ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основания и цели разработки требований. Настоящие рекомендации разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (для основной школы, базового и профильного уровней средней (полной) общеобразовательной школы).

Требования представляют собой оптимальные рекомендации к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые в условиях ввода государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности. Они включают перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, информационно-коммуникационных средств, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования.

Новизна разработанных требований. В отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по основам безопасности жизнедеятельности настоящие требования к оснащению образовательного процесса ориентированы не только на обеспечение наглядности процесса обучения, но и, прежде всего, на создание необходимых условий для реализации требований к уровню подготовки выпускников. Государственный стандарт по основам безопасности жизнедеятельности предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у учащихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетентности. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач. Поэтому требования включают не только объекты, выпускаемые в настоящее время, но и перспективные, создание которых необходимо для обеспечения ввода стандарта.

Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения. В перечнях объектов и средств материально-технического обеспечения, вошедших в состав настоящих требований, представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов. Это вызвано тем, что в современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые носители информации. Так, например, значительная часть учебных материалов, в том числе тексты источников, комплекты иллюстраций, схемы, таблицы, диаграммы все чаще размещаются не на полиграфических, а на мультимедийных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования на базе учебного кабинета собственной электронной библиотеки. Кроме того, многие средства и объекты материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми, поскольку их использование призвано обеспечить не только преподавание конкретных предметных тем, но и, прежде всего, создание условий для формирования и развития умений и навыков учащихся.

Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования. Настоящие требования к оснащению образовательного процесса выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, усиления аналитического компонента учебной деятельности, формирования коммуникативной культуры учащихся и развития умений работы с различными источниками и типами информации.

Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т.п.).

Расчет количественных показателей. Количество учебного оборудования приводится в требованиях в расчете на один учебный кабинет. При этом использование значительной части указанных технических средств связано с выполнением не только внутрипредметных, но и общеучебных задач. Оснащение этими техническими средствами кабинета основ безопасности жизнедеяятельности (далее-кабинет ОБЖ) рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения.

Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:

  • Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
  • К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
  • Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
  • П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).

Характеристика учебного кабинета. Помещение кабинета основ безопасности жизнедеятельности должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Помещение должно быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности).

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечания

Основная школа

Старшая школа

Базов.

Проф.

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

Стандарт основного общего образования по ОБЖ

Стандарт по ОБЖ, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета ОБЖ

Стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ (базовый уровень)

Стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ (профильный уровень)

Примерная программа основного общего образования по ОБЖ

Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по ОБЖ

Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по ОБЖ

Учебник по ОБЖ для 8 класса

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации.

При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете ОБЖ, и по несколько экземпляров учебников из других УМК по каждому курсу ОБЖ. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ учителем как часть методического обеспечения кабинета.

Учебник по ОБЖ для 10 класса (базовый уровень)

1.10

Учебник по ОБЖ для 10 класса (профильный уровень)

1.11

Учебник по ОБЖ для 11 класса (профильный уровень)

1.12

Учебник «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» для обучающихся–девушек 10-11 классов

1.13

Учебник «Основы педагогики и психологии» для 10-11 классов (профильный уровень)

1.14

Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации

1.15

Наставление по стрелковому делу:

Основы стрельбы из стрелкового оружия

1.16

Наставление по стрелковому делу: 7,6 2-мм модернизированный автомат Калашникова

1.17

Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе»

1.18

Закон Российской Федерации «О гражданской обороне»

1.19

Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий и от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

1.20

Закон Российской Федерации «О пожарной безопасности»

1.21

Дидактические материалы по основным разделам ОБЖ

Сборники разноуровневых познавательных и развивающих заданий, обеспечивающих усвоение знаний по ОБЖ как на репродуктивном, так и на продуктивном уровнях.

1.22

Контрольно-измерительные материалы по основным разделам ОБЖ

Сборники заданий (в том числе тестовых), обеспечивающих диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников, закрепленными в стандарте.

1.23

Хрестоматия по ОБЖ

1.24

Практикумы по ОБЖ

Ф/П

Ф/П

Ф/П

1.25

Научная, научно-популярная литература

Литература для подготовки докладов и сообщений; научные, научно-популярные и художественные издания, необходимые для подготовки докладов, сообщений, рефератов и творческих работ. Содержаться

1.26

Справочные пособия (энциклопедии и энциклопедические словари)

1.27

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации

Ордена России

Текст Военной присяги

Воинские звания и знаки

Различия

Д /Ф

Д /Ф

Военная форма одежды

Д /Ф

Д /Ф

Мероприятия обязательной подготовки

граждан к военной службе

2..8

Военно-прикладные виды спорта

Военно-учетные специальности РОСТО

2.10

Военно-учебные заведения Вооруженных Сил Российской Федерации

2.11

Мероприятия, проводимые при первоначальной постановке на воинский учет

2.12

Нормативы по прикладной физической подготовке

2.13

Нормативы по радиационной, химической и биологической разведке

2.14

Устройство 7,62-мм (или 5,45-мм) автомата Калашникова

2.15

Устройство 5,6-мм малокалиберной винтовки

2.16

Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия

2.17

Приемы и правила метания ручных гранат

2.18

Мины российской армии

2.19

Фортификационные

сооружения (окопы, траншеи, щели, ниши, блиндажи, укрытия, минно-взрывные заграждения)

2.20

Индивидуальные средства защиты

2.21

Приборы радиационной

разведки

2.22

Приборы химической разведки

2.23

Организация и несение внутренней службы

2.24

Строевая подготовка

2.25

Оказание первой медицинской помощи

Д /Ф

Д /Ф

Д /Ф

2.26

Гражданская оборона

2.27

Диаграммы и графики,

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам ОБЖ

Д/П

Д/П

Д/П

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).

Электронные библиотеки по ОБЖ

Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических источников и текстов из научных и научно-популярных изданий,

Фотографии, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы. Электронные библиотеки могут размещаться на CD ROM, либо создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения).

Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы.

Программный продукт, размещенный на CDRW и включающий обновляемый комплекс заданий по истории, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом вариативности УМК, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся.

Игровые компьютерные программы (по тематике курса ОБЖ)

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ

Видеофильмы по разделам курса ОБЖ

Видеофильмы, аудиозаписи и фонохрестоматии, слайды могут быть в цифровом (компьютерном) виде

Аудиозаписи и фонохрестоматии по всеобщей истории и истории России

Слайды (диапозитивы) по тематике курса ОБЖ

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Телевизор с универсальной подставкой

Телевизор не менее 72 см диагональ

Видеомагнитофон (видеоплейер)

Аудио-центр.

Аудио-центр с возможностью использования аудио-дисков, CD R, CD RW, MP3, а также магнитных записей.

Мультимедийный компьютер

Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).

Сканер

Принтер лазерный

Копировальный аппарат

Копировальный аппарат, диапроектор и мультимедиапроектор

могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.

Цифровая видеокамера

Видеокамера и фотокамера могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.

Цифровая фотокамера

5.10

Диапроектор или оверхэд (графопроектор)

Диапроектор и мультимедиапроектор могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.

5.11

Мультимедиапроектор

5.12

Экран (на штативе или навесной)

Минимальные размеры 1,25Х1,25 м

5.13

Средства телекоммуникации

Включают: электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет, создаются в рамках материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения при наличии необходимых финансовых и технических условий

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц

Штатив для карт и таблиц

Укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.)

Войсковой прибор химической разведки (ВПХР)

Бытовой дозиметр

Компас

6..9

Визирная линейка

6.10

Транспортир

6.11

Бинт марлевый 10х15

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

6.12

Вата гигроскопическая

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

нестерильная (пачка по 50 г.)

6.13

Вата компрессная (пачка по 50 г.)

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

6.14

Воронка стеклянная

6.15

Грелка

6.16

Жгут кровоостанавливающий резиновый

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

6.17

Индивидуальный перевязочный пакет

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

6.18

Косынка перевязочная

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

6.19

Клеенка компрессорная

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

6.19

Клеенка подкладочная

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

6.20

Ножницы для перевязочного материала (прямые)

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

6.21

Повязка малая стерильная

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

6.22

6.23

6.24

Повязка большая

стерильная

Шприц-тюбик

одноразового пользования

Шинный материал

(плотные куски картона, рейки т.п.) длиной от 0,7 до 1,.5 м

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

6.25

Противогаз

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

6.26

Общезащитный комплект

Д/Ф

6.26

Респиратор

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

6.27

Аптечка индивидуальная (АИ-2)

Д/Ф

Д/Ф

6.27

Противохимический пакет

Д/Ф

Д/Ф

6.28

Носилки санитарные

6.29

Противопыльные

тканевые маски

6.30

Ватно-марлевая повязка

7. МОДЕЛИ

Макет простейшего укрытия в разрезе

Макет убежища в разрезе

Тренажер для оказания первой помощи

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ

Компьютерный стол

Шкаф (ящик) для хранения карт

Ящики для хранения таблиц


Материально-техническое обеспечение – одно из важнейших условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Настоящие Требования к ним направлены на создание современной предметно-образовательной среды обучения начальной школы с учетом целей, устанавливаемых ФГОС ОО.

Материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования включают учебное и учебно-наглядное оборудование, оснащение учебных кабинетов и административных помещений. Соответственно они и являются объектами регламентирования.

В качестве регламентов выступают Перечни учебного оборудования начальной школы (Письмо департамента государственной политики в сфере образования «О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений» от 01.04.2005 № 03-417; Требования к оснащению учебных и административных помещений образовательного учреждения, реализующего образовательную программу начального общего образования).

Ключевое значение имеет учебное и учебно-наглядное оборудование. Его состав призван обеспечить создание учебной и предметно-деятельностной среды в условиях реализации ФГОС, содействующей обучению и развитию младших школьников.

Соответствующая учебная и предметно-деятельностная среда призвана обусловить достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ, способствуя:

– переходу от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работ, переносу акцента на аналитический компонент учебной деятельности;

– формированию умений работы с различными видами информации и ее источниками;

– формированию коммуникативной культуры учащихся.

В соответствии с Перечнем основными компонентами учебного оборудования являются:

– книгопечатная продукция;

– печатные пособия;

– экранно-звуковые пособия, в том числе в цифровом виде, интерактивные доски;

– технические средства обучения (средства информационно-коммуникационных технологий);

– игры и игрушки;

– учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;

– натуральные объекты.

Для отдельных предметов образовательной программы (базисного учебного плана) предусмотрены дополнительные компоненты, такие, как, например, музыкальные инструменты («Музыка»), комплект таблиц (плакаты) по безопасности труда в процессе технологической подготовки младших школьников и т. п.

Конкретное наполнение тех или иных компонентов определяется в зависимости от содержания учебных предметов и отражено в ныне действующих регламентах («О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений» и «Перечни типовых комплектов учебного, учебно-наглядного оборудования, технических средств обучения и мебели»).

В соответствии с Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования комплекты учебного и учебно-наглядного оборудования должны включать три модуля:

– модуль учебного и учебно-наглядного оборудования, обеспечивающий оптимальную реализацию основной образовательной программы;

– модуль учебного и учебно-наглядного оборудования, обеспечивающий достижение планируемых результатов образования ступени начальной школы;

– модуль учебного и учебно-наглядного оборудования, обеспечивающий достижение планируемых результатов применительно к конкретному учебному предмету, входящему в состав основной образовательной программы (базисного учебного плана) образовательного учреждения.

Во внимание принимаются средний расчет наполняемости класса (25 учащихся), а также является ли данный объект демонстрационным (не менее одного экземпляра на класс), необходим ли полный комплект (один объект на одного учащегося исходя из реальной наполняемости класса), необходим ли комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учащихся), необходим ли комплект для практической работы в группах (6 –7 экземпляров на кабинет). В условиях малочисленной школы потребности класс-комплекта учитываются исходя из количества указанных средств и объектов материально-технического обеспечения.

Его основу составляет выпускаемое отечественными и зарубежными производителями учебное оборудование. Вместе с тем особое внимание должно быть уделено разработке нового поколения средств обучения, учитывающих современные тенденции в технике и технологиях. Особый интерес разработчиками должен быть проявлен к нанотехнологиям, процессорной технике и робототехнике.

В практике работы школ по обеспечению образовательного процесса средствами обучения допускается использование объектов, изготовленных самодеятельным способом учителями, учащимися и их родителями. К таким объектам могут быть отнесены иллюстративные материалы, видеоматериалы, фотоальбомы, макеты и т. п.

Ресурсное обеспечение основных образовательных программ предполагает новую систему статистического наблюдения.

Так, с учетом реального наполнения компонентов учебного оборудования в подраздел 13 «Сведения о школьных помещениях и технических средствах обучения» формы № ОШ-1 «Сведения о дневном общеобразовательном учреждении» должны быть введены следующие дополнительные показатели по начальной школе:

– наличие (отсутствие) модулей, включающих типовые комплекты учебного и учебно-наглядного оборудования, обеспечивающих реализацию ПРООП;

– количество интерактивных досок;

– оснащение кабинета начальной школы в соответствии с требованими основных образовательных программ.

Определение Перечня учебного оборудования создает основу для решения вопроса об оснащении учебных помещений начальной школы. Вместе с тем Перечень не исчерпывает всего оснащения этих помещений, которое включает в себя иные компоненты, в том числе специализированную учебную мебель, оборудование рабочего места учителя. В учебном помещении также должны быть созданы технические условия для использования информационно-коммуникационных средств обучения.

Основные требования к классной комнате (кабинету) и его оснащение

Обучение в начальной школе обычно проходит в одном помещении, которое, как правило, закрепляется на весь его период за одним учителем и за одним классом. Вместе с тем существует и возможность организации классов-кабинетов по отдельному предмету. Так, занятия музыкой могут проходить в кабинете музыки, оборудованном в соответствии с требованиями к процессу музыкального развития детей, занятия по труду – в общешкольном кабинете технологии, занятия физкультурой – в спортивном зале школы (в последнем случае лучшим вариантом был бы малый спортивный зал для учащихся начальной школы).

Независимо от вида учебного помещения его оснащение должно способствовать решению задач основных образовательных программ, обеспечивающих реализацию ФГОС.

Таковыми задачами являются активизация мыслительной деятельности младших школьников, формирование системы универсальных учебных действий, развитие способностей к самоконтролю, самооценке и самоанализу, воспитание высокоорганизованной личности.

Тенденция к увеличению в начальной школе количества предметных кабинетов предполагает, что строка «Количество классных комнат (включая учебные кабинеты и лаборатории)» подраздела 13 «Сведения о школьных помещениях и технических средствах обучения» формы № ОШ-1 «Сведения о дневном общеобразовательном учреждении» должна предусматривать две части, отдельно выделяя показатель «Учебные (предметные) кабинеты», согласно перечню предметов в базисном учебном (образовательном) плане в начальной школе и показатель «Оснащение учебных (предметных) кабинетов».

Требования к оснащению административных помещений образовательного учреждения начального общего образования

Оснащение административных помещений образовательного учреждения начального общего образования – часть инфраструктуры управления образовательным процессом в начальной школе, а также инфраструктуры управления педагогическим коллективом. Административные помещения – учительская комната, кабинеты администраторов начального образования должны быть площадкой обсуждения, принятия управленческих решений, вынесения оценочных суждений, средоточием педагогической, психологической, другой сопутствующей информации. Здесь все должно располагать к вдумчивой, аналитической работе, продуктивному обмену мнениями, в минуты отдыха – к динамичной релаксации. В силу данных обстоятельств оснащение административных помещений как органическая составляющая учебно-материального ресурса имеет большое значение для обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Модель оснащения административного помещения начальной школы представлена в таблице 2.

ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Основание и цели разработки требований. Настоящие рекомендации разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по физической культуре (для основной средней школы, полной средней школы с базовым и профильным уровнями образования).

Требования представляют собой оптимальные рекомендации к материально-техническому оснащению учебного процесса, предъявляемого в условиях ввода государственного стандарта по физической культуре. Требования включают в себя перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования, а также характеризуют перечни спортивных залов (кабинетов) и пришкольных плоскостных спортивных сооружений.

Новизна разработанных требований. Государственный стандарт образования по физической культуре предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, что определяет освоение учащимися не только предметных умений, но и развитие у них широкого комплекса общих учебных умений и обобщенных способов деятельности, связанных с формированием познавательной, информационной и коммуникативной компетентности. Поэтому, в отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по физической культуре, материально-техническое оснащение образовательного процесса ориентируется, прежде всего, не эффективное решение этих задач, на создание необходимых условий для полной реализации требований к уровню подготовки выпускников по предмету физической культуры. Отличительной особенностью требований к оснащенности учебного процесса по физической культуре является включение в перечень нестандартного инвентаря и оборудования, измерительных приборов, используемых учащимися в самостоятельных формах учебной деятельности. Кроме того, требования включают не только объекты и средства материально-технического обеспечения, выпускаемых в настоящее время, но и перспективных, создание которых необходимо для обеспечения ввода государственного стандарта по физической культуре.

Принципы отбора объектов и средств материально-технического оснащения. В перечнях объектов и средств материально-технического оснащения, вошедших в состав настоящих требований, представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов. Это вызвано тем, что в современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые технологии и методики, носители учебной информации и программно-методического обеспечения образования.

Большинство включенных средств и объектов материально-технического обеспечения носят многофункциональный характер, могут использоваться в разных учебных темах, при решении разных педагогических задач.

Многие из включенных средств и объектов материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми и их использование ориентированно как на преподавание конкретных предметных тем, так и создание условий для формирования и развития умений и навыков учащихся.

Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования. Настоящие требования к оснащению образовательного процесса выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Требования исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, выполнению творческих заданий, усиления аналитического компонента учебной деятельности.

Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления их собственной базы материально-технических средств обучения.

Расчет количественных показателей. Количество учебного оборудования приводится в расчете на один спортивный зал (кабинет). При этом, использование значительной части указанных средств связано с выполнением не только внутрипредметных, но и общих учебных задач. Оснащение этими техническими средствами рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения.

Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (26-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:

  • Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
  • К – полный комплект (из расчета на каждого учащегося, исходя из реальной наполняемости класса);
  • Г – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся.

Характеристика учебных помещений. Спортивный зал (кабинет) и пришкольный спортивный стадион (площадка) должны удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Спортивный зал и пришкольные спортивные стадионы (площадки) должны быть оснащены типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки выпускников основной и средней (полной) школы на базовом и профильном уровне. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения.

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечание

Основная школа

Старшая школа

Базов уров.

Проф уров

1.

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

1.1.

Стандарт основного общего образования по физической культуре

Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала)

Стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре (базовый уровень)

Стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре (профильный уровень)

Примерная программа по физической культуре основного общего образования по физической культуре

Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования (базовый профиль)

Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования (профильный уровень)

Учебник по физической культуре

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендуемых или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации

Дидактические материалы по основам

Комплекты разноуровневых

разделам и темам учебного предмета «Физическая культура»

тематических заданий,

дидактических карточек.

1.10

Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, Олимпийскому движению

В составе библиотечного фонда

1. 11

Методические издания по физической культуре для учителей

Ж. «Физическая культура в школе»

2.

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности

Плакаты методические

Комплекты плакатов по методике обучения двигательным действиям, гимнастическим комплексам, общеразвивающим и корригирующим упражнениям

Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры спорта и Олимпийского движения

3.

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ

Видеофильмы по основным разделам и темам учебного предмета «Физическая культура»

Аудиозаписи

Для проведения гимнастических комплексов, обучения танцевальным движениям;

проведения спортивных соревнований и физкультурных праздников

4.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Телевизор с универсальной подставкой

Телевизор не менее 72 см по диагонали

Видеомагнитофон с комплектом видеокассет

Аудио-центр с системой озвучивания спортивных залов и площадок

Аудио-центр с возможностью использования аудио-дисков, CD R, CD RW, МРЗ, а также магнитных записей

4.4.

Радиомикрофон (петличный)

4.5.

Мегафон

Мультимедийный компьтер

Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).

Сканер

4.8.

Принтер лазерный

4.9.

Копировальный аппарат

Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

4.10

Цифровая видеокамера

Могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

4.11

Цифровая фотокамера

4.12

Мультимедиапроектор

4.13

Экран (на штативе или навесной)

Минимальные размеры 1,25х1,25

5.

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Гимнастика

5.1.

Стенка гимнастическая

Бревно гимнастическое напольное

Бревно гимнастическое высокое

5.4.

Козел гимнастический

5.5.

Конь гимнастический

Перекладина

гимнастическая

5.7.

Брусья гимнастические, разновысокие

Брусья гимнастические, параллельные

5.8.

Кольца гимнастические, с механизмом крепления

Канат для лазания, с механизмом крепления

5.10

Мост гимнастический подкидной

5.11

Скамейка гимнастическая жесткая

5.12

Скамейка гимнастическая мягкая

5.13

Комплект навесного оборудования

В комплект входят: перекладина, брусья, мишени для метания

5.14

Контейнер с набором т/а гантелей

5.15

Скамья атлетическая, вертикальная

5.16

Скамья атлетическая, наклонная

5.17

Стойка для штанги

5.18

Штанги тренировочные

5.19

Гантели наборные

5.20

Вибрационный тренажер М.Ф.Агашина

5.21

Коврик гимнастический

5.22

Станок хореографический

5.23

Акробатическая дорожка

5.24

Покрытие для борцовского ковра

5.25

Маты борцовские

5.26

Маты гимнастические

5.27

Мяч набивной (1 кг, 2кг, 3 кг)

5.28

Мяч малый (теннисный)

5.29

Скакалка гимнастическая

5.30

Мяч малый (мягкий)

5.31

Палка гимнастическая

5.32

Обруч гимнастический

5.33

Коврики массажные

5.34

Секундомер настенный с защитной сеткой

5.35

Пылесос

Для влажной уборки зала и спортивного инвентаря

5.36

Сетка для переноса малых мячей

Легкая атлетика

5.37

Планка для прыжков в высоту

5.38

Стойки для прыжков в высоту

5.39

Барьеры л/а тренировочные

5.40

Флажки разметочные на опоре

5.41

Лента финишная

Дорожка разметочная для прыжков в длину с места

5.43

Рулетка измерительная (10м; 50м)

5.44

Номера нагрудные

Спортивные игры

5.45

Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой

5.46

Шиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой

5.47

Мячи баскетбольные

5.48

Сетка для переноса и хранения мячей

5.49

Жилетки игровые с номерами

5.50

Стойки волейбольные универсальные

5.51

Сетка волейбольная

5.52

Мячи волейбольные

5.53

Сетка для переноски и хранения баскетбольных мячей

5.54

Табло перекидное

5.55

Жилетки игровые с номерами

5.56

Ворота для мини-футбола

5.57

Сетка для ворот мини-футбола

5.58

Мячи футбольные

5.59

Номера нагрудные

5.60

Компрессор для накачивания мячей

2

Туризм

5.61

Палатки туристские (двух местные)

5.62

Рюкзаки туристские

5.63

Комплект туристский бивуачный

Измерительные приборы

5.64

Пульсометр

5.65

Шагомер электронный

5.66

Комплект динамометров ручных

5.67

Динамометр становой

5.68

Ступенька универсальная (для степ-теста)

5.69

Тонометр автоматический

5.70

Весы медицинские с ростомером

Средства до врачебной помощи

5.71

Аптечка медицинская

Дополнительный инвентарь

5.80

Доска аудиторная с магнитной поверхностью

Доска должна быть передвижная и легко перемещаться по спортивному залу

6.

СПОРТИВНЫЕ ЗАЛЫ

Спортивный зал игровой

Спортивный зал гимнастический

С раздевалками для мальчиков и девочек (шкафчики, мягкие гимнастические скамейки, коврики), душевыми для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек.

Зоны рекреации

Для проведения динамических пауз (перемен)

2

Кабинет учителя

Включает в себя: рабочий стол, стулья, сейф, шкафы книжные (полки), шкаф для одежды

Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования

Включает в себя: стеллажи, контейнеры

7.

ПРИШКОЛЬНЫЙ СТАДИОН (ПЛОЩАДКА)

Легкоатлетическая дорожка

Сектор для прыжков в длину

Сектор для прыжков в высоту

Игровое поле для футбола (мини-футбола)

Площадка игровая баскетбольная

Площадка игровая волейбольная

Гимнастический городок

Полоса препятствий

Лыжная трасса

Включающая, небольшие отлогие склоны

7.10

Комплект шансовых инструментов для подготовки мест занятий на спортивном стадионе

ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Основание и цели разработки требований. Настоящие рекомендации разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по физической культуре (для основной средней школы, полной средней школы с базовым и профильным уровнями образования).

Требования представляют собой оптимальные рекомендации к материально-техническому оснащению учебного процесса, предъявляемого в условиях ввода государственного стандарта по физической культуре. Требования включают в себя перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования, а также характеризуют перечни спортивных залов (кабинетов) и пришкольных плоскостных спортивных сооружений.

Новизна разработанных требований. Государственный стандарт образования по физической культуре предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, что определяет освоение учащимися не только предметных умений, но и развитие у них широкого комплекса общих учебных умений и обобщенных способов деятельности, связанных с формированием познавательной, информационной и коммуникативной компетентности. Поэтому, в отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по физической культуре, материально-техническое оснащение образовательного процесса ориентируется, прежде всего, не эффективное решение этих задач, на создание необходимых условий для полной реализации требований к уровню подготовки выпускников по предмету физической культуры. Отличительной особенностью требований к оснащенности учебного процесса по физической культуре является включение в перечень нестандартного инвентаря и оборудования, измерительных приборов, используемых учащимися в самостоятельных формах учебной деятельности. Кроме того, требования включают не только объекты и средства материально-технического обеспечения, выпускаемых в настоящее время, но и перспективных, создание которых необходимо для обеспечения ввода государственного стандарта по физической культуре.

Принципы отбора объектов и средств материально-технического оснащения. В перечнях объектов и средств материально-технического оснащения, вошедших в состав настоящих требований, представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов. Это вызвано тем, что в современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые технологии и методики, носители учебной информации и программно-методического обеспечения образования.

Большинство включенных средств и объектов материально-технического обеспечения носят многофункциональный характер, могут использоваться в разных учебных темах, при решении разных педагогических задач.

Многие из включенных средств и объектов материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми и их использование ориентированно как на преподавание конкретных предметных тем, так и создание условий для формирования и развития умений и навыков учащихся.

Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования. Настоящие требования к оснащению образовательного процесса выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Требования исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, выполнению творческих заданий, усиления аналитического компонента учебной деятельности.

Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления их собственной базы материально-технических средств обучения.

Расчет количественных показателей. Количество учебного оборудования приводится в расчете на один спортивный зал (кабинет). При этом, использование значительной части указанных средств связано с выполнением не только внутрипредметных, но и общих учебных задач. Оснащение этими техническими средствами рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения.

Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (26-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:

    Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);

    К – полный комплект (из расчета на каждого учащегося, исходя из реальной наполняемости класса);

    Г – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся.

Характеристика учебных помещений. Спортивный зал (кабинет) и пришкольный спортивный стадион (площадка) должны удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Спортивный зал и пришкольные спортивные стадионы (площадки) должны быть оснащены типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки выпускников основной и средней (полной) школы на базовом и профильном уровне. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения.

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечание

Основная школа

Старшая школа

Базов уров.

Проф уров

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

1.1.

Стандарт основного общего образования по физической культуре

Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала)

1.2

Стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре (базовый уровень)

1.3

Стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре (профильный уровень)

1.4

Примерная программа по физической культуре основного общего образования по физической культуре

1.5

Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования (базовый профиль)

1.6

Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования (профильный уровень)

1.7

1.8

Учебник по физической культуре

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендуемых или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации

1.9

Дидактические материалы по основам

Комплекты разноуровневых

разделам и темам учебного предмета «Физическая культура»

тематических заданий,

дидактических карточек.

1.10

Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, Олимпийскому движению

В составе библиотечного фонда

1. 11

Методические издания по физической культуре для учителей

Ж. «Физическая культура в школе»

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

2.1

Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности

2.2

Плакаты методические

Комплекты плакатов по методике обучения двигательным действиям, гимнастическим комплексам, общеразвивающим и корригирующим упражнениям

2.3

Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры спорта и Олимпийского движения

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ

3.1

Видеофильмы по основным разделам и темам учебного предмета «Физическая культура»

3.2

Аудиозаписи

Для проведения гимнастических комплексов, обучения танцевальным движениям;

проведения спортивных соревнований и физкультурных праздников

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

4.1

Телевизор с универсальной подставкой

Телевизор не менее 72 см по диагонали

4.2

Видеомагнитофон с комплектом видеокассет

4.3

Аудио-центр с системой озвучивания спортивных залов и площадок

Аудио-центр с возможностью использования аудио-дисков, CD R, CD RW, МРЗ, а также магнитных записей

4.4.

Радиомикрофон (петличный)

4.5.

Мегафон

4.6

Мультимедийный компьтер

Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).

4.7

Сканер

4.8.

Принтер лазерный

4.9.

Копировальный аппарат

Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

4.10

Цифровая видеокамера

Могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

4.11

Цифровая фотокамера

4.12

Мультимедиапроектор

4.13

Экран (на штативе или навесной)

Минимальные размеры 1,25х1,25

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ГИМНАСТИКА

5.1.

Стенка гимнастическая

5.2

Бревно гимнастическое напольное

5.3

Бревно гимнастическое высокое

5.4.

Козел гимнастический

5.5.

Конь гимнастический

5.6

Перекладина

гимнастическая

5.7.

Брусья гимнастические, разновысокие

5.7

Брусья гимнастические, параллельные

5.8.

Кольца гимнастические, с механизмом крепления

5.9

Канат для лазания, с механизмом крепления

5.10

Мост гимнастический подкидной

5.11

Скамейка гимнастическая жесткая

5.12

Скамейка гимнастическая мягкая

5.13

Комплект навесного оборудования

В комплект входят: перекладина, брусья, мишени для метания

5.14

Контейнер с набором т/а гантелей

5.15

Скамья атлетическая, вертикальная

5.16

Скамья атлетическая, наклонная

5.17

Стойка для штанги

5.18

Штанги тренировочные

5.19

Гантели наборные

5.20

Вибрационный тренажер М.Ф.Агашина

5.21

Коврик гимнастический

5.22

Станок хореографический

5.23

Акробатическая дорожка

5.24

Покрытие для борцовского ковра

5.25

Маты борцовские

5.26

Маты гимнастические

5.27

Мяч набивной (1 кг, 2кг, 3 кг)

5.28

Мяч малый (теннисный)

5.29

Скакалка гимнастическая

5.30

Мяч малый (мягкий)

5.31

Палка гимнастическая

5.32

Обруч гимнастический

5.33

Коврики массажные

5.34

Секундомер настенный с защитной сеткой

5.35

Пылесос

Для влажной уборки зала и спортивного инвентаря

5.36

Сетка для переноса малых мячей

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

5.37

Планка для прыжков в высоту

5.38

Стойки для прыжков в высоту

5.39

Барьеры л/а тренировочные

5.40

Флажки разметочные на опоре

5.41

Лента финишная

5.2

Дорожка разметочная для прыжков в длину с места

5.43

Рулетка измерительная (10м; 50м)

5.44

Номера нагрудные

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

5.45

КОМПЛЕКТ ЩИТОВ БАСКЕТБОЛЬНЫХ С КОЛЬЦАМИ И СЕТКОЙ

5.46

ШИТЫ БАСКЕТБОЛЬНЫЕ НАВЕСНЫЕ С КОЛЬЦАМИ И СЕТКОЙ

5.47

МЯЧИ БАСКЕТБОЛЬНЫЕ

5.48

СЕТКА ДЛЯ ПЕРЕНОСА И ХРАНЕНИЯ МЯЧЕЙ

5.49

ЖИЛЕТКИ ИГРОВЫЕ С НОМЕРАМИ

5.50

СТОЙКИ ВОЛЕЙБОЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ

5.51

СЕТКА ВОЛЕЙБОЛЬНАЯ

5.52

МЯЧИ ВОЛЕЙБОЛЬНЫЕ

5.53

СЕТКА ДЛЯ ПЕРЕНОСКИ И ХРАНЕНИЯ БАСКЕТБОЛЬНЫХ МЯЧЕЙ

5.54

ТАБЛО ПЕРЕКИДНОЕ

5.55

ЖИЛЕТКИ ИГРОВЫЕ С НОМЕРАМИ

5.56

ВОРОТА ДЛЯ МИНИ-ФУТБОЛА

5.57

СЕТКА ДЛЯ ВОРОТ МИНИ-ФУТБОЛА

5.58

МЯЧИ ФУТБОЛЬНЫЕ

5.59

НОМЕРА НАГРУДНЫЕ

5.60

КОМПРЕССОР ДЛЯ НАКАЧИВАНИЯ МЯЧЕЙ

2

ТУРИЗМ

5.61

ПАЛАТКИ ТУРИСТСКИЕ (ДВУХ МЕСТНЫЕ)

5.62

РЮКЗАКИ ТУРИСТСКИЕ

5.63

КОМПЛЕКТ ТУРИСТСКИЙ БИВУАЧНЫЙ

ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ

5.64

ПУЛЬСОМЕТР

5.65

ШАГОМЕР ЭЛЕКТРОННЫЙ

5.66

КОМПЛЕКТ ДИНАМОМЕТРОВ РУЧНЫХ

5.67

ДИНАМОМЕТР СТАНОВОЙ

Д

5.68

СТУПЕНЬКА УНИВЕРСАЛЬНАЯ (ДЛЯ СТЕП-ТЕСТА)

Г

5.69

ТОНОМЕТР АВТОМАТИЧЕСКИЙ

Д

5.70

ВЕСЫ МЕДИЦИНСКИЕ С РОСТОМЕРОМ

Д

Д

СРЕДСТВА ДО ВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ

5.71

АПТЕЧКА МЕДИЦИНСКАЯ

Д

Д

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИНВЕНТАРЬ

5.80

ДОСКА АУДИТОРНАЯ С МАГНИТНОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ

Д

Доска должна быть передвижная и легко перемещаться по спортивному залу

6.

СПОРТИВНЫЕ ЗАЛЫ

6.1

СПОРТИВНЫЙ ЗАЛ ИГРОВОЙ

6.2

СПОРТИВНЫЙ ЗАЛ ГИМНАСТИЧЕСКИЙ

С раздевалками для мальчиков и девочек (шкафчики, мягкие гимнастические скамейки, коврики), душевыми для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек.

6.3

ЗОНЫ РЕКРЕАЦИИ

Для проведения динамических пауз (перемен)

1

2

3

4

5

6

6.4

КАБИНЕТ УЧИТЕЛЯ

Включает в себя: рабочий стол, стулья, сейф, шкафы книжные (полки), шкаф для одежды

6.5

ПОДСОБНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ИНВЕНТАРЯ И ОБОРУДОВАНИЯ

Включает в себя: стеллажи, контейнеры

7.

ПРИШКОЛЬНЫЙ СТАДИОН (ПЛОЩАДКА)

7.1

ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКАЯ ДОРОЖКА

Д

7.2

СЕКТОР ДЛЯ ПРЫЖКОВ В ДЛИНУ

Д

7.3

СЕКТОР ДЛЯ ПРЫЖКОВ В ВЫСОТУ

Д

7.4

ИГРОВОЕ ПОЛЕ ДЛЯ ФУТБОЛА (МИНИ-ФУТБОЛА)

Д

7.5

ПЛОЩАДКА ИГРОВАЯ БАСКЕТБОЛЬНАЯ

Д

7.6

ПЛОЩАДКА ИГРОВАЯ ВОЛЕЙБОЛЬНАЯ

Д

7.7

ГИМНАСТИЧЕСКИЙ ГОРОДОК

Д

Д

7.8

ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ

Д

Д

7.9

ЛЫЖНАЯ ТРАССА

Д

Включающая, небольшие отлогие склоны

7.10

КОМПЛЕКТ ШАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ МЕСТ ЗАНЯТИЙ НА СПОРТИВНОМ СТАДИОНЕ

Д

ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ
УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Основания и цели разработки требований. Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы).

Требования представляют собой рекомендации по оптимальному материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые в условиях ввода государственного стандарта по информатике и информационным технологиям. Они содержат перечни средств компьютерных и информационно-коммуникационных технологий (включая компьютеры, операционные системы и другие цифровые ресурсы), книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий и демонстрационных ресурсов в цифровом формате представления, технических средств. Требования к материально-техническому обеспечению учитывают интегративные возможности использования информационных технологий в процессе обучения и предполагают возможность преподавания в кабинете информационных технологий не только предмета «Информатика и информационные технологии», но и ряда других предметов на уроках, предполагающих активное использование информационных технологий а также использование средств информационных и коммуникационных технологий в различных помещениях школы (предметные кабинеты, библиотека, комната для самостоятельных занятий учащихся и др.) и вне школы (в поисковой деятельности).

Новизна разработанных требований. Государственный стандарт по информатике предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у учащихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетенции. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач. В отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по информатике настоящие требования ориентированы на возможность изучения информационных технологий и формирования коммуникационной компетенции, в том числе и через их использование при изучении различных предметов. Требования включают не только элементы, выпускаемые и поставляемые в школы в настоящее время, но и перспективные, наличие которых необходимо для обеспечения ввода стандарта.

Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения. В перечнях средств материально-технического обеспечения, вошедших в состав настоящих требований, представлены не конкретные названия и характеристики, а общая номенклатура объектов и цифровых ресурсов, описание их свойств и решамых образовательных задач. В описание приводятся лишь ориентировочные минимальные рекомендованные технические характеристики средств информационных и коммуникационных технологий. Это вызвано их быстрым развитием на современном этапе, а также снижением стоимости на фоне повышения стоимости традиционного учебного оборудования. Введение стандарта также потребует создание новых учебников и учебных пособий, соответствующих стандарту. Значительная часть учебных материалов, входящих в данные требования, в том числе тексты, комплекты иллюстраций, схемы, таблицы, диаграммы могут быть представлены не на полиграфических, а на цифровых (электронных) носителях. Использование цифровых образовательных ресурсов повышает эффективность учебных материалов, прежде всего за счет использования интерактивности и возможностей деятельностного подхода. Широкое использование цифровых ресурсов позволяет снизить стоимость затрат на размножение и доставку за счет низкой стоимости копирования и использования Интернет для распространения.

Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования. Настоящие требования выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом.Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и ее источников.

Расчет количественных показателей. Количество учебного оборудования приводится в рекомендациях в расчете на один учебный кабинет. В школах, имеющих более одного класса в каждой параллели, желательно иметь более одного учебного кабинета. При этом использование значительной части указанных технических средств связано с выполнением не только внутрипредметных, но и общеучебных задач. Оснащение этими техническими средствами рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения.

Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса с учетом того, что занятия с применением информационных и коммуникационных технологий проводятся по подгруппам (12-15 учащихся). Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:

Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), буквой Д также обозначается все оборудование, необходимое в единственном экземпляре;
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса), для школ с наполняемостью классов свыше 25 человек при комплектовании кабинета средствами ИКТ рекомендуется исходить из 15 рабочих мест учащихся;
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (5-7 экз.).

Характеристика учебного кабинета. Помещение кабинета информатики и информационных технологий должно удовлетворять требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Помещение должно быть оснащено типовым оборудованием, в том числе техническими средствами обучения, указанным в настоящих требованиях, а также специализированной учебной мебелью.

Основным оборудованием учебного кабинета является компьютерное оборудование, которое может быть представлено как в стационарном исполнении, так и в виде переносных компьютеров. Компьютерное оборудование может использовать различные операционные системы (в том числе семейств Windows, Mac OS, Linux). Возможна также реализация компьютерного класса с использованием сервера и «тонкого клиента». Все компьютеры должны быть объединены в единую сеть с выходом в Интернет. Возможно использование участков беспроводной сети. Для управления доступом к ресурсам Интернет и оптимизации трафика должны быть использованы специальные программные средства. Могут использоваться как настольные компьютеры, так и компьютеры типа «ноутбук» и карманные. Технические характеристики, приведенные в требованиях в ряде случаев, являются ориентировочными и могут изменяться в ходе технического развития.

Для обеспечения удобства работы с цифровыми ресурсами и работами учащихся, как в кабинете информатики, так и в школе в целом рекомендуется использовать файловый сервер, входящий в состав материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения.

Все программные средства, устанавливаемые на компьютерах в кабинете информатики и информационных технологий, а также на других компьютерах, установленных в образовательном учреждении, должна быть лицензированы для использования во всей школе или на необходимом числе рабочих мест.

Оснащение кабинета должно предполагать его широкое использование не только для проведения уроков информатики, но и при преподавании других предметов. Учебный кабинет должен обеспечивать возможность проведения занятий по различным предметам, направленных, прежде всего, на поиск и обработку информации, подготовку и демонстрации мультимедиа презентаций.

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечания

Основная школа

Старшая школа

базовая

профильная

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

1.1.

Стандарт по информатике,
примерные программы,
авторские рабочие программы
входят в состав обязательного
программно-методического
обеспечения кабинета информатики.

1.2.

Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике (базовый уровень)

1.3.

Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике (профильный уровень)

1.4.

Примерная программа основного общего образования по информатике

1.5.

Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по информатике

1.6.

Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по информатике

1.7.

1.8.

Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

1.9.

Учебник по информатике для основной школы

В библиотечный фонд входят комплекты учебников,
рекомендованных или допущенных МОН РФ.
При комплектации библиотечного фонда
полными комплектами учебников
целесообразно включить в состав
книгопечатной продукции,
имеющейся в кабинете информатики, не только УМК, используемого в данной школе,
но и по несколько экземпляров учебников из других УМК.
Эти учебники могут быть использованы учащимися
для выполнения практических работ,
а также учителем
как часть методического обеспечения кабинета.

1.10.

Стандарт основного общего образования по информатике

1.11.

Учебник для базового обучения

1.12.

Учебник для профильного обучения

1.13.

Учебники для базового обучения с учетом профиля (гуманитарный, естественно-научный, технологический)

В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников.

1.14.

Научная, научно-популярная литература, периодические издания

Необходимы для подготовки докладов и сообщений; Научные, научно-популярные и художественные издания, необходимые для подготовки докладов, сообщений, рефератов и творческих работ должны содержаться в фондах школьной библиотеки

1.15.

Справочные пособия (энциклопедии и т.п.)

1.16.

Дидактические материалы по всем курсам

Сборники познавательных и развивающих заданий, а также контрольно-измерительные материалы по отдельным темам и курсам.

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

Плакаты

Таблицы, схемы, диаграммы и графики должны быть представлены в виде демонстрационного (настенного), полиграфического издания и в цифровом виде (например, в виде набора слайдов мультимедиа презентации).

2.1.

Организация рабочего места и техника безопасности

2.2.

Архитектура компьютера

2.3.

Архитектура компьютерных сетей

2.4.

Виды профессиональной информационной деятельности человека и используемые инструменты (технические средства и информационные ресурсы)

2.5.

Раскладка клавиатуры, используемая при клавиатурном письме

2.6.

История информатики

Схемы

2.7.

Графический пользовательский интерфейс

2.8.

Информация, арифметика информационных процессов

2.9.

Виды информационных ресурсов

2.10.

Виды информационных процессов

2.11.

Представление информации (дискретизация)

2.12.

Моделирование, формализация, алгоритмизация

2.13.

Основные этапы разработки программ

2.14.

Системы счисления

2.15.

Логические операции

2.16.

Блок-схемы

2.17.

Алгоритмические конструкции

2.18.

Структуры баз данных

2.19.

Структуры веб-ресурсов

Таблицы

2.20.

Программа информатизации школы

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА

Программные средства

3.1.

Операционная система

3.2.

Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

3.3.

Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

3.4.

Программа для организации общения и групповой работы с использованием компьютерных сетей.

3.5.

Программная оболочка для организации единого информационного пространства школы, включая возможность размещения работ учащихся и работу с цифровыми ресурсами

3.6.

Программное обеспечение для организации управляемого коллективного и безопасного доступа в Internet. Брандмауэр и HTTP-прокси сервер.

3.7.

Антивирусная программа

Все программные средства должна быть лицензированы для использования во всей школе или на необходимом числе рабочих мест.

3.8.

Программа-архиватор

3.9.

Система оптического распознавания текста для русского, национального и изучаемых иностранных языков

3.10.

Программа для записи CD и DVD дисков

3.11.

Комплект общеупотребимых программ, включающий: текстовый редактор, программу разработки презентаций, электронные таблицы.

3.12.

Звуковой редактор.

3.13.

Программа для организации аудиоархивов

3.14.

Редакторы векторной и растровой графики.

3.15.

Программа для просмотра статических изображений.

3.16.

Мультимедиа проигрыватель

3.17.

Программа для проведения видеомонтажа и сжатия видеофайлов

3.18.

Редактор Web-страниц.

3.19.

Браузер

Входящий в состав операционных систем или другой

3.20.

Система управления базами данных, обеспечивающая необходимые требования.

3.21.

Геоинформационная система, позволяющая реализовать требования стандарта по предметам, использующим картографический материал.

3.22.

Система автоматизированного проектирования.

3.23.

Виртуальные компьютерные лаборатории по основным разделам курсов математики и естественных наук.

3.24.

Интегрированные творческие среды.

3.25.

Программа-переводчик, многоязычный электронный словарь.

3.26.

Система программирования.

3.27.

Клавиатурный тренажер.

3.28.

Программное обеспечение для работы цифровой измерительной лаборатории, статистической обработки и визуализации данных.

3.29.

Программное обеспечение для работы цифровой лаборатории конструирования и робототехники

Для получения и обработки данных, передачи результатов на стационарный компьютер

3.30.

Программное обеспечение для работы цифрового микроскопа

Дает возможность редактировать изображение, сохранять фото и видеоизображений в стандартных форматах

3.31.

Коллекции цифровых образовательных ресурсов по различным учебным предметам

Предназначены для реализации интегративного подхода, позволяющего изучать информационные технологии в ходе решения задач различных предметов, например, осваивать геоинформационные системы в ходе их использования в курсе географии

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ

4.1.

Комплекты презентационных слайдов по всем разделам курсов

Данные комплекты должны развивать и дополнять комплекты, описанные в разделе «Печатные пособия».

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)

5.1.

Экран (на штативе или настенный)

Минимальный размер 1,25 х 1,25 м

5.2.

Мультимедиа проектор

В комплекте: кабель питания, кабели для подключения к компьютеру, видео и аудио источникам

5.3.

Персональный компьютер – рабочее место учителя

Основные технические требования: операционная система с графическим интерфейсом, привод для чтения и записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность подключения к локальной сети и выхода в Интернет; в комплекте: клавиатура, мышь со скроллингом, коврик для мыши; оснащен акустическими системами, микрофоном и наушниками; может быть стационарным или переносным.

5.4.

Персональный компьютер – рабочее место ученика

Основные технические требования: операционная система с графическим интерфейсом, привод для чтения компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность подключения к локальной сети и выхода в Интернет; в комплекте: клавиатура, мышь со скроллингом, коврик для мыши; оснащен микрофоном и наушниками; может быть стационарным или переносным.

5.5.

Принтер лазерный

Формат А4 Быстродействие не ниже 15 стр./мин, разрешение не ниже 600 х 600 dpi

5.6.

Принтер цветной

Формат А4 Ч/б печать: 10 стр./мин. (А4), цветная печать: 6 стр./мин.

5.7.

Принтер лазерный сетевой

Формат А4 Быстродействие не ниже 25 стр./мин, разрешение не ниже 600х600 dpi; входит в состав материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения

5.8.

Сервер

Обеспечивает техническую составляющую формирования единого информационного пространства школы. Организацию доступа к ресурсам Интернет. Должен обладать дисковым пространством, достаточным для размещения цифровых образовательных ресурсов необходимых для реализации образовательных стандартов по всем предметам, а также размещения работ учащихся. Входит в состав материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения

5.9.

Источник бесперебойного питания

Обеспечивает работоспособность в условиях кратковременного сбоя электроснабжения. Во всех образовательных учреждениях обеспечивает работу сервера, в местностях с неустойчивым электроснабжением необходимо обеспечить бесперебойным питанием все устройства.

5.10.

Комплект сетевого оборудования

Должен обеспечивать соединение всех компьютеров, установленных в школе в единую сеть с выделением отдельных групп, с подключением к серверу и выходом в Интернет.

5.11.

Комплект оборудования для подключения к сети Интернет

Выбирается в зависимости от выбранного способа подключения конкретной школы. Оптимальной скоростью передачи является 2,4 Мбит/сек.

5.12.

Специальные модификации устройств для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения

Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП

5.13.

Копировальный аппарат

Входит в состав материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации

5.14.

Устройства создания графической информации (графический планшет)

Рабочая зона – не менее формата А6; чувствительность на нажим; ручка без элементов питания.

5.15.

Сканер

Оптическое разрешение не менее 1200х2400 dpi

5.16.

Цифровой фотоаппарат

5.17.

Устройство для чтения информации с карты памяти (картридер)

5.18.

Цифровая видеокамера

С интерфейсом IEEE 1394; штатив для работы с видеокамерой

5.19.

Web-камера

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

5.20.

Устройства ввода/вывода звуковой информации – микрофон, наушники

В комплекте к каждому рабочему месту

5.21.

Устройства вывода/ вывода звуковой информации – микрофон, колонки и наушники

В комплекте к рабочему месту учителя

5.22.

Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры)

П

П

П

5.23.

Внешний накопитель информации

Д

Д

Д

Емкость не менее 120 Гб

5.24.

Мобильное устройство для хранения информации (флеш-память)

Д

Д

Д

Интерфейс USB; емкость не менее 128 Мб

Расходные материалы

5.25.

Бумага

Количество расходных материалов должно определяться запросами образовательным учреждением и зависит от количества классов и должно полностью обеспечивать потребности учебного процесса

5.26.

Картриджи для лазерного принтера

5.27.

Картриджи для струйного цветного принтера

5.28.

Картриджи для копировального аппарата

5.29.

Дискеты

5.30.

Диск для записи (CD-R или CD-RW)

5.31.

Спирт для протирки оборудования

Ориентировочно – из расчета 20 г на одно устройство в год

6.

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

6.1.

Конструктор для изучения логических схем

П

П

П

6.2.

Комплект оборудования для цифровой измерительной естественно-научной лаборатории на базе стационарного и/или карманного компьютеров

П

П

П

Включает набор из нескольких (но не менее 7) цифровых датчиков (расстояния, температуры, освещенности, влажности, давления, тока, напряжения, магнитной индукции и пр.), обеспечивающих возможность измерений методически обусловленных комплексов физических параметров с необходимой точностью, устройство для регистрации, сбора и хранения данных, карманный и стационарный компьютер, программное обеспечение для графического представления результатов измерений, их математической обработки и анализа, сбора и учета работ учителем.

6.3.

Комплект оборудования для лаборатории конструирования и робототехники

П

П

П

В комплекте – набор конструктивных элементов для создания программно управляемых моделей, программируемый микропроцессорный блок, набор датчиков (освещенности, температуры, угла поворота и др.), регистрирующих информацию об окружающей среде и обеспечивающих обратную связь, программное обеспечение для управления созданными моделями.*
* необходим компьютер

6.4.

Цифровой микроскоп или устройство для сопряжения обычного микроскопа и цифровой фотокамеры.

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

Подключаемый к компьютеру микроскоп, обеспечивающий изменяемую кратность увеличения; верхняя и нижняя подсветка предметного столика; прилагаемое программное обеспечение должно обеспечивать возможность сохранения статических и динамических изображений в стандартных форматах с разрешением, достаточным для учебного процесса.

7.

МОДЕЛИ

7.1.

Устройство персонального компьютера

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

Модели могут быть представлены в цифровом формате для демонстрации на компьютере

7.2.

Преобразование информации в компьютере

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

7.3.

Информационные сети и передача информации

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

7.4.

Модели основных устройств ИКТ

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

8.

НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ

8.1.

В качестве натуральных объектов предполагается использование средств ИКТ, описанных в разделах «Технические средства обучения» и «Учебно-практическое оборудование»

8.2.

Микропрепараты для изучения с помощью цифрового микроскопа

П

П

9.

МЕБЕЛЬ

9.1.

Компьютерный стол

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

9.2.

Аудиторная доска для письма фломастером с магнитной поверхностью

Д

Д

Д

9.3.

Стойки для хранения компакт-дисков, запирающаяся на ключ

Д

Д

Д

9.4.

Запирающиеся шкафы для хранения оборудования

Д

Д

Д