило в 60-х годах Д.Б. Эльконину, В.В. Давыдову, Л.В. Занкову, Ш.А. Амонашвили и др. начать долговременное и широкомасштабное теоретическое и экспериментальное психолого-педагогическое исследование проблем развивающего обучения в области начального и среднего образования.

Исследования позволили экспериментально подтвердить теоретическое положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в умственном развитии детей и разработать целостную теорию развивающего обучения, известную сейчас как «система развивающего обучения Эльконина – Давыдова».

Согласно этой теории, в начальных классах школы содержанием развивающего обучения являются теоретические знания, методом – организация совместной учебной деятельности младших школьников (прежде всего, имеется в виду организация решения ими учебных задач), а продуктом такого обучения является развитие главных психологических новообразований, присущих младшему школьному возрасту. Тысячи учителей работают сейчас по системе Эльконина – Давыдова. Специально проведенное психолого-педагогическое обследование показало высокую результативность обучения классов, обучавшихся по системе развивающего обучения.

В распоряжении педагогической психологии пока имеются экспериментальные данные об опыте и результатах развивающего обучения, которые относятся в основном к начальному образованию. Думается, однако, что основные составляющие теории развивающего обучения (содержание обучения – теоретические знания, метод – организация совместной деятельности, продукт – главные психологические новообразования) вполне подходят как среднему, так и высшему образованию. Существенный вклад в развитие теории обучения должны внести и преподаватели психологии.

Следует признать, что понятие «теория обучения» в отечественной психологии к настоящему времени оформилось как понятие теории развивающего обучения, которая принципиально отличается от концепций, рассматривающих развитие или в отрыве от обучения, или сводящих его к нему.

Известны воззрения Ж. Пиаже, считавшего, что развитие психики идет постепенно, по мере возрастного биологического развития организма ребенка, и интеллектуальные возможности соответствуют уровню актуального возрастного развития психики. Обучение (его успешность) зависит от естественного уровня детского развития. Точка зрения Ж. Пиаже может быть интерпретирована как «параллелистская», когда процессы развития и обучения рассматриваются как независимые друг от друга. Неспособность ребенка решить ту или иную интеллектуальную задачу он объясняет недостаточностью уровня развития мышления в данном возрасте (хотя, возможно, ребенку не хватает некоторых знаний, которые может дать обучение). Итак, Ж. Пиаже рассматривает развитие в отрыве от обучения.

Другая точка зрения (Э. Торндайк и его последователи) отождествляет развитие с обучением. Они утверждают, что обучение и научение представляют собой то, что другие называют развитием психики, то есть развитие равняется обучению. Согласно теории развивающего обучения, развитие – это не простое прибавление знаний и умений, а особый процесс изменения всей личности. Правда, происходит он благодаря этому «прибавлению».

Основные положения теории развивающего обучения:

1. Развитие личности происходит не спонтанно, а под воздействием учения.

2. Обучение идет впереди развития, ведет его за собой.

3. Безрезультативно то обучение, которое опирается только на наличный уровень развития учащихся.

4. Методы и приемы обучения должны ориентироваться на общее умственное (психологическое) развитие личности

5. Только правильно организованное обучение дает развивающий эффект. Поэтому научная организация обучения на базе психологической теории развивающего обучения является главной задачей методики преподавания психологии.

Установка к занятиям .

Преподавание психологии в зарубежной школе: опыт английской школы, США и Канады. История преподавания психологии в российской школе .

Уже в первой половине ХХ столетия «Психология» имела свое место в учебных планах как полноправная школьная дисциплина в развитых странах Европы и Америки. Психология преподавалась в старших классах, т.е. для учащихся 16-18 лет, 1-2 часа в неделю в течение семестра в качестве предмета по выбору.

В Англии с конца 70-х годов активно разрабатывается Пасторальная программа группой Оксфордских исследователей. Цель Пасторальной программы определяется следующим образом: «развитие ребенка, поддержание его устремлений к зрелости, поощрение достижения ответственной автономии».

К концу 80-х годов более чем в 1000 школ США и Канады была признана лучшей авторская программа обучения психологии Кэрол Оллред. Эта программа предназначена для детей от 5-6 до 11-12 лет, обучающихся в средней школе. Создавалась и совершенствовалась автором и ее коллегами в течение 20 лет. Учебный курс включает основы психологических знаний о себе и окружающих людях, развивает навыки психической и физической саморегуляции ребенка, формирует у него психологически грамотные представления о путях преодоления трудностей межличностного общения в семье, со сверстниками и взрослыми, знакомит ребенка с богатством внутренних состояний и переживаний человека, открывает ему доступ к рациональному использованию своих эмоциональных и интеллектуальных возможностей и образует своего рода уникальный учебник психического здоровья для детей.

В России с 1906 года «Психология» была включена как самостоятельный общеобразовательный предмет в учебные планы средних школ. Она предназначалась для учащихся старших классов, т.е. 16-18 лет. Были разработаны учебные курсы проф. В.Ф. Адамовым, проф. С.П. Автократовым, проф. А.П. Нечаевым. Несмотря на то, что «Психология» как учебный предмет в школе была встречена преподавателями и учащимися с интересом, радостью и энтузиазмом, через 3 года она была выведена из числа обязательных предметов школьного цикла.

Среди причин, которые привели к такому решению, можно выделить три основных:

1) отсутствие специальной подготовки у преподавателей;

2) методическая непроработанность учебного курса (недостаток учебных, наглядных пособий и количества учебного времени);

3) непрочное положение самого предмета в учебном плане как второстепенного, экспериментального.

В сентябре 1988 года был подписан Приказ Министра образования о начале эксперимента, в результате которого в школе должен был появиться новый учебный предмет – психология для учащихся 8-11 классов (научный руководитель – доктор психологических наук Ю.М. Забродин, ответственный исполнитель – М.В. Попова). В экспериментальном учебном плане было выделено на психологию 3 часа учебного времени и 10 часов для индивидуальных консультаций в неделю на каждый класс. Разработанная программа и методика преподавания апробировались на базе средних общеобразовательных школ.

Согласно идеям гуманистической педагогики, цель образования – помочь каждому стать умелым, независимым исследователем, способным к обучению на протяжении всей жизни. Обучение должно фокусировать внимание на формировании уважения, развитии умения общаться, включая умение говорить и умение слушать, творческого мышления, умения работать в группе, признавая ценность индивидуальных различий.

При преподавании психологии важен деятельностный подход, чтобы знание не было абстрактным, а могло применяться самим подростком и в отношении самого себя, и в отношении других, хотя бы через желание понять другого или хотя бы через возможность увидеть другого. Нужно рассказывать не в категориях, не в абстракциях, а в образах, в конкретных объектах, которые можно наблюдать, чувствовать, понимать.

в школе .

«Учебный предмет – это педагогически адаптированное содержание основ какой-либо отрасли деятельности…» . Вся совокупность учебных предметов в школе призвана непременно создать общую научную картину мира. Каждый из них выполняет свою роль в решении этой задачи. Совокупность учебных предметов призвана обеспечить ознакомление со всеми видами деятельности.

Е.А. Климов следующим образом определяет цель прохождения курса психологии в школе – «обрести психологическую направленность ума… замечать то, что раньше не замечали, размышлять о том, о чем пока мало думали или не имели возможности думать из-за недостатка специальных языковых средств (слов, терминов)» .

Задачи учебного курса психологии в школе направлены на формирование в мировоззрении подростка картины мира, позволяющей развиваться его личности в гуманистическом ключе. Задачи формулируются следующим образом:

    Привлечь внимание подростка к психической жизни человека (к тому, что происходит внутри нас, к нашей душевной и духовной жизни).

    Дать подростку знания «о самом себе» и о способах получения этих знаний. (следует дать конкретное знание о способах взаимодействия с миром, технику самопознания, основы рефлексии).

    Ознакомить подростка с особенностями организации и механизмами управления человеком собственной психической жизнью. Необходимо сосредоточить внимание на том, как на психологическом уровне происходит управление собой и каких результатов можно достичь при грамотном использовании ресурсов собственной личности.

    Помочь подростку раскрыть творческие возможности своей личности.

Принципы обучения . Из традиционных принципов обучения (воспитывающий характер обучения, научность, наглядность, сознательность и активность, систематичность, прочность, доступность, индивидуальный подход, учет возрастных особенностей) для преподавания психологии в подростковой аудитории исключительное значение имеют принцип учета возрастных особенностей и принцип индивидуального подхода.

Приступая к работе с подростковой аудиторией в рамках преподавания предмета «Психология», учителю очень важно внимательно отнестись к особенностям возраста. Следует помнить, что здесь имеет влияние и социальная ситуация развития, и изменения организма, и смена ведущего типа деятельности, и появившиеся интересы.

Функции учителя психологии : эмоциональная поддержка, исследовательская, фасилитаторская и экспертная.

1. Функция эмоциональной поддержки . Учитель должен уметь соучаствовать в жизни других людей, не нарушая их автономии, должен быть заинтересованным, озабоченым интересами подростка. Учителю психологии необходимо овладеть умением работать с эмоциональными проявлениями (своими и учеников) как с особым содержанием. Структуру этого умения составляют следующие компоненты:

    эмпатия (понимание чувств учеников);

    уважение (принятие учеников как конструктивных личностей);

    искренность (открытое проявление учителем своих чувств);

    конкретность коммуникации (избегание расплывчатых, обобщенных высказываний, точное описание чувств и переживаний).

2. Исследовательская функция. Эта функция имеет три аспекта реализации исследовательской активности учителя:

    в компетенцию учителя-психолога входит самостоятельное обнаружение психологических проблем и решение конкретных практических задач в контексте естественной педагогической реальности;

    учитель-психолог использует в преподавании психологии психодиагностические методы и процедуры;

    учитель-психолог осуществляет в учебном процессе развивающие «технологии» личностного роста.

3. Фасилитаторская функция. Учитель создает условия для учения, то есть способствует ученику в усвоении и освоении нового.

4. Экспертная функция (консультативная). Учитель-психолог должен быть экспертом в психологических проблемах.

Требования к личности учителя психологии . Преподавать психологию в школе может человек, обладающий совершенно определенными характеристиками. Приведем требования к личности учителя психологии, работающего в парадигме гуманистической педагогики.

Общая характеристика личности. Гуманен. Обладает чувством юмора, справедлив, честен, скорее демократичен, чем авторитарен. Способен к эмпатии, легко налаживает контакт как с классом в целом, так и с отдельными учениками.

Поведение в классе. Гибок (проявляет большую жесткость или мягкость в зависимости от ситуации). Легко и свободно оперирует преподаваемым материалом, обнаруживая свою компетентность. Умеет задавать вопросы. Устанавливает четкую процедуру проверки знаний учеников, при этом демонстрируя желание помочь ученикам в учебе. Желает и умеет экспериментировать, искать новое. Скорее «неформален», чем официален, в общении с учениками проявляет рефлексирующее отношение к ним.

Восприятие самого себя. Характерна положительная самооценка, оптимизм, принятие самого себя.

Восприятие других людей. В основном склонен к положительному восприятию других (учеников, коллег, руководства), считает их стоящими людьми, настроенными в целом дружелюбно. Относится к ученикам «как к индивидам, которые достойны веры в них, уважения и высокой оценки».

О работе учителя над собой см.: .

Виды занятий в практике обучения психологии в школе.

В практике обучения используются четыре вида занятий: теоретические, творческие, практические и дискуссионные. Теоретические занятия могут проводиться в форме урока, экскурсии, семинара. Творческие – в тренинговых формах. Практические – в форме лабораторных. Дискуссионные – в форме обсуждения.

Урок – основная форма обучения в общеобразовательной школе .

Толкование урока по Л.Т. Охитиной [цит. по:13, С.377-378]:

    Урок проводится не ради самого урока, а ради того, чтобы воздействовать на личность ученика. На материале програмных вопросов можно формировать определенные интеллектуальные, моральные, волевые и другие качества личности. Процесс обучения должен вносить изменения не только в интеллектуальную сферу ученика, но и в психическое развитие его личности в целом.

    Изменение в структуре личности происходит лишь в том случае, если ученик действует по внутреннему побуждению. Отсюда следует: не ругать за лень, а стимулировать познавательную активность и интересы, не наказывать за невыполнение требований, а так организовать деятельность учащихся, чтобы требования учителя стали внутренними побуждениями самих ребят.

    Центральный компонент любого урока – организация познавательной деятельности учащихся. Ведущими познавательными процессами являются мышление и воображение. На основе аналитико-синтетической деятельности, посредством этих двух процессов происходит формирование знаний и интеллектуальных умений, исследование проблемных вопросов и творческое решение задач. Необходимыми условиями продуктивной работы мышления и воображения являются правильная организация восприятия и памяти учащихся, создание определенной установки и организация внимания.

    Успех обучения зависит не только от внешних факторов – содержания уроков, совершенствования методики, мастерства учителя и т.д., но и от внутренних условий – индивидуально-психологических особенностей учащихся.

Типы уроков .

Лернер И.Я. выделяет 2 типа уроков:

    урок, воспроизводящий целостный учебный процесс во всех его звеньях (постановка задачи, изучение нового материала, закрепление пройденного, обобщение и систематизация изученного, контроль и оценка, домашнее задание). Обычно такие уроки называют комбинированными;

    урок, который содержит только часть этих звеньев в разном сочетании. Например, урок изучения нового материала; урок закрепления знаний, их систематизации, формирования умений и навыков; урок контроля и оценки знаний.

Организация деятельности учащихся на уроке .

    Индивидуальная работа – самостоятельное выполнение учащимися специально подобранных для них заданий, соответствующего учебным возможностям каждого. Учет индивидуальных особенностей, уровня подготовки.

    Фронтальная работа – вид деятельности преподавателя и учащихся на уроке, когда все учащиеся одновременно выполняют одинаковую работу, общую для всех. Это может быть совместное обсуждение проблем всей группой. Методическая сложность заключается в том, что сложно обеспечивать возможность активной работы всех учащихся учебной группы. Используется на этапе изучения нового материала и его закреплении.

    Групповая работа – разделение учебного коллектива на несколько микрогрупп (по 4 - 6 человек) для решения конкретных задач в совместной учебной деятельности.

Подготовка школьного урока . «… главным звеном педагогического творчества является подготовка школьного урока» . Зарождение урока – это появление замысла. Учитель, анализируя содержание изучаемого материала, определяет дидактические цели и дидактические задачи урока, вынашивает замысел конкретного урока. Замысел урока складывается из ряда элементов:

    осмысливание материала, установленного государственной программой;

    соотнесение этого материала с задачами воспитания и развития, с уровнем развития учащихся данного года обучения;

    соотношение с собственным духовным состоянием, рабочим и жизненным опытом;

    соотношение материала с конкретным классом и психологией отдельных учеников.

    Выбор методических приемов и расположение их в определенной последовательности;

    Конструирование изложения учителя, подготовка учительского слова (что и как будет сказано). При подготовке своей речи на уроке учитель решает, с чего начать, чем кончить, как расположить материал, как перейти от одного вопроса к другому, как выразить главные мысли.

Разрабатывая замысел урока, учитель должен искать возможности поставить ученика в позицию субъекта обучения, активно мыслящего и по мере сил самостоятельно решающего учебные задачи. Учителю необходимо «увидеть» свой будущий урок и себя в нем.

Планируя урок, необходимо ответить себе на три вопроса :

    На что можно и нужно опереться из изученного в предшествующей части курса или учебного предмета?

    В чем состоит дополнение, вносимое данным уроком во все изученное и усвоенное?

    Что следует учитывать из содержания последующей части курса, учебного предмета, способного дополнить, развить тему урока?

Анализ и самоанализ учебных занятий . Анализ любого урока – это комплексное рассмотрение психологического, педагогического, методического и предметного аспектов. Выделение этих аспектов условно, только в теоретическом плане. Психологический анализ урока – многостороннее явление, он позволяет учителю мысленно охватить весь процесс обучения и в то же время представить каждый его отдельный момент. Это средство, с помощью которого формируется и развивается педагогическое самосознание учителя, совершенствуется его педагогическое мастерство. Психологический анализ урока – неотъемлемая часть педагогической деятельности, инструмент саморегуляции, самоконтроля и саморазвития для учителя.

Предметом психологического анализа урока являются:

    психологические особенности учителя;

    закономерности самого обучения;

    психологические особенности и закономерности личности учащегося, всего класса

    психологические особенности и закономерности общения между учителем и учащимися, обусловленные спецификой учебного предмета и др.

Объекты психологического анализа урока:

    мотивы собственной педагогической деятельности;

    характер самого педагогического процесса;

    эмоциональная реакция учителя на процесс и результат своей деятельности;

    результаты педагогической деятельности.

Схемы психологического анализа урока строятся на разных основаниях. Авторы подобных схем: Н.Ф. Добрынин, В.А. Сластенин, Н.В. Кузьмина, Л.Т. Охитина, И.А. Зимняя и др.

Психологический анализ урока – может быть представлен как ответ на те задачи, которые ставит учитель по отношению к себе и учащимся (см. схему психологического анализа урока И.А. Зимней). Выделяют три уровня психологического анализа урока: предваряющий, текущий, ретроспективный (И. А. Зимняя).

Организация учебного пространства . Процесс изучения «Психологии» в школе начинается с организации специального психологического пространства на каждом уроке. Существование особого пространства обеспечивают следующие три компонента:

    Организация специфической коммуникации, основанной на личностных смыслах.

    Формирование положительного отношения к специфике предмета психологии как науки.

    Формирование установки на получение знаний.

Для учащихся существуют следующие правила: 1) говорить только тогда, когда тебя об этом просят (не разговаривать во время учебного процесса); 2) не хочешь работать – обязан сделать вид, что работаешь; 3) не отвечать «не знаю».

Процесс усвоения психологических знаний вне специальной атмосферы делается бессмысленным не только для учащегося, который не слушает, но и для других. Ученика, не способного принять правила, следует удалить за «несоответствие положению».

При организации учителем специального психологического пространства является недопустимым:

    отвлеченное внимание учеников (переговоры с товарищами, манипуляция с ручкой и так далее), следовательно, невключенность учащегося в процесс обучения (если нет внутренней «включенности», должна быть внешняя);

    продолжение занятия, если кто-то не слушает.

Педагогическое общение. Решение проблем, связанных с обучением, требует не только создания специальной атмосферы в классе, но и организации особого педагогического общения. Учителю-психологу должно быть присуще следующее: безусловное положительное принятие личности ученика, эмпатия, установка на одобрение и поддержку, мотивационная готовность к общению. Он должен быть личностно ориентированным, способным к фасилитации (содействию).

Как совместить отсутствие авторитарности и умение учителя довести линию поведения до конца? Как осуществлять гуманизацию преподавания при необходимости подавления импульсивности отдельных учащихся, проведение четкой линии решения определенной поставленной учебной развивающей задачи? М.В. Попова дает несколько рекомендаций:

    Постоянное разъяснение того, что «Мы сейчас с вами на уроке решаем задачу», постоянная фиксация ситуации «здесь и теперь». Отсутствие оценочного отношения «правильно – неправильно». Эмоциональная поддержка важна и сама по себе. Следует использовать любую возможность для похвалы и поощрения.

    Полная управляемость учебного процесса в классе учителем, подчинение этому процессу учеников нужны для того, чтобы дать возможность учащимся, включившимся в работу, дойти в ней до конца.

    Следует постоянно рассказывать о том, что психологические феномены обладают той спецификой, что усвоить их можно лишь непосредственным погружением в них, пропуская их через себя, через свое самочувствие: «Как я себя чувствую сейчас?», «Что я «слышу» внутри себя?»

Что делать с теми учащимися, которые не то чтобы отвлекаются, но и не работают в данный момент? Линия должна быть довольно жесткой и однозначной: «Не можешь включиться в процесс, не хочешь – это твое дело и твое право. Сиди молча или уйди. Но не мешать другим ты обязан. Пусть работает сейчас тот, кто может».

Таким образом, требования к учащемуся предъявлять можно и нужно, однако нужно объяснять их смысл каждый раз, пока требования не будут восприниматься и осознаваться им как необходимое.

Методы обучения в преподавании психологии . В переводе с греческого «метод» означает путь, способ познавательной и практической деятельности. Каждому виду деятельности присущи свои методы. Правильно примененный метод непременно приводит к намеченному результату. Если цель не достигнута, то метод был неадекватен цели.

Обучение располагает целой системой разнообразных методов, которые определяются целями и задачами обучения и обуславливаются содержанием обучения, спецификой учебного предмета и характером учебного материала и связаны с методами самой науки.

Обозначим наиболее распространенные методы обучения, используемые в преподавании психологии.

1. Методы словесного обучения: рассказ, беседа, объяснение.

2. Метод проблемного обучения.

3. Метод наблюдения.

4. Методы экспериментальной и дифференциальной психологии.

5. Новые методы в преподавании психологии.

    активные групповые методы социального тренинга:

а) дискуссионные методы;

б) игровые методы – дидактические и творческие игры;

в) сензитивный тренинг.

    метод творческого самовыражения (через литературное, научное, художественное и другие виды творчества).

    методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки).

    метод экспрессии (Н. Роджерс).

    метод чтения вслух, метод интроспективного анализа, методы по развитию творческого самочувствия, рефлексивный тренинг (М.В.Попова).

Учитель может просто и занимательно рассказывать о психике и о ее неисчерпаемых возможностях, о том, как она функционирует, чем один человек отличается от другого, о личности и коллективе, о многих других проблемах современной психологии. Для того, чтобы сделать урок занимательным, можно использовать рассказы из книги К.К. Платонова «Занимательная психология» .

Семинар № 2 Теория и методика преподавания психологии в средней школе.

(2 часа)

Вопросы для обсуждения:

    Культурно-исторический аспект преподавания психологии в школе.

    Программа учебного курса психологии в школе (Ю.М. Забродин, М.В. Попова): содержание предмета, результаты обучения, диагностика усвоения знаний.

    Виды занятий в практике обучения психологии в школе. Урок – основная форма обучения в общеобразовательной школе.

    Методы обучения в преподавании психологии.

Литература: 21, 23, 32, 38.

Задачи и вопросы для самоконтроля:

Выделите существенные особенности преподавания психологии в зарубежной школе (опыт английской школы, США и Канады). Какова история преподавания психологии в российской школе? Каковы цели и задачи преподавания психологии в школе? Объясните принципы обучения для преподавания психологии в школе. Проанализируйте функции учителя в учебном процессе. Выделите требования к личности учителя психологии. Проанализируйте Программу учебного курса психологии в школе (Ю.М. Забродин, М.В. Попова): содержание предмета, результаты обучения, диагностику усвоения знаний.

Каковы виды занятий в практике обучения психологии в школе? Изучите особенности конструирования, проведения и рефлексии урока. Какие типы уроков существуют? Как организовать учебное пространство на уроке? В чем заключаются особенности педагогического общения на уроке?

В каких случаях и как применяются следующие методы обучения в преподавании психологии: методы словесного обучения; метод проблемного обучения; метод наблюдения; активные групповые методы социального тренинга; метод творческого самовыражения; методы психической саморегуляции и тренировки психических функций; метод экспрессии; метод чтения вслух; метод интроспективного анализа; метод по развитию творческого самочувствия; рефлексивный тренинг.

Практическое занятие № 1 Конструирование урока (4 часа)

Установка к практическому занятию .

Как готовиться к уроку (предписание).

    Вчитайся в раздел программы, который надлежит изучить на данном уроке;

    Изучи материал этого раздела, вопроса, темы;

    Представь коллектив данного класса, мысленно «нарисуй» конкретных учеников;

    Сформулируй замысел урока, ответь на вопрос, что бы ты хотел достигнуть в результате урока;

    Проанализируй учебный материал;

    Представь психологию данных учеников, постарайся наметить их путь к поставленной цели;

    Выбери из всего арсенала методических приемов самые результативные для данного материала и данных учащихся;

    Соразмерь выбранные приемы со своими возможностями, определи свои действия на данном уроке;

    Продумай структуру урока, его ход.

    Зафиксируй все найденное в плане и конспекте;

    Повтори про себя или вслух узловые элементы плана;

План и конспект урока. Их общие составные части.

    Наименование темы урока (точно по программе);

    Формулировка цели урока: какого приращивания в знаниях, умениях, навыках учеников надо добиться на данном уроке. Может быть указана и воспитательная цель, также определяемая конкретным материалом;

    Описание хода урока, то есть раскрытие, как будет реализован каждый этап урока.

План – это письменная формулировка основных этапов урока. Конспект урока – подробное описание всего хода урока с формулировкой не только вопросов к учащимся, но и предполагаемых ответов, это описание наглядных пособий и методики использования их, это полное изложение учительской лекции. Конспект урока – это его сценарий.

Пример развернутого плана урока см.: .

Примеры уроков различных по структуре, приемам, интеллектуальному уровню см.: .

Ход занятия.

Защита планов-конспектов урока.


ВВЕДЕНИЕ

Слова «психолог» и «психология» мало кого оставляют равнодушными. Люди ждут от психологии избавления от своих многочисленных проблем и, к сожалению, часто бывают обмануты в своих ожиданиях.
Методика преподавания психологии – научно-прикладная дисциплина, направленная на изучение и использование в практике преподавания психологии методических средств и способов взаимодействия преподавателя.
Методика преподавания психологии также является дисциплиной, развивающейся на пересечении таких предметных областей, как психология и дидактика. Содержание, формы, методы, приемы и средства обучения психологии опираются на общедидактические принципы, но специфика психологии неизбежно отражается на особенностях ее преподавания.
Предметом методики преподавания психологии являются – методы, формы и средства обучения психологии, их специфика и особенности.
Методика преподавания психологии изучает историю, принципы и специфику преподавания психологии: структуру и содержание, цели, задачи, тематику занятий, систему психологического образования, правовое и нормативное обеспечение образовательной деятельности и статус психологии.

    Методика преподавания психологии в системе психологического знания

В настоящее время, когда из всех психологических практик самыми востребованными оказываются психологическое консультирование, психодиагностика, коучинг, проведение тренингов, многие психологи пренебрегают методикой преподавания психологии как наукой, не видят в методических публикациях серьезных теоретических обобщений, смотрят на методические исследования (которых, надо заметить, очень мало) с высоты «настоящей» науки или более привлекательной практики.
Но психологи, выступающие в роли преподавателей психологии в средних учебных заведениях, профессиональных лицеях, техникумах, вузах все больше понимают: для того чтобы быть успешными в этом виде деятельности, мало глубоких знаний научной и прикладной психологии. Индивидуальный опыт, приобретенный путем проб и ошибок, может дать лишь отдельные факты (часто интересные, заслуживающие внимания), но не теоретические обобщения. Между тем педагогическая практика психологов нуждается именно в обобщениях такого рода.
Трудности, с которыми неизбежно сталкивается любой преподаватель психологии в вузе или школе, состоят в следующем:
проводится множество прикладных исследований, но не хватает фундаментальных;
отсутствует система методических принципов и закономерностей;
активные методы в преподавании самой психологии реализованы лишь в научных исследованиях психологов, но не в преподавании психологии;
принципы отбора содержания нечетки, учитывая различную специфику преподавания психологии в вузе и школе.
И тут встает вопрос о необходимости изучения места методики преподавания психологии среди других учебных дисциплин.
Как отмечает «Педагогический энциклопедический словарь», методика учебного предмета – частная дидактика, теория обучения определенному учебному предмету. На основе изучения разных форм взаимодействия преподавания и учения в обучении конкретному учебному предмету методика учебного предмета разрабатывает и предлагает преподавателю определенные системы обучающих воздействий. Эти системы воплощаются в содержании образования, раскрываемом в программах и учебниках; реализуются в методах, средствах и организационных формах обучения. Методика учебного предмета тесно связана с дидактикой и опирается на ее общие положения. Основываясь на принципах воспитания, методика раскрывает цели обучения предмету, его значение для развития личности школьника.
Для разработки эффективной системы педагогического воздействия методика учебного предмета опирается на данные педагогической психологии, физиологии высшей нервной деятельности, логики, кибернетики (особенно при разработке элементов программированного обучения). При обосновании системы школьного курса используются знания по логике и истории науки, науковедению .
Традиционно предметную методику относят к числу прикладных, или практических, наук. Но ни в одной из известных классификаций наук (Б.М. Кедров, Л.Г. Джакая, Д. Дидро, Ж. Даламбер, И. Кант, Я. Грот и др.) мы не найдем предметную методику. Зато во многих из них в числе прикладных наук упоминается педагогика, иногда даже с ее подразделениями, к которым относят дидактику, теорию воспитания, психометрию и дефектологию. И хотя науковеды как будто «игнорируют» предметную методику, есть все основания считать, что ей свойственны все особенности прикладных наук, и прежде всего наиболее близких ей – педагогики и психологии.
Общая специфика всех прикладных наук – их непосредственная направленность на решение практических, жизненных задач, на удовлетворение физических и духовных потребностей человека. Прикладные исследования, в том числе по педагогике, психологии и методике, непосредственно выходят в жизненную (в частности, учебную) практику, иногда даже в виде каких-то инструкций и рекомендаций. Это вовсе не означает, что у прикладных наук (в данном случае у методики) нет собственной теории. Но поскольку эта теория не может быть отвлеченной, оторванной от жизненной практики, то, наверное, между теоретическими монографиями по методике преподавания психологии и пособиями для учителей и учащихся различие состоит лишь в том, что в первых закономерности и основанные на них рекомендации получают научные обоснования, которые в методических пособиях факультативны, а иной раз и избыточны. Может быть, поэтому необоснованны споры, куда отнести методику – к теоретической или практической области знания.
Методика преподавания психологии как научная отрасль знания имеет свои объект и предмет исследования, содержание и задачи. Объектом методики преподавания психологии является психологическое образование. Методика преподавания психологии является самостоятельной областью знания, имеющей свой предмет изучения – методическую систему психологического образования преподавания, куда входят цель образования, содержание, методы, формы, средства осуществления, субъекты психологического образования – педагог и ученик.
Встает еще один вопрос: поскольку методика – прикладная наука, то прикладная к чему! Нам кажется, самый правильный ответ будет такой: к своему предмету исследования – учебному курсу психологии. Тот, кто пишет о методике преподавания психологии, с одной стороны, показывает педагогу-психологу пути наиболее результативной учебной работы, а с другой – «обслуживает» процесс предметного обучения, обучения психологическим знаниям.
Все эти суждения вытекают из анализа специфики прикладной науки, для которой учебная практика – непосредственный адресат исследований и содержащихся в них научных обобщений. Другой не менее важной особенностью методики как прикладной науки следует считать зависимость результативности научно обоснованных рекомендаций от самых различных условий обучения. Такая обусловленность встречается у прикладных наук, особенно гуманитарных, значительно чаще, чем у фундаментальных.
Сложнее разобраться с закономерностями предмета научной отрасли – в нашем случае методики преподавания психологии.
В целом, это закономерная объективная зависимость содержания и структуры учебного предмета, а также методических средств, приемов от целей, принципов, этапов обучения, характера психологического материала и других условий учебной работы.
Психолого-методическая закономерность может работать только при условии, если соответствует целям и этапу обучения, содержанию психологического материала, возрастным особенностям учащихся и другим условиям и факторам. Поэтому для гуманитарных дисциплин (в т. ч. и предметной методики, каковой является методика преподавания психологии) определяющими могут быть не только объективные, но и субъективные факторы, например, личность педагога-психолога, его ценностные ориентации, индивидуальное развитие учащихся.
Понимание методики преподавания психологии как научной отрасли знания отличается от понимания ее как учебной дисциплины, преподаваемой в вузах психологического профиля, традиционно относящейся к педагогическим дисциплинам (к дидактике), наравне с историей и философией образования, педагогикой.
На что направлена методика преподавания психологии как учебная дисциплина? Какое место она занимает среди других наук? Ответов на эти вопросы много, они неоднозначны.
Предмет методики преподавания психологии – это:
специфические закономерности учебно-воспитательного процесса, на основе которых определяются цели, содержание обучения и воспитания, вырабатывается система эффективных педагогических средств, необходимых для реализации этих целей;
методы, формы и средства обучения психологии, их специфика и особенности;
изучение наиболее эффективных форм освоения учащимися научно-психологических знаний, приобретения ими психологических навыков и умений, обеспечивающих их успешность в деятельности и общении, а также обобщение опыта преподавания психологии как учебного предмета в средней школе;
психология, обращенная на саму себя;
методика обучения психологическим знаниям и умениям, методика психологического просвещения и обучения практическим психологическим учениям;

дисциплина, исследующая процесс преподавания психологии, ее закономерности, связь с другими науками в целях повышения эффективности обучения.
Б.Ц. Бадмаев относит методику преподавания психологии к числу педагогических дисциплин, которая, как любая педагогическая дисциплина, должна опираться на психологические законы обучения и воспитания. Потому методика преподавания психологии – «это наука не о том, как учить студентов, а о том, как заинтересовать учебой, увлечь ею и научить учиться самостоятельно и творчески». По мнению таких авторитетных авторов, как В.Н. Карандашев и И.В. Дубровина, методика преподавания психологии лежит на пересечении дидактики и психологии.
Вспоминая историю преподавания психологии в вузах в нашей стране, становится ясным, почему методика преподавания психологии явно тяготеет к педагогике – ведь эта отрасль знания длительно разрабатывалась для тех студентов-психологов, которые в дальнейшем, работая в педагогических вузах, преподавали бы будущим учителям психологию. Поэтому центральное место множества программ, учебных пособий по методике преподавания психологии занимают формы и методы обучения, психологические закономерности обучения. О содержании обучения психологии, отборе материала говорится скупо, но, безусловно, замечается специфика психологического знания. Это четко показывают цели курса, декларируемые разными авторами:
сформировать у студентов представление о психологической культуре личности, методике проектирования занятий по психологии;
повышение качества преподавания психологии в различных сферах деятельности психолога
сформировать систему представлений о формах и способах использования психологического знания в решении общеобразовательных задач
изучить и практически овладеть методикой для качественного и эффективного обучения учащихся психологии
овладение теоретическими и практическими знаниями и методами построения взаимодействия и общения с людьми в различных условиях их жизнедеятельности и преобразование условий собственной жизнедеятельности и сознания
перевод теоретических положений психологии в плоскость конкретных явлений; предоставление будущим научным работникам и преподавателям вузов знаний о закономерностях возникновения, особенностях функционирования психики, развитии и формированиии свойств и характеристик личности как «элементарной части» общества, без ориентации в которых невозможно понимание индивидуального поведения человека и поведения людей в социальных группах
обучить будущих психологов методическим основам преподавания психологии и формирования психологической культуры личности в системе общего и профессионального образования
научиться понимать человека, гармонично, т. е. бесконфликтно, взаимодействовать с ним, что связано с целью гуманистического воспитания – формирование мировоззрения и направленности личности на активную позицию в его жизнедеятельности
Это многообразие, порой противоречия в целях, задачах, подходах к преподаванию психологии говорят о слабой разработанности методики преподавания психологии как отраслевого знания.
Нам кажется, что без истории становления и развития психологии не как науки, а как учебного предмета, изучение методики преподавания психологии студентами-психологами будет не до конца полным и целостным, не всегда понятным. Подчеркнем, что в данном курсе речь не идет об истории психологии как науки, а именно об истории учебной дисциплины «психология», о том, как формировалось психологическое знание в российских школах и вузах.
В истории преподавания психологии, естественно, звучит множество имен российских и советских ученых, персоналии и идеи которых уже известны студентам-психологам. Именно в этой поступательной логике видна преемственность научно-методического знания.
Мы же предлагаем рассматривать преподавание психологии в учебных заведениях России на протяжении двух столетий в соответствии с общекультурными закономерностями, в составе которых собственные закономерности психологии как учебного предмета выступают в качестве одной из сторон развития культуры как целостности.
Безусловно, в развитии психологического знания в школах и высших учебных заведениях России отразились все основные особенности русской психологической мысли. Это и углубленный интерес к проблеме человека и вопросам философии истории, который изучался в первую очередь в нравственно-психологическом и социально-политическом аспектах; размытость границ между материализмом и идеализмом, существовавшая вплоть до 20-х годов XX столетия; влияние христианства; принципиальный онтологизм, когда психика человека понимается как особый мир, своеобразная реальность; тесная взаимосвязь разных форм общественного сознания, органичное взаимопроникновение религиозной, философской, художественно-эстетической и научной мысли; влияние других научных дисциплин и ненаучных форм сознания на категориальный строй и проблематику психологии как научной и учебной дисциплины. Все перечисленные выше особенности отчетливо прослеживаются в конкретных учебниках и учебных пособиях (их несколько десятков), которые появились за двести лет преподавания психологии, в методических рекомендациях отдельных психологов-педагогов, приложивших невероятно много усилий для психологического просвещения школьников (например, А.П. Нечаев, Г.И. Челпанов, Б.М. Теплов), в самих исторических периодах введения психологии как учебного предмета в учебных заведениях России.
Объективные законы развития психологии как учебной дисциплины реализуются в творчестве конкретных лиц, изучение творческих биографий которых представляет большой познавательный и мировоззренческий интерес. За именем ученого стоит целый мир мыслей, неповторимых переживаний, нескончаемых споров ученого с другими людьми и с самим собой, интеллектуальных радостей и поражений, незавершенных исканий и несбывшихся надежд. Изучение биографии ученого позволяет приобщиться к этому миру, сопережить его и тем самым осознать гуманистическое (персональное, человеческое) начало науки.
Еще в 1926 г. крупнейший физик-материалист современности П. Ланжевен подверг резкой критике французские программы преподавания точных наук за догматизм и подчинение утилитарным целям, эти слова соотносятся и с заявленной нами проблемой. «Научные факты, – говорил он, – преподносятся чисто догматически; учащиеся заучивают законы, формулы, выражающие эти законы, и их приложения… Такая тенденция к „догматическому искажению“ наблюдается всегда, когда преподавание подчинено чисто утилитарным целям… Ничто так не способствует общему развитию и формированию… сознания, как знакомство с историей человеческих усилий в области науки, отраженной в жизнеописаниях великих ученых прошлого и в постепенной эволюции идей… Только таким путем мы можем подготовить им достойных преемников и внушить подрастающему поколению представление о непрерывном развитии и гуманитарной ценности науки. Если это имеет большую важность для тех, кто собирается посвятить всю свою деятельность научной работе, то еще большее значение имеют эти соображения для будущих преподавателей…».
Все вышесказанное говорит о необходимости более внимательного отношения к методике преподавания психологии как со стороны педагогов-психологов, ведущих психологию в школе, так и со стороны студентов, получающих профессиональное психологическое образование, так и со стороны тех, кто составляет учебные планы в вузе.

2. Специфика содержания, целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины

Цели обучения психологии как учебного предмета и его содержание всегда взаимосвязаны. Цели обучения психологии опосредованы особенностями ее содержания как гуманитарной дисциплины, с одной стороны, и как науки социально-исторической, что не исключает в ее арсенале естественно-научных методов исследования, с другой.
Гуманитарное познание – особый тип научного познания, предполагающий иное отношение познающего субъекта к объекту исследования, чем то, которое свойственно естественно-научным дисциплинам, потому что в центре гуманитарного познания – личность, отношения субъект-субъект. По мнению М.М. Бахтина, суть отношений познающего субъекта и познаваемого – в диалоге, который предполагает раскрытие не только конкретных значений, но и смыслов, бесконечно многообразных, поэтому диалог неисчерпаем, ибо полное понимание исторично и персонифицировано.
Еще одно свойство гуманитарного познания, важное в понимании особенностей изучения психологии, – это то, что психологическое познание предполагает научно-теоретическое, понятийно-знаковое, логическое мышление, мышление образное, художественное, наглядно-действенное, наконец, созерцание, основанное на символическом сознании, символизации, интерпретации символов, с помощью которой психолог проникает в область бессознательного. Все это приводит к необходимости расширения предмета изучения психологии за рамки собственно научной дисциплины в область междисциплинарных связей как главного условия гуманизации преподавания психологии.
Обучение психологии направлено не только на овладение способами понимания и преобразования условий, определяющих образ мыслей и образ действий других людей, но и на преобразование условий собственной жизнедеятельности и сознания.
Сложность достижения цели освоения психологических знаний как раз и заключается в особом совмещении способов познания и преобразования, познавательного отношения и личностно-преобразующего отношения.
Содержание изучаемых дисциплин осваивается в том случае, если оно структурировано в системе учебных задач, заданий, определено методами обучения, типичными для данной дисциплины.
Следует сразу оговориться: методика преподавания психологии в средней школе и высшей школе все-таки различны ввиду различия целей.
Цели преподавания психологии в вузе. Изучение студентами любой науки подчинено одной цели – научиться подходить к жизненным явлениям, к практическим задачам с научных позиций, т. е. со знанием дела, изученного всесторонне. Применительно к психологии это означает, что студенту ее нужно изучать с целью получения научной ориентировки в психологии человека, чтобы понимать и объяснять особенности ее проявлений в действиях, поступках, поведении реальных людей и на этой основе научиться правильно взаимодействовать с ними в повседневной практике.
Изучая психологию, каждый студент независимо от его будущей профессии должен научиться мыслить психологически при анализе и оценке человеческих действий и поступков, при выявлении особенностей характера и способностей, темперамента и других свойств личности, социально-психологических явлений в обществе, коллективе, личном общении с другими людьми и т. д.
Таким образом, цель изучения студентом психологии и цель преподавания сходятся в конце обучения студента в результате: в формировании у студента умения практически руководствоваться научными психологическими знаниями при реальном взаимодействии с другими людьми, что, в свою очередь, как раз и предполагает формирование умения мыслить психологически.
Ставя перед собой цель преподавания тех или иных тем и разделов, необходимо учитывать особенности различных отраслей науки.
Таким образом, общей целью изучения психологии учащимися (студентами) является формирование у них умения психологически мыслить, применяя свои психологические знания для научного объяснения фактов и явлений психики, а также для преобразования психики человека в интересах развития его личности (обучения и воспитания, формирования коллектива, психологической коррекции отклоняющегося поведения или психотерапевтического лечения нервно-психических расстройств и т. п.).
Данная общая цель должна подразделяться на ряд конкретных целей. Одним из принципов выделения конкретных целей изучения психологии является принцип профессиональной ориентации студентов как будущих специалистов. С этой точки зрения всех студентов можно разделить на две большие группы: 1) большинство – это студенты непсихологических специальностей, которые получают специальное психологическое образование, и 2) меньшая группа – это студенты-психологи, получающие профессиональное психологическое образование. Для той и другой группы общая цель изучения психологии одна и та же, а что касается конкретных целей, то они разные.
Начнем рассмотрение цели изучения психологии большинством студентов, не готовящихся стать специалистами-психологами.
Если общая цель – формирование умения психологически мыслить, применяя теоретические знания к решению практических задач, то возникает вопрос: в каких действиях, входящих в профессиональную деятельность специалиста-непсихолога, потребуются эти знания и умение их применять? Психологические знания нужны специалисту любой профессии для психологической грамотности, поскольку ему приходится доводить идеи, замыслы, настроения до сознания других (искать взаимопонимание, обучать, руководить). Не менее важно хорошее регулирование собственного внутреннего мира и самосовершенствование на научной основе. Поскольку последнее можно отнести не только к непсихологам, но в той же мере и к специалистам-психологам, то целью изучения психологии студентами-непсихологами остается признать «психологическую грамотность для взаимопонимания, обучения, руководства», т. е. то, что необходимо любому специалисту. По мнению Е.А. Климова, психологическая подготовленность – это, прежде всего, ясные представления о специфической реальности, сопровождаемые положительным аффективным тоном, связанные с не насыщаемым интересом к ней и с готовностью напрямую контактировать с ней в межличностном общении .
Теперь рассмотрим конкретные цели изучения психологии студентами психологической специальности. Общая цель – научиться психологически мыслить, естественно, относится к ним в еще большей степени, чем к студентам-непсихологам. Без умения психологически мыслить психолог не состоится как специалист, тогда как для программиста или геолога такой недостаток не будет столь ущербным, если они отличные специалисты в своей области, хотя психологические знания и умение мыслить психологически, несомненно, прибавили бы им достоинств.
Однако наряду с общей целью изучения психологии у будущих психологов-специалистов разного направления (теоретического, прикладного, практического) тоже есть свои конкретные цели.
Студент-психолог, готовящийся к фундаментальным исследованиям, должен не только вооружиться академическим знанием психологии, но практически быть готовым вести научные исследования по теоретическим проблемам психологии, тем самым расширяя горизонты самой науки. Его задача – развивать науку дальше, владеть методологией и методикой научных исследований, уверенно ориентироваться в современном состоянии отечественной и зарубежной теоретической психологии, знать проблемы, исследования которых требуют интересы дальнейшего развития науки. Конкретная цель его будет совпадать с общей целью изучения психологии как науки – научиться практически применять научные знания, уметь психологически мыслить, научиться применять психологическую теорию не для преобразования, а для объяснения психических явлений, ранее не объясненных.
Конкретная цель подготовки психолога, специализирующегося на прикладной психологии – педагогической, возрастной, юридической, инженерной, медицинской и т. д., выглядит по-другому. Важная и ответственная роль прикладной психологии диктует следующую цель – формирование у студентов психологического склада мышления для анализа, оценки и объяснения психических явлений в избранной отрасли психологии, освоения ими психотехнических приемов и способов применения научных положений данной отрасли психологии к позитивному изменению психического в человеке.
Итак, действенность методики преподавания зависит в первую очередь от ясной осознанности цели преподавания и подчинения ей всей совокупности методических приемов.
Цели преподавания психологии в школе. С преподаванием психологии в средней школе дело обстоит еще более неоднозначно, чем в высшей. В качестве примеров приведем несколько цитат из различных учебников психологии для школы, иллюстрирующих различные целевые подходы обучения психологии:
развитие эмоционального интеллекта учащихся;
обретение психологической направленности ума. А именно: замечать то, что раньше не замечали, размышлять о том, о чем пока мало думали или не имели возможности думать из-за недостатка специальных средств (слов, терминов). Все можно спокойно забыть, но важно развить и сохранить на всю жизнь психологическую пытливость, наблюдательность и человечность;
приобщение подрастающего поколения к культуре, пробуждение в нем тяги к добру и потребности в самосовершенствовании, в овладении средствами для формирования собственной личности; вывести учащихся на дорогу размышлений о человеке, его месте в мире;
формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся; способствовать раскрытию и развитию способностей, овладению навыков самоанализа, пониманию чувств и мотивов поведения других людей, конструктивному повседневному и деловому общению, обучению приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях; умению творчески преодолевать конфликты; подвести учащихся к осознанию неоднозначности теорий, объясняющих многие сложные явления, возможности сосуществования противоречивых, на первый взгляд взаимоисключающих, точек зрения на различные аспекты многомерной реальности
помочь ребенку стать более творческим, более социально адаптированным, более защищенным и, как следствие, целенаправленно формировать базу его внутренних ресурсов и стабильности в рамках сберегающих здоровье технологий; построить в сознании ребенка более или менее целостное видение мира и видение человека, который в этом мире живет ;
дать учащимся первичные, общие знания о психологии как науке, раскрыть содержание ряда психологических понятий (прежде всего обозначающих основные психические процессы); помочь ребенку в постепенном открытии им собственного внутреннего мира, показать уникальность и безусловную ценность этого мира; пробудить интерес ребенка к самому себе и к другим людям обеспечить формирование психологического здоровья детей, а также выполнение возрастных задач развития

научить учеников ставить задачи саморазвития и искать средства их решения
Как видно из своеобразного полилога приведенных выше цитат, цели обучения психологии в школе ставятся самые различные. Поэтому дискуссионным остается вопрос об особенностях преподавания предмета в школе.
Есть несколько способов. Например, психологию можно преподавать, как естественно-научные дисциплины, изучая свойства нервной системы, экспериментируя с порогами ощущения, типами запоминания, скоростью реакции, объемом внимания и пр. Тогда учитель чувствует себя при этом экспертом, ведущим разговор знающего с незнающим и вопрос «Зачем это нужно ученикам?» некорректен. Психологию можно построить как гуманитарный предмет, заполнив преподавание героями (интровертами и экстравертами, манипуляторами и актуализаторами, интуитивистами и рационалистами), действующими по законам жанров мышления, эмоций, деятельности, коммуникации. Правда, вопрос «Зачем это нужно ученикам?» по-прежнему останется без ответа. В подобной ситуации учитель вступает в общение с учениками не только как знаток своего предмета, но и как профессиональный педагог, имеющий детально разработанную программу передачи своего знания ученикам. Он уже наметил, с чего начинать, какова последовательность изучаемых тем, на каком материале удобнее вводить то или иное понятие, как контролировать объем усвоения знаний и уровень понимания. Во всех этих педагогических вопросах учитель все решает сам, мнение учеников здесь не учитывается.
Но с преподаванием психологии ситуация несколько иная. Г.А. Цукерман предполагает, что будущий предмет психологического познания дан ученику весь целиком, во всех деталях, и знание это эмоционально насыщенно, личностно значимо, хотя нерефлексивно, несистемно, не представлено в сознании в терминах языка. А нужно ли ребенку 10–12 лет рефлексивное, системное знание? Да, безусловно нужно, но только тогда, когда оно необходимо самому говорящему для решения его собственных проблем. Следовательно, психологией можно заниматься только с теми, у кого к началу занятий уже сформировался собственный запрос на такое знание. Это должны быть только факультативы, где темы занятий задают сами школьники.
Схожей точки зрения придерживается и И.В. Вачков: «…курс психологии должен обеспечивать знакомство с системой понятий и лишь в той мере, в какой это действительно необходимо школьникам. И содержание курса психологии должно отвечать запросам реальной жизни ребят, а форма – быть приемлемой для эффективной практической работы… Психологическая информация на занятиях должна быть не абстрактно научной, а житейски важной, оставаясь научно обоснованной»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Безусловно, психология должна преподаваться в школе. Знания о человеке, которые получают дети, должны быть научной информацией. Нужна научная, систематическая психология. Без этого он не будет подготовлен к жизни». То, что этот взгляд на школьную психологию имеет широкое распространение, свидетельствует факт существования множества учебников и учебных программ с фиксированным количеством часов и четким планом изучения материала.
Что же объединяет самые различные подходы к преподаванию психологии в школе? Исходным положением, определяющим педагогический подход школьной психологии, является взгляд на развитие ребенка в аспекте изучения им предмета «психология» не только как результат, но и как процесс самосознания, самопознания и самосовершенствования. Существенным моментом здесь становится не только отражение мира, но и отражение себя в мире, своего состояния, своего отношения к миру, своего поведения теперь и в будущем. Изучать психологию в школе нельзя, не учитывая интересы подростка, его возрастные особенности. В основе такого подхода лежит отношение к учению как к совместно создаваемому и переживаемому опыту.
Основными принципами отбора содержания могут и должны стать: принцип целостности в подходе к изучению психических явлений; принцип соответствия потребностям возраста с учетом зон актуального и ближайшего развития подростка. Предлагаемые преподавателем темы изучаются на теоретических и практических занятиях через систему методов обучения психологии. При разработке методов обучения следует учитывать тот факт, что ученик или студент, который служит объектом воздействия учителя, является одновременно и субъектом, т. е. личностью, от интересов и воли которой зависит ее деятельность в соответствии с воздействием преподавателя. Если последний не сформирует у учащихся цели, адекватной его цели, то акт обучения состояться не сможет и метод воздействия не достигнет ожидаемого результата. При этом цель учащегося не должна совпадать с целью преподавателя, она должна только соответствовать ей. Результат служит критерием соответствия метода и цели.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

    Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 304 с.

    Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. – М., 1997.

    Боярчук. В.К. Методика преподавания психологии в ВУЗе. – Ростов н/Д., 1982.

    Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М., 2015.

    Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: Курс лекций. – М.: Ось89, 2004.

    Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. – М.: МГУ, 1981.

    Емельянов Ю.Н. Активное социально – психологическое обучение. – Л., 2012.

    Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2015. – 250 с.

    Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие. – М., 2013. – 192 с.

Преподавание теоретической психологии и ее прикладных отраслей имеет свои особенности не только со стороны содержания, но и методики. Поскольку методика преподавания постоянно ищет наиболее доходчивые приемы и методы, то необходимо выделить ее некоторые методические особенности.

Существенное значение имеет последовательность преподавания двух теоретических дисциплин - общей психологии и истории психологии. Иногда история преподается раньше, иногда наоборот, а нередко они идут параллельно.

При изучении истории психологии студентам важно усвоить логику развития науки во времени, т.е. какие общественные потребности ее породили и как она помогла удовлетворить их. История психологической науки прослеживает и объясняет ее ход со времен древности до наших дней, позволяет глубже понять современные теории и гипотезы, учит подходить к ним исторически.

Чтобы помочь студенту направить свою мысль на анализ связи истории психологии как с общей психологией, так и с ее конкретными отраслями, можно использовать такое методическое средство, как проблемные учебные задачи. Вопросы в задачах ставятся так, чтобы, изучая историю психологии, студент обращался к современной теории и, наоборот, изучая общую психологию или другую современную отрасль психологии, сопоставил ее положения с тем, как они зарождались и развивались в истории науки.

Это поможет студенту понять смысл изучения не только современной, остро актуальной психологической теории, но и древней и ближней истории ее развития, понять объективную общественную востребованность каждой новой идеи, возникшей в истории науки и продвигавшей человечество вперед в объяснении психического.

По названным выше особенностям изучения истории психологии и трудностям ее усвоения студентами можно сделать однозначный вывод: управление учебной деятельностью студентов, начиная от слушания ими лекций и кончая самостоятельной работой, представляет для преподавателя специфическую методическую задачу. Удаленность во времени исторических фактов и в силу этого невозможность их непосредственного наблюдения оставляет для познающего субъекта «только один шанс» - понять историю силой мышления. Отсюда для преподавателя остается тоже «один выход» - управлять мыслительной работой студентов, предоставляя им для самостоятельного выполнения соответствующие учебные задачи. Да и лекции должны читаться не в манере поверхностного описания фактов, простого пересказа книжных текстов, а в стиле проблемного изложения, в рассуждающей манере. А что касается самостоятельной работы и последующего семинарского занятия, то лучше всего управлять тем и другим с помощью метода программированного обучения: составить серию проблемных вопросов, четко и однозначно ориентирующих студентов в содержании и логике учебного материала, изложенного в лекциях и рекомендованной литературе. На семинаре может быть развернута дискуссия по обсуждению содержания тех же вопросов, которые легли в основу самостоятельной работы и над которыми студенты уже размышляли.

Отсюда основная забота преподавателя в области методики преподавания истории психологии может быть выражена примерно в такой формуле: от проблемного изложения лекции - через программирование самостоятельной работы студентов - к творческой дискуссии на семинарском занятии.

Изложение хронологической последовательности событий, связанных со значительными научными открытиями, нужно построить так, чтобы были видны логика их вызревания на базе предшествующих научных данных и объективная подоплека их появления именно в этот исторический момент. Важно, чтобы студент разглядел за хронологией событий не только и не столько связь времен, сколько движение научной мысли, подчиненной определенной логике и запросам общественной практики.

Возможно, нужно будет посвятить одну из лекций специально понятийному анализу истории психологии, пользуясь последними публикациями в этой области, т. к. научное содержание основных понятий измененяются, хотя термины могут сохраняться прежние.

Основной целью преподавания общей психологии является усвоение студентами общих закономерностей функционирования психики. Знание общепсихологической теории должно лечь в основу изучения ими конкретных прикладных отраслей психологии, в частности возрастной, педагогической, социальной и др. Усвоение современных достижений психологической науки позволяет студенту сознательно подходить ко всему тому, что предшествовало им, какие взгляды и теории возникали и почему, в какой мере они способствовали научному прогрессу.

Изучение общей психологии имеет методологическое значение для усвоения других учебных курсов психологического цикла, так как без знания общего невозможно разобраться в частном. Отсюда следует, что при чтении лекций и организации самостоятельной работы с литературой нужно каждое новое для студента научное положение не только соотносить с наблюдаемыми в жизни психологическими явлениями, но и сравнивать с тем, как они объяснялись ранее и какое объяснение получили в современной общей психологии.

Тематику лекций целесообразно компоновать несколькими большими блоками, чтобы все многообразие содержания дисциплины могло быть изложено в этих блоках как совокупность основных проблем психологии, как система взаимосвязанных понятий. При этом нужно учитывать профессиональные особенности студенческой аудитории.

Лекционный курс в зависимости от количества отводимых часов может быть разделен на блоки в разных вариантах. Так, вся проблематика общей психологии может быть разделена на пять, шесть или семь лекционных блоков в зависимости от количества часов и замысла преподавателя. На семинарских, практических и лабораторных занятиях должны отрабатываться те вопросы, которые лектор запланировал. Но при этом в отличие от лекций, носящих теоретический характер, они нацеливают на формирование у студентов умения использовать теоретические знания на практике для исследования и преобразования психологических фактов и тем самым научить их психологически грамотно ориентироваться в практических ситуациях.

Студенту необходимо четкое представление о предмете изучаемой науки. Есть два способа ответа на вопрос о предмете психологии, на которые указывает Ю.Б. Гиппенрейтер: «Первый способ предполагает рассмотрение различных точек зрения на предмет психологии так, как они появлялись в истории науки; анализ оснований, почему эти точки зрения сменяли друг друга; знакомство с тем, что в конечном счете от них осталось и какое понимание сложилось на сегодняшний день». Данный способ раскрытия предмета психологии она считает целесообразным использовать в течение всех последующих лекций и семинарских занятий, а на первой лекции предпочитает ограничиться вторым способом, т.е. кратким ответом . Суть ответа: психология - это «наука о душе», а «душа» и «психика» с лингвистической точки зрения одно и то же, т.е. обозначают одни и те же «душевные» явления соответственно на русском и греческом языках; однако с развитием культуры и науки значения этих понятий разошлись, хотя в языке много сохранилось слов от корня «душа» (душевность, душевный), а психология стала наукой не о душе, а о психике.

Преподавателю при чтении лекции и раскрытии истории становления представлений о предмете научной психологии придется сказать о том, что в настоящее время уточненным понятием «предмета психологии» является ориентировочная деятельность по П.Я. Гальперину. Оно вполне логично и его трудно опровергнуть или даже просто критиковать, так как оно не только не противоречит существующим в отечественной психологии определениям, а конкретизирует их и в этом смысле.

Поскольку вопрос о предмете психологии - это вопрос принципиальной важности и к тому же в его решении еще не поставлена окончательная точка, постольку методика его преподавания заслуживает особого внимания. Поэтому и все сказанное выше не нужно принимать за истину последней инстанции, а считать его приглашением к тому, чтобы изложение в лекции этого важного вопроса было творческим.

Возрастная и педагогическая психологии, если их рассматривать вместе как единую учебную дисциплину, представляет собой применение общепсихологической теории для объяснения возрастного развития в детские годы и психологических условий эффективности обучения и воспитания человека.

Изучение этих наук имеет практическое значение для студентов, учителей и родителей, любого взрослого человека. Студенту же любой профессиональной ориентации надо научиться использовать знания в данной области в будущей практической деятельности, чтобы разбираться в психологических особенностях людей разных возрастов и оказывать на них воздействие при организации игровой и учебной деятельности, а также развитии лучших черт личности в деятельности.

Эти две отрасли психологии могут представлять один или два самостоятельных учебных предмета. Методика преподавания зависит от того, изучаются ли они как один учебный предмет или как два разных .

Возрастная психология как самостоятельная отрасль психологической науки изучает возрастную динамику психики человека.

Педагогическая психология строит свои исследования в согласии с законами возрастного развития психики, изучаемыми в возрастной психологии. Но в настоящее время исследованным в достаточной мере как теоретически, так и экспериментально можно считать только развитие в детском возрасте. Поэтому говорить о возрастной психологии в строго научном смысле можно лишь как о детской психологии.

Такую особенность нынешнего состояния возрастной психологии как отрасли психологической науки преподавателю приходится учитывать и разъяснять студентам, что различие в позициях разных авторов говорит отнюдь не об ошибках кого-то из них, а свидетельствует о непрекращающемся движении научной мысли.

Если ведется ее преподавание как единой учебной дисциплины с возрастной психологией, то методика строится на показе взаимосвязи процесса обучения и воспитания с процессом развития психики. Тогда развитие психики в детских возрастах будет преподнесено как психологическая основа организации учебной деятельности учеников, постановки развивающего обучения, которое оказывает воспитывающее влияние на личность, развивая ее в интеллектуальном и нравственном отношениях. Если преподавание ведется раздельно, то возрастная психология, конечно, будет целиком и полностью излагаться как наука о возрастном развитии психики не только в детстве, но и в юношеском, молодом, зрелом возрасте, в старости и позже.

В методике преподавания возрастной и педагогической психологии очень важно оттенить психологический аспект обучения и воспитания, показывая его отличие от педагогического. Нужно постоянно подчеркивать, что если педагогика отвечает на вопросы «как обучать» и «как воспитывать», то психология, опираясь на закономерности психического развития человека, объясняет, «почему обучать и воспитывать нужно именно так».

Так как мы имеем дело с прикладными науками, то серьезное внимание должно быть уделено методам и приемам практического обучения посредством проведения семинаров-практикумов, семинаров-дискуссий, «деловых игр», «мозговой атаки», «круглых столов» и применения других активных методов, стимулирующих собственные самостоятельные мыслительные и практические действия студентов. Лекции и различные формы практических занятий с применением названных активных методов должны обеспечить творческое усвоение теоретических и практических проблем возрастной и педагогической психологии всеми студентами - будущими педагогами.

В методике преподавания социальной психологии не может не учитываться относительная молодость этой науки. Нет пока и общепринятого определения социальной психологии как науки, не очерчен тот круг проблем, который всеми специалистами был бы признан как относящийся бесспорно к ее компетенции. Поэтому при самостоятельном изучении литературы студент может встретиться с разными, иногда взаимоисключающими точками зрения на один и тот же вопрос, потому что наука находится в состоянии развития.

Что можно посоветовать студенту и преподавателю?

В методическом отношении будет полезно, если преподаватель перечислит имеющиеся в научной литературе разные точки зрения со своими комментариями, что станет для студента ключом для серьезной и увлекательной работы по анализу проблемы. Для самостоятельной работы студентам можно предложить следующие учебные задания, обсуждение которых можно проводить на семинарских и практических занятиях, для чего включать их в планы и сценарии дискуссий и т.д.

Медицинская психология олицетворяет связь психологии с медициной, особенно с такими ее областями, как психиатрия, неврология, нейрохирургия.

Предмет медицинской психологии в настоящее время еще не получил четкого и однозначного определения.

В настоящее время можно встретить несколько различных точек зрения на содержание медицинской психологии как отрасли психологической науки, которые стоит проанализировать, чтобы прийти к определенному выводу и уже исходя из него попытаться очертить круг вопросов для изучения студентами-психологами.

Все авторы психологических изданий выражают в целом одну и ту же мысль, что медицинская психология - отрасль психологии, использующая психологические закономерности в диагностике, лечении и профилактике заболеваний. Расхождения начинаются там, где рассматриваются вопросы содержания и задач научной дисциплины, ее задач.

В структуру медицинской психологии включен ряд разделов, среди которых наиболее общим является клиническая психология. К интенсивно развивающимся областям медицинской психологии отнесены психогигиена, психофармакология, психотерапия, психическая реабилитация и вся психокоррекционная работа.

Нигде в психологической литературе, предназначенной для студентов психологических специальностей, не говорится о психогенных заболеваниях, но именно с ними постоянно приходится иметь дело практическому психологу. Он должен уметь распознавать людей, страдающих такими недугами, по определенным особенностям их поведения, по бросающимся в глаза необычным психическим состояниям, правильно диагностировать болезнь, выбрать адекватный метод психологической помощи таким людям, в том числе направить на консультацию к психиатру, психоневрологу и другим специалистам.

Другая группа людей, нуждающихся во внимании психолога, - психопатические личности, которые не являются в полном смысле психически больными, а отличаются от большинства людей дисгармоничностью характера. Практическому психологу надо знать об особенностях психопатических личностей по ряду причин. Во-первых, они более подвержены психотравмирующим воздействиям, а значит, психогенным заболеваниям. Во-вторых, некоторые типы психопатов могут создавать дискомфортные условия в коллективе, конфликтные ситуации, вносить элементы неустойчивости в психологический климат внутри группы и т.д. В-третьих, психопатические личности нуждаются в дружелюбном, теплом, искренне внимательном отношении к себе, в строго индивидуальной организации их деятельности как в воспитательных, так и в профориентационных целях.

Таким образом, от практического психолога требуется психогигиеническая, психопрофилактическая и специфическая воспитательная и профориентационная работа по адаптации психопатических личностей к социальной среде. Кроме того, знать особенности психопатов необходимо и для того, чтобы не спутать их с больными, страдающими психогенными (неврозами разной формы) и психопатоподобными заболеваниями, которых надо лечить психотерапевтическими средствами.

Таким образом, медицинская психология как научная дисциплина, изучаемая студентами - будущими практическими психологами, могла бы иметь своим содержанием вопросы диагностики, лечения психотерапевтическими средствами и профилактики нервно-психических заболеваний, протекающих вне медицинского вмешательства, а также меры психогигиены и психологической реабилитации выздоравливающих психических и соматических больных.

Предметом медицинской психологии как прикладной отрасли психологической науки можно считать психологические воздействия, оказывающие травмирующее или исцеляющее влияние на человека, т.е. психотравмирующие и психотерапевтические факторы.

Теоретическое содержание медицинской психологии составляют те отрасли психологической науки, которые изучают аномальные состояния психики, а также некоторые отрасли медицины, изучающие психосоматические проявления различных болезней, психологические последствия травм и болезненных поражений структуры мозга, исцеляющий эффект психологических воздействий на больного.

Прикладной аспект медицинской психологии заключается в использовании научных психологических и медицинских знаний для диагностики, лечения и профилактики заболеваний нервно-психического характера.

Основными разделами медицинской психологии являются: психотерапия, психофармакология, психопрофилактика, психокоррекция, психогигиена, а также психотоксикология.

Юридическая психология - наука, изучающая явления и закономерности психической жизни людей, связанные с применением правовых норм и участием в правовой деятельности. Цель преподавания этого предмета студентам-юристам ученые-правоведы видят в формировании психологической культуры юриста, которая повышает эффективность юридической деятельности, способствует ее гуманизации. Словом, речь идет о вооружении юристов психологическими знаниями, поскольку в их деятельности на первом месте стоит работа с людьми, и для ее успеха нужно знать психологию этих людей.

Главное для психолога, выступающего в роли консультанта или эксперта по психологическому объяснению поведения, действий и деятельности людей, подвергающихся правовому разбирательству, - это знание психологической структуры деятельности юриста, выполняющего разные профессиональные функции. Зная деятельность и опираясь на принцип деятельностного подхода, он всегда сможет квалифицированно решать такого рода задачи.