Коммуникация в широком смысле слова - это общение, от одного человека к другому. Это же понятие в организационном контексте рассматривается в качестве процесса (коммуникация представляет собой общение людей: обмен мыслями, идеями, информацией, чувствами, намерениями) и объекта (она является совокупностью технических средств, которые обеспечивают передачу информации).

Функциями коммуникации являются и регулятивно-коммуникативная. Однако исследователи по-разному их определяют. Прочитав эту статью, вы узнаете, какова сущность, задачи и роль коммуникации. Также мы расскажем о функциях данного процесса.

Коммуникационный процесс и его роль

Коммуникационный процесс представляет собой обмен информацией, осуществляемый между двумя или более индивидами. Цель его состоит в обеспечении понимания и передачи сведений, которые являются предметом обмена.

Мы передаем и получаем информацию для того, чтобы:

  • информировать других людей о чем-либо (например, пресс-релиз или телетекст);
  • предупреждать других (крик или дорожные знаки);
  • объяснять что-либо (учебник);
  • развлечь (художественный фильм или анекдот);
  • убедить кого-либо (призывающий к чему-либо плакат);
  • описать что-либо (устный рассказ или документальный фильм).

Это и есть цели коммуникации. В рамках одного процесса, чаще всего, их бывает несколько. К примеру, фильм может и информировать, и развлекать, и предупреждать, и описывать, и объяснять.

Удовлетворение потребностей человека в процессе коммуникации

Основной причиной, по которой все мы нуждаемся в коммуникации, являются социальные потребности индивида или группы. Человек вступает в процесс общения в целях удовлетворения своих насущных нужд. Следовательно, приведенные выше цели коммуникации служат для удовлетворения основных потребностей человека. Среди них выделяются следующие:

  • выживание;
  • личные потребности;
  • сотрудничество с другими;
  • поддержание отношений;
  • убеждение кого-либо думать или действовать определенным образом;
  • объединение организаций и обществ в единое целое;
  • осуществление власти над людьми (в частности, пропаганда);
  • проявление воображения и творческой натуры;
  • осознание окружающего мира и нашего опыта в нем (что мы думаем о себе, во что верим, как относимся к другим, что является истинным).

Группы потребностей человека

Потребности человека принято разделять по следующим группам:

  • социальные;
  • личные;
  • экономические;
  • творческие.

В целях понимания и трактовки представляющей собой научное знание о различных законах взаимодействия, нас интересуют, прежде всего, социальные и личные потребности индивида.

Компоненты коммуникации

В случае если не достигается взаимное понимание, можно говорить о том, что коммуникация не состоялась. Из этого следует, что в данном процессе активную роль играют обе стороны. Коммуникационный процесс представляет собой взаимодействие совокупности целого ряда компонентов. Вкратце рассмотрим основные из них.

Коммуникатор

Коммуникатор, или отправитель - это лицо, которое генерирует идею либо собирает информацию и затем передает ее. Отправитель является не просто источником информации. Он также выступает кодировщиком для сообщений, которые передает, и декодировщиком информации, полученной им по каналам обратной связи. Кроме того, коммуникатор - лицо, отвечающее за формирование целевой аудитории и создание или отбор ключевого сообщения.

Кодирующее устройство

Кодирующее устройство, или кодировка представляет собой вид преобразования информации коммуникатором. Существует письменная и устная кодировка.

Устная состоит в том, что передача информации осуществляется посредством вербальных либо невербальных методов (гораздо большее значение очень часто приобретают тон, мимика, жесты, нежели обычные слова). В качестве примера устной кодировки можно привести перевод сообщения для глухих людей. В этом случае обычные слова кодируются специальными знаками, передающимися адресату именно невербальным способом.

Письменная кодировка бывает следующих видов:

  • электронная, когда буквы преобразуются в символы (0 и 1);
  • специальная, когда буквы преобразуются в звуки (к примеру,

Канал и декодирующее устройство

Необходимо рассмотреть и такое понятие, как канал. Это средство передачи информации (совещания, письменная передача, устная передача, телефонные переговоры, отчеты, компьютерные сети, электронная почта и т. д.).

Декодирующее устройство (декодировка) представляет собой вид преобразования сообщения получателем. Это те же средства и методы, что применяются при кодировке, только в данном случае они используются в обратном направлении.

Барьеры и помехи

Передаче информации могут мешать барьеры и помехи. Существуют следующие их виды: возрастные, социальные, терминологические, расовые, языковые, экономические, политические, способности адресата воспринимать информацию, шумы, стереотипы, сбои техники и др.

Адресат, результат коммуникации, обратная связь

Адресат (получатель) - это лицо, которому предназначено сообщение, которое его интерпретирует. Результат коммуникации представляет собой получение и интерпретацию данного сообщения. И, наконец, обратная связь - это ответные действия адресата на сообщение.

Функции коммуникации

Еще со времен Аристотеля мыслители отмечали, что процесс коммуникации может проявляться по-разному. От внутренних и внешних условий окружающей среды, декларируемых и истинных целей сторон, количества участников, стратегий и средств исполнения и пр. зависит его сущность. Функции коммуникации следует определять, учитывая влияние на нее многочисленных факторов. В реальном процессе передачи сообщений, даже в одном коммуникативном акте, порой сочетаются несколько функций. При этом одна или две из них являются определяющими, основными. Также можно говорить о функциях данной коммуникации в целом, то есть о том, какова ее роль в жизни и деятельности общества и человека.

Как правило, функции коммуникации выделяют лишь в целях научно-прикладного или научно-исследовательского анализа. К примеру, это необходимо для консультационной деятельности. Модель взаимодействия можно построить, определив, какая из функций является основной, а какие - второстепенными.

Модели коммуникации

К настоящему времени в учебной и специальной литературе накопилось множество моделей коммуникации. Большинство из них описано исследователями в 20 веке. Однако еще Аристотель предложил первую из известных нам моделей. На основании ее можно определить задачи, функции коммуникации и ее значение. В своих работах "Риторика" и "Поэтика" мыслитель представил следующую модель: "оратор-речь-слушатель". Он указал на то, что данная классическая модель является универсальной, так как в полной мере отражает акт коммуникации как в письменной, так и в устной формах.

Тем не менее в первой половине 20 века, когда начали развиваться такие средства массовой информации, как кино, радио, телевидение, классическая модель была несколько изменена. В 21 веке, в связи с развитием компьютерной техники, экономической интеграцией и политической глобализацией данная модель требует еще более углубленного толкования. Вновь перед исследователями встает задача определить основные функции массовой коммуникации.

Модель Якобсона

Согласно Р.О. Якобсону, в речевого события или коммуникации принимают участие адресант и адресат. Сообщение направляется от первого ко второму. Данное сообщение написано с помощью кода. В модели Якобсона контекст связан с тем, какое содержание имеет данное сообщение, с передаваемой им информацией. Понятие контакта относится к регулятивному аспекту коммуникации.

Функции коммуникации по Якобсону

В соответствии с моделью Якобсона, можно выделить следующие шесть функций:


Передача информации влияет на поступки и действия человека, на его поведение, на состояние его внутреннего мира и его организованность. На это указывают и некоторые функции коммуникации. Специфика интересующего нас процесса заключается в том, что с его помощью психические миры людей взаимодействуют друг с другом.

Однако только ли люди способны вступать в этот процесс? Как мы отметили выше, в нескольких смыслах можно рассматривать понятие коммуникации. Функции ее, описанные выше, присущи человеческому общению. Однако это не означает, что коммуникация может осуществляться лишь в мире людей. Предлагаем вам познакомиться с ее многообразием.

Многообразие коммуникации

Итак, этот процесс отмечается не только в человеческом обществе. Коммуникация характерна также для животных (язык пчел, токование глухаря, брачные танцы птиц) и для механизмов, то есть предметов, созданных человеком (канализация, трубопроводы, телефонные и телеграфные сигналы, транспорт). Коммуникации особого рода можно наблюдать даже в неживой природе. К примеру, она осуществляется между некоторыми растениями.

В частности, африканская акация, выбрасывая особые ферментные соединения в окружающее пространство, сообщает другим акациям о нашествии жирафа, который поедает древесные побеги. Листья деревьев, получивших эту информацию, быстро приобретают качества, с точки зрения животного характерные для несъедобной пищи. Описанному выше процессу присущи основные функции коммуникации и ее признаки. Это означает, что его можно охарактеризовать интересующим нас термином.

Само понятие, роль, функции коммуникации мы вкратце описали. Представленный выше материал раскрывает основные аспекты данной темы.

Коммуникационная культура определяется господствующими в обществе нормами и способами фиксации, хранения и распространения культурных смыслов, т. е. родом социальной коммуникации. Различаются следующие уровни коммуникационной культуры: словесность -- книжность -- мультимедийность. Причем, книжность подразделяется на три поколения: рукописная книга, мануфактурное книгопечатание, машинная полиграфия. Надо заметить, что хронология смены ОКС для разных географических регионов не одинакова из-за неравномерности их культурного развития.

Рассматривать подробно предыдущие коммуникационных систем в данной курсовой нет необходимости, для сравнения приведем краткий сравнительный анализ (таблица 1).

Таблица 1. Сопоставление словесности, книжности, мультимедийности.

Параметры сопоставления

Словесность

Книжность

Мультимедийность

Материально-

техническая база

Отсутствует

Одна из отраслей ремесла

или промышленности

Приоритетные

научно-технические отрасли

Социальная

аудитория

Все население

Социальные группы грамотных, образованных, ученых

Все население

Формы коммуникационной деятельности

Подражание, управление, диалог

Управление

Управление,

Социальная память

Распределена в индивид. памяти современников

Перегружена неконтролируемыми документными фондами

Автоматический контроль

и поиск в базах данных

Восприятие сообщения

Легкое благодаря разговорному навыку

Требуется грамотность

и навык чтения

Легкое, но нужен навык обращения с техникой

Гарантия правдивости

Откровенность невербального канала

Коммуникационные барьеры

Межъязыковой, социальный, психологический

Трудности чтения, цензура

информационный кризис,

Цензура владельцев

теле-компьютерных средств

Масштабы действия

Малые социальные группы

Национальное сообщество

Глобальные

Обожествление, фетишизация

Слово -- дар богов

Культ священных книг; книга -- светоч Разума и Добра

Роль и значение коммуникаций в процессе управления настолько велико, что трудно дать исчерпывающий спи- сок реализуемых функций. Коммуникации пронизывают всю деятельность организации и затрагивают самые разные аспекты ее жизни. Поэтому список функций можно расширять и дополнять в зависимости от точки зрения и рассматриваемого аспекта. Так, кроме перечисленных выше функций некоторые специалисты выделяют, например, экспрессивную, связанную с проявлением чувств, функцию самопрезентации, функцию формирования группового сознания, социального контроля, социализации личности. В процессе работы руководителям приходится вести множество бесед, переговоров, совещаний, во время которых возникают все новые вопросы и задачи, и, соответственно, появляется потребность в реализации дополнительных, специфических функций. Например, распознавание и понимание скрываемых личностных интересов работников; обеспечение внимания к деталям вербального и невербального общения. Коммуникации проявляются главным образом в наличии информационных связей. Если информационные связи нарушены или их нет вообще, нет и не может быть коммуникаций.

Информация -- это необходимое условие коммуникаций, но понятие коммуникации не сводится полностью к понятию информации или информационных связей. В коммуникациях важную роль играет также личностный фактор, поэтому зачастую при передаче одинаковой информации 16 коммуникации складываются по-разному. В связи с этим следует учитывать два аспекта коммуникации -- информационный и личностный. При этом коммуникации на уровне общения личностей мы будем называть межличностными, а коммуникации на уровне организации в целом и на различных ее уровнях -- организационными (рис. 1).

Рис. 1.1.

Таким образом, коммуникации в организациях являются важнейшим связующим процессом, обеспечивающим возможность передавать необходимую в процессе управления информацию и обеспечивать взаимодействие работников. Вера в то, что распределение информации и является коммуникациями, вводит организации в заблуждение. Они путают информацию с коммуникациями. Обмен и распределение информации -- это первая, но не последняя ступень в коммуникационном процессе. Информация может путешествовать по проводам. Коммуникации происходят «между ушами». Коммуникации объединяют две ветви -- процесс передачи информации и взаимодействие. Процесс передачи информации подразумевает передачу и получение данных, сведений, концепций и сообщений и включает в себя вопросы улучшения процессов популяризации, структуризации и извлечения смысла. Взаимодействие имеет отношение к тому, как люди относятся друг к другу, и включает в себя вопросы взаимоотношений, близкого общения, доверия и сотрудничества. Для достижения успеха обе эти ветви необходимо объединить.

Мы живем в период, когда господство машинной полиграфии постепенно уступает место мультимедийным телевизионно-компьютерным каналам. Можно говорить о начале становлении мультимедийной ОКС. Использование электромеханических (телеграф, телефон, фонограф, кинематограф) или радиоэлектронных (радио, телевидение, видеозапись) устройств не означает выхода за пределы книжной коммуникационной культуры, ибо основные культурные смыслы фиксируются, передаются и хранятся в документной форме. Новые коммуникационные средства дополняют индустриальную книжность, но не заменяют ее, т.е. в настоящих условиях происходит не кризис предыдущей системы коммуникаций, а ее эволюционирование.

Сформированные в настоящее время предпосылки для становления такого общества во многом обусловливают специфику общественных коммуникаций. Уже сейчас предоставляются широкие возможности для осуществления коммуникативных процессов, не вступая не только в прямой контакт, но и отсутствует необходимость приложения серьезных усилий для его осуществления. Развитие сотовой связи, Интернета, спутниковых систем связи и других технологических приспособлений, включая видеофоны и технологии скоростной передачи данных привело к тому, что человек сменил коммуникативное пространство.

Многообразие сфер общественной жизни определяет множество предметов коммуникаций. Для исследователя становиться очевидным, что типология или просто классификация этих видов будет неполной, если использовать отдельные показатели, ее необходимо производить по множественному критерию. С этим мы сталкиваемся в литературе, обнаруживая различные подходы. Ф.И. Шарков 4 приводит следующие подходы к типологии коммуникации:

по масштабам протекания (массовая, среднего уровня, локальная, внутригрупповая, межгрупповая, межличностная, внутриличностная);

по способу установления и поддержания контакта (непосредственная и опосредованная);

по инициативе субъекта (активная, пассивная);

по степени организации (случайная, неслучайная); в зависимости от использования знаковых систем (вербальная, невербальная); в зависимости от потока информации (нисходящая, восходящая).

А.В. Соколов 5 выделяет следующие типы и виды коммуникации. Если коммуникация - это опосредованное и целесообразное взаимодействие субъектов, то можно выделить четыре типа коммуникации: материальную (транспортная, энергетическая, миграция населения и др.); генетическую (биологическая, видовая); психическую (внутриличностная, автокоммуникация); социальную. В качестве субъектов коммуникации могут выступать индивид, социальная группа и массовая совокупность. В этом случае можно говорить о следующих видах социальной коммуникации. Микрокоммуникации, где субъектами выступают индивид, группа, масса, а коммуникатором является индивид. Мидикоммуникации - взаимодействие двух групп, группы и массы. Макрокоммуникации - взаимодействие массовых совокупностей. Если индивид, группа и массовая совокупность выступают в качестве объекта воздействия, то можно говорить о межличностной, групповой и массовой коммуникации.

В учебнике "Основы теории коммуникации 6 " виды коммуникации рассматриваются по ряду оснований. Так, по способу коммуникации выделяются: вербальная и невербальная. Внутри вербальной коммуникации рассматриваются формы речевой коммуникации: диалог, монолог, спор, устно - речевая и письменно - речевая коммуникация. Невербальная коммуникация включает мимику, жесты, позу, походку, контакт глаз. По уровням коммуникации выделяются: межличностная коммуникация, коммуникация в малых группах, массовая коммуникация.

Даны также виды профессионально-ориентированной коммуникации:

деловая коммуникация в организации, маркетинговая, коммуникация в управлении;

политическая коммуникация, публичная коммуникация, межкультурная коммуникация и др.

Конечно заслуживает внимания попытка авторов дать как можно более полный перечень видов коммуникаций. Однако при более детальном рассмотрении не всегда выдерживается единое основание классификации. Особенно это чувствуется при раскрытии видов профессионально-ориентированной коммуникации. Социальные отношения носят объективный характер, поскольку определяются местом группы в социальной структуре, ее функциями. Однако в межгрупповом взаимодействии имеет место и отношение группы к другой в субъективном смысле: восприятие другой группы, оценка ее, принятие или непринятие и т.д. В социально - философском плане в качестве субъектов общения выступают не только личности, но и группы. Выделяя в структуре общества большие и малые социальные группы, появляется проблема взаимодействия, взаимоотношений, общения, коммуникации. Межгрупповые отношения опосредуют отношения общества и личности, а также составляют поле, в котором осуществляется взаимодействие отдельных групп и индивидов. Совместная жизнедеятельность порождает необходимость взаимодействия его участников, их взаимоотношения, в ее процессе "безличные" отношения персонифицируются.

Включаясь в общественную жизнедеятельность через систему функций и ролей, каждый человек исполняет функцию и играет роль в соответствии со своими индивидуальными свойствами, что придает каждому акту общения неповторимый характер. Картина события, факта, периода в истории во многом зависит от состояния индивидуальной и общественной психики. Личность является субъектом коммуникации и обладает рядом коммуникативных способностей. А.А. Бодалев выделяет четыре группы способностей: интеллектуальные, эмоционально - волевые, способность к обучению, особая структура ценностных ориентаций личности. Интеллектуальные способности - это особенности познавательных процессов (способность фиксировать информацию о других, представлять себя на месте других). Под эмоционально - волевыми подразумевают способности к адаптации, эмпатии и самоконтролю. Межличностная коммуникация представляет собой процесс обмена информацией и ее интерпретацию двумя или несколькими партнерами, вступившими в контакт друг с другом. Важнейшим условием межличностной коммуникации является способность индивида выделить стандартные, типичные социальные ситуации взаимодействия между людьми, содержание и структура которых известны представителям данной культуры, и соответствующими действиями конструировать их. Каждому уровню общения соответствует определенный уровень взаимопонимания, координации, согласования, оценки ситуации и правил поведения участников. Неудачи в межличностной коммуникации определяются тем, что люди, во - первых, неверно и неточно воспринимают друг друга, во - вторых, не понимают, что их восприятия неточны.

Из контекста социально-философского и социально-психологического подходов вытекает следующая логика анализа межгрупповых отношений: если общество - это система, группы - элементы структуры, то отношение между ними объективное (связь, взаимозависимость, взаимодействие) и субъективное (социальная перцепция). Объективное отношение изучалось в социальной философии, социологии, субъективное - в психологии. Изучение взаимодействия групп в социальном контексте помогает раскрыть содержательные характеристики межгрупповых отношений. Межгрупповые отношения представляют собой совокупность социально - психологических явлений, характеризующих субъективное отражение многообразных связей между группами в форме образа другой группы, представления о другой группе, восприятия другой группы, стереотипов и т.д. В качестве базового компонента выступает социальная перцепция, в которой познавательные, эмоциональные и оценочные компоненты в большей степени слиты, а в качестве субъекта выступает группа. Таким образом, вырисовывается "групповой контекст" межличностного восприятия: восприятие членами группы друг друга и членов другой группы; восприятие человеком себя, своей группы, чужой группы; восприятие группой своего члена и члена другой группы; восприятие группой себя и другой группы. В качестве механизмов межгруппового восприятия выступает стереотипизация (восприятие, классификация и оценка социальных объектов на основе определенных эталонов, в качестве которых могут выступать вербальные знаки, символы, сенсорные, перцептивные и т.д.) и категоризация (психологический процесс отнесения единичного объекта к какому - то классу, свойства которого переносятся на этот объект).

Таким образом, специфика межгруппового восприятия заключается, во-первых, в том, что в нем индивидуальные представления объединены в некоторое целое, качественно отличное от его элементов; во - вторых, в длительном и недостаточно гибком формировании межгрупповых представлений; в-третьих, в схематизации представлений о другой группе (социальный стереотип). Отношение к группе формируется через механизм сравнения. Для него характерна тенденция к завышенной оценке своей группы в противовес другой - межгрупповая дискриминация, которая представляет собой установление различий с сильно выраженной оценочной окраской; искусственное преувеличение этих различий; формирование негативного отношения, "образа врага"; установление позитивно оценочных различий в пользу своей группы (внутригрупповой фаворитизм); установление позитивно оценочных различий в пользу другой группы (как результат - возникновение напряженности во внутригрупповых отношениях, враждебность, ослабление внутригрупповых связей, девальвация внутригрупповых ценностей, дестабилизация, дезинтеграция группы.

Все эти аспекты межгрупповых отношений наиболее выпукло проявляются в межнациональных отношениях и общении и выражаются в феноменах межэтнического восприятия. Достаточно выделить такой феномен как этнический стереотип, для которого характерны оценочность, эмоциональная окрашенность, пристрастность. Признаковое пространство этнического стереотипа образуют: этнокультурные особенности, черты характера, язык, оценка поведения и динамических характеристик личности, качества, определяющие отношение к людям и др. Межэтническое общение способствует передаче форм культуры и социального опыта. На межличностном уровне осуществляется интерсубъективное 7 взаимодействие, в котором субъективный мир одного человека открывается для другого. При этом отдельный человек выступает в качестве носителя самосознания и культуры этноса.

Явление внутригрупповой коммуникации возникает, прежде всего, при непосредственном общении людей в малых группах. К специфическим феноменам данного типа коммуникации относятся: совокупность позиций членов группы относительно получения и хранения значимой для группы информации (структура коммуникационных потоков); групповое влияние и степень идентификации человека с группой; принятие группового решения; формирование согласия, складывание особой культуры группы. Специфической особенностью групповой коммуникации является ее лексическая однородность, а также нормы и правила допустимой коммуникационной тактики. Рассматривая понятие "массовая коммуникация" некоторые исследователи как раз имеют в виду этот "узкий" аспект коммуникативного взаимодействия, подчеркивая влияние новых технологий передачи информации. Рассматривая массовую коммуникацию в качестве основной формы распространения информации в человеческом сообществе, они связывают ее с языковым (устным и письменным) общением людей. Предполагается, что первоначально, на ранних стадиях развития человеческой цивилизации, в доиндустриальную эпоху, социальная коммуникация носила потенциально массовый характер, а вместе с появлением и развитием СМИ - прессы, радио, кинематографа, телевидения - приобрела актуально массовую форму. Однако, массовая коммуникация выражает собой не только формальные характеристики современных коммуникационных процессов, но и указывает на качественное изменение содержательных параметров социальной коммуникации в индустриальную и постиндустриальную эпоху, выражающееся в самом общем плане в возникновении и распространении феномена массового сознания 8

При определении "массовой коммуникации" выделяют такие ее особые характеристики, как:

1. социальная информация, обращенная к массам;

2. информация, рожденная, формируемая в массовой аудитории;

3. информация, распространяемая по массовым каналам;

4. информация, потребляемая массовой аудиторией. Наряду с массовой коммуникацией, правомерно выделение специализированной коммуникации, главной чертой которой является обращение к специалистам, специализированной аудитории, специализированному сознанию. Совокупность источников, распространителей, организаторов потребления информации специализированным и массовым сознанием составляет содержание информационно-коммуникативных (коммуникативно-информационных) структур.

Одной из самых мощных составляющих этой структуры является система средств массовой информации (СМИ). При этом заметим, что система массовой коммуникации (СМК) имеет более широкое содержание, чем СМИ. Средства массовой коммуникации включают в себя прессу, радио, телевидение, кинематограф, шоу-бизнес, видеопродукцию, Интернет и технико-технологические средства, обеспечивающие специализированную и массовую коммуникацию. Необходимо выделить следующие общие условия функционирования массовой коммуникации:

1. массовая аудитория (она анонимна, пространственно рассредоточена, но делится на группы по интересам и т.п.);

2. социальная значимость информации;

3. наличие технических средств, обеспечивающих регулярность, скорость, тиражированность информации, передачу ее на расстояние, хранение и многоканальность (в современную эпоху всеми отмечается преобладание визуального канала). Массовая коммуникация выполняет ряд важных социальных и психологических функций в жизни массового общества:

Социальные функции:

1. информационная функция - непосредственная задача массовой коммуникации;

2. социализирующая функция - связана с формированием или изменением интенсивности и направленности социально - политических установок, ценностей или ценностных ориентации аудитории, с которой идет коммуникационный процесс, представляет собой обучение нормам, ценностям и образцам поведения;

3. организационно - поведенческая функция связана с прекращением или наоборот провоцировавшем некоего действия аудитории, а также изменением ее деятельности;

4. эмоционально-тонизирующая функция - это управление эмоциями аудитории, посредством которой массовая коммуникация пробуждает оптимизм или вгоняет в тоску, она создает и поддерживает определенный эмоциональный уровень аудитории;

5. коммуникативная функция связана с воздействием на аудиторию с целью усилить или наоборот ослабить связи между отдельными членами или группами аудитории.

Психологические функции:

1. функция формирования массовой психологии - это основная психологическая функция массовой коммуникации, посредством которой формируется психология массы как субъекта социально-политических процессов;

2. интегративно-коммуникационная функция связана с созданием общего эмоционально-психологического тонуса аудитории;

3. информационная функция обеспечивает аудиторию определенным набором информации, создает единую систему координат в ее восприятии;

4. социализирующее воспитательная функция - формирует единые установки, ценности и ценностные ориентации;

5. функция организации поведения стимулирует действия сформированной массы в определенном направлении.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные формы коммуникации. Анализ теорий межкультурной коммуникации, ее структура, детерминанты, виды и отношение к ней. Информация, составляющая содержание процесса коммуникации. Время, сфера и условия общения как внешний контекст коммуникации.

    реферат , добавлен 04.06.2012

    Характеристики массовой и межличностной коммуникации. Типологии и классификации основных средств массовой информации и коммуникации. Функции СМИ в политической системе и обществе. Государственное регулирование деятельности средств массовой коммуникации.

    курс лекций , добавлен 10.10.2010

    Понятие и функции электронной коммуникации. Коммуникация как научная категория. Глобальная система Интернет как вид электронной коммуникации. Субъективный взгляд на проблему социальной коммуникации. Я и социальная память.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2006

    Основы, понятие, суть, и виды социальной коммуникации. Реклама как элемент социальной массовой коммуникации и её функции. Реклама как модель, вид и канал социальной коммуникации. Сущность и информационно-коммуникативные функции социальной рекламы.

    курсовая работа , добавлен 04.02.2009

    Коммуникация между людьми и её виды. Понятие внутренней культуры личности. Основания для профнепригодности человека к профессии социального работника. Роль внутренней культуры личности социального работника и коммуникации в практике социальной работы.

    контрольная работа , добавлен 15.03.2014

    Ознакомление с особенностями реконструкции классического и неклассического понимания коммуникации в истории философии и науки. Исследование современных моделей информационно-сетевой коммуникации в сетевом обществе и трансформации социальных наук.

    диссертация , добавлен 13.10.2017

    Исследование понятия и основных компонентов социальной коммуникации. Определение ее видов: устной, документной, электронной и главных функций: эмотивной, конативной, поэтической, метаязыковой. Характеристика моделей и типологии социальной коммуникации.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2011

Массовая коммуникация тесно связана с развитием современного общества, его экономикой, политикой и культурой, она охватывает международные, межгрупповые и межличностные отношения.

Современное состояние российского общества позволяет выстраивать государственную культурную политику на новых демократических принципах. Это предполагает развитие связей между центром и регионами, расширение межрегионального взаимодействия, диалог с обществом по вопросам культурной политики, стимулирование культурного разнообразия в российских регионах, доступности и участия граждан в культурной жизни. Экономика и культура являются относительно автономными, самоорганизующимися, сопряженными и взаимовлияющими составляющими сложной системы, сформированной, в общем, для них информационно-коммуникативном пространстве государства. Для России, осуществляющей экономические и социальные реформы, государство, являющееся основным институтом ее общественного развития, призвано создавать условия для взаимодействия культуры, экономики и общества, развивать и поддерживать их взаимоусиливающую коммуникацию .

Гражданское общество характеризуется наличием общественных институтов, так что между личностью и государством существуют промежуточные инстанции в виде различных общественных организаций. Эти организации являются продолжением государственных структур и управляются по тем же правилам. Общественная коммуникация играет важную роль в функционировании общественной структуры.

Гражданское общество базируется на ряде принципов. Из них самыми главными являются представительная демократия, верховенство закона и свободная рыночная экономика. На этой основе возникает множество свободных ассоциативных связей между индивидуумами, которые приводят к формированию устойчивых общественных
групп от клубов по интересам до политических партий. Взаимодействие таких групп регулируется сложной структурой интересов, моральных ценностей и проявляет себя в различных формах общественной коммуникации.

Еще один важный аспект заключается в том, что общественная коммуникация высокотехнологична и информационно насыщенна. Информация и новые знания все больше становятся в общественном сознании главной ценностью. Массовая
культурная коммуникация – одно из тех важных явлений современного общества, которое заметно сказывается на развитии общественных отношений внутри каждой страны и между странами и народами.

Невозможно переоценить роль успешной коммуникации в развитии гражданского общества. Можно выделить следующие аспекты и сферы общественно значимой коммуникации: роль коммуникативных стратегий в решении общественных конфликтов; коммуникативные механизмы формирования позитивных установок в общественном мнении; успешная публичная коммуникация общественно значимых фигур (политики, общественные деятели); этика в общественной коммуникации; изменение речевых моделей поведения; роль связей с обществом (общественностью) в формировании гражданской ответственности корпоративного мира; роль средств массовой информации .

Общественное мнение в гражданском обществе является важным фактором развития. Общественное мнение есть результат не только данной общественной структуры, но и исторического и культурного опыта данного социума. Возможности влияния на общественное мнение в значительной степени ограничены культурными стереотипами,
а в периоды ускоренного общественного развития направлением его вектора. Но помимо культурных факторов возникновение, закрепление и исчезновение тех или иных идей в общественном мнении зависит и от способов воздействия коммуникации. В современном динамичном, полиэтничном и мультикультурном российском обществе сложилась такая ситуация, которая говорит о том, что особую роль приобретают этические вопросы, языковые и культурные аспекты публичной коммуникации.

В высокотехнологичном глобальном мире общественная коммуникация приобретает еще одну важную составляющую, а
именно профессиональную коммуникацию. Под профессиональной коммуникацией понимается специфика коммуникационных навыков, определяемых профессиями, чьим существенным компонентом является обязанность вступать в коммуникацию. К таким профессиям относятся преподавание, политическая деятельность, управление, социальная работа, государственная служба. Для каждой из этих профессий можно говорить об определенной сумме знаний и навыков, необходимых для осуществления успешной профессиональной коммуникации и, соответственно, успешной профессиональной деятельности.

Развитие общественных отношений сопровождаются углублением отношений общения и разветвлением связей человека с человеком, народа с народом, общества с обществом, то есть развитием процессов социальной коммуникации. Продолжающееся преобразование средств массовой коммуникации оказывает воздействие как на материально -
производственную, так и на социально-политическую, культурно-идеологическую области жизни всего гражданского общества. В этой среде происходят процессы, ведущие к расширению рамок развития культуры, наблюдается процесс культурного взаимодействия и взаимопроникновения. В современном гражданском обществе культурное пространство человека в основном формируют различные средства массовой информации. Телевидение и Интернет вытеснили из культурных потребностей современного человека посещение театров, библиотек, музеев.

В современных условиях бурное развитие культурной коммуникации происходит в самых разных сферах человеческой жизни: культуре, науке, образовании.

Значение массовой коммуникации в духовной культуре общества обусловлено:

Коммуникация в современном гражданском обществе должна рассматриваться как специфическая культурная форма духовного общения людей, а значимые ценности культуры играть роль определенных информационных сигналов, распространяемых в обществе в знаковой, символической, а также образной форме. В ходе общения культурные ценности должны способствовать передаче жизненного опыта внутри и между поколениями. Таким образом, обмен духовными ценностями окажется главным содержанием в развивающейся культуре общества.

Средства коммуникации выступают вещественным, материальным компонентом коммуникативного процесса и всегда
выражают собой способ передачи, сохранения, производства и распространения культурных ценностей в обществе. Изучение средств массовой информации тем более важно, что в последние десятилетия, и особенно в последние годы, наблюдается совпадающая с расцветом научно – технической революции переоценка значимости этих средств.

Сегодня Интернет является самым популярным средством передачи информации и в ближайшем будущем эта популярность не спадет, а вырастет. Скорее всего, новые технологии не будут автоматически заменять старые, такие как газеты и журналы, радио и телевидение. Эти сферы вещания приспособятся к новым экономическим условиям. С одной стороны, научно-техническая революция создает оптимальные условия для технического развития средств массовой
информации, но, с другой, порождает определенные иллюзии об их могуществе и слабости средств массовой коммуникации, которые существовали ранее. Системы средств массовой коммуникации связаны между собой
через среду, через поле общения, то есть они связаны между собой словом, которое вначале было устным. Развитие коммуникаций включает в себя и такие процессы, в ходе которых информация не только передается, но и искажается,
может самопроизвольно возрастать или угасать. Массовая коммуникация по самой своей природе динамична и требует
инноваций. В условиях свободы слова, гласности, права каждого на получение и распространение информации, общество должно учиться использовать возможности массовой коммуникации с максимальным эффектом.

Средства массовой коммуникации активно участвуют в процессе становления общественного мнения сегодня. Развитие средств обработки и передачи информации, возрастание скорости информационных процессов привели к становлению нового типа организации общества, его функционирования и управления. Система средств массовой коммуникации
обеспечила новую и эффективную связанность общества, его жизнедеятельность и психологию.

Культура – это система ценностей и социальных кодов, сохраняемых и передаваемых из поколения в поколение, призванная служить основанием для сохранения самобытности общества. Культура в ее современном понимании – еще и социальная модель действительности, создаваемая людьми в процессах общения. Особенно важно такое понимание культуры для уяснения роли, которую в современном обществе играют средства массовой коммуникации .

Традиционно российское общество состоит из разнородных групп. В основе этой разнородности лежит многонациональный уклад общества, удаленность территорий, значительные различия в условиях проживания в городской и сельской местности. В годы формирования рыночной экономики усилилось социальное расслоение общества. Переходный период привел к нарушению устоявшихся культурных связей и традиций, замене социальных ориентиров и ценностей.

В современных условиях общественных изменений происходит переосмысление роли культуры, обновление ее форм и
функций. С одной стороны, культура по-прежнему воспроизводит традиционные отношения и образцы поведения, во многом предопределяющие поведение и мышление людей. С другой стороны, широко распространяются современные медиа-формы (телевидение, кино, печать), реклама, что усиливает формирование идеологических и моральных стереотипов массовой культуры, “модного” стиля жизни. Посредством средств массовой информации предлагаются различные смыслы и новые идентичности, трансформируется мышление людей. Поэтому особое значение приобретает взаимодействие культуры и массовых коммуникаций как процесса, формирующего «человеческий капитал» и нравственный ресурс социально-экономического развития государства .

Единое культурное и информационное пространство России, в этом контексте, понимается как смысловое, коммуникативно связанное общей системой духовных ценностей и государственных интересов, программно организованное пространство культурных и информационных событий, которые способствуют становлению гражданского общества и объединению людей. Новое понимание конструктивной роли культуры в развитии России XXI века требуется и в контексте процессов глобализации. Связанные с ними социальные изменения сложны и неоднозначны. Эти изменения зачастую порождают напряженность и нестабильность в обществе. Поиск и самоопределение человека, выстраивание людьми новых систем ценностей в мире, охваченном глобальными потоками информации, становятся
фундаментом для новых социально-культурных приоритетов .

Для современной России этот поиск особенно актуален. Переживая сложные процессы социально-экономических преобразований и структурных реформ, Россия оказалась перед реальной угрозой разрушения национальной самобытности. Сохранение ее целостности и единства на основе культурного разнообразия – важнейшая предпосылка успешного развития России в эпоху глобализации, в эпоху становления обществ, основанных на знаниях и
умениях эти знания эффективно использовать. В этом контексте определяющая роль культуры в общем процессе модернизации России состоит в формировании личности как активного субъекта гражданского общества. Все проекты социально-экономического развития должны включать в себя гуманитарную составляющую, способствовать
развитию духовных сил и здоровья человека, осознанию им высокого смысла своего существования.

Переосмысление роли культуры в жизни общества неизбежно влечет за собой необходимость реформирования управления в сфере культуры и массовых коммуникаций.

В массовом телевизионном вещании существует настоятельная потребность организации национального общественного
телевидения. Такое телевидение позволит реализовать давно назревшую потребность общества и государства в изменении содержания информационных потоков. Изменение их содержания должно существенно усилить культурно-просветительскую составляющую информационного поля с увеличением доли детских и молодежных программ. Такое
телевидение есть необходимое условие становления гражданского общества. Создание независимых от органов государственной власти и частных интересов телерадиовещателей, финансируемых из общественных источников и контролируемых институтами гражданского общества, создает более полные возможности для удовлетворения спроса граждан на объективное освещение общественно-политических событий, на развитие образовательного и детского телевидения, программ о культуре, а также программ, отвечающих интересам различных социальных, возрастных,
национальных, религиозных, иных групп российского общества .

Современная массовая культура выступает как комплексная форма организации и структурирования культурной жизни общества, производя и культурный продукт, и его потребителя, что осуществляется во многом благодаря усилиям СМИ. В своей совокупности СМИ создают определенные представления о мире, о человеческих ценностях и понятиях.

Социальная сущность массовой коммуникации сводится к тому, что это – мощное средство воздействия на общество с целью оптимизации его деятельности, социализации индивида и интеграции общества. Однако, данное влияние не всегда носит положительный характер.

Массовые коммуникации стали сегодня мощным средством, которое не только формирует общественное мнение, но и часто влияет на принятие тех или иных политических решений, способствует взаимопроникновению культур и распространению культурных образцов и стандартов за границы одной культуры, создающее глобальное культурное пространство .

Если на первых своих этапах процесс построения демократического общества в России был направлен, прежде всего, на становление механизмов рыночной экономики, на формирование социально-политических структур, характерных для западных стран, что зачастую сопровождалось ухудшением качества жизни основной массы населения, нарастанием социальной апатии и обострением многих социальных проблем, то на современном этапе этот процесс вплотную
подошел к проблеме формирования структур гражданского общества, которые призваны создать в обществе условия и гарантии для конструктивной коммуникации, социального консенсуса, гражданского мира и понимания, а также разрешить многие социальные проблемы, которые ни рыночная экономика, ни государство решить не в состоянии.

Средства массовой коммуникации играют значительную роль в формировании гражданского общества в укреплении единства и взаимопонимания народов России. Массовая коммуникация в новой России приобретает первостепенное значение, которое определяется, прежде всего:

Со времен Платона и Аристотеля роль коммуникации и информации в жизнедеятельности общества привлекала внимание ученых, дала почву для исследований в области философии, социологии, политологии.

Информация, несмотря на существующие экономические, политические, культурные и иные различия, превратила мир в единую коммуникативную среду, которая влияет на систему власти как внутри страны, так и в масштабах всего мира. Информационная среда, характеризующаяся свободным потоком информации, кардинально изменила характер
отношений общества и государства . Коммуникационный обмен в современном обществе способствует формированию более сложной среды обитания, новых социальных и моральных ценностей, иного образа жизни и других принципов управления.

Рациональное управление процессом информатизации подразумевает разработку стратегических целей и задач социально-экономического роста, внедрение эффективных технологий регуляции общественной жизни и обеспечивает стабильность и устойчивость ее развития. Таким образом, информационное взаимодействие осуществляется не стихийно, а представляет собой процесс, программируемый и управляемый. Информационное общество меняет ощущение и восприятие мира, на основе которых формируются взгляды человека. «Информация – это не просто еще
одна характеристика общества, это качественное изменение всей среды обитания человека» .

В результате посредством коммуникационных каналов в аудиторию поступают уже готовые схемы, алгоритмы поведения, что, в свою очередь, облегчает восприятие, поскольку не требует переосмысления. Подобные тенденции мы можем наблюдать и в других сферах, например, в системе образования, где превалируют Интернет, учебники, краткие пособия и словари, содержащие концентрат научных знаний и ограничивающие возможность глубинного анализа. Развитие электронных СМИ, сетевых коммуникаций, повсеместный переход на цифровые стандарты, кодировка и
раскодировка информации формируют своеобразное «цифровое» массовое сознание.

Особенностью данного процесса является то, что человек не стремится что-либо познать, осмыслить, проанализировать. Потребностью для него выступает простой сбор различной информации при том в абсолютно сжатом, концентрированном виде. Происходит сращивание категорий «знание» и «информированность», «осведомленность».

Учитывая обилие информационных потоков, многие из которых служат фоном или семантическим шумом, необходимая информация либо забывается, либо остается невостребованной. Отсутствие необходимой фильтрации поступающих сведений, их логического и критического осмысления препятствует формированию собственных позиций и взглядов человека.

Данное обстоятельство негативно сказывается на развитии в государстве оппозиции. Дефицит оппозиции является признаком слабости демократических устоев, а, следовательно, и неразвитости социально-организованных структур .

Информационные коммуникационные технологии позволят гражданам более эффективно реализовывать свои права. Коммуникация формирует и активирует обратную связь, тем самым обеспечивает взаимодействие субъекта и объекта.

Таким образом, коммуникация между людьми существовала во все эпохи, а в наше время просто появились технические средства ее реализации. Совершенствование средств массовой коммуникации, основываясь на развитии человеческой культуры, показывает, как постепенно увеличивалась скорость обмена информацией, с тем, чтобы сохранить путь к овладению человеком знаний, добытых предшествующими поколениями людей.

См. Лисова С.Ю. , Вестник ИГЭУ Вып. № 1, 2008 г.