К другим дурным манерам говорящих, по нашим наблюдениям, относятся следующие: ходят по трибуне, раскачиваются сзади наперед, поднимаются на носки, вертят за ручку стул, вертят в руках какую-нибудь вещь: шляпу, трость и т. д., берутся за голову, нужно или не нужно поправляют очки, волосы, застегивают и расстегивают пуговицы своего костюма, начинают рассматривать свою руку или ногти и т. д. и т. д.

Некоторые из этих манер, должно быть, заразительны и передаются по традиции.

В вышеприведенном отрывке из «Тоски» Горького оратор «проводит рукой по волосам». Прием этот довольно обычный. Вот сценка из «Дневника семинариста» Никитина: «Подняв голову и помахивая правою рукою, в которой держал шляпу, он прошелся взад и вперед по классу, взъерошил свои волоса", все тотчас сметали, что будет сказана речь и встали. Он начал:

Господа!»

Поправлять волосы - наследие церковных проповедников или профессоров и студентов старого времени, носивших длинные волосы. Нам же пора бросить эту манеру.

Еще хуже откашливание и отплевывание пред началом речи и даже в течение ее. Это совершенно некультурная манера, идущая к нам из практики церковных дьяконов, которые откашливание и отплевывание сделали неотъемлемой частью своего «служения».

Тягостное впечатление производит и дурная манера без конца повторять какое-нибудь вводное словечко или вставлять нечленораздельный звук, что-то близкое к «э-э…». Среди таких «любимых» словечек чаще встречаются «следовательно», «видете ли», «понимаете ли», «собственно говоря», «так» и прочее. Гончаров рассказывает об одном из своих преподавателей: «У него была странная привычка - шпиговать свою речь словами "будет" - некстати, без всякой надобности». Сначала нас это забавляло, а потом мы привыкли, и для потехи приводили товарищей из других факультетов слушать. Те ушам не верили и помирали со смеху».

В последнее время широко практикуется дурная манера прерывать свою речь бесконечными выкриками «това-а-ри-щи-и-и». Обращение к слушателям должно быть, если хотите, отрывисто, внушительно, властно: товарищи!

Ненужное завывание производит тяжелое впечатление.

Обращение к собравшимся (Товарищи! Граждане и пр.) всякий раз должно сопровождаться краткой паузой и не должно быть употреблено более 3 - 5 раз, если речь ваша длится всего минут 15 - 20.

Оставьте навсегда и безобразную манеру начинать речь избитым, никому ненужным заявлением:

Я не оратор… или

Я не обладаю таким даром речи, как предыдущий оратор…

К чему это? Это признак не скромности, а пошлого самомнения! Вы не оратор - да никто вашими ораторскими способностями и не интересуется. Собравшихся интересует сущность дела, выяснение того или другого вопроса, а вы распинаетесь в своих ораторских дарованиях.

Приступайте сразу к делу! Если вы не оратор, так это и без рекомендации будет видно! Оставьте эту дурную манеру!

Впрочем всех дурных манер не перечислить. Следите за другими ораторами, и всего, что осудите в них, избегайте в своей практике.

- – различные манеризмы, привычки, портящие общение. Мужчина никогда ни под каким видом не должен в разговоре запускать руку в карман брюк… Ни девушка, ни молодая женщина не должны разваливаться на кушетке перед мужчиной. Молодой человек и молодая… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

дурные манеры - различные манеризмы, привычки, портящие общение. Мужчина никогда ни под каким видом не должен в разговоре запускать руку в карман брюк… Ни девушка, ни молодая женщина не должны разваливаться на кушетке перед мужчиной. Молодой человек и… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

Чтобы добиться успеха в этом мире, одной глупости недостаточно к ней еще нужны хорошие манеры. Вольтер Хорошие манеры лучшая защита от плохих манер тех, кто нас окружает. Филип Честерфилд Есть две мирные формы насилия: закон и приличия. Иоганн… … Сводная энциклопедия афоризмов

МАНЕРЫ - (фр. Maniere прием, образ действия) способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с др. людьми. Включают также совокупность свойств речи (употребляемые выражения, тон, интонация), характерные для человека походку, жестикуляцию, мимику… … Словарь по этике

Грубость, неотесанность, неумение вести себя, неумение держать себя, дурные манеры, грубоватость, сиволапость, мужиковатость, неделикатность, некультурность, прямолинейность, моветон, неблаговоспитанность Словарь русских синонимов.… … Словарь синонимов

- (фр. maniere, от лат. manus рука). Приемы; образ действия, обхождение, сноровка. У художников: то же, что стиль. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МАНЕРА 1) совокупность приемов, способов действия,… … Словарь иностранных слов русского языка

Бестактность, неотесанность, невоспитанность, неделикатность, дурные манеры, неумение вести себя, неумение держать себя, нетактичность Словарь русских синонимов. неблаговоспитанность см. невоспитанность С … Словарь синонимов

Нелюбезность, невежливость, прямолинейность, резкость, хамство, необтесанность, дубовость, некультурность, неумение вести себя, грубость, грубиянство, неумение держать себя, дурные манеры, неблаговоспитанность, грубоватость, неучтивость,… … Словарь синонимов

Неотесанность, неумение вести себя, дурные манеры, неблаговоспитанность, невоспитанность Словарь русских синонимов. неумение держать себя сущ., кол во синонимов: 5 дурные манеры (5) … Словарь синонимов

Основная статья: Сорвиголова Кик Бутовски Список серий № сезона Количество эпизодов Премьера сезона, США Финал сезона, США 1 20 13 февраля 2010 25 ноября 2010 2 … Википедия

Книги

  • Привет! Удачи! , Мухина Варвара. "Привет! Удачи!"-одна из первых книг Варвары Мухиной и художника Ольги Золотухиной в новой серии ИД" Арт Волхонка""Хорошие манеры в вопросах и ответах" . Это короткие заметки с ответами на…
  • Ты и твоё тело , Мухина Варвара. "Ты и твое тело"-одна из первых книг Варвары Мухиной и художника Ольги Золотухиной в новой серии ИД" Арт Волхонка""Хорошие манеры в вопросах и ответах" . Это короткие заметки с ответами на…

Ведущие презентаций могут помочь друг другу, если будут наблюдать друг за другом на предмет некоторых общих промахов, которые трудно заметить самому, и конструктивно и ободряюще комментировать вы­ступление товарища. Вы можете довольно многому научиться, просто наблюдая ошибки других и обсуждая причины этих ошибок. Ниже при­ведены основные технические промахи, за которыми нужно следить.

Слишком тихая речь . Даже если си­дящим сзади удается расслышать орато­ра, это для них слишком утомительно. Слушателям приходится напрягаться, чтобы принять сообщение, и, если оно не представляет для них особой важно­сти, люди быстро прекращают свои усилия. Даже если аудитория доста­точно заинтересована или терпелива, чтобы выслушать сообщение до конца, вероятность неправильного понимания очевидна.

Слишком тихая речь часто вызвана сочетанием волнения и неправиль­ного дыхания.

Глотание слов. Многие люди позволяют своему голосу затихать в конце предложения, и в этом случае аудитории труднее расслышать каж­дое слово. Точно так же, как в случае слишком тихой речи, глотание слов повышает риск ошибок.

Нехватка дыхания. Ораторы, не умеющие правильно дышать, риску­ют оказаться в ситуации, когда им не хватит дыхания именно в тот мо­мент, когда они захотят подчеркнуть определенное слово или фразу. Вме­сто выделения ключевого пункта сообщения происходит его потеря для слушателей.

Заметная пауза. Сюда относятся бессмысленные междометия «гм» и «э-э». Кроме того, к таким паузам можно от­нести использование слов и фраз, которые ничего не добавляют в сообще­ние, например, «ну», «известно», «вы понимаете, что я имею в виду».

Заметные паузы отчасти являются результатом привычки, а отчасти обусловлены боязнью тишины, что можно рассматривать как один из эле­ментов волнения оратора. Нервничая, мы торопимся заполнить тишину любыми звуками, даже необязательными, неподходящими или не имею­щими смысла.

Пауза - это один из наиболее динамичных ораторских приемов. Тре­нируйтесь держать паузу, пока не научитесь чувствовать себя комфортно, ничего не говоря аудитории в течение четырех секунд. Поначалу вы, воз­можно, начнете паниковать, думая, что молчание будет длиться вечно, но для слушателей пауза покажется совершенно естественной, придающей дополнительную эмоциональность вашей речи.

Используйте паузы для того, чтобы дать себе время подумать, для под­черкивания или драматизации ключевых положений вашего сообщения, а также для того, чтобы позволить слушателям собраться с мыслями и обду­мать то, что вы им только что сообщили.

Слишком быстрая речь. Очень важно говорить в таком темпе, кото­рый передает вашу энергию и энтузиазм, однако привычка «отбарабанивать» речь - возможно, чтобы как можно скорее разделаться с этим суровым испытанием, - затрудняет слушателям возможность следить за ва­шей мыслью. Способствуя поверхностному дыханию, слишком быстрая речь также усиливает волнение.

Будьте готовы к смене темпа речи - точно так же, как вы переключае­те скорости в автомобиле, - с учетом различных аспектов вашего сообще­ния.

Возможно, вам захочется немного увеличить темп, рассказывая анек­дот или рисуя словесную картину, но при изложении сложных вопросов рекомендуется замедлять речь и включать в нее больше пауз. Иногда для улучшения понимания и запоминания сообщений полезно использовать визуальную поддержку в виде слайдов, проекционных диапозитивов или заранее отпечатанных материалов, которые раздаются всем присутствую­щим.

Неизменяющийся тон. На свете найдется немного вещей, от которых больше клонит в сон так, как от скучной, монотонной речи.

Этой ловушки можно избежать, репетируя изложение основных мо­ментов выступления перед магнитофоном, а затем объективно оценивая свой стиль. Магнитофонная запись очень важна, поскольку вибрация кос­тей черепа искажает восприятие собственного голоса и не позволяет услы­шать, как он воспринимается другими людьми.

Вносите разнообразие в свою речь, варьируя скорость, тон и громкость изложения. Помните, что монотонное бормотание практически сводит к нулю способность слушателей сосредоточиться.

Слабый визуальный контакт. Не сверлите взглядом заднюю стену. Не смотрите на людей агрессив­но или гипнотически, просто смотрите, как вы бы делали это при обычном разговоре. Речь идет о всей аудитории, включая тех, кто сидит по сторонам. Кроме того, учтите, что если вы отводите или опускаете взгляд, аудитория, скорее всего, не запомнит то, что вы сказали.

Дурные манеры . Дурные манеры, такие как почесывание уха, похлопывание по бедрам, привычка что-либо крутить в руках и так далее, стоят того, чтобы заняться их исправлением, только если они повторяются настолько часто, что отвлекают аудиторию, и она следит за их повторением с гораздо большим интересом, чем за презентацией.

Понижение голоса. Общий недостаток всех ораторов-любителей - понижение голоса в кон­це каждого предложения. Имеющие такой недостаток обычно совершен­но не осознают этого, а он создает атмосферу скуки и безрадостности, поскольку с концом каждого предложения создается впечатление, что беседа окончена, но каждый раз она начинается вновь. Если человек заметил этот недостаток, прослушав, к примеру, запись собственного выступления, - можно считать, что он уже на три четверти исправился.

Пометки в записях

При произнесении заранее подготовленного текста, возможно, вам покажется полезным использовать специальные пометки, подсказывающие, как нужно произносить те или иные слова. Такие пометки покажут вам, где нужно сделать паузу и какой длительности, в каком месте замедлить темп, а в каком говорить быстрее, какие слова подчеркнуть, где следует гово­рить громче, а где тише.

Вот один из вариантов пометок, который используют многие профес­сиональные лекторы:

> Говорить громче

< Говорить тише

Выделить данный пункт

// Длинная пауза

/ Короткая пауза

Связать фразы для более плавного перехода

Дополнение к главе 4

Приведем пример различия между устной и письменной речью. Для этого рассмотрим один параграф такого же плана, как те, которые так часто встречаются в журналах по менеджменту, и "переведем" его на тот язык, который использовался бы, если бы нужно было устроить презентацию или произ­нести речь. Не имеет значения, что устный вариант оказался длиннее - туманные абстракции письменного варианта должны быть подкреплены конкретными примерами, если они должны проникнуть в сознание ауди­тории не через глаза, а через уши.

ПИСЬМЕННЫЙ ВАРИАНТ

Читатель, возможно, уже заметил тенденцию к гипертрофирован­ному чувству собственной важности у части ученых и инженеров в крупных организациях. Это продукт сочетания двух явлений - отчасти значительности их вклада в производственную деятель­ность, а отчасти и осознания окружающими высокого уровня их квалификации. Более того, огромная часть национальных достиже­ний - именно их заслуга.

Это также благоприятствует росту репутации профессиональных и академических научных институтов как на национальной, так и на международной арене. К тому же все чаще к инженерам и ученым, из-за той ответственной роли, которую они играют в управлении организацией, относятся как к исключению; их бунтарство, не­надежность и интеллектуальные способности, несмотря на все не­соответствие общепринятым нормам поведения, стали предметом уважения и восхищения.

Вследствие этого такие профессии подталкивают к высокомерию по отношению к остальным.

РАЗГОВОРНЫЙ ВАРИАНТ

"Давайте представим себе большую научно-исследовательскую орга­низацию. Предположим, в ней работает сто ученых - или двести, если хотите. И представьте, что вы один из этих ученых - например, инже­нер по развитию. Довольно скоро вы начинаете ощущать, что если в организации так много зависит от вас, то вы должны быть чем-то особенным. И вы начинаете ощущать, что обращаться с вами должны тоже как с кем-то особенным. В конце концов, вас уважают дома; соседи говорят своим гостям, что вы - "ученый" с благоговением в голосе, - таким голосом их родители говорили: "Он священник". И вы даже стали объектом национальной важности: разве не говорят в правительстве, что для развития экономики необходимо большее количество ученых?

Но это еще не все. У вас есть жизнь и вне вашей организации. У вас есть связи со своим старым университетом, да и с другими универси­тетами. Вы посещаете научные конгрессы, причем не только по стране, но и за рубежом. Ваши друзья гораздо более многочисленны и знаме­ниты, чем эти серые канцелярские крысы, работающие рядом с вами. И, что еще важнее, они готовы на все, чтобы дать вам почувствовать, что вы исключение. Они создают ваш миф. Они выдумывают рассказы о вашей рассеянности. Они рассказывают друг другу, как вы исправили квадратные корни, вычисленные компьютером. Конечно же, все они носят костюмы спокойных тонов и чисто выбриты, и если вы придете в желтой рубашке без пиджака и с бородой, они будут в восхищении.

Так или иначе, если вы ученый в современной промышленности, то это настоящее испытание - не думать о себе как об исключении среди всех других".


Похожая информация.