[править]

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 марта 2012; проверки требует 1 правка.

Социа́льная роль - модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных (общественных и личных) отношений. Другими словами, социальная роль - «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус» . Современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. В связи с этим, такие неомарксисты и неофрейдисты, как Т. Адорно, К. Хорни и другие в своих работах сделали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества - это невротик. Более того, в современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких ролей с противоречивыми требованиями.

Ирвин Гофман в своих исследованиях ритуалов взаимодействия, принимая и развивая базовую театральную метафору, обращал внимание не столько на ролевые предписания и пассивное следование им, сколько на сами процессы активного конструирования и поддержания «внешнего вида» в ходе коммуникации, на зоны неопределенности и двусмысленности во взаимодействии, ошибки в поведении партнеров.

Виды социальных ролей

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

§ Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина - это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

§ Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.


[править]Характеристики социальной роли

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкоттом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли:

§ По масштабу . Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая - размыта.

§ По способу получения . Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

§ По степени формализации . Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

§ По видам мотивации . В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой - отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае - покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, - только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми - чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

[править]Ролевые конфликты

Ролевые конфликты возникают при невыполнении обязанностей роли в силу субъективных причин (нежелание, неумение).

Мотивация разделяется на внешне организованную и внутренне организованную (или, как пишут западные психологи, - внешнюю и внутреннюю). Первая связана с влиянием на формирование субъектом мотива действия или поступка других людей (при помощи советов, внушения и т. д.). Насколько эта интервенция будет воспринята субъектом, зависит от степени его внушаемости, конформности и негативизма.

Внушаемость - это склонность субъекта к некритической (непроизвольной) податливости воздействиям других людей, их советам, указаниям, даже если они противоречат его собственным убеждениям и интересам.

Это безотчетное изменение своего поведения под влиянием внушения. Внушаемые субъекты легко заражаются настроениями, взглядами и привычками других людей. Они часто склонны к подражанию. Внушаемость зависит как от устойчивых свойств человека - высокого уровня нейротизма, слабости нервной системы (Ю. Е. Рыжкин, 1977), так и от ситуативных его состояний - тревоги, неуверенности в себе или же эмоционального возбуждения.

На внушаемость влияют такие личностные особенности, как низкая самооценка и чувство собственной неполноценности, покорность и преданность, неразвитое чувство ответственности, робость и стеснительность, доверчивость, повышенная эмоциональность и впечатлительность, мечтательность, суеверность и вера, склонность к фантазированию, неустойчивые убеждения и некритичность мышления (Н. Н. Обозов, 1997, и др.).

Повышенная внушаемость характерна для детей, особенно 10-летнего возраста. Объясняется это тем, что у них еще слабо развита критичность мышления, которая снижает степень внушаемости. Правда, в 5 лет и после 10, особенно у старших школьников, отмечается снижение внушаемости (А. И. Захаров (1998), см. рис. 9.1). Кстати, последнее отмечали у старших подростков еще в конце XIX в. А. Бине (A. Binet, 1900) и А. Нечаев (1900).

Степень внушаемости женщин выше, чем мужчин (В. А. Петрик, 1977; Л. Ле-венфельд, 1977).

Еще одна устойчивая характеристика личности - конформность, начало изучению которой положил С. Аш (S. Asch, 1956).

Конформность - это склонность человека к добровольному сознательному (произвольному) изменению своих ожидаемых реакций для сближения с реакцией окружающих вследствие признания большей их правоты. В то же время если намерение или социальные установки, имевшиеся у человека, совпадают с таковыми у окружающих, то речь о конформности уже не идет.

Понятие «конформность» в западной психологической литературе имеет много значений. Например, Р. Кратчфилд (R. Crutchfield, 1967) говорит о «внутренней конформности», по описанию близкой к внушаемости.

Конформность называют также внутригрупповой суггестией или внушаемостью (заметим, что некоторые авторы, например, А. Е. Личко и др. (1970) не отождествляют внушаемость и конформность, отмечая отсутствие зависимости между ними и различие механизмов их проявления). Другие исследователи различают конформность двух видов: «принятие», когда у индивида меняются взгляды, установки и соответствующее им поведение, и «согласие», когда человек следует за группой, не разделяя ее мнение (в отечественной науке это называется конформизмом). Если человек склонен постоянно соглашаться с мнением группы, он относится к конформистам; если же имеет тенденцию не соглашаться с навязываемым ему мнением, то - к нонконформистам (к последним, по данным зарубежных психологов, относятся около трети людей).

Различают внешнюю и внутреннюю конформность. В первом случае человек возвращается к своему прежнему мнению, как только групповое давление на него исчезает. При внутренней конформности он сохраняет принятое групповое мнение и после того, как давление со стороны прекратилось.

Степень подчинения человека группе зависит от многих внешних (ситуационных) и внутренних (личностных) факторов, которые (в основном внешние) были систематизированы А. П. Сопиковым (1969). К ним относятся:

Возрастно-половые различия: среди детей и юношей конформистов больше, чем среди взрослых (максимум конформности отмечается в 12 лет, заметное ее снижение - после 1-6 лет); женщины более податливы групповому давлению, чем мужчины;

Трудность решаемой проблемы: чем она труднее, тем в большей мере личность подчиняется группе; чем сложнее задача и неоднозначнее принимаемые решения, тем конформность выше;

Статус человека в группе: чем он выше, тем в меньшей степени это лицо проявляет конформность;

Характер групповой принадлежности: по своей воле или же по принуждению вошел субъект в группу; в последнем случае его психологическое подчинение часто бывает только поверхностным;

Привлекательность группы для индивида: референтной группе субъект поддается легче;

Цели, стоящие перед человеком: если его группа соревнуется с другой группой, конформность субъекта увеличивается; если соревнуются между собой члены группы - уменьшается (то же наблюдается при отстаивании группового или личного мнения);

Наличие и эффективность связи, подтверждающей верность или неверность конформных поступков человека: когда поступок неправильный, человек может вернуться к своей точке зрения.

При выраженном конформизме возрастает решительность человека при принятии решения и формировании намерений, но при этом слабеет чувство его индивидуальной ответственности за поступок, совершенный вместе с другими. Особенно это заметно в группах, которые социально недостаточно зрелые.

Хотя влияние ситуационных факторов часто преобладает над ролью индивидуальных различий, все же есть люди, которые легко поддаются убеждению в любой ситуации (С. Hovland, I. Janis, 1959; I. Janis, P. Field, 1956).

Такие люди обладают определенными чертами личности. Выявлено, например, что наиболее конформные дети страдают «комплексом неполноценности» и обладают недостаточной «силой Эго» (Hartup, 1970). Они, как правило, более зависимы и тревожны, чем сверстники, и чувствительны к мнениям и намекам окружающих. Дети с такими чертами личности склонны постоянно контролировать свое поведение и речь, т. е. обладают высоким уровнем самоконтроля. Их заботит, как они выглядят в глазах окружающих, они часто сравнивают себя с ровесниками.

По данным Ф. Зимбардо (P. Zimbardo, 1977), легко поддаются убеждению застенчивые люди, которые обладают низкой самооценкой. Не случайно поэтому выявлена связь между низкой самооценкой, имеющейся у человека, и его легкой податливостью к убеждению со стороны (W. McGuiere, 1985). Происходит это из-за того, что они мало уважают свои мнения и установки, следовательно, у них ослаблена мотивация защиты своих убеждений. Они заранее считают себя неправыми.

Р. Нурми (R. Nurmi, 1970) приводит данные, согласно которым конформным присущи ригидность и слабая нервная система.

Следует, правда, иметь в виду, в какой ситуации проявляется конформность - в нормативной или информационной. Это может сказаться и на ее связях с другими личностными особенностями. В информационной ситуации заметна тенденция к связи конформности с экстраверсией (Н. Н. Обозов, 1997).

Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т.д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой – как друг, в третьей – как начальник, т.е. выступать в разных ролях. Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие "врастания" человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемые в общении и деятельности. Примерами социальных ролей являются также половые роли (мужское или женское поведение), профессиональные роли. Наблюдая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Однако поскольку в реальной жизни человек включен во многие деятельности и отношения, вынужден исполнять разные роли, требования к которым могут быть противоречивыми, возникает необходимость в некотором механизме, который позволил бы человеку сохранить целостность своего "Я" в условиях множественных связей с миром (т.е. оставаться самим собой, исполняя различные роли). Личность (а точнее, сформированная подструктура направленности) как раз и является тем механизмом, функциональным органом, который позволяет интегрировать свое "Я" и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого. Таким образом, развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью. Основные компоненты социальной роли составляют иерархическую систему, в которой можно выделить три уровня. Первый – это периферийные атрибуты, т.е. такие, наличие или отсутствие которых не влияет ни на восприятие роли окружением, ни на ее эффективность (например, гражданское состояние поэта или врача). Второй уровень предполагает такие атрибуты роли, которые влияют как на восприятие, так и на ее эффективность (например, длинные волосы у хиппи или слабое здоровье у спортсмена). На вершине трехуровневой градации – атрибуты роли, которые являются решающими для формирования идентичности личности. Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х годах XX в. (Ч. Кули, Дж. Мид) и получила распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе. Чарлз Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое "зеркальное Я", которое состоит из трех элементов: 1. того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие ("Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую прическу"); 2. того, как, по нашему мнению, они реагируют на 3. то, что видят ("Я уверена, что им нравится моя новая прическа"); 4. того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других ("Видимо, я буду всегда так причесываться"). Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей. Американский психолог Джордж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего "Я". Как и Кули, он считал, что "Я" – продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми. Вначале, будучи маленькими детьми, мы не способны объяснять себе мотивы поведения других. Научившись осмысливать свое поведение, дети делают тем самым первый шаг в жизнь. Научившись думать о себе, они могут думать и о других; ребенок начинает приобретать чувство своего "Я". По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая – имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли.

Социальная роль - это статусно-ролевая концепция, которая является одной из самых популярных теорий в социологии. Любой человек является частью общества, социума и в соответствии с ним выполняет ряд функций, в связи с чем в данной концепции личность является субъектом. Известные американские социологи положили основы концепции личности, ими были Р. Минтон, Дж. Мид и Т. Парсон, конечно же, каждый имеет отдельные заслуги за вклад своих усилий и потенциала в развитие статусно-ролевой концепции.

Социальный статус и социальная роль - это основные два понятия, которые описывают человека. Индивид, занимая определенное место в обществе, закрепляется общественной позицией и имеет определенные права и обязанности. Именно эта позиция и определяет человека. Одновременно человек обладает несколькими статусами, один из которых основной или базисный, то есть основной статус - это профессия или должность человека.

Социальная роль - это которые он исполняет в рамках своего социального статуса в конкретной социальной системе. И учитывая, что у одного человека несколько статусов, то, соответственно, он выполняет несколько ролей. Общая совокупность в рамках одного социального статуса - это есть социальный набор. Человек выполняет больше социальных ролей, если у него намного выше статус и положение в обществе.

Социальная роль человека, работающего в охранном агентстве, кардинально отличается от ролевого набора Президента страны, это все понятно и легко. Вообще впервые систематизировал роли американский социолог Т. Парсон, благодаря которому было выделено пять основных категорий, позволяющих квалифицировать отдельные социальные роли:

  1. Социальная роль - это то, что в некоторых случаях регламентировано. Например, социальная роль государственного служащего - строго очерчена в рамки, а роль того, что этот служащий - мужчина, сильно размыта и индивидуальна.
  2. Некоторые роли чрезвычайно эмоциональны, а другие требуют строгости и сдержанности.
  3. Социальные роли могут отличаться способом получения. Это зависит от социального статуса, который предписывается или же достигается человеком самостоятельно.
  4. Масштаб и объем полномочий в рамках одной социальной роли четко определен, а в других даже не установлен.
  5. Выполнение роли мотивируется личными интересами или же ради общественного долга.

Важно помнить, что социальная роль - это модель поведения, сбалансированная между ролевым ожиданием и характером человека. То есть, это не точный механизм и схема, как ожидается от конкретной социальной роли, а ролевое поведение специфично в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Еще раз закрепим, что социальная роль человека обусловлена конкретным социальным статусом, выраженной определенной профессией, сферой деятельности. Например, преподаватель, музыкант, студент, продавец, директор, бухгалтер, политик. Социальной роли личности всегда дается оценка со стороны общества, одобряется или же осуждается. Например, роль преступника или проститутки имеет общественное порицание.

Социальная роль – это определенная совокупность действий или модель поведения человека в социальной среде, которая определяется его статусом или положением. В зависимости от перемены обстановки (семья, работа, друзья) меняется и социальная роль.

Характеристика

Социальная роль, как и любое понятие в психологии, имеет свою классификацию. Американский социолог Толкотт Парсонс выделил несколько характеристик, которые могли быть использованы в описании социальной роли личности:

Этапы формирования

Социальная роль не создается за минуту или за ночь. Социализация личности должна пройти несколько этапов, без которых нормальная адаптация в социуме просто не возможна.

В первую очередь человек должен обучиться определенным базовым навыкам. Сюда относятся практические умения, которые мы осваиваем с самого детства, а также мыслительные навыки, которые совершенствуются вместе с получением жизненного опыта. Основные этапы обучения начинаются и проходят в семье.

Следующий этап – воспитание. Это процесс длительный и можно сказать, что он не заканчивается на протяжении всей жизни. Воспитанием занимаются учебные заведения, родители, средства массовой информации и многое другое. В этом процессе задействовано огромное количество факторов.

Также социализация личности не возможна без образования. В этом процессе главным является сам человек. Именно индивидуум сознательно выбирает те знания и умения, которыми хочет обладать.

Следующие важные этапы социализации: защита и адаптация. Защита – это совокупность процессов, которые направлены в первую очередь на снижение значимости для субъекта каких-либо травмирующих факторов. Человек интуитивно старается оградиться от морального дискомфорта, прибегая к различным механизмам социальной защиты (отрицание, агрессия, вытеснение и другие). Адаптация – это своеобразный процесс мимикрии, благодаря которому индивидуум приспосабливается к общению с другими людьми и поддержанию нормальных контактов.

Виды

Социализация личности – это длительный процесс, в ходе которого человек приобретает не только свой личный опыт, но и наблюдает за поведением и реакциями окружающих его людей. Естественно, что процесс социализации активнее проходит в детском возрасте и юности, когда психика наиболее восприимчива к воздействиям окружающей среды, когда человек активно ищет свое место в жизни и себя самого. Однако, это не значит, что в более старшем возрасте не происходят изменения. Появляются новые социальные роли, меняется окружение.

Выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичной называют процесс формирования самой личности и ее качеств, а вторичная уже относится к профессиональной деятельности.

Агенты социализации – это группы людей, отдельные личности, которые оказывают непосредственное влияние на поиск и формирование социальных ролей. Их еще называют институтами социализации.

Соответственно, выделяют агенты социализации первичной и вторичной. К первой группе относятся члены семьи, друзья, коллектив (детского садика и школы), а также многие другие люди, которые влияют на формирование личности на протяжении всей сознательной жизни. Они играют наиболее важную роль в жизни каждого человека. Это можно объяснить не только информативным и интеллектуальным влиянием, но и эмоциональной подоплекой таких близких отношений. Именно в этот период закладываются те качества, которые в будущем повлияют на сознательный выбор вторичной социализации.

Родители по праву считаются одними из наиболее главных агентов социализации. Ребенок еще в несознательном возрасте начинает копировать поведение и привычки родителей, становясь похожим на него. Затем папа и мама становятся не только примером, но и сами активно влияют на формирование личности.

Вторичные агенты социализации – это члены общества, которые участвуют в росте и становлении человека как профессионала. К ним относятся сотрудники, руководители, клиенты и люди которые связаны с индивидуумом по долгу его службы.

Процессы

Социализация личности – это довольно сложный процесс. Социологами принято разделять две фазы, которые в равной мере важны для поиска и становления каждой из социальных ролей.

  1. Социальная адаптация – это период, во время которого личность знакомится с правилами поведения в обществе. Человек приспосабливается, учится жить по новым для него законам;
  2. Фаза интериоризация не менее важна, так как это время необходимо для полного принятия новых условий и включения их в систему ценности каждой отдельной личности. Необходимо помнить, что в эту фазу происходит отрицание или нивелирование определенных старых правил и устоев. Это неизбежный процесс, так как часто одни нормы и роли противоречат уже существующим.

Если на какой-то из фаз произошел «сбой», то в будущем возможно появление ролевых конфликтов. Это происходит из-за неумения или нежелания индивидуума выполнять выбранную им роль.

Социальная роль

Социа́льная роль - модель поведения человека , объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Социальная роль - это не что-то внешне связанное с социальным статусом, а выражение в действии социальной позиции агента. Другими словами, социальная роль - «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус» .

История термина

Понятие "социальная роль" было предложено независимо друг от друга американскими социологами Р. Линтоном и Дж. Мидом в 1930-х гг., причём первый трактовал понятие "социальная роль" как единицу общественной структуры, описываемой в виде заданной человеку системы норм, второй - в плане непосредственного взаимодействия людей, "ролевой игры", в ходе которой, благодаря тому, что человек представляет себя в роли другого, происходит усвоение социальных норм и формируется социальное в личности. Линтоновское определение "социальная роль" как "динамического аспекта статуса" закрепилось в структурном функционализме и разрабатывалось Т. Парсонсом, А. Радклифф-Брауном, Р. Мертоном. Идеи Мида получили развитие в интеракционистской социологии и психологии. При всех различиях оба этих подхода объединяет представление о "социальная роль" как об узловой точке, в которой смыкаются индивид и общество, индивидуальное поведение превращается в социальное, а индивидуальные свойства и наклонности людей сопоставляются с бытующими в обществе нормативными установками, в зависимости от чего происходит отбор людей на те или иные социальные роли. Разумеется, в действительности ролевые ожидания никогда не бывают однозначными. Кроме того, человек часто попадает в ситуацию ролевого конфликта, когда его разные "социальная роль" оказываются плохо совместимыми. Современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. В связи с этим, такие неомарксисты и неофрейдисты, как Т. Адорно , К. Хорни и другие в своих работах сделали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества - это невротик . Более того, в современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких ролей с противоречивыми требованиями. Ирвин Гофман в своих исследованиях ритуалов взаимодействия, принимая и развивая базовую театральную метафору, обращал внимание не столько на ролевые предписания и пассивное следование им, сколько на сами процессы активного конструирования и поддержания «внешнего вида» в ходе коммуникации, на зоны неопределенности и двусмысленности во взаимодействии, ошибки в поведении партнеров.

Определение понятия

Социальная роль - динамическая характеристика социальной позиции, выражающаяся в наборе моделей поведения, согласующихся с социальными ожиданиями (ролевыми экспектациями) и задающихся специальными нормами (социальными предписаниями), обращенными от соответствующей группы (или нескольких групп) к обладателю определенной социальной позиции. Обладатели социальной позиции ожидают, что исполнение специальных предписаний (норм) дает в итоге регулярное и потому предсказуемое поведение, на которое может ориентироваться поведение других людей. Благодаря этому возможна регулярная и непрерывно поддающаяся планированию социальная интеракция (коммуникативное взаимодействие).

Виды социальных ролей

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Характеристики социальной роли

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкоттом Парсонсом . Он предложил следующие четыре характеристики любой роли:

  • По масштабу . Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая - размыта.
  • По способу получения . Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).
  • По степени формализации . Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.
  • По видам мотивации . В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой - отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае - покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, - только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми - чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

Ролевые конфликты

Ролевые конфликты возникают при невыполнении обязанностей роли в силу субъективных причин (нежелание, неумение).

См. также

Библиография

  • «Игры, в которые играют люди» Э. Берн

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Чачба, Александр Константинович
  • Фантоцци (фильм)

Смотреть что такое "Социальная роль" в других словарях:

    СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ - нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения (включая действия, мысли и чувства), воспроизводимый индивидом в зависимости от социального статуса или позиции в обществе. Понятие «роль» было введено независимо друг от друга… … Новейший философский словарь

    Социальная роль - стереотипная модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или личных отношений. Роль определяется: названием; позицией индивида; выполняемой функцией в системе социальных отношений; и… … Словарь бизнес-терминов

    социальная роль - socialinis vaidmuo statusas T sritis švietimas apibrėžtis Žmogaus elgesio būdų visuma, būdinga kuriai nors veiklos sričiai. Visuomeninis individo statusas (užimama vieta, pareigos ir atsakomybė) sukelia lūkestį, kad vaidmuo bus atliktas pagal… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

    социальная роль - socialinis vaidmuo statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Laikymasis normų, nustatančių, kaip turi elgtis tam tikros socialinės padėties žmogus. atitikmenys: angl. social role mode vok. soziale Rolle, f rus. амплуа; социальная роль … Sporto terminų žodynas

    социальная роль - socialinis vaidmuo statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Socialinio elgesio modelis, tam tikras elgesio pavyzdys, kurio tikimasi iš atitinkamą socialinę padėtį užimančio žmogaus. atitikmenys: angl. social role mode vok. soziale… … Sporto terminų žodynas

    Социальная роль - (см. Роль социальная) … Экология человека

    Социальная роль - Нормативно одобренный обществом образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную социальную позицию. Социальные роли, типичные для данного общества, усваиваются человеком в процессе его социализации. С.р. напрямую связана с… … Словарь социолингвистических терминов