1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 244-ФЗ)

2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

7. Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".

(часть 7 в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 181-ФЗ)

8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

13. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта).

(в ред. Федеральных законов от 14.07.2008 N 118-ФЗ , от 07.12.2011 N 417-ФЗ , от 13.07.2015 N 244-ФЗ )

15. В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

(в ред. Федерального закона от 21.10.2013 N 282-ФЗ)

2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

(в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 190-ФЗ , от 29.12.2014 N 458-ФЗ )

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

(в ред. Федерального закона от 21.10.2013 N 282-ФЗ)

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

(п. 5 введен Федеральным законом от 21.10.2013 N 282-ФЗ)

6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;

(п. 6 введен Федеральным законом от 21.10.2013 N 282-ФЗ)

7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

(п. 7 введен Федеральным законом от 21.10.2013 N 282-ФЗ)

8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах").

(п. 8 введен Федеральным законом от 21.10.2013 N 282-ФЗ)

16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

В последнее десятилетие на берегах наших водоемов в городах и селах страны было построено множество объектов частной недвижимости. Но при этом совершенно не соблюдались законодательные нормы, по большому счету, они никого не интересовали. А ведь строительство в таких местах является незаконным. Более того, прибрежные районы водоемов имеют особый статус. Неспроста ведь эти территории охраняются законом, наверное, есть в них что-то важное, особенное… Давайте поговорим об этом более подробно.

Что такое водоохранная зона

Вначале следует немного разобраться в терминологии. Водоохранная зона, с точки зрения законодательства, – это земли, примыкающие к водоемам: рекам, озерам, морям, ручьям, каналам, водохранилищам.

На этих участках установлен особый режим деятельности для предотвращения засорения, загрязнения, порчи и истощения водных ресурсов, а также для сохранения привычной среды обитания животного и растительного мира, биологических ресурсов. На территории водоохранных зон устанавливают специальные защитные полосы.

Изменение законодательных норм

В 2007 году вступил в силу новый Водный кодекс России. В нем, по сравнению с предыдущим документом, кардинально изменили режим водоохранной зоны (с правовой точки зрения). А точнее, были сильно уменьшены размеры прибрежных территорий. Чтобы понять, о чем идет речь, приведем пример. До 2007 года наименьшая ширина водоохранных зон для рек (важна протяженность реки) составляла от пятидесяти до пятисот метров, для водохранилищ и озер – триста, пятьсот метров (в зависимости от площади водоема). Кроме того, размеры этих территорий четко определялись еще и по таким параметром, как вид угодий, прилегающих к водному объекту.

Определением точных размеров водоохранных зон и прибрежных защитных полос занимались исполнительные органы власти РФ. Они в определенных случаях устанавливали размер территории от двух до трех тысяч метров. А что же мы имеем на сегодняшний день?

Водоохранные зоны водных объектов: современные реалии

Теперь же ширина прибрежных районов установлена самим законом (Водным кодексом РФ ст.65). Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы для рек длиной более пятидесяти километров ограничены территорией не более двухсот метров. И органы исполнительной власти на данный момент не имеют права устанавливать свои нормы. Мы явно видим, что водоохранная зона реки, пусть даже самой большой, составляет не более двухсот метров. А это в несколько раз меньше прежних нормативов. Это что касается рек. А как обстоят дела с прочими акваториями? Здесь ситуация еще печальнее.

Водоохранные зоны водных объектов, таких как озера, водохранилища, уменьшились в размерах в десять раз. Вдумайтесь только в цифру! В десять раз! Для водоемов, площадь которых свыше полукилометра, ширина зоны теперь составляет пятьдесят метров. А ведь изначально было пятьсот. Если же акватория менее 0,5 км, то водоохранная зона Новым кодексом вообще не установлена. Это, видимо, следует понимать как то, что ее просто нет? Логика в данной ситуации совершенно не ясна. Размеры размерами, но любой водоем имеет свою экосистему, вторгаться в которую не следует, иначе это грозит нарушением всех биопроцессов. Так разве можно оставлять пусть даже небольшое озеро без защиты? Исключением стали только те водные объекты, которые имеют важное значение в рыбном хозяйстве. Мы видим, что водоохранная зона претерпела не самые лучшие изменения.

Серьезные запреты в старой редакции Земельного кодекса

Ранее законом определялся специальный режим на территории водоохранной зоны. Он был составляющей частью в едином механизме комплекса мер по улучшению гидробиологического, санитарного, гидрохимического, экологического состояния озер, рек, водохранилищ и морей, а также благоустройства окружающих территорий. Этот специализированный режим состоял в том, что запрещалась практически любая деятельность в водоохранных зонах.

В таких местах не разрешалось разбивать дачные участки и огороды, устраивать стоянки автотранспортных средств, удобрять почву. А самое главное - запрещалось строительство в водоохранной зоне без согласования с компетентными органами. А также под запрет попадала и реконструкция зданий, проведение коммуникаций, добыча полезных ископаемых, земельные работы, обустройство дачных кооперативов.

Что раньше запрещалось – теперь разрешено

Новый же кодекс содержит всего лишь четыре запрета из десяти, ранее имевших место:

  1. Не разрешается удобрение почвы сточными водами.
  2. Такая территория не может становиться местом размещения могильников скота, кладбищ, захоронения ядовитых, химических и радиоактивных веществ.
  3. Не допускается проведение авиационных мер борьбы с вредителями.
  4. Прибрежная полоса водоохранной зоны - не место для движения, парковки или стоянки машин и другой техники. Исключением могут быть только специализированные участки с твердым покрытием.

Защитные полосы ограждены сейчас законодательно только от распашки земель, от обустройства пастбищ для скота и лагерей.

Другими словами, законодатели дали добро размещать в прибрежной полосе дачные кооперативы, мойку машин, ремонт, заправку автомобилей, предоставлять территории под строительство и т. д. По сути, разрешается строительство в водоохранной зоне и на береговой линии. Более того, даже исключено из закона обязательство согласования всех видов деятельности с компетентными структурами (такими как "Росводоресурс"). Но самым непонятным является то, что с 2007 года разрешили приватизировать землю в таких местах. Т. е. любая природоохранная зона может перейти в собственность частных лиц. А далее с ней смогут сделать все что угодно. Хотя ранее в ст. 28 ФЗ был прямой запрет на приватизацию этих земель.

Итоги изменения Водного кодекса

Мы видим, что новое законодательство гораздо менее требовательно к охране прибрежных территорий и водных ресурсов. Изначально такие понятия, как водоохранная зона, ее размеры и размеры защитных полос, были определены еще законами СССР. Они основывались на географических, гидрологических, почвенных нюансах. Учитывались также возможные ближайшие изменения берега. Преследовалась цель сохранить водные ресурсы от загрязнения и возможного истощения, сохранения экобаланса прибрежных зон, поскольку они являются местом обитания животных. Водоохранная зона реки была установлена единожды, и правила действовали на протяжении нескольких десятилетий. Они не менялись до января 2007 года.

Не наблюдалось никаких предпосылок для упрощения режима водоохранных зон. Экологи отмечают, что единственная цель, которая преследовалась законодателями при внесении таких кардинальных изменений, - это просто дать возможность узаконить стихийную массовую застройку береговой территории, которая нарастала в последние десять лет. Однако все то, что было незаконно построено в период действия старого закона, не может быть узаконено с 2007 года. Это возможно лишь в отношении тех сооружений, которые возникли, начиная с момента вступления в силу новых норм. Все то, что было ранее, естественно, подпадает под более ранние нормативные акты и документы. А значит, не может быть узаконено. Вот такая коллизия возникла.

К чему может привести либеральная политика

Установление такого мягкого режима водоемов и их береговых зон, разрешение строить сооружения в этих местах будет пагубно влиять на состояние близлежащих территорий. Водоохранная зона водохранилища призвана оградить объект от загрязнения, от негативных изменений. Ведь это может привести к нарушению очень хрупкого экологического баланса.

Что, свою очередь, повлияет на жизнь всех организмов и животных, обитающих на этой территории. Прекрасное озеро в лесу может превратиться в заросшее болото, быстрая река - в грязную затоку. Да мало ли таких примеров можно привести. Вспомните, как много раздавалось дачных участков, как люди с благими намерениями пытались облагородить землю… Только вот незадача: возведение тысячи дач на берегу огромного озера привело к тому, что оно превратилось в жуткое вонючее подобие водоема, в котором и купаться-то уже нельзя. А лес в округе изрядно поредел после участия людей. И это еще не самые печальные примеры.

Масштабы проблемы

Водоохранная зона озера, реки или другого водоема должна находиться под пристальным вниманием закона. Иначе проблема одного загрязненного озера или хранилища может перерасти в глобальную проблему целого региона.

Чем больше водоем, тем более сложной является его экосистема. К сожалению, нарушенный природный баланс невозможно восстановить. Будут гибнуть живые организмы, рыбы, растения и животные. А изменить что-либо будет уже невозможно. Стоит, наверное, задуматься над этим.

Вместо послесловия

В нашей статье мы рассмотрели актуальную на сегодня проблему водоохранных объектов и важность соблюдения их режима, а также обсудили последние изменения Водного кодекса. Хотелось бы верить, что смягчение норм в отношении охраны водоемов и прилегающих территорий не приведет к катастрофическим последствиям, и люди будут разумно и бережно относиться к окружающей среде. Ведь тут многое зависит от нас с вами.

Статья 65 Водного кодекса:

Водоохранные зоны (ВОЗ) – территории, которые примыкают к береговой линии водных объектов и на которых устанавливается специальный режим деятельности для предотвращения загрязнения и пр. водных объектов и истощения вод, а также сохранения среды обитания водных биоресурсов.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы (ПЗП), на территориях которых вводятся дополнительные ограничения.

Ширина ВОЗ и ПЗП устанавливается:

За пределами территорий поселений – от береговой линии ,

Для морей – от линий максимального прилива ;

Если есть парапеты набережных и канализация, то границы ПЗП совпадают с этим парапетом набережной, от которого отсчитывается ширина ВОЗ.

Ширина ВОЗ составляет:

Для рек и ручьев менее 10 км от истока до устья ВОЗ = ПЗП = 50 м, а радиус ВОЗ вокруг истока – 50 м.

Для рек от 10 до 50 км ВОЗ = 100 м

Длиннее 50 км, ВОЗ = 200 м

ВОЗ озера, водохранилища с акваторией свыше 0,5 км 2 = 50 м

ВОЗ водохранилища на водотоке = ширине ВОЗ этого водотока

ВОЗ магистральных или межхозяйственных каналов = полосе отвода канала.

ВОЗ моря = 500 м

Для болот ВОЗ не устанавливается

Ширина ПЗП устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта:

Обратный или нулевой уклон ПЗП = 30 м.

Уклон от 0 до 3 градусов = 40 м.

Больше 3-х градусов = 50 м.

Если водный объект имеет особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и водных биологических ресурсов), то ПЗП составляет 200 м не зависимо от уклона.

ПЗП озер в границах болот и водотоков = 50 м.

В границах ВОЗ запрещается :

Использование сточных вод для удобрения;

Размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, токсичных и ядовитых веществ и радиоактивных отходов;

Использование авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

Движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных) за исключением движения и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Для объектов на территории ВОЗ обязательны очистные сооружения , в том числе очистные сооружения для ливневых стоков.

В границах ПЗП запрещается :

Те же ограничения, что и для ВОЗ;Использование сточных вод для удобрения;

Распашка земель;

Размещение отвалов размываемых грунтов;

Выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Инженерно-технические и технологические мероприятия

1. Выбор техники и оборудования, сырья и материалов, технологических процессов и операций с меньшим удельным воздействием на водную среду:


a. схемы эффективного водопотребления (оборотные системы);

b. оптимальные схемы трассировки инженерных сетей,

c. малоотходные технологии и пр.

2. Организованное отведение и очистка производственных стоков. При строительстве нового объекта выбрать схему раздельного водоотведения ливневых, производственных и хозяйственно-бытовых стоков.

3. Сбор и отдельная очистка сточных вод, загрязненных нефтепродуктами.

4. Автоматизация контроля эффективности локальных очистных сооружений;

5. Предотвращение фильтрации из канализационных сетей (эксплуатация, ремонт).

6. Меры по предотвращению загрязнения ливневых вод (уборка территорий).

7. Специальные мероприятия для строительства (оборудование стройплощадки, пункты очистки и мойки колес).

8. Сокращение неорганизованных стоков;

9. Ограничение количества сточных вод, загрязненных нефтепродуктами, сбрасываемых в системы ливневых стоков.

10. Оснащение средствами контроля эффективности работы установок и оборудования природоохранного назначения (жироуловители, ЛОС).

11. Мероприятия по снятию и временному складированию почвенно-растительного грунта с раздельным складированием плодородного почвенного слоя и потенциально плодородных пород;

12. Проведение вертикальной планировки и благоустройства территории инженерных объектов, благоустройство прилегающих территорий.

13. Специальные для этапа строительства (ПОС).

Мойка колес. СНиП 12-01-2004. Организация строительства, п. 5.1

По требованию ОМСУ строительная площадка может быть оборудована …пунктами очистки или мойки колес транспортных средств на выездах , а на линейных объектах - в местах, указанных ОМСУ .

При необходимости временного использования определенных территорий, не включенных в строительную площадку, для нужд строительства, не представляющих опасности для населения и окружающей среды, режим использования, охраны (при необходимости) и уборки этих территорий определяется соглашением с владельцами этих территорий (для общественных территорий - с ОМСУ ).

П. 5.5 . Исполнитель работ обеспечивает безопасность работ для окружающей природной среды, при этом:

Обеспечивает уборку стройплощадки и прилегающей к ней пятиметровой зоны; мусор и снег должны вывозиться в установленные органом местного самоуправления места и сроки;

Не допускается выпуск воды со строительной площадкибез защиты от размыва поверхности;

При буровых работах принимает меры по предотвращению излива подземных вод;

Выполняет обезвреживание и организацию производственных и бытовых стоков…

ЛОС. МУ 2.1.5.800-99. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водоемов. Организация госсанэпиднадзора за обеззараживанием сточных вод

3.2. К наиболее опасным в эпидемическом отношении относят следующие виды сточных вод:

Хозяйственно-бытовые сточные воды;

Городские смешанные (промышленно-бытовые) сточные воды;

Сточные воды инфекционных больниц;

Сточные воды от животноводческих и птицеводческих объектов и предприятий по переработке продуктов животноводства, стоки шерстомоек, биофабрик, мясокомбинатов и т.д.;

Поверхностно-ливневые стоки;

Шахтные и карьерные сточные воды;

Дренажные воды.

3.5. В соответствии с санитарными правилами по охране поверхностных вод от загрязнения, сточные воды, опасные в эпидемическом отношении, должны подвергаться обеззараживанию .

Необходимость обеззараживания сточных вод указанных категорий обосновывается условиями их отведения и использования при согласовании с органами госсанэпиднадзора в территориях .

Обязательному обеззараживанию подвергаются сточные воды при сбросе в водоемы рекреационного и спортивного назначения, при их повторном промышленном использовании и т.д.


Принятие Водного кодекса в целом является позитивным шагом законотворческой деятельности. Основной задачей Водного кодекса была и есть охрана водоемов от загрязнения, в первую очередь создаваемых промышленными предприятиями, хозяйственной деятельностью различных организаций и частных лиц. Вроде бы тут все хорошо и этому надо только радоваться. Но оказывается на все так просто. Некоторые статьи закона прямо или косвенно отразились на любительском рыболовстве . Как? Давайте попробуем разобраться в этом.

Рассмотрим одну из статей Водного кодекса, которая вызвала многочисленные споры, массу дискуссий и недоумений, до что там недоумения, порой просто негодование. Это глава 6 «Охрана водных объектов », статья 65, часть 15, пункт 4. Вот что там сказано:

"В границах водоохранных зон запрещаются движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие."

Есть рыболовы, которые ходят на рыбалку пешком. Их этот пункт, конечно, не касается, Но, все-таки, подавляющее большинство любителей рыбалки приезжают на рыбалку на личном автотранспорте . И вот тут возникает масса вопросов.

Во-первых, как нести на такое расстояние снаряжение до береговой линии , ведь ширина водоохранной зоны в основном составляет, в зависимости от водоема, от 50 до 200 метров. Современная рыбалка предполагает довольно увесистый набор снастей и прочих средств, необходимых для рыбалки . Не все же молоды, не все же спортсмены. А после рыбалки надо еще улов тащить, и, как правило, в гору. А еще и мусор надо прихватить. Многие жалуются, что не могут спокойно рыбачить , если не видят рядом с собой свою машину . Были же случаи, когда снимали колеса, проникали в салон. Охраняемых стоянок на водоемах, вдали от цивилизации, нет.

Если вы внимательно прочитаете статью 65 Водного кодекса , то поймете, что движение по дорогам и стоянка на дорогах в водоохранных зонах не запрещены. Тогда возникает вопрос: что же такое дорога с точки зрения Закона. Федеральный закон №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», принятый 15 ноября 1995 года, с изменениями от 28.12.2013, статья 2 гласит:

"Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии."

Из перечисленного в последнем предложении нас интересует только обочина. Другими словами говоря, если в пределах водоохранной зоны проходит дорога , в т. ч. грунтовая, то по ней можно двигаться и оставлять машину на обочине. Специально оборудованная стоянка на берегах водоемов в подавляющем большинстве случаев отсутствует. Поэтому кроме обочины стоять автотранспорту больше негде. А если ваш автомобиль движется вне дороги и остановился на травке возле самого берега, то тут налицо явное нарушение Закона.

Вот еще одна статья Водного кодекса , касающаяся любительского рыболовства . Это статья 6 «Водные объекты общего пользования», часть 8, которая гласит:

"Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств."

В ней тоже упоминаются механические транспортные средства , т.е. еще раз сказано, что использовать автомобильный транспорт в пределах береговой полосы нельзя.

ТЕРМИНЫ

Теперь необходимо определиться с терминами: что такое береговая линия , что такое береговая полоса , что такое и что такое .

Береговая линия – это граница водного объекта. Она определяется для:

1) моря - по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива;

2) реки , ручья, канала, озера , обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом;

3) пруда , водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды;

4) болота - по границе залежи торфа на нулевой глубине.

Береговая полоса – это полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования предназначенная для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет 5 м.

Водоохранная зона - это территория, которая примыкает к береговой линии морей, рек , ручьев, каналов, озер , водохранилищ и на которой устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Прибрежная защитная полоса – территория в границах водоохранной зоны , на которой вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

ШИРИНА

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается в зависимости от их протяженности от истока до устья: - до 10 км – 50 м; - от 10 до 50 км – 100 м; - от 50 км и более – 200 м.

Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища , за исключением озера , расположенного внутри болота, или озера , водохранилища с акваторией менее 0,5 кв. км, устанавливается в размере 50 м. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

Ширина водоохранной зоны озера Байкал устанавливается отдельно (Федеральный закон от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ "Об охране озера Байкал").

Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 м.

Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет 30 м (от береговой линии ) для обратного или нулевого уклона, 40 м для уклона до 3 град и 50 м для уклона 3 и более градуса.

Для проточных и сточных озер , расположенных в границах болот и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы составляет 50 м. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера , водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), составляет 200 м независимо от уклона прилегающих земель. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны , прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии .

ПРОТЯЖЕННОСТЬ

Если с понятиями «береговая линия » и «береговая полоса » все понятно - они по определению простираются на протяжении всего водоема , то возникает вопрос: Водоохранная зона – она где? Везде, на протяжении всего водоема , или нет? В водном кодексе указана только ширина водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы , т.е. расстояние от берега . А какова их протяженность?

Протяженность водоохранной зоны , как и береговой линии , равна протяженности водоема . А протяженность прибрежной защитной полосы различна для разных водоемов . Как узнать границы прибрежной защитной полосы ?

ГРАНИЦЫ

Границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов устанавливаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 января 2009 г. № 17 "Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и водных объектов".

В Постановлении сказано, что установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которые обеспечивают определение ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта, описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек, отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах, установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков . Сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, вносятся в государственный водный реестр.

Они же (органы государственной власти субъектов Российской Федерации) обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.

Как простой человек, не имеющий доступ к картографическим материалам, с описанием границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек, может узнать границы водоохранной зоны или прибрежной защитной полосы ? Не иначе, как по наличию .

Немало дискуссий вызвала часть 18 статьи 65 Водного кодекса , в которой идет речь об установлении на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков . В статье указано, что, установление специальных информационных знаков осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Т.е. тут надо знать Постановление Правительства РФ от 10 января 2009 г. № 17 "Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов", которое определяет Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов. В этом постановлении описываются образцы информационных знаков .

Что касается информационных знаков о наличии водоохранной зоны и ее ширине, тут среди рыболовов развернулась жаркая дискуссия. Мол, если нет знака, то нет и запрета. Это не так. В отличие от дорожных знаков, наличие знака на водоеме возможно, но необязательно. Отсутствие информационных знаков , к сожалению, не освобождает от ответственности, так же как и незнание законов. Гражданин обязан самостоятельно исполнять требования норм природоохранного законодательства.

В части 5 статьи 6 «Водные объекты общего пользования» сказано, что информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления не только посредством специальных информационных знаков , но и через средства массовой информации. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

НАКАЗАНИЕ ЗА НАРУШЕНИЕ

Какое наказание предусмотрено Законом за нарушение п. 4 ч.15 ст. 65 Водного кодекса ?

За нарушение п. 4 ч.15 ст. 65 Водного кодекса (движение и стоянка транспортных средств в пределах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы ) предусмотрено административное наказание по ч.1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях в виде штрафа – от 3000 до 4500 рублей на каждого правонарушителя.

ПРЕПЯТСТВИЕ СВОБОДНОМУ ДОСТУПУ К ВОДНОМУ ОБЪЕКТУ

Кстати, нередко можно увидеть заграждения , установленные теми или иными лицами самовольно .

Вот выдержки из статьи 6 «Водные объекты общего пользования» Водного кодекса .

Водоемы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса ) предназначается для общего пользования.

За это нарушение , предусмотренное статьей 8.12.1. КоАП РФ «Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе », накладывается штраф на граждан в размере от 3000 до 5000 руб.; на должностных лиц - от 40000 до 50000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 40000 до 50000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 200000 до 300000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

МОЖНО ЛИ РЫБАЧИТЬ В ПРИБРЕЖНОЙ ЗАЩИТНОЙ ПОЛОСЕ?

Не редко у рыболовов возникает и такой вопрос: Запрещена ли рыбалка в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе ?

Нет, не запрещена . Чтобы это понять, вернемся к статье 65 главы 6 «Охрана водных объектов» Водного кодекса .

Там указано, что в водоохранных зонах устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности, и что в границах прибрежных защитных полос вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Что такое хозяйственная деятельность, думаю, понятно, а что такое «иная деятельность» требует разъяснения. Любительское рыболовство не подпадает под понятие «иная деятельность». Иная деятельность – это, прежде всего, деятельность, т.е. это понятие экономическое. А рыбалка – это отдых, а не деятельность. Другими словами говоря, рыбалка в прибрежных защитных полосах не запрещена . Ограничен лишь въезд на автотранспорте .

ВЫПАС И ВОДОПОЙ НА БЕРЕГУ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ

Кстати, нередко можно встретить на берегу выпас и водопой сельскохозяйственных животных .

Кроме того, что выпас животных причиняет определенные неудобства отдыхающим и, в частности, рыболовам, это еще и запрещено все той же статьей 65 Водного кодекса , часть 17 которого гласит:

"В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн."

МОЖНО ЛИ МЫТЬ МАШИНУ НА БЕРЕГУ?

Мыть автомобили рядом с водоёмами или в природоохранных зонах запрещено на территории всей России, разнятся только штрафы в регионах. Также это действие попадает под восьмую главу КоАП: «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».

Хотя и создаются водоохранные зоны и прибрежные полосы, но это совсем не означает, что их земли не могут быть использованы для дачного строительства, и . в водоохранной зоне также можно покупать, заниматься их приватизацией и арендой. Помимо этого их можно и застраивать, вот только придется соблюдать все ограничения и не нарушать законы.
В соответствии со статьей 65 Водного кодекса РФ, водоохранной зоной будет считаться территория, примыкающая в береговой линии морей, озер, каналов и т.д., на которых установлен специальный режим хозяйственной и любой другой деятельности, в связи с предотвращением загрязнений, засорений данных вод, а также сохранением всех объектов животного и растительного мира. Должны быть установлены прибрежные защитные полосы, где вводятся ограничения хозяйственной и любой другой деятельности. Вне городов и населенных пунктов границей будет считаться береговая линия. В случае ливневой канализации или набережной, граница будет проходить по парапету.
Протяженность водоохраной зоны влияет на ширину водоохранной зоны. Предположим, если ручей менее 10 км, то водоохранная зона будет составлять 50 метров, а если река протяженностью более 50 км, то - 200 метров. Если же протяженность менее 10 км, то водоохранная зона будет совпадать с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны в истоке составляет 50 метров. Если озеро, либо водохранилище обладают акваторией не более 0,5 кв.м, то ширина водоохранной зоны будет составлять 50 метров. У моря ширина водоохраной зоны будет 500 метров. Ширина же прибрежной защитной полосы варьируется в зависимости от уклона берега. В случае обратного либо нулевого уклона - 30 метров, уклон до трех градусов - 40 метров, уклон более трех градусов - 50 метров. Если у водохранилища есть особое рыбохозяйственное значение, то ширина защитной полосы составляет 200 метров. На территории водоохранных зон можно проектировать и строить хозяйственные или иные объекты, но только если они будут оборудованы сооружениями, которые обеспечат охрану от загрязнений, засорений и истощений вод.
Нельзя пользоваться сточными водами для удобрения почв в границах водоохранных зон. Также запрещено размещать кладбища, места захоронения отходов производства, скотомогильники. Запрещается использовать авиационные меры для борьбы с вредителями и болезнями у растений. Также нельзя организовывать движение и стоянку транспортных средств. Возможно только движение по дорогам в специально оборудованных местах, которые имеют твердое покрытие.
Также запрещено распахивать земли, размещать отвалы размываемых грунтов, пасти животных и организовывать для них летние лагеря.
Как бы ни был велик соблазн использовать в личных нуждах береговую линию, но делать это категорически запрещено. Любая территория, находящаяся на расстоянии 20 м от воды, является местом общего пользования. Доступ на них ограничивать нельзя, что четко регламентируется статьей 6 Водного кодекса РФ. Все, что находится дальше этого двадцатиметрового участка, можно взять в аренду в соответствии со статьями 30-32,34 Земельного кодекса РФ.
Водоемы не являются объектами недвижимости и их нельзя взять как землю в или в собственность. Но вот если водоем находится внутри участка, находящегося в частной собственности, то он автоматически становится вашим. Но в соответствии со статьей 8 Водного кодекса РФ это может быть только пруд или обводненный карьер, но не озеро. Поделить такой участок не получится, а если участок будет продан, то водоем перейдет в собственность нового владельца. Отдельно оформлять водоемы не нужно.

Перепечатка материалов разрешена только с размещением ссылки на