Звуко-буквенный анализ нужен для того чтобы тренировать ребенка сначала читать слова так как написано, а потом просить его читать орфоэпические, то есть так, как привычно в устной речи. Чем раньше вы начнете такие занятие с ребенком, тем лучше у дошкольников будут навыки чтения и правописания.

Чтобы провести позиционный анализ слов и донести это обучение и умение для дошкольников, нужно провести звуковой анализ. Определите, где слышится звук – в начале слова, в конце или середине. Началом слова считается первый звук, концом – последний. Середина слова – это не первый и не самый последний звук.

Чтобы дети могли понять, в чем состоит такой анализ слова, нужно произнести слово, выделяя, пусть и слегка утрированное, нужный нам звук. Чтобы обучение для дошкольников было более понятным, приведем примеры. В слове аист нам нужно понять, где находиться нужный звук «а».

Звуковой анализ слов

Начните произносить слово а-а-а-аист и вы поймете, что звук находиться в начале слова. В слове ша-а-а-арик «а» находиться в средине слова. Такая схема будет простой и логичной и она сможет помочь провести позиционный анализ слов и закрепить это умение у дошкольников.

Картинки и схемы

Очень удобно проводить звуковой анализ и обучение ему при помощи схем и картинок к ним. Прежде чем начать выполнять звуковой анализ, нужно разобраться с тем, что звуки бывают гласные, согласные твердые и согласные мягкие.

Чтобы каждый ребенок в группе других детей, изучающих русский язык, нормально усвоил все тонкости анализа, нужно будет использовать картинки и схемы. Обычно это картинка, под которой расположены пустые клеточки, в которые нужно схематично вписать буквенно- слоговой анализ слова. Часто подготовительная группа детского сада использует в таких заданиях цветные фишки, которые означают определенные звуки.

Допустимо использование таких же цветных фишек еще и в старшей группе. Фишки могут быть выполнены в виде кружочков, квадратиков или магнитиков, правильное использование которых указывает на то, что ребенок может провести разбор слов по звуковому анализу. Это умение чрезвычайно важно когда происходит обучение ребенка грамоте. Благодаря этому у малышей развивается речь, они лучше усваивают и понимают русский язык.

Использование картинки со схемами разбора слов может использоваться как игра, ведь обучение грамоте не должно быть нудным. Игра может иметь соревновательный характер, а может использовать для того, чтобы дети просто отточили свою речь и лучше усвоили русский язык. Звуковой синтез также очень важен, так как это процесс соединения звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.

Порядок разбора слова по звукам

Чтобы провести разбор слов по звуковому критерию, вам нужно будет использовать примерно ту же схему, которую используют все преподаватели, проводя обучение грамоте. Чтобы разбор слова прошел правильно и успешно, нужно:

  1. Слово, выбранное под звуковой разбор, нужно произнести вслух и с использованием правильного ударения. Без понимания на слух звучания слова вы не сможете охарактеризовать его фонетическую сторону. Такое выговаривание должно происходить как игра, не нужно отдельно выговаривать каждую букву, так только исказиться ваша речь. Обычно дети воспринимают такие упражнение как игровое обучение. Деткам прививается умение проводить звуковой синтез, с произношением лучше усваивается русский язык и происходит обучение грамоте.
  2. Нужно записать фонетическую транскрипцию. Оформляя графические звучания слов, нужно будет учитывать некоторые особенности звучания звуков. К примеру, буквы Я, Ю, Е, Ё не имеют отдельного звука. Их обозначают двумя звуками, но в слабых позициях йотированный призвук исчезает.
  3. Каждое из слов нужно будет разделить на доступное количество слогов. Учитывайте, что количество слогов в слове будет равно количеству гласных звуков. Слоговой разбор нужно производить с использование фонетической транскрипции.
  4. После выделения слогов нужно будет поставить ударение. Так можно будет определить главные в слабой и сильной позиции. Если главная в сильной позиции, то она способствует тому, что звук будет более четким и речь будет красивой.
  5. Все звуки нужно будет охарактеризовать. Гласный может быть ударный и безударный, согласный может быть мягким, звонким, твердым или глухим.
  6. Нужно будет указать количество звук и количество букв. Их количество часто бывает не одинаковым. Например Ь и Ъ не оформляются звуками, а такие буквы как Я, Ю, Е, Ё обычно обозначаются двумя звуками.

Фонетический разбор

Дети должны знать, что чтобы речь была красивой, нужно не только обучаться орфографии и грамоте, но еще и пробовать совершать фонетический слоговой разбор и звуковой синтез. Язык достаточно сложен и дети лучше всего воспринимают разбор слогов, синтез и всевозможные правила в грамоте, если они представлены, как обучающая игра.

Звуки А, О, У, Ы, Э указывают на твердый согласный звук. На мягкий согласный звук указывают Я, Е, Ю, И, Е. Изучая язык, речь и фонетический синтез, дети должны понимать, что такой процесс обучения – это своеобразная игра, где язык сначала раскладывается на составляющие и происходит его синтез. Звуки Л, М, Н, Р, Й – непарные звонки согласные звуки. Х, Ц, Ч, Щ – это мягкие согласные. Б, В, Г, Д, Ж, З – парные звонкие согласные звуки, П, Ф, К, Т, Ш, С – парные глухие согласные, Ж, Ш, Ц – твердые, а Ч, Щ, Й – мягкие.

Формирование способов звукового анализа в период обучения грамоте

В период обучения грамоте важно организовать правильно работу со звуками для того, чтобы сформировать у детей способность слушать и слышать звучащее слово, различать в нем отдельные звуки, ᴛ.ᴇ. заложить основу для развития фонематического слуха.

Интересна и талантлива игровая методика обучения фонемному анализу слова, разработанная Е.А.Бугрименко и Г.А.Цукерман – последователями метода Д.Б.Эльконина. Все звуки выделяются способом усиленного интонирования, ᴛ.ᴇ. протяжного произнесения звуков в произносимом слове (с-с-с-он, со-о-о-н, сон-н-н). Этот способ акцентирования, интонационного выделœения звуков в слове используется в учебнике ʼʼГрамотаʼʼ Л.Е.Журовой и др.
Размещено на реф.рф
(УМК ʼʼНачальная школа XXI векаʼʼ) в процессе звукового анализа полного слова. На подготовительном этапе он включает следующие действия:

1. Прочитай слово так, чтобы оно соответствовало движению указки по схеме;

2. Интонационно выдели звук в слове (последовательно выделяются всœе звуки по порядку, при этом каждый раз слово повторяется полностью, а выделяемый звук произносится протяжно);

3. Назови данный звук отдельно;

4. Обозначь выделœенный звук в слове фишкой.

При изучении гласных и согласных звуков и букв данный анализ дополняется:

1. // -- // -- //

2. // -- // -- //

3. // -- // -- //

4. Определи, гласный он или согласный;

5. В случае если согласный, то твердый или мягкий;

6. Определи, какой фишкой данный звук обозначается;

7. Обозначь выделœенный звук фишкой.

При проведении звукового анализа важны две детали:

1) пусть ребенок, выделяя тот или иной звук, договаривает слово до конца - ϶ᴛᴏ поможет ему не подменить звук, ᴛ.ᴇ. будет служить средством контроля;

2) последней операцией анализа должна быть проверка: ʼʼчтениеʼʼ по схеме для того, чтобы установить, получилось ли слово.

В ʼʼРусской азбукеʼʼ В.Г.Горецкого и др., а также в ʼʼАзбукеʼʼ Н.В.Нечаевой и К.Е.Белорусец (развивающая система Л.В.Занкова) используется слого-звуковой анализ слов, который проводится в таком порядке:

1. Определи, сколько в слове слогов. Какой по счету слог ударный?

2. Произнеси и послушай первый слоᴦ. Какие звуки образуют его?

Есть ли здесь слияние? (Сочетание согласного с гласным СГ выступает как единый произносительный комплекс (слияние):ты, но, му и т.д.)

3. Обозначь выделœенные звуки карточкой. Объясни свой выбор.

4. Охарактеризуй новый звук.

Слого-звуковой анализ проводится с опорой на схемы, которые представляют из себямодели анализируемых слов. Схемы помогают определить в произнесенном слове количество слогов, соотнеся его с количеством гласных звуков в слове; установить место ударения в слове; выявить количество звуков в слогах и в слове в целом; узнать характер связей между звуками; разграничить единые комплексы (слияния СГ) и звуки, не входящие в СГ; выделить, назвать и охарактеризовать изучаемые на данном уроке звуки.

Работа со схемами начинается, когда первоклассники учатся делить слова на слоги и находить ударный слоᴦ. Слоговая схема вводится одновременно с началом формирования понятия о слоге. Слог – минимальная произносительная единица. Дети легко осваивают слогоделœение, используя прием скандирования. Данный прием был разработан в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и в настоящее время применяется в учебнике ʼʼГрамотаʼʼ Л.Е.Журовой и др.

Знакомство учащихся с данным приемом проводится на базе разыгрывания ситуации ʼʼБолельщики на стадионеʼʼ: - Знаете ли вы, что на хоккейных матчах болельщики постоянно изучают родной язык? Не верите? Сейчас объясню. Какое слово кричат болельщики, когда хотят, чтобы игроки забили гол? Шай-бу! Οʜᴎ кричат по слогам. Слоги - ϶ᴛᴏ такие кусочки, на которые делится слово.

Что кричат болельщики, когда футболисты забивают гол? [ма-ла-цы]

Теперь, когда вам нужно будет разделить слово на слоги, представьте, что вы болельщики и кричите (только не громко!) это слово игрокам. Тогда оно само разделится на слоги.

К сожалению, часто учителя навязывают детям неправильное делœение из-за боязни, что впоследствии правильное делœение может помешать им членить слово на морфемы и правильно переносить слова. Это ложные опасения. Экспериментально доказано, что типичным для русского языка является открытый слог: при стечении согласных граница между слогами проходит после гласного перед согласным. Когда учащиеся пробуют ʼʼпо кусочкамʼʼ прокричать слово, оно у них само собой делится на слоги: ша-шки, а не шаш-ки, [ти-традь], а не тет-радь . При произнесении по слогам должно сохраняться орфоэпическое произношение слова.

Авторы ʼʼРусской азбукиʼʼ предлагают делœение на слоги с расчетом, чтобы при чтении стечение согласных распадалось, ᴛ.ᴇ. согласные оказывались в разных слогах (Ан-тон, кус-ты). На такое делœение нужно смотреть как на членение слова не на слоги, а на специальные единицы чтения.

В практике начального обучения широко используется известный прием слогоделœения упора в подбородок, именуемый ʼʼприем кулачкаʼʼ. Подставленной к подбородку ладонью, сложенной в кулак, дети чувствуют прикосновение нижней челюсти, а по количеству прикосновений могут точно определить число слогов в слове – сколько раз подбородок ударился о кулак, столько в произносимом слове слогов.

Кроме указанных приемов (значительно реже) используются приемы отстукивания, отхлопывания, дирижирования, пальцы на голосовых связках.

Одновременно с обучением детей делœению слова на слоги ведется работа по определœению ударного слога. Для того, чтобы облегчить его нахождение, учителя предлагают ʼʼпозватьʼʼ или ʼʼспроситьʼʼ слово, ᴛ.ᴇ. применяют такое произношение слов, при котором акцентируется (выделяется) ударный слоᴦ. Это объясняется тем, что ударный слог в русском языке всœегда длиннее безударного. Есть еще один прием, помогающий первоклассникам научиться безошибочно находить ударный слоᴦ. Это последовательное перемещение ударения в слове со слога на слоᴦ. Только после того, как школьник научится произносить одно и то же слово, искусственно перемещая ударение, можно считать, что он овладел способом определœения ударного слога. Освоить действие перемещения ударения в слове помогает игра ʼʼРусский, польский и французскийʼʼ:

Вы заметили, ребята͵ что в русском языке ударение может падать на любой слоᴦ. А есть такие языки, в которых ударение падает всœегда на один и тот же определœенный слоᴦ. К примеру, во французском языке ударение всœегда падает на последний слог: Париж, пальто, шофер и т.п., в польском – на предпоследний: Варшава, Краков. Французы, когда учатся говорить по-русски, часто произносят русские слова на французский лад: ударным делают последний слоᴦ. К примеру, вместо быстро говорят быстро. Представим, что вы – актеры, и вас пригласили сниматься в кино в роли француза, который плохо говорит по-русски: он всœегда произносит с ударением на последнем слоге. Прочитайте слова, напечатанные на доске, так, как их прочитает француз: щука, курица, кукушка, муха, рыба, бочка.

Формирование способов звукового анализа в период обучения грамоте - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Формирование способов звукового анализа в период обучения грамоте" 2017, 2018.

Звуковой анализ слов лежит в основе обучения ребёнка чтению и особенно письму. Без развития навыков этого анализа немыслимо формирование умения грамотно писать. Так как в основе звукового анализа лежит разделение целого (целым выступает слово) на составные части (звуки), то это даёт прекрасные возможности для создания игровых пособий на закрепление такого умения.

Посмотрите, как этими возможностями смогли воспользоваться Ваши коллеги. Немало положительных примеров самодельных дидактических игр и пособий; лэпбуков и игрушек-тренажёров по звуковому анализу собрано на страницах данного раздела. А также готовые конспекты занятий, консультации и рекомендации по теме.

От умелого звукового анализа – к уверенному синтезу слов!

Содержится в разделах:
По группам:

Показаны публикации 1-10 из 282 .
Все разделы | Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа

Практикум для педагогов «Обучение грамоте дошкольников. Звуковой анализ слов» Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дудинский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей «Забава» 647000, г. Дудинка, ул. Островского д.3,тел/факс...

Семинар-практикум учителя-логопеда для родителей «Как играть с буквами. Звукобуквенный анализ и синтез слов» Сегодня мы собрались, чтобы уточнить как правильно проводить звукобуквенный анализ слов и поупражняться в нем. Уважаемые родители, скажите, что такое звуки ? (Звуки - это то , что мы слышим и произносим. А что такое буквы? (Буквы мы пишем и читаем. Звукобуквенный анализ включает :...

Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа - Развитие слухопроизносительной дифференциации звуков [З- З’], коррекция фонематического анализа

Публикация «Развитие слухопроизносительной дифференциации звуков [З- З’],...» Развитие слухопроизносительного дифференциации звуков « з – зь», коррекция фонематического анализа на основе упражнений в различении и узнавании звуков: коррекция навыка интонационного подражания. 1. Упражнение на слухопроизносительную дифференциацию звуков «з – зь» А) Логопед...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Методическая копилка «Игры и упражнения по развитию навыков звукового анализа и синтеза» Методическая копилка: « Игры и упражнения по развитию навыков звукового анализа и синтеза». Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слуховой памяти на материале неречевых звуков: «Кто идёт?» Игровой материал: бубен. Описание: выбирается водящий, который...


Максимук Жанна Викторовна. МБДОУ № 12. Игры на развитие фонематического восприятия и навыка звукового анализа и синтеза в подготовительной группе. Игра « Шифровка » Цель: формирование умения определять первый звук в словах (по картинкам. Составление по данным звукам слов,...

Конспект логопедического занятия по развитию фонематического восприятия и слогового анализ «Звук [К]» в средней группе Задачи: 1. Формировать умение выделять в словах слоги. 2. Уточнить и закрепить произношение звука [К] изолированно, в слогах, словах. 3. Развивать фонематический слух: умение выделять заданный звук на слух из ряда слогов, слов, умение выделять звук в начальной позиции. 4....

Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа - Конспект логопедического занятия по развитию звукового анализа и фонематического восприятия «Звук [А]» в средней группе

Задачи: 1. Уточнить и закрепить произношение звука [А] изолированно, в слогах, словах. 2. Продолжать развивать умение выделять звук [А] на слух из ряда гласных звуков, слогов. 3. Развитие слухового и зрительного внимания. 4. Развитие межполушарного взаимодействия и мелкой...


Цели: Коррекционно – развивающие: закреплять умение различать звуки [щ] на слух в слогах, словах, предложениях. Уточнять характеристику звука. Развивать умение соотносить звук [щ] с буквой Щ; звукобуквенный анализ слов. Обогащать словарный запас. Развивать артикуляционные мышцы,...

Приводятся упражнения и задания для формирования этих навыков, которые, как и собственно, навык чтения, формируются только в условиях целенаправленного обучения.Подбор речевого материала осуществляется и обусловлен набором правильно произносимых ребёнком звуков, изученных и...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова» Программное содержание: - продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, - учить различать твердые и мягкие согласные звуки, - учить различить ударные и безударные гласные звуки, Демонстрационный материал: - полоска с четырьмя клеточками; - красные, синие, зеленые,...

Чтобы обучить детей звуковому анализу слов, необходимо научить их, чем звуки отличаются от букв. На страницах этого раздела представлено немало специальных игр (в том числе кубики, «сундучки») на развитие навыков звукового анализа. Некоторые педагоги из подручного материала создали интересные наглядные пособия, призванные облегчить детям освоение данных навыков. Рассказы об их создании и рекомендации по использованию Вы также найдёте на этих страницах. А ещё - разнообразные интерактивные папки (лэпбуки) по данной теме.

Обучение детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу слов


Язык - основное средство общения людей. При помощи языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли и чувства. Язык тесно связан с мышлением, сознанием. Знания об окружающей действительности, которые люди приобретают в процессе труда, закрепляются в языке - в словах, словосочетаниях и предложениях. С помощью языка люди передают свои знания, опыт от поколения к поколению.

Каждый язык представляет собой сложную систему. Элементами этой системы являются звуки, слова, предложения, которые тесно связаны между собой и образуют системы в языке: фонетическую, морфологическую, лексическую и синтаксическую.

Слово и предложение как основные формы языка являются не только формами отражения действительности и выражения мысли в речевой форме. Овладение системой языка обеспечивает тот скачок от чувственного познания к рациональному, который является едва ли не самым существенным событием в эволюции психической жизни.

Благодаря языку человек может проникнуть вглубь вещей, выйти за пределы непосредственного впечатления, организовать свое целенаправленное поведение, вскрыть сложные связи и отношения, недоступные непосредственному восприятию, передать информацию другому человеку, что является мощным стимулом умственного развития путем передачи информации, накопившейся в течение многих поколений.

Однако язык имеет и еще одну очень существенную роль, выходящую за пределы организации восприятия и обеспечения коммуникаций. Наличие языка и его сложных логико-грамматических структур позволяет человеку делать выводы на основе логических рассуждений, не обращаясь, каждый раз к своему непосредственному чувственному опыту. Наличие языка позволяет человеку осуществить операции анализа и синтеза, не опираясь на непосредственные впечатления и ограничиваясь лишь теми средствами, которыми располагает сам язык.

Развитие звуковой стороны речи - это не только усвоение звуков родного языка, поэтому в понятие звуковой культуры речи включаются не только владение нормами звукопроизношения. Говоря о звуковой стороне речи, нужно иметь в виду более широкое значение, смысл слова «звуковой». «Звуковой» - это относящийся и к звуку как простейшему элементу речи, вместе с тем к общей физической характеристике речи как звучащего явления. При этом, как и по отношению к речевому общению вообще, выделяются два аспекта - активный и пассивный: произнесение речи (слов, фраз, сложных связных высказываний) и восприятия.

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.

Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.

Звуковой анализ слова и членение предложения (точнее высказывания, речи, так как членение предложения есть уже грамматический анализ) должны выступить прежде всего как средства выявления основного свойства языковой действительности - линейности.

В методиках обучения детей звуковому анализу (и членению предложения) обычно преобладает утилитарный подход - на первом плане стоит именно подготовка к обучению грамоте. Только в методе Д.Б. Эльконина и в построенной на тех же принципах методике обучения дошкольников грамоте (Л.Е. Журова), а также в методике Л.К. Назаровой, на первый план выдвинута работа над последовательностью звуков в слове. Нужно бы подчеркнуть, что речь идет не просто о последовательности, а о линейности как наиболее общем принципе строения речи.

Звуковой состав слова и последовательность звуков (а также слоговая его структура) не исчерпывают всех свойств слова как материальной единицы. Звуковую оболочку слова организует в законченное единство и является одним из основных внешних признаков самостоятельного слова особое звуковое явление - ударение. Ранее подчеркивалось (Ф.А. Сохин), что осознание детьми звуковой стороны слова, имея ядром выявление последовательности звуков в слове, ограничиться этим не может - необходимо учить детей и вычленять ударение; неразработанность этого вопроса сказывается на дальнейшем раскрытии механизмов овладения чтением.

Слово (как и высказывание) для ребенка выступает, прежде всего, как носитель значения, смысла. Материальность и дискретность слова (и дискретность высказывания, речи) как бы затеняется непосредственно переживаемым (осознаваемым) смыслом. Симультанностью осознания значения закрывается сукцессивность речи. Поэтому одной из главных задач на начальных этапах обучения детей звуковому анализу является «разведение» звуковой и смысловой сторон слова (исследования Д.Б. Эльконина, Л.Е. Журовой, а также Ф.А. Сохина и Г.А. Тумаковой и др.). Существенным звеном здесь является демонстрация детям длинных и коротких слов («шар» - «чернильница» и т.п.), произносимых педагогом. Этот прием направляет внимание детей на собственно физическую характеристику слова, на развертывание слова во времени, на его процессуальность. Это вместе с тем является основой, на которой в дальнейшем строится выявление линейности.

Работу над вычленением линейности звуковой формы слова важно сочетать с аналогичной работой в отношении строения высказывания. Такая попытка была сделана в работе Г.А. Тумаковой (сб. «О дошкольном воспитании»). Обучение детей звуковому анализу (а затем и чтению) предварялось подготовительным периодом, основной задачей которого являлось опробование методики моделирования линейности слова. В содержании первого из серии занятий этого периода входило ознакомление детей с тем, что слова в речи произносятся друг за другом (на последующих занятиях шла работа над звуковой стороной слова, над его «динамикой» и осуществлялся переход к обучению звуковому анализу). Это направление работы - ознакомление детей с линейностью высказывания, предложения - было подробно изучено в исследовании Г.П. Беляковой.

Членение высказывания, естественно, зависит от того, что ребенок понимает под словом. И здесь нужно подчеркнуть различие: а) усвоения значения слова «слово» и б) формирования понятия слова. Формирование понятия «слово», подлинно лингвистического отношения к слову может происходить только при систематическом изучении курса теории языка (хотя бы элементарного, в пределах программы, начальной школы), требует достаточно полного перечисления признаков и свойств слова и относится к слову как к единице системы языка.

Развитие осознания языковой действительности, элементов языка в известной мере происходит у детей стихийно, а в педагогической работе начинает осуществляться при обучении дошкольников (как и первоклассников) членению предложения на слова и звуковому анализу слова как предпосылкам обучения грамоте.

Проблема звукового анализа слова и членения предложения (точнее, высказывания, речи, так как членение предложения есть уже грамматический анализ) должна выступить, прежде всего, как проблема выявления основного свойства языковой действительности - линейности.

Важнейшим свойством, характеризующим материальную, звуковую сторону слова как языкового знака, является дискретность, линейность, временная последовательность составляющих его звуковых единиц; звуковая форма слова есть процесс. Это свойство - линейность, последовательность элементов - является свойством и вообще любого языкового сообщения, высказывания, речевой цепи. Элементы системы языка, не имеющей временной отнесенности, функционируют, проявляются в линейно построенных высказываниях, в речевой цепи. О языке можно судить не непосредственно, а лишь через построение моделей, исходя из данностей речи, и прежде всего - преодолевая ее линейность. Языком можно владеть и о языке можно думать, но ни видеть, ни осязать язык нельзя. Ребенок языком владеет. Для того чтобы он мог думать о языке, преодолевая линейность речи, нужно, чтобы линейность стала для него «данностью». Следовательно, обучение звуковому анализу и членению высказывания на слова должно обеспечивать, прежде всего, вычленение, осознание как линейности звуковой формы слова, так и линейного строения высказывания.

Ознакомление ребенка с линейностью звуковой стороны - слова, формирование знания о звуковой форме слова как о процессе необходимо предпослать обучению звуковому анализу. Слово (как и высказывание) для ребенка выступает, прежде всего, как носитель значения, смысла. Материальность и дискретность слова (и дискретность высказывания, речи) как бы затеняются непосредственно переживаемым (осознаваемым) смыслом. Симультанностью осознания значения слова закрывается сукцессивность его звуковой формы. Поэтому одной из главных задач подготовительного периода в ознакомлении детей с линейностью слова и обучении их звуковому анализу является «разведение» звуковой и смысловой сторон слова.

Линейность, как отмечалось выше, является свойством не только звукового строения слова (а также слогового и морфемного его строения), но и речевой цепи, речи вообще. Поэтому работу над вычленением линейности звуковой формы слова важно сочетать с аналогичной работой в отношении строения высказывания. Такая попытка была сделана в работе Г.А. Тумаковой. Обучение детей звуковому анализу (а затем и чтению) предварялось подготовительным периодом, основной задачей которого являлось опробование методики моделирования линейности слова. В содержание первого из серии занятий этого периода входило ознакомление детей с тем, что слова в речи произносятся друг за другом (на последующих занятиях шла работа над звуковой стороной слова, над его «динамикой» и осуществлялся переход к обучению звуковому анализу). Это направление работы - ознакомление детей с линейностью высказывания, предложения - было подробно изучено Г.П. Беляковой.

Необходимо выяснить, каков должен быть порядок вычленения линейности - сначала в предложении (высказывании), затем в слове, или наоборот. С одной стороны, линейность высказывания легче поддается моделированию, но, с другой, восприятием моделирующего процесса труднее управлять. Здесь нужно учитывать различие линейности в том и другом случае. Звук речи (как и слог) не связан со значением, не выполняет смысловую функцию, не «отягощен» семантикой. В отличие от этого линейность высказывания есть не просто последовательность звуковых комплексов, но и «движение смыслов», семантическая динамика. Возможно, что более правильно идти от линейности слова, так как будет в известной мере развито формальное отношение к слову.

В одной из последних работ С.Н. Карповой давно, еще в 50-е годы, начавшиеся исследования которой специально посвящены проблеме осознания элементов речи дошкольниками, обнаружен перенос принципов, усвоенных ребенком при формировании действия вычленения слов, на действие вычленения звуков. Характеризуя ошибки детей при выделении звуков и слов, автор отмечает, что особенности ориентировочной деятельности в этих двух случаях в основном совпадают, и предполагает, что это связано, прежде всего, с тем, что фонематический строй речи и ее словарный состав являются элементами речевой действительности, имеют свою внешнюю, материальную сторону (звуковую форму) и внутреннюю форму, сторону значения.

Вопрос о порядке работы над вычленением линейности отступает на второй план перед вопросом о значении этого вычленения для последующего обучения детей звуковому анализу слова и анализу словесного состава высказывания. Есть все основания думать, что многие трудности этих видов анализа речи будут устранены предварительным формированием у детей осознания линейности как общего свойства речи, определяемого ее звуковой природой.

Звуковой состав слова и последовательность звуков (а также слоговая его структура) не исчерпывают всех свойств слова как материальной единицы. Звуковую оболочку слова организует в законченное единство и обеспечивает один из основных признаков самостоятельного слова особое звуковое явление - ударение.

Как известно, дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста усваивают необходимый словарный запас, овладевают грамматическими формами, приобретают готовность к овладению звуковым и морфемным анализом слов.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении.

В подготовительной группе дети знакомятся со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения.

В процессе нормального речевого онтогенеза ребенок приобретает довольно точное представление о звуковом составе слова, включая неясно произносимые его элементы. Это оказывается возможным благодаря языковым обобщениям, которые развиваются при постоянном сопоставлении слов между собой. В процессе соотнесения звуковых элементов, отражающих разницу лексических и грамматических значений слова, идет подготовка когнитивных процессов ребенка к осознанию отношений между орфоэпией и орфографией. Нормальное формирование устной речи сопровождается накапливаемым опытом познавательной работы, как в сфере элементарных звуковых обобщений, так и в сфере морфологического анализа.

Как известно, для развития письменной речи важное значение имеет сознательный анализ составляющих ее звуков. Однако, чтобы обозначить при письме тот или иной звук буквой, необходимо не только выделить его из слова, но и обобщить выделенный звук в устойчивую фонему на основе его слухопроизносительной дифференциации. Умение выделять фонемы из слова и правильно их дифференцировать является одним из необходимых условий развития звукового анализа.

Для правильного звукового анализа необходимо и другое условие - умение представить звуковой состав слова в целом, а затем, анализируя его, выделить звуки, сохраняя их последовательность и количество в слове. Звуковой анализ, как подчеркивает Д.Б. Эльконин, есть не что иное, как овладение определенной учебной операцией, умственным действием «по установлению последовательности звуков в слове». Формирование этого учебного действия происходит постепенно и требует от ребенка активности и сознательности. Таким образом, умение свободно и сознательно ориентироваться в звуковом составе слова предполагает достаточный уровень развития фонематического представления у ребенка и овладения определенным учебным действием.

Таким образом, навыки сформированности языкового анализа и синтеза прослеживаются в степени сформированности письма и чтения.

Методы и приёмы обучения детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу слов.

Ознакомление детей со звуковой стороной речи начинается еще в младших группах. Дети в играх и упражнениях учатся внятно и четко произносить звуки. Сначала это песенка. Например, песенка жука - жжж. Затем это звук - жжж.

Из звуков состоят слова. Звуки звучат по-разному и похоже. Они произносятся в определенной последовательности. По длительности звучания слов - короткие и длинные. Соответственно в них звуков много и мало.

Методику звукового анализа создал на опыте других известных исследований психолог Д.Б. Эльконин. Он разработал позиционный принцип чтения. Его суть - ориентация на последующую букву. Его задача - научить детей ориентироваться на последующую букву. Т.е. произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы. Например, в словах мал, мел, мял, мыл, мул согласный звук м произносится всякий раз по-разному в зависимости от того, какой звук за ним следует.

Итак, важно то, чтобы дети учились ориентироваться на букву гласного, следующего за буквой согласного. Для этого, главное в добуквенный период научить дошкольников различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные мягкие и твердые. Адаптировала систему Д.Б. Эльконин для дошкольников Л.Е. Журова.

Этапы звукового анализа

Процесс звукового анализа - это особый мыслительный процесс. И как любое умственное действие оно проходит несколько этапов.

1. этап. Интонационное выделение звуков.

Его задачи:

научить детей выделять любые звуки в словах - интонационно (дддом). Слово следует произносить слитно - нельзя отрывать один звук от другого.

выделять и называть слова, в которых есть нужный звук (сначала с опорой на наглядность - картинку, предмет).

формировать умение произносить звуки изолированно и выделять первый звук в слове.

определять место звука - в начале, середине, конце слова.

То есть, первое чему надо научить детей в звуковом анализе это интонационно выделять звук.

Важно! К схеме надо обращаться тогда, когда дети научаться интонационно выделять звуки и на основе этого определять их мест о в слове. Со схемой звукового анализа педагог знакомит на примере слова ау.

Алгоритм (последовательность выполнения) - слово произносится протяжно - выделяется 1 звук ааа - выделяется 2 звук ууу. Дошкольникам сложно в силу своих особенностей опираться только на произношение, устанавливая порядок следование звуков. Нужна своеобразная метка, наглядность, фишка.

И Эльконин предложил моделировать слова в виде картинки-схемы звукового состава. На картинке изображен предмет, слово-название которого должно быть проанализировано. Под картинкой дается графическая схема звукового анализа в виде горизонтальных клеток по числу фонем. Вместе со схемой детям дается несколько одноцветных фишек. Например, картон, пластик; круглый, квадратный; серый, желтый. Фишками заполняется схема на основе последовательного выделения звуков.

Картинка и схема позволяет наглядно показать слово в предметном плане. Схема подсказывает ребенку количество звуков в слове и одновременно помогает контролировать действия по выделению звуков. А фишки или другое графическое обозначение являются заместителями - символами звуков. В дальнейшем можно совершать звуковой анализ без заданной схемы.

2. этап. Дифференциация гласных, согласных звуков.

Алгоритм - выделение гласного звука + отметка на схеме фишкой - выделение согласного звука + отметка на схеме фишкой. На этом же этапе происходит установление места ударения в слове, т.е. ударный гласный. В слове только одно ударение.

Важно правильное ударение, иначе слово нельзя будет узнать и понять. Алгоритм - выделение ударного слога - выделение ударного гласного звука + отметка на схеме места ударения.

3. этап. Дифференциация согласных звуков по твердости и мягкости (в дальнейшем по глухости и звонки, это уже школа).

Алгоритм - выделение согласного звука + определение мягкости-твердости + отметка на схеме определенной фишкой. Дети определяют мягкие и твердые звуки. Объяснить это можно разными способами. Например, Л.Е. Журова делает это в игровой форме. Парные звуки (м-м/) называются «Братцами», твердые звуки - «Сердитыми», мягкие звуки - «Добрыми».

Так же через игровую ситуацию происходит знакомство детей с твердыми и мягкими звуками. Например, вносят 2 куклы. Кукла в синем костюме, нахмуренная, сердитая. Кукла в зеленом костюме, веселая. У детей есть картинки. Они их распределяют так - несут кукле в синем костюме картинку с первым твердым звуком в слове (как вариант). Далее дети замещают куклы фишками синего и зеленого цвета.

4. этап.

Проведение звукового анализа без опоры на наглядность - графической схемы, а затем постепенно и отказ от фишек. В итоге полный звуковой анализ в уме (во внутреннем плане).

Приемы обучения звуковому анализу слов

·Интонационно выделить 1,2… звук.

·Интонационно выделить заданный звук.

·Количественный и порядковый счет звуков.

·Какое первый гласный (согласный) звук, какой второй… сколько всего гласных, согласных? Последовательное произнесение звуков индивидуально и хором.

·Схематическое изображение. Карточка с изображением предмета и схемой звукового анализа, набор фишек разного цвета. Этот материал позволяет детям от механического чтения перейти к осознанному. Лучше сначала использовать те слова, которые читаются так же, как и пишутся (мама, чашка). Затем можно использовать «трудные» слова (молоко, ложка).

·Подбор слов с заданным звуком (на материале игрушек, окружающих предметов, картин, схем, по словесным заданиям).

·Эстафета с условным предметом, который передается, например, цветок. Педагог произносит слово, затем кладет цветок перед ребенком - он называет 1 звук слова. Кладет цветок перед другим ребенком - тот называет 2 звук и т.д.

·Придерживаться четкого алгоритма при анализе. Например, «Слово … состоит из 2 звуков. Первый - …, второй - …». «Я придумал слово из 2-5 звуков…».

·Моделирование звукового состава слова линейкой. Звуковая линейка №1, Звуковая линейка №2 (см. Тумакова Г.А., Максаков А.И. «Учите, играя» стр. 81-82).

·Шершавые буквы, рамки вкладыши с буквами. Хороши тем, что их можно потрогать, прочувствовать все изгибы. Доказано, что это стимулирует ребенка к их написанию. Сделать вместе с детьми.

·«Ловушка». Ошибка педагога при произнесении, в работе со схемами, при исправлении ошибок детей и т.д.…

·Упражнения типа «Назови звуки моего слова», «Добавь звук к моему слову», «Предметы вокруг нас» (назвать предметы из заданных З, кто больше, быстрее), «Кто быстрее украсит елку» (игрушками с заданными З), «Грузим на баржу» (все слова, начинающиеся на заданный звук или с определенным звуком…).

·Игра «Магазин игрушек», «Кто быстрее увидит предметы в названии, которых есть заданный З (см. Тумакова Г.А., Максаков А.И. «Учите, играя» стр. 81-82).

·Игры типа «Игрушка-слово», «Картинка-слово» (М. Монтессори). В коробках собраны мелкие игрушки и карточки с их названиями. Затем игрушки заменяются картинками с изображением. Задачей может быть найти определенный звук.

·Игра «Живые звуки» (Ф.А. Сохин, Г.П. Белякова). По порядку и нет.

·Игра «Хор». Другие дети изначально не знают о чем речь. Дети, изображающие З, произносят их вместе. Дошкольники пытаются догадаться и понять слово. Приходят к выводу, что З в слове в надо произносить друг за другом.

·Игра-упражнение «Я задумала звук». Отгадать его можно задав только, например за 7 вопросов. Ведущий сначала педагог, затем ребенок на более позднее этапе.

Игры и упражнения при обучении детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу слов.

В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством воспитания звуковой стороны речи является игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка и позволяет преодолевать различные затруднения в речи.

Словесные дидактические игры формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова.

Цель приведенных ниже игр - учить детей вслушиваться в звучание слов; упражнять их в самостоятельном назывании слов и четком произнесении звуков в них; учить самостоятельно находить слова, сходные и разные по звучанию; учить детей самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого; учить детей самостоятельно находить длинные и короткие слова; учить детей слышать отдельные звуки внутри слова, упражнять детей в самостоятельном подборе и назывании слов с определенными звуками.

«Что звучит вокруг нас?»

Наглядный материал: предметы, находящиеся групповой комнате.

Воспитатель собирает вокруг себя детей и читает стихотворение А.Л. Барто «Игра в слова», обращая внимание на то, что слова звучат по-разному из-за содержащихся в них разных звуков (например: ззооннт, шшааррффиик, жжуук, ррааа). Воспитатель предлагает повторить данные слова вместе и назвать каждому свое слово, но так, чтобы ясно было слышно, как оно звучит.

«Подумай и скажи»

Наглядный материал: игрушки (птичка, мишка, зайка).

Воспитатель обращает внимание детей на то, что некоторые слова звучат похоже (например: сверчок, паучок, жучок). Затем педагог предлагает подобрать похоже звучащие слова к игрушкам: птичка, мишка и зайка (например: птичка-невеличка-синичка).

Воспитатель поощряет детей, которые подбирают слова, подходящие по смыслу и похожие по звучанию.

«Подскажи Петрушке звук»

Наглядный материал: Петрушка, ширма.

Петрушка сообщает детям, что он будет говорить слова, но в некоторых словах будет специально недоговаривать один последний звук. Его должны подсказать дети. Воспитатель внимательно следит за тем, чтобы дети не произносили все слово, а добавляли только звук. Например:

Петрушка: На солнышке грелся черноухий котено…

«Какой звук потерялся?»

Воспитатель не спеша читает стихотворный текст. В некоторых словах он специально не проговаривает первый звук. Дети внимательно вслушиваются и отмечают, какие слова произнесены неправильно, выделяют их из текста, произносят правильно, указывая, какой звук был потерян.

«Молчанка»

Наглядный материал: игрушки и предметы, находящиеся в групповой комнате.

Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и «поискать» короткие и длинные слова. Выбирается ведущий, он должен ходить по комнате и искать предметы с коротким названием. Найдя такой предмет или игрушку, он должен остановиться перед ним и хлопнуть в ладоши. Все дети следят за действиями ведущего и проверяют, правильно ли он выполняет задание. Следующий ведущий ищет предметы с длинным названием.

«Слово можно прошагать»

Воспитатель говорит детям, что узнать, длинное слово или короткое, можно по шагам. Он произносит слово суп и одновременно шагает. Педагог обращает внимание детей на то, что получился только один шаг, затем произносит слово шар, шагает, дети шагают тоже - и снова один шаг. «Вот какое коротенькое слово, один шаг успеваешь сделать!», - говорит воспитатель и предлагает детям называть разные слова и одновременно шагать. «Кто назовет самое длинное слово, тот и победитель. Начали!» Дети называют слова, воспитатель помогает им. Считать шаги не надо, главное - обратить внимание на длительность звучания слова.

«Загадка Петрушки»

Воспитатель, собрав детей, сообщает им, что получил письмо от Петрушки, и в этом письме есть интересная загадка. Педагог читает письмо: «Здравствуйте, ребята! Я сейчас живу на даче, гуляю в лесу. Люблю собирать в лесу грибы. Много грибов приношу я домой. Отгадайте, какие грибы я собираю, если в названиях их обязательно есть звук «р» (боровики, грузди, рыжики, сыроежки…), звук «т» (маслята, опята…), звук «с» (сыроежки, свинушки, маслята), звук «и» (подберезовики, подосиновики, рыжики, сыроежки, боровики…)». Анализируя ответы детей, воспитатель отмечает, как произнесено слово: действительно ли в слове есть заданный звук, достаточно ли громко и четко ребенок выделяет его голосом.

«Назови первый звук в слове»

Цель: выработка навыка определения первого звука в слове.

Ход игры: взрослый называет слово, ребенок должен выделить голосом первый звук в слове и назвать его именно так, как звук звучит в слове. Например: кот - в слове «кот» первый звук К, кит - в слове «кит» первый звук Кь, сад - в слове «сад» первый звук С, сено - в слове «сено» первый звук Сь и т.д. В качестве усложнения можно попросить ребенка охарактеризовать этот звук (гласный-согласный, мягкий - твердый), а так же назвать последний звук в слове.

«Подбери словечко»

Цель: учить подбирать слово с заданным звуком.

Ход игры: взрослый просит подобрать слово с заданным звуком, ребенок называет одно или несколько слов. Например: «Назови мне слово со звуком Ш» - школа, карандаш, мишура. «Назови мне слово со звуком Бь» - бинт, ребенок, белка. В качестве усложнения можно попросить назвать слова с заданным звуком в определенной позиции (вначале, середине и конце слова). Например: «Назови мне слово зо звуком С в начале слова» - самолет, сом, след, сумка и т.д.

«Поймай звук»

Цель: выработка навыка выделения заданного звука в звуковом ряду.

Ход игры: взрослый предлагает выполнить определенное действие, когда ребенок услышит заданный звук среди других произносимых взрослым звуков. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук А» далее взрослый медленно и четко произносит: О, А, К, У. А, Б, Л, О, А и т.д.

Игра 4. «Замени звук»

Цель: выработка навыка синтеза слогов по заданному принципу.

Ход игры: взрослый предлагает заменять определенный звук на заданный и произнести получившийся слог. Например: «Замени А на О» далее взрослый медленно и четко произносит слог КА, ребенок «в уме» меняет А на О и произносит КО, ЗА - ЗО, ЛА - ЛО и т.д.


Вывод

звуковой слово дошкольник обучение

Таким образом, из сказанного выше следует, что в одну из задач подготовки ребёнка к обучению в школе входит формирование определённого уровня речевого развития, в частности, правильного произношения и восприятия речи. В результате формируется готовность к звуковому анализу и синтезу речи, являющейся краеугольным камнем в обучении чтению и письму.


Список литературы


1.Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. [Текст]/ Агранович З.Е. - Сп-б.: Детство-пресс, 2007. - 148 с.

2.Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. [Текст]/ Под ред. Н.В. Дуровой. - М.: Просвещение, 2001. - 126 с.

.Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. [Текст]/ Максаков А.И., Тумакова Г.А. - М.: Просвещение, 1983. - 144 с.

.Невская Л.Н. Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду. [Текст]/ Невская Л.Н. - М.: Просвещение, 1990. - 168 с.

5.Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. [Текст]/ Ткаченко Т.А. - М.: Просвещение, 2003. - 144 с.

.Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. [Текст]/ Тумакова Г.А. - М.: Мозайка-Синтез, 2006. - 144 с.

.Тумакова Г.А. Формирование представлений детей о звуковой форме слова. [Текст]/ Под редакцией Подякова Н.Н., Сохина Ф.А. // Умственное воспитание детей дошкольного возраста - 1984. - С. 192-202.

.Фальдберг А.С. Воспитание звуковой культуры речи у детей. [Текст]/ Фальдберг А.С. Под ред. Воскресенской А.И. // Обучение грамоте в детском саду. - 1963. - С. 118-126.

.Эльконин Д.Б., Журова Л.Е. К вопросу формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. [Текст]/ Под редакцией Запорожца А.В., Усовой А.П. // Сенсорное воспитание. - 1963. - С. 213-227.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Аннотация . Ребёнок познаёт мир с первых недель своего рождения, реагируя на различные звуки. Процесс развития речи ребёнка зависит от различных факторов. У ребенка с нарушениями речи в первую очередь страдает фонематическое восприятие и звукопроизношение, что сказывается на несформированности навыков звукового анализа и синтеза. У младших школьников, как следствие, это является причиной дисграфии и дислексии. Поэтому развитие звукобуквенного анализа и синтеза является первоочередной задачей для дошкольников и младших школьников.

При обучении ребёнка чтению и письму исходным процессом является звуковой анализ устной речи: мысленное расчленение слова на его составляющие (звуки), установление их количества и последовательности. Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, а уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое. Прочитать слово — значит синтезировать сочетания отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.Таким образом, полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов. Звуковой анализ и синтез базируется на устойчивом фонематическом восприятии. А причиной дисграфии и дислексии является несовершенство фонематического восприятия и, как следствие, несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

Овладение грамотой происходит ступенчато: первая ступень - это фонематическое восприятие, вторая - звуковой анализ. Известно, что фонематическое восприятие формируется в период от года до четырех лет, а звуковой анализ — в более позднем возрасте, на пятом году жизни. И, наконец, фонематическое восприятие — это способность различать особенности и порядок звуков для их устного воспроизведения, звуковой анализ — способность различать то же самое, с целью воспроизвести звуки в письменной форме.

Переходить к звуковому анализу или синтезу звукового состава слова у ребенка с нарушениями речи следует только после достижения им определенного (начального) уровня фонематического восприятия, а также сформированности произношения анализируемых и синтезируемых звуков речи. Зрительные символы гласных и согласных звуков (Ткаченко Т.А.) используются в качестве вспомогательных средств обучения дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи. Таким образом, выполнение упражнений на анализ и синтез звукового состава слова с помощью авторской символики Ткаченко позволяет ускорить процесс фонемообразования зрительными символами гласных и согласных звуков (Ткаченко Т.А.), обеспечить готовность к усвоению грамоты, способствует предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников и младших школьников.

В коррекционной работе учитель-логопед может использовать упражнения для формирования навыков звукового анализа и синтеза дошкольников, задачей которых является уточнение понятий «слово, звук» . Ребёнок сначала произносит звуки , которые могут издавать изображенные животные и объекты, а затем слова — названия картинок. Задания чередуются до закрепления у ребенка понятий (рис. 1).

Упражнения на выделение в слове начального гласного звука, например, [У], [А], [И], [О]. При возникновении затруднений ребёнок опирается на зрительный символ звука, затем предлагается слово с начальным звуком в ударной позиции, далее - в безударной. Ребёнок чётко произносит названия картинок, соединяет с нужным символом каждое изображение (рис. 2,3).
Дети с интересом решают задачу анализа и синтеза сочетаний, состоящих из двух-трех гласных звуков; называют в сочетаниях по порядку все звуки, произносят по схемам слитно, не прерывая голоса, комбинации гласных звуков (рис.4).

В группах с общим нарушением речи (ОНР) звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии и дисграфии можно разделить на два года обучения:

1. Безбуквенный период. Проводится звуковой анализ и синтез сочетаний, слогов и слов.
2. Буквенный период. Проводится звукобуквенный анализ и синтез слогов и слов. Анализ текстов и предложений.

Развивая фонематический слух и речевое внимание, идет подготовка к овладению звуковым анализом слов. Выполняются различные упражнения, например: «Какие картинки начинаются с одинаковых звуков? Соедини эти картинки линиями» (рис. 5), или «С каких слогов начинаются названия этих картинок? Соедини слоги с картинками» (рис. 6).

Задания «Соедини одинаковые по форме шарики ниточками, прочитай получившиеся слова и напиши их в клеточках» (рис. 7), «Сосчитай буквы в названии каждого животного и соедини с нужной цифрой» (рис. 8), «Какие слова спрятались в цепочках? Напиши слова, которые у тебя получились» (рис. 9), «Убери из каждого слова по одной букве. Напиши слова, которые у тебя получились» (рис. 10), «Из трёх букв выбери нужную и впиши её в слово под картинкой» (рис. 11), «Допиши слова» (рис.12, 13), «Соедини буквы по стрелочкам, и ты узнаешь, какие слова здесь спрятались» (рис. 14), «Собери из букв слова» (рис. 15), «Расставь буквы по порядку в соответствии с цифрами. Какие слова получились?



Найди подходящие картинки» (рис. 16), «Сложи слово из первых букв названий картинок. Напиши это слово в клеточках и нарисуй этот предмет» (рис. 17), «Перенеси буквы в точно такие же предметы в нижнем ряду и прочитай получившееся слово. В рамочке нарисуй зашифрованный предмет» (рис. 18), «Прочитай пословицу по первым буквам названий картинок. Объясни, почему так говорят» (рис.19), «Прочитай слоги в клеточках. Допиши слова» (рис. 20) способствуют также развитию внимания и мышления ребёнка.

Упражнения на закрашивание буквы, которую называет учитель-логопед (взрослый), очень важно для развития слухового внимания и звукобуквенного анализа. Дописывание пропущенных букв в названии нарисованных предметов способствует развитию фонематического слуха и навыков звукобуквенного анализа (рис.12,13, 20). Зачёркивание букв, которых нет в названии нарисованного предмета, очень важно для развития навыка звукобуквенного анализа и понимания структуры слова (рис. 21, 22).

Учащиеся 2-4 классов при выполнении звукобуквенного анализа часто путают звуки и буквы, потому что, зачастую, они не слышат слова, рассуждая о звуковом значении букв. Такая категория детей вспоминает, что обозначает буква, но не слушает звуки, о которых говорят. А без слышания слова, без развитого фонематического слуха возникают многочисленные фонетические ошибки и, кроме того, тормозится освоение программы в целом: лексики, грамматики, словообразования, правописания.

Развитие фонетических способностей детей, умение последовательно вычленять в слове звуки и произносить каждый из них изолированно в соответствии с тем, как этот звук произносится в целом слове, происходят в звуковом разборе, специфика которого заключается в том, что он выполняется без обращения к буквам.

Алгоритм звукового разбора слова

1. Произнеси и послушай слово.
2. Найди ударный слог, а затем скажи слово по слогам.

4. Обозначь выделенный звук условным значком.
5. Протяни (выдели) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй. И так далее до конца слова.
6. Последний пункт: произнеси подряд все названные звуки и послушай, не искажается ли слово. Если дополнить данный план фонетического разбора еще одним пунктом: обозначь каждый из звуков буквой и объясни ее выбор,— ученик перейдет от звукового разбора к звукобуквенному. Но чтобы обращение к буквам не превратило разбор в буквеннозвуковой, звуковой анализ слова должен входить в звукобуквенный разбор как его обязательная первоначальная ступень.

План проведения звукобуквенного анализа слов во 2 - 4 классах

1. Произнеси и послушай слово. Запиши транскрипцию.
2. Найди ударный слог, а затем скажи слово по слогам. Запиши.
3. Протяни (выдели) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.
4. Обозначь выделенный звук буквой. Объясни выбор буквы и т.д. Например, слово «вода»:

вода - [вада"]
во - да"
[в] - согл., парн. тв., парн. звон. - «вэ».
[а] - гласн., безударн. - «о».
[д] - согл., парн. тв., парн. звон. - «дэ».
[а"] - гласн., ударн. - «а».

Ученик рассуждает так: «В слове «вода» первый звук [ввввада] - [в]. Он согласный, парный твердый, парный звонкий. На письме обозначен буквой «вэ». Звук в сильной позиции.
Учитывая, что на записывание словами характеристики каждого звука отнимает много времени и места, рядом с транскрипцией можно помещать условный значок, который показывает, какой это звук:
[О] - гласный, — - согласный, глухой, твердый, ↔ - согласный, мягкий, звонкий и т. п.
При таком подходе учащиеся повторяют правильное название букв русского алфавита, осуществляют анализ слов, отталкиваясь не от буквы, а от звука, осознанно обосновывают выбор букв для обозначения звучания слова на письме. При этом соблюдается естественный ход анализа от звука к букве, что помогает уяснить устройство русского письма, конкретнее — его графики. И самое главное - значительно повышается уровень развития навыка правописания.

Как известно, практическим методом, с помощью которого анализируется отношение между произнесением и написанием слова, является звукобуквенный разбор :
1. Сколько в слове слогов, какой (по счету) слог ударный?
2. Сколько в слове звуков и сколько букв? (Если букв больше, почему?)
3. Сколько гласных звуков? Сколько согласных?
4. Охарактеризуйте каждый звук. Какой буквой обозначается звук на письме?
Вдумаемся в этот план. В нем явно выдвинута на передний план количественная, а не
качественная характеристика соотношения звуков и букв (вопрос сколько? в трех случаях из четырех занимает первое место).
Систематизировав вышеизложенное, можно предложить учащимся такую краткую информацию:

Звукобуквенный анализ

Гласные буквы: А, О, У, Ы, Э
Я, Ё, Ю, И, Е
Гласные звуки: [а], [о], [у], [ы], [э], [и] . Гласные звуки обозначается красным цветом .

Звуки [а], [о], [у], [ы], [э] указывают на то, что впереди стоит твёрдый согласный звук , который обозначается синим цветом .

Гласные Я, Ё, Ю, И, Е указывают на то, что впереди стоит мягкий звук , который обозначается зелёным цветом .

Например: М О Х Л И С А С Л И В А

Всегда твердые согласные : [Ж], [Ш], [Ц] .

Всегда мягкие согласные : [Ч], [Щ], [Й] .

Например: Ж И Р , Ш И ШК А , Ч А Й , Щ У К А , Ц И РК .

Всегда звонкие согласные: [М,], [Н], [Л], [Р], [Й] .

Всегда глухие согласные : [Х], [Ц], [Ч], [Щ] .

Парные согласные : Б -П , В -Ф , З -С , Ж -Ш , Г -К , Д -Т .

Буквы имеют 2 звука : Я, Ё, Ю, Е (если: стоят впереди слова; стоят после мягкого или твёрдого знака; после гласного звука).

Например, разбор слова ЯРКИЙ:

1. В слове яркий ударение падает на гласную «Я» .
2. Разделим слово на слоги: ЯР-КИЙ
3. В слове ЯРКИЙ две гласные буквы «Я » и «И », поэтому два слога.
4. Буква «Я » имеет два звука - [й, а] , потому что стоит впереди слова. Звук [й] -всегда мягкий,
обозначаем зелёным цветом. Звук [а] -гласный, обозначаем красным цветом.
5. Буква «ЭР » - звук [р] . Обозначаем синим цветом, потому что он твёрдый.
6. Буква «КА » - звук [к’] , обозначаем зелёным цветом, потому что гласный звук [и] указывает
на мягкость впереди стоящего звука.
7. Буква «И » - звук [и] . Обозначаем красным цветом, потому что он гласный.
8. Буква «Й » - звук [й] . Обозначаем зелёным цветом, потому что этот звук всегда мягкий.

Памятки для детей. Звукобуквенный анализ слова

1. Записать слово, поставить ударение, написать количество слогов.
2. Согласные звуки: звонкие или глухие, твёрдые или мягкие.
3. Гласные звуки: Ударные или безударные.
4. Написать количество букв и звуков.

Примеры слов:

Согласные звуки и буквы

Парные: [б]-[п], [в]-[ф], [г]-[к], [д]-[т], [ж]-[ш], [з]-[с].

Непарные: [й], [л], [м], [н], [р], [x], [ц], [ч], [щ].

Звонкие: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [й], [л], [м], [н], [р].

Глухие: [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [х], [ц], [ч], [щ].

Всегда твёрдые: [ж], [ш], [ц].

Всегда мягкие: [й], [ч], [щ].

Используемая литература

1. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логопедические игры и задания. СПб.: «Каро», 2002.
2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/Под ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
3. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.-М., 2006.
4. Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии// Развитие и коррекция.-2001.
5. Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи. - СПб., 11999.
6. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. - СПб., 1998.
7. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. - М., 2000.
8. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. - М., 1999.