Современные модели социально- экономических процессов как выражения их специфики: американская, германская, шведская, французская, китайская

Современные модели социально-экономических процессов в разных странах формировались под влиянием соответствующих объективных и субъективных факторов развития общества, в том числе под влиянием рассмотренных теоретических концепций. В каждой стране реализовались те или иные из этих концепций, нередко в определенном сочетании. Это нашло воплощение преж де всего в моделях развития их экономики и в немалой степени определило их специфику.

Экономическая модель - это формализованное описание эко номического процесса или явления, структура которого опреде­ ляется его объективными свойствами. Отображение экономичес кого явления в определенной экономической модели основыва ется на сравнительном анализе, который заключается в фиксации исследуемого явления и рассмотрении специфики его развития в рамках мирового хозяйства.

Основу любой современной государственной политики той или иной страны составляет не вообще рыночная экономика, а ее на циональная модель. В социально-экономическом исследовании понятие «национальная экономика» подразумевает:

пространственно определенную и национально специфичес кую организацию экономической жизни;

экономический потенциал страны;

национальный рынок, место страны в мировой экономике;

специфику форм проявления универсальных экономических причинно-следственных связей (рост производительности и сни жение трудоемкости изделий);

повышение доли сбережений по мере роста доходов;

воздействие экспорта и импорта на экономический рост;

степень государственного вмешательства в экономику (от почти свободного рыночного хозяйства до его полного огосудар ствления);

создание национального экономического порядка;

традиции и национальную психологию, объясняющие пове денческие реакции членов общества.

Перечисленные элементы необходимы для возведения экономи ческой модели той или иной страны. Многие исследователи полага ют, что определяющим фактором экономической модели является менталитет. Действительно, экономическая наука имеет дело с со циумом, который имеет исторические традиции, национальный характер и менталитет, политические пристрастия и приспосабливает к этим признакам инструментарий экономической политики. Сфор­ мировавшиеся под воздействием этих факторов системы настолько различны, что порой трудно выделить их экономическую общность.

1. Американская модель

Становление и развитие американской экономической моде­ ли сопровождалось чередованием периодов усиления рыночного конкурентного механизма с периодами государственного регулирования экономики. Несмотря на традиционную приверженность ценностям экономической и личной свободы, большинство аме риканцев разделяло в период кейнсианства многие положения теории и практики социально ответственного государства или так называемого государства всеобщего благоденствия.

С начала 80-х гг. стало очевидным, что роль государства в ры ночной экономике имеет пределы, что оно не должно подавлять основы рыночного механизма, конкуренцию, самостоятельность товаропроизводителей, нарушать оправданные пропорции между накоплением и потреблением. Теоретическим обоснованием ог раничения социально-экономических функций государства стали исследования М. Фридмена, который, признавая особую приро ду общественных благ и ответственность государства за их обеспечение, исходил из того, что государство должно реализовывать свои обязательства с помощью частных институтов через рыноч ные механизмы. К рубежу 80-х гг. стали явственными негативные проявления государственных функций. Это вызвало неолиберальную революцию, которая в своих основных проявлениях была поддержана не только республиканцами, но и демократами.

В последние десятилетия, и особенно в 90-е гг. XX в., можно было констатировать снижение доли государственных расходов в экономическом росте, обусловленное, с одной стороны, усилени ем рыночных сил в экономике, упором на всемерное развитие и поощрение предпринимательства, а с другой - факторами геопо­ литического плана (окончанием «холодной войны», возможнос­ тью уменьшения.расходов на военные нужды). При этом государ ственный сектор в США с точки зрения его отраслевой структу ры концентрируется помимо военно-силовых направлений больше всего в инфраструктурных отраслях (транспортная сеть - мосты, дороги, трубопроводы; отдельные подразделения энергетики -атомные электростанции; наука; а также отрасли, обеспечиваю щие воспроизводство рабочей силы - образование и здравоохра нение). Государственная собственность в США практически пол ностью отсутствует, что заметно отличает американскую экономику от экономики других развитых стран.

Тем не менее некоторое государственное вмешательство в эко номику продолжает сохраняться: эмиссия денег и денежное регу лирование; создание и поддержание правовой базы рыночных от ношений, включая законодательную защиту частной собственно сти и прав потребителей; поддержание конкурентной среды и меры, направленные на недопущение монополизации экономики; производство общественных благ, включая услуги образования, фундаментальной науки, реализацию задач по обороне страны, правоохранительной деятельности и т.д.; минимизация негативных побочных эффектов от рыночной деятельности, в частности дея тельность по охране окружающей среды; преодоление чрезмерной социальной дифференциации в обществе, поддержка социально уязвимых групп населения.

Признается роль государства в реализации следующих нацио нальных приоритетов XXI в.:

дальнейшая стабилизация роста экономики, выработка сбалансированной макроэкономической политики с целью достиже ния устойчивого развития с учетом экологических и социальных требований;

содействие росту производительности труда в осуществлении инновационной политики, прежде всего по ускоренному развитию НТР и в первую очередь фундаментальной науки, поддерж ки информационных технологий;

всемерное содействие развитию образования и повышению квалификации рабочей силы, усилению его влияния на экономи ческий рост и уровень жизни американцев;

обеспечение социальной функции государства посредством оптимизации программ в сфере пенсионного и медицинского стра хования и вспомоществования, поддержка семейных ценностей;

Реализация позитивного эффекта от глобализации американской экономики.

Принципиально важным является повышение степени приори тетности в бюджете государства инвестиционных вложений в чело веческий капитал, т.е. в образование, профессиональную подго товку и переподготовку специалистов, а также в здравоохранение.

Так, государственное финансирование системы образования всех уровней (начального, среднего и высшего) из фондов федерального правительства, а также местных властей в США составило в 1999 г. около 500 млрд долл. Свыше 46% всех расходов на здравоохранение (более 1000 млрд долл.) в конце 90-х гг. приходилось на долю США.

Американская модель построена на всемерном поощрении предпринимательской активности, «обогащения» наиболее активной ча сти населения. Для уменьшения социальной напряженности мало­ обеспеченным группам населения гарантируется приемлемый уро вень жизни за счет частичного перераспределения национального дохода. Эта модель учитывает социально-культурные особенности нации - массовую ориентацию на достижение личного успеха.

Политика правительства США в области занятости направлена на обеспечение стабильного функционирования рынка труда, отличающегося крайней мобильностью, а не на формирование за­конодательной базы, ограничивающей увольнения. Это объясня ется в основном быстрым ростом сектора малых предприятий, создающих новые рабочие места. Законодательство США защища ет работников от дискриминации. Об увольнении или необходи мости переподготовки работники извещаются за 60 дней, причем закон не требует предварительных консультаций с профсоюзами. В правовом регулировании трудовых отношений суд исходит из признания банкротства периодом экстремальной ситуации, а также из того, что является высшей целесообразностью в этой ситу ации: расторжение трудового договора, ликвидация самой орга низации, попытка сохранения производственной деятельности организации-должника. Законодательством предусмотрены про­цедуры выплат работникам, увольняемым из организации-долж ника.

Джордж Буш сменил практически весь экономический блок своей администрации. Спустя два года после своего избрания он всерьез занялся модернизацией экономической модели США. Доллар - главная резервная валюта планеты, поэтому весь мир с тревогой наблюдает, что происходит в Америке. Если президент и его новые советники сделают ставку на американский экспорт, им неизбежно придется ослабить курс национальной валюты. От того, как поведет себя доллар, напрямую зависит экономический баланс мира. Учитывая войну в Ираке, претензии США на полный контроль за нефтеносным Ближним Востоком, интрига становится более запутанной. Мало хороших новостей и из сектора высоких технологий. Так, компания Gateway, третий по объемам производитель компьютеров в США, в 2002 г. отказалась оплачивать своим сотрудникам, рождественские каникулы; о своем банкротстве объявила вторая по величине авиа-компания - United Airlines..

Слабые показатели демонстрирует розничная торговля - глав ный двигатель американской экономики. В ноябре 2002 г. без­ работица охватила 6% активного населения - это самый высо кий уровень за последнее десятилетие.

Экономическую модель США сильно деформировала война в Ираке, изменившая характер распределения рисков: не частный капитал, а именно государство, призванное представлять публичные интересы, станет наиболее активным агентом в ры ночных операциях. Активные военно-политические интервен­ ции потребуют увеличения федеральных расходов, а следова тельно, увеличения налогового бремени и более активного вме­ шательства государства в экономическую жизнь страны. Противоречивость такой позиции отражает колебания внутри политической элиты.

2. Германская модель

Благодаря мудрой исследовательской стратегии, своевремен­ ным и плодотворным реформам, проведенным Л. Эрхардом, современная Германия по величине ВВП является лидером среди стран ЕС и занимает одно из ведущих мест в мире. Для герман ской модели характерна рыночная экономика с высокой долей свободы выбора предпринимательской деятельности, профессии, распоряжения частным имуществом (включая средства производ ства), стиля потребления и т.д.

Государственный контроль сводится в основном к контролю за сохранением конкуренции, опасность подавления которой возникает при сосредоточении в одних руках производства какого-то вида из делий. Неблагоприятное положение мировой экономики, трудности перехода бывшей ГДР от командной экономики к рыночной в условиях слабой конкурентной способности предприятий обнажили слабые места в экономике Германии, которая стала отставать в информационных технологиях, в тех отраслях, где была традиционно сильнее других европейских стран. Традиционно высокая средняя зарплата рабочих обусловливает дороговизну немецких товаров на мировом рынке. В связи с этим предполагается реформация доро гостоящей системы социального обеспечения и народного образо вания, отступление государства из многих областей частной эконо­мики, сокращение бюрократического аппарата.

Необходимо найти оптимальный компромисс между большими социальными гарантиями и свободой действия предпринимателей.

В экономическом плане Германия является классическим государством-экспортером: практически не имея природных ресурсов, она занимает второе место в мире (после США) по экспорту това ров и услуг, и прежде всего по экспорту автомобилей и станков. Стабильность германской экономики обеспечивают мелкие и сред ние фирмы, которых насчитывается около 3 млн.

После объединения Восточной и Западной Германии пришлось уравнять их системы социального обеспечения. Огромное количество восточных немцев (до 20%) осталось без работы, а значит, без средств к существованию; пособия по безработице едва хватает на самое необхо димое. Часто можно слышать мнение, что ФРГ взвалила на себя груз объединения, не просчитав многих последствий этого процесса. В пос леднее время благодаря усилиям федерального правительства безрабо­ тица уменьшилась на 11-12%.

В Германии очень развита система тарифных соглашений: за круглым столом собираются представители руководства предприятия, всех организаций - как общественных, так и политических, которые рассматривают вопросы заработной платы, отпусков, со циальных страховок, пособий.

Социальная политика основана на предоставлении всем фор мам хозяйства (крупным, мелким, средним) возможностей ус тойчивого развития. Особым покровительством пользуются мел кие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы. На одной из встреч министров финансов стран ЕС было решено, что Германия и другие страны должны увеличить экспорт в страны Азии, Америки, чтобы обеспечивать появление новых рабочих мест, выполнять требования профсоюзов об открытости вопро­сов зарплаты. Принятый во Франкфурте европейский пакт ус тойчивости европейских национальных валют должен способствовать стабилизации в экономике и уменьшению социальных проблем. Но при этом рекомендовано учитывать следующее: а) в области занятости нельзя руководствоваться только конъюнктурой рынка;

б) стоимость работы не должна быть слишком вы сокой.

3. Шведская модель

Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Шве ции как одного из самых развитых в социально-экономическом от ношении государств. В конце 60-х гг. в экономической модели Шве ции стало наблюдаться успешное сочетание экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. На протяжении многих десятилетий в Швеции использовалась централизованная система переговоров мощных организаций профсоюзов и предпринимателей о заключении коллективных договоров в области заработной платы.

Шведская модель преследует две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы эко номической политики. Активность на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду прежде -всего сфера перераспределения, а не госу­дарственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

Доминирование указанных целей шведской модели может быть объяснено уникальной активностью рабочего движения. Начиная с 1932 г. (за исключением 1976-1982 гг.) у власти находится Социал- демократическая рабочая партия Швеции (СДРПШ), с которой в течение десятилетий тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции, что усиливает реформистское рабочее движе ние в стране. Швеция отличается от других стран главной и неизмен ной целью экономической политики - полная занятость населения, что, естественно, вызывает активную поддержку и одобрение народа.

Перечислим принципы, которые обеспечили этой стране раз витие на протяжении длительного времени без социальных потрясений и глубоких политических конфликтов при одновременном наличии высокого уровня жизни и социальных гарантий:

в политической сфере - высокий уровень развития политичес кой культуры, кооперационный характер отношений между разны ми социальными слоями и политическими партиями на основе вза имного понимания коренных интересов, социально приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная культура);

в экономической сфере - высокая конкурентоспособность в промышленности, основанной на интеграции науки, образования и производства; взаимодействие государственных институтов с частным бизнесом; интеграция различных сфер деятельности, от производства новых знаний до их освоения инновационным пред принимательством и создания инновационного климата;

в социальной сфере - возрастание значения человеческого фактора - высококвалифицированного и творческого труда, со­циальной направленности государства и экономической стабиль­ ности общества.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обес печенных слоев населения.

Главный фактор данной модели - сохранение основных средств производства в частном владении. Доля государственных расхо дов составляет около 70% ВВП, причем более половины из них направляется на социальные цели.

Шведская модель организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жиз ненные и экологические стандарты. Экономически эта модель базируется на получении своеобразной «технологической ренты», получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за счет высокого качества продукции.

4. Французская модель

Особенность экономической модели Франции - высокая доля государственного сектора, сформированного в результате троекратной (1936, 1945, 1982 гг.) национализации. Даже после реа лизации двух масштабных программ приватизации (1986-1988 и 1993-1997 гг.), проводившихся правыми правительствами, доля государства в ВВП остается одной из наиболее высоких.

После победы на президентских выборах 1995 г. Жак Ширак начал проводить политику ослабления хозяйственной деятельно сти государства. Однако проведение правительством реконструк ции и оздоровления государственных предприятий только усилило позиции государства в экономике.

В 1997 г. изменилась концепция приватизации: произошел отказ от универсальных для всех компаний моделей разгосударств ления; государство взяло на себя реструктуризацию приватизируемого предприятия, его подготовку к выходу на рынок акционер ного капитала; сохраняется высокая степень контроля государства над приватизированными объектами.

Государственные предприятия Франции традиционно разде ляются на две группы: административные учреждения и акцио нерные компании. Статус административного учреждения (госу дарственного предприятия общественной службы) содержит отдельные элементы административного права, хотя в целом де­ ятельность этих учреждений регулируется нормами коммерческого права.

Таковыми являются предприятия, выполняющие функции обще ственной службы и, как правило, являющиеся монополиями: в от-, расли транспорта - Национальное общество французских железных дорог, Автономная компания парижского транспорта, Эр Франс; в отрасли энергетики - Электрисите де Франс, Гас де Франс, Наци ональная компания Роны, Генеральная компания ядерных веществ; в области связи - Генеральная дирекция почты и связи.

Государственное предприятие может быть также юридическим лицом частного права и иметь статус акционерной компании (промышленные предприятия коммерческого сектора, крупные банки и др.). В этом случае большая часть капитала компании должна принадлежать либо государству, либо другому государственному пред приятию. Государственными считаются также предприятия, в прав­ лениях которых государство имеет большинство голосов, не обладая при этом большинством в капитале, что позволяет ему контролиро вать управление. Правительство, местные власти в ряде районов стра­ ны предоставляют компаниям значительные средства из специаль­ных фондов финансирования программ профессионального обуче ния и подготовки кадров. Важной целью структурной политики стало содействие внедрению на малых и средних предприятиях новейших научных и технологических разработок.

Основная роль в осуществлении этого курса принадлежит Наци ональному агентству по внедрению изобретений «АНВАР». Оно было организовано в 1970 г. с целью популяризации и распространения технологических разработок в области промышленного производства и сначала выполняло лишь функции обычной консалтинговой и посреднической фирмы при правительстве и министерстве исследова ний и технологии.

Франция отличается от других стран ЕС тщательной проработкой страхования рисков, связанных с предварительным изучением рынка, изменением курсов иностранных валют, организацией за границей ярмарок, выставок, складов, зарубежных инвестиций, непредвиденным повышением цен в период изготовления экспорт ной продукции.

Социальная политика позитивно решается за счет наличия во Франции отличных от общепринятой западной практики критериев градации кредитов по срокам: ссуды от двух до четырех лет счи таются среднесрочными, а свыше четырех лет - долгосрочными.

В рамках предупреждения потребительских рисков во Франции действуют жесткие санитарные требования к ввозимым раститель­ ным и животным продуктам, медикаментам, отдельным продуктам химической промышленности. Для сдерживания импорта сельско­ хозяйственных товаров во Франции наряду с таможенными сбора ми используется система компенсационных сборов, которые пред ставляют собой разницу между высокой, как правило, ценой сообщества на конкретный вид сельхозпродукции и ее мировой ценой. Единые цены устанавливаются Комиссией ЕС и ежегодно пересмат риваются. Разница между едиными и мировыми ценами может колебаться в зависимости от товара от полутора до пяти раз.

Пример Франции демонстрирует высокую степень политичес кого воздействия на реализацию отдельных элементов политики дерегулирования (например, приватизации), непосредственно свя занных с циклической сменой правящих коалиций левых и пра­ вых сил. Большую долю социальной ответственности при прове дении реструктурирования принимает на себя деловая среда Фран ции. Процедуру высвобождения рабочей силы здесь жестко регулирует закон о коллективных увольнениях.

Суть этого документа - оказание помощи служащим в поиске новых рабочих мест. О сокращении работодатель обязан проинформиро вать как представителей трудового коллектива и профсоюзов, так и орга ны власти и государственного управления, обсудив в ходе переговоров и консультаций социальные вопросы. Если компания вступила в стадию банкротства, то процедура увольнения, как правило, упрощена.

Общим принципом является сведение увольнений к миниму му за счет сокращения рабочей недели, выплат компенсаций ра ботникам в связи с переездом на новое место жительства, профес сиональной переподготовки, финансового стимулирования досрочного выхода на пенсию, займов по льготным процентным ставкам для желающих открыть собственное дело. Средняя сто имость увольнения работника во Франции составляет около 40 тыс. долл. Правительство оплачивает от 20 до 80% стоимости про цедуры увольнения, а компания покрывает остальные расходы.

При этом правительство оплачивает расходы по переподготовке (до 100%), зарплату служащим, проходящим профподготовку (до 70%), расходы при реформировании предприятия (до 50%), а так же транспортные расходы. Кроме того, правительство оказывает по мощь, сокращая размер налогов, взимаемых с фонда оплаты труда.

Итак, экономическая политика Франции ориентирована на долгосрочную конкурентоспособность, гарантированность занято сти населения при ведущей роли государства, особенно государственных предприятий, в реструктурировании. Оно инвестирует автоматизацию производственных процессов и, допуская существенные издержки, сохраняет высокий размер минимальной за работной платы. Несмотря на возрастание экономической напря женности, по мнению экспертов международной организации труда (МОТ), французская модель экономики нацелена на реше ние двуединой задачи: поддержание мировой конкурентоспособности и проведение в жизнь политики социальной ответственно сти, что в итоге приводит к общественному согласию.

5. Китайская модель

Одним из важнейших событий мировой экономики последней четверти XX в. стали беспрецедентные успехи Китая. Сотрудни ки института экономического анализа сформулировали несколь ких гипотез, объясняющих «китайское чудо»:

гипотеза первая: уровень развития в Китае был низким, а темпы роста слаборазвитых стран опережают темпы роста развитых стран.

Исследования показывают, что такой закономерности не суще ствует. Темпы роста Китая оказались уникальными для всей ми ровой экономики;

гипотеза вторая: ускорение экономического роста было обу словлено низкой долей промышленности и высокой долей сель ского хозяйства.

Вопреки широко распространенным заблуждениям удельный вес промышленности в ВВП в Китае был не ниже, а выше, чем в совре менной России. Однако более низкий удельный вес промышленности в России не способствовал повышению темпов ее экономического роста, и наоборот, более высокий показатель Китая не способствовал замедлению его темпов роста по сравнению с Россией;

гипотеза третья: высокий удельный вес сельскохозяйственного населения в начале реформ.

Темпы экономического роста не зависят непосредственно от структуры занятого населения;

гипотеза четвертая: уникальные особенности китайского на ционального характера: трудолюбие, самоотверженность, непри хотливость.

Однако в условиях той же ментальное™ в течение первых трех четвертей XX в. отмечались очень низкие темпы роста китайской экономики, которые периодически становились отрицательными. До недавнего времени Китай относился к наиболее бедным стра нам мира, а реальная угроза голода была ликвидирована лишь не сколько лет назад;

гипотеза пятая: успехи китайской экономики обусловлены примененной моделью экономического реформирования.

В отличие от России, где осуществлялись, как утверждается, либеральные реформы (так называемая шоковая терапия), в Ки тае реформы носили постепенный характер. В отличие от России, где государство «ушло» из экономики, в Китае государство сохра нило значительный контроль за экономикой, а его роль в эконо мическом развитии заметно возросла. Государство активно участ вовало в каждом из основных направлений экономической поли тики (политика занятости, социальная, внешнеэкономическая, денежно-кредитная, бюджетная политика). Именно это является спецификой китайской модели экономических реформ.

Общая сумма расходов на социальное обеспечение и потребительские субсидии в Китае сократилась с 4,0 до 0,9% ВВП, тогда как в России эти расходы не только не уменьшились, но и суще ственно возросли - с 6,3 до 12,6% ВВП. Уровень безработицы в Китае сократился почти вдвое - с 5,3 до 2,9%, а доля занятых во всем населении повысилась с 42,3% (1978 г.) до 53% (1997 г.), что способствовало ускорению экономического развития. Либерали зация внешнеэкономической деятельности в Китае привела к со­ кращению фактически взимаемых импортных таможенных пошлин с 17,7% от объема импорта в 1978 г. до 2,5% в 1996 г.

В России произошел переход от относительно либеральной внешнеторговой политики к протекционизму - импортные по­ шлины по отношению к общему объему импорта возросли с 0,7% (1992 г.) до 5,3% (1997 г.).

Одна из значительных причин успеха китайской модели за ключается и в том, что Китай практически не пользовался таким инструментом протекционистской политики, как девальвация национальной валюты. Среднегодовые темпы снижения валютно го курса в 1979-1997 гг. были весьма умеренными (8,3%) - в от личие от России, где они оказались почти в 12 раз выше. Денеж­ но-кредитную политику китайские власти в течение всего перио да реформ проводили весьма сдержанно, благодаря чему среднегодовые темпы инфляции составили немногим более 10%.

Таким образом, главная причина ускоренного развития Китая - характер проводившейся экономической политики. Вопреки ши роко распространенным заблуждениям в Китае проводились ли­ беральные экономические реформы, причем степень их либе ральности и радикальности, по всей видимости, не имеет анало гов. Результатом стало беспрецедентное сокращение масштабов государственной нагрузки по всем направлениям, обеспечившее рекордные темпы роста китайской экономики.

Методологические подходы современных российских экономистов к исследованию социально-экономических процессов

Современная Россия находится в состоянии трудного поиска собственной модели экономического развития. По утверждению многих отечественных экономистов-теоретиков и практиков, вы бор варианта экономического регулирования определяется нали чием многообразных ресурсов; формированием новых методов хозяйствования, эффективных для привлечения инвестиций; оптимальным использованием традиционно сложившейся хозяй ственной культуры; менталитетом.

Экономика России последних лет находится в некотором равно весном состоянии, однако в отличие от классического конкурентного равновесия это равновесие явно неэффективно: ни труд, ни капитал, ни природные ресурсы не используются оптимально. Имеет место хронический дефицит оборотных средств. Экономисты указы­ вают на то, что такие равновесия можно описать в рамках современ ной экономической теории, если предположить, что существует систематическая разница покупных и продажных цен на товары. При­ чина возникновения такой разницы цен конкретно в России - это сохранившаяся номенклатурная форма распределения ресурсов (осо бенно в бюджетных организациях), крайне нерациональные для раз вития хозяйственного механизма налоги, рэкет, коррупция чинов­ ников и менеджеров предприятий, излишне жесткая кредитная политика, неопределенность цен.

В экономических публикациях российских экономистов часто упоминается успех послевоенного перехода Германии от эконо­ мики централизованного планирования, существовавшего в тече­ ние более 15 лет, к социально-ориентированной рыночной экономике. Подобный переход был шоковым и для Германии, одна­ ко здесь вначале были созданы надежные правовые рамки для функционирования рынка и только потом постепенно произош ла его либерализация. В России выбор осуществлялся жестко меж ду командно-административным и либерально-рыночным типом организации экономики.

В результате исследовательской деятельности российских уче­ ных четко разграничилось несколько методов оздоровления рос­сийских социально-экономических процессов: с одной стороны, методы фундаментальной неоклассики с ее математическим ап паратом, позволяющим достичь предельной строгости и непроти­ воречивости; с другой стороны, методы отпочковавшихся неоинституциональных течений в сочетании с традиционным институ ционализмом и неокейнсианством, не претендующими на абсо лютную точность, но более реалистичными. Идентифицируя ме тодологические принципы каждого из подходов, необходимо определить, насколько они применимы к российским реалиям (учи тывая особенности этноса и менталитета).

Спор между сторонниками экспортно-ориентированной и импортно-замещаемой моделей развития получает новое измерение в свете успеха китайской модели и поражений других моделей - Индии, стран Латинской Америки.

Смена механизмов и типов общего равновесия, которая происходит в экономике, вызывает к жизни правовую экономику как осо бую дисциплину научных знаний, повышает значение трудовой эти ки, общей культуры населения, нравственных устоев общества.

Более конкретные параметры российской экономической модели сформулировал один из ведущих российских ученых, академик РАН Д. Львов. Основные надежды он возлагает на наукоемкие, высокие российские технологии которые на мировом рынке за после днее десятилетие снизились в восемь раз.

По мнению Львова, в результате «шоковой терапии» в экономи ке возникли две социальные структуры: 15% населения аккумулиру ет в своих руках 85% всех сбережений банковской системы, 57% де нежных доходов, 92% доходов от собственности и 96% расходов на покупку валюты; 85% населения имеет лишь 8% доходов от собствен ности и 15% всех сбережений.

К сожалению, российская экономическая модель идет вразрез со сложившейся мировой тенденцией: уровень заработной платы в России ниже в 10 раз и более; такой высокой эксплуатации наем ного труда нет ни в одной стране мира с развитой экономикой; цены на услуги и товары приблизились к мировым, а во многих случаях уже превысили их. Таким образом, провалы в проведении экономи ческих реформ, как и раньше, покрываются за счет не только продажи нефти и газа, но и снижения жизненного уровня основной массы населения. По утверждению многих отечественных экономи стов, ликвидация диспропорций в оплате труда возможна за счет природно-ресурсного потенциала России. Учитывая сырьевую струк туру нашей экономики, так называемая нераспределенная чистая прибыль должна на 5% формироваться за счет труда, на 20% - за счет основного капитала и на 75% - за счет природной ренты. В реальности же главная составляющая налоговых поступлений страны - фонд оплаты труда. Но заработная плата в России одна из самых низких в мире. Отсюда парадокс: наиболее угнетенный фактор эко номики якобы создает основную часть дохода России. На самом деле это результат искаженных пропорций между первичными факторами производства, следствием чего является неоправданно высокая нагрузка на бизнес и население. В ведущих странах мира ин теллектуальная рента уже превратилась в фундаментальный источ­ ник социально-экономического развития. Россия за последнее де сятилетие снизила и без того низкую долю в мировом наукоемком секторе в 8 раз; отставание от США увеличилось почти в 40 раз! На мировых рынках резко снизилась конкурентоспособность оте­ чественной наукоемкой продукции. Науке необходимы налоговые льготы, прямые целевые дотации, законодательные акты по охране авторских прав и обеспечению соответствующих авторских вознаг раждений, по расширению прав авторов открытий и изобретений на интеллектуальную собственность. Доля наукоемкого сектора России и передовых стран Запада в мировом наукоемком секторе представлена в таблице.

Доля наукоемкого сектора разных стран, %

Страны

1992 г.

1995г.

2000 г.

США

28,1

29,3

33,9

Япония

23,8

21,6

18,9

ФРГ

Россия

Современное рыночное хозяйство основано на взаимодействии частного и государственного секторов экономики. В зависимости от степени интенсивности воздействия на экономику и от приоритет ных задач, решаемых государством, сложились следующие модели современного рыночного хозяйства: социально-ориентированное хозяйство, смешанная экономика и корпоративная экономика.

При первой модели государственные программы направлены на защиту интересов граждан, а принципы регулирования экономики получают выражение в долгосрочных программах (Германия).

При смешанной экономике государство создает условия для развития предпринимательства, используя преимущественно так тические методы. Доля государственного сектора здесь относительно мала (США).

Корпоративная экономика предполагает направленность госу дарственных программ на защиту интереса крупного бизнеса и определение основных приоритетов (Япония, Швеция).

Российская экономика исторически опиралась на примат либо государственной, либо общинной, либо общественной собствен ности, что отчасти обусловило специфику основных проблем современных рыночных реформ, хотя Китаю этот же фактор не по мешал войти в рыночную экономику.

Проблема личности – одна из центральных в психологии. Личностью (от лат. persona – маска актера; роль, положение; лицо, личность)в психологии обозначается системное социальное качество , приобретаемое индивидом в предметной деятельности, общении и характеризующее уровень представленности общественных отношений в индивиде.
Взаимоотношение между индивидом, как продуктом антропогенеза (происхождение и развитие всех видов и подвидов рода Человек (Homo) в генетическом, психическом и социокультурном отношении), личностью, усвоившей общественно-исторический опыт и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передано формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».
Важнейшие характеристики личности
1. Личность – категория общественно-историческая. Главным в характеристике личности является ее общественная сущность и социальные функции . Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной и природной средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности. В процессе этого взаимодействия человек и формируется и проявляет себя как личность. Личность – объект исследования только общественных наук – истории, философии, социологии, этики, эстетики, психологии, педагогики и т. д.
2. Личность – не пассивный продукт социальных и других обстоятельств. Важнейшей характеристикой личности является активность. Под активностью личности понимается способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего, проявляющиеся в общении, совместной деятельности, творчестве. Наиболее общая характеристика активности личности – активная жизненная позиция , выражающаяся в ее идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела.
3. Устойчивость свойств личности . При всей изменчивости психических проявлений личности все-таки отчетливо выступает относительное постоянство ее психического склада, что, в частности, позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации.
4. Единство личности . Личность представляет собой единое целое, где каждая черта неразрывно связана с другими, и поэтому каждая черта личности приобретает свое значение, часто совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами личности.

Человек, индивид, индивидуальность, субъект.

Коренным или родовым, исходным понятием является понятие человек. Человек – это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens. В отличие от других животных, этот вид наделен сознанием, т. е. способностью познавать сущность, как внешнего мира, так и свою собственную природу, и в соответствии с этим поступать и действовать разумно. Человек как биологический вид характеризуется особой телесной организацией, существенными признаками которой являются: прямохождение, наличие рук, приспособленных к познанию и труду и высокоразвитый мозг, способный отражать мир в понятиях и преобразовывать его сообразно своим потребностям, интересам и идеалам.
Под «индивидом» понимают данного конкретного человека со всеми присущими ему особенностями. В понятии индивид воплощена родовая принадлежность человека. Сказать о конкретном человеке, что он индивид, значит сказать очень немного. По существу этим сказано, что он потенциально человек.
Индивидуальность обычно рассматривается как совокупность физиологических и психических особенностей конкретного человека, характеризующих его своеобразие. Индивидуальность не есть что-то над- или сверхличностное. Индивидуальность – это личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляются очень ярко, выпукло, других – малозаметно. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере или сразу во всех сферах психической деятельности.
Субъект – это человек в совокупности таких психических характеристик, которые позволяют ему осуществлять целеполагание и соответствующие целям действия, поступки, деятельность и поведение в целом.

Различные подходы к определению личности человека.

Психология личности занимает особое положение среди других направлений в психологической науке, высокая значимость и одновременно сложность этой области психологии очевидны. Вместе с тем до сих пор нет установившегося единого и общепринятого определения этого понятия. Такая многозначность, неопределенность психологического содержания понятия «личность» обусловлена многоаспектностью самого этого понятия. Таким образом, определений личности много, но согласия между ними пока мало, поэтому предпочтительней называть существующие разработки в области изучения личности скорее не теориями, а моделями личности или ориентирующими подходами к ее исследованию.
Наиболее ранней и традиционной для психологии является теория черт личности Г. Оллпорта. Создатель и последователи этой теории использовали в своих исследованиях большие статистические выборки испытуемых и применяли трудоемкие методы математической обработки больших массивов данных «объективных» измерений, полученных путем психодиагностических тестов. Однако выявленная таким образом структура личности не обеспечивала достаточно устойчивого и достоверного прогнозирования поведения человека. Эта концепция, таким образом, «схватывала» скорее формально-ситуативную и статическую, нежели содержательно-динамическую сторону личностных особенностей человека.
Значительную роль в развитии психологических исследований личности сыграл психоанализ З. Фрейда. Для психоаналитиков школы Фрейда и его последователей характерно особое понимание личности как айсберга, лишь малая часть которого видна нам, а большая часть причинных механизмов поведения скрыта в глубинах бессознательного. Опыт психоанализа доказал необходимость признания и адекватной оценки роли бессознательного в психической регуляции человеческого поведения. Множество практически-ориентированных исследований убедительно показали, что в организации своей жизни человек стремиться к удовлетворению глубинных личностных мотивов и потребностей, среди которых значительное место занимают мотивы удовольствия, агрессивные и половые влечения.
Бихевиористские теории личности , нашедшие свое отражение в трудах Л. Торндайка, Е. Толмена и др., занимают особое место в истории психологических исследований. В них личность (а точнее персональные переменные) понимается как некая система, связывающая совокупность ответных действий индивида на стимулы внешней среды, а диагностика личностных переменных основывается на фиксации внешних наблюдаемых реакций на эти стимулы и их совокупности. Результат такого изучения обычно описывается в терминах пары «стимул – реакция».
Значительное место в психологических исследованиях вплоть до настоящего времени занимают когнитивные концепции и теории личности. Психологи, придерживающиеся этого направления (Т. Бауэр, С. Шахтер, Д. Келли и др.), поведение личности понимают как функцию внутренних структурных образований, сформированных в процессе взаимоотношений человека с окружающим миром. В результате этих исследований были выделены многочисленные структурные блоки познавательных и исполнительных процессов (восприятие; память разного вида и уровня; процессы принятия решения; программы и планы действий и т.д.).
Гуманистическое направление (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.) утверждает личность как целостное и неповторимое образование. Это направление не отрицает ни роли социальной среды, ни роли биологических факторов, которые взаимообуславливая друг друга, становятся источником сущностных сил личности. Главным в личности они считают ее «первичные мотивы», стремление быть самостоятельной, утвердить себя в социальном окружении, самореализоваться, творить самое себя как индивидуальность. Становление человека, по их мнению, как правило, протекает и осуществляется в преобразовательной деятельности человека, обуславливающей развитие его индивидуальности, уникальности.
В отечественной психологии, начиная с 20-х гг., значительное влияние и распространение получил так называемый деятельностный подход , широко применяющийся в настоящее время в изучении практически всех сторон психической жизни человека (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.). Отправной точкой этого подхода является утверждение о том, что личность развивается, проявляется и изменяется в деятельности. При этом сама деятельность понимается весьма широко; это и предметная деятельность, и работа сознания. Деятельность формирует сознание, а сознание, в свою очередь, формирует деятельность. При этом сознание также трактуется в широком смысле: оно включает в себя образы, установки, мотивы, интересы, знания, умения, навыки и т.д. Личность, как утверждают сторонники этого подхода, представляет собой систему, и системные качества личности являются результатом широкой социальной, внешней и внутренней, умственно-нравственной деятельности человека.

Факторы социализации, формирования и развития личности.

Личность – это не врожденная и генетически не заданная характеристика человека. Ребенок рождается биологическим индивидом, которому только предстоит стать личностью. Однако это может произойти лишь при определенных условиях (схема 6).
Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых относятся следующие:
Макросреда – общественный строй, государственное устройство, уровень развития общества, социально-политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе и др.
Микросреда – это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, друзья, школьный класс, трудовой коллектив.
Воспитание – специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего, его духовной сферы.
Деятельность – это динамическая связь субъекта с окружающим миром, выступающая в виде необходимого и достаточного условия в реализации жизненных отношений субъекта.
Общение – социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидностей.

Схема 6

Факторы формирования и развития личности


На психическое (и биологическое) развитие человека оказывают влияние и искусственная среда его обитания , современная техника, технологии ее производства и эксплуатации, побочные продукты современных производств, та информационно-техническая среда, которая создается современными радио-, теле- и другими техническими устройствами.
Наряду с социальными факторами большую роль в формировании и развитии личности играют биологический фактор , физиологические особенности человека, и в первую очередь особенности общих и специфических типов ВНД, своеобразие морфологии мозга, развития его отдельных функциональных структур, наличие тех или иных нарушений, аномалий в работе мозга, его отделов.
Психическое развитие человека зависит также и от природных факторов : климатических, географических, космических и других условий жизни и деятельности человека (землетрясения, наводнения, пожары, озоновые дыры, общее потепление планеты).
Одним из менее изученных факторов выступает ноосфера как особое состояние информационно-энергетической среды земли. Ноосфера оказывает воздействие на духовное состояние каждого живущего на Земле человека.
Особую роль в формировании и развитии личности играет она сама как одно из важнейших условий проявления всех внешних и внутренних воздействий на человека. В целом личность как системное психическое образование человека выступает результатом сложного взаимодействия названных и других факторов и обстоятельств.

Система социально-биологических подструктур по А. Г. Гройсману.

Динамическая структура личности имеет четыре подструктуры.
Первая подструктура объединяет направленность, отношения и моральные черты личности. Это подструктура формируется путем воспитания. Она социально обусловлена. Коротко ее можно назвать мотивационной, или подструктурой направленности личности.
Вторая подструктура личности включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически обусловленных свойств личности. Ее иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью; кратко она может быть названа подструктурой опыта.
Третья подструктура охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов или психических функций, как форм отражения. Влияние биологически обусловленных особенностей в этой подструктуре видно еще более отчетливо. Эта подструктура, взаимодействуя с остальными, формируется путем упражнения. Коротко ее можно назвать подструктурой форм отражения.
Четвертая подструктура объединяет свойства темперамента (типологические свойства личности), половые и возрастные свойства личности и ее патологические, так называемые органические изменения. Формируются нужные черты, входящие в эту подструктуру (а точнее, переделываются путем тренировки). Они несравнимо больше зависят от физиологических и даже морфологических особенностей мозга, чем от социальных влияний на человека, и потому кратко эту подструктуру можно назвать биологически обусловленной подструктурой.

Понятие направленности личности, ее сущностные характеристики. Система направленности личности
Важная характеристика личности – ее направленность, определяющая цели , которые ставит перед собой человек, стремления , которые ему свойственны, мотивы , в соответствии с которыми он действует. Направленность личности – это обусловленная системой побуждений личная целеустремленность человека. В зависимости от сферы проявления различают следующие виды направленности личности: профессиональная, нравственная, политическая, бытовая и др., например, в сфере творчества, спортивной деятельности и т. п.
Направленность личности характеризуется отношениями, качеством и формами. Отношения входят в структуру всех форм направленности и проявляются прежде всего в отношениях человека к другим людям, к коллективу и к обществу. В них проявляются такие черты характера как общительность, чувство собственного достоинства, профессиональная гордость, самокритичность и др.
Качества направленности классифицируются следующим образом: уровень, широта, интенсивность, устойчивость, действенность. Под уровнем направленности понимается общественная значимость личности. Но при высоком уровне мотивов иногда наблюдается узкая направленность личности, в противоположность которой выделяют понятие широты. Интенсивность направленности имеет диапазон, часто связанный с эмоциональной окрашенностью от смутных влечений, осознанных желаний, активных устремлений до полной убежденности. Устойчивость направленности характеризуется ее постоянством на протяжении определенного времени, а важнейшее качество – действенность, определяет активность реализации целей в деятельности.
К основным формам направленности личности относят мировоззрение, убеждение, идеал, интересы, склонности, влечения и желания. Мировоззрение – это система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем; имеет такие характеристики как научность, систематичность, логическая последовательность, доказательность и др. Убеждение – важный осознанный мотив поведения, придающий всей деятельности личности особую значимость и ясную направленность. Влечение – наименее дифференцированное смутное стремление без четкого осознания цели. Желание – более высокая форма направленности, имеющая цель своего стремления. Интерес как осознанная форма познавательной направленности, а также склонность как стремление к определенной деятельности являются основой для формирования идеалов , воплощающихся в конкретном образе.
Система направленности личности включает следующие основные элементы (компоненты): систему ценностно-смысловых образований личности, притязания личности (претензии на определенное место в системе профессиональных и других социальных и межличностных отношений, на определенный успех в действиях, поступках, на то или иное место в жизни), потребностные состояния личности и мотивы личности (внутренние психические побуждения к деятельности, поведению, обусловленные актуализацией тех или иных потребностей личности.

Потребностно-мотивационная сфера. Виды потребностей и мотивов

Под потребностью в психологии понимают испытываемую человеком нужду в чем-либо. Это состояние физического и психического дискомфорта, возникающее у человека при нарушении устойчивого равновесия во взаимодействии с материальной и духовной средой его жизни и деятельности.
Потребности человека разнообразны. Прежде всего выделяют потребности естественные (природные) , которые непосредственно обеспечивают существование человека: потребности в пище, отдыхе и сне, в одежде и жилище. Наряду с естественными у человека есть духовные или социальные потребности: потребность в словесном общении с другими людьми, потребность в знаниях, активном участии в общественной жизни, культурные потребности (чтение книг и газет, слушание музыки и др.).
Согласно А. Маслоу, в каждом человеке заложены от природы так называемые «инстинктоидные» базовые потребности, проявляющиеся в определенной иерархической последованности (рис. 3).


Самый низший (и самый значимый) базовый уровень составляют физиологические (органические) потребности . От их удовлетворения зависит физическое выживание. К ним относятся потребности в кислороде, сне, пище и питье, нормальной (для физического выживания) температуре, отдыхе при высоких физических нагрузках и т. п. Если та или иная физиологическая потребность не удовлетворяется, то она становится доминирующей и все потребности вышележащих уровней перестают быть значимыми, отходят на задний план. Согласно А. Маслоу, хронически голодный человек неспособен к творческой деятельности, отношениям привязанности и любви, стремлению к карьере и т. д.
Следующий от основания пирамиды уровень включает потребности безопасности и защиты, связанные с долговременным выживанием . Это потребности в защите от стихийных бедствий, от хаоса и беспорядков, от болезней; потребности в законности, в стабильности жизни и т. п. Эти потребности становятся актуальными тогда, когда достаточно удовлетворены и отходят на задний план физиологические потребности.
Третий уровень мотивации представлен потребностями принадлежности и любви . Они проявляются при удовлетворении потребностей двух предыдущих уровней. Человеку необходимы отношения привязанности и любви с членами своей семьи, отношения дружбы, духовной близости. Кроме того, он нуждается в привязанности к отчему дому, месту, где вырос. Реализация потребностей данного уровня является согласно А. Маслоу, основной предпосылкой психического здоровья.
При достаточном удовлетворении потребностей в принадлежности и любви их актуальность снижается и возникает следующий, четвертый уровень – потребности в уважении и самоуважении . Потребности в самоуважении направлены на обретение уверенности в себе, на достижения, свободу и независимость, компетентность. Потребности в уважении (другими людьми) связаны с мотивами престижа, статуса, репутации, признания, славы, оценки. Удовлетворение потребностей этого уровня порождает чувство собственного достоинства, осознание своей полезности и необходимости. Неудовлетворение ведет к пассивности, зависимости, низкой самооценке, чувству неполноценности.
При достаточной степени удовлетворения потребностей четырех перечисленных уровней возникает потребность в самоактуализации . А. Маслоу понимает ее как «стремление человека к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций». «Человек… должен соответствовать собственной природе, если он хочет жить в мире с самим собой».
Потребности выражаются в мотивах , т. е. в непосредственных побуждениях к деятельности. Различают следующие виды мотивов: эмоциональные (желания, хотения, влечения) и рациональные (стремления, интересы, идеалы, убеждения), осознанные (человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей) и неосознанные (человек не отдает себе отчет в том, что побуждает его в деятельности; характеризуются установками и влечениями).

ИНДИВИД И ЛИЧНОСТЬ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ИНДИВИД И ЛИЧНОСТЬ
Рубрика (тематическая категория) Психология

Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью, субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя.

Человек на свет рождается уже человеком. Это утверждение только на первый взгляд кажется истиной, не требующей доказательств. Дело в том, что у человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта͵ строение руки - перспективу использования орудий труда и т.д., и этим младенец - уже человек по сумме своих возможностей - отличается от детеныша животного. Таким образом доказывается факт принадлежности младенца к человеческому роду, что фиксируется в понятии индивид (в отличие от детеныша животного, которого сразу же после рождения на свет и до конца его жизни именуют особью). В понятии “индивид ” воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.

Следовательно, говоря о конкретном человеке, что он индивид, мы по существу утверждаем, что он потенциально человек. Появясь на свет как индивид, человек постепенно приобретает особое социальное качество, становится личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ формирует его как личность, ᴛ.ᴇ. как реального человека, не только не похожего на других, но и не так, как они действующего, мыслящего, страдающего, включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника исторического процесса.

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Итак, личность должна быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Эти межличностные связи проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, образуя особое качество самой групповой деятельности.

Личность каждого человек наделœена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента͵ характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух одинаковых людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Подобно тому, как понятия “индивид” и “личность” не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество. Способность очень быстро “в уме” складывать и умножать большие числа, задумчивость, привычка грызть ногти и другие особенности человека выступают как черты его индивидуальности, но не входят с крайне важно стью в характеристику его личности хотя бы потому, что они бывают и не представлены в формах деятельности и общения, существенно важных для группы, в которую включен индивид, обладающий этими чертами. В случае если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, то они оказываются несущественными для характеристики личности индивида и не получают условий для развития. Индивидуальные особенности человека до известного времени остаются “немыми”, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность.

Проблема соотношения биологического (природного) и социального начал в структуре личности человека является одной из наиболее сложных и дискуссионных в современной психологии. Заметное место занимают теории, которые выделяют в личности человека две основные подструктуры, сформированные под воздействием двух факторов - биологического и социального. Была выдвинута мысль о том, что вся личность человека распадается на “эндопсихическую” и “экзопсихическую” организацию. “Эндопсихика ” как подструктура личности выражает внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. “Экзопсихика ” определяется отношением человека к внешней среде. “Эндопсихиа” включает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления и воображения, способность к волевому усилию, импульсивность и т.д., а “экзопсихика” - систему отношений человека и его опыт, ᴛ.ᴇ. интересы, склонности, идеалы, преобладающие чувства, сформировавшиеся знания и т.д.

Как же следует относиться к указанной концепции двух факторов? Природные органические стороны и черты существуют в структуре индивидуальности человеческой личности как социально обусловленные ее элементы. Природное (анатомические, физиологические и другие качества) и социальное образуют единство и не бывают механически противопоставлены друг другу как самостоятельные подструктуры личности. Итак, признавая роль природного, биологического, и социального в структуре индивидуальности, невозможно выделять биологические подструктуры в личности человека, в которой они существуют уже в превращенной форме.

Возвращаясь к вопросу о понимании сущности личности, крайне важно остановиться на структуре личности, когда она воспринимается как “сверхчувственное” системное качество индивида. Рассматривая личность в системе субъективных отношений, выделяют три типа подсистем личностного бытия индивида (или три аспекта трактовки личности). Первый аспект рассмотрения - интраиндивидная подсистема : личность трактуется как свойство, присущее самому субъекту; личностное оказывается погруженным во внутреннее пространство бытия индивида. Второй аспект - интериндивидная личностная подсистема , когда сферой ее определœения и существования становится “пространство межиндивидных связей”. Третий аспект рассмотрения - метаиндивидная личностная подсистема . Здесь обращается внимание на воздействие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ вольно или невольно индивид оказывает на других людей. Личность воспринимается уже под новым углом зрения: ее важнейшие характеристики, которые пытались усматривать в качествах индивида, предлагается искать не только в нем самом, но и в других людях. Продолжаясь в других людях, со смертью индивида личность полностью не умирает. Индивид как носитель личности уходит из жизни, но, персонализированный в других людях, продолжает жить. В словах “он живет в нас и после смерти” нет ни мистики, ни чистой метафоричности, это констатация факта идеальной представленности индивида после его материального исчезновения.

Разумеется, что личность должна быть характеризуема только в единстве всœех трех предложенных аспектов рассмотрения: ее индивидуальности, представленности в системе межличностных отношений и, наконец, в других людях.

В случае если при решении вопроса о том, почему человек становится активнее, мы анализируем сущность потребностей, в которых выражено состояние нужды в чем или ком-либо, приводящее к активности, то для того, чтобы определить, во что выльется активность, крайне важно проанализировать, чем определяется ее направленность, куда и на что эта активность ориентирована.

Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, принято называть направленностью личности человека . Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам.

Интерес - мотив, способствующий ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Субъективно - для индивида - интерес обнаруживается в положительном эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, в желании глубже ознакомиться с объектом, узнать о нем еще больше, понять его.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания.

Интересы - важная сторона мотивации деятельности личности, но не единственная. Существенным мотивом поведения являются убеждения.

Убеждения - это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Содержание потребностей , выступающих в форме убеждений, - это знания об окружающем мире природы и общества, их определœенное понимание. Когда эти знания образуют упорядоченную и внутренне организованную систему воззрений (философских, эстетических, этических, естественно-научных и др.), они могут рассматриваться как мировоззрение.

Наличие убеждений, охватывающих широкий круг вопросов в области литературы, искусства, общественной жизни, производственной деятельности, свидетельствует о высоком уровне активности личности человека.

Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как “Я”, противостоящее “другим” и вместе с тем неразрывно с ним связанное.

Переживание наличия своего “Я” является результатом длительного процесса развития личности, который начинается в младенческом возрасте и который обозначают как “открытие “Я””. Годовалый ребенок начинает осознавать отличия ощущений собственного тела от тех ощущений, которые вызываются находящимися вовне предметами. Затем, в возрасте 2-3 лет, ребенок отделяет доставляющий ему удовольствие процесс и результат собственных действий с предметами от предметных действий взрослых, предъявляя последним требования: “ Я сам!” Он впервые начинает осознавать себя в качестве субъекта собственных действий и поступков (в речи ребенка появляется личное местоимение), не только выделяя себя из окружающей среды, но и противопоставляя себя всœем другим (“Это мое, это не твое!”).

Известно, что в подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. С этим сопряжено становление самосознания. У старших школьников формируется образ собственного “Я”. Образ “Я” - это относительно устойчивая, не всœегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на базе которой он строит свое взаимодействие с другими. Образ “Я” тем самым вписывается в структуру личности. Он выступает как установка по отношению к самому себе. Как всякая установка, образ “Я” включает в себя три компонента.

В первую очередь, когнитивный компонент : представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т.д.

Во-вторых, эмоционально-оценочный компонент : самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т.д.

В- третьих - поведенческий (волевой ): стремление быть понятым, завоевать симпатии, повысить свой статус, или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д.

Образ “Я” - устойчивая, не всœегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на базе которой он строит свое взаимодействие с другими.

Образ “Я” и предпосылка, и следствие социального взаимодействия. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ его “Я”, а множество сменяющих друг друга “Я-образов”, попеременно то выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия. “Я-образ” - не статическое, а динамическое образование личности индивида.

“Я-образ” может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как “реальное Я”, но, вероятно, правильнее было бы его назвать сиюминутным или “текущим Я” субъекта.

“Я-образ” - это вместе с тем и “идеальное Я” субъекта - то, каким он должен был бы, по его мнению, стать, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности.

Укажем еще один вариант возникновения “Я-образа” - “фантастическое Я” - то, каким субъект желал бы стать, в случае если бы это оказалось для него возможным, каким он хотел бы себя видеть. Конструирование своего фантастического “Я” свойственно не только юношам, но и взрослым людям. При оценке мотивирующего значения этого “Я-образа” важно знать, не оказалось ли объективное понимание индивидом своего положения и места в жизни подменено его “фантастическим Я”. Преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе, не сопровождающихся поступками, которые бы способствовали осуществлению желаемого, дезорганизует деятельность и самосознание человека и в конце концов может жестоко его травмировать ввиду очевидного несовпадения желаемого и действительного.

Степень адекватности “Я-образа” выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов - самооценки личности.

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Как же личность осуществляет самооценку? К. Марксу принадлежит справедливая мысль: человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе, как к человеку. Иначе говоря, познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Другими словами, личность ориентируется на некую референтную группу (реальную или идеальную), идеалы которой являются ее идеалами, интересы - ее интересами и.т. д. В процессе общения она постоянно сверяет себя с эталоном и исходя из результатов проверки оказывается довольной собой или недовольной. Слишком высокая или чересчур низкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов личности. Разумеется, эта конфликтность может проявляться по-разному.

Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он нередко сталкивается с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность и нарочитое высокомерие, агрессию и в конце концов может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться.

Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинœения и тревожности.

Для того, чтобы понимать человека, крайне важно отчетливо представлять себе действие бессознательно складывающихся форм управления личностью своим поведением, обращать внимание на всю систему оценок, которыми человек характеризует себя и других, видеть динамику изменений этих оценок.

ИНДИВИД И ЛИЧНОСТЬ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ИНДИВИД И ЛИЧНОСТЬ" 2017, 2018.

Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью, субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя.

Человек на свет рождается уже человеком. Это утверждение только на первый взгляд кажется истиной, не требующей доказательств. Дело в том, что у человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки - перспективу использования орудий труда и т.д., и этим младенец - уже человек по сумме своих возможностей - отличается от детеныша животного. Таким образом доказывается факт принадлежности младенца к человеческому роду, что фиксируется в понятии индивид (в отличие от детеныша животного, которого сразу же после рождения на свет и до конца его жизни именуют особью). В понятии “индивид ” воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.

Следовательно, говоря о конкретном человеке, что он индивид, мы по существу утверждаем, что он потенциально человек. Появясь на свет как индивид, человек постепенно приобретает особое социальное качество, становится личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, т.е. как реального человека, не только не похожего на других, но и не так, как они действующего, мыслящего, страдающего, включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника исторического процесса.

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Итак, личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Эти межличностные связи проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, образуя особое качество самой групповой деятельности.

Личность каждого человек наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух одинаковых людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Подобно тому, как понятия “индивид” и “личность” не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество. Способность очень быстро “в уме” складывать и умножать большие числа, задумчивость, привычка грызть ногти и другие особенности человека выступают как черты его индивидуальности, но не входят с необходимостью в характеристику его личности хотя бы потому, что они могут быть и не представлены в формах деятельности и общения, существенно важных для группы, в которую включен индивид, обладающий этими чертами. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, то они оказываются несущественными для характеристики личности индивида и не получают условий для развития. Индивидуальные особенности человека до известного времени остаются “немыми”, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность.

Проблема соотношения биологического (природного) и социального начал в структуре личности человека является одной из наиболее сложных и дискуссионных в современной психологии. Заметное место занимают теории, которые выделяют в личности человека две основные подструктуры, сформированные под воздействием двух факторов - биологического и социального. Была выдвинута мысль о том, что вся личность человека распадается на “эндопсихическую” и “экзопсихическую” организацию. “Эндопсихика ” как подструктура личности выражает внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. “Экзопсихика ” определяется отношением человека к внешней среде. “Эндопсихиа” включает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления и воображения, способность к волевому усилию, импульсивность и т.д., а “экзопсихика” - систему отношений человека и его опыт, т.е. интересы, склонности, идеалы, преобладающие чувства, сформировавшиеся знания и т.д.

Как же следует относиться к указанной концепции двух факторов? Природные органические стороны и черты существуют в структуре индивидуальности человеческой личности как социально обусловленные ее элементы. Природное (анатомические, физиологические и другие качества) и социальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу как самостоятельные подструктуры личности. Итак, признавая роль природного, биологического, и социального в структуре индивидуальности, невозможно выделять биологические подструктуры в личности человека, в которой они существуют уже в превращенной форме.

Возвращаясь к вопросу о понимании сущности личности, необходимо остановиться на структуре личности, когда она рассматривается как “сверхчувственное” системное качество индивида. Рассматривая личность в системе субъективных отношений, выделяют три типа подсистем личностного бытия индивида (или три аспекта трактовки личности). Первый аспект рассмотрения - интраиндивидная подсистема : личность трактуется как свойство, присущее самому субъекту; личностное оказывается погруженным во внутреннее пространство бытия индивида. Второй аспект - интериндивидная личностная подсистема , когда сферой ее определения и существования становится “пространство межиндивидных связей”. Третий аспект рассмотрения - метаиндивидная личностная подсистема . Здесь обращается внимание на воздействие, которое вольно или невольно индивид оказывает на других людей. Личность воспринимается уже под новым углом зрения: ее важнейшие характеристики, которые пытались усматривать в качествах индивида, предлагается искать не только в нем самом, но и в других людях. Продолжаясь в других людях, со смертью индивида личность полностью не умирает. Индивид как носитель личности уходит из жизни, но, персонализированный в других людях, продолжает жить. В словах “он живет в нас и после смерти” нет ни мистики, ни чистой метафоричности, это констатация факта идеальной представленности индивида после его материального исчезновения.

Разумеется, что личность может быть характеризуема только в единстве всех трех предложенных аспектов рассмотрения: ее индивидуальности, представленности в системе межличностных отношений и, наконец, в других людях.

Если при решении вопроса о том, почему человек становится активнее, мы анализируем сущность потребностей, в которых выражено состояние нужды в чем или ком-либо, приводящее к активности, то для того, чтобы определить, во что выльется активность, необходимо проанализировать, чем определяется ее направленность, куда и на что эта активность ориентирована.

Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности человека . Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам.

Интерес - мотив, способствующий ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Субъективно - для индивида - интерес обнаруживается в положительном эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, в желании глубже ознакомиться с объектом, узнать о нем еще больше, понять его.

Таким образом, интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания.

Интересы - важная сторона мотивации деятельности личности, но не единственная. Существенным мотивом поведения являются убеждения.

Убеждения - это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Содержание потребностей , выступающих в форме убеждений, - это знания об окружающем мире природы и общества, их определенное понимание. Когда эти знания образуют упорядоченную и внутренне организованную систему воззрений (философских, эстетических, этических, естественно-научных и др.), они могут рассматриваться как мировоззрение.

Наличие убеждений, охватывающих широкий круг вопросов в области литературы, искусства, общественной жизни, производственной деятельности, свидетельствует о высоком уровне активности личности человека.

Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как “Я”, противостоящее “другим” и вместе с тем неразрывно с ним связанное.

Переживание наличия своего “Я” является результатом длительного процесса развития личности, который начинается в младенческом возрасте и который обозначают как “открытие “Я””. Годовалый ребенок начинает осознавать отличия ощущений собственного тела от тех ощущений, которые вызываются находящимися вовне предметами. Затем, в возрасте 2-3 лет, ребенок отделяет доставляющий ему удовольствие процесс и результат собственных действий с предметами от предметных действий взрослых, предъявляя последним требования: “ Я сам!” Он впервые начинает осознавать себя в качестве субъекта собственных действий и поступков (в речи ребенка появляется личное местоимение), не только выделяя себя из окружающей среды, но и противопоставляя себя всем другим (“Это мое, это не твое!”).

Известно, что в подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. С этим сопряжено становление самосознания. У старших школьников формируется образ собственного “Я”. Образ “Я” - это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. Образ “Я” тем самым вписывается в структуру личности. Он выступает как установка по отношению к самому себе. Как всякая установка, образ “Я” включает в себя три компонента.

Во-первых, когнитивный компонент : представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т.д.

Во-вторых, эмоционально-оценочный компонент : самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т.д.

В- третьих - поведенческий (волевой ): стремление быть понятым, завоевать симпатии, повысить свой статус, или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д.

Образ “Я” - устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.

Образ “Я” и предпосылка, и следствие социального взаимодействия. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ его “Я”, а множество сменяющих друг друга “Я-образов”, попеременно то выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия. “Я-образ” - не статическое, а динамическое образование личности индивида.

“Я-образ” может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как “реальное Я”, но, вероятно, правильнее было бы его назвать сиюминутным или “текущим Я” субъекта.

“Я-образ” - это вместе с тем и “идеальное Я” субъекта - то, каким он должен был бы, по его мнению, стать, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности.

Укажем еще один вариант возникновения “Я-образа” - “фантастическое Я” - то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным, каким он хотел бы себя видеть. Конструирование своего фантастического “Я” свойственно не только юношам, но и взрослым людям. При оценке мотивирующего значения этого “Я-образа” важно знать, не оказалось ли объективное понимание индивидом своего положения и места в жизни подменено его “фантастическим Я”. Преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе, не сопровождающихся поступками, которые бы способствовали осуществлению желаемого, дезорганизует деятельность и самосознание человека и в конце концов может жестоко его травмировать ввиду очевидного несовпадения желаемого и действительного.

Степень адекватности “Я-образа” выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов - самооценки личности.

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Как же личность осуществляет самооценку? К. Марксу принадлежит справедливая мысль: человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе, как к человеку. Иначе говоря, познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Другими словами, личность ориентируется на некую референтную группу (реальную или идеальную), идеалы которой являются ее идеалами, интересы - ее интересами и.т. д. В процессе общения она постоянно сверяет себя с эталоном и в зависимости от результатов проверки оказывается довольной собой или недовольной. Слишком высокая или слишком низкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов личности. Разумеется, эта конфликтность может проявляться по-разному.

Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он нередко сталкивается с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность и нарочитое высокомерие, агрессию и в конце концов может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться.

Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности.

Для того, чтобы понимать человека, необходимо отчетливо представлять себе действие бессознательно складывающихся форм управления личностью своим поведением, обращать внимание на всю систему оценок, которыми человек характеризует себя и других, видеть динамику изменений этих оценок.