Урок русского языка в 3 классе

Тема: Правописание безударных гласных в корне слова.

Цели:

1. Повторение и систематизация полученных знаний и умений по теме: «Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне слова».

2. Отработка навыка правописания гласных в корне слова.

3. Развитие орфографической зоркости.

Задачи урока

1. Образовательные:

Закрепить и обобщить правописание слов с безударными гласными в корне слова;

Учить обоснованию выбора безударной гласной в корне слова.

2. Развивающие:

Активизировать познавательную активность на уроке;

Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, внимание, самостоятельность, память;

Расширять словарный запас у детей.

3. Воспитательные:

Воспитывать умение слушать и слышать товарищей;

Воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку;

Воспитывать умение оценивать свой труд, видеть свои достижения;

Воспитывать бережное отношение к животным, любовь к природе.

Оборудование: видеозапись «Зимняя сказка», презентация к уроку, музыкальная физминутка, карточки для индивидуального опроса, сигнальные карточки для игры, рисунки зимы, птиц, животных, ёлки, снежинок с буквами, снеговика, алгоритм для проверки безударных гласных букв, карточки для самостоятельной работы, картинки смайликов.

Ход урока

I . Организационный момент.

(слайд 2)

Вот и прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

Я желаю всем старанья,

Пониманья и желанья.

Много нового узнать,

Чтобы грамотно писать.

II . Приветствие гостей.

К нам на урок пришли гости, посмотреть, как вы работаете на уроке, чему научились.

Ребята, повернитесь к нашим гостям и поздоровайтесь. (Дети говорят хором стих)

Мы рады приветствовать вас в нашем классе.

Возможно, есть классы и лучше, и краше.

Ну пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

А теперь повернитесь ко мне, ребята. Я думаю, что наш урок будет для вас познавательным и интересным.

III . Психологический настрой

Садитесь. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот урок принесёт вам радость и успех.

Давайте прочитаем девиз нашего урока (написан на доске).

Думайте, ищите, развивайтесь.

Законы урока прочитайте на экране.

(слайд 3)

1. Вести себя спокойно.

2. Уважать друг друга.

3. Не выкрикивать.

4. Быть терпеливым.

IV . Проверка домашнего задания

1. Фронтальный опрос:

Какую тему проходили на прошлом уроке?

Объясните, что значит «безударная гласная»?

(Гласная, которая стоит без ударения)

Как проверить безударную гласную в корне слова?

(Правила из учебника стр. 104)

Какой стих мы учили о проверке безударной гласной?

(Хором рассказывают стих)

Давайте вспомним алгоритм проверки безударной гласной в корне слова.

Алгоритм на доске:

1. Читаю слово.

2. Ставлю ударение.

3. Выделяю корень.

4. Подбираю проверочное слово.

5. Вставляю букву.

2. Творческое задание.

Ребята, а теперь проверим ваше письменное задание. Послушаем сказки, которые вы написали о безударных гласных.

(Читают 2 учащихся).

Оценивание детей.

3. Работа по индивидуальным карточкам. (Приложение 1)

(3 учащихся)

V . Сообщение темы и целей урока.

(слайд 4)

Сегодня мы будем закреплять знания по нелегкой теме «Правописание безударных гласных в корне слова».

VI . Закрепление изученного материала.

(слайд 5)

1. Правило посадки при письме.

Давайте повторим правило посадки при письме.

Руки – на месте,

Ноги – на месте,

Локти – у края,

Спинка – прямая.

2. Запись числа, классной работы.

Стих говорят хором.

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку правильно держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Дети, записывают в тетрадях:

Классная работа

3. Просмотр видео «Зимняя сказка».

4. Слушание стихотворения.

Какое время года наступает? (Зима)

А вы любите зиму? Почему? (Всё становится сказочным).

Сегодня мы с вами заглянем в эту сказку.

5. Минутка чистописания.

(Вывешивается картинка Зимы, снежинок и ёлки)

Пришла зима в лес, засыпала всё снегом и хозяйничает в лесу. Взмахнула рукавом и закружила в вальсе подружек-снежинок.

Посмотрите на эти снежинки. Какие буквы на них написаны? (Буквы А О И Е Я)

Почему именно эти буквы принёс ветер? Догадались, ребята? (Да, это безударные гласные, которые нужно проверять.)

Запишите эти буквы в тетради. Обведите самую красивую букву карандашом. Молодцы!

6. Письмо с комментированием – задание «Мудрой Совы».

На доске вы видите лесную красавицу – ёлку. Кто прилетел к ней? (Прилетела Сова)

Эта мудрая птица хочет, чтобы вы выполнили её задание. Внимание на экран.

(слайд 6)

Прочитайте задание.

Вставьте безударную гласную, пользуясь алгоритмом.

г _ ра – х _ лмы –

св _ ча – дв _ ры –

сп _ на – цв _ ты –

7. Игра «Покажи гласную!».

Поиграем в игру, которую принесли свиристель и синичка. (Вывешиваются на доску картинки птиц) Вот они какие!

Я буду называть слово, а вы должны будете показать безударную гласную сигнальными карточками.

Гр _ чи, сл _ ды, з _ ма, тр _ ва, м _ ря, хл _ пушка, в _ лчата, д _ ревья, скр _ пит, с _ сна.

VII . Физминутка.

А теперь сделаем дружно зарядку со Снеговиком. (Проигрывается музыкальное видео).

Садитесь, дети.

VIII . Обобщение знаний.

1. Игра «Собери слова» – работа в паре.

Эту игру вам приготовила Зима.

Великолепен вид зимней природы, но подул зимний ветерок и буквы на снежинках рассыпались. (Приложение 2)

Вам нужно собрать буквы в слова, записать слова и подчеркнуть безударную гласную. Работаете в паре.

Проверка (слайд 7).

2. Игра «Угадай последнее слово и запиши».

Посмотрите, кто к нам пожаловал. Кто это? (Лиса)

Она принесла вам загадки.

Вам нужно записать отгадки с проверочными словами, поставить ударение в словах, выделить корень.

Белка спряталась в дупло,

В нём и сухо, и … (тепло).

Нарядили ёлку: бусы в три ряда,

Наверху сверкает красная … (звезда).

Зимой и летом зелена,

Стоит красавица … (сосна).

Рыжая, с пушистым хвостом,

Живёт в лесу под кустом. (Лиса)

Оценивание за задание.

Проверка (слайд 8).

3. Работа с деформированным текстом – работа в группах.

Однако в зимнее время тяжело живётся не только птицам, но и зверям. Этот зверёк просит рассказать о нём. А о ком идёт речь мы узнаем, когда поработаем в группах.

У вас на партах есть задание для каждой группы.

Какая группа справится, то покажите знаком, что вы закончили работу.

Задания для групп (Приложение 3).

1 группа

Закрутила, к, гн_зду, и, м_тель, белка, посп_шила.

2 группа

Составить предложение из слов, вставить букву, подчеркнуть главные члены предложения.

Х_лодный, м_роз, и, вет_р, зв_рьку, не страшны.

3 группа

Составить предложение из слов, вставить букву, подчеркнуть главные члены предложения.

Забралась, в, гн_здо, белка, и, принакрылась, пуш_стым, хв_стом.

4 группа

Составить предложение из слов, вставить букву, подчеркнуть главные члены предложения.

Неп_года, и, утихла, она, выл_зла, из, гн_зда.

5 группа

Составить предложение из слов, вставить букву, подчеркнуть главные члены предложения.

Белка, в, лапки, _ловую, ш_шку, вз_ла.

6 группа

Составить предложение из слов, вставить букву, подчеркнуть главные члены предложения.

Вкусная, зап_сена, еда, у, зв_рька, пуш_стого.

Проверка

(Читают по одному ученику из каждой группы, объясняют вставленные буквы, называют главные члены предложения).

(слайд 9)

Что же это за зверёк, дети? (Это белка ) (слайд 10)

Почему же белка не спит зимой? (Ей есть чем питаться, она запасается едой на зиму.)

Оценивание за работу групп.

4. Самостоятельная работа по карточкам (по вариантам).

Послушайте задание, которое приготовила Сорока. (Вывешивается рисунок Сороки).

Я, сорока-белобока,

По белу свету полетала,

Слов немало нахватала,

А пока хвостом виляла,

Буквы где-то растеряла.

Вы скорее возьмите карточки и вставьте нужную букву.

(Приложение 4)

(слайд 11)

IX . Итог урока.

(слайд 12)

Какую тему закрепляли на уроке?

(Правописание безударных гласных в корне слова)

Чему научились?

(Правильно писать слова)

Как нужно проверять безударную гласную?

(Рассказывают правило)

Х. Рефлексия.

(слайд 13)

Понравился ли вам наш урок?

Каким он был для вас? Выберите слова:

Интересный;

Увлекательный;

Познавательный;

Трудный.

Покажите смайликом оценку ваших знаний за урок.

(слайд 14)

Х I . Домашнее задание.

(слайд 15)

Выполнить упражнение 196.

Повторить правило стр. 104.

(слайд 16)

Вот опять звенит звонок

Пора заканчивать урок.

Вас спасибо, молодцы!

Все вы были мудрецы.

Галкина Светлана Петровна

МОУ средняя школа №1 г.Чехова

Учитель начальных классов

Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова».

Цели урока: — закрепить умения проверять безударные гласные, правописание словарных слов; развивать бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: изображения совы, сокола, алгоритм написания безударных гласных в корне, Красная книга, знаки охраны природы, фонограмма.

Ход урока.

Орг.момент А сейчас, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»

Сегодня на уроке я предлагаю вам поговорить о природе, которая нас окружает.(музыка «В мире животных»)

О, люди, мыслю я: у всех у нас

Есть мать одна

По имени Природа!

У ней для всех хватает доброты,

И мы живём, запечатлев навеки

В душе её прекрасные черты:

Поля, леса, луга, моря и реки. (ученик)

Ребята! Вокруг нас много интересного. И если мы говорим о природе, мы имеем ввиду и лес, и журчащий ручеёк, пробегающий в нём, и животных, которые живут в лесу и рядом с нами. Всё это природа. Много книг, стихов, песен посвящено лесу. Нет такого рассказа, где бы ни описывалась природа. Лес – это наряд нашей Земли. Лес – грибы, орехи и вкусная земляника. Лес – это дом для птиц и зверей. Давайте и мы шагнём в лес и встретимся с некоторыми животными, обитающими там.

Словарная работа.

1. Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал.

А проснувшись, стал реветь,

Это зверь лесной… (медведь)

— Сколько букв в этом слове? Сколько звуков? Какую букву вставили в слабой позиции? Проверьте себя(переворачиваю карточку).

2. По полю скачет,

Ушки прячет.

Встанет столбом –

Ушки торчком. (заяц)

— Как перенесёте это слово? Какую букву вставили в слабой позиции? Проверьте себя.

3. Возле дуба острым рылом

Деловито землю рыл он.

Видно, жёлуди искал.

Я пугать его не стал.

Не спугнул и мой Полкан;

Очень грозен был … (кабан)

— Сколько слогов в этом слове? От чего это зависит?

4. И в лесу заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей бояться этих

Мыши прячутся дрожа.

Очень уж суровы Филины и … (совы)

— Запишите это слово в единственном числе.

Постановка учебной задачи

— Посмотрите на все слова и скажите какое слово лишнее? Почему?

Какую гласную вы вставили? Что вы сделали чтобы определить какую гласную нужно написать? А какая она была до этого?

Сформулируйте тему урока. (открываю на доске)Запишите тему.

Слово «сова» заблудилось среди других слов. Но из всех этих слов можно составить предложение. Составьте его.

Запишем с комментированием .

Сова (совы) живёт в густом лесу (лес)

(взаимопроверка)

— В каких ещё словах встретилась наша изучаемая орфограмма.

— Как мы узнаем какую безударную гласную нужно писать? сформулируйте правило.

Чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно подобрать такое однокоренное слово, чтобы на эту гласную падало ударение.

Давайте составим алгоритм

    Прочитай слово.

    Поставь ударение.

    Выдели корень.

    Подбери проверочные слова.

    Напиши слово.

    Обозначь орфограмму.

Закрепление изученного

— А теперь используя алгоритм, запишем следующие слова:

Х.лмы-холм

Л.сица — лисы

В.рхушка-верх

К.рмушка-корм

Т.игрица – тигр

— Каким правилом пользовались при написании этих слов.

Физ.минутка

Ах, какой прекрасный лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся покажем –

Крылья сложили вот так.

— Среди записанных слов найдите зверей.

В лесу живёт много зверей и птиц. Деятельность человека влияет на жизнь животных и растений леса. Ведь когда люди вырубают лес, загрязняют воду, они невольно губят животных, для которых лес – это дом. Из-за этого одни животные исчезают совсем, другие стали редкими.

Есть одна планета – сад.

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивлённо.

Береги свою планету,

Ведь другой планеты нету. Я.Аким

— Ребята, а что за книга у меня в руке?

В нашей стране принят закон об охране и использовании живого мира. Наиболее редкие виды внесены в Красную книгу. В неё записано 52 вида зверей и 65 видов птиц. Красный цвет – это сигнал опасности. Он как бы призывает всех людей: «Растения и животные в беде! Помогите им!»

Внесена в Красную книгу и птица сокол. Давайте о ней почитаем в учебнике (стр.77 упр 105)

Что вы узнали об этой птице?(хищная) Что отличает эту птицу от других?(острое зрение и быстрый полёт)

Какой взор у этой птицы?(холодный)

А какое прилагательное использовал автор, описывая клюв? (угрожающий) Что это значит?(несёт угрозу, грозный, страшный)

Найдите в этом тексте однокоренные слова. Какое слово является проверочным?

Подберите к этому слову ещё однокоренные слова.

Сокольничий, Сокольники – работа с толковым словарём.

— Кто же такие сокольничьи?

— Что же это за место, Сокольники?

Спишите второй абзац. Найдите слова с безударной гласной и обозначьте орфограмму. (холодным – холодно, угрожающий – угроза). Какие ещё знакомые орфограммы вам встретились?

Мы так много сделали сегодня на уроке: вспомнили словарные слова, сформулировали тему урока, составили алгоритм, поработали с толковым словарём, а теперь поработайте самостоятельно.

Повторим алгоритм

Самостоятельная работа

(по карточкам с разным уровнем сложности)

Проверьте свою работу (ответы на доске)

— Найдите в карточках слова по теме «Лес»

Рефлексия

Любая травинка, любой лист, любое существо по-своему красиво и интересно и заслуживает внимания и доброго отношения. Помните, вы в лесу лишь гости. А гости должны не обижать хозяев в их доме.

Напомните правила поведения в природе. (знаки)

— Над каким правилом мы работали сегодня на уроке, сформулируйте его ещё раз.

Чтобы легче было запомнить, я вам прочитаю стихотворение:

Если буква гласная вызвала сомненье,

Ты её немедленно поставь под ударенье.

— Молодцы, мы многое успели сделать на уроке, вы хорошо активно работали, а теперь запишем дом. задание.

Домашнее задание

Стр.41 упр74 (д.м.)

Придумайте и запишите своих 5 слов с нашей орфограммой и к ним проверочные.

Урок русского языка во 2 классе

Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова»

Цели: формировать учащихся представления об особенностях проверочного и проверяемого слов, способах проверки безударных гласных, умение проверять безударные гласные в корне слова;
развивать орфографическую зоркость, коммуникативные навыки, умение работать в группах, речь, мышление, внимание, память;
воспитывать любовь к родному языку, любовь к природе, чувство сопереживания, сотрудничества, взаимопомощи.

Оборудование : компьютер, экран, видеопроектор, презентация «Безударные гласные», карточки «Солнышко» и «Тучка»
Тип : комбинированный

Ход урока

I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручки, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- У вас на партах две карточки (солнышко, облачко), поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению. Я желаю, чтобы у вас всегда было хорошее настроение (Приложение).
- На прошлых уроках мы говорили об однокоренных словах. Какие слова называем однокоренными? А какие слова формой одного и того же слова?
II. Актуализация знаний
- Мальчик написал предложение и сказал: «Выделенные слова родственные, так как лиса живет в лесу.»

- Прав ли мальчик? Докажите.
- Обратите внимание на написание выделенных слов. Все ли здесь правильно?
- Написание каких букв вызвало у мальчика затруднение? (исправляем)

III. Сообщение темы и цели урока.
- Отгадайте загадку:
В небе молния сверкает,
Гром в раскатах громыхает,
Клонится к земле лоза.
Начинается … (гроза)
- Выполните слого-звуковой разбор слова «гроза».
- На что обратили внимание? (Написание безударной гласной в корне расходится с произношением)
- Сформулируйте тему урока.
- Чему мы будем учиться?
- Зачем мы будем этому учиться? (Постановка целей учащимися)

IV. Работа по теме урока.
1. Запись на доске:
В солонке соль. Надо солить суп. На тарелке солёный огурец.
- Прочитайте предложения.
- Что заметили в предложениях? (Есть однокоренные слова)
- Выпишите эти слова, выделите корень, поставьте ударение над словами.


Солонка, соль, солить, солёный.
- Какое слово лишнее? Почему? (В слове «соль» гласная под ударением, в остальных словах гласные в корне безударные)
-Найдите слово, в правильном написании которого вы не сомневаетесь.
(соль)
- Почему?
- А почему сомневаетесь в остальных случаях?
- Как быть?
- Слово «соль» является «проверочным»
- По какому принципу мы определяем, что это проверочное слово? (Хорошо слышно)
- А почему хорошо слышно? (Под ударением)
- Давайте проверим. Сопоставим написание и произношение под ударением и без ударения.
- Слова «солонка», «солить», «солёный» являются проверяемыми.
- Какой вывод можно сделать?
Вывод : Безударный гласный в корне можно проверить, подобрав проверочное слово. Гласная пишется такая же, как под ударением в проверочном слове.
- Какое проверочное слово надо подбирать? (однокоренное)
- Подбор в качестве проверочного однокоренного слова – это один из способов проверки безударного гласного в корне.
На доске:
дом – дома
совы - сова
- Прочитаем пары слов. Что можно сказать об этих словах? (Это формы одного и того же слова)
- Запишите пары слов. Подчеркните в каждой паре те слова, которые являются проверочными.
– Какой можно сделать вывод? (Безударные гласные в корне можно проверять изменением формы слова – 2 способ)
- Итак, назовем еще раз способы проверки безударных гласных в корне слов


- Все ли гласные нужно проверять? Приведите примеры (Дети приводят примеры слов с различными гласными в корне, наблюдают и сравнивают произношение и написание)
- Какие гласные звуки надо проверять? (а, о, и, е, я)
Составление алгоритма проверки слов с безударными гласными


V. Физкультминутка
VI. Закрепление
1. Работа по карточкам.
Прочитайте, вставьте пропущенные буквы. Спишите.
Фронтальная проверка. Оценивание на этапе. (Наблюдения учителя и выявление недочетов для коррекции.)
2. -Ребята, я вспомнила, когда я шла к вам на урок, мне в ладошку взъерошенный воробушек положил записку и попросил передать вам.


Прочитайте.
-Приятно ли вам было читать записку? (Да, нет.)
-Почему «Да»?
-Что взволновало воробья?
-Как вы оцениваете поступок Вити?
-Почему «Нет»?
-Ну, а сейчас давайте исправим ошибки.

3.Работа с учебником. Выполнение упр. 15 с. 67
Доп. задание:
- В каждой группе подчеркните слова, которые являются проверочными.
Проверка выполнения задания
- Во всех ли группах подчеркнули проверочные слова? Почему? (Есть слова, в которых безударный гласный проверить нельзя)
- Как называются эти слова? А как все-таки проверить их написание? (по словарю)
2. Работа в группах.

Задание для 1-й группы
Выберите (подчеркните) нужное проверочное слово, вставьте пропущенные буквы. Докажите, почему:
уд…вительно (диво, дева)
л…пить (липка, лепка)
м…стерить (мост, мастер)
л…нивый (лень, линька)
скр…пучий (скрепка, скрип)
Задания 2-й группе:
Подчеркните в каждой группе слово, которое является проверочным. Докажите, почему:
кричать, крикливый, крик
окно, окошечко, окна
тайник, тайна
сова, совёнок, совы
дворы, двор, дворовый
дождь, дождливый, дождик
Проверка выполнения задания


3. Игра «Собери грибы»
- Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные)
- Приведите примеры съедобных (несъедобных) грибов.
- Какие вы знаете правила сбора грибов.
- А теперь поиграем. Будем собирать грибы, нажимая на кнопку «корзинка», а потом на кнопку «грибок».


- Что объединяет эти слова?
- Какое слово лишнее?
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Давайте еще раз вспомним, о какой орфограмме шла речь.
- Какие гласные в корне требуют проверки?
- Как вы подбирали проверочные слова?
-Все ли понравилось на уроке?
-Кого бы вы похвалили?
-Кому помогли?
- В начале урока вы показывали карточки, отражающие ваше настроение.
- А какое настроение у вас теперь? Поднимите соответствующую карточку (солнышко или облачко)
VIII. Домашнее задание

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 27»

Открытый урок по теме:

« Правописание безударных гласных в корне слова»

Разработала учитель начальных классов:

Ключникова Тамара Андреевна

г.Петропавловск-Камчатский

Тип урока: закрепление изученного материала.

Разработала: Ключникова Тамара Андреевна

(учитель начальных классов)

Вид урока: комбинированный.

Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.

Оборудование: блок-сигналы, карточки со словами, компьютер, проектор, памятки.

Цели:

обучающие - отработать умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова, графически обозначать орфограмму;

воспитывающие - способствовать воспитанию ответственного отношения к учению, усидчивости и прилежания, коллективизма и взаимопомощи, самостоятельности в выборе решений логических упражнений;

развивающие - учить думать, размышлять; прививать навыки самостоятельной работы; обогащать словарный запас; развивать логическое мышление, связную устную и письменную речь, орфографическую зоркость, внимание, мышление.

Ход урока

    Организационный момент

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём
И урок сейчас начнём.

2. Постановка учебной проблемы

Предлагаю вам выполнить следующее задание: запишите под диктовку слова. Выделите корень и поставьте знак ударения. (К доске приглашаю двух учеников) земля, стена, дожди, мосты, ряды

Сравните.

Итак, что же получается? Задание я дала вам одно. А как вы его выполнили? (По-разному)

Почему же так вышло? Чего мы не знаем? (Мы не знаем, как правильно писать слова с безударными гласными в корне слова)

– Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? (Тема нашего урока – «Правописание безударных гласных в корне слова».)

– Какие цели поставите перед собой? (Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне.)

-А кто еще поставил такую цель?

-Что поможет достичь цель нашего урока? (алгоритм проверки данной орфограммы,учебник, учитель)

– В течение урока будем отвечать на вопросы:

Как надо проверять?

3. Повторение ранее изученного материала.

– Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)

– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)

– Как надо проверять? (Надо подобрать проверочные слова.)

– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)

Что а, о, и, е, я

Как надо проверять? в корне

Чем подбирать проверочные слова

ударением

4. Работа над темой урока

Повторение последовательности действий при проверке безударной гласной в корне слова. Коллективная форма работы.

Ребята, вы сказали, что поможет достичь цель нашего урока это алгоритм проверки безударной гласной в корне. Давайте его вспомним? - Итак, вот слово «ЗИМА».

Какой первый шаг? (Прочитаем слово)

Затем поставим ударение.

Выделим корень слова

Определяем безударную гласную (безударная гласная и)

Подберём проверочное слово (зимы)

Пишем гласную

Алгоритм

Прочитай слово.

Поставь ударение.

Выдели корень.

Определи безударную гласную.

Подбери проверочное слово.

Пишем гласную

Работа в парах (карточка №1)

У вас на столах лежат карточки №1.Возьмите их. Прочитайте задание. (Впишите безударную гласную, проверочное слово)

– Используя алгоритм написания безударной гласной в корне выполним задание в паре.

Напоминаю правила работы в парах. Готовность пары – поднятая рука.

На выполнение задания отводится 2 минуты.

Приступаем к заданию. Проверка (коллективная)

Кто справился с этим заданием без ошибок, поднимите руки. Молодцы!

ЗАДАНИЕ: Впишите безударную гласную, проверочное слово

Проверяемое

Проверочное

Проверяемое

Проверочное

лсты

лсты

чсы

чсы

гра

гра

отврить (картофель)

отврить (картофель)

Ребята, скажите, как найти проверочное слово, какой вывод можно сделать?

Ответ детей: Нужно изменить проверяемое слово так, чтобы безударный гласный стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне

Хорошо. Давайте прочитаем в учебнике это правило. Откройте учебник на.101-ой странице и сверьте свой вывод с выводом в учебнике. (читает ученик)

5. Первичное закрепление

Ну а сейчас я предлагаю вам из теоретиков превратиться в практиков.

Работа с сигнальными карточками. Дети должны обосновать правильность выбора. Игра на внимание.

Приготовили сигнальные карточки.

– Я буду называть слова с безударной гласной в корне, а вы показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово.

Ночевка, беда, сова, грачи,река, мелок, бегун, листочек, горевать, земля.

    Дифференцированная работа (разноуровневые задания). Работа по карточкам.

-У каждого из вас лежит карточки разного цвета.

Ознакомьтесь и приступайте к их выполнению самостоятельно в тетради. Время выполнения 5 минут.

Карточка (жёлтого цвета)

Вставь пропущенные буквы в слова с безударной гласной, укажи стрелочками соответствие проверочных слов, выдели орфограммы.

пож.лтели корень

к.ренья лебедь, лебедушка

выгл.нул желтый

л.б.диный молот, молотит

м.л.ток взгляд

г.л.ва головы, головка

Карточка (зелёного цвета)

Спиши. Вставь пропущенные буквы, запиши вместо точек проверочные слова, выдели корень.

Ч.стоту – ……, гр..знуля. – …, сл…за-………, п.тнистый – ….., уг..сает – ….., сп..шит – …., в.шнёвый – ….., з…леный – ……

Карточка (розового цвета).

Выпиши слова с безударной гласной в корне, в скобках напиши проверочные слова. Добавь два своих примера на тоже правило.

На лесных полянах показались золотые лисички.

Итак, проверим.

Поднимите руку, кто выполнял карточку жёлтого цвета.

Прочитайте задание.

Поднимите руку, кто выполнял карточку зелёного цвета.

Прочитайте задание.

(спросить одного ученика, поставить оценку)

Поднимите руку, кто выполнял карточку розового цвета.

Прочитайте задание.

(спросить одного ученика, поставить оценку)

Следующее испытание.

    Работа в группах.

Напоминаю правила работы.

Я даю каждой группе одно предложение, в котором есть слова с безударными гласными.

Ваша задача над словом надписать проверочное слово и вставить нужную букву. Время работы -3 минуты.

Выслушаем каждую группу. Если вы не согласны с ответом, после - аргументируете свое несогласие.

Что у нас с вами получилось? О чем в тексте говорится? Какой темой связаны все предложения?

Ребята, какое задание вы можете предложить с этим текстом?

Придумайте название тексту. Время работы - 1 мин.

Текст для работы в группах

В лесу зверьки готовятся к зиме. Белка сушит на ветвях деревьев грибы. Мышка запасает зерно. Ёжик утепляет гнездо. Змея нашла укромное местечко под бревном. Улетают в тёплые края ласточки и стрижи.

    Игра «Найди и исправь ошибку.

Проверьте Димин словарный диктант. Найдите, исправьте ошибку, запишите правильно слово и в уме подберите проверочное.

Сенева, вада, бижать, трова, свистеть

Проверка. (Синий – синева, воды – вода, бег – бежать, травы – трава, свист – свистеть.)

– Сколько слов он написал правильно? (Одно.)

– Какое? (Свистеть.)

– Что вы посоветуете Диме? (Выучить правило правописания безударной гласной в корне слова.)

6. Систематизация знаний, полученных на уроке

1) - Вернемся к первому заданию: исправьте ошибки и объясните, почему надо писать так, а не иначе.

7. Итог урока. Рефлексия.

Давайте вспомним, чем же мы занимались на уроке.

Какова была тема урока?

Какие цели мы ставили перед собой?

-Достигли ли мы нашей цели?

У каждого ученика лист с двумя шкалами

Интересный урок Моё участие

Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

Обсуждение результатов рефлексии

Спасибо за работу на уроке!

Дополнительные задания

    Вставь пропущенную букву в слова,

допиши проверочное слово