МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Школа № 2122 города Москвы

Разработал: Охотников Ю.П.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Методические указания по физической культуре для начальных классов представлены в помощь учителям физкультуры при подготовке к урокам.

В них предлагается примерный план – конспект урока, перечень подвижных игр, методические советы по проведению урока физической культуры.

Введение

Дети 7-10 лет любят уроки физической культуры. Этот период один из самых эффективных для формирования у школьников привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Младший школьный возраст также наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, используемых в двигательной активности.

    Возрастные особенности физического воспитания детей младшего школьного возраста .

К младшему школьному возрасту относят учащихся 1-3 классов. Это период равномерного, но достаточно интенсивного развития органов, функций.

В младшем школьном возрасте развиваются мышечно-двигательные ощущения, улучшается зрительный и кинестетический контроль за выполнением движений. Совершенствование координации между зрительными ощущениями и выполнением движения – важнейшая задача физического воспитания детей этого возраста. Особенность восприятия младших школьников – целостность, нерасчлененность. Дети часто по самым случайным признакам пытаются угадать, а не выяснить особенности показываемого предмета, движения, действия.

В этом возрасте усиливается роль слова в восприятии элементов и деталей движений. Слова служат ориентиром, могут привлекать внимание учащихся. Учитывая эти особенности, педагогу следует при показе движений опираться на объяснение, вводить специальные термины, предлагать выполнять упражнение по слову.

Однако при этом необходимо соблюдать меру, не забывать пополнять знания младших школьников различными зрительными представлениями о движениях.

Дети этого возраста очень эмоциональны, легко возбуждаются, процессы торможения у них недостаточно развиты. Все это накладывает отпечаток на психику. Младшие школьники легко поддаются внушению. Для них определяющее значение имеет авторитет педагога, родителей и старших товарищей.

Дети склонны к предметному образному мышлению. Правильное выполнение упражнений достигается такими применениями наглядного обучения, как «регуляторы» и «ограничители» движений. Так, узкий коридор, ограниченный, например, стенками, представляет собой ограничитель движений. Он помогает детям метать снаряд в определенном направлении

    Особенности организации обучения

Прежде всего, следует добиваться правильного расписания уроков по физической культуре – с интервалом между ними в 2 дня.

Элементы нового на уроке всегда оживляют занятие. Поэтому полезно разнообразить и построение класса в начале урока, и содержание упражнений.

Построение класса в начале урока: в шеренгу (по диагонали зала), в колонну по два вдоль одной стены зала или по диагонали, в шеренгу с направляющим на первом фланге и т.д.

Каждый урок обычно начинается с ходьбы с переходом на бег, и следует разнообразить. Ходьба приставным шагом вправо, влево, спиной вперед, ходьба строевым шагом, ходьба под счет, хлопки и сигналы.

Бег с изменением направления по команде: бег правым, левым боком, вперед, спиной вперед, бег в парах, тройках, сохраняя равновесие и интервалы, бег с изменением ритма и темпа по указанию учителя.

Для заключительной части урока целесообразно подбирать такие упражнения, которые снимают воздействие физической нагрузки, приводят организм в спокойное состояние и в тоже время вырабатывают (при систематическом выполнении их) умение ориентироваться в пространстве и времени. Примерные указания:

1) идти спокойным шагом 30 с., после чего остановиться.

2)игра «ворона – воробей» на внимание;

3) игра на внимание «класс»;

4) идти под счет (постукивания тапочками);

5) задание стоять спокойно 15 с., по истечению времени сделать шаг вперед.

Такие задания снимают напряжение, при систематическом выполнении их вырабатывают умение ориентироваться во времени.

Ведущее место в физическом воспитании в младшем школьном возрасте занимают подвижные игры, где используются естественные движения, и достижение цели не требует высоких физических и психических напряжений.

Систематическое применение подвижных игр способствует освоению учащимися школы движений, включающей весь комплекс жизненно-важных навыков. Под их воздействием интенсивнее развиваются все физические качества.

3. Практика

3.1. Игры на удлиненных переменах

«Два сигнала». Играющие делятся на две команды и встают в шеренге лицом друг к другу на расстоянии 5-4 м. Одна команда выполняет заранее указанные движения при названии овощей, другая при названии фруктов. При каждой ошибке играющего соответствующая команда получает штрафное очко.

«Группа, смирно!» Руководитель предлагает играющим выполнять за ним определенные движения. Если он, перед тем как назвать движение скажет слово «группа», играющие должны выполнить это движение. Если слово «группа» не произносится, выполнять движение не надо. Тот, кто ошибается, делает шаг вперед. После игры отмечаются самые внимательные.

3.2. Игры, используемые во время прогулок

«Бег наперегонки» (30м.)

«Догони и осаль» (30м.)

На ровной площадке чертятся две линии, расстояние 2 м. Две команды по числу равные строятся за стартовыми линиями в 2 шеренги. По сигналу обе команды принимают старт. Задача для стоящих за второй стартовой линией –догнать и осалить бегущего впереди до того как они пересекут финишную линию. На финише подсчитывается количество осаленных. Затем команды меняются местами. Команда, в которой оказалось меньше количества осаленных является победителем.

«Гигантские шаги»

«Эстафеты с прыжками»

3.3. Комплекс общеразвивающих упражнений под рифмованные строчки.

1. «Ловля комара» : И.п. – о.с. ноги на ширине плеч. Повороты туловища вправо-влево, руки вверх, хлопок в ладоши. Вернуться в исходное положение.

Текст: «Руки вверх поднять пора, чтоб поймать нам комара, а потом их дружно вниз – в стойку прежнюю вернись!»

2. «Самолет» : И.п.- ноги на ширине плеч, руки в стороны, наклоны туловища вправо и влево.

Текст: «Руки ставим все в разлет, появился самолет. Мах крылом туда-сюда. Делай – раз, и делай – два!»

3. «Флюгер» : И.п. – о.с. руки за голову. Повороты туловища вправо и влево.

Текст: «Флюгер строится у нас, повращаемся сейчас. Ветер – справа, ветер – слева – флюгер вертится умело».

4. «Дровосек» : И.п. – нога на ширине плеч, руки вверху, пальцы в замок». Наклоны вперед с глубоким выдохом (Все хором произносят «Бах»)

Текст: «Дровосеками мы стали, топоры дружно подняли и, руками сделав взмах, по полену сильно «Бах!»

5. «Карлики и великаны» : И.п. – о.с. Присесть, руки положить на колени, голову опустить. Подняться на носки, руки вверх, прогнуться.

Текст: «Чудеса у нас на свете: стали «карликами» дети, а потом все сразу встали – «великанами» мы стали».

6. «Мяч» : И.п. – о.с. Прикажите на обеих ногах.

Текст: «Скачет, скачет, скачет мяч, припустился резво вскачь. Скок,скок, скок – приземлился на носок».

7. «На парад» : И.п. – о.с. Ходьба на месте с высоким подниманием коленей.

Текст: Сильный, смелый наш отряд, дружно вышел на парад. Выше ногу, тверже взгляд, как в строю идет солдат!»

3.4. Физкультурные минутки и физкультурные паузы

Цель этих двух форм – вернуть уставшему ребенку работоспособность, внимание, снять мышечное и умственное утомление, предупредить нарушение осанки, повысить эмоциональный уровень учащихся.

Физминутки проводятся по усмотрению учителя при появлении первых признаков утомления. Длительность – 2,5 мин., количество упражнений –3-4, количество повторений каждого упражнения – 4-6 раз.

Физкультурные паузы проводятся в группах продленного дня в течение 10-15 мин. Через каждые 35-45 мин.

Упражнения для физкультурных минуток под рифмованные строчки.

1. И.п. – о.с. подняться на носки, руки вверх, прогнуться, опустить руки вниз.

Текст: «Солнце дети высоко. Все вдыхаем глубоко, руки вниз мы опускаем и свободно выдыхаем. Раз- два – все вдыхаем, 3-4 – выдыхаем».

2. И.п. – о.с. руки за голову. Свести локти вперед, наклонить голову. Развести локти в стороны, наклонить голову назад.

Текст: «Упражнение второе: руки ставь за головою! Словно бабочки летаем, крылья сводим, расправляем. Раз-два, раз-раз – дружно делает наш класс!»

3. И.п. – сидя за первой партой. Сжимание и разжимание кистей.

Текст: «Руки на парте, пальцы в кулак и упражнение выполним так: пальцы сжиманием и разжиманием, будто пластилин мы разминаем. Сделаем четко, только на пять – легче будет нам дети писать».

Список использованных источников

1. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура. – М.: Владос, 1998.

2. Дубровский В.И. Спортивная медицина. – М.: Владос, 1999.

3. Каюроов В.С. Книга учителя физической культуры. – М.: Высшая школа, 1973.

4. Степанкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.:Академия. 2001.

5. Матвеева Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Академия, 1991.

Структура учебного пособия повторяет структуру требований государственного образовательного стандарта к содержанию одноименного курса. В нем представлены сведения о планировании, организации, регулировании и контроле физического воспитания учащихся младших классов. Большое внимание уделено современным тенденциям в физкультурном образовании школьников. Подбор и изложение материала базируются на лекциях автора студентам направления «Педагогическое образование» профиля подготовки «Начальное образование» Тюменского государственного университета.
Предназначено для студентов направления «Педагогическое образование» профиль подготовки «Начальное образование», изучающих дисциплину «Методика преподавания физической культуры в начальной школе». Может быть использовано студентами университетов, преподавателями, аспирантами и научными работниками.

Современное состояние физической культуры в обществе.
Первостепенную роль в использовании, усвоении, передаче и умножении ценностей в сфере физического совершенствования человека играет система физического воспитания (ФВ).

Система ФВ - это функционирующая в стране социальная практика физического воспитания, включающая единство мировоззренческих, научно-методических, программно-нормативных и организационных основ, носителями и реализаторами которых в практической деятельности выступают физкультурно-спортивные кадры, обеспечивающие физическое совершенство людей.

Мировоззренческие (идейные) основы отечественной системы ФВ в качестве своей основной мировоззренческой установки исходят из необходимости обеспечения всестороннего и гармонического развития личности, а также подготовки человека к плодотворной жизни. В целом, гуманная направленность проявляется в единстве и взаимосвязи ее основополагающих категорий таких, как цель и задачи, общие и методические принципы, используемые на практике средства, методы и формы занятий.

Научно-методические базируются на значительном комплексе научных достижений в естественных науках, общественных и педагогических. На основе данных этих наук сформированная дисциплина «Теория ФК». которая является основной, базовой для физического воспитания. В то же время она выступает методологической основой при проведении научных исследований различных проблем в области физической культуры (ФК).

Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ
РАЗДЕЛ I
ГЛАВА 1. Теоретические основы физического воспитания
§1. Современное состояние физической культуры в обществе
§2. Формы и функции физической культуры в обществе
§3. Физическая культура учащихся как научная и учебная дисциплина
§4. Педагогическая культура специалиста в области физической культуры и спорта
§5. Основные понятия теории физической культуры
§6. Средства физического воспитания, нагрузка и отдых как компоненты тренировочного воздействия
§7. Концептуальные подходы к физкультурному образованию, основанные на приоритете образовательной направленности учебной работы
§8. Концептуальные подходы к физкультурному образованию, основанные на приоритете учета особенностей организации учебного процесса
§9. Концептуальные подходы к физкультурному образованию, основанные на приоритете тренировочной направленности учебных занятий
ГЛАВА 2. Организация физического воспитания в начальной школе
§1. Законодательные и нормативные основы организации физкультурного образования учащихся
§2. Урок - основная форма организации учебного процесса
§3. Внеурочные формы работы по физической культуре в школе
§4. Организация учебной деятельности на занятии по физической культуре
§5. Закономерности формирования структуры двигательного действия
§6. Этапы обучения двигательным действиям школьников
§7. Домашние задания по физическому воспитанию
Резюме
Вопросы для самопроверки
РАЗДЕЛ II
ГЛАВА 3. Планирование физического воспитания в начальной школе
§1. Технология планирования учебного процесса по физической культуре в школе
§2. Текущее планирование физкультурного образования учащихся
§3. Оперативное планирование физкультурного образования учащихся
ГЛАВА 4. Регулирование процесса физического воспитания в начальной школе
§1. Возрастные особенности младших школьников
§2. Методика проведения уроков физической культуры в 1-4 классах с учетом возрастных особенностей
§3. Сенситивные периоды развития физических качеств
§4. Контроль в физкультурном образовании школьников
Резюме
Вопросы для самопроверки
РАЗДЕЛ III
ГЛАВА 5. Педагогические технологии в учебном процессе по физической культуре
§1. Технология уровневой дифференциации в учебном процессе по физической культуре в школе
§2. Методика продуктивного взаимодействия учащихся в физкультурном образовании
§3. Технология развивающего обучения в процессе физического воспитания
ГЛАВА 6. Профилактическая работа в физкультурном образовании школьников
§1. Профилактика нарушений осанки школьников
§2. Совершенствование дыхательных возможностей школьников
§3. Профилактика нарушений зрения школьников
§4. Особенности занятий со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе
Резюме
Вопросы для самопроверки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
Тесты для самоконтроля
Ключи к тестам для самоконтроля
Вопросы для подготовки к зачету
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Методика преподавания физической культуры в начальной школе, Архипова Л.А., 2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Подготовка детей дошкольного возраста к выполнению норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», Снигур М.Е., 2017

ВВЕДЕНИЕ

1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.2 Задачи физического воспитания учащихся младшего школьного возраста

1.3 Средства физического воспитания учащихся младшего школьного возраста

1.5 Формы организации физического воспитания учащихся младшего школьного возраста

2 ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы: физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду.

Работа по физическому воспитанию в школе отличается большим многообразием форм, которые требуют от учащихся проявления организованности, самодеятельности, инициативы, что способствует воспитанию организационных навыков, активности, находчивости. Осуществляемое в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, физическое воспитание содействует всестороннему развитию школьников.

Физическое воспитание младших школьников имеет свою специфику, обусловленную их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, а также тем, что, приходя в школу, ученики попадают в новые условия, к которым им нужно приспособиться, привыкнуть. С началом учебы значительно растет объем умственного труда детей и в то же время ощутимо ограничивается их двигательная активность и возможность находиться на открытом воздухе. В связи с этим правильное физическое воспитание в младшем школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности ученика, но и действенным фактором повышения его умственной работоспособности.

Объект исследования – учебно – воспитательный процесс.

Субъект исследования – дети младшего школьного возраста.

Предмет исследования – прогнозирование и совершенствование учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах.

1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 Анатомо-физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста

Целью физического воспитания является всестороннее гармоничное развитие личности. Оно тесно связано с умственным, моральным, трудовым и эстетическим воспитанием.

Специфика воспитания младших школьников обусловлена их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями – это замедленный рост роста, высокое возбуждение нервной системы, повышенная реактивность и в силу этого частота сердечных сокращений ребенка 7 лет – 88 уд/мин, 10 лет – 79 уд/мин. Артериальное давление ребенка 7 лет – 85/60, 10 лет – 90/55. Масса и размеры сердца меньше, чем у взрослых, ещё не закончилось окостенение скелета, слабо развиты мышцы, особенно мышцы туловища, недостаточно крепкие связки и сухожилия, что способствует деформации при нагрузке хребта. Перегруз может привести к задержке роста ребенка.

С началом учебы значительно растет объем умственного труда детей и в то же время ощутимо ограничивается их двигательная активность и возможность находиться на открытом воздухе. В связи с этим правильное физическое воспитание в младшем школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности ученика, но и действенным фактором повышения его умственной работоспособности .

Рационально организованные мероприятия по физическому воспитанию в режиме дня расширяют функциональные возможности организма ребенка, повышают производительность умственного труда, уменьшают утомляемость.


1.3 Средства физического воспитания учащихся младшего школьного возраста

Средствами физического воспитания младших школьников являются физические упражнения, физический труд, использование гигиенических факторов, оздоровительных сил природы.

Физические упражнения являются основным средством физического воспитания в школе. С помощью их осуществляются задания, направленные на всестороннее физическое развитие детей, формирование правильных навыков таких естественных движений, как ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье и другое, развитие основных физических качеств (ловкости, скорости, силы, выносливости), воспитание позитивных морально-волевых качеств и полезных привычек.

На уроках физической культуры и на занятиях кружков общей физической подготовки используются предусмотренные учебной программой упражнения основной гимнастики (построение и перестроение; основные положения и движения рук, ног, туловища; упражнения с мячами, скакалками; акробатические и танцевальные упражнения; упражнения на гимнастической стенке; удержание равновесия; ходьба и бег; прыжки; метание), подвижные игры, лыжная подготовка, плавание, в 3 классе также упражнения легкой атлетики.

Физический труд является важным средством физического воспитания школьников. К. Д. Ушинский подчеркивал, что физический труд необходим для развития и поддержки физических сил человека, его здоровья и физических способностей. Ученики младших классов в школе и дома осуществляют физический труд, связанный с самообслуживанием, удовлетворением потребностей быта, общественно полезный труд (труд на участках, уход за физкультурными площадками и т. д) .

С воспитанием сознательного и позитивного отношения к физическому труду у детей развиваются ценные физические качества и умения. Уроки ручного труда, общественно полезный труд детей и труд в быту следует организовывать, придерживаясь необходимых гигиенических требований и правильно дозируя физические нагрузки.

Гигиенические факторы - это режим дня школьника и соблюдения правил гигиены.

Деятельность ребенка следует организовать так, чтобы выполнялись рекомендации гигиены в учебе, труде, отдыхе, питании, занятиях физическими упражнениями и тому подобное. Правильный режим дня (в школе и дома) предотвращает переутомление, способствует успешному выполнению всех заданий, устраняет нерациональную трату времени.

Для того чтобы дети придерживались установленного для них режима дня во внешкольное время, учителю необходимо проводить разъяснительную работу, как с детьми, так и с родителями, стремясь достичь сознательного усвоения предусмотренных программой теоретических сведений по физической культуре, в которых раскрываются основные положения о двигательном режиме учеников. Ученики должны понять необходимость выполнения режима дня как важного условия успешной учебы, физического развития, воспитания полезных привычек.

Пользуясь ориентировочным режимом дня для учеников общеобразовательных школ, утвержденным Министерством образования Украины, учитель вместе с родителями составляет режим для учеников. Учитываются отдаленность школы от дома (это особенно важно для сельских школ), домашние условия, участие в общественной работе и в кружках, состояние здоровья ребенка . Систематическое соблюдение детьми режима возможно при условии, что и школа, и родители постоянно будут контролировать выполнение детьми режима дня.

Важной составной частью режима является соблюдение детьми правил гигиены в повседневной жизни. Прививание им осознанной привычки придерживаться правил личной и общественной гигиены - это одно из главных заданий физического воспитания младших школьников, которое осуществляется совместными усилиями школы и семьи.

Оздоровительные факторы (воздух, солнце, вода) можно использовать как самостоятельное средство укрепления здоровья и закаливание организма ребенка, например принятие воздушных и солнечных процедур, купание, обтирание водой, а также в сочетании с выполнением физических упражнений - воздушные ванны во время утренней гимнастики, водные процедуры после утренней гимнастики и тому подобное .

1.4 Особенности развития двигательных качеств учащихся младшего школьного возраста

Программа по физической культуре для учеников начальных классов уделяет большое внимание развитию двигательных качеств школьников. В каждом ее разделе, посвященном формированию и совершенствованию двигательных умений и навыков, предусмотрен материал для развития двигательных качеств. Учителям физической культуры необходимо ориентироваться на этот материал и, исходя из условий школы, выделять на каждом уроке определенное количество времени (6-12 мин) на развитие двигательных качеств учеников .

В работе по развитию двигательных качеств учителю необходимо учитывать особенности индивидуального и возрастного развития ребенка. Если целенаправленное развитие двигательных качеств осуществляется в период ускоренного возрастного развития, то педагогический эффект оказывается значительно выше, чем в период замедленного роста. Поэтому целесообразно осуществлять направленное развитие тех или других двигательных качеств у детей в те возрастные периоды, когда наблюдается наиболее интенсивный возрастной рост их.

Развитие физических качеств осуществляется в процессе обучения детей двигательным действиям, в единстве с формированием двигательных навыков. Однако это не исключает потребности планировать специальные задания по развитию физических качеств школьников, как для отдельного урока, так и для серии уроков. Систематически изучая физическую подготовленность детей, учитель решает, над развитием каких физических качеств учеников он будет работать, ставит определенные задания и подбирает физические упражнения для выполнения во время урока.

Задачи, направленные на развитие физических качеств изменяется с урока в урок не так динамично, как задачи учебные. Очень часто одна и та же задача рассчитана на целую серию (систему) уроков. Формулировка их в плане урока, может быть таким: «Содействовать развитию скорости, ловкости, гибкости во время выполнения определенных физических упражнений и проведения подвижных игр» .

Упражнения для развития двигательных качеств в плане-конспекте урока могут быть поданы в виде, как отдельных упражнений, так и комплексов. С целью поддержки стабильного интереса к выполнению комплекса следует периодически изменять одни упражнения комплекса другими. В плане-конспекте урока нужно обязательно указывать дозирование упражнений и записать все необходимые организационно-методические указания.

Описание комплекса или отдельных упражнений для развития двигательных качеств можно делать как в плане-конспекте урока, так и на отдельных карточках, которые добавляются к плану-конспекту.

Для развития ловкости и координации движений необходимо использовать разные сочетания элементарных движений рук и ног, постепенно усложняя их, танцевальные движения, ритмичную ходьбу, прыжки со скакалкой с дополнительными движениями рук; прыжки через разные препятствия; упражнения с большим мячом - передачи, перекидывание и тому подобное.

У детей 7-8 лет быстро совершенствуется способность к разным точным движениям. Этому помогают метания в цель, упражнения с малым мячом - удары о пол и броски о стенку со следующей ловлей, подбрасывание и ловлю мяча с дополнительными движениями .

Одним из проявлений ловкости является умение хранить равновесие в статическом положении и во время движения. Основными упражнениями для формирования равновесия является ходьба по лавочке и колоде разными способами, с дополнительными заданиями, а также гимнастические упражнения и игры.

Силу развивают главным образом за счет динамических упражнений. Учителю необходимо следить, чтобы нагрузки не были предельные, потому что максимальные напряжения связаны с большими энергозатратами, что может привести к общей задержке роста. Упражнения на силу не должны приводить к длительному применению силы, поскольку это повышает внутренне-грудное давление, что ведет к сдавливанию полых вен и утрудняет доступ крови к сердцу. В результате повышения внутрилегочного давления происходит сдавливание легочных капилляров, ухудшается легочное кровообращение, что может привести к анемии мозга и потере сознания. Поэтому для развития силы лучше применять игры, что требуют от детей кратковременных скоростно-силовых напряжений и умеренных нагрузок .

Для развития статической выносливости целесообразно использовать упражнения с достаточно длительным удерживанием определенных поз: мешаные виси, упоры, упражнения на равновесие на одной ноге.

Упражнениями, которые развивают выносливость динамического характера, являются многократные повторения сгибания и разгибания рук в положении мешаных висов и упоров, приседания.

Для формирования выносливости применяют упражнения, которые дают физическую нагрузку на организм ребенка, немного больше той, которую он привык переносить. Постепенно его организм адаптируется к большему объему работы, приобретает способность дольше выполнять то или другое движение (бег, серии прыжков) и быстро возобновлять силы после физических нагрузок. Выносливость, прежде всего, развивается во время бега, прыжков, ходьбы на лыжах. Это так называемая специальная выносливость, которая имеет свойство переходить на другие виды деятельности такого же характера, интенсивности и длительности . Так происходит повышение общей выносливости ребенка.

Наилучшее средство для формирования выносливости младших школьников - игры с короткими повторениями действий и с непрерывным движением, связанным со значительной затратой сил и энергии. Однако общее количество повторных действий должно быть небольшое - их следует чередовать с короткими перерывами для отдыха.

Основные направления развития скорости: увеличение скорости одиночных простых движений и частоты движений в локомоторных, то есть связанных с перемещением всего тела в пространстве, действиях. Простые двигательные реакции - это движения-ответы на известные сигналы, которые появляются внезапно. В жизни они имеют большое значение, например, во время действий в тяжелых условиях местности, при управлении механизмами. Переход от уже произведенных двигательных реакций к новым достаточно быстрым: быстрая реакция в одних условиях стимулирует такую же реакцию и в других .

Скорость реакции ребенка в значительной мере зависит от типа его нервной системы и является прирожденным качеством, но ее можно развить с помощью определенных упражнений.

Не менее важны для детей младшего школьного возраста сложные двигательные реакции. Основные из них - реакция на объект, что двигается и реакция выбора . Чтобы усовершенствовать у детей способность быстро улавливать глазами предмет, что двигается, учитель использует подвижные игры с большим и малым мячами. Упражнения можно усложнять, увеличивая скорость полета, неожиданными бросками или сокращая дистанцию между игроками. Постепенно у детей производится умение предусматривать направление и скорость движения предмета, одновременно развиваются скорость и точность соответствующего движения.

Реакция выбора - это нахождение наилучшего (из нескольких возможных вариантов) ответа на действии «противника». Большинство движений с целью тренировки реакции выбора целесообразно включать в подвижные игры .

Частоту движений во время ходьбы, бега, плавания, передвижение на лыжах производят двумя способами: выполняя с максимальной скоростью движение в целом и совершенствуя скорость отдельных его элементов (отталкивание, мах ногой и тому подобное). С этой целью учитель широко использует игры, упражнения с внезапными остановками, с преодолением небольших расстояний за кратчайшее время. Для правильной организации учебного процесса по физической культуры необходимо знать состояние развития физических качеств каждого школьника. Оценить их можно с помощью экспресс-тестов, которые даются в программе: прыжки в длину с места, бег на 30 м, метание набивного мяча (масса - 1 кг), сжимание кисти.

Прыжок в длину с места отображает развитие силы ног и скорости движений. Для его выполнения ученик становится на исходную линию (носки за черточкой), ноги на ширине плеч, делает взмах руками назад и, отталкиваясь обеими ногами, прыгает вперед, приземляясь на обе ноги. Во время взмаха руками пятки от пола не отрывать. Из трех попыток оценивают лучшую.

С помощью бега на 30 м, который проводят из высокого старта на площадке или в помещении (в резиновых тапочках), оценивают скоростно-силовые качества ребенка. Школьник пробегает дистанцию дважды с перерывом 10-15 мин. Во внимание принимают лучший результат. В каждом забеге принимают участие два школьника .

Для оценки скоростно-силовых качеств мышц рук и туловища используют метание набивного мяча обеими руками из-за головы, сидя на полу. Из трех бросков фиксируется лучший результат, что измеряется от стартовой линии (за спиной) к месту падения мяча. Для измерения используют размеченную резиновую дорожку. На расстоянии до 1,5 м перед учеником натягивают шнур или ставят какое-нибудь препятствие такой же высоты, которая будет предопределять траекторию вылета мяча под углом 40-45°, потому что от этого зависит результат броска .

Силу сжимания кисти измеряют ручным детским динамометром дважды каждой рукой по очереди. Его держат в вытянутой в сторону руке. Из двух попыток во внимание принимают лучшую.

Уроки по приему экспресс-тестов следует организовать так, чтобы экзамены можно было провести на одном-двух занятиях. В начале урока с учениками всего класса проводится бег на 30 м, потом класс делят на 3 группы, что соответствует количеству экспресс-тестов .

Результаты испытаний заносятся к соответствующим графам классного журнала. Экспресс-тесты следует проводить дважды за учебный год: с 15 по 25 сентября и с 15 по 25 апреля. Результаты учеников сопоставляются с нормами оценки физической подготовленности детей соответствующего возраста и пола.

Это дает возможность оценить физическую подготовленность ученика пятью уровнями - низким, ниже среднего, средним, выше среднего и высоким.

Уровни физической подготовленности учеников целесообразно записывать в классный журнал в виде баллов: высокий уровень - 5, выше среднего - 4, средний - 3, ниже среднего - 2 и низкий- 1. Дальше добавлением баллов и делением их на количество экспресс-тестов выводят средний балл, который свидетельствует об уровне физической подготовленности школьника .

После определения конкретных задач урока учитель подбирает средства, с помощью которых он будет решать поставленные задачи. Поскольку основные задачи урока выполняются в основной части урока, то и отбор содержания и средств следует начинать с нее, а уже дальше определять содержание, средства и методы подготовительной и заключительной частей.

Потом учитель определяет место проведения урока, необходимое оборудование и инвентарь, дозирование упражнений, делая соответствующие методические замечания относительно выполнения их.

С этой целью он предусматривает разнообразные методы и приемы, устанавливает определенный порядок изучения упражнений и перехода от одной к другой, а также способы передвижения учеников на уроке.

1.5 Формы организации физического воспитания учащихся младшего школьного возраста

Формы организации учеников начальных классов составляют определенную систему, которая охватывает:

· уроки физической культуры;

· физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня (гимнастика перед началом занятий, физкультурные минуты во время уроков, игры и физические упражнения на перерывах и в режиме продленного дня);

· внеклассная физкультурно-массовая работа (занятие в кружках физической культуры и спортивных секциях, спортивные соревнования);

· внешкольная спортивно-массовая работа (по месту жительства учеников, занятия в детско-юношеских спортивных школах, Дворцах пионеров, спортивных обществах, самодеятельные занятия школьников физическими упражнениями в семье, на пришкольных и дворовых площадках, стадионах, в парках) .

Основной формой работы по физическому воспитанию учеников начальных классов являются уроки физической культуры, но успехов в физическом воспитании школьников можно достичь лишь при рациональном сочетании всех форм работы, которое составляет четкую согласованную систему.

В организации физкультурно-массовой работы в школе важную роль играет школьный коллектив физкультуры, заданием которого является развитие физической культуры, спорта, туризма среди школьников. В коллектив физкультуры принимают учеников 1-10(11) классов по устному заявлению .

1.6 Врачебный контроль над физическим воспитанием

Одним из условий правильной постановки физического воспи­тания в школе является хорошо организованный медицинский контроль, задачи которого состоят в широком использовании основных средств и методов физического воспитания для укреп­ления здоровья детей и контроле за их правильным применением, а также в создании надлежащих условий для работы по физическому воспитанию .

Для выполнения этих задач врач, прикрепленный к школе, проводит медицинские обследования учащихся для определения состояния их здоровья и физического развития, систематически контролирует занятия физическими упражнениями и санитарно-гигиеническое состояние мест занятий, проводит санитарно-просветительную работу среди учащихся, родителей и учителей, участвует в разработке и проведении школой мероприятий по улучшению здоровья детей и предупреждению травматизма.

Школьный врач является ближайшим советником учителя по вопросам здоровья и физического воспитания детей и в то же время контролером в выполнении санитарно-гигиенических тре­бований. Все указания врача, касающиеся здоровья и физическо­го воспитания детей, являются обязательными для учителя.

Школьники не реже одного раза в год проходят медицинское обследование и распределяются по медицинским группам. С уче­том распределения детей по группам учитель осуществляет диф­ференцированный подход кучащимся при проведении всей учеб­но-воспитательной работы, в том числе уроков и внеклассной ра­боты по физической культуре.

Об итогах медицинских осмотров врач докладывает на педа­гогическом совете школы.

Все учащиеся на основании медицинского обследования де­лятся на три группы: основную; подготовительную и специальную.

К основной группе относятся учащиеся, не имеющие отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья, а также школьники с незначительными отклонениями в состоянии здо­ровья при условии достаточной физической подготовленности .

В подготовительную группу зачисляются дети, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, без существенных функциональных измене­ний, с недостаточной физической подготовленностью .

Учащиеся, имеющие в состоянии здоровья значительные от­клонения постоянного или временного характера, которым про­тивопоказаны занятия по государственным программам в общих группах, относятся к специальной группе.

Некоторые учащиеся временно, впредь до улучшения состоя­ния здоровья, полностью освобождаются от занятий физическими упражнениями. В необходимых случаях при наличии соответст­вующих показаний отдельным учащимся могут быть назначены занятия лечебной физической культурой. Дети, временно осво­божденные от занятий физическими упражнениями, обязаны присутствовать на уроках физической культуры .

Школьники, отнесенные к основной группе, допускаются:

а) к занятиям подпрограммам физического воспитания в полном объеме;

б) к занятиям в кружках физической культуры и сeкциях коллектива физкультуры;

в) к участию в соревнованиях.

Учащиеся подготовительной группы допускаются к занятиям пообщим программам физического воспитания, но при условии соблюдения постепенности в прохождении материала. В соответствии с указаниями врача учащихся подготовительной группы надо ограничивать в выполнении упражнений, связанных с большим физическим напряжением, и прежде всего в беге и прыжках. Со школьниками, отнесенными по состоянию здоровья к специально й медицинской группе , организуются занятия один-два раза в неделю во внеурочное время. Занятия проводят­ся в соответствии со специальной программой медицинскими ра­ботниками или учителями, имеющими необходимую подготовку. Планомерные занятия, проводимые в соответствии с данными медицинского осмотра и с учетом индивидуальных особенностей, способствуют улучшению здоровья и показателей физического развития детей .

Обычно в результате таких занятий учащиеся из специальной медицинской группы переводятся в подготовительную, а из под­готовительной в основную. Перевод учащихся из одной медицин­ской группы в другую производится врачом во время ежегодных и очередных обследований и при досрочном обследовании по просьбе родителей или учителя.

Дополнительное обследование состояния здоровья обязатель­но в тех случаях, когда учащийся начинает посещать школу после какого-либо заболевания. Весьма возможно, что дети, относившиеся до заболевания к основной медицинской группе, после выздоровления будут заниматься в подготовительной, а может быть и в специальной. Любой перевод учащихся из одной медицинской группы в другую должен быть известен учителю, класса и учителю физической культуры, которые в своей практи­ческой работе особенно внимательно осуществляют индивидуаль­ный подход. Это, прежде всего, относится к физическим нагрузкам на уроках. Внимание учителя направляется на весьма умеренное нарастание физической нагрузки, на постепенную адаптацию организма к этому нарастанию .

2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

2.1 Задачи исследования

Задачи исследования:

Ознакомиться с литературой

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Спутник

Доклад на тему:

« ».

Учитель физической культуры

Новожилов М.А.

Можайск

2016

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ..............................................................................................................................3

Методы обучения по физической культуре ..................................................................4

    Основные разделы и этапы физического обучения и воспитания ........................4

    Требования к выбору методов обучения .................................................................6

    Классификация методов обучения ...........................................................................6

    Правила проведения занятий физическими упражнениями ................................11

    Как построить тренировочное занятие ..................................................................12

Список использованных источников ...........................................................................14

Введение

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятия физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывает школа, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания учеников.

Составной частью методики обучения физической культуре является система знаний по проведению занятий физическими упражнениями. Без знания методики занятий физкультурными упражнениями невозможно четко и правильно выполнять их, а следовательно эффект от выполнения этих упражнений уменьшиться, если не совсем пропадет. Неправильное выполнение физкультурных занятий приводит лишь к потере лишней энергии, а следовательно и жизненной активности, что могло бы быть направлено на более полезные занятия даже теми же физическими упражнениями, но в правильном исполнении, или другими полезными делами.

Разработка методики занятий физическими упражнениями должна производиться специалистами в области физической культуры, так как неправильная методика выполнения может привести и к более серьезным последствиям, даже к травмам. Тем более школе, где нагрузка должна быть более усложненная - методика занятий физкультурными упражнениями должна быть более четко, правильно разработана и детализирована.

Методы обучения по физической культуре.

1 Основные разделы и этапы физического обучения и воспитания

Физическое воспитание и обучение учеников состоит из теоретических, практических и контрольных занятий, которые определяются методикой и концепцией преподавания, принятой в данной школе. Раскрывая все эти разделы отметим, что каждый имеет свою особенность, выполняет определенные цели и направлен на конкретный результат. И конечно же имеет свою особую методику. Любая учебная программа по физической культуре предполагает наличие обязательного теоретического раздела. Эта часть физического воспитания и обучения излагается ученикам в форме лекций в логической последовательности. Тем самым формируется теоретический пласт знаний у учеников по физической культуре. Это будет служить основой для формирования умений у учеников по выполнению физических упражнений и проложит путь для следующего раздела. Практический раздел состоит из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного. В каждой четверти система практический занятий, имеющая методическую и учебно-тренировочную направленность, строится как законченный модуль, соотвутствующий прохождению различных разделов программы. Эти модули завершаются выполнением учениками на занятиях соответствующих контрольных заданий и тестов, характеризующих степень усвоения учебного материала.

Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую информацию о степени усвоения учебного материала. В конце полугодия и учебного года ученики, выполнившие учебную программу сдают зачет по физической культуре, который состоит из трех разделов:

    теоретические и методические знания, овладение методическими умениями и навыками;

    физическая и спортивно-техническая подготовка;

    жизненно-необходимые умения и навыки по укреплению здоровья и здоровому образу жизни.

Итак, раскрыв все разделы физического воспитания и обучения учеников мы можем заметить, что без четко сформированной и отработанной системы преподавания и обучения трудно будет соблюсти методику занятий физическими упражнениями.

Иными словами правильное, четкое выполнение последовательности прохождения всех трех разделов обуславливает качество воспитания и обучения и служит основой для применения методики занятий физкультурными упражнениями.

Составляя основу методики физического обучения и воспитания все вышеперечисленные разделы тем самым выполняют функцию факторов, влияющих на качество обучения и воспитания учеников, так как только последовательное прохождение всех этапов физического обучения может гарантировать правильность усвоения и контроль за усвоением материала по физической культуре. Однако такой категорический подход к последовательности обучения и воспитания учеников может быть обойден.

Также процесс обучения и воспитания организовывают так, когда теоретический курс может быть совмещен с практическим разделом и пройден во время конкретных практических занятий физкультурными упражнениями. Это может осуществляться путем предварительного устного объяснения учителем физкультурного упражнения, правильности его исполнения, его значение для укрепления и развития физического состояния организма. Затем учитель демонстрирует выполнение этого физкультурного упражнения. Следующим этапом будет выполнение этого упражнения учениками и контроль преподавателем правильности, точности и численности выполнения физкультурного упражнения.

2 Требования к выбору методов обучения

Применение того или иного метода влечет соблюдение ряда требований:

1.Научная обоснованность метода, с точки зрения теории познания и учении о высшей нервной деятельности.

2.Соответствие поставленной задачи обучения. Здесь прежде всего следует учитывать конкретность задач, поскольку, только конкретная задача может определить метод (например: воспитание силы не методом же слова, а практическим).

3.Обеспечение воспитывающего характера, т.е. метод должен не только обеспечивать эффективность процесса обучения, но и соответствовать требованиям решения задач воспитания.

4.Опора на всю систему принципов обучения, соответствие с индивидуальной подготовленности учеников, соответствие условиям занятий.

Следует отметить, что ни один из методов нельзя считать универсальным. Методы дополняют и обогащают один одного. Поэтому необходимо пользоваться системой методов обучения, учитывая в каждом конкретном случае их сильные и слабые стороны.

3 Классификация методов обучения

В науке, в настоящее время, имеются различные подходы к классификации методов обучения. Так, если за основу берутся источники познавательной информации (слово, чувственный образ, практическое действие), то методы подразделяются на три группы:

    словесные;

    наглядные;

    практические.

Если принимают во внимание деятельность педагога и деятельность обучающегося, то различают:

    методы преподавания;

    методы учения.

Методы классифицируют в зависимости от дидактических целей:

    методы сообщения новых знаний;

    методы закрепления и др.

В зависимости от условий и форм организации учебной работы выделяют:

    индивидуальные;

    коллективные;

    на физкультурных занятиях;

    вне физкультурных занятий (прогулки, экскурсии).

Для действительно научной классификации нужен системный подход, целостный.

1.Методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности:

    Перцептивные методы (чувственные), т.е. словесные, наглядные, практические;

    логические – методы, отражающие логику изложения учебного материала и восприятия его обучающимися;

    гностические – т.е. объяснительно-репродуктивные, исследовательские, поисковые;

    кибернетические – т.е. методы управления и самоуправления учением.

Между методами данной группы имеется взаимосвязь. И при выборе конкретного метода, учитель не может упустить один из других указанных подходов.

2.Методы стимулирования и мотивации учения , т.е. методы формирования познавательных интересов, долга, ответственности.

3.Методы контроля и самоконтроля эффективности обучения (устный, письменный, машинный, программированный и т.д. опрос).

При выборе тех или иных методов следует знать, что выбор зависит от:

    цели занятий;

    особенности учебного предмета;

    возраста и подготовки детей;

    условий учебной работы;

    личностных качеств педагога.

Стереотипные действия педагога, равно как и чрезмерное включение в занятия обилия приемов равно опасны.

4. Словесные методы

Особенностью данных методов является воздействие через вторую сигнальную систему, опосредованное воссоздание действительности в понятиях, умозаключениях ребенка.

Кроме того, при помощи слова устанавливаются взаимоотношения с детьми, ставятся задания, оцениваются результаты, подаются команды.

Слово несет не только смысловую функцию, при помощи которой выражается содержание предмета, но также и эмоциональную функцию, позволяющую воздействовать на чувства ребенка.

При использовании словесных методов необходимо строго учитывать их особенности и пользоваться следующими рекомендациями:

Слово должно соответствовать задачам обучения. Так, в начальном обучении используют слово для предварительного ознакомления с упражнением.

В процессе же углубленного разучивания слово помогает описать детали техники данного упражнения.

Слово помогает выявить взаимосвязь между отдельными двигательными действиями и активизировать внимание на отдельных моментах, главных усилиях при выполнении упражнения.

5. Наглядные методы обучения.

Наглядное восприятие способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению, повышая интерес к изучаемым двигательным действиям.

В виду сильно развитой способности к подражанию, особенно важна наглядность при обучении детей.

В то же время, необходимо знать, что наглядное восприятие лишь тогда действенно, когда воспринимаемое понято, осознанно детьми и побуждает их к активным действиям.

В противном случае, наглядность может оказаться лишь занимательной иллюстрацией, превращая учеников в пассивных зрителей.

Методы наглядности подразделяются на методы:

1.Натуральной наглядности

2.Опосредствованной наглядности

3.Образной наглядности

Натуральный показ направлен, в основном, на обучение путем подражания, где должны учитываться следующие факторы:

    готовность ребенка к подражанию, т.е. наличие возможностей выполнить показываемое действие (наличие предварительных умений и развития физических качеств)

    полнота представлений об объекте подражания

    интерес к двигательному действию

    желание и стремление выполнить наблюдаемое действие

Натуральный показ – это демонстрация действия в целом, по частям, в обычном и замедленном темпе.

Наряду с достаточно полной содержательной стороной, натуральный показ обладает высокой эмоциональностью (красиво и эффектно выполненный элемент надолго остается в памяти, небрежный – вызывает негативную реакцию).

Первый показ должен давать целостное представление о технике исполнения упражнений.

6. Практические методы обучения (метод строго регламентированного упражнения и метод частично регламентированного упражнения)

Практические методы связаны непосредственно с активной двигательной деятельностью. Данные методы можно подразделить на две группы:

1.Методы, направленные на освоение двигательных действий.

К ним относятся: метод целостного разучивания упражнения и метод разучивания по частям (или его еще называют целостно-раздельный метод обучения).

2.Методы, главным образом, способствующие развитию двигательных качеств.

К этой группе относятся методы частично регламентированного упражнения и строго регламентированного упражнения.

При данном методе облегчается процесс усвоения двигательного действия. Создаются благоприятные условия для контроля за качеством частных двигательных действий (элементов) и овладение в целом протекает поэтому в более легких условиях. Изучение по частям создает условия для своевременного обнаружения и устранения ошибок в движениях и их соединениях.

Богатство подводящих упражнений, видимость постепенного продвижения и цели обучения вызывает у обучаемых здоровый эмоциональный эффект.

7. Соревновательный метод . Соревнование имеет существенное значение как способ организации и стимулирования в различных сферах жизни, в том числе и спорте.

Важная черта соревнований – это сопоставление сил в борьбе за первенство, за достижение высокого результата.

Фактор соперничества, награды и поощрения победителей создают высокий эмоциональный фон, который усиливает эффект выполнения физических упражнений. По сравнению с другими методами, соревновательный предъявляет наивысшие требования к физическим качествам и способствует их наивысшему развитию. Однако, необходимо умелое педагогическое руководство, чтобы соревнование несло нравственную роль.

4 Правила проведения занятий физическими упражнениями

1. Тренировку обязательно начинайте с разминки, а по завершении используйте восстанавливающие процедуры (массаж, теплый душ, ванна, сауна).

2. Эффективность тренировки будет наиболее высокой, если использовать физические упражнения совместно с закаливающими процедурами, соблюдать гигиенические условия, режим для правильного питания.

3. Старайтесь соблюдать физиологические принципы тренировки: постепенное увеличение трудности упражнений, объема и интенсивности физических нагрузок, правильное чередование нагрузок и отдыха между упражнениями с учетом тренированности и переносимости нагрузки.

4. Помните, что результаты тренировок зависят от их регулярности, так как большие перерывы (4 – 5 дней и более) между занятиями снижают эффект предыдущих занятий.

5. Физические нагрузки должны соответствовать возможностям организма, поэтому их сложность повышайте постепенно, контролируя реакцию организма на них.

6. Составляя план тренировки, включайте упражнения для развития всех двигательных качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, скоростно- силовых и координационных качеств).

5 Как построить тренировочное занятие

Тренировочное занятие состоит из трех частей:

    подготовительной;

    основной;

    заключительной.

Основная часть тренировки составляет 70 – 80% всего времени занятия. Остальные 20 – 30% деятельности делятся между разминкой и заключительной частью, во время которой интенсивность выполнения физических упражнений последовательно снимается.

Каждое занятие должно начинаться с разминки и подготовке организма к предстоящей работе. Увеличивать нагрузку следует постепенно, упражнения должны воздействовать на основные группы мышц рук, ног, туловища. Начинают занятия с упражнений требующих точности движений, повышенной скорости, ловкости и лишь затем приступают к упражнениям, которые требую максимальной силы и выносливости. В конце занятий нужен постепенный переход к относительно спокойному состоянию организма. Физические упражнения не должны вызывать значительного утомления.

В самостоятельные занятия необходимо включать: общеразвивающие упражнения с предметами (скакалка, обруч, гири, гантели, резиновый эспандер); различные висы и упоры, акробатические упражнения: бег, прыжки, метание, толкание, бросание мяча; различные подвижные и спортивные игры: упражнения на различных тренажерах, катание на роликовых коньках, скейтборде, велосипеде.

Список использованной литературы

    А.К. Кузнецов. Физическая культура в жизни общества. Москва,1995.

    Физическое воспитание: Учебник для учеников ВУЗов. Москва, Высшая школа, 2000.

    Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб.для ин-тов физ.культуры. – М.: ФиС, 1991.

    Педагогика: Учеб.пособие для учеников пед.ин-тов/Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988.

    Теория и методика физического воспитания/Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.; Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990.

    Теория и методика физической культуры: Учебник/Под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Сов.спорт, 2003.

    Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: "Академия", 2003.

    Учебник для высших учебных заведений предпринимательства и права. Теоретические и практические основы физического обучения и воспитания учеников. И.С. Барчуков, Е.А. Пеньковский, 1996.

Страница 8 из 10

Лекция 7 – Формы организации физического воспитания в младших классах

  1. Общая характеристика форм организации физического воспитания в 1-4 классах.
  2. Урок физической культуры.
  3. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня.
  4. Внеклассная работа по физическому воспитанию.

Литература:

Программы 12-летней общеобразовательной школы (с русским языком обучения). Подготовительный I-III классы. - Министерство образования РБ, 2000г.

Варавко В.Д., И.И. Пузина. Уроки физической культуры в подготовительном классе. - Мн. УП «ИВЦ Минфина», 2002. - 95с.

Шурухина В.К. Физкультурно-оздоровительная работа с учащимися I-IV классов. - М.: Академия педнауки РСФСР, 1961.

Козленко Н.А., Мацулевич В.П. Физическое воспитание в подготовительных классах. - Киев: Радзянска школа, 1983.

Перевощиков Ю.А. Домашние задания по физической культуре (Для учащихся 1-4 классов). - Мн.: Полымя, 1988.

Стома У.М. Урокi фiзiчная культуры ý пачатковай школе. - Мн.: Народная асвета, 1972.

Гугин А.А. Уроки физической культуры в начальной школе. - М.: просвещение, 1969.

Ковалева Е.С. Утренники отдыха в начальных классах. - Мн.: народная асвета, 1971.

Ломейко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в I-X классах. - Мн.: Народная асвета, 1980.

Кнiга для настаýника: 1 клас. - Мн.: Народная асвета, 1987.

Глазырина Л.Д., Лапатик Т.А. Фiзiчная культура: Вучэбны дапаможнiк для 1-га класса. Мн.: «Асар», 1988.

Глазырина Л.Д., Лапатик Т.А. Физическая культура: Учебник для 2-го класса. - Мн.: «Асар», 1996

1. Общая характеристика форм организации физического воспитания в I - IV классах

Физическое воспитание учащихся I-IV классов осуществляется в форме: обязательной учебной дисциплины «Физическая культура»; в режиме учебного дня; в процессе внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.

Урок физической культуры (по учебной дисциплине «Физическая культура») является основной формой физического воспитания, на котором решаются образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи, а так же задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в современных условиях.

Уроки физической культуры (учебная работа), внеклассная, массовая физкультурно-оздоровительная и спортивная работа в младших классах тесно взаимосвязаны и представляют собой единый воспитательно-образовательный педагогический комплекс, который подчинен общей цели физического воспитания учащихся - формированию физической культуры личности.

Физическую культуру личности характеризуют:

  • мотивация физкультурных или спортивных занятий;
  • необходимые для занятий знания, двигательные умения и навыки;
  • разносторонняя физическая подготовленность;
  • активное участие в физкультурной деятельности.

В результате осуществления этой деятельности необходимо добиться самостоятельной двигательной активности в режиме учебного дня и свободного времени, что должно обеспечить биологическую потребность ребенка в движениях.

В типовой программе (см. список литературы) изложено содержание учебных занятий и мероприятий в режиме учебного дня.

Оно включает в себя базовый и вариативный компоненты.

К базовому компоненту относится учебный материал, используемый для формирования знаний и представлений; двигательных умений и навыков; развития физических качеств.

Школа, независимо от ее типа и формы собственности. Должна обеспечить условия для освоения базового компонента всеми учащимися с учетом состояния их здоровья и других индивидуальных особенностей (недостаточное физическое развитие, избыточная масса тела, недостаточная физическая подготовленность).

Вариативный компонент - включает материал по развитию физических качеств, а так же примерные домашние задания, что облегчает дифференцированный подход к решению задач физического воспитания.

Конкретное содержание используемого вариативного компонента в каждом классе определяет учитель, проводящий урок физической культуры с учетом:

  • материально-технической базы;
  • своих творческих возможностей;
  • состояния здоровья, физической подготовленности детей;
  • интересов детей;

Для допуска к занятиям физической культурой все учащиеся проходят врачебное обследование не реже одного раза в год.

По результатам исследования они подразделяются на медицинские группы:

  • основная - занимаются по учебной программе в полном объеме, а так же в одной спортивной секции.
  • подготовительная - занимаются по учебной программе с учетом их индивидуальных особенностей и рекомендаций врача; им так же рекомендуются дополнительные занятия для повышения уровня физической подготовленности.
  • специальная медицинская группа - занятия проводятся по специальным программам, согласованным с Министерством образования РБ и учителями, прошедшими специальную подготовку.

В соответствии с Законом РБ «О физической культуре и спорте» занятия по физической культуре проводятся не менее 3-х раз в неделю по 1 часу. Замена уроков физической культуры другими видами учебной или неучебной деятельности является нарушением Закона.

2. Урок физической культуры

а) Общая характеристика урока

Значение и задачи. Урок физической культуры - основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям. Специальной задачей урока физической культуры является обучение детей всех возрастных групп правильным двигательным навыкам и развитие физических качеств.

Значение урока физической культуры заключается в систематическом осуществлении взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание эмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие его личности.

Существующая в настоящее время трехчастная структура предусматривает реализацию на уроках физической культуры физиологических, психических и педагогических закономерностей.

Это включение (постепенное) детей в основную деятельность; поддержание работоспособности на определенном уровне, снижение нагрузки, выравнивание функционального состояния и психологическая настройка на отдых или другой вид урока.

Следовательно, работоспособность распределяется на уроке неравномерно и представляет 4 уровня: предстартовое состояние, врабатываемость, устойчивое состояние, снижение работоспособности.

В соответствии с этим, уроки физической культуры состоят из трех взаимосвязанных частей: вводной (подготовительной), основной и заключительной. Для каждой части урока одинаково важное значение имеют все задачи - образовательные, воспитательные и оздоровительные. Выполнение указанных задач обеспечивает всестороннее воздействие на детей.

Типовая структура урока:

Вводно-подготовительная часть (5-10мин)

Задачи : организовать учащихся, объяснить задачи урока, подготовить к предстоящей физической нагрузке в основной части урока.

Основная часть (25-30 мин) .

Задачи : изучение нового материала, повторение и совершенствование ранее изученного (теоретические сведения и двигательные умения и навыки), развитие физических качеств.

Заключительная часть (5-10 минут)

Задачи: постепенный переход из состояния повышенной активности в состояние, близкое к исходному; подготовка школьников к последующим урокам; подведение итогов урока, задать задание на дом, организованный переход к новым действиям.

Деление урока на части относительно. Каждый урок - это единое целое, элементы которого находятся в тесной взаимосвязи.

Типы уроков

В практике физического воспитания различают несколько типов уроков:

  • вводный урок;
  • урок изучения нового материала;
  • урок закрепления и совершенствования пройденного материала;
  • смешанный урок (комплексный);
  • контрольный урок.

Вводный урок : проводят в начале учебного года или четверти (при необходимости). На этом уроке учитель знакомит школьников с задачами предстоящих занятий, рассказывает об основном содержании учебного материала в соответствии с программой, объясняет правила поведения в спортзале, требования к ученикам, их спортивной одежде и др.

Урок изучения нового материала : основное внимание уделяется еще незнакомым упражнениям. Двигательная активность на таком уроке не очень высокая.

Урок закрепления и совершенствования пройденного материала: основное внимание уделяется многократному повторению изученных движений в различных меняющихся условиях. Двигательная активность очень высокая.

Смешанный урок (комплексный): совмещается изучение нового материала с закреплением и совершенствованием пройденного. Наиболее характерен для физического воспитания младших школьников.

Контрольный урок : посвящается оценке успеваемости школьников по физической культуре. Как правило проводят в конце четверти или после прохождения разделов программы (лыжи, плавание, легкая атлетика и т.п.).

Виды уроков . В зависимости от использования средств физического воспитания уроки классифицируются по видам. Так выделяют уроки легкой атлетики, гимнастики, лыжной подготовки и т.д.

Методы организации учащихся на уроке.

При проведении уроков используют следующие методы организации:

Фронтальный метод применяется на каждом занятии, когда одно и то же упражнение выполняется всеми учениками одновременно при проведении ходьбы, бега, ОРУ. Учитель может давать указания и оценку только в общей форме, всем занимающимся.

Поточный способ - все дети выполняют упражнения "потоком", когда один занимающийся еще не закончил выполнение задания, а другой уже приступает к нему. Это могут быть упражнения с продвижением вперед (например, упражнения в равновесии при ходьбе по гимнастической скамейке).

При этом таких потоков может быть 2-3.

Посменный способ заключается в том, что дети выполняют упражнения сменами, по несколько человек одновременно, остальные в это время наблюдают за товарищами.

В начале обучения, когда учитель должен контролировать действия каждого ученика, упражнения выполняются сменами по 2-3 человека.

По мере овладения движением количество детей в смене увеличивается.

Групповой способ - заключается в распределении учеников на 2-3 группы. Одна под наблюдением учителя разучивает новое упражнение, а другие самостоятельно по заданию учителя выполняют знакомые упражнения или играют. Затем дети меняются местами.

В процессе занятий может быть использован индивидуальный метод , когда каждый занимающийся самостоятельно выполняет данное ему задание под контролем учителя. В целях уточнения деталей общего для всех упражнения оно тоже выполняется индивидуально по вызову учителя (это одна из разновидностей индивидуального метода).

Использование каждого из указанных методов организации учеников на занятии зависит от задач, поставленных учителем, условий, в которых проводится занятие, возраста занимающихся.

Наиболее целесообразно при обучении детей смешанное использование разных методов организации, ведущее к повышению эффективности физкультурных занятий.

Характер физической и психической нагрузки на занятиях и приемы ее регулирования.

Физическая нагрузка определяется по динамике пульса. Правильно построенное занятие с достаточной степенью нагрузки характеризуется его учащением после вводной части не менее чем на 20-25%, после ОРУ - не менее чем на 50%, после обучения основным движениям - не менее чем на 25%, после подвижной игры - до 70-90 и даже до 100%. В конце занятий пульс либо восстанавливается до исходного уровня, либо на 15-20% превышает его.

Наглядно иллюстрирует сдвиги пульса в процессе занятия физиологическая кривая. На горизонтальной оси откладывается время в минутах, на вертикальной - прирост пульса в процентах.

Определение средней частоты сердечных сокращений используется для выявления тренирующего эффекта физкультурного занятия. Этот показатель рассчитывается путем суммирования ЧСС по окончании вводной части, ОРУ, обучения основным движениям, подвижной игры, заключительной части и деления этой суммы на количество замеров.

Достижение такого уровня возбудимости пульса возможно при более широком включении в занятие бега, прыжков, подскоков, игр с мячом и др.

Физкультурное занятие вызывает утомление. По степени его выраженности можно судить о нагрузке и вносить при необходимости коррективы. Небольшая степень утомления обязательна. При наличии признаков средней степени утомления у отдельных учеников, нагрузку следует ограничить (уменьшить число повторений, исключить наиболее трудные, удлинить отдых). Выраженные признаки утомления у большинства занимающихся появляются в результате чрезмерной нагрузки. В этом случае необходимо перестроить занятия таким образом, чтобы нагрузка соответствовала уровню физической подготовленности учеников.

Учитель по наличию и степени выраженности внешних признаков утомления может судить о предъявляемой физической нагрузке и вносить в занятие необходимые коррективы.

Внешние признаки утомления

Наблюдаемые признаки и состояние ребенка

Степень выраженности утомления

Небольшая

Средняя

Цвет лица, шеи

Небольшое покраснение

Значительное покраснение

Выражение лица

Спокойное

Напряженное

Потоотделение на лице

Незначительное

Выраженное

Дыхание

Несколько учащенное, ровное

Резко учащенное

Движения

Бодрые, движения выполняются четко

Неуверенные, нечеткие, появляются дополнительные движения. У некоторых детей двигательное возбуждение, у других заторможенность

Самочувствие

Хорошее, жалоб нет

Жалобы на усталость, отказ от выполнения задания

Важным требованием, предъявляемым к организации физкультурного занятия, является индивидуализация нагрузки. Она должна осуществляться с учетом уровня двигательной подготовленности ребенка, состояния здоровья и физического развития, типа высшей нервной деятельности.

Уровень двигательной подготовленности определяется учителем в течение года.

При проведении физкультурного занятия с детьми младшего школьного возраста требуется наиболее целесообразное чередование нагрузки и отдыха.

Отдых в процессе занятий может быть активным и пассивным . Активный отдых предполагает переключение предыдущей деятельности, вызвавшей утомление, на другую.

Пассивный - характерен относительным покоем, исключающим активную двигательную деятельность.

Смена деятельности ребенка, несущая отдых организму, содействует активизации восстановительных процессов, которые получают стимул от предшествующей им нагрузки.

Таким образом, органическая связь и взаимопереходы процессов утомления и восстановления определяют закономерную взаимообусловленность нагрузки и отдыха.

3. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня

Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня учащихся I-IV классов общеобразовательной школы является обязательной .

В начальных классах основные ее формы органично вписываются в режим обучения и воспитания учащихся.

Гимнастика до учебных занятий

Каждый школьный день необходимо начинать с комплекса гимнастических упражнений.

При проведении гимнастики до учебных занятий решаются следующие задачи:

  • создать психологический настрой на предстоящую учебную деятельность (способствовать организованному началу дня);
  • ускорить вхождение организма в активную учебную работу;
  • обеспечить оздоровительный и закаливающий эффект;
  • формировать правильную осанку;
  • формировать привычку систематически заниматься физическими упражнениями.

Комплексы гимнастики до занятий включают 6-8 упражнений, выполняемых в следующей последовательности: для осанки (упражнения типа потягивания), мышц плечевого пояса и рук, мышц туловища, нижних конечностей, на внимание.

При подборе этих упражнений исходят их следующего: давать отдых мышцам только что работавшим и включать в упражнения новые группы мышц, чередуя напряжение с расслаблением, сгибание с выпрямлением.

Начинать гимнастику до занятий следует с ходьбы или если есть возможность, то с легкой пробежки.

Заканчивают - подскоками или бегом с последующим переходом на ходьбу.

Комплексы целесообразно менять 1 раз в неделю (весь можно не менять, а заменить 1-2 упражнения или усложнить за счет комбинирования «старых»).

Гимнастика до учебных занятий проводится на открытых площадках, спортивных залах, проветриваемых помещениях в облегченной одежде.

Если нет необходимых условий для проведения гимнастики в школе (см. выше), то упражнения комплексов разучиваются на уроках физической культуры и рекомендуются детям для самостоятельного выполнения дома с помощью родителей. В этом случае учитель должен подготовить родителей к организации в домашних условиях занятий физическими упражнениями в домашних условиях и к оказанию помощи своему ребенку.

Физкультурные паузы во время уроков

Проводятся непосредственно на уроках как необходимый кратковременный отдых. Который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Физкультурные паузы являются обязательными для всех классов начальной школы.

При проведении физкультурных пауз решаются следующие задачи:

  • снять психическое напряжение у детей путем переключения на другой вид деятельности;
  • профилактика нарушений осанки;
  • возбудить у детей интерес к занятиям физическими упражнениями;
  • сформировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие;
  • сформировать первоначальные знания по самостоятельному выполнению физических упражнений.

Физкультурные паузы начинаются при первых признаках утомления у учеников - нарушение внимания, беспокойное поведение.

До начала проведения физкультурной паузы следует открыть окна или форточки.

Комплекс физкультурной паузы включает, как правило, 3-4 упражнения для различных мышечных групп, очень простых. Доступных, проводимых в течение 1,5-3 минут.

Первое упражнение в комплексе - типа «потягивание» - выпрямляет позвоночник и расправляет грудную клетку.

Второе - для мышц ног.

Третье - для туловища.

Четвертое - специальные: для глаз, кистей рук, пальцев рук и т.п.

Выполняются физкультурные паузы в проходах между партами. Амплитуда движений должна быть небольшой, чтобы при выполнении упражнений ученики не мешали друг другу.

Комплексы физкультурных пауз проводятся с большой интенсивностью и с малыми интервалами для отдыха.

Смена комплексов - 1 раз в неделю.

Физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах

Организуются учителями начальных классов с помощью учителя физической культуры. Проводятся на открытом воздухе после второго или третьего урока. В подготовительном классе являются обязательным компонентом режима дня, рекомендуются для проведения в I-IV классе.

Во время занятий физическими упражнениями и подвижными играми на переменах решаются следующие задачи:

  • создать условия для активной двигательной деятельности и развлечения учащихся;
  • \включить детей в активную двигательную деятельность;
  • направленность двигательной активности учеников в соответствии с принципами физического воспитания;
  • решать задачи оздоровительной направленности;
  • формировать и развивать интерес у учащихся к самостоятельным физкультурным занятиям;
  • обучить учащихся необходимым для таких занятий умениям и навыкам, знаниям.

Подвижная перемена проводится на заранее подготовленных местах, но без принуждения учащихся к обязательному выполнению намеченных упражнений и игр.

Не следует начинать перемену с построения учащихся. Выйдя на площадку, они сами должны выбрать упражнения или игры (только в этом случае подвижная перемена оправдывает свое назначение). Руководит подвижной переменой - учитель при активной помощи старшеклассников. На перемене не следует копировать организационную форму построения урока физической культуры. Перемена - это прежде всего отдых для детей - исключаются команды, высокая степень заорганизованности.

При проведении подвижных игр и физических упражнений на перемене надо следить за правильным распределением физической нагрузки на организм учащихся, для чего соблюдается определенная последовательность упражнений: в начале малоинтенсивные (разминочные) упражнения и игры, затем - более динамичная нагрузка и к концу перемены - постепенное снижение нагрузки.

Игры и упражнения во время больших перемен надо проводить на открытом воздухе, что способствует закаливанию и укреплению здоровья детей. В случае неблагоприятных условий (дождь, мороз, ветер и т.п.) занятия переносятся в помещение школы и проводятся в хорошо проветренных коридорах и рекреациях. Подвижные перемены проводятся в течение 30-50 минут.

Ежедневные физкультурные занятия на воздухе (в группе продленного дня [спортивный час])

Проводятся в I классах, работающих в режиме детского дошкольного учреждения, учителем начальных классов или воспитателем группы продленного дня, и рекомендуются для проведения в II-IV классах.

На таких занятиях решаются следующие задачи:

Создать условия для развлечения и физической разрядки детей;

Добиться оздоровительного эффекта;

Совершенствовать двигательные навыки, изучаемые на уроках физической культуры;

Вызвать и закрепить у детей интерес к физкультурным и спортивным занятиям.

Упражнения с большими и малыми мячами;

Разновидности бега;

Разновидности прыжков;

Метания;

Игры (не более 2-3);

Простейшие соревнования (в беге, прыжках, метании в цель, в даль), проводимые в игровой форме;

Спортивные развлечения и аттракционы (самокат, велосипед, боччо [наброс колец на щит со штырями], зимой - лыжи, коньки, хоккей и т.д., проводимые в игровой форме.

Спортивный час проводится в свободной, непринужденной обстановке и во многом носит игровой характер, тем не менее он требует определенной организации.

В настоящее время в практике школы спортивный час обычно проводят в форме урока.

4. Внеклассная работа по физическому воспитанию

К внеклассной работе в школе относятся массовая физкультурно-оздоровительная и спортивная работа. Основными задачами внеклассной работы является:

Удовлетворение потребностей школьников в регулярных занятиях по физическому совершенствованию; дать возможность проявить им свой физический потенциал в различного рода соревнованиях.

Основные формы организации самостоятельной и физкультурно-оздоровительной работы:

  1. Кружки по подготовке к сдаче нормативов ФОК РБ. Задача - подготовить учащихся к сдаче тех или иных конкретных нормативов комплекса (например, в ходьбе на лыжах). Такой кружок организуется за 1-1,5 месяца до проведения соревнований. После проведения соревнований кружок прекращает свою работу, а вместо него открывается кружок по другому виду программы Комплекса (например, лыжи - легкая атлетика). Кружок работает 2-3 раза в неделю по 45-60 минут, занятия носят тренировочный характер. Содержание занятий составляют в основном упражнения и нормативы Комплекса.
  2. Спортивные секции по видам спорта. Решают задачи специализации в избранном виде спорта, подготовка и выступление в соревнованиях по этому виду. Занятия проводят учитель физической культуры или тренеры по видам спорта 2-3 раза в неделю по 1-1,5 часа в соответствии с программами ДЮСШ по виду спорта.
  3. Спортивные соревнования. Спортивные соревнования проводятся в соответствии с положением и программой соревнований. Для участия в соревнованиях от каждой команды подается заявка на участие, в которой так же ставится виза врача о допуске каждого школьника к соревнованиям. С учащимися начальных классов школы могут проводиться соревнования по подвижным играм, лыжам, легкой атлетики, конькам, гимнастике. В настоящее время для учащихся младшего школьного возраста широко практикуется проведение таких соревнований, как «Смелые и ловкие» (по программе ФОК РБ), «Веселые старты» (соревнования по подвижным играм), «Спортландия» (соревнования по основным разделам школьной программы).
  4. Массовые физкультурные мероприятия. К ним относятся Дни здоровья; физкультурно-спортивные праздники; туристические слеты и походы. Массовые мероприятия должны быть учтены в планах учебно-воспитательной и внеклассной физкультурной работы. В этих мероприятиях участвуют все учащиеся.

Непосредственное руководство по проведению мероприятий осуществляют учителя начальных классов , координирует их работу и несет ответственность за нее - директор школы.

В организации и проведении таких мероприятий обязательно участвует родительский комитет, учащиеся старших классов.