ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ФОЛЬКЛОР». ЕГО СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

Основные современные концепции определения понятия «фольклор». Общая характеристика видов, жанров и форм народного художественного творчества (устное поэтическое творчество, музыкальный фольклор, фольклорный театр, народные праздники, игры, танцы, народное декоративно-прикладное творчество, ремесла, промыслы и др.).

Раднер, Джоан Ньюлон, изд. Феминистские сообщения: кодирование в народной культуре женщин. Блумингтон: Университет штата Индиана. Тёлькен, Барре. Динамика фольклора. Большинство народных историй или нгано воплощают надежды и устремления большинства людей в обществе и используются для передачи и сохранения культурных ценностей группы. Истории помогают показать, как общество рассматривает себя, а также передает свои представления о справедливости, правах и социальных обязательствах своих граждан. Поэтому лени, жадность и эгоизм изображаются как можно более негативно с такими оскорбляющими персонажами, как Гудо в «Цуро на гудо», которые всегда страдают за их глупое и неразумное поведение.

Фольклор как знаковая система, понятие «фольклорная картина мира».

Фольклор и литература. Творческие связи литературы с фольклором.

Различия между литературой и фольклором. Фольклор: анонимность, устная форма бытования, «речевой этикет», традиционность. Литература: авторство, наличие письменного текста, выражающего окончательную авторскую волю, установка на индивидуальность, новаторство.

С другой стороны, доброта, честность и единство изображаются как важные добродетели, которые герои и героини народных сказок всегда используют, чтобы превалировать над своими проблемами. Использование животных в качестве человеческих персонажей делается для того, чтобы подчеркнуть отношения и поведение людей таким образом, который высмеивает их неловкие действия в реальной жизни.

Животные используются в качестве инструментов для передачи сообщений зрителям, не представляя при этом персонализации проблем или выявления определенных лиц для упрека. Кроме того, изображения животных позволяют детям и другим людям легко понять значимость рассказа, рассказанного в связи с упрощенным характером животного.

Роль и функции фольклора в художественной культуре общества. Традиционный и обрядовый фольклор. Фольклор и миф. Фольклор и ритуал.

Фольклор «нового» времени. Взаимосвязь фольклора с профессиональным, классическим и современным искусством.

Фольклористика и смежные дисциплины: культурная антропология, этнолингвистика, этнография.

В народных сказках также используются выступления и личное взаимодействие между аудиторией и рассказчиками, такими как «Пайпепо» и «Дзе-пфунде», которые обеспечивают внимательность и участие всех заинтересованных лиц. Использование различных вокальных тонов, имитационных и телесных жестов делается для того, чтобы подчеркнуть важные темы и идеи, которые аудитория должна запомнить задолго до того, как рассказ был сказан.

Фольклору также рассказывают, чтобы воспитывать детей в культурных ценностях общества, а также давать им мотивацию и чувство благополучия. В рассказах, где маленькие животные, похоже, бьют шансы и преодолевают большие как физически, так и умственно, дети учатся важному уроку, что кто-то может добиться больших успехов в обществе, независимо от того, насколько малы, разные или неопытные они могут быть. В некоторых народных сказках изображаются животные, которые собирают и обсуждают проблемы, которые затрагивают их как группу с аргументами и обсуждением, используемыми для освещения демократического процесса и важности единства и согласия в обществе.

Фольклорные экспедиции. Основные методы сбора, хранения и обработки материалов фольклорных экспедиций.

Современные центры фольклора, их роль в изучении, сохранении и развитии фольклорных традиций. Международное общество организации фольклорных фестивалей (Париж). Деятельность Центра русского фольклора (А.С. Каргин) и Всероссийского Дома народного творчества в собирании и изучении фольклора.

Поэтому в следующий раз вы начинаете думать, что народные истории - это игры для пожилых людей и младенцев, чтобы уйти от времени, помните, что рассказы рассказывают как о моральных, так и исторических проблемах, которые затрагивают всех в обществе. Фольклор, определение: набор обычаев, верований, ремесел, песен и других подобных вещей традиционного и популярного характера. Доминиканский фольклор характеризуется объединением разнообразных культурных элементов.

Область изучения фольклора очень широка. Анализ продуктов питания, одежды, музыки, ремесел, верований, религий, игр, танцев и т.д. это исследование сельской культуры для людей. Доминиканский фольклор анализирует культурные явления Доминиканской Республики, восходящие к периоду колонизации, когда Колумб заложил землю, а аборигены уже были на острове. С этого момента начинается процесс рациональных отношений между одним и другим. С самого начала эти отношения противоречили друг другу и привели к исчезновению первых поселенцев Эспаньолы.

Периодические издания («Живая старина», «Народное творчество» и др.), сборники научных трудов и другие публикации, посвященные фольклору.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ФОЛЬКЛОРА

В западной науке большую часть компонентов народно-бытовой культуры называют фольклором. Главная специфика фольклора - локализация в «поле» этнической культуры. Его называют коллективным творчеством, ибо авторство в фольклоре почти всегда анонимно. Исполнение фольклора может быть индивидуальным (рассказывание сказки), групповым (коллективное исполнение песен и танцев), массовым (обряды, праздники). История сохранила имена таких древних рапсодов и бардов, как Гомер, Оссиан, Боян и др.

Затем испанские жители острова приносят африканских рабов, что порождает еще одну смесь обычаев и этнических групп. Одной из основных характеристик универсального фольклора является анонимность, коллективность и несистематика. Это не соответствует определенной схеме. Поскольку одна из характеристик - спонтанность. Меренге - музыкальный жанр, который является неотъемлемой частью доминиканского фольклора.

Некоторые занятия в классе могут состоять в том, чтобы создать некоторые социо-драмы, используя элементы, характерные для доминиканского фольклора.

  • Придумайте танцы из народных танцев.
  • Создавайте песни, которые подражают доминиканским народным песням.
Спонтанно, поскольку его передача происходит естественным образом между поколениями; не подчиняется правилам, временам или графикам и вообще не имеет особых мест для обучения. Старый, потому что он фиксирует факты прошлого, хотя некоторые из них сохранились в наши дни.

В отечественной науке более распространено понятие «устное народно-поэтическое творчество» (сказки, былины, песни, пословицы и др.). Его начали записывать в последней трети XVIII в. Фольклористы XIX в. отмечали большое мастерство таких исполнителей былин, как Т.Г. Рябинин и др. В 10-20-е гг. ХХ в. М.К. Азадовский нашел в фольклорных экспедициях целый ряд талантливых сибирских сказочников. Роль фольклора в современной культуре часто недооценивают, и он больше представлен, как жанр художественной самодеятельности.

Иногда вы не можете указать дату происхождения, которая теряется с течением времени. Функционально, поскольку знание людей всегда применяется для улучшения условий их жизни. То есть, изменения могут быть сгенерированы в культурных элементах, чтобы преодолевать повседневные проблемы. Эмпирическое, потому что знание основано на убеждениях, основанных на опыте, и не обязательно на научном обосновании.

Это традиционно: он остается с течением времени и питается обычаями и историческими событиями, передаваемыми из поколения в поколение. Он популярен: он рождается от людей и является частью образа жизни и культурной самобытности людей. Это анонимно: индивидуальный автор неизвестен. Он коллектив: он принадлежит сообществу; Это продукт, разделяемый большинством членов сообщества. Он эмпирический: он возникает спонтанно и передается из одного поколения в другое устно и практически. Он функциональный: он всегда выполняет функцию в материальной, духовной или общественной жизни сообщества, удовлетворяет коллективные потребности.

В советское время в нашей стране большое развитие получили профессиональные коллективы народной песни и танца, оркестры народных инструментов, достойно представлявших отечественную культуру за рубежом.

Фольклор - принятое в международной научной терминологии название народного творчества. Термин «фольклор» ввел в 1846 г. английский историк и археолог У. Дж. Томс, и с 1879 г. он постепенно вошел в научный обиход во всех странах. Это понятие тогда охватывало все области духовной (а, зачастую, и материальной) народной культуры.

Он динамичен: он включает в себя элементы, которые его обогащают, то есть он активен и обновляется. Это верно: оно сохранилось долгое время до настоящего времени, хотя оно менялось. Впоследствии, в пятидесятые и шестидесятые годы, было энергичное движение людей, преданных музыкальному фольклору, среди которых музыковеды, компиляторы, переводчики и группы фольклорной проекции, которые выполняют плодотворную работу по спасению и переоценке традиционной музыки, восстанавливая таким образом, наследие фольклора в Чили.

Необычайная культурная ценность, которую представляет Фольклор, определила его включение как научная дисциплина в высшие учебные заведения и университеты в стране. Точно так же его включение в планы и программы обучения представляет собой великолепную возможность для студентов узнать, оценить и понять смысл ценного народного сокровища, принадлежащего им, потому что он является фундаментальной частью нашей истории, нашей идентичности и все, что составляет характерные черты национальности. С тех пор это слово общепринято учеными новой науки, а также созданием 22 августа Всемирным днем ​​фольклора.

В современной науке отсутствует единое общепринятое употребление термина. В западной науке распространено отождествление понятий «фольклор» и «культура нецивилизованных народов», «примитивная, общинная культура», «реликты первобытной культуры в культуре цивилизованных обществ» и т. д. На Западе существует и определение фольклора как «культуры народных классов в цивилизованных странах» и т. п.

Это понимается фольклором: набор культурных и художественных проявлений, посредством которых город или сообщество выражают себя в анонимной форме. Народная музыка культивируется как в сельских, так и в городских районах. Фольклорная музыкальная и аборигенная музыка имеет традицию как элемент, который сохраняет их актуальность. Пример: Аймарас на севере и Мапуче на юге. и т.д. но. будучи в состоянии встретиться под названием «Традиционная музыка». Он включает в себя как народную музыку, так и аборигенную музыку. пословицы и поговорки на популярном жаргоне.

Существует мнение, что фольклор существует только как устная традиция, коллективное творчество, и перестанет существовать с их исчезновением. На примере развития культуры Древней Греции, средневековья, Нового времени, как и современности, можно отметить, что фольклор издавна сосуществовал с развитием письменной литературы и профессионального искусства. Так, В.Е. Гусев пишет, что «фольклор возник как духовное творчество родо-племенных коллективов доклассового общества, развивался как духовное творчество низших классов и социальных групп в классовом обществе и существует как вид самодеятельного духовного творчества самих грудящихся (…). Но в каждую историческую эпоху в зависимости от структуры общества, от положения производителей в обществе меняются содержание, форма, общественная функция фольклора, а также его удельный вес в культуре народности, нации, человечества в целом». [Гусев В.Е., Эстетика фольклора, Л., 1967, С. 16].

У многих из нас есть. как например: бросать рис у пары. другие имена часто используются для обозначения одного и того же: аборигенная музыка. Однако аборигенная музыка отличается от народной музыки. Обычно речь идет о народной музыке. Это тот, который передается устно из поколения в поколение и поддерживается традицией.

Которые сохраняют только те композиции, которые имеют качество. основанный на некоторой теоретической музыкальной системе. оценивая многое из этого. телевидение его обучение было эмпирическим и спонтанным. Популярная музыка регулируется преимущественно коммерческим критерием. скудная художественная ценность. в андской музыке. Его интерпретация отвечает за профессиональных музыкантов, и ее распространение носит массовый характер в средствах массовой информации, таких как радио. который является частью всего местного или регионального сообщества.

В отечественной науке существуют три основных концепции, определяющие фольклор как: 1) устно-поэтическое творчество; 2) комплекс словесных, музыкальных, игровых, драматических и хореографических видов народного творчества; 3) народное художественное творчество в целом (включая изобразительное и декоративно-прикладное творчество).

Многие ученые музыкальные композиторы также основывали свой источник вдохновения на народные песни и танцы. Классификация популярной музыки: темы. Эта музыка требует слушателя. шедевры избранной музыки гарантируют большее постоянство во вкусе людей. Они основаны на элементах народной музыки, таких как: ритмы. некоторые базовые знания, которые позволяют вам понять и оценить во всех своих измерениях. и т.д. из-за его высокого художественного уровня и законченной разработки. он более сложный и абстрактный, чем в популярной народно-корневой музыке. структура и стиль великих произведений.

Фольклор является исторически обусловленной и развивающейся формой художественной деятельности народных масс, с характерной совокупностью специфических признаков (коллективностью творческого процесса, традиционностью, нефиксированными способами передачи от поколения к поколению, вариативностью и др.), тесно связанной с традициями, бытом, обычаями каждого народа.

Рок. гармоний. что позволяет им применять свои творения. Композиторы эрудированной музыки. они приобретают солидные знания. как его еще называют. Музыка - это лучшее выражение человеческой чувствительности и зная, что она позволяет молодым людям получить доступ к богатому музыкальному наследию великих мастеров. и т.д. Они чувствовали большую любовь к танцам. почти три века. как следствие длительного процесса латиноамериканского процесса, которому подвергались наша страна и остальная часть Латинской Америки.

Чили породило музыкальное выражение аутентично национальных особенностей. Они объединили в свою культуру некоторые христианские традиции, возведенные на троне испанцами. Музыка Мапуче оставалась вне процесса креолизации остальной чилийской музыки до настоящего времени. с испанским происхождением. Католическая церковь не одобряет эту практику туземцев, потому что она считается идолопоклонством. Происхождение чилийской традиционной музыки имеет, по сути, испанские корни. Были танцы для веселья и священных танцев.

Фольклор генетически связан с мифом, как первой синкретической формой культуры, магией и обрядами. На протяжении истории фольклор соединял в себе как эстетические, так и неэстетические функции.

Длительное время, когда большинство народных масс было неграмотным, фольклор существовал и передавался почти исключительно как устная традиция, но с развитием письменности, грамотности населения, традиция устного бытия видоизменилась, уступила свое ведущее положение письменной фиксации. В современном цивилизованном обществе можно говорить о сочетании устных и письменных, и даже аудиовизуальных форм передачи фольклора.

Танцы были полны благодати и намерения и по-прежнему отличались эротическим характером. Позже. родившийся на чилийской земле. В диагуитско-латиноамериканском районе проходят многочисленные торжества с их соответствующими братствами музыкантов и танцоров. Танцы и танцы. Возрождение американских народов и их провозглашение независимости. Как в случае с музыкой Мапуче на юге и музыкой коренных общин языка Аймара на севере. Музыкальные инструменты: Некоторые музыкальные инструменты в этой области имеют кечуа и аймара. многие из которых прибыли из Аргентины.

С XVIII-XIX вв. в Западной Европе и России начинается активная запись фольклора. С начала XIX вв. было признано существенное значение фольклора для формирования национальных художественных школ, что в первую очередь, осуществляли художники-романтики. Фольклор является истоком каждой национальной литературы, театральных форм, творчества композиторов, хореографов и др., не утрачивая и своего относительно самостоятельного места в культуре, как не заменяет его и развитие всех профессиональных форм искусства.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

дисциплина _______________________________

тема ___________________________________________________________________

Студент (ка) _____ курса

заочного факультета

специальность

_____________________________

_____________________________

Ф.И.О.

_____________________________

Санкт-Петербург

______________________________________________________________

подпись фамилия четко

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

(линия отреза)

Студент (ка) _____ курса______________________________________________________________

(Ф.И.О.)

заочного факультета специальность____________________________________________________

дисциплина___________

тема________________

Регистр.№__________________ «_______»_______________________200______г.

дата поступления работы в Университет

ОЦЕНКА__________________________ «_________»________________________200_____г.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-РЕЦЕНЗЕНТ____________________________/_____________________________________

подпись фамилия четко

1. Введение …………………………………………………………………………….………………. 3

2. Основная часть ……………………………………………………………………………………. 4

2.1 Жанры русского фольклора ……………………………………………………………...4

2.2 Место фольклора в русской литературе ……………………………………………6

3. Заключение……………………………………………………………………………………………..12

4. Список используемой литературы………………………………………………………….13

Введение

Фольклор – [англ. folklore] народное творчество, совокупность народных действий.

Взаимосвязь литературы с устным народным творчеством является актуальной проблемой современного литературоведения в контексте развития мировой культуры.

В последние десятилетия в отечественной литературе определилось целое направление творческого использования фольклора, которое представлено талантливыми прозаиками, раскрывающими проблемы действительности на уровне пересечения литературы и фольклора. Глубокое и органичное освоение разных форм устного народного творчества всегда было неотъемлемым свойством подлинного таланта

В 1970-2000-е годы многие русские писатели, работающие в самых разных литературных направлениях, обращаются к устному народному творчеству. Каковы причины данного литературного явления? Почему на рубеже веков писатели различных литературных направлений, стилей обращаются к фольклору? Необходимо учитывать, прежде всего, два главенствующих фактора: внутрилитературные закономерности и общественно-историческую ситуацию. Несомненно, свою роль играет традиция: к устному народному творчеству писатели обращались на протяжении всего времени развития литературы. Другой, не менее важной, причиной является рубеж веков, когда русское общество, подводя итоги очередного столетия, вновь пытается найти ответы на важные вопросы бытия, возвращаясь к национальным духовным и культурным истокам, а богатейшее фольклорное наследие - это поэтическая память и история народа.

Проблема роли фольклора в русской литературе на пороге XXI века закономерна потому, что она приобрела сейчас особенную философско-эстетическую ценность.

Фольклор - это архаический, надличностный, коллективный тип художественной памяти, ставшей колыбелью литературы.

Основная часть.

Жанры русского фольклора.

Русское народное поэтическое творчество прошло значительный путь исторического развития и многосторонне отразило жизнь русского народа. Жанровый состав его богат и разнообразен. Жанры русского народного поэтического творчества предстанут перед нами в следующей схеме: I. Обрядовая поэзия: 1)календарная (зимний, весенний, летний и осенний циклы); 2)семейно-бытовая (родильная, свадебная, похоронная); 3)заговоры. II. Необрядовая поэзия: 1) эпические прозаические жанры: * а) сказка, б) предание, в) легенда (и быличка как ее вид); 2) эпические стихотворные жанры: а) былины, б) исторические песни (прежде всего старшие), в) балладные песни; 3) лирические стихотворные жанры: а) песни социального содержания, б) любовные песни, в) семейные песни, г) малые лирические жанры (частушки, припевки и проч.); 4) малые нелирические жанры: а) пословицы; о) поговорки; в) загадки; 5) драматические тексты и действа: а) ряженья, игры, хороводы; б) сцены и пьесы. В научной фольклористической литературе можно встретить постановку вопроса о смешанных или промежуточных родовых и жанровых явлениях: о лиро-эпических песнях, о сказках-легендах и т. п.

Однако надо сказать, что такого рода явления в русском фольклоре весьма редки. Кроме того, введение подобного типа произведений в классификацию жанров спорно потому, что смешанные или промежуточные жанры никогда не были устойчивы, ни в один период развития русского фольклора не были в нем основными и не определяли его общей картины и исторического движения. Развитие родов и жанров состоит не в их смешении, а в создании новых художественных форм и отмирании старых. Возникновение жанров, как и формирование всей их системы, обусловливается многими обстоятельствами. Во-первых, общественной потребностью в них, а следовательно, задачами познавательного, идейно-воспитательного и эстетического характера, которые ставила перед народным творчеством сама многообразная действительность. Во-вторых, своеобразием отражаемой действительности; например, былины возникли в связи с борьбой русского народа против кочевников-печенегов, половцев и монголо-татар. В третьих, уровнем развития художественной мысли народа и его исторического мышления; на ранних этапах не могли быть созданы сложные формы, движение шло, вероятно, от простых и малых форм к сложным и большим, например от пословицы, притчи (короткого рассказа) к сказке и преданию. В-четвертых, предшествующим художественным наследием и традициями, ранее сложившимися жанрами. В-пятых, влиянием литературы (письменности) и других видов искусства. Возникновение жанров -процесс закономерный; он определяется и внешними социально-историческими факторами, и внутренними законами развития фольклора.

Состав жанров фольклора и их связь между собой обусловливаются также единой для них задачей многостороннего воспроизведения действительности, причем функции жанров распределяются так, что каждый жанр имеет свою особую задачу - изображение одной из сторон жизни. Произведения одной группы жанров имеют своим предметом историю народа (былины, исторические песни, предания), другой - труд и быт народа (календарные обрядовые песни, трудовые песни), третьей - личные отношения (семейные и любовные песни), четвертой - моральные воззрения народа и его жизненный опыт (пословицы). Но все вместе взятые жанры широко охватывают быт, труд, историю, общественные и личные отношения людей. Жанры связаны между собой так же, как связаны между собой разные стороны и явления самой действительности, и поэтому образуют единую идейно-художественную систему. То обстоятельство, что жанры фольклора имеют общую идейную сущность и общую задачу многостороннего художественного воспроизведения жизни, вызывает и известную общность или сходство их тем, сюжетов и героев. Для фольклорных жанров характерна общность принципов народной эстетики - простота, краткость, экономность, сюжетность, поэтизация природы, определенность моральных оценок героев (положительных или отрицательных). Жанры устного народного творчества связаны между собой также общей системой художественных средств фольклора -своеобразием композиции (лейтмотив, единство темы, цепочная связь, заставка -картина природы, типы повторений, общие места), символикой, особыми типами эпитетов. Эта система, исторически развивающаяся, имеет ярко выраженное национальное своеобразие, обусловленное особенностями языка, быта, истории и культуры народа. Взаимоотношения жанров. В формировании, развитии и сосуществовании жанров фольклора происходит процесс сложного взаимодействия: взаимовлияние, взаимообогащение, приспособление друг к другу. Взаимодействие жанров имеет многообразные формы. Оно служит одной из причин значительных изменений в устном народном творчестве.

Место фольклора в русской литературе.

«Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившиеся нараспев, под звон струн, - о славных подвигах богатырей, защитников земли народа – героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.

Фольклор – это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе.

В фольклоре первоначальный текст произведения почти всегда не известен, так как не известен автор произведения. Текст передается из уст в уста и до наших дней доходит в том виде, в котором его записали писатели. Однако писатели пересказывают их по своему, чтобы произведения было легко читать и понимать. В настоящее время выпущено в свет очень много сборников, включающих в себя один или сразу несколько жанров русского фольклора. Это такие, например, как «Былины» Л. Н. Толстого, «Русское народное поэтическое творчество» Т. М. Акимовой, «Русский фольклор» под редакцией В. П. Аникина, «Русские обрядовые песни» Ю. Г. Круглова, «Струны рокотаху: очерки о русском фольклоре» В. И. Калугина, «Русский советский фольклор» под редакцией К. Н. Феменкова, «О русском фольклоре» Э. В. Померанцевой, «Народные русские легенды» и «Народ–художник: миф, фольклор, литература» А. Н. Афанасьева, «Славянская мифология» Н. И. Костомарова, «Мифы и предания» К. А. Зурабова.

Во всех изданиях авторы выделяют несколько жанров фольклора – это гадания, заговоры, обрядовые песни, былины, сказки, пословицы, поговорки, загадки, былички, пестушки, заклички, частушки и т. д. Ввиду того, что материал очень огромен, и за короткое время его изучить невозможно, я использую в работе лишь четыре книги, выданные мне в центральной библиотеке. Это «Русские обрядовые песни» Ю. Г. Круглова, «Струны рокотаху: очерки о русском фольклоре» В. И. Калугина, «Русский советский фольклор» под редакцией К. Н. Феменкова, «Русское народное поэтическое творчество» Т. М. Акимовой.

Современные писатели часто используют фольклорные мотивы для того, чтобы придать повествованию бытийный характер, совместить индивидуальное и типовое.

Устная народная поэзия и книжная литература зарождались и развивались на основе национальных богатств языка, их тематика была связана с исторической и социальной жизнью русского народа, его бытом и трудом. В фольклоре и литературе создавались во многом сходные между собой поэтические и прозаические жанры, возникали и совершенствовались роды и виды поэтического искусства. Поэтому вполне естественны и закономерны творческие связи между фольклором и литературой, их постоянное идейно-художественное взаимовлияние.

Устное народное поэтическое творчество, возникнув в глубокой древности и достигнув совершенства ко времени введения на Руси письменности, стало для древнерусской литературы естественным преддверием, своеобразной «поэтической колыбелью». На основе богатейшей поэтической сокровищницы фольклора в значительной степени и возникла первоначально русская письменная литература. Именно фольклор, по мнению многих исследователей, вносил в произведения древнерусской литературы сильную идейную и художественную струю.

Фольклор и русская литература представляют собою две самостоятельные области русского национального искусства. В то же время история их творческих взаимоотношений должна была стать предметом самостоятельного изучения и фольклористики, и литературоведения. Однако такие целенаправленные исследования в русской науке появились не сразу. Им предшествовали длительные этапы автономного существования фольклора и литературы без должного научного осмысления процессов их творческого влияния друг на друга.

Творчество Толстого, обращённое к детям, обширно по объёму, полифонично по звучанию. Оно проявляет его художественные, философские, педагогические воззрения.

Всё написанное Толстым о детях и для детей знаменовало новую эпоху в развитии отечественной и во многом мировой литературы для детей. Ещё при жизни писателя его рассказы из «Азбуки» были переведены на многие языки народов России, получили распространение в Европе.

Тема детства в творчестве Толстого получила философски глубокое, психологическое значение. Писатель ввёл новые темы, новый пласт жизни, новых героев, обогатил нравственную проблематику произведений, обращённых к юным читателям. Огромная заслуга Толстого, писателя и педагога, в том, что учебную литературу (азбуку), традиционно носившую прикладной, функциональный характер, он поднял до уровня настоящего искусства.

Лев Толстой – это слава и гордость отечественной литературы. 2 Начало педагогической деятельности Толстого относится к 1849 году. Когда он открыл свою первую школу для крестьянских детей.

Проблемы образования и воспитания Толстой не оставлял вниманием до последних дней жизни. В 80-е и 90-е годы он занимался изданием литературы для народа, мечтал создать для крестьян энциклопедический словарь, серию учебников.

Постоянный интерес Л.Н. Толстого к русскому фольклору, к народной поэзии других народов (прежде всего кавказских) – факт общеизвестный. Он не только сам записывал и активно пропагандировал сказки, легенды, песни, пословицы, но и использовал их в своем художественном творчестве, в педагогической деятельности. Особенно плодотворными в этом плане были 70-е годы XIX века – время интенсивной работы над “Азбукой” (1872), “Новой азбукой” и дополняющими ее книгами для чтения (1875). Первоначально, в первом издании, «Азбука» представляла собой единый комплекс учебных книг. Толстой обобщил опыт преподавания в Яснополянской школе, переработал рассказы для детей, напечатанные в приложении к «Ясной Поляне». Прежде всего хотелось бы отметить серьезное, вдумчивое отношение Л.Н. Толстого к фольклорному материалу. Автор обеих “Азбук” строго ориентировался на первоисточники, избегал произвольных изменений и толкований и позволял себе некоторые коррективы лишь с целью адаптации сложных для восприятия фольклорных текстов. Толстой изучил опыт Ушинского, критично отзывался о языке учебных книг своего предшественника, слишком, с его точки зрения, условном, искусственном, не принимал описательности в рассказах для детей. Позиции обоих педагогов были близки в оценке роли устного народного творчества, опыта духовной культуры в освоении родного языка.

Пословицы, поговорки, загадки в “Азбуке” чередуются с короткими зарисовками, микросценками, маленькими рассказами из народной жизни 3 (“Пошла Катя по грибы”, “У Вари был чиж”, “Нашли дети ежа”, “Несла Жучка кость”). В них все близко крестьянскому ребенку. Прочитанная в книге, сценка наполняется особой значимостью, обостряет наблюдательность: “Клали скирды. Было жарко, было трудно, а все пели”. “Деду скучно было дома. Пришла внучка, спела песню”. Персонажи маленьких рассказов Толстого, как правило, обобщенные - мать, дочь, сыновья, старик. В традициях народной педагогики и христианской морали Толстой проводит мысль: люби труд, уважай старших, твори добро. Иные бытовые зарисовки выполнены так мастерски, что обретают высокий обобщенный смысл, приближаются к притче. Вот, например:

“У бабки была внучка; прежде внучка была мала и все спала, а бабка пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а после бабка стала стара и легла на печку и все спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку”.

Несколько строк простых двусложных слов. Вторая часть -- почти зеркальное отражение первой. А какая глубина? Мудрое течение жизни, ответственность поколений, передача традиций... Все заключено в двух предложениях. Здесь каждое слово будто взвешено, особым образом акцентировано. Классическими стали притчи о старике, сажавшем яблони, “Старый дед и внучек”, “Отец и сыновья”.

Дети – главные герои рассказов Толстого. Среди его персонажей малыши, простые, крестьянские ребята и барские дети. Толстой не акцентирует внимание на социальной разнице, хотя в каждом рассказе дети в своей среде. Деревенский малыш Филипок, в большой отцовской шапке, преодолевая страх, отбиваясь от чужих собак, идёт в школу. Не меньшей смелости стоит маленькому герою рассказа «Как я выучился ездить верхом» упросить взрослых взять его в манеж. А потом, не испугавшись падения, вновь сесть на Червончика.

«Я бедовый, я стразу всё понял. Я страсть какой ловкий», - говорит о себе Филипок, одолев по складам своё имя. Таких «бедовых и ловких» героев много в рассказах Толстого. Мальчик Вася самоотверженно защищает от охотничьих собак котёнка («Котёнок»). А восьмилетний Ваня, проявив завидную смекалку, спасает жизнь маленькому братишке, сестрёнке и старой бабушке. Сюжеты многих рассказов Толстого драматичны. Герой – ребёнок должен преодолеть себя, решиться на поступок. Характерна в этом плане напряжённая динамика рассказа «Прыжок». 4

Дети часто бывают непослушны, совершают неверные действия, но писатель не стремится дать им прямую оценку. Нравственный вывод читателю предстоит сделать самому. Примирительную улыбку может вызвать проступок Вани, тайком съевшего сливу («Косточка»). Беспечность Серёжи («Птичка») стоила жизни чижу. А в рассказе «Корова» герой в ситуации ещё более сложной: боязнь наказания за разбитый стакан привела к тяжёлым последствиям для большой крестьянской семьи – смерть кормилицы Бурёнушки.

Известный педагог Д.Д. Семёнов, современник Толстого, называл его рассказы « верхом совершенства, как в психологическом. Так и в художественном отношении... Что за выразительность и образность языка, что за сила, сжатость, простота вместе с тем изящество речи... В каждой мысли, в каждом рассказце есть и мораль... притом она не бросается в глаза, не надоедает детям, а скрыта в художественном образе, а потому так и просится в душу ребёнку и глубоко западает в ней» 5 .

Талант писателя определяется значимостью его литературных открытий. Бессмертно то, что не повторяет и неповторимо. Природа литературы не терпит вторичности.

Писатель создает свой образ реального мира, не удовлетворяясь чужим представлением о действительности. Чем больше этот образ отражает сущность, а не видимость явлений, чем глубже проникает писатель в первоосновы бытия, чем точнее выражена в его творчестве их имманентная конфликтность, являющаяся парадигмой подлинного литературного «конфликта», тем более долговечным оказывается произведение.

В число забытых произведений попадают вещи, которые редуцируют представление о мире и человеке. Это вовсе не значит, что произведение призвано отразить целостную картину действительности. Просто в «частной истине» произведения должна быть сопряженность с универсальным смыслом.

Вопрос о народности того или иного писателя не может быть разрешён до конца без анализа его связи с фольклором. Фольклор – безличное творчество, тесно связанное с архаическим миросозерцанием.

Заключение

Таким образом создание Толстым цикла «народных рассказов» 1880 - 1900-ых годов обусловлено в совокупности и внешними, и внутренними причинами: общественно-историческими факторами, закономерностями литературного процесса конца XIX - начала XX века, религиозными и эстетическими приоритетами позднего Толстого.

В условиях социально-политической нестабильности в России 1880 -1890-ых годов, тенденции радикального переустройства общества насильственными методами, сеющими рознь, разобщение людей, Толстой проводит в жизнь идею «деятельного христианства» - религиозно-философского учения о духовном просветлении на основе христианской аксиоматики, выработанного им в течение четверти века, и следование которому, по мнению писателя, должно неминуемо привести к духовному прогрессу общества.

Объективная реальность, будучи противоестественной, получает эстетическое осуждение писателем. С целью противопоставить действительности образ гармоничной реальности, Толстой разрабатывает теорию религиозного искусства, как наиболее соответствующую потребностям дня, и кардинально меняет характер собственного творческого метода. Избранный Толстым метод «духовной правды», синтезирующий реальное и идеальное как способ воплощения гармоничной реальности, наиболее ярко реализовался в цикле произведений с условным жанровым определением «народные рассказы».

В условиях возрастающего интереса современного литературоведения к христианской проблематике в отечественной классике перспективным представляется изучение «народных рассказов» в контексте духовной прозы конца XIX - начала XX века, позволяющее представить духовную литературу данного периода как целостное явление.

Список используемой литературы.

1. Акимова Т. М. , В. К. Архангельская, В. А. Бахтина/Русское народное поэтическое творчество (пособие к семинарским занятиям). – М.: Высш. Школа, 1983. – 208 с.

2. Горький М. Собр. соч., т. 27

3. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и их потомков (XI – XII вв.). – М.,1998. – С. 225.

5. Круглов Ю. Г. Русские обрядовые песни: Учеб. пособие для пед. ин-товпоспец «рус. яз. и лит.». – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк. 1989. – 320 с.

6 . Семёнов Д.Д. Избр. Пед. Соч. – М., 1953

7. Толстой Л.Н. Собр. соч. в 22 – х томах. М., 1978. – Т. II. XIV. XII.

8. Шкловский В. Лев Толстой. М., 1963. – С.99

9. Русский фольклор / Под ред. В. П. Аникина; - М.: Худ. Лит., 1985. – 367 с.;

10 . Русский советский фольклор. Антология/ под ред. К. Н. Феноменова.- Л., Изд – во «Наука», 1968. – 201 с.

  • А.2 Анализ местоположения оцениваемых объектов недвижимости
  • Автообзвон предлагает им цену 2990 вместо 4900. Поэтому НЕЛЬЗЯ звонить тем, кто купил за 4900 или находится в процессе покупки! БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!