Согласно Сосновиковой Ю.Е. эмоциональное реагирование - это "кратковременный эмоциональный ответ на то или иное воздействие, имеющий более ситуационный характер" .

По мнению Е.П. Ильина эмоциональное реагирование обладает следующими характеристиками:

§ знак (положительные или отрицательные переживания);

§ влияние на поведение и деятельность (стимулирующее или тормозящее);

§ интенсивность (глубина переживаний и величина физиологических сдвигов);

§ длительность протекания (кратковременные или длительные);

§ предметность (степень осознанности и связи с конкретным объектом) .

Хомская Е. Д. наряду со знаком, интенсивностью, длительностью и предметностью, выделяет такие характеристики, как их реактивность (быстрота возникновения или изменения), качество (связь с потребностью), степень их произвольного контроля .

Рубинштейн С.Л. выделял несколько уровней эмоционального реагирования:

1. Уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности.

Он связан с физическими чувствованиями довольствия -- неудовольствия, которые обусловлены органическими потребностями. Они могут быть как специализированными, местного характера, отражая в качестве эмоциональной окраски или тона отдельное ощущение, так и более общего, разлитого характера, отражая более или менее общее самочувствие человека, не связанное в сознании с конкретным предметом (беспредметные тоска, тревога или радость).

2. Предметные чувства.

Опредмеченность чувств находит свое выражение в том, что сами чувства дифференцируются, в зависимости от предметной сферы, к которой относятся, на интеллектуальные, эстетические и моральные. С этим уровнем связано восхищение одним предметом и отвращение к другому, любовь или ненависть к определенному лицу, возмущение каким-либо человеком или событием и т. п.

3. Мировоззренческие чувства.

Это чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т. п. Они тоже могут иногда выступать как более или менее частные состояния, приуроченные к определенному случаю, однако чаще всего они выражают общие устойчивые мировоззренческие установки личности .

Смирнов В.М., Трохачев А.И. выделяли два вида эмоционального реагирования: эмоциональные реакции и эмоциональные состояния . Эмоциональные реакции (гнев, радость, тоска, страх) подразделяются ими на эмоциональный отклик, эмоциональную вспышку и эмоциональный взрыв (аффект).

Эмоциональный отклик является, по мнению авторов, самым динамичным и постоянным явлением эмоциональной жизни человека, отражая быстрые и неглубокие переключения в системах отношений человека к рутинным изменениям ситуаций обыденной жизни. Интенсивность и продолжительность эмоционального отклика невелики, и он не способен существенно изменить эмоциональное состояние человека.

Более выраженной интенсивностью, напряженностью и продолжительностью переживания характеризуется эмоциональная вспышка, которая способна изменить эмоциональное состояние, но не связана с утратой самообладания. Эмоциональный взрыв характеризуется бурно развивающейся эмоциональной реакцией большой интенсивности с ослаблением волевого контроля над поведением и облегченным переходом в действие. Это кратковременное явление, после которого наступает упадок сил или даже полное безразличие, сонливость.

Эмоциональные состояния, согласно В. М. Смирнову и А. И. Трохачеву, являются эмоциональной составляющей психических состояний. Эмоциональная составляющая близка к эмоциональному тонусу (настроению).

Традиционной считается классификация эмоционального реагирования, выделяющая эмоциональный тон ощущений, эмоции (включая аффекты), настроения.

Эмоциональный тон ощущений выступает базовой формой эмоций и представляет собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые. Для эмоционального тона ощущений характерно реагирование на отдельные свойства объектов или явлений: приятный или неприятный запах химических веществ или вкус продуктов; приятный или неприятный звук, раздражающее или радующее глаз сочетание цветов и т. д.

Функции эмоционального тона ощущений:

1. Ориентировочная - состоит в сообщении организму, опасно или нет то или иное воздействие, желательно ли оно или от него надо избавиться. Наличие эмоционального тона ощущений дает организму при встрече с незнакомым объектом возможность сразу принимать хотя и предварительное, но зато быстрое решение вместо сопоставления нового объекта с бесчисленными типами других известных объектов.

2. Обеспечение обратной связи, задача которой - сообщать человеку, что имевшаяся биологическая потребность удовлетворена (и тогда возникает положительный эмоциональный тон - удовольствие) или не удовлетворена (и тогда возникает отрицательный эмоциональный тон - неудовольствие).

3. Проявление определенных видов поведения до тех пор, пока не будет достигнут нужный организму результат .

Эмоции, согласно Б.Г. Мещерякову - это "особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности" .

Изард К. называет 10 основных эмоций: гнев, презрение, отвращение, дистресс (горе-страдание), страх, вину, интерес, радость, стыд, удивление.

Додонов Б.И. предложил следующую классификацию эмоций:

1. Альтруистические эмоции. Эти переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям, в желании приносить людям радость и счастье. Альтруистические эмоции проявляются в переживании чувства беспокойства за судьбу кого-либо и в заботе, в сопереживании радости и удачи другого, в чувствах нежности, умиления, преданности, участия, жалости.

2. Коммуникативные эмоции. Возникают на основе потребности в общении. По мнению Додонова, не всякая эмоция, возникающая при общении, является коммуникативной. При общении возникают разные эмоции, но коммуникативными являются только те из них, которые возникают как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоциональной близости (иметь друга, сочувствующего собеседника и т. п.), желания общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им отклик. К проявляемым при этом эмоциям автор относит чувство симпатии, расположения, чувство уважения к кому-либо, чувство признательности, благодарности, чувство обожания кого-либо, желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей.

3. Глорические эмоции. Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, славе, в стремлении завоевать признание, почет. Они возникают при реальном или воображаемом "пожинании лавров", когда человек становится предметом всеобщего внимания и восхищения. В противном случае у него возникают отрицательные эмоции. Проявляют себя эти эмоции в чувстве уязвленного самолюбия и желании взять реванш, в приятном щекотании самолюбия, в чувстве гордости, превосходства, в удовлетворении тем, что человек как бы вырос в своих глазах.

4. Праксические эмоции. Это эмоции, возникающие в связи с деятельностью, ее успешностью или неуспешностью, желанием добиться успеха в работе, наличием трудностей. Додонов связывает их появление с "рефлексом цели", по И. П. Павлову. Выражаются эти эмоции в чувстве напряжения, увлеченности работой, в любовании результатами своего труда, в приятной усталости, в удовлетворении, что день прошел не зря.

5. Пугнические эмоции. Они связаны с потребностью в преодолении опасности, на основе которой возникает интерес к борьбе. Это жажда острых ощущений, упоение опасностью, риском, чувство спортивного азарта, "спортивная злость", предельная мобилизация своих возможностей.

6. Романтические эмоции. Это эмоции, связанные со стремлением ко всему необычному, таинственному, неизведанному. Проявляются в ожидании "светлого чуда", в манящем чувстве дали, в чувстве особой значимости происходящего или в зловеще-таинственном чувстве.

7. Гностические эмоции. Проявляются эти эмоции в чувстве удивления или недоумения, чувстве ясности или смутности, в стремлении преодолеть противоречие в собственных рассуждениях, привести все в систему, в чувстве догадки, близости решения, в радости открытия истины.

8. Эстетические эмоции. Проявляются эстетические эмоции в наслаждении красотой, в чувстве изящного, грациозного, возвышенного или величественного, волнующего драматизма ("сладкая боль"). Разновидностью эстетических чувств являются лирические чувства светлой грусти и задумчивости, растроганности, горьковато-приятное чувство одиночества, сладость воспоминаний о прошлом.

9. Гедонистические эмоции. Это эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте. Выражаются эти эмоции в наслаждении приятными физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла, солнца и т. д., в чувстве беззаботности и безмятежности, в неге ("сладкой лени"), в легкой эйфории, в сладострастии.

10. Акизитивные эмоции (от франц. acquisition -- приобретение). Эти эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, коллекционированию, приобретению вещей. Проявляются в радости по случаю приобретения новой вещи, увеличения своей коллекции, в приятном чувстве при обозрении своих накоплений и т. Д .

Свойства эмоций:

1. Универсальность. Состоит в независимости эмоций от вида потребности и специфики деятельности, в которой они возникают. Это значит, что механизмы возникновения эмоций являются специфичными и независимыми от механизмов возникновения конкретных потребностей.

2. Динамичность эмоций заключается в фазовости их протекания, т. е. в нарастании напряжения и его разрешении.

3. Доминантность. Сильные эмоции обладают способностью подавлять противоположные себе эмоции, не допускать их в сознание человека.

4. Адаптация. Эмоциям свойственно притупление, снижение остроты их переживаний при долгом повторении одних и тех же впечатлений.

5. Пристрастность (субъективность). В зависимости от личностных (вкусов, интересов, нравственных установок, опыта) и темпераментных особенностей людей, а также от ситуации, в которой они находятся, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции.

6. Заразительность. Человек, испытывающий ту или иную эмоцию, может невольно передавать свое настроение, переживание другим людям, общающимся с ним. Пластичность. Одна и та же по модальности эмоция может переживаться с различными оттенками и даже как эмоция различного знака (приятная или неприятная).

7. Удержание в памяти. Еще одним свойством эмоций считается их способность долгое время храниться в памяти.

8. Переключаемость. Это свойство означает, что предметом (объектом) одной эмоции становится другая эмоция .

Аффекты представляют собой очень сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации.

Аффект как разновидность эмоции характеризуется:

1) быстрым возникновением;

2) очень большой интенсивностью переживания;

3) кратковременностью;

4) бурным выражением (экспрессией);

5) безотчетностью, т. е. снижением сознательного контроля за своими действиями; в состоянии аффекта человек не способен держать себя в руках. При аффекте мало продумываются последствия совершаемого, вследствие чего поведение человека становится импульсивным. Про такого человека говорят, что он находится в беспамятстве;

6) диффузностью; сильные аффекты захватывают всю личность, что сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия, контроль внимания фокусируется в основном на объекте, вызвавшем аффект

Существует несколько видов аффектов. Основными двумя выделяют патологический и физиологический аффект.

Патологический аффект - кратковременное, сверхинтенсивное переживание, достигающее такой степени, при которой наступает полное помрачение сознания и парализация воли.

Физиологический аффект - такое эмоциональное состояние лица, при котором оно является вменяемым, однако его сознание существенно ограничено. В отличие от патологического аффекта, при физиологическом аффекте лицо сознает свои действия, может ими управлять, либо имеет возможность сознавать свои действия.

Настроение характеризуется дифузностью, отсутствием четкой осознанной привязки к определенным предметам или процессам, и достаточной устойчивостью.

Кроме того, настроение характеризуется:

§ слабой интенсивностью;

§ значительной длительностью; настроение может длиться часами, а то и днями;

§ подчас неясностью его причины; испытывая то или иное настроение, человек, как правило, слабо осознает причины, его вызвавшие, не связывает его с определенными людьми, явлениями или событиями (при плохом настроении у человека после сна говорят, что он сегодня встал не с той ноги);

§ влиянием на активность человека; постоянно присутствуя у человека в качестве эмоционального фона, оно повышает или понижает его активность в общении или работе.

Ильиным Е.П. была проведена работа по выделению компонентов эмоционального реагирования. Им были выделены следующие компоненты:

1. Импрессивный компонент эмоционального реагирования - переживания

Согласно Л.М. Веккеру переживание - это "непосредственное отражение самим субъектом своих собственных состояний, а не отражение свойств и соотношений внешних эмоциогенных объектов" .

По знаку эмоциональные переживания делятся на положительные и отрицательные, т. е. приятные и неприятные. Кроме того переживания дифференцируют по признакам интенсивности, длительности, глубине.

2. Физиологический компонент эмоционального реагирования

3. Экспрессивный компонент эмоционального реагирования

Экспрессия выражается через речевые, мимические, пантомимические, жестикуляционные средства, а также через внимание к своей внешности.

4. Психомоторные средства экспрессии (выразительные движения) .

Помимо жестикуляции при сильно выраженных эмоциях наблюдаются целостные двигательные акты -- эмоциональные действия.

К расстройствам эмоционально-волевой сферы относят патологии развития эмоций и воли. Рассмотрим их по отдельности.

Выделяют четыре группы патологии эмоций.

Первая группа - симптомы сниженного настроения. К этой группе относятся:

§ Гипотимия - снижение настроения.

§ Тоска - переживание безысходности, потеря жизненного тонуса.

§ Дисфория - состояния немотивированной злобности и раздражительности, иногда агрессивности, направленной на всех без исключения окружающих.

§ Дистимия - снижение настроения с преобладанием раздражения.

§ Тревога - переживание растерянности, опасности в ближайшем будущем с повышением двигательной активности, иногда тремором, пальпитацией, дрожанием, тахикардией, повышением артериального давления.

§ Страх - переживание непосредственной конкретной угрозы .

Ко второй группе патологий относятся симптомы повышенного настроения:

§ Гипертимия - повышенное настроение.

§ Эйфория - состояние безмятежности со стремлением к созерцанию, но часто с активными действиями, которые характеризуются беспечностью.

§ Мория - эйфория с отсутствием целенаправленной деятельности и дурашливостью, характерна для поражений лобных долей головного мозга.

§ Экстаз - крайне приподнятое, возвышенное настроение с представлением о выходе за пределы собственного тела и слиянием с окружающим, например природой .

К третьей группе патологий относят симптомы неустойчивости эмоциональной сферы:

§ Недержание аффекта - неспособность контролировать поведение, которое сопровождает эмоции; часто выражается в агрессивности по отношению к слабому стимулу обиды.

§ Эмоциональная лабильность - быстрая смена настроения, быстро возникающие слезы умиления, раздражительность.

§ Эмоциональная холодность (слабодушие) - безразличие, неспособность к сопереживанию, отрешенность, формальная реакция на эмоции других людей и даже членов семьи .

К четвертой группе относятся симптомы качественного искажения эмоций:

§ Эмоциональная тупость (уплощение) - утрата способности к тонким и адекватным эмоциональным реакциям и невозможностью их появления вообще.

§ Апатия - отсутствие побуждения к деятельности и утрата интереса к окружающим, но есть эмоциональное реагирование.

§ Эмоциональное оскудение - утрата способности к тонким и адекватным эмоциональным реакциям.

§ Эмоциональная парадоксальность - ослабление адекватных эмоциональных контактов на важные события при одновременном оживлении реакций на сопутствующие незначительные обстоятельства.

§ Амбивалентность (двойственность) - одновременное возникновение и сосуществование двух взаимно противоположных чувств (например, любовь и ненависть) .

Во многих случаях причинами эмоциональных расстройств являются различные органические и психические заболевания, о которых будет сказано ниже. Однако эти причины носят индивидуальный характер. Есть причины, которые касаются целых слоев общества и даже нации. Такими причинами, как отмечают А. Б. Холмогорова и Н. Г. Гаранян, являются специфические психологические факторы и в частности, особые ценности и установки, поощряемые в социуме и культивируемые во многих семьях. Становясь достоянием индивидуального сознания, они создают психологическую предрасположенность к эмоциональным расстройствам, в том числе к переживанию отрицательных эмоций и депрессивным и тревожным состояниям.

В числе причин эмоциональных расстройств А.Б. Холмогорова и Н.Г. Гаранян выделяют:

1. Социальные ценности и стереотипы, способствующие росту отрицательных эмоций и затрудняющие их переработку: культ успеха и достижения, культ силы и конкурентность, культ "рацио" и сдержанность.

2. Особенности семейной системы, способствующие индуцированию, фиксации и трудностям переработки отрицательных эмоций: высокие родительские требования и ожидания, высокий уровень критики; недоверие к другим людям (вне семьи), изоляция, сверхконтроль; игнорирование эмоций семейных отношений, запрет на их проявление.

3. Трудности в построении близких отношений с людьми и получении эмоциональной поддержки: высокие требования и ожидания от других людей; негативные ожидания от других людей; трудности самовыражения и понимания других.

4. Личностные установки, способствующие негативному восприятию жизни, себя, других и затрудняющие самопонимание: перфекционизм, скрытая враждебность, алекситимия.

5. Когнитивные процессы, стимулирующие отрицательные эмоции и затрудняющие самопонимание .

Билет 34

Общая характеристика эмоций. Функции эмоций.

Билет 33

Жизненный выбор. Жизненные ценности и способы их достижения.

Билет 32

Жизненный выбор – это переломный момент на жизненном пути, который имеет свою структуру и внутренние тенденции, свидетельствующие о направленности личности, способах ее взаимодействия с миром и уровне развития. Жизненный выбор вписывает человека в определенный социальный контекст, способствуя освоению конкретных отношений и видов деятельности, возникновению новых функций и форм активности, повышению инициативы и социальной ответственности. Жизненный выбор позволяет «увидеть», ради чего человек живет, к чему стремится, как достигает своих жизненных целей. Выбирая место жительства, учебы или работы, спутника жизни или начальника, а так же, решаясь на рождение ребенка или развод и т.п., человек отстаивает свои жизненные ценности (не те, за которые мы платим, а те, ради которых живем). Таким образом, жизненные ценности (например, интересная работа, счастливая семейная жизнь, здоровье и пр.) выступают как содержательно-смысловая характеристика жизненного выбора. Кроме того, совершая выбор, каждый из нас принимает решение, а затем реализует его. И своеобразие принятия решения по жизненно важному поводу, и реализация принятого решения (способов такой реализации – множество) – все это слагаемые жизненного выбора, его инструментальные характеристики.

Эмоции – форма адаптации к реальности, чтобы в ней можно было действовать. Эмоция – это психическая представленность, отражение актуального состояния потребности . Свойства эмоций: выражет состояние сб и его отношение к объекту; полярность (связано с древностью); субъективность; участие в побуждении деятельности.. Эмоция – это психическая представленность или отражение смыслов, образуемых мотивом. Функции эмоций: Функции оценки: следообразующая (накопление индивидуального опыта); предвосхищение; Критерий оценки: мотивационная значимость. Оцениваются собственные состояния, объекты внешнего мира. Функции побуждения и организации: энергетическая (активация и мобилизация организма); дезорганизующая – аффект (в аварийной ситуации); регуляторная = направляющая = селективная (видим то, что хотим видеть); эвристическая (предвидение); синтезирующая (эмоц синтез по принципу ассоциаций – аффективные комплексы). Функции экспрессии: общения; сигнальная (природный уровень); знаковая (социальный); символическая (личностный).

Характеристика различных видов эмоционального реагирования . Эмоциональный тон . Он связан с переживанием удовольствия или неудовольствия в процессе ощущения. характерно реагирование на отдельные свойства объектов или явлений. Первая функция эмоционального тона ощущений - ориентировочная функция, которая состоит в сообщении организму, опасно или нет то или иное воздействие, желательно ли оно или от него надо избавиться. Второй функцией эмоционального тона ощущений является обеспечение обратной связи, задача которой - сообщить человеку, что его биологическая потребность удовлетворена или не удовлетворена. эмоция - это реакция на ситуацию, а не на отдельный раздражитель. Аффект. Аффект есть не что иное, как сильно выраженная эмоция. Любая эмоция может достигнуть уровня аффекта, если она вызывается сильным или особо значимым для человека стимулом. Почти всегда аффекты возникают в виде реакции, при которой происходит отреагирование напряжения. Аффект характеризуется: быстрым возникновением; очень большой интенсивностью переживания; кратковременностью; бурным выражением (экспрессией); безотчетностью, т.е. снижением сознательного контроля за своими действиями. В состоянии аффекта человек не способен «держать себя в руках». При аффекте мало продумываются последствия совершаемого Аффективные проявления положительных эмоций - это восторг, воодушевление, энтузиазм, приступы безудержного веселья, смеха; аффективные проявления отрицательных эмоций - это ярость, гнев, ужас, отчаяние. Иногда аффект сопровождается ступором..Настроение (эмоциональный тон в данный момент.). А.Г.Маклаков рассматривает настроение как «хроническое» эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. В обыденном сознании оно часто понимается как хорошее или плохое «расположение духа», как настрой (наличие или отсутствие желания) человека в данный момент общаться, чем-то заниматься, соглашаться или не соглашаться и т.д.. В большинстве учебников психологии настроение описывается как самостоятельный эмоциональный феномен, отличающийся от эмоций. По С.Л.Рубинштейну, «Настроение - не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние. Настроение отчасти более сложно и, главное, более переливчато-многообразно и, по большей части, расплывчато, более богато мало уловимыми оттенками, чем четко очерченное чувство». Настроение характеризуется: слабой интенсивностью; значительной длительностью (настроение может длиться часами, а то и днями); подчас неясностью его причины. Постоянно присутствуя в качестве эмоционального фона, настроение повышает или понижает его активность в общении или работе. Настроение может быть хорошим (стеническим) и плохим (астеническим). В первом случае при его устойчивом проявлении говорят о гипертимии, т.е. о повышенном настроении. Оно характеризуется приподнятостью, веселостью, жизнерадостностью. гипотимия: пониженное настроение, своеобразный эмоциональный «минор», который, аналогично гипертимному характерологическому складу, может стать основой формирования гипотимного характера. Чувства как вид эмоций. чувства являются одной из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающейся относительной устойчивостью. Чувство - это устойчивое эмоциональное отношение. Чувство надситуативно. Чувства длительны. Максимальная степень выраженности чувства - страсть. Страстно можно и любить, и ненавидеть. Страсть напоминает аффект, но это не аффект. Для чувств характерна субъективность, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различные значения. Для ряда чувств характерна интимность, т.е. глубоко личный смысл переживаний, их сокровенность. Чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, к которому данный человек испытывает чувство. Наиболее распространенной классификацией чувств является их деление в зависимости от сферы проявления на три группы: нравственные, интеллектуальные и эстетические. Нравственными называют чувства, которые переживает человек в связи с осознанием соответствия или несоответствия своего поведения требованиям общественной морали. Они отражают различную степень привязанности к определенным людям, потребности в общении с ними, отношения к ним. Интеллектуальные - это чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Эстетическими называют чувства, связанные с переживанием удовольствия или неудовольствия, вызываемые красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. Стресс. Стресс - физиологической реакции организма на действие отрицательных факторов, представляющих для него угрозу. Стресс выражается общим адаптационным синдромом, проявляющимся независимо от качества патогенного фактора (химического, термического, физического), и имеет определенные стадии: реакция тревоги, во время которой сопротивление организма сначала понижается («фаза шока»), а затем включаются защитные механизмы («фаза противошока»); стадия устойчивости, когда за счет напряжения функционирующих систем достигается приспособление организма к новым условиям; стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций. Фрустрация. Понятие « фрустрация » (от лат. frustratio - расстройство (планов), крушение (замыслов, надежд)) используется в двух значениях: 1) акт блокирования или прерывания поведения, направленного на достижение значимой цели, т.е. фрустрационная ситуация; 2) эмоциональное состояние, возникающее после неудачи, неудовлетворения какой-либо потребности, упреков извне. Данное состояние сопровождается сильными эмоциями: враждебности, гнева, вины, тревоги и пр. Фрустратором выступает непреодолимое для человека препятствие, блокирующее достижение поставленной им цели. По С.Розенцвейгу, состояние фрустрации может проявиться в трех формах поведения (реакций): экстрапунитивной, интрапунитивной и импунитивной, которые свидетельствуют о направленности реакций. Экстрапунитивная форма реагирования характеризуется направленностью реакции вовне. Человек склонен обвинять в случившемся обстоятельства, других людей. Интрапунитивная форма фрустрации характеризуется аутоагрессией: самообвинением, появлением чувства вины. Импунитивная форма реагирования связана с отношением к неудаче либо как к неизбежному, фатальному, либо как к малозначимому событию, которое со временем «разрегулируется» само по себе. Кроме того, выделяют определенные виды фрустрационного реагирования: Двигательное возбуждение - бесцельные и неупорядоченные реакции; Апатия (например, ребенок в ситуации фрустрации лег на пол и смотрел в потолок); Агрессия и деструкция; Стереотипия - тенденция к слепому повторению фиксированного поведения; Регрессия, проявляющаяся в примитивизации поведения.

Зависимость типа "эмоционального выгорания" от характера эмоциогенной ситуации

дипломная работа

2.1 Характеристика различных видов эмоционального реагирования

1. Эмоциональный тон ощущений.

Эмоциональный тон ощущений является филогенетически наиболее древней эмоциональной реакцией. Он связан с переживанием удовольствия/неудовольствия в процессе ощущения. Для эмоционального тона ощущений характерно реагирование на отдельные свойства объектов или явлений: приятный или неприятный вкус продуктов, приятный или неприятный запах и т.д. Следовательно, это контактный вид эмоционального реагирования.

2. Эмоциональный тон впечатлений.

Эмоциональный тон впечатлений, в отличие от эмоционального тона ощущений, может быть бесконтактным, т.е. не связанным с прямым воздействием физического или химического раздражителя, а является следствием представления (например, воспоминания о приятно проведенном отпуске, о победе любимой команды, о своем удачном выступлении и т.д.).

Очевидно, этот эмоциональный тон тоже связан с центрами «удовольствия/неудовольствия», только их возбуждение идет не через афферентные пути, а более сложным путем - через корковые отделы, связанные с психической деятельностью человека: пониманием содержания книги, восприятием музыки и др. Поэтому можно говорить о том, что эмоциональный тон впечатлений имеет социализированный характер.

Функции эмоционального тона ощущений и впечатлений.

1) Ориентировочная - состоит в сообщении организму, опасно или нет то или иное воздействие, желательно оно или от него надо избавиться.

2) Обеспечение обратной связи, задача которой - сообщать человеку, что имевшаяся биологическая потребность удовлетворена (и тогда возникает положительный эмоциональный тон - удовольствие) или не удовлетворена (и тогда возникает отрицательный эмоциональный тон - неудовольствие).

3) Необходимость проявлять определенные виды поведения до тех пор, пока не будет достигнут нужный организму результат.

3. Собственно эмоция как реакция на ситуацию и событие.

Не смотря на разные слова, используемые психологами при определении эмоций, суть их проявляется в одном слове - переживание, либо в двух - переживание отношения. Таким образом, чаще всего эмоция определяется как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему- или к кому-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т.д.).

Веккер считает, что «определение специфичности эмоций как переживания событий и отношений в противоположность когнитивным процессам как знанию об этих событиях и отношениях недостаточно». Для определения эмоций Л.М. Веккер вводит понятие аффективно-когнитивно-мотивационный гештальт. Эмоция - это не только изолированно взятое переживание отношения к какому-либо событию, это и знание об этом переживании, его представленность в сознании, и, как следствие, побуждение к дальнейшим действиям.

Схожую точку зрения высказывает А.Н. Леонтьев, определяя функцию переживания как сигнал человеку о личностном смысле событий. В этом плане переживание той или иной эмоции есть оценка значимости ситуации в жизни человека.

Исходя из вышеизложенного, мы рассматриваем эмоцию как психовегетативную реакцию, связанную с проявлением субъективного пристрастного отношения (в виде переживания) к ситуации, ее исходу (событию) и способствующую организации целесообразного поведения в данной ситуации. В этом определении акцент сделан на роли эмоций в организации целесообразного в данной ситуации поведения, а не только на переживании отношения к этой ситуации, что свойственно традиционным определениям эмоций.

Подводя итог сказанному, можно отметить следующее:

1. Эмоции - это реакции на ситуацию, а не на отдельный раздражитель. Человек оценивает ситуацию в целом, создаваемую раздражителем, и реагирует возникновением эмоции на эту ситуацию, а не на сам раздражитель. Например, эмоция страха возникает не на отдельный раздражитель (боль), а при оценке ситуации (сильная боль грозит большой неприятностью), т.е. эмоция связана в данном случае с прогнозом будущего, а не с тем, что человек ощущает сейчас.

2. Эмоция - это часто заблаговременная реакция на ситуацию и ее оценка. В результате под влиянием эмоции человек реагирует на еще не наступивший контакт с раздражителем. Таким образом, эмоция выступает в качестве механизма предвидения значимости для человека той или иной ситуации.

3. Эмоция - это дифференцированная оценка разных ситуаций. В отличие от эмоционального тона, который дает эмоциональную оценку (нравится/не нравится, приятно/неприятно), эмоции более тонко показывают значение той или иной ситуации для человека.

4. Эмоции - это не только способ оценки предстоящей ситуации, но и механизм заблаговременной и адекватной подготовки к ней за счет мобилизации психической и физической энергии.

5. Эмоции, как и эмоциональный тон - это механизм закрепления положительного и отрицательного опыта. Возникая при достижении или не достижении цели, они являются положительным или отрицательным подкреплением поведения и деятельности.

Таким образом, говоря о «выгорании», мы имеем в виду собственно эмоциональное реагирование (эмоции) на различные эмоциогенные ситуации. Почему же эти эмоциональные реакции закрепляются в поведении и сознании человека после выхода из эмоциогенной ситуации, и, как следствие, возникает феномен «выгорания»? Ответив на этот вопрос, мы будем иметь представление о механизме формирования данного феномена.

Особенности эмоционального реагирования у лиц с нарушением адаптации

Выше уже было отмечено, что нарушение адаптации происходит в сложной взаимосвязи человека с окружающей средой. Дезадаптация нередко встречается в самом раннем возрасте...

Особенности эмоционального реагирования у лиц с нарушением адаптации

Социальный работник сталкивается с проблемами дезадаптации при работе со следующими категориями клиентов: ѕ безработные; ѕ наркозависимые (социальная дезадаптация таких больных проявляется в микросоциальной, семейной и трудовой сферах...

Психологическая сущность игры дошкольника

В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка...

Психологические изменения у человека в условиях сенсорной депривации

Многие исследования убедительно показывают, что депривация различных видов (сенсорная, когнитивная, эмоциональная, социальная) ведет к развитию депрессии, тревоги, страхов. Такая картина наблюдалась в условиях Крайнего Севера (по данным Л.Е...

Пути, приёмы и средства улучшения памяти человека

Все люди по способности запоминать подразделяются на два типа: быстро и медленно запоминающие материал...

Эмоциональное реагирование характеризуется знаком (положительные или отрицательные переживания), влиянием на поведение и деятельность (стимулирующее или тормозящее), интенсивностью (глубина переживаний и величина физиологических сдвигов)...

Эмоции и художественное творчество

С.Л. Рубинштейн в многообразных проявлениях эмоциональной сферы личности выделяет три уровня. Первый -- это уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности...

С. Л. Рубинштейн в многообразных проявлениях эмоциональной сферы личности выделяет три уровня.

Первый - это уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Он связан с физическими чувствованиями удовольствия - неудовольствия, которые обусловлены органическими потребностями. Они могут быть, по Рубинштейну, как специализированными, местного характера, отражая в качестве эмоциональной окраски или тона отдельное ощущение, так и более общего, разлитого характера, отражая более или менее общее самочувствие человека, не связанное в сознании с конкретным предметом (беспредметные тоска, тревога или радость).

Второй, более высокий уровень эмоциональных проявлений, по Рубинштейну, составляют предметные чувства (эмоции). На смену беспредметной тревоги приходит страх перед чем-нибудь. Человек осознает причину эмоционального переживания. Опредмеченность чувств находит свое высшее выражение в том, что сами чувства дифференцируются, в зависимости от предметной сферы, к которой относятся, на интеллектуальные, эстетические и моральные. С этим уровнем связано восхищение одним предметом и отвращение к другому, любовь или ненависть к определенному лицу, возмущение каким-либо человеком или событием и т.п..

Третий уровень связан с более обобщенными чувствами, аналогичными по уровню обобщенности отвлеченному мышлению. Это чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т. п. Они тоже могут иногда выступать как более или менее частные состояния, приуроченные к определенному случаю, однако чаще всего они выражают общие устойчивые мировоззренческие установки личности. Рубинштейн назыв ает их мировоззренческими чувствами.

Таким образом, заключает Рубинштейн, «в развитии эмоций можно... наметить следующие ступени:

1) элементарные чувствования как проявления органической аффективной чувствительности, играющие у человека подчиненную роль общего эмоционального фона, окраски, тона или же компонента более сложных чувств;

2) разнообразные предметные чувства в виде специфических эмоциональных процессов и состояний;

3) обобщенные мировоззренческие чувства; все они образуют основные проявления эмоциональной сферы, органически включенной в жизнь личности».

3. Виды эмоционального реагирования

Эмоциональные реакции (гнев, радость, тоска, страх) подразделяются ими на эмоциональный отклик, эмоциональную вспышку и эмоциональный взрыв (аффект).

Эмоциональный отклик является самым динамичным и постоянным явлением эмоциональной жизни человека, отражая быстрые и неглубокие переключения в системах отношений человека к рутинным изменениям ситуаций обыденной жизни. Интенсивность и продолжительность эмоционального отклика не велики, и он не способен существенно изменить эмоциональное состояние человека.

Более выраженной интенсивностью, напряженностью и продолжительностью переживания характеризуется эмоциональная вспышка, которая способна изменить эмоциональное состояние, но не связана с утратой самообладания.

Эмоциональный взрыв характеризуется бурно развивающейся эмоциональной реакцией большой интенсивности с ослаблением волевого контроля над поведением и облегченным переходом в действие. Это кратковременное явление, после которого наступает упадок сил или даже полное безразличие, сонливость.

Эмоциональные состояния, согласно В. М. Смирнову и А. И. Трохачеву, являются эмоциональной составляющей психических состояний. Эмоциональная составляющая близка к эмоциональному тонусу (настроению).

Переживание как импрессивный компонент эмоционального реагирования

Как пишет К. К. Платонов (1984), переживание определило скачок от физиологической формы отражения, присущей и растениям, к психической, присущей только животным с высокоразвитым мозгом. По А. Н. Леонтьеву (1972), реальная функция переживаний состоит в том, что они сигнализируют о личностном смысле события.

Однако даваемые переживанию определения носят формальный и противоречивый характер.

Например, Л. С. Выготский определял переживание как особую интегральную единицу сознания. К.К. Платонов (1984) определил переживание как простейшее субъективное явление, как психическую форму отражения, являющуюся одним из трех атрибутов сознания. Ф. Е. Василюком (1990) переживание определяется как любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни. В то же время этот автор считает возможным использовать в названии своей книги (Василюк, 1984) понятие «переживание» в смысле «пережить», «преодолеть» возникшую критическую ситуацию, что еще больше запутывает понимание сущности этого термина. Р. С. Немов (1994) считает, что переживание - это ощущение, сопровождаемое эмоциями. М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович (1998) определяют переживание как осмысленное эмоциональное состояние, вызванное значимым объективным событием или воспоминаниями эпизодов предшествующей жизни.

Ясно, что переживание связано с сознанием и является отражением в сознании ощущений, впечатлений. Однако в чем состоит глубинная специфика этого отражения по сравнению с другими его видами - сенсорным, интеллектуальным? Подчеркивание субъективного характера этого отражения вопроса не снимает - восприятие, например, тоже субъективно.

Пожалуй, наиболее адекватное определение переживанию дал в своей более ранней работе К. К. Платонов (1972), у которого переживание - «это атрибут акта сознания, не содержащий образа отражаемого и проявляющийся в форме удовольствия или неудовольствия (страдания), напряжения или разрешения, возбуждения или успокоения» (с. 89).

Близко к этому и понимание переживания Л. М. Веккером (2000). Для него переживание - это непосредственное отражение самим субъектом своих собственных состояний, а не отражение свойств и соотношений внешних эмоциогенных объектов. Последнее есть знание.

Любое переживание - это волнение. Оно близко по смыслу латинскому слову emoveo («потрясаю», «волную»), от которого и произошло само слово «эмоция». Волнение - это неспокойное состояние. Но возникает вопрос - а что такое спокойное состояние? Как оно осознается?

По знаку эмоциональные переживания делятся на положительные и отрицательные, т. е. приятные и неприятные. Такое полярное деление переживаний по знаку является общепризнанным, хотя Н. Д. Левитов и отмечает, что оно слишком примитивно. Другое дело - выделение средних, безразличных{индифферентных) состояний, не отягченных какими-либо эмоциональными переживаниями. Т. Рибо (1897) считал вопрос о существовании таких состояний человека неразрешимым.

П. В. Симонов говорит о смешанных эмоциях, когда в одном и том же переживании сочетаются и положительные, и отрицательные оттенки (получение удовольствия от переживания страха в «комнате ужасов» или катании на «американских горках», или переживание неразделенной любви: «любовь никогда не бывает без грусти» и т. п.). Это свидетельствует о том, что знак эмоциональных переживаний (приятное - неприятное, желаемое - нежелаемое) может не соответствовать традиционному делению эмоций на положительные и отрицательные. Приведенный мною первый пример показывает, что биологическая (врожденная) отрицательная эмоция - страх может при определенных условиях превращаться в социальную (или интеллектуальную) положительную эмоцию. Вряд ли от волнения перед экзаменом учащиеся получают удовольствие, а вот волнение, тревога, испытываемые болельщиками во время финального матча по футболу, хоккею и т. п. необходимы им, как острая приправа к мясному блюду. Они идут на такой матч не только поддержать любимую команду, но и получить удовольствие от переживаний. Поэтому если перед трансляцией такого матча по телевидению в записи они случайно узнают из новостей по другому каналу, как завершился этот матч, у них пропадает всякий интерес к этому телевизионному репортажу именно потому, что их лишили возможности поволноваться, понервничать.

Можно говорить об эмоциональных переживаниях различной длительности: мимолетных, неустойчивых (например, появление на секунду-две досады у баскетболиста, не попавшего мячом в корзину), длительных, продолжающихся несколько минут, часов и даже дней (например, по данным А. А. Баранова, 1999, у детей первого класса негативные переживания после эвакуации из школы, спровоцированной заложенной в ней «бомбы», наблюдалось в течение трех дней) и хронических (что имеет место в патологии). В то же время нужно понимать условность такого деления. Эти три группы эмоциональных реакций можно называть и по-другому: оперативные (появляющиеся при однократном воздействии), текущие и перманентные (длящиеся недели и месяцы). Однако эмоциональная реакция (тревожность, страх, фрустрация, монотония и т. д.) при определенных условиях может быть и оперативной (мимолетной), и текущей (длительной), и перманентной (хронической). Поэтому использование этой характеристики при выделении класса эмоциональных реакций является весьма относительным.

При дифференцировании эмоциональных переживаний по параметру интенсивности и глубины чаще всего используется линейный подход: на одном конце ряда находятся эмоции низкой интенсивности (настроение), на другом - эмоции высокой интенсивности (аффекты). Подобный линейный подход к классификации эмоциональных переживаний (как континууму состояний, ранжированных по степени активации аппарата эмоций) осуществил Д. Линдсли (1960).

А. Шопенгауэр (2000) высказал интересную мысль, касающуюся роли воображения в интенсивности испытываемых человеком эмоций. Он отмечает, что предощущение наслаждения не дается нам даром. «Именно то, чем человек насладился перед посредством надежды и ожидания какого-либо удовлетворения или удовольствия, то впоследствии как забранное вперед вычитается из действительного наслаждения, ибо тогда самое дело как раз настолько менее удовлетворит человека. Животное же, напротив того, остается свободно как от преднаслаждения, так и от этих вычетов из наслаждения, а потому и наслаждается настоящим и реальным целостно и ненарушимо. Равным образом и беды гнетут их только своею действительною и собственною тяжестью, тогда как у нас опасение и предвидение часто удесятеряют эту тяжесть» (с. 641).

Ф. Крюгер (Kruger, 1928, 1984) счел необходимым, помимо интенсивности эмоционального переживания, говорить и о его глубине, которая, по его представлениям, существенно отличается от простой интенсивности и ситуативной силы переживания. Еще дальше пошел А. Веллек (Wellek, 1970), который настаивает не только на различии интенсивности и глубины переживания, но и на антагонизме между ними. Он пишет, что эмоции взрывного характера обнаруживают тенденцию быть поверхностными, в то время как глубинные переживания характеризуются меньшей интенсивностью и большей устойчивостью (например, разочарование). Что касается антагонизма между этими двумя характеристиками переживания, то вопрос этот довольно спорный. Выделение же в качестве характеристики переживаний их глубины имеет разумное основание, если за глубину принимать внутреннюю значимость для субъекта события, по поводу которого возникло переживание. В этом смысле можно говорить о глубине разочарования, о глубине чувства и т. п.

Экспрессивная сторона эмоций.

Экспрессивный компонент эмоционального реагирования

Экспрессия выражается через речевые, мимические, пантомимические, жестикуляционные средства, а также через внимание к своей внешности.

Мимические средства экспрессии. Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека.

Рейковский (1979) отмечает, что на формирование мимического выражения эмоций оказывают влияние три фактора:

Врожденные видотипичные мимические схемы, соответствующие определенным эмоциональным состояниям;

Приобретенные, заученные, социализированные способы проявления эмоций, произвольно контролируемые;

Индивидуальные экспрессивные особенности, придающие видовым и социальным формам мимического выражения специфические черты, свойственные только данному индивиду.

Человек рождается с уже готовым механизмом выражения эмоций с помощью мимики. Все мускулы лица, необходимые для выражения различных эмоций, формируются в период 15-18-й недели утробного развития, а изменения «выражения лица» имеют место, начиная с 20-й недели.

Существуют три автономные зоны лица: область лба и бровей, область глаз (глаза, веки, основание носа) и нижняя часть лица (нос, щеки, рот, челюсти, подбородок), которые отражают внешнее проявление базовых эмоций

Характерные мимические изменения для различных эмоций (соответственно трем зонам лица)

Страх

1. Брови подняты и сдвинуты. Морщины только в центре лба

2. Верхние веки подняты так, что видна склера, а нижние приподняты и напряжены

3. Рот раскрыт, губы растянуты и напряжены

Удивление

1. Брови высоко подняты и округлены. Горизонтальные морщины пересекают весь лоб

2. Верхние веки подняты, а нижние опущены так, что над радужной оболочкой видна склера

3. Рот раскрыт, губы и зубы разъединены, напряжения или натяжения в области рта нет

Радость

1. Брови и лоб спокойные

2. Верхние веки спокойные, нижние веки приподняты, но не напряжены; под нижними веками морщинки. У наружного края уголков глаз морщинки - «гусиные лапки»

3. Рот закрыт, уголки губ оттянуты в стороны и приподняты. От носа к внешнему краю губ тянутся морщинки - носогубные складки

Гнев

1. Брови опущены и сведены, между бровями вертикальные складки

2. Верхние веки напряжены, нижние веки напряжены и приподняты

3. Рот закрыт, губы сжаты

Отвращение

1. Брови слегка опущены

2. Верхние веки опущены, нижние веки приподняты, но не напряжены; под нижними веками морщинки

3. Нос наморщен. Рот закрыт. Верхняя губа поднята, нижняя губа также поднята и выдвинута вверх по направлению к верхней губе

Горе

1. Внутренние уголки бровей подняты вверх

2. Внутренние уголки верхних век приподняты

3. Рот закрыт, уголки губ опущены, напряжения или натяжения в области рта нет

Наиболее выразительные мимические проявления локализуются преимущественно в нижней части лица и значительно реже в области лба-бровей. Ведущие признаки не локализуются в области глаз. В эксперименте, когда испытуемые анализировали проявление эмоций с помощью глаз, видимых через прорези в маске, закрывающей все лицо, результат дифференциации эмоций оказался нулевым, т.е. отдельно сами глаза ничего не выражают.

Внешние проявления эмоций зависят от культурных особенностей данного народа. Известна, например, традиция английского воспитания не обнаруживать внешне свои эмоции. То же наблюдается и у японцев.

Японец по сравнению с американцем значительно сильнее маскировал негативные эмоции позитивными.

У разных народов одни и те же выразительные средства обозначают разные эмоции. В китайской литературе фраза «глаза ее округлились и широко открылись» означает не удивление, а гнев; а удивление отражает фраза «она высунула язык». Хлопанье в ладоши на Востоке означает досаду, разочарование, печаль, а не одобрение или восторг, как на Западе. Выражение «почесал уши и щеки» означает выражение удовольствия, блаженства, счастья.

Психомоторные средства экспрессии (выразительные движения).

Помимо жестикуляции при сильно выраженных эмоциях наблюдаются целостные двигательные акты - эмоциональные действия. К ним относятся подпрыгивания при радости и сильном переживании за кого-то (например, при соревновании бегунов на короткие дистанции), кувырки и другие ритуальные действия, обнимание, ласкание, поглаживание и целование того, к кому человек испытывает нежные чувства или чувство благодарности, закрывание лица руками при неожиданной радости, плаче или испытываемом стыде. Многие выразительные движения также используются для того, чтобы показать свое отношение, чувство к тому или иному человеку или животному, выразить свою эмоциональную оценку происходящего.

Для адекватного восприятия эмоционального состояния по выразительным движениям нужно учитывать не отдельные движения, а весь их комплекс в целом.

Звуковые и речевые средства экспрессии.

Из звуковых средств экспрессии наиболее характерными являются смех и плач.

Смех является выразителем нескольких эмоций, поэтому он имеет разные оттенки и смысл. Одно дело, когда человек радуется, и другое - когда человек смеется при удачной шутке, комичном положении или когда его щекочут.

Смех у человека начинается вдыханием, за которым следуют короткие спазматические сокращения грудной клетки, грудобрюшной преграды и мышц живота (в связи с чем говорят: «животик надорвал от смеха»). При хохоте все тело откидывается назад и трясется, рот широко раскрыт, углы губ оттягиваются назад и вверх, верхняя губа приподнимается, лицо и вся голова наливаются кровью, круговые мышцы глаз судорожно сокращаются. Сморщившийся нос кажется укороченным, глаза блестят, часто появляются слезы.

Стереотипы экспрессии.

Во-первых, многие профессионалы, работающие с людьми (врачи и медсестры, учителя и воспитатели, руководители и студенты) полагают, что у них нет «дежурной» экспрессии, что их улыбки, взгляды, жесты, тон речи и позы принимают самые разные значения - все зависит от ситуации общения. Тем не менее самооценки опрошенных не соответствуют истине. Дело в том, что обусловленный природой и воспитанием стереотип эмоционального поведения личности резко ограничивает вариации экспрессии. Он дает о себе знать всегда, хотят люди того или нет. Присущие им эмоциональные реакции и состояния, коммуникабельные качества эмоций просматриваются в разных ситуациях общения и тем более в типичных. Конечно, любой человек может продемонстрировать разные по значению эмоциональные реакции и состояния. Но в повседневной жизни им владеет эмоциональный стереотип.

Во-вторых, подавляющее большинство обследованных находит свои экспрессивные средства в полном порядке. Многие считают, что в типичных обстоятельствах они либо близки к идеалу, либо проявляют норму. Люди редко отмечают у себя нежелательные формы экспрессии и практически никогда не находят неприемлемых.

Около 20 % обследуемых из разных социально-демографических групп нуждались в коррекции экспрессии. Однако чем очевиднее была необходимость в этом, тем упорнее сопротивлялся человек, защищая свое право остаться таким, каким его создала природа.

Формы эмоциональных переживаний.

В эту группу включают пять форм: усиление, ослабление, акцентирование, извращение эмоционального реагирования, а также его особые патологические формы.

Усиление эмоционального реагирования подразумевает всплеск проявления эмоций, чаще положительных; крайним выражением является экстаз. В эту подгруппу входят:

  • эйфория (греч. euphoria - состояние удовольствия) - состояние ощущения счастья; сопровождается видением окружающей действительности сквозь розовые очки (некий фантазийный отрыв от существующей жесткой реальности), повышенной оживленностью, стремлением к деятельности;
  • благодушие - состояние довольства с элементом беспечности, нежелание особо трудиться;
  • экстаз - состояние крайнего ощущения счастья вплоть до полного отрыва от реальности; встречается в шаманских практиках и религиозных мистических обрядах, при воздействии психотропных средств.

Ослабление эмоционального реагирования означает сужение палитры эмоций и степени их проявления; крайним выражением является эмоциональная тупость. При эмоциональной тупости индивид кажется вообще неспособным проявлять какие-либо чувства и переживать их внутри.

Акцентированность эмоционального реагирования выражается в преобладании той или иной эмоциональной окраски, например депрессивных нот.

Депрессия в узком смысле характеризуется печалью и снижением активности. Жизнь перестает приносить удовольствие (ангедония). Ведущий яркий симптом депрессии - бесцельность и бессмысленность существования. Чувства болезненные и пессимистические, вплоть до суицидных желаний (зачем жить?).

Мания в узком смысле подразумевает неадекватно приподнятое настроение (или чрезмерную раздражительность). Эмоциональные нарушения сопровождаются мыслительными и поведенческими расстройствами. Больные много говорят, строят «прожекты», много обещают, легко перескакивая с одной темы разговора на другую. Мания сопровождается бурной, но малопродуктивной деятельностью. Неяркое проявление мании называется гипоманией. Это состояние подразумевает мягкое присутствие всех симптомов мании. Проявления терпимы для окружающих, можно сказать, индивиды остаются в приемлемом контакте с реальностью.

Возможно чередование периодов депрессии и мании; такое сочетание имеет название биполярного (циклоидного, или маниакально-депрессивного) синдрома.

Патологическими формами эмоционального реагирования считают эмоциональную неадекватность, ангедонию, амбивалентность, чувство бесчувствия, тревожные расстройства, ананкастические расстройства (обсессивно-компульсивные и фобии).

Эмоциональная неадекватность проявляется неестественными (извращенными) для данной ситуации эмоциями. К примеру, у индивида при виде обычного предмета могут наворачиваться слезы; обычное приветствие вызывает бурное возмущение, а грубость приветствуется как должное.

Ангедония - состояние неспособности переживать радость, удовольствие как от простых привычных вещей и развлечений (кино, чтение, музыка и т.д.), так и от ситуаций, всегда приятно окрашенных, например от секса. Возникает вследствие тяжелых переживаний, но может выступать и базовым признаком психического заболевания (шизофрении).

Амбивалентность подразумевает одновременное переживание противоречивых, полярных желаний и эмоций. Например, индивид ощущает (и выражает) одновременно любовь и ненависть, радость и гнев, смех и слезы («раздираемый чувствами»).

Чувство бесчувствия - психопатологическое нарушение, которое характеризуется субъективным впечатлением о собственной внутренней пустоте, утрате чувств (присутствует ощущение, что больше нет чувств). Например, больные жалуются на то, что они не чувствуют больше любви к своим детям, супругам, нет ощущений ни от приятных, ни от неприятных ситуаций. Осознание отсутствия чувств само по себе порождает мучительные эмоции. Подобные проявления типичны при эндогенной депрессии, неврозах, шизофрении и других психозах.

Тревожное расстройство переживается как изнуряющее мрачное предчувствие, напряжение, сопровождающееся учащенным сердцебиением. Симптома навязчивости нет.

Ананкасические (обсессивно-компульсивные) расстройства представляют группу навязчивых состояний. В случаях превалирования идеаторного компонента (навязчивых мыслей, идей) говорят об обсессиях; в случаях превалирования моторного компонента (действий) - о компульсиях. Отдельно в этой группе выделяют фобии.

Фобии (греч. phobos - страх) означают навязчиво возникающие состояния страха перед отдельными объектами или ситуациями. Эмоция страха сопровождается сильным внутренним возбуждением, смысл которого - подготовить организм к борьбе или бегству в ситуации крайней опасности. При тревожном расстройстве и фобиях подобное состояние возникает в отсутствие реальной угрозы в момент возникновения реакции. Фактически, на существующую (гипотетически угрожающую) реальность проецируется следовое представление о пережитой некогда опасности.

Фобии могут быть изолированными (одиночными) и множественными, могут сочетаться с другими навязчивостями, например компульсиями. Фобии участвуют в развитии психозов, неврозов и психопатий. Ими страдают преимущественно женщины, вероятно, как более слабый пол.

Описано более 300 отдельных видов фобий, в частности:

  • агорафобия, страх открытого пространства, заставляет больного большую часть времени проводить в помещении;
  • клаустрофобия, страх закрытых помещений;
  • канцерофобия, страх раковой болезни;
  • страх высоты (акрофобия);
  • боязнь пожара (пирофобия);
  • танатофобия, страх смерти, и др.

Нередко причиной фобий становятся т.н. иррациональные мысли. Исходя из определения, такие мысли не имеют под собой должного логического обоснования. Механизм их образования основан на итерации (бесконечно повторяемой ссылке на саму себя). Формула проста. К примеру, «я должен, потому что должен», или «я не могу, потому что не могу», или «я боюсь, потому что боюсь». Рациональная психокоррекция таких мыслей бессмысленна.

В механизме образования тревожных расстройств и фобий задействована следовая, фантомная реакция на случившееся некогда травмирующее событие. В этих нарушениях всегда задействован некий пусковой механизм (триггер), который непосредственно включает патологическую реакцию. В текущей реальности таким триггером могут выступить любые ее элементы (объекты, ситуации, незначительные, на первый взгляд, события, просто мелкие «штрихи»). Они каким-то, порой малопостижимым образом ассоциированы («заякорены») у конкретного индивида с хранящимся в его памяти образом пережитой травмирующей ситуации. В своем большинстве лица, страдающие тревожными расстройствами и фобиями, достаточно критично относятся к своим страхам, отдают себе отчет в их иррациональном характере, но не в силах помочь сами себе, поскольку не могут контролировать свои чувства (эмоции господствуют над разумом). Данные расстройства всегда сопровождаются желанием избегнуть фобической ситуации.

Симптомы тревожных расстройств и фобии встречаются при невротических нарушениях, психических заболеваниях, а также многих соматических заболеваниях, например болезнях сердца и почек. Для диагноза чисто психологического нарушения следует в первую очередь отвергнуть соматическую патологию.

Паническое расстройство. Максимальным выражением тревожных расстройств и фобий является паническое расстройство. Оно выражается в повторяющихся внезапных атаках страха с частичной и даже полной утратой самоконтроля. Выраженные ощущения тревоги и страха, вплоть до страха смерти, сопровождаются естественными соматическими симптомами. Присутствуют дрожь, сердцебиение, одышка, удушье и т.п. Возникает феномен замыкания на симптомах и накручивание себя. Расположенные к панике индивиды провоцируют расстройство ложным преувеличением (катастрофической интерпретацией) своих ощущений. Например, при учащении сердцебиения страх по поводу возможных негативных последствий (при отсутствии реальных объективных факторов) резко усугубляет имеющиеся нарушения. Подсознательно происходит утверждение больных в правоте собственных пророческих опасений.

1291