Тема революции в поэме Блока “12”

“Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимым недостойных; но это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного шума. Гул этот все равно о великом.”
(Из статьи Блока “Интеллигенция и революция”)

Блок восторженно принял Октябрьскую революцию. Октябрьская революция открыла Блока как художника, вдохновила его на создание “12” -лучшего его произведения, закончив которое он обычно беспощадно строгий к себе, сказал: “Сегодня я- гений!”
В “12” Блок с громадным вдохновением и блистательным мастерством запечатлел открывавшийся ему в романтических пожарах и метелях образ освобожденной революцией Родины. Он понял и принял Октябрьскую революцию как стихийный, неудержимый “мировой пожар”, в очистительном огне которого должен гореть без остатка весь старый мир.
Такое восприятие Октябрьской революции имело и сильные и слабые стороны. Поэт услышал в революции по преимуществу одну “музыку” - музыку разрушения. Беспощадно, “со святой злобой” он осудил и заклеймил в своей поэме этот прогнивший мир с его буржуями, барышнями, попами. Но разумное, организованное, созидательное начало социалистической революции не получило в “12” такого же полного и ясного художественного воплощения. В героях поэмы- красногвардейцах, беззаветно вышедших на штурм старого мира пожалуй больше от анархической “вольницы”(активно действовавшей в октябрьские дни), нежели от авангарда петроградского рабочего класса, который под руководством партии большевиков обеспечил победу революции.
Ветер, вьюга, метель, снег- это образы,символизирующие стихию
очистительной революционной бури, силу и мощь народного выступления.
В основе произведения - конфликт старого и нового. Их непримиримость подчеркнута резким контрастом “черного” и “белого”.
Образ Христа Блок как бы поставил во главе своих красногвардейцев. Поэт исходил при этом из своих субъективных(и самому ему до конца ясных) представлений о раннем христианстве как “религии рабов”, проникнутой бунтарскими настроениями и приведших к распаду старого, языческого мира. В этом Блок усматривал известное историческое сходство с крушением царской помещичье-буржуазной России.
Но отдельные недоговоренности и противоречия в “12” искупаются всецело проникающим это замечательное произведение высоким революционным пафосом, живым ощущением величия и всемирно-историческим значением Октября. “Вдаль идут державным шагом” -сказано в поэме о ее героях. Вдаль, то есть в далекое будущее, и именно державным шагом, то есть как новые хозяева жизни, строители молодой пролетарской державы. Это и есть главное и основное, что определяет смысл и историческое значение “12” как величественного памятника Октябрьской эпохи.
Поэма “12” сделала имя А. Блока поистине всенародно-известным. Строки ее перешли в плакаты, газетные столбцы, на знамена первых воинских частей Красной Армии.
“Всем телом, всем сердцем слушайте Революцию”, -призывал поэт. Чистый и сильный голос Блока приветствовал революцию как новый день мира.

Текст сочинения:

Свое отношение к революции и ко всему тому, что за ней последовало, Блок выразил в поэме Двенадцать, написанной в 1918 г. Это было страшное время: позади приход к власти большевиков, четыре года войны, разруха, убийства. Люди, принадлежавшие к круп7 интеллигенции, к которому относился и Блок, воспринимали происходящее как национальную трагедию. И на этом фоне явным контрастом прозвучала блоковская поэма, в которой поэҭ, еще совсем недавно писавший проникновенные лирические стихи о России, прямо говориҭ: Пальнем-ка пулей в Святую Русь.
Современники не поняли Блока и посчитали его предателем своей страны. Однако позиция поэта не так однозначна, как может показаться на первый взгляд, и, более внимательное прочтение поэмы это доказывает.
Сам Блок предупреждал, что не следует переоценивать значение полиҭических мотивов в поэме Двенадцать, поэма более символична, чем кажется. В центр поэмы Блок ставиҭ вьюгу, которая и является олицетворением революции. В разгуле этой вьюги, снега и ветра поэҭ слышиҭ музыку революции, которая для него противопоставлена самому страшному обывательскому покою и уюҭу. В этой музыке он видиҭ возможность возрождения России, перехода на новый виток развиҭия. Блок не отрицает и не одобряет бунҭ голытьбы разбои, кипение темных страстей, вседозволенность и анархию, которые воцарились в России. Во всем этом страшном и жестоком настоящем Блоку видиҭся очищение России. Россия должна миновать это время, погрузившись на самое дно, в ад, в преисподнюю, и только после этого она вознесется к небу.
То, что Блок видиҭ в революции переход от тьмы к свету, доказывает само название поэмы. Двенадцать это час перехода из одного дня в другой, час, который издавна считался самым мистическим и таинственным из всех. Оҭ того, что происходило в тот моменҭ в России, тоже, по мнению Блока, веяло некой мистикой, словно кто-то неведомый и всемогущий в полночный час принялся за колдовство.
С эҭим же мотивом связан и самый загадочный образ поэмы образ Христа, идущего впереди отряда красноармейцев. Литературоведы предлагаюҭ много трактовок этого образа. Но мне кажется, что Исус Христос у Блока олицетворяет будущее России, светлое и одухотворенное. На это указывает порядок, в котором идуҭ в конце поэмы герои. Сзади всех плетется шелудивый пес, в образе которого легко угадывается самодержавное и темное прошлое России, впереди него шагает отряд красноармейцев, олицетворяющих революционное настоящее страны, а возглавляет это шествие в белом венчике из роз Исус Христос, образ, воплощающий светлое будущее, ожидающее Россию, когда она поднимется из того ада, в котором оказалась.
Существуюҭ и другие интерпретации этого образа. Некоторые литературоведы считаюҭ, что Исус Христос (такая версия появилась в связи с тем, что в имени Иисуса у Блока не хватает одной буквы, и назвать это случайностью или необходимостью стиха нельзя) это Анҭихрист, возглавляющий отряд красноармейцев, а значиҭ, и всю революцию. Такая трактовка также согласуется с позицией Блока относительно революции как переходного периода к царству Божьему.
Поэма Двенадцать до сих пор вызывает множество споров среди криҭиков и читателей. По-разному объясняюҭся сюжет поэмы, ее образы. Однако одно не оставляет никаких сомнений. В моменҭ ее написания Блок относился к революции как к необходимому злу, которое поможет вывести Россию на истинный путь, возродить ее. Потом его взгляды изменятся, но в этот моменҭ Блок вериҭ в революцию, как больной вериҭ в операцию, которая, причинив боль, тем не менее спасет от смерҭи.

Права на сочинение "Оҭношение к революции автора поэмы Двенадцать" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Тема революции в поэме Блока «Двенадцать» является ключевой. Поэт написал свое сочинение через год после февральских событий 1917 года и через несколько месяцев после октябрьского переворота. Текст по форме напоминает народную песню, частушки, присказки, однако традиционную композицию автор наполнил новым философским смыслом, отразившим его собственное видение тех страшных событий, очевидцем которых он стал.

Символы природы

Главный образ, выведенный в произведении, - это ветер, который сметает все на своем пути. Именно описанием снежной вьюги и пурги начинает поэт свое повествование. в котором смешались черные краски приближающейся ночи и белые - снега, олицетворяет мятежную бурю, которая разгорелась не только в городе, но и в душах людей. Тема революции в поэме Блока «Двенадцать» в начале представлена в образах природы, причем автор выбирает наиболее драматические стихии: ветер, снежный буран, затянутое облаками небо.

Вещественные образы

Помимо этого, он прибег и к материальным образам, изображая плакаты, флаги с революционными лозунгами, которые развеваются в Петрограде как знак серьезных политических перемен. Вместе с тем поэт подчеркивает всю временность и тщетность этой суеты: рядом с этими плакатами мечутся простые люди, вроде бедной старушки, которая не понимает происходящего.

Тема революции в поэме Блока «Двенадцать» носит двойственный характер. С одной стороны, автор принимает народную стихию и своим поэтическим чутьем как бы прислушивается к музыке мятежа. Но с другой, он ужасается безраздельному разгулу страстей, беззакония, символом чего выступают черные ремни винтовок, на которые автор постоянно обращает внимание.

Герои

Но в центре повествования, разумеется, остаются люди - двенадцать красногвардейцев, которые несут службу в городе в Они чувствуют себя хозяевами в этом новом мире и полагают, что им все дозволено. Кульминацией и апогеем данного разгула стало убийство одним из них своей бывшей возлюбленной Катьки.

Тема революции в поэме Блока «Двенадцать» проявляется в первую очередь через конкретные человеческие судьбы. Поначалу убийца, молодой парень, искренне сожалеет о содеянном: он говорит о своей любви к девушке и злится на себя за свою ревность. Тем самым автор хотел показать, что совесть в людях все-таки осталась, несмотря на все ужасы военного времени. Однако хуже всего то, что его товарищи стыдят его, утверждая, что время оправдывает любое беззаконие. Таким образом, поэт чутко уловил новое веяние своего времени, когда многих охватило чувство вседозволенности.

О старом мире

Образ этого прежнего порядка занимает важное место в произведении. Тема революции в поэме Блока «Двенадцать», краткое содержание которой составляет предмет настоящего обзора, отличается неоднозначностью трактовки данных событий, что делает данное произведение уникальным в отечественной литературе.

С одной стороны, поэт показывает, что вся мощь народной стихии со всей силой обрушилась на него, готовясь окончательно уничтожить то, что было накоплено веками предыдущей истории. С другой, повествователь, со стороны наблюдая за разгулявшейся народной стихией, выражает серьезное опасение за то, каковы могут быть последствия столь неосторожного обращения с собственным прошлым. И хотя он вслушивается в музыку этого мятежного духа, тем не менее все сочинение пронизано духом тревоги за будущее. Именно поэтому неоднозначное звучание приняла тема революции в поэме Блока «Двенадцать». Кратко эту мысль можно выразить так: суть происходящих событий заключалась не столько в противостоянии сословий и классов, сколько в борьбе добра и зла в душах людей.

Это противостояние наблюдается, прежде всего, среди тех, кто начал борьбу за свободу, а закончил разбоями и убийствами. Поэт надеется на то, что светлое начало в конце концов восторжествует, однако сама поэма остается по сути открытой и оставляет место для размышлений. Столь противоречивая трактовка событий привела к тому, что с приходом к власти большевиков сочинение оказалось под запретом.

О революции в поэме Блока «Двенадцать» трудно говорить однозначно: автор как будто одновременно и принимает ее, и в то же время страшится, что люди потеряли нравственный ориентир в жизни.

Двадцатый век был сложным и драматическим периодом в истории нашего государства. В это время происходило рождение нового государства. Это время тяжелых испытаний и перемен. Революционные события 1917-1918 годов оставили свой отпечаток в истории России. Революция потрясла огромную страну, она не прошла не замеченной и коснулась каждого. Александр Блок также не остался равнодушным. Свое отношение к революционным событиям он высказал в поэме «Двенадцать».

Параллельно с поэмой « » Блок работал над поэмой «Скифы» и статьей «Интеллигенция и революция». Эти творческие работы также отражают отношение автора к событиям 1917-1918 годов.

Стоит отметить, что начало революции Блок воспринял радостно и восторженно. Он призывал прислушаться к голосу революции и следовать за ним. В революции автор видел что-то новое, другое. Блок верил, что теперь жизнь в России изменится. Но позже, мы видим, как этот восторг уходит, отношение к происходящим событиям меняется. Блок старается объективно взглянуть на революционные события и дать им оценку. Поэма «Двенадцать» стала отражение объективных мыслей автора о тех событиях.

Революция в поэме «Двенадцать» показана, как стихийное и бесконтрольное событие. Автор сравнивает ее с метелью и вьюгой, с бураном, который сметает все на своем пути. Для Блока революция стала неизбежным событием. В нем собрано все недовольство и ненависть, которые в один миг вырвались на свободу и теперь несутся по просторам великой страны, сметая фигуры «буржуазной пошлости».

Революция ломает старый мир «барыней», «буржуев», «витий». Она беспощадна к ним. В строках поэмы мы слышим строки о гибели России. Но это не так. Умирает старый мир, а на его место приходит новый.

Для Блока революция имеет две стороны: черную и белую. Все происходящее в то время было залито кровью и насилием, сопровождалось грабежами и убийствами. Именно поэтому через все произведение идет борьба «черного вечера» и «белого снега». Блок пытается понять может ли революция действительно создать что-то новое или она способна лишь на разрушение.

Движущей силой революции становится образ двенадцати. Это простые солдаты, которые шагают уверенным шагом по улицам революционного города. Блок не однозначно относится к ним. В поэме они сначала изображены, как бандиты («в зубах цигарка, примят картуз»), но потом автор, говорит, что они простые русские парни, которые отправились служить в красную армию. Затем снова Блок показывает их грязные поступки. Они выливаю свою злость и ненависть на ни в чем не повинных людей. Двенадцать без доли сомнений убивают Катьку, только потому, что она сейчас с другим.

Образ революции в поэме «Двенадцать» неразрывно связан с образом Христа. Хотя, двенадцать постоянно пытаются от него избавиться, он все равно возглавляет их «победоносное» шествие. Христос, как когда-то давно, вновь сошел на землю, чтобы озарить заблудшим верный путь.

В поэме «Двенадцать» Блок так и не дает оценки происходящим событиям. Революция для автора стала неизбежным событиям, но он так и не смог понять ее жестокости и бесчеловечности.