Редкий повод согласиться с человеком по фамилии Маккейн - с Меган Маккейн, дочерью американского сенатора. В эфире Fox News она Барака Обаму "грязным капиталистом": "Святой Обама… на самом деле такой же грязный капиталист, как и все мы".

Что, соскучились? Обама вернулся Обама заступает на тренерскую работу. Начал с американской молодежи. Помогает ей "принять эстафету в этом меняющемся мире". Другое дело, от кого ее принимать, если эстафетная палочка занята. Но молодежными командами дело точно не ограничится.

Резкое словцо экс-президент США заслужил за согласие выступить с лекцией на конференции банка Canton Fitzgerald LP. Работа "лектором" на Уолл-Стрит оценена в 400 тысяч долларов, и "лектор" не возражает. Но что особенно возмущает сенаторскую дочку (и с чем особенно приятно согласиться), это то, что "выступления Обамы очень скучны".

Под этими четырьмя словами многие подпишутся и первый - Джон Керри. Кто не помнит сладкие зевки экс-госсекретаря во время выступления президента Обамы на сессии Генассамблеи ООН!.. Вряд ли с тех пор Барак Хусейн Обама сильно поднаторел в ораторском искусстве (и вообще - поднаторел). Во всяком случае, последними разами, когда он изображал из себя пламенного трибуна, были попытки поддержать своим авторитетом Хиллари Клинтон в ее беге с одышкой за президентским креслом. Интересно, взял ли тогда Обама хоть сколько-нибудь за серию осечек, которые сам, разумеется, считал меткими выстрелами?..

Эксперт: Обама не будет вмешиваться в политику, если только не одно "но" Барак Обама впервые после ухода с поста президента США выступил на публике. Американист Юрий Рогулев в эфире радио Sputnik отметил, что бывший американский лидер уже выбрал для себя сферу, в которой будет работать.

Но "грязный" и "скучный" - это еще не самое страшное в адрес Обамы. Американцы обвиняют его в лицемерии, причем это массовое обвинение и звучит оно примерно так: "А как же ваше интервью CBS 2009 года, в котором вы говорили, что баллотировались в президенты не для того, чтобы "помогать кучке банкиров-толстосумов с Уолл-Стрит”"?.. И вот теперь журналисты Fox Business "новым толстосумом Уолл-Стрит", а по соцсетям гуляет хэштег #hypocrisy (лицемерие). "Это лицемерие со стороны Обамы, который оставил Америку бедной, безработной и больной", - считает один из пользователей. Другой, подсчитав, что Обаме гарантируют сумму в два раза больше, чем Хиллари Клинтон за аналогичный "труд", делает вывод: "Значит, он в два раза более склизский". А третий повышает критическую ноту аж на организаторов уолл-стритовской конференции: "Вместо того чтобы отдать деньги в какую-нибудь достойную благотворительную организацию, они платят сверх меры этому "пустому месту"".

Однако будем справедливы. Есть и те, кто встали в соцсетях на защиту бывшего лидера нации. В том духе, что "если Обаме предлагают такие деньги, ему ничего не мешает согласиться". Но что-то мешает отказаться, добавим мы. С другой стороны, а чего отказываться-то, в самом деле? Работа не пыльная. Помудрствуй час-другой об исключительности и забирай гонорар.

Хотите всегда быть в курсе последних событий в стране и мире? Подписывайтесь на наш

Часть сеанса: О Красном Демоне - Чудовище из «Аленького Цветочка»,
или как от большой Любви мы принимаем на себя родительские программы
О: -оператор. В: - ведущий

Вопросы на сеанс:

1. страх выражать себя такой, какая я есть (сделать что-то не так, сказать что-то не так, выглядеть "не так" - сразу идет образ мамы с недовольным лицом: "ты не так держишь вилку", "ты не так накрасилась", "ты по-дурацки улыбаешься")
2. страх перед недовольством матери, ее неприязнью, внутри очень много боли от такого несправедливого отношения.
3. страх довериться, быть с кем-то в глубоких близких отношениях, сильный страх оказаться в зависимости от кого-то (семья, ребенок, работа, вообще любые обязательства выполнить, что-то вызывает сильноебеспокойство)
4. страх принять знаки любви

5. страх пред отцом, ("надо быть начеку, всегда чувствовать его настроение")
6. страх расслабиться и получать удовольствие от жизни, довериться, открыться
7. сильное неприятие себя, стремление наказать себя, ощущение, что я недостойна чего-то хорошего, очень плохая, сделала что-то ужасное, и это раскроют и страшно накажут, отвернутся

О: Я превращаюсь в Красного Демона, мужского пола. Сильные мышцы, огромные, мощный.Он связан с Морем Огня, злости, ненависти. Но сейчас злость в позитивном смысле каком-то. Я аж задыхаюсь от мощи всей этой энергии.

В:Для чего он? Твой Красный Демон.
О: Заблокирована эта вся Сила, в том числе и сексуальность. Она искажена, не пробивается в такой степени, в какой полностью могла бы питать меня. Это обида на мать, на отца, на бабушку-дедушку, они не принимали меня.

В: Демон означает обиду? Что еще он обозначает?
О: Сексуальность, бешеную, невозможную просто.

В: Какое твое отношение к этой сексуальности?
О: Я в восторге, меня восхищает Море Огня. Это позитивный огонь? Он может столько пользы принести. Согревающий... Обжигающий, изгоняющий все ненужное. Если с ним встретятся другие ненужные демоны, черные, чужие, они сами погибнут.

В: Какая еще цель у Красного Демона?
О: Защитить меня.
В: Так, защита. Еще, какая задача?
О: Доставлять мне удовольствие от жизни. Он может питать мою доброту, тот лучик в сердце, Свет в нем. Я стала сильнее его чувствовать - он цвета розового квардца. Этот Демон, как Чудовище, которое может оберегать Аленький Цветочек в сердце. Это Чудовище все могут бояться.


В: Доброе внутри, а снаружи ужасное?
О: Я б не сказала «ужасное», он снаружи просто мощный мужчина такой. Мужик! (смеюсь) Я вижу, он обижен, что мало обращают на него внимание, не принятый какой-то. Он частично в этой жизни выражается, но как-то искаженно. Он просит принять его, впустить полностью эту Мужскую часть. Он прям кричит: «Я не обижу тебя, не бойся!»

В: Мы его до конца рассмотрим, и потом примем то, что тебе будет нужно, что тебе будет ясно и только твое. Вот тогда ты примешь. И сексуальность примешь свою полностью. Ну а если он несет в себе обиду, сможешь принять? Я обижалась, и я принимаю эту обиду.
О: ... Могу.

В: Хорошо. Давай мы на этого Демона еще обратим внимание, рассмотрим его со всех сторон. Какое состояние он в тебе поддерживает?
О: Жизненную активность, энергетику всю... А он даже красивее сейчас стал... Он был как Демон с рожей страшной, с рожками, а теперь он стал похож на Мужчину.

В: Это просто принятие? Принятие своего мужского начала?
О: Да, вижу, это так и есть...
В: Ведь мы всегда дуальны. Неважно, что мы женщины, но и мужское есть в нас.
О: (смеюсь) Ну ни фига себе! Он настолько красивый! А я и не обращала на него внимание. Если это мой внутренний Мужчина, то он просто шикарный!

В: ... которого ты отвергала и не принимала. Хорошо. Еще поспрашиваем. Решения, какие он тебе дает, когда он в тебе?
О: Подчиниться ему. А вот тут проблемка!

В: Давай! А вот что о подчинении?
О: А тут в доверии дело больше. Не жесткое подчинение как таковое, а довериться. Он мне говорит: «Обрати внимание, я тоже человек! Обрати внимание, что у меня тоже есть сердце!» Он сам просит внимания. Я вижу, он тоже ранимый. Он тоже сердечный. Он даже сейчас стал преобразовываться. Он из чисто красного становится... в сердце Его, я вижу зеленоватый и голубые цвета. Он не настолько жуткий, как изначально казался.

В: Принятие самой себя с частью мужского в себе уже не так страшит...
О: У Него тоже состояние меняется. Я вижу внутри его потоки Воды, он тоже чувствительный! Тоже такой нежный. Не страшный, не надо было так бояться.

В: Хорошо. А есть от него запреты?
О: Нет никаких запретов. Мы как-то идеально друг другу соответствуем.

Серый туман от папы

В: Какие между вами соглашения?
О: Доверять друг другу.

В: Внутреннее доверие. Еще, какие соглашения?
О: Я пытаюсь его почувствовать. Я сейчас первый раз увидела его глаза. А они такие большие, как у ребенка! Даже слезы в них. Он показывает мне: «Я тоже живой. Обрати на меня внимание». Несмотря на эти огромные мускулы, ноги такие мощные, он сильный, но он тоже человек. Глаза огромные, точно как у Чудовища в «Аленьком Цветочке».

В: Большие глаза… глубокие... - Можно сказать, что это олицетворение тебя и твоего внутреннего ребенка? Все равно ведь Он - часть тебя.
О: Да. Я удивлена, что такой сильный мужчина может иметь такие глубокие глаза.

Грустные, большие, как у ребенка. Он сейчас тронут, что я впервые обратила на него так внимание. У него были огненные волосы длинные, в сейчас он принимает какой-то человеческий облик. Дикий все равно, но человек.

В: Ну а сколько времени он был отвергнут. Одичал!)) Ты можешь сказать, что ты его любишь? Вот ты его рассмотрела потихоньку. Что мешает в тебе принять его? Я тебя не заставляю. Он стоит в стороне. Мы его потихонечку рассматриваем. Ощущаем...
О: У него грусти много. И он меня побаивается. И я его... Он боится, что я его не приму. Не приму его грусть.

В: Что в тебе его может отторгать, отрицать? Что в тебе боится принять его?

О: Сейчас больше я стала красная, огненная. А он стал... он сильный и мощный, но он показывает беспомощность свою, несмотря на мускулатуру огромную. Верх у него серый прям стал... грудная клетка, голова серая. Он даже сгорбился чуть-чуть...

В: Потускнел?
О: Да. Он сейчас меня побаивается, что я такая сильная - Красная и Огненная. Что с ним? Глаза такие большие...

В: Требуй проявиться тому, что может вас так разделять.

О: Вижу дедушку и бабушку, они не принимали моего отца. Этот мужчина стал как мой отец, внутренне по состоянию. И такая тоска у него от того, что его не принимали, так же, как он меня. Он просто не умел. Я вижу его фотографию детскую, и не могу к отцу тоже протолкнуться, это родовое какое-то, друг на друга накладывается.

В: Что на этой фотографии?

продолжение следует...

Покуда свидомая пся крев пестует бытовой фашизм и скачет в бездну, вернемся к нашим баранам и продолжим набрасывать на вентилятор тухлую требуху псевдонаучного бреда.

Ай-да чистить карму, Dear Comrades!

Параллельно с наукой развивалось множество учений, якобы основанных на научной методологии, но на деле лишь имитирующих профессиональный подход. Они часто предлагают простые решения для задач, серьезное изучение которых требует специальной профессиональной подготовки, некритично относятся к собственным теориям и слишком доверяют случайным совпадениям. «Теории и практики» составили список самых известных псевдонаук - от френологии до соционики - и вспомнили, почему им так и не удалось заслужить доверие ученых.

Астрология

Предсказывать будущее, руководствуясь движениями планет и звезд, начали еще в древности - первые свидетельства о попытках узнать грядущее встречаются в шумеро-вавилонских мифах, где небесные тела отождествляются с богами. Греческая астрология переняла идею «божественной» звездной сущности и развила ее до знакомых нам форм. Самое значимое на сегодняшний день явление астрологии - гороскопы, которые составляются на основе индивидуального влияния планет для 12 знаков зодиака.

С современной научной методологией методология астрономии несовместима, что неоднократно было доказано учеными. Хрестоматийные примеры доказательств - развенчание статистической гипотезы Мишеля Гоклена, получившей название «эффекта Марса», и эксперимент Бертрама Форера под названием «Эффект Барнума». Гоклен обнаружил взаимосвязь между рождением спортсменов-чемпионов и фазами Марса, и долгое время настаивал на правдивости результатов своего исследования, пока не был уличен в подтасовке исходных статистических данных. В свою очередь Форер доказал несостоятельность астрологии при помощи социального эксперимента: выдав студентам тест на определение специфических черт их личности, он обещал предоставить на его основе индивидуальный психологический портрет каждого, но вместо этого раздал всем единообразное описание, составленное по принципу гороскопа. Большинство студентов высоко оценили их «персонализированное» описание и остались довольны усилиями профессора.

Однако, несмотря на многочисленные доводы в пользу признания астрологии лженаукой, гороскопы продолжают ежедневно обновляться, некоторые люди продолжают верить в существование мифической планеты Нибиру, которая способна уничтожить Землю, а «Общество плоской Земли» (согласно постулатам которого Антарктида - лишь ледяная стена, опоясывающая мир, а фотографии Земли из космоса - подделки) еще не распалось, так что астрология, оставаясь в определенных кругах лженаукой, в общем, процветает.

Френология

Псевдонаука, получившая распространение в начале XIX века благодаря исследованиям австрийского врача и анатома Ф.Й. Галля, который установил связь между психическим портретом личности и физическими характеристиками, которыми обладает череп. Галль считал, что любые внутренние изменения мозга, в особенности, изменения объемов его полушарий, провоцируют видимые изменения на соответствующих участках черепа, в связи с чем можно судить о развитости или недоразвитости человека и о наличии у него определенных навыков, способностей и личностных характеристик.

Кинозрителям френология знакома благодаря фильму Квентина Тарантино «Джанго Освобожденный», где рабовладелец Кэнди увлекается сравнениями черепов представителей разных рас. Подобная деталь исторически обусловлена - многие рабовладельцы Америки действительно заинтересовались френологией в XIX веке и ставили жестокие эксперименты на своих рабах. Развенчание френологии происходило вместе с развитием нейрофизиологии, научно доказавшей, что особенности психики не зависят от рельефа мозга, а тем более от строения черепа.

Гомеопатия

Псевдомедицинское направление в науке, призывающее принимать особые гомеопатические лекарства для предотвращения развития болезней в будущем. Основоположник направления - немецкий врач Христиан Ганеман, в конце XVIII века разработавший целую систему лечения гомеопатией (он же выдвинул так называемую «кофейную теорию болезней», согласно которой почти все известные людям болезни спровоцированы исключительно употреблением кофе). В основе гомеопатии лежит противоречащий современной рациональной фармакотерапевтической медицине принцип «подобное лечится подобным», поэтому лекарственное средство в гомеопатии, по сути, является катализатором развития облегченной формы болезни, от которой собирается лечиться пациент. Все якобы действующие препараты разведены как минимум в двенадцатикратной концентрации и, по мнению ученого сообщества, ничем не отличаются от плацебо - вещества, не содержащего лечебных свойств. По крайней мере, большинство исследований не подтвердило эффективности гомеопатических лекарств.

Парапсихология

Парапсихология изучает такие сверхъестественные явления, как телепатия, телекинез, ясновидение, телепортация и внушение. Эта паранаука пытается убедить общественность в том, что перемещаться во времени и пространстве возможно, а наделенные особенными талантами люди могут предсказывать будущее, а также управлять окружающими силой мысли. Призывая поверить в астральное двойничество, околосмертные опыты и реинкарнацию, парапсихологи проводят множество опытов и экспериментов для доказательства того, что сверхчеловеческие возможности существуют.

Телепатия, к примеру, какое-то время объяснялась учеными при помощи «волновой теории», которая сообщала о наличии особых волн, которые при улавливании человеком, могли вызвать у него определенный образ, схожий с образом, возникшим у другого человека, но эта теория не была доказана и была признана несостоятельной. В 1930-х годах на предмет наличия сверхспособностей был исследован игрок в кости, который утверждал, что может силой мысли укладывать кубики так, чтобы они показывали нужную сумму, но более 650 000 выбрасываний кубиков опровергли его заявление, установив, что совпадения случайны. Не удалось установить торжество аномальных способностей и Ури Геллеру, известному своей способностью изменять физическую форму материальных объектов на расстоянии. Он и вовсе был уличен в том, что заранее обрабатывал пальцы специальным химическим составом, который и позволял ему сгибать ложки, только прикасаясь к ним.

Реинкарнацию в течение 40 лет пытался изучать ученый Ян Стивенсон, изучивший 3000 случаев предполагаемого перерождения, сопоставив родинки и врожденные дефекты детей и покойников, имевших родинки и шрамы на одних и тех же местах. Научно доказать факт реинкарнации ему не удалось. Точно так же еще ни одно экстраординарное явление не было научно доказано, а постоянное появление сведений о новых феноменах парапсихологии происходит только из-за того, что какой-то процент населения планеты все еще не утратил веру в паранормальные явления.

Уфология

Паранаука, в основном изучающая НЛО, а также зафиксированные факты и предстоящие возможности общения жителей Земли с пришельцами и инопланетянами, полтергейстами и призраками. Главный предмет изучения уфологии - палеоконтакты - контакты существ внеземного происхождения с землянами и даже посещение ими нашей планеты в прошлом. В качестве доказательства состоятельности теории палеоконтакта уфологи приводят оставленные пришельцами знаки на земле - круги на полях, неопознанные плавающие объекты и другие весьма сомнительные артефакты. Как наука уфология зародилась только в 1940-х годах, когда стали поступать первые свидетельства о «летающих тарелках», передвигающихся со сверхзвуковой скоростью. К подобным заявлениям сначала отнеслись серьезно даже главы многих государств, тут же создавшие специальные секретные проекты по изучению феномена. В США - проект «Сайн» и проект «Синяя книга», в Британии - «Комната 801», во Франции - GEPAN. Однако за годы исследований подтвердить главное опасение уфологов о том, что Земля находится под наблюдением других существ, так и не удалось.

Нумерология

Паранаучное учение о мистическом смысле чисел и их влиянии на жизнь людей. Толчок к зарождению нумерология получила много веков назад благодаря древнееврейскому алфавиту, в котором буквы использовались в том числе и для записи чисел, из-за чего имели свои числовые значения. Основоположником главных положений нумерологии считается философ и математик Пифагор, открывший взаимосвязь между цифрами и нотами. После своего открытия он установил ГДЗ по Математике 6 класса , любой предмет и любое явление действительности может быть выражено числами.

В нумерологии любая многозначная цифра может быть сведена к однозначному, обладающему своими характеристиками числу, путем сложения ее компонентов.

Индивидуальный числовой эквивалент имеют и буквы, поэтому нумерология охотно раскрывает «тайны имен» всем желающим. Число дает возможность разгадать слабые и сильные стороны человека, находящегося под его влиянием, предсказать будущее и описать закономерности его жизни. Множественное количество нумерологических таблиц и наличие разнообразных тактик сложения чисел не позволяет прийти к единой трактовке чисел, что всегда подчеркивается противниками распространения нумерологии. Еще один веский аргумент сомневающихся в этой паранауке связан с женскими фамилиями. Если еще вчера девушка была, к примеру, «Белоусовой Анной Алексеевной» и числом ее судьбы считалось число «13», а сегодня она вышла замуж за испанца и стала, допустим «Марес Анной Алексеевной», то число ее судьбы уже вовсе не «13», а «1».

Криптозоология и криптоботаника

Cмежные дисциплины, занимающиеся поиском животных и растений, известных нам только из легенд, мифов и рассказов очевидцев, а так же поисками животных и растений, которые, согласно признанию ученых, считаются вымершими. Криптозоологи не ограничиваются поиском динозавров, драконов и единорогов, они занимаются и существами из более современных легенд - снежным человеком и Лох-Несским чудовищем. Сами ученые, занимающиеся криптозоологией или криптоботаникой, признают ее лженаукой, но все равно считают полезной дисциплиной и продолжают поиски озерных демонов (огопого) и коз-вампиров (чупакабра).

Хиромантия

Ненаучный метод установления взаимосвязи между линиями на ладони человека и его судьбой. Хиромантия исследует кожный рельеф ладоней, в особенности папиллярные линии - считается, что каждая из линий отвечает за какое-то направление в жизни человека, и изучив ее рисунок, можно предсказать успешность судьбы человека в той или иной области. Узоры на ладонях, форма ладони и пальцев позволяют разобраться во внутреннем мире: большой палец и отходящая от него линия - линия жизни, указательному пальцу соответствует линия сердца, среднему - линия судьбы, безымянному - линия счастья. По дополнительным линиям, таким как линия брака и линия потомства, можно определить успешность брака и количество детей.

Однако в многочисленных пособиях по хиромантии одни и те же признаки на ладонях объясняются по-разному, а для предсказаний предлагается использовать то левую, то правую ладонь, узоры на которых чаще всего противоречивы. Хиромантия не признается наукой в большинстве стран, но в некоторых по-прежнему считается серьезным занятием: так, в Национальном Индийском университете и в наши дни преподают хиромантию, а в Канаде существует «Национальная академия хиромантии». В противовес хиромантии активно развивается наука, всерьез изучающая кожу ладоней и позволяющая определить предрасположенность к наследственным заболеваниям - дерматоглифика.

Соционика

Псевдонаука, построенная на основе учении Юнга о типологии и архетипах, предлагающая возможность на основе определенной тестовой методики выявить для каждого человека его личный так называемый тип «информационного метаболизма» - процесса обмена индивидуальными сигналами с внешним миром - и причислить его к одному из 16 подробно описанных социотипов. Соционика как отдельное учение возникло в 1970-х годах благодаря усилиям литовского экономиста и психолога Аушуры Аугустинавичюте. Ключевые параметры для определения типа информационного метаболизма - «ощущение», «мышление», «интуиция», «чувство» (в физическом смысле слова), «интроверсия» и «экстраверсия»: в разных сочетаниях они формируют разные соционические типы личности. По итогам соционического теста (он существует в нескольких вариантах от разных авторов) каждый человек условно отождествляется с одним из 16 персонажей, названных в честь известных людей и литературных героев (например Дон Кихот, Дюма, Штирлиц или Наполеон) и получает возможность узнать о своей совместимости с другими социотипами.

Соционика известна в основном на постсоветском пространстве и не считается официальной наукой - у нее нет ни общей научной теории, ни закрепленных единообразных методов исследования. Ее также критикуют за излишнюю умозрительность и недостаток эмпирических доказательств. Кроме того, концепция была сильно дискредитирована толпами энтузиастов, которые брались с ходу определять соционические типы незнакомых, уже умерших людей и даже целых стран - в то время, как основатели соционики подчеркивали, что не претендуют на создание универсальной психологической классификации на все случаи жизни.

Физиогномика

Альтернативное направление в науке, пытающееся доказать связь внешнего облика человека с его характером и душевными качествами. Физиогномика пытается «прочесть» лицо, особенности строения тела, смысл жестов, поз и общего телесного впечатления, которое производит человек, а так же определить уровень интеллекта человека исключительно по его внешнему облику и манере держаться. В восточных странах физиогномика не была отделена от медицины и начала развиваться еще до нашей эры, призывая изучать человека исходя из принципа «пяти вершин»: лба, носа, подбородка, скул. В европейской культуре наука тоже нашла поддержку, к примеру ГДЗ Физика 7 класс , Чарльз Дарвин поддерживал развитие физиогномики, считая, что благодаря изучению работы мускул индивида можно понять, каковы его основные личные склонности. На основе формы лица, волосяного покрова, расположения и форм естественных лицевых отверстий и других рельефов на лице, исходя из основ физиогномики, можно составить для себя базовый портрет внутреннего мира человека.

Современное научное сообщество в удивительные возможности физиогномики не верит, особенно после того, как были проведены исследования близнецов, которые, несмотря на внешнюю идентичность, зачастую имеют диаметрально противоположные характеры.

Фолк-хистори

Преимущественно российское направление псевдоистории, занимающееся перекраиванием исторических реалий, чаще всего с целью публикации книг массовой направленности. Альтернативная история тяготеет к беллетристике и фальсификациям при видимом сохранении научной формы. Автор произведения фолк-хистори делает вид, что открывает читателю новую историю, а на деле всего лишь подтасовывает факты и, нарушая логические связи, создает «новую историю», которая идет вразрез с доподлинно установленными событиями.

Фолк-хистори стала активно развиваться в России в годы после распада СССР, когда над историей перестала довлеть единая коммунистическая идеология. Предшественником направления считается Лев Гумилев, который, предлагая читателям свою теорию пассионарного этногенеза, тоже выдвигал весьма специфическую «авторскую» версию истории. .

Некоторые мнения

Среди основных отличий псевдонауки от науки - некритичное использование новых непроверенных методов, сомнительных и зачастую ошибочных данных и сведений, а также отрицание возможности опровержения , тогда как наука основана на фактах (проверенных сведениях), верифицируемых методах и постоянно развивается, расставаясь с опровергнутыми теориями и предлагая новые .

Отличительные особенности

Радикальными нарушениями норм научности со стороны псевдонауки считаются :

  • пренебрежение методологическими принципами экономии и фаллибилизма ,
  • признание в качестве содержательной характеристики истины таких субъективных элементов, как вера , чувство , мистическое видение или другие параестественные формы опыта,
  • использование нефальсифицируемых гипотез.

В результатах исследований серьёзными недостатками являются: нарушения норм когнитивной связности , отсутствие рационального согласования новой гипотезы со сложившимися и уже обоснованными массивами знаний .

Характерными отличительными чертами псевдонаучной теории являются :

  1. Игнорирование или искажение фактов, известных автору теории, но противоречащих его построениям.
  2. Нефальсифицируемость , то есть принципиальная невозможность поставить эксперимент (хотя бы мысленный), результат которого мог бы опровергнуть данную теорию.
  3. Отказ от попыток сверить теоретические выкладки с результатами наблюдений при наличии такой возможности, замена проверок апелляциями к «интуиции», «здравому смыслу» или «авторитетному мнению».
  4. Использование в основе теории недостоверных данных (то есть не подтверждённых рядом независимых экспериментов (исследователей), либо лежащих в пределах погрешностей измерения), либо недоказанных положений, либо данных, возникших в результате вычислительных ошибок . К данному пункту не относится научная гипотеза , чётко определяющая базовые положения.
  5. Введение политических и религиозных установок в публикацию или обсуждение научной работы . Этот пункт, впрочем, требует внимательного уточнения, так как иначе Ньютон , например, попадает в разряд лжеучёных, причём именно из-за «Начал », а не из-за позднейших работ по теологии.
    Более мягкая формулировка этого критерия: принципиальная и сильная невычленимость научного содержания работы из прочих её составляющих. В современной научной среде автор, как правило, должен самостоятельно вычленять научную составляющую и публиковать её отдельно, не смешивая явно с религией или политикой.
  6. Апелляция к средствам массовой информации (прессе , телевидению , радио , Интернету), а не к научному сообществу. Последнее проявляется в отсутствии публикаций в рецензируемых научных изданиях.
  7. Претензия на «революционный » переворот в науке и технологиях.
  8. Опора на феномены, само существование которых научно не доказано, заимствованные чаще всего из других псевдонаучных теорий или из оккультизма и эзотеризма («астральный план », «тонкие поля», «энергия ауры », «торсионные поля », «биополя » и т. п.);
  9. Обещание быстрых и баснословных медицинских, экономических, финансовых, экологических и иных положительных эффектов.
  10. Стремление представить саму теорию или её автора жертвой «монополии» и «идеологических гонений» со стороны «официальной науки» и тем самым отвергнуть критику со стороны научного сообщества как заведомо предвзятую.
  11. Использование методов прямой или косвенной цензуры .
  12. Использование методов уголовного мошенничества с применением научных терминов, научных степеней и званий при рецензировании работ

Псевдонаука игнорирует важнейшие элементы научного метода - экспериментальную проверку и исправление ошибок. Отсутствие этой отрицательной обратной связи лишает псевдонауку связи c объектом исследования , способствует накоплению ошибок.

Необязательными, но часто встречающимися признаками лженаучных теорий являются также следующие:

  • Теория создаётся одним человеком или небольшой группой людей, которые не являются специалистами в соответствующей области.
  • Теория глобально универсальна - она претендует на объяснение буквально всего мироздания или, по меньшей мере, на объяснение состояния дел в целой отрасли знаний (например, в случае психоаналитических теорий, - поведения любого человека в любых обстоятельствах).
  • Из базовых положений делается множество смелых выводов, проверка или обоснование корректности которых не проводится.
  • Автор активно использует теорию для ведения личного бизнеса: продаёт литературу по теории и оказывает платные услуги, основанные на ней же; рекламирует и проводит платные «курсы», «тренинги», «семинары» по теории и её применению; так или иначе пропагандирует теорию среди неспециалистов в качестве высокоэффективного средства для достижения успеха и улучшения жизни (вообще или в некоторых аспектах).
  • В статьях, книгах, рекламных материалах автор выдаёт теорию за абсолютно доказанную и несомненно истинную , независимо от степени её фактического признания среди специалистов.

Следует заметить, что существует и постоянно появляется множество теорий и гипотез, которые могут показаться псевдонаучными по ряду причин:

  • новый, непривычный формализм (язык теории);
  • фантастичность следствий из теории;
  • отсутствие или противоречивость экспериментальных подтверждений (например, из-за недостаточной технологической оснащённости);
  • отсутствие информации или знаний, необходимых для понимания;
  • использование терминологии старых, отвергнутых наукой взглядов для формулирования новых теорий;
  • конформизм того, кто оценивает теорию.

Но если теория реально допускает возможность её независимой проверки, то она не может называться лженаучной, какой бы ни была «степень бредовости» (по Нильсу Бору) этой теории. Некоторые из таких теорий могут стать «протонауками», породив новые направления исследований и новый язык описания действительности. Следует, однако, отличать при этом теории, которые прошли проверку и были опровергнуты - их активное продвижение также относят к псевдонаучной деятельности.

Одной из возможных причин выставления вердикта в псевдонаучности (лженаучности) является не всегда осознанное использование научной методологии для объяснения того, что принципиально не может быть объектом научного изучения. Так академик Л. И. Мандельштам , имея в виду научное исследование, говорил: «…явления принципиально не повторяемые, происходящие принципиально только один раз, не могут быть объектом изучения». При этом он упоминал мнение английского математика и философа Уайтхеда , считавшего, что рождение теоретической физики связано именно с применением к различным вопросам представления о периодичности .

Классификация


Введение

Большинство людей узнает на личном опыте, что представления об объектах внешнего мира возникают при помощи органов чувств. Научное знание объясняет, как это происходит: мы видим объект, поскольку свет отражается от него и: попадает в наши глаза; кроме того, научное знание – косвенным образом – устанавливает условия, некоторые исключают возможность видеть: для видения необходим свет, следовательно, без него мы не можем видеть.
Личный опыт говорит нам также, что наши мысли остаются никому не известными, если они не выражены с помощью речи или действия. Можно угадать мысли другого человека, однако лишь немногие рискнут утверждать, будто знают их так, как если бы этот человек думал вслух. Впрочем, встречаются и исключения. Нам кажется, что человек на сцене читает мысли и видит с завязанными глазами; однако подобные действия относят к разряду фокусов, причем известно, что фокусник пользуется трюками. Они-то и позволяют ему делать то, что кажется противоречащим здравому смыслу.
Однако за последние годы публике не раз сообщалось об отчетах, согласно которым такие способности, как ясновидение и телепатия, были продемонстрированы в лаборатории в строго контролируемых опытах.
Эти утверждения ставят в тупик тех, чьи интересы связаны с процессами природы и научным экспериментом. Ведь оказывается, что составители отчетов путем хорошо поставленных экспериментов и испытанных приёмов статистического анализа установили реальность феноменов, противоречащих незыблемым принципам.
На сегодня получены экспериментальные данные по четырём таким процессам:
1. Телепатия – восприятие одним лицом мыслей другого лица без какой-либо передачи их по сенсорным каналам.
2. Ясновидение – сведения о каком-либо объекте или событии, получаемые без участия органов чувств.
3. Проскопия – узнавание будущих мыслей другого лица (проскопическая телепатия) или будущих событий (проскопическое ясновидение).
4. Психокинезспособность воздействовать силой мысли на физический объект или на событие, например на падение игральной кости.
Поскольку в первых трех процессах участвует акт восприятия или познания и поскольку эти процессы, согласно определению, не зависят от работы органов чувств, каждый из них считается разновидностью экстрасенсорного восприятия – сокращенно ЭСВ.
Мы увидим, что четыре приведенных термина служат – в рамках некоего систематического языка – новыми названиями старых верований – верований, которые давно уже относятся н области фольклора и суеверий.
Телепатия – это новое название для чтения мыслей, ясновидение – для второго зрения, проскопия – для прорицания или пророчества, а психокинез – новое название для левитации или же для процесса, посредством которого, например, пытаются обеспечить себе хорошую погоду на время отпуска, вознося об этом молитвы. Вот почему из упомянутых экспериментов, если только их можно считать достоверными, следует, что в область естествознания придется отныне включить многое из того, что в прошлом рассматривалось как суеверие.
Повышенный интерес к таким верованиям и привел в конце девятнадцатого века к возникновению психоисследования, т. е. изучения ЭСВ и родственных ему явлений, как оформленной дисциплины, В ту эпоху высказывалось множество предположений о новых, загадочных человеческих способностях. Точь-в-точь как сегодня, тогда были популярны рассказы о необычайных событиях, которые, казалось, противоречат общепринятым научным принципам. Всю вторую половину девятнадцатого века, а затем довольно долго и в двадцатом широко рекламировались спиритические медиумы, которые якобы получали сообщения от умерших. Необыкновенные достижения этих медиумов вызывали немалый интерес со стороны науки.
Однако в то время наука в целом демонстрировала некое единство. Когда какая-либо из дисциплин, скажем биология, сообщала о новых фактах, они всегда оказывались совместимыми с остальным, научным знанием.
В сфере чувственных восприятий было обнаружено, что строение глаза отвечает принципам, известным оптике, а ухо содержит механизмы, которых можно ожидать согласно акустике. Сообщения передаются по нервным, волокнам от органов чувств к мозгу, а поведение нервной системы в целом согласуется с тем, что известно о других физических системах.
Хотя в то время не было ясно, удастся ли когда-нибудь полностью объяснить психические явления в рамках законов природы, уже известных науке, человеческое поведение ни в чем как будто не расходилось с известными процессами. Не было известно, в чем, собственно, состоят происходящие в мозгу изменения, которые ответственны, скажем, за память, однако сам процесс запоминания отнюдь не представлялся странным; аналогичные процессы, такие, как фиксация фотоаппаратом светового изображения или возникновение заряда в конденсаторе, были вполне понятны. Между тем если бы некто проявил способность узнавать о событиях до их наступления, то здесь участвовал бы процесс совсем иного рода, как если бы изображение возникало на неэкспонированной плёнке.
Если телепатия представлялась маловероятной, хотя и не невозможной – ведь некое шестое чувство могло оставаться еще неоткрытым,– то проскопия имела уже особенности, чуждые науке, ибо здесь эффект предшествует причине.
Не все ученые скептически относились к сообщениям о случаях, которые казались паранормальными. Немало видных британских ученых считали, что эти сообщения содержат нечто, выходящее за пределы ортодоксальной науки. После нескольких предварительных безуспешных попыток при влечь к этим вопросам, серьёзное внимание научного мира группа ученых из Кембриджского университета решила, что пришло время создать научное общество для исследования этих способностей человека, реальных или предполагаемых, которые представлялись необъяснимыми с научной точки зрения.
В результате этого в 1882 году было основано Общество психических исследований с Генри Сиджуиком (1838-1900), профессором этики в Кембридже, в качестве первого президента. Американское общество психических исследований было создано через несколько лет, с выдающимся астрономом Симоном Ньюкомом (1835-1909) в качестве его президента; сейчас аналогичные группы имеются в 17 странах.
После этих первых шагов упомянутыми обществами, отдельными лицами и университетами были проведены обширные исследования. Сегодня психоисследование, или, как его теперь называют, парапсихология, рассматривается многими как признанная область науки; исследования ведутся на кафедрах многочисленных университетов; некоторые лаборатории и ассоциации отдают этим исследованиям все свое время, а за работы в этой области присуждаются ученые степени.
С тех пор как человечество обрело способность излагать мысли и передавать опыт познания окружающего мира, между знанием и незнанием образовалась промежуточная область, в которой всегда находилось место для описания загадочных действий колдунов, предсказаний астрологов, неопознанных летающих объектов и многого другого, что составляет предмет "альтернативной науки". В последнее время – время, когда мир и, в частности, нашу страну захлестнула волна "информационной революции" - у общества значительно возрос интерес к сверхъестественному, к отрицанию завоеваний разума и ко множеству проявлений иррациональности и мистицизма в нашей повседневной жизни. Конечно же, подобные тенденции имели место на протяжении всей человеческой истории, но ведь именно сейчас эта тематика стала наиболее актуальной, а потому получила широкое рапространение как в плане публикационного материала, так и основным аспектом всевозможных дискуссий. Повальное увлечение "альтернативной наукой" (имеются в виду те, кто занимается ее всерьез и те, кто проявляет лишь сугубо поверхностный интерес) имеет свои корни, разного рода причины, мотивации, а также последствия, в том числе и негативные. Стоит заметить, что форма псевдонаучного знания отличается еще и весьма богатой историей. Но прежде чем приступить к исследованию данной проблемы, следует обратиться к определению псевдонауки. Псевдонау?ка (от греч. ?????? - "ложный" + наука; синоним - лженау?ка, близкие по значению термины: паранау?ка, альтернати?вная нау?ка, неакадеми?ческая нау?ка) - деятельность или учение, осознанно или неосознанно имитирующие науку, но по сути таковыми не являющиеся. Также существует и другое распространённое определение псевдонауки: мнимая или ложная наука; совокупность убеждений о мире, ошибочно рассматриваемая как основанная на научном методе или как имеющая статус современных научных истин.


1. Чем характеризуется псевдонаука

Главное отличие псевдонауки от науки - это некритичное использование новых непроверенных методов, сомнительных и зачастую ошибочных данных и сведений, а также отрицание возможности опровержения, тогда как наука основана на фактах (проверенных сведениях), верифицируемых методах и постоянно развивается, расставаясь с опровергнутыми теориями и предлагая новые. Вот что говорит Виталий Гинзбург, Нобелевский лауреат по физике 2003 года: "Лженаука - это всякие построения, научные гипотезы и так далее, которые противоречат твёрдо установленным научным фактам. Я могу это проиллюстрировать на примере. Вот, например, природа теплоты. Мы сейчас знаем, что теплота - это мера хаотического движения молекул. Но это когда-то не было известно, и были другие теории, в том числе теория теплорода, состоящая в том, что есть какая-то жидкость, которая переливается и переносит тепло. И тогда это не было лженаукой, вот что я хочу подчеркнуть. Но если сейчас к вам придёт человек с теорией теплорода, то это невежда или жулик. Лженаука - это то, что заведомо неверно".
Можно привести еще множество трактовок, раскрывающих суть определения лженауки (в последствии будет употребляться термин "псевдонаука" и идентичные синонимы), но не менее важно упомянуть ее ведущие характеристики.
Итак, характерными отличительными чертами псевдонаучной теории являются:
игнорирование или искажение фактов, известных автору теории, но противоречащих его построениям;
нефальсифицируемость, то есть невозможность поставить эксперимент (хотя бы мысленный), один из принципиально возможных результатов которого противоречил бы данной теории;
отказ от попыток сверить теоретические выкладки с результатами наблюдений при наличии такой возможности, замена проверок апелляциями к "интуиции", "здравому смыслу" или "авторитетному мнению";
использование в основе теории недостоверных данных (т. е. не подтверждённых рядом независимых экспериментов (исследователей), либо лежащих в пределах погрешностей измерения), либо недоказанных положений, либо данных, возникших в результате вычислительных ошибок.
введение в публикацию или обсуждение научной работы политических и религиозных установок.
Иными словами, псевдонаука игнорирует важнейшие элементы научного метода - экспериментальную проверку и исправление ошибок. Отсутствие этой обратной связи лишает псевдонауку связи c объектом исследования и превращает её в неуправляемый процесс, сильно подверженный накоплению ошибок.
Необязательными, но часто встречающимися признаками лженаучных теорий являются также следующие:
Теория создаётся одним человеком или небольшой группой людей, как правило, не специалистов ни в области того, о чём говорит теория, ни в смежных областях.
Отсутствуют публикации в рецензируемых научных периодических изданиях.
Теория небывало универсальна - она претендует на объяснение буквально всего мироздания (или, как в случае психологических теорий - поведения любого человека в любых обстоятельствах), из базовых положений делается огромное количество выводов, причём проверка корректности выводов на практике не проводится.
Автор активно использует теорию для ведения личного бизнеса: продаёт литературу по теории, оказывает платные услуги, основанные на ней, рекламирует и проводит платные "курсы", "тренинги", "семинары" по теории и её применению, так или иначе пропагандирует теорию среди неспециалистов в качестве высокоэффективного средства для достижения успеха и улучшения жизни (вообще или в некоторых аспектах).
В статьях, книгах, рекламных материалах автор выдаёт теорию за абсолютно доказанную и несомненную истину, независимо от того, насколько она распространена и от степени доверия к ней специалистов.
2. История науки

    Основная статья: История науки
    С развитием письменности , в странах древних цивилизаций накапливались и осмысливались эмпирические знания о природе, человеке и обществе, возникали зачатки математики, логики, геометрии, астрономии, медицины. Предшественниками современных учёных были философы Древней Греции и Рима, для которых размышления и поиск истины становятся основным занятием. В Древней Греции появляются варианты классификации знаний.
    Наука в современном понимании начала складываться с XVI - XVII веков . В ходе исторического развития её влияние вышло за рамки развития техники и технологии. Наука превратилась в важнейший социальный, гуманитарный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру. Объём научной деятельности с XVII века удваивается примерно каждые 10-15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников).
    В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды - научные революции, приводящие к изменению её структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм её организации. Для науки характерно диалектическое сочет ание процессов её дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований.
3. Причины роста влияния лженауки

Делая вывод из вышенаписанного, определение лженауки едино, кем бы оно ни давалось. Но причины её появления и роста различны. Их можно выделить несколько, причем они в какой-то мере специфичны конкретно для России.
"Информационная революция". На рубеже 20-21 в.в. произошли значительные изменения в социокультурной жизни населения, появилась так называемая свобода выбора, в результате чего человек оказался один на один с огромным информационным полем, насыщенным противоречивыми мнениями, различными образчиками нравственности и культуры. Как бы абсурдно это ни было, но тьма гадалок, чудодеев, прорицательниц и целителей, мелькающих на экранах телевизоров, стала неотъемлемой частью этих "образчиков". Они появляются на экране и бесследно исчезают, уступая место новым кумирам. Помните мужа и жену по фамилии Глоба? Где они теперь? Кому ворожат? Только подумать, как смело они себя называли мастерами чудесной "науки" астрологии, с какой уверенностью предсказывали, что с нами произойдет через четыре года, или объясняли, в каком районе Москвы более, а в каком менее благоприятную психологическую и деловую атмосферу обеспечивают сочетания созвездий. Перестройка, с которой начался переход к современному открытому информационному обществу, началась с многочасовых передач Чумака, Кашпировкого, доморощенных "физиков".
Ещё одним специфическим источником лженауки в России является, а точнее являлась прошлая "руководящая роль ЦК КПСС" по отношению к науке - введение в науку вненаучных причин и указаний; отголоски этого в виде "кибернетику и генетику признать ложными науками" и сегодня частые аргументы лжеучёных. Лженаука в виде постановлений и писем ЦК в прошлом была внешней по отношению к науке. Сегодня таких давлений извне науки формально нет. Но привычка к "ценным указаниям" и готовность им подчиняться (даже если они исходят неизвестно от кого) у свободных академиков осталась. Например, некоторые ученые до сих пор выступают с докладами, содержащими призывы искать связи между наукой и религией, обосновывающие утверждения о существовании Бога теорией Гёделя, которая в свое время была признана ложной (т.к. содержала "доказательства" непознаваемости природы).
Исторический фактор. При попытках перехода от прошлой политизированной науки (как системы) к нормальной науке неизбежна хаотизация. Её положительную составляющую отражают публикации работ, забытых или уничтоженных десятилетия назад (на основе отмеченного в пункте 2). Они в результате запоздалой публикации неизбежно приобретают неполноту. Среди воскрешённых работ есть и такие, которые были и остались только ошибками. Распад СССР и экономический кризис, последовавший за ним и охвативший Россию и бывшие советские республики, привели к существенному сокращению финансирования научных исследований, уменьшению тиражей научных, учебных и научно-популярных изданий.
Психологический фактор. Наиболее сложные и значительные причины лженауки связаны с принципом работы человеческого мозга. Проявление интереса в области лженаучных направлений отвечает известной потребности людей выйти за пределы обыденного. Причем выйти в такие области, которые современным уровнем научных знаний не объяснены. Логика здесь проста: раз уж мы смогли добиться при научно-техническом прогрессе удивительных результатов, то почему бы не сделать еще один шаг и не добраться до сверхудивительного? Существует определенная психологическая предрасположенность, которая как бы заставляет нас верить в чудесное, причем иногда вопреки разуму, а иногда и в полном соответствии с ним. Эта общая закономерность – "психологическая установка".

4. Псевдонаука: прошлое и настоящее

Псевдонаука включает в себя множество ответвлений, наиболее распространенными из которых являются астрология, алхимия и нумерология. Конечно, эти эмпирические учения прошлого достигли определённых результатов, но на сегодняшний момент являются элементами оккультизма; например, астрология дала начало астрономии; алхимия дала начало развитию химии и должна рассматриваться как исторический этап её развития; нумерология, возникшая в период бурного расцвета философии, математики и астрологии, дала начало некоторым идеям теории чисел. Развитие каждой из этих областей псевдонауки восходит ко многим столетиям назад. Так, например, в III тыс. до н.э. в Месопотамии уже была известна астрология предзнаменований: в это время велись систематические астрономические наблюдения, а отдельным явлениям, таким как появление комет, солнечные и лунные затмения и т. п., придавалось астрологическое, предсказательное значение. Потребность древних людей в подобных наблюдениях была очевидна: сакрализация небесных тел помогала решить бытовые задачи того времени, на них основывалось миропонимание и формировалось мировоззрение.
Возникновение алхимии во 2 веке в Александрийской Академии, в которой преподавалось "священное тайное искусство" имитации благородных металлов, также объясняется необходимостью решения практических задач. Открытие способности ртути образовывать с металлами (золотом, серебром, медью и др.) амальгаму. Амальгамирование, в свою очередь, содействовало утверждению мысли о том, что ртуть, подобно всесильному "эликсиру", способна превращать одни металлы в другие, придавать веществам различную окраску. Алхимию, занимающуюся получением золота, составлением препаратов и снадобий, "пилюль бессмертия", изучением глубинной (оккультной) сущности веществ и химических реакций называли внешней алхимией.
Алхимия постепенно распространялась по земному шару, со временем также трансформировались ее основные цели. Основной из них для алхимиков во всех культурах являлось осуществление качественных изменений внутри одушевлённого или неодушевлённого предмета, его "перерождение" и переход "на новый уровень". Появилась так называемая внутренняя алхимия, которая предполагала трансмутацию духа, достижение абсолютного здоровья или даже бессмертия при помощи определенных упражнений.
И сейчас псевдонаучная деятельность основывается на естественном желании человека быть здоровым и в его понимании привлекательным. Это, в свою очередь, привело к коммерциализации лженауки; предлагаются многочисленные новые и весьма эффективные способы быстрого и абсолютного безопасного лечения, внедряются различные медицинские услуги по лечению тяжелых болезней (рак, наркомания и т.д.), по избавлению от лишнего веса, по предотвращению выпадения волос и др. Это достаточно частое явление современной реальности. Но существуют такие феномены, о которых мы, возможно, не слышим по телевидению каждый день. Они не могут быть доказаны с научной точки зрения, ни физики, ни математики, ни космологи не могут объяснить их происхождение, и, тем не менее, они существуют.

5. Социальные последствия лженауки

Социальные последствия лженауки особо разрушительны. Сформулируем главное из них:
Социальная опасность лженауки состоит в том, что она, иногда необратимо, блокирует развитие неустранимо важных направлений науки, управления государством и форм общественных отношений.
Например, лысенковщина на долгие годы сделала невозможным обсуждение обратных связей с окружающей средой при анализе возникновения и эволюции жизни. Но в природе невозможны процессы без таких обратных связей.
Важнейшую, сугубо научную проблему поисков внеземных цивилизаций дискредитируют любители "летающих тарелок", НЛО и женщины, забеременевшие, якобы, от инопланетян. Аналогичное проявляется в повседневной жизни, когда необходимо вмешательство врача, но люди обращаются к лженаучным знахарям и гибнут.
Другой класс примеров социальных последствий лженауки связан с общественными процессами.
Научные работы середины XIX века стали основой узких специализаций современных наук. Но их конкретные результаты за это время были многократно уточнены. В общественных науках по политическим причинам такое оказалось под запретом. В результате, например, современный "коммунизм" превратился в лженауку. Он дискредитирует разработки жизненно необходимых научных идеологий и социальных программ. В результате на первый план выходят религиозные организации, как традиционные, так и порядка 300 "научных религий-сект". В некоторых из них практикуются даже акты самоуничтожения. Грозные примеры использования религиозной сектой боевого отравляющего вещества - зарина - в метро Токио, разрушение религиозными фанатиками Всемирного торгового центра в Нью-Йорке являются вызовом всему человечеству, предупреждающим об опасностях религий.
Ещё одна группа социальных последствий лженауки тесно связана с тем, что она дискредитирует разумную политику и политиков, а также демократию. Лженаука становится важнейшим средством для того, чтобы заставить людей в условиях свободы выбрать для себя самоубийственные пути развития, навязываемые им отдельными социальными группами и их руководителями.
В течение длительного времени наука слишком снисходительно относилась к лженауке. Дальше так продолжаться не может. Лженаука становится опасной как для науки, так и для общества. Вакханалия паранаучного бреда, увы, начинает сказываться на высших эшелонах власти: начинается сращивание чиновничества, представляющего высшие органы власти страны, с лженаукой. Есть немало прекрасных иллюстраций на этот счёт. В конце 80-х годов на экраны телевизоров пробились Чумак и Кашпировский. Но ведь в те годы телевидение контролировалось государством! Это означает, что чудотворцы появились на экранах с согласия высших чиновников. Так проверялась возможность воздействия на общественное сознание. Между тем господа чиновники при желании могли бы узнать, что, по крайней мере, г-н Чумак не оригинален: трюк с "зарядкой" воды еще в начале XX века разоблачил американский физик Роберт Вуд.

6. КАК ПРОВЕСТИ ГРАНЬ МЕЖДУ НАУКОЙ И ПСЕВДОНАУКОЙ?
Этот вопрос волновал не только исследователей, собравшихся в Москве на международный симпозиум "Наука, антинаука и паранормальные верования" (см. "Наука и жизнь" № 12, 2001 г.). Как отличить истину от лжи, интересует и читателей журнала, да и вообще всех образованных людей. "Как установить, где наука и где лженаука, особенно если речь идет об истинах, еще не установленных окончательно? Ведь истина одна, а заблуждений неисчислимое множество. Классифицировать все разновидности лженауки трудно и неинтересно, достаточно провести границу, отделяющую ее от науки, и перечислить главные признаки", - так писал академик А. Б. Мигдал в статье "Отличима ли истина от лжи" (см. "Наука и жизнь" № 1, 1982 г.). Свой подход, позволяющий провести границу между наукой и лженаукой, предложил Майкл Шермер, американский историк науки. Печатаем краткий реферат двух его статей, опубликованных в журнале "Scientific American" №№ 10, 11, 2001 г., и большой список статей из журнала "Наука и жизнь".
Как, встречаясь в печати с необычными гипотезами или открытиями, отличить сенсационный прорыв в той или иной области науки от лжеученых вымыслов? Шермер предлагает десять вопросов, десять критериев, которые помогут это сделать.
1. Насколько можно доверять автору открытия?
При внимательном рассмотрении псевдонаучной теории можно понять, что факты и цифры искажены, вырваны из контекста или даже сфабрикованы. Разумеется, ошибки бывают и в обычных научных работах, но в псевдонаучных можно заметить признаки сознательной подтасовки фактов. Вопрос доверия тесно связан еще и с авторитетом исследователя и его добрым именем. Так, известный американский геохимик Томас Голд развивает гипотезу, согласно которой запасы нефти и газа не остались от далекого прошлого, а непрерывно вырабатываются микробами, живущими в геологических пластах на большой глубине, где, по общепринятым представлениям, не может быть никакой жизни, даже микробной. Почти никто из коллег не поддерживает эту гипотезу, но Голд известен многими другими выдающимися открытиями, так что никто не считает его лжеученым или жуликом.
2. Часто ли этот автор делает "великие открытия"?
Слишком большая концентрация "великих открытий" в работах одного автора не может не вызвать подозрения.
3. Подтверждены ли эти открытия другими специалистами?
Открытия типичных лжеученых не подтверждаются при проверке другими специалистами или подтверждаются только единомышленниками автора открытия. Типичный случай - открытие так называемого "холодного ядерного синтеза".
4. Как новое открытие укладывается в сложившуюся картину мира?
Новое открытие или новую гипотезу нужно рассматривать в общем контексте того, что мы уже знаем об этих проблемах. Так, когда выдвигается гипотеза, что египетские пирамиды и сфинкс созданы более 10 тысяч лет назад неизвестной цивилизацией, владевшей "высшими знаниями", а затем погибшей, следует задать несколько вопросов. Где остальные следы деятельности этой погибшей культуры? Где произведения искусства, оружие, одежда, орудия труда, наконец, где свалки и помойки, всегда остающиеся от любой цивилизации?
5. Искал ли автор гипотезы способы ее опровергнуть или подбирал аргументы только в ее пользу?
Наука опирается на постоянные многократные проверки и перепроверки, повторные эксперименты и измерения, в том числе скептически настроенными независимыми экспертами.
и т.д.................