На вопрос, обоснованно ли говорить о чувстве равновесия, которое позволяет нам ощутить положение нашего тела по отношению к окружающему его пространству, современная физиология не дает решительного ответа. Она только указывает на то, что существует орган, который специфическим образом служит поддержанию равновесия - лабиринт внутреннего уха, - однако она не всегда однозначно говорит, является ли это органом чувства в истинном смысле слова.
Также отмечено, что целый ряд чувственных процессов тесно связан с поддержанием равновесия. Так, глаза, уши, чувство осязания и мышечное чувство разделяют ответственность за необычайно сложное взаимодействие рефлексов, инстинктов, совокупность движений и реакций всякого вида, служащих регулировке равновесия. Но является ли пространственное управление телом актом, принадлежащим чувственным функциям и их органам? Или мы имеем здесь дело скорее с очень сложным механизмом, опирающимся на нервно-мышечный аппарат нашего тела?
Если мы спросим себя, какие же ощущения или восприятия, принадлежащие чувству равновесия, мы имеем, то нам станут понятными затруднения физиологов при попытке дать однозначный ответ. В принципе, мы не знаем почти ни одного ощущения, которое мы могли бы приписать этому проблематичному чувству. Но мы имеем переживания и вполне определенные ощущения, которые возникают тотчас, как только мы теряем само равновесие. Когда мы спотыкаемся о какое- нибудь препятствие и теряем равновесие, мы включаем целый ряд двигательных механизмов, чтобы предотвратить падение тела, если же падение предотвратить невозможно, то, по крайней мере, пытаемся дать ему какую-нибудь опору. Как внезапное многоголосие скрытого до поры до времени хора, из подсознания вдруг всплывает множество двигательных реакций, которые возвращают тело в вертикальное положение. Подобное же, но только более интенсивно, испытываем мы при головокружении. Когда стены комнаты начинают вращаться вокруг нас, или когда мы теряем равновесие, тогда включаются еще более глубокие формы реакций нашей телесной природы. Усиливается желудочное и кишечное движение, так что это состояние может сопровождаться рвотой и поносом. Ощущение тошноты может возрасти до чувства обреченности. Сюда же добавляется страх, и кожа покрывается холодным потом. Члены холодеют, и сердце начинает биться сильнее.
Образы таких состояний показывают нам, как глубоко в нашем организме коренится функция поддержания равновесия. Если нам кажется, что мы падаем, на помощь приходит весь мир реакций чувства собственного движения. Если мы чувствуем головокружение, вспенивается все жизненное чувство; приходит в волнение вся вегетативная система.
Б результате таких рассмотрений может сложиться впечатление, что чувство равновесия, так глубоко пронизывающее три других описанных выше чувства, может быть само по себе и вовсе недоступно восприятию. Разве нельзя себе представить, что равновесие нашего тела поддерживается благодаря тому, что чувство равновесия, как скрытый остов, лежит в основе чувства осязания, чувства жизни и чувства собственного движения? И что вследствие своей скрытости оно не передает нам никаких непосредственных ощущений и восприятий?
Уже много лет назад фон Крис указывал на особое место статического чувства. Он говорил: «Таким образом, мы видим, что возбуждение, исходящее от статического органа, в своих связях и протекании всегда захватывается, модифицируется и дополняется содержанием сознания, исходящим от других чувств».46 Далее фон Крис ставит вопрос, действительно ли чувству равновесия присуще специфическое ощущение, или оно представляет собой только регулирующий организм в поле других чувств. Он приходит к мнению: «Ибо даже если мы примем, что при деятельности статического органа, наряду с его отдаленными последствиями, которые преимущественно доходят до нашего сознания, мы еще испытываем какие-нибудь самостоятельные и особенные ощущения, то это будут наверняка незначительные и неотчетливые восприятия. И мы вряд ли можем этим фазам психических явлений... приписать решающее значение».
Но остается еще вопросом, правомочно ли говорить здесь о «наверняка незначительных» восприятиях, и не более ли правильно будет говорить об описываемых здесь феноменах как о скрытых, недоступных непосредственному восприятию ощущениях, которые проявляются только в состоянии потери или расстройства чувств.
В главе о чувстве собственного движения мы уже указывали на то, что именно в области чувства равновесия «процесс сплавления восприятия и движения достигает своей высшей точки», поскольку восприятие и предмет восприятия достигают полного единства. Не должны ли мы из этого заключить, что статическое чувство суть лишь повышенное чувство собственного движения и лишено всякой специфичности? И что, так сказать, идентификация между душой и телом в этой сфере достигает такого совершенства, что оба исчезают, подобно тому как исчезают кислород и водород, соединяясь в воду?
Не становится ли, таким образом, само «равновесие» чем-то новым, третьим, которое потому не воспринимается, что оно само стало частично душой и частично телом?
То, что в смысле предшествующих рассмотрений было в какой-то форме содержанием ощущений, в чувстве равновесия стало полностью душевным переживанием, и поэтому ему недостает качеств ощущения. Чувство равновесия и его восприятие идентифицируется с душой и целиком проявляется в ней. Поэтому дистанция, которая присуща всякому другому процессу восприятия, здесь отсутствует. Чувство равновесия лишено в обычном смысле всякого содержания ощущения.

Для того, чтобы улучшить равновесие, вам понадобятся время и тренировки, ведь за один день ничего не изменится. Однако, постоянно тренируясь, спустя некоторое время чувство равновесия улучшится. Не бросайте тренировки, ведь без них вы не сможете улучшить свое равновесие. Рекомендации, приведенные в данной статье, предложены с учетом того, что у вас нет доски для балансирования. Но если она у вас имеется, то вы можете выполнять те же действия с ней.

Шаги

    Поймите природу равновесия. При идеальном равновесии, ваш центр тяжести находится ровно над точкой соприкосновения с землей (если таких точек несколько, то ровно между ними). Природа человеческого тела такова, что долго оставаться в такой позиции невозможно: вскоре вы начнете все чаще отклоняться от этой точки (иными словами, раскачиваться). Чтобы сохранить равновесие, вам нужно как можно скорее осознать, когда эти отклонения начинают появляться. Их легко устранить, если заметить их вовремя, но если вы обратили на на них внимание слишком поздно, то вернуться в исходную позицию будет довольно сложно, и вы можете упасть.

    Научитесь лучше чувствовать свой вестибулярный аппарат. Это механизм, расположенный во внутреннем ухе, который дает вам понять, когда вы начинаете раскачиваться, насколько сильно и в каком направлении. Это ваш самый главный инструмент в сохранении равновесия. Если вы научитесь лучше чувствовать свой вестибулярный аппарат, то вам станет гораздо проще сохранять равновесие.

  1. Каждый день находите время для тренировки равновесия.

    1. Чтобы просто научиться чувствовать равновесие, вы можете начать с того, что встанете двумя ногами на пол, закроете глаза и прислушаетесь к своему телу. Почувствуйте, как ваше тело постоянно покачивается, а затем корректирует позицию. Особенно это будет заметно, если вы поставите ноги вместе. Это отличный способ почувствовать работу вестибулярного аппарата и научиться к нему прислушиваться. Маловероятно, что вы упадете во время этого упражнения. Но так как чувство равновесия достаточно трудноуловимо, вам потребуется терпение и концентрация.
    2. Для более практичных целей, попробуйте держать равновесие на одной ноге, скажем, полминуты. Если вы чувствуете, что начинаете раскачиваться, попоробуйте согнуть ногу в колене.
    3. Вам будет легче сохранить равновесие, если вы будете смотреть на что-то неподвижное, так как это даст вам возможность увидеть, как вы двигаетесь относительно объекта, на который вы смотрите. Полезность этого визуально контакта зависит от расстояния, на котором находится предмет. Если предмет находится на близком расстоянии, то вы будете замечать даже незначительные отклонения и автоматически подстраиваться. Если же предмет находится далеко, как линия горизонта, незначительные отклонения заметить будет гораздо сложнее или даже невозможно. Периферическое зрение тоже используется для сохранения равновесия, хотя, в основном, в тех случаях, когда в вашем поле зрения находятся только отдаленные предметы, и вы не можете установить визуальный контакт (или когда ваши глаза закрыты).
    4. : Используя этот факт, вы можете постепенно развивать свой вестибулярный аппарат: сначала смотрите на предмет, который находится рядом; затем, когда вы сможете без труда сохранять равновесие, попробуйте смотреть на предмет, который находится на более большом расстоянии. Продолжайте выбирать все более отдаленные предметы по мере прогресса.
    5. Когда у вас начнет хорошо получаться, попробуйте во время упражнения закрывать глаза или завязывать их. Без зрительного контакта вам придется полагаться только на свои ощущения, таким образом, вы развиваете равновесие только с помощью своего вестибулярного аппарата.
    6. Чтобы еще больше развить чувство равновесия, повторяйте упражнения, описанные выше, на различных неподвижных поверхностях, которые меньше или уже, чем подошва вашей стопы, вместо того, чтобы просто стоять на одной ноге. Найдите такие поверхности вокруг себя: узкие края, столбики вдоль тротуара, рейки на заборе, спинка скамейки в парке и т.д. Чем меньше площадь соприкосновения между поверхностью и вашей ногой, тем сложнее будет удержать равновесие. Если вы не смогли найти такие объекты, то вы можете попробовать стоять на носочках, пятках или одной ноге, а не просто на подошве. Хотя в таких позициях вы можете почувствовать боль в ногах.
    • Укрепите мышцы живота. У балерин очень накаченный пресс, потому что сильные мышцы живота улучшают чувство равновесия. Делайте такие упражнения, как скручивания/обратные скручивания, и вы заметите, как ваше чувство равновесия улучшится. Подъемы торса разрабатывают сгибы бедер и увеличивают нагрузку на нижнюю часть спины, так что их лучше избегать.
    • Займитесь спортом, в котором необходимо чувство равновесия, например, боевые искусства, конный спорт, скейтборд, йога, балет, танцы джаз и хип-хоп, чирлидинг, а также паркур и фриран. Вы не только будете практиковаться, но и получите ценные советы от своего тренера.
    • Еще один ОЧЕНЬ веселый способ улучшить равновесие - купить доску для балансирования. На этом тренажере вы должны сохранять равновесие, стоя на доске, которая лежит на цилиндре. Рекомендуем вам обзавестись этим тренажером. Или вы можете смастерить его самостоятельно!
    • Попробуйте научиться жонглировать. Это помогает улучшить другой вид равновесия, который называется нейрофизиологическое равновесие. Потребуется время и терпение, чтобы научиться жонглировать. Однако это принесет вам много пользы, и вы сможете покрасоваться перед друзьями.
    • Займитесь гимнастикой.
    • Поставьте у себя во дворе два ряда столбиков, которые будут стоят достаточно близко друг к другу. В каждом ряду должно быть по три столбика, два первых столбика должны быть самыми короткими, высотой примерно 30см. Каждый последующий столбик должен увеличиваться в высоту примерно на 45см. Потренируйтесь ходить по этим столбикам вверх и вниз. Сначала не торопитесь, постепенно увеличивайте скорость по мере улучшения вашего равновесия. Лучше делать это на газоне или постелить маты на случай, если вы упадете.

    Предупреждения

    • Будьте терпеливы. Равновесие не улучшается за один день. Не перенапрягитесь, пытаясь ускорить этот процесс.
    • Если вы будете вставать на вещи, которые для этого не предназначены, то вы определенным образом подвергаете себя риску. Во-первых, вы можете потерять равновесие и упасть. Во-вторых, предмет, на котором вы стоите, может оказаться недостаточно прочным и просто сломаться. В обоих случаях из-за падения вы можете получить серьезные травмы.
    • Таким образом, прежде чем переходить на следующий уровень тренировок, вы должны быть уверены, что справитесь, и что предметы, на которых вы собираетесь тренироваться, достаточно прочные. Чтобы укрепить мышцы внутренней части ног, выполняйте силовые упражнения на голень.

Положение нашего тела непрерывно контролируется специальным органом равновесия - вестибулярным аппаратом. С его помощью мы можем выполнять сложные движения, например, занимаясь спортом. Постоянное поддержание равновесия необходимо для нормальной ходьбы, бега, для выполнения многих трудовых навыков, для ориентации тела человека в пространстве.

Для восприятия любых изменений положения тела существуют специальные вестибулярные рецепторы, которые находятся во внутреннем ухе. Вестибулярный аппарат состоит из двух маленьких мешочков и трех полукружных каналов. Полукружные каналы расположены в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Эти плоскости соответствуют трем измерениям пространства: высоте, длине и ширине.

Полукружные каналы заполнены студенистой жидкостью. Внутри каждого канала есть рецепторы - чувствительные волосковые клетки. При любом движении головы или туловища или при вращении жидкость смещается, давит на волоски и возбуждает рецепторы. Информация об изменении положения тела поступает в головной мозг.

Мешочки воспринимают начало и конец прямолинейного движения, его ускорение или замедление, а также изменение силы тяжести. В стенках мешочков тоже есть рецепторы - волосковые клетки, на которые постоянно давят крохотные известковые кристаллики. При движении головы или тела эти кристаллики смещаются, и тут же меняется давление на волоски - в мозг по нервным волокнам поступает информация: положение тела изменилось.

Все эти ощущения возникают у человека на Земле. Наша страна открыла эру космических полетов человека. Сегодня человек уже может работать в космической лаборатории более полугода. В отличие от земной жизни в космическом пространстве отсутствует сила тяжести. Наступает состояние невесомости. Поэтому у человека в космосе известковые кристаллики не имеют веса, перестают давить на волоски. Другое состояние, характерное для космических полетов, - это перегрузки, которые возникают при выходе космических кораблей на орбиту. Перегрузки заключаются в резком увеличении силы тяжести, а значит, оказывают очень сильное влияние на вестибулярный аппарат.

Для спортсменов, летчиков, моряков и особенно для космонавтов нормальная работа вестибулярного аппарата очень важна.

Повышенная чувствительность и нарушение работы органа равновесия могут быть врожденными, но могут возникать и после различных инфекционных заболеваний. Люди с поврежденным вестибулярным аппаратом плохо переносят полеты на самолетах, плавание на кораблях и даже поездки в наземном транспорте, не могут кататься на качелях, каруселях. Явление укачивания (морская болезнь) сопровождается головокружением, тошнотой, рвотой и даже обмороком.

Движение — это форма реакции организма, выражающаяся в перемещении его отдельных частей или в целом в пространстве. Двигательные (кинестетические) ощущения необходимы человеку для получения информации о текущем положении органов тела, а также о параметрах движения тела и его частей. Рецепторы двигательных ощущений располагаются в суставных поверхностях тела, мышцах и сухожилиях. Особенно плотно они расположены в пальцах рук и ног.

Ощущения движений играют большую роль в жизни человека, без них невозможно осуществить точное движение руки, повернуть голову в нужную сторону, сделать шаг в определенном направлении. При этом развитие кинестетических ощущений важно для формирования профессиональных навыков связанных с двигательными действиями, например, в деятельности хирурга, музыканта и др.

Коррекция движений происходит на основе информации о положении тела и его частей, которая обрабатывается в структурах головного мозга, расположенных в теменной области. Эти структуры связаны с работой зрительных зон и лобных долей мозга, ответственных за речь.

Нормально функционировать в окружающей среде человеку позволяет состояние устойчивого положения тела в пространстве. Такая способность обеспечивается благодаря ощущению равновесия.

Ощущение равновесия возникает на основе информации о положении и движении тела, полученной с помощью зрительных, двигательных, вибрационных, кожных анализаторов, а также благодаря работе механизма равновесия, находящегося во внутреннем ухе.



Механизм контроля человеком равновесия своего тела состоит из наполненных жидкостью отолитовых органов, трех полукружных каналов и расширительного мешочка с рецепторами.

В жидкости в свободном плавании находится большое количество крошечных кристаллов кальция — отолитов. При изменении центра тяжести тела человека или смещении головы отолиты через жидкость усиливают давление на соответствующую группу чувствительных волосков, находящихся на внутренней поверхности мешочков и полукружных каналов.

Волоски возбуждаются, и возникающие при этом нервные импульсы поступают в головной мозг, где осуществляется аналитическая работа по осознанию положения тела.

Важно отметить, что информация об угловых перемещениях тела формируется преимущественно благодаря рецепторам полукружных каналов; информация о линейных перемещениях — рецепторами отолитовых органов. Совокупность рецепторов обоих типов получила название вестибулярного аппарата.


Информация о состоянии тела воспринимается как сознательно, так и бессознательно. Так, ощущения положений тела при повседневной деятельности не осознаются человеком до тех пор, пока он сам не обратит свое внимание на то, как он сидит или идет.

Вибрационные ощущения появляются у человека, когда среда, с которой он контактирует, колеблется в диапазоне частот от 15 до 1500 Гц. Именно такие колебания ощущаются организмом в целом и отдельными его органами. В настоящее время отсутствует единая точка зрения на то, что порождает ощущения вибраций. Существует предположение, что информация поступает либо по слуховому каналу, либо по тактильному. Большинство ученых не выделяют этот вид ощущений в качестве отдельного, считая его следствием других кожных ощущений, в частности фактора давления, быстро перемещающегося по поверхности кожи.

Особую роль вибрационные ощущения играют в жизни людей, у которых поражены слух и зрение. Данный вид ощущений помогает им ориентироваться в окружающей среде. Стоит отметить, что и для обычного человека вибрационные ощущения позволяют получать важную информацию, например, при землетрясениях ощущения вибраций помогают оценить ситуацию и произвести необходимые действия для спасения жизни.

Возникновение конфликтной ситуации и инцидент

Переход участников к конфликтному взаимодействию начина­ется с инициативы одной из сторон в борьбе за объект конфликта. На этом этапе инициатор конфликта, явно или неявно преследую­щий свои цели, проявляет определенную активность (в виде угроз или попыток выяснить отношения, прояснить позиции). Другая сторона при этом может также проявлять активность или оста­ваться пассивной.

Конфликтная ситуация - объективная ситуация, фиксирую­щая обострение реально существующих противоречий у участни­ков в определенной сфере, выявляющая отношение сторон к объек­ту конфликта и их позиции. Какое-то время конфликтная ситуа­ция может существовать как потенциальный конфликт для одной или для обеих сторон. Подлинное значение она обретает лишь после осознания значимости предмета разногласий для сторон. Именно это оказывает решающее влияние на процесс их включения в кон­фликт и на степень его жесткости. Конфликтная ситуация вклю­чает острую форму противоречия, являющуюся основой кон­фликта, при которой существующие противоположности не мо­гут больше существовать в рамках прежнего единства.

В любой конфликтной ситуации существуют границы разногла­сий - что, к сожалению, не всегда легко распознается. Иногда внеш- не все выглядит легко и просто, но в реальности за этой просто­той скрываются огромные сложности. Типичным примером неяс­ности этих границ является ссора, которая начинается с какого-либо пустяка, допустим из-за невымытой посуды, а заканчивает­ся вспоминанием всех близких и дальних родственников, на ко­торых вы, оказывается, похожи, т.е. когда к этому добавляется негативная оценка личности. В результате реальные расхождения, из-за которых возник спор, и сопутствующие моменты в форме обвинений и оскорблений переплетаются, создавая все новые и новые очаги спора.

Осознание ситуации как конфликтной всегда сопровождается эмоциональным напряжением, что активно влияет на течение конфликта и его исход. Структура конфликтной ситуации схема­тически изображена на рис. 9.

Для перерастания конфликтной ситуации в конфликт необхо­димо, чтобы хоть один из участников воспринял ее как значимую для себя, т. е. чтобы для одного из них она приобрела личностный смысл.

Инцидент - конфликтный эпизод, завязка конфликта, нача­ло конфликтной ситуации - ситуация взаимодействия, в кото­рой происходит столкновение интересов или целей участников будущего конфликта. Именно с этого момента конфликт стано­вится для участников психологической реальностью. Иными сло­вами, инцидент - именно тот момент в конфликте, который позволяет осознать собственную включенность в конфликт.

6.Влияние толерантности на образ конфликтной ситуации. Образы конфликтной ситуации - своеобразные идеальные карты, которые включают в себя представления участников конфликта:

ü о себе (о своих потребностях, возможностях, целях, ценностях

ü о противоположной стороне (о потребностях, целях, ценнос­тях и т.п.);

ü о среде и условиях, в которых протекает конфликт.

Необходимо отметить следующее весьма существенное обстоя­тельство. Никто не знает, как представляет себе данную ситуацию другой, пока тот не сообщит об этом. Но для возникновения кон­фликта не имеет значения ни то, действительно ли ситуация та­кова, какой ее видят участники, ни то, верно ли судят вовлечен­ные в нее люди об образе мыслей друг друга.

Вполне понятно, что участники конфликта видят ситуацию по-разному, что определяется уже самой включенностью в кон­фликт, но их тезаурусы могут различаться иногда очень сильно. Замечательный пример приводится в книге «Конфликтология» , где описан эпизод из жизни А.П.Чехова. Писатель встре­тился однажды с преступником, который убил совершенно не­знакомого человека, сидевшего с ним за одним столом в ресто­ране. «За что же ты его?» - спросил Чехов. «Да он так противно чавкал, что я не выдержал», - ответил убийца. Видимо, у погиб­шего был иной образ конфликтной ситуации, его позиция (пред­ставление о собственной манере еды и восприятии ее другими) состояла, скорее всего, в том, что он не заслуживает столь сурового наказания. Вероятно, убитый не мог предполагать, что это настолько страшно или может так сильно повлиять на окружаю­щих. Но, к несчастью, у убийцы оказалось другое представление.

Вероятно, нечасто встретишь столь интолерантного человека (категоричного, нетерпимого к чужим недостаткам), как этот преступник. Установка преступника, выражающаяся в том, что другой человек должен соответствовать его требованиям, как бы запускает процесс, который убирает с пути все несоответствую­щее его эталонам. Точно так же фашистская идеология формиро­вала установки, по которым всех, кто не попадал в категорию «арийской расы», следовало уничтожать. Для того чтобы не ока­заться в ситуации, когда слишком категоричные суждения о других людях, их манерах, поведении могли бы все разрушить, сле­дует контролировать собственное поведение.

Необходимость анализа образов конфликтной ситуации оп­ределяется двумя важными обстоятельствами: во-первых, имен­но они определяют конфликтное поведение, а не сама по себе реальность, пусть даже и противоречивая; а во-вторых, воздей­ствие на участников конфликта и изменение их образов ситуа­ции можно рассматривать как средство предупреждения и разре­шения конфликта. Ведь если есть установка толерантности, то она влияет на отбор или фильтрацию поступающей информа­ции, создавая более благоприятные условия для отказа от агрес­сии, категоричности оценок, способствует проявлению гибко­сти.

Именно картины конфликта, а не сама реальность, опреде­ляют поведение сторон. Как отмечает Н. В. Гришина, человек не просто реагирует на ситуацию, но «определяет» ее, одновремен­но «определяя» себя в этой ситуации, и тем самым создает, «кон­струирует» конфликтную ситуацию. Степень соот­ветствия образа конфликтной ситуации реальности может быть различной. А.Я. Анцупов и А. И. Шипилов выделяют четыре ва­рианта:

адекватно воспринимаемый конфликт (конфликтная ситуация существует и адекватно воспринимается участниками);

неадекватно воспринимаемый конфликт (конфликтная ситуация существует, стороны воспринимают ее как конфликт, но в их представлении он в определенной мере отличается от реального);

ложный конфликт (конфликтной ситуации нет, но тем не ме­нее отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как кон­фликтные);

конфликта как факта нет (конфликтная ситуация участника­ми не осознается, не воспринимается, хотя объективно существу­ет) .

Психологически конфликт начинается с восприятия и реак­ции друг на друга как на препятствие, мешающее достижению каких-то целей. Такой процесс в любом конфликте, по мнению многих авторов, сопряжен с искажениями и «неопределенно­стью» исхода, что провоцирует его участников. Это позволяет всту­пать в конфликт даже тем, кто с самого начала обречен на пора­жение. Наше восприятие вообще всегда сопряжено с определен­ными искажениями и потерей информации, но в конфликтной ситуации особенно изменяется - возрастает степень субъектив­ности восприятия.

В конфликте искажается восприятие не только отдельных эле­ментов конфликта, но и конфликтная ситуация в целом. Как от­мечают А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов, существует несколько ос­новных видов искажений: схематизация, категоричность оценок и суждений, явления каузальной атрибуции (приписывание несуще­ствующих причин поведения) .

Конфликтная ситуация упрощается и схематизируется, послед­ствия, как правило, не просчитываются, а оценки становятся без полутонов, «черно-белыми». Собственные суждения о партнере не подвергаются сомнению. Информация фильтруется и интер­претируется в соответствии со своими предубеждениями. Собствен­ные цели оцениваются как возвышенные и поэтому достойные реализации, а цели, намерения оппонента - как подлые и низ­менные. Себе приписываются, как правило, социально одобряе­мые качества (справедливость, честность, благородство и т.д.), а оппоненту - исключительно негативные (подхалимство, ябедни­чество, нахальство и т.д.). При этом, если даже ввиду несомнен­ной очевидности приходится признать положительные качества оппонента, то возникают ошибки, связанные с каузальной атри­буцией.

Каузальная атрибуция - приписывание причин поведения в процессе восприятия социальных объектов. Когда мы встречаем бегущего человека в спортивном костюме, мы предполагаем, что он спортсмен или старается похудеть. Если такого человека мы замечаем в неожиданном месте, предположим в театре, мы тоже пытаемся понять причины его появления здесь: может быть, это человек, работающий в театре, предположим, электрик или сле­сарь, а может быть, у него не было никакой иной одежды, но очень хотелось посмотреть спектакль и т.д.

Каузальная атрибуция предполагает приписывание как суще­ствующих, так и нереальных причин поведения. В конфликте это явление начинает играть особую роль. Часто приписываются оп­поненту несуществующие причины поведения. «Да, может быть, он и не дурак, - рассуждает участник конфликта, - но посмот­рите, как он поступает!» Акцентируя исключительно собствен­ные положительные качества, а в противоположной стороне под­мечая только негативные, постепенно образ оппонента у нас пре­вращается в образ врага. Признаки образа врага: недоверие, воз­ложение вины на врага, негативное ожидание, отождествление его со злом, отказ ему в сочувствии. Этот образ начинает форми­роваться в самом начале конфликта. При этом нейтральные дей­ствия рассматриваются как агрессивные («он делает только то, что мне во вред»), непреднамеренные действия воспринимаются как умышленные («это только мне назло»), поступкам оппонента приписывается аморальное, противоправное содержание («это подлые поступки, это удары ниже пояса»).

Итак, искажение образа партнера в конфликтной ситуации приводит к формированию искаженного образа конфликтной си­туации. Факторы, влияющие на искажение образа конфликтной си­туации, могут быть представлены следующим образом Наибольшему искажению подвергаются мотивы поведения сто­рон, их действия, высказывания и поступки, личностные качества оппонентов.

Эмоциональное реагирование

Ограниченность кругозо­ра, низкий уровень развития характеризуются категоричностью оценок, что ведет к ошибкам прогнозирования развития кон­фликта.

Установки. Ориентация на себя, на власть, доминирование, жесткость установок и т.д. искажают объективное понимание си­туации.

Оценка - самооценка

Чем мень­ше информации о другом имеется у человека, тем больше он до­мысливает и «достраивает» недостающие фрагменты информации, формируя искаженный образ конфликтной ситуации.

Если в сознании участника конфликта сложилось представле­ние, что мир опасен, агрессивен, а людей следует остерегаться, «лучше, чтобы поменьше обо мне знали» и т.д., т.е. в случае «аг­рессивной концепции среды», ошибочное восприятие в конфликте неминуемо.-

Особенности восприятия

Имеет значение и фактор времени - не во всем можно быстро и притом досконально и объективно разобраться.

6.Факторы, влияющие на искажение образа конфликтной ситуации, могут быть представлены следующим образом:

Наибольшему искажению подвергаются мотивы поведения сторон, их действия, высказывания и поступки, личностные качества оппонентов.

Эмоциональное реагирование и такие состояния, как стресс, аг­рессивность, высокий уровень негативных эмоций, состояние алкогольного или наркотического опьянения и т.д., влияют на возникающие искажения в конфликте. Человек, испытывая все эти и подобные им состояния, искажает образ конфликтной си­туации.

Уровень интеллектуального развития. Ограниченность кругозора, низкий уровень развития характеризуются категоричностью оценок, что ведет к ошибкам прогнозирования развития конфликта.

Установки. Ориентация на себя, на власть, доминирование, жесткость установок и т. д. искажают объективное понимание си­туации.

Оценка - самооценка (их неадекватность). Если человек невер­но оценивает себя или другого, занижая или завышая оценку, то неминуемо искажает и образ конфликтной ситуации.

Уровень информированности участников друг о друге. Чеммень­ше информации о другом имеется у человека, тем больше он домысливает и «достраивает» недостающие фрагменты информации, формируя искаженный образ конфликтной ситуации.

Если в сознании участника конфликта сложилось представление, что мир опасен, агрессивен, а людей следует остерегаться,
«лучше, чтобы поменьше обо мне знали» и т.д., т.е. в случае «агрессивной концепции среды», ошибочное восприятие в конфликте
неминуемо.

Негативное отношение к партнеру, сформировавшееся в до-конфликтный период, служит своеобразным фильтром для адек­ватного восприятия.

Особенности восприятия также влияют на полноту информа­ции в конфликте. Выявлено, что только в 15 % случаев люди точ­но или почти точно прогнозируют развитие событий. Неспособ­ность правильно оценить и спрогнозировать развитие конфликта ведет к увеличению ошибок в восприятии самой конфликтной ситуации.

Имеет значение и фактор времени - не во всем можно быстро и притом досконально и объективно разобраться.

Подводя итог сказанному, предлагаем схему анализа структуры конфликта, удобную для межличностных и групповых кон­фликтов, с которыми чаще всего приходится иметь дело любому человеку в обыденной жизни. Способ ответов на простые вопро­сы, на наш взгляд, тоже полезен. Такое, слегка упрощенное по­нимание структуры конфликта делает ее при этом ясной и до­ступной каждому.

Подводя итог сказанному, предлагаем схему анализа структу­ры конфликта, удобную для межличностных и групповых кон­фликтов, с которыми чаще всего приходится иметь дело любому человеку в обыденной жизни. Способ ответов на простые вопро­сы, на наш взгляд, тоже полезен. Такое, слегка упрощенное по­нимание структуры конфликта делает ее при этом ясной и до­ступной каждому.

Анализ структуры конфликта

Кто конфликтует? Участники (стороны) конфликта: прямые - инициаторы, жертвы; косвенные - подстрекатели, случайные лица; отдельные индивиды; группы (большие, малые)
Из-за чего конфликтуют? Объект (предмет) конфликта: реальный (вещественный) мир идеальный мир (чувства)
Как стороны восприни­мают друг друга? Позиции в конфликте: внешняя, внутренняя. Образ конфликтной ситуации.
Что скрыто за участием сторон в конфликте? Внутренняя позиция (потребности и опа­сения сторон) Поведенческие схемы Р-В-Ре
Что влияет на искажение восприятия в конфликте и самого конфликта? Оценка и самооценка, категоричность оценок Каузальная атрибуция Схематизация, стереотипы Установки Эмоциональное реагирование Уровень интеллектуального развития Временной фактор
Чем все завершилось? Способ разрешения конфликта