Социальная система - одна из наиболее сложных систем живой природы, представляющая собой совокупность людей, отношений между ними, их знаний, навыков, умений. Основным родовым признаком социальной системы является их человеческая природа и сущность, поскольку она образуется людьми, является сферой их деятельности, объектом их воздействия. В этом состоит и сила, и уязвимость социального управления, его творческий характер и возможность проявлений субъективизма и волюнтаризма .

Понятие ″социальной системы″ базируется на системном подходе к изучению нас самих и окружающего мира, а потому данную дефиницию можно рассматривать как в ″широком″, так и в ″узком″ смысле. В соответствии с этим, под социальной системой можно понимать либо человеческое общество в целом, либо его отдельные составляющие компоненты - группы людей (общества), объединенные по какому-то признаку (территориальному, временному, профессиональному и др.). При этом, следует учитывать, что существенными признаками любых систем являются: множественность элементов (не менее двух); существование связей; целостный характер данного образования.

Социальные системы, в отличие от других, получивших программу своего поведения извне, саморегулированы, что внутренне присуще обществу на любой ступени его развития. Как целостная совокупность, социальная система обладает специфическими устойчивыми качествами, позволяющими различать социальные системы между собой. Эти характеристики носят названия системных признаков.

Следует отличать понятие ″признаки системы″ от понятия ″системные признаки″. Первое характеризует основные черты системы, т.е. те особенности общества, социальной группы, коллектива, которые дают нам основание называть данное социальное образование системой. Второе - качественные характеристики, присущие конкретной системе и отличающие ее от другой.

Признаки социальной системы или, иначе говоря, общества, можно разделить на две группы, первая из которых характеризует внешние условия жизни общественного организма, вторая выявляет внутренние, наиболее важные моменты его существования.

Внешние признаки.

Первым признаком общества обычно называют территорию , на которой происходит развитие разных общественных связей. В данном случае территория может называться социальным пространством.

Второй признак общества - хронологические рамки его существования. Любое общество существует столько, сколько существует целесообразность продолжения социальных связей, его составляющих, или насколько отсутствуют внешние причины, способные ликвидировать данное общество.


Третьим признаком общества является относительная замкнутость , которая позволяет рассматривать его как систему. Системность позволяет разделять всех индивидов на членов и не членов данного общества. Это приводит к идентификации человека с определенным обществом и рассмотрению других людей как ″чужих″. В отличие от животного стада, где отождествление с обществом происходит на основе инстинкта, в человеческом коллективе соотнесение себя с данным обществом строится, прежде всего на основе разума.

Внутренние признаки.

Первый признак общества заключается в его относительной стабильности , достигаемой за счет постоянного развития и видоизменения социальных связей, в нем существующих. Общество, как социальная система, может существовать только за счет постоянного развития и видоизменения социальных связей, существующих в нем. Стабильность социальной системы, таким образом, тесно связана с его способностью развиваться.

Второй признак - наличие внутренних общественных структур . Под структурой в данном случае понимаются устойчивые социальные образования (институты), связи, отношения, которые существуют на основе каких-либо определенных для этого общества принципах и нормах.

Третьим признаком общества является его способность быть самодостаточным саморегулирующимся механизмом . В любом обществе создаются собственная специализация и инфраструктура, которые позволяют ему иметь все необходимое для нормального существования. Любое общество многофункционально. Различные общественные институты и отношения обеспечивают удовлетворение потребностей членов общества и развитие всего общества в целом.

Наконец, способность к интегрированию , является седьмым признаком общества. Это признак заключается в способности общества (социальной системы) включать в себя новые поколения (системы, подсистемы), видоизменять формы и принципы некоторых своих институтов и связей на базовых началах, определяющих тот или иной характер общественного сознания.

Хотелось бы особенно отметить, что главной отличительной особенностью социальных систем, вытекающей из их природы, является наличие целеполагания. Социальные системы всегда стремятся к достижению определенных целей. Здесь ничто не делается без сознательного намерения, без желаемой цели. Люди объединяются в различного рода организации, сообщества, классы, социальные группы и другого рода системы, которым обязательно присущи определенные интересы и общие цели. Между понятиями "цель" и "интерес" существует тесная связь. Где нет общности интересов, там не может быть единства целей, поскольку единство целей на базе общих интересов создает необходимые предпосылки для развития и совершенствования такой суперсистемы как общество в целом.

Один и тот же объект (в т.ч. и социальная система) в зависимости от целей исследования может рассматриваться и в статике, и в динамике. При этом, в первом случае речь идет о структуре объекта исследования, а во втором - о его функциях.

Все многообразие общественных отношений группируются в определенные сферы, позволяющие в общественной системе выделять отдельные подсистемы, каждая из которых выполняет свое функциональное назначение. Отношения в рамках каждой подсистемы находятся в функциональной зависимости, т.е. приобретают в совокупности такие свойства, которыми в отдельности не обладают.

Социальная система может эффективно реализовывать свои задачи при выполнении следующих функций:

1) она должна обладать способностью к адаптации, приспособлению к изменившимся условиям, уметь рационально организовывать и распределять внутренние ресурсы;

2) она должна быть целеориентированной, способной к постановке основных целей, задач и к поддержанию процесса их достижения;

3) она должна сохранять устойчивость на основе общих норм и ценностей, усваиваемых индивидами и снимающих напряжение в системе;

4) она должна обладать способностью к интеграции, к включению в систему новых поколений. Как видно, перечисленное является не только совокупностью функций, но и отличительными признаками социальных систем от других (биологических, технический и т.п.).

В структуре общества обычно выделяют следующие основные подсистемы (сферы):

- экономическая - включает в себя общественные отношения собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ;

- политическая - совокупность общественных отношений по поводу функционирования политической власти в обществе;

- социальная - совокупность социальных отношений (в узком значении термина) между группами людей и индивидами, которые занимают определенное положение в обществе, имеют соответствующий статус и социальные роли;

- духовно-культурная - включает в себя отношения между индивидами, группами индивидов по поводу духовно-культурных благ.

При изучении любого феномена важно выделить не только его характерные черты, отличающие его от других социальных образований, но и показать многообразие его проявления, развития в реальной жизни. Даже поверхностный взгляд позволяет охватить многокрасочную картину социальных систем, существующих в современном мире. В качестве критериев при дифференциации видов социальных систем используют хронологические, территориальные, экономические и т.п. факторы, в зависимости от целей и задач исследования.

Наиболее распространенной и обобщенной является дифференциация социальных систем в соответствии со структурой общественной деятельности и общественных отношений, например, в таких сферах социального бытия как материально-производственная, социальная (в узком смысле), политическая, духовная, семейно-бытовая. Перечисленные основные сферы общественной жизни подразделяются на частные области и соответствующие им системы. Все они образуют многоступенчатую иерархию, многоплановость которой обусловлена сложностью самого общества. Само же общество представляет собой социальную систему наивысшей сложности, которая находится в постоянном развитии.

Не останавливаясь подробно на видах социальных систем и их характеристиках (поскольку это не входит в задачи данного курса), отметим лишь, что система органов внутренних дел также является одной из разновидностью социальных систем. На ее особенностях и структуре остановимся ниже.

Социальная система определяется как множество элементов (индивидов, групп, общностей), находящихся во взаимодействиях и отношениях и образующих единое целое.

Такая целостность (система) при взаимодействии с внешней средой способна изменить отношения элементов, т. е., свою структуру, представляющую сеть упорядоченных и взаимообусловленных связей между элементами системы. Итак, существенными характеристиками любой системы являются целостность и интеграция структурных элементов. Специфика социальной системы заключается в том, что ее элементами (компонентами) являются индивиды, группы, социальные общности, поведение которых детерминируется определенными социальными позициями (ролями).

Процесс исторического становления общества показывает, что индивиды осуществляли свою деятельность совместно с другими людьми для удовлетворения своих жизненно важных интересов и потребностей. В процессе этого взаимодействия вырабатывались определенные нормы отношений, стандарты поведения, которые в той или иной степени разделялись всеми. Это превращало групповые отношения в социальную систему, целостность, обладающую качествами, которые могут и не наблюдаться в составляющих систему социальных множествах в отдельности. Например, систему образования можно представить в виде элементов: начального, среднего и высшего образования. Для того чтобы получить среднее образование, человек должен освоить ступень начального, а чтобы получить высшее - ступень среднего, т. е., как бы соблюсти определенную иерархию освоения компонентов системы. Значит, когда мы говорим о социальной структуре, то подразумеваем некоторый порядок внутри системы. Проблема порядка и тем самым природы интеграции стабильных социальных систем (т. е., социальной структуры) акцентирует внимание на мотивах и стандартах поведения людей.

Такие стандарты являются формами базовых ценностей и составляют наиболее значимую часть культурной среды социальной системы. Отсюда следует, что целостность структуры поддерживается приверженностью людей общим ценностям, общей системой мотиваций действий, а в какой-то мере и общими чувствами. Стремление сохранить систему и определенную структуру связано, таким образом, с интересами и ожиданиями людей, возможностью человека прогнозировать удовлетворение своих различных потребностей организованным образом.

Наиболее глубоко проблема социальных систем была разработана американским социологом-теоретиком Т. Парсонсом (1902-1979) в его работе «Социальная система». В ней были впервые всесторонне проанализированы различия между общественными и личностными системами, а также образцами культуры.

Созданная Парсонсом теория социальных систем предполагает разработку определенного понятийного аппарата, который отражает прежде всего системные характеристики общества (на различных уровнях организации), а также указывает на точки пересечения социальных и личностных систем и функционирующих образцов культуры.

Чтобы отразить в понятийном аппарате системные характеристики личности, общество, культуры, Парсонс дает ряд объяснений по поводу функционального обеспечения каждого из указанных компонентов действия.

Как и Дюркгейм, он считал, что интеграция внутри системы и между системами и культурными эталонами является основным фактором их выживания. Парсонс рассматривает три рода проблем: интеграцию социальной и личностной систем, интеграцию элементов системы и интеграцию социальной системы с культурными образцами. Возможности такой интеграции связаны со следующими функциональными требованиями.

Во-первых, социальная система должна иметь достаточное количество составляющих ее «актеров», т. е., действующих лиц, адекватно понуждаемых действовать в соответствии с требованиями системных ролей.

Во-вторых, социальная система не должна придерживаться таких образцов культуры, которые не могут создать хотя бы минимального порядка либо предъявляют людям совершенно неисполнимые требования и тем самым порождают конфликты и аномии.

В своих дальнейших трудах Т. Парсонс разрабатывает концепцию социальной системы, центральным понятием которой является институализация, способная создать сравнительно устойчивые формы взаимодействия - социальные институты. Указанные модели регулируются нормативно и интегрируются с культурными образцами поведения. Можно сказать, что институализация образцов ценностных ориентации (а следовательно, поведения людей) составляет общий механизм интеграции (равновесия) социальных систем.

Несмотря на то, что в работах Т. Парсонса в основном рассматривается общество в целом, с точки зрения социальной системы могут быть проанализированы взаимодействия социальных множеств на микроуровне. Как социальную систему можно проанализировать студентов вузов, неформальную группу и др.

Для целей социологического анализа необходимо знать, что любая социальная система ограничивается рамками культурных образцов я определяет систему личности, характер ее поведения.

Механизм социальной системы, стремящейся к поддержанию равновесия, т. е., к самосохранению, Т. Парсонс видит в сфере интеграции индивидуальных ценностных ориентации действующих «актеров». Это равновесие имеет не только инструментальное, но и содержательное значение для людей, так как в результате его должны достигаться цели оптимизации удовлетворения потребностей. Равновесие социальной системы обеспечивается тогда, когда индивидуальные ценностные ориентации соответствуют ожиданиям окружающих людей. Отсюда следует, что социальные отклонения в ориентациях и поведении индивидов от общепризнанных норм и образцов приводит к дисфункции, а иногда и распаду системы.

Так как каждая социальная система заинтересована в самосохранении, то возникает проблема социального контроля, который можно определить как процесс, противодействующий социальным отклонениям в социальной системе. Социальный контроль различным образом (от убеждения до принуждения) ликвидирует отклонения и восстанавливает нормальное функционирование социальной системы. Однако социальное поведение людей не мононормативно. Оно предполагает некоторую свободу действий индивидов в рамках дозволенных социальных норм, тем самым способствует существованию относительно разнообразных социальных типов личности и образцов поведения.

Социальный контроль, наряду с процессами социализации, обеспечивает интеграцию индивидов в общество. Это происходит через интериоризацию индивидом социальных норм, ролей и образцов поведения. Механизмы социального контроля, по мнению Т. Парсонса, включают в себя:

  • - институционализацию;
  • - межличностные санкции и воздействия;
  • - ритуальные действия;
  • - структуры, обеспечивающие сохранение ценностей;
  • - институционализацию системы, способной осуществлять насилия и принуждения.

Определяющую роль в процессе социализации и формах социального контроля играет культура, которая отражает характер взаимодействий индивидов и групп, а также «идеи», опосредующие культурные образцы поведения. Это значит, что социальная структура является продуктом и особым видом взаимодействия людей, их чувств, эмоций, настроений.

Социальная система – это качественно определённое явление, элементы которого находятся во взаимных связях и образуют единое целое.

Специфика социальной системы:

1) Социальная система складывается на базе определённой, той или иной социальной общности (социальной группы, социальной организации).

2) Социальная система представляют собой целостность и интеграцию. Существенными чертами социальной системы являются целостность и интеграция.

Целостность – фиксирует объективную форму существования явлений, то есть существование как единого целого.

Интеграция – это сам процесс и механизм объединения частей.

Структура социальной системы:

1. Люди (даже один человек, личность).

3. Нормы связей.

Признаки социальной системы.

1) Относительное постоянство и устойчивость.

Образует новое, интегративное качество, не сводимое к сумме качеств её элементов.

3) Каждая система в чём-то уникальна и сохраняет самостоятельности («социум» – каждое отдельное явление социальной системы).

4) Социальные системы могут взаимно перегруппировываться по типам синтеза (японское общество, нет жёсткой конфронтации между традициями и новациями), симбиоза (как белок и желток; наша страна: что-то новое привносилось, но свои традиционные корни всегда сохраняются) или насильственным путём (для нас тоже характерна…).

5) Социальные системы развиваются по определённым закономерностям, которые складываются внутри них.

6) Индивид должен подчиняться законам той социальной системы, в которую он включён.

7) Основной формой развития социальных систем являются инновации (то есть нововведения).

8) Социальные системы обладают значительной инерционностью (устойчивость, не восприятие, возникает эффект «сопротивления» инновации).

9) Любая социальная система состоит из подсистем.

10) Социальные системы максимально сложные образования, так как их основной элемент – человек – обладает большим диапазоном выбора поведения.

11) Социальные системы обладают значительной неопределённостью функционирования (хотели как лучше, а получилось как всегда).

12) Социальные системы имеют границы управляемости.

Типы социальных системы.

I. По уровню системы:

1) Микросистемы (личность – это сложная социальная система; малая группа – студенческая, семейная; изучают их микросоциологии).

2) Макросистемы (об обществе в целом…).

3) Мегасистемы (общепланетарная система).

II. По качеству:

1. Открытые, то есть такие, которые взаимодействуют с другими системами по множеству каналов.

2. Закрытые, то есть те, которые взаимодействуют с другими системами по одному-двум каналам. Скажем, СССР был закрытой системой.

3. Изолированные социальные системы. Это очень редкое явление, поскольку изолированные системы нежизнеспособны. Это те, которые не взаимодействуют с другими вообще. Албания.

III. По структуре:

1) Гомогенные (однородные).

2) Гетерогенные (разнородные). Состоят из элементов разного рода: экологических, технических и социальных элементов (людей).

Общество как социокультурная система.

Общество – это исторически сложившаяся и развивающаяся совокупность отношений между индивидами в процессе их совместной жизнедеятельности.

Признаки общества.

1. Общность территории.

2. Самовоспроизводство.

3. Самообеспеченность (общая экономика).

4. Саморегулируемость.

5. Наличие норм и ценностей.

Структура общества.

1. Социальные общности и группы (люди создают сами).

2. Социальные организации и институты.

3. Нормы и ценности.

Источник развития общества: инновационная энергия людей.

Функционирование общества.

Функционирование общества – это его постоянное самовоспроизводство на основе:

1) Социализации (на основе усвоения норм общества).

2) Институционализации (когда мы вступаем во всё новые и новые отношения).

3) Легитимации (когда уже под отношения в обществе подводятся законы).

Алгоритм развития общества:

Инновация =>

Шок (нарушение равновесия) =>

Бифуркация (разделение) =>

Флуктуация (колебание) =>

НОВОЕ ОБЩЕСТВО.

Функции общества.

1. Создание условий для удовлетворения разнообразных потребностей индивида.

2. Предоставление индивидам возможностей для самореализации.

Типы обществ.

I. По способу производства.

· Первобытное общество.

· Рабовладельческое общество.

· Феодальное общество.

· Капиталистическое общество.

· Коммунистическое общество.

II. По цивилизационному критерию.

· Традиционные общества (доиндустриальные, аграрные).

· Индустриальные общества.

· Постиндустриальные общества.

III. По политическому критерию:

· Тоталитарные общества.

IV. Религиозный критерий.

· Христианские общества: католические (их больше всего); протестантские; православные.

· Мусульманские – суннитские и шиитские общества.

· Буддистские (буряты).

· Иудейские общества (евреи).

Закономерности развития общественных систем.

1. Ускорение истории. Фактически, каждое следующее общество проходит свой жизненный цикл быстрее, чем предыдущее (первобытное дольше всех, остальные меньше…).

2. Уплотнение исторического времени. На каждом следующем сравнимым с предыдущим этапом происходит больше событий, чем на предыдущем этапе.

3. Закономерность неравномерного развития (неравномерность развития).

4. Возрастание роли субъективного фактора. Это означает возрастание роли личности, каждого человека.

Социальная организация.

В русском языке понятие «организация» упоминается значение «где человек работает, в какой организации»… У нас на примере «организация учебного процесса», то есть «как организовать, упорядочить жизнь людей».

Социальная организация – это способ упорядочения и регулирования деятельности людей.

Признаки (обязательные элементы, структурный анализ) социальной организации:

1. Наличие общих целей и интересов.

2. Система статусов и ролей (в университете три статуса: учащиеся, профессорско-преподавательский и что-то типа обслуживающего персонала. Роли учащихся: старосты, студенты, профорги… Профессорско-преподавательский статус, роли: доцент, кандидат наук…).

3. Правила отношений.

4. Это отношения общественной власти. Это не политическая власть, а скорее право оказания влияния, способность оказывать влияние (по Максу Веберу).

Социальные свойства организации.

1) Организация создаётся как инструмент решения общественных задач.

2) Организация складывается как специфическая человеческая (то есть социальная) общность.

3) Организация объективируется как безличностная структура связей и норм (до нас были студенты и преподаватели и после нас будут).

Эффективность социальной организации зависит от сотрудничества (от синергии – синергия, новая наука синергетика – наука сотрудничества), где главное не численность, а способ объединения.

Учёные утверждают, что самые устойчивые малые группы – пять человек. Два человека – крайне неустойчивая. Три – более устойчивая. Но пять считается самым лучшим, оптимальным вариантом.

Варианты объединения: круг, змея, игрек и штурвал:

Круг Змея Игрек Штурвал


Лучше иметь группу из нечётного количества человек, чтобы не разбилось пополам.

Чтобы энергия социальной организации возрастала необходимы:

1. Одновременность и однонаправленность многих усилий.

2. Разделение и комбинирование труда.

3. Необходима последовательная зависимость участников друг от друга.

4. Психологическое взаимодействие (для тех, кто будет длительно жить в замкнутом пространстве – типа космоса, подводной лодки…).

5. Групповой контроль.

Функции социальной организации.

1) Координация действий людей.

2) Сглаживание конфликтов между управляющими и подчинёнными.

3) Сплочение членов группы.

4) Сохранение чувства индивидуальности.

Типы социальных организаций.

I. По размерам организации могут быть:

1) Большие (государства).

2) Средними (молодёжная организация, профсоюзные организации).

3) Малые (семья, студенческая группа…).

II. По правовому основанию.

1) Легитимные организации и нелегальные организации.

2) Формальные (имеет уставные документы) и неформальные организации.

И легальная, и нелегальная организации могут быть и формальными и неформальными.

Формальная организация была описана Максом Вебером в его теории рациональности и получила название «теория бюрократии». По Веберу формальная организация – это бюрократия идеального типа. Управленческая деятельность осуществляется постоянно, существует потолок компетенции на каждом уровне, вышестоящие руководители осуществляют контроль за нижестоящими (вертикаль власти), каждый чиновник отделён от собственности на средства управления. Управленческая работа становится особой специальной профессией (люди должны получать знания специальные. РАКС – Российская Академия… В общем, там 2/3 чиновников так и не появлялись).

III. По историческим типам:

1) Сословно-феодальные организация. Она существует и до сих пор. В этой организации жёстко закреплены статусы и роли (в неё невозможно поменять статусы и роли)

2) Командно-административная организация. СССР её в полном объёме пережил. Для этой организации характерны так называемый этатизм (большая роль государства), партенализм (большая роль первого лица).

3) Гражданское общество как вид социальной организации. Это прежде всего правовое, социальное государство, демократия, мобильность, плюрализм, самоуправление, автономия личности, плюс широкие права и свободы, которые гарантированы.

Юридическая организация (как отдельная организация).

Возникла достаточно поздно – только в XIX веке.

Юридическая организация – это государственное учреждение или общественная организация, специально созданная для профессионального выполнения юридических функций, то есть для установления юридических фактов и разрешения коллизий на основе права.

К юридическим организациям относятся: все правоохранительные органы, это и суды, прокуратура, милиция, адвокатура, нотариат и даже административные учреждения.

А вот что не относится к юридическим организациям: к ним не относятся органы государственного управления (в том числе и Министерство Юстиции) и так называемые уголовно-исполнительные учреждения.

Суть социальной организации – это обеспечить социальный (общественный) порядок в обществе.

Социальные институты.

Социальный институт – это форма регулирования совместной деятельности с помощью системы норм и правил.

Структура социального института:

1. Определённая сфера деятельности (политическая, экономическая, социальная, культурная).

2. Это группа лиц, выполняющих организационно-управленческие функции.

3. Это нормы и принципы, правила отношений между людьми.

4. Это материальные средства.

Функции социальных институтов:

1) Обеспечение развития общества.

2) Осуществление социализации (процесс усвоения правил жизни в обществе).

3) Обеспечение преемственности в использовании ценностей и передаче норм социального поведения.

4) Стабилизация общественных отношений.

5) Интеграция действий людей.

Типы социальных институтов (типология):

I. По типам деятельности:

1) Экономическая деятельность (экономика) – институт производства, собственности, обмена, торговли, рынка, денег, банков…

2) Социально-политические институты (политика как социальный институт) – сюда входят институт государства, институт президентства, парламента, правительства… Помимо государства, это институт власти (исполнительная, законодательная и судебная), институт политических режимов и политических партий. Институт права.

3) Социо-культурные институты (институты культуры) – к ним относятся религия, образования и наука. Сейчас в эту сферу начинает входить институт общественного досуга.

4) Социальные институты в социальной сфере. Сюда относятся институт семьи (отношения между мужем и женой, родителями и другими родственниками), институт брака (отношения между мужчиной и женщиной), институт воспитания, институт медицины или здравоохранения, институт социальной опеки и социального обеспечения.

II. В зависимости от выполняемых функций:

1) «Реляционные» социальные институты (то есть определяющие ролевую структуру общества).

2) Регулятивные социальные институты (определяющие допустимые рамки независимых действий личности в обществе).

3) Интегративные социальные институты (ответственность за обеспечение интересов социальной общности как целого).

Изменение социальных институтов происходит под воздействием объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов и причин.

Институционализация – это процесс подведения норм и правил под определённый вид отношений между людьми.

Социальные процессы.

1. Сущность социальных процессов.

2. Социальные конфликты и кризисы.

3. Социальные реформы и революции.

Введение 2

1. Понятие социальной системы 3

2. Социальная система и её структура 3

3. Функциональные проблемы социальных систем 8

4. Иерархия социальных систем 12

5. Социальные связи и типы социальных систем 13

6. Типы социальных взаимодействий между подсистемами 17

7. Общества и социальные системы 21

8. Социальные и культурные системы 28

9. Социальные системы и индивидуум 30

10. Парадигма анализа социальных систем 31

Заключение 32

Список литературы 33

Введение

Теоретико-методологические основания развития теории социальных систем связаны с именами Г.В.Ф. Гегеля как основоположника системного анализа и мировоззрения, а также А.А. Богданова (псевдоним А.А. Малиновского) и Л. Берталанфи. В методологическом плане теория социальных систем ориентируется на функциональную методологию, исходящую из принципа первичности идентификации целого (системы) и его элементов. Такая идентификация должна проводиться на уровне объяснения поведения и свойств целого. Так как подсистемные элементы связаны различными причинно-следственными связями, то существующие в них проблемы могут в той или иной степени порождаться системой и влиять на состояние системы в целом.

Каждая социальная система может быть элементом более глобального социального образования. Именно этот факт вызывает наибольшие сложности при построении концептуальных моделей проблемной ситуации и предмета социологического анализа. Микромоделью социальной системы является личность – устойчивая целостность (система) социально-значимых черт, характеристик индивида как члена общества, группы, общности. Особую роль в процессе концептуализации играет проблема установки границ изучаемой социальной системы.


1. Понятие социальной системы

Социальная система определяется как множество элементов (индивидов, групп, общностей), находящихся во взаимодействиях и отношениях образующих единое целое. Такая система при взаимодействии с внешней средой способна изменить отношения элементов, т.е. свою структуру, представляющую сеть упорядоченных и взаимообусловленных связей между элементами системы.

Наиболее глубоко проблема социальных систем была разработана американским социологом-теоретиком Т. Парсонсом (1902 – 1979) в его работе «Социальная система». Несмотря на то, что в работах Т. Парсонса в основном рассматривается общество в целом, с точки зрения социальной системы могут быть проанализированные взаимодействия социальных множеств на микроуровне. Как социальную систему можно проанализировать студентов вузов, неформальную группу и др.

Механизмом социальной системы, стремящимся к поддержанию равновесия, есть самосохранение. Так как каждая социальная система заинтересована в самосохранении, то возникает проблема социального контроля, который можно определить как процесс, противодействующий социальным отклонениям в социальной системе. Социальный контроль, наряду с процессами социализации, обеспечивает интеграцию индивидов в общество. Это происходит через интериоризацию индивидом социальных норм, ролей и образцов поведения. Механизмы социального контроля, по мнению Т. Парсонса, включают в себя: институционализацию; межличностные санкции и воздействия; ритуальные действия; структуры, обеспечивающие сохранение ценностей; институционализацию системы, способной осуществлять насилия и принуждения. Определяющую роль в процессе социализации и формах социального контроля играет культура, которая отражает характер взаимодействий индивидов и групп, а также «идеи», опосредующие культурные образцы поведения. Это значит, что социальная система является продуктом и особым видом взаимодействия людей, их чувств, эмоций, настроений.

Каждая из основных функций социальной системы дифференцируется на большой ряд подфункций (менее общих функций), которые реализуются людьми, включенными в ту или иную нормативную и организационную социальную структуру, более или менее отвечающую функциональным требованиям общества. Взаимодействие микро- и макросубъективных и объективных элементов, включенных в данную организационную структуру для реализации функций (экономических, политических и др.) социального организма, придает ей характер социальной системы.

Функционируя в рамках одной или нескольких основных структур социальной системы, социальные системы выступают в качестве структурных элементов социальной реальности, а следовательно, и исходных элементов социологического познания ее структур .

2. Социальная система и её структура

Система – это предмет, явление или процесс, состоящий из качественно определенной совокупности элементов, которые находятся во взаимных связях и отношениях, образуют единое целое и способны во взаимодействии с внешними условиями своего существования изменять свою структуру. Существенными чертами любой системы является целостность и интеграция.

Первое понятие (целостность) фиксирует объективную форму существования явления, т.е. его существования как целого, а второе (интеграция) – процесс и механизм объединения его частей. Целое больше суммы входящих в него частей. Это означает, что каждое целое обладает новыми качествами, которые механически не сводимы к сумме его элементов, обнаруживает некий «интегральный эффект». Эти новые качества, присущие явлению как целому, обычно обозначаются как системные и интегральные качества.

Специфика социальной системы состоит в том, что она складывается на базе той или иной общности людей, а ее элементами являются люди, чье поведение детерминируется определенными социальными позициями, которые они занимают, и конкретными социальными функциями, которые они выполняют; социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе, а также их различными индивидуальными качествами. В число элементов социальной системы могут входить различные идеальные и случайные элементы.

Индивид осуществляет свою деятельность не изолированно, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенные в различные общности в условиях действия совокупности факторов, влияющих на формирование и поведения личности. В процессе этого взаимодействия люди, социальная среда оказывают систематическое воздействие на данного индивида, равно как и он оказывает обратное воздействие на других индивидов и среду. В результате данная общность людей становится социальной системой, целостностью, обладающей системными качествами, т.е. качествами, которых нет ни у одного из включенных в нее элементов отдельности.

Определенный способ связи взаимодействия элементов, т.е. индивидов, занимающих определенные социальные позиции и выполняющих определенные социальные функции в соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей, образуют структуру социальной системы. В социологии нет общепринятого определения понятия «социальная структура». В различных научных трудах это понятие определяется как «организация отношений», «определенная артикуляция, порядок устройства частей»; «последовательные, более или менее постоянные регулярности»; «образец поведения, т.е. наблюдаемое неформальное действие или последовательность действий»; «отношения между группами и индивидами, которые проявляются в их поведении» и др. Все эти примеры, на наш взгляд, не противостоят, а дополняют друг друга, позволяют создать интегральное представление об элементах и свойствах социальной структуры.

Видами социальной структуры являются: идеальная структура, связывающая воедино верования, убеждения, воображения; нормативная структура, включающая ценности, нормы, предписанные социальные роли; организационная структура, определяющая способ взаимосвязи позиций или статусов и детерминирующая характер повторения систем; случайная структура, состоящая из элементов, включенных в ее функционирование, имеющихся в данный момент в наличии. Первые два вида социальной структуры связаны с концепцией культурной структуры, а два других – с концепцией социетальной структуры. Нормативная и организационная структуры рассматриваются как единое целое, а элементы, включенные в их функционирование, - как стратегические. Идеальная и случайная структуры и их элементы, будучи включенными в функционирование социальной структуры как единого целого, могут вызвать и позитивные, и негативные отклонения в ее поведении. Это, в свою очередь, имеет следствием рассогласование во взаимодействии различных структур, выступающих в качестве элементов более общей социальной системы, дисфункциональные расстройства этой системы.

Структура социальной системы как функциональное единство совокупности элементов регулируется только ей присущими законами и закономерностями, обладает своей собственной детерминированностью. Вследствие этого существование, функционирование и изменение структуры определяется не законом, стоящим как бы «вне ее», а имеет характер саморегулировки, поддерживающей – в определенных условиях – равновесие элементов внутри системы, восстанавливающей его при известных нарушениях и направляющей изменение этих элементов и самой структуры.

Закономерности развития и функционирования данной социальной системы могут совпадать и не совпадать с соответствующими закономерностями социетальной системы, иметь позитивные или негативные социально значимые последствия для данного общества .

3. Функциональные проблемы социальных систем

Отношения взаимодействия, анализируемые с точки зрения статусов и ролей, имеют, место в системе. Если такая система формирует устойчивый порядок или в состоянии поддерживать упорядоченный процесс изменений, направленных к развитию, то для этого внутри нее должны существовать определенные функциональные предпосылки. Система действия структурирована в соответствии с тремя интегративными исходными пунктами: индивидуальным актором, системой взаимодействия и системой культурных эталонов. Каждый из них предполагает наличие других, и, следовательно, изменчивость каждого лимитируется необходимостью соответствовать определенному минимуму условий для функционирования каждого из двух остальных.

Система представляет собой совокупность элементов, между которыми существует взаимосвязь и взаимодействие и которые в этом взаимодействии образуют единое целое. Общество рассматривают как макросистему, которая включает совокупность подсистем.

Понятие социальной системы

Социальная система – это сложно организованное целостное образование, упорядоченное и связанное с совокупностью взаимодетерминированных связей между его элементами. Можно выделить ряд особенностей, присущих социальной системе:

  1. целостность, относительная завершенность объекта и его относительное единство;
  2. наличие внутренних связей;
  3. наличие внешних связей с другими объектами и системами;
  4. имеет свою структуру, внутреннее строение;
  5. социальная система как объект является относительно автономной;
  6. самоорганизующаяся и саморегулирующаяся система;
  7. выполняет многочисленные функции;
  8. социальная система направлена на достижение определенного результата.

Современное общество – это система, состоящая отдельных уровней социальных общностей. При социологическом анализе в основном изучают субъекты четырех уровней общности.

  1. Фундаментальный уровень формирования, организации общества – это человечество в целом, формирует свои интересы как единая цивилизация.
  2. Уровень социальной структуры общества – это социальные общности, слои, социальные группы.
  3. Уровень отдельного индивида, поскольку для социологии именно личность является предметом изучения как субъект и объект социальных отношений.

Социальные и общественные отношения

Социальные отношения – это относительно самостоятельный специфический вид общественных отношений, который выражает деятельность социальных субъектов по поводу их неодинакового положения в обществе и роли в общественной жизни. Понятие «социальные отношения» и «общественные отношения» часто отождествляют. Однако такое отождествление правомерно только тогда, когда социальные отношения понимают в широком смысле, противопоставляя их естественным отношениям. Социальные отношения не являются статичными формами социального взаимодействия, они всегда взаимосвязаны с другими отношениями в системе общественных отношений. Для того чтобы выделить собственно социальные отношения из системы общественных отношений, необходимо прежде всего установить причину, на основе которой они строятся.

Каждый вид общественных отношений реализуется между социальными субъектами по поводу того или иного объекта. Если это отношения по поводу средств производства – это экономические отношения, государственной властиполитические отношения, юридических норм – правовые отношения и так далее. Социальные отношения в узком смысле возникают при реализации собственно социального взаимодействия, между различными социальными слоями, группами и индивидами. Следовательно, социальные отношения – это отношения между группами людей, многообразные связи между социальными субъектами в процессе их жизнедеятельности.

Общественные отношения являются более широким понятием, чем социальные отношения. Общественные отношения – это те отношения, которые устанавливаются между большими группами людей. По сфере проявления общественные отношения можно разделить на: экономические, политические, духовные, социальные.

Социальные отношения – отношения, которые существуют рядом с общественными отношениями. К ним можно отнести все формы отношений между небольшими общностями: бытовые, соседские и тому подобные. Это трансформация общественных норм через призму индивидуальных интересов.

Социальный интерес и социальная ценность

Социальный интерес – одна из важнейших движущих сил поведения и деятельности любого социального субъекта, личности, социальной общности, слоя, общества. В современном обществе существует большое многообразие интересов, и их согласование – основная задача государства, политических партий и общественных организаций. Понятие «интерес» тесно связано с понятием «ценность». Ценность в социологии определяют как особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы человека или социальной группы переносятся в мир вещей, предметов и духовных явлений.

Социальная ценность – это значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных групп или личности. По субъектам или носителями ценности разделяют на:

  • Индивидуальные ценности. У каждого есть вещи, которые имеют ценностное значение только для отдельной личности и не для кого больше (фотографии, реликвии и так далее).
  • Групповые или коллективные ценности. Коллективные ценности образующиеся в деятельности социальной общности, слоя, группы людей и имеют определенную значимость, сплачивая эту общность.
  • Общечеловеческие ценности – это ценности, которые возникают вследствие деятельности всех людей, имеющих определенную значимость для всех людей (например, любовь, дружба).

Установление определенных типов социальных и общественных отношений происходит на основе таких процессов:

  • Пространственный контакт (при случайных встречах).
  • Психологический контакт (при возникновении определенной заинтересованности между его субъектами.
  • Социальный контакт-взаимодействие на основе обмена ценностями, благами: выявляет потребность в общении и социальном действии. Между субъектами социального контакта лежат определенные ценности. При социальном контакте возникает информационный механизм общения. Общение – это многоплановый процесс взаимодействия социальных субъектов, организации их жизнедеятельности, реализации потребностей, обмена информацией.