Маркиз Мантуанский предоставил для Витторино и его учеников один из своих любимых дворцов, носивших название «Casa Giojosa», т.е. «Дом празднества». Витторино дал ему название «Casa Giocosa», т.е. «Дом игр». Как выражается один итальянский историк, «бывший дворец стал действительно домом литературных игр и умственных наслаждений, после того как перестал быть домом роскошных празднеств».
Местоположение школы было великолепно. Она стояла на возвышенности с чудным видом на реку Минчио, на одной из окраин города.

Вероятно, согласно указаниям Витторино, дом был заново декорирован, стены были украшены фресками, изображавшими играющих детей. Вообще все помещение школы и ее положение были настолько привлекательны, что вполне оправдывали название «Casa Giocosa». Под этим названием эта школа перешла и в историю. Мы будем ее называть «Счастливый дом», или «Дом счастья».
«Дом счастья» имел внушительные размеры: все комнаты были высокие с обилием света и воздуха, коридоры были также светлые и широкие. Витторино полагал, что красота и привлекательность обстановки содействуют здоровой умственной работе. В этом отношении он стоял на точке зрения, резко противоположной той, которая доминировала в середине века, когда полагали, что нездоровая, некрасивая местность особенно пригодна для устройства университетов или вообще учебного заведения.
«Счастливый дом», наоборот, был окружен с трех сторон прекрасным большим лугом, примыкавшим одной своей частью к реке. Луг пересекало несколько широких дорог, вдоль которых были посажены чудные деревья. Витторино весьма ценил этот луг, так как он служил для игр воспитанников.
Не следует забывать, что в школе Витторино все учащиеся были пансионерами и что это входило, по-видимому, в планы Витторино, так как только при таком условии он считал возможным достижение вполне успешных результатов.
Хотя «Счастливый дом» по своей внешности и оставался дворцом, Витторино убрал из него всю роскошную по тому времени обстановку и вообще все лишние украшения, так что дети и юноши жили в сущности в скромной обстановке. Наиболее замечательным обстоятельством было, однако, то, что все ученики жили совершенно в одинаковых условиях и что с ними как сам Витторино, так и его помощники обращались совершенно одинаково. Лень, дерзость или непослушание, кто бы ни оказывался в этом виновен, наказывались одинаково, без каких-либо послаблений для детей знати.
Впрочем, Витторино приходилось весьма редко прибегать к наказаниям. Он жил со своими воспитанниками как отец со своими детьми, и даже отдавался им гораздо более, чем это может сделать отец.
В самом деле, Витторино не имел других интересов кроме детей: он их учил, вместе с ними ел, вместе с ними играл, вместе с ними отправлялся на экскурсии и т. п. Дети любили его и, вообще говоря, беспрекословно ему повиновались. Бывало, однако, что тех или иных приходилось подвергать наказанию, причем Витторино не отказывался принципиально даже от физического наказания, представляя его как альтернативу удаления из школы. lt;...gt;
Задача Витторино как пропагандиста гуманитарного воспитания заключалась в гармоническом развитии всего человека - его тела, ума, характера, и в этом отношении он стоит выше других замечательных педагогов своего времени, хотя бы Гуарино, который стремился, главным образом к тому, чтобы сделать из своих учеников знатоков латинского и в особенности греческого языка.

Витторино считал главной своей задачей приготовить будущих граждан, людей жизни, людей дела, таких людей, для которых литературные или научные интересы не могли бы заслонить очередных животрепещущих задач окружающей действительности.
Само собой разумеется, его ученики употребляли много времени на изучение латинского и греческого языков - ведь мы находимся на эпохе полного расцвета идей и увлечений Возрождения. Однако подобно другим даровитейшим выразителям идей этой достопамятной эпохи и даже в большей мере, чем многие из них, Витторино не закрывал глаз на важность других областей знания помимо классических языков. У него замечалось даже стремление к сообщению своим ученикам известной энциклопе- дичности знаний. lt;...gt;
Еще замечательнее практиковавшиеся в «Счастливом доме» методы обучения. Первоначальные сведения по арифметике сообщались детям посредством игр, причем, как говорил Витторино, он в этом случае шел по стопам древних египтян. Геометрии он учил вместе с черчением, с работами по измерению площадей и объемов по съемке. Напомним, кстати, читателям, что Витторино был выдающимся математиком.
Далее в школе Витторино учили алгебре, астрономии, которой Витторино заменил прежнюю астрологию. Даже естественная история не была забыта Витторино, хотя, конечно, она проходилась в таком виде, который соответствовал младенческому состоянию этой отрасли знаний в описываемое нами время.
В центре всех школьных занятий были все-таки классические языки, причем латинский язык изучался как язык живой, разговорный, каким он в то время в значительной степени и был, особенно в Италии. Есть основание думать, что и греческий язык изучался так же, как живой язык, причем применялся разговорный метод...
Значительный вклад в педагогику эпохи Возрождения внес знаменитый французский писатель-гуманист Франсуа Рабле (1483 - 1553). Представив в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» едкую, красочную сатиру на бесплодность и беспомощность средневековой учености, он выстраивает систему нового воспитания. В него входят средства физического воспитания, прежде всего режим, прогулки, некоторые физические упражнения. Особое значение он придает знакомству ученика с явлениями природы, наблюдениям, беседам о виденном. Он отбрасывает средневековое учение о греховности плоти, едко высмеивает лицемерие и ханжество в поведении служителей церкви, утверждает религию как любовь к людям.
Сочинения Франсуа Рабле пользовались большой популярностью и были переведены на многие европейские языки.

Представитель северной части Европы, выходец из Голландии Эразм Роттердамский (1469-1536) снискал себе славу своим сочинением-памфлетом «Похвальное слово глупости». Это высмеивание бесплодности схоластических дискуссий, показ отупляющего их влияния на человека. Гуманист утверждал нравственное значение приобщения к урокам античности, глубокого знания древних языков, истории, литературы.
Оценивая в целом значение учений педагогов-гуманистов в истории педагогической мысли, можно утверждать, что хотя влияние идей педагогов эпохи Возрождения на последующую практику школьного дела в Европе было сравнительно невелико, однако они внесли значительный вклад в историю развития педагогической мысли своей критикой схоластической учености, идеями о значении в образовании подлинных знаний о мире, об активности способов обучения, гуманистических основаниях организации процесса учения, уважения личности ребенка.
Их сочинения вошли в золотой фонд развития педагогики, обогатили ее не только своим содержанием, но и как блестящие образцы оригинальной и яркой формы педагогического знания.
Фрэнсис Бэкон
О схоластической науке
Этот род выродившейся учености господствовал среди схоластиков: обладая острым и сильным умом и обильным досугом, они могли лишь очень мало разнообразить свое учение; их ум был заключен в узкий мир немногих авторов (главным образом Аристотеля, их властителя), подобно тому как они сами были заключены в кельи монастырей или учебных заведений; они почти не знали ни истории природы, ни истории человечества, и их ум из количественно ограниченного материала, но при непрерывном напряжении остроумия начал ткать трудолюбиво ту научную паутину, которую мы находим в их произведениях. Ведь остроумие и рассудок человека, если он обрабатывает материал, полученный им из созерцания творений Бога, приноравливается к предмету, который ставит ему известные границы; но если он имеет себя самого своим объектом и все черпает изнутри, как паук паутинные нити, тогда его работа бесконечна, тогда он ткет паутину учености, поражающую тонкостью ткани, но несущественную и бесполезную.
Публ. по: Хрестоматия по истории педагогики / Сост.
И.Ф.Свадковский. - М., 1936. - Т. 1. - С. 99.
Рекомевдуемая литература Безрогое В. Г., Мошкова Л. В., Огородникова И. И. Концептуальная модель историко-педагогического процесса в средневековой Европе // Все-

мирный историко-педагогический процесс: Концепции, модели, историография. - М., 1996. Евстафьев П. В. Начальные основания педагогики: Учебник для институтов, гимназий и учительских семинарий: Настольная книга для родителей и воспитателей. - СПб., 1880. Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. - М, 1989-1990. -Вып. 1.-Ч. 1-2. Культура Возрождения и Средние века / Под ред. Л.С.Чиколико. - М., 1992. Очерки истории школы и педагогики за рубежом / Под ред. К. И. Салимовой. - М., 1988. - Ч. 1. - Гл. 4. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. - Л., 1938. - Кн. 1. - Гл. 14, 15, 21-24. Хофман Ф. Мудрость воспитания: Пер. с нем. - М., 1979. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А. И. Пискунов. - М., 1991.

Конференция: Проблемы и перспективы развития образования

Организация: ФГБОУ ВО «Т ГП У им. Л.Н. Толстого»

Населенный пункт: Тульская область, г. Тула

Витторино да Фельтре - это выдающийся итальянский педагог-гуманист эпохи Возрождения. После себя он не оставил сочинений, в которых бы рассматривал и выражал своё мнение по поводу теоретических и практических аспектов образования. Основу деятельности Витторино да Фельтре составляла педагогическая практика, которая характеризовалась смешением античных и средневековых традиций, а также новых подходов в воспитании и образовании.

В 1420 году он был приглашен правителем Мантуи, чтобы воспитывать его детей. А уже в 1423 году Витторино да Фельтре основал свою собственную школу, которая постепенно стала называться «Школа Радости». Она очень скоро стала очень известна не только в Италии, но и за её пределами.

«Школа Радости» содержалась за счёт самого Витторино и обеспеченных родителей воспитанников. В этой школе все дети содержались в равных условиях. Возраст учеников варьировался от 7 до 24 лет. Витторино да Фельтре всегда придерживался гуманистических взглядов и был убеждён: «Не род делает благородными отдельные личности, а отдельные личности делают род благородными». Поэтому именно природный дар к учению и желание учиться стали главным критерием отбора учеников в эту школу. А основной задачей обучения и воспитания в школе стало выявление и развитие в ребёнке его природных наклонностей, но при этом главным условием реализации данной задачи стала свобода самого ученика в обучении.

Школа Радости стала универсальной школой. Здесь изучались предметы по схеме тривиума и квадривиума семи свободных искусств: грамматика, риторика, арифметика, диалектика, геометрия, астрономия и музыка. На Гомере, Демосфене, Цицероне и Вергилии изучались греческие и латинские языки, ведь именно на них был написан весь учебный материал. История изучалась в рамках истолкования исторических событий, а в философии обращались к этическим учениям. Особое значение в этой школе отводилось искусству говорить. Витторино постоянно произносил то, что нужно уметь хорошо говорить и хорошо жить. Впервые именно в Школе Радости стало практиковаться изучение предметов посредством игры. Музыка являлась предметом эстетического воспитания человека.

Занятия в школе радости начинались рано и длились по 7 или 8 часов. Витторино да Фельтре был уверен в том, что чередование предметов – это самый верный подход. На умственные занятия чётко время не определяли, ведь педагог считал, что это зависит от степени одарённости ученика, на которого и времени не жалко. Умственная деятельность чередовалась с физическими упражнениями. Подвижности детей и физическому развитию отводилось также особое внимание, поскольку это было обусловлено данной эпохой. Многие его воспитанники были предназначены для военной службы.
Следовательно, именно здесь получила практическое развитие идея физического воспитания как необходимого условия формирования полноценной гуманистической личности.

Качество обучение в школе радости было очень высоким. Примером могут служить известные гуманисты – Лоренцо Валла, Лониго, Корраро, Перотти. Поэтому школа Витторино да Фельтре стала одной из уникальных авторских школ эпохи возрождения, и он одним из первых в практику воплотил идею Аристотеля о необходимости гармоничного воспитания детей, а также о соединении умственного, нравственного и физического воспитания.

В настоящее время Школа Радости бесследно не исчезла. Во многих современных школах присутствуют её черты: гуманистический подход к воспитанию и образованию, ценность желания постигать новые знания и развивать природные наклонности у детей, но при всём этом ребёнок должен чувствовать себя свободным. Школа Витторино да Фельтре также дала толчок к развитию в дальнейшем дифференцированного подхода в обучении. Она вошла в историю как авторская, универсальная, но при этом имеющая очень крепкую связь с современностью.

Литература:

1. Антохина В. А. Профессиональная лингводидактическая подготовка будущих учителей начальных классов к реализации развивающей функции обучения // Вестник ТГУ. № 12(56). 2007

2. Салимова К. И. , Безрогов Б. Г. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи средневековья и начала Нового времени (исследования и материалы): Сб. науч. тр. / К. И. Салимовой, Б. Г. Безрогова. – М.:1990. -200 с.

3. Данте А. Малые произведения. – М., 1986

Вниманию педагогов и родителей предлагается необычное пособие, с помощью которого дети смогут расширить запас сведений об окружающем, пополнить и систематизировать словарный запас, овладеть словообразовательными навыками, развить связную речь, внимание и память. Все задания представлены в интерактивной форме: ребенок не только смотрит и слушает, а обводит, соединяет, раскрашивает. Такой подход способствует более активному запоминанию и позволяет избежать быстрого утомления.
Задания в тетради расположены по принципу "от простого к сложному", что позволяет использовать это пособие в работе с детьми разного возраста и имеющими разный уровень речевого развития.
Данная рабочая тетрадь - продолжение "Лексической тетради" № 1, но может использоваться и самостоятельно.
Рабочая тетрадь рассчитана как для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с речевой патологией, так и для детей с нормальным речевым развитием.

Пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических и массовых садов, родителям и гувернерам.

90 руб


В этой книге собраны скороговорки, чистоговорки, загадки и считалки для постановки и автоматизации звуков [Р].

Для дошкольного и младшего школьного возраста.

45 руб


Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков [л], [л"], дифференциации сонорных звуков и звука [j]

В тетради-тренажёре представлены упражнения и игровые задания для автоматизации произношения и дифференциации звуков [л] и [л"], [j]. Ребенок может выполнять задания тетради под руководством взрослого.

Адресована учителям-логопедам, педагогам ДОО, учреждений дополнительного образования и родителям дошкольников.

100 руб


От слова фразе. Глаголы. Методическое пособие с иллюстрациями по развитию речи. Для детей 3-7 лет

Уважаемые родители и педагоги!
Предлагаемое методическое пособие является результатом логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи.
В пособии представлен иллюстративный материал для формирования глагольного словаря. Простые сюжеты позволяют ребенку составить самостоятельно или повторить за взрослым и запомнить короткие предложения. Работа с пособием предусматривает обогащение словаря ребенка следующими глаголами: "везёт", "чистит", "слушает", "делает", "катается", "гладит", "собирает", "лепит", "вырезает", "поёт", "рисует", "играет", "качается" и др., которые также часто используются в разговорах с детьми.
Проговаривая предложения, ребенок учится согласовывать между собой различные части речи.
Работая с сюжетными картинками, ребенок отвечает на вопросы по содержанию изображения. Разнообразные упражнения направлены на знакомство со словообразованием, использованием в речи предлогов, на составление сравнительно-описательных рассказов, продолжение предложений по образцу и др.
Данное пособие является продолжением работы, начатой авторами "Читать раньше, чем говорить", адресованной детям с алалией.
Созонова Надежда Николаевна - логопед-практик высшей категории с многолетним стажем работы в дошкольных учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Куцина Екатерина Владимировна - логопед-практик высшей категории, кандидат педагогических наук.

187 руб


В первый том настоящего издания вошли очерк "Марш тридцатого года", первый две части "Педагогической поэмы".
Во второй том вошли повесть "Честь" и третья часть "Педагогической поэмы".
В третий том включены повесть в трех частях "Флаги на башнях" и рассказы.
В четвертый том вошли известная работа "Книга для родителей", статьи о литературе, переписка А. С. Макаренко с А. М. Горьким.

790 руб


Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения ля детей 5-6 лет. В 3 тетрадях. Тетрадь 2

Вторая тетрадь пособия по развитию речи для детей старшей группы содержит материал по лексическим темам, направленный на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников 5-6 лет. Это и словесные игры, и рекомендации педагогам по развитию речи детей, и упражнения для развития мелкой моторики, мышления, зрительного внимания и многое другое, что в конечном итоге поможет сделать речь ребенка богаче и разнообразнее.

80 руб


Практический тренажер по развитию. Выпуск 1

159 руб


Практический тренажер по развитию. Выпуск 2

"Практический тренажёр..." предназначен для занятий с дошкольниками 5-7 лет, в том числе для детей с ОНР, и рекомендуется для коррекции и развития психических процессов (речи, внимания, мышления, памяти, восприятия). Тренировочно-игровые задания подобраны с учётом лексических тем, изучаемых в ДОУ в соответствии с рекомендациями программы и требованиями ФГОС ДО. Выполнение заданий поможет детям в игровой форме развить необходимые навыки и подготовиться к обучению в школе.

Развитие производства и распад феодализма в странах Западной и Центральной Европы в XIV-XVI вв, обусловили расцвет науки, техники, культуры и искусства Этот период называют эпохой Возрождения, характерной признаком которой является гуманизм, что возвышает человека в обществе, борется против ее унижения соответствии гуманистическая педагогика характеризуется уважением к детям, отрицанием физических наказаний, старайтесь енням к совершенствованию способностей детей Гуманисты значительное внимание оказывали физическое и эстетическое воспитание детей, изучению родного, греческого и латинского языков, математики, астрономии, механики, природо знавства, географии, литературы, искусства Они считали, что в процессе обучения и воспитания дети должны активно мыслить, самостоятельно познавать окружающий мир, а потому учебно-воспитательный процесс нужно в сделать привлекательным для них, широко использовать наглядность, организовывать прогулки, экскурсии и др.

Итальянский педагог Витторино да Фельтре (1378 - 1446) создал школу"Дом радости", которой прославился как "отец гуманности" и как первый учитель нового типа Он первым воплотил идею школы на природе, про которую впоследствии заговорили и мечтали многие педагоги Школа была расположена среди аллей и фонтанов на берегу живописного озера. Стены дворца украшали фрески с изображением детей. . Большое внимание уделялось физическому и умственному воспитанию (изучали греческий язык и литературу, математику, астрономию, естествознание, логику, метафизику, музыку, живопись) В школе не было телесных наказаний, значительное внимание уделялось в воспитании личному примеру воспитателистому прикладу вихователів.

Центром гуманистического образования стала гимназия, созданная в 1537 г. в Страсбурге И. Штурмом (1507 - 1589). Альфой и омегой обучения были классические языки и литература. В 1578 г., например, здесь обучалось до трех тысяч учащихся. Помимо новых программ, в гимназии прибегали к оригинальным методическим приемам. Так, ученики имели персональные словари древних языков. В гимназиях "вульгарная" латынь уступила место классическому латинскому языку, формальная риторика - изучению литературы, средневековая диалектика - математике. Было возобновлено обучение древнегреческому языку, преподавали и древнееврейский язык. Гимназии Штурма давали крайне одностороннее образование, принося в жертву древним языкам все остальные предметы средней школы, не давая при этом практически никаких реальных знаний. Во Франции в середине XV в. появились коллежи. Эти учреждения ведут начало от постоялых дворов для неимущих школяров и стипендиатов. Первые учебные заведения такого типа возникли при Сорбонне и Наваррском университете. Статусом 1452 г. ученикам коллежа вменялось публично экзаменоваться на факультетах университетов. В XVI в. коллежи были платными и бесплатными пансионами и экстернатами. Ученики изучали частично или полностью курс наук соответствующего факультета. Постепенно коллежи выделялись в самостоятельные учебные заведения общего повышенного образования. Среди учреждений такого типа выделялся основанный в Бордо М. Кордьером Гюэньский коллеж (scola aquitanica). Программа десятилетнего обучения во многом совпадала с программой гимназии Штурма. При изучении классических языков и литературы акцент был сделан не на грамматику, а на разговорную практику. В отличие от германских гимназий учащиеся изучали родной язык. Довольно широко был представлен курс математики. Особое место в системе западноевропейского школьного образования XV - начала XVII в. занимали традиционные учебные заведения для дворянства -дворцовые школы. Дворцовые школы своеобразно ответили на новые веяния в педагогической мысли и школьной практике. В XVI -XVII вв. прочные позиции в сфере повышенного образования заняли школы иезуитов. Орден иезуитов стремился взять на себя воспитание господствующих классов и тем самым влиять на политическую и общественную жизнь Европы. В XV -XVI вв. продолжала расширяться сеть университетов. В XV в. их в Европе насчитывалось до 80, в следующем столетии - уже около 180. Растет и число студентов в отдельных университетах. Так, в университете Лёвена (современная Бельгия) количество записавшихся студентов в 1426-1485 гг. составляло ежегодно в среднем 310 человек, а в 1528-1569 гг. - 622 человека, то есть увеличилось вдвое. А в Саламанкском университете (Испания) в 1600-х гг. насчитывалось ежегодно более 6 тыс. студентов. Высшее образование стало ареной соперничества представителей уходящей и новой образованности. Созданием новых, реорганизацией действующих университетов занимались римско-католическая церковь, деятели Реформации и Возрождения. Так, в пределах германских государств в XVI -XVII вв. действовали семь университетов, контролируемых Ватиканом (в Кёльне, Лейпциге, Вене и других городах). Они являлись опорой традиций схоластической образованности. Свои университеты (studia superiora) открывал орден иезуитов. Их университетский курс состоял из двух циклов: трехлетнего философского и четырехлетнего теологического. В основе занятий философией лежало изучение аристотелизма в католической интерпретации. Кроме того, в первом цикле в ограниченном объеме изучались математика, геометрия и география.

Наша основная программа - «Детский Сад – Дом Радости».

Создана эта программа Натальей Михайловной Крыловой, доцентом Пермского государственного университета и Валентиной Тарасовной Ивановой, педагогом-новатором в 1985 году на базе Пермского государственного университета.

Программа «Детский Сад – Дом Радости» ориентирована на достижение и превышение стандарта дошкольного уровня образования, а также преемственность при переходе к следующему возрастному периоду. Работая по программе, мы создаем условия для обеспечения эмоционального благополучия ребенка, создания базиса его личностной культуры, развития его способностей и склонностей. Мы предоставляем ребенку широкий выбор видов деятельности, содействуем ему в овладении ими на уровне самостоятельности и творчества. Выполнение разных видов деятельности в процессе игры, познания и общения обеспечивает успешность ребенка. Испытывая удовольствие от полученного результата, дошкольник получает позитивный опыт и стремится в дальнейшем к его обогащению.

Программа построена на добротном философском, физиолого-гигиеническом и психологическом фундаменте. Научной основой программы «Детский сад – дом радости» является Типовая программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Р.А. Курбатовой и Н.Н. Поддъякова. Программа отразила все лучшее, созданное отечественными и зарубежными педагогами и психологами. Ее задачами является:

  • забота о здоровье ребенка и содействие обогащению психического и физического развития каждого ребенка;
  • содействие освоению ребенком разных видов деятельности на уровне самостоятельности и развитие его творческого потенциала;
  • содействие овладению основами духовной культуры.

Программа опирается на то, что управление любым видом деятельности может быть представлено в виде модели. Прежде всего, эту модель должен освоить взрослый, обучая ребенка самоорганизации деятельности, а в старшей и подготовительной к школе группах модель станет средством познания самого дошкольника.

Первый вариант модели, которую использует воспитатель – это система пальцев руки: мизинец обозначает замысел (цель и мотив) – «Что я хочу сделать, о ком позаботиться». Безымянный – предмет преобразования – «Из чего буду делать». Средний палец – средства – «Чем буду делать» (какими орудиями будет осуществляться преобразование). Указательный – порядок действий –

«Как буду делать» (с чего начать, чем закончить). Большой палец, поднятый вверх – результат – продукт деятельности, отношение к нему и к себе, как к создателю, т.е. рефлексия и самооценка.

В детском саду «Дом радости» дети осваивают такие продуктивные виды деятельности как аппликация, лепка, конструирование из бумаги, рисование (изображение различных предметов, построение сюжетных композиций; с натуры, по замыслу). Малыши учатся рисовать «с натуры» и по замыслу.

Особое место авторами программы уделено развитию у детей конструктивных способностей. Начиная с создания стульчиков, ворот и домиков для матрешки, дошкольники к подготовительной группе умеют сравнивать градостроительные планы и творчески подходить к выражению своего замысла, «создавая» архитектурные ансамбли Москвы и Санкт-Петербурга.

Большое значение в жизни малышей имеет детское экспериментирование. Дети проводят много опытов, познавая «внутреннее содержание внешнего мира».

Специалисты детского сада уделяют много внимания физическому, эстетическому и музыкальному развитию дошкольников. Программа предусматривает еженедельные физкультурные занятия, музыкальные досуги и освоение детьми всех видов театрализованной деятельности

Можно с полной уверенностью сказать, что систематические знания, получаемые детьми, посещающими группы детского сада «Дом радости», дают возможность детям без натаскивания овладеть основами чтения, грамоты, математики, так необходимыми для поступления в первый класс.