Социальные нормы - образы общественных отношений, модели человеческого поведения , непременно имеющие предписательный характер и действующие в рамках определенной культуры. То, что социальные нормы характеризуются относительной устойчивостью, повторяемостью, общностью, позволяет говорить о них как законах. И точно так же как все законы социальные нормы проявляются и действуют в общественной жизни необходимо. Социальные нормы обусловлены человеческим, общественным сознанием. Именно это принципиально важное обстоятельство и определяет качественную специфику социальных норм, отличающую их от норм-законов, действующих в природе. При этом связь с человеческим (общественным и индивидуальным) сознанием реально находит свое выражение в двух планах - генетическом, связанном с происхождением социальных норм, и прагматическом, касающемся управления человеческим поведением, регуляции (организации) общественных отношений.

Наиболее важной функцией, выполняемой социальными нормами, является управление человеческими взаимоотношениями и поведением.

Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей. Ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации - индивиду. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом. Культурные нормы и ценности тесно взаимосвязаны. Различие между нормой и ценностью выражается так:

Нормы - правила поведения,

Ценности - абстрактные понятия о том, что такое добро и зло, правильное и неправильное, должное и недолжное.

Ценности - это то, что оправдывает и придает смысл нормам. В обществе одни ценности могут вступать в конфликт с другими, хотя те и другие одинаково признаются в качестве неотъемлемых норм поведения. Каждое общество само вправе устанавливать, что является ценностью, а что нет.

Ценностная ориентация выражает направленность личности на определенные нормы и ценности. Эта направленность характеризуется когнитивными, эмоциональными и поведенческими компонентами». Все исследователи подчеркивают регулирующую функцию ценностных ориентаций, определяющих поведение личности, ее цели и мотивы.

Формирование ценностных ориентаций в значительной мере обусловлено индивидуальным опытом жизни человека и определяется теми жизненными отношениями, в которых он находится. Становление и развитие структуры ценностных ориентаций - процесс сложный, совершенствующийся в ходе развития личности. Люди одного возраста могут иметь различные ценности. Структура ценностных ориентаций людей одного возраста указывает лишь на общую тенденцию их развития, в жизни каждого человека пути развития ценностей могут быть различными. Однако, зная общую тенденцию развития ценностей в каждом возрасте и учитывая индивидуальный опыт, можно направлять развитие мировоззрения личности и соответствующим образом влиять на этот процесс.



Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе сомой, основу мировоззрения, ядро мотивации и "философию жизни". Ценностные ориентации - способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной). Направленность личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности. Содержание направленности - это, прежде всего доминирующие, социально обусловленные отношения личности к окружающей действительности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми мотивами деятельности и превратиться в убеждения. Смысловые образования предельного обобщения превращаются в ценности и человек сознает собственные ценности, только относясь к миру как целому. Поэтому когда говорят о человеке, то естественно приходят к понятию "ценность". Это понятие рассматривается в разных науках: аксиология, философии, социологии, биологии, психологии. В ценностях сконденсированы опыт и результата познания прошлых поколений людей, воплощающие устремленность культуры в будущие ценности рассматриваются как важнейшие элементы культуры, придающие ей единство и целостность.

У каждого может существовать своя система ценностей, и в этой системе ценностей они выстраиваются в определенный взаимосвязи. Конечно, эти системы индивидуальны лишь постольку, поскольку индивидуальное сознание отражает сознание общественное. С этих позиций в процессе выявления ценностных ориентаций, необходимо учитывать два основных параметра: степень сформированности структуры ценностных ориентаций и содержание ценностных ориентаций (их направленность), которое характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру. Дело в том, что интериоризация ценностей как осознанный процесс происходит лишь при условии наличия способности выделить из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы), а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий, близких и далеких целей всей своей жизни, возможности их реализации и тому подобное. Второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценностных ориентаций дает возможность квалифицировать содержательную сторону направленности личности находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каковы сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего предпочтения их относительно других и тому подобное, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека.

Введение

Социальные ценности

Социальные нормы

Виды социальных норм

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Понятие социальных ценностей и норм впервые появилось в социологической науке благодаря М. Веберу. Анализируя действия индивидов, Вебер исходил из неокантианской предпосылки, согласно которой каждый человеческий акт предстаёт осмысленным лишь в соотнесении с ценностями, в свете которых определяются нормы поведения людей и их цели. Эту связь Вебер прослеживал в ходе социологического анализа религии.

Изучением ценностей занимается наука аксиология (от греческого «аксиа»- ценность и «логос» - слово, понятие, учение). Она входит в качестве принципиально важной составляющей в структуру ряда философско- социологических концепций неокантиански - веберовской, феноменологически - интеракционистской и позитивистски - сциентистской ориентаций.

Возникновение и функционирование социальных норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений. В основе возникновения социальных норм («общих правил») лежат, прежде всего потребности материального производства. Социальные нормы - это требования, предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения.

социальный норма предписание поведение


1. Социальные ценности


В настоящее время ряд видных социологов (например, Г. Лассвелл и А. Кэплэн) считают, что ценности являются основой, придающей социальным взаимодействиям определенные окраску и содержание, делающей из них социальные отношения. Ценность можно определить как целевое желательное событие. То, что субъект X ценит объект Y, означает, что X действует так, чтобы достичь уровня Х или хотя бы приблизиться к нему. Личность занимает позицию оценки по отношению ко всем компонентам окружающей ее среды. Но осуществлять социальные действия в отношении кого-то она будет только из-за вещей, которые ценит и считает для себя полезными и желательными, то есть ради ценностей. Ценности в данном случае служат толчком, необходимым условием для любого рода взаимодействий.

Анализ социальных ценностей позволяет условно разделить их на две основные группы:

ценности благосостояния,

прочие ценности.

Под ценностями благосостояния понимаются те ценности, которые являются необходимым условием для поддержания физической и умственной активности индивидов. В эту группу ценностей входят прежде всего: мастерство (квалификация), просвещенность, богатство, благополучие.

Мастерство (квалификация) - это приобретенный профессионализм в некоторой области практической деятельности.

Просвещенность- это знания и информационный потенциал индивида, а также его культурные связи.

Богатство подразумевает, главным образом, услуги и различные материальные блага.

Благополучие означает здоровье и безопасность индивидов.

Прочие социальные ценности выражаются в действиях как данного индивида, так и других. Наиболее значимыми из них следует считать власть, уважение, моральные ценности и аффективность.

Самой значимой из них является власть. Это наиболее универсальная и высокая ценность, так как обладание ею дает возможность приобретать любые другие ценности.

Уважение - это ценность, включающая статус, престиж, славу и репутацию. Стремление к обладанию этой ценностью по праву считается одной из основных человеческих мотиваций.

Моральные ценности включают в себя доброту, великодушие,

добродетель, справедливость и другие моральные качества.

Аффективность - это ценности, включающие прежде всего любовь и дружбу.

Всем известен случай, когда Александр Македонский, обладавший властью, богатством и престижем, предложил воспользоваться этими ценностями философу Диогену Синопскому. Царь попросил философа назвать желание, предъявить любое требование, которое он немедленно выполнит. Но Диоген не имел потребностей в предложенных ценностях и выразил единственное желание: чтобы царь отошел и не загораживал ему солнца. Отношения почтения и благодарности, на которые рассчитывал Македонский, не возникли, Диоген остался независимым, как, впрочем, и царь.

Таким образом, взаимодействие потребностей в ценностях отражают содержание и смысл социальных отношений.

В силу неравенства, существующего в обществе, социальные ценности распределены среди членов общества неравномерно. В каждой социальной группе, в каждом социальном слое или классе существует свое, отличное от других распределение ценностей между членами социальной общности. Именно на неравном распределении ценностей строятся отношения власти и подчинения, все виды экономических отношений, отношения дружбы, любви, партнерства и т.д.

Личность или группа, имеющая преимущества при распределении ценностей, обладает высокой ценностной позицией, а личность или группа, обладающая меньшими ценностями или вообще не имеющая их, имеет низкую ценностную позицию. Ценностные позиции, а стало быть, и ценностные образцы, не остаются неизменными, так как в ходе обмена имеющимися ценностями и взаимодействий, направленных на приобретение ценностей, индивиды и социальные группы постоянно перераспределяют ценности между собой.

В своём стремлении к достижению ценностей люди вступают в конфликтные взаимодействия, если они считают существующий ценностный образец несправедливым, и активно пытаются изменить собственные ценностные позиции. Но они также используют кооперативные взаимодействия, если ценностный образец их устраивает или если надо вступать в коалиции против других личностей или групп. И, наконец, люди вступают во взаимодействия в форме уступок, если ценностный образец считается несправедливым, но часть членов группы по разным причинам не стремится изменить существующее положение.

Социальные ценности являются базовым исходным понятием при исследовании такого феномена, как культура. По мнению отечественного социолога Н.И. Лапина «система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей. Она, в свою очередь, оказывает обратное влияние на социальные интересы и потребности, выступая одним из важнейших мотиваторов социального действия, поведения индивидов. Таким образом, каждая ценность и системы ценностей имеют двуединое основание: в индивиде как самоценном субъекте и в обществе как социокультурной системе».

Анализируя социальные ценности в контексте общественного сознания и поведения людей, можно получить достаточно точное представление о степени развитости индивида, уровне усвоения им всего богатства человеческой истории. Вот почему они могут соотноситься с тем или иным типом цивилизации, в недрах которой возникла данная ценность или к которому она преимущественно относится: традиционные ценности, ориентированные на сохранение и воспроизводство сложившихся целей и норм жизни; современные ценности, возникшие под влиянием изменений в общественной жизни или в главных ее сферах. В данном контексте весьма показательны сравнения ценностей старшего и молодого поколений, что дает возможность понять напряженность и причины конфликтов между ними.


Социальные нормы

социальный общество поведение

Человеческое общество представляет собой совокупность отношений людей к природе и друг к другу, или совокупность общественных явлений; при этом под общественным явлением понимается такое взаимосвязанное поведение индивидов, которое вызывает определенные изменения природы, общества и самого человека. Из этого следует, что нет ни общества, ни общественных явлений вне поведения индивидов и их взаимосвязанных действий.

Однако индивиды как члены общества, как сознательные, творческие и свободные существа свободны в выборе своего поведения. И их поступки могут не только не согласовываться, но зачастую и противоречить друг другу. А противоположность поведения может поставить под вопрос не только осуществление общественных функций, но и существование общества. Поэтому имеется необходимость в том, чтобы регулировать человеческое поведение, то есть определить его способ и обеспечить приемлемое для общества поведение людей.

Люди как общественные существа создают некий новый мир, отличный от природы (хотя и не в выделившийся из нее окончательно), но и в нем должен существовать порядок. А для того чтобы этот порядок существовал, создаются социальные нормы, которые представляют собой по существу особое произведение человеческого общества.

Социальные нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений. Они складываются в определенную иерархию норм, распределяясь по степени их социологической значимости.

Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости. Строже всего караются нарушения табу (в примитивных обществах) и юридических законов (в индустриальных обществах), мягче всего - привычек.

Социальные нормы, которыми определяется человеческое поведение, обеспечивают существование людей в обществе и существование человека как человека - в его отношениях к остальным людям и к самому себе. С их помощью человек стремится сохранить и реализовать определенные ценности в той природной и социальной действительности, в которой он живет.

Социальные нормы представляют собой ожидаемые правила поведения человека и обществе, согласно которым человек должен вести себя таким образом, чтобы обеспечить согласованность индивидуальных поведений, необходимые для осуществления основных социальных функций. Человек является свободным существом, и в рамках свободы, предоставленной ему естественным законом, он может вести себя по-разному. И чем более развитым является общество, чем уверенней оно прогрессирует, тем больше прогресс человеческого сознания и свободы, тем в большей мере человек ведет себя как свободное существо, а общество может воздействовать на его свободное поведение при помощи правил, создаваемых обществом. А это значит, что точно так же как нет общества без свободного и целесообразного поведения человека, так нет и общества без общественных правил, при помощи которых обеспечивается координация этих свободных поведений.

Понятые таким образом социальные нормы предполагают и относительную свободу человеческого поведения, которую каждый человек ощущает, когда поступает в соответствии с социальными правилами, хотя мог бы последним и пренебречь. В то же время, когда человек нарушает правила поведения, он должен быть готов подвергнуться определенного рода санкциям, применяя которые общество обеспечивает уважительное отношение индивидов к общественным правилам.

При помощи социальных норм общество стремится обеспечить осуществление определенных общественных функций. Осуществление этих функций представляет общественный интерес. Этот общественный интерес не обязательно является, в полном смысле слова, интересом преобладающей части общества. Однако он является общественным в том смысле, что при помощи социальных норм обеспечивает координацию и согласование действий индивидов для того, чтобы успешно разворачивался, прежде всего, процесс общественного производства, обеспечивающий существование общества на данной ступени его развития.

Для реализации многочисленных и разнообразных целей в обществе существует множество социальных норм. Однако это множество существовало не всегда. Социальные нормы прошли свой путь исторического развития, вместе с развитием общества. В начале истории человечества, когда человеческое общество было неразвитым, социальные нормы составляли единую совокупность и не различались между собой ни по способу их возникновения, ни по тому, как обеспечивалось их применение.

Однако с развитием общества происходит дифференциация отдельных видов норм. А именно, с дифференциацией общества возникают особые группы людей, имеющих особый интерес и желающих его осуществить. Тогда-то и происходит дифференциация социальных норм. Социальные нормы начинают различаться как по целям, которые люди пытаются реализовать с их помощью, так и по своей форме, то есть по способу их возникновения и по средствам, с помощью которых обеспечивается их применение.


3. Виды социальных норм


С развитием общества возрастало и количество социальных норм. Многочисленные социальные нормы делятся на разнообразные группы в зависимости от критериев, которыми пользуются при их классификации. Чаще всего, исходя из тех средств, при помощи которых оказывается воздействие на людей, ведущих себя в соответствии с социальными нормами, последние делятся на социальные предписания и технические правила.

а) Социальные предписания - это социальные нормы в узком смысле слова. Это социальные нормы, которые определяют социальное поведение человека, то есть отношение человека к другим членам общества. Когда люди поступают в соответствии с общественными предписаниями, устанавливается такое социальное состояние, которое является полезным, то есть такое, которое может считаться полезным для общества, создающего данные правила.

Социальные предписания регулируют отношения между людьми в государстве и в более узких общностях, то есть в социальных группах. Это нормы, при помощи которых осуществляется регулирование поведения человека по отношению к другим людям в государстве, в семье, на улице, в процессе производства материальных благ и т.д. Эти нормы служат реализации общей цели, достижение которой соответствует интересам некоторой широкой общности, хотя и не обязательно отвечает интересам отдельных ее членов. Для того, чтобы обеспечить уважительное отношение к данным нормам, общность принимает определенные меры, начиная с воспитания и вплоть до санкций, при помощи которых нарушителя социальных норм лишают тех или иных благ.

Социальное предписание имеет две части: диспозицию и санкцию.

Диспозиция представляет собой ту часть социального предписания, которая определяет поведение индивида таким образом, чтобы был соблюден интерес общности, коллектива.

Санкция предусматривает лишение того, кто нарушил диспозицию, известных благ и тем самым удовлетворяется стремление общности к наказанию тех членов общества, которые не придерживаются принятого способа поведения. Весьма важным является также и опосредованное воздействие санкции на поведение людей, а именно: зная, что им грозят определенные санкции, то есть лишение известных благ, люди, как правило, воздерживаются от нарушения общественных предписаний.

Однако санкции, при помощи которых общество стремится воздействовать на поведение людей, дабы оно соответствовало диспозиции юридической нормы, не могут быть исключительно негативными, то есть направленными лишь на лишение некоторых благ тех членов общества, которые нарушают общественные правила. Могут быть предусмотрены и позитивные санкции - не за нарушение правила, а за поведение в соответствии с ними. Они являются, по сути, наградой за поведение, желательное для общества.

В обществе существуют многочисленные социальные предписания, которые можно отнести к различным видам на основе самых разных критериев. Однако можно утверждать, что чаще всего социальные предписания различаются в зависимости от вида общности, которая их создает; от деятельности, к которой данные предписания относятся; и вида санкции которые применяются при нарушении предписания.

Наиболее существенные различия отдельных социальных предписаний проистекают из санкций, при помощи которых обеспечивается уважительное к ним отношение; причем характер таких санкции зависит от того, какие социальные общности - организованные или неорганизованные - создают те или иные социальные предписания. Более суровые санкции по отношению к нарушителю предусматривают те общественные предписания, которые созданы организованными социальными общностями, то есть социальными организациями. Обычно в этом случае речь идет о лишении нарушителя значительных благ при помощи принуждения, которое часто выступает в форме физического насилия. Правовые нормы являются наиболее типичным представителем данного вида социальных предписаний.

В неорганизованных социальных общностях социальные предписания возникают спонтанно, в течение длительного времени, и глубоко внедрены в сознание членов общности. В таких общностях, в которых дело не доходит до острых конфликтов, санкции за нарушение правил поведения не являются строгими, и применяет их общество в целом, а не особые органы. Примером социальных предписаний, создаваемых организованными общностями, являются правовые, а неорганизованными общностями - обычные нормы.

б) Технические правила представляют собой такие нормы поведения, которые являются социальными лишь опосредованно. Но именно они регулируют не отношение человека к другим людям, а отношение человека к природе. Это те нормы, которые основываются на знаниях о природе и определяют поведение человека в процессе присвоения им природы. Однако человек относится к природе не только как природное, но и как общественное существо, то есть его отношение к природе и обществу является социальным отношением. В этом смысле рассматриваемые нормы также являются социальными нормами.

Посредством действий, которые предписываются техническими правилами, человек может осуществить известные благоприятные для него изменения в природе. Поэтому можно сказать, что данные нормы определяют деятельность по преобразованию природы (материальной природы в узком смысле слова). Таковы, например, правила, указывающие, как получить определенный химический продукт путем соединения тех или иных элементов, как лечить от болезни, создавать некоторые материальные блага и т.д. Таким образом, технические правила служат достижению определенной цели, в которой заинтересованы либо отдельный человек, либо множество людей. Что касается поведения в соответствии с этими правилами, то здесь существует полное совпадение интересов общества и индивида: как общество, так и индивид заинтересованы в соблюдении технических норм, и между ними нет разногласия. Технические нормы по существу представляют собой инструкции индивиду по поводу того, каким образом ему следует поступать; они выступают в качестве помощи индивиду со стороны общества, а не в качестве приказов. Подобный характер технических правил является причиной отсутствия санкций, которые общество могло бы применить к нарушителям данных норм. Поскольку субъекты, к которым относятся технические правила, желают реализовать некую цель, то они должны придерживаться данных правил. Если субъекты не будут следовать этим правилам, цель не будет достигнута, и интерес не будет реализован. Так, например, тот, кто хочет выздороветь, должен соблюдать предписания специалистов медицины, иначе он будет продолжать болеть. Поэтому и полагают, что для того, чтобы человек поступал в соответствии с техническими правилами, ему достаточно лишь понять, что такое поведение обеспечивает реализацию желаемой цели.

Таким образом, люди в своем поведении придерживаются технических правил, ибо, поступая в соответствии с ними, они осуществляют некий свой интерес; игнорируя же данные правила, они не могут реализовать свой интерес и могут понести определенные лишения. Именно поэтому и не существует необходимости в том, чтобы общество обеспечивало выполнение технических правил путем применения санкций по отношению к их нарушителям.

Тем не менее, возможны и случаи, когда социальная общность оказывается заинтересованной в соблюдении технических правил и, для того, чтобы обеспечить их выполнение, предусматривает также и санкции в отношении тех, кто нарушает данные правила. Но в этом случае техническое правило превращается в социальное предписание, а когда эти санкции применяет государство, техническая норма превращается в правовую. Так, например, существуют технические правила, определяющие строительство жилых зданий, и тот, кто их не соблюдает создает опасность разрушения данных построек. Сегодня государство предписывает: сколько арматуры и каким именно образом она должна быть использована при строительстве для того, чтобы здание не разрушилось при землетрясении. Поскольку землетрясение представляет опасность для всего общества, последнее стремится предохранить себя от возможных губительных последствий, предписывая способ строительства.

Какие, именно технические правила и когда они станут социальными предписаниями, зависит от многих общественных обстоятельств и от имеющихся у людей знаний о природе и способах ее присвоения, то есть приспособления и преобразования человеческими потребностями. В совре-менном обществе все больше моментов процесса труда регулируются правовыми нормами, для того чтобы были созданы условия труда, достойные человека, в развитых обществах существует большое число технических правил. Каждая область человеческого творчества создает собственные технические правила. При этом технические правила подвержены непрерывным изменениям, происходящим в ходе изменения человеческого сознания и способов присвоения природы, ее приспособления к потребностям людей. Изменение технических правил непосредственно связано, прежде всего, с развитием науки и появлением новых возможностей для развития технологии.

Технические правила являются социальными правилами, ибо отношение человека к природе есть социальное отношение; также и отношение человека к науке, к даваемым ею знаниям и их применению представляет собой отношение общества к науке. Это отношение общества к науке и применению ее знаний в практической деятельности может быть двояким, а именно: общество может способствовать развитию науки и скорейшему применению ее знаний в практической деятельности, но может также препятствовать использованию научных знаний, а тем самым препятствовать и развитию науки.

Каким будет отношение общества к применению научных знаний на практике, зависит от большого числа социальных факторов. Отношение это определяется как характером существующих в данном обществе производственных отношений, так и идеологией этого общества (известно, к примеру, что католическая церковь в средние века была против развития науки и использования научных знаний).


Заключение


В социологии очень часто используются понятия социальных ценностей и норм, которые характеризуют основные ориентации людей как в жизни в целом, так и в основных сферах их деятельности - в труде, в политике, в быту и т.д.

Социальные ценности - это высшие принципы, на основе которых обеспечивается согласие, как в малых общественных группах, так и в обществе в целом.

Социальные нормы выполняют в обществе очень важные

функции. Они:

регулируют общий ход социализации;

интегрируют индивидов в группы, а группы - в общество;

контролируют отклоняющееся поведение;

служат образцами, эталонами поведения.

Социальные нормы формируют систему социального воздействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.

Социальные нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

как стандарты поведения (обязанности, правила);

как ожидания поведения (реакция других людей).

Социальные нормы - это стражи порядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом.

Различие между нормой и ценностью выражается так:

нормы - это правила поведения,

ценности - это абстрактные понятия о том, что есть добро и зло,

правильное и неправильное, должное и не должное.

В условиях становления новой морали в современном обществе важное значение имеет не запрет, а постоянная поддержка социальных ценностей и норм в расчете на то, что время внесет поправки и поставит точки над «i» в потребностях человека.


Список использованной литературы:


1.Маркович Д.Ж. Социология: Учебник. - М., 2000

2.Современная западная социология: Словарь М.,1990

Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие/под ред. проф. В.А. Чумакова. - Ростов н/Д.,2000

Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - М., 2004

Фролов С.С. Социология: Учебник.- М., 2000


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Все мы, поскольку живем в обществе себе подобных, обречены выбирать линию поведения в их среде. Из поведенческих реакций - как наших собственных, так и чужих - мы узнаем, приняты ли мы той или иной социальной группой, являемся лидерами или аутсайдерами, определяем ли в чем-то поведение других или же это другие преимущественно определяют наше собственное поведение.

В разных ситуациях - в разном социальном контексте - одни и те же люди ведут себя по-разному. Поведение людей определяется ценностями. В сущности, ценности всех людей сходны, люди отличаются только шкалой своих ценностей - тем, какие из ценностей для них доминируют, а какими можно всегда или ситуативно поступиться.

Социальные ценности - это ценностные представления, принятые данной социальной группой. Такие представления более многообразны, чем индивидуальные ценности. Они определяются этнической психологией, особенностями образа жизни, религии, экономики и культуры, если речь идет о народе, и спецификой рода занятий и социальным статусом группы, если речь идет о более дробных группах.

Поскольку каждый человек входит не в одну, а в несколько социальных групп, в его сознании перекрещиваются ценности этих групп, иногда весьма противоречивые. Групповые ценности классифицируются на общественные, стратификационные, политические, этнические, религиозные.

Те ценности, которые действительно определяют поведенческие стратегии людей, обязательны для всех членов данной социальной группы и за пренебрежение которыми в группе применяются санкционированные группой наказания, называются социальными нормами. Не все ценностные представления отражаются в нормах. Нормами становятся только те ценности, которые способны реально регулировать действие. Позитивные состояния вещей, которые не могут быть достигнуты человеческими усилиями, нормами не становятся, как бы они ни были хороши и желательны.

Существуют также позитивные оценки человеческих поступков и действий, которые никогда не становятся социальной нормой потому, что люди не в состоянии им следовать в массовом порядке. К примеру, в любом обществе почитаются герои как идеал храбрости и самоотверженности и святые как носители идеала возвышенной морали и любви к ближнему. Но история не знает общества, которое бы состояло только из героев или святых. Таким образом, некоторые социальные ценности всегда остаются эксклюзивным недосягаемым образцом. Нормой же становится то, чего в принципе можно потребовать от поведения каждого.

Нормой не могут быть и действия, не совершать которых человек никак не может. Для того, чтобы норма стала нормой, должна иметься возможность противоположного выбора.

Функция норм в обществе не сводится только к непосредственному регулированию социального поведения индивидов; они делают такое поведение в достаточной мере прогнозируемым. Нормы предписывают всем членам данной группы в такой-то ситуации вести себя строго определенным образом, и это нормативное предписание подкрепляется угрозой социальных санкций в случае невыполнения и ожиданием поощрения в случае выполнения.

Для того чтобы существовать в социальном мире, человеку необходимы общение и сотрудничество с другими людьми.Но существенным для реализации совместного и целенаправленного действия должно быть такое положение, при котором люди имеют общее представлен о том, как им действовать правильно, а как неправильно. При отсутствии подобного представления нельзя добиться согласованных действий. Таким образе человек, как существо социальное, должен создавать множество общепринятых шаблонов поведения, для того чтобы успешно существовать в обществе, взаимодействуя с другими индивидами. Подобные шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие это поведение в определенном направлении, называют социальными нормами.

Социамльные номрмы -- общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп.

Социальная норма выполняет следующие функции.

  • 1. Нормы призваны ориентировать и регулировать поведение людей в различных ситуациях. Регулирующее воздействие состоит в том что, норма устанавливает границы, условия, формы поведения, характер отношений, цели и способы их достижений.
  • 2. социализирует личность;
  • 3. оценивает поведение;
  • 4. Предписывает модели должного поведения.
  • 5. Средство обеспечения порядка.

Индивид становится личностью в ходе социализации, т. е. усвоения элементов современной ему культуры, в том числе соответствующих ценностей и норм поведения. Спектр социальных ценностей достаточно разнообразен: это ценности моральные и этические, идеологические, политические, религиозные, экономические, эстетические и др. Ценности непосредственно связаны с общественными идеалами. Ценности -- это не то, что можно купить или продать, это то, ради чего стоит жить.

Важнейшая функция социальных ценностей -- играть роль критериев выбора из альтернативных способов действий.

Основная функция социальных ценностей -- быть мерилом оценок -- ведет к тому, что в любой системе ценностей можно выделить:

  • 1. То, что предпочитается в наибольшей степени (акты поведения, приближающиеся к общественному идеалу, -- то, чем восхищаются). Важнейшим элементом системы ценностей является зона высших ценностей, значение которых не нуждается в каком-либо обосновании (то, что превыше всего, что ненарушимо, свято и не может быть нарушено ни при каких обстоятельствах);
  • 2. То, что считается нормальным, правильным (как поступают в большинстве случаев);
  • 3. То, что не одобряется, порицается и -- на крайнем полюсе системы ценностей -- предстает как абсолютное, самоочевидное зло, не допускаемое ни при каких обстоятельствах.

Социальные ценности - в широком смысле - значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальной группы, личности. в узком смысле - нравственные и эстетические требования, выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания. Социальные ценности – порождение способа производства материальной жизни, который обусловливает собственно социальный, политический, духовный процесс жизни, они всегда выступают регуляторами человеческого общежития, стремлений людей и их поступков. Ценности непременно выстраиваются в определённую иерархическую систему, которая всегда наливается конкретно – историческим смыслом и содержанием. Вот почему шкала ценностей и основанных на них оценок содержит направленность не только от минимума до максимума, но и от положительного значения до отрицательного.Социальные нормы - предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Социальные предписания - запрет или разрешение что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной). На язык предписаний переводится все то, что так или иначе ценится обществом. Человеческая жизнь и достоинство, отношение к старшим, коллективные символы (например, знамя, герб, гимн), религиозные обряды, законы государства и многое другое составляют то, что делает общество сплоченным целым и поэтому особенно ценится и охраняется.Первый тип - это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (компании друзей, семье, рабочих бригадах, молодежных тусовках, спортивных командах).Второй тип - это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский этикет, есть манеры поведения молодежи, как есть и общенациональные традиции и нравы. Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго требуется их исполнение. За нарушение одних норм следует мягкое наказание - неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд. За нарушение других норм могут последовать очень сильные жесткие санкции - изгнание из страны, тюремное заключение, даже смертная казнь. Если расположить все нормы в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания, следующей за их нарушение, то их последовательность примет такой вид: обычаи, манеры, этикет, традиции, групповые привычки, нравы, законы, табу. Строже всего караются нарушения табу и юридических законов (например, убийство человека, оскорбление божества, раскрытие государственной тайны), мягче всего - отдельные виды групповых привычек, в частности, семейные (например, отказ выключать свет или закрывать входную дверь). Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции, а именно: регулируют общий ход социализации; интегрируют индивидов в группы, а группы - в общество; контролируют отклоняющееся поведение; служат образцами, эталонами поведения.