Общество – совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием, достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей.

Общество представляет собой теснейшее сплетение разнообразных соц. связей и взаимодействий, исходной первоносной которого выступает соц. действие. Человеческое действие приобретает черты соц. действия только тогда, когда оно осознанно и сориентировано на поведение других, когда оно воздействует на них и в свою очередь испытывает влияние поведения других людей. Социальное действие, выражающее зависимость и совместимость людей или их групп, выступает как соц. связь. Она включает такие основные элементы: субъекты этой связи, предмет связи, характеризующий содержание связей; механизм осуществления связи и его сознательное регулирование.

Поведение человека, живущего в мире себе подобных, зависит не только от него самого, его физических качеств, а от совместно живущих и совместно действующих людей, оказывающих взаимное влияние на поведение друг друга. При этом с прогрессом общества такая зависимость неуклонно возрастает.

Социальная связь может выражаться в различных формах: как в виде соц. контакта – поверхностные связи людей, так и соц. взаимодействия.

Социальное взаимодействие – это система взаимообусловленных соц. действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других. Оно имеет место тогда, когда люди взаимно, сравнительно глубоко, устойчиво и регулярно влияют на поведение друг друга, в результате чего происходит не только возобновление, но обычно и изменение соц. отношений.

Соц. отношения - это одна из форм проявления соц. взаимодействий, которая отличается длительностью, устойчивостью и системностью соц. взаимодействий, их самовозобновляемостью, широтой содержания соц. связей.

Социальная связь - первое и самое главное условие существования общественной жизни. Под термином «социальная связь» обозначается вся совокупность факторов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных условиях места, времени во имя достижения конкретных целей. Социальные связи - это связи индивидов друг с другом, а также их связи с явлениями процессами окружающего мира. Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодействие индивидов или групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей.

Социальное взаимодействие - это любое поведение индивида или группы индивидов, имеющих значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом. Категория «взаимодействие» выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности и различающихся по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности общества (экологической, экономической, духовной, политической и т. д.) взаимодействие имеет место, оно всегда носит социальный характер, так как выражает связи между индивидами и группами индивидов.

Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона взаимодействия - это связи, независимые от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Субъективная сторона взаимодействия - это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных экспектациях (ожиданиях) соответствующего поведения. Это межличностные (или шире, социально - психологические) отношения, которые представляют собой непосредственные связи и отношения между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.

Механизм социального взаимодействия», включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов и, наконец, обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие. Самое главное в социальном взаимодействии - это содержательная сторона, раскрывающаяся через характер и способ социального взаимодействия. Они же обуславливаются индивидуальным свойствами и качествами взаимодействующих сторон. В основном они зависят от ценностных ориентации людей, существующих социальных норм и обыденного опыта.

Социальные отношения. Социальное взаимодействие приводит к установлению социальных отношений. Социальные отношения - это относительно устойчивые связи между индивидами (вследствие чего они институционализируются в социальные группы) и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным статусам и ролям в общественных структурах. Социальные отношения - это относительно самостоятельный, специфический вид общественных отношений, выражающий деятельность социальных субъектов по поводу их неодинакового положения в обществе и роли в общественной жизни. Социальные отношения всегда выражают положение людей и их общностей в обществе, потому что это всегда отношения равенства - неравенства, справедливости- несправедливости, господства - подчинения.

Социальные группы: принадлежность к исторически сложившимся территориальным объединениям (город, деревня- поселок);

Степень ограничения функционирования социальных групп в строго определенной системой социальных норм и ценностей, принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным социальным институтам (семья, образование, наука и т. д.).

Распространено утверждение, что любое социальное действие неизбежно порождает социальное взаимодействие. Однако некоторые ученые считают, что социальное действие, как правило, предполагает социальное взаимодействие, но оно может остаться без ответного действия, т.е. в каких-то случаях социальное действие не порождает социального взаимодействия.

В учебной и справочной литературе понятие «социальное взаимодействие» трактуется по-разному. Внимание акцентируется либо на обмене действиями, либо на способе осуществления социальных связей, либо на системе взаимообусловленных социальных действий, либо на процессе воздействия социальных субъектов друг на друга, либо на отношениях между людьми и социальными группами, либо на поведении индивида. Обобщая, можно дать такое определение.

— это процесс обмена социальными действиями между двумя акторами (участниками взаимодействия) и более.

Следует различать социальное действие и социальное взаимодействие.

Социальное действие - это любое проявление социальной активности, ориентированное на других людей. Социальное взаимодействие — это процесс обмена социальными действиями между двумя социальными субъектами и более, процесс непосредственного или опосредованного воздействия этих субъектов друг на друга. При этом социальное действие может быть инициировано самим социальным субъектом (индивидом, группой) и тогда оно рассматривается как «вызов», а может быть реакцией на социальные действия других как «ответ на вызов».

Социальное взаимодействие является основной жизненной потребностью человека, поскольку человек, лишь взаимодействуя с другими людьми, может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей и интересов, реализовать свои ценностные и поведенческие интенции. Важнейшим компонентом социального взаимодействия является предсказуемость взаимных ожиданий или, иначе говоря, взаимопонимание междуакторами. Если акторы «говорят на разных языках» и преследуют взаимоисключающие цели и интересы, то результаты такого взаимодействия вряд ли будут положительными.

Понятие социального взаимодействия

Взаимодействие - это процесс воздействия людей и групп друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого. Любое взаимодействие предполагает по меньшей мере двух участников — интерактантов. Следовательно, взаимодействие представляет собой разновидность действия, отличительной чертой которого является направленность на другого человека.

Любое социальное взаимодействие обладает четырьмя признаками:

  • оно предметно, т. е. всегда имеет цель или причину, которые являются внешними по отношению к взаимодействующим группам или людям;
  • оно внешне выражено ,а потому доступно для наблюдения; этот признак обусловлен тем, что взаимодействие всегда предполагает обмен символами , знаками, которые расшифровываются противоположной стороной ;
  • оно ситуативно ,т. е. обычно привязано к какой-то конкретной ситуации, к условиям протекания (например, встреча друзей или сдача экзамена);
  • оно выражает субъективные намерения участников .

Хотелось бы подчеркнуть, что взаимодействие — это всегда коммуникация. Однако не стоит отождествлять взаимодействие с обычным общением, т. е. обменом сообщениями. Это гораздо более широкое понятие, поскольку предполагает не только прямой обмен информацией , но и косвенный обмен смыслами . Действительно, два человека могут не говорить ни слова и не стремиться ничего сообщать друг другу иными средствами, однако уже тот факт, что один может наблюдать за действиями другого, и другой знает об этом, делает любую их активность социальным взаимодействием. Если люди совершают на глазах друг у друга какие-то действия, которые могут быть (и непременно будут) как-то интерпретированы противоположной стороной, то они уже обмениваются смыслами. Человек, который находится в одиночестве, будет вести себя немного иначе, чем человек, который находится в обществе других людей.

Следовательно, социальное взаимодействие характеризуется такой чертой, как обратная связь . Обратная связь предполагает наличие реакции . Однако эта реакция может и не последовать, но она всегда ожидается, допускается как вероятная, возможная.

Американский социолог русского происхождения П. Сорокин выделил два обязательных условия социального взаимодействия:

  • обладать психикой и органами чувств , т. е. средствами, позволяющими узнать, что чувствует другой человек, через его действия, мимику, жесты, интонации голоса и т. д.;
  • участники взаимодействия должны одинаковым образом выражать свои чувства и мысли , т. е. использовать одни и те же символы самовыражения.

Взаимодействие может рассматриваться как на микроуровне , так и на макроуровне.

Взаимодействие на микроуровне — это взаимодействие в повседневной жизни, например, в рамках семьи, небольшого рабочего коллектива, студенческой группы, группы друзей и т. д.

Взаимодействие на макроуровне разворачивается в рамках социальных структур, и даже в целом.

В зависимости от того, каким образом осуществляется контакт между взаимодействующими людьми или группами, выделяют четыре основных вида социального взаимодействия:

  • физическое;
  • вербальное, или словесное;
  • невербальное (мимика, жесты);
  • мысленное, которое выражается только во внутренней речи.

Три первых относятся к внешним действиям, четвертое — к внутренним действиям. Всем им присущи следующие свойства: осмысленность , мотивированность, ориентированность на другого человека .

Социальное взаимодействие возможно в любой сфере жизни общества. Поэтому можно дать следующую типологию социального взаимодействия по сферам:
  • (индивиды выступают как собственники и наемные работники);
  • политическая (индивиды противоборствуют или сотрудничают в качестве представителей политических партий, общественных движений, а также в качестве субъектов государственной власти);
  • профессиональная (индивиды участвуют как представители разных профессий);
  • демографическая (включая контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас);
  • семейно-родственная;
  • территориально-поселенческая (происходят столкновение, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, постоянно и временно проживающими и т. п.);
  • религиозная (подразумевает контакты между представителями разных религий, а также верующими и атеистами).

Можно выделить три основные формы взаимодействия:

  • кооперация — сотрудничество индивидов для решения общей задачи;
  • конкуренция — индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами);
  • конфликт — скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон.
П. Сорокин рассматривал взаимодействие как обмен, и на этом основании выделял три типа социального взаимодействия:
  • обмен идеями (любыми представлениями, сведениями, убеждениями, мнениями и т. д.);
  • обмен волевыми импульсами, при которых люди согласуют свои действия для достижения общих целей;
  • обмен чувствами, когда люди объединяются или разделяются на основании своего эмоциального отношения к чему-либо (любви, ненависти, презрения, осуждения и т. д.).

1. Взаимодействие. Социальное взаимодействие. Социальное и педагогическое взаимодействие. Характеристика взаимодействия в условиях образовательного учреждения.

2. Типы взаимодействия.

3. Трудности взаимодействия.

4. Развитие взаимодействия.

Литература

Основная

1. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. – М., 2004.

Дополнительная

2. Адель Фабер, Элейн Мазлиш Как говорить с детьми, чтобы они учились. – М., 2010.

3. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. Тайны эффективного взаимодействия.Полный курс. – СПб, 2007.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2007.

5. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного общения с подростками. – М. Генезис, 1997.

6. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2004.

7. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб., 2002.

1. Воздействие в педагогическом процессе предполагает непосредственное влияние на ребенка с целью оказывать влияние, добиваться необходимого результата. Воздействие формирования его ЗУН, качеств личности. При этом активность самого ребенка не учитывается или не принимается во внимание. Отношения, которые складываются между педагогами и воспитанниками можно охарактеризовать как субъект – объектные. Взаимодействие предполагает взаимную активность, и поддержку.

Взаимодействие - универсальная форма развития, обоюдного изменения явлений, как в природе, так и в обществе, приводящего каждое звено в новое качественное со стояние. Это взаимная связь явлений. Взаимодействие отображает широкий круг процессов окружающей действительности, посредством которых реализуются причинно-следственные связи, происходит обмен между взаимодействующими сторонами, их взаимное изменение.

Социальное взаимодействие осуществляет в процессе совместной деятельности и общения. В социальном плане взаимодействие людей рассматривают также как способ, осуществления преемственности поколений. Передача опыта, информации от поколения к поколению способствует взаимодействию людей: конкретное поведение с одной стороны, и подражание этому поведению - с другой. У ребенка усвоение опыта и овладение им всегда происходит через взрослого или старшего в совместной деятельности. Чтобы овладеть опытом и присвоить его себе, ребенок вступает во взаимодействие с более опытным, старшим. Взаимодействие служит в этом процессе способом освоения культурного наследия предшествующих поколений.

В условиях образовательного учреждения передача опыта, общечеловеческих ценностей идет по крайней мере в двух формах: в процессе взаимодействия педагогов и детей, т. е. в специально организованном учебно-воспитательном процессе, а также в совместной деятельности старших и младших школьников. Чем теснее и многообразнее контакты, чем выше уровень сотрудничества поколений, тем успешнее развиваются преемственные связи между ними. Старшие, педагоги являются носителями культурного наследия, традиций в коллективе, но станет ли это достоянием младших поколений - зависит от характера взаимодействия педагогов и учащийся.

В любом взаимодействии, как правило, одна сторона активнее другой с точки зрения обмена информацией, энергией, деятельностью. В данном аспекте педагоги и школьники, старшие и младшие находятся в неравном положении. На их отношениях существенно сказываются различия социального статуса и жизненного опыта. Этим обусловлена руководящая роль педагогов (в скрытой или открытой форме) в процессе их взаимодействия. Однако направляющая позиция одних не предопределяет пассивность других.

2. Различают социальное и педагогическое взаимодействие . Социальное взаимодействие - более широкое понятие, включает педагогическое взаимодействие. Если педагогическое взаимодействие всегда является специально организованным процессом, направленным на решение воспитательных за задач, то социальное взаимодействие характеризуется как стихийными контактами, так и специально организованными.

В условиях образовательного учреждения воспитатели планируют и осуществляют целенаправленное взаимодействие с детьми и между детьми. Но при атом им необходимо учитывать стихийно складывающиеся отношения детей, а также создавать условия для расширения социального взаимодействия учащихся, включения их в систему

социальных отношений. Это позволяет детям приобретать опыт самостоятельного поведения и взаимодействия в организованной среде.

В качестве ведущей цели взаимодействия педагогов и школьников можно рассматривать развитие личностей взаимодействующих сторон и их взаимоотношений.

Основными характеристиками взаимодействия считают взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние.

Все характеристики взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личных и деловых отношений, для того, чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях, и в результате усиливается их влияние друг на друга. Активные совместные дела педагогов и учащихся, в свою очередь, позволяют узнать лучше друг друга, способствуют усилению влияния их друг на друга.

Сущность взаимодействия помогают раскрыть такие интегративные его характеристики , как срабатываемость и совместимость . Срабатываемост ь - феномен, характеризующий совместную деятельность людей с точки зрения ее успешности (количества, качества, скорости), оптимальной координации действий партнеров, основанной на взаимном содействии. Сработавшиеся люди показывают наименьшую речевую продуктивность, наименьшее число эмоциональных высказываний типа сомнение. Совместимость характеризуется прежде всего максимально возможной удовлетворенностью партнеров друг другом, значительными эмоционально-энергетическими затратами на взаимодействие, высокой когнитивной идентификацией. Для совместимости ведущим является эмоциональный компонент взаимодействия. При оптимальной срабатываемости главным источником удовлетворения взаимодействием является совместная работа, при оптимальной совместимости этим источником служит процесс общения.

Характеристика сущности, структуры взаимодействия помогает определить показатели его эффективности. Вместе с тем необходимо помнить, что взаимодействие участников воспитательного процесса - это не самоцель, а важнейшее средство, необходимый способ успешного решения поставленных задач, и эффективность определяется прежде всего развитием личности педагогов и школьников, степенью достижения результатов в соответствии с теми задачами, которые ставились. Непосредственным и специфичным показателем эффективности является развитие основных характеристик взаимодействия участников педагогического процесса:

По взаимопознанию - объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу;

По взаимопониманию - понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и школьниками; понимание и принятие трудностей и забот друг друга; понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность.

По взаимоотношениям - проявление такта, внимание к мнению и предложению друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции другого, сопереживание, сочувствие; стремление к официальном и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей;

По взаимным действиям - осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость (количество, качество, скорость проделанной работы), координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга;

По взаимовлиянию - способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменение способов, поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; восприятие другого как примера для подражания; значимость, референтность другого.

В общем плане о развитии взаимодействия участников воспитательного процесса можно судить по обогащению содержания их совместной деятельности и общения, способов и форм взаимодействия, по расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности; по срабатываемости и психологической совместимости.

Типы взаимодействия.

Могут быть предложены различные основания для классификации взаимодействия.

1. Выделяют взаимодействие прежде всего по субъекту и объекту:

личность-личность (ученик-ученик педагог-ученик, педагог-педагог, педагог-родитель и т. д.);

коллектив-коллектив (коллектив младших - коллектив старших, класс-класс, ученический коллектив - педагогический коллектив и т. д.).

2. Можно говорить о прямом и косвенном взаимодействии. Прямое взаимодействие характеризуется непосредственным воздействием друг на друга, косвенное направлено не на саму личность, а на обстоятельства ее жизни, ее микро среду

Основанием для классификации типов взаимодействия может также быть:

4. наличие цели или ее отсутствие: во взаимодействии может специальная цель, тогда оно называется целенаправленным; если цель отсутствует, говорят о стихийном взаимодействии;

5. степень управляемости: управляемое, полууправляемое, неуправляемое; управляемое - целенаправленное взаимодействие, сопровождающееся систематической информацией о его результатах позволяющее вносить необходимые коррективы в последующее взаимодействие; полууправляемое - это также целенаправленное взаимодействие, но обратная информация используется от случая к случаю; неуправляемое - это стихийное взаимодействие.

6. тип взаимосвязи: «на равных» или «руководство»: для взаимодействия «на равных» характерны субъектные отношения, активность обеих взаимодействующих сторон; при «руководстве» активность с одной стороны.

7. В совместной деятельности различают следующие механизмы поведения участников:

· Содействие (действия, эффективно способствующие достижению результатов)

· Противодействие (несогласованные действия, осознанно или неосознанно препятствующие достижению цели взаимодействия)

· Бездействие (уклонение, активный уход от взаимодействия с участниками деятельности)

8. Среди стратегий гуманитарных взаимодействий исследователи выделяют:

· Сотрудничество: активная помощь друг другу в достижении результата. Сотрудничество может осуществляться одновременно или последовательно для взаимодействующих сторон.

· Одностороннее принятие: активные действия одной стороны и принятие процесса деятельности другой стороной без активного включения в общую работу.

· Уклонение от взаимодействия: обе стороны избегают ситуаций, предполагающих участие в совместной деятельности.

· Одностороннее противодействие: одна из сторон не только не содействует, но и достаточно активно препятствует достижению цели. Такое противодействие может проходить в явной или завуалированной форме.

· Противоборство: обе стороны активно препятствуют друг другу в достижении целей деятельности (выраженная конфликтная форма взаимодействия)

· Компромиссное взаимодействие: стороны в зависимости от ситуации склонны взаимодействовать то в форме сотрудничества, то в форме противоборства.

Интерактивная сторона общения раскрывается как выработка участниками стратегии совместных действий. Однако, остановившись только на стратегии, мы вряд ли достигнем желаемой цели. Дело в том, что любая стратегия предусматривает определенные действия, направленные на ее оптимальное осуществление.

Поэтому субъекты должны обладать элементарными навыками взаимодействия, сотрудничества.

9. Можно взять за основу классификации характер взаимодействия, выделяя при этом следующие три признака: отношение взаимодействующих сторон к интересам друг друга, наличие осознаваемой общей цели совместной деятельности, субъектность позиции по отношению друг к другу во взаимодействии. Различные сочетания этих признаков дают определенные типы взаимодействия (Рожков М.И., Байбородова Л.В.).

Типы взаимодействия.

Наиболее эффективным для развития коллектива и личности является сотруднический тип взаимодействия, который характеризуется объективным знанием, опорой на лучшие стороны друг друга, адекватностью их оценок и самооценок; гуманными, доброжелательными, доверительными и демократичными взаимоотношениями; активностью обеих сторон, совместно осознанными и принятыми действиями, положительно взаимным влиянием друг на друга, - иначе говоря, высоким уровнем развития всех его компонентов.

Сотрудничество участников воспитательного процесса это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. Сотрудничество не допускает бессмысленной, нерезультативной работы. При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия, но они разрешаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют интересов взаимодействующих сторон, позволяют подняться коллективу, педагогам и учащимся на новый качественный уровень. У школьников формируется отношение к себе и другим людям как творцам общего дела.

Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций партнеров, уважительные, положительные отношения взаимодействующих. Такое взаимодействие помогает чувствовать партнера, лучше узнать, понять и мысленно встать на его позицию, прийти к согласию. Принятие партнера таким, каков он есть, уважение и доверие к нему, искренний обмен мнениями позволяют выработать в результате сходные установки, взгляды, убеждения на ту или иную ситуацию. Эффективность диалогу обеспечивают его открытость, искренность, эмоциональная насыщенность, отсутствие предвзятости. ю

В основе соглашения лежит договоренность взаимодействующих сторон о их роли, позиции и функциях в коллективе, в конкретной деятельности.

Опека - это забота одной стороны о другой (учителя об учениках, старших о младших). Одни действуют только по преимуществу как передатчики, а другие - как активные потребители готового опыта, и таким образом, взаимодействие носит односторонний, характер.

Трудности взаимодействия.

Подавление - достаточно распространенный тип взаимодействия, который проявляется в пассивном подчинении одной стороны другой. Такое взаимодействие проявляется в виде открытых, жестких указаний, требований, предписаний, что и как сделать.

Взаимодействие-подавление приводит к напряженности во взаимоотношениях, вселяет в детей страх, неприязнь к педагогу. Ребенок перестает любить школу, где его заставляют делать то, что он не всегда понимает, принуждают выполнять неинтересную работу, игнорируют его как личность. Подавление, если оно является преобладающим типом взаимодействия, очень опасно, так как у одних формируется пассивность, приспособленчество, инфантильность, неуверенность и беспомощность; у других - деспотичность, агрессия по отношению к людям, окружающему миру. Данный тип часто приводит к конфликтам и конфронтации.

Индифферентность - равнодушие, безучастность друг к другу. Этот тип взаимодействия в основном характерен для людей и групп, которые никак не зависят друг от друга либо плохо знают своих партнеров. Индифферентный тип взаимодействия может перейти и в конфронтацию при неправильной организации деятельности и отношений в процессе работы, противопоставлении успехов, достижений взаимодействующих сторон. Конфронтация - скрытая неприязнь друг к другу или одной стороны по отношению к другой, противоборство, противопоставление, столкновение. Конфронтация может быть

следствием неудачного диалога, соглашения или конфликта, психологической несовместимости людей. Конфронтация характеризуется явным расхождением целей и интересов; иногда цели совпадают, но личностный смысл существенно расходится. Конфронтация свойственна и для отдельных людей, и для групп коллективов. Независимо от причин возникновения конфронтации задача педагога найти способы перехода к другим типам взаимодействия (диалогу, соглашению).

Особо следует выделить такой тип взаимодействия, как конфликт, поскольку он может сопутствовать всем другим типам и носит, как правило, временный, промежуточный характер, переходи в зависимости от условий в другой тип взаимодействия.

Конфликт – это противоречие, которое привело к нарушению взаимоотношений. В основе противоречий – несовпадение интересов. Само по себе противоречие - не является конфликтом! Оно может быть снято путем обсуждения. Однако, мы не всегда сознаем свои интересы. ЧАЩЕ мы фиксируем свое внимание на способах, предлагаемых для реализации интересов. Несогласие с предлагаемым нами способом мы принимаем за нарушение наших интересов. Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний партнеров. Конфликты могут возникать в связи с противоречием; а) поиска, когда сталкиваются новаторство с консерватизмом; б) групповых интересов; когда люди отстаивают интересы только своей, группы, коллектива при игнорировании общих интересов; в) связанным с личными, эгоистическими побуждениями, когда корысть подавляет все другие мотивы.

Конфликт возникает, когда одна сторона начинает действовать, ущемляя интересы другой. Если другая сторона отвечает тем же, то конфликт может развиваться как неконструктивный, так и конструктивный. Неконструктивный он тогда, когда одна сторона прибегает к безнравственным методам борьбы, стремится подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих. Обычно это вызывает яростное сопротивление другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможным. Конструктивный конфликт возможен лишь тогда, когда оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений.

Конфликт вызывает недоверие и тревожность, он накладывает отпечаток на внутреннюю жизнь коллектива и психологическое состояние отдельного человека. Конфликт требует обязательного разрешения. Основные стратегии поведения в конфликте:

· Подавление: соперничество, конкуренция, открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции (достигая цель, портите отношения с окружающими)

· Приспособление: изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий, отказ от своих интересов, сохранение отношений.

· Уход: уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликтной ситуации не разрешая ее.

· Компромисс: урегулирование отношений через взаимные уступки.

· Сотрудничество: совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон. Наиболее эффективный путь.

Для решения конфликта необходимо:

1. Урегулировать эмоциональный тон разговора.

2. Урегулировать отношения.

3. Осознать свои интересы и распознать интересы оппонента. Обозначить выявленные интересы.

4. Совместно найти такие способы действий, которые одновременно отвечают интересам обеих сторон.

4. Развитие взаимодействия педагогов и учащихся происходит в процессе организации их совместной деятельности, эффективность которой повышается, если:

Сформировала положительная установка у взаимодействующих сторон на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;

Осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций воспитателей и воспитанников;

Создаются ситуации свободного выбора видов и способов деятельности;

Позиция и стиль работы педагога способствуют самореализации и самовыражению участников деятельности.

Большой воспитательный потенциал для формирования взаимоотношений педагогов и школьников заложен в совместной практической деятельности, когда обе стороны выступают на равных, а сама деятельность носит творческий характер. Наиболее эффективной для развития сотруднического взаимодействия является методика организации коллективной творческой деятельности.

Успешность деятельности, срабатываемость ее участников зависят от взаимопонимания взаимодействующих сторон. Взаимопонимание педагогов и учащихся связано прежде всего с объективностью и всесторонностью их информированности друг о друге. Чтобы успешно строить свои взаимоотношения с детьми, педагогу необходимо знание их возрастных особенностей, потребностей, намерений; индивидуальных возможностей, склонностей и интересов школьников; воспитательного потенциала деятельности, уровня подготовленности к участию в той или иной деятельности; уровня развития коллектива, характера взаимоотношений между учащимися и педагогами; факторов, влияющих на взаимодействие членов коллектива; наконец, своих собственных возможностей. Информация по этим вопросам очень изменчива и требует постоянного изучения, при этом педагогу важно получать сведения по каждому вопросу от разных сторон (от других педагогов, детей, родителей) и разными путями (в общении, в деятельности со своими товарищами, учителями, наедине с самим собой).

Отношение школьников к педагогам также определяется их информированностью об учителе. Самой доступной для них является информация об уровне знаний педагога, его эрудиции, профессиональных качествах, которую дети распознают довольно быстро, хотя иногда для этого требуется много времени. Надо учитывать, что мнение об учителе, которое очень трудно бывает опровергнуть, может передаваться от старших учеников. Как и педагогам, детям тоже важно увидеть индивидуальные, сильные стороны в учителе, однако рамки учебного времени ограничивают возможность решения этой проблемы. Необходимо создание специальных. ситуаций, в которых обе стороны могут лучше узнать друг друга.

Знание друг о друге должно быть не просто зафиксировано, а осознано и понято.

В условиях гуманистического обучения предполагается изменение типа отношений между учителем и учениками. К. Роджерс в своей книге «Взгляд на психотерапию. Становление человека» писал, что можно создать помогающие отношения, которые характеризуются «прозрачностью» со стороны взрослого (фасилитатора), где четко видны его реальные чувства. Помогающие отношения отличаются принятием другого человека как индивида, имеющего ценность, а также глубинным эмпатическим пониманием, которое дает возможность видеть личный опыт человека с его точки зрения. Под принятием Роджерс понимал «теплое расположение к человеку, имеющему безусловную ценность, независимую от его состояния, поведения или чувств». Это значит, что «человек вам нравится, вы уважаете его как индивида и хотите, чтобы он чувствовал по-своему». Это значит вы принимаете и уважаете весь спектр его отношений в данный момент независимо от того, положительные они или отрицательные, противоречат его прежним отношениям или нет. Это «принятие каждой меняющейся частицы внутреннего мира другого человека, создает для него теплоту и безопасность в отношениях с фасилитатором, защищенность, проистекающую от любви и уважения».

Принятие, по мнению Роджерса, однако, не стоит многого до тех пор, пока в него не входит понимание. Фасилитатор понимает мысли и чувства другого, какими бы «ужасными и глупыми они не были». Понимание – это серьезный интеллектуальный труд и психическое напряжение педагога, ибо оно возможно только на основе сопереживания и идентификации. Логика процесса понимания включает знание как получение и усвоение части информации, ее узнавание (распознавание), классификацию полученной информации и понимание – осмысление. Понимание возможно при условии наличия у педагога «рефлексивной позиции» (М.И. Рожков). В современной научной литературе подчеркивается, что именно с помощью понимания удается за внешними проявлениями человека «увидеть невидимое»: субъективные смыслы, ценности, отношения, переживания, чувства.

Вторым условием помогающих отношений К. Роджерс выделяет искренность в отношениях. Фасилитатору надо знать собственные чувства настолько хорошо, насколько это возможно, а не показывать какое-либо отношение к человеку, чувствуя совсем другое на более глубинном уровне. Откровенность включает желание выражать в словах и поведении свои различные чувства и отношения.

Если создается определенный тип отношений с другим человеком (помогающие отношения), он обнаруживает в себе способность использовать эти отношения для своего развития, что вызывает изменения и развитие его личности. В подходящем психологическом климате высвобождается тенденция человека двигаться вперед, к зрелости, появляется стремление перестроить свою личность и свое отношение к жизни, сделав его более зрелым, т.е. происходит побуждение к самоактуализации.

При помогающих, благоприятных отношениях индивид изменяется и на сознательном и на более глубинном уровне своей личности. У него изменяется восприятие себя, он более рационально оценивает себя. Такой человек становится более похож на того, каким он хочет быть. Он более уверен в себе и лучше владеет собой. Он лучше понимает себя, становится более открытым опыту, меньше отрицает и подавляет свой собственный опыт. Такой человек лучше понимает других и видит их более похожими на себя. Подобные изменения происходят у него и в поведении. На него меньше действует стресс, после которого быстрее приходят в себя. Поведение становится более зрелым, у него меньше защитных реакций, он более адаптирован, более способен творчески подойти к ситуации. Каждое из этих утверждений основано на доказательствах К. Роджерса – практика.

Взаимодействие - универсальная форма развития, обо­юдного изменения явлений, как в природе, так и в обще­стве, приводящего каждое звено в новое качественное со­стояние. Взаимодействие отображает широкий круг процес­сов окружающей действительности, посредством которых реализуются причинно-следственные связи, происходит об­мен между взаимодействующими сторонами, их взаимное изменение.

Социальное взаимодействие осуществляется в процессе совместной деятельности и общения. В социальном плане взаимодействие людей рассматривают также как способ осу­ществления преемственности поколений. Передача опыта, информации от поколения к поколению способствует взаи­модействию людей: конкретное поведение, с одной сторо­ны, и подражание этому поведению - с другой. У ребенка усвоение опыта и овладение им всегда происходит через взрослого или старшего в совместной деятельности. Чтобы овладеть опытом и присвоить его себе, ребенок вступает во взаимодействие с более опытным, старшим. Взаимодей­ствие служит в этом процессе способом освоения культур­ного наследия предшествующих поколений.

В образовательном учреждении, в семье идет освоение со­циального наследия, созданного предыдущими поколени­ями, а также тех ценностей, которые отличают данную об­щность людей. В коллективе, имеющем свои традиции, особую нравственную атмосферу, всегда отличается взаи­модействие педагогов и учащихся, по-особому идет процесс передачи опыта. Так, в школе, где сложились и естественно сохраняются сотруднические отношения старших и млад­ших, взаимопомощь, поддержка, забота друг о друге ста­новятся нормой. Эта атмосфера способствует сохранению положительных достижений, укрепляет преемственные связи в коллективе.

В условиях образовательного учреждения передача опы­та, общечеловеческих ценностей идет по крайней мере в двух формах: в процессе взаимодействия педагогов и де­тей, т. е. в специально организованном учебно-воспитатель­ном процессе, а также в совместной деятельности старших и младших подростков. Чем теснее и многообразнее кон­такты, чем выше уровень сотрудничества поколений, тем успешнее развиваются преемственные связи между ними. Старшие, педагоги являются носителями культурного на­следия, традиций в коллективе, но станет ли это достояни­ем младших поколений - зависит от характера взаимодей­ствия педагогов и учащихся.



В любом взаимодействии, как правило, одна сторона ак­тивнее другой с точки зрения обмена информацией, энерги­ей, деятельностью. В данном аспекте педагоги и школьни­ки, старшие и младшие находятся в неравном положении. На их отношениях существенно сказываются различия со-. циального статуса и жизненного опыта. Этим обусловлена руководящая роль педагогов (в скрытой или открытой фор­ме) в процессе их взаимодействия. Однако направляющая позиция одних не предопределяет пассивность других. Ча­сто именно школьники существенно влияют на деятельность взрослых, стимулируют пересмотр педагогических позиций и установок, дают толчок для роста педагогического мас­терства учителей. Информация, полученная от школьни­ков, является главной при определении перспектив, выборе содержания и форм работы воспитателей, вносит существен­ные коррективы в их замыслы.

Различают социальное и педагогическое взаимодействие. Социальное взаимодействие - более широкое понятие, включает педагогическое взаимодействие. Если педагогическое взаимодействие всегда является специально организованным процессом, направленным на решение воспитательных за­дач, то социальное взаимодействие характеризуется как сти­хийными контактами, так и специально организованными. В условиях образовательного учреждения воспитатели пла­нируют и осуществляют целенаправленное педагогическое взаимодействие с детьми и между детьми. Но при этом не­обходимо учитывать стихийно складывающиеся отношения детей, а также создавать условия для расширения социаль­ного взаимодействия учащихся, включения их в систему социальных отношений. Это позволяет детям приобретать опыт самостоятельного поведения и взаимодействия в не­организованной среде.

Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном кол­лективе одновременно происходит в разных системах: меж­ду школьниками (сверстниками, старшими и младшими), между педагогами и учащимися, между учителями. Все си­стемы взаимосвязаны, влияют друг на друга, поэтому для них характерны некоторые общие черты. В то же время каждая из этих систем имеет свои особенности и относи­тельную самостоятельность. Среди названных систем на­правляющую роль по отношению к другим выполняет вза­имодействие педагогов и учащихся. В то же время стиль отношения педагогов и школьников зависит от характера отношений в педагогическом коллективе и определяется особенностями взаимоотношений между детьми в ученичес­ком коллективе. Стиль взаимодействия в педагогическом коллективе проецируется на все другие системы взаимо­действия в школьном коллективе.

В качестве ведущей цели взаимодействия педагогов и школьников мы рассматриваем развитие личностей взаи­модействующих сторон и их взаимоотношений.

Основными характеристиками взаимодействия считают взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, вза­имные действия, взаимовлияние.

Все характеристики взаимосвязаны и взаимообусловле­ны. Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования поло­жительных личных и деловых отношений, для того, чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях, и в результате усиливается их влияние друг на друга. Ак­тивные совместные дела педагогов и учащихся, в свою оче­редь, позволяют узнать лучше друг друга, способствуют уси­лению влияния их друг на друга.

Сущность взаимодействия помогают раскрыть такие интегративные его характеристики, как срабатываемость и совместимость. Срабатываемость - феномен, характери­зующий совместную деятельность людей с точки зрения ее успешности (количества, качества, скорости), оптимальной координации действий партнеров, основанной на взаимном содействии. Сработавшиеся люди показывают наименьшую речевую продуктивность, наименьшее число эмоциональных высказываний типа «сомнение». Совместимость характе­ризуется прежде всего максимально возможной удовлетво­ренностью партнеров друг другом, значительными эмоци­онально-энергетическими затратами на взаимодействие, высокой когнитивной идентификацией. Для совместимости ведущим является эмоциональный компонент взаимодей­ствия. При оптимальной срабатываемости главным источ­ником удовлетворения взаимодействием является совмес­тная работа, при оптимальной совместимости этим источ­ником служит процесс общения.

Характеристика сущности, структуры взаимодействия помогает определить показатели его эффективности. Вмес­те с тем необходимо помнить, что взаимодействие участни­ков воспитательного процесса - это не самоцель, а важней­шее средство, необходимый способ успешного решения по­ставленных задач, и эффективность определяется прежде всего развитием личности педагогов и школьников, степе­нью достижения результатов в соответствии с теми задача­ми, которые ставились. Непосредственным и специфичным показателем эффективности является развитие основных характеристик взаимодействия участников педагогическо­го процесса:

по взаимопознанию - объективность знания личност­ных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу;

по взаимопониманию - понимание общей цели взаи­модействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и школьниками; понимание и принятие труд­ностей и забот друг друга; понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооце­нок; совпадение установок на совместную деятельность;

по взаимоотношениям - проявление такта, внима­ние к мнению и предложению друг друга; эмоциональ­ная готовность к совместной деятельности, удовлетворен­ность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отно­шений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей;

по взаимным действиям - осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость (количество, качество, ско­рость проделанной работы), координация действий на осно­ве взаимного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга;

по взаимовлиянию - способность приходить к согла­сию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и кор­ректных по форме обоюдных замечаний, изменение спо­собов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; восприятие другого как примера для подра­жания.

В общем плане о развитии взаимодействия участников воспитательного процесса можно судить по обогащению со­держания их совместной деятельности и общения, способов и форм взаимодействия, по расширению внешних и внут­ренних связей, осуществлению преемственности.

Определение показателей эффективности взаимодействия позволяет проанализировать состояние этой проблемы в кол­лективе и в конкретной ситуации, чтобы целенаправленно управлять развитием взаимодействия участников педаго­гического процесса.

Типы взаимодействия

Основные характеристики взаимодействия по-разному проявляются, в зависимости от условий и ситуаций, в которых осуществляется взаимодействие участников педагогического процесса. Это позволяет говорить о множестве ти­пов взаимодействия. Могут быть предложены различные основания для классификации.

Выделяю взаимодействия прежде всего по субъекту и объ­ект-субъекту

■ личность-личность (ученик-ученик, педагог-ученик, пе­дагог-педагог, педагог-родитель и т.д.);

■ коллектив-коллектив (коллектив младших - коллек­тив старших, класс-класс, ученический коллектив - педагогический коллектив и т.д.).

Каждый из этих типов имеет свои особенности в зависи­мости от возраста: одновозрастное и разновозрастное взаи­модействие, взаимодействие в коллективе младших и стар­ших школьников и т.д.

Можно говорить о прямом и косвенном взаимодействии.

Прямое взаимодействие характеризуется непосредствен­ным воздействием друг на друга, косвенное направлено не на саму личность, а на обстоятельства ее жизни, ее микро­среду. Например, педагог, организуя коллективную твор­ческую деятельность, взаимодействует непосредственно с руководителями микрогруппы, от деятельности которых зависит участие в работе других школьников. Консульти­руя своих помощников, учитель направляет их внимание и действия на каждого ученика, дает советы, как включить своих товарищей в работу. Через организаторов дела педа­гог корректирует деятельность других детей, с которыми взаимодействие осуществляется косвенно.

Основанием для классификации типов взаимодействия может также быть:

■ наличие цели или ее отсутствие: во взаимодействии может ставиться специальная цель, тогда оно назы­вается целенаправленным; если цель отсутствует, го­ворят о стихийном взаимодействии;

■ степень управляемости: управляемое, полууправляе­мое, неуправляемое; управляемое - целенаправленное взаимодействие, сопровождающееся систематической информацией о его результатах, позволяющее вносить необходимые коррективы в последующее взаимодей­ствие; полууправляемое - это также целенаправленное взаимодействие, но обратная информация используется от случая к случаю; неуправляемое - это стихийное взаимодействие;

■ тип взаимосвязи: «на равных» или «руководство»; для взаимодействия «на равных» характерны субъект-субъ­ектные отношения, активность с обеих взаимодейству­ющих сторон; при «руководстве» - активность с одной стороны.

В практической работе характеризуют взаимодействие по оптимальности, эффективности, частоте и устойчивости. Различные подходы к классификации типов взаимодей­ствия не исключают друг друга, а еще раз подчеркивают многоаспектность и многогранность этого процесса. Мы взя­ли за основу классификации характер взаимодействия, вы­деляя при этом следующие три признака: отношение взаи­модействующих сторон к интересам друг друга, наличие осознаваемой общей цели совместной деятельности, субъектность позиции по отношению друг к другу во взаимодей­ствии. Различные сочетания этих признаков дают опреде­ленные типы взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность, конф­ронтация (см. табл. 2).

Таблица 2

Типы взаимодействия

Данная типология применима к характеристике взаимо­действия участников воспитательного процесса на всех уровнях: учитель-, ченик, ученик-ученик, педагог-педагог и т. д.

Наиболее эффективным для развития коллектива и лич­ности является сотруднический тип взаимодействия, кото­рый характеризуется объективным знанием, опорой на лучшие стороны друг друга, адекватностью их оценок и самооценок; гуманными, доброжелательными, доверитель­ными и демократичными взаимоотношениями; активнос­тью обеих сторон, совместно осознанными и принятыми действиями, положительно взаимным влиянием друг на друга, - иначе говоря, высоким уровнем развития всех его компонентов.

Сотрудничество участников воспитательного процесса - это совместное определение целей деятельности, совмест­ное планирование предстоящей работы, совместное распре­деление сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, со­вместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. Сотрудничество не допускает бессмысленной, нерезультативной работы. При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия, но они разрешаются на основе общего стремления к достиже­нию цели, не ущемляют интересов взаимодействующих сторон, позволяют подняться коллективу, педагогам и уча­щимся на новый качественный уровень. У школьников формируется отношение к себе и другим людям как твор­цам общего дела.

Большим воспитательным потенциалом обладает диало­говое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций партнеров, уважительные, положительные отношения вза­имодействующих. Такое взаимодействие помогает чувство­вать партнера, лучше узнать, понять и мысленно встать на его позицию, прийти к согласию. Принятие партнера та­ким, каков он есть, уважение и доверие к нему, искренний обмен мнениями позволяют выработать в результате сход­ные установки, взгляды, убеждения на ту или иную ситуа­цию. Эффективность диалогу обеспечивают его открытость, искренность, эмоциональная насыщенность, отсутствие предвзятости.

Педагоги и школьники в повседневной жизни участвуют в разных диалогах. Отсутствие навыка ведения продуктивного диалога приводит к недоброжелательности в отношениях, недоразумениям, спорам, конфликтам. И наоборот, правильно, грамотно построенный диалог создает благопри­ятные условия для сотруднического взаимодействия участ­ников педагогического процесса.

В основе соглашения лежит договоренность взаимодейству­ющих сторон о их роли, позиции и функциях в коллективе, в конкретной деятельности. Участники взаимодействия зна­ют возможности и потребности друг друга, понимают необ­ходимость договориться, скоординировать свои действия в целях достижения положительного результата. В ряде слу­чаев этот тип взаимодействия является наиболее эффектив­ным, например, если между взаимодействующими сторона­ми существует психологическая несовместимость, что вполне естественно. Заинтересованность в положительном резуль­тате работы, понимание необходимости вклада каждой сто­роны в общий итог побуждают партнеров договариваться.

Опека - это забота одной стороны о другой (учителя об учениках, старших о младших). Одни действуют только по преимуществу как передатчики, а другие - как активные потребители готового опыта, и таким образом, взаимодей­ствие носит односторонний, опекающе-потребительский ха­рактер. Сущность данного типа взаимодействия определя­ет И. П. Иванов: у ребенка как будто и требуют активной самостоятельной деятельности, но тут же гасят ее, стремясь дать ему указание, внести в него уже готовый опыт, посто­янно открыто воспитывать. Воспитанники относятся к вос­питателям как к людям, которые должны постоянно о них заботиться, как к передатчикам готового опыта - более или менее требовательным, добрым, справедливым, а к себе более или менее заинтересованным, способным, самостоя­тельным. Односторонне-потребительская позиция воспи­танников является основной причиной живучести потре­бительской психологии. Школьники привыкают прежде всего получать, избирательно относиться к готовому опы­ту, а потому и к окружающему миру как к источнику боль­шей или меньшей пользы прежде всего для себя Ч

Подавление - достаточно распространенный тип взаимодействия, который проявляется в пассивном подчинении одной стороны другой. Такое взаимодействие проявляется в виде открытых, жестких указаний, требований, предпи­саний, что и как делать.

Подавление может быть неявным, скрытым, под влияни­ем личностной силы, авторитета одного из участников вза­имодействия. Этот тип взаимодействия характерен для раз­ных систем, распространен в различных коллективах. Известны случаи, когда коллектив подавляет личность и отдельная личность, в том числе ученик, подавляет кол­лектив. Проявление данного типа взаимодействия в детс­ких коллективах обусловлено, как правило, подражанием авторитарному стилю педагогического руководства. Взаи­модействие-подавление приводит к напряженности во вза­имоотношениях, вселяет в детей страх, неприязнь к педа­гогу. Ребенок перестает любить школу, где его заставляют делать то, что он не всегда понимает, принуждают выпол­нять неинтересную работу, игнорируют его как личность. Подавление, если оно является преобладающим типом вза­имодействия, очень опасно, так как у одних формируется пассивность, приспособленчество, инфантильность, неуве­ренность и беспомощность; у других - деспотичность, аг­рессия по отношению к людям, окружающему миру. Дан­ный тип часто приводит к конфликтам и конфронтации. Очевидно, учитель должен отказаться от взаимодействия, построенного на подавлении, однако это нелегко сделать че­ловеку с авторитарным стилем поведения.

Индифферентность - равнодушие, безучастность друг к другу. Этот тип взаимодействия в основном характерен для людей и групп, которые никак не зависят друг от друга либо плохо знают своих партнеров. Они могут участвовать в со­вместной деятельности, но при этом быть безразличными к успехам партнеров. Для такого типа характерна неразвитость эмоционального компонента, нейтральные формальные от­ношения, отсутствие взаимовлияния или несущественное воз­действие друг на друга. Главный путь перехода к другим, более плодотворным типам взаимодействия - включение в совместную творческую деятельность, когда создаются усло­вия для совместных переживаний, ощутимого вклада каж­дого в общий результат, возникновения отношений зависи­мости. Индифферентный тип взаимодействия может перей­ти и в конфронтацию при неправильной организации деятельности и отношений в процессе работы, противопос­тавлении успехов, достижений взаимодействующих сторон.

Конфронтация - скрытая неприязнь друг к другу или од­ной стороны по отношению к другой, противоборство, про­тивопоставление, столкновение. Конфронтация может быть следствием неудачного диалога, соглашения или конфлик­та, психологической несовместимости людей. Конфронтация характеризуется явным расхождением целей и интересов; иногда цели совпадают, но личностный смысл существенно расходится. Конфронтация свойственна и для отдельных людей, и для групп коллективов. Независимо от причин возникновения конфронтации задача педагога - найти спо­собы перехода к другим типам взаимодействия (диалогу, соглашению).

Особо следует выделить такой тип взаимодействия, как конфликт, поскольку он может сопутствовать всем другим типам и носит, как правило, временный, промежуточный характер, переходя в зависимости от условий в другой тип взаимодействия 1.

Конфликт - это столкновение противоположно направ­ленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые по­зиции сторон по какому-либо поводу, либо противопо­ложные цели или средства их достижения в данных об­стоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний партнеров. Конфликты могут возникать в связи с проти­воречием: а) поиска, когда сталкиваются новаторство с консерватизмом; б) групповых интересов, когда люди от­стаивают интересы только своей группы, коллектива при игнорировании общих интересов; в) связанным с личны­ми, эгоистическими побуждениями, когда корысть подав­ляет все другие мотивы.

Конфликт возникает, когда одна сторона начинает действо­вать, ущемляя интересы другой. Если другая сторона отве­чает тем же, то конфликт может развиваться как неконст­руктивный, так и конструктивный. Неконструктивный он тогда, когда одна сторона прибегает к безнравственным ме­тодам борьбы, стремится подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих. Обычно это вызывает яростное сопротивление другой стороны, диалог сопровож­дается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможны. Конструктивный конфликт возможен лишь тогда, когда оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений.

Конфликт вызывает недоверие и тревожность, он накла­дывает отпечаток на внутреннюю жизнь коллектива и пси­хологическое состояние отдельного человека. Конфликт тре­бует обязательного разрешения. Разрешение конфликта может идти в различных направлениях и переходить в со­перничество, конфронтацию, сопровождающуюся открытой борьбой за свои интересы; сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сто­рон; компромисс-соглашение, который заключается в уре­гулировании разногласий через взаимные уступки и дого­воренности; приспособление, подавление, связанные с тем, что одна сторона поступается своими интересами. При оп­ределенных условиях конфликт может выполнять интегративную функцию и сплачивать членов коллектива, побуж­дать их к поиску продуктивных решений проблем.

Все рассмотренные типы взаимосвязаны. Чаще всего они сопутствуют друг другу, а с изменением условий взаимно переходят друг в друга. Вряд ли сотрудничество или диа­лог, имеющие большие воспитательные возможности, це­лесообразно рассматривать как универсальные. В конкрет­ной ситуации кто-то из школьников нуждается в опеке, проявлении внимания и заботе, с кем-то сложились дело­вые отношения на основе соглашения, и это устраивает обе стороны, а по отношению к кому-то оправданы в данный момент жесткие требования. Безусловно, применительно к конкретным условиям можно найти ведущий, оптималь­ный тип взаимодействия. Но разнообразие ситуаций и их быстрая сменяемость обусловливают динамику характера взаимодействия участников процесса, гибкого и в то же вре­мя мобильного перехода от одного типа взаимодействия к другому.

Общество не состоит из отдельных индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых данные индивиды находятся друг с другом. Основу этих связей и отношений составляет взаимодействие людей.

Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выс-. тупает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. Если при взаимодействии обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и явлений и процессов.

Под взаимодействием в отечественной социальной психологии обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных , позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность. Само же взаимодействие в этом случае выступает как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей.

Обычно различают межличностное и межгрупповое взаимодействие.

Межличностное взаимодействие - случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их , отношений и .

Наличие внешней цели по отношению к взаимодействующим индивидам, достижение которой предполагает взаимные усилия.

Эксплицированностъ (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми.

Ситуативностъ - достаточно жесткая регламентация конкретными условиями деятельности, нормами, правилами и интенсивностью отношений, в силу чего взаимодействие становится достаточно изменчивым феноменом.

Рефлексивная многозначность - зависимость восприятия от условий осуществления и оценок его участников.

Межгрупповое взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений. Обычно оно имеет место между целыми группами (а также их частями) и выступает как интегрирующий (или дестабилизирующий) фактор развития общества.

В настоящее время в западной науке существует множество точек зрения, объясняющих причины взаимодействия людей.

Процесс взаимодействия людей делится на три основных этапа (уровня).

На первом этапе (начальномуровне) взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты людей. Между ними имеет места лишь определенное первичное и очень упрощенное взаимное или одностороннее влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения. Оно в силу конкретных причин может не достигнуть своей цели и не получить дальнейшего развития.

Успех первичных контактов зависит от приятия или неприятия партнерами по взаимодействию друг друга. Различия между индивидами - одно из основных условий развития их взаимодействия (общения, отношений, совместимости, врабатываемости), а также их самих как личностей.

Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей. В этот момент, как правило, доминируют эмоционально-поведенческие реакции индивидов. Отношения приятия-неприятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, стремлении закончить или продолжить общение. Они свидетельствуют о том, нравятся ли люди друг другу, или нет. Если нет, то следуют обоюдные или односторонние реакции (жесты) отвержения.

Контакт прекращается.

И наоборот, люди обращаются к тем, кто улыбается, смотрит прямо и открыто, разворачивается в анфас, отвечает бодрой и веселой интонацией; к тому, кто заслуживает доверия и с кем можно развивать дальнейшее сотрудничество на основе совместных усилий.

Безусловно, приятие или неприятие друг друга партнерами по взаимодействию имеет более глубокие корни.

Первый (нижний) уровень есть соотношение индивидных (природных) и личностных параметров (темперамента, интеллекта, характера, мотивации, интересов, ценностных ориентации) людей. Особое значение в межличностном взаимодействии имеют возрастные и половые различия партнеров.

Второй (верхний) уровень однородности - разнородности (степени подобия - контраста участников межличностного взаимодействия) есть соотношение (сходство - различие) мнений в группе, отношений (в том числе симпатий - антипатий) к себе, партнерам или другим людям и к предметному миру (в том числе к совместной деятельности). Второй уровень подразделяется на подуровни: первичный (или исходный) и вторичный (или результативный). Первичный подуровень есть исходное, данное до межличностного взаимодействия соотношение мнений (о мире предметов и себе подобных). Второй подуровень есть соотношение (сходство - различие) мнений и отношений как следствие межличностного взаимодействия, обмена мыслями и чувствами между участниками совместной деятельности.

Большую роль во взаимодействии на его начальном этапе играет эффект конгруэнции, т.е. подтверждение взаимных ролевых ожиданий, единый резонансный ритм, созвучность переживаний участников контакта.

Конгруэнция предполагает минимум рассогласований в узловых моментах линий поведения участников контакта, следствием чего является снятие напряжения, возникновение доверия и симпатии на подсознательном уровне.

Конгруэнция усиливается вызванным у партнера ощущением соучастия, интересом, поисковой взаимной активностью на основе его потребностей и жизненного опыта. Конгруэнция может проявиться с первых минут контакта между ранее незнакомыми партнерами, а может не возникнуть вообще. Наличие конгруэнции говорит о повышении вероятности того, что взаимодействие будет продолжено. В этом смысле достигнуть конгруэнции следует стремиться с первых минут контакта.

Переживание сопринадлежности, которое возникает:
- когда цели субъектов взаимодействия связаны между собой;
- когда существует основа для межличностного сближения;
- в случае принадлежности субъектов к одной . Эмпатия (эмоциональное сопереживание собеседнику) реализуется:
- при установлении эмоционального контакта;
- при сходстве поведенческих и эмоциональных реакций партнеров;
- при наличии одинаковых чувств к какому-то предмету;
- когда привлекается внимание к чувствам партнеров (например, они просто описываются).

Идентификация (проекция своих взглядов на собеседника), которая усиливается:
- при разнообразии поведенческих проявлений взаимодействующих сторон;
- когда человек видит в другом черты своего характера;
- когда партнеры как бы меняются местами и ведут обсуждение с позиций друг друга;
- при ссылках на прежние случаи;
- при общности мыслей, интересов, социальных ролей и позиций.

В результате конгруэнции и действенных первичных контактов устанавливается обратная связь между людьми, представляющая собой процесс взаимонаправленных ответных действий, который служит поддержанию последующего взаимодействия, в ходе которого осуществляется как намеренное, так и ненамеренное сообщение другому лицу того, как его поведение и действия (или их последствия) восприняты или пережиты.

Обратная связь бывает разных видов, и каждый ее вариант соответствует той или иной специфике взаимодействия людей и установления между ними устойчивых отношений.

Обратная связь может быть непосредственной и отсроченной во времени. Она может быть яркой, эмоционально окрашенной и передаваться как некое переживание, а может быть с минимальным переживанием эмоций и ответных поведенческих реакций (Соловьева О.В., 1992). В разных вариантах совместной деятельности уместны свои виды обратной связи. Неумение использовать обратную связь существенно затрудняет взаимодействие людей, снижая его эффективность. Благодаря обратной связи в ходе взаимодействия люди уподобляются друг другу, приводят свое состояние, эмоции, поступки и действия в соответствие с разворачивающимся процессом взаимоотношений.

На среднем этапе (уровне) взаимодействия людей, который получил название продуктивной совместной деятельности, постепенно развивающееся активное сотрудничество находит все большее выражение в эффективном решении проблемы соединения взаимных усилий партнеров.

Обычно различают три формы, или модели, организагщи совместной деятельности:
- каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого;
- общая задача выполняется последовательно каждым участником;
- имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными. Их реальное существование зависит от условий деятельности, ее целей и содержания.

Общие устремления людей вместе с тем могут привести к столкновениям в процессе согласования позиций. В результате люди вступают в отношения «согласия - несогласия» друг с другом. В случае согласия происходит вовлечение партнеров в совместную деятельность. При этом осуществляется распределение ролей и функций между участниками взаимодействия. Эти отношения вызывают особую направленность волевых усилий у субъектов взаимодействия, которая связана либо с уступкой, либо с завоеванием определенных позиций. Поэтому от партнеров требуются проявления взаимной терпимости, собранности, настойчивости, психологической подвижности и других волевых качеств личности, опирающихся на интеллект и высокий уровень и личности.

Вместе с тем в это время взаимодействие людей активно сопровождается или опосредуется проявлением сложных социально-психологических феноменов, получивших название совместимости - несовместимости (или срабатываемости - несрабатываемости). Как межличностные отношения и общение являются специфическими формами взаимодействия, так совместимость и срабатываемость считаются его особыми составляющими элементами (Обозов Н.Н., 1980). Межличностные отношения в группе и совместимость (физиологическая и психологическая) ее членов порождают еще одно важнейшее социально-психологическое явление, которое принято называть «психологическим климатом».

Психофизиологическая совместимость основывается на взаимодействии особенностей темперамента, потребностей индивидов.
Психологическая совместимость предполагает взаимодействие характеров, интеллектов, мотивов поведения.
Социально-психологическая совместимость предусматривает согласование социальных ролей, интересов, ценностных ориентации участников.
Социально-идеологическая совместимость основана на общности идеологических ценностей, на сходстве социальных установок (по интенсивности и направленности) относительно возможных фактов действительности, связанных с реализацией этнических, классовых и конфессиональных интересов. Между этими видами совместимости нет четких границ, тогда как крайние уровни совместимости, например физиологический, социально-психологический и социально-идеологический климат, имеют очевидные различия (Обозов Н.Н., 1980).

В совместной деятельности заметно активизируется контроль со стороны самих участников (самоконтроль, самопроверка, взаимный контроль, взаимная проверка), что оказывает влияние на исполнительскую часть деятельности, в том числе на скорость и точность индивидуальных и совместных действий.

В то же время следует помнить: двигателем взаимодействия и совместной деятельности выступает, прежде всего, мотивация его участников. Существует несколько видов социальных мотивов взаимодействия (т.е. мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми).
Кооперация - максимизации общего выигрыша.
Индивидуализм - максимизации собственного выигрыша.
Конкуренция - максимизации относительного выигрыша.
Альтруизм - максимизации выигрыша другого.
Агрессия - минимизации выигрыша другого.
Равенство-минимизации различий в выигрышах (БитяноваМ.Р., 2001).

Осуществляемый участниками совместной деятельности взаимный контроль друг за другом может привести к пересмотру индивидуальных мотивов деятельности, если имеют место значительные различия по их направленности и уровню, в результате чего индивидуальные людей начинают координироваться.

В ходе этого процесса происходит постоянное согласование мыслей, чувств, отношений партнеров по совместной жизнедеятельности. Оно облекается в различные формы влияния людей друг на друга. Одни из них побуждают партнера к действиям (приказ, просьба, предложение), другие санкционируют действия партнеров (согласие или отказ), третьи вызывают на дискуссию (вопрос, рассуждение). Сама же дискуссия может происходить в форме освещения, беседы, диспута, конференции, семинара и целого ряда других видов межличностных контактов.

Однако выбор форм воздействия чаще продиктован функционально-ролевыми взаимосвязями партнеров в совместной работе. Например, контрольная функция руководителя побуждает его к более частому использованию приказов, просьб и санкционирующих ответов, в то время как педагогическая функция того же руководителя требует более частого использования дискуссионных форм взаимодействия. Таким образом реализуется процесс взаимовлияния партнеров по взаимодействию. Посредством него люди «обрабатывают» друг друга, стремясь к изменению и преобразованию психических состояний, установок и в конечном счете поведения и психологических качеств партнеров по совместной деятельности.

Взаимовлияние как изменение мнений и оценок может быть ситуативным, когда этого требуют обстоятельства. В результате повторяющихся изменений мнений и оценок происходит формирование их устойчивости, сближение позиций приводит к поведенческому, эмоциональному и когнитивному единству участников взаимодействия. Это в свою очередь приводит к сближению интересов и ценностных ориентации, интеллектуальных и характерологических особенностей партнеров.

Под их воздействием изменяются мнения, отношения партнеров по взаимодействию. Регуляторы взаимовлияния формируются на базе глубокого свойства психики - подражания. В отличие от последнего внушение, конформность и убеждение регулируют межличностные нормы мыслей и чувств.

Внушение - такое влияние на других людей, которое они воспринимают неосознанно.
Конформность - сознательное изменение мнений, оценок. Ситуативно и сознательно конформность позволяет поддерживать и согласовывать представления (нормы) по поводу происходящих событий в жизни и деятельности людей. Разумеется, события имеют различную степень значимости для тех, кто вынужден их оценивать.
Убеждение - процесс длительного воздействия на другого человека, в ходе которого он сознательно усваивает нормы и правила поведения партнеров по взаимодействию.

Сближение или изменение взаимных точек зрения и мнений затрагивает все сферы и уровни взаимодействующих людей. В условиях решения конкретных текущих задач жизни и деятельности, и особенно общения, их конвергенция-дивергенция представляет собой своеобразный регулятор межличностного взаимодействия. Если сближение оценок и мнений формирует единый «язык», групповые нормы отношений, поведения и деятельности, то их расхождение выступает в качестве движу-лцей силы развития межличностных отношений и групп.

Заключительным этапом (высшим уровнем) взаимодействия всегда выступает исключительно эффективная совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием. Взаимопонимание людей - это такой уровень их взаимодействия, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а также взаимно содействуют достижению единой цели. Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Оно исключает свой антипод - взаимопротиводействие, с появлением которого возникают недопонимание, а потом и непонимание человека человеком. В то же самое время взаимное непонимание - одна из существенных предпосылок распада взаимодействия людей или причина самых разнообразных межличностных затруднений, и т.д.

Существенной характеристикой взаимопонимания всегда выступает его адекватность. Она зависит от целого ряда факторов:
- типа отношений между партнерами (отношений знакомства и приятельства, дружеских, любовных и супружеских отношений);
- товарищеских (деловых по сути отношений);
- знака или валентности отношений (симпатий, антипатий, индифферентных отношений);
- степени возможной объективации, проявляемости свойств личности в поведении и деятельности людей (общительность, например, легче всего наблюдается в процессе взаимодействия общения).

В адекватности, как точности, глубине и широте восприятия и интерпретации, большую роль играют мнение, оценка других более или менее значимых людей, групп, авторитетных лиц.

Для правильного анализа взаимопонимания можно соотнести два фактора - социометрический статус и степень подобия по нему. При этом необходимо учитывать:
- устойчиво взаимодействуют (дружат) друг с другом лица, имеющие разные социально-психологические статусы в коллективе;
- отвергают друг друга, т.е. испытывают межличностное неприятие, телица, которые сходны по статусу и он у них недостаточно высок.

Таким образом, взаимодействие - сложный многоэтапный и многогранный процесс, в ходе которого осуществляются общение, восприятие, взаимоотношения, взаимовлияние и взаимопонимание людей.

Взаимодействие, как уже подчеркивалось, многообразно. Показателем этого является и его типология.

Обычно выделяют несколько способов взаимодействия. Наиболее распространено дихотомическое деление: кооперация и конкуренция (согласие и конфликт, приспособление и оппозиция). В этом случае, как само содержание взаимодействия (сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого взаимодействия (успешное или менее успешное сотрудничество) определяют характер межличностных отношений между людьми.

Дополнительное взаимодействие - партнеры адекватно воспринимают позицию друг друга.
Пересекающееся взаимодействие - партнеры, с одной стороны, демонстрируют неадекватность понимания позиций и действий другого участника взаимодействия, а с другой, ярко проявляют собственные намерения и действия.
Скрытое взаимодействие - включает в себя одновременно два уровня: явный, выраженный словесно, и скрытый, подразумеваемый. Оно предполагает либо глубокое знание партнера, либо большую чувствительность к невербальным средствам общения - тону голоса, интонации, мимике и жестам, поскольку именно они передают скрытое содержание.

Взаимодействие всегда присутствует в виде двух компонентов:
Содержание - определяет, вокруг чего или по поводу чего развертывается то или иное взаимодействие.
Стиль - указывает на то, как человек взаимодействует с окружающими.

Можно говорить о продуктивном и непродуктивном стилях взаимодействия. Продуктивный стиль представляет собой плодотворный способ контакта партнеров, способствующий установлению и продлению отношений взаимного доверия, раскрытию личностных потенциалов и достижению эффективных результатов в совместной деятельности.

В других случаях, исчерпав доступные им ресурсы адаптации, добившись некоторого равновесия и доверия на первых этапах развития » взаимодействия, люди не могут сохранять эффективных взаимоотношений. В обоих случаях говорят о непродуктивном стиле взаимодействия - неплодотворном способе контакта партнеров, блокирующем реализацию личностных потенциалов и достижение оптимальных результатов совместной деятельности.

Под непродуктивностью стиля взаимодействия обычно понимается конкретное воплощение в ситуации взаимодействия неблагоприятного состояния существующей системы отношений, которое воспринимается и осознается таковым по крайней мере одним из участников взаимодействия.

Характер активности в позиции партнеров:
- в продуктивном стиле - «рядом с партнером», т.е. активная позиция обоих партнеров как соучастников деятельности;
- в непродуктивном - «над партнером», т.е. активная позиция ведущего партнера и дополняющая ее пассивная позиция подчинения ведомого.

Характер выдвигаемых целей:
- в продуктивном стиле - партнеры совместно разрабатывают как близкие, так и дальние цели;
- в непродуктивном - доминирующий партнер выдвигает только близкие цели, не обсуждая их с партнером.

Характер ответственности:
- в продуктивном стиле за результаты деятельности ответственны все участники взаимодействия;
- в непродуктивном - вся ответственность отнесена к доминирующему партнеру.

Характер отношений, возникающих между партнерами:
- в продуктивном стиле - доброжелательность и доверие;
- в непродуктивном - агрессия, обида, раздражение.

Характер функционирования механизма и обособления:
- в продуктивном стиле - оптимальные формы идентификации и отчуждения;
- в непродуктивном - крайние формы идентификации и отчуждения.