Важнейшие характеристики ума

Все указанные качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются коррекции.

Тип мышления во многом зависит от характера обучения.

Схема формирования типов мышления в зависимости от характера обучения

В исследованиях творческого мышления выявлены условия, способствующие или препятствующие быстрому нахождению решения творческой задачи :

1. Успешный в прошлом определенный способ решения человеком некоторых задач побуждает применять его в первую очередь в новой задаче.

2. Чем больше усилий потрачено на нахождение и применение на практике нового способа решения, тем большее стремление человека использовать его при решении новых задач.

3. Возникновение стереотипа мышления, который мешает человеку отказаться от прежнего и искать новый, более подходящий путь решения задачи.

4. Интеллектуальные способности в большей степени зависят от успеха и неудачи при решении задач. Боязнь неудачи порождает защитные реакции собственного «Я» и мешает творческому мышлению в процессе решения новой задачи, приводит к потере веры в себя, накоплению отрицательных эмоций.

5. Максимум эффективности в решении интеллектуальных задач достигается при оптимальной мотивации и соответствующем индивидуальном уровне эмоционального возбуждения.

6. Решение творческих задач связано со знаниями человека: чем больше разнонаправленных знаний, тем разнообразнее будут его подходы к решению творческих задач.



Как считают Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон, серьезным препятствием на пути к творческому мышлению могут выступать не только недостаточно развитые способности, но и личностные особенности:

1. Склонность к конформизму, выражающаяся в доминирующем над творчеством стремлении быть похожим в своих суждениях и поступках на других людей.

2. Боязнь показаться глупым или смешным в своих суждениях, которая может возникать у ребенка в раннем детстве, если его первые самостоятельные суждения не поддерживаются взрослыми или ребенку навязываются в качестве единственно «правильных» наиболее распространенные, общепринятые мнения.

3. Неимение собственного мнения или неумение его отстаивать, открыто высказывать и защищать, не заботясь о том, понравится или не понравится оно окружающим.

4. Боязнь отрицательной реакции или возмездия со стороны другого человека в ответ на критику его позиции.

5. Завышенная оценка значимости своих собственных идей, вызывающая желание никому не показывать придуманное или созданное и ни с кем им не делиться.

6. Высокоразвитая тревожность, вызывающая неуверенность в себе, проявление боязни открыто высказывать свои идеи.

7. Преобладание либо критического мышления, направленного на выявление недостатков в суждениях других людей, либо творческого мышления, делающего неспособным человека видеть недостатки в собственных суждениях. Эти два способа мышления должны находиться в равновесии, сопровождать и периодически сменять друг друга в любом мыслительном акте.

Литература

1. Брушлинский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. М., 1983. С. 6-44; 52-70.

2. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982. С. 184-248.

3. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 2. С. 5-361, 395-415.

4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. С. 96-102, 104-111,118-132.

5. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М., 1984. С. 7-30.

6. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983. Т. II. С. 72-92.

7. Лурия А.Р. Речь и мышление. М., 1975.

8. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. М., 1994. Кн. I. С. 232-263.

9. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1986. С. 322-347.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. I. С. 360-400.

11. Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984. С. 7-106, 211-254.

12. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гипперкрейтер, В.В. Петухова. М., 1981. С. 11-27, 35-47, 87-96, 149-152, 255-257, 298-304.

План-задание для самостоятельной работы

1. Проведите самозачет, определив следующие понятия: абстракция, анализ, виды мышления: логическое, наглядно-действенное, наглядно-образное; гипотеза, интеллект, интуиция, «искусственный интеллект», конкретизация, мозговая атака, мышление, обощение, опосредование, понятие, представление, проблемная ситуация, сериация, синтез, сравнение, суждение, умозаключение, эвристика.

2. Используя указанную литературу, подготовьтесь к семинару по следующим вопросам:

Назовите специфические особенности мышления как высшей формы познавательной деятельности. Раскройте его отличие от чувственного познания.

Каковы основные формы мышления? Дайте им определение, назовите их виды. Приведите примеры.

Назовите основные мыслительные операции, дайте им определение. Подберите примеры с учетом вашей специализации.

Что такое проблема и задача?

Перечислите главные этапы решения мыслительных задач и укажите психологические условия, необходимые для их решения. Дайте сравнительную характеристику поиска способов решений.

Назовите психологические условия, благоприятствующие возникновению гипотезы. Как следует использовать подсказку для развития мыслительной деятельности учащихся?

Перечислите типы мыслительных действий, характерные для процесса решения задач, выделите их особенности.

В чем состоит эвристический подход к изучению мышления?

3. Представьте основные виды мышления и основания этой классификации в виде наглядной схемы. Дайте им характеристику.

4. Составьте таблицу индивидуальных особенностей мышления. Дайте им характеристику.

5. Для выяснения, в какой мере у исследуемого развиты сообразительность, способность к аналитическому мышлению и установлению закономерностей, проведите следующий эксперимент:

Предложите таблицу или нарисуйте на доске ряды чисел с пропусками в середине. Например:

2 7 3 7 4 7 - - 6 7

27 30 - - 39 42 45 48 51 54

47 43 39 35 - - 23 19 15 11

3 6 7 14 - - 31 62 63 126

Испытуемый должен найти правило (принцип), по которому подобраны числа, и дописать недостающие.

6. Изучите индивидуальные особенности мыслительных операций и качеств ума (гибкости, быстроты) учащихся с помощью методик «Сравнение понятий», «Исключение понятий», «Выявление общих понятий», «Анализ отношений понятий», «Изучение гибкости мышления», «Изучение быстроты мышления».

МЕТОДИКА «СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ»*

* Диагностика психического развития детей / Отв. ред. Е.В. Гурова, Н.Ф. Шляхта. М, 1992. С. 134; 135; Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994. С. 36; 37.

Данная методика относится к классическим, применяющимся для изучения процессов анализа и синтеза. Может быть использована для изучения мышления учащихся любого возраста. Испытуемому предлагают сравнить понятия, указать сходство, а затем различия. Все ответы записываются полностью. Нужно стимулировать испытуемого в поиске возможно большего количества черт сходства и различия между словами пары: «Чем еще они похожи (отличаются)», «Еще чем?». Если инструкция не сразу понимается, можно дать образец, разобрать первую пару. Выясняя сходство понятий, ученик должен назвать (выделить) общий существенный признак. Например, «вечер» и «утро» сходны тем, что это части дня, а различны тем, что «утро» – начало дня, а «вечер» – его конец. Неумение выделить эти признаки говорит о слабости операций анализа, синтеза, обобщения; о склонности к конкретному мышлению.

В списке есть и «несравнимые понятия» (река – птица; стакан – петух; ботинок – карандаш; волк – луна; ветер – соль; очки – деньги; кошка – яблоко). Предъявляя такую пару, не надо торопиться с разъяснениями. Если ученик в растерянности, то ему можно сказать, что здесь встречаются слова, которые не сравнимы: «Ты должен сразу сказать, если такие встретятся еще». В дальнейшем такие пояснения не делаются. Дело в том, что эти пары слов подобраны так, что провоцируют конкретное, «ситуативное» высказывание. Помимо конкретности мышления, здесь можно увидеть еще и «соскальзывание», что говорит о неустойчивости ума. Если испытуемый настаивает на сравнимости таких понятий и придумывает натянутые, искусственные объяснения - есть основание предполагать психическое заболевание.

Количественная обработка заключается в подсчете количества выделенных испытуемым в каждой паре черт сходства и различия. Высокий уровень развития операции сравнения отмечается в том случае, когда он назвал более 20 черт, средний – 10-15 черт, низкий – менее 10 черт. Важно учесть, какие черты испытуемый отметил в большем количестве - черты сходства или различия, часто ли он употреблял родовые понятия.

Эта методика имеет значение для диагностики умственного недоразвития или умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок не сможет выполнить задачу на отвлечение признака и введение объектов в иерархию одной категории и всегда будет замещать такой ответ либо указанием на различие, либо введением в какую-то наглядную ситуацию. Для человека, больного шизофренией, характерно обратное – полный отрыв от наглядной ситуации и обобщение по несущественным признакам объектов:


1. Утро – вечер

2. Корова – лошадь

3. Летчик – танкист

4. Лыжи – коньки

5. Трамвай – автобус

6. Озеро – река

7. Река – птица

8. Дождь – снег

9. Поезд – самолет

10. Ось – оса

11. Обман – ошибка

12. Стакан – петух

13. Маленькая девочка – большая кукла

14. Ботинок – карандаш

15. Яблоко – вишня

16. Ворона – воробей

17. Волк – луна

18. Молоко – вода

19. Ветер – соль

20. Золото – серебро

21. Сани – телега

22. Очки – деньги

23. Воробей – курица

24. Кошка – яблоко

25. Вечер – утро

26. Дуб – береза

27. Голод – жажда

28. Сказка – песня

29. Корзина – сова

30. Картина – портрет


МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ»*

* Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995. С. 426-427.

Методика позволяет выявить уровень процессов обобщения и отвлечения.

Инструкция. «Из 5 предложенных слов 4 сходны между собой и их можно объединить одним названием (общим родовым понятием). Найди (подчеркни, запиши) неподходящее слово и скажи, как можно назвать остальные четыре слова».

Анализ результатов

Оценивается уровень обобщения:

высший – при применении концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);

средний – при использовании функционального уровня обобщения (отнесение к классу на основании функциональных признаков);

низкий – при конкретных обобщениях (отнесение к классу на основании конкретных признаков).

Возможна оценка в условных баллах, как предлагает Е.И. Рогов, по следующей таблице:

1. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.

2. Василий, Федор, Иванов, Семен, Порфирий.

3. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

4. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.

5. Лист, почка, кора, чешуя, сук.

6. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

7. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

8. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

9. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

10. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.

11. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

12. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

13. Глубокий, низкий, светлый, высокий, горький.

14. Хата, печь, дым, хлев, будка.

15. Береза, сосна, дуб, сирень, ель.

16. Голод, холод, дискомфорт, жажда, нажива.

17. Секунда, час, год, вечер, неделя.

18. Самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль.

19. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

МЕТОДИКА «ВЫЯВЛЕНИЕ ОБЩИХ ПОНЯТИЙ»*

* Там же. С. 425, 426.

Методика заключается в подборе слов, имеющих общие родовые признаки, логические связи с определенным обобщающими словом. Всего предъявляется на бланке 20 обобщающих и к каждому из них набор из 5 слов, два из которых более всего с ним связаны и без которых не может существовать. Требуется найти эти два слова в каждой строке и подчеркнуть.

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать).

8. Чтение (глава, книга, картина, печать, слово).

9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор).

10. Игра (карта, игроки, штрафы, наказания, правила).

11. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты).

12. Книга (рисунки, война, бумага, любовь, текст).

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

15. Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатель).

16. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк).

17. Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).

18. Больница (помещение, сад, врач, радио, больные).

19. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).

20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).

Оценка результатов осуществляется по таблице:

МЕТОДИКА «АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЙ ПОНЯТИЙ» (ИЛИ «ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ»)*

* Рогов Е.И. Настольная книгапрактического психолога в образовании. М., 1995.

Испытуемому предъявляется бланк, на котором в первой строке представлена исходная пара слов находящихся в определенном отношении (напр., лес – деревья), и затем во второй строке слово (напр., библиотека) и 5 других слов (напр.: сад, двор, город, театр, книги), из которых только одно (книги) находится в том же отношении, как и в паре исходных слов (в лесу – деревья, в библиотеке – книги). Его и следует подчеркнуть. Всего предъявляется 20 заданий на 3 мин. Оценка выставляется либо в условных баллах по таблице, либо подсчитывается количество правильных и ошибочных аналогий между понятиями; анализируется характер установленных связей между понятиями – конкретные, логические, категориальные связи. По типу связей можно судить об уровне развития мышления у данного испытуемого – преобладании наглядных или логических форм. Кроме того, можно обнаружить нарушения последовательности суждений, когда он на время перестает следовать нужному способу решения задачи. Аналогии в разных заданиях строятся по различным принципам, и наличие инертности может затруднить выполнение задания – такие испытуемые в последующей задаче пытаются выделить аналогию по принципу предыдущей задачи:

А. В. С. D. Е. F. G. H. I. J. К. L. М. N. О. Р. Q R. S. Т. Школа – обучение. Больница – доктор, ученик, учреждение, лечение, больной. Песня – глухой. Картина – хромой, слепой, художник, рисунок, больной. Нож – сталь. Стол – вилка, дерево, стул, пища, скатерть. Рыба – сеть. Муха – решето, комар, комната, жужжать, паутина. Птица – гнездо. Человек – люди, птенец, рабочий, зверь, дом. Хлеб – пекарь. Дом – вагон, город, жилище, строитель, дверь. Пальто – пуговица. Ботинок – портной, магазин, нога, шнурок, шляпа. Коса – трава. Бритва – сено, волосы, сталь, острая, инструмент. Нога – сапог. Рука – калоша, кулак, перчатка, палец, кисть. Вода – жажда. Пища – пить, голод, хлеб, рот, еда. Электричество – проводка. Пар – лампочка, лошадь, вода, трубы, кипение. Паровоз – вагоны. Конь – поезд, лошадь, овес, телега, конюшня. Алмаз – редкий. Железо – драгоценный, железный, сталь, обычный, твердый. Бежать – стоять. Кричать – молчать, ползать, шуметь, звать, плакать. Волк – пасть. Птица – воздух, клюв, соловей, яйцо, пение. Театр – зритель. Библиотека – актер, книги, читатель, библиотекарь, любитель. Железо – кузнец. Дерево – пень, пила, столяр, кора, ветка. Нога – костыль. Глава – палка, очки, зрение, нос, слезы. Утро – ночь. Зима – мороз, день, январь, осень, сани. Спортсмены – тренеры. Студенты – институты, воспитатели, учителя, преподаватели, родители.
Оценка в баллах
Количество правильных ответов - 15-17 13-14 11-12


МЕТОДИКА «ИЗУЧЕНИЕ ГИБКОСТИ МЫШЛЕНИЯ»*

* Диагностика психического развития детей / Отв. ред. Е.В. Гурова, Н.Ф. Шляхта. М.: Институт молодежи. 1992. С. 139.

Методика позволяет определить вариантивность подходов, гипотез, исходных данных, точек зрения, операций, вовлекаемых в процесс мыслительной деятельности. Может применяться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым предъявляется бланк с записанными на нем анаграммами (набор букв). В течение 3 мин. они должны составлять из наборов букв слова, не пропуская и не добавляя ни одной буквы. Слова могут быть только существительными.

Обработка результатов

Подсчитывается количество верно составленных слов в течение 3 мин. Количество составленных слов – показатель гибкости мышления:

Образец бланка

ЙВО ЙЛА АБЛ АШР ОЗВ УКБ ИРМ ОТМ АСД ОБЛ ЯОДЛ РУОТ ЕНОБ ЛУКТ ИАПЛ ААПЛ ОРЩБ ОЕТЛ ОЕРМ ОКТС АИЦПТ УАРГШ ООСВЛ ОАЛМС БРЕОР ОТМШР ОЕЛСВ ААШЛП ОЕСМТ АИЛДН УАРДБЖ УАККЖР ООАРБД ААККЗС УАЬБДС АИСЛПК ЕУЗНКЦ УАПРГП ОООЛТЗ ЬОЕЧЛМ ОАЕФМРС АИККРПС ОАИДМЫЛ ЕЕЬВДДМ ЕЕДПМТР АААЛТПК ОАЁМЛСТ ААЬБДЕС ОАЬТДРС ААОСКБЛ

МЕТОДИКА «ИЗУЧЕНИЕ БЫСТРОТЫ МЫШЛЕНИЯ»*

* Диагностика психического развития детей / Отв. ред. Е.В. Гурова, Н.Ф. Шляхта. М.: Институт молодежи, 1992. С. 140.

Методика позволяет определить темп выполнения ориентировочных и операциональных компонентов мышления. Может применяться как индивидуально, так и в группе. Учащимся предъявляется бланк со словами, в которых пропущены буквы. По сигналу они в течение 3 мин. вписывают недостающие в словах буквы. Каждый прочерк означает одну пропущенную букву. Слова должны быть существительными нарицательными в единственном числе.

Обработка результатов

Подсчитывается количество правильно составленных слов в течение 3 мин.

Показателем быстроты мышления и одновременно показателем подвижности нервных процессов выступает количество составленных слов:

менее 20 – низкая быстрота мышления и подвижность нервных процессов;

21-30 – средняя быстрота мышления и подвижность нервных процессов;

31 слово и более – высокая быстрота мышления и подвижность нервных процессов.

Образец бланка

Глава 18. Речь

Понятия языка и речи

В психологии употребляются близкие, но не тождественные понятия – язык и речь.

Язык - это средство речевого общения и интеллектуальной деятельности человека. А речь – это процесс общения посредством языка.

Язык – национальное явление. Языков столько, сколько национальностей. Речь – общечеловеческое явление, и в то же время она в каждом конкретном случае индивидуальна. Она присуща каждому, но каждый человек в процессе речи по-своему использует тот или иной язык.

Формируясь в речи, язык является вместе с тем продуктом общественно-исторического развития. Вступая в жизнь, каждый человек застает язык, на котором говорят окружающие и в процессе развития усваивают его. Всякий язык имеет конкретную систему значащих слов (лексика языка), определенную систему форм слов и сочетаний (грамматика языка). Всякому языку присущ определенный звуковой состав (фонетика языка).

Речь как процесс словесного общения изучается психологией, а язык как средство словесного общения изучается языкознанием (лингвистикой). Язык и речь составляют одно единое целое. Они взаимосвязаны, взаимообусловлены. Так, чем богаче язык, тем богаче и речь. В свою очередь, речь оказывает влияние на язык. По существу, вне речевой деятельности развитие языка невозможно. Те или иные звуки, слова, новые грамматические конструкции первоначально появляются в процессе устной или письменной речи, а потом, закрепляясь, остаются в языке.

Язык и речь носят общественно-исторический характер. Они возникли в процессе совместной трудовой деятельности людей. Труд и членораздельная речь явились самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны превратился в человеческий мозг. Человек стал человеком, только благодаря труду и речи.

Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь – могучий фактор психического развития человека, формирования его как личности. Под влиянием речи формируется сознание и самосознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные и эстетические чувства, формируются воля и характер. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми.

Речь – весомое орудие мышления. Ее важнейшей функцией является обобщение. Функция обобщения обусловлена тем, что каждое слово уже обобщает, и это позволяет реализоваться мышлению. Благодаря речи человек может планировать свои действия, да и вообще решать свои мыслительные задачи. Степень обобщенности понятий и суждений является значимым элементом в мыслительной деятельности и в передаче знаний. Отсюда важно иметь в виду, что обобщенность речи учителя должна строиться с учетом возможности ее восприятия учащимися.

Другой функцией речи является общение. Она выступает как основное средство общения и обмена информацией между людьми. В процессе общения наряду с передачей определенных сведений, мыслей, чувств происходит и воздействие людей друг на друга. Функция общения (коммуникативная) выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. Воздействие через речь в работе учителя – ведущий вид деятельности.

Всякое общение прежде всего есть воздействие на собеседника. Это воздействие может быть прямым (если указывается прямо, что необходимо сделать) и косвенным (если сообщаемые сведения будут использованы в соответствующей ситуации через некоторое время). В процессе общения происходит передача эмоционального отношения к содержанию речи и человеку, к которому она обращена. Эту функцию речи называют экспрессивной (выразительной).

«История психологии» - Третий подход в определении предмета истории науки. 5. Принцип конструктивно-позитивного анализа. Объект. Первый подход в определении предмета истории науки. Предмет. 2. Специфика предметной области истории психологии. Объект и предмет истории психологии.

«Внимание память речь мышление» - Восприятие движений. Контактное. Фантазии. Виды памяти: Творческий характер мышления наиболее ярко выражается вего самостоятельности. Температурное. 9. Вывод. Адекватная оценка условий решения задачи и правильности собственных действий. Функции внимания: Мышечно-суставное. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания информации.

«Предмет психологии» - В.С. Трипольского. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ лекция проф. Человеческий организм НЕ НАБОР дифференцированных ЧАСТЕЙ……. Память Представление Воображение Мышление Речь Волевые процессы. Свойства восприятия. Иллюзия Мюллера-Лайера.

«Сознание в психологии» - Блаженный Августин. Законы работы сознания: Введение в психологию. Объект психологии – высокоорганизованные живые существа, носители психики Предмет психологии – психика. Свойства сознания. Психология как наука. Функции сознания. Современные представления о сознании. Определение сознания.

«Психология» - В нормальном состоянии конституция сангвиника проявляется как упругость и подвижность,. Затылок имеет выступы, сильно скашивается книзу, резкий переходи к шее. Отрасли и виды психологии как науки и как социального явления: Достаточно нудное, сложное и непонятное определение, верно? Мускулатура массивная, крепкая, сильная.

«Процессы в психологии» - Представления. Совет. Объем. Интенсивность. Связано с практичнской деятельностью человека. Отражают. Воздействия. Раздражителями называются предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств. ПРИЛЕПИНА Ольга Владимировна.

Всего в теме 6 презентаций

Возможно, вы относитесь к такому типу людей, которые не чувствуют, что день закончился, пока не выполнят все запланированные дела. Вы просыпаетесь утром с длинным списком того, что вам нужно сделать, и движетесь на автопилоте в течение дня, сверяясь со списком.

Оказавшись в приятном кафе, чтобы сделать паузу (после нескольких часов работы), вы быстро обедаете и, возможно, выпиваете две чашки кофе. Затем снова приступаете к работе.

Чаще всего вы заканчиваете работать в пять или шесть часов вечера, желая, чтобы у вас было больше времени на интересные проекты. Вы идете в спортзал на час, а затем отправляетесь домой, чтобы быстро поужинать и, возможно, посмотреть какой-то фильм.

Звучит знакомо?

В этом наша проблема — в поисках оптимальной продуктивности мы часто игнорируем потребности нашего организма. Но большинство из нас не догадывается, что это делает нас менее продуктивными.

Джош Дэвис (Josh Davis), доктор философии, руководитель исследований и ведущий профессор института NeuroLeadship посвятил этому парадоксу свою книгу, ставшую бестселлером во всем мире, «Успеть за 120 минут. Как создать условия для максимально эффективной работы».

В своей книге Дэвис пишет:

«Работать без перерыва или задерживаться на работе — прекрасное решение для компьютера или машины, но… мы — биологические существа. Выполнение однотипной работы при одинаковом уровне эффективности для нашего мозга — это все равно что ожидать одной и той же скорости от бегуна в любых обстоятельствах».

Дэвис пишет, что мы недостаточно учитываем наши биологические особенности при принятии решений относительно продуктивности и эффективности в работе. И он прав. Когда вы в последний раз говорили себе: «Задержись на минутку, на этой встрече ты будешь чувствовать себя лучше, если перекусишь»? А когда вы в последний раз делали разминку на рабочем месте, чтобы снять стресс? Наверное, никогда.

Исследование Дэвиса основано на теории воплощенного сознания (embodied cognition) — психологическом феномене, согласно которому мы должны учитывать наши биологические потребности при планировании распорядка дня.

По сути Дэвис предполагает, если мы сможем изменить отношение к своему телу, мы сможем изменить то, как функционирует наш мозг.

«Чем больше мы узнаем о том, что действительно делает нас эффективными, тем скорее мы сможем развить правильное поведение во время работы. Вместо того чтобы пытаться постоянно быть занятыми, мы можем поддержать друг друга и стать более эффективными».

Предлагаем вашему вниманию советы Дэвиса о том, как использовать нашу биологию, чтобы достигать лучших результатов в работе. Но для начала нужно понять, что такое воплощенное сознание и как оно влияет на решение, которые мы принимаем.

Что такое воплощенное сознание и как оно может помочь вам?

Суть теории воплощенного сознания — в идее о том, что наше тело может влиять на наш ум так же, как наш ум влияет на наше тело.

Вместо мысли о том, что мозг является центром всех знаний и навыков, согласно теории воплощенного сознания любое решение, которое мы принимаем, также зависит от наших физиологических и неврологических систем. Иными словами, не только наш мозг отвечает за наши мысли и поведение, но и тело.

Было проведено множество исследований, подтверждающих предположение о том, что организм влияет на наши мысли. Например, поза, в которой вы сидите или стоите, может влиять на уровень тестостерона. Этот феномен известен под названием «сильное позирование». Вам может казаться, что ваша уверенность и агрессивность происходят из вашего мозга, а на самом деле язык вашего тела и гормоны имеют к ним большее отношение.

Другой пример: Джон Барг (John Bargh), социальный психолог из Йельского университета, провел эксперимент, участники которого проводили собеседование о приеме на работу, и выяснил, что более серьезно отнеслись к задаче те, кто держал тяжелые папки в руках.

Понимание, как окружающая среда влияет на наше тело, имеет решающее значение для осознания, когда и как вы будете лучше всего работать. Продуктивность — это не вопрос силы воли или самовнушение: «Ну же, мне надо сосредоточиться на этой задаче», а нечто большее. Это связано с вашим телом и тем, как среда влияет на него.

Как быстро заставить ваш мозг работать лучше?

Основная мысль книги Дэвиса: попытка сконцентрироваться на задаче и работать много часов без перерыва происходит из-за полного непонимания, как работает наш мозг.

Нам не нужно больше часов в сутках и не нужно работать быстрее. Нам просто нужно создать оптимальные условия для того, чтобы наше тело и наш мозг функционировали максимально эффективно на протяжении более коротких отрезков времени.

Дэвис упоминает знакомую многим ситуацию:

«Часто люди стараются произвести друг на друга впечатление, показывая, как сильно устают на работе, и рассказывая, как много часов они работали без перерыва. Они гордятся тем, что отвечают на электронную почту в течение нескольких минут в любое время суток. Это помогает им выглядеть и чувствовать себя занятыми. Все это поощряется во многих компаниях».

И добавляет:

«Я обычно замечаю, что те люди, кто постоянно работают, чувствуют, что они топчутся на месте и вряд ли получат шанс с него сдвинуться».

В конце концов справиться с ощущением перегруженности просто. Если вы научитесь слушать свое тело и использовать естественные биологические потребности в своих интересах, вы сможете планировать свой день правильно и убедитесь, что вы лучше всего работаете тогда, когда ваше тело достигает максимального уровня эффективности, и берете паузу, когда это не так.

1. Короткие упражнения для улучшения продуктивности каждый день

Мы часто думаем об упражнениях в долгосрочной перспективе: «Я хочу жить долго» / «Я хочу похудеть» / «Я хочу снизить уровень холестерина». Такой способ мышления заставляет нас откладывать упражнения на потом. Мы делим нашу жизнь на до и после работы и обещаем себе пойти в спортзал после 18.00.

Хотя в этом образе мышления нет ничего плохого, Дэвис объясняет, что, откладывая упражнения, мы можем упустить непосредственную пользу от них:

«Упражнения, направленные на снятие умственного и эмоционального напряжения, позволяют также снизить беспокойство и облегчить концентрацию. Различные исследования доказывают, что достаточно всего 20 или даже 10 минут для таких упражнений», — говорит Дэвис и добавляет, — «Удивительно, умеренная физическая нагрузка лучше для снятия умственного и эмоционального напряжения, чем интенсивная».

Существует много коротких упражнений для улучшения продуктивности каждый день. Кратковременная 20-минутная тренировка, например, ходьба вверх-вниз по лестнице, поможет снизить уровень гормона стресса и мыслить более четко.

В следующий раз перед важной встречей или перед очередным дедлайном найдите время для небольшой тренировки. Прогуляйтесь, побегайте на месте или походите по лестнице, чтобы снять напряжение. Вам может казаться, что вы тратите время впустую, но напомните себе, что вы настраиваетесь на продуктивную работу.

2. Ешьте и пейте для повышения продуктивности

Вы можете не придавать этому значения, но еда имеет решающее значение для стабильного уровня сахара в крови, что необходимо для повышения продуктивности и концентрации внимания.

Если не верите, подумайте: согласно данным одного исследования , проведенного в 2012 году, работники с нездоровым рационом на 66% чаще сообщали о проблемах с концентрацией внимания.

Если вы начнете воспринимать еду как топливо для успешной карьеры, вы сможете увеличить свою мотивацию устраивать себе небольшие полезные перекусы в течение дня. Вместо того чтобы терпеть чувство голода до обеда, а потом быстро съедать какой-нибудь фаст-фуд, Дэвис рекомендует разделить здоровый обед на две части и съесть их в разное время. Разделив прием пищи на две части, вы получите пользу в течение дня, а не только сразу после обеда.

Если вы не хотите делить обед на две части, Дэвис рекомендует перекусывать для поддержания энергии в течение рабочего дня, например, горсткой орехов. Когда вы теряете концентрацию, важно перекусить тем, что поможет вернуться в строй. Перестаньте рассматривать обеденный перерыв или перекус как нечто, мешающее продуктивности, ведь это и есть необходимый компонент эффективности.

Дэвис также советует не злоупотреблять кофеином. Третья чашка кофе может заставить почувствовать себя супергероем, но на самом деле вы будете больше отвлекаться и хуже концентрироваться.

3. Используйте осознанность для оценки когнитивной энергии вашего тела

В своей книге Дэвис описывает ситуацию, когда мужчина сидит за своим рабочим столом за десять минут до важной встречи, и он знает, что должен готовиться к ней, но вдруг видит новое письмо в электронной почте. Искушение ответить слишком велико — он тратит время на попытку ответить на письмо. Но вдруг осознает, что у него осталась всего одна минута до встречи, а письмо так и не дописано, и он бежит на встречу, разочарованный и неподготовленный.

Все мы когда-то испытываем подобные желания. Чувство выполненного долга может заставить вас чувствовать себя продуктивным, но на самом деле не стоит тратить время на незначительный дела тогда, когда нужно настроиться на максимальную продуктивность.

Совет Дэвиса относительно прост: для принятия решений необходима практическая осознанность. Он говорит, что мы часто действуем на автопилоте — отвечаем на письмо, потому что это то действие, которые мы должны сделать, когда видим новое письмо:

«Очень важно уметь делать паузу. Например, я знаю, что могу легко сказать себе после двух часов работы: «Я все еще чувствую себя энергичным, я продолжу работать». Но часто, когда я останавливаюсь и отдыхаю одну-две минуты, я понимаю, насколько легче становится работать после небольшого перерыва».

Если бы мужчина из примеры Дэвиса потратил некоторое время, чтобы расставить приоритеты, он бы понял, что на письмо лучше ответить после встречи. Простое действие — пауза — может привести к максимальной производительности вместо впустую потраченного времени.

4. Позвольте мозгу отвлечься

В свое книге Дэвис пишет:

«Наша система внимания устроена так, что ей необходимо постоянно обновляться, чтобы быть готовой открыть что-то новое в окружающей среде и помогать нам ориентироваться в постоянно меняющемся мире».

Вы не должны винить себя, если потеряли из-за того, что ваши коллеги болтают, стоя у вас за спиной, или когда за окном проезжает машина. Это примитивная и здоровая реакция. Биология дала нам такое преимущество восприятия внешнего мира, сообщающее о возможной опасности.

Важно понять, как биология может работать против нашего предвзятого представления о том, что значит быть продуктивным. Мы можем расстраиваться, когда нас отвлекает окружающая среда, полагая, что мы не умеем концентрироваться и не обладаем силой воли, но это естественная реакция нашего организма и с ней не нужно бороться.

Когда вас отвлекают, как считает Дэвис, важно мозгу дать отвлечься. Когда вы вернетесь к работе отдохнувшим, вы будете защищены от отвлекающих факторов.

5. Создайте идеальную рабочую атмосферу

В своей книге Дэвис рассказывает о том, как настроение может повлиять на работу. Было проведено много исследований о влиянии внешней среды на продуктивность.

Важно создать восстановительную, а не отвлекающую среду на рабочем месте. Выбирайте яркое и холодное освещение (вместо тусклого и теплого), соблюдайте порядок на рабочем столе и по возможности находите тихое место, чтобы сосредоточиться.

Повышенная продуктивность может привести к улучшению качества жизни, вы будете ощущать себя счастливым, освободив время для увлечений и приятного общения.

Дэвис пишет:

«Нас заставляют выбирать: наслаждаться жизнью или быть успешными. Хорошая новость в том, что это ложный выбор. Мы чувствуем давление, когда ошибочно полагаем, что для хорошей продуктивности нам нужно больше часов в сутках».

Надеемся, исследования Дэвиса дадут вам понимание того, что продуктивность и карьерный рост не должны стоить ваших хобби, семьи и радости жизни. Если мы научимся учитывать свою биологию, мы сможем стать более продуктивными во всех сферах жизни.

Страница 15 из 42

Индивидуальные особенности и качества мышления.

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического).

К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности: продуктивность ума, самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота мысли, творчество, критичность, инициативность, сообразительность и т.д. (см. рис. 8).

Рис. 8. Составляющие продуктивности ума

Например, для творческой работы необхо­димо обладать способностью само­стоятельно и критично мыслить, про­никать в сущность предметов и явле­ний, быть пытливым, что в значитель­ной мере обеспечивает продуктив­ность умственной деятельности. Все указанные качества индиви­дуальны, изменяются с возрастом, под­даются коррекции.

Быстрота мышления - скорость протекания мыслительных процессов. Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок (например, во время аварии).

Самостоятельность мышления - умение увидеть и поставить новый вопрос, а затем решить его собственными силами. Самостоятельность мышления, как умение использовать общественный опыт и независимость собственной мысли, проявляется, прежде всего, в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышле­ния отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

Гибкость мышления - способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности. Гибкость мышления как умение находить пути решения задачи заключается в умении изменять на­меченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала.

Инертность мышления – качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.

Темп развития мыслительных процессов - минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.

Экономичность мышления - число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.

Широта ума - умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.

Глубина мышления - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.

Последовательность мышления - умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.

Критичность мышления - качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.

Устойчивость мышления – качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности.

Осознанность мышления – качество мышления, проявляющееся в возможности выразить в слове как результат работы (существенные признаки, понятия, закономерности и т.п.), так и те способы, приемы, с помощью которых этот результат был найден.

Эти индивидуальные особенности не­обходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.

Все перечисленные и многие другие качества мышления тес­но связаны с основным его качеством, или признаком. Важ­нейший признак всякого мышления - независимо от его отдель­ных индивидуальныхособенностей - умение выделять сущест­венное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям. Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного факта или события, пусть даже яркого, интерес­ного, нового и неожиданного. Мышление необходимо идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явле­ний, как бы внешне они не отличались друг от друга.

Мышление - это наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. В своем становлении оно проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийная - это начальный этап развития мышления у ребенка, когда последнее имеет иную, чем у взрослых, организацию. Суждения детей - единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Большинство суждений - по сходству или по аналогии, поскольку на этой стадии главную роль в мышлении играет память. Самая ранняя форма доказательства - пример. Учитывая такую особенность мышления ребенка, когда его убеждают или что-то ему объясняют, необходимо подкреплять свою речь наглядными примерами.

Главной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (не путать с эгоизмом). Соответственно ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не способен правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции.

Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как:

  • нечувствительность к противоречиям;
  • синкретизм (тенденция связывать все со всем);
  • трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее);
  • отсутствие представления о сохранении количества.

При нормальном развитии ребенка мышление допонятийное, компонентами которого служат конкретные образы, сменяется понятийным (абстрактным), для которого характерны понятия и формальные операции. Понятийное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов. Так, Л. С. Выготский выделял 5 этапов в переходе к формированию понятий. Первый - ребенку 2-3 года. При просьбе положить вместе похожие, подходящие друг к другу предметы, он складывает вместе любые, считая, что те, которые положены рядом, и есть подходящие, - таков синкретизм детского мышления.

Второй этап отличается тем, что дети используют элементы объективного сходства двух предметов, но уже третий предмет может быть похож только на один из первой пары - возникает цепочка попарного сходства. Третий этап наступает в 7-10 лет, когда дети могут объединить группу предметов по сходству, но не способны осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу. И наконец, у подростков 11-14 лет появляется понятийное мышление, однако еще несовершенное, поскольку первичные понятия сформированы на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными. Совершенные понятия формируются на 5-й стадии, в юношеском возрасте, когда использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта.

Итак, мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом. Понятие первоначально отражает сходное, неизменное в явлениях и предметах.

Выделяют разные виды мышления.

Наглядно-действенное мышление опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление характеризуется опорой на представления и образы. Его функции связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которых человек хочет добиться в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная его особенность - составление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного здесь ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Оно формируется в течение длительного периода (с 7-8 до 18-20 лет) в процессе усвоения понятий и логических операций в ходе обучения.

Различают также теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

Теоретическое и практическое мышление разнятся по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое - это познание законов, правил. Примером его служит открытие периодической таблицы элементов Д. И. Менделеева. Основная задача практического мышления - подготовить физическое преобразование действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Одна из важных его особенностей заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. Практическое мышление предоставляет весьма ограниченные возможности для проверки гипотез, все это делает его подчас более сложным, чем теоретическое. Последнее же иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь критерием является характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае - это научные понятия, а в другом - житейские, ситуационные обобщения.

Также разделяют интуитивное и аналитическое (логическое) мышление. При этом обычно основываются на трех признаках: временном (время протекания процесса), структурном (членение на этапы), уровне протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительность). Иногда применяют термин эгоцентрическое мышление , оно характеризуется невозможностью принять точку зрения другого человека.

Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на степени новизны получаемого результата мыслительной деятельности.

Необходимо также вычленять непроизвольные и произвольные мыслительные процессы: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.

Выделяют следующие стадии решения проблемы:

  • подготовка;
  • созревание решения;
  • вдохновение;
  • проверка найденного решения.

Структуру мыслительного процесса решения проблемы можно представить так:

  1. Мотивация (желание решить проблему).
  2. Анализ проблемы («что дано», «что требуется найти», каковы недостающие или избыточные данные и т. д.).
  3. Поиск решения.
  4. Поиск решения на основе одного известного алгоритма (репродуктивное мышление).
  5. Поиск решения на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов.
  6. Решение на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов.
  7. Поиск принципиально нового решения (творческое мышление):
    • на основе углубленных логических рассуждений (анализ, сравнение, синтез, классификация, умозаключение и т. п.);
    • на основе использования аналогий;
    • на основе использования эвристических приемов;

на основе использования эмпирического метода проб и ошибок. В случае неудачи:

  1. Отчаяние, переключение на другую деятельность, «период инкубационного отдыха» - «созревание идей», озарение, вдохновение, инсайт, мгновенное осознание решения некоторой проблемы (интуитивное мышление). «Озарению» способствуют следующие факторы:
    • высокая увлеченность проблемой;
    • вера в успех, в возможность решить проблему;
    • высокая информированность о проблеме, накопленный опыт;
    • высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, при высокой температуре, лихорадке, при эмоционально положительной стимуляции).
  2. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения.
  3. Реализация решения.
  4. Проверка найденного решения.
  5. Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2).

Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, ей присущи сложные переходы и взаимодействия этих уровней. В результате успешного (целенаправленного) действия получается результат, соответствующий предварительно поставленной цели. Если же он не был предусмотрен, то оказывается по отношению к такой цели побочным (побочный продукт действия). Проблема осознанного и неосознанного в более конкретном виде и выступает как проблема взаимоотношения прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. Второй также отражается субъектом, и это отражение может участвовать в последующей регуляции действий, но оно не представлено в вербализованной форме, сознательно. Побочный продукт «складывается под влиянием тех конкретных свойств вещей и явлений, которые включены в действие, но не являются существенными с точки зрения цели.

Выделяют основные мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение, абстрагирование и др.

Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики.

Сравнение - мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.

Синтез - мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому.

Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Абстрагирование (отвлечение) - мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Основными формами логического мышления являются понятие, суждение, умозаключение .

Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Суждения бывают истинными и ложными.

Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии:

  • Индукция - логический вывод в процессе мышления от частного к общему.
  • Дедукция - логический вывод в процессе мышления от общего к частному.
  • Аналогия - логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства).

Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей связаны с такими качествами мышления, как широта, глубина и самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота и критичность ума.

Широта мышления - это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным ей, является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

Быстрота ума - способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопрос, выхватывает какую-либо одну его сторону, спешит вынести решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.

Определенная замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы - малой ее подвижностью, «Скорость умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми» (Г. Айзенк).

Критичность ума - умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

К индивидуальным особенностям относится предпочтение человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.