Почему так случается, что вместо достижения целей мы топчемся на месте?
Почему наши желания исполняются у других?

Чтобы найти ответы на эти вопросы, достаточно просто понять - а готовы ли вы к таким изменениям?

К примеру, мечтая о повышении в должности, внутренне можно оказаться совершенно не готовым к этому. Ведь с повышением могут прийти командировки, более высокая ответственность и сверхурочная работа. А вам комфортно на том месте, где вы сейчас - после работы к любимому дивану, выходные с семьей и друзьями. И если нет готовности покидать свою зону комфорта, то при достижении цели постоянно возникают препятствия. Подсознание-то не обманешь!
Выход: ещё раз прислушаться к себе: а точно ли вы хотите этого повышения? Или может быть просто мечтаете больше зарабатывать?
А мечтая больше зарабатывать - точно ли нужны именно деньги? Или просто хотите на эти деньги больше путешествовать?
Задавайте себе вопрос «Для чего мне это нужно?» до тех пор, пока не найдёте истинную цель.

Второй момент неготовности: это когда то, о чем вы мечтаете, начинает сбываться у других.

  1. Во-первых, это хороший знак - Вселенная как бы говорит вам: у него получилось, и ты это сможешь!
  2. Во-вторых, это своеобразная проверка для вас - действительно ли вы этого хотите? Готовы ли вы себе это позволить?
    И если вы сокрушаетесь, за что вам такое наказание, то проверку вы провалили.
Что нужно сделать: искренне и от души порадуйтесь за других. Вам может стать легче, если вы мысленно скажете: «Спасибо Вселенная, что слышишь меня. Я рад, что это получается у других, и с благодарностью принимаю это для себя».
Тогда и ваша мечта осуществится очень скоро.

Если наши желания искренни и от души - они всегда реализуются самым наилучшим образом. Просто позвольте себе это принять.

Приветствую вас, друзья!

Думаю, что не ошибусь, если скажу, что каждый человек хочет, чтобы его жизнь становилась лучше. Не важно, какой у вас уровень достатка, условия жизни и общественный статус. Всегда найдётся та область вашей жизни, которую вы хотели бы улучшить. Это совершенно нормально – стремление к лучшему. Более того, это очень полезное желание, потому что оно побуждает вас не останавливаться в своём развитии. Но есть один нюанс, который очень часто мешает людям привносить в свою жизнь позитивные изменения. Я говорю о таком состоянии, как готовность к переменам, вернее, о его отсутствии.

Есть одно очень мудрое высказывание, дословно я его не помню, но суть такова – нет ничего глупее, чем делать одно и то же, надеясь при этом получить другой результат. В теории мы все это прекрасно понимаем. Но, как ни странно, очень и очень часто многие люди в своей жизни надеются на перемены, продолжая тем не менее, жить по старому алгоритму. Не верите? Простой пример – человек хочет много денег, но при этом не желает ничего менять в своём жизненном укладе. Он продолжает ходить на ту же самую работу, читать те же книги или смотреть те же передачи, общаться с теми же людьми и т.д. И при этом он страстно желает значительно повысить свой доход. Но на все , которая получила его запрос и пытается его реализовать, он реагирует негативно, отвергая их – ведь следование этим подсказкам привело бы его к переменам и выходу из , а он этого не хочет. Вот и получается, что буквально он требует следующее: «Чтоб всё осталось как есть, но поменялось!» (ведь получение большего дохода – это перемены, да ещё какие!). Абсурд? Да. Но тем не менее, это достаточно частая ситуация.

Готовность к переменам – это весьма продуктивное состояние, которое очень сильно помогает проявиться в вашей жизни . Потому что готовность к переменам по сути является вашей готовностью ПРИНЯТЬ эти перемены.

Как я уже неоднократно писала, любые изменения в вашей жизни являются следствием ваших внутренних изменений. Меняются ваши мысли, эмоциональное состояние, и вслед за этим меняется ваша жизнь. Только так, а не наоборот.

И поэтому состояние готовности к переменам я бы разделила условно на два «подраздела». Во-первых, это ваша готовность меняться внутренне, самому. А во-вторых, это ваша готовность ПРИНЯТЬ те внешние перемены, которые последуют за этим. Давайте разберём каждый пункт подробнее.

Очень часто многие люди «спотыкаются» именно на первом пункте. Если с внешними переменам всё более-менее понятно, то с изменениями в себе самом многие не могут согласиться. И нередко это связано с тем, что человек считает, что ему предлагается «стать кем-то другим, утратить свою индивидуальность». Но это не так. Внутренние перемены заключаются вовсе не в этом! Ваша личность не может быть подвергнута изменениям, потому что это та самая бессмертная суть, ваша Душа. Но помимо этой самой «сердцевины» вы носите в себе очень много наносного – привитые убеждения, программы, алгоритмы поведения, накопленные вами в течении жизни. И часто именно они воспринимаются вами в качестве сути вашей личности. И вы считаете, что не можете изменить «свой характер», потому что это ваша внутренняя суть. А на самом деле это работают ваши внутренние установки и убеждения, заставляющие вас реагировать на различные ситуации в определённом ключе. Если изменить убеждения, меняется и ваш «характер».

Сейчас, пройдя через достаточно долгую и серьёзную работу над собой, я могу вам точно сказать – перемены возможны. Оглядываясь на себя прежнюю, я вижу, насколько поменялось именно моё внутреннее восприятие себя, мира, жизни. Это достаточно глубокие перемены. Многое из того, что я считала индивидуальными чертами своего характера, на самом деле оказалось продуктом работы некоторых моих внутренних убеждений. Поменяла убеждения, поменялся характер. Моя суть, моё «внутреннее Я» осталось неизменным, изменения коснулись только моего отношения к жизни, а ведь именно от этого зависит, ЧТО конкретно мы получаем от Вселенной. Это всё сложно вот так рассказать, тут нужно прочувствовать на себе, чтобы понять эти внутренние перемены.

Ещё очень важно понимать (а многие как раз это не понимают!), что внутренние перемены — это именно ВНУТРЕННИЕ перемены! Я как-то в одной статье прочитала, что, мол, позитивное мышление – это полная фигня, потому что, сколько бы вы не говорили, что всё хорошо, но вы же при этом понимаете, что всё плохо, поэтому вы себя обманываете и это не работает. Друзья мои, позитивное мышление заключается вовсе не в том, чтобы злобно или отчаянно твердить «всё хорошо!» и при этом обижаться на весь мир! – это именно «позитивное» и «мышление», то есть привычка, умение, намерение, способность, желание ВОСПРИНИМАТЬ МИР ПОЗИТИВНО!!! Запомните это. Вот это и есть ВНУТРЕННИЕ перемены, когда человек меняет своё ВОСПРИЯТИЕ мира. Вместо того, чтобы видеть проблемы, он начинает видеть возможности. И этим он меняет свой мир – его проблемы действительно превращаются в возможности. Если человек начинает ОЩУЩАТЬ себя любимым, он обретёт любовь. Если богатым – обретёт процветание. А если вы твердите, что всё хорошо, но при этом внутренне уверены, что всё плохо, это вовсе не позитивное мышление!

Часто можно услышать совет: «Начните позитивно мыслить и ваша жизнь улучшится!» Абсолютно верно, только следует учитывать, что само позитивное мышление приходит как следствие перемен в вашем восприятии мира. А перемены в восприятии могут появиться лишь тогда, когда в вас есть та самая внутренняя готовность к переменам, о которой мы сегодня говорим. Осознайте, что вы способны стать другим – более радостным, позитивным, мудрым и . И при этом вы останетесь сами собой. Подобное осознание очень часто помогает обрести готовность к переменам в себе самом и начать меняться.

О внешних переменах мы поговорим в следующей статье.

Ваша Екатерина:))

Подпишитесь на самые интересные новости моего сайта и ПОЛУЧИТЕ В ПОДАРОК ТРИ ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ АУДИОКНИГИ по Достижению Успеха и Саморазвитию!

Современное общество переживает период резких политических и экономических перемен, природных и геополитических катаклизмов, растущей миграции населения. Для жизни человека становятся характерными ситуации потери работы, резко падающие и взлетающие уровни жизни, рвущиеся родственные связи и т.д. Последствия вынужденных изменений образа жизни проявляются в росте негативных психологических проявлений, повышении уровня психоэмоционального напряжения, развитии и широком распространении таких неблагоприятных для здоровья психических состояний, как тревога, неудовлетворенность жизнью, неуверенность в завтрашнем дне, страх перед будущим, агрессивность, депрессия, суицидальные тенденции. Этот психологический фон способствует алкоголизации и наркотизации населения (Н.П. Абаскалова, Ж.Г. Агеева, М. Вайтхед, А.В. Гнездилов, Е.В. Заикина, Г.В. Залевский, В.Н. Ирхин, Г.А. Калачев, O.K. Копина, Т.Д. Марцинковская, Е.А. Суслова и др.) 19.

Учитывая эмпирически устанавливаемое разнообразие людей по параметру трудности (легкости) их вхождения в новый образ жизни, можно полагать, что готовность к изменению является той характеристикой человека, которую необходимо учитывать как при прогнозировании психологических последствий социальных, политических, природных и других катаклизмов, так и при оказании конкретной психологической помощи людям, оказавшимся втянутым в эти процессы. Иными словами, психологическая проблема готовности человека к изменению становится все более значимой по мере того, как все большее число людей начинают испытывать состояние, которое В. Франки (1954) определил словами «потеря уклада всего существования».

К. К. Платонов в соответствии с выдвинутой им концепцией личности, в структуре готовности выделяет кроме моральной готовности, психологическую и профессиональную. Данное понятие он рассматривает как особое психическое состояние, обеспечивающее высокую дееспособность, или как «психическое состояние, занимающее промежуточное положение между психическими процессами и свойствами личности, образуя функциональный уровень, на фоне которого развиваются процессы, необходимые для обеспечения результативности … деятельности . По мнению М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович, готовность - это настрой личности на определенное поведение, установка на активные действия, приспособление личности для успешных действий в данный момент, обусловленные мотивами и психическими особенностями личности. М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович выделяют заблаговременную, общую, или длительную, готовность и временную, ситуативную (состояние готовности). Первая представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности. На основе ее возникает состояние готовности к выполнению тех или иных текущих задач деятельности. Ситуативная готовность -- это динамичное целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия в данный момент .

По мнению Б.Д. Парыгина (1991) , на пути поисков выхода из кризиса, т.е на пути изменения, одна из ключевых ролей принадлежит феномену психологической готовности. Он отмечает, что в «ситуации замкнутого круга, когда объективные и социально-психологические факторы лишь взаимно порождают друг друга, способность к его разрыву может быть реализована лишь самим человеком. Эта способность находится в прямой зависимости от уровня психологической готовности людей к этому» ).

Рассматривая психологическую готовность как внутреннее функциональное комплексное состояние, направленное на внешнее поведение (деятельность) и обеспечивающее его в настоящий момент, неразрывно, т.е. вне временного континуума, можно выделить основные критерии, являющиеся фокусными точками воздействия для формирования такой готовности и одновременно индикаторами личности, находящейся в активной фазе принятия (готовности), т.е. осуществляющей успешное поведение.

С позиции психологической составляющей науки инноватики применительно к организационным, т.е. к системным и комплексным изменениям, инновационная готовность - важнейшее условие успешности осуществляемого нововведения, в основе которого лежит психологическая готовность к изменениям; совокупность личностных психологических, групповых социально-психологических и организационных социально-экономических факторов, способствующих нововведению .

В диссертационном исследование (Фаерман М.И., 2007) нам удалось систематизировать параметры готовности к изменениям на личностном, групповом и системном (организационном) уровнях:

Личностный уровень (психологическая готовность): определенность, обучаемость, своевременность, реальная активность (действия, поступки, деятельность), психологическая защищенность, стремление к новому, чувствительность, наличие субъективной значимости изменений, когнитивная сложность, склонность к эксперименту, высокая креативность и гибкость мышления; интернальность и др.;

Групповой уровень (социально-психологический): социально-психологическая общность, межличностное взаимодействие и взаимовлияние; общность интересов, мотивов и установок, ценностей и норм, обычаев и привычек; расчлененность групповых ролей; привлекательность группы; престиж члена группы; способность открыто обсуждать, принятие ошибки, способность к конфронтации (по П. Сенге) и др.;

Системный уровень (организационный): инновационность, обучаемая организация, открытость изменениям (мышления, поведения, продукта); проактивность управления и др.

На наш взгляд, существуют и другие подходы к пониманию сущности психологической готовности к изменению. Так, в ряде концепций, в том числе интегративной, чью позицию мы разделяем, готовность встраивается в процесс изменения на личностном, групповом и системном уровнях и представляется в виде одного из элементов цикла или разворачивающихся во времени и психической реальности этапов. В качестве примера такого цикла можно представить этапы креативного ситуативного процесса решения творческих задач (по А. Матвееву,) :

1) Осознание и формулировка проблемы (осознание, что ситуация перестала быть удовлетворяющей).

2) Первичный (ложный) инсайт (первая мысль или проблеск мысли, связанный с возникновение оригинальной идеи; переживается как краткосрочное вдохновение, предвкушение).

3) Поиск вариантов (характеризуется анализом ситуаций и попыткой подобрать подходящее решение).

4) Фрустрация (возникает при тупиковой ситуации поиска; переживается как напряжение, разочарование, раздражение, скука, усталость, апатия).

5) Инкубация (прекращение сознательного поиска решения проблемы при сохранении мотивации к ее решению).

6) Истинный инсайт (момент обнаружения решения; переживается как восторг, эйфория, бурная радость).

7) Разработка (проверка) логического решения логическими средствами, приведение его в форму, доступную пониманию другим.

Готовность к изменениям (психологическая готовность) является сложным комплексным конструктом, возникающим на определенном этапе психологического процесса изменений. И, с позиции интегративного процесса, готовность к изменениям - это категория субъективной психологической реальности, и представляет активацию ресурсной, мотивационной, энергетической сфер психики, не являясь непосредственным механизмом поведенческих паттернов или продуктом волевых усилий. Как раз наоборот, готовность к изменениям является, с одной стороны, последствием или результатом ориентировочного поискового волевого поведения - поведения, ведущего к накоплению ресурсов, расширению мотивационной структуры, энергетическому богатству, и не всегда способствующему из-за своей ограниченности желаемым изменениям. И, с другой стороны, является толчком или причиной осознания и поведения, ведущих к эффективным изменениям в субъективной и объективной реальностях клиента, т.е. к свершениям, достижениям, нововведениям, развитию, свободе, обогащению. Именно несформированная психологическая готовность (ее отсутствие) делает волевое поисковое поведение неэффективным, вызывает внутренние сопротивления изменениям, выдает неверные ошибочные стратегии, поведенческие паттерны. Напротив, сформированная или активная готовность расширяет поведенческие паттерны, расширяет спектр решений, путей достижения, обогащает мотивационную сферу.

Любая программа планируемых изменений требует проведения тщательной оценки готовности человека к изменениям. Двумя важными аспектами готовности к изменениям являются: (1) степень его удовлетворенности существующим состоянием дел и (2) воспринимаемым личным риском при возможном проведении изменений.

Рисунок 1. Психологические аспекты готовности к изменениям по О.С. Виханскому .

На рисунке 1 показана возможная комбинация этих аспектов. Когда человек недоволен существующей ситуацией и чувствует, что мало чем рискует от предлагаемых изменений, готовность к изменениям будет достаточно высокой. И наоборот, когда человек доволен ситуацией и опасается изменений, уровень готовности к изменениям существенно снижается.

Для определения понятия психологической готовности к переменам были использованы данные эмпирических исследований, направленных на изучение различных сторон ведения бизнеса. Канадскими учеными Ролником, Хезером, Голдом и Халом были получены исследовательские данные показателей индивидуальных черт, выявленных посредством опросника PCRS («Личностного опросника на готовность к переменам »), и определяющие, по их мнению, суть понятия психологической готовности к переменам. Выбор наиболее удачных формулировок перевода утверждений был осуществлен с привлечением двуязычных экспертов, в том числе и специалистов в области психологии. Черты, измеряемые в этом опроснике, особенно важны при рассмотрении стрессовых ситуаций, возникающих в связи с переменами в различном контексте.

Изучение корреляционных взаимосвязей семи шкал методики PCRS со шкалами других методик, было дополнено исследованием внутренней валидности и факторной взаимосвязи шкал. Совокупность приемов позволила выделить в опроснике группы факторов, близких по характеру свойств. Таким образом, помимо показателей по конкретным шкалам и «общей готовности к переменам» (сумма баллов по всем шкалам), были выделены конструкты «страстно-находчивый тип готовности к переменам» (СНГ) и «толерантно-адаптивный тип готовности к переменам» (ТАГ).

Факторный анализ шкал методики показал, что в первый конструкт входят шкалы «страстность», «находчивость», «уверенность», «оптимизм»; во второй: «толерантность к двусмысленности», «адаптивность» и «смелость, предприимчивость». Ядром различий выделяемых конструктов явилась статистически значимая отрицательная взаимосвязь между шкалами «страстность» и «адаптивность» и отрицательное напряжение на полюсах «страстность-находчивость» и «адаптивность-толерантность к двусмысленности». Шкалы «оптимизм» и «смелость, предприимчивость» добавлены в конструкты по степени наибольшей корреляционной близости, хотя и имеют положительные взаимосвязи со шкалами входящими в оба типа конструктов.

Верность принципа выделения конструктов внутри одной методики подтверждается их разнонаправленными связями со шкалами других опросников, и в первую очередь это проявилось в выраженности ориентации на будущее (шкала методики ZTPI).

Таким образом, кратко охарактеризуем типы готовности к переменам: «страстно-находчивый тип» экстравертен и характеризуется нацеленностью на будущее, «толерантно-адаптивный тип» не опирается на будущее, а в своей основе имеет интуитивные механизмы. По нашему мнению, данные типы обогащают и дополняют друг друга, если первый - активный, расширяющий пространство субъекта, то второй - стабилизирующий, поддерживающий целостность и идентичность субъекта. Преобладание одного типа над другим будет определять стиль реагирования на изменения, а так же, как мы предполагаем - преобладание стиля может сигнализировать о характере текущей деятельности. Разные ситуации, уровни развития требуют от личности различных способностей и действий.


Для изучения готовности к переменам у предпринимателей на различных стадиях развития бизнеса были использованы психологические методики: личностный опросник на готовность к переменам (Personal change-readiness survey, PCRS) , опросник Зимбардо по временной перспективе в адаптации Сырцовой А. (Zimbardo Time Perspective Inventory, ZTPI); а так же ряд других анкет, направленных на изучение различных сторон ведения бизнеса. Всего опрошено от 60 до 104 бизнесменов – количество респондентов варьируется в зависимости от количества заполненных методик и анкет (комплект состоял из шести).

Корреляционные плеяды (пунктирные линии - обратная взаимосвязь)

Рассмотрим полученные исследовательские данные сквозь показатели индивидуальных черт, выявленных посредством опросника PCRS. Методика «Личностная готовность к переменам» – «Personal change–readiness survey» разработана канадскими учеными Ролником, Хезером, Голдом и Халом. Перевод и первичная апробация данной методики были проведены Н. Бажановой и Г.Л. Бардиер. Выбор наиболее удачных формулировок перевода утверждений был осуществлен с привлечением двуязычных экспертов, в том числе и специалистов в области психологии. Черты, измеряемые в этом опроснике, особенно важны при рассмотрении стрессовых ситуаций, возникающих в связи с переменами в различном контексте.

Изучение корреляционных взаимосвязей семи шкал методики PCRS со шкалами других методик, было дополнено исследованием внутренней валидности и факторной взаимосвязи шкал. Совокупность приемов позволила выделить в опроснике группы факторов, близких по характеру свойств. Таким образом, помимо показателей по конкретным шкалам и «общей готовности к переменам» (сумма баллов по всем шкалам), были выделены конструкты «страстно-находчивый тип готовности к переменам» (СНГ) и «толерантно-адаптивный тип готовности к переменам» (ТАГ).

Факторный анализ шкал методики показал, что в первый конструкт входят шкалы «страстность», «находчивость», «уверенность», «оптимизм»; во второй: «толерантность к двусмысленности», «адаптивность» и «смелость, предприимчивость». Ядром различий выделяемых конструктов явилась статистически значимая отрицательная взаимосвязь между шкалами «страстность» и «адаптивность»** (N=68) (коэффициенты корреляции опущены; звездочками обозначены их уровни значимости: * - p<0,05; ** - p<0,01) и отрицательное напряжение на полюсах «страстность-находчивость» и «адаптивность-толерантность к двусмысленности». Шкалы «оптимизм» и «смелость, предприимчивость» добавлены в конструкты по степени наибольшей корреляционной близости, хотя и имеют положительные взаимосвязи со шкалами входящими в оба типа конструктов.

Верность принципа выделения конструктов внутри одной методики подтверждается их разнонаправленными связями со шкалами других опросников, и в первую очередь это проявилось в выраженности ориентации на будущее (шкала методики ZTPI).

Зимбардо с коллегами основываясь на концепции жизненного пространства К.Левина выдели пять временных шкал, пять временных ориентаций личности которые могут доминировать в мыслях человека. Так, Левин рассматривал как видение индивидом своего будущего или прошлого в своем настоящем и предполагал, что когнитивная деятельность и эмоции о прошлом или будущем могут влиять на действия, эмоции и когнитивную деятельность в настоящем и на стремления в будущем.

В методике представлены два аспекта ориентации на прошлое - негативное и позитивное прошлое, два аспекта ориентации на настоящее - гедонистическое и фаталистическое настоящее, а так же ориентацию на будущее. Последняя, характеризует наличие у респондентов целей и планов на будущее, а так же поведение направленное на выполнение этих планов и реализацию поставленных целей.

И как уже было указано выше «страстно-находчивый тип готовности к переменам» и «толерантно-адаптивный тип готовности к переменам» обнаружили интересную взаимосвязь с ориентацией на будущее. Первый тип показал статистически значимую положительную взаимосвязь** (N=62), второй тип – отрицательную**. Таким образом, в качестве промежуточного вывода можно отметить, что готовность к изменениям – это не только готовность реагировать на изменения, но и готовность реагировать определенным образом, где степень ориентации на будущее выступает определенного рода знаменателем. Сразу предполагаем, что бизнесмены первого типа – планируют изменения и создают события, а вторые используют более гибкую стратегию за счет снижения проактивности.

Из общих свойств готовности к изменениям в их взаимосвязи с временными перспективами, можно отметить, что оба типа (СНГ и ТАГ) отрицательно связаны с ориентацией на негативное прошлое (** и * соответственно) и отрицательно с ориентацией на фаталистическое настоящее (** и * соответственно). Иными словами, готовность к изменениям не терпит пессимизма и предопределенности.

Специфика 2-х типов готовности к изменениям также раскрывается благодаря данным полученным по методике Майерс-Бриггс. Напомним, что последняя позволяет определить принадлежность респондента к тому или иному полюсу четырех дихотомических шкал личностных предпочтений: экстраверсии (E) – интроверсии (I), сенсорики (S) – интуиции (N), мышления (T) – чувства (F), организованности (J) – гибкости (P), и к одному из 16 личностных типов, образованных ими.

Так было выявлено, что «страстно-находчивый тип готовности к переменам» положительно связан с экстраверсией** (N=60), «толерантно-адаптивный тип готовности к переменам» с интуицией**, а «общая готовность к переменам» - как с экстраверсией**, так и с интуицией**. Т.е. наиболее сильную совокупную готовность к изменениям, реализующую себя по обоим указанным типам готовности, показали следующие типы: «новатор» (ENTP), «инициатор» (ENTF), «предприниматель» (ENTJ) и «наставник» (ENFJ).

Таким образом, «суммируя» полученные данные, кратко охарактеризуем типы готовности к переменам: «страстно-находчивый тип» экстравертен и характеризуется нацеленностью на будущее, «толерантно-адаптивный тип» не опирается на будущее, а в своей основе имеет интуитивные механизмы. По нашему мнению, данные типы обогащают и дополняют друг друга, если первый – активный, расширяющий пространство субъекта, то второй – стабилизирующий, поддерживающий целостность и идентичность субъекта. Преобладание одного типа над другим будет определять стиль реагирования на изменения, а так же, как мы предполагаем - преобладание стиля может сигнализировать о характере текущей деятельности. Разные бизнес ситуации, уровни развития бизнеса требуют от личности предпринимателя различных способностей и действий. Так было проведено дополнительное изучение корреляционных взаимосвязей шкал психологических методик со стадиями развития предпринимательских проектов.

В дополнительной анкете, предпринимателям было предложено определить стадию развития своих проектов . Мы использовали стадиальность предложенную экономистами Лазаревым В.Н. и Ведерниковым А.Ю в монографии «Методологические проблемы управления информационным взаимодействием (на примере региональной системы малого предпринимательства)» (Ульяновск: УлГТУ, 2000.- 127 с.). Стадии характеризуются следующими показателями информационного обмена (специфика информационного обмена выбрана в качестве ключевого индикатора развития и деления бизнеса на стадии развития):

- Организация и запуск. Характеризуется необходимостью разработки стратегической модели ведения бизнеса, определения общих условий ведения деятельности и изучением параметров коньюктуры рынка.

- Разработка и становление. Характеризуется необходимостью разработки ресурсной модели, получению технико-экономической информации, поиском технологий, определении цены ресурсов и кредитов.

- Развитие и стабилизация. Характеризуется необходимостью укрепления позиций на рынке, определением оперативной коммерческой информации, работа с потребностями потребителей, формирование структуры предложения и товарных запасов.

- Стагнация и затухание. Предполагает завершение цикла. Специфика информационного обмена соответствует первой стадии.

Дополнительным корреляционным сравнением (вопросы о сложности работы с информацией) было установлено:

Стадия «организация и запуск» характеризуется сложностью применения знаний* (N = 84)

Зрелая стадия «развитие и стабилизация» бизнеса не вызывает сложности применения знаний**, в частности в связи с укреплением позиций на рынке** и работой с оперативной коммерческой информацией*. Данной стадия ставит перед предпринимателями затруднения в оценке, анализе и защите информации**. Это касается как укрепления позиции на рынке*, так и работы с оперативной коммерческой информацией**, выявлением потребностей потребителей, разработке структуры предложения и формирования товарных запасов**. Более того, озвучим данные выходящие за рамки данных тезисов – работа с оперативной коммерческой информацией даже снижает престиж профессии** (N = 82), престиж оценивался по 10-ти бальной шкале.


Между психологическими характеристиками личности предпринимателей, в частности готовностью к изменениям и стадиями развития бизнеса, с их специфическим информационным обменом обнаружены корреляционные взаимосвязи.

На стадии «развитие и стабилизация» на статистически значимом уровне проявляется толерантно-адаптивный тип готовности к переменам* (N = 67), а на стадии «организация и запуск» наблюдается обратная тенденция, стиль не выражен*. Как было нами замечено, данная реакция в первую очередь связана со шкалой «tolerance for ambiguity». «Толерантность к двусмысленности» опирается на спокойное отношение к отсутствию ясных ответов, самообладание в ситуациях, когда не ясна суть происходящего или не ясен исход дела, когда не определены цели и ожидания, когда начатое дело остается незавершенным». На наш взгляд, данный результат вполне закономерен и вписывается в логику развития бизнеса – на первом этапе, предприниматель стремится уменьшить неопределенность, и у него как минимум должен быть достаточно четкий план действий по запуску дела. По мере же роста и развития бизнеса ясность действий, оценка бизнес-ситуации может затушевываться, рутинизироваться.

Выше озвученные результаты созвучны с данным полученными по шкале MBTI «организованность-гибкость». Если на стадии «организация и запуск» полюс смещен в сторону организованности** (N = 61), то на стадии «развитие и стабилизация» - уже в сторону гибкости*. Явление может объясняться в двух направлениях: с одной стороны, изменение личности в процессе профессиональной деятельности, с другой – разные типы личности по разному трактуют и оценивают стадию развития предпринимательского проекта и информационные потребности.

Рассматривая стадии развития бизнеса через анализ специфических информационных потребностей, присущих этим стадиям обнаружен ряд взаимосвязей.

Высокая потребность в информации о потребностях потребителей, структуре коммерческого предложения, складских запасов сопровождается низкими показателями по шкалам «страстность»* (N = 65), «оптимизм»* и страстно-находчивому типу готовности к изменениям*, а так же снижением ориентации на будущее** (N = 62) и увеличением ориентации на фаталистическое настоящее*. Увеличение ориентации на фаталистическое настоящее так же сопровождается повышением потребности в информации, направленной на укрепление позиции компании на рынке*.

Высокая «общая готовность к изменениям» сопровождается снижением потребности в информации, способствующей определению общих условий ведения предпринимательской деятельности*. Последняя информационная потребность положительно коррелирует с интроверсией* – интроверты, по всей видимости, хотят «охватить и перенести» всю внешнюю информацию об условиях ведения бизнеса во внутрь.

Резюмируя выше сказанное, отметим главное. К переходу предпринимательского проекта в стадию «развитие и стабилизация», по нашим полученным данным, у бизнесменов наблюдается выработка «толерантно-адаптивного стиля готовности к изменениям». Появляется гибкость (за счет снижения организованности), вырабатывается толерантность к двусмысленности, но и снижается страстность, так необходимая в начальной стадии разработки проекта, что так же может свидетельствовать о снижении первоначального мотивационного устремления. В ходе развития бизнеса у бизнесменов наблюдается небольшое увеличение ориентации на фаталистическое настоящее и снижение ориентации на будущее. На стадии «развитие и стабилизация» поиск и анализ информации, изучение потребностей потребителей, структуры предложения и товарных запасов – выходит на первый план и становится одной из ключевых проблемных областей в деятельности. Это происходит на фоне снижения оптимизма. Не исключаем, что это может быть связано как с общей тенденций профессиональной деятельности отечественных предпринимателей, так и с текущей ситуации так называемого «мирового финансового кризиса».


Теги: исследование предпринимательской деятельности, готовность к переменам
Материал подготовлен Руденко Владимиром