• Регион: Минская область
  • Населенный пункт: :Минск
  • Тип УЗ: ССУЗ
  • Вид УЗ: Образование
  • Адрес:

    220092, г. Минск, ул. Притыцкого, 35.

  • Телефоны:

    (8-017) 256-60-10 (приёмная директора)

  • URL: http://balletschool.at.tut.by
  • E-Mail: [email protected]

Основы хореографического образования в Белоруссии заложены в 1928 году, когда при Минском музыкальном техникуме был открыт хореографический класс. Вскоре на его основе начинает работу Белорусская студия оперы и балета, а в 1939 году открывается хореографическое отделение в Минском театральном училище. В мае 1941 года состоялся первый выпуск профессиональных артистов балета.
В 1945 году начинает свою работу хореографическое училище Республики Беларусь (с 1995 года – колледж, с 2009 года – гимназия-колледж). БГХГК является единственным в Республике Беларусь учебным заведением по подготовке артистов балета.
Выпускники Белорусской государственной хореографической гимназии-колледжа работают во всех хореографических коллективах Республики Беларусь, в том числе в Национальном Академическом Большом театре балета РБ, Государственном музыкальном театре РБ, Государственном ансамбле танца, хореографическом ансамбле «Хорошки».
Среди выпускников БГХГК – 12 народных артистов Республики Беларусь, 26 заслуженных артистов Республики Беларусь и Российской Федерации.
Сегодня в колледже занимается 285 учащихся. Среди педагогов колледжа – мастера хореографии, ученики которых достигли высокого профессионализма: художественный руководитель колледжа заслуженный деятель искусств РБ Коляденко А.И., народная артистка РБ Савельева И.Н., народная артистка РБ Малышева К.Н., народная артистка РБ Душкевич И.А., народная артистка РБ Давыденко Н.С., заслуженная артистка РБ Петрова М.В., заслуженный артист РБ Пестехин С.И.
Белорусская государственная хореографическая гимназия-колледж является методической базой для всех хореографических учебных заведений Республики Беларусь. Ежегодно педагогами колледжа проводятся мастер-классы для хореографов РБ, которые проходят курсы повышения квалификации в НИИ проблем культуры.
Учащиеся колледжа заняты в Правительственных концертах, новогодних ёлках, организованных Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.
К 60-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне в 2004-2005 годах проведены фестивальные мероприятия «Творчество юных – родной Беларуси».
БГХГК принимает активное участие во многих мероприятиях Фрунзенского района и города. В традициях хореографического колледжа – праздничные концерты для жителей города ко Дню Защитника Отечества, Дню матери, Дню Учителя, Медицинского работника, чествование ветеранов ВОВ ко Дню Победы, концерты для школ города, домов-интернатов и др. Ежегодно в Национальном академическом театре балета Республики Беларусь для минчан и гостей столицы с большим успехом проводятся выпускные концерты Белорусского государственного хореографического колледжа.

Вторая ступень общего среднего образования (5 - 9 классы)

Прием на II ступень общего среднего образования – базовое хореографическое образование (5 – 9 классы) осуществляется на базе I ступени общего среднего образования по итогам профессионального конкурсного отбора, состоящего из 2-х этапов.
Лица, прошедшие конкурсный отбор, обучаются по специальности 2-17 02 01 «Хореографическое искусство», направление специальности 2-17 02 01-07 «Классический танец» с присвоением квалификации «Артист. Руководитель творческого коллектива. Учитель».

Среднее специальное образование (1 - 3 курсы колледжа)

Углубленное среднее специальное образование осуществляется на основе базового хореографического образования.
Срок обучения 2 года 10 месяцев.
Учащиеся колледжа получают образование по специальности:
2-17 02 01 «Хореографическое искусство», направление специальности 2-17 02 01-07 «Классический танец» с присвоением квалификации «Артист. Руководитель творческого коллектива. Учитель».

Невесомые и грациозные балерины всегда вызывают восхищение: кажется, такая легкость и слаженность движений не доступна обычному человеку. Возникает ощущение, что такой талант получают при рождении избранные люди.
Но хореографическому искусству можно научиться. Свои услуги рады предложить преподаватели Белорусской государственной хореографической гимназии-колледжа. Каждый учебный день в девять часов утра раздается звонок, коридоры пустеют. Из классов доносятся лишь приглушенные звуки музыки и голоса педагогов. Да, быть учеником колледжа престижно, но только им одним известно, сколько пота пролито на тренировках за годы учебы, какой ежедневный труд стоит за кажущейся легкостью танца.
О том, как проходят вступительные испытания, что включает в себя учебный процесс и каковы перспективы выпускников гимназии-колледжа, рассказала директор учебного заведения .

– По каким специальностям предлагают получить образование в БГХГК?

– Белорусская государственная хореографическая гимназия-колледж – это учреждение образования, где обучение направлено на развитие способностей учащихся в области хореографического искусства. Сегодня гимназия-колледж – это уютное здание, в учебном корпусе которого – 10 балетных залов, специально оборудованный спортивный зал, библиотека и читальный зал, общеобразовательные и музыкальные классы, методический кабинет.

Мы осуществляем набор по специальности «Хореографическое искусство» по направлению «Классический танец» с присвоением квалификации «артист; руководитель творческого коллектива; учитель». Специальность пользуется огромной популярностью не только среди белорусских ребят, но и среди учащихся ближнего и дальнего зарубежья.

– Как проходит вступительная кампания в колледж-гимназию?

– Ежегодно в Белорусскую государственную хореографическую гимназию-колледж мы принимаем 40 мальчиков и девочек в возрасте 10 лет. По специальности «Хореографическое искусство» они обучаются 8 лет.

Зачисление учащегося в гимназию состоит из двух частей. Во-первых, смотрим годовые отметки за 4 класс по математике, русскому или белорусскому языку и проводим вступительные испытания по этим же предметам. Во-вторых, мы проверяем хореографические способности учащегося.

Проверка хореографических способностей проходит в 2 этапа. Сначала мы определяем внешние сценические данные поступающих: оцениваем внешнюю привлекательность, пропорции тела. Проверяем профессиональные данные: наличие выворотности, подъема, шага, прыжка, гибкости. На этом же этапе выявляем абитуриентов, которые имеют профессиональные противопоказания и дефекты: тех, у кого нет выворотности, необходимого шага, прыжка, подъема, гибкости и у кого есть дефекты сложения, которые не могут быть устранены в процессе развития.

На втором этапе абитуриент демонстрирует свои хореографические способности. Дети показывают небольшую заранее подготовленную или импровизированную хореографическую миниатюру на 32­64 такта. Это позволяет оценить эмоционально­образную выразительность, пластичность и танцевальность, чувство ритма, координацию движения, определить музыкальные данные.

Каждый из этапов проверки хореографических способностей оценивается по 10­балльной шкале. На конкурсной основе мы зачисляем тех, кто успешно справился с испытаниями. Отбор в группах мальчиков и девочек проводится раздельно.

Вступительные испытания на уровень среднего специального образования на специальность «Хореографическое искусство» также включает в себя демонстрацию хореографических навыков учащимися. На экзамене абитуриент показывает уровень профессиональной подготовки и объем усвоенных знаний. Вступительное испытание состоит из exercise у станка на середине зала, allegro, exercise на пальцах, en tournant на полупальцах, pirouettes с разных приемов, tour lent и вращений в больших позах, tours на пальцах. Мы оцениваем координацию движений и пластичность абитуриента.

– Какому абитуриенту будет комфортно учиться в стенах колледжа?

– Прежде всего, учиться у нас будет удобно тем, кто обладает хорошей физической подготовкой. Также обращаем внимание на природные данные, анализируем возможность оптимального развития этих задатков в процессе обучения. Конечно, влияют и личные качества ребят: трудолюбие, целеустремленность, сила воли, настойчивость, дисциплинированность, высокая мотивация и стремление к овладению профессиональными умениями и навыками будут на руку учащемуся.

– Как проходят занятия? Какие теоретические дисциплины осваивают ребята и чему учатся на практических занятиях?

– Учебные программы гимназии-колледжа по специальным предметам аналогичны программам ­Московской государственной академии хореографии соответствующих лет обучения.

Наряду со специальными предметами (классическим, дуэтно-сценическим, историко-бытовым, народным (характерным) и белорусским танцами, современными направлениями хореографии, гримом и мастерством актера, историей костюма и сценическим оформлением танца) изучаются предметы общеобразовательного цикла. Учащиеся курсов изучают историю хореографии и смежных видов искусств, психологию и педагогику. Воспитанники получают и музыкальное образование, без которого немыслим подлинный артист балета. Много внимания уделяется организации и проведению сценической практики, композиции и постановке танцев, современным направлениям хореографии.

– Кто работает с учащимися? Расскажите о преподавателях колледжа.

– За долгий период деятельности учебного заведения мы смогли сформировать уникальный педагогический состав. После окончания сценической карьеры известные балерины пришли в гимназию­колледж работать преподавателями классического танца. На протяжении многих лет они передают свой богатый артистический опыт. Преподавателями БГХГК являются народные, заслуженные артисты и артистки Беларуси.

Главная миссия преподавательского состава учебного заведения – выявлять, раскрывать и реализовывать творческий потенциал учащихся. Они черпают вдохновение в танцах, в общении с детьми. Без этого они не представляют свою жизнь. И ребята гордятся тем, что они учатся у знаменитых, известных артистов.

Педагоги постоянно отмечают, что нельзя забывать хвалить учащихся: доброе слово может стать стимулом для творческой самореализации личности. Формула успеха артиста балета – целенаправленное и огромное трудолюбие плюс понимание и поддержка.

– Из каких городов (или стран, если есть иностранные учащиеся) приезжают к вам учиться? Дают ли общежитие иногородним учащимся? Какие условия проживания?

– У нас обучаются не только дети из Беларуси, но и иностранные учащиеся. Так, у нас есть ребята из России, Украины, Японии, Турции, Франции, Италии, США. Учащимся из регионов Беларуси и гостям из-за границы мы готовы предоставить место в уютном интернате. В общежитии созданы отличные условия для проживания учащихся: благоустроены комнаты на двоих, помещения обставлены современной мебелью. Для ребят оборудованы учебные уголки. В каждой комнате есть музыкальный инструмент.

Чтобы ребята не скучали, еженедельно в интернате проводим встречи с народными артистами нашей страны, организуем вечера отдыха и знакомим ребят с иностранными студентами. Воспитатели работают с учащимися, формируют у них культуру быта, прививают любовь к здоровому образу жизни.

– Чем могут занять себя учащиеся после учебы? В каких мероприятиях, творческих объединениях, конкурсах ребята участвуют? Каковы возможности для самореализации?

– Хорошей традицией гимназии-колледжа стали ежегодные отчетные концерты, которые проводятся для общественности города на сцене Национального академического Большого театра оперы и балета ­Республики Беларусь. Силами гимназии-колледжа были подготовлены «Класс-концерты» и балеты «­Василиса Прекрасная», «Золушка», «Фиеста», «Привал кавалерии», «Пахита», «Бал цветов», «Италь­янский дивертисмент», «Дон-Кихот», «Щелкунчик», «Шопениана».

Важным событием на пути профессионального становления юных артистов балета является их участие в международных конкурсах и фестивалях. Воспитанники гимназии-колледжа достойно представляют Беларусь на престижных форумах хореографического искусства, что за период с 2004 по 2017 гг. отмечено двумя золотыми, тремя серебряными и двумя бронзовыми медалями. Многие удостоены званий Лауреатов или Дипломантов Международных конкурсов артистов балета в Москве, Санкт­Петербурге, Перми, Варне, Сочи, Казани, Пекине, Харькове, Киеве, Ереване, Люксембурге, Хельсинки, Джексоне (США). Стипендии специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи удостоены 24 учащихся гимназии-колледжа.

Конечно, учащиеся знакомятся с творчеством коллег: посещают Национальный академический Большой театр оперы и балета, Национальный академический театр имени Я. ­Купалы, Театр белорусской драматургии, Белорусскую государственную филармонию, смотрят выступления хореографического ансамбля «Хорошки». Ребята заглядывают и в культурно-образовательные учреждения: Национальную библиотеку, Республиканский центр национальных культур, Национальный художественный музей, Музей истории Великой Отечественной войны и др.

Гимназия-колледж популяризирует хореографическое искусство и привносит свой вклад в развитие культурной жизни страны. Пример тому – творческие проекты «Творчасць юных – роднай Беларусі», «Мы – Беларусы», которые вызвали неподдельный интерес аудитории к искусству. Широкое признание получили акции «И помнит мир спасенный…», «Сагрэем далоні, сагрэем сэрцы», «Дзеці-дзецям», «Здароўе жанчыны – здароўе нацыі», «Экалогія і мы».

– Есть ли практика во время учебы? Если есть, то куда отправляются учащиеся?

– Практика сопровождает весь процесс подготовки артистов балета. Начиная со второй четверти, учащиеся проходят ознакомительную практику, позже – сценическую. А на выпускном курсе наряду со сценической практикой организуется педагогическая практика с учащимися.

Практика, как правило, проходит на сцене Национального академического Большого театра оперы и балета.

– Что ждет выпускников гимназии-колледжа? Куда они отправляются отрабатывать распределение и где могут продолжить учиться хореографии?

– Выпускники гимназии-колледжа распределяются в Национальный академический Большой театр оперы и балета, Белорусский государственный академический музыкальный театр, заслуженный коллектив ­Республики Беларусь Государственный ансамбль танца, заслуженный хореографический ансамбль «Хорошки».

Если же кто-то из учащихся намерен продолжать учиться хореографии, то он может получить высшее образование в Московской академии хореографии, Академии русского балета в Санкт­Петербурге, в ­Белорусской государственной академии музыки, в Белорусском государственном университете культуры и искусства.

– Планируются ли какие-либо изменения в обучении учащихся?

– Планируется большая работа, направленная на профессиональное совершенствование учащихся и преподавателей гимназии-колледжа. Она уже начата. Так, почти ежегодно на базе гимназии-колледжа проходят курсы повышения квалификации.

Мы постоянно улучшаем качество нашего обучения, стараемся как можно лучше удовлетворять потребности учащихся в духовном развитии. Сохраняем сложившиеся традиции в подготовке артистов балета и выявлении одаренных детей, обеспечиваем соответствующие условия для их образования и творческого развития.

Мы продолжим готовить творческие и педагогические кадры в сфере балетной педагогики и будем создавать все условия для развития международных контактов в области педагогики балета.

Наталья ДАНИЛЕВИЧ

11.11.2009 - 21:41

За один театральный сезон коллектив национального балета Беларуси дает почти 150 спектаклей. По ту сторону сцены меняется зритель, однако за свои полвека белорусский балет остался верен традициям, заложенным еще в 30–е годы прошлого столетия.

Начиналось все в 1928 году, когда при Минском музыкальном техникуме был открыт хореографический класс. Именно на его основе начала работать Белорусская студия оперы и балета. Государственный театр оперы и балета БССР появился только в 1933 году.

Первой Одеттой–Одиллией стала Зинаида Васильева, воспитанница Агриппины Вагановой, которую называли «летающей балериной» из-за прыжка. Зинаида Васильева стала первым художественным руководителем Белорусского государственного хореографического училища, которое отрылось в Минске в 1945 году.

В первые годы его работы будущим артистам приходилось особенно тяжело – балетное искусство считалось буржуазным и никак не поддерживалось государством, так что начинающим артистам негде было заниматься. Репетировали в помещениях театра оперы и балета БССР: приходилось подстраиваться под график работы труппы. Как правило, занятия начинались в шесть утра и заканчивались к девяти. Жить студентам также было негде – не было общежития, снимались квартиры или комнаты.

Тренировки длились по пять часов. «Про тело они знали все», – говорили про первых белорусских педагогов – Зинаиду Васильеву, Александру Николаеву, Семена Дречина, Валентину Дудко. Они заложили в Минске основы вагановской хореографической школы: особую осанку, движения рук и поворот головы. В разное время белорусское училище закончили артисты балета, творчество которых принадлежит мировой хореографии – Людмила Бржозовская, Юрий Троян, Владимир Комков, Инесса Душкевич. Среди выпускников – 12 народных артистов Республики Беларусь и 26 заслуженных артистов Республики Беларусь и Российской Федерации.

Сегодня у Белорусского хореографического колледжа уже имеется собственное здание. Есть общежитие – интернат, учебный театр, 10 балетных залов, специально оборудованный спортивный зал, библиотека и музыкальные классы. К услугам учащихся – столовая, стоматологический кабинет, парикмахерская. Ежегодно сюда поступают учиться 40 – 45 человек.

Будущих артистов педагоги училища ищут по всей республике, но не так просто найти нужные танцевальные данные – это подарок природы единицам. Идеальный вариант – узкая кость, хорошая длина и подъем стопы. Проверенные временем требования балета.

Искусству танца здесь обучаются 9 лет. В пятый, решающий, балетный класс попадают счастливчики. К этому рубежу партнерши специально худеют. В программу входит дуэтный танец.

После пятого класса, по традиции, исключают и явно неспособных, и слишком рано созревших. Остаются те, кто может полностью усвоить курс академической хореографии. А в перспективе – освоить абсолютно любой танцевальный жанр и сделать танец своей профессией.

Балет – искусство сильных духом. Это одновременно изящное, нежное, полное грации, красоты и благородства действо, которое требует от танцоров постоянной отдачи и собранности. Это искусство, которое хранит в себе многовековую историю и лучшие традиции в области хореографии. Неудивительно, что многие родители желают видеть своих дочерей, а иногда и сыновей на занятиях в балетной школе..

Прежде чем мы раскроем все "явки и пароли", давайте еще раз вспомним основные плюсы балета для детей. Занятия балетом с раннего детства формирует правильную осанку, а порой исправляет уже искривленный позвоночник, заодно придавая движениям благородство и выразительность.

Занимаясь для удовольствия балетом, ребенок развивается гармонично: знакомится с классической музыкой, формирует чувство ритма, лучше понимает возможности своего тела. Совершенствуются физические данные: ловкость, гибкость, сила, координация, выносливость. К тому же это отличная профилактика сколиоза и плоскостопия.

Но перед тем, как отвести ребенка в балетную школу, специалисты рекомендуют отдать малыша на спортивную гимнастику, где его тело подготовят к тяжелым нагрузкам. Заодно вы сами сможете оценить способности своего чада: растяжку, гибкость, координацию. Если эти данные не очень развиты, то необходимо мягко объяснить дочке или сыну, что лучше заняться другим видом танцев.

Однако самое главное, это помнить, что балет – не просто танцы для души, а кропотливый труд, не терпящий лени и поблажек, требующий не столько физических данных, сколько таланта. Если ваш малыш не проявляет интереса к балету, то не стоит его заставлять.

Балетная школа Вежновец

Телефон: +375 44 795-55-53

«Балетная школа Вежновец» круглогодично записывает детей на занятия в начальную группу. На пробы можно приводить девочек в возрасте от 3 до 5 лет, мальчиков от 4 до 6 лет. У детей постарше также есть шанс попасть в школу, если они у них есть спортивная либо хореографическая подготовка.

Зачисляют в балетную школу по результатам пробного занятия, которое можно пройти в любой день, но согласно расписанию занятий в начальных группах А и Б.

Детский балет в клубе «Спорт-Грация»

Телефон: +375 29 648-57-77, +375 29 708-57-77

Дети от 3 лет и старше могут записаться на балет в клуб «Спорт-Грация». Малышам здесь преподадут самые основы классической хореографии, научат работать у станка, покажут основные па.

Записываться на занятия можно в любой день. Но стоит учитывать, что для одной группы в неделю проходят три урока.

Детская хореографическая школа искусств №1 г. Минска

Телефон: +375 17 226-29-76

Дать ребенку шанс получить дополнительное хореографическое образование можно в Детской хореографической школе искусств №1. Здесь готовы принять на занятия детей старше 6 лет, но только после прохождения конкурса.

Занятия в школе начинаются в сентябре. Учиться классической хореографии либо балету нужно не менее 5 лет.

Детская хореографическая школа искусств №2 г. Минска

Телефон: +375 29 575 76 06

В детскую хореографическую школу искусств №2 на конкурсной основе принимаются дети старше 6 лет. Срок обучения - 5-7 лет. При поступлении учитываются физические данные ребенка, чувство ритма и музыкальный слух.

Для желающих поступить в школу есть подготовительное отделение для детей от 5 лет, где малышей обучают основам хореографии.

Ballet studio

В студию принимают девочек от 2 лет. Верхняя возрастная планка не ограничена. На уроках «балерины» постигают азы балета, занимаются растяжкой, основами классической хореографии.

Все группы разбиты по уровням: начинающие (кто никогда не занимался балетом), продолжающие (кто в прошлом занимался балетом).

Школа искусств "Пуанты"

Телефон: +375 29 144-00-77

В студию принимают детей от 3,5 и до 15 лет. Для начала малышей учат ходить, бегать и стоять правильно с точки зрения хореографии. Кроме того, проводится работа и на растяжку. Завершает урок танцевальная часть. Занятия для самых маленьких проходят в игровой форме.

Школа балета "Аркадия"

Телефон: +375 29 611-72-45

Это школа современного балета, в которой предусмотрены занятия для всех возрастов, начиная с 3-летнего возраста. У учеников школы есть много возможностей для получения сценического опыта, так как воспитанники постоянно участвуют в соревнованиях и постановках.

Школа балета "32 фуэтэ"

Телефон: +375 44 752 38 88

В этой школе, которая, в общем-то, открыта для всех, проводятся занятия и для детей от 4 лет. В программе - три направления: балетный класс, партерная гимнастика и стретчинг.

Еще больше вы найдете в справочнике сайт. А если вы знаете о школе танцев, которой у нас нет, - пишите нам на [email protected], и мы обязательно добавим ее в наш каталог.