1) Уточнение и систематизация словаря.

2) Развитие связной речи, творческого воображения.

3) Систематизировать представления детей о водном виде транспорта.

4) Развитие аналитических способностей, грамматических умений.

5) Развитие умений звукового анализа, знакомство со звуком [Р ].

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №42

Истринского муниципального района

Конспект НОД по речевому развитию детей в старшей группе

Тема: «Водный транспорт»

Подготовила и провела

воспитатель

Сорокина Н.В.

2011 год

Программное содержание:

  1. Уточнение и систематизация словаря.
  2. Развитие связной речи, творческого воображения.
  3. Систематизировать представления детей о водном виде транспорта.
  4. Развитие аналитических способностей, грамматических умений.
  5. Развитие умений звукового анализа, знакомство со звуком [ Р ].

Материал к занятию: Картины с изображением морского пейзажа, репродукции картин Айвазовского, картинки с изображением водного транспорта, скорлупки грецкого ореха, пластилин, зубочистки, полоски цветной бумаги.

Ход занятия:

I Дети встают рядом с воспитателем. Воспитатель загадывает загадку:

По волнам плывет отважно,
Не сбавляя быстрый ход,
Лишь гудит машина важно.
Что такое?
(Пароход)

В-ль показывает детям макет корабля.

Сегодня я хочу рассказать вам о транспорте, который передвигается только по воде. Садитесь за столы и мы с вами продолжим наше занятие.

II - Кто из вас догадался, как называется транспорт, который передвигается только по воде? (Водный транспорт).

Для чего он нужен? (Для того, чтобы перевозить людей и грузы.)

Назовите виды водного транспорта. (Корабль, лодка, яхта, катер, подводная лодка, проход и т.д.)

Кто управляет кораблём, пароходом, теплоходом? (Капитан.)

Кто помогает капитану управлять кораблём? (Матросы.)

Как называется место, куда приплывают корабли? (Порт.)

Для чего нужен маяк?

Для чего нужны паруса, спасательный круг, якорь?

Где можно встретить водный транспорт? (В море, реке, озере и т.д.)

Я вам хочу рассказать, что повар на корабле называется кок, самый молодой матрос – юнга, комнаты – каюты, окна – иллюминаторы, а лестница, по которой на корабль поднимаются пассажиры – трап.

III «Отгадай загадку». Ребята, я сейчас загадаю вам загадки о водном транспорте, вы внимательно послушайте и отгадайте, о чём загадка. (По мере отгадывания загадок педагог показывает картинки с отгадками.)

Не спрашивая броду,
Смело лезу в воду -
На любой глубине
Всегда по пояс мне.
(Корабль)

К лежебоке у реки
Притащил я две руки.
По руке к бокам приладил
И поплыл по водной глади.
(Весла и лодка)

Ходит город-великан
На работу в океан.
(Корабль)

Не пловец, а плывущему плыть помогает.
Не хитрец, а мигает, мигает.
(Маяк)


Бежит при ветре споро
Без вёсел и мотора.
(Парусник)


От ветра он не прячется,
А грудь подставив, катится.
(Парусник)

Если он на дне лежит,
Судно вдаль не побежит.
(Якорь)

Я, нырнув, на дне лежу,
На цепи суда держу.
И послушные суда -
Ни туда и ни сюда.
Стоит мне на борт взобраться -
По волнам суда помчатся
С ветерком вперегонки.
Мной довольны моряки.
(Якорь)

Это что там в дымке тает,
Птицей по волнам летает?
Паруса меняет вахта,
Держит нос по ветру…
(Яхта)

Паровоз без колес!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел? -

Прямо по морю пошел!

(Пароход)

Молодцы, ребята! Все загадки отгадали!

IV Физкультминутка.

Дети встают в круг. Со словами педагога дети изображают действия капитанов.

«Три капитана».

Три отважных карапуза

На кораблике везли

Три невиданных арбуза

Из неведомой земли.

Сами руль они крутили,

Сами море бороздили,

Сами с мостика глядели,

Сами на мели сидели,

Сами борщ они варили,

Сами ели и хвалили,

И творили чудеса –

Сами дули в паруса.

(Дети садятся на свои места.)

V Работа с природным материалом. «Парусная лодка».

Я предлагаю сейчас вам, сделать парусную лодку. Подвиньте к себе подносы, возьмите скорлупку грецкого ореха и кусочек пластилина. Пластилин надо уложить на дно скорлупки и немного пригладить. Затем надо взять зубочистку и надеть на неё полоску цветной бумаги, это у вас будет парус. Получившийся парус воткните в пластилин, вот и получилась у вас парусная лодка.

VI - Деталь корабля из железа (какая?) – железная, из стали –стальная, из чугуна - …, из пластмассы - …, из дерева - …, из кожи - …, из брезента - …, из алюминия - … .

Произнесите звук [ Р ] и расскажите, какой он.

Внимательно послушайте слова которые я произнесу. Если услышите в слове звук [ Р ], то хлопните в ладоши, а если звук не услышите, то хлопать не надо.

Парус, якорь, лодка, маяк, иллюминатор, корабль, моряк, капитан, трап.

VIII - О каком транспорте мы говорили?

Что вы узнали о водном транспорте?
































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: расширять представления о видах транспорта; познакомить с воздушным, наземным, водным видами транспорта, с профессиями людей, работа которых связана с данными видами транспорта.

Материалы и оборудование: Фотографии воздушного, водного, наземного транспорта; презентация "Транспорт"; диск с музыкой - "Песенка друзей" С. М. Михалков, песня "Облака" из м/ф "Трям! Здравствуйте!" (Слова С. Козлова, музыка В. Шаинского), песня "Белые кораблики" из кинофильма "Площадь Картонных Часов". Авторы: Яхнин Л., Шаинский В..

Примечание: данное занятие можно разбить на 3 по видам транспорта.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Отгадайте загадки:

Дом по улице идёт,
На работу всех везёт.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус)

Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт
Наш российский: (Вертолёт)

Не спрашивая броду,
Смело лезу в воду -
На любой глубине
Всегда по пояс мне. (Корабль)

Молодцы! Вы отгадали все загадки. Назовите еще раз отгадки (автобус, самолёт, корабль). Как можно назвать всё это одним словом? (транспорт). Молодцы!

Сегодня мы отправимся с вами в путешествие и узнаем всё о транспорте, какой он бывает, зачем и для чего нужен. Поехали! (дети встают паровозиком).

2. Основная часть.

I остановка "Для чего нужен транспорт?"

Давайте ответим на вопрос нашей первой остановки. (чтобы перевозить людей и грузы).

Люди каких профессий водят машины? (водитель, шофер). Поезда и электрички? (машинист).

II остановка "Наземный транспорт".

  1. Какой вы знаете наземный транспорт? (автобус, троллейбус, трамвай, грузовик:).
  2. Ребята, а какой транспорт ходит под землёй? (подземный).
  3. Почему этот транспорт называется наземный? (потому что он идёт по земле).
  4. Какие марки автомобилей вы знаете?
  5. Какие бывают поезда? (скорый, товарный, пассажирский).
  6. Где изготавливают машины? (на автомобильном заводе).

Теперь делимся на две команды (название команды и командира придумывают дети).

Отгадываем загадки (за правильный ответ команда получает звёздочку).

Что там мчится и шипит
И колёсами стучит:
- Чу-чу-чу, чу-чу-чу!
Я по рельсам лечу. (Поезд)

Где встречается такое,
Что земля над головою? (Метро)

Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко,
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней? (Машина)

Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма -
По прямым стальным дорожкам
Ходят разные дома. (Трамвай)

По асфальту едет дом,
Ребятишек много в нём,
А над крышей вожжи -
Он без них не может. (Троллейбус)

О чём были загадки? (о наземном транспорте)

3. Физкультминутка.

Светофор.

Три цвета есть у светофора.
Они понятны для шофёра:
Красный свет - проезда нет.
Жёлтый - будь готов к пути,
А зелёный свет - кати.

(Дети становятся в круг, в центре воспитатель. Воспитатель показывает по очереди красный, желтый или зеленый сигнал светофора. На красный - дети сидят на корточках, на желтый - встают, на зелёный - бегут по кругу, на желтый останавливаются).

4. Основная часть (продолжение).

III остановка "Воздушный транспорт".

Ребята, какой вы знаете воздушный транспорт? (самолёт, вертолёт:).

  1. Почему транспорт называется воздушный? (потому что он летает по воздуху).
  2. Для чего нужен воздушный транспорт? (Чтобы быстрее перевозить людей и грузы).
  3. Кто управляет самолётом? (пилот).
  4. Где приземляются самолёты? (аэропорт, аэродром).

Отгадайте загадки (за правильный ответ - звёздочка).

Крыльев нет,
Но эта птица
Полетит и прилунится. (Ракета)

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое? - : (Самолёт)

Трещит, а не кузнечик,
Летит, а не птица,
Везёт, а не лошадь. (Вертолёт)

Молодцы! Про какой транспорт загадки? (про воздушный)

5. Игра "Летает - не летает".

(Воспитатель называет транспорт если воздушный дети показывают "крылья", а если нет топать ногами)

Вертолёт, метро, самолёт, ракета, трамвай, автобус, троллейбус, спутник, парашют, лодка.

6. Основная часть (продолжение).

Поплыли вперёд (дети изображают, что они плывут). Звучит песня "Белые кораблики" из кинофильма "Площадь Картонных Часов". Авторы: Яхнин Л., Шаинский В. <Приложение3>

IV остановка "Водный транспорт".

  1. Как называется транспорт, который передвигается по воде? (водный).
  2. Какой водный транспорт вы знаете? (корабль, лодка, пароход:).
  3. Кто управляет кораблём? (капитан).
  4. Как называется место, куда приплывают корабли? (порт).
  5. Где можно встретить водный транспорт? (море, река, океан:).

Отгадайте загадки.

На море, в реках и озёрах
Я плаваю, проворный, скорый.
Среди военный кораблей
Известен лёгкостью своей. (Катер)

Сначала дерево свалили,
Потом нутро ему долбили,
Потом лопатками снабдили
И по реке гулять пустили. (Лодка)

Маленькая лошадка
Сто человек перевозит. (Паром)

От ветра он не прячется,
А грудь подставив, катится. (Парусник)

Под водою дом плывёт,
Смелый в нём народ живёт,
Даже под полярным льдом
Может плавать этот дом. (Подводная лодка)

Плывёт белый гусь -
Брюхо деревянное,
Крыло полотняное. (Яхта)

Молодцы! Про какой транспорт были загадки? (водный)

7. Игра "Третий лишний".

(за правильный ответ - звёздочка).

8. Заключительная часть.

Подсчёт звёздочек у каждой команды. Награждения победителей грамотами.

  • Что нового мы сегодня с вами узнали?
  • Что вам понравилось больше всего?

К лежебоке у реки
Притащил я две руки,
По руке к бокам приладил
И поплыл по водной глади.
Ответ: Вёсла
192

От ветра он не прячется,
А, грудь подставив, катится.
Ответ: Парусник
207

Плывёт белый гусь -
Брюхо деревянное,
Крыло полотняное.
Ответ: Яхта
161

Ходит город-великан
На работу в океан.
Ответ: Корабль
184

Что за чудо-дом, ребята,
Пассажиров много в нём.
Усами проводов касается,
Транспортом называется.
Ответ: Троллейбус
126

Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза.
И что это?
Ответ: Машины
157

Дом по улице идёт,
На работу всех везёт.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
Ответ: Автобус
133

В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
И зовут объект...
Ответ: Комета
261

Вот стальная птица
В небеса стремится,
А ведёт её пилот.
Что за птица?
Ответ: Самолёт
113

У извилистой дорожки
Растёт солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко,
Будет горстка зёрнышек.
Ответ: Подсолнух
505

Стоит красивый сундучок,
Его не тронешь - он молчок,
Но стоит ручки повертеть,
Он станет говорить и петь.
Ответ: Радио
156

Ползет по потолку и лампочку грызет. Кто?
Ответ: Потолковый лампогрыз
mariya
380

Отправился человек в море и попал в шторм. Его отнесло на остров, где не было мужчин, а жили только девушки. Утром проснулся он весь в веревках на каком-то ритуале и узнал, что его хотят убить. И попросил он последнее слово. После того, как он сказал его, девушки смастерили ему лодку, дали еду, воду и отправили домой. Что он сказал?
Ответ: пусть меня убьет самая некрасивая
Островерхая Диана
2828

С когтями, а не птица, летит и матерится.
Ответ: Электрик со столба падает
Семыкина Соня, Москва
498

Два братца не могут расстаться,
Ночью к порогу, утром в дорогу.
Ответ: Ботинки
756

В тулупе с красным кушаком и с замечательным мешком.
Ответ: Дед мороз
якимёнок ангелина
135

В каком слове буква Ы встречается 6 раз?
Ответ: Вылысыпыдысты
Серебров Женя, Североуральск
397

Слушай, шли два брата, нашли 3 апельсина. Не резали, не пилили, как поровну поделили?
Ответ: Шли с Лушей
Воробьва Катя, Абакан
2900

У бога есть, у царя нет,
У Бориса спереди, а у Глеба позади,
У бабы две, а у девки ни одной!
Ответ: Буква б
Настя), Ростов-на-Дону
4122

В Африке жили негр муж и негр жена. Пришло ей время рожать. Они вызвали скорую, женщина родила в машине. Ребенок был белый, зубы тоже белые. Что не так?
Ответ: С зубами не рождаются
Грецкая Виталия
3796

На дне моря лежит сундук. В нем все есть, кроме одного. Чего в нем нет?
Ответ: Пустоты
Затейщикова Лиза, Москва
3819

Слово из 9 букв с 6 согласными подряд.
Ответ: ВЗБЗДНуть
Кузнецов Павел, Электросталь
3492

Однажды утром мужчина замечает, что в одной из шин его машины совсем нет воздуха. Всё же он садится в машину и едет 150 км к своему клиенту. После визита он возвращается обратно. Хотя он не накачивал шину, он мог передвигаться на своем авто без проблем. Почему он мог ездить на автомобиле?
Ответ: Спущенная шина была на запасном колесе
храмова настя
2509

Летом холодная, зимой горячая.
Ответ: Батарея
рахимова анеля
217

В каком слове 3 буквы л и три буквы п?
Ответ: Параллелепипед
ильичёва лёля, самара
4140

Он бывает деревянный или жидкий. О чём речь?
Ответ: Стул
Лукьянов Алексей, Ставрополь
3406

По улице не ходит, в окно не глядит, никого не спрашивает, но всё знает. Кто его открывает, тот всё понимает.
Ответ: Толковый словарь
Булычёва Олеся, Саранск
183

На одном острове стоит яблоня с мальчиком, а на другом - больница с бабушкой. Между островами мост. Мальчику надо принести бабушке 2 яблока, но мост выдерживает только одного мальчика и одно яблоко. После того, как мальчик пройдет, мост разрушится. А в воде водятся акулы. Как ему перенести яблоки?
Ответ: Мальчик на мосте будет жонглировать
щетинин кирилл, зеленоград
2525

Три женщины стояли на остановке и ели мороженое. Первая лизала, вторая сосала, а третья жевала. Какая из них замужем?
Ответ: Та, у которой обручальное кольцо
аноним
315

Мой первый слог проворней всех слывёт по праву -
Он очень быстр на руку, ногу и расправу;
Второй мой слог есть плод окружности решений -
Её с диаметром законных отношений.
Мой третий слог - абстрактно названный мужчина,
Ни цвета кожи, ни фамилии, ни чина.
Сложив их вместе, существо ты образуешь,
Какое ты скорей умрёшь, чем поцелуешь.
Ответ: Скорпион
Пашнина Даша, Хабаровск
107

Что за буква-местоимение?
Ответ: Буква Я
529

Все как звёздочки сквозные,
А возьмёшь - так водяные.
Ответ: Снег
Лигатор Юрий
385

Вы уронили в кофе кольцо. Как его достать, не намочив руки, если у вас ничего нет и кофе нельзя вылить?
Ответ: Кофе в зёрнах
Мега Машустик, Москва
3156

Орёт, орёт и спать не даёт.
Ответ: Ребёнок
ковылин саша, самара